Образцы разбора как пишется

Фонетический разбор слова

  1. Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
  2. Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
  3. Охарактеризовать каждый звук:

а) гласный – ударный или безударный;

б) согласный – звонкий или глухой, парный или непарный;

                           мягкий или твёрдый, парный или непарный.

4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.

        Образец разбора:

ёж – 1 слог

ё — [й,] – согл., звонк., непарн., мягк., непарн.

         [о] – гласн., ударн.

ж -[ш] – согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.

_____________________

2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)

Лексический разбор слова              

  1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
  2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
  3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
  4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
  5. Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) – исконно русское или заимствованное.

        Образец разбора.

         Задремали звёзды золотые.

  1. Задремать – впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
  2. Перен.знач. – олицетворение.
  3. Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном – синонимы.
  4. Нейтр.
  5. Исконно русское.

        Словообразовательный разбор слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
  3. Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
  4. Составить словообразовательную цепочку слова.

        Образец разбора:

холодноватый

  1. Это слово – имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание  -ый.
  2. Холодноватый – «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса –оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.

Холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса –н-:

        холодный← холод

        -холод- — корень.

Итак: холод → холодный → холодноватый.

Орфографический разбор слова.

разлетелись

1. раз-  пишу а, т.к. без ударения; роспуск.

2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- — рос-); рассыпать, раскрашенный.

3. –лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово – лётчик; вылет, полетят.

4. –сь  пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.

подложенного

1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.

2. –енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.

3. –енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.

4. –ого  слышу –ова-, а пишу –ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.

Морфологический разбор имени существительного

I. Общее грамматическое значение (предмет).

Начальная форма (именительный падеж, единственное число)

II. Постоянные признаки:

—  собственное или нарицательное,

  1. одушевлённое или неодушевлённое,
  2. род,
  3. склонение.

    Непостоянные признаки:

  1. число,
  2. падеж.

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

        Учится в школе

I. Учится (где?) в школе – имя сущ., обозначает предмет

    Нач.ф. – школа

II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.

      Непост.пр.: в един.ч., п.п.

III. В предложении является обстоятельством — учится (где?) в школе

Морфологический разбор имени прилагательного

I.  Общее грамматическое значение (признак предмета).

     Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).

II. Постоянные признаки:

      —    качественное, относительное или притяжательное.

     Непостоянные признаки:

  1. полная или краткая форма,       только у качественных
  2. степень сравнения                     прилагательных
  3. число,
  4. род (в единственном числе),
  5. падеж ( в полной форме)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).

           Приехал в бабушкин дом

I.  Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета

  по принадлежности к лицу

     Нач.ф. – чей? бабушкин

II.  Пост.пр.: притяж.

     Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является согласованным определением

Морфологический разбор глагола

I.    Общее грамматическое значение (действие, состояние)

       Начальная форма (инфинитив) – что делать? что сделать?

II.   Постоянные признаки:

  1. возвратный(ся) или невозвратный
  2. вид(несов.в. – что делать?; сов.в. – что сделать?)
  3. переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
  4. спряжение

    Непостоянные признаки:

     —     изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение

    Для изъявительного:

  1. время (настоящее, прошедшее, будущее)
  2. число
  3. лицо(для настоящего и будущего простого времени)
  4. род (для прошедшего времени)

Для повелительного:

  1. число

Для сослагательного:

  1. число
  2. род

III.  Каким членом предложения является(синтаксическая роль)

           Солнце стояло высоко.

I.   Солнце (что делало?) стояло – глагол, обозначает действие предмета

      Нач.ф.: что делать? стоять

II.  Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)

     Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.

III. В предложении является простым глагольным сказуемым.

Морфологический разбор причастия

I. Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)

    Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) – какой?

     что делающий? что делавший?  + от какого глагола образовано

II.  Постоянные признаки:

  1. действительное или страдательное
  2. возвратное(ся) или невозвратное
  3. вид
  4. время (настоящее или прошедшее)

  Непостоянные признаки:

  1. полная или краткая форма (у страдательных причастий)
  2. число
  3. род (только в единственном числе)
  4. падеж (у полных причастий)

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

                  Поля уже сжаты.

I.  Поля (каковы? что сделаны?) сжаты – причастие, обозначает признак предмета по действию

     Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола — сжать

II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.

     Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.

III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.

Морфологический разбор деепричастия

I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)

    Начальная форма: от какого глагола образовано

II. Постоянные признаки:

  1. вид

    Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

        Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.

I. Шёл (что делая? как?) стараясь – деепричастие, обозначает добавочное действие

   Нач.ф.: образовано от глагола – стараться

II. Пост.пр.: несов.вид

    Непост.пр.: неизмен.

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор имени числительного

I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)

  Начальная форма (именительный падеж) – сколько? какой?

II. Постоянные признаки:

  1. количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
  2. простое, сложное или составное

    Непостоянные признаки:

  1. падеж
  2. число
  3. род              если есть

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.

I.   Видов (сколько?) сто восемьдесят – числительное, обозначает количество предметов

   Нач.ф.: сто восемьдесят

II. Пост.пр.: колич., целое, составное

    Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет

III. В предложении является подлежащим.

Морфологический разбор местоимения

I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,

    не называя их)

    Начальная форма (именительный падеж)

II. Постоянные признаки:

  1. разряд по значению (у личных – лицо)

    Непостоянные признаки:

  1. число (если есть)
  2. род (если есть)
  3. падеж

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

   Мне пятнадцать лет.

I.  Пятнадцать лет (кому?) мне – местоимение, указывает на лицо

     Нач.ф.: кто? я

II.  Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число

      Непост.пр.: в д.п.

III. В предложении является косвенным дополнением.

Морфологический разбор наречия

I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)

    Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)

II.  Постоянные признаки:

  1.   группа по значению

     Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

 Коля прыгнул выше.

I. Прыгнул (как?) выше – наречие, обозначает признак действия

    Нач.ф.: высоко

II. Пост.пр.: образа действия

     Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор слов категории состояния

I. Общее грамматическое значение (состояние)

    Начальная форма – у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения

II. Постоянные признаки:

  1. разряд по значению

     Непостоянные признаки:

  1. неизменяемость
  2. степень сравнения

III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)

    На улице очень светло.

I.  На улице (каково?) светло – слово категории состояния, обозначает состояние

II.  Пост.пр.: состояние природы

      Непост.пр.: неизм.

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор предлога

I.   Грамматическая роль (для чего служит)

II.  Морфологические признаки:

  1. разряд по значению
  2. простой или составной
  3. производный или непроизводный
  4. с каким падежом употребляется
  5. неизменяемое слово

III.  Каким членом предложения является.

      По небу метались встревоженные галки.

I.  По – предлог, выражает зависимость существительного небо  от глагола метались

II.  Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово

III. Не член предложения.

Морфологический разбор союза

I.  Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
  2. простой или составной
  3. производный или непроизводный
  4. одиночный или повторяющийся
  5. неизменяемость

III.  Каким членом предложения является

                   Звёзды меркнут и гаснут.

I.  И – союз, связывает однородные члены предложения

II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.

III. Не член предложения.

Морфологический разбор частицы

I.  Грамматическая роль (для чего служит)

II. Морфологические признаки:

  1. разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
  2. группа по значению (у модальных)
  3. простая или составная
  4. производная или непроизводная
  5. неизменяемость

III. Каким членом предложения является.

     Даже цветы на родине пахнут по-иному.

I.  Даже – частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы

II.  Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.

III. Не член предложения.

                    Морфологический разбор междометий

I.  Грамматическая роль (для чего служит)

II.  Морфологические признаки:

  1. группа по значению
  2. производное или непроизводное
  3. неизменяемость

III.  Каким членом предложения является.

        Ба! Знакомые всё лица.

I. Ба – междометие, выражает чувство

II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.

III. Не член предложения.

Синтаксический разбор словосочетания

  1. Вычленить словосочетание из предложения.
  2. Указать главное и зависимое слово.
  3. Определить, чем выражены слова.
  4. Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
  5. Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)

Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)

  глаг.       нар.

Синтаксический разбор простого предложения

  1. Найти грамматическую основу предложения.
  2. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
  3. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
  4. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
  5. Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
  6. Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
  7. Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
  8. Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
  9. Объяснить постановку знаков препинания.

Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

  1. Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
  2. Составить схему предложения с прямой речью.
  3. Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
  4. Объяснить постановку знаков препинания.

Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).

                     Синтаксический разбор сложного предложения

  1. Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
  2. Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
  3. Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
  4. Составить схему предложения.
  5. Объяснить постановку знаков препинания.
  6. Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.

Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)

Члены предложения

член предложения

отвечает на вопрос

что обозначает

чем выражен

графическое обозначение

подлежащее

кто? что?

и.п.

предмет

существительным,

местоимением,

словосочетанием,

нач.формой глагола

_______

сказуемое

что делать?

каков?

что такое?

кто такой?

действие предмета

глаголом,

существительным,

прилагательным,

причастием,

числительным

________

________

определение

какой?

чей?

признак предмета

прилагательным,

местоимением,

числительным,

причастием,

причастным оборотом

дополнение

на вопросы

 Р.п. кого? чего?

 Д.п. кому? чему?

 В.п. кого? что?

 Т.п.  кем? чем?

 П.п. о ком? о чём?

предмет

существительным,

местоимением,

числительным,

начальной формой глагола

_ _ _ _ _ _ _

обстоятельство

как? когда?

куда? откуда?

почему? где?

зачем? насколько?

при каком условии?

признак действия, признак предмета

наречием,

существительным с предлогом,

деепричастием,

деепричастным оборотом

    _ . _ . _ . _

Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)                    

  1. Дать толкование указанных слов;
  2. Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов;
  3. Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов;
  4. Привести синонимы, антонимы к указанным словам;
  5. Найти в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дать их толкование;
  6. Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы;
  7. Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте.

Порядок лингвистического разбора текста

  1. Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
  2. Указать средства связи между частями текста;
  3. Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
  4. Выделить микротемы, составить план;
  5. Определить тип речи, стиль, жанр;
  6. Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.

Порядок литературоведческого анализа художественного текста

  1. Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
  2. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
  3. Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
  4. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
  5. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

Порядок литературоведческого анализа лирического текста

(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)

  1. Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
  2. Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
  3. Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
  4. Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
  5. Указать особенности рифм;
  6. Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
  7. Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.

Понятие о частях речи

Морфология — это раздел грамматики, который изучает части речи. Часть речи — это группа слов, которая выделяется по следующим признакам:

  • по лексическим значениям;

  • по морфологическим признакам и грамматическим категориям;

  • по их синтаксическим функциям в составе предложений.

Самостоятельные части речи Служебные части речи Междометия
Называют предметы, действия, признаки, состояние, количество или указывают на них. Выражают различные отношения между знаменательными словами и предложениями и придают различные оттенки словам и предложениям Выражают чувства или побуждения, но не называют их.
Существительное
Прилагательное
Числительное
Глагол
Наречие
Местоимение
Причастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Деепричастие (не все лингвисты выделяют как часть речи)
Предлог
Союз
Частица

По поводу причастий и деепричастий лингвисты не договорились:

  • в одних учебниках их рассматривают как особые формы глагола, поскольку и причастия, и деепричастия образованы от глаголов, наследуют часть глагольных грамматических признаков и их значение тесно связано с действием;

  • в других учебниках причастия и деепричастия считают самостоятельными частями речи, поскольку у тех и у других есть свои уникальные грамматические признаки и в предложении они выполняют иные синтаксические роли, чем глаголы.

Что значит «морфологический разбор слова», мы уже сформулировали выше: это его грамматическая характеристика. А теперь узнаем, как именно его делать. В статье мы собрали алгоритмы и примеры, которые помогут разобраться, как выполняется морфологический разбор слов разных частей речи:

  • существительного;

  • прилагательного;

  • числительного;

  • местоимения;

  • глагола;

  • наречия;

  • причастия;

  • деепричастия.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Морфологический разбор существительного

План разбора имени существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма существительного (И. п., ед. ч.).

    Постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение.

    Непостоянные морфологические признаки: в каком падеже и числе употреблено существительное.

  3. Синтаксическая роль существительного.

Образец разбора имени существительного

Дети не любят пить молоко.

  1. Молоко (что?) — имя существительное, обозначает предмет.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч.): молоко.

    Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род; 2-е склонение.

    Непостоянные признаки: употреблено в винительном падеже, единственном числе.

  3. В предложении является дополнением: любят пить (что?) молоко.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Морфологический разбор прилагательного

План разбора имени прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма прилагательного (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд (относительное, качественное, притяжательное).

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для качественных прилагательных), степень сравнения (для качественных прилагательных), падеж, число, род (в ед. ч.).

  3. Синтаксическая роль прилагательного.

Образец разбора прилагательного

Меня окружают высокие люди.

  1. Высокие (какие?) — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): высокий.

    Постоянные признаки: качественное.

    Непостоянные признаки: употреблено в полной форме, положительной степени сравнения, именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: люди (какие?) высокие.

Морфологический разбор числительного

Порядок разбора имени числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р. для порядкового, И. п. для остальных разрядов).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное, дробное); разряд по составу (простое, сложное, составное).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж; род и число (для порядкового).

  3. Синтаксическая роль числительного.

Образцы разбора числительных

Пролетело четыре дня.

  1. Четыре (сколько?) — имя числительное, обозначает количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): четыре.

    Постоянные признаки: количественное, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (сколько?) четыре дня.

В первой комнате никого не было.

  1. В первой (которой?) — имя числительное, обозначает порядок предметов при счёте.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): первый.

    Постоянные признаки: порядковое, простое.

    Непостоянные признаки: употреблено в предложном падеже, женском роде, единственном числе.

  3. В предложении является определением: в комнате (которой?) первой.

Морфологический разбор местоимения

План разбора местоимения-существительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п. или Р. п. для местоимений, у которых нет формы И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению, лицо (для личных местоимений), число (для личных местоимений, а также то, это, всё, все), род (для личных местоимений третьего лица).

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-существительного

У неё сегодня такой грустный взгляд.

  1. У неё (у кого?) — местоимение, указывает на лицо.

  2. Начальная форма (И. п.): она.

    Постоянные признаки: личное, 3-е лицо, женский род, единственное число.

    Непостоянные признаки: употреблено в родительном падеже.

  3. В предложении является дополнением: (у кого?) у неё.

План разбора местоимения-прилагательного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.; для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж, род (в ед. ч.), число (для местоимений, похожих на краткие прилагательные, — только род и число).

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-прилагательного

Её глаза были полны слёз.

  1. Её (чьи?) — местоимение, указывает на признак предмета по его принадлежности к кому-либо или чему-либо.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.): её.

    Постоянные признаки: притяжательное.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже, множественном числе.

  3. В предложении является определением: глаза (чьи?) её.

План разбора местоимения-числительного

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п.).

    Постоянные морфологические признаки: разряд по значению.

    Непостоянные морфологические признаки: падеж.

  3. Синтаксическая роль местоимения.

Образец разбора местоимения-числительного

Осталось ещё несколько кусочков рафинада.

  1. Несколько (сколько?) — местоимение, указывает на количество предметов.

  2. Начальная форма (И. п.): несколько.

    Постоянные признаки: неопределённое.

    Непостоянные признаки: употреблено в именительном падеже.

  3. В предложении является подлежащим: (что?) несколько кусочков.

Морфологический разбор глагола

План морфологического разбора глагола

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив).

    Постоянные морфологические признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.

    Непостоянные морфологические признаки: наклонение, время, число, лицо, род (если есть).

  3. Синтаксическая роль глагола.

Образец разбора глагола

Речь мы произнесли громко и выразительно.

  1. Произнесли (что сделали?) — глагол, обозначает действие предмета.

  2. Начальная форма: произнести.

    Постоянные признаки: глагол совершенного вида, переходный, невозвратный, I спряжения.

    Непостоянные признаки: употреблён в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, первом лице.

  3. В предложении является сказуемым: (что сделали?) произнесли.

Морфологический разбор наречия

Порядок разбора наречия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Морфологические признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть), неизменяемость.

  3. Синтаксическая роль наречия.

Образец разбора наречия

Цветы вкусно пахли.

  1. Вкусно (как?) — наречие, обозначает признак действия.

  2. Морфологические признаки: определительное, неизменяемое.

  3. В предложении является обстоятельством: пахли (как?) вкусно.

Морфологический разбор причастия

Порядок разбора причастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (И. п., ед. ч., м. р.).

    Постоянные морфологические признаки: действительное или страдательное, вид, время.

    Непостоянные морфологические признаки: полная или краткая форма (для страдательных причастий), число, род (в ед. ч.), падеж (для причастий в полной форме).

  3. Синтаксическая роль причастия.

Образец разбора причастия

Выпишите все слова, соответствующие условиям.

  1. Соответствующие (какие?) — причастие, обозначает признак предмета по действию.

  2. Начальная форма: соответствующий.

    Постоянные признаки: действительное причастие настоящего времени, несовершенного вида.

    Непостоянные признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.

  3. В предложении является определением: слова (какие? что делающие?) соответствующие.

Морфологический разбор деепричастия

Порядок разбора деепричастия

  1. Часть речи, её общее грамматическое значение и вопрос, на который она отвечает.

  2. Начальная форма (инфинитив глагола).

    Постоянные морфологические признаки глагола: вид, возвратность, переходность.

    Непостоянные морфологические признаки: неизменяемая форма.

  3. Синтаксическая роль деепричастия.

Образец разбора деепричастия

Задумавшись, я проехала свою остановку.

  1. Задумавшись (что сделав?) — деепричастие, обозначает добавочное действие к основному действию.

  2. Начальная форма глагола: задуматься.

    Постоянные признаки глагола: совершенного вида, возвратный, непереходный.

    Непостоянные признаки: неизменяемая форма.

  3. В предложении является обстоятельством: проехала (как?) задумавшись.

Правильный вариант написания слова: образцы

Правило

Это словарное слово, которое мы рекомендуем запомнить. Для проверки правильности написания используйте орфографический словарь русского языка, например, под редакцией Д.Н.Ушакова.

Звук «ц» только твердый.

После «ц» буква «ы» пишется в следующих случаях:

  1. В окончаниях слов (гонцы, ножницы, отцы, беженцы, вереницы, столицы, бледнолицый, куцый) и в суффиксе -ын (сестрицын подарок, птицын, синицыным);
  2. В словах цыган, цыпленок, цыкать, на цыпочках, цыц и образованных от них словах, например: цыганский табор, на цыпочках, цыплячье счастье;
  3. В суффиксах прилагательных и фамилиях на -цын (Голицын, Лисицын, Курицын, но: Ельцин).

В остальных случаях (в корневых морфемах и словах на -ция) после буквы «ц» пишется «и», например: цивилизация, традиция, цинк, панцирь, цитата, цинга, цирюльник, циферблат.

Морфологический разбор слова образцы

1. Часть речи — имя существительное
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: образец (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, множественное число.
3. Синтаксическая роль: Может быть различным членом предложения, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Образец. О, бедный Homo sapiens*, Существованье — гнет. Былые годы за пояс Один такой заткнет.

«Образец» — Пастернак Борис

Кроме того, в этом музее есть интереснейшие образцы иконописи коптской, абиссинской и других. Во дворце ее императорского высочества великой княгини Марии Николаевны группируется другое такое же собрание, которым…

Пастернак Борис — стихи и романы

Выше Толстого я никого не знаю, каждое его произведение считаю образцом искусства и мерилом художественности. Я знаю, что Толстой не признает во мне…

«О русской иконописи» — Лесков Николай

Похожие слова

милиционер, цыкнуть, коррекционный

№ 1. Фонетический разбор слова

1.Напиши слово, поставь ударение , раздели на слоги

2.Сколько в слове слогов

3.Охарактеризуй каждый звук по схеме:

   — согласный или гласный

   — если согласный, то:

    -парный или непарный (глухой или звонкий);

     -парный или непарный (твёрдый или мягкий)

Непарные звонкие : л н р м й      б д в г з ж

Непарные глухие      х ч щ ц       п т ф к с ш      

всегда твёрдые (непарные):     ж ш ц

всегда мягкие (непарные):  :   й ч щ

   — если гласный, то (ударный или безударный)

гласные звуки: [а]  [о]  [у]  [и]  [ы]  [э]

Буквы я, ю ,и, е, ё  обозначают 2 звука,

в начале слова, после гласной, после ъ, ь.

 юла [йу ],  моё [йо],  колья[йа], съел [йэ]

Запиши, сколько букв, сколько звуков.

Например:

Якорь [йакар]  —  2 слога

я  [й]  — согл., парн.(непарн.), звон., парн.(непарн.)мягк.

   [а] —  глас., удар.

к  [к]  — согл., парн.(непарн.)глух., парн.(непарн.)тв.

о  [а]  — глас., безудар.

р  [р]  — согл., парн.(непарн.) звон., парн.(непарн.) мягк.

ь  [-]

5 букв,5 звуков

№ 2. Разбор слова по составу

1. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: поездка, поездки -а — изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой: поездка.

2. Выдели основу. Это часть слова без окончания

3. Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (пере­езд, по езд, въ езд), выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком

4. Найди приставку. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком 

5. Найди суффикс. Он стоит после корня. Выдели значком

№3. Морфологический разбор

Порядок разбора имени существительного как части речи

1. Вопрос.

2. Начальная форма ( в форме единственного числа. отвечает на вопрос кто? или что?).

3. Часть речи.

4. Постоянные признаки:

   — одушевлённое или неодушевлённое;

   -нарицательное или собственное;

   — род;

   — склонение;

5. непостоянные признаки:

   — число;

   — падеж;

   — синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

1. Вопрос.

2. Начальная форма ( ед.число, муж.род)

3. Часть речи.

4. Род ( в ед.числе)

5. Число.

6. Падеж.

7. Синтаксическая роль(член предложения);.

Порядок разбора глагола как части речи

1. На какой вопрос отвечает.

2. Глагол.

3. Неопределённая форма( вопросы: что делать?, что сделать?)

4. Время.

5. Число.

6.Вид (совершенный или несовершенный).

7. Род ( в прошедшем времени единственного числа).

8.Спряжение.

9.Синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора местоимения  как части речи

1. Часть речи.

2. Начальная форма  (именительный падеж, ед. число).

3. Постоянные признаки: лицо.

4. Непостоянные признаки: падеж, число, род ( если это местоимение 3-го лица, ед.числа).

5. Синтаксическая роль (член предложения);

№4 Синтаксический разбор предложения

1) По цели высказывания:   

повествовательное (содержит сообщение)

побудительное (побуждает к действию);                            

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

Грамматическая основа:

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

дополнение (падежные вопросы)

обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда? сколько? каким образом?)

определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

Пример:

пр.     сущ.      гл.       сущ.   с.  сущ.    

От петуха летели пыль и пух.                (Схема предложения)                        

(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)

6) Выписать словосочетания(от главного слова к зависимому задать вопрос)

летели (от кого?) от петуха

Как правильно пишется слово «образец»

образе́ц

образе́ц, -зца́, тв. -зцо́м, р. мн. -зцо́в

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: мушмула — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «образец»

Синонимы к слову «образец»

Предложения со словом «образец»

  • Увидеть, как моя компания, в которой я проработал больше тридцати лет, с тех пор как окончил школу бизнеса, становится новым образцом качества и успеха.
  • Одна компания выкрала у другой опытный образец нового авиационного топливного насоса.
  • Интерьер в стиле китч входит в моду, когда старые образцы хорошего тона приедаются.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «образец»

  • Обставлены первосортные парикмахерские были по образцу лучших парижских. Все сделано по-заграничному, из лучшего материала. Парфюмерия из Лондона и Парижа… Модные журналы экстренно из Парижа… В дамских залах — великие художники по прическам, люди творческой куаферской фантазии, знатоки стилей, психологии и разговорщики.
  • Молодые художники отказывались от традиционного академизма, требовавшего подражания классическим образцам, главным образом итальянского искусства, и выступали за создание русского самобытного искусства, проникнутого передовыми, демократическими идеями.
  • Свои описания природы я начал с подражаний тем образцам, которые помещены в хрестоматиях, как образцовые.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Каким бывает «образец»

Значение слова «образец»

  • ОБРАЗЕ́Ц, —зца́, м. 1. Предмет, изделие и т. п., по которому можно судить о других подобных же предметах, изделиях, а также часть какого-л. вещества, продукта и т. п., дающая представление о нем. Образец кожи. Образцы горных пород. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ОБРАЗЕЦ

Афоризмы русских писателей со словом «образец»

  • Стих Пушкина — это вековечный образец, неумирающий тип русского стиха: не было и не будет лучшего.
  • Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
  • Мало ли вы выучиваете такого, что вам не понадобится потом в жизни; но все изученное входит в плоть и кровь вашего нравственного, умственного и эстетического образования! Без этой подкладки древних классиков, их образцов во всем — смело скажу, человек образованным назваться не может.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Смотрите также

ОБРАЗЕ́Ц, —зца́, м. 1. Предмет, изделие и т. п., по которому можно судить о других подобных же предметах, изделиях, а также часть какого-л. вещества, продукта и т. п., дающая представление о нем. Образец кожи. Образцы горных пород.

Все значения слова «образец»

  • Увидеть, как моя компания, в которой я проработал больше тридцати лет, с тех пор как окончил школу бизнеса, становится новым образцом качества и успеха.

  • Одна компания выкрала у другой опытный образец нового авиационного топливного насоса.

  • Интерьер в стиле китч входит в моду, когда старые образцы хорошего тона приедаются.

  • (все предложения)
  • модель
  • прототип
  • образчик
  • пример
  • доказательство
  • (ещё синонимы…)
  • образ
  • абразив
  • пример
  • образцовый
  • идеал
  • (ещё ассоциации…)
  • старый образец
  • образцы поведения
  • сбор образцов
  • служить образцом
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • экспериментальный
  • довоенный
  • непревзойдённый
  • демонстрационный
  • армейский
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «образец»
  • Разбор по составу слова «образец»

На уроках русского языка делается синтаксический разбор предложения, который предполагает не только поиск грамматической основы, но и других членов предложения. С помощью разбора можно понять, какие члены предложения являются главными, какие зависимыми, а какие добавочными. Кроме этого, синтаксический разбор помогает правильно расставить знаки препинания. 

В синтаксис входят слова, которые формируют словосочетания, предложения и, соответственно, текст.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор предложений и слов, и как его делать.

Что такое синтаксический разбор: слова, словосочетания и предложения

Синтаксический разбор предложения — это характеристика предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Это напоминает разбор на составные части – представляйте кирпичную стену, которую предстоит собрать.

Существует два типа предложений, которые подходят для синтактического разбора:

Синтаксический разбор включает в себя:

Разбор предложения по членам включает выделение каждого из них с помощью линий (одна черта, две черты, волнистая линия, пунктир, точка тире). Визуальная часть позволяет понять, что именно предстоит разбирать.

Как делать синтаксический разбор предложения: образец-памятка

Разберёмся, как сделать синтаксический разбор предложения. Для этого обратимся к понятию термина и памятке.

Порядок синтаксического разбора простого предложения включает следующие обязательные пункты.

Определить, какое предложение по цели высказывания. Это можно определить по знакам или по интонации:

Далее нужно определить основу предложения и убедиться, что оно действительно простое. Сначала рекомендуется определить, каким оно является (односоставным или двусоставным):

Определить, какое предложение: распространённое или нераспространённое.

Выделить положения, которые усложняют предложение: однородные или обособленные члены предложения. Синтаксический разбор предложения без этого невозможен.

Определить, полное предложение или неполное.

Сделать синтаксический разбор предложения по членам и указать, какими частями речи они являются (обычно сверху каждого слова подписывается часть речи: сущ., прилаг., глаг., наречие и т.д.).

Важно соблюдать порядок синтаксического разбора. Сначала определить сказуемое и подлежащее, затем второстепенные члены, которые относятся сначала к подлежащему, затем — к сказуемому.

Подчеркнуть все члены предложения, сделать синтаксический анализ, выделить все составные части и разобрать их.

Синтаксический разбор простого предложения впервые проходят в начальной школе, со временем количество характеристик и сам разбор усложняются. Характеристика предложения включает в себя и смысловую часть, которая позволяет выразить мысль автора наиболее полно.

Синтаксический разбор предложения сложного типа включает в себя все вышеперечисленные пункты, однако требует выделения всех грамматических основ.

Разбор предложения по составу будет выглядеть так:

1. Выделение грамматических основ;

2. Определение частей речи;

3. Синтаксический анализ слов.

Что такое характеристика предложения? 

Это выделение всех особенностей предложения. В неё входят как постоянные, так и непостоянные признаки разных частей речи и предложения. Синтаксический разбор отличается от него тем, что необходимо выделить особенности каждой из представленных частей речи, и определить её роль в предложении, то есть выделить синтаксис.

Иногда приходится делать синтаксический анализ не только предложений, но и слов.

Разберёмся, что такое синтаксический разбор слова.

Как сделать синтаксический разбор: пример

Рассмотрим пример синтаксического разбора предложения:

Подобный разбор можно подставить под любое предложение. Для закрепления материала попробуйте самостоятельно сделать синтаксический разбор предложения.

Подробное описание разборов дает возможность хорошо подготовиться к уроку, контрольным и экзаменам. Здесь вы найдете все схемы разборов по русскому языку.

Схема фонетического
разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите
количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные:
ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие
(парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой
обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

от-бе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб’ил’ит’]

[а] — гласный, безударный; обозначен
буквой «о»;

[д] — согласный, твёрдый, парный (пара
[д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б’] — согласный, мягкий, парный (пара
[б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

[и] — гласный, безударный; обозначен
буквой «е»;

[л’] — согласный, мягкий, парный (пара
[л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] — гласный, ударный; обозначен буквой
«и»;

] — согласный, мягкий,
парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу
(морфемный анализ)

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме
    оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме
мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск

Морфологический разбор
имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж
ед. числа).

2. Постоянные признаки: а)
собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г)
склонение.

3. Непостоянные признаки: а)
падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

I. (По) морю – им.
сущ., обозначает предмет, (что?) море;

 II. Н.ф.- море, нариц.,
неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;

 III.В предложении является
обстоятельством.

Морфологический разбор
глагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б)
спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а)
наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если
есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в
охоту.

I.Поешь
глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,

II. Н.ф. – поесть; сов. в.,
разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор
имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж
ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное,
относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у
качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех
прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури,
над ним луч солнца золотой

I.Золотой (луч)
им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;
 

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн.
ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор
имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое
или составное, б) количественное или порядковое, в)  для количественных
разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а)
падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

I.Десять– им.
числ., обозначает количество, (сколько?) десять;

II.Н.ф.- десять, колич.,
прост., целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор
наречия

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул
ветер.

I.Порывисто
наречие, обозначает признак действия, 

II.Дул (как?) порывисто,
образа действия, неизм.;

III. В предложении является
обстоятельством.

Морфологический разбор
причастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола).
Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж,
ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а)
действительное или страдательное, б) время, в) вид,     г)
возвратность.

3. Непостоянные признаки: а)
полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной
форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь
степь окутана сизым туманом.

I.Остывшая (степь) 
особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшаяостыть
+ -вш-(ая)
;

II.Н.ф.-остывший, действ., прош.
вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор
деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола).
Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные
кусты, шел туман.

I.Окутывая — особая форма глагола –
деепричастие,(как? Что делая?) окутываяокутывать + -я-;

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении является
обстоятельством.

Морфологический разбор
предлога

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались
встревоженные галки.

I.По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разбор
союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный,
разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный,
обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того
чтобы
 проверить последний раз крепление понтонов.

I.Для того чтобы –
союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит., обстоят., целевой,
составной, неизменяемый.

Морфологический разбор
частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная
(какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения
отрицания,

II.Модальная, отрицание,

III.Неизменяемая.

Cинтаксический разбор
простого предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели
высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по
эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматическую основу
предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по
структуре:

а) двусоставное или односоставное
(определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное,
назывное);

б) распространенное или
нераспространенное;

в) полное или неполное;

г) осложненное (указать, чем
осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными
словами).

5. Разобрать предложение по членам и
указать, чем они выражены.

6. Составить схему предложения и
объяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разбор
сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели
высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по
эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в
предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых
предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить
тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное,
бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное,
то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми;
указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное,
то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми
предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное,
то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами
связи
, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как
соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и
объяснить постановку знаков препинания.

Схема лексического разбора
слова

1. Определите лексическое значение слова в
контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие
его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского
языка).

3. Установите тип лексического значения в
данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное,
охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова
в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному
слову.

7. Определите, является данное слово
исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность
анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в
употреблении.

9. Определите, является ли слово
устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в
состав фразеологизмов.

Схема орфографического
разбора слова

1.  Выписать контрольное слово.

2.  Вставить пропущенные буквы или
раскрыть скобки.

3.  Подчеркнуть в слове место
орфограммы.

4.  Назвать орфограмму и объяснить
(устно или письменно) условия правильного написания.

5.  Указать проверочное слово (если
возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.

Скошенная — правописание суффиксов
причастий.

  1. Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего
    времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? —
    скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть
    или глаголов с основой на согласный.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обработке или обработки как правильно написать
  • Образцовый порядок как правильно пишется
  • Обр мление как пишется
  • Образцовое поведение как пишется
  • Обплювался как пишется