Оценка успешности проекта как написать

Оценка эффективности проекта

Оценка эффективности проекта – это процесс анализа затрат ресурсов на реализацию проекта и полученных результатов, его соответствия поставленным целям и ожиданиям всех участников.

Определение эффективности проекта также позволяет оценить уровень его привлекательности для потенциальных участников и привлечения внешних инвестиций.

Задачи оценки эффективности проекта

Для обеспечения конкурентоспособности бизнеса в современных условиях необходимо выполнять постоянный мониторинг реализуемых проектов, а также производить оценку их эффективности. Процесс оценки предполагает решение следующего перечня основных задач:

  1. определение процента реализуемости, что означает выполнение проверки удовлетворения проекта всем требуемым параметрам и установленным ограничениям;
  2. установление целесообразности воплощения проекта, что предполагает рассмотрение и сопоставление совокупных результатов и понесенных затрат;
  3. изучение сравнительной результативности проекта, исследование и сопоставление его преимуществ в сравнении с аналогами и альтернативными идеями.

Методы оценки эффективности проекта

Процесс оценки эффективности конкретного проекта основывается на использовании комплекса определенных индикаторов, которые позволяют рассмотреть различные составляющие экономической, финансовой, социальной и других сфер проекта.

Для осуществления оценки используются различные методы, которые имеют единый принцип – главным результатом реализации любого проекта является получение организацией прибыли.

Учитывая это, в методики оценки включаются такие показатели, которые позволяют наиболее полно изучить проект и в итоге предоставить его развернутую картину всем заинтересованным лицам.

В практическом применении наибольшее распространение имеют такие группы методов оценки:

1. Статистические

Это достаточно простая в исполнении методика, позволяющая получить всю необходимую информацию, особенно на первых стадиях выполнения анализа. В эту группу входят следующие значения:

  1. Срок окупаемости инвестиционных вложений.

С помощью этого показателя определяется период, в течение которого компания сможет вернуть все вложенные инвестиционные средства за счет полученного в результате своей деятельности дохода. Основной смысл заключается в том, чтобы предоставить потенциальному инвестору информацию, в течение какого времени он сможет вернуть свои вложенные средства;

  1. Коэффициент эффективности инвестиционных вложений.

Данный показатель позволяет увидеть, какую прибыль на свои вложенные средства может получить потенциальный инвестор в случае полноценной реализации проекта. При этом такая прибыль на единицу вложенных средств не должна быть ниже установленной процентной ставки для долгосрочных банковских кредитов.

Статистические методы имеют некоторые недостатки, основным из которых является исключение временного фактора. Также при произведении расчетов используются значения, которые не могут быть сопоставимы. Все это приводит к определенной доле искажения результатов.

2. Динамические

Данную группу методов можно охарактеризовать как сложную, поскольку для анализа используется большое количество разнообразных значений. Как правило, эти методы применяются для изучения длительных проектов, которые, к тому же, требуют дополнительных финансовых вливаний в процессе воплощения в жизнь. Используются такие значения:

  1. чистый дисконтированный доход. Он показывает рост капитала компании, и поэтому положительное значение данного показателя является весомым аргументом для принятия проекта. Если встает вопрос выбора между несколькими проектами, то решающим фактором как раз является большее значение данного показателя;
  2. индекс рентабельности инвестиций. Расчет этого значения позволяет увидеть соотношение стоимости денежного притока и оттока в текущем периоде. При этом учитывается сумма первоначально вложенных инвестиционных средств. Проект следует принимать в том случае, если данный показатель имеет значение больше единицы;
  3. внутренняя норма рентабельности. С помощью данного значения определяется максимально возможный уровень, до которого могут доходить расходы на реализацию всех стадий проекта;
  4. модифицированная внутренняя норма рентабельности. На основании расчета данного показателя компания может выполнять реинвестирование в том случае, если в процессе реализации проекта происходил неоднократный отток финансовых ресурсов;
  5. дисконтированный срок окупаемости инвестиций. На основании данной величины определяется период, в течение которого полученные от запуска проекта доходы перекроют вложенные в него инвестиционные ресурсы.

Очень часто недостаток опыта и профессиональных навыков специалистов компании при выборе методов оценки приводит к недостоверности полученных результатов, а также определенной доле субъективности в выводах. Именно поэтому, для получения объективной картины компании прибегают к помощи независимых сторонних экспертов.

Критерии оценки эффективности проекта

Критерии оценки позволяют установить некие ориентиры, которые принимаются за основу в процессе изучения всех аспектов проекта. К группе простых критериев можно отнести:

  1. срок окупаемости вложенных средств, позволяющий увидеть, в течение какого времени будут возвращены первоначально инвестированные ресурсы;
  2. простая норма прибыли, отображающая ту часть финансовых вложений, которая возмещается за счет прибыли, получаемой в течение определенного планируемого интервала. Данный критерий позволяет оперативно оценить проект, что особенно важно при имеющемся дефиците средств.

Также, часто применяются критерии, в основе которых лежит расчет временной ценности денежных ресурсов. К ним относятся индекс доходности, чистый дисконтированный доход, дисконтированный срок окупаемости и т.д.

Используемые на сегодняшний день оценочные критерии позволяют взвесить все аргументы и принять обоснованное решение о целесообразности воплощения в жизнь определенного проекта как собственникам бизнеса, так и потенциальным инвесторам.

Показатели оценки эффективности проекта

Показатели эффективности отображают количественные характеристики результатов реализации того или иного проекта. При рассмотрении определенных показателей необходимо принимать во внимание такие важные факторы, как сферу деятельности компании, ее экономический уровень развития, а также особенности исследуемого проекта.

Это необходимо для разработки наиболее оптимальной системы показателей, позволяющей выполнить оценку по всем параметрам максимально точно и информативно.

Все основные показатели можно выделить в следующие группы:

  1. отображающие финансовую и коммерческую результативность, что позволяет определить последствия экономического характера для всех участников проекта;
  2. отображающие бюджетную эффективность. Эти показатели демонстрируют последствия реализации конкретного проекта для бюджетов различных уровней;
  3. определяющие социально-экономические результаты. На основании таких показателей определяется эффект от воплощения проекта, который распространяемся как на непосредственных его участников, так на и косвенно затрагиваемые стороны.

Услуги оценки эффективности проекта

Услуги оценки эффективности проекта предоставляют объективный отчет о различных аспектах результативности изучаемого проекта для возможности принятия решения о целесообразности его реализации или вложении средств.

Блог

советы топ-менеджера

Советы успешного ТОП-менеджера – это принципы, руководствуясь которыми удается достичь успеха в бизнесе. Это набор инструментов и правил, с помощью которых, менеджер достигает поставленных целей. В своей книге «Бизнес это…

19 октября

Первый Эксперт

спиральная динамика

Спиральная динамика – это теория описывающая уровни развития личности человека и руководителя, команды и организации. Это естественное, природное, логичное движение снизу вверх, открывающее путь к развитию в новый мир ценностей,…

Управление эффективностью организации-5 принципов

Управление эффективностью Управление эффективностью – это комплекс мероприятий позволяющих своевременно выявлять и корректировать отклонения организации от заданных целей. Сравнивая системы управления западных и российских компаний можно увидеть множество различий в…

важные уроки интернет торговли от zappos.com

10 важных уроков управления интернет магазином от автора книги «Доставляя счастье» и создателя магазина Zappos.com — Тони Шея. Урок 1. Интернет-торговля строится на постоянных клиентах Когда Zappos был запущен в…

Доставляя счастье - Тони Шей

«Наша философия заключалась в том, чтобы большую часть денег, которые мы могли потратить на рекламу, инвестировать в улучшение обслуживания клиентов и формирование у них положительного впечатления о компании, а маркетингом пусть занимаются наши покупатели,…

24 февраля

Первый Эксперт

скрам-революционный метод управления проектами

SCRUM — управление проектами Scrum — наиболее действенная и популярная методология управления проектами при разработки информационных систем и программного обеспечения. Созданная сравнительно недавно, изначально свою известность методика обрела благодаря применению…

коучинговый подход-как метод управления

Коучинг как стиль управления Коучинговый подход в управлении – это отказ от директивного руководства. Это изменение культуры компании и пробуждение внутренней мотивации ее сотрудников. Применение коучинга позволяет максимально раскрыть индивидуальный…

клиентоориентированность от основателя вкусвилл

Предприниматель Андрей Кривенко начал свой бизнес, уволившись с должности финансового директора компании-производителя рыбы в 2008 году. Найти новую работу в кризис оказалось непросто, и он стал искать проблему, на решении…

поставь сотрудников на первое место - Ричард Брэнсон

Поставь сотрудников на первое место Корпоративная философия Ричарда Брэнсона о том, что «люди — наш величайший актив», была провозглашена им совсем не для того, чтобы произвести хорошее впечатление на своих…

Партнерское соглашение Дэвид Гейдж

«Стремление к партнерству объясняется одной простой причиной: преуспеть в бизнесе гораздо проще вместе с партнером, чем без него. Деловых людей, которые добились значительного успеха, объединив свои сильные стороны, гораздо больше,…

Правила делегирования

Правила делегирования Друзья, сегодня поговорим про правила делегирования и их важность в бизнесе. Этот вопрос — один из самых болезненных не только в российском, но и международном бизнесе. Начну с одной…

Про смысл жизни - 5 правил Петр Мамонов

Про смысл жизни простым языком рассуждает Петр Мамонов – незаурядная личность, российский рок-музыкант, артист и певец, бывший лидер группы «Звуки Му». Живет просто, не пытаясь никому понравиться, не стараясь никого…

Горизонтальная структура управления

Горизонтальная структура управления — это отсутствие вертикальных уровней управления в организации, присущих традиционной модели управления. Ее основой являются самоорганизующиеся команды. Практически все компании мира сейчас сталкиваются с одной задачей —…

Джеффри Иммельт - масштабные изменения в организации

Задачи гендиректора зависят от состояния компании. Одни строят и созидают, другие лишь поддерживают набранный темп в условиях стабильной экономики при сложившейся бизнес-модели. ДЖЕФФРИ ИММЕЛЬТ (JEFFREY R. IMMELT), ех-CEO General Electric, поделился, как…

Стартап Стив Бланк

«Обычно мы считаем, что процессы и менеджмент — это что-то скучное и унылое, а стартапы — динамичное и увлекательное. Но вот что действительно увлекательно — так это видеть, как стартап…

Алексей Морей - что не может делегировать руководитель

Интервью с главным управляющим директором «Альфа-банка» Алексеем Марей о секретах управления, корпоративной культуре и бизнес-правилах. Вы работаете в «Альфа-банке» уже 13 лет. Не устали? Нет, ни секунды. Здесь то место,…

Клиентоориентированность

5 сентября в рамках совместной работы по сбору материала для новой книги, профессора школы менеджмента австралийского университета University of NSW Линдена Брауна, было взято интервью у Олега Лега, создателя, вдохновителя…

Современные лидеры - мышление

Есть известная (но, возможно, апокрифическая) история о том, как теория относительности пришла в голову Альберту Эйнштейну, когда он ехал на велосипеде. Говорят, что Уоррен Баффет читает не меньше шести часов…

28 октября

Первый Эксперт

Smartsheet Contributor

Kate Eby

February 28, 2022

Defining and measuring project success can be difficult. By understanding project success criteria, your team can find and apply repeatable success. Learn how to determine success for your project and team, and the tools to measure it. 

Included on this page, you’ll find information on the importance of project success and how to measure it. Additionally, download a project success kit to help with your evaluation.

What Is Project Success?

The term project success refers to the specific criterion established by the client and the project team before the project begins. Teams use these specifications, milestones, and deliverables to evaluate project success after project close.

The Importance of Measuring Project Success

It’s important to measure the success of a project so the project team can track progress and identify any process improvements. Measuring project success provides valuable insight into customer and team satisfaction, aids in continuous improvement, and supports future decisions. 

Hassan Osman

Hassan Osman, Project Management Office Director at Cisco and author of the blog The Couch Manager, states, “Measuring project success is important because that’s how you determine how effective a project truly is. The success factors are usually dependent on the initial goals of the project, which include objective and subjective metrics.”

The Role of the Project Lifecycle in Project Success

You can measure the success of a project by looking at each phase of the project lifecycle, from initiation to planning, execution, and closure:

  • Initiation: This phase identifies the scope and deliverables of the project. Completed deliverables can determine a project’s success. 
  • Planning: Establish a workflow, resources, and budget. The accuracy of this planning contributes to a project’s success. 
  • Execution: This phase monitors the budget, progression, and quality of work. The performance of these elements can measure a project’s success.
  • Closure: This phase analyzes the completion of milestones and deliverables, which directly impact the success of a project.

Project Evaluation

Project evaluation allows a project team to reflect on the success and failure of a project based on metrics set by the team. 

As Osman suggests, “Properly defining your measures and tolerance levels before you start helps set the right expectations for everyone. A best practice is to define your success factors before you start the project. One idea is to think through how slipping on one of the three main constraints — time, cost, and scope — would affect the measure of success after you close the project out. For example, some projects would consider a two-week slip on the schedule and a 2 percent increase in cost as a major success. With other projects, that same schedule slip and cost increase might be a complete failure.”

How Do You Measure the Success of a Project?

You can measure the success of a project by reviewing project scope, evaluating project specifications, analyzing the project budget, and reviewing client and internal satisfaction.

These steps are described below.

Step 1: Review the Scope of the Project

Start by reviewing the requirements and deliverables that the team agreed upon at the beginning of the project. For each deliverable, note the required resources, tasks, and the time it took to complete.

Step 2: Evaluate the Project Specifications

Did the project meet the expectations and goals? You can determine this by assessing whether or not all the deliverables are completed and agreements are met within the expected timeframe.

Step 3: Analyze the Project Budget

The budget can be an essential indicator of project success. Look at the amount of time spent on the project, and whether or not it exceeded the budget.

Step 4: Review Client Satisfaction

Client satisfaction with the project result is vital. If they are not fully satisfied, they must be allowed to provide feedback, which you can take as insight for future projects to help generate repeat business.

Step 5: Review Internal Growth and Team Satisfaction

It’s important that the project team feels good about their role and the project’s result. Was the project challenging and interesting? Is the team satisfied with the quality of the deliverables? These factors contribute to the project team’s sense of fulfillment and job satisfaction.

Client Survey Email Template

Client Survey Email Template

Download Client Survey Email Template — Microsoft Word

Use this template to email a survey to the client to gauge their satisfaction and invite their feedback after the project is complete. The survey covers interaction with the project team, overall satisfaction, and future projects. The questions include yes or no options and space for written responses, so the client can share their thoughts and experience.

Team Survey Email Template

Team Survey Email Template

Download Team Survey Email Template — Microsoft Word

Use this template to email a survey to the project team to gain their feedback after the project is complete. The survey covers leadership, teamwork, and overall experience working on the project. The questions include yes or no options, scaled replies, and free-response types, so the team can share their thoughts and experience.

Project Status and Milestone Report Template

Project Status Milestone Report Template

Download Project Status and Milestone Report Template — Microsoft Excel

Use this template to generate a report that enables you to look at the project’s progression and whether or not it was successful in meeting each milestone. The template highlights three key project milestones and their success criteria. Additionally, you can evaluate the project status and whether or not it met the projected timeline.

Project Success Kit

Download the above templates to help measure the success of your project in this single, easy-to-download file.

Download Project Success Kit

How to Document Project Success Criteria

Project success criteria encompass the overall project management and project deliverables. It’s important to document project success criteria to ensure that the expected cost, scope, and time are on track to meet expectations. Criteria documentation can take the form of budgets, milestones, and timelines. 

To learn more about how to determine project success criteria, read our comprehensive guide.

Examples of Project Success

In their 2017 paper “Project Management Success Factors,” authors Dr. Mladen Radujkovic and Mariela Sjekavica provide a project management success breakdown to highlight three distinct categories of project success factors:

  1. Elements of Project Management Competencies: Elements include the technical, behavioral, and contextual competencies of the project manager and project team members. Competence is measured by knowledge of best practices and the ability to perform to expected standards within the project environment.
  2. Elements of Organization: Elements include the structure, culture, atmosphere, and organization competence. Organization is especially important for teams that manage more than one project at a time. 
  3. Elements of Project Management Methodologies, Methods, Tools, and Techniques: Elements include methodologies, software, tools, decision-making techniques, risk assessment tools, and information communication technology support tools. A project manager should know which tools and methods will be best for each project.  

As Radujkovic and Sjekavica write, “Theoretically, if you have a competent project manager, competent team, coordinated manager and team, adequate organizational structure, culture, atmosphere and competence,  as well as high usage of project management methodologies, methods, tools, and techniques, your project should have highly successful project management, and enable project success.”

Examples of project success include the following:

  • Execution of tasks and milestones 
  • On-time project completion
  • On-budget project completion
  • Positive impact on the future of firm
  • Project team fulfillment with their completed work
  • Quality deliverables are executed and completed to client’s satisfaction

You can learn more about project success factors in this article.

Additional Ways for Remote Teams to Measure Project Success

A remote team functions nearly the same as a non-remote team, but they may have additional ways to measure a project’s success. For instance, a remote team can look at how well their project team navigates communication and coordination despite spanning different time zones and cultural differences. 

Read our article about remote team communication strategies to learn more.

As Osman notes, “For the most part, working on a project with a remote team doesn’t necessarily affect your project success metrics if you’re targeting a measurable end result. That’s because with remote work, the main difference is in how and where the work gets done, as opposed to what gets done. Having said that, one thing that could differ between remote teams and co-located teams are the subjective measures of collaboration, communication, and team dynamics. With co-located teams, those measures tend to be a bit higher due to improved team cohesion and intimacy, which could result in a better overall project outcome. Nevertheless, the effect of that is highly contextual and dependent on the type of team that you work with.”

You can learn more about remote collaboration tools in this comprehensive guide.

Accurately Measure Project Success with Smartsheet for Project Management

From simple task management and project planning to complex resource and portfolio management, Smartsheet helps you improve collaboration and increase work velocity — empowering you to get more done. 

The Smartsheet platform makes it easy to plan, capture, manage, and report on work from anywhere, helping your team be more effective and get more done. Report on key metrics and get real-time visibility into work as it happens with roll-up reports, dashboards, and automated workflows built to keep your team connected and informed.

When teams have clarity into the work getting done, there’s no telling how much more they can accomplish in the same amount of time. Try Smartsheet for free, today.

Smartsheet Contributor

Kate Eby

February 28, 2022

Defining and measuring project success can be difficult. By understanding project success criteria, your team can find and apply repeatable success. Learn how to determine success for your project and team, and the tools to measure it. 

Included on this page, you’ll find information on the importance of project success and how to measure it. Additionally, download a project success kit to help with your evaluation.

What Is Project Success?

The term project success refers to the specific criterion established by the client and the project team before the project begins. Teams use these specifications, milestones, and deliverables to evaluate project success after project close.

The Importance of Measuring Project Success

It’s important to measure the success of a project so the project team can track progress and identify any process improvements. Measuring project success provides valuable insight into customer and team satisfaction, aids in continuous improvement, and supports future decisions. 

Hassan Osman

Hassan Osman, Project Management Office Director at Cisco and author of the blog The Couch Manager, states, “Measuring project success is important because that’s how you determine how effective a project truly is. The success factors are usually dependent on the initial goals of the project, which include objective and subjective metrics.”

The Role of the Project Lifecycle in Project Success

You can measure the success of a project by looking at each phase of the project lifecycle, from initiation to planning, execution, and closure:

  • Initiation: This phase identifies the scope and deliverables of the project. Completed deliverables can determine a project’s success. 
  • Planning: Establish a workflow, resources, and budget. The accuracy of this planning contributes to a project’s success. 
  • Execution: This phase monitors the budget, progression, and quality of work. The performance of these elements can measure a project’s success.
  • Closure: This phase analyzes the completion of milestones and deliverables, which directly impact the success of a project.

Project Evaluation

Project evaluation allows a project team to reflect on the success and failure of a project based on metrics set by the team. 

As Osman suggests, “Properly defining your measures and tolerance levels before you start helps set the right expectations for everyone. A best practice is to define your success factors before you start the project. One idea is to think through how slipping on one of the three main constraints — time, cost, and scope — would affect the measure of success after you close the project out. For example, some projects would consider a two-week slip on the schedule and a 2 percent increase in cost as a major success. With other projects, that same schedule slip and cost increase might be a complete failure.”

How Do You Measure the Success of a Project?

You can measure the success of a project by reviewing project scope, evaluating project specifications, analyzing the project budget, and reviewing client and internal satisfaction.

These steps are described below.

Step 1: Review the Scope of the Project

Start by reviewing the requirements and deliverables that the team agreed upon at the beginning of the project. For each deliverable, note the required resources, tasks, and the time it took to complete.

Step 2: Evaluate the Project Specifications

Did the project meet the expectations and goals? You can determine this by assessing whether or not all the deliverables are completed and agreements are met within the expected timeframe.

Step 3: Analyze the Project Budget

The budget can be an essential indicator of project success. Look at the amount of time spent on the project, and whether or not it exceeded the budget.

Step 4: Review Client Satisfaction

Client satisfaction with the project result is vital. If they are not fully satisfied, they must be allowed to provide feedback, which you can take as insight for future projects to help generate repeat business.

Step 5: Review Internal Growth and Team Satisfaction

It’s important that the project team feels good about their role and the project’s result. Was the project challenging and interesting? Is the team satisfied with the quality of the deliverables? These factors contribute to the project team’s sense of fulfillment and job satisfaction.

Client Survey Email Template

Client Survey Email Template

Download Client Survey Email Template — Microsoft Word

Use this template to email a survey to the client to gauge their satisfaction and invite their feedback after the project is complete. The survey covers interaction with the project team, overall satisfaction, and future projects. The questions include yes or no options and space for written responses, so the client can share their thoughts and experience.

Team Survey Email Template

Team Survey Email Template

Download Team Survey Email Template — Microsoft Word

Use this template to email a survey to the project team to gain their feedback after the project is complete. The survey covers leadership, teamwork, and overall experience working on the project. The questions include yes or no options, scaled replies, and free-response types, so the team can share their thoughts and experience.

Project Status and Milestone Report Template

Project Status Milestone Report Template

Download Project Status and Milestone Report Template — Microsoft Excel

Use this template to generate a report that enables you to look at the project’s progression and whether or not it was successful in meeting each milestone. The template highlights three key project milestones and their success criteria. Additionally, you can evaluate the project status and whether or not it met the projected timeline.

Project Success Kit

Download the above templates to help measure the success of your project in this single, easy-to-download file.

Download Project Success Kit

How to Document Project Success Criteria

Project success criteria encompass the overall project management and project deliverables. It’s important to document project success criteria to ensure that the expected cost, scope, and time are on track to meet expectations. Criteria documentation can take the form of budgets, milestones, and timelines. 

To learn more about how to determine project success criteria, read our comprehensive guide.

Examples of Project Success

In their 2017 paper “Project Management Success Factors,” authors Dr. Mladen Radujkovic and Mariela Sjekavica provide a project management success breakdown to highlight three distinct categories of project success factors:

  1. Elements of Project Management Competencies: Elements include the technical, behavioral, and contextual competencies of the project manager and project team members. Competence is measured by knowledge of best practices and the ability to perform to expected standards within the project environment.
  2. Elements of Organization: Elements include the structure, culture, atmosphere, and organization competence. Organization is especially important for teams that manage more than one project at a time. 
  3. Elements of Project Management Methodologies, Methods, Tools, and Techniques: Elements include methodologies, software, tools, decision-making techniques, risk assessment tools, and information communication technology support tools. A project manager should know which tools and methods will be best for each project.  

As Radujkovic and Sjekavica write, “Theoretically, if you have a competent project manager, competent team, coordinated manager and team, adequate organizational structure, culture, atmosphere and competence,  as well as high usage of project management methodologies, methods, tools, and techniques, your project should have highly successful project management, and enable project success.”

Examples of project success include the following:

  • Execution of tasks and milestones 
  • On-time project completion
  • On-budget project completion
  • Positive impact on the future of firm
  • Project team fulfillment with their completed work
  • Quality deliverables are executed and completed to client’s satisfaction

You can learn more about project success factors in this article.

Additional Ways for Remote Teams to Measure Project Success

A remote team functions nearly the same as a non-remote team, but they may have additional ways to measure a project’s success. For instance, a remote team can look at how well their project team navigates communication and coordination despite spanning different time zones and cultural differences. 

Read our article about remote team communication strategies to learn more.

As Osman notes, “For the most part, working on a project with a remote team doesn’t necessarily affect your project success metrics if you’re targeting a measurable end result. That’s because with remote work, the main difference is in how and where the work gets done, as opposed to what gets done. Having said that, one thing that could differ between remote teams and co-located teams are the subjective measures of collaboration, communication, and team dynamics. With co-located teams, those measures tend to be a bit higher due to improved team cohesion and intimacy, which could result in a better overall project outcome. Nevertheless, the effect of that is highly contextual and dependent on the type of team that you work with.”

You can learn more about remote collaboration tools in this comprehensive guide.

Accurately Measure Project Success with Smartsheet for Project Management

From simple task management and project planning to complex resource and portfolio management, Smartsheet helps you improve collaboration and increase work velocity — empowering you to get more done. 

The Smartsheet platform makes it easy to plan, capture, manage, and report on work from anywhere, helping your team be more effective and get more done. Report on key metrics and get real-time visibility into work as it happens with roll-up reports, dashboards, and automated workflows built to keep your team connected and informed.

When teams have clarity into the work getting done, there’s no telling how much more they can accomplish in the same amount of time. Try Smartsheet for free, today.

Каковы критерии успеха проекта?

Цели и критерии успеха проекта (согласно SMART)

  • Конкретными (Specific). Описание: Результаты проекта должны быть конкретными и понятными всем участникам проекта.
  • Измеримыми (Measurable).
  • Достижимыми (Attainable).
  • Значимая (Relevant).
  • Контролируемыми (Time bound).
  1. Каковы критерии успешности проекта?
  2. Какие критерии успеха?
  3. Каковы главные условия успеха в проектной деятельности?
  4. Какие факторы влияют на успешность проекта?
  5. Каковы критерии оценки проекта?
  6. Что такое успешный проект?
  7. Какие существуют критерии?
  8. Какие бывают критерии человека?
  9. В чем заключается секрет успеха?
  10. Каковы критерии успешного социального проекта?
  11. Что главное в проектной деятельности?
  12. Какие навыки нужны для проектной деятельности?
  13. Какие факторы влияют на успех?
  14. Что является обязательным результатом выполнения проекта?
  15. Что может быть результатом проекта?
  16. Каким критериям должны соответствовать цели проекта?
  17. Как определяются цели проекта?
  18. Какие могут быть требования к проекту?
  19. Что является признаком проекта?
  20. Какие критерии оценки креативной идеи вам знакомы?
  21. Что определяет успешность современного специалиста?
  22. Что является результатом проекта?

Каковы критерии успешности проекта?

Критерии успешности проекта:

  • Установленные сроки (Время)
  • Бюджет (Стоимость)
  • Качество (Содержание)

Какие критерии успеха?

Но к счастью, это не так (истинные критерии успеха ищите ниже):

  • Итак, понять, что вы успешны, можно по тому, как вы умеете:
  • Наслаждаться жизнью вне работы
  • Выбирать хобби
  • Оценивать своё самочувствие
  • Чувствовать себя свободным
  • Выстраивать отношения
  • Видеть собственное будущее
  • Непринуждённо смеяться

Каковы главные условия успеха в проектной деятельности?

Своевременное и точное действие лежит в основе успеха любого проекта, фундамент которого составляет организационная дисциплина — умение действовать «здесь и сейчас». Опыт проектной деятельности показывает, что соблюдение дисциплины и обязательности всех участников проекта на порядок увеличивает шанс на успех.

Какие факторы влияют на успешность проекта?

Эти факторы:

  • ясность миссии проекта;
  • поддержка со стороны высшего руководства;
  • наличие четких планов;
  • взаимодействие с Заказчиком;
  • учет требований конечных пользователей;
  • наличие необходимых технологий;
  • наличие квалифицированных исполнителей;
  • эффективная система контроля;

Каковы критерии оценки проекта?

Критерии оценки учебного проекта: актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект; глубина изучения проблемы; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы.

Что такое успешный проект?

Что такое успешный проект? Это проект, который завершился в запланированный срок, с запланированным бюджетом и достиг запланированных показателей.

Какие существуют критерии?

Теория: Критерии — это признаки, по которым особи одного вида отличаются от особей других видов. Основные критерии: морфологический, физиологический, генетический, биохимический, экологический, географический и исторический.

Какие бывают критерии человека?

Критерии оценки личности:

  • Темперамент
  • Характер
  • Социализация
  • Понимание других
  • Творческое мышление
  • Осознанность
  • Целостность
  • Первый критерий: мотивам такой личности присуща иерархичность. Она волевая и способна к опосредованному поведению (не импульсы ей управляют, а правила, требования и нормы).

В чем заключается секрет успеха?

Главный секрет успеха — раскрыть в себе новые возможности, а работа представляет собой одну из сфер жизни, где можно эти возможности реализовать. Тренинги и семинары портала «Простой бизнес» направлены саморазвитие, повышение личной эффективности, а также открытие в себе новых граней и возможностей.

7 признаков успешного социального проекта:

  • Критерии оценки Сегодня большинство грантодателей уже включают этот пункт как обязательный в заявке на грант.
  • Обратная связь
  • Жизнестойкость
  • Законченность
  • Грамотность
  • Сотрудничество
  • Фантазия

Что главное в проектной деятельности?

Самое главное в проекте после определения темы — это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов.

Какие навыки нужны для проектной деятельности?

Можно сформулировать основные умения, необходимые для формирования культуры проектной деятельности: • проблематизация: умение формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации или явления; • целеполагание как умение формулировать цель деятельности; • планирование: планировать этапы, формулировать задачи.

Какие факторы влияют на успех?

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ УСПЕХ:

  • 1.Производительность
  • Удовлетворенность клиента
  • Прибыльность
  • Качество
  • Инновации
  • Развитие организации
  • Развитие сотрудников

Что является обязательным результатом выполнения проекта?

Основным результатом проекта является достижение поставленной основной цели проекта.

Что может быть результатом проекта?

Измеримое, осязаемое, подтверждаемое конечное событие, которое должно быть получено при завершении проекта или его части.

Каким критериям должны соответствовать цели проекта?

SMART — это аббревиатура: цели должны быть конкретными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Attainable), актуальными (Relevant) и ограниченными во времени (Time-bound).

Как определяются цели проекта?

Цели проекта, как правило, находятся на более высоком уровне, чем его задачи. Цели проекта описывают, что должно произойти после его успешной реализации, а также то, как проект соотносится с задачами бизнеса в целом. Задачи же проекта более подробны и конкретны, чем его цели.

Какие могут быть требования к проекту?

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ:

  • Постановка цели и обоснование проблемы проекта
  • Планирование путей ее достижения
  • Глубина раскрытия темы проекта
  • Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
  • Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

Что является признаком проекта?

На основании приведенных определений выделяем общие признаки проекта: изменения — основное содержание проекта; ограниченная во времени цель; ограниченная временная продолжительность проекта; бюджет проекта; ограниченность требуемых ресурсов; новизна; комплексность; правовое и организационное обеспечение проекта;

Какие критерии оценки креативной идеи вам знакомы?

Критерии оценки креативной идеи:

  • Потенциальные возможности. Они проявляются в способности идеи побуждать к нахождению новых решений.
  • Оригинальность. Это наиболее общая характеристика для оценки продукта интеллектуального творчества.
  • Гибкость.
  • Адекватность.
  • Применимость.
  • Логичность.
  • Полезность.
  • Ценность.

Что определяет успешность современного специалиста?

Успешность профессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от достаточного уровня развития у него профессионального мышления, его способности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью, общественной практикой задач.

Что является результатом проекта?

Результатом проекта может быть продукт, изменение, психологическое состояние или объект, который разрабатывается в проекте. Результаты можно разделить на промежуточный (к примеру, план разработки системы) и окончательный, или итоговый результат (например, готовая система).

Ответить

14.07.2022

Оценка эффективности проекта: этапы, методы и инструменты

Время прочтения: 20 минут

План статьи

  1. Что такое оценка проекта?
  2. Какие существуют методы оценки проекта?
  3. Инструменты для оценки проекта
  4. Этапы оценки проекта
  5. Заключение

Оценку проекта нужно рассматривать как отдельный и важный этап его реализации. И конечно же, оценка невозможна без предварительного тщательного планирования, которое помогает сформировать «фундамент» будущего проекта.

Оперируя результатами оценки, руководитель проекта может оперативно и своевременно вносить изменения в работу команды и внедрять коррективы, необходимые для выполнения работы качественно и в срок.

Поговорим о том, какие этапы, методы и инструменты можно использовать для того, чтобы оценить проект.

Что такое оценка проекта?

Под оценкой проекта стоит понимать процесс измерения успешности и результативности проекта. Оценка отдельных его этапов помогает увидеть, нужно ли применить дополнительные инструменты и ресурсы для того, чтобы проект в итоге соответствовал ожиданиям заказчика и выполнил свои задачи. Важно регулярно доводить до сведения заказчика проекта результаты его промежуточных оценок. Это в особенности актуально, если в процессе необходимо обосновать дополнительные затраты.

Какие существуют методы оценки проекта?

У любого проекта есть, как минимум, три этапа, когда оценка наиболее эффективна и необходима:

  • Предпроектная оценка

    Предварительная оценка всего проекта, результаты которой нужно показывать всем сторонам, участвующим в его реализации. Это работа «на берегу», и она поможет собрать команду под проект, правильно спланировать сроки его выполнения, разработать эффективную методологию и критерии оценки.

  • Текущая оценка

    Она помогает «держать руку на пульсе» и видеть, что все процессы идут по плану, команда работает слажено и соблюдает график работ, а предусмотренного бюджета хватает в полной мере. И текущая оценка проекта должна показывать, удалось ли вам и вашей команде достичь запланированных промежуточных целей.

  • Послепроектная оценка

    На этом этапе вы можете понять, какие методы в ходе реализации проекта сработали, а какие оказались нерабочими. Такую оценку нужно проводить в команде и коллективно рассматривать и анализировать ее результаты. Благодаря такому анализу в дальнейшем при работе над этим или другим проектом вы сможете избежать проблем.

Процесс оценки проекта

Методология оценки проекта должна и может базироваться на опыте ваших реализованных проектов. И конечно же, вы можете масштабировать такой опыт не только на ваши рабочие проекты, но и на стартапы, и личные задачи.

Вот несколько наиболее эффективных и рабочих методик, которые помогут вам правильно организовать и провести оценку своего проекта.

  • Экспертная оценка

    Этот качественный метод подразумевает, что вы привлекаете эксперта, у которого уже есть накопленный опыт работы над схожими проектами. Применяя накопленный опыт и экспертизу, такой специалист сможет вам указать на слабые и сильные стороны реализации проекта, показать оптимальные пути достижения целей. Это индивидуальная экспертная оценка и ее качество, разумеется, всецело зависит от профессионализма сотрудника, который проводит такой аудит. Можно пойти по более сложному пути и для экспертной оценки: собрать рабочую группу из сотрудников, ответственных за отдельные направления проекта. В рамках рабочей группы каждый их них выдвигает предложения по разным оцениваемым показателям, по оптимизации работы и проч. Задача руководителя проекта заключается в том, чтобы систематизировать и обобщить эти выводы.

  • PERT

    Один из наиболее известных методов в проектном управлении — это PERT (Program Evaluation Review Technique). Эта количественная методика применяется тогда, когда нужно оценить время на реализацию отдельных задач по проекту. Цель — понять, сколько времени вы должны заложить на выполнение проекта. Причем в ходе расчетов нужно просчитать как оптимистичный, так и пессимистичный сроки. Для этого используйте простую формулу:

где,

  • O — оптимистичная оценка длительности задачи,
  • M — наиболее вероятная оценка длительности задачи,
  • P — пессимистичная оценка длительности задачи.

Пример расчета по методу PERT

Пример расчета по методу PERT

Инструменты оценки проекта

Чтобы провести оценку, вы должны, разумеется, располагать нужными инструментами. Сейчас в них недостатка нет, из всего многообразия инструментов для оценки проекта, можно выбрать именно те, которые вы можете максимально адаптировать под свои потребности, график работ, состав команды, форму отчетности и другие показатели.

Есть и некоторые универсальные решения, которые при необходимости можно «кастомизировать» под задачи определенного проекта. А для того, чтобы повысить эффективность оценки проекта, целесообразно использовать и комбинацию отдельных инструментов.

Вот какие инструменты оценки вы может применять для оценки своего проекта:

  1. Иерархия задач

Иерархия задач (или Ordering Rule) — инструмент, который будет полезен, когда вы оперируете примерно 20 задачами, не более. Все что понадобится — доска и набор цветных стикеров. И тут всего несколько этапов:

  • Нарисуйте на доске шкалу «от простого к сложному» слева направо

  • Для каждого типа задач выберете отдельный цвет стикера;

  • Напишите задачи на стикерах и разложите их в случайном порядке;

  • Каждый член команды может взять любую карточку и разместить ее на нарисованной на доске шкале. Или же он может переместить уже размещенную там карточку по все той же шкале;

  • Размещая или перемещая карточку с задачей, сотрудник должен обосновать свое действие и прокомментировать его.

Этот инструмент поможет вам выстроит этапы (или задачи) проекта друг относительно друга по мере возрастания сложности. А еще и вовлечь сотрудников в обсуждение проекта.

Иерархия задач

2. Покер планирования

Если вы готовы потратить больше времени на оценку проекта — а для этого как раз и стоит выделить достаточно времени — то можно использовать инструмент под названием «Покер планирования» (или Planning Poker). Техника популярна и эффективна, но требует больше специального «оборудования» — помимо разноцветных стикеров еще и карточная колода, пронумерованная по последовательности чисел Фибоначчи (0, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89), где также есть карточки со знаком вопроса и с символом кофейной чашки. Пронумерованные карты нужно использовать, чтобы проголосовать за задачу, карту с вопросом — чтобы уточнить задачу или обсудить ее, а карточку с чашкой — чтобы сделать паузу в процессе. Такую полную колоду карт получает каждый участник процесса оценки.

Далее используем такой алгоритм шагов:

  • Руководитель проекта объявляет задачу;

  • Участник команды выбирает из своей колоды карточку с цифрой, которая, по его мнению, оценивает задачу;

  • Выкладывает карту на стол рубашкой вверх — это важно, чтобы не влиять на мнение других участников процесса оценки;

  • После того, как «выскажутся» все члены команды, нужно вскрыть карты;

  • Те участники команды, которые поставили задаче наибольшие баллы, должны обосновать свое решение. Также должны сделать и те, кто поставил наименьшие баллы;

  • Далее в процессе обсуждения все участники процесса должны прийти к единогласному решению в отношении оценок задач.

Такой метод оценки хотя и эффективен, но требует больше времени и подразумевает, что за один «сеанс» вы сможете проработать не более 10 задач.

Покер планирования

3. Метод «Большой/Малый/Неопределенный»

Хороший инструмент для того, чтобы оценить сложность задач. Он нужен, чтобы быстро проработать большое количество задач. Этот инструмент отчасти схож с «Покером планирования». Вам понадобятся три небольших емкости, а также цветные стикеры:

  • Подпишите емкости по размеру задач: «Большая», «Малая», «Неопределенное», а на стикерах напишите задачи;

  • Распределите задачи на стикерах по емкостям в соответствии с их размерами;

  • Обсудите с командой задачи из первой емкости, и если обсуждение покажет такую необходимость, переместите их в другую емкость;

  • Несколько задач из других емкостей отдайте или на обсуждение отдельным членам команды или на их самостоятельную оценку.

Этапы оценки проекта

Процесс оценки обычно включает в себя несколько этапов: планирование, реализация, завершение и формирование отчета. Рассмотрим детально отдельные этапы внутри процесса оценки проекта.

Оценка потребностей рынка и аудитории

Фундаментальный этап работы — оценка потребностей рынка и аудитории. На этом этапе речь идет о сборе полных данных о целевых группах, которые потом необходимо проанализировать. На основе данных анализа вы сможете сформировать план действий для выполнения любой задачи, от проведения делового мероприятия, до обучающего семинара для сотрудников.

Правильно определить свою целевую группу — задача первостепенной важности. Ведь, если сузить целевую аудиторию, то есть риск «не допродать» товары тем, кто может и хочет их купить, а если сильно расширить — то бизнес просто потеряет фокус.

В оценке целевой аудитории принято выделять несколько групп:

  • Первичный рынок — люди, которые с большой долей вероятности купят ваши продукты и услуги;

  • Вторичный рынок — покупатели, которые приобретают их от случая к случаю;

  • Потенциальный рынок — люди, которые не являются вашими покупателями, но которых вы хотели бы сделать таковыми.

Оценка целевых групп помогает:

  • Определить, что именно покупатели из первой группы считают своими основными потребностями;

  • Определить, какие из этих потребностей не удовлетворены;

  • Определить, соответствуют ли цели вашего бизнеса потребностям целевой аудитории;

  • Определить, есть ли у вас опыт, навыки и ресурсы, чтобы удовлетворить эти потребности.

Оценка бизнес-идеи

Очевидно, что не все бизнес-идеи подойдут вашей компании или проекту. И правильная оценка концепций поможет сосредоточиться только на тех идеях, которые могут стать прибыльными и принести вам пользу.

Вот список критериев, с точки зрения которых можно оценить свою бизнес-идею:

  • Соответствие бизнес-идеи потребностям вашей целевой аудитории.

  • Соответствие бизнес-идеи образу покупателя

    После того, как вы определите свою целевую аудиторию, вы сможете сформировать и образ покупателя на основе полученных данных о его поле, возрасте, семейном положении и прочей информации.

  • Анализ рынка

    Оценка состоятельности бизнес-идеи с точки зрения рыночных условий, моделей потребительского поведения, тенденций, прогнозов и конкурентного анализа. Для этого можно провести, например, экспертные интервью или фокус-группы.

  • Анализ конкурентов

    Успех бизнес-идеи может зависеть от работы ваших конкурентов. Поэтому важно больше знать о них, чтобы, в том числе, понимать, что они сделали для достижения своих целей, а также то, что вы можете предложить вашим покупателям из того, что им не предложили ваши конкуренты. Конкурентный анализ предусматривает, что вы собрали информацию о компании-конкуренте, получили сведения о ее предложениях, а также провели анализ слабых и сильных сторон работы и определили, чем ваша бизнес-идея отличает вас от других.

  • Оценка бюджета

    Понимание объемов финансовых затрат — важный элемент оценки бизнес-идеи. Для этого нужно задать себе несколько вопросов:

    • Как можно получить средства для старта работ?
    • Сколько средств необходимо, чтобы начать работать?
    • Каковы ваши прогнозируемые доходы и расходы в первый месяц и в первое полугодие?
  • Обратная связь

    И наконец, покажите бизнес-идею тем, чье мнение для вас важно, попросите их высказаться на счет ее состоятельности, слабых и сильных сторон.

Оценка плана управления проектом

План управления — это, по сути, дорожная карта проекта, на которой отмечены этапы его реализации. А именно:

  • Планирование его выполнения;

И хотя план имеет определенные этапы, сам по себе он не является чем-то вроде жесткой конструкции. В план можно вносить изменения, и именно поэтому его и надо оценивать.

При всей вариативности план управления решает понятный спектр задач:

  • Показывает клиентам или инвесторам задачу, которую необходимо решить;

  • Организует всех участников команды, помогает найти и устранить проблемные зоны еще до старта проекта;

  • Позволяет определить набор инструментов и методик для работы;

  • Ставит дедлайны по всему проекту и по отдельным задачам и помогает отследить статус реализации проекта.

Чтобы оценить насколько эффективен составленный вами план, нужно убедиться в том, что он отвечает на такие вопросы, как:

  • Какую задачу решает проект?

  • В чем заключается его ценность?

  • В чем состоят его ключевые результаты?

  • Что необходимо сделать для успеха реализации проекта?

  • Кто работает над проектом?

  • Какие задачи входят в зону ответственности каждого сотрудника?

  • Когда проект стартует, а когда финиширует?

  • Через какое время после старта проект достигнет промежуточных результатов?

Хороший план дает четкие ответы на данные вопросы. А если ответы оказались неудовлетворительными или неполными, стоит вернуться назад и более тщательно переработать весь план.


Оценка MVP

Оценка минимальной ценности продукта (MVP) помогает объективно увидеть, насколько он готов к тому, чтобы появиться перед своей целевой аудиторией. Вот несколько способов, которые помогают оценить MVP.

  • Опросы, интервьюирование, анкетирование группы из целевой аудитории продукта или услуги.

    Лучше протестировать гипотезу на реальной группе потребителей и попросить их рассказать, видят ли они для себя ценность в вашем продукте.

  • Лендинг, который демонстрирует услугу или продукт

    Простая посадочная страница с интегрированными сервисами анализа поведения пользователей может быстро продемонстрировать, какие услуги и особенности продукта наиболее интересны покупателям и востребованы у них. Анализировать можно, например, по частоте кликов по разным ссылкам на лендинге.

  • А/В тест

    Сравнительное тестирование финального варианта продукта наглядно показывает, как он изменился и чем отличается от своей предыдущей версии. Этот метод может продемонстрировать также степень конкурентной устойчивости продукта или проекта.

  • Маркетинговые исследования и рекламные кампании

    Исследования хороши для тестирования точки входа, определения ожиданий аудитории и ее реакции на продукт или услугу. На основе статистики, собранной в таком исследовании, можно разработать и провести рекламную кампанию. А повторное маркетинговое исследование поможет определить, насколько эффективно попадает в цель кампания и что в ней необходимо улучшить или изменить, чтобы она лучше работала.

  • Тестирование в блогах

    Менее объективный, но все же весьма действенный способ оценки MVP — отдать свой продукт или услугу на тестирование блогерам и лидерам мнений с просьбой дать свою оценку.

  • Ручное тестирование

    Тест гипотез на теоретической модели продукта, предоставленной потенциальной аудитории. В этом случае для теста вы привлекаете добровольцев или сотрудников из вашего штата. И совместно ищите слабые и сильные стороны своего продукта.

Разработка и оценка MVP

И так как формирование MVP — процесс трудоемкий и комплексный, то и его оценку нужно проводить не одним методом, а несколькими. Такой подход поможет составить полное и объективное понимание тех ожиданий, которые формируются у пользователя вашего продукта или услуги.

Оценка результатов проекта

Любой бизнес работает, чтобы зарабатывать деньги, и главным критерием результативности проекта можно считать получение прибыли.
Оценивая результативность, нужно проанализировать затраты на проект и сопоставить их с целями. Такая оценка поможет в том числе сделать задел на будущее — продемонстрировать привлекательность такого рода проектов для потенциальных участников и инвесторов.

В ходе оценки результатов проделанной работы необходимо:

  • Определить, насколько результаты проекта удовлетворяют всем ранее обозначенным целям;

  • Определить, насколько полученные результаты проекта оправданы с точки зрения понесенных затрат;

  • Изучить результаты проекта и сравнить их с результатами аналогичных проектов.

Для оценки результативности можно использовать несколько методик:

  • Статистические исследования

    Они помогают определить, насколько быстро окупятся инвестиции, вложенные в проект, и насколько эффективно отработали эти инвестиции.

  • Динамический анализ

    Он помогает оценить проекты с длительным сроком «жизни». Используя динамический анализ, вы сможете оценить рост капитала компании, к которому привел реализованный проект, а также оценить темпы роста инвестиций и другие показатели.

Зачастую требуется применять несколько методик, что, конечно же, сложно для специалистов без необходимого опыта. Поэтому чтобы получить полную и объективную информацию о результативности проекта, к оценке лучше привлекать независимых экспертов с профильными навыками и знаниями.

Заключение

Но порой возникает ситуация, когда оценка проекта, выполненная его исполнителем, не соответствует оценке, сделанной заказчиком.
Чтобы избежать этого, необходимо, чтобы все стороны процесса находились в диалоге и обсуждали все изменения, которые планируется внедрить в проект.
И такое недопонимание, к сожалению, не единственное препятствие, с которым вы можете столкнуться при управлении проектом.

Вот несколько советов, которые помогут вам их преодолеть:

  • Подробно изучите особенности проекта на старте и сформулируйте его стоимость на основе технико-экономического обоснования. И здесь лучше оценить проект с увеличением бюджета (потом при корректировке стоимости вы сможете показать заказчику, как можете оптимизировать затраты), чем преуменьшить его стоимость и потом обосновывать необходимость увеличить бюджет.

  • При планировании разбейте большие шаги на небольшие этапы. Так, вам будет удобнее ориентироваться в работе и не возвращаться на предыдущий этап. Кроме того, практика «малых шагов» лучше мотивирует команду, так как все видят результаты своей работы очень быстро.

  • Еще на этапе планирования разработайте схему действия на случай форс-мажора. Такой план реагирования обязательно должен включать в себя контрольные сигналы, которые сообщают о наступлении проблем, а также шаги, которые необходимо предпринять в этом случае. Эта стратегия поможет вам оценить факторы риска и подстраховаться на случай непредвиденных обстоятельств.

  • Привлекайте к работе над проектом команду. Работать в одиночку не получится. Нужно будет сформировать команду, а зачастую и отдавать часть работы на аутсорс.

  • Сотрудников команды, занятых на проекте, освободите от части другой работы. При управлении проектом старайтесь влиять на сам процесс, вместо того, чтобы давить на людей.

  • Регулярно информируйте все стороны проекта, в том числе и вашу команду, о том, как продвигается работа над ним.

  • Не торопитесь переходить к действиям, если вы недостаточно тщательно провели подготовительный этап и не уделили должного внимания планированию.

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных

Мы приглашаем к сотрудничеству авторов, специалистов, рекламные агентства, сервисы и предпринимателей. Темы статей или готовые материалы, а также предложения о сотрудничестве и вопросы о публикации присылайте на почту руководителя отдела маркетинга Topface Media mv@topfacemedia.com.

Другие статьи

Оценка помогает команде определить вектор развития проекта и вовремя его скорректировать. Однако для многих менеджеров оценка — сложный и пугающий процесс, из-за чего она часто упрощается или игнорируется вовсе.

Вместе с Андреем Кокшаровым, продюсером направления «Высшее образование» в Нетологии, разобрались, зачем проводить оценку проекта, из каких этапов она состоит и какие инструменты помогут в этом.

Статья будет полезна участникам проектных команд и начинающим предпринимателям.

Проект — это временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта или услуги. Проекты могут иметь различные формы и реализовываться в любой сфере и отрасли. Например, проектами можно считать:

  • создание вакцины от коронавируса;
  • разработку приложения по мониторингу за больными;
  • проект слияния двух организаций;
  • разработку нового технического устройства;
  • строительство какого-либо объекта;
  • разработку IT-продукта для удовлетворения неочевидной или новой для рынка потребности.

Также к проектам относят стартапы — молодые компании без опыта операционной или проектной деятельности, работающие над идеей с высокой долей риска и неопределённости.

Любой проект начинается с идеи, а заканчивается, когда:

  • достигнуты цели проекта;
  • становится понятно, что достичь поставленных целей невозможно;
  • проект больше не актуален для заказчика или рынка.

Оценка проекта как раз помогает избежать рисков не уложиться в бюджет или сроки проекта, потерять в качестве продукта или разработать фичи, которые никому не нужны.

Расскажу, зачем командам проводить оценку проекта и какие методы при этом используют.


Оценка проекта — это способ выяснить, насколько вероятно выполнить задачу в нужные сроки, качественно и в пределах бюджета.

Оценка позволяет понять реальный статус проекта.

Она не призвана наказать отстающих, иначе участники будут приукрашать результаты или прятать неудобные данные и оценка станет необъективной и бесполезной.

Получить реальные данные для принятия решений возможно только, если оценка будет достоверной и актуальной. Чтобы в процессе оценки не возникало искажений, руководителю важно позволить участникам проектных команд высказывать опасения и предположения по ходу проекта.

Например, в некоторых компаниях используют анонимные ящики, которые устанавливают в общедоступных местах, чтобы любой участник команды мог положить туда записанные на листке бумаги сомнения и опасения. С определённой периодичностью менеджер проекта проверяет ящик и узнаёт о проблеме, о которой по какой-то причине подчинённые не говорят лично.

Оценку проекта можно разделить на оценку идеи проекта и оценку самого проекта. Данные блоки в свою очередь состоят из процессов, связанных с оценкой бюджета, сроков, качества и прочих компонентов в зависимости от уровня сложности проекта.

Оценка идеи проекта происходит на этапе, когда формируется бизнес-план и создаётся концепт продукта. Она позволяет руководителю обосновать решение о запуске проекта и его необходимости для бизнеса. В оценке идеи обычно участвуют аналитик, команда маркетинга, менеджер будущего проекта. По её результатам принимают решение об инициации проекта, подписывают устав проекта и набирают команду.

Оценка же самого проекта может происходить на всех этапах, начиная от планирования до этапа завершения. Её задача — скорректировать ход проекта. После проведения оценки проекта обычно вносят изменения в документацию, может измениться состав команды или перечень фичей продукта, либо вовсе решают закрыть проект. Если команда решила продолжать, то после этого оценивают потребности в дополнительных ресурсах.

Менеджер определяет, что важно рассмотреть в ходе оценки проекта. Он же решает, какие процессы нужно оценить и формирует список критериев для оценки каждого из них. В крупных компаниях — особенно тех, которые работают на зарубежном рынке, — инициирует оценку обычно отдельный специалист или команда специалистов отдела контроллинга, которые следят за ходом проекта. В перечень могут входить, например, такие процессы, как:

  • бюджетирование — соответствует ли потенциальный доход от проекта затраченным ресурсам, нет ли несоответствий в запланированном бюджете и реальными запросами рынка;
  • качество получаемого продукта — нет ли изменений в качестве продукта из-за изменений, произошедших в ходе проекта (например, не стало возможности закупить дорогие материалы), соответствует ли продукт требованиям отраслевых сертификатов (ГОСТ, ISO и тому подобные);
  • потребность в материальных и нематериальных ресурсах — нет ли несоответствий с изначально запланированным качеством и количеством ресурсов с реальной ситуацией, нет ли необходимости перераспределить ресурсы или нужно поискать возможности для приобретения новых ресурсов;
  • соответствие запланированным срокам — нет ли проблем с их соблюдением, не нужны ли дополнительные временные ресурсы;
  • дополнительные процессы с учётом отраслевой специфики.

Состав оцениваемых процессов определяет менеджер на этапе инициации проекта. Чаще всего это называется процессом адаптации системы управления проектом к новому проекту — важно настроить его под среду и процессы внутри компании. Во время адаптации менеджер проекта тесно взаимодействует с командой проекта, с владельцем продукта и ключевыми стейкхолдерами. Адаптация помогает определить контролируемые точки в проекте, грамотно распределить ресурсы и разработать базовый план проекта.

Процесс адаптации — важный этап в работе над любым проектом, так как из-за уникальности разрабатываемого продукта каждый новый проект требует свой набор инструментов, компонентов и контрольных точек.

Менеджер проекта разрабатывает план управления выгодами проекта. И в процессе адаптации ему необходимо синхронизировать между собой основные бизнес-документы проекта — понять, нет ли расхождения между ними и бизнес-кейсом, который изначально представлялся руководству.

К основным бизнес-документам относят:

  • Бизнес-кейс проекта — анализ целесообразности проекта, описания и оценки идеи, которые используются для определения и обоснования основных выгод проекта. За утверждение бизнес-кейса отвечает спонсор или руководитель продукта. Менеджер проекта выступает в роли администратора, который готовит документы и данные для бизнес-кейса.
  • План управления выгодами проекта — план по определению результатов проекта, реализация которых позволяет получить запланированные выгоды. За него уже полностью отвечает менеджер проекта.

Прежде чем сформулировать бизнес-кейс, нужно провести оценку потребностей рынка. В неё будет входить первичная оценка бизнес-идеи, оценка бизнес-задач, потенциальных проблем и возможностей проекта.

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

Ход оценки проекта в зависимости от этапов реализации проекта — от идеи до завершения

Существует большое количество методов оценки проектов. Правительства разных стран используют различные методы оценки, а частные компании разрабатывают свои собственные подходы к оценке, опираясь на мировой и личный опыт.

Поэтому методы оценки проектов в равной степени подойдут как для проекта, так и для стартапа, так как по своей сути он является технологическим проектом.

Проектная работа должна основываться на запланированных сроках, придерживаться ТЗ и устава проекта, иметь системы оценки и переоценки ресурсов, сроков и прочих компонентов. Иначе такая работа превращается в неопределённый временной забег без чётких целей с почасовой оплатой.

В проекте заказчик платит за результат, а не за рабочие встречи, время технических специалистов и отговорки менеджера проекта. Заказчик не оценит 13 000 часов работы по разработке продукта, если продукт будет сырой и недееспособный. Заказчик оценит лишь качественный продукт.

Поэтому отсутствие системы оценки проекта наравне с отсутствием фиксации договорённостей по проекту и игнорированием расстановки приоритетов в задачах — одна из основных причин возникновения проблем при реализации проекта.

Система оценки проекта — совокупность процессов и инструментов, которые направлены на своевременную оценку, анализ и подготовку документации о продолжении работы над проектом или о внесении в него изменений.

По содержанию система оценки проекта относится к группе процессов мониторинга и контроля проекта и должна включать процессы, направленные на оценку важных этапов и элементов проекта.

В малых и средних проектах ответственный за систему оценки проекта — менеджер проекта, в крупных — отдел контроллинга или специалист проектного офиса и менеджер программы, в рамках которой реализуется проект.

Остановимся подробнее на методах, инструментах и содержании оценки проекта.

Наиболее распространённый инструмент оценки проекта — экспертная оценка, которую используют не только в проектном подходе.

Экспертные оценки могут быть индивидуальные и коллективные.

Индивидуальная оценка — процесс привлечения эксперта с опытом реализации аналогичных проектов. Эксперт анализирует основные точки, указывает для них допущения и риски, после чего высказывает предположение по оценке.

Коллективная оценка — собрание, симпозиум или совет, на который приглашаются участники проекта, отвечающие за разные области и процессы. Каждый участник описывает предположение по продолжительности, сложности работ по своему участку или другому оцениваемому параметру. Руководитель проекта систематизирует выводы и выстраивает общий график или систему действий по проекту.

Более точные и менее распространённые — количественные оценки, например, метод PERT.

Метод PERT (англ. Program Evaluation Review Technique) используют для оценки времени выполнения задачи по проекту. Идея оценки заключается в использовании для расчёта оптимистичного и пессимистичного сроков выполнения задачи. Наиболее точный результат можно получить, если в качестве примера взять реальные сроки по схожим задачам в предыдущих проектах. При этом даже без знания чётких сроков можно воспользоваться экспертной оценкой опытных менеджеров проектов для вычисления результата.

Формулы расчёта по методу PERT выглядят следующим образом:

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

О = оптимистичная оценка: минимально возможная длительность выполнения задачи, если всё идет по плану. Риски учтены и не должны возникнуть.

Р = реалистичная оценка: среднее значение для подобных задач, с учётом возникновения рисков, которые не оказывают значительного воздействия на продолжительность проекта.

П = пессимистическая оценка: закладываем вероятность возникновения средних и серьёзных рисков, при возникновении которых существует вероятность значительного переноса сроков.

Метод PERT хорошо подходит для высокоуровневой оценки проектов и оценки общих трудозатрат, но при более детальной декомпозиции работ процесс анализа может быть неоправданно трудоёмким или ошибочным. Поэтому не рекомендуется использовать данный метод при расчёте непродолжительных задач.

Для определения объёма непродолжительных задач наилучшим образом подходят методы и инструменты оценки работ, принятые в различных Agile-подходах.

  • Освоите профессию проджект-менеджера в IT и digital
  • Пройдёте стажировку у партнёров программы уже в первый год обучения
  • Примете участие в нескольких реальных проектах, которые сможете добавить в портфолио

Существует большое количество инструментов, созданных для оценки продолжительности работ, качественных показателей и прочих важных компонентов проекта. Выделим наиболее универсальные из них, подходящие и часто используемые в описанном или модифицированном виде для оценки различных временных, качественных и прочих количественных показателей.

По опыту автора статьи, эффективную оценку проекта без серьёзных трудозатрат можно произвести при помощи последовательного использования двух инструментов, распространённых в гибких системах управления проектами. Это выстраивание порядка задач и покер планирования — рассмотрим их подробнее.

Выстраивание порядка задач (Ordering Rule)

Этот инструмент представляет собой пошаговый процесс, цель которого выстроить порядок из всех предстоящих задач.

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

Для процесса нужны цветные стикеры, стена или доска

Перед началом процесса ведущий утверждает соотношение цвета стикера с типом задачи. На стикеры выписывают все задачи и раскладывают случайным образом на столе.

Далее каждый участник процесса оценки совершает одно из двух действий: берёт карточку и размещает её на шкале или перемещает на соседнее поле уже прикреплённую карточку, комментируя и обсуждая с участниками своё решение. При необходимости на доску можно добавить отдельное окно, где будут размещены задачи, которые имеют неопределённый размер.

Данный процесс позволяет определить объём задач проекта.

Такой инструмент эффективен при работе с 10–20 задачами. Если требуется обсуждение большего количества задач, лучше разделить процесс на несколько сеансов или воспользоваться схожим инструментом.

Покер планирования (Planning Poker)

Покер планирования — одна из самых популярных техник оценки в проектном менеджменте. Для процесса используют специальную колоду карт, которая пронумерована в соответствии с последовательностью Фибоначчи, чтобы участник голосования с их помощью мог голосовать за задачу. Кроме карт с числами в колоде также присутствуют карта вопроса и карта с чашкой кофе.

Этапы оценки проекта: понятия, методы и полезные инструменты

Для процесса понадобится специальная пронумерованная колода карт

Игрок использует карту вопроса, если считает, что задачу надо уточнить или обсудить, а чашку кофе — при необходимости сделать перерыв.

Каждый участник получает набор карт с числовыми значениями и с изображениями чашки и вопроса, а ведущий анонсирует задачу или пользовательскую историю и отвечает на вопросы.

Затем участники выбирают карту с подходящей, по его мнению, оценкой и кладёт карту рубашкой вверх. Это необходимо для того, чтобы выбор участников, которые проголосовали первыми, не повлиял на решение других.

После того как каждый член команды определился с выбором, карты одновременно переворачивают. Участники с самыми высокими и самыми низкими оценками дают краткие комментарии, объясняя свой выбор оценки.

В итоге обсуждения команда приходит к единому решению и переходит к следующей задаче.

Покер планирования — одна из наиболее точных техник оценки, но среди основных минусов выделяют продолжительность процесса оценки. В течение часовой сессии сложно произвести оценку более чем десяти задач.


Вдохновившись идеей или продуктом, мы погружаемся в информационный пузырь и можем не заметить очевидные для рынка и скрытые для нас недостатки разрабатываемого нами продукта или услуги. Поэтому объективная оценка на всех этапах проекта — важный процесс, направленный на достижение успеха проектной деятельности.

Рассмотрим основные шаги оценки проекта.

Оценку потребностей проводят перед описанием бизнес-идеи — она необходима для принятия решения о запуске проекта. Именно на оценке потребностей рынка и целевой аудитории, анализе ситуации должно основываться решение о старте проработки бизнес-идеи и подготовке устава проекта или подобного документа, подписание и утверждение которого служат формальным подтверждением начала проекта.

В результате оценки потребностей формируется понимание и видение бизнес-цели и бизнес-задач, а также возможных проблем, важных допущений и рисков. Также оценка потребностей помогает сформировать первичное понимание того, каких показателей и в течение какого срока должен добиться проект, с учётом возможных рисков и описанных в рамках оценки допущений.

Оценка бизнес-идеи — творческий процесс, который зависит от отрасли и специфики проекта. Для каждой отрасли процесс оценки бизнес-идеи будет отличаться, но есть универсальные рекомендации:

  • описывайте идеи проекта в удобном формате — чтобы каждый участник проекта понял содержание проекта и мог интерпретировать данные;
  • внедряйте проработку идей, их анализ и обсуждение в общий процесс работы отдела или организации — чтобы избежать однобокости и ограниченности информации;
  • правильно презентуйте идею проекта — участники могут не понять идею, если она будет оформлена неправильно. К тому же, не нужно пренебрегать стилистикой компании.

План управления проектом — это живая сущность, требующая постоянного внимания. Практически невозможно распланировать проект на этапе инициации так, чтобы после старта не пришлось пересматривать сроки, стоимость, менять содержание или очерёдность задач. Поэтому оценка плана управления проектом, его актуализация и пересмотр — нормальная практика для любого проекта.

В случае реализации непродолжительного проекта (3–9 месяцев) рекомендуем производить оценку и обновление плана каждые 2–3 недели.

Если длительность проекта составляет от 9 месяцев до нескольких лет, лучше переоценивать план и актуализировать его не реже одного раза в месяц.

MVP — минимально жизнеспособный продукт. Это прототип продукта проекта, который можно представить инвестору или потенциальным пользователям в качестве демообразца для сбора обратной связи и последующей доработки продукта до полностью рабочего состояния.

Оценка MVP может строиться на следующих инструментах:

  • опрос клиентов;
  • запуск тестовых посадочных страниц;
  • тестовые рекламные кампании и фандрайзинг;
  • продажа MVP клиенту с условием сбора обратной связи и последующей заменой на полноценный продукт;
  • оформление предзаказа.

После сбора информации об MVP с помощью предложенных или других инструментов команда проекта должна проанализировать полученные данные и доработать продукт до финального состояния.

Нельзя считать выпуск MVP и сбор предзаказов по продукту успехом и завершающим этапом проекта. После выпуска MVP его доработка обязательно должна продолжиться — одним из основных приоритетов любого проекта должна быть нацеленность на разработку качественного продукта для его пользователей.

Представляет собой глубокий анализ собранных данных и результата деятельности проекта в целом.

Для финальной оценки необходимо:

  • проанализировать и соотнести запланированные и реальные показатели по проекту;
  • выявить лучшие практики и оформить их в удобный для последующего использования вид;
  • собрать обратную связь от участников проектных команд для улучшения рабочих процессов;
  • проанализировать результат проекта для выявления возможностей его дальнейшего развития и поддержки;
  • для крупных проектов, в рамках которых происходит выпуск сложной продукции, на данном этапе может быть инициирован проект по разработке способов утилизации выпущенной продукции.

Вне зависимости от сложности проекта, его продолжительности и предполагаемого результата проектной команде и менеджеру проекта важно придерживаться систем оценок проекта, работать над его развитием и прислушиваться ко мнению будущих пользователей результата проекта. Следование описанным в статье рекомендациям поможет снизить риски проекта и минимизировать ошибки в самом проекте, снизить количество ошибок и при его оценке.


Главная причина неудачи в оценке проекта — недосказанность или недопонимание между заказчиком и исполнителем. Необходимо вести прозрачный диалог с заказчиком, если в проекте появились изменения. В противном случае могут быть проблемы.

Избежать ошибок в проекте невозможно, но важно своевременно проводить оценку или переоценку проекта, чтобы обладать актуальной информацией для корректировки хода проекта и минимизации негативных рисков. Тем не менее ошибки в проекте не должны пугать или отталкивать от работы и процесса оценки.

Поэтому ответ на вопрос «как не ошибиться», будет звучать парадоксально: практикуйтесь! Оценивайте, ошибайтесь, нарабатывайте опыт и экспертность. Со временем вы будете сталкиваться со всё меньшим количеством ошибок в оценке проекта, а вызванные вашими ошибками риски будут выглядеть менее критично.

Удачи в проектах!


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Косарева Алена Николаевна
Научно-исследовательский университет «Высшая Школа Экономики»

Аннотация
Статья посвящена рассмотрению факторов успешности проекта, а также необходимости выполнения условий «железного треугольника». Автор статьи рассматривает ключевые факторы успешности проекта и анализирует связь выполнения условий «железного треугольника» с конечным результатом проекта на основании реальных примеров и статистических данных. В результате были выявлено, что соответствие результата проекта всем условиям «железного треугольника» не гарантирует его успех. Помимо выполнения проекта в рамках срока, бюджета и спецификации, необходима изначально хорошо продуманная идея самого проекта, слаженная работа команды и грамотные действия руководителей на протяжении реализации проекта.

Abstract
The paper contemplates factors of project success and the need for all project management triangle conditions to be fulfilled. The author examines the key factors of project success and analyzes the coherence between the fulfillment of project management triangle conditions and the final project result using real examples and statistical data. As a result, there’s a little compliance between project results and project management triangle conditions fulfillment. Project must not only be done within the limits of time, budget and specification, but also must have a well-considered idea, well co-ordinated work and a good management.

Библиографическая ссылка на статью:
Косарева А.Н. Оценка факторов успешности проекта // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64413 (дата обращения: 24.02.2023).

IPhone, Microsoft, новый фонтан на городской площади – все это видится покупателями, пользователями и жителями как готовый продукт, то есть конечный результат конкретного проекта. Однако за результатом стоит большая и трудоемкая работа создателей и разработчиков, включающая в себя не один этап, и этап реализации самого проекта не всегда является самым длительным и сложным. Ничуть не менее сложными и даже иногда более длительными являются стадии, предшествующие реализации – разработка концепции и идеи, составление бизнес-плана, планирование, то есть вся деятельность, характерная для начальной фазы жизненного цикла проекта.

Когда идея и концепция полностью определены создателями, наступает необходимость разработки четкого плана реализации проекта: необходимо определить, сколько времени уйдет на реализацию, какой объем инвестиций необходимо привлечь, сколько ресурсов как трудовых, так и материальных потребуется для реализации проекта, а также, каким требованиям должен соответствовать готовый продукт, чтобы получить желаемый результат. На начальной стадии разработки проекта должна быть четко определена его цель, которая и будет достигаться на протяжении всего процесса его реализации. Кроме того ресурсы, которыми может распоряжаться компания, реализующая проект, ограничены, поэтому для успешности проекта необходимо их оптимальное распределение.

Однако каким образом на начальном этапе разработки проекта можно оценить его успешность? Какими факторами  необходимо руководствоваться, и какие должны быть в приоритете выполнения у руководителя проекта?

Одними из основных факторов, определяющих успешность проекта, традиционного считается выполнение его в срок, в рамках бюджета и в рамках спецификации, то есть достижение целевых показателей результативности. [1, с. 699] Но какой из этих факторов более приоритетен для успешного проекта и можно ли сказать, что это единственные показатели успешности?  Наверное, нет. Однако рассмотрим сначала традиционные факторы успешности проекта.

Принято считать, что проект успешен, если он удовлетворяет условию тройственной ограниченности или иначе «вписывается» в, так называемый, железный треугольник. Понятие тройственной ограниченности предполагает баланс между содержанием проекта, его стоимостью и ценой. [2] Рассматривая эти характеристики как ограничения, то есть как стороны треугольника, можно перейти к понятию «железного треугольника». Данный термин отражает не только необходимую ограниченность проекта перечисленными факторами, но и показывает зависимость между ними. Ведь, если проект, например, «выйдет» за рамки сроков, то это повлечет за собой увеличение бюджета, а также изменение состава работ. Подобная зависимость справедлива и для всех остальных граней.

Согласно данным аналитической компании «Гартнер», 66% крупномасштабных проектов не могут выполнить заявленные коммерческие цели, завершаются с опозданием, или значительно перерасходуют бюджет. [3, с. 215] Подобная статистика говорит о том, что большинство проектов «выходят» за рамки «железного треугольника». В связи с этим, руководителям проектов часто приходится выбирать: выполнить проект в срок или остаться в рамках сметы, так как при нехватке времени зачастую пытаются увеличить количество работников, а нехватка денег приводит к длительным задержкам работ. Что же лучше: остаться в рамках бюджета или уложиться в срок? Исследователи из консалтинговой компании McKinsey в результате исследования выяснили, что некоторые проекты, завершенные в срок ценой превышенной сметы, на 140% прибыльнее, чем проекты, уложившиеся в сметный бюджет, но выполненные с задержкой, например, на шесть месяцев. [4] А главный менеджер проекта разработки операционной системы IBM 360, Фредерик П. Брукс, считает, что привлечение дополнительной рабочей силы, в случае, если проект не укладывается в сроки, не принесет никакой пользы, а только еще сильнее усилит задержку из-за необходимости обучения нового персонала, ведения постоянного контроля его работы и т.д. [5, с. 3]

Однако в некоторых случаях специфика проекта не предоставляет руководителю возможности выбирать одну из зол. Это происходит при работе с рядом социальных проектов, например, ремонт учебного заведение к началу учебного года, проектами спортивных и массовых мероприятий и т.д. Например, один из самых обсуждаемых и самый затратный из подобных – проект Олимпиады в Сочи был строго ограничен по срокам, ведь соревнования должны были начаться в запланированный день. Необходимость любой ценой уложиться в сроки, привела к значительному превышению затрат над предполагаемой сметой. То же можно сказать и о крупных музыкальных проектах, например, Евровидении, и о менее масштабных, например,  ледовом городке, ежегодно возводящемся в Пермском крае. Ледяные скульптуры и постройки необходимо завершить до празднования нового года, что зачастую вынуждает организаторов увеличивать рабочую силу и, соответственно, затраты. Та же тенденция наблюдается и в проектах сильно ограниченных в бюджете. В случае, если дополнительного финансирования получить не удается, срок выполнения проекта растягивается на неопределенный промежуток времени. Самими яркими проектами подобного плана являются практически все проекты по реконструкции и возведению бюджетных учреждений, например, больниц, которые простаивают месяцами, пока руководили проектов в ожидании новой волны спонсирования.

Исходя из всего вышесказанного, остается не совсем понятным, что же приоритетнее: выполнение проекта в срок или сохранение его сметной стоимости? Мне кажется, что однозначный ответ дать нельзя. Во-первых, исходя их теории «железного треугольника», изменение одного фактора неизбежно приведет к изменению другого. Для того, чтобы «удержать» проект в этих рамках, менеджерам необходимо заранее просчитывать адекватные сроки и стоимость, а не опираться на теорию или предположения, ведь лучшим решением является создание реалистичного плана по выполнению проекта. Во-вторых, в случае, если проект подвержен каким-либо строгим ограничениям по срокам или средствам, руководитель должен рассматривать данный фактор как приоритетный, подчиняя ему остальные.

Тем не менее, можно ли оценивать успешность проекта исходя только их таких трех параметров как срок, бюджет и содержание? Наверное, более точно можно оценить успешность проекта, если включить в рассмотрение и другие критерии как, например, квалификация руководящего состава и менеджеров, актуальность идеи и качество ее реализации. К такому мнению приходят и многие исследователи, разрабатывая более полный список критериев оценки успешности проектов. Аарон Шенхар вместе с группой ученых разработали комплексный подход к оценке факторов успешности проекта. Они разделили важные, по их мнению, критерии на четыре группы: эффективность проекта, влияние на клиента/покупателя, влияние на компанию и подготовка к будущему. [1] Под эффективностью проекта понимаются стандартные критерии, такие как срок, бюджет, содержание или цели проекта, то есть эффективность проектного плана.  Влияние проекта на потребителя предполагает удовлетворение его потребностей при разработке проекта, то есть достижение заданных в проекте характеристик. Сюда также можно отнести степень удовлетворенности потребителя и т.д. Так как любой проект должен приносить прибыль, третья категория – влияние на компанию – предполагает степень, с которой проект оказал прямое влияние на компанию, как с финансовой стороны для коммерческих организаций, так и с социальной для некоммерческих. Авторы также включили категорию, оценивающую как компания подготовилась к будущим возможностям: развиваются ли технологии, генерируются ли новые идеи, охватываются ли новые рынки – все это относится к категории подготовка к будущему.

Некоторые специалисты рассматривают более узкие критерии успешности проекта. Во многих работах к факторам тройственной ограниченности добавляют еще один – удовлетворение всех требований клиента и заказчика. Исходя из этого критерия, проект считается успешным тогда, когда его результат полностью соответствует ожиданиям потребителя и требованиям заказчика. [6] Другие исследователи добавляют к этим фактором не менее важный, на мой взгляд: личные качества команды, в особенности менеджера, а также вовлеченность команды в проект. В основном, весь процесс руководства ложится на плечи именно менеджера, и он должен всегда быть начеку. Разумеется, личные качества руководителя важны не меньше, так как он должен принимать решающие для проекта решения и стимулировать работу команды. Другим важным фактором является систематизированность работы над проектом: каждый участник должен знать поле своей работы, иметь четкий график по ее выполнению – каждому должно быть понятно, за что он несет ответственность. Доктор экономических наук Галина Сергеевна Ферару, считает, что для успешности проекта, его участники должны понимать «основную точку приложения усилий» – те, приоритетные задачи, на которых необходимо сосредоточиться, без которых выполнение проекта невозможно. [5, с. 3] Кроме того, Г. Ферару считает, что очень важно понимать, какие действия должны быть предприняты для спасения проекта в случае его начинающегося провала – должна быть известна четкая методология.

Все вышеперечисленные факторы непременно отражают успешность того или иного проекта, однако нельзя оценивать все проекты одинаково. При рассмотрении факторов успешности проекта необходимо учитывать размер проекта, отрасль, в которой он реализуется, а также его специфику. Ведь крупные проекты имеют свою долгосрочную специфику, что не позволяет им быть оцененными наряду с малыми, а инновационные проекты, требующие больших вложений и узкоквалифицированных специалистов, не должны быть приравнены к типовым проектам.

Проект – это не просто комплекс взаимосвязанных мероприятий, это своего рода «ребенок» компании, ведь из него получается именно то, что в него вкладывали на протяжении его роста и развития. Поэтому факторами успешности проекта являются не только выполнение его в срок, в рамках бюджета и в рамках содержания, но и выполнение его качественно, с полным пониманием того, что должно получиться на выходе. Для успешности проекта необходима слаженная, заинтересованная работа всей команды, мгновенная реакция руководителя на ошибки, принятые вовремя правильные решения, ну и, конечно, изначально грамотно продуманная и актуальная идея самого проекта.

Библиографический список

  1. Shenhar A. J. et al. Project success: a multidimensional strategic concept. Long range planning.  2001. №. 6. P. 699-725.Елашина К.Е.,
  2. Денисенко В.И. Оценка вероятности успешности проекта // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/01/359 (дата обращения: 15.07.2015)
  3. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник// М.: Маркет ДС. 2008. C. 432
  4. Madden J. One Hundred Rules for NASA Project Managers// Alabama —1996. URL: http://www.oliverlehmann.com/project-management-sources/Nasa-Hundred-Rules-for-Project-Managers.pdf (дата обращения: 10.07.2015)
  5. Ферару Г. С. Условия, факторы и критерии успешной реализации проекта: обобщение опыта проектного управления // Современные технологии управления: электронный научный журнал. 2014. №. 11. С.1-5.
  6. Архипенков С. Лекции по управлению программными проектами// М.: Самиздат. 2009. C. 128.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Косарева Алена Николаевна»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Оценка тренинга пример как написать
  • Оценка снижена как пишется
  • Оценка пять как пишется
  • Оценка неудовлетворительно как пишется
  • Оценка неуд как пишется