П.
Сообщение
темы занятия.
1. Из
ряда звуков запомнить только гласные.
Найти
соответствующую букву в разрезной
азбу
ке:
а) Р, А, В, И, К; б) О, 3, X,
Ш, У; в) Л, X,
Ы,
Э,
Т, Ф, М.
2. —
А какие еще гласные буквы вы знаете?
(Е,
Е,
Я, Ю.) Что обозначают эти буквы?
— Назовите
все 10 гласных букв.
3. —
Очень много хлопот доставляют нам
глас
ные
на письме. Ведь часто мы слышим один
звук,
а
обозначаем его на письме другой буквой.
-
В
каком случае пишется та же гласная, что
ислышится?
(Если гласная находится под ударением.)
-
А
когда при письме возникают сомнения?(Если
гласная безударная.) -
А
как проверить, какую писать гласную
букву?
(Если безударную гласную можно
проверить,подбираем
родственные слова, в которых эта
гласная
слышится под ударением. Если нет, то
ищем ворфографическом
словаре, как пишется эта гласная
в слове.) -
Сегодня
мы будем работать над словами с
непроверяемыми
гласными в корне.
145
III.
Развитие
фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений.
На
карточке изображение предметов: арбуз,
птица,
рыба, редиска, ель, лимон, яблоко.
-
Какой
день недели зашифрован вверху?
(Вторник.)
-
Для
того чтобы узнать месяц, нужно запомнить
первые буквы названий предметов,
которыеизображены
на карточке. -
Итак,
какая же дата здесь зашифрована?(5
апреля 2001 г.) -
А
куда же я вас приглашаю? На обратной
стороне
билета схема. Подобрав к этой схеме
слово,вы
узнаете, куда мы пойдем.
— Раздаю
вам билеты. Расшифруйте, на какое число
выписан билет.
— Слушайте,
я вам буду говорить разные слова.
Выбирайте
нужное слово.
а) Сначала
ТЬ, потом Е, потом А, потом Т, по
том
Р. (Театр.)
— Подходит
ли это слово к схеме? (Не подхо
дит,
так как в нем 5 звуков и 2 гласных.)
б) Сначала
КЬ, потом И, потом Н, потом О.
(Кино.)
— Подходит
это слово к схеме? (По количеству
звуков
да. Но в этом слове 2 гласных, а в схеме
— 1.)
в) Сначала
Ц, потом И, потом Р, потом К. (Цирк.)
-
Подходит
это слово к схеме? (Подходит, таккак
в нем 4 звука, 1 гласный.) -
Какой
звук слышится на 2-м месте? (Ы.)А
какую букву надо писать? (И.) Запомните
это.Подпишите
слово под схемой.
IV.
Работа
над
уточнением значения и звуко-буквенной
структуры слов по теме «Цирк»,
закрепление
правильного правописания безударных
гласных в этих словах.
— Сегодня
мы будем говорить о цирке. Артис
ты
цирка покажут нам свое умение и поиграют
с
нами.
1.
Кроссворд.
На
доске картинка с изображением клоуна,
в руках
у которого съемные шары. Каждый ученик
«берет»
по одному шару. На шарах написаны
кроссворды.
На обратной стороне шара записаны
вопросы
и задания:
а) Подбери
слово, близкое по значению слову
СПЕКТАКЛЬ.
(ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.)
б) Самый
веселый человек в цирке. (КЛОУН.)
в) Слово,
близкое по значению слову ОБЪЯВЛЕ
НИЕ.
(АФИША.)
г) Слово,
близкое по значению слову ЗРИТЕЛИ.
(ПУБЛИКА.)
147
д) Слово,
близкое по значению словам СЦЕНА,
МАНЕЖ.
(АРЕНА.)
е) Слово,
близкое по значению словам ХЛОПА
ЕМ
(с одобрением). (АПЛОДИРУЕМ.)
По
мере заполнения кроссворда проводится
анализ
слов по следующей схеме: назови гласные;
назови
ударный гласный; назови безударный
гласный,
который находится после звука …; какой
буквой
мы его обозначаем?
— Клоун
рад, что вы справились. Теперь клоун
сможет
(что делать?). (Развлекать, веселить,
смешить,
дурачить.)
2.
Разгадывание чайнворда.
На
доске картина: жонглер с кольцами
(чайнвордами).
Ученики берут по 2 кольца: 1 — с картинками,
1 — без картинок.
-
На
арене — жонглеры. Назовите ударныйгласный
в слове ЖОНГЛЕРЫ. Назовите безударные
гласные. -
После
какого звука безударная гласная,
требующая особого внимания?
-
Какой
буквой обозначим безударную гласнуюпосле
Ж? На кольцах задание: решить чайнворд.
а)
Вписать названия картинок (предлагаются
словарные
слова: САМОЛЕТ — ТЕЛЕФОН — НАРОД
— ДОРОГА —АДРЕС);
149
б)
самостоятельно заполнить кольцо любыми
словами.
В
процессе работы по вопросам логопеда
дети комментируют
слова, которые вписывают в чайнворд.
-
Жонглеры
работают четко, быстро. Мы должны
работать так же. -
Что
делают в цирке жонглеры? (Жонглируют.)
Чем они жонглируют? (Мячами, булавами,гирями
и т. д.)
3.
— А теперь на арену выходят акробаты
(выставляется
картинка, изображающая акробатов).
Аналогично
предыдущему заданию анализируется
слово АКРОБАТЫ.
4.
Пирамида из однокоренных слов. На
доске нарисованы пирамиды из клеточек.
Сверху
одной слово ХОХОТ, сверху другой —
СМЕХ.
-
Чем
отличаются значения слов СМЕХ и ХОХОТ?
-
С.
Я. Маршак так писал: «В слове ХОХОТАТЬ
звучат раскаты громкого смеха
«хо-хо-тать». -
Подберем
родственные слова к слову СМЕХ(СМЕШНО,
СМЕЮСЬ, СМЕШИТЬ, СМЕЯТЬСЯ,НАСМЕШИТЬ).
-
Подберем
родственные слова к слову ХОХОТ(ХОХОЧУ,
ХОХОЧЕТ, ХОХОТАТЬ, ЗАХОХОТАТЬ).
150
151
5.
На арене цирка эквилибристы. На доске
выставляется
рисунок артистки, движущейся по канату.
— Эквилибристы
способны сохранять равнове
сие,
стоя на канате, двигаясь по канату,
танцуя на
нем.
Иногда их называют канатоходцами.
Проводится
анализ слова ЭКВИЛИБРИСТЫ (аналогичным
образом),
— Эквилибристка
сделает шаг вперед лишь в
том
случае, если вы определите:
а) В
слове КОСТЮМ какой звук слышится меж
ду
К и С? Как пишется это слово?
б) В
слове ГРИМЕРНАЯ какую букву надо
пи
сать
после Р? Почему?
в) Назовите
соседей звука Л в слове ТАЛАНТ?
г) Что
означает слово РЕКВИЗИТ? Назовите
в
этом
слове безударную гласную после РЬ,
безудар
ную
гласную после ВЬ?
д) Какая
гласная в слове ТРЮК?
—
Следующий
трюк эквилибристка выполняет
так: без остановок она должна пройти
по всему канату.
Чтобы помочь ей, вы должны последовательно,
без длительных остановок, придумывать
слова:
с одним гласным, затем с двумя, с тремя,
четырьмя,
пятью гласными… Слово—шаг.
6.
— А сейчас на арену цирка выходят
дрессировщики.
Что они будут делать? (ДРЕССИРО-
152
153
ВАТЬ,
ОБУЧАТЬ, УКРОЩАТЬ ЗВЕРЕЙ.) Каких животных
чаще всего дрессируют в цирке?
Проводится
анализ слова ДРЕССИРОВЩИКИ.
7.
— А теперь нас ждут фокусники.
Проводится
анализ слова ФОКУСНИКИ.
Вместе
с фокусниками мы тоже займемся фокусами.
Фокус первый. С помощью волшебной
палочки,
на которой написаны волшебные буквы,
будем
делать чудесные превращения:
а) будем
превращать животных в предметы или
в
других животных.
Речевой
материал
ЛИС
—
ЛИСТ
КОТ
—
СКОТ
ВОЛ
—
ВОЛК
ЛЕВ
—
ХЛЕВ
ЛЕЩ
—КЛЕЩ
РАК
—МРАК
б) а
теперь предметы — в животных.
Речевой
материал
МЕЛЬ
— ШМЕЛЬ ЛЕНЬ
— ОЛЕНЬ
БАР
— БАРС РАБ
— КРАБ
РОТ
— КРОТ ЗУБ
— ЗУБР
8.
Нахождение названий цирковых профессий
среди
графических схем слов.
• |
ч |
• |
• |
ч |
|||
• |
• |
X |
X |
X |
|||
• |
• |
X |
X |
• |
• |
X |
154
155
9.
Слуховой диктант.
— А
теперь по памяти запишите слова,
связан
ные
с цирком. Я их продиктую: цирк,
представле
ние,
арена, манеж, аплодисменты, жонглеры,
ак
робаты,
эквилибристы, дрессировщики,
реквизит,
гримерная,
фокусники.
V.
Составление
рассказа по опорным словам и
вопросам.
На
доске слева записаны вопросы (интервью),
справа
— опорные слова.
— Я
взяла интервью у артиста цирка, но не
ус
пела
его ответы записать полностью. Напишите
их
самостоятельно.
На доске записаны опорные слова
и
вопросы.
Радовать,
веселить, шутить
Фантазировать,
фокусничать,
дрессировать,
смеяться, общаться
с публикой
Собака
Тяпа-Ляпа
Мама
и папа — воздушные акробаты
Детство
-
Когда
вы сталимечтать
о работев
цирке? -
Почему
вы выбралипрофессию артиста
цирка?
-
Почему
же вы сталиклоуном?
4)
Что должен уметь делать
клоун?
Подбирать
костюм, грим
Ласка
-
Ваш
самый любимыйномер?
-
Как
вы добиваетесьпослушания
от своегопомощника Тяпы-
Ляпы?
-
Что
помогает создатьобраз
на сцене?
156
С какими зрителями Дети вы более всего
рады встречаться на
представлении?
VI.
Подведение
итогов занятия. Домашнее задание.
КОНСПЕКТ
5
Темы
Логопедическая:
аналогична общей теме конспекта.
Лексическая:
зоопарк, дикие животные.
Грамматическая:
развитие морфологического анализа и
синтеза.
Цели:
-
развитие
фонематических обобщений в процессе
упражнений по фонематическому анализу
исинтезу слов;
-
формирование
умения анализировать морфологическую
структуру слова, выделять корень,
суффикс
и окончание; -
увеличение
словарного запаса по темам «Зоопарк»,
«Дикие животные».
План
и код занятия
I.
Организационный
момент. П.
Проверка
домашнего задания.
III.
Сообщение
лексической темы занятия.
— Сегодня
мы будем говорить о диких животных,
которые живут в северных и южных странах.
157
—
Сейчас
мы пойдем на экскурсию в очень интересное
место. Куда? Об этом вы узнаете, когда
отгадаете
слово, зашифрованное на этой схеме.
-
Да,
сейчас мы вспомним зоопарк и диких
животных,
которые живут в наших лесах и в
южныхстранах.
-
Слово
ЗООПАРК — сложное слово, оно состоит
из двух частей. Какие это части? (300,
ПАРК.)Как
по-другому называют зоопарк?
(ЗООСАД.)Какая
общая часть этих двух слов: ЗООПАРК,ЗООСАД?
(300.) Что значит 300? (Зоологический.)А
что такое зоологический парк? (Парк
для животных.)
Кроме того, при планировании таких занятий нужно учитывать, что очень много времени уходит на различные организационные моменты, в силу чего количество выполняемых тренинговых упражнений существенно сокращается.
Важным организационным моментом в кадровой работе по подбору и комплектованию организации рабочей силой является планирование дальнейшего подбора и изучения кандидата.
Паренёк, получивший интересующую его информацию, плюхнулся на своё место, а руководитель уточнил организационные моменты.
Они знали о моём задании и рассчитали организационные моменты.
Но им было трудно – или невозможно – отказаться от таких вот организационных моментов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выпиленный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Планирующие открыть дело в другом городе или в другой стране много времени посвятят организационном моментам, которые могут сопровождаться различными проблемами.
В этот период ты рано встаёшь, мало спишь, волнуешься, переживаешь, бесконечно пьёшь кофе, что-то не получается, наваливаются организационные моменты.
Приветствие настраивает детей и родителей на занятие, является организационным моментом.
Любой новый город – это всегда куча организационных моментов.
Позже я поближе познакомлюсь с коллегой из алма-атинского офиса, которая будет для меня настоящим благословением в организационных моментах мероприятия.
Подумайте, что вам необходимо, поговорите с людьми, которые отвечают за организационные моменты выступления.
– Вы всё уже не раз наблюдали, как проходит это мероприятие, но я предполагаю, что наблюдать и участвовать – это не одно и то же, поэтому собрал вас, чтобы объяснить несколько организационных моментов.
Будут, как я поняла, обсуждать организационные моменты предстоящей игры в троллинг и возникшие вопросы по годовому испытанию.
К сожалению, я не в курсе организационных моментов, не знаю, существует ли специализированное предприятие по выпуску чего-либо подобного.
На протяжении последних пяти лет он помогает мне во всей административной работе, снимая с меня груз организационных моментов.
Планирование, повторение пройденного, обобщение, распределение по месяцам, связь с общими темами детского сада, организационные моменты находятся в пределах компетенции самих преподавателей.
Какое счастье, что праздник подошёл к концу и неприятные организационные моменты можно свалить на помощников.
Формы оформления отношений здесь бывают разные, поэтому организационный момент пока опустим.
Необходимо организационные моменты утрясти и убедиться, что достаточное количество студентов уедет на праздники по родным мирам.
Такие организационные моменты узнаются во время работы над желанием.
Итак, мы протестировали программу, исправили организационные моменты, и осенью 2017 года всё было готово.
Заодно познакомимся поближе, кофе попьёте, я на ваши вопросы отвечу, решим организационные моменты, чтоб потом на это время не тратить.
Во-первых, чисто организационный момент: врачей-гипнологов, способных оказать необходимую помощь, считанные единицы.
Мы обсудили пару организационных моментов, и все ушли.
Так получилось, что она будучи и близким родственником семьи в то же время по какой-то странной логике должна была больше прочих сохранять рассудительность и спокойствие нужное для решения организационных моментов.
Свадьба была назначена на сентябрь – через три месяца, когда будут проведены все необходимые организационные моменты, нюансы к столь важному торжеству.
Он с усилием, постоянно сбиваясь, произносил какие-то штампованные фразы про «важность сохранения природных богатств», притом что совещание шло в форме достаточно свободного общения по поводу организационных моментов.
Для налоговых правоотношений более важным является представительство налогоплательщика-организации в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а не организационные моменты ведения налогового учёта в организациях.
Например, основные организационные моменты по оформлению регистрации, перечень необходимых документов или номера телефонов разных отделений способствуют лучшему усвоению тонкостей организации образовательного процесса и ориентированию в академическо-социальной среде.
Сколько времени потребуется на объяснение организационных моментов, столько и тратим.
Цель рекомендаций – описать организационные моменты, позволяющие выстроить систему выбора приоритетов и надзора со стороны высшего руководства для управления инновационным развитием на фоне трендов, определяющих управленческую культуру в компаниях в условиях цифровизации бизнеса.
Ему предстояло решить ещё массу организационных моментов.
Можно было сказать, что организационные моменты паломничества в прошлое проработаны.
И вот мы дождались куратора и после недолгих организационных моментов отправились в дорогу.
Женщина рассказала о различных организационных моментах будущей экскурсии.
Слишком часто у организаторов онлайн-школ нет понимания, сколько учеников можно привлечь и какой период времени потребуется для выстраивания организационных моментов.
– Теперь немного организационных моментов.
Организационные моменты стоило бы продумать тщательнее.
Я занялась организационными моментами.
Балда ты, Ли! Надо было не про его подруг расспрашивать, а организационные моменты прояснять!
Но я, чёрт возьми, нуждалась вовсе не в снисхождении, гораздо острее у меня стояла вынужденная необходимость срочно подобрать себе жильё, найти деньги на поездку в консульство, да мало ли каких сугубо организационных моментов могло возникнуть у человека, впервые за пять лет совершающего самостоятельные шаги в чужой стране?
– Постой, сначала организационные моменты, затем глупые вопросы, на которые я не захочу отвечать.
Когда дело касалось каких-то организационных моментов и текущих бумаг – решалось все более-менее просто.
Впрочем, с учётом их кадровой политики, можно было предположить, что и другие организационные моменты отразились больше на бумаге, чем на деле.
Убежать в свою комнату и отлежаться, усиливая щиты тоже не получалось – шли организационные моменты.
– Тогда давайте сразу по организационным моментам пробежимся, – сразу приступила к делу левая.
Говорили на разные темы, начиная с банально организационных моментов на кафедре и заканчивая абстрактной тематикой.
Уже со второго учебного дня начали всплывать организационные моменты, о которых никто никого не предупреждал, но за их невыполнение деканат нещадно грозил отчислением первокурсников.
Главным организационным моментом, к которому пришлось привыкать довольно долго, стал график.
Моя кампания началась в середине октября, если считать непосредственно с момента моего приезда, а если брать в расчёт организационные моменты (планирование поездки, знакомства с мужчинами онлайн и т. п.), то в начале октября.
На букву О Со слова «организационные»
Фраза «организационные моменты»
Фраза состоит из двух слов и 22 букв без пробелов.
- Синонимы к фразе
- Написание фразы наоборот
- Написание фразы в транслите
- Написание фразы шрифтом Брайля
- Передача фразы на азбуке Морзе
- Произношение фразы на дактильной азбуке
- Остальные фразы со слова «организационные»
- Остальные фразы из 2 слов
00:50
Организационные моменты
04:39
Онлайн занятия: организационные моменты
06:01
Бобровинг для начинающих Урок 1 Введение Организационные моменты
11:40
Что будет в роддоме? Организационные моменты
22:45
КАК МЫ СЫГРАЛИ НАШУ СВАДЬБУ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ / ФОТО ! ????????????????
23:27
000. Организационные моменты курса
Синонимы к фразе «организационные моменты»
Какие близкие по смыслу слова и фразы, а также похожие выражения существуют. Как можно написать по-другому или сказать другими словами.
Фразы
- + база практики −
- + будущие участники −
- + в расширенном составе −
- + вводный инструктаж −
- + готовить предложения −
- + заниматься организацией −
- + индивидуальные задания −
- + кадровое делопроизводство −
- + корпоративные мероприятия −
- + найти время −
- + напряжённый график −
- + неофициальная обстановка −
- + определиться с датой −
- + организационная сторона −
- + организационная часть −
- + организационное собрание −
- + организационные вопросы −
- + организационные моменты −
- + организационные проблемы −
- + персонал компании −
- + персональный менеджер −
- + подготовить выступление −
- + подписание контракта −
- + продуктивная работа −
Ваш синоним добавлен!
Написание фразы «организационные моменты» наоборот
Как эта фраза пишется в обратной последовательности.
ытнемом еынноицазинагро 😀
Написание фразы «организационные моменты» в транслите
Как эта фраза пишется в транслитерации.
в армянской🇦🇲 որգանիզացիոննըե մոմենտը
в грузинской🇬🇪 ორგანიზაციონნიე მომენთი
в латинской🇬🇧 organizatsionnye momenty
Как эта фраза пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN
xn--80aahkifc0beachs4gtd xn--e1anafc1a7d
Как эта фраза пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.
jhufybpfwbjyystvjvtyns
Написание фразы «организационные моменты» шрифтом Брайля
Как эта фраза пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.
⠕⠗⠛⠁⠝⠊⠵⠁⠉⠊⠕⠝⠝⠮⠑⠀⠍⠕⠍⠑⠝⠞⠮
Передача фразы «организационные моменты» на азбуке Морзе
Как эта фраза передаётся на морзянке.
– – – ⋅ – ⋅ – – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ – – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅ – – – – ⋅ – ⋅ – ⋅ – – ⋅ – – – – – – – ⋅ – ⋅ – – ⋅ – –
Произношение фразы «организационные моменты» на дактильной азбуке
Как эта фраза произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).
Передача фразы «организационные моменты» семафорной азбукой
Как эта фраза передаётся флажковой сигнализацией.
Остальные фразы со слова «организационные»
Какие ещё фразы начинаются с этого слова.
- организационные аспекты
- организационные возможности
- организационные вопросы
- организационные выводы
- организационные действия
- организационные дела
- организационные документы
- организационные единицы
- организационные заботы
- организационные задачи
- организационные изменения
- организационные инновации
- организационные конфликты
- организационные мероприятия
- организационные меры
- организационные методы
- организационные навыки
- организационные начала
- организационные основы
- организационные отношения
- организационные перемены
- организационные правоотношения
- организационные принципы
- организационные проблемы
Ваша фраза добавлена!
Остальные фразы из 2 слов
Какие ещё фразы состоят из такого же количества слов.
- а вдобавок
- а вдруг
- а ведь
- а вот
- а если
- а ещё
- а именно
- а капелла
- а каторга
- а ну-ка
- а приятно
- а также
- а там
- а то
- аа говорит
- аа отвечает
- аа рассказывает
- ааронов жезл
- аароново благословение
- аароново согласие
- аб ово
- абажур лампы
- абазинская аристократия
- абазинская литература
Комментарии
@bmkva 08.01.2020
22:33
Что значит фраза «организационные моменты»? Как это понять?..
Ответить
@iccidw 25.08.2022
12:54
1
×
Здравствуйте!
У вас есть вопрос или вам нужна помощь?
Спасибо, ваш вопрос принят.
Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Транслит Пьюникод Шрифт Брайля Азбука Морзе Дактильная азбука Семафорная азбука
Палиндромы Сантана
Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.
Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.
По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.
Склонение числительных по падежам,
запись целых и дробных чисел словами
Число 500 прописью: пятьсот.
Количественное числительное 500
Падеж | Вопрос | 500 |
---|---|---|
Именительный | есть что? | пятьсот рублей |
Родительный | нет чего? | пятисот рублей |
Дательный | рад чему? | пятистам рублям |
Винительный | вижу что? | пятьсот рублей |
Творительный | оплачу чем? | пятьюстами рублями |
Предложный | думаю о чём? | о пятистах рублях |
Порядковое числительное 500
Падеж | Вопрос | мужской род | женский род | средний род | мн.число |
---|---|---|---|---|---|
Именительный | какой? | пятисотый | пятисотая | пятисотое | пятисотые |
Родительный | какого? | пятисотого | пятисотой | пятисотого | пятисотых |
Дательный | какому? | пятисотому | пятисотой | пятисотому | пятисотым |
Винительный | какой? | пятисотый | пятисотую | пятисотое | пятисотые |
Творительный | каким? | пятисотым | пятисотой | пятисотым | пятисотыми |
Предложный | о каком? | пятисотом | пятисотой | пятисотом | пятисотых |
Примечание. В винительном падеже окончание зависит от одушевлённости/неодушевлённости объекта. В мужском роде используется пятисотый для неодушевлённых и пятисотого для одушевлённых. Во множественном числе используется пятисотые для неодушевлённых и пятисотых для одушевлённых.
В русском языке часто встречаются сложности с написанием слов, например таких как «пятиста» или «пятисот» . Но и для них есть простые для запоминания правила, итак давайте разберём все тонкости написания данных слов по порядку.
Правильно пишется
По правилам склонения числительных правильно писать «пятисот».
Какое правило
«Пятисот» – числительное «пятьсот» в родительном падеже. В русском языке существует правило склонения составных числительных, согласно которому изменяются по падежам обе части слова. В слове «пятисот», первая часть «пять», а вторая – «сотни». Поставим в родительный падеж сначала «пятисот», получится «пяти», затем «сотни», получится «сот». Если бы мы сказали «ста», то у нас получился бы родительный падеж единственного числа, что было бы ошибкой, потому что сотен несколько.
«Пятиста» – это неверное написание. Здесь в родительном падеже стоит слово «сотня», а не «сотни».
«Около пятиста километров» или «пятисот» как пишется?
Правильно пишется «около пятисот километров» по тому же правилу.
Примеры предложений:
- У тебя не будет пятисот рублей до понедельника?
- Мне не хватает пятисот рублей.
Неправильно пишется
Пятиста.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Слово «километр» обозначает единицу длины и часто употребляется в повседневной речи. Произносить его легко, но с написанием иногда возникают проблемы. Чтобы разобраться, нужно ли писать «киллометров» или «километров», стоит познакомиться с происхождением этого слова.
Правильное написание
Слово «километров» представляет собой множественное число родительного падежа существительного. И, так как даже в обычной форме эта единица длины пишется всего с одной буквой «л», при изменении слова это количество не изменится.
Поэтому, если пользоваться орфографическими нормами русского языка, правильно будет именно «километров».
Откуда появилось двойная «л»? Не исключено, что употребляющий её человек проводит аналогию со словом «миллиметр», в котором таких букв, действительно, две. Но этимология «километра» совершенно другая, поэтому и правильное написание отличается.
Этимология слова «километр»
Слово «километр» образовалось из двух других – «метр» и «кило». Первое обозначает основную единицу измерения в СИ, второе – тысячу.
Объединение слов показывает, что в одном километре 1000 метров. Такой же словообразовательный элемент встречается и в других общеупотребительных словах русского языка – «киловатт», «килограмм», «килокалория». В каждом из них в «кило» только одна «л».
Дополнительно проверить правильность написания можно попробовать, обратившись к оригинальному варианту, на латыни. Он звучит как «chiliometrum». И в слове тоже можно заметить только одну «l».
Морфемный разбор слова «километр»
километр
Сначала часть слова «кило» считалась приставкой. Со временем потеряв свою значимость, она вошла в большинство современных языков. И в русском стала уже не приставкой, а корнем. Иногда указывают, что «кило» – это префиксоид.
Но для морфемного разбора слова достаточно считать, что «километр» состоит из трёх частей. Это корень «кило», второй корень «метр» и нулевое окончание. Получается, что «километр» одновременно является и словом, и его основой.
Несколько примеров использования в предложениях
В качестве примера написания слова «километров» можно привести такие предложения:
- Отправившись в поход, мы прошли больше 10 километров за один день.
- Я решил каждое утро пробегать не меньше 5 километров.
- До места моей работы около 6 километров.
Как не нужно писать слово «километров»
Неправильное написание слова – «киллометров». Увидеть ошибку можно хотя бы по тому, что приставки или корня «килло» в русском языке не существует.
Выводы
Понять, как правильно пишется слово «километров», поможет знакомство с его происхождением. Зная, что корень «кило» обозначает «тысячу», ошибиться при написании будет трудно.
Извиняюсь, была не права, Уточнила-пятисот
Числительные пятьсот — девятьсот: первая часть этих числительных (пять- — девять-) склоняется, как существительное третьего склонения, а вторая отличается своеобразными окончаниями: пятьсот, пятисот, пятистам, пятьсот, пятьюстами, пятистах.
километров
киламетров
киллометров
Слово «километр» не всегда пишут правильно. Желание написать две буквы «л» ошибочно возникает у многих людей. Но это слово нужно писать только с одной «л».
Правила
«Километров» пишут с одной буквой «л». Это слово не имеет проверочных слов, можно сделать акцент только на его происхождении.
«Километров» образовано от двух слов – «кило» и «метр». «Кило» используется в значении «тысяча», а «метр» — это название единицы изменения. И если сложить два слова вместе, сразу становится понятно, что именно означает новообразованное слово.
Слово одинаково звучит в разных языках мира. И в международном написании также используется только одна буква «л». Проверить написание слова не возможно, поэтому в школах рекомендуют сразу запоминать его правильное написание.
Примеры использования слова
- Мы прошли уже несколько километров по горным тропинкам, поэтому большинство людей из группы захотели сделать небольшой привал для отдыха.
- Расстояние между нашими городами всего сорок километров, так что мы можем на выходных ездить друг к другу в гости или собираться в каком-то из городов, чтобы погулять в парках.
- Мы проехали тысячи километров по родной стране, но всегда с нетерпением ждали возвращения домой, потому что тут было комфортно.
Как правильно пишется словами число 600 в родительном падеже: «шестисот» или «шестиста»?
Сам вопрос возникает оттого, что в повседневной жизни необходимость правильного произношения числительных мала, а на письме их чаще заменяют числами для экономии знаков и места.
Как правильно склонять числительные в русском языке
«Шестисот» – составное количественное числительное в родительном падеже. Склоняется оно так же, как и другие слова этой части речи, оканчивающиеся на «-сот» (от пятисот до девятисот).
Ниже в таблице представлены результаты склонения по падежам числительного «шестьсот»:
Не стоит забывать, что при склонении меняются обе части целого составного слова. Если числительные использованы в словосочетаниях, они должны согласовываться с существительными.
Примеры предложений
Закрепим полученную теорию на практике:
-
На покупку тетрадей учениками было выделено около шестисот рублей.
-
«Это произошло более шестисот, но менее восьмисот лет назад», – ответил студент, когда пара началась, а преподаватель стоял в двух шагах от него.
Как писать неправильно
Абсолютно неверно писать следующим образом:
-
шестиста, пятиста;
-
шестьстам – неправильная вариация написания числительного, поставленного в творительный падеж (вместо мягкого знака должна стоять гласная «и»).
Могут также встречаться ошибочные варианты написания, больше характерные для данного слова в форме именительного падежа:
- шесот, шестсот, шессот.
Цель:
1) повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2) совершенствовать навыки аналитической работы со словом;
3) воспитывать бережное и грамотное отношение к языку.
Тип урока: урок – практикум.
Место урока в учебном плане – урок контроля теоретических и практических
компетенций учащихся по теме “Имя числительное”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
1. Определение цели урока
2. Повторение теоретического материала.
– Какая часть речи называется именем числительным?
– Какие числительные называются количественными? Порядковыми? Приведите примеры.
– На какие группы делятся количественные числительные? Приведите примеры.
– У каких числительных Ь пишется на конце слова? В середине слова?
– Какова синтаксическая роль числительных в предложении?
3. Работа по учебнику § 46 стр.168 (В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко
“Русский язык 10–11 класс”).
4. Тренировочные упражнения.
а) Работа с текстом.
– Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.
Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на
территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти
народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем
и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный
месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с
тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла
семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
(В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь.)
– Какова часть речи слова “семидневная”?
б) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение.
Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый
по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником,
громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.
в) Просклонять числительное.
748 (деревьев).
г) Заменить числовую запись буквенной.
– Вытянул 500-й номер.
– Около 600 километров пути.
– Поезд с 278 экскурсантами.
– Высота равна 2159 метрами.
– Свыше 770 гектаров.
– Не найти 11 копеек.
– Речь идет о 476 рублях.
– Более (полтораста) штук.
д) Определить падеж имени числительных.
Без семидесяти четырех тысяч рублей (Р.п.)
К тысяча девятьсот пятому году (Д.п.)
С девяноста тремя пассажирами (Т.п.)
О девятистах пятидесяти рублях (П.п.)
Пятерых студентов (Р.п.)
е) Игра “Четвертое лишнее”.
1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.
ж) Выборочный диктант.
– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может
сочетаться с собирательным числительным.
Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)
з) Найди ошибку.
– В этом году город отметил пятьсотлетие.
– На обоих террасах стояли цветы.
– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.
– Среди членов комиссии было трое женщин.
– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.
– Мы опоздали всего на полторы сутки.
4) Контроль за темой.
Тест.
I вариант.
1. Найдите числительные:
а) два;
б) двойня;
в) двойной;
г) двойка;
д) второй;
е) вдвоем.
2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.
А. Оба окна светились.
Б. Отец гордился обоими сыновьями.
В. На обоих партах лежали книги.
Г. Об обоих фильмах говорили восхищенно.
3. Поставьте числительное восемьсот девяносто пять в родительный
падеж.
а) восемьсот девяносто пяти;
б) восьмисот девяносто пять;
в) восьмисот девяноста пяти;
г) восьмисот девяносто пяти;
д) восемьсот девяноста пять.
4. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)-миллионный:
слитно или через дефис? Выберите правильный ответ:
а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 2-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.
5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в
предложениях:
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.
А. Поезд прибыл в семь часов.
Б. Две подруги были неразлучны.
В. Пятью пять – двадцать пять.
Г. Прочитано сто страниц книги.
II вариант.
1. Найдите числительные.
а) пятерня;
б) пятак;
в) пятерка;
г) пятеро;
д) пятый;
е) впятером.
2. Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.
А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.
3. Поставьте числительное девятьсот девяносто шесть в родительном
падеже.
а) девятьсот девяноста шесть;
б) девятисот девяносто шести;
в) девятисот девяноста шести;
г) девятьсот девяносто шести;
д) девятисот девяносто шесть.
4. Как нужно писать слова (девяти)тысячный, (тридцати)(пяти)миллиардный:
слитно,раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ:
а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 1-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.
5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в
предложениях:
а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.
А. Обследовали десять человек.
Б. Пятеро учеников готовились к докладу.
В. Все ожидали первого вылета.
Г. Пять да два – семь.
III. Итог урока.
Домашнее задание. § 46 упражнение 260.
Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.