(Свято-Введенская Оптина пустынь)
один из самых известных мужских монастырей Русской Православной Церкви, крупнейший центр русского старчества. Монастырь Оптина пустынь расположен в двух километрах от города Козельска на берегу реки Жиздры. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта (в монашестве Макарий). Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. А духовный расцвет монастыря начался, когда при монастыре в 1821 г. был основан скит во имя св. Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний (Путиловы). С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления. Тысячи людей устремились в Оптину к старцам. «В Оптину за опытом», – говорили раньше в народе о паломничествах в эту обитель. Монастырь в XIXXX вв. возрастил лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное. Старцы Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Иосиф, Анатолий (Старший) и Анатолий (Младший), Варсонофий, Нектарий, Исаакий (Старший) и Исаакий (Младший), Никон были целителями, прозорливцами, утешителями, обличителями.
Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891). Время его старчества совпало с зарождением в России интеллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материалистических идей. Многие ищущие истину люди скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные состояния человеческой души, дать человеку надежду и смысл жить снова.
Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; бывали здесь Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Вл. Соловьев и др. Старец Макарий (Иванов) положил начало книгоиздательской деятельности монастыря: были подготовлены и изданы творения святых отцов в переводе на русский язык. В 1847 г. вышла первая книга, а через 50 лет количество изданий монастыря достигло ста тридцати. Одновременно с издательством была фактически заново создана монастырская библиотека. К концу XIX в. в ней насчитывалось более 30 000 томов как духовных, так и светских книг.
В 1918 г. Оптина пустынь была закрыта.
В 1919 г. братия монастыря создала сельскохозяйственную артель, которая просуществовала до 1923 г., когда все храмы, кроме Казанского, были закрыты, а в скиту создан музей «Оптина пустынь». Монастырские здания были переданы под общежитие служащим местного совхоза, лесозавода и музея, библиотека монастыря – музею, а при его закрытии в 1928 г. редкие книги, экземпляры оптинских изданий, а также весь рукописный отдел были перевезены в Государственную библиотеку им. Ленина в Москве. После войны в монастыре находились помещения Козельского сельскохозяйственного ПТУ, а также жилые квартиры.
В 1987 г. Оптина пустынь пережила свое второе рождение, обитель была возвращена Церкви, а с 1988 г. в ней стало совершаться богослужение. В 1988 г. прп. Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви (память празднуется 10(23) октября), а в 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором были причислены к лику святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев и установлено им общее соборное празднование 11(24) октября.
Православие. Словарь-справочник .
2014.
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Ударение в слове: `Оптина п`устынь
Ударение падает на букву: у
Безударные гласные в слове: `Оптина п`устынь
ОПТИНСКИЙ →← ОПТИМУМ
Смотреть что такое ОПТИНА ПУСТЫНЬ в других словарях:
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Введенская-Макариева мужская заштатная (с 1764 г.) пустынь Калужской губ., Козельского у. По преданию, основана еще в XIV в. бывшим предводителем шайки… смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Введенская), мужской монастырь, в 2 км от города Козельска (Калужская область). Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Иоанно-Предтеченский… смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
(Ставропигиальный Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь) монастырь в 4 км от города Козельска Калужской обл. на берегу р. Жиздры, основан, по преданию, в XIV-XV вв. раскаявшимся разбойником Оптой. В XVII в. получил земли и владения от царя Михаила Федоровича. В XVIII в. Пришел в упадок. Инициатива восстановления обители принадлежит митрополиту Московскому Платону (Левшину), пославшему туда в нач. XIX в. монаха Пешножского монастыря о. Авраамия. В 1821 г. был основан скит во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, куда были приглашены о. Моисей и о. Антоний, подвизавшиеся в Рославльских скитах под руководством учеников старца Паисия Величковского, возродившего православное старчество. В 1829 г., когда о. Моисей был назначен настоятелем О. п., в монастырь прибыл о. Леонид (в схиме Лев) (Наголкин) (ум. в 1841), положивший начало оптинскому старчеству. Старчество считается в православной церкви особым родом святости, открывающим дар различения духов, прозорливости и дающим право на духовное руководство. Старцы-руководители выбирались из лиц высокой нравственной жизни и назывались иногда духовными старцами. Отношение духовных детей к своему старцу регламентировалось положениями, взятыми из *Добротолюбия*, и основывалось на безграничной вере старцу, непрекословии и отсечении своей воли. При старце о. Макарии (ум. в 1860) и под его руководством издаются рукописи Паисия Величковского, хранившиеся в монастырской библиотеке, его житие и переводы святоотеческих текстов преп. Исаака Сирина, свв. Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Максима, житие Григория Синаита и др. В это же время происходит сближение с О. п. деятелей рус. культуры. Ближайшее участие в издательских делах и редактировании переводов принимали духовные дети о. Макария Киреевский и его жена Н. П. Киреевская (Арбенева), поселившиеся в 40-е гг. в имении Долбино в 40 верстах от О. п., Шевырев, Голубинский, Т. И. Филиппов. В 1850 г. совершал паломничество в О. п. поэт А. К. Толстой, останавливался здесь Гоголь (впервые в июне 1850 г., вторично в июне 1851 г., в последний раз в сентябре этого же года), к-рый писал иеромонаху О. п. Филарету: *Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть как бы в Оптиной пустыни* (Письма, т. 4, с. 327). После смерти о. Макария старческий подвиг принимают о. Иларион (ум. в 1873) и о. Амвросий (Гренков) (ум. в 1891), к-рый продолжил издание духовной литературы. Под его руководством выходит *Лествица* Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария, жизнеописания о. Моисея и о. Антония. В кон. 70-х гг. им основывается женская Казанская Шамординская обитель. В июне 1878 г. в О. п. приезжал Достоевский вместе с В. С. Соловьевым. 2 раза беседовал с о. Амвросием. Беседы и посещение монастыря отразились в его работе над романом *Братья Карамазовы*. В августе 1874 г. О. п. впервые посетил, возвратившись из Турции, К. Н. Леонтьев, его другом и духовником становится о. Климент (Зедергольм), перешедший из лютеранства в православие магистр греч. словесности, после его смерти в 1878 г. Леонтьев становится духовным сыном старца Амвросия, почти ежегодно навещает О. п. и поселяется с семьей в 1887 г. в *консульском* доме за монастырской оградой, здесь он пишет свои последние работы, а в августе 1891 г. принимает тайный постриг под именем Климента. После смерти св. Амвросия традиции старчества продолжают о. Анатолий (ум. в 1894), Иосиф (ум. в 1911), Варсонофий (ум. в 1913), Анатолий мл. (ум. в 1922), Нектарий (ум. в 1928), Никон (ум. в 1931). Последние старцы умирают в гонениях и ссылках. В О. п. неоднократно бывал Толстой. Его сестра М. Н. Толстая, познакомившись в 1889 г. с о. Амвросием, вступила в Шамординский монастырь. Уйдя из Ясной Поляны, Толстой пришел в Шамордино и О. п., но не решился на встречу со старцами. Умирающий Толстой просит приехать в Астапово старца Иосифа, но приехавшего вместо него старца Варсонофия не допускает к Толстому его окружение. С О. п. связано имя рус. религиозного писателя С. А. Нилуса (1862-1929), духовного сына старца Варсонофия. Поселившись в доме, где до них жил Леонтьев, Нилус с женой прожили там с октября 1907 по май 1912 г. Работая с архивом, он становится своеобразным летописцем О. п., пишет кн. *Сила Божия и немощь человеческая* (ч. 1-2, 1908), *Святыня под спудом* (1911), *На берегу Божьей реки* (ч. 1-2, 1916-1919), наполненные ожиданием близости исторической катастрофы, пришествия антихриста. В 1923 г. храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту дом отдыха. В 1988 г. О. п. возвращена православной церкви и возрождается…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Козельская Введенская Оптина пустынь), православный монастырь на правом берегу р. Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах от Козельска.
Время основания пустыни точно неизвестно. Основателем же ее, по преданию, является раскаявшийся разбойник Опт.
Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Она является лучшим свидетельством духовного возрождения, возникшего в к. XVIII в. в России.
Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они, эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена его творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского, молдавского старца, возродителя «Духовного делания» в монашестве, выходца из Полтавской губ. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхим. Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка, писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии «Цельности духа», которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.
При старце Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария, Оптина достигает расцвета. Слава о старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы. Во время расцвета России и Оптиной пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление.
Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов), ученик старца Амвросия — Иосиф, старец Варсонофий — в миру полковник генерального штаба, по благодатной одаренности подобный своим учителям. Последние старцы: Феодосий-мудрец, Анатолий-утешитель (Потапов) и дивный Нектарий — продолжали ту же традицию.
Последний из них — старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утолял духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.
К старцам Оптиной пустыни тянулись выдающиеся писатели и мыслители России — Н.В. Гоголь, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, К.Д. Кавелин, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, С.А. Нилус, В.В. Розанов и мн. др.
При большевиках обитель была разорена. Возрождение ее началось в 1987. В июне 1988 причислен к лику святых прп. Амвросий Оптинский. Память преподобного празднуется 10/23 октября.
16 ноября 1988 в Оптиной совершилось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе (написана в XVIII в.). В тот же день начала мироточить недавно написанная икона прп. Амвросия.
26 июня 1996 был причислены к лику местночтимых святых Оптинские старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеросхимонах Никон (Беляев) как исповедник и архимандрит Исаакий (Бобриков), священномученик.
Празднование Собора Оптинских старцев 11/24 октября…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
1) Орфографическая запись слова: оптина пустынь2) Ударение в слове: `Оптина п`устынь3) Деление слова на слоги (перенос слова): оптина пустынь4) Фонетич… смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Введенская), мужской монастырь; в 2 км от города Козельска (Калужская область). Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Иоанно-Предтеченский скит монастыря (основан в 1821) -своеобразный религиозно-философский центр — посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Монастырь закрыт после Октябрьской революции 1917. В 1987 возвращен Русской православной церкви; восстанавливается. На территории О.п. Введенский собор (1750-71), церкви- Казанская (1805-11), Марии Египетской (1858); на территории скита -деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), постройки 2-й половины 19 в…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
(Введенская), мужской монастырь; в 2 км от города Козельска (Калужская область). Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Иоанно-Предтеченский скит монастыря (основан в 1821) -своеобразный религиозно-философский центр посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Монастырь закрыт после Октябрьской революции 1917. В 1987 возвращен Русской православной церкви; восстанавливается. На территории О.п. Введенский собор (1750-71), церквиКазанская (1805-11), Марии Египетской (1858); на территории скита -деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), постройки 2-й половины 19 в…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Введенская), мужской монастырь, в 2 км от г. Козельск. Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821) посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Закрыт после Октябрьской революции. В 1987 передан Русской православной церкви; восстанавливается. Архитектурные памятники 18-19 вв.<br><br><br>… смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Введенская) — мужской монастырь, в 2 км от г. Козельск. Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821) посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Закрыт после Октябрьской революции. В 1987 передан Русской православной церкви; восстанавливается. Архитектурные памятники 18-19 вв.<br>… смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
— (Введенская) — мужской монастырь, в 2 км от г. Козельск.Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821)посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Закрыт послеОктябрьской революции. В 1987 передан Русской православной церкви;восстанавливается. Архитектурные памятники 18-19 вв…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Введенская — мужской монастырь в 2 км от г. Козельск, основан в XIV в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821 г.) посещали Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой. Упразднен после Октябрьской революции 1917 г. В 1987 г. передан Русской православной церкви…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ
Начальная форма — Оптина пустынь, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное
ОПТИНА ПУСТЫНЬ (ВВЕДЕНСКАЯ)
ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Введенская), мужской монастырь, в 2 км от г. Козельск. Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821) посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Закрыт после Октябрьской революции. В 1987 передан Русской православной церкви; восстанавливается. Архитектурные памятники 18-19 вв…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ (ВВЕДЕНСКАЯ)
ОПТИНА ПУСТЫНЬ (Введенская) , мужской монастырь, в 2 км от г. Козельск. Основан в 14 в. Оптою (Макарием). Скит около монастыря (основан в 1821) посещали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой. Закрыт после Октябрьской революции. В 1987 передан Русской православной церкви; восстанавливается. Архитектурные памятники 18-19 вв…. смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ ВВЕДЕНСКАЯ
монастырь близ города Козельска, под Калугой, известный центр духовной жизни дореволюционной России, прославившийся восстановлением старчества и святым… смотреть
ОПТИНА ПУСТЫНЬ ВВЕДЕНСКАЯМАКАРИЕВА
мужской монастырь в 2 км от г. Козельска. Основан в 14 в. бывшим предводителем шайки разбойников Оптою (Макарием). Со вт. пол. 19 в. начинается возрождение О. п., к-рая превращается в центр старчества. Старцы получают возможность печататься в светских журналах, а также сами издают свои писания. О. п. посещают ортодоксально мыслящие представители интеллигенции, писатели, художники и т. д., к-рые стремятся поддержать мистический дух в православии, видя в последнем силу, способную защитить и сохранить устои самодержавного строя. О. п. становится одним из своеобразных центров пропаганды идей терпения, смирения, покорности. После Октябрьской революции монастырь прекратил существование…. смотреть
как пишется в «оптина пустынь» слово «пустынь», с большой или маленькой буквы?
4 годов назад
от
Аня Бороздина
1 ответ
0 голосов
смотря в каких случаях если что там находится то с маленькой при чём это касается только слова «Оптина» пустыни не входит в это и только с зоглавной буквы если слово стоит в САМОМ начале предложения!
4 годов назад
от
Богдан Марухно
Связанные вопросы
3 ответов
Может ли вещество состоять только из атомов
1 год назад
от
Кристина головей
1 ответ
Есть ли такое слов в русском языке «слушабельный»? Если нет то каким нормальным словом его можно заменить?
7 годов назад
от
Наташа Фамилия
1 ответ
как изменится пусковой момент
7 годов назад
от
Максим Денисов
Ксения Раух
Ученик
(87),
на голосовании
4 года назад
как пишется в «оптина пустынь» слово «пустынь», с большой или маленькой буквы?
Голосование за лучший ответ
Сергей Курбанов
Искусственный Интеллект
(100541)
4 года назад
Оптима Пустынь
Сергей ЛогиновОракул (86412)
4 года назад
Надеюсь, опечатка вышла…
Сергей Курбанов
Искусственный Интеллект
(100541)
Всё возможно. Читал, и так, и эдак.
Владислав
Мыслитель
(7907)
4 года назад
С маленькой. Сейчас только в орфографическом словаре В. В. Лопатина посмотрел: «Оптина пустынь» («Оптина» — с большой).
Шмулик РозенцвейгМудрец (14438)
4 года назад
у Зализняка тоже
Владислав
Мыслитель
(7907)
Зализняк — тоже авторитетный лингвист.))
Шмулик Розенцвейг
Мудрец
(14438)
4 года назад
с маленькой. и у Лопатина, и у Зализняка
а т
Оракул
(68152)
4 года назад
сайт Оптиной Пустыни — оба слова с заглавной
наталья петровская
Знаток
(303)
4 года назад
смотря в каких случаях если что там находится то с маленькой при чём это касается только слова «Оптина» пустыни не входит в это и только с зоглавной буквы если слово стоит в САМОМ начале предложения!
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
О́птина пу́стынь, О́птиной пу́стыни
Рядом по алфавиту:
оптима́ты , -ов, ед. -ма́т, -а
опти́ме́тр , -а
оптимиза́тор , -а
оптимизацио́нный
оптимиза́ция , -и
оптимизи́рованный , кр. ф. -ан, -ана
оптимизи́ровать(ся) , -рую, -рует(ся)
оптими́зм , -а
оптими́ст , -а
оптимисти́чески
оптимисти́ческий
оптимисти́чность , -и
оптимисти́чный , кр. ф. -чен, -чна
оптими́стка , -и, р. мн. -ток
о́птимум , -а
О́птина пу́стынь , О́птиной пу́стыни
О́птинские ста́рцы , (церк.)
о́птинский , (к О́птина пу́стынь)
опти́рование , -я
опти́рованный , кр. ф. -ан, -ана
опти́ровать(ся) , -рую(сь), -рует(ся)
опти́чески акти́вный
опти́ческий
оптоаку́стика , -и
оптоакусти́ческий , и о́птико-акусти́ческий
оптови́к , -ика́
опто́во-заку́почный
опто́во-ро́зничный
оптоволокно́ , -а́
оптоволоко́нный , и о́птико-волоко́нный
опто́вый
О́птина пу́стынь
О́птина пу́стынь, О́птиной пу́стыни
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова метровка (существительное):
Ассоциации к слову «пустыня»
Синонимы к слову «пустыня»
Предложения со словосочетанием «Оптина пустынь»
- Когда путь друзей приближается к концу, слева от дороги проплывает дремотный звериный глаз – Оптина пустынь.
- Однажды мне сказали про подворье монастыря «Оптина пустынь».
- Оптина пустынь, монастырь, ещё существовала.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «Оптина пустынь»
- Чиновник. Зачем же сдался? Жил бы там в пустыне, питался акридами.
- Помню, раз в монастырской книжной лавке Оптиной пустыни, я присутствовал при выборе старым мужиком божественных книг для своего грамотного внука. Монах подсовывал ему описание мощей, праздников, явлений икон, псалтырь и т. п. Я спросил старика, есть ли у него Евангелие? Нет. «Дайте ему русское Евангелие», — сказал я монаху. «Это им нейдет», — сказал мне монах.
- Бог сохрани меня от этой мысли: // Ты цвет пустыни, ты дитя свободы:
- (все
цитаты из русской классики)
Значение слова «пустыня»
-
ПУСТЫ́НЯ, -и, род. мн. —ты́нь, ж. 1. Обширная засушливая область с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы и скудной растительностью. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПУСТЫНЯ
Афоризмы русских писателей со словом «пустыня»
- Промчатся дни без наслажденья,
Минуют годы без следа,
Пустыней скучной, без волненья,
Нам жизнь покажется… - Ты, Азия, — родина родин!
Вместилище гор и пустынь…
Ни с чем предыдущим не сходен
Твой воздух — он огнен и синь. - Что ж, прощай. Я живу не в пустыне.
Ночь со мной и всегдашняя Русь.
Так спаси же меня от гордыни.
В остальном я сама разберусь. - (все афоризмы русских писателей)
(Ставропигиальный Свято-Введенский монастырь ) — монастырь в 4 км от города Козельска Калужской обл. на берегу р. Жиздры, основан, по преданию, в XIV-XV вв. раскаявшимся разбойником Оптой. В XVII в. получил земли и владения от царя Михаила Федоровича. В XVIII в. Пришел в упадок. Инициатива восстановления обители принадлежит митрополиту Московскому Платону (Левшину), пославшему туда в нач. XIX в. монаха Пешножского монастыря о. Авраамия. В 1821 г. был основан скит во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, куда были приглашены о. Моисей и о. Антоний, подвизавшиеся в Рославльских скитах под руководством учеников старца Паисия Величковского, возродившего православное старчество. В 1829 г., когда о. Моисей был назначен настоятелем О. п., в монастырь прибыл о. Леонид (в схиме Лев) (Наголкин) (ум. в 1841), положивший начало оптинскому старчеству. Старчество считается в православной церкви особым родом святости, открывающим дар различения духов, прозорливости и дающим право на духовное руководство. Старцы-руководители выбирались из лиц высокой нравственной жизни и назывались иногда духовными старцами. Отношение духовных детей к своему старцу регламентировалось положениями, взятыми из «Добротолюбия», и основывалось на безграничной вере старцу, непрекословии и отсечении своей воли. При старце о. Макарии (ум. в 1860) и под его руководством издаются рукописи Паисия Величковского, хранившиеся в монастырской библиотеке, его житие и переводы святоотеческих текстов преп. Исаака Сирина, свв. Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Максима, житие Григория Синаита и др. В это же время происходит сближение с О. п. деятелей рус. культуры. Ближайшее участие в издательских делах и редактировании переводов принимали духовные дети о. Макария Киреевский и его жена Н. П. Киреевская (Арбенева), поселившиеся в 40-е гг. в имении Долбино в 40 верстах от О. п., Шевырев, Голубинский, Т. И. Филиппов. В 1850 г. совершал паломничество в О. п. поэт А. К. Толстой, останавливался здесь Гоголь (впервые — в июне 1850 г., вторично — в июне 1851 г., в последний раз — в сентябре этого же года), к-рый писал иеромонаху О. п. Филарету: «Мне нужно ежеминутно, говорю вам, быть мыслями выше житейского дрязгу, и на всяком месте своего странствия быть как бы в Оптиной пустыни» (Письма, т. 4, с. 327). После смерти о. Макария старческий подвиг принимают о. Иларион (ум. в 1873) и о. Амвросий (Гренков) (ум. в 1891), к-рый продолжил издание духовной литературы. Под его руководством выходит «Лествица» Иоанна Лествичника, письма и жизнеописание о. Макария, жизнеописания о. Моисея и о. Антония. В кон. 70-х гг. им основывается женская Казанская Шамординская обитель. В июне 1878 г. в О. п. приезжал Достоевский вместе с В. С. Соловьевым. 2 раза беседовал с о. Амвросием. Беседы и посещение монастыря отразились в его работе над романом «Братья Карамазовы». В августе 1874 г. О. п. впервые посетил, возвратившись из Турции, К. Н. Леонтьев, его другом и духовником становится о. Климент (Зедергольм), перешедший из лютеранства в православие магистр греч. словесности, после его смерти в 1878 г. Леонтьев становится духовным сыном старца Амвросия, почти ежегодно навещает О. п. и поселяется с семьей в 1887 г. в «консульском» доме за монастырской оградой, здесь он пишет свои последние работы, а в августе 1891 г. принимает тайный постриг под именем Климента. После смерти св. Амвросия традиции старчества продолжают о. Анатолий (ум. в 1894), Иосиф (ум. в 1911), Варсонофий (ум. в 1913), Анатолий мл. (ум. в 1922), Нектарий (ум. в 1928), Никон (ум. в 1931). Последние старцы умирают в гонениях и ссылках. В О. п. неоднократно бывал Толстой. Его сестра М. Н. Толстая, познакомившись в 1889 г. с о. Амвросием, вступила в Шамординский монастырь. Уйдя из Ясной Поляны, Толстой пришел в Шамордино и О. п., но не решился на встречу со старцами. Умирающий Толстой просит приехать в Астапово старца Иосифа, но приехавшего вместо него старца Варсонофия не допускает к Толстому его окружение. С О. п. связано имя рус. религиозного писателя С. А. Нилуса (1862-1929), духовного сына старца Варсонофия. Поселившись в доме, где до них жил Леонтьев, Нилус с женой прожили там с октября 1907 по май 1912 г. Работая с архивом, он становится своеобразным летописцем О. п., пишет кн. «Сила Божия и немощь человеческая» (ч. 1-2, 1908), «Святыня под спудом» (1911), «На берегу Божьей реки» (ч. 1-2, 1916-1919), наполненные ожиданием близости исторической катастрофы, пришествия антихриста. В 1923 г. храмы монастыря были официально закрыты, в нем устроена лесопилка, а в скиту — дом отдыха. В 1988 г. О. п. возвращена православной церкви и возрождается.
Как правильно пишется словосочетание «Оптина пустынь»
О́птина пу́стынь
О́птина пу́стынь, О́птиной пу́стыни
Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: компьютеризировать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «пустыня»
Синонимы к слову «пустыня»
Предложения со словосочетанием «Оптина пустынь»
- Когда путь друзей приближается к концу, слева от дороги проплывает дремотный звериный глаз – Оптина пустынь.
- Однажды мне сказали про подворье монастыря «Оптина пустынь».
- Оптина пустынь, монастырь, ещё существовала.
- (все предложения)
Цитаты из русской классики со словосочетанием «Оптина пустынь»
- Чиновник. Зачем же сдался? Жил бы там в пустыне, питался акридами.
- Помню, раз в монастырской книжной лавке Оптиной пустыни, я присутствовал при выборе старым мужиком божественных книг для своего грамотного внука. Монах подсовывал ему описание мощей, праздников, явлений икон, псалтырь и т. п. Я спросил старика, есть ли у него Евангелие? Нет. «Дайте ему русское Евангелие», — сказал я монаху. «Это им нейдет», — сказал мне монах.
- Бог сохрани меня от этой мысли: // Ты цвет пустыни, ты дитя свободы:
- (все
цитаты из русской классики)
Сочетаемость слова «пустыня»
- выжженная пустыня
ледяная пустыня
безжизненная пустыня - в пустыне мира
в пустыне одиночества
в пустыне человека - на границе с пустыней
от жажды в пустыне
по выживанию в пустыне - пустыня внемлет
пустыня исчезла
пустыня ожила - идти по пустыне
превратиться в пустыню
жить в пустыне - (полная таблица сочетаемости)
Значение слова «пустыня»
-
ПУСТЫ́НЯ, -и, род. мн. —ты́нь, ж. 1. Обширная засушливая область с небольшим количеством осадков, резкими колебаниями температуры воздуха и почвы и скудной растительностью. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПУСТЫНЯ
Афоризмы русских писателей со словом «пустыня»
- Промчатся дни без наслажденья,
Минуют годы без следа,
Пустыней скучной, без волненья,
Нам жизнь покажется… - Ты, Азия, — родина родин!
Вместилище гор и пустынь…
Ни с чем предыдущим не сходен
Твой воздух — он огнен и синь. - Что ж, прощай. Я живу не в пустыне.
Ночь со мной и всегдашняя Русь.
Так спаси же меня от гордыни.
В остальном я сама разберусь. - (все афоризмы русских писателей)