Очерк как написать примеры

Что такое очерк, как его написать и с кого брать пример

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мы уже с вами разобрали, как написать сочинение и что такое эссе, но литературные форматы только этим не ограничиваются.

Человек пишет пером на бумаге

Сегодня я хочу поговорить про очень популярный литературно-публицистический жанр — очерк. Что это такое, каким образом можно написать хороший очерк, какие примеры можно найти в литературе, чтобы понять, как это должно быть в идеале.

Очерк — что это и история формирования жанра

Очерк – это малый эпический жанр литературного творчества, на который повлияли два стиля: художественный и публицистический. По своим задачам он тяготеет к журналистике, по форме исполнения напоминает полноценное художественное произведение (по типу новеллы).

Очерк это..

Чтобы разобраться в нюансах, понять, что такое очерк и узнать, как писать очерк самостоятельно, нужно обратиться к истории.

Потребность в возникновении новой формы общения с читающей публикой возникает тогда, когда ни одна старая форма не решает задач, стоящих перед обществом. Писатели прошлого формировали общественное мнение, к их словам прислушивались, их называли «властителями дум».

Первые опыты литературного творчества возникали в лоне церкви и были анонимными. Летописи, жития святых, притчи и поучения касались внутренней жизни человека и получили название духовной литературы. На границе XVI-XVII веков появились первые авторские произведения, литература стала светской.

В XVIII столетии чтение стало модным увлечением образованного дворянства. Однако просвещённая часть общества в лице писателей не могла не заметить: дворянская элита находится в состоянии нравственного упадка, появляются многочисленные проблемы: социальное неравенство, распущенность, культ власти и денег, эгоцентризм, подражательство. Пришла пора заявить о наболевшем во весь голос.

Роль рупора, направленного прямо в душу светского читателя, взял на себя очерк. Зародившись в Великобритании, этот жанр быстро «переселился» в газеты и журналы Франции, а затем и других европейских стран.

Что такое очерк

На волне просветительской деятельности в России заработала типография Н. И. Новикова, выпускавшая альманахи, каждый из которых открывала очерковая зарисовка, посвящённая порокам общества и клеймящая типичных его носителей.

В жанре очерка работал сам Н. И. Новиков, а также Д.И. Фонвизин и А. П. Радищев. Из-за остроты заявленных тем писателями мгновенно заинтересовалось правительство.

Виды очерков — портретный, путевой, проблемный

За более чем 300 лет своего существования очерк не утратил своё значение. Появились новые его разновидности. Он глубоко пустил корни в современную жизнь и россыпью новых форм «расцвёл» в интернет-культуре.

За ноутбуком

Канонически очерк делится на 3 вида:

  1. — портретный;
  2. — путевой;
  3. — проблемный.

Существуют также очерк-расследование, репортажный, исторический, философский, краеведческий, мемуарный, судебный очерк и другие.

Портретный очерк рассказывает о судьбе человека в контексте его эпохи и окружения, путевой описывает дорожные впечатления, проблемный – затрагивает острые социальные вопросы, выбранные автором для обсуждения и разрешения.

Признаки жанра

Перечислим «подсказки», которые помогут понять, что перед нами очерк, а не эссе, новелла (что это?), квартальный отчёт или рассказ:

  1. — установка на достоверность (даже если в очерке использованы элементы фантастики, они опираются на реальные, документально подтверждённые данные);
  2. — наличие рассказчика или персонажа-наблюдателя, который излагает и анализирует происходящие с ним события;
  3. — чёткая структура;
  4. — единый сюжет;
  5. — объективность изложения материала;
  6. — яркий, образный язык, богатая лексика, обращающие на себя внимание риторические фигуры.

Структура очерка

Особенность данного жанра в том, что его структура не меняется. В ней обязательно присутствуют:

  1. — введение, в котором озвучена постановка проблемы;
  2. — основная часть, описывающая конкретные факты;
  3. — заключение, предлагающее возможные варианты выхода из проблемной ситуации.

Завершить изложение мысли можно как прямыми, так и косвенными обращениями к читателю, содержащими призыв совершать либо не совершать те или иные действия.

Как писать очерк

Чтобы написать добротный очерк, необходимо сделать несколько важных шагов.

  1. Шаг 1. Почитать очерки, вышедшие из-под пера известных писателей.
  2. Шаг 2. Собрать факты: посетить место, о котором будет идти повествование, собрать информацию в библиотеках, архивах, частных коллекциях, пообщаться с очевидцами описываемых событий.
    Сбор фактов
  3. Шаг 3. Выверить информацию, сопоставив разные источники. Так как очерк – это произведение с установкой на достоверность, нельзя давать субъективную оценку, не познакомив читателя с объективными данными. Выводы о проблеме он должен сделать сам.
  4. Шаг 4. Создать героя, «оживляющего» своим присутствием сюжет или ведущего нить повествования. В большинстве очерков таким героем становится сам рассказчик.
  5. Шаг 5. Подумать над основной идеей произведения, сформулировать обращение к читателю.
  6. Шаг 6. Если очерк посвящён борьбе с каким-либо проявлением зла, например, зависимости от гаджетов (что это?), нужно описать эту зависимость на языке образов. Скажем, представить её в виде спрута, душащего своими щупальцами бледно-зелёных от непрерывного сидения над экранами подростков.

После того как работа над текстом будет завершена, прочитайте очерк так, как будто его написал ваш приятель. Чтение вас захватило? Получилась ли основная часть «цепляющей»? Захотелось ли вам лично поучаствовать в решении задачи?

Если да, всё в порядке. Если нет, безжалостно сокращайте текст, давайте больше живых историй, цитируйте персонажей дословно. Вялость и сухость описательного момента непростительны – будьте ближе к жизни!

Кого почитать и где вдохновиться

Если вы ищете способ создать отличный очерк, примеры лучше всего искать у А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г. Короленко, М. Горького, Е.И. Замятина. В данном жанре работали не только прозаики, но и поэты.

У М. И. Цветаевой есть замечательный путевой очерк «Вольный проезд до станции Усмань» о поездке за продуктами в Тамбовскую губернию в страшные для России предреволюционные годы.

Мемуарная очеркистика И.А. Бродского до сих пор цитируется как эталон жанра. Поэт стал лауреатом «Нобелевской премии», на церемонии награждения он блестяще произнёс слово о поэзии, написанное в жанре очерка. Желаем и вам, как максимум, того же!

Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы — небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать «Записки охотника» Тургенева или «Остров Сахалин» Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.

Особенности жанра

Очерк – это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк – это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

очерк пример

  • Портретный. В тексте описывают жизнь какого-нибудь человека. Очеркист должен описать не только внешность, но и внутренний мир, характер, темперамент, Показать, как окружающая среда повлияла на совершенные героем поступки. Этот вид очерка является самым литературным.
  • Путевой. Это самый первый вид рассматриваемого литературного жанра. Он может включать в себя, например, портретный или любой другой вид очерка. В таком произведении автор просто фиксирует какое-то занимательное событие, что произошло с ним во время поездки. Здесь можно описать местность, рассказать о встречах с людьми или поделиться воспоминаниями о какой-нибудь ситуации, которую пришлось наблюдать.
  • Проблемный. Он интересен присутствием в тексте острого конфликта, который можно решить, проанализировав разную информацию. Автор может упоминать как статистические данные, так и художественные средства, аргументы из литературы и т. д. Главное — предложить свое видение для решения этой проблемы, а также вовлечь в диалог читателей.
  • Социалогический. В таком тексте анализируется крупная общественная проблема. Например, повышение количества ранних беременностей среди школьниц. В этом произведении должно быть максимум объективности, реальные факты и цифры. Но язык повествования должен быть живым, интересным и понятным.
  • Публицистический. Он чем-то напоминает социологический, вот только здесь видна авторская позиция. Очеркист не просто выносит проблему на всеобщее обозрение, но и высказывает свое личное мнение.
  • Художественный. В этом произведении факты хоть и остаются важными, но большей значимостью обладает сила воздействия написанного на читателя. Если у сочинителя получилось затронуть эмоции, значит, он может смело назвать себя очеркистом.

История и полезные советы

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать – это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

портретный очерк пример

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент — определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее – размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное — полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать – больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», — Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

как писать очерк примеры

На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

проблемный очерк примеры текстов

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

очерк примеры в литературе

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья – это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье — бежать домой, понимая, что там ждут? Семья – это основа жизни счастливой пары.

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

очерк о человеке пример

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

проблемный очерк пример

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное — по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

Очерк по сути похож на рассказ. В портретном очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью. Предлагаем несколько вариантов, как можно написать портретный очерк с примерами.

Как написать портретный очерк – примеры

Портретный очерк – это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Содержание

  1. Портретный очерк мамы
  2. Портретный очерк отца
  3. Портретный очерк друга
  4. Портретный очерк подруги
  5. Портретный очерк одноклассницы
  6. Портретный очерк классного руководителя
  7. Портретный очерк Кира Булычёва

Портретный очерк мамы

Стою посередине комнаты и кричу: «Мааааам, а носки-то мои где?». Слышу, идёт. Буквально через минуту она оказывается в комнате с моими носками в руках, на поиски которых прежде я потратила уйму времени. Всегда удивляла эта её способность – находить все на свете.

Она улыбается: «Доча, ну ты как всегда». И я улыбаюсь в ответ. А как можно не ответить ей не улыбнуться? Вот она стоит передо мной: на ней смешной старенький розовый халатик, которые ей подарила моя бабушка на восемнадцатилетние, теплые махровые носки, темные волосы замотаны в полотенце и еле видны, косметики нет вовсе.

Она улыбается, и на лице появляются еле заметные морщинки. Но они не старят маму, а совсем даже наоборот. В таком виде она такая замечательная, такая домашняя.

Чувствую запах куриных грудок. Это мамины.

-«Доча, перед уходом обязательно поешь мои грудки.»

А это мама так свою любовь выражает. Все время ей хочется всех накормить. Ещё никто не уходил после общения с ней голодным.

-«Мам, ну я же опаздываю»,-отзываюсь я несколько грубо. Мама ничего не отвечает. Она понимает, что я не со зла. Люблю эту черту в ней. Если она видит, что кто-то не в настроении, то никогда не обратит внимание на грубость, а если и обратит, то все равно не ответит. Мама будто нутром чувствует, что это все нервы и ссору не развивает.

«Доча, а ключи ты взяла? А телефон? А деньги? Позвони, как приедешь!».

Да, опекать мама умеет. Я бы даже сказала, что это гиперопека! Всё ей нужно контролировать, все знать. Она всегда очень сильно переживает за всё, что хоть как-то касается её детей. Она говорит, что мы – самое важное в её жизни. И я ей верю. Ведь только такая любящая мама способна на те вещи, которые она делает, не взирая на наш, в принципе взрослый, возраст: и постирает, и зашьет, и уберёт. А даже ведь не просишь никогда. Всё по своей инициативе.

Но больше всего я люблю в ней эту её моральную помощь, моральную поддержку. Ведь с ней можно поделиться абсолютно всем! Мама всегда выслушает, всегда подскажет как поступить и никогда не осудит. У нее, кстати, довольно необычный подход решения ко всем проблемам. Мама будто как-то по особенному смотрит на этот мир, под каким-то другим углом. Мне это безумно нравится!

Конечно, бывают и не самые лучшие дни. Если наша мама в плохом настроении, то, уверяю вас, к ней лучше вообще не подходить и ни о чём не спрашивать. Тут может сработать еще одно качество ее личности – эмоциональность.

Да, моя мама очень эмоциональный человек. И не смотря на свою доброту и терпеливость, в определенный момент она может прямо-таки взорваться. И тут уже спасайтесь кто может. И крикнет, и кинет чем-нибудь. Только я ее всё равно люблю! Да и нормально это, должен же быть хотя бы один недостаток у самой лучшей мамы на свете.

И это лишь маленькая часть из того, что можно рассказать о моей маме. Она настолько интересный и противоречивый человек, что, пожалуй, можно написать целую книгу. Самое главное, что она очень любит нас – своих детей и учит быть добрыми, терпеливыми, щедрыми….такими же как она сама.

Портретный очерк отца

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы… Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел…

Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов…

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»… — да, наверно, почти всю русскую классику.

Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

Портретный очерк друга

Мой верный друг М*** во многом очень схож со мной характером. Возможно, именно поэтому мы дружим так давно. Хотя может быть так, что мы дружим и благодаря нашим редким спорам, ведь было бы скучно, если бы мы во всем соглашались друг с другом, это бы попросту надоело.

М*** — парень среднего роста с кудрявыми русыми волосами, незапоминающимся, чуть похожим на моё лицом (нас часто путают). Он немного робкий в незнакомых компаниях, но когда пройдет некоторое время, он смело ведет разговоры на любые темы, которые только можно вообразить, знает очень много историй на все случаи жизни.

Я думаю, это как-раз-таки его особая черта характера — рассказывать интересные истории из жизни и не давать тем самым скучать.

Познакомились мы с М*** благодаря нашему общему знакомому, который пригласил нас смотреть фильм. Помимо нас в его квартире были и другие ребята. С некоторыми мы были знакомы, с некоторыми — нет.  Началось наше общение с того, что все, кто был с нами у нашего общего друга, заснули, и мы досмотрели эту комедию вдвоем.

Позже  выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я.  День за днем, неделя за неделей — мы сдружились,  и дружим по сей день с этим добрым человеком.

Портретный очерк подруги

Я решил написать очерк о своей подруге Насте. Мы живем с ней в соседних домах и дружим с самого детства. Настя хороший, добрый человек, с ней всегда интересно. У нее длинные черные волосы, которые она всегда заплетает в косу. Однажды Настя решила их обрезать, но я ее отговорил, мне кажется, длинные волосы ее украшают.

У моей подруги большие зеленые глаза, обрамленные пушистыми ресницами и черными бровями. Когда она думает о чем-то, между бровей появляется складка, что придает ее лицу серьезности. На щеках у Насти часто появляется румянец, стоит ей побегать или разволноваться.

Лицо у нее овальной формы, а кожа слегка смуглая, летом приобретает золотисто-коричневатый оттенок. Губы у Насти тонкие, когда она улыбается, видно ровные белые зубы. Над верхней губой у нее есть небольшая родинка. В ушах моя подруга носит серебряные сережки с зеленым камнем, которые ей когда-то подарила бабушка.

Настя среднего роста, ниже меня на полголовы. Фигура девочки далека от модельной, она довольно полная, но ее это не портит. На мой взгляд, это придает ей определенного очарования. Она все время занимается каким-то спортом, но это не очень-то помогает ей обрести желаемую форму. Настя всегда была такой, мы все к ней привыкли и не представляем подругу худой.

Юбки и платья она почти никогда не надевает, комплексуя из-за своего веса. В основном Настя носит джинсы, футболки и рубашки. В ее гардеробе есть, по-моему, только одно платье, которое она надевала на первый звонок. Настя почти не красится, хотя все девчонки в нашем классе уже это делают. Она говорит, что не понимает, зачем ей это нужно, и я с ней в этом согласен.

Моя подруга хорошо поет и выступает на всех школьных праздниках. Мне нравится слушать ее пение. В целом я считаю ее вполне симпатичной девочкой. Я рад, что мы дружим и надеюсь, что так будет и дальше.

Портретный очерк одноклассницы

В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка.

Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.

В свободное время Тоня любит читать художественную литературу и смотреть сериалы. Я знаю, что ей нравится читать современных зарубежных писателей.

Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойти по пути, который она уже сейчас для себя определила.

Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.

Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня — человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.

С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном классе с замечательной девочкой по имени Тоня.

Портретный очерк классного руководителя

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе — Смоленской Светлане Анатольевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2015 года. Педагогический стаж у нее 20 лет, 5 из них в нашей школе.

Светлана Анатольевна родилась и выросла на Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Тобольске.

Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гулиева Елена Александровна, на данный момент они лучшие подруги.

У Светланы Анатольевны очень запоминающаяся внешность: высокая , среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!

Портретный очерк Кира Булычёва

«Кирилл Булычёв» – псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста – Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя.

Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять – он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80‑е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв – лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост – нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Читайте также: Краткое содержание «Песочные часы» сказки В. Каверина.

Создавая портретный очерк, автор показывает действия человека в определённой ситуации, воспроизводит яркий эпизод из жизни героя, передаёт диалог с ним, рисует портрет, черты внешнего облика героя, раскрывает нравственные принципы, внутренний мир человека.

Мой Телеграм

Одним из самых интересных жанров литературы и журналистики признан очерк. Это небольшое произведение, сочетающее в себе художественный и публицистический стиль, описывающее события или человека. Это статья, в которой прослеживается мысль автора, его изложение событий, факты, достоверная информация о людях или местах. Здесь нет временных рамок, субъективных оценок и домыслов рассказчика. Чтобы понять, как написать очерк, следует разобраться, чем этот жанр отличается от других, например, эссе, из каких структурных компонентов состоит, какие у очерков нюансы.

Особенности жанра очерка

Очерк является разновидностью рассказа в полухудожественной форме. В нем соблюдаются документальные элементы повествования, отсутствие фантазий, приводится описание реальных происшествий, природных явлений или людей. Произведение создавать сложно, поэтому всегда лучше иметь образец. В качестве ярких примеров как писать очерк можно обратиться к И. Тургеневу («Записки охотника»), А. Чехову («Остров Сахалин»), А. Пушкину («Путевые заметки») и другим известным авторам. Отличительными чертами, характеризующими такой тип изложения проблемы, являются:

  • малая повествовательная форма;
  • описываются реальные события, люди (современники или жившие ранее);
  • акцент делается на социально-значимые для общества проблемы, разрешение спорных ситуаций;
  • документальное изложение с неоспоримыми фактами;
  • реалистичность описания;
  • эмоциональность и образность, возможность вести диалог с читателем, не навязывая свое мнение.

Таким образом, очерк – это художественный текст, насыщенный образами и фактами, вовлекающими читателя в обсуждение вопроса.

Основные составляющие очерка

Сочинение в данном жанре должно содержать три аспекта: социологический, публицистический (достоверность излагаемого), образный или литературный. Каждая составляющая играет важную роль как правильно писать очерк:

  • Социологическая часть. Автор раскрывает социально значимые для общества вопросы: наркомания, алкоголизм, подростковая преступность, охрана окружающей среды, заболевания. Могут рассматриваться более конкретные проблемы города, страны – отношения в семье, взаимодействие родителей и школы, кризисные вопросы судебной системы, медицины, экономики и др. Важно опираться на статистику, однако не увлекаться цифрами, привести общее состояние вопроса и процесс изменения ситуации.
  • Достоверность изложенного. Публицистический подход предполагает сбор информации в библиотеках, архивах, поиск фактов на сайтах компаний, в общении с людьми. Очеркист должен провести расследование, чтобы вооружившись деталями, добавив свои наблюдения, композиционно построить сюжет так, чтобы раскрыть схему развития проблемы, проанализировать причины и спрогнозировать последствия.
  • Литературная составляющая. Перед тем, как писать очерк, предстоит решить, как красиво его преподнести. Это поможет привлечь внимание читателей. Логически завершенный и красочный слог, насыщенность метафорами, яркими образами персонажей, подводит людей к ассоциациям с собой, своими знакомыми, известными событиями. Это позволяет глубже проникнуть в определенную среду, понять суть вопроса.

Становится ясно, что данное произведение является совокупностью житейской истории и статистических данных. Текст должен иметь традиционно принятую структуру: суть проблемы, ее анализ, пути решения.

Жанровые виды очерка

Эта разновидность художественной литературы характеризуется большой описательностью, яркостью образов, событий, и, в то же время, документальностью, анализом фактов и явлений, истолковываемых автором. Выделяют несколько классификаций, в которых отражено более пятидесяти различных видов очерков: сюжетный (портретный и проблемный), описательный (событийный, путевой), публицистический, социологический, художественный и другие. Рассмотрим более детально некоторые виды:

  • Портретный очерк – как писать, на что обращать внимание, что выделить? Это жизнеописание популярной в истории, стране, городе личности или малоизвестного человека. Автор должен не только дать описание внешности, но и показать внутренний мир, раскрыть темперамент. Презентуя какие-то необычные поступки персонажа, проследить, как проявляется его характер. Независимо от того, о ком пойдет рассказ, есть смысл связать героя с проблемой общества или ситуацией. Как писать очерк о человеке, пример можно посмотреть в литературе.
  • Описание проблемы. В нем очеркист может рассматривать экономическую, политическую, экологическую или любую другую тематику, которой он хорошо владеет. Главная задача — понять причины возникновения проблемы, к чему может привести ее развитие, как решить. Здесь не подойдет описательный вариант, а потребуется глубочайший анализ, изучение деталей, мнений участников событий или экспертов. Читателя следует ознакомить с разными точками зрения. Поскольку стиль изложения художественный, то чрезмерное насыщение статистикой не рекомендуется. Ее следует подавать с комментариями. Допустимы для яркости сюжета пространные размышления, сравнения, художественные обороты.
  • Путевой очерк. Как писать очерк о путешествиях можно посмотреть у классиков. Например, Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Путевой вид произведений – это изложение автором событий, которые происходили с ним во время поездок. Здесь можно использовать описание местности, природы, происшествий в пути, встретившихся людей. Информацию можно записывать с помощью диктофона, чтобы ничего не забыть, подкреплять впечатления снимками. Повествование должно быть легким, ненавязчивым, возможно с элементами юмора.

Другие разновидности очерков – социологический, публицистический, художественный, судебный – предполагают развернутый анализ проблемы, важной для конкретного общества.

Как написать очерк: советы и рекомендации

Будущему очеркисту важно знать с чего начинать, чем завершить свое произведение, чем отличаются виды, как писать очерк о человеке, а как о ситуации. Итак, с чего начать и как действовать:

  • выбрать тему, которая будет интересна окружающим, привлечет к обсуждению и никого не оставит равнодушным (преступность подростков, детская смертность, где выгуливать собак и пр.);
  • собрать информацию, используя современные средства связи: (интернет, СМИ), архивы, библиотеки, учреждения, музеи, она должна быть достоверной;
  • выбрать героев, рисуя не только черты внешности, одежду, но и характер, особенности среды обитания и эпохи, речевые моменты, ярко отражающие жизнь персонажа;
  • не забывать о контрастности, проблема должна быть раскрыта со всех сторон, следует показать, как плюсы, так и минусы ситуации;
  • найти свой стиль, изюминку, тщательно отбирая информацию, наблюдая и анализируя, сделать произведение уникальным;
  • автор имеет право на свое субъективное мнение и отношение к проблеме или герою, главное не навязывать его окружающим;
  • составить план, как писать очерк и следовать ему.

Также нужно помнить о формате текста и его размерах. Четких требований к очерку нет, но все зависит от полного освещения темы. В среднем объем очерка может составлять от 8 тыс. знаков (примерно 10 страниц в Word кеглем 12 шрифтом Times New Roman или Calibri).

Цель очерка – раскрыть читателю правду о событиях, конкретных людях, с помощью красочных описаний мест, ярких образов персонажей, с опорой на достоверные факты. Благодаря такому жанру литературы и журналистики люди могут узнать много интересного из жизни в мире.

Как написать очерк

«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»

К. Паустовский

Очерк — один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.

О́черк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк — одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ — живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

Основной признак очерка — писание с натуры.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.

 В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

 Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми , которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Обратите внимание:

 Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово «тётя» и не говорит «женщина»). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Полезные советы:

Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам:  композиции и языку.

В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.

 Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

 Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский — один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.

«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов). 

С помощью чего достигается очерковость текста?

 Во-первых,  документализм.  Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для  публицистической идеи, проблемы очерка.

 Во-вторых, предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

В-третьих, данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм — присущая черта очерка.

 В-четвертых, огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

 Особое внимание следует уделять языку.

План работы над очерком (пример):

 1.  Проблема

 Портретный очерк — это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

 Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

 Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача — увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем — частное.

 Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

3. Противоречие

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

 Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

4. Акценты

 Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

 Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

 Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

7. Ситуация

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой — образ — проблема

 Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

9. Оценки

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача — ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

Надо уметь придать очерку такой
дидактический  характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов

Критерии оценки очерка

1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.Есть ли в очерке уникальная идея — главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

7. Этична ли позиция автора? (ЭТИЧНОСТЬ)

8. Владение русским языком

Критерий

Требования к конкурсанту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

— определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
— используемые понятия строго соответствуют теме;
— самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

— грамотно применяет категории анализа;
— умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
— способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
— диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации);
— дает личную оценку проблеме;

Построение суждений

— ясность и четкость изложения;
— логика структурирования доказательств
— выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
— приводятся различные точки зрения и их личная оценка

Владение русским языком

Орфографическая и пунктуационная грамотность
Владение нормами русского языка
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связанность изложения своих мыслей
Использование средств художественной выразительности
Соответствие стиля жанру
Индивидуальность стиля

Ссылка; http://festival.mggu-sh.ru/nominations/item/8/

В русском языке и литературе несколько жанров. Публицистика характеризуется заметками в стиле фельетон и репортаж, их можно также писать в жанре портретный очерк, примеры сочинений которого помогут понять, какие характеристики используют при описании определённого человека: товарища или известного деятеля. Можно рассказывать о времени знакомства, где это произошло и при каких обстоятельствах. Красочности добавят эпитеты.

Оглавление:

  • Характеристика текста
  • Стилистические особенности
  • Реальные истории

Портретный очерк мамы

Характеристика текста

Портретный очерк известного человека — вид рассказа, в котором используют факты из жизни героя с сохранением всех особенностей, а в основе лежат реальные факты. Отмечают событийность, творческий вымысел.

Портретный очерк примеры сочинений

Основной признак — описание с натуры. Текст отличается композиционным построением, которое может быть выражено:

  • эпизодом с изображением встречи, взаимоотношений персонажей (связь с помощью причинно-временной последовательности).
  • описанием обстоятельств природы и общества и рассуждением о них.

Чтобы соединить несколько литературных компонентов, нужно активизировать мысль автора. В этом помогут выразительность и колоритность языковых средств. Написать текст несложно, главное, передать впечатления от общения или от прочитанного об известном человеке. Тогда сложится впечатление о личном знакомстве с тем, о ком рассказывается в очерке.

Иногда сюжет может отсутствовать или быть слабым. При этом автор переходит от одного явления к другому, часто описывает события от первого лица. Это позволяет более свободно компоновать уже известный материал, сравнивать, проводить аналогии. В рассказе можно использовать публицистические рассуждения, социальные явления, статистические данные.

Стилистические особенности

Уже во втором классе ребятам предлагают «нарисовать» человека с помощью слов. Чаще всего это портретный очерк мамы, так как дети могут описать внешние данные, чем они занимаются вместе в выходной день, какие чувства испытывают друг к другу и как это проявляется.

Автор делает зарисовку внешнего и внутреннего мира, даёт полную характеристику, упоминая, как окружающая среда влияет на поступки того, кого описывают. Очеркист составляет и высказывает личное мнение на основании исследования объекта, обязательно делает заключение и вывод. Например, если пишут про подругу, говорят, что с ней можно идти по жизни смело.

Портретный очерк

Часто описание брата, бабушки сопровождается употреблением художественных средств. Они помогают показать жизненные явления, более тонко передать состояние души, воссоздать «кусочек» реальности. Использование пейзажа помогает:

  1. Провести контрастное сравнение душевного состояния человека и окружающего его мира.
  2. Раскрыть характер и мировоззрение героя.

Имеют значение даже самые мелкие детали. Они помогают трактовать те или иные события, создавать символические образы. Даже несущественные моменты могут служить фоном, необходимым для восприятия целостного впечатления о происходящих событиях.

Прежде чем сочинить небольшое произведение, нужно решить, о чём писать. Рассказ должен вызвать интерес у читателей. Поможет в этом создание определённых образов и передача эмоций, использование простого читательского языка, минимум цитирования.

Реальные истории

Если темой для написания является портретный очерк, можно рассказать о моменте знакомства, как и почему завязалась дружба. Важно передать его качества: чувство юмора, умение поддержать. Вот образец такого рассказа.

Портретный очерк друга

С Егором я знаком давно. Общение с ним всегда вызывает улыбку. Это открытый человек, оптимист, неунывающий даже в самой сложной ситуации. Голубые глаза и вихрастый чуб делают его моложе. Когда он начинает говорить, собеседник не может не поддержать беседу. Лёгкий характер позволяет быстро сходиться с незнакомыми людьми.

Рост у Егора всего 165 см, но он всегда чувствует себя уверенно даже с теми, кто значительно выше. Короткая стрижка, ямочки и всегда смеющиеся глаза заставляют взглянуть на него, как будто через специальные очки, которые делают его не таким уж простым человеком. Ему можно доверять и довериться — так считаю я и многие товарищи.

Первая встреча произошла в банальной обстановке — мы сидели за одной партой первого сентября. Это мы делали и последующие 11 лет. Тогда мальчишка со взъерошенными волосами и широкой улыбкой покорил меня. Он твёрдо решил, что нам вдвоём в школе скучно не будет никогда — так и получилось. Учились мы на четвёрки и пятёрки, всегда принимали участие в мероприятиях. Хотя, раньше я думал, что мне это не нравится.

А как Егор играл! Театральный кружок развивался, мы ставили классические пьесы, помогая понять смысл жизни тем, кто не хотел читать большие произведения. Мой друг был великолепен в любой роли: в качестве прекрасного рыцаря или нищего, так что вниманием мы не были обделены никогда.

Портретный очерк известного человека

Я рад, что в моей жизни есть такой человек. Нам всегда есть о чём поговорить, мы понимаем друг друга с полуслова. И даже расстояние, которое разделяет нас сейчас, не мешает по-прежнему оставаться на связи.

Что касается знаменитых людей, в школе часто пишут о А. С. Пушкине. Это поистине человек великолепной души. Он не только любил Россию, он вдохновлялся ею. Его произведения лишний раз доказывают, насколько точно он мог предсказать будущее. Уникальная внешность, которая досталась от знаменитого деда, душа, готовая раскрыть все глубинные секреты природы с помощью «живого» слова — всё это делает поэта ещё более загадочным.

Написание портретного очерка — дело несложное. Главное, знать мельчайшие подробности о человеке. Тогда можно раскрыть его значимость, поступки, натуру и особенности, позволяющие показать важность присутствия человека в жизни автора рассказа.

В статье вы узнаете о том, что такое очерк, какие ему присущи жанровые особенности, а также о том, как написать проблемный очерк: структура, основная задача, план написания и примеры текстов, выполненных в жанре проблемного очерка. 

Очерк – это одна из самых разносторонних и многогранных литературных форм. 

В центре проблемного очерка находится изучение некой проблемной ситуации, которую автор раскрывает с разных сторон, в первую очередь, – с социального и морально-этического ракурса. 

Прежде, чем приступать к детальному разбору, для начала рассмотрим, а что же такое проблемный очерк (и очерк в целом), и какими жанровыми особенностями он обладает. 

Что такое очерк

Очерк – это повествовательное произведение небольшого объема, в котором кратко описаны реальные события, факты, люди.

Очерк считается одной из разновидностей рассказа, в которой сочетаются элементы художественной литературы и публицистики. Такой тип текста относится к особому виду журналистики – к авторской или писательской журналистике, которая считается вершиной журналистского мастерства. 

В очерке журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности. 

Относится очерк к публицистическому стилю речи, а именно к его художественно-публицистическому жанру. 

“Очерковость” такого рода текстов выражается в том, что автор стремится к тому, чтобы  очертить портрет и характер героя или отобразить основные моменты и “контуры” проблемной ситуации. Поэтому очень часто сама форма изложения материала достаточно шероховатая, свободная. 

Статья “Как написать краткий биографический (портретный) очерк”.

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Жанровые особенности проблемного очерка

Жанровые особенности, присущие очерку:

  • художественная образность; 
  • эмоциональная насыщенность; 
  • присутствие элементов публицистического и художественного стиля речи;
  • наличие авторского мнения;
  • описываемые события и персонажи взяты из реальной действительности;
  • актуальность и злободневность исследуемой проблемы;
  • относительная сжатость изложения материала и конкретность;
  • объединение репортажного и исследовательского (аналитического) начала;
  • в зависимости от темы стиль написания очерка может быть формальным или неформальным (чаще);
  • встречаются сленговые и жаргонные слова, применяется специфическая терминология;
  • для подтверждения точки зрения автора используются факты, свидетельства, цитаты, конкретные данные, формулы расчета, наименования и пр. 

Наиболее “яркими” стилевыми особенностями очерка являются:

  1. Во-первых, это выраженная позиция автора. Все повествование связано с авторским мнением и взглядом на ситуацию. Нередко, автор очерка выступает в роли действующего лица, взаимосвязанного с главным героем. 
  2. Диалог с читателем. Используя различные стилистические приемы, автор стремится к тому, чтобы вызвать у читателя интерес и эмоционально вовлечь его в сюжет своего очерка, сделав таким образом читателя участником описываемых событий. 
  3. Документальность. При написании очерка автор, в первую очередь, опирается на факты. Поэтому очень часто в очерке встречаются различные формулы расчета, статистические данные, специфические термины. 

Как написать проблемный очерк: структура очерка

Принято выделять 3 способа структуризации очерка:

  1. Хронологический. Используя данный метод, автор описывает события, явления, жизненные ситуации в их временной последовательности. 
  2. Логический. Заключается в том, что автор очерка ведет повествование, основываясь на логике причинно-следственных связей. В таком очерке отсутствует строгая временная последовательность, главное – это логика исследования. 
  3. Смешанный или свободный способ повествования. Такая структура очерка является наиболее популярной в периодической печати, она многогранна и совмещает в себе элементы хронологической и логической структуры.

Как написать проблемный очерк: смысл и основная цель 

В проблемном очерке перед автором стоят следующие задачи: выяснить причины возникновения проблемной ситуации, попытаться определить ее дальнейшее развитие и определить возможные пути решения. 

Проблемная ситуация не описывается просто в виде набора неких цифр, суждений, фактов, а представляется в тексте как определенная преграда, которую реально существующие люди со своими достоинствами и недостатками, характером, мировоззрением и ценностями пытаются решить. 

Очень часто сама проблема возникает на фоне конфликта интересов. И исследуя этот конфликт, автор может добраться до сути проблемной ситуации. Сам процесс наблюдения за конфликтом вызывает эмоции и вовлеченность, как со стороны читателя, так и самого автора очерка. Это и делает очерк “живым” и интересным. 

Журналист может приводить в тексте различные параллели, ассоциации и сравнения, иногда даже отступать от основной темы очерка. 

Задача автора состоит не столько в передаче читателю уже имеющихся фактов и сведений о проблемной ситуации, сколько предоставление таких фактов, которые автор во время сбора и подготовки информации нашел и выяснил самостоятельно. 

План проблемного очерка 

Несомненно, автор проблемного очерка сам вправе решить, о чем и как ему писать. Но если данный жанр для вас пока еще до конца непонятен, и вы только начинаете свой журналистский путь, хорошим подспорьем в работе для вас может стать наглядный план очерка. 

План проблемного очерка может выглядеть следующим образом:

  1. Интерес к проблеме. Автор начинает текст с описания происшествия, которое его побудило к более детальному изучению. Иными словами, рассказывает о том, что произошло
  2. Показывает и доказывает читателю, почему данная ситуация не случайна, а является типичной для нашего общества. 
  3. Создание интриги. Чем дальше автор погружается в изучение проблемы, тем понятнее становится, что возникшая ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. 
  4. Сопричастность к проблеме. Автору необходимо не только заинтересовать читателя, но и вызвать у него соответствующие ответные эмоции и переживания, и самое главное – чувство сопричастности к проблеме. 
  5. Личные переживания и мысли. Журналист передает читателю свои собственные переживания и свое мнение насчет данной проблемной ситуации. Таким образом, подготавливает читателя к принятию своих доводов и своей точки зрения
  6. Ассоциации, образы, наглядное описание, сравнения, эмоциональный фон. Некоторые элементы текста автор может раскрывать в виде неких образов и сравнений, побуждая читателя к тому, чтобы задействовать свою фантазию и воображение. 
  7. Связующая мысль. Все факты, о которых идет речь в очерке, должны быть объединены единой целью и смыслом повествования. Иначе, получится каламбур и читатель просто-напросто запутается. 
  8. Собственный вывод. К концу очерка автор должен подвести читателя к тому, чтобы он сделал для себя выводы.

Схематически проблемный очерк можно изобразить так:

Описание проблемы – > причины возникновения проблемной ситуации – > ее развитие – > пути решения. 

Примеры проблемного очерка

Большинство проблемных очерков достаточно внушительного объема. Так, например, проблемный очерк В. М. Пескова об охране малых рек “Речка моего детства” – это 10 листов печатного текста формата А4.

Поэтому далее в качестве примеров текстов данного жанра будут приведены небольшие отрывки. 

Проблемный очерк В. Пескова “Речка моего детства” (отрывок)

У каждого из нас есть «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи мелеет» или «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких Усманок и даже безымянных речек и ручейков. 

Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течет. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на ее берегах, речонка упорно несет свою воду в «общий котел», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. И если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин этому надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, – на малых речках.

Проверим это, к примеру, все той же Усманкой. 

Река эта – главный приток Воронежа. Воронеж – река немалая. На ней, как известно, рождался российский флот, на ней вырос большой промышленный город. Но город вот уже несколько лет страдает от жажды. 

И скоро мы будем иметь, так сказать еще одно «море». Плотина строится исключительно для того, чтобы задержать воду, ибо река не в силах уже напоить промышленный город. Слов нет – город велик, воды надо много. Но, с другой стороны, и река, по которой когда-то шли на Азов корабли, основательно обмелела. А это следствие того, что главный ее приток и еще какие-то речки и ручейки недодают воду.

В чем я вижу смысл разговора об Усманке? В том, чтобы каждый из нас понял: рек незначительных нет! Надо беречь каждый ключик чистой воды. Это обращение «ко всем» мне кажется важным, потому что многие беды проистекают от наших незнаний, равнодушия и беспечности. Но было бы ошибкой ограничиться только «просветительством» и призывом: беречь! 

Судьба воды зависит главным образом от того, как мы хозяйствуем на берегах рек. Всякий соблазн рубить лес, «который поближе», соблазн находить «местную целину» для распашки в водоохранной зоне, осушать без большой на то надобности пойменные озерки и болотца до сей поры нужным образом не пресекался. А именно это требуется, чтобы сохранить на земле воду. Реки надо считать важнейшей государственной ценностью. Только так можно уберечь Радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет на земле напитка лучшего, чем стакан холодной чистой воды.

Комсомольская правда. 1970. 29 ноября
rivers-russia.ru

Проблемные очерки часто встречаются на страницах газеты “Аргументы и Факты”. В качестве примера можно привести работы Вячеслава Костикова и Николая Зятькова. 

Вячеслав Васильевич Костиков (род. 24 августа 1940 года, Москва) — российский государственный деятель, дипломат, журналист и писатель.

Николай Иванович Зятько́в (род. 17 июня 1950, Духовщина, Смоленская область) — владелец и президент издательского дома «Наша версия», один из ведущих представителей российских СМИ.

Отрывок из очерка Вячеслава Костикова “Нам песня строить и жить…” 

“Производство новых советских песен было поставлено на мощный поток. Чуть ли не каждый день радио выдавало новую. Исходя из пропагандистского понимания, что «песня строить и жить помогает», песни, особенно идеологически правильные, буквально заталкивались в сознание. Регулярно шли передачи «Разучиваем песню». Хорошо помню слова диктора: «А теперь, дорогие радиослушатели, прослушайте эту мелодию в исполнении фагота». Перед войной из репродукторов мощно зазвучали марши.

Строителей коммунизма идеологически выстраивали в одну маршевую колонну, и для этого нужно было бодрящее песенное обеспечение. В найденном на чердаке песеннике я насчитал 35 песен о юных пионерах, 10 песен октябрят, 20 комсомольских и 40 революционных, военных и партизанских. Из мирового песенного наследия составители песенника включили всего четыре, в том числе «Похоронную песню» на музыку Бетховена.

Современная песня всё дальше уходит от национального лада. Молодёжь лучше ориентируется в англосаксонских хитах, чем в русской песне. Русское застолье уже не поёт. Идет глобализация культуры. Процесс естественный, объективный. И всё-таки как-то грустно думать о том, что русская песня, в которой жила душа народа, может исчезнуть совсем.

Как же быть? Хуже всего, если за песенное дело возьмутся наши депутаты. Они таких песенных законов напринимают, что поющие «кощунницы» из Pussy Riot покажутся невинными девами. А вместо советского «Марша энтузиастов» мы получим, пожалуй, «Марш олигархов», «Вальс жуликов и воров», «Балладу о проворовавшемся банкире», «Депутатский перепляс».

Так какие песни нужны новой России? Давайте подумаем вместе.”

Аргументы и Факты

Отрывок из “Миллион детей на помойке” Николая Зятькова

“Слова президента, сделавшего ставку на укрепление семьи, увеличение рождаемости, у большинства россиян вызвали внутреннюю поддержку. Что ещё могло бы способствовать решению этих задач, но в силу разных причин не прозвучало в обращении президента? Снижение количества абортов, которые в России делаются каждые 18 секунд. 

У нас эта тема как-то стыдливо не обсуждается, считается, что аборт — дело личное. Хотя, если взять цифры, получается страшная картина. По данным Минздравсоцразвития, в 2009 г. было сделано 1 млн 162 аборта. Представьте только: на каждых 100 родившихся — 66,7 аборта! Не будь их, рождаемость выросла бы более чем в 1,5 раза. На фоне того, что многие семьи прикладывают немалые усилия, чтобы иметь детей, что государство строит новейшие центры, а медики спасают ослабленных малышей, каждый год более 1 млн фактически уже состоявшихся после зачатия детских душ и тел выбрасывается на помойку.

Не все знают, что в стране существуют люди, которые зарабатывают на абортном материале. В этой области крутятся огромные деньги (омоложение, лечение, кремы на основе фетального, то есть абортного, материала — роскошь не для бедных). Проблема, конечно, не только в этом. Сколько у нас подростков, которые «неожиданно» становятся беременными из-за своей беспечности, неграмотности, из-за того, что ни родители, ни государство не научили их культуре отношений! Сколько малообеспеченных семей, не имеющих возможности элементарно прокормить и дать образование ещё одному ребёнку!

Общество и государство должны чётко ответить на вопрос: нужен ли нам ежегодно ещё миллион детей? Или мы под флагом толерантности, свободы выбора будем спускать их в канализацию? Если нужны, значит, необходимо запретить аборты (исключая медицинские и социальные показания). Нужно провести дискуссии в обществе… “

aif.ru

Анатолий Аграновский “Столкновение” (отрывок)

Анатолий Абрамович Аграновский — известный советский писатель, прозаик, публицист, художник-оформитель и мультипликатор, ретушёр, кинодраматург, журналист, певец.

“Последние шесть лет они работали вместе, на одной дороге, на одном и том же паровозе – все тут было привычно для них. Работали молча, потому что в пути не положено говорить. “Зеленый!” – заметит сигнал помощник, и машинист обязательно подтвердит: “Зеленый”, и снова они молчат. Таков порядок, а для них привычка, въевшаяся за долгие годы. Так же, как спать перед ночным рейсом. Все тут было памятно машинисту, всей мерой опыта своего и таланта он знал, где надо отвести регулятор на всю дугу, а где можно прибрать, и какой путь машина пробежит силой своей тяжелой инерции, и где, предощущая новый подъем, надо снова дать пар, а где притормозить и насколько, чтобы после не разгонять, но чтоб и не занесло… А от этого всего – экономия, и точный график, и уважение деповских, и премии к каждой получке, и давнишние портреты на Доске почета, к которым можно подойти и сказать: “А не запылились ли мы с тобой, Сергей Иваныч? Молодых бы кого на наше место!”

Так летели они и в ту ночь, отрезанные от мира своей скоростью и причастные ко всей жизни страны, и было все знакомо, покойно, и все они предвидели, помнили, но нельзя уберечься от тупости и равнодушия.

– Коля, держи!

Это команда крайняя. Машинист мгновенно отвел регулятор на себя. Для этого он должен был привстать. Садясь, перевел кран на экстренное торможение. Перевел левой рукой, а правой уже крутил реверс, чтобы дать контр-пар… И это было последнее, что увидел помощник: яростное лицо друга и спокойные руки, делавшие привычную работу. Потом мелькнул перед глазами развороченный путь, помощник крикнул, а может, только подумал: “Коля, все!”, и его выбросило на землю и он остался жив.

А машинист успел – хочется так думать, – успел, обостренным своим чутьем угадать, что тормозная волна уже прошила состав, понял, что вагоны с людьми не пойдут под откос, и в тот же миг паровоз рухнул набок, и машиниста убило, сварило паром.

Аварийная комиссия установила: он сделал все, что было в его силах. Все мыслимое и возможное. Сошел с рельс следующий за паровозом вагон-ледник, в нем не было людей. Наклонился багажный, в нем было двое рабочих. Остальные вагоны остались на рельсах, многие пассажиры даже не проснулись, лишь наутро они узнали о катастрофе. Весь удар принял на себя один человек. Тормозной кран был отбит, его положение пришлось определять по оси. Красную ручку нашли в мертвой руке машиниста, он все еще сжимал ее… “

Российская газета – Столичный выпуск № 0(4313)

Источники:

  • Художественно-публицистические жанры печатных СМИ: история и современность. Авторы: Хомяков В. И., Андреева Е. А.
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Александр Алексеевич Тертычный

Фото –  freepik.com

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Очередью как пишется
  • Очередь длина как пишется
  • Очень хочется увидеться как пишется
  • Очень хочется написать мужчине как удержаться
  • Очень хорошо на английском как пишется