Обучаемые или обучающиеся как правильно написать

130

Высшее образование в России • № 8, 2004

невозможно. И тогда встает вопрос: чему учить в первую очередь? На мой взгляд, содержание обучения определяется теми задачами здравоохранения, которые предстоит решать «завтрашнему» врачу [1].

В базовой подготовке врача доминирующее место по праву занимает естествознание, поскольку оно раскрывает способы и механизмы устойчивого взаимодействия человека с окружающей средой. Иначе говоря, естественнонаучное образование можно рассматривать в качестве основного компонента фундаментализации. При этом дисциплины, входящие в программу профессионального обучения будущего врача, обязательно должны представлять собой единое целое с общей целевой функцией, объектом исследования, методологией построения и ориентироваться на сущностные междисциплинарные связи.

Все это позволяет более точно обосновать образовательную парадигму, в которой главный для врача объект изучения -человек и его здоровье — должен рассматриваться во всем многообразии его взаимоотношений с окружающим миром — социальных, психологических, экологических, эволюционных. Применение такого комплексного подхода к изучению человека и его здоровья выступает как существенный признак фундаментализации образования, раскрывающий структурно-

функциональные связи сложного целостного предмета изучения.

Итак, интеграция естественных и медицинских наук при подготовке врача становится концептуальной основой современного образования. При этом акцент должен быть сделан на создании интегративных курсов, обеспечивающих переход от дисциплинарной модели профессионального образования к системной. Содержание обучения должно в целом обеспечивать классическое медицинское образование в сочетании с глубокой фундаментальной (естественнонаучной и гуманитарной)подготовкой. Это достигается оптимизацией соотношения и содержания циклов различных дисциплин, учебной и производственных практик, курсовых работ по отдельным дисциплинам и по дисциплине специализации.

В данном отношении особый интерес представляет междисциплинарный подход к обучению студентов. Именно он обеспечивает глубокую профессионализацию процесса подготовки специалиста и одновременно — его фундаментализацию.

Литература

1. Балахонов А.В. Фундаментализация естественнонаучного образования как фактор становления личности будущего врача // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. — СПб., 2002. -С. 248-257.

М. КОЧЕТКОВ, доцент Сибирский юридический институт МВД

РФ

В теории образования особое значение имеет понятийно-категориальный аппарат. Это связано с практической направленностью данной области знания, где выполняемые ею функции в значительной степени зависят от принимаемого во внимание содержания понятийно-категориального аппарата. Не случайно редкое диссертаци-

Обучаемые или обучающиеся?

онное исследование обходится без анализа базисных определений.

В современных законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вместо привычного ещё 10-15 лет назад термина «обучаемый» («обучаемые») фигурирует «обучающийся» («обучающиеся»). Такое изме-

Редакционная почта

131

нение связывалось с развитием гуманистических тенденций в образовательной теории и практике и на первый взгляд кажется вполне логичным: необходимо исходить из создания таких образовательных условий, которые инициировали бы самостоятельный, самоактуализированный характер познавательной деятельности.

Данное понятийно-терминологическое изменение видится нам в ряде случаев некорректным:

1. С точки зрения содержания других понятий, «пересекающихся» с рассматриваемым. Если понадобилось изменение одного понятия, то следует привести в соответствие и остальные, в частности, вместо понятия «воспитанник» употреблять «воспитывающийся», однако в ФЗ «Об образовании» говорится о воспитанниках. Понятие «воспитание» шире «обучения», следовательно, изменение этимологии последнего должно согласовываться с этимологией слова «воспитание». Коль скоро в ФЗ «Об образовании» фигурирует понятие «воспитанник», а не «воспитывающийся», то логичным являлось бы использование в том же законе в сходных смысловых контекстах термина «обучаемый», а не «обучающийся».

2. В связи со спецификой процесса образования как явления целенаправленной деятельности общества. Проблемы гуманистического плана обусловлены прежде всего взаимодействием субъектов педагогического процесса, когда педагог реализует направляющее воздействие на обучаемого.

Признанные авторитеты, чьи воспитательные принципы являются для педагогов ориентирами (Коменский Я.А., Корчак Я., Макаренко А.С., Ушинский К.Д. и др.), уделяли исключительное внимание проблемам обеспечения дисциплины, осуществления наказания, не исключали их из арсенала

воздействия на личность. При этом неизменно подчёркивалась необходимость минимизации роли дисциплины и наказания как внешнего воздействия на человека. Так, на фронтисписе «Великой дидактики» надпись гласит: «Всё происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей».

Отмеченные ключевые аспекты проблемы гуманизации образовательного процесса как раз и обусловлены его спецификой: необходимостью оказывать направляющее воздействие на развитие человека. «Уход» от этой специфики на понятийно-терминологическом уровне (использование вместо понятия «обучаемый» понятие «обучающийся») вовсе не является шагом к решению проблемы, а, скорее, «уводит» от неё.

3. Исходя из антропологической позиции в педагогике, оказание направляющего воздействия не является противоестественным, негуманистичным явлением, так как может относиться к внутреннему диалогу человека, а не только к межличностному общению. В этом случае совершенствование человеком способностей к педагогическому воздействию, самопознанию, самоорганизации, оптимизации процесса своей жизнедеятельности в целом является как целью, так и условием эффективного выполнения равнозначно важных «ролей» воспитателя и воспитанника. Если же вместо термина «обучаемый» использовать термин «обучающийся», то в этом случае нивелируется равнозначность отмеченных составляющих педагогического процесса.

Таким образом, изменение термина «обучаемый» («обучаемые») на «обучающийся» («обучающиеся») видится нам неоправданным. Несмотря на то, что отмеченное изменение нашло отражение в российском законодательстве самого высокого уровня, оно является нецелесообразным и нуждается в корректировке.

Склонение слова «обучающийся»

Слово «обучающийся» имеет 2 значения с различными морфологическими признаками. Покажем формы изменения слова для каждого значения.

1 обучающийся — причастие, действительный залог, настоящее время.

Падеж Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
Мужской родМ.р. Женский родЖ.р. Средний родСр.р.
ИменительныйИм. обучающийся обучающаяся обучающееся обучающиеся
РодительныйРод. обучающегося обучающейся обучающегося обучающихся
ДательныйДат. обучающемуся обучающейся обучающемуся обучающимся
Винительный
(одушевленное)
Вин.
одуш.
обучающегося обучающуюся обучающееся обучающихся
Винительный
(неодушевленное)
Вин.
неодуш.
обучающийся обучающуюся обучающееся обучающиеся
ТворительныйТв. обучающимся обучающейся, обучающеюся обучающимся обучающимися
ПредложныйПред. обучающемся обучающейся обучающемся обучающихся

2 обучающийся — имя существительное, 1-е склонение, единственное число, мужской род, одушевленное.

Слово изменяется по падежам в единственном и во множественном числе.

Падеж Вопрос Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
ИменительныйИм. кто? обучающийся обучающиеся
РодительныйРод. кого? обучающегося обучающихся
ДательныйДат. кому? обучающемуся обучающимся
ВинительныйВин. кого? обучающегося обучающихся
ТворительныйТв. кем? обучающимся обучающимися
ПредложныйПред. о ком? обучающемся обучающихся

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. обуча́ющийся обуча́ющееся обуча́ющаяся обуча́ющиеся
Р. обуча́ющегося обуча́ющегося обуча́ющейся обуча́ющихся
Д. обуча́ющемуся обуча́ющемуся обуча́ющейся обуча́ющимся
В.    одуш. обуча́ющегося обуча́ющееся обуча́ющуюся обуча́ющихся
неод. обуча́ющийся обуча́ющиеся
Т. обуча́ющимся обуча́ющимся обуча́ющейся обуча́ющеюся обуча́ющимися
П. обуча́ющемся обуча́ющемся обуча́ющейся обуча́ющихся

о·буча́ющийся

Возвратное причастие, настоящего времени, тип склонения по классификации А. Зализняка — 4a.

Приставка: об-; корень: -уч-; суффиксы: -а-ющ; окончание: -ий; постфикс: -ся.

Произношение[править]

  • МФА: [ɐbʊˈt͡ɕæɪ̯ʊɕːɪɪ̯sʲə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. действ. прич. наст. вр. от обучаться ◆ Теперь он уже не был изящным молодым джентльменом, обучающимся в Оксфорде. В. П. Катаев, «Сэр Генри», 1920 г. [НКРЯ]

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

  1. учащийся

Гипонимы[править]

  1. самообучающийся

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • существительные: обучение
  • глаголы: обучаться, обучиться

Этимология[править]

Происходит от гл. обучаться от обучать + -ся от об- + учить, далее от праслав. *učiti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. учити, др.-русск. укъ «учение», ст.-слав. ѹчити, ѹчѫ (др.-греч., греч. διδάσκειν), русск. учить, укр. учи́ти, белор. вучыць, наву́ка, болг. у́ча «учу», сербохорв. у̀чити, у̀чи̑м, словенск. učíti (-ím), чешск. učit, словацк. učiť, польск. uczyć, uczę, в.-луж. wučić, н.-луж. hucyś; связано чередованием гласных с *vyknǫti (см. вы́кнуть), родственно др.-прусск. iaukint «упражнять», лит. jaukìnti, jaukinù «приучать, укрощать», jaũkas «манок, приманка», jaukùs «смирный, ручной», др.-инд. úсуаti «находит удовольствие, имеет обыкновение», ṓkаs «удовольствие, удовлетворение», армянск. ուսանիմ (usanim) «учусь, приучаюсь», готск. 𐌱𐌹𐌿𐌷𐍄𐍃 (biūhts) «привычный». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Склонение слова обучающийся по падежам

На этой странице показано слонение слова обучающийся по падежам в единственном и множественном числе

Склонение слова обучающийся в единственном числе

Падеж Вопрос Склонение
Именительный Кто, что? обучающийся
Родительный Кого, чего? обучающегося
Дательный Кому, чему? обучающемуся
Винительный Кого, что? обучающегося
Творительный Кем, чем? обучающимся
Предложный О ком, чем? обучающемся

Склонение слова обучающийся в множественном числе

Падеж Вопрос Склонение
Именительный Кто, что? обучающиеся
Родительный Кого, чего? обучающихся
Дательный Кому, чему? обучающимся
Винительный Кого, что? обучающихся
Творительный Кем, чем? обучающимися
Предложный О ком, чем? обучающихся

Добавьте свои комментарии к склонению слова обучающийся

Данное слово является существительным (причастием), а употребляется в значении «постигающий какую-то науку». Со значением слова всё стало понятно. А возникнут ли вопросы при написании слова? Я думаю, что да. Поэтому, давайте разберёмся.

Как же правильно пишется: «учащийся» или «обучающийся»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое слово пишется в обоих вариантах:

УЧАЩИЙСЯ

ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Следует отметить, что оба слова могут употребляться в русском языке.

Термин «обучающийся» является более обширным понятием, чем термин «учащийся».

В каких случаях следует писать слово «обучающийся»?

Обучающийся

Данное слово, как было сказано выше, является более распространённым и применяется к лицам, постигающим общеобразовательную программу, аспирантам, экстернам, ординаторам, стажёрам, студентам, слушателям, ассистентам-стажёрам, курсантам.

В каких случаях следует писать слово «учащийся»?

Учащийся

Данное слово относится к лицам, обучающимся в общеобразовательной школе.

Правописание, употребление данных слов следует запомнить, а также стараться не допускать ошибок!

Синонимы к слову:

  • Готовящийся
  • Занимающийся
  • Просвещающийся

Примеры предложений с данным словом:

  • Учащийся 11-А класса выиграл соревнования по плаванию среди юниоров.
  • Вася Иванов – студент, обучающийся по отдельной программе.
  • Обучающийся профессии стажёр наконец-то выполнил все поручения руководства.

Есть сомнения как писать «обучающаяся» или «обучающуюся», «обучаться» или «обучатся»? С помощью простого и понятного правила сможем раз и навсегда запомнить данное правописание.

Правильно пишется

Согласно правилам русского языка оба варианта написания допустимы в зависимости от глагольной формы.

Какое правило

«Обучающаяся» – это причастие в действительном залоге, настоящем времени, именительном падеже. На падеж указывает окончание «ая». Можно задать проверочный вопрос «Что делающая?». В вопросе будет такое же окончание, как в причастии.

«Обучающуюся» – это причастие в действительном залоге, настоящем времени, винительном падеже. На падеж указывает окончание «ую». Можно задать проверочный вопрос «Что делающую?». Окончание будет такое же, как в вопросе.

«Обучаться» или «обучатся» как пишется

«Обучаться» – начальная форма глагола, отвечающая на вопрос «Что делать?». Как и в вопросе, оканчивается на «ть».

«Обучатся» – это глагол в третьем лице, множественном числе, отвечающий на вопрос «Что сделают?». Как и в вопросе, оканчивается на твёрдую «т». Обратите внимание на ударение, оно смещается в начало слова на букву «у».

Примеры предложений

  • Дети пришли в школу, чтобы обуча̀ться.
  • Дети обу̀чатся новым знаниям.

Неправильно пишется

Нет.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

При выборе между «обучающаяся» или «обучающуюся» необходимо обращать внимание на контекст. В написании этих слов могут возникнуть трудности, однако можно избежать ошибок, определив их морфемный состав.

Как правильно пишется?

Оба варианта представленного слова допустимы и часто употребляются в русском языке.

Выбор одного из них зависит от контекста. Причастия «обучающаяся» и «обучающуюся» образованы от глагола «обучаться» − инфинитива, отвечающего на вопрос «что делать?».

Также не стоит забывать о наличии в русском языке омонима. Так, слова «обучающаяся» и «обучающуюся» могут быть не только причастиями, но и существительными. Однако их написание от этого не меняется.

Морфемный разбор слов «обучающаяся» и «обучающуюся»

Морфемный разбор слова «обучающаяся»:

обучающаяся

  • «об» − приставка;
  • «уч» − корень;
  • «а» − суффикс;
  • «ющ» − суффикс;
  • «ая» − окончание;
  • «ся» − постфикс;
  • «обучающ» − основа слова.

Если слово «обучающаяся» является причастием, оно может выполнять в предложении синтаксическую роль определения или являться частью составного именного сказуемого. В том случае, когда «обучающаяся» является существительным, оно выполняет роль подлежащего или дополнения.

Морфемный разбор слова «обучающуюся»:

обучающуюся

  • «об» − приставка;
  • «уч» − корень;
  • «а» − суффикс;
  • «ющ» − суффикс;
  • «ую» − окончание;
  • «ся» − постфикс;
  • «обучающ» − основа слова.

Как и в первом случае, слово «обучающуюся» может быть причастием либо существительным. В первом случае оно может выступать в предложении в роли определения или части составного именного сказуемого, во втором – подлежащего или дополнения.

В каких случаях пишут «обучающаяся»

«Обучающаяся» может быть существительным либо причастием в форме настоящего времени, именительного падежа, действительного залога. Если задать к причастию вопрос, в нем будет такое же окончание, как и в самом слове: «какая?». Эта флексия характерна именительному падежу. В случае с существительным вопрос будет иной: «кто?», при этом падеж тоже будет именительным.

Примеры предложений

  1. Студентка, обучающаяся в нашем университете, стала победителем на международной олимпиаде.
  2. Первая обучающаяся группа состояла из 30 человек.
  3. Школьница, обучающаяся на дополнительных занятиях с репетитором, сдала экзамен на отлично.
  4. Если обучающаяся будет уделять больше внимания профильным предметам, у нее будет больше шансов поступить в медицинский институт.

В каких случаях пишут «обучающуюся»

Слово «обучающуюся» может быть существительным или причастием в форме винительного падежа, настоящего времени, действительного залога. Для проверки окончания причастия можно задать вопрос, который характерен винительному падежу, – «что делающую?». Как видим, окончания в вопросе и самом причастии совпадают. Если речь идет о существительном, вопрос будет звучать следующим образом: «кого?».

Примеры предложений

  1. Необходимо направить лучшую обучающуюся из группы для участия в конкурсе.
  2. Обучающуюся пригласили выйти к доске и представить решение задачи.
  3. После ссоры с учителем обучающуюся вызвали в кабинет директора.
  4. Обучающуюся гимназии № 2 пригласили выступить на конкурсе первой.

Ошибочное написание слов «обучающаяся» и «обучающуюся»

Оба представленных варианта соответствуют орфографии русского языка. Однако стоит избегать ошибок в написании окончаний этих слов, что встречается достаточно часто.

Заключение

Слова «обучающаяся» и «обучающуюся» употребляются в русском языке.

Выбор одного их представленных вариантов зависит от того, в каком падеже стоит это причастие либо существительное.

Голосование за лучший ответ

Ирина

Мудрец

(18503)


11 лет назад

Что делать? — учиться. Что делает — учится

Masha Saakashvili

Мастер

(2412)


11 лет назад

Он (она) учится. Я хочу учиться

littlestrow littlestrow

Мыслитель

(5830)


11 лет назад

Маша хорошо учится, а я учиться не хочу!

Мурат Маржохов

Профи

(902)


11 лет назад

в зависимости от ситуации пишется и так, и так. «Учиться никогда не поздно» — что делать? пишется с Ь. «Он учится в МГУ» — что делает? без Ь

Дмитрий Абрамов

Просветленный

(47513)


11 лет назад

Если твой глагол подходит по вопрос «что делать? » — значит писать его надо с мягким знаком.. . Мля, это ещё в начальной школе проходили….

AnNat

Мастер

(2395)


11 лет назад

Глагол, несовершенный вид, переходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4c. Соответствующие глаголы совершенного вида — приставочные типа выучиться, научиться.
Что делать — учиться. Что делает — учится.

Любовь Зарубина

Гуру

(2798)


11 лет назад

что делать учиться что делает учится

Вероника ————-

Искусственный Интеллект

(194424)


11 лет назад

Если слово отвечает на вопрос: «Что делать? » — то ставится «Ь»

Наталия Бокова

Ученик

(123)


6 лет назад

вопрос что делают?

Виктория Гавринёва

Ученик

(245)


6 лет назад

Что делать? — учиться. Что делает — учится

Инна Кадырова (Либрехт)

Ученик

(139)


4 года назад

Задай вопрос
Что делать? Есть мягкий знак значит пишется учиться

Определение и разбор слова

Данное слово в предложении может играть и роль существительного, и роль возвратного причастия, которое образовано от глагола “учиться/обучаться”, употребляемого в значении “получать знания и навыки, приобретать полезный опыт”. Несмотря на частоту употребления этого слова, при написании возникают сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • учащийся
  • обучающийся

Как правильно пишется: “учащийся” или “обучающийся”?

Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются правильными. Выбор в пользу первого или второго варианта будет зависеть от контекста. В данном случае мы будем рассматривать слова в роли существительного.

обучающийся

Когда пишем “обучающийся”?

Термин “обучающийся” является более обширным понятием, нежели “учащийся”.

Итак, слово “обучающийся” имеет следующее значение:

  • лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования,
  • лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации,
  • учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы,
  • студенты (курсанты)
  • аспиранты
  • адъюнкты
  • ординаторы
  • ассистенты-стажеры
  • слушатели
  • экстерны

Как видно из определения, термин “обучающийся” подразумевает широкий круг лиц, задействованных в образовательном процессе.

В то время, как “учащийся” – это лицо, проходящее обучение в общеобразовательной школе.

Примеры для закрепления

  • Обучающийся по легкой программе сдал экзамен.
  • Учащийся был отчислен из-за пропусков.
  • Это лучший учащийся нашего класса.

обучаться

обучающиеся — причастие, именительный п., наст. вр., возвр. форма гл., мн. ч.

обучающиеся — причастие, винительный п., наст. вр., возвр. форма гл., мн. ч.

Часть речи: инфинитив — обучаться

Часть речи: глагол

Настоящее время Прошедшее время Будущее время Повелительное наклонение
Я

обучаюсь

обучался

обучалась

обучалось

Ты

обучаешься

обучался

обучалась

обучалось

обучайся

Он/она

обучается

обучался

обучалась

обучалось

Мы

обучаемся

обучались

обучаемся

Вы

обучаетесь

обучались

обучайтесь

Они

обучаются

обучались

Часть речи: деепричастие

Несовершенный вид Совершенный вид

обучаясь

Часть речи: причастие

Действительное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

обучающийся

обучающаяся

обучающееся

обучающиеся

Рд.

обучающегося

обучающейся

обучающегося

обучающихся

Дт.

обучающемуся

обучающейся

обучающемуся

обучающимся

Вн.

обучающегося

обучающийся

обучающуюся

обучающееся

обучающиеся

обучающихся

Тв.

обучающимся

обучающеюся

обучающейся

обучающимся

обучающимися

Пр.

обучающемся

обучающейся

обучающемся

обучающихся

Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

обучавшийся

обучавшаяся

обучавшееся

обучавшиеся

Рд.

обучавшегося

обучавшейся

обучавшегося

обучавшихся

Дт.

обучавшемуся

обучавшейся

обучавшемуся

обучавшимся

Вн.

обучавшегося

обучавшийся

обучавшуюся

обучавшееся

обучавшиеся

обучавшихся

Тв.

обучавшимся

обучавшеюся

обучавшейся

обучавшимся

обучавшимися

Пр.

обучавшемся

обучавшейся

обучавшемся

обучавшихся

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Слово «обучающийся» по падежам

Вариант №1

Морфологические признаки слова: причастие, действительный залог, единственное число, именительный падеж, мужской род, неодушевленное, переходный, несовершенный вид, настоящее время, одушевленное.

Падеж Вопрос Единственное числоЕд. ч. Множественное числоМн. ч.
Именительный Какой? обучающийся обучающиеся
Родительный Какого? обучающегося обучающихся
Дательный Какому? обучающемуся обучающимся
Винительный Какой? Какого? обучающийся обучающиеся
Творительный Каким? обучающимся обучающимися
Предложный О каком? обучающемся обучающихся

В именительном падеже отвечает на вопрос какой?обучающийся, в родительном падеже отвечает на вопрос какого?обучающегося, в дательный падеже отвечает на вопрос какому?обучающемуся, в винительный падеже отвечает на вопрос какой? какого?обучающийся, в творительный падеже отвечает на вопрос каким?обучающимся, в предложный падеже отвечает на вопрос о каком?обучающемся.

Вариант №2

Морфологические признаки слова: существительное, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное.

Падеж Вопрос Единственное числоЕд. ч. Множественное числоМн. ч.
Именительный Кто? обучающийся обучающиеся
Родительный Кого? обучающегося обучающихся
Дательный Кому? обучающемуся обучающимся
Винительный Кого? обучающегося обучающихся
Творительный Кем? обучающимся обучающимися
Предложный О ком? обучающемся обучающихся

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Обучаемостью как пишется
  • Обучаемая как пишется правильно
  • Обуться на ходу как пишется
  • Обуться как правильно пишется
  • Обустройство как пишется слово