Как правильно оформить прямую речь
Рассказываем, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, и приводим примеры для каждого случая.
Любой художественный текст немыслим без прямой речи. Персонажи общаются, задаются риторическими вопросами, что-то восклицают и стремятся поделиться с миром мыслями. Даже в нехудожественном произведении нам может повстречаться необходимость правильно передать прямую речь, например, пересказав разговор с важными для понимания темы спикерами или процитировав эксперта. Как писать диалоги мы уже рассказывали, а в этой статье мы рассмотрим, как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Прямая речь после слов автора
Если прямая речь располагается после слов автора, то выделяется кавычками, а первое слово пишется с заглавной буквы. Авторский текст обосабливается двоеточием. Точка всегда располагается за кавычками, все остальные знаки препинания — перед. Схемы оформления выглядят следующим образом:
А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
Рассмотрим примеры.
Доктор озабоченно повернулся ко мне: «Джим, мальчик мой, что случилось?»
Я показал достопочтенным джентльменам карту и пояснил: «Доктор, сквайр, на „Адмирал Бенбоу“ напали пираты, они искали вот эту карту».
Трелони вскочил, едва не опрокинув кресло, и горячо воскликнул: «Мерзавцы ещё поплатятся за свои злодеяния!»
Прямая речь перед словами автора
Если прямая речь начинает предложение, то она отделяется от авторского текста тире. Слова автора пишутся со строчной буквы. Прямая речь выделяется кавычками и предусматривает три знака препинания в конце реплики: вопросительный и восклицательный знак и запятую. Запятая располагается после закрывающих кавычек, все остальные — перед.
Рассмотрим схемы оформления прямой речи:
«П», — а.
«П?» — а.
«П!» — а.
Рассмотрим варианты оформления прямой речи в тексте.
«Джим, мальчик мой, передай мне карабин», — попросил доктор Ливси.
«А где Джим?» — спохватился Трелони.
«Пираты, сэр!» — воскликнул Джойс.
Прямая речь внутри слов автора
В случае, если реплика оказывается внутри авторского текста, по правилам оформления прямой речи фраза выделяется кавычками и начинается с заглавной буквы. После первого отрывка авторского текста ставится двоеточие, второй отделяется запятой или тире. Тире ставится в том случае, если попавшая в прямую речь реплика заканчивается восклицанием или вопросом.
А: «П», а.
А: «П!» — а.
А: «П?» — а.
Посмотрим на варианты оформления прямой речи в тексте.
Доктор пожал плечами, произнёс: «Ох уж этот сквайр», и скрылся в дверях своей каюты.
Билли Бонс задумчиво поглядел вслед слепому, затем повернулся ко мне, грубо крикнул: «Мальчишка, принеси мне рому!» —
и
решительно выскочил из комнаты.
Слова автора внутри прямой речи
Если авторская речь оказывается внутри прямой, то слова автора отделяются от прямой речи знаками тире. Если вся прямая речь представляет собой одно предложение, то в конце первой части реплики ставится запятая, а вторая начинается со строчной буквы.
«Знаешь, Джим, — задумчиво произнёс Ливси, — мне никак не даёт покоя одна мысль».
Авторский текст может оказаться внутри реплики, в таком случае слова автора отделяются от прямой речи знаком тире. Реплика может состоять как из одного предложения, так и из нескольких. В первом случае в месте разрыва ставится запятая, а второй отрывок начинается со строчной буквы. Во втором в месте разрыва по-прежнему держится запятая, а вот после авторского текста уже должна ставиться точка, а второй отрывок стартует с прописной.
«Джентльмены, отличные новости, — улыбаясь во все 32 зуба, сообщил доктор Ливси. — Сюда направляются пираты!»
«Просыпайтесь, все! — истошным голосом закричал Трелони. — Пираты идут!»
«А где Джим? — сонным голосом поинтересовался Ливси. — Он так пропустит всё веселье».
Вторая часть может состоять и из нескольких предложений. Закрывающие кавычки должны стоять в конце последнего из них.
«Я арендовал шхуну, нашёл нам отличного повара и нанял остальную команду, — с довольным видом сообщил Трелони. — Джентльмены, вы просто не представляете! Все, буквально все, узнав, что мы отправляемся за сокровищами, пытаются нам помочь!»
Прямая речь, разделённая словами автора, использует следующие схемы оформления.
«П, — а, — п».
«П! — а. — П».
«П? — а. — П».
Знаки препинания при диалоге
Предыдущие примеры нужны, когда вам нужно передать одно-единственное высказывание персонажей. Если вам нужно описать беседу двух или более лиц, следует использовать диалог.
В диалоге все реплики начинаются с новой строчки, предваряются знаком тире и не требуют кавычек.
— Итак, Джим, — произнёс доктор Ливси, откидываясь в кресле, — чем мы обязаны столь неожиданному визиту?
— Джентльмены, — собравшись с силами, произнёс я, — я хочу обратиться к вам за помощью. На «Адмирал Бенбоу» напали пираты.
— Пираты! — вскричал Трелони, вскакивая с кресла. — Здесь? В Англии?
— Да, — подтвердил я. — Полагаю, их интересует это. — Я положил на стол карту, позаимствованную из сундука Билли Бонса. — Полагаю, эта карта укажет путь к сокровищам, спрятанным самим капитаном Флинтом.
Если реплику предваряет авторская речь, она отделяется двоеточием, а сама фраза пишется с новой строки.
Доктор Ливси опёрся кулаками об стол, обвёл нас пристальным взглядом и произнёс:
— Господа, полагаю, наш ход действий очевиден. Мы должны сами добраться до острова и найти эти сокровища, чтобы они не попали в руки к пиратам!
Если реплика предваряет авторскую речь, то она отделяется тире и одним из трёх знаков препинания.
— Мне нужно предупредить матушку, — неуверенно сообщил я.
— Полагаю, с этим проблем не будет, я беру тебя под свою ответственность, — заверил меня доктор и повернулся к Трелони. — А что скажете вы, сквайр? — поинтересовался он.
— В Бристоль, друзья! — вскричал Трелони.
Если авторская речь разрывает реплику, то отделяется запятой и тире.
— Одни боялись Пью, другие Билли Бонса, а меня, — Сильвер обвёл свирепым взглядом присутствующих, — меня боялся сам Флинт.
Если реплика разделяет слова автора, то её следует начать с новой строки. Первый авторский отрывок замыкает двоеточие, а от второго реплику отделяют запятая или два других знака препинания.
Открылась дверь, вошёл высокий, статный джентльмен.
Мужчина поставил саквояж на столик и дружелюбно взглянул на лежащего в постели пирата.
— Здравствуйте, здравствуйте, я — доктор Ливси. — доктор внимательно оглядел Бонса и сморщил нос.
При диалоге авторский текст не обязателен.
— Атос!
— Портос!
— И Арамис!
— А где гасконец?
— Вот он я!
Абзацы при прямой речи
С нового абзаца следует начинать:
-
Вводящие в текст прямую речь предложения за исключением тех, что начинаются с союзов И или НО.
-
Не связанный с прямой речью по смыслу авторский текст сразу после неё, за исключением предложений, начинающихся с союзов И или НО.
-
Обозначающий действие авторский текст, оказавшийся между двумя репликами одного и того же оратора.
-
Выражающую невысказанные мысли автора прямую речь, если слова автора попадают в конец или середину мысли.
Прямая речь и цитаты
В зависимости от объёма используемого фрагмента, цитаты оформляются по правилам прямой или косвенной речи. Первое применимо к полным самостоятельным предложениям, во втором случае следует руководствоваться правилами косвенной речи и огородить цитируемый текст кавычками. Заглавная буква в первом слове фрагмента не нужна, равно как и двоеточие после авторского текста.
Если вы решили опустить часть цитаты, то на месте пропущенного куска нужно поставить многоточие. Если лакуна выпала на начало цитаты, а сам цитируемый фрагмент, в свою очередь, начинает предложение, первое слово пишется с заглавной буквы. В противном случае оно начинается со строчной.
Стихи и эпиграфы выделять кавычками не нужно.
Другие правила использования прямой речи
Прямая речь не выделяется кавычками, если:
-
Не ясно, кто её произносит.
Про Джона Сильвера говорили, что его боится сам Флинт. -
Её нельзя отличить от косвенной.
И тут Джим задумался: зачем он вообще полез в эту бочку? -
Посреди прямой речи встречается слово «говорит», проясняющее личность оратора.
Выйду, говорит, и всех пиратов уложу одной левой. -
Мы пишем новостную заметку и вставляем в середину прямой речи ссылку на её авторство.
На острове Черепа, передаёт наш специальный корреспондент с борта шхуны «Испаньола», состоялись стычки между представителями короны и зловредными пиратами. -
Автор приводит цитируемый фрагмент не дословно.
Размеры сокровищ Флинта, отметил Трелони, никому конкретно не известны.
- →
- →
Была ли данная статья полезна для Вас?
Подготовка рукописи – момент очень важный, ведь именно этот текст попадет на стол к редактору, который скажет либо да, либо нет. И от внешнего вида текста, от его чистоты и оформления зависит многое. Текст без абзацев, написанный готическим шрифтом и полный ошибок, даже читать не станут. И форматировать его, исправляя ошибки, тоже. У редакторов полно работы, а значит, важно предоставить им текст в максимально читабельном и грамотно оформленном виде.
Грамотность – первое условие внимания редактора
Первое, что необходимо сделать, – это, разумеется, выправить грамотность.
В издательствах работают филологи, и для них вопиющая неграмотность – признак неуважения. И «у меня всегда была тройка по русскому, я физик» или «я из другой страны, и русский мне не родной язык» – не оправдания. Вы пишете на русском языке, хотите издаваться в российских издательствах и быть русским писателем, поэтому… будьте добры, освойте хотя бы правила расстановки запятых и обращайте внимание на то, что подчеркивает «ворд».
А также можно воспользоваться специальной программой «Свежий взгляд». Если же совсем все плохо, то резонно связаться с корректором или грамотными читателями, чтобы исправить самое-самое.
Как оформить рукопись: форматирование
Второе, чем необходимо заняться, – форматирование текста.
1. Шрифт – лучше всего стандартный, Times New Roman, 12-14 кегль, 1-1,5 межстрочный интервал. Писать черновик можно каким угодно шрифтом, но редактору нужно отправлять уже стандарт. В тексте вообще не должно быть никаких «изысканных» и редких шрифтов – у вас в программе они есть, а у редактора их может не оказаться, и вместо красивого названия главы он будет любоваться нечитаемыми «квадратиками». И даже если в тексте есть, допустим, заклинание, написанное для красоты арабской вязью, лучше его или убрать из текста, или заменить стандартом из набора символов, также со шрифтом Times New Roman.
И, кстати, не злоупотребляйте курсивом, подчеркиванием, зачеркиванием или жирным выделением. Это не очень любят, особенно – курсив, особенно – на трех подряд страницах. Это акценты, которые должны быть в нужном месте, чтобы бросаться в глаза и выделять действительно важную мысль или действие. Крайний случай допущения – полстранички сна, выделенного курсивом.
2. Абзацы – должны быть обязательно. Стандарт – отступ 1,25, причем выставленный автоматически (или на «линейке», или через контекстное меню и пункт «Абзац» – «Первая строка – отступ»). Многие ставят абзацы вручную, отбивая его пробелами, но это лишь раздувает текст, который в другом текстовом редакторе может «поползти».
3. Поля: стандарт – 2 см верхнее и нижнее, 3 см – левое, 1-1,5 см правое. Плюс выравнивание основного текста по ширине, а название глав и частей – по центру. Опять же, по центру выравнивать нужно не вручную, отбивкой пробелами, а автоматически, чтобы ничего не «поплыло» и не было лишнего объема из-за ненужных пробелов.
Вообще, кстати, важно почистить текст от лишних пробелов с помощью «Найти» – ставится два пробела, «Заменить» – один пробел. Текст сразу потеряет и в статистике (авторских лист считается по знакам с пробелами), и в «весе». Да, возможно лишних пробелов уберется столько, что придется добирать издательский объем текстом, но это важно. Иначе «чистку» сделает редактор и скажет свое «фи».
4. Нумерация и колонтитулы. Страницы нужно нумеровать автоматически (стандарт – правый верхний угол, но есть в требованиях и внизу по центру), и первая страница обычно не нумеруется, а далее счет начинается с цифры «2». Плюс важны колонтитулы с названием романа и авторскими ФИО: многие редакторы распечатывают тексты, и если вдруг из рукописи выпадет пара страниц, сразу будет понятно, откуда они. Колонтитулы обычно проставляются вверху.
5. Формат файла – с расширением .doc. Если файл имеет расширение .docx, то он не везде и не всегда откроется. Чтобы изменить формат, нужна функция «Файл» – «Сохранить как…» – «Документ Word 97-2003» или «Текст в формате rtf».
6. Разрыв страницы – ставится в том случае, если частям или главам необходимо начинаться с новой страницы. К главам это требование не всегда предъявляют, а вот части желательно «разбивать» автоматически (сервис «Разметка» – «Разрыв страницы»), а не только вручную «энтером». Это необходимо, чтобы текст «не пополз», чтобы в другом текстом редакторе названия частей не оказались «висящими» в конце предыдущей страницы. Разрыв закрепляет текст на той странице, откуда ему нужно начаться, намертво.
7. Иллюстрации в тексте не нужны. Если вам проще было писать «с картинками», иллюстрируя сцены, если для продаж «электронок» вы на первом листе размещали обложку, – убирайте. Издательству нужен только текст.
Первый лист – «лицо» рукописи
На первом листе, перед основным текстом, указываются все данные, касающиеся автора текста и собственно текста. Это:
• ФИО по паспорту, а псевдоним, если есть, в скобках;
• название произведения;
• жанр;
• объем в авторских листах;
• адрес, контактный телефон (неважно, домашний или мобильный) и e-mail.
Оформлять блок лучше с выравниванием по правому краю:
Автор: Петр Петров
Название романа: Через тернии к звездам
Жанр: научная фантастика
Объем: 15 авторских листов
Адрес: Россия, г. Иркустк, ул. Достовеского, 5-15,
телефон: 8-888-888-8888,
e-mail: [email protected]
Также в блоке можно указать серию, в которой вы хотите издаваться.
И напоследок еще одно важное замечание: громоздкие файлы (больше двух мегабайт) в обязательном порядке архивируются (архиваторы – WinRAR или WinZIP, но .rar – предпочтительнее).
И, конечно, когда файл будет оформлен, не забывайте о том, что кроме текста издательства ждут от вас синопсис, пару вариантов аннотаций и, в некоторых случаях, автобиографию. Но все это оформляется отдельными файлами, именуется (не «файл1», а «Аннотация к роману (такому-то)») и тоже форматируется по стандарту. И прикрепляется к сопроводительному письму – короткому, вежливому и грамотному (!), с сакраментальной фразой «высылаю на рассмотрение издательства/представляю на рассмотрение издательства».
Внимание!
Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.
Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).
ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА — ГРАММАТИКА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вам когда-нибудь портили паспорт? Я, например, испортил себе свой паспорт сам. Когда мне выдавали мой последний паспорт, то нужно было в нём расписаться чёрной гелиевой ручкой. Я, конечно же, расписался и сразу закрыл его, не дав чернилам высохнуть…
Так что теперь у меня очень необычная подпись, я бы даже сказал, рисунок — чернила-то размазались. Неприятно, когда в паспорте каракули? Конечно, что за вопрос, скажет любой.
Так вот, если у вас есть блог, то представьте, что страница «О себе» или «Об авторе» — самый настоящий паспорт вашего блога, точно так же, как тема оформления — это лицо сайта. Именно на эту страницу заглядывают посетители, чтобы узнать о вас вашем сайте больше. В ваших руках возможность как превратить их в поклонников, друзей или клиентов, так и полностью испортить всё впечатление о блоге.
В этом посте я хочу поделиться с вами своими соображениями о том, какой должна быть страница «Об авторе» («О проекте», «О себе», не важно). Заранее оговорюсь, что всё это применимо для вашего профессионального или тематического блога, цель которого — показать людям вашу экспертность или привлечь внимание к вашим товарам и услугам. Если же вы просто ведёте дневничок для души обо всём на свете, то вообще не заморачивайтесь.
Хотя я бы и в этом случае заморочился
Нижеследующий текст — не пошаговая инструкция, а, скорее, набор блоков, которые вы можете использовать по своему усмотрению. В любом случае, вам виднее, что писать на своей странице, а моя задача — задать направление, которое принесёт вам больше пользы.
1. Представьтесь
Согласно правилам хорошего тона что в сети, что в реальной жизни первое, что люди делают при знакомстве — представляются. Если вы не суперзвезда, которую и так все знают, то именно этого от вас ждёт читатель.
Не надо превращать страницу «О себе» в автобиографию. Я не раз видел, как блогеры приводили целую простыню сведений о себе: какую школу закончил, на какую работу устроился, уволился, снова устроился, съездил в Египет, съездил в Таиланд, женился и так далее. Если эти сведения не имеют отношения к теме блога то, скорее всего, ваш читатель их проскроллит.
Помню, как этот трюк с биографией лет шесть-семь назад было модно предлагать на тренингах по блогингу. Ну, типа ты рассказываешь о себе всю подноготную, показываешь, какой ты живой, реальный, такой же обычный человек, что позволяет выстроить более доверительные отношения с читателем.
Но это раньше. Сейчас человек, случайно зашедший на ваш блог, такое огромное био просто не будет читать. Поэтому, если вы хотите рассказать историю (а это стоит всё-таки сделать), то привяжите её к теме блога и поместите после других важных блоков текста, о которых разговор чуть дальше.
А в начале текста просто скажите, как вас зовут, и приведите пару других фактов — сколько вам лет, где вы живёте. Если у вас профессиональный блог, то напишите, кто вы по профессии.
Вот, например, начало странички для тех, кто впервые на блоге у Алекса Экслера:
Зовут меня Алекс Экслер, я писатель, публицист и блогер. Пишу всякие рассказы, повести, статьи, рецензии, заметки и учебники, а также выпускаю это все в печатном виде. Exler.ru — моя персональная страница.
exler.ru
Я обратил внимание, что известные блогеры часто не добавляют фото на страницу «О себе» — что ж, их право. Но если вы не так известны, как тот же Экслер или Тёма Лебедев, то обязательно добавьте фото, это даст вам +100 к доверию. Лучший способ открыться человеку — это посмотреть ему в глаза.
2. Дайте повод читать дальше
Да. Вообще, дайте читателю повод дочитать текст «Об авторе» до конца. Иначе он может пробежаться глазами и уйти со странички.
Это та же техника, что применяется на лендингах: сразу заинтересовать читателя, чтобы тот дочитал до конца. Бахните каким-нибудь крутым фактом. Или развлеките, рассмешите, покажите, что вы — свой в доску.
Вот, например, как это сделал в своём блоге фитнес-блогер и тренер Ярослав Брин. В своих видео он часто делает упор на то, что нужно много трудиться и работать головой, и благодаря этому можно выбраться из любых, даже самых неблагоприятных стартовых условий. Разумеется, на своём примере.
Меня зовут Ярослав Брин, как и большинство трудоспособного населения РФ, я толстожопый, ленивый и относительно умный. Весьма относительно. […]
Я родился и вырос в одном из самых криминальных городков РФ (п. Выдрино), чему очень сильно рад, потому что в п.Выдрино можно и не вырасти. Если термин «подснежник», для кого-то означает цветок или человека, который пришел весной в спортзал на 2 недели, то для меня большую часть жизни он обозначал пропавших зимой людей, которые по весне оттаивали в районе городка.
brinblog.ru
После такого вступления интересно прочитать, что же будет дальше.
А вот у гуру инфобизнеса Евгения Попова на личном сайте довольно пространный и неувлекательный текст о себе:
Здравствуйте! Меня зовут Евгений Попов.
Чтобы вы поняли, кто я и чем занимаюсь, расскажу краткую историю о себе.
/ Далее следует огромная простыня истории на несколько экранов /
evgeniypopov.com
Но Попову можно, в конце концов, его многие знают. А вот на лендингах он всегда запускает хорошие «крючки» для того, чтобы зацепить читателя. Рекламируя свой курс по блогингу, он пишет просто, но ёмко:
3 проекта, созданные по этой системе, принесли 127,3 млн. руб.
И сразу хочется узнать, что это за блоги такие, которые принесли сто с лишним миллионов.
3. Напишите, что вы можете предложить своему читателю
Если посетитель сайта — не ваш родственник или знакомый, то, скорее всего, на вашу страницу «О себе» он зашёл по одной из двух причин. Или же ему просто любопытно, или же он хочет узнать вас поближе, чтобы понять, может ли ваш сайт как-то помочь ему.
Расскажите, чем вы можете быть полезны, дайте повод добавить ваш сайт в закладки или углубиться в его изучение.
В первых абзацах текста «Об авторе» дайте ответы на два вопроса:
- Кто вы такой?
- Что посетитель от вас может получить?
Ваша польза для посетителя может быть и материальной, в виде курсов или продуктов, так и нематериальной, в виде совета, вдохновения или поднятия настроения.
Например, вы — фитнес-блогер, а читатели ищут мотивацию оторвать задницу от дивана и начать бегать / худеть / ходить в зал.
Или вы бизнес-тренер, а читатели ищут способ как пробить стену и выйти на новый уровень в своей карьере или финансах.
Или же вы писатель-юморист, а ещё пишете убойные рецензии на фильмы. Читатели заходят к вам, чтобы отдохнуть, расслабиться, посмеяться и выяснить, на что стоит идти в кино, а на что — нет.
В общем, напишите, как вы можете решить проблему читателя. Пусть это даже не проблема — просто, что вы можете сделать для читателя? Какой импульс даёт ваш блог?
Вот как, например, как лаконично пишет о себе Сергей Капличный:
Привет, я Сергей Капличный. Пишу тексты, читаю книги, ищу впечатления. И неплохо об этом рассказываю. Всегда рад участвовать в интересных проектах.
- Отправляю книги в «Многочитал»
- Веду рассылку
- Выполняю лайфлист
- Делюсь опытом
skaplichniy.ru
Даже если вы не знаете, кто такой Капличный, сразу становится понятно, что здесь можно найти: блогерские заметки, книжные рецензии, отчёты по выполнению лайфлиста.
4. Поделитесь цифрами и достижениями
Цифры приближают к реальности и показывают, что за вами стоит что-то конкретное.
Одно дело — написать «Я популярный писатель» и другое — «Я написал и самостоятельно издал 10 книг, 9 из которых стали бестселлерами по версии NY Times». Чем вы больше проникнитесь, как читатель?
Вот как, например, как выглядит текст о себе на сайте Андрея Парабеллума:
- свой бизнес с 1997 года;
- 11 лет в инфобизнесе;
- более 500 000 студентов;
- обучил более 100 долларовых и 1000 рублевых миллионеров;
- все лидеры рынка обучения в России так или иначе обучались или сотрудничали с Андреем;
- первая программа в России по обучению заработку в интернете до результата;
- выступал на мероприятиях Тони Роббинса, Дена Кеннеди, Джефа Уолкера, Дена Салливана и других мировых лидеров.
andreyparabellum.ru
Покажите своим читателям, что вы не пускаете им дым в глаза. Есть дипломы? Сертификаты? Отзывы клиентов или социальные доказательства? Фотографии, на которых вы покоряете Эверест или выходите в открытый космос? Подкасты, записанные с вами в качестве гостя? Видео с федеральных каналов?
Чем больше конкретики — тем лучше.
5. Расскажите историю
В первом пункте я писал о том, что не надо утомлять читателя длинными, не относящимися к делу историями и автобиографиями в самом начале текста, но это не значит, что от историй нужно отказаться вообще.
В рассказ о «полезности» можно вплести вашу историю, ваши успехи и ошибки, рассказать читателям о ваших ценностях, взглядах на жизнь. Если вы занимаетесь чем-то крутым, но выходящим за рамки вашего блога, то тоже расскажите об этом.
6. Призовите к действию
Призыв к действию (Call to action, CTA) в маркетинге — одна из главных техник завоевания доверия и любви клиента. Недостаточно просто что-то рассказать, нужно предложить посетителю сайта выполнить конкретное действие, которое будет полезным и для него, и для вас.
- Если одна из ваших целей — сбор подписной базы, то предложите читателю подписаться на вашу рассылку. Сделайте красивую кнопку, чтобы он не пропустил ваш призыв.
- Если вы что-то продаёте — дайте ссылки на страницы с описанием лучших товаров или расскажите о них прямо в тексте страницы.
- Если вы хотите прокачать свои соцсети, то предложите добавить вас в друзья или лайкнуть вашу страницу.
- Дайте ссылки на статьи, которые рассказывают о тех вещах, с которыми вы хотите ассоциироваться, или к которым хотите привлечь внимание. Дайте ссылки на лучшие или, наоборот, по вашему мнению, самые недооценённые статьи.
Например, Сергей Доля практически в самом начале приводит рубрикатор своего блога по странам, которые он посетил. Получается комбо: с одной стороны, он помогает читателям сразу перейти к фотоотчётам по нужной им стране, с другой, демонстрирует внушительный список стран, характеризующий его как опытного путешественника.
Фрагмент страницы «О себе» Сергея Доли https://sergeydolya.livejournal.com/14014.html
7. Организуйте обратную связь
Блоггинг — это взаимодействие, а писать блог для себя, не думая о читателях, это графомания. Позвольте вашим читателям поделиться мнением, высказать критику или пожелания.
Можно сделать отдельную страницу «Контакты», а можно указать контактную информацию на странице «Об авторе». Используйте один из вариантов, или все:
- Добавьте форму обратной связи
- Расскажите, как найти вас в соцсетях или мессенджерах
- Оставьте свою электронную почту
Бонус
Копирайтер Денис Каплунов, автор книги «Контент, маркетинг и рок-н-ролл», в своём блоге рассказывал о том, каких трёх моделей поведения стоит избегать при написании страницы «Об авторе»:
- Не быть слишком скромным. Скромность украшает человека, но вредит продажам Пользователь, пришедший на ваш сайт, надеется получить информацию от опытного человека, профессионала. Даже если вы — новичок в своём деле, подайте свой текст так, что вы быстро учитесь и растёте в уровне.
- Не быть слишком хвастливым. Это другая крайность. Всем нравится опыт и профессионализм, но не нравится хвастовство и чванливость. Неприятно общаться с человеком, который превозносит свои достижения так, что у других возникает чувство неловкости и беспомощности. Избегайте этого, будьте позитивны и концентрируйтесь не на себе, а на людях.
- Не быть шаблонным. Описывая себя и свой опыт, избегайте пространных слов ни о чём. «Я профессионал» — а кто подтвердит? «У меня огромный опыт» — а можно поподробнее, что за опыт, и почему он огромный? «Много достижений» — сколько и каких? «Высококвалифицированный» — чтооооа? Уходите от шаблонов.
Надеюсь, вам было интересно и полезно. Расскажите, что из этого вы будете применять или уже применяете на своих страницах «Об авторе»? Что ещё можно было бы сюда полезного добавить?
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Об авторе: Михаил Соловьёв
Делаю красивые, современные сайты на WordPress и пишу для них тексты, интересные как читателям, так и поисковым системам. Занимаюсь блогами почти 10 лет, и считаю, что каждый человек в сети должен иметь свой личный или профессиональный сайт.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Повествователь всеведущий, или всеведущий автор, знает все, что происходит в мире произведения, в любой его точке, а также происходило или произойдет когда-либо. Использование этого режима повествования позволит вам предоставить читателям информацию, которую они бы не получили, если бы вы использовали другой режим. А все потому, что ваш повествователь знает и видит все и может переходить от точки зрения одного персонажа к точки зрения другого. Исходя из этого, вам необходимо следовать некоторым правилам, чтобы не запутать читателей в точках зрения. Эта статья раскроет основные законы изложения от третьего лица. Вооружитесь ими, чтобы писать, как настоящий профи.
-
1
Для начала поймите предназначение точки зрения. Любая точка зрения, ведется ли рассказ от первого лица или от третьего, используется для того, чтобы читатель мог узнать мысли, чувства, эмоции и знания персонажа.
- Точка зрения также позволяет описать окружение персонажа — что он видит, слышит, ощущает. Поэтому точка зрения описывает и внутренний мир, и внешнюю обстановку.
-
2
Позакомьтесь с тем, что значит повествование от третьего лица. Когда вы пишете от третьего лица, вы называете персонажа по имени и используете личные местоимения «он», «она», «они». Эта точка зрения позволяет повествователю вести рассказ о персонаже «извне» (а не от лица персонажа), но при этом описывать его мысли и чувства.[1]
- Вот пример повествования от третьего лица: «Вероника включила свет в спальне. В ту же секунду мороз пробежал у нее по коже. Прямо перед ней стоял все тот же незнакомец из парка. Вероника не знала, броситься ли бежать или остаться и дать ему отпор, но это не имело значения: от ужаса ее просто парализовало».
- В этом фрагменте описано не только то, что делает героиня, но и что она думает и чувствует.
-
3
Осознайте преимущества использования стиля повествования от третьего лица. Здесь повествователь имеет доступ ко всем мыслям и чувствам всех персонажей произведения и не ограничивается лишь точкой зрения одного персонажа. Поэтому вы как автор можете переходить от точки зрения одного персонажа к точке зрения другого, и одно и то же событие может освещаться под разными углами. [2]
- Так как автор всеведущ, его точка зрения находится как бы над персонажами, и он может излагать события, действия и мысли персонажей с высоты птичьего полета.
- Такая точка зрения дает вам как автору свободу «заселить» произведение большим количеством голосов персонажей и их разнообразным восприятием.[3]
-
4
Знайте о недостатках повествования от третьего лица. К сожалению, отстраненность имеет свои темные стороны. Из-за того, что персонажи рассматриваются как бы с расстояния, читателям вы представляете их также издали. В результате это может привести к тому, что в произведении вы будете больше рассказывать, чем показывать. Это может помешать читателям глубоко проникнуться чувствами персонажей и сделать повествование сухим и скучным. Им может казаться, что они узнают информацию о героях, а не погружаются в их историю.[4]
- Если ваша история больше сосредоточена на одном персонаже, то точка зрения всеведущего автора может не совсем вписываться в формат произведения, так как не позволит изобразить его в подробностях, включая его мысли и эмоции.
- Если основной движущей силой вашего произведения является сюжет и в нем много линий и действующих лиц, то точка зрения всеведущего автора может сработать лучше всего, так как при правильном подходе позволит вам легко перемещаться между сценами с задействованием разных персонажей, а также во времени и в пространстве.
- Вне зависимости от используемой вами точки зрения, вам всегда нужно стараться, чтобы читатель мог соотнести себя с персонажами, не запутаться в них и не потерять нить повествования.[5]
-
5
Имейте в виду, что при использовании этой точки вы можете обращаться напрямую к читателям. Еще одним преимуществом данной точки зрения над другими точками зрения является то, что вы как автор можете вести диалог напрямую с читателями, создавая более глубокие, личные отношения с ними. [6]
- Это можете звучать просто, например: «Дорогой читатель, для меня было непросто принять решение убить Алису. Позвольте объяснить почему».
- Или вы можете использовать менее прямое обращение к читателю, вроде: «Не волнуйтесь за Алису. Для нее настанут трудные времена, но в итоге все пройдет, и она будет жить долго и счастливо».
-
6
Имейте в виду, что существует два типа всеведущего третьего лица. Такая точка зрения может быть охарактеризована двумя типами: объективным и субъективным. [7]
- Объективная версия представлена точкой зрения «мухи на стене», при которой повествователь присутствует, но в произведении остается невидимкой. Он будет представлять события как они есть, но не предложит своего мнения на эти события. Эта точка зрения словно камера, которая следует за персонажами куда бы они ни шли, показывая их действия и диалоги, но не проникая в их мысли.
- В субъективной версии присутствует сильный голос повествователя, который обсуждает внутренние мысли персонажей в рамках определенной сцены. Поэтому все эмоции и мысли персонажей фильтруются через голос автора и передаются их собственными словами.
Реклама
-
1
Определите какой тип точки зрения всеведущего третьего лица принесет большую пользу истории, которую вы хотите рассказать. Если вы пытаетесь развить идею через множественное повествование, но хотите показать эмоции персонажей скорее через действия и диалоги, чем через внутренние мысли, то тогда вам больше подойдет объективная точка зрения всеведущего автора.
- Если вы хотите написать историю с сильным повествователем, который транслирует взгляд на персонажа изнутри, тогда может быть лучше остановить свой выбор на субъективной точке зрения всеведущего автора.
-
2
Практикуйтесь писать с выбранной точки зрения. Вместо использования местоимения «я» (письмо от первого лица) или обращения к читателям на «вы» (во втором лице), называйте персонажей по имени или при помощи соответствующего местоимения: он, она, его, ее, ему, ей.
- Например, вместо «Я прибыла в город холодным ветреным утром» вы можете написать: «Она прибыла в город холодным ветреным утром» или «Алиса прибыла в город холодным ветреным утром».
-
3
При использовании объективной точки зрения всеведущего автора избегайте раскрытия личности повествователя. Когда пишете с этой точки зрения, помните, что рассказчик обычно является неизвестным существом, действующим с позиции всевидящего ока. Поэтому вам не нужно давать ему имени или давать читателю информацию о нем.
- В этом отличие данной точки зрения от письма в первом или втором лице, где нарратор играет одну из главных ролей в произведении и его точка зрения является доминирующей.
-
4
Убедитесь, что у вас сильный повествователь, если используете субъективную точку зрения всеведущего автора. В качестве примера можно привести Лемони Сникета из «Лемони Сникет: 33 несчастья». Повествователь не только идентифицирует себя как «я», но и напрямую обращается к читателям и на протяжении произведения переходит от точки зрения одного персонажа к другой. [8]
Реклама
-
1
Придерживайтесь точки зрения одного персонажа до тех пор, пока не перейдете к точке зрения другого персонажа. Несоблюдение этого правила может привести к нарушению точки зрения.[9]
- Нарушение точки зрения возникает когда персонаж знает что-то, чего со своей точки зрения он знать не может. Например, хотя повествователь может знать, что Пол ударил Джона со спины, Джон не будет знать этого, если только не выяснит из внешних источников или методом исключения.
- Нарушение точки зрения может также сделать произведение неправдоподобным в целом и сделать недостоверными голоса персонажей, над созданием которых вы так упорно работали. Поэтому остерегайтесь любого нарушения точки зрения.
- Еще одна проблема, которая может возникнуть, связана с перепрыгиванием, когда в рамках одной сцены вы перепрыгиваете с мыслей одного персонажа на мысли другого. Хотя технически это правильный способ использования повествования от третьего лица, эта техника может запутать читателей и перегрузить сцену слишком большим количеством мыслей.[10]
- Будьте последовательны в пояснениях к диалогам, чтобы было понятно, кто что сказал. Если в диалоге участвуют персонажи одного пола, стоит называть их по имени, а не просто «он» или «она».
-
2
Используйте плавные переходы между мыслями нескольких персонажей. Чтобы читатель не запутался, постарайтесь создать «мостик» или плавно перейти от одного персонажа к другому в рамках одной сцены.
-
3
Предупредите читателя о переходе к точке зрения другого персонажа. Для этого привлеките внимание читателя к персонажу, описывая действия или движения персонажа в происходящем событии.
- Например, при переходе от точки зрения Пола к точки зрения Джона, вы можете отметить следующее: «Джон потер спину в месте удара. Он заметил Пола, стоящего позади него. Мог ли Пол налететь на него, подумал Джон».
-
4
Отведите персонажу ведущую роль в действии. Это хороший способ перехода к другой точке зрения. Как только новый персонаж возьмет на себя ведущую роль в действии, продолжайте повествование уже через его мысли или чувства.
- Например: «Джон со всей силы грохнул кружкой о барную стойку. «Что за придурок меня ударил?» — заорал он. Потом он заметил Пола, стоящего позади него. «А он-то что здесь делает?» — подумал Джон».
-
5
Поэкспериментируйте с использованием точки зрения всеведущего автора в коротких текстах. Прежде чем писать от лица всеведущего автора масштабное произведение, потренируйтесь на небольших фрагментах. Вначале писать от лица всеведущего автора может быть сложно, особенно если раньше вы не залезали в голову сразу нескольким персонажам и все еще учитесь, как плавно переходить от одного персонажа к другому.[11]
- Посидите и попробуйте написать несколько сцен с данной точки зрения, чтобы прочувствовать ее. Перечитайте и отредактируйте написанное, если заметите перепрыгивание или нарушение точки зрения.
Реклама
Советы
- Одним из лучших способов научиться лучше писать с точки зрения всеведущего автора — читать книги других авторов, которые успешно применяли эту точку зрения. Внимательно изучите переходы, которые писатель использует для плавного перехода от точки зрения одного персонажа к другому, и попробуйте скопировать его подход в сцене, над которой вы работаете.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 15 724 раза.
Была ли эта статья полезной?
Для многих специалистов необходимость рассказать о себе или о своем проекте становится настоящим камнем преткновения. Что писать? Как уложить в несколько абзацев всю свою биографию?
В этой статье вы найдете несколько подсказок, как это сделать интересно и грамотно. Так, чтобы ваша история вызывала интерес и работала на ваш личный бренд.
Предыдущие части:
- Какие разделы должны быть в главном меню экспертного блога
- 4 подсказки по оформлению страницы «Контакты»
Совет №1
Главная ошибка, которую совершают многие специалисты — начинать с официальной части. Да, дипломы и регалии — это важно, особенно если цель вашего блога — показать свою экспертность. Но они не сделают вас ближе с аудиторией. Наоборот, такое вступление навевает скуку. Потому рассказ об образовании и все подтверждающие документы лучше расположить в конце.
В первом предложении достаточно представиться и коротко обозначить, чем вы занимаетесь. А дальше, расскажите свою историю…
Я заметила, что слова «автобиография» и «презентация» нередко вгоняют специалистов в полный ступор. Поэтому своих клиентов я прошу забыть эти понятия и предлагаю написать о себе небольшой рассказ под названием «Почему я этим занимаюсь».
- Почему вы занимаетесь своим делом (почему решили открыть этот проект, начать вести данный блог и т.д.)?
- Что вас вдохновило выбрать этот путь? Что он вам дает?
- Как вы оказались в сегодняшней точке? Какие трудности вам пришлось преодолеть, чтобы стать тем, кто вы есть?
Ничего официального и претенциозного. Представьте, что вы рассказываете свою историю хорошему знакомому за чашкой кофе…
Совет №2
Чтобы ваша история получилась живой, используйте «технику свободного письма». Что это значит? Поставьте себе таймер: 15 мин, 30 мин и т.д. по своему усмотрению. Спросите себя, почему вы этим занимаетесь и как пришли к своему проекту, и начинайте писать все, что всплывает в сознании.
Не старайтесь писать хорошо, разрешите себе сделать это, как получится. Ваша задача — не создать шедевр, а писать без остановки отведенное время. Это черновик и вам просто нужно выгрузить из своего сознания, как можно больше информации, даже если это будет набор несвязанных между собой абзацев.
Сделайте паузу (это может быть час или день). После этого перечитайте свой черновик. Если вы видите, что написанного материала хватит на хорошую историю, садитесь за чистовик. Если нет, повторите упражнение с таймером.
Сразу хочу ответить на два вопроса, которые мне часто задают:
- Получившаяся история должна быть длинной или короткой? Я считаю, что размер здесь не имеет значения. Главное, чтобы было интересно.
- Что делать, если текста получилось очень много и жалко его просто «выбрасывать»? Вы можете выбрать для раздела «Об авторе» самое главное, а оставшееся публиковать затем в блоге или социальных сетях в виде историй.
Совет №3
Блок об образовании важен, но, как я уже говорила выше, не стоит с него начинать.
Несмотря на всю официальность, он тоже может быть интересным, если вы, помимо отсканированных дипломов и сертификатов, добавите фотографии, связанные с обучением.
Всегда очень привлекает внимание блок «Мои учителя». Он может дополнить или полностью заменить раздел об образовании. Разместите здесь фотографии своих наставников, особенно если среди них есть известные личности. Если это совместное фото, подпишите имена, дату и место.
Что делать, когда совместных снимков нет? Это обычное дело, если вы проходили обучение онлайн. К тому же, вы можете считать своим учителем того, кто жил задолго до вас — почему бы и нет? В таком случае, просто разместите фотографию и кратко расскажите об этом человеке.
Совет №4
Если кто-то заходит на страницу «Об авторе», это значит, что человеку интересны вы и ваш проект. Поэтому не заканчивайте свою историю только подписью. Помогите людям сориентироваться на вашем проекте, расскажите, с чего им лучше начать, в какие разделы заглянуть. Обязательно пригласите своего читателя к дальнейшему знакомству и сотрудничеству: предложите подписаться на рассылку, присоединиться к вам в социальных сетях, записаться на пробное занятие, подарите скидку.
В общем, ведите себя как гостеприимный хозяин, который искренне рад своим гостям ♥
В разделе «Об авторе» фотографий много не бывает. И речь идет не только о портретных фотографиях, сделанных в студии. Вы можете разнообразить свою историю фотографиями:
- где вы за работой или учебой;
- в путешествии;
- в окружении семьи;
- фотографиями своего рабочего места;
- своего офиса
- и т.д. и т.п.
Здесь у вас полный простор для творчества — используйте его! У вас накопилась целая стопка дипломов и сертификатов? Разложите их на полу и сфотографируйте так, чтобы было видно масштаб. В вашем офисе красивый вид из окна или есть какой-то уютный уголок? Покажите его. Какой-то диплом дался вам особенно тяжело? Сделайте отдельный портрет своего «кровопийца».
Думаю, мысль вы уловили )))
Итак, давайте подытожим и кратко пройдемся по структуре страницы «об авторе» (или «о проекте»):
- В первом предложении представьтесь и коротко обозначьте, чем вы занимаетесь.
- Расскажите, почему вы этим занимаетесь и как пришли к своему проекту.
- Помогите своему читателю сориентироваться на сайте, расскажите с чего ему начать, пригласите к дальнейшему сотрудничеству.
- Расположите блок об образовании последним или предпоследним (пункт № 3 и №4 можно менять местами).
Когда вы размещаете этот раздел в самом конце, главное преимущество здесь в том, что вы можете перечислить все регалии и выложить максимум документов, не опасаясь наскучить. Кому важно — прочитают, кому не интересно — просто туда не пойдут.
На этом пока все. До новых встреч!
© Оксана Колесникова
Прямая речь: схемы оформления с примерами
Чтобы не пересказывать содержание справочников Розенталя и Лопатина, где прямой речи посвящены целые разделы (!), в которых эта тема рассмотрена подробно, прибегнем к упрощению — схемам. Представим наглядные образцы оформления разных случаев со знаками препинания.
На схемах А и а — слова автора, П — прямая речь, !?… — восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие — любой из этих знаков.
Прямая речь после слов автора
- А: «П». Учитель сказал: «Вспомните правила».
- А: «П!?…» Учитель спросил: «Помните правила?» Учитель призвал: «Вспомните правила!» Учитель решил: «Не помнят они правила…»
Прямая речь перед словами автора
- «П», — а. «Пишем диктант», — предупредил учитель.
- «П!?…» — а. «Помните правила?» — спросил учитель.
Прямая речь внутри слов автора
- А: «П», а. Учитель предупредил: «Пишем диктант», открыл книгу и начал диктовать.
- А: «П» — а. Учитель предупредил: «Пишем диктант» — и открыл книгу.
- А: «П!?…» — а. Когда учитель спросил: «Готовы к диктанту?» — все промолчали.
Выбор варианта оформления — первый, с запятой, или второй, с тире, — зависит от того, нужна ли запятая в месте разрыва слов автора. Мысленно выбрасываем прямую речь:
-
Учитель предупредил, открыл книгу и начал диктовать. Запятая нужна. Значит, она остается — ставится после прямой речи. Правило:
запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва вводящих слов автора.
-
Учитель предупредил и открыл книгу. Запятая между однородными сказуемыми, соединенными союзом «и», не нужна — после прямой речи ставим тире. Правило:
тире ставится в случае отсутствия знака препинания на месте разрыва вводящих слов автора.
В третьем же случае не нужно ничего мысленно выкидывать — достаточно того, что в конце прямой речи стоит восклицательный знак, или вопросительный, или многоточие. Это и есть основание для постановки тире. Правило:
тире ставится, если прямая речь заканчивается многоточием, вопросительным или восклицательным знаком.
Иначе говоря, при наличии в прямой речи знаков !/?/… первое правило (запятая ставится, если она была необходима в месте разрыва слов автора) не действует и вместо запятой ставится тире.
Разница хорошо заметна на таких фразах:
Сказав: «До встречи», она быстро вышла.
Сказав: «До встречи!» — она быстро вышла.
Слова автора внутри прямой речи
- «П, — а. — П». «Сегодня пишем диктант, — сказал учитель. — Открывайте тетради».
- «П!?… — а. — П». «Готовы? — спросил учитель. — Тогда начинаем».
- «П, — а, — п». «Ребята, — обратился учитель, — сегодня пишем диктант».
Схемы оформления цитат
Цитаты чаще всего оформляются по правилам для прямой речи, описанным выше ↑.
Читайте по теме оформления прямой речи:
- Четыре случая, когда кавычки при прямой речи не нужны
- Знаки препинания перед прямой речью, начинающейся с абзаца (например, при оформлении диалога)
- Нестандартное оформление прямой речи: точка вместо запятой и слова автора с большой буквы
- Сочетаем знаки конца предложения с кавычками
Проверим ваш текст
Проверить грамотность вашего текста? Закажите оценку стоимости корректуры или редактуры.
Это заметка из блога редакторского бюро «По правилам». Разбираем интересные примеры, частые ошибки и сложные случаи из практики. Чтобы следить за новыми публикациями, подпишитесь: Telegram, Facebook, «ВКонтакте».