Отсеется как пишется

отсеяться

отсеется — глагол, буд. вр., 3-е лицо, возвр. форма гл.,

Часть речи: инфинитив — отсеяться

Часть речи: глагол

Настоящее время Прошедшее время Будущее время Повелительное наклонение
Я

отсеялся

отсеялась

отсеялось

отсеюсь

Ты

отсеялся

отсеялась

отсеялось

отсеешься

отсейся

Он/она

отсеялся

отсеялась

отсеялось

отсеется

Мы

отсеялись

отсеемся

Вы

отсеялись

отсеетесь

отсейтесь

Они

отсеялись

отсеются

Часть речи: деепричастие

Несовершенный вид Совершенный вид

отсеявшись

Часть речи: причастие

Действительное причастие:

Настоящее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.
Рд.
Дт.
Вн.
Тв.
Пр.
Прошедшее время
Единственное число Множественное число
Мужской род Женский род Средний род
Им.

отсеявшийся

отсеявшаяся

отсеявшееся

отсеявшиеся

Рд.

отсеявшегося

отсеявшейся

отсеявшегося

отсеявшихся

Дт.

отсеявшемуся

отсеявшейся

отсеявшемуся

отсеявшимся

Вн.

отсеявшегося

отсеявшийся

отсеявшуюся

отсеявшееся

отсеявшиеся

отсеявшихся

Тв.

отсеявшимся

отсеявшеюся

отсеявшейся

отсеявшимся

отсеявшимися

Пр.

отсеявшемся

отсеявшейся

отсеявшемся

отсеявшихся

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • отсеивать,
    Глагол
    отсеиваю
    / отсеиваешь
    / отсеивают

Спряжение глагола отсеивать     1-е спряжение


Все формы
Несовершенный видCовершенный видНастоящееПрошедшееБудущееПовелительное наклонениеНеличные формы

Несовершенный вид, настоящее время

Я отсеиваю
Ты отсеиваешь
Он отсеивает
Мы отсеиваем
Вы отсеиваете
Они отсеивают

Несовершенный вид, прошедшее время

Я отсеивал
Ты отсеивал
Он отсеивал
Она отсеивала
Оно отсеивало
Мы отсеивали
Вы отсеивали
Они отсеивали

Несовершенный вид, будущее время

Я буду отсеивать
Ты будешь отсеивать
Он будет отсеивать
Мы будем отсеивать
Вы будете отсеивать
Они будут отсеивать

Несовершенный вид, повелительное наклонение

отсеивай
отсеивайте

Совершенный вид, прошедшее время

Я отсеял
Ты отсеял
Он отсеял
Она отсеяла
Оно отсеяло
Мы отсеяли
Вы отсеяли
Они отсеяли

Совершенный вид, будущее время

Я отсею
Ты отсеешь
Он отсеет
Мы отсеем
Вы отсеете
Они отсеют

Совершенный вид, повелительное наклонение

отсей
отсейте

Несовершенный вид, инфинитив

отсеивать

Несовершенный вид, причастие

отсеивающий
отсеивавший
отсеиваемый

Несовершенный вид, деепричастие

отсеивая

Совершенный вид, инфинитив

отсеять

Совершенный вид, причастие

отсеявший
отсеянный

Совершенный вид, деепричастие

отсеяв

ж. разг.

1. Свои собственные слова, вставляемые в какой-либо контекст, в чужую речь, требующую точной передачи (обычно с оттенком неодобрения).

2. Собственное, ни на чём не основанное суждение или действие.

ОТСЕБЯ́ТИНА, отсебятины, жен. (разг.). Свои собственные слова, вставляемые в какой-нибудь контекст, в какую-нибудь речь, требующую точной передачи. Актер пересыпал диалог отсебятиной.

|| Собственное, ни на чем не основанное, измышленное суждение или действие (фам.).

ОТСЕБЯ́ТИНА, -ы, жен. (разг. неод.). Собственные слова, вставляемые в чужую речь при её передаче, а также поступки, совершаемые самовольно, вопреки тому, что приказано, предписано. Нести отсебятину. Заниматься отсебятиной.

ОТСЕБЯТИНА — жен. слово К. Брюлова: плохое живописное сочиненье, картина, сочиненная от себя, не с природы, самодурью.

ОТСЕБЯ́ТИНА -ы; ж. Разг. Неодобр.

1. Свои собственные слова, вставленные в чужой текст. Нести, пороть отсебятину.

2. Поступки, действия, предпринимаемые самовольно, вопреки имеющимся указаниям. Вносить отсебятину во что-л. Заниматься отсебятиной. Делайте что нужно, без отсебятины.

-ы,

ж. разг. неодобр. Свои собственные слова, вставленные в чужой текст.

Он пел всегда только одну песенку, вставляя в текст отсебятину. Чаковский, Это было в Ленинграде.

||

Поступки, действия, предпринятые самовольно, вопреки имеющимся указаниям.

— В подпольной организации дисциплина более необходима, чем где-либо. — А вы вносите отсебятину, глупо рискуете. В. Попов, Сталь и шлак.

отсебятина (иноск.) — плохое (живописное) сочинение (не с природы, самодурью, от себя плохо придуманное)

Слово К. Брюллова. Ср. Буренин. Приятельские разговоры. („Новое время» 1895 г. 14-го апрел. № 6868.)

Ср. В стихах (актер) — от себя ничего не сделает, и возлагать все упования на суфлера — не полагается (а потому роль надо знать назубок).

„Нов. вр.» 7-го февр. 1897 г. (Ожерелье Афродиты).

См. назубок.

отсебя́тина, отсебя́тины, отсебя́тин, отсебя́тине, отсебя́тинам, отсебя́тину, отсебя́тиной, отсебя́тиною, отсебя́тинами, отсебя́тинах

сущ., кол-во синонимов: 3

ОТСЕБЯТИНА

Слово отсебятина в современном русском языке очень употребительно. Оно носит стилистический отпечаток разговорной речи. Его основное значение можно определить так: `ни на чем, кроме собственных измышлений, собственной прихоти, не основанное суждение или действие’. Напр.: «тут точная передача фактов кончается, далее идет отсебятина».

Из оттенков этого значения, по-видимому, более рельефно выделяется такой: `свои собственные слова, собственные измышления, вставляемые в какую-нибудь речь, требующую точной передачи’. Напр.: «актер роли не знает и все время несет отсебятину».

Морфологический состав этого слова выдает его ироническую, пренебрежительную или шутливую окраску. Слово отсебятина образовано от разговорного выражения от себя (т. е. от своего имени, с своей стороны, исходя только из своей особы, из собственных вкусов, желаний и потребностей; ср. «от себя скажу, что так делать не годится»). Суффикс -ятин-(а) служит средством образования слов, обозначающих рыбную или мясную пищу, мясо какого-нибудь животного как пищу (телятина, гусятина, голубятина, сомятина и т. п.). Кроме основ имен существительных, обозначающих живые существа или трупы, падаль когда-то живых существ (стервятина), этот суффикс присоединяется также к основам некоторых качественных прилагательных со значением отрицательным, например, дохлятина, тухлятина, кислятина, рыхлятина и еще далее: пошлятина. В этих случаях слова с суффиксом -ятин-а выражают качественную характеристику, пренебрежительную оценку (сначала пищи физической, а потом и духовной; ср. французятина. В письме художника В. Е. Савинского к П. П. Чистякову (от 7 марта 1885 г.): «О французятине, конечно, не думаю и не думал никогда. Буду писать эту картину потому, что вижу ее, вижу совсем живую, всю как есть» (Чистяков, Савинский, с. 111).

Слово отсебятина, не подходя ни под одну из этих словообразовательных морфологических категорий, представляет собою явно каламбурное образование, продукт индивидуального творчества. Его можно сопоставить с таким же каламбурным образованием 10-20-х годов XIX в. — со словом коцебятина, выражающим отрицательную оценку творчества и литературной манеры Коцебу.

Слово коцебятина едва ли не впервые появилось в послании Д. П. Горчакова (известного сатирика начала XIX в.) С. Н. Долгорукову («Невероятные»):

«Гуситы», «Попугай» предпочтены Сорене

И Коцебятина одна теперь на сцене.

В дневнике Жихарева под18 апреля 1805 г. отмечено, что пьесам Коцебу «кн. Горчаков дал общее название коцебятины» (Жихарев 1890, с. 40, ср. с. 301).

Эта кличка стала очень популярной. Пушкин пишет А. А. Бестужеву от 30 ноября 1825 г.: «Жду твоей новой повести, да возьмись-ка за целый роман — и пиши его со всею свободою разговора или письма, иначе все будет слог сбиваться на коцебятину»254. П. А. Катенин в письме к Н. И. Бахтину от 28 апреля 1829 г. иронизирует: «…прошла пора Коцебятины, так взялись за Шиллерщину…» (Русск. старина, т. 147, № 7, с. 169-170). В «Летописи русского театра» П. Н. Арапова (СПб., 1861) под 1806 г. имеется запись: «Князь Дмит. Петрович Горчаков, короткий приятель Николева, досадуя, что его трагедия Соренаи Замир не допущена была на сцену…, сказал:

Гуситы, Попугай предпочтены Сорене,

И коцебятина одна теперь на сцене».

История слова коцебятина представляет некоторую параллель к истории слова отсебятина. Можно даже предполагать, что оба эти выражения появились одно вслед за другим и в однородной социальной среде. В слове коцебятина нашел выражение художественный протест, полемический задор против стилистической манерности Коцебу, отразилось эстетическое презрение к драматургическим приемам этого фразера. Но слово коцебятина умерло вместе с упадком интереса к пьесам Коцебу, вместе с общественным выздоровлением от увлечения ими (в 30-40-е годы XIX в.).

В слове отсебятина также ощущается протестующая ирония, направленная на пустое и бесплодное фантазирование, сочинительство. Этому слову посчастливилось укрепиться в системе русского литературного языка, потому что оно составлено из живых, исконных элементов славянской речи (в отличие от слова коцебятина). Есть основания предполагать, что это слово возникло в среде художников. Живое предание, имеющее характер достоверности, приписывает изобретение этого слова великому русскому художнику К. П. Брюллову.

Еще В. И. Даль знал это слово как плод словотворчества знаменитого К. Брюллова. В «Толковом словаре» читаем: «Отсебятина ж. слово К. Брюллова: `плохое живописное сочиненье, картина, сочиненная от себя, не с природы, самодурью’» (сл. Даля 1881, 2, с. 781). Сведениями, извлеченными из словаря В. И. Даля, ограничился М. И. Михельсон в своей коллекции «Ходячих и метких слов». В последнем издании своей книги под заглавием «Русская мысль и речь» он определяет слово отсебятина так же, как и в первых своих фразеологических сборниках: «плохое (живописное) сочинение (не с природы, самодурью, — от себя плохо придуманное» (Михельсон, 1912, с. 589). В связи с этим определением тут же делается указание, что слово отсебятина пущено в оборот К. Брюлловым. Это заявление подтверждается ссылкой на фельетон И. Буренина «Приятельские разговоры» (Новое время, № 6868, 14 апреля 1895 г.).

Известно, что К. П. Брюллов расшатал классические устои русского живописного искусства. Он требовал от учеников точного воспроизведения модели в рисунке. Впоследствии это превратилось в бессмысленную копировку всех мелочей натуры. Но метод работы самого К. П. Брюллова был далек от такой слепой, рабской копировки натуры. В создании эскизов Брюллов искал и требовал соответствия между содержанием темы и ее воплощением в образах. Он ввел у нас живой рисунок, т. е. единство формы, в которой выражалось общее движение характера фигуры. Он связал рельеф с природой рисунка: предметы стали отделяться от фона. Изучая непрестанно натуру, он уничтожал единую манеру, а находил для каждой натуры новый, соответствующий ей стиль изображения255. «Душа художника, — говорил он, — как зеркало, должна отражать в себе всю природу… »256. Н. Н. Ге так отзывался об этой, не всегда находившей адекватное художественное выражение, тяге Брюллова к реалистическому искусству: «Этот поворот к натуре, к правде, и был так плодотворен в последующих художниках, составляющих его школу. В этом освобождении заключается возможность своего народного и свободного искусства»257. Творчество Брюллова прошло сложный путь развития от неоклассицизма через романтизм к начаткам реализма. Любовь к жизни и природе у Брюллова вызывала резкий протест против художества «от себя».

Таким образом, слово отсебятина экспрессивно отражало существенные стороны художественного мировоззрения Брюллова, его склонность к реализму. Как отрицательная характеристика живописной надуманности, чуждой истинному искусству, слово отсебятина укрепилось в профессиональном языке художников (наряду с выражением от себя). У старых мастеров этот термин возводился непосредственно к К. Брюллову. Например, в рассказе художника В. Г. Перова «Наши учителя. М. И. Скотти и А. Н. Мокрицкий» передаются слова А. Н. Мокрицкого — ученика К. П. Брюллова: «К. П. Брюллов был и небольшого роста, но великий мастер; он мало беседовал со святыми и угодниками, но изучил натуру до мельчайших подробностей и запрещал писать от себя, — он считал это пагубой для учеников!..» («В. Г. Перов», с. 150). Слово отсебятина очень быстро стало общим достоянием.

У Я. Д. Минченкова приводится такой рассказ художника С. Г. Никифорова об одном живописце-любителе: «Пошли мы с ним на берег моря, стал он писать камни и воду. Положит мазок, а я говорю: «Не так, всмотритесь, тон не тот, проверьте его соотношение к камню, возьмите точное отношение неба к скалам. Каждый мазок кладите без повторения и верный, в упор». Он туда-сюда, хочет отделаться попроще, смазать как-нибудь, а я не даю, наседаю, шагу не позволяю сделать в отсебятину» (Минченков, с. 229).

В книге Игоря Грабаря «Моя жизнь» читаем: «В таком роде я написал несколько картинок, но чувствовал, что все они выходят неизмеримо хуже портретов и этюдов с натуры, ибо все писаны «от себя». Элементы этой отсебятины я вскоре стал замечать и на картинах Маковского, которые мне понемногу разонравились» (Грабарь, с. 54-55). «У меня не было натурщиков, и я все должен был делать «от себя», не имея ни необходимых костюмов, ни даже нужных для справок старинных журналов» (там же, с. 92-93). Тут же передаются советы проф. П. Л. Чистякова: «Возьмите натурщика, посадите прислугу позади себя и только велите через каждые пять минут повторять: «Барин, поглядите на натуру». Только и всего. Мигом она вас научит. А то ведь вы все от себя рисуете, на натуру-то не смотрите» (там же, с. 101)258. «Нам хотелось большей правды, более тонкого понимания натуры, меньшей условности, «отсебятины», меньшей грубости, кустарности, трафарета» (там же, с. 126).

От художников слово отсебятина переходит в смежные области искусства — к литераторам и актерам. Слово отсебятина встречается в письме А. П. Чехова к И. Щеглову в таком контексте: «Письма и дневники — форма неудобная, да и неинтересная, так как дневники и письма легче писать, чем отсебятину» (Русск. писатели о лит-ре, 2, с. 451). Нередко употреблял слово отсебятина и М. Горький: «Вот что значит учиться мастерству, и вот откуда мы должны брать аналогии и уроки, — из области творчества классового, а не из мутной, непродуманной «отсебятины», не из страха перед работой, не от мещанского анархизма!» (Горький, 1953, 25, с. 45). «И остерегайтесь выдумывать «отсебятину». У Вас сорокалетний мужик, женатый второй раз на девушке и вообще лакомый до женщин, не различает ночью, со сна, тещу свою, женщину, которой за сорок и, значит, истощенную, от своей восемнадцатилетней жены. Это — так маловероятно, что Вам не поверят» (там же, с. 135).

Опубликовано вместе со статьями о словах и выражениях свистопляска, на мази, стрелять — стрельнуть под общим названием «Из истории русской литературной лексики» в журнале: Вестник МГУ (1947, № 7). В архиве сохранилась рукопись на 11 листках ветхой бумаги (написано в разное время чернилами и карандашом). Здесь публикуется по оттиску, сверенному и исправленному по рукописи.

К слову отсебятина В. Виноградов обращается также в кн.: «Русский язык»: «Местоименные слова и основы глубоко проникают в круг именного словопроизводства и синтаксического употребления (напр., итог, себялюбие, отсебятина, тождество, ничтожество, всячина, лирическое «Я», самость, самец, самка и т. п.)» (Виноградов. Русск. яз., 1947, с. 51). — М.Л.

254 Переписка А. С. Пушкина под ред. В. И. Саитова, т. 1. СПб., 1906. С. 308.

255 Лясковская О. Карл Брюллов. М.; Л., 1940. С. 151-152

256 Мокрицкий Апол. Н. Воспоминание о Брюллове // Отеч. зап., 1855, № 12. С. 176.

257 Н. Н. Ге, его жизнь, произведения и переписка. Составил В. В. Стасов, М., 1904. С. 58.

258 Ср. в письме Е. Савинского к П. П. Чистякову от 29 марта 1887 г.: «Пробовал от себя, да все не то, мало жизни, один только рассказ» (Чистяков, Савинский, С. 192).

— Её несёт актёр, забывший текст.

— Что обычно несёт актёр, позабыв текст роли?

— Владимир Иванович Даль утверждает, что это слово придумал Карл Брюллов, называвший так картину, написанную художником не с натуры, а по собственному воображению.

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Русский[править]

Морфологические и синтаксические свойства[править]

  будущ. прош. повелит.
Я отсе́юсь отсе́ялся
отсе́ялась
Ты отсе́ешься отсе́ялся
отсе́ялась
отсе́йся
Он
Она
Оно
отсе́ется отсе́ялся
отсе́ялась
отсе́ялось
Мы отсе́емся отсе́ялись отсе́емся
отсе́емтесь
Вы отсе́етесь отсе́ялись отсе́йтесь
Они отсе́ются отсе́ялись
Пр. действ. прош. отсе́явшийся
Деепр. прош. отсе́явшись

отсе́яться

Глагол, совершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 6a. Соответствующий глагол несовершенного вида — отсе́иваться.

Приставка: от-; корень: -сеj-; суффикс: ; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [ɐtʲ͡sʲˈsʲe(ɪ̯)ɪt͡sə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. страд. к отсеять ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Ближайшее родство
  • глаголы: отсеять

Этимология[править]

От отсеять, далее от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Список переводов

Библиография[править]

Interrobang.svg
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
  1. Поиск слов

  2.   /  

  3. Морфологический разбор

  4.   /  

  5. Разбор слова «отсеется»

Морфологический разбор слова «отсеется»

Слово «»отсеется» состоит из 8 букв: е е о с с т т я

— Буква Е встречается 2 раза. Слова с 2 буквами Е

— Буква О встречается 1 раз. Слова с 1 буквой О

— Буква С встречается 2 раза. Слова с 2 буквами С

— Буква Т встречается 2 раза. Слова с 2 буквами Т

— Буква Я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой Я

1. Разбор слова «отсеется»

Начальная форма: отсеется

Часть речи: Глагол

Грамматика: единственное число, неодушевленное

Формы: отсеется

АД

Александр Джамалов

отсеяться
-се́юсь, -се́ешься; сов.
1.
(несов. отсеиваться и отсеваться) (1 и 2 л. не употр.) .
Просеиваясь, отделиться от чего-л.
Отруби отсеялись.
2.
(несов. отсеиваться) перен.
Выбыть из состава чего-л.
Часть учащихся отсеялась.

— Встала под ружье многомиллионная армия. Конечно, в ней найдутся и неумелые командиры, и бесталанные. Бесталанные отсеются, а неумелые научатся. А. Гончаров, Наш корреспондент.
3. разг. Окончить сев.
Хутор отсеялся. Лишь кое-где досевали просо и подсолнухи. Шолохов, Тихий Дон.
— У нас дома уже небось давно и отпахались и отсеялись! — умильно думает дядя Терень. Горбатов, Большая вода.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Отседова как пишется
  • Отсев как пишется
  • Отсебятина как пишется
  • Отсвет как пишется
  • Отсадили как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии