Образец как правильно написать обращение к руководителю образец

Официальное письмо в организацию — это документ деловой переписки, содержащий информацию, предложение, обращение или запрос, способ взаимодействия, подтверждения фактов, предоставления гарантий и т.д.

Виды и отличия деловых писем

Деловая переписка получила большое распространение, так как помогает установить и регулировать взаимоотношения по разнообразным поводам. Передача информации упростилась, в обиход вошла электронная почта и мессенджеры. Обычная почта применяется наравне с ней, поэтому образец письма от организации к организации используется для разных форм обмена данными. Переписка используется для установления деловых взаимоотношений, предложений, рекламы, приглашений, обмена информацией и т.д.

Классификация переписки между контрагентами классифицируется в зависимости от содержания:

  • гарантия по исполнению текущих или будущих обязательств. Характеризуется такими формулировками: «прошу произвести погрузку, оплату гарантирую» или «долг признаю, оплату гарантирую до …»;
  • коммерческое предложение, реклама услуг, работы или товаров, конкретное предложения сотрудничества;
  • просьба или запрос прислать информацию, документацию и т.д. Начинается со слова «Прошу», «Просим»;
  • приглашение на мероприятие, конференцию, совещание, встречу;
  • извещение — донесение информации, фактов, например, уведомление об изменении реквизитов;
  • обращение с сообщением о фактах, событиях или с предложением;
  • напоминание, например, о встрече или наступлении срока платежа;
  • сопроводительная, например, опись вложений;
  • поздравление;
  • требование исполнить обязательства, предоставить документы в соответствии с договором.

В организацию вправе обращаться другие организации, государственные органы или физические лица (предприниматели, самозанятые и обычные граждане).

Правила написания и распространенные ошибки

Унифицированных бланков на все случаи нет, но есть правила документооборота и рекомендации:

  • составить его на бланке, чтобы получателям сразу было понятно, кто адресант;
  • использовать стандартную структуру: адресная часть, описательная, подпись и дата и размещение этих реквизитов на листе. Адресная часть располагается в правом верхнем углу, тема и название — по центру, подпись и дата отделяется от основного текста;
  • основной текст разбить на абзацы, чтобы удобнее было его читать, использовать списки и выделение жирным шрифтом;
  • в обращении использовать имя и отчество руководителя;
  • указать исполнителя, контактные данные, чтобы получатель знал, с кем обсуждать интересующие его вопросы;
  • отправлять документацию к определенному сроку рекомендуется экспресс-почтой.

Для примера шаблон — образец, как пишется официальное письмо:

образец письма от юр лица юр лицу

Распространенные ошибки:

  • отсутствие темы. Если основной текст составляет больше одного абзаца, рекомендуется указать его тему в верхнем левом углу, чтобы было понятно, о чем оно, и найти впоследствии;
  • использование безличных обращений;
  • использование сленга;
  • личные вопросы;
  • ошибки в именах, названиях, реквизитах;
  • требовательный тон;
  • настойчивые рекламные лозунги;
  • грамматические ошибки.

Правила оформления по ГОСТу и без него

Как составляется официальное письмо, действующее законодательство не регулирует. Организация вправе разработать собственный унифицированный бланк. Правила ГОСТ Р 7.0.97-2016 являются рекомендациями, а не обязательными требованиями.

В ГОСТ перечислены 30 реквизитов деловой документации и порядок их размещения, эту информацию допускается использовать в делопроизводстве.

Основные реквизиты по ГОСТ Р 7.0.97-2016:

  • заголовок или тема — вкратце сообщает, о чем письмо, располагается слева вверху;
  • обращение к адресату — по центру;
  • преамбула — вводная часть, которая вводит адресанта в суть дела;
  • основная или описательная часть, основной текст, обращение, предложение;
  • заключение, вывод или, например, призыв к действию, если это реклама;
  • подпись.

К письму иногда прилагаются дополнительные документы, которые содержат полное предложение, прейскуранты, копии, фотографии и т.д.

Основные рекомендации по составлению:

  • использовать достоверную информацию;
  • излагать информацию кратко и доступно;
  • использовать деловой стиль;
  • не использовать сокращения, даже общеупотребимые;
  • не использовать исправления.

На практике принято, что одной теме посвящается одно письмо, но все зависит от конкретной ситуации и требований целесообразности. Если обсуждается один договор, то допускается сразу изложить замечания по всем пунктам.

Образцы

Образец, как составить письмо-обращение:

Общество с ограниченной ответственностью «Clubtk.ru» 123456, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 1 ИНН/КПП 1213141516/111111111

Директору

ООО «Статус»

Китовой Н.Н.

Приглашение на выставку продукции

Уважаемая Нина Николаевна!

Приглашаю Вас принять участие в выставке продукции сельскохозяйственных производителей Ленинградской области, которая состоится 24.10.2020 г. по адресу нашей организации в 10-00. На ней будут представлены образцы продукции с целью оценки, выбора и заключения договоров поставки.

Сообщаем Вам, что на выставке будут соблюдены все санитарно-эпидемиологические меры. На выходе будут выдаваться средства индивидуальной защиты — респираторы и перчатки, регулярно будет проводиться проветривание и обработка кварцевыми лампами.

Генеральный директор ООО «Clubtk.ru» Воронов А.В. Воронов

Исполнитель

Иванов И.И.

тел/факс (812)7121212,

e-mail: info@clubtk.ru, http://www.clubtk.ru

Образец, как писать официальное письмо:

Директору

ООО «Clubtk.ru»

А.В. Воронову

123456, Санкт-Петербург,

ул. Правды, д. 1

от Индивидуального предпринимателя

Иванова Ивана Ивановича

г. Санкт-Петербург, ул. Истины, д. 3

Уважаемый Андрей Викторович!

Сообщаю, что заинтересован в заключении договора аренды помещения 20–30 квадратных метров по адресу: Санкт-Петербург, улица Правды, дом 1, под размещение цветочного магазина. Прошу выслать образец договора аренды для ознакомления.

Иванов И.И.

т. (819) 555-333, e-mail: ivanov.er@mail.ru

Как написать электронное деловое письмо

В электронной документации требований по оформлению меньше, рекомендуется разработать шаблон, формирующий основные реквизиты (подпись, обращение).

Структура:

  • тема;
  • приветствие;
  • краткий текст (к документу допускается сделать вложения);
  • подпись.

При оформлении заполняются все поля формы, особое внимание уделяется теме.

Правила составления:

  • чтобы исключить отправления в папку «Спам», в настройках включить в электронный адрес название организации;
  • поле «Тема» заполнить исчерпывающе, но кратко;
  • приветствие пишется в обычной форме;
  • в электронном виде текст письма рекомендуется максимально сократить, а основные предложения изложить во вложении. Информацию не дублировать;
  • в подпись включить должность, фамилию, имя, отчество, название организации, реквизиты.

Письмо сохранить и выделить, если оно представляет особую важность.

Одним из самых распространенных видов деловых писем, направляемых физическими лицами и организациями другим физическим лицам или организациям, является письмо-обращение.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк письма-обращения .docСкачать образец письма-обращения .doc

Кто и куда может обращаться

Суть письма-обращения заключается в мотивации его получателя выполнить какое-либо действие или рассмотреть какой-то вопрос.

По большому счету обратиться посредством письма можно к любому адресату. Главными условиями действенности обращения будут:

  • наличие у адресата компетенции предоставлять информацию или решить вопрос, которое касается обращение;
  • наличие у составителя обращения права обращаться с ним.

Круг вопросов, освещаемых письмами-обращениями, достаточно широк. Различают следующие виды обращений в зависимости от статуса отправителя и получателя:

  • от физического лица к физическому лицу;
  • от физического лица к организации;
  • от организации к организации.

Посредством писем-обращений можно:

  1. запросить информацию (о ходе уголовных дел, состоянии пенсионного счета, о наличии документов, о кадровом составе организации и т.п.);
  2. донести информацию до заинтересованного лица (о нарушении, происшествии);
  3. попросить о рассмотрении предложения (изменение маршрута, графика работы, о сотрудничестве и т.п.);
  4. попросить о проведении определенных действий и процедур (возврат оборудования, направление документов, уборка территории и т.п.).

Следует помнить, что для некоторых типов обращений существуют установленные законом формы, без соблюдения которых данное обращение к рассмотрению принято не будет.

Составление письма-обращения

Для большинства видов обращений законом определена свободная форма вплоть до отсутствия требований к орфографии (это, например, относится к письмам в прокуратуру, полицию).

Главное условие — чтобы обращение отвечало на вопросы о том, кем и куда оно направлено и чего хочет его автор. Кроме того, обращение должно быть мотивированным.

Если обращение составлено на основании какого-либо нормативного акта, во исполнение какого-либо требования, то его необходимо упомянуть в тексте.

В целом же структура писем-обращений выглядит следующим образом:

  1. наименование адресата;
  2. наименование организации ФИО, должность и адрес обратившегося, контактный телефон или e-mail, по которому может быть направлен ответ;
  3. текст обращения. Если информация носит конфиденциальный характер и испрашивается из государственных органов, то указывается статус составителя обращения (как правило, прикладываются копии подтверждающих документов). Как правило, обращение в тексте письма начинается со слов «прошу»;
  4. список приложений к обращению, если они имеются;
  5. дата направления письма и подпись.

Письмо-обращение, автором которого является организация, оформляется на фирменном бланке организации.

Направление обращения

Письмо-обращение может быть направлено различными способами:

  • лично или через курьера;
  • по факсу;
  • по электронной почте;
  • обычной почтой.

Рекомендуем при передаче письма лично или через курьера оформить второй экземпляр письма, на котором принявшее его лицо (секретарь, работник канцелярии) проставит свою подпись.

Образцы делового письма. Как написать деловое письмо

Наверное, каждому хоть однажды приходилось сталкиваться с необходимостью написания делового письма. При его составлении невольно приходишь к выводу, что это совсем непросто. Существует множество правил и норм написания деловых писем, которые нужно знать. В статье подробно описывается процесс составления документа, приводятся образцы делового письма, рассматриваются их виды и оформление.

Бланк

Готовые бланки придадут солидности и укажут на надежность компании. Они содержат необходимую информацию об организации, такую как:

  • Наименование.
  • Адрес.
  • Контактные телефоны.
  • Сайт.
  • Электронную почту.
  • Логотип.
  • Другие контактные данные.

Строгих правил по бланкам нет. Поэтому в каждой организации самостоятельно решают, какую информацию в них закладывать.

Как правильно писать деловые письма? Подготовка

Деловые письма пишутся и оформляются определенным образом, подчиняясь присущим им правилам и требованиям. В зависимости от цели автор подробно продумывает содержание, чтобы получить рассчитываемый им результат. Он должен ясно представлять, какую информацию адресат уже знает по теме письма, из чего исходить и что нового в нем будет. Аргументы зависят от того, какую цель преследует автор. Процесс подготовки делового письма можно разделить на следующие этапы:

  • Изучение вопроса.
  • Написание проекта письма.
  • Его согласование.
  • Подписание.
  • Регистрация.
  • Отправка адресату.

Структура деловых писем

При составлении письма необходимо его информационно насытить, то есть вложить туда все необходимые сведения. Оно может быть простым или сложным. В простом письме содержание ясно и коротко отображает информацию, в основном не требующую от адресата ответа. Сложное может состоять из нескольких разделов, пунктов и абзацев. В каждом абзаце излагается один аспект информации. Образцы делового письма такого типа обычно состоят из вступительной, основной и заключительной частей.

Вступление содержит основание со ссылкой на соответствующие документы, с фактами и целями письма. В нем указываются наименование, автор, дата, номер и заголовок.

Ниже приведен пример написания делового письма — вступительной его части.

В основной части описываются ситуации, события, приводится их анализ и доказательства. Именно в этой части убеждают, что нужно поступить тем или иным образом, доказывают, как дело обстояло и информируют о необходимости в участии в каком-либо мероприятии, приводя разные аргументы.

В заключении содержатся выводы, которые делаются в виде предложений, просьб, напоминаний, отказов и так далее.

Пример написания делового письма — заключительной его части – представлен ниже. Здесь резюмирует требование, изложенное в основной.

Вся приводимая информация должна быть оптимально последовательна и понятна для восприятия.

Каждое письмо начинается с обращения, выровненного по центру. Эта маленькая часть исключительно важна. При его выборе автор должен учитывать:

  • Позицию адресата.
  • Характер отношений.
  • Официальность.
  • Этикет.

В конце письма должна содержаться вежливая форма. Например: «. Выражаю надежду на дальнейшее сотрудничество (благодарность за приглашение). ». После этих фраз следует подпись автора.

Стиль

Все письма должны быть выдержаны в официально-деловом стиле, что означает использование средств речи для официально-деловых отношений. Особенности такого языка формируются при следующих обстоятельствах:

  • Основными участниками деловых отношений являются юридические лица, от имени руководителей и должностных лиц которых пишутся письма.
  • Отношения в организациях имеют жесткий регламентированный характер.
  • Предметом общения является деятельность компании.
  • Документы управленческого характера в основном имеют конкретного адресата.
  • Часто в процессе деятельности организации встречаются одинаковые ситуации.

В связи с этим изложенная в деловом письме информация должна быть:

  • Официальной, безличностной, подчеркивающей дистанцию между участниками общения.
  • Адресной, предназначенной конкретному адресату.
  • Актуальной в момент написания письма.
  • Достоверной и беспристрастной.
  • Аргументированной для побуждения к совершению получателем каких-либо действий.
  • Полной для возможности принятия решения.

Требования

Деловое письмо должно соответствовать следующим требованиям:

  • Речь стандартизирована на всех уровнях — лексическом, морфологическом и синтаксическом. В ней содержится множество оборотов, терминов и формул.
  • Тон написания — нейтральный, сдержанный и строгий, без употребления эмоциональных и экспрессивных языковых выражений.
  • Точность и ясность текста, без логических ошибок, четкость и продуманность формулировок.
  • Лаконичность и краткость — без использования выражений, несущих дополнительный смысл.
  • Использование языковых формул, сформированных в результате повторяющихся ситуаций.
  • Употребление терминов, то есть слов или словосочетаний, имеющих специальные понятия.
  • Использование сокращений, которые могут быть лексическими (то есть сложносокращенные слова, образованные удалением букв из частей слов: ООО, ГОСТ и так далее) и графическими (то есть обозначения слов в сокращенном виде: гр-н, ж-д и другое).
  • Употребление конструкций в родительном и творительном падежах.
  • Словосочетания с отглагольными существительными («оказать поддержку» вместо «поддержать»).
  • Использование простых распространенных предложений.

Вышеприведенные образцы делового письма ниже показаны в полной версии (с основной частью). Информация отвечает всем требованиям официально-делового стиля.

Виды деловых писем

Лучше всего деловое письмо писать по какому-либо одному конкретному вопросу. В случае необходимости решения нескольких вопросов сразу, рекомендуется составлять несколько разных вариантов.

Деловые письма могут быть по своему содержанию:

  • Сопроводительными. Такие письма обычно нужны для сообщения о том, куда направить документы.
    (Как написать деловое письмо? Образец сопроводительного письма поможет тем, кому нужно составить этот вид документа.)

  • Гарантийными. Они пишутся для того, чтобы подтвердить какие-либо обещания или условия. Может гарантироваться, например, плата за работу, аренду, сроки поставки и другое.
  • Благодарственными. Их стали применять особенно часто в последнее время. Такие письма демонстрируют хороший тон партнерских отношений. Они могут быть оформлены на обычном бланке или же на цветной бумаге с красивым принтом.
    (Как написать деловое письмо? Образец благодарственной разновидности составляется в свободной форме в зависимости от задач, которые им решаются. В данном случае письмо в самой короткой форме выражает свою суть. Такой образец, выполненный на цветной бумаге с орнаментом, может висеть на стене в помещении компании на почетном месте.)

  • Информационными.
  • Инструктивными.
  • Поздравительными.
  • Рекламными.
  • Предложения о сотрудничестве. Достаточно распространенные в последнее время, посылаемые организациям, часто носят рекламный характер, например, как этот образец. Коммерческие письма написать довольно сложно, нужно учитывать множество нюансов, чтобы на него обратили внимание, а тем более заинтересовались. Но если составить по нижеприведенному образцу, оно имеет все шансы на успех.

  • Приглашения. Их посылают, предлагая участвовать в различных мероприятиях. Обычно они адресуются руководителю или должностному лицу, но могут адресоваться и целому коллективу.
  • Запросы.
  • Извещения.
  • Просьбы и многие другие.

Как написать ответ на письмо. Пример

Ответ надо начинать с повторения просьбы, изложенной в первом письме. Потом приводятся результаты ее рассмотрения и высказывается одобрение или мотив отказа. Деловое письмо-ответ может содержать альтернативное решение ожидаемой информации. Обычно оно отвечает следующим принципам:

  • Наличие ссылки на первое письмо и его содержание.
  • Одинаковые языковые средства.
  • Сопоставимые объемы и аспекты содержания.
  • Соблюдение определенной последовательности.

Оформление

Помимо использования фирменных бланков деловых писем, необходимо учитывать и другие тонкости при их оформлении. Это реквизиты, правила сокращений, написания адреса, заголовка, длина текста, ширина полей и другое.

Образцы делового письма помогают составить его, учитывая все тонкости и нюансы. Ими пользуются как начинающие делопроизводители, так и опытные работники. Благодаря образцам, они учатся правильно составлять письма и экономят много времени.

Источник статьи: http://businessman.ru/new-obrazcy-delovogo-pisma.html

Образец делового письма

Составление различного рода деловых писем – необходимая часть работы представителей бизнеса. Благодаря подобным посланиям они приобретают возможность решать коммерческие вопросы наиболее доступным, быстрым и оптимальным путем.

Какие деловые письма бывают

Условно деловые письма можно разделить на несколько основных категорий:

Отдельным пунктом можно пометить ответы на все эти письма, которые также являются частью официальной деловой корреспонденции и также пишутся по определенным канонам.

Кто должен выступать в роли автора письма

Деловые письма всегда должны содержать подпись. При этом непосредственно составлением письма может заниматься любой сотрудник компании, в чью компетенцию входит данная функция или уполномоченный на это распоряжением директора. Обычно это специалист или руководитель того структурного подразделения, в ведение которого входит тематика послания. Однако вне зависимости от того, кто именно занят написанием, письмо в любом случае нужно передавать на утверждение руководителю, памятуя о том, что оно пишется от лица компании.

Общие правила написания деловых писем

Все деловые послания должны касаться только деятельности фирмы или обстоятельств, с ней связанных. При этом, вне зависимости от содержания, они должны подчиняться некоторым требованиям.

В первую очередь, это определенная структура. В послании всегда должны быть указаны:

  • дата написания,
  • реквизиты отправителя и получателя,
  • вежливое адресное обращение (в виде формулировки «Уважаемый Иван Петрович», «Уважаемая Елена Григорьевна»),

Следует отметить, что письма могут адресовываться как отдельным сотрудникам, так и целым коллективам (в этом случае достаточно ограничиться приветствием «Добрый день!»).

  • информационная составляющая, содержащая причины и цели, послужившие основанием для написания письма,
  • просьбы и объяснения
  • заключение.

    К письму могут прилагаться различные дополнительные документы, фото и видео свидетельства – при наличии таковых, это необходимо отразить в основном тексте.

    Письмо можно оформлять как на обычном стандартном листе формата А4, так и на фирменном бланке организации. Второй вариант предпочтительнее, поскольку при нем не надо вручную вбивать реквизиты компании, кроме того, такое письмо выглядит солиднее и лишний раз свидетельствует о принадлежности послания к официальной корреспонденции. Его можно писать в рукописном виде (особенно удачно получаются письма, написанные каллиграфическим почерком), или же печатать на компьютере (удобно, когда нужно создать несколько копий письма).

    Письмо обязательно должно быть заверено подписью, но при этом проштамповывать его не обязательно, т.к. с 2016 года юридические лица освобождены от необходимости применять в своей деятельности печати.

    Перед отправлением послание при надобности регистрируется в журнале исходящей документации, в котором ему присваивается номер и ставится дата отправления.

    На что обращать внимание при составлении письма

    При составлении письма нужно тщательно следить за правописанием, придерживаться правил и норм русского языка по части лексики, грамматики, пунктуации и т.д. Получатели всегда обращают внимание на то, насколько грамотно изложены и оформлены мысли в послании.

    Не стоит забывать о том, что проведенные исследования однозначно говорят о том, что люди не готовы тратить на прочтение подобного рода писем более одной минуты.

    Письмо необходимо писать в корректной форме, не «растекаясь мыслью по древу», достаточно коротко и емко, по делу. Каждая новая тема должна быть оформлена в виде отдельного абзаца, которые при необходимости надо разделить на пункты. Кроме того, лаконичное и четкое письмо даст понять получателю, что автор ценит его время. Здесь поговорка «краткость — сестра таланта» — к месту.

    Чего нельзя допускать в деловом письме

    В деловых письмах совершенно недопустим развязный или фривольный тон, ровно как и лишком сухой текст и банальные «штампы». Также следует избегать сложных формулировок, обилия причастных и деепричастных оборотов, специальной терминологии, понятной узкому кругу специалистов.

    В письмо нельзя включать непроверенные, недостоверные и уж, тем более, заведомо ложные сведения.

    Надо иметь ввиду, что такой тип посланий не только является частью рутинной деловой корреспонденции, но и, во многих случаях, относится к официальным документам, которые впоследствии могут обрести статус юридически значимых.

    Как отправить письмо

    Любое официальное послание можно отправить несколькими основными путями.

      Первый, — наиболее современный и быстрый, — через электронные средства связи. Это удобно и оперативно, к тому же позволяет отправить информацию практически неограниченного объема.

    Минус здесь один – при большом количестве почты у адресата, письмо может легко затеряться или же попасть в папку «Спам», поэтому при отправлении писем таким способом, желательно дополнительно удостовериться в том, что письмо получено (через простой телефонный звонок).

    Второй путь: консервативный, который позволяет переслать послание Почтой России. При этом рекомендуется применить функцию отправки заказным письмом с уведомлением о вручении – такая форма гарантирует то, что письмо дойдет до адресата, о чем получатель получит специально уведомление.

    Обычно отправление через стандартную почту используется в тех случаях, когда отправляются оригиналы документов, письма, заверенные живыми подписями и печатями.

  • Также письмо можно отправить через факс или различные мессенджеры, но только при том условии, что отношения между партнерами достаточно близкие и вполне допускают такой путь переписки.
  • Источник статьи: http://assistentus.ru/forma/delovoe-pismo/

    Шаблоны и формы

    Как правильно составить письмо-обращение с просьбой

    В процессе хозяйственной деятельности письмо-обращение с просьбой составляют для официальной переписки с партнерами и контрагентами. Рассказываем правила составления и оформления такого обращения.

    В каких случаях пишется письмо-просьба

    Организации в процессе работы взаимодействуют с контрагентами, органами местного самоуправления, с бюджетными учреждениями. Причины взаимодействия разнообразны: от официальных переговоров по сделкам до обращений за содействием в решении вопросов.

    Наиболее распространенные причины обращений:

    • заказ образцов продукции;
    • просьба о совместной работе в решении задачи;
    • предложение сотрудничества;
    • запрос сведений и пр.

    Как правильно составить обращение

    Единый образец делового письма с просьбой на законодательном уровне не утвержден, поскольку организации ведут документооборот по внутренним правилам.

    Юрлицо или предприниматель вправе ориентироваться на требования ГОСТов при составлении деловых бумаг или закрепить собственные требования локальным нормативным актом. Закрепление правил составления бумаг необязательно для хозяйствующего субъекта.

    Если в организации утвержден образец прошения — работники составляют письма по единому шаблону.

    Вот правила, которые соблюдают при составлении письменного обращения:

    1. Используйте фирменный бланк. Если его нет — документ составляют на чистом листе А4.
    2. В верхней части обращения размещают сведения об организации-составителе: название, адрес, ИНН, контактные данные.
    3. Далее указывают получателя письма: наименование организации, должность и ФИО получателя или наименование отдела.
    4. Указывают дату составления, исходящий номер.
    5. Вносят название письма: «обращение, запрос» и пр.
    6. Далее составляют текст письма.

    При составлении текста придерживайтесь алгоритма:

    1. Просьбу начинают с обращения: «уважаемый руководитель, уважаемый партнер» и пр. Если известны ФИО и должность получателя документа — обращайтесь по имени и отчеству.
    2. Текст начинают с объяснения причины обращения: «ввиду наличия у вашей компании необходимых навыков», «учитывая многолетнее сотрудничество» и пр. Необходимо подробно описать ситуацию, послужившую причиной для направления письма. Рекомендуем придерживаться уважительного стиля изложения.
    3. Далее излагают просьбу. Если обращение предполагает несколько действий от контрагента, то их нумеруют и излагают последовательно.
    4. Обращение завершают так: «с уважением, (ФИО подписанта)».

    При необходимости к письму прилагают документы, которые потребуются контрагенту для ответа на ваш запрос.

    Если в организации утвержден образец письма с просьбой оказать содействие – придерживайтесь утвержденного оформления. При отсутствии соблюдайте рекомендации:

    1. Выравнивание текста по ширине.
    2. Шрифт 12–14.
    3. Междустрочный интервал 1–1,5.
    4. Соблюдайте абзацы.
    5. Не используйте большое количество выделений одновременно: курсив, подчеркивание, жирный шрифт. Если хотите обратить внимание на часть текста — используйте смысловое выделение или вынесите мысль в отдельный абзац.

    Готовый документ подписывает руководитель или иное должностное лицо. Рекомендуем оставить контакт исполнителя документа.

    Примеры писем в разные инстанции

    Вот образец, как правильно пишется просьба о выделении денежных средств:

    ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР»

    Адрес: г. Москва, 3-й Бюджетный проезд, д. 1
    Тел. 8-980-111-11-11

    Комитет дополнительного образования

    Адрес: г. Москва, 2-й Бюджетный проезд, д. 1

    Уважаемый Петр Иванович!

    Учитывая многолетнюю помощь и поддержку Комитетом нашего учреждения, обращаемся к вам с просьбой о выделении денежных средств.

    В нашем здании заменены окна во всех кабинетах, кроме кабинета № 14. В нем установлены деревянные окна. Рамы критически изношены. Зимой в кабинете очень холодно — дети простывают.

    Просим вас оказать содействие в замене окон на современные пластиковые стеклопакеты.

    С уважением, директор ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР»

    Иванов / Иванов И. И.

    Вот образец письма-обращения к руководителю учреждения:

    Образец письма-обращения с просьбой о помощи

    Об авторе статьи

    Челозерцева Александра

    Юрист по корпоративным вопросам.

    В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности «юриспруденция». Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.

    Другие статьи автора на gosuchetnik.ru

    Вместе с эти материалом часто ищут:

    Когда ответчик не согласен с заочным решением суда, то он вправе его оспорить. Потребуется подать заявление об отмене заочного решения с учетом требований процессуального законодательства. Рассказываем, как его правильно составить.

    1 февраля 2023

    Карточка предприятия — это необязательный документ, который ведут в целях сбора актуальной информации о контрагенте. Какие сведения в него включать, решают в компании самостоятельно.

    11 октября 2021

    График уборки помещений при коронавирусе — это документ, в котором расписывается порядок обработки поверхностей в помещении. Для школ такая дезинфекция имеет определенные особенности.

    2 сентября 2021

    При трудоустройстве в органы внутренних дел требуют предъявить не только необходимые документы, но и автобиографию в МВД об этапах жизни и опыте, который пригодится на службе. Рассказываем, как правильно ее составить, на конкретных примерах и образцах.

    11 января 2023

    На чтение 12 мин. Просмотров 55.7k. Обновлено 10.01.2023

    Грамотное написание деловых писем – это одна из составляющих успеха в своем бизнесе. И несмотря на то, что 98% от всей переписки с контрагентами ведется через электронную почту, знания о правилах составления официальной корреспонденции не изжили себя. О том, как правильно писать деловые письма в 2023 году, и пойдет речь ниже.

    Содержание

    1. Деловое письмо – что это?
    2. Образец официального делового письма
    3. Деловое письмо на английском языке с переводом (+образец оформления)
    4. Деловое письмо о сотрудничестве (+образец оформления)
    5. Деловое письмо – просьба (+образец оформления)
    6. Гарантийное деловое письмо (+образец оформления)
    7. Письмо партнерам (+образец оформления)
    8. Письмо обращение (+образец оформления)
    9. Письмо руководителю (+образец оформления)
    10. Письмо в компанию (+образец оформления)
    11. Письмо контрагенту (+образец оформления)
    12. Правила написания делового письма в 2023 году
    13. Структура делового письма
    14. Виды деловых писем
    15. Основные ошибки в оформлении делового письма

    Деловое письмо – что это?

    Термин «официальное письмо» включает в себя все виды переписки, затрагивающие коммерческую деятельность. Например изложение претензии, решение организационных вопросов и обмен предложениями.

    Стандартное официальное письмо сложно спутать с чем-то другим, благодаря характерным признакам: лексика, не подразумевающая эмоций, соблюдение субординации, бланк, разработанный специально для делового письма.

    Отправка официального письма в организацию может преследовать разные цели. Но чаще всего – это:

    • оффер – коммерческое предложение, направленное потенциальным клиентам;
    • рассылка – предполагает наличие определенной базы, заинтересованной в новостях, акциях и в целом услугах отправителя;
    • пресс-релизы – особый вид корреспонденции, анонсирующий будущие события преимущественно в СМИ;
    • резюме – информационный массив о профессиональных качествах отправителя;
    • поздравления и благодарности.

    Впрочем, приведенный список нельзя считать полным.

    Видео по этикету в деловой переписке

    Также официальное письмо должно быть:

    • емким;
    • грамотным;
    • сформированным по правилам делового этикета.

    Важно понимать, что письмо официального типа в компанию или государственную организацию имеет юридическую силу. Несмотря на то, что единого бланка, утвержденного на законодательном уровне, не предусмотрено, наличие полных реквизитов фирмы, печати и подписи придает изложенной информации юридически значимый статус.

    При возникновении споров между сторонами, доходящих до судебных тяжб, переписка в процессе рассмотрения будет использоваться в качестве весомого и бесспорного аргумента.

    Шаблоны оформления для делового письма (пустые):

    шаблон для делового письма
    Пример шаблона

    Образец официального делового письма

    Деловой этикет предусматривает огромное количество разных писем – потенциальному клиенту, контрагенту, заказчику и не только. Каждый вариант оформляется по-своему. И самые распространенные виды корреспонденции собраны в этом разделе.

    Деловое письмо на английском языке с переводом (+образец оформления)

    Ежегодно количество российских компаний, выходящих на международный рынок, увеличивается. А значит и растет документооборот между организациями из разных стран. И особенно это касается англоязычных государств, охотно налаживающих отношения с российскими фирмами.

    Примеры писем на Английском:

    • Пример письма-поздравления на английском
    • Пример письма о приеме на работу на английском
    • Пример письма-заявления на английском
    • Пример письма-предложения на английском
    • Пример письма-жалобы на английском
    • Пример письма-соболезнования на английском
    • Пример письма-просьбы на английском

    Деловое письмо на английском языке не имеет четко определенной формы. Поэтому составлять его нужно, руководствуясь общепринятыми правилами:

    • этикета;
    • делопроизводства.

    Структура текста остается стандартной, но ряд нюансов у такой переписки имеется:

    • дата ставится в соответствии со страной-адресатом (США – месяц.число.год, Англия – число.месяц.год);
    • обращение к получателю зависит от его семейного положения (Mr или Mrs к лицам в браке, Miss либо Mr к незамужним и неженатым, Ms – при незнании статуса женщины);
    • адрес в формате «офис, № дома, улица, индекс, штат/графство, страна»;
    • обращение заканчивается двоеточием (США) или запятой (Англия).

    Деловые письма в 2023 году: как написать, виды и примеры оформления

    образец делового письма на Английском

    В письме стандартное обращение является началом вводной и основной частей. Приложения предваряет сокращение «Enc.».

    Деловое письмо о сотрудничестве (+образец оформления)

    Пример ДЛ о сотрудничестве

    Деловое письмо о сотрудничестве

    Такая переписка завязывается в следующих обстоятельствах:

    • одна сторона производит продукцию;
    • вторая заинтересована в ее приобретении.

    Основная задача текста – отразить все преимущества сотрудничества, закрыв базовые потребности потенциального клиента. Поэтому все доводы и аргументы должны иметь стимулирующий характер.

    В некоторых случаях сотрудничество требуется возобновить. Оно могло быть приостановлено по инициативе одной из сторон или в силу непреодолимых причин, независящих от контрагентов.

    В любом случае важно в тексте сослаться на период сотрудничества и указать обстоятельства разрыва коммерческих отношений. Это делается в вводной части, в остальных разделах структура остается неизменной.

    Деловое письмо – просьба (+образец оформления)

    Деловые письма в 2023 году: как написать, виды и примеры оформления

    Пример написания письма-просьбы

    Это один из самых востребованных и часто используемых вариантов. Главная цель такого послания – изложение своей просьбы второй стороне:

    • отправка образцов товара;
    • получение допсведений о продукции;
    • согласование действий и не только.

    Характерная черта корреспонденции этого вида – основная часть начинается со слов «Просим Вас…». Или с иных вежливых обращений подобного характера. Если необходимо высказать несколько просьб, то их правильнее будет указывать в виде списка. Важно изложить просьбу таким образом, чтобы отразить выгоду ее выполнения для адресата.

    Гарантийное деловое письмо (+образец оформления)

    Это – особый вид деловой корреспонденции, так как текст содержит в себе обязательства, которые отправитель принимает на себя. Они имеют юридическую силу и не нуждаются в дополнительной заверке.

    Гарантии могут разными:

    • произвести оплату в установленные сроки;
    • отгрузить товар;
    • предоставить те или иные образцы продукции;
    • принять на работу сотрудника и не только.

    В зависимости от обязательств структура не меняется. Поэтому можно без опасений использовать стандартный алгоритм составления текстов официального характера.

    Гарантийное письмо
    Гарантийное деловое письмо

    Готовые бланки:

    • Скачать гарантийное письмо о поставке товара
    • Скачать гарантийное письмо о поставке товара (пени)
    • Скачать гарантийное письмо на оплату
    • Скачать гарантийное письмо о приёме на работу
    • Скачать гарантийное письмо о завершении ремонтных работ

    Письмо партнерам (+образец оформления)

    Распространенный и довольно простой вариант, предполагающий, что отношения между сторонами уже налажены и с помощью переписки они решают текущие вопросы. Поэтому в основной части может быть абсолютно любая информация:

    • Смена графика работы;
    • о пролонгации договора;
    • о внесении корректировок в список ответственных сотрудников и так далее.
    Письмо партнерам
    Письмо партнерам

    В большей степени этот вид переписки является информационным, но одновременно может сочетать в себе элементы просьбы или предложения.

    Полезная информация: Самые лучшие банки для ИП

    Нередко адресатом становится не компания в целом, а конкретное контактное лицо. Такое вполне нормально, когда компании уже подписали договор о сотрудничестве и решение вопросов по исполнению принятых на себя обязательств ложится на плечи сотрудников.

    Письмо обращение (+образец оформления)

    Главная цель текста – смотивировать получателя:

    • рассмотреть вопрос;
    • выполнить что-либо.

    Обычно с помощью этого вида переписки:

    • запрашивается информация;
    • доносятся сведения до адресата;
    • излагаются просьбы разного характера.

    Главное, чтобы отправитель был правомочен обращаться ко второй стороне. А адресат был компетентен в том информационном поле, которое затрагивается в текстовой части документа.

    Стандартное письмо-обращение не требует ответа. Примерный образец приведен ниже.

    Письмо обращение
    Письмо обращение
    • Скачать бланк письма обращения
    • Скачать образец письма обращения

    Письмо руководителю (+образец оформления)

    Так называемое письмо директору, относится к рядовым элементам официальной переписки. В 90% случаев оно содержит в себе:

    • просьбу;
    • обращение;
    • требование.

    Отправителем может являться не только компания либо один из ее сотрудников, но и физлицо. Последний вариант актуален для следующих ситуаций:

    • продажа некачественного товара;
    • отмена сделки купли-продажи товаров;
    • просьба о замене товара и не только.
    • Скачать письмо руководителю — образец 1
    • Скачать письмо руководителю — образец 2

    Шаблон прикреплен ниже.

    Письмо руководителю
    Письмо руководителю (образец оформления)

    Важно, чтобы отправитель последовательно и четко изложил доказательную базу. Это увеличивает шансы на благополучное решение вопроса по отправленному письму на имя директора.

    Письмо в компанию (+образец оформления)

    Самый обобщенный вариант из всех. Любую переписку между юрлицами и гражданами можно формировать по данному типу. Текст может содержать просьбы, требования, напоминания и другой информационный массив, касающийся хозяйственной деятельности субъекта. Составляется он по стандарту, корректировки вносятся в зависимости от цели отправки корреспонденции.

    Один из вариантов приведен ниже.

    Письмо в компанию
    Образец письма в компанию

    Письмо контрагенту (+образец оформления)

    Между контрагентами налажены деловые связи. Поэтому переписка подразумевает уточнение ряда моментов относительно текущего сотрудничества. Чаще всего предметом общения являются:

    • обсуждение сроков оплаты товара;
    • просьба о зачете взаимных требований;
    • информирование о смене расчетных счетов и так далее.

    По сути, переписка с контрагентом может любой из перечисленных выше видов.

    Письмо контрагенту

    Образец письма контрагенту

    Правила написания делового письма в 2023 году

    Оформление делового письма вне зависимости от его назначения подчиняется четкому регламенту. Стандартный шаблон должен соответствовать следующим условиям:

    • единый шрифт для всего текста (Times New Roman с 12, 14);
    • одинарный интервал;
    • отсутствие выделений;
    • разбивка на абзацы.

    Включение списков в текст не возбраняется. Но усердствовать с ними не стоит. Размещение информации в виде перечнев должно быть оправдано и уместно.

    Если существует необходимость ознакомить адресата с прайсом, не нужно размещать его в основном «теле» текста. Дополнительные сведения оформляются в виде приложения или прикрепляются отдельными файлами (в случае с электронной отправкой).

    В правила оформления стандартного официального письма включены и следующие моменты:

    • разрешено использовать угловые и продольные бланки;
    • правый отступ строго 10 мм;
    • остальные отступы – 20 мм;
    • постраничная нумерация используется при размещении текста более, чем на одном листе;
    • в левый верхний угол вписывается исходящий номер.

    Пример типичного официального письма приведен ниже.

    Официальное письмо
    Пример официального письма

    Нужно учитывать, что информация, изложенная в письме контрагентам или, к примеру, потенциальным партнерам тоже подчиняется правилам. Их немного:

    • правдивость;
    • емкость и краткость;
    • отсутствие грубых выражений;
    • подчеркнуто вежливый тон (нейтральные обращения не являются желательными);
    • полные названия и термины (сокращения не допускаются);
    • отсутствие помарок.

    Малейшие исправления создадут руководителю компании-отправителя негативный имидж.

    Структура делового письма

    Составлять официальные письма по единому образцу невозможно. Разные категории корреспонденции требуют своих бланков, но все же структура должна оставаться единой.

    Ее рекомендует придерживаться и ГОСТ. Особенно это важно для «шапки» текста – она должна быть максимально информативной. Шаблон «шапки» делового письма выглядит следующим образом.

    Структура письма

    Структура письма

    Тем, кто обеспокоен вопросом того, как правильно написать деловое письмо, необходимо строго следовать структуре:

    1. Заголовок. Некоторые отправители не уделяют заголовку должного внимания. Но на самом деле при грамотном составлении он представляет собой краткое содержание текстовой части. Уже по одному заголовку отправитель определяет, стоит ли ему заниматься вопросом или можно делегировать его кому-либо из сотрудников. Особенно актуально это для электронной переписки.
    2. Обращение. Традиционно выстраивать конструкцию необходимо следующим образом – «Уважаемый + имя и отчество». Если имя адресата неизвестно, то вместо него можно указать занимаемую должность.
    3. Вступление. Вводная информация содержит ссылки на предыдущие договоренности, нормативные акты и не только. Вступление должно раскрывать причину отправки корреспонденции.
    4. Основа. В этой части излагается суть обращения к адресату: просьба, информационный посыл, требования и т.д. Удобнее, если информация разбита на логические блоки.
    5. Итоги. Выводы складываются из текста, приведенного выше.
    6. Подпись.

    Если текст составляется от имени ЮЛ, то подписывается он уполномоченным лицом с обязательным штампом организации.

    Частный порядок требует не только подписи, но и полных инициалов отправителя.

    Они дополняются контактной информацией: адресом и номером телефона. По ним в случае необходимости адресат может обратиться за разъяснениями.

    Виды деловых писем

    Как правильно написать деловое письмо? В первую очередь необходимо разобраться с классификацией корреспонденции. Она имеет большое видовое разнообразие.

    Изначально можно разделить письменные сообщения на 2 емкие категории:

    • требующие ответа;
    • не требующие ответного послания.

    В первую группу попадают:

    • обращения;
    • требования;
    • предложения и не только.

    Во вторую включают:

    • инструкции;
    • приглашения;
    • рекомендации;
    • поздравления;
    • благодарность;
    • подтверждения в получении товара/услуги.

    Также сюда входят гарантийные и сопроводительные письма.

    Деловая корреспонденция делится и по характеру:

    • коммерческая;
    • некоммерческая.

    Для первого вида характерна отправка до момента достижения договоренностей и в период действия оформленных соглашений. Это могут быть:

    • запрос;
    • оферта;
    • претензия;
    • напоминание.

    Некоммерческая корреспонденция:

    • предупреждение;
    • просьба;
    • информационная рассылка и так далее.

    Кроме того, корреспонденцию делят по структуре:

    • свободная форма с авторским текстом;
    • написание по строго установленному образцу деловых писем.

    Существует и отдельная классификация в зависимости от адресата послания:

    • циркуляр – направляется одновременно нескольким лицам либо организациям;
    • обычное – уходит от одной стороны другой;
    • коллективное – подписывается группой и отправляется одному адресату.

    Форма отправки также является базой для отдельной классификации. В соответствии с нею образуется три категории:

    • факсовое сообщение;
    • электронная почта;
    • почтовое отправление в конверте.

    Некоторые письма в организации не могут быть напечатаны с помощью технических средств. Нормы и правила диктуют написание от руки для поздравлений и соболезнований.

    Основные ошибки в оформлении делового письма

    При составлении письма на имя компании или конкретно ее руководителя часто допускаются типичные ошибки. Они портят впечатление об отправителе и даже могут стать причиной для отказа в сотрудничестве.

    Самые распространенные варианты приведены в списке:

    • излишняя развернутость – писать необходимо только важные факты и аргументы;
    • использование сложных терминов – лучше обходить стороной терминологию, приводя их общепринятые аналоги;
    • тавтология – повторы нарушают органичность текстовой части;
    • склонность к применению лишних слов – не стоит без надобности вписывать многочисленные прилагательные;
    • устаревшие обороты – такие фразы как «сего года» или, например, «означенный» негативно воспринимаются при прочтении;
    • похожие по написанию, но различные по значению слова – такие ошибки встречаются в текстах крайне часто (например, «представление» и «предоставление»);
    • ошибки в числительных;
    • двойные кавычки.

    Все перечисленное затрагивает грамматику. Кроме этого, встречаются и ошибки иного типа:

    • перемена местами структурных частей документа;
    • несоблюдение правил оформления;
    • использование в письме фамильярных обращений;
    • неполные реквизиты.

    ошибки в письме

    основные ошибки при составлении делового письма

    Подобные недочеты недопустимы для организаций, позиционирующих себя как надежных партнеров. Ведь текст – это первое знакомство с компанией. И оно должно оставить приятное впечатление. Поэтому деловая переписка может стать основой долгосрочного сотрудничества или полностью перечеркнуть такую возможность в случае неправильного ведения.

    Заявление директору школы от родителей — это документ, главная цель которого не только проинформировать администрацию о некой ситуации, но подвигнуть ее к конкретным действиям. Письменное обращение, зарегистрированное с датой и входящим номером, не позволит спустить историю на тормозах и, в крайнем случае, станет подтвержденным основанием для жалобы выше.

    Ситуации бывают разные. «Бумажное» заявление — подтверждение вашего обращения и напоминание о нем. Если озвучить просьбу устно, она так и останется на словах, в повседневной суете о ней просто не вспомнят. Получение же письменного документа фиксируется в приемной.

    В каких случаях пишут заявление от родителей в школу:

    • чтобы освободить ребенка от занятий или объяснить его временное отсутствие на уроках (подробнее);
    • если в классе завелся хулиган, обращаются к руководителю учебного заведения с просьбой решить вопрос;
    • когда возник конфликт с преподавателем, и родители просят администрацию школы помочь решить проблему;
    • если необходимо защитить преподавателя и принять меры, чтобы учитель остался;
    • когда требуется решить хозяйственный вопрос: отремонтировать класс, заменить освещение, интерактивную доску и похожие вопросы, которые долго не решаются школой самостоятельно.

    Как правильно составить заявление

    Нет установленных и закрепленных законом форм для подобных документов. Но существуют правила, как написать заявление на директора школы, придерживайтесь их:

    1. Документ составляют на листе формата А4.
    2. Лучше печатать текст на компьютере — это исключит недопонимание из-за особенностей почерка и убережет от случайных ошибок (автоматическая проверка правописания в редакторе Word работает достаточно хорошо). Эта доступная хитрость позволит избежать грамматических и пунктуационных промахов (а на нервной почве они случаются даже у абсолютно грамотных людей), которые снижают общее впечатление от документа.
    3. В верхнем правом углу — шапка заявления директору школы от родителей: название и номер учебного заведения, Ф.И.О. руководителя. Прописывают, от кого обращение. Если от одного законного представителя, пишут его имя, отчество и фамилию, адрес проживания и контактный телефон. Если это коллективное заявление, пишут фразу «от родителей класса», указывают класс.
    4. Через отступ, в середине листа пишут «Заявление».
    5. В тексте указывают суть проблемы. Без эмоций, оскорблений, четко, по делу, с указанием фактов и ссылок на свидетелей (если необходимо).
    6. В левой части листа, отступив от текста, — дата составления обращения. В правой части ставят подпись с обязательной расшифровкой.

    Жалоба руководителю школы на ученика

    Если в классе появился хулиган, его присутствие угрожает физическому и психологическому здоровью детей, родители в едином порыве пишут коллективное письмо в администрацию учебного заведения. На практике более эффективно писать заявление от каждого пострадавшего, с указанием фактов нападения и свидетелей. Приемная руководителя образовательного учреждения обязана фиксировать каждое такое обращение. Большая папка жалоб заставляет вопрос решаться быстрее, чем одно письмо от всего коллектива класса.

    Для верности коллективное обращение тоже составьте, но обязательно подкрепите его ссылками на указание каждого из пострадавших.

    Примерный образец, как написать жалобу директору школы на ученика от родителей, выглядит так:

    Жалоба директору на учителя

    Если учитель позволяет себе оскорблять учеников, родители обращаются с жалобой на имя директора — это помогает предотвращать недопустимое поведение по отношению к детям.

    Ниже приведен примерный текст жалобы на учителя:

    Обращение к директору с просьбой оставить учителя

    Бывают обратные ситуации: один из учеников класса и его родители просят директора отстранить учителя от работы. Остальных родителей учитель устраивает, и они против таких перестановок.

    В этом случае образец, как правильно написать заявление на имя директора школы от родителей, включает как саму просьбу оставить прежнего педагога, так и конкретные аргументы, т.е. оценку его работы.

    Коллективное заявление с просьбой об установке видеокамер в классе

    В таком коллективном обращении зафиксируйте просьбу и сделайте приписку о том, что установка подобного оборудования не нарушает ваши права и права ваших детей на защиту персональных данных и личную жизнь.

    Обращение к директору по поводу принятия мер безопасности в школьном дворе

    Если руководство школы самостоятельно не решает вопрос об установке камер, ограждений, грамотной охраны, когда родители беспокоятся за безопасность своих детей на территории школьного двора, они пишут коллективное письмо: изложите суть проблемы, предложения по ее решению (опишите, какой результат вы хотите увидеть, как решить эту проблему).

    ВАЖНО!
    Чтобы дело пошло быстрее, обращение, будь то образец коллективной жалобы на ученика от родителей, на учителя или организационные моменты, составляют в двух экземплярах. Второй отправляют в вышестоящий отдел образования.

    Не зная, как пишется деловое письмо, составить его правильно достаточно сложно. Для написания грамотного документа необходимо знать целый спектр требований, правил и деловых обычаев.

    NPB

    Деловое письмо – это способ общения и передачи информации, направленной на сохранение, прекращение, возобновления и образования отношений с партнерами, сотрудниками и контрагентами (поставщики, покупатели).

    Виды деловых писем

    Большое разнообразие деловых писем обусловлено развитием рыночной экономики и возрастанием потребности передачи информации между контрагентами. Электронная почта, из-за быстроты и доступности, прочно вошла в обиход коммерческих и государственных структур. Массовость использования деловых посланий в ежедневном обиходе привело к увеличению их разновидности. В связи с этим единая классификация отсутствует. Можно выделить следующие виды деловых писем:

    1. Гарантийное. Содержание направлено на обращение с просьбой, но с предоставлением гарантии по выполнению обязательств со своей стороны. Формулировка таких писем выглядит следующим образом: «Просим Вас отгрузить (поставить, предоставить и т. д.) товар (продукцию, услугу). Оплату гарантируем в срок до (дата)».
    2. Коммерческое предложение. Самое распространенное письмо, которое организации используют при осуществлении своей деятельности практически ежедневно. По свое сути это деловое письмо о сотрудничестве. Организация выступает инициатором с конкретным предложением партнерства с определенными условиями.
    3. Извещение. Содержание направлено на донесение определенной информации, необходимой при осуществлении дальнейшего взаимодействия. В коммерческих организациях самым распространенным примером такого письма является уведомление о смене реквизитов (когда меняют обслуживающий банк).
    4. Оферта. Текст носит коммерческий характер о поставке товара или оказания услуг. Это деловое письмо о сотрудничестве, в котором указываются все существенные условия для договора поставки и договора оказания услуг. К существенным условиям по Гражданскому Кодексу относятся наименование услуги или товара, цена, срок, место. При отсутствии этих данных документ не считается офертой, а называется коммерческим предложением.
    5. Рекламация (официальная претензия). Содержание текста направлено на уведомление получателя о неполном или некачественном выполнении обязательств. Чаще всего такими письмами сопровождают бракованную продукцию. В стандартных договорах оказания услуг или поставки есть пункт, в котором говорится, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусмотрены штрафные санкции. Отсчет времени для исчисления неустоек идет именно с момента направления письменной рекламации.
    6. Сопроводительное письмо. Примером является опись вложений в конверт. Используется чаще всего при отправке посредством почтовых отправлений пакета документов. В случае отправки документов для участия в тендерах опись вложений носит обязательный характер.
    7. Подтверждение о получении документов и писем. Является проявлением уважения, считается хорошим тоном и не носит обязательный характер.
    8. Просьба. Текст содержит обращение с просьбой. Начинается со слов «Прошу», «Просим». Самым распространенным обращением является просьба о повторной отправке бухгалтерских документов. При поставке продукции накладные и счета фактуры часто не доходят до бухгалтерии (не отправили вместе с грузом, передали неполномочному лицу и т. д.). Поэтому обращение с просьбой продублировать эти документы является обычной практикой.
    9. Напоминание. Содержание текста уведомляет о приближении наступления определенного момента (срок выполнения обязательств, окончание срока договора, дата мероприятия и т. д.). Одним из примеров такого письма является уведомление от страховых организаций об истечении срока полиса. Эта вежливость носит под собой одновременно информационный характер и является коммерческим предложением о возможности воспользоваться услугами компании повторно. Удобно тем, что есть вероятность вежливо и ненавязчиво продлить договор.
    10. Поздравление. Деловое письмо, содержание которого направлено на поздравление с каким-либо праздником.
    11. Приглашение. Самыми частыми бывают приглашения на конференции и выставки. Еще один успешный дополнительный инструмент напомнить о себе партнеру, для дальнейшего сотрудничества.

    По количеству лиц (компаний) существуют следующие виды деловых писем:

    • циркулярное (направлено в адрес нескольких лиц);
    • стандартное (направленное в один адрес, определенному лицу).

    Самыми распространенными циркулярными письмами являются приглашения, уведомления и информационные объявления (о предстоящих изменениях).

    Правила написания делового письма

    Деловое письмо должно быть составлено грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Наличие явных и грубых ошибок отталкивает получателя, создает впечатление недальновидности, неграмотности. Вероятность партнерства после получения таких текстов резко падает.

    Прежде чем составить деловое письмо нужно определиться с его видом (извещение, предложение приглашение и т. д.). Разбивайте текст на абзацы, это облегчит восприятие излагаемой информации. Если послание должно быть получено до определенной даты, лучше отправить его услугами экспресс-доставок или по электронной почте.

    Основные правила делового письма следующие:

    • достоверности информации в содержании;
    • полноты содержания;
    • краткое содержание (желательно объемом не более 1 страницы, остальную информацию можно отнести в приложение);
    • отсутствие грубости, нейтральный тон;
    • отсутствие помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • использование сленга и просторечий неприемлемо;
    • сокращения слов нежелательны;
    • отсутствие эмоциональной оценки (только факты).

    Правила делового письма устанавливают отсутствие витиеватых и двусмысленных фраз. В одном послании должна быть одна тематика, одна цель. Наличие нескольких тематик допустимо только при условии их взаимосвязанности. В противном случае отправляется несколько писем.

    Составляются письма на фирменном бланке организации.

    Текст должен быть оформлен и составлен в соответствии с общепринятыми правилами. У каждой организации свой бланк, которая служит и визитной карточкой. Для отправки писем по почте предпочтительнее писать текст на изготовленном типографским способом бланке. На практике, организации чаще всего печатают их самостоятельно на цветном принтере.

    При получении делового письма хорошим тоном будет уведомить отправителя о его получении.

    Составление делового письма

    Прежде чем составить деловое письмо необходимо знать требования к структуре, стилю и его оформлению. Впечатление от грамотно составленного документа может испортить всего один недочет. Написание делового письма требует знаний по всем его реквизитам, которые будут внесены.

    Структура делового письма

    Делопроизводство в РФ ориентировано на требования ГОСТа Р 6.30-2003. Составление делового письма базируется на многих пунктах этого документа. Этот ГОСТ регламентирует основные реквизиты писем и их последовательность. Стоит отметить, что порядок реквизитов и их расположение носят рекомендательный характер. Поэтому структура делового письма часто отличается у разных организаций. Нарушением это не является. ГОСТ содержит 30 наименований реквизитов. В деловой переписке используются они далеко не все.

    Область заголовка документов состоит из двух частей. В верхнем левом углу или посередине листа находится штамп, в котором указываются:

    • название организации;
    • почтовый адрес;
    • ИНН, КПП;
    • контактные данные;
    • банковские реквизиты;
    • е-mail;
    • дата и номер письма;
    • отметка о получении.

    В правом верхнем углу указывается название организации, должность получателя в родительном падеже, его Ф.И.О . Пример делового письма (стандартные реквизиты):

    Ниже идет заголовок (о чем документ или его вид). Здесь указывается название документа (извещение, уведомление, и т. д.).

    Следующим пунктом идет вступление. Начинаться может со слов «Уважаемый». Здесь обращение должно быть по имени-отчеству, например, «Уважаемый Юрий Иванович!». В письме к служителям церкви обращение должно быть по чину. Здесь нужно быть предельно осторожными, и уточнить точную формулировку.

    Следующим элементом документа идет непосредственно сам текст, который должен содержать следующую структуру:

    • вступительная часть (причина, цель, повод для написания);
    • основная часть (решения, предложения, суть, рекомендации);
    • итоговая часть (просьба, предложение и прочее, вытекающее из основной части);
    • формула вежливости (фразы « с уважением», « с надеждой на долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество», «с надеждой на понимание» и т. д.);
    • должность руководителя и его подпись;
    • указание на приложения (если таковые есть);
    • ФИО ответственного исполнителя с контактными данными.

    Печать обязательно ставится на гарантийных письмах, офертах и рекламациях. В коммерческих, напротив, она не рекомендуется. Печать не должна занимать более 2/3 росписи должностного лица.

    Пример делового письма:

    Деловой стиль письма

    При написании писем уместен официально-деловой стиль. Язык деловых писем отличаются следующими чертами:

    • точность подачи информации;
    • официальность;
    • содержательное, но краткое изложение;
    • объективность и структурированность.

    Старайтесь излагать суть дела короткими простыми предложениями. Не перегружайте текст прилагательными, делайте упор на глаголы. Не стоит применять узкоспециализированных и малоизвестных терминов, которые могут быть непонятны читателю. Это вызовет отторжение у получателя письма. Стоит использовать простые слова.

    Деловой стиль письма исключает малоинформативные и «водяные» тексты. Как можно больше конкретики и фактов. Не подводите к заключительной части длинными и ненужными оборотами. Но при этом избегайте наличие нелогичных и несогласованных абзацев. Каждый абзац должен нести одну определенную мысль. Причастные и деепричастные обороты также следует исключать. Проверяйте написанное на слух. Деловой стиль письма приходит со временем и опытом. Соблюдая основные правила, вы будете знать, как написать деловое письмо и овладеете навыками написания официальных документов любой тематики.

    Обращение в деловом письме

    Написание делового письма всегда должно быть в нейтральном тоне. Этот же тон носит и обращение. Ни в коем случае нельзя писать «Добрый день (вечер, утро, сутки)». Грамотнее будет написать формальное «Здравствуйте». Самым оптимальным вариантом будет в приветствии обратиться по имени-отчеству. Если сомневаетесь в достоверности информации по этим данным, писать «Здравствуйте, господин (госпожа)» не нужно.

    • Неважно, насколько долго идет официальная переписка, обращение в деловом письме к партнеру в короткой форме имени применять нельзя (Ань, Вань и т. д.).

    Обращение на «вы» помогает сохранить межличностную дистанцию и является проявлением уважения к человеку выше по должности и старше по возрасту. Но в некоторых компаниях, принято обращение внутри подразделений, независимо от должности, на «Ты».

    Не пишите «Уважаемы господин» без последующего обращения по имени. Следует избегать и сокращений г-н, г-жа. После обращения по правилам русского языка всегда ставится восклицательный знак. Пример: «Уважаемый Станислав Игоревич!»

    При обращении к группе лиц уместно написать «Уважаемые господа!». В заключительной части могут применяться варианты: «С уважением», «С наилучшими пожеланиями», «С надеждой на сотрудничество» и т. д. здесь обращение должно носить официальный дружелюбный тон.

    Оформление делового письма

    Строгих требований к оформлению нет. Рекомендации из вышеуказанного ГОСТа, в силу их необязательности, чаще игнорируются. Есть определенные правила, принятые в деловом мире. Оформление делового письма рекомендуется делать следующим:

    • бланки могут быть не только угловыми, но и продольными;
    • отступы по верхнему, нижнему и левому краю – 20 мм, по правому – 10 мм;
    • текст выполнен шрифтом Times New Roman, 12-14 размер;
    • если письмо составлено более чем на 1 листе, то необходима нумерация каждого;
    • у каждого приложения идет отдельная нумерация;
    • в верхнем левом углу ставится номер исходящего документа, который заносится в журнал.

    Дата документа, обычно проставляется слева вверху, но допустимо указывать ее и снизу, после основного текста. Стандартным форматом является оформление числа, месяца и года арабскими цифрами. Пример, 25.07.2017. Допустимо и буквенное оформление месяца. Пример, «25 июля 2017 г.»

    Реквизит «подпись» состоит из должности и расшифровки подписи. Например:

    Директор ООО «Компания» И.И. Иванов

    Если текст документа расположен на фирменном бланке, то название компании не указывается.

    Если документ подписывается несколькими лицами, то их подписи располагают друг за другом по убыванию должности. Пример:

    Директор ООО «Компания» И.И. Иванов
    Главный бухгалтер     А. Н. Петрова

    Подпись должностного лица заверяется печатью на документах, связанных с финансовыми средствами.

    В конце документа или на обратной стороне ставится отметка ответственного лица с контактным телефоном. Его подпись не нужна.

    Электронное деловое письмо

    Каждая организация ежедневно получает и рассылает несколько десятков писем. Электронная почта самое доступное и быстрое средство связи, позволяющее обмениваться документами официального характера.

    Электронное деловое письмо состоит из частей:

    • тема;
    • приветствие:
    • суть письма (краткий текст, если основная часть будет выслана в приложении);
    • подпись с контактными данными.

    При отправке писем необходимо заполнять все поля (адрес отправителя, получателя, тема письма, приложение). Оформление должно осуществляться с учетом следующих правил:

    1. Укажите в настройках электронной почты свое имя, фамилию или название организации, от лица которой отправляете документ. Это уменьшит вероятность того, что ваше послание отправят в папку «Спам» и повысит доверие к содержанию.
    2. Поле «Тема» обязательно для заполнения. Должно состоять из краткого названия (не больше 5 слов) и соответствовать содержанию.
    3. Приветствие в электронных посланиях пишется с соблюдением правил стандартного письма.
    4. Суть (цель) излагается с учетом правил традиционных документов. В отличие от текстовых, электронное сложнее составить в красиво оформленном виде. Поэтому пишут краткую дополнительную информацию, а основной текст высылают во вложении. Не нужно писать об одном и том же в теле письма и в прилагаемых документах. Здесь указывается краткая дополнительная информация, не вошедшая в приложение или содержание, требующее пояснений. Разбивайте объемный текст на абзацы с пропуском строки, это поможет улучшить его читаемость.
    5. Подпись состоит из указания должности отправителя, его фамилии и имени-отчества (можно только имя или отчество). Ниже указывается контактные данные, сайт компании и при желании логотип.

    Подпись можно сделать единожды, в настройках почтового сервиса. Поэтому следует уделить ей особое внимание. Электронное деловое письмо завершается подписью. Пример:

    С уважением,
    коммерческий директор
    ООО «АДОТ»
    Тапочкин И.А.
    Тел. 8(348)22-32-48
    8-909-208-208-0
    Е-mail adot@gmail.com

    В этом примере имя и отчество представлено в виде инициалов. Данный вариант допустим, но не стоит удивляться, когда в ответ на письмо вам будут звонить с вопросом: «Как я могу к вам обращаться?». Не создавайте ненужных сложностей. Укажите полное имя и отчество.

    Сохраняйте историю переписки.

    Отвечайте не новым сообщением, а ответом на полученное. Это поможет не искать предыдущую информацию, напомнит о вас получателю, а также уменьшит вероятность отправки вашего послания в спам.

    Нет временных рамок отправки ответа на полученное письмо. Но принято отвечать в течение нескольких часов, минимум в течение одного рабочего дня. Если ответ требует большего времени, необходимо написать формальный ответ. Как написать деловое письмо, с последующим ответом, приведено ниже.

    • «Здравствуйте! Спасибо за проявленный интерес к нашей компании. Наши специалисты в ближайшее время свяжутся с Вами»
    • «Здравствуйте! Ваше письмо было получено и принято к рассмотрению. Ответ будет направлен в течение трех рабочих дней. Спасибо за понимание»

    Старайтесь отвечать нейтральным тоном, даже если было получено самое гневное письмо-претензия. Вы дадите официальный ответ позже. На этом этапе важно дать понять отправителю, что его не игнорируют, и не усугублять ситуацию.

    Пример делового письма

    Оформление делового письма независимо от его вида существенно не изменяется. А вот содержание по каждому отдельному виду уже имеет свои существенные отличия. Самыми частыми документами, при создании которых возникает сложность, как написать деловое письмо, являются гарантийное письмо и рекламация. Ниже приведены примеры содержания каждого.

    Гарантийное деловое письмо. Образец:

    В гарантийном письме всегда указывается реальный, и точный промежуток времени, в течение которого будет произведена оплата. Обещания обязуемся оплатить, как только нам кто-то оплатит, и прочее не используют. Указывайте точные данные документа, по которому будет произведена оплата и поставка.

    Рекламация. Образец:

    Рекламация. Образец

    В рекламации всегда указывается основание приобретения (чек, накладная и прочее), дата покупки, наименование и количество бракованных единиц.

    В заключительной (резюмирующей) части необходимо указать одну просьбу. То есть это или замена, или возврат или ремонт. Писать просьбу, сделать или то или другое не следует. Принято предварительно устно согласовать с поставщиками оптимальный вариант выхода из ситуации. Не стоит сразу писать гневных и ультимативных обращений. Это допустимо, только если сторона неоднократно нарушала обязательства, не идет на компромисс и полностью отказывается от выполнения обязательств.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обратный отсчет как пишется
  • Образец как правильно написать договор купли продажи автомобиля от руки образец
  • Обременительно как пишется
  • Обратно пропорционально как пишется знак
  • Образец как пишется информация