Память когда пишешь рукой как называется

Память

Тактильная память: характеристика и особенности развития

Тактильная память: характеристика и особенности развития

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Как это работает?
  3. Функции
  4. Способы развития

Иногда, чтобы поднять себе настроение, достаточно погладить любимую кошку, подержать руки у камина или, наоборот, взбодриться, опустив пальцы в холодную воду. Такую возможность нам даёт тактильная память. Не стоит её недооценивать, поскольку этот вид памяти появляется одним из первых и сохраняется на протяжении всей жизни.

Что это такое?

Тактильная память или память тела остаётся у человека после того, как он физически соприкасается с чем бы то ни было. Её ещё называют памятью осязательной. Она хорошо развита у каждого, ведь первые тактильные воспоминания мы получаем ещё в младенчестве — тепло маминых рук даёт ощущение безопасности, первый контакт с острой иглой активирует инстинкт самосохранения, и мозг запоминает, что острое — это потенциальная опасность.

И если большинство из нас даже не задумывается над тем, как она действует, поскольку работает тактильная память «в фоновом режиме», то есть люди, которым такой вид памяти жизненно важен. В первую очередь речь идёт о слепых или слабовидящих. Для них тактильная память — альтернатива зрению.

Такая память имеет большое значение. Например, она очень помогает тем, кто быстро набирает текст на клавиатуре. У них со временем развивается блистательная осязательная память, позволяющая выполнять эти действия практически вслепую. При управлении автомобилем тактильная память нам часто помогает, особенно в непредвиденных дорожных ситуациях. Для спортсменов эта способность — немалый вклад в будущие олимпийские победы.

Но важнее всего она, пожалуй, в детском возрасте. Именно малыши тянутся ко всему, что видят, и таким способом получают свои первые знания и представления о мире.

Если их тактильная память развита хорошо, то единожды дотронувшись до горячего чайника, они больше не прикасаются к нему. А наткнувшись на острый угол, в следующий раз стараются его обойти. В учебниках по психологии говорится, что дети с хорошей осязательной памятью лучше учатся, у них более богатое воображение и развитая речь.

Как это работает?

Мудрые китайцы ещё во II веке до нашей эры поняли, что активность рук и пальцев влияет на функционирование головного мозга, более того, позволяет достичь психологического баланса между разумом и физической оболочкой. Японцы же нашли этому убедительные доказательства. Именно в Стране восходящего солнца обнаружили, что на ладонях имеется множество активных точек, электроимпульсы от которых быстро передаются напрямую в центральную нервную систему.

Современные же специалисты-физиологи уверяют, что активность и чувствительность рук напрямую связана с тем, как идёт развитие ЦНС. К примеру, знаменитый психиатр Владимир Михайлович Бехтерев в своих трудах отмечал, что несложные упражнения руками помогают снять умственную усталость и стресс. Что касается детей, то, по мнению учёного, мелкая моторика помогает улучшить произношение многих звуков и развить речевой аппарат. Другой видный научный деятель, знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «разум ребёнка начинается с пальцев».

Так как же работает такой вид запоминания? Информация, которую человек, в том числе и очень маленький, получает осязательно, мгновенно попадает в корковую область мозга и начинает взаимодействие с другими его участками. В особенности со зрительным центром, а также областью, которая отвечает за мышечную чувствительность. В результате мы и получаем этот вид запоминания и можем различать предметы на ощупь.

Функции

Анализируя всё вышесказанное, можно утверждать, что взрослому человеку развивать тактильную память необходимо только в случае чрезвычайной жизненной ситуации, например, в случае внезапной потери зрения. А вот для ребёнка заниматься этим жизненно необходимо, причём регулярно.

Да и развивается она у малышей куда лучше, чем у взрослых. В связи с этим специалисты настоятельно рекомендуют заниматься с ними развитием тактильной памяти. Делать это нужно хотя бы раз в день. Для этого подойдут специальные упражнения.

Способы развития

Способов развить тактильную память у ребёнка существует довольно много. Рассмотрим лишь некоторые примеры.

Перенос изображения

Эта техника подходит детей, которые уже владеют навыками рисования. Его можно использовать как на групповых, так на индивидуальных занятиях. Предложите ребёнку потрогать тот или иной предмет с закрытыми глазами, а потом нарисовать то, что он «запомнил» своими руками.

Идентификация

Такая игра требует предварительной подготовки реквизита, хотя при желании его можно купить в магазине, благо сейчас торговых точек с развивающими игрушками предостаточно. На небольшие кусочки картона или дощечки приклеиваются различные материалы: ткань, шерсть, пластик и так далее. Задача ребёнка — определить материал с закрытыми глазами. Ещё одна разновидность упражнений на идентификацию – ребёнок должен угадать, чем наполнен предмет. Предложите ему на выбор мяч, плюшевую игрушку, деревянный кубик.

Предварительно, конечно, объясните, почему один предмет на ощупь тугой, а другой мягкий.

Воспроизведение ощущений

Для этой игры нужно собрать несколько ребятишек вместе. В неё можно играть как в детском саду, так и организовать игру-тренировку в качестве развлечения во время детских праздников. Участникам раздаются карточки, на которых написано название предмета и его описание. Например, деревянный стул, железный забор, горячий утюг и так далее. Задача ребёнка – описать попавшийся ему предмет, не называя его напрямую, чтобы другие дети отгадали его по рассказу.

Есть и другие упражнения, игры и конкурсы, можно придумать их и самим. Главное — заинтересовать ребёнка, и таким образом развивать не только тактильную память, но и способность мыслить.

В зависимости от функций и индивидуальных особенностей в психологии выделяют различные виды памяти у человека. Каждый отличается сферой применения, активностью, целеполаганием и вовлечением прочих когнитивных процессов. Развитие одних происходит естественным путём, во время взросления. Формирование других особенно интенсивно протекает на каком-то определённом участке жизненного пути. Но большинство всё-таки требует постоянных тренировок. Поэтому важно знать характерные признаки каждого из них.

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

По характеру психической активности

В зависимости от того, какая психическая активность преобладает в деятельности человека во время фиксации и воспроизведения информации, существуют следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: моторная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуды, длительности, скорости, направления. Формируется в отделе головного мозга, который носит название ретикулярной активирующей системы.

Зачем нужна: способствует выработке целого ряда навыков (бытовых, спортивных, трудовых), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которым человек обучается с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчёсываться;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, работа на тренажёрах;
  • вязание, вышивание;
  • нарезка продуктов, чистка овощей и фруктов;
  • рисование, лепка, резьба по дереву;
  • танцы;
  • игра на музыкальных инструментах.

У кого особенно хорошо развита: спортсменов, секретарей, танцоров, ювелиров, часовщиков, хирургов, работников конвейерного производства.

Методы развития:

  1. Заниматься спортом. Осваивать разные комплексы упражнений.
  2. Развивать мелкую моторику (лепить, собирать пазлы и лего).
  3. Заниматься танцами. Учить новые направления.
  4. Развивать кисти рук.
  5. Обучаться игре на музыкальных инструментах.
  6. Освоить десятипальцевый слепой метод печати.
  7. Научиться пользоваться китайскими палочками.
  8. Выполнять упражнения, предполагающие совершенно разные движения руками (например, левая гладит круговыми движениями стол, а правая, сжатая в кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение пережитых человеком чувств, а также эмоционально окрашенных событий. Они могут быть позитивными и негативными. Формируются участком височной части мозга, которая называется миндалиной. Откладываются в коре головного мозга. Благодаря пластичности ЦНС, при каждом последующем воспроизведении одной и той же ситуации её яркость сглаживается.

Зачем нужна: пережитые и зафиксированные эмоциональным видом памяти чувства становятся для человека своеобразной сигнальной системой. Она либо побуждает его к действию (если опыт был положительный), либо удерживает от него (при отрицательном опыте). Формирует разностороннюю личность, развивает эмоциональный интеллект, способствует социальной адаптации, стимулирует творческое начало.

Примеры:

  • эмпатия, сочувствие (на основе пережитого опыта);
  • любовь;
  • комплексы;
  • фобии;
  • выбор круга общения (люди отдаляются от тех, кто причинил им в прошлом боль).

У кого особенно хорошо развита: актёров (знаменитая система К. С. Станиславского основана именно на ней), педагогов, психологов, представителей социальных профессий.

Методы развития:

  1. Ведение дневника.
  2. Медитация.
  3. «Якорение» положительных чувств и эмоций.
  4. Библиотерапия.
  5. Освоить нетворкинг и заводить как можно больше новых знакомств.
  6. Делать то, что нравится.
  7. Адреналин: катайтесь на американских горках, прыгайте с парашюта.

Это интересно. Психологи утверждают, что лучше всего человек запоминает 3 чувства — страх, страдание, удивление.

Смысловая

Другие названия: словесная, логическая, словесно-логическая.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком услышанных, увиденных, произнесённых слов.

Зачем нужна: позволяет фиксировать и воспроизводить информацию на основе обобщённых ассоциаций, отражающих её наиболее важные стороны. Использует крупные структурные единицы для запоминания, которые называются мнемическими опорами. Спустя время именно они помогают человеку вспомнить материал.

Примеры:

  • пересказ;
  • заучивание стихотворений;
  • подготовка к экзаменам.

У кого особенно хорошо развита: у артистов, певцов, учеников, студентов.

Методы развития:

  1. Разбивать информацию на блоки и вычленять основные мысли.
  2. Ежедневно читать сложные по смыслу тексту, далёкие от ваших интересов, стараться понимать и запоминать изложенную в них информацию.
  3. Перед сном в деталях вспоминать прошедший день (неделю, месяц, квартал, полгода, год).

Образная

Другие названия: наглядно-образная.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение зрительных и звуковых образов, а также запахов.

Зачем нужна: чтобы контролировать баланс функционирования обоих полушарий мозга.

Подтипы:

Подтипы наглядно-образного типа памяти

У кого особенно хорошо развита: у музыкантов, художников, писателей.

Методы развития:

  1. Освойте метод ассоциаций.
  2. Занимайтесь нейробикой.
  3. Учите иностранные языки.

Данная классификация считается базовой в психологии. Особенно много внимания уделяется образному типу.

Статья по теме: Как развить память

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Спорный момент. Психологи спорят, выделять ли оперативную память в отдельный вид. Ряд специалистов считает, что это один из подтипов кратковременной. Другие называют её промежуточным звеном между кратковременной и долгосрочной.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Переход памяти из кратковременной в долгосрочную

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

  1. Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
  4. Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
  5. Используйте методы Цицерона и Айвазовского.

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Обновлено: 23 февраля 2023

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами Людмила Редькина – практикующий психолог. Недавно одна знакомая мне рассказала, что помнит себя чуть ли не в младенческом возрасте, когда лежала в коляске, а над ней склонялась бабушка и пела колыбельные… Такое бывает? Оказывается, у некоторых людей бывает. И это наш замечательный, до конца не изученный мозг. Вообще, интересные процессы в нем происходят: мы не всегда помним, что было вчера, но четко можем воспроизвести события праздника десятилетней давности. В этой статье поговорим о том, с помощью чего мозг это делает. Рассмотрим с вами виды памяти у человека и как они проявляются в жизни.

Оглавление

  • Что такое память и ее значение для человека
  • Виды памяти
    • По длительности воспроизведения
    • По характеру психической активности
    • По цели
    • По организации запоминания
    • По наличию мнемотехнических средств
  • Примеры некоторых видов памяти
  • Заключение

Что такое память и ее значение для человека

Конечно же, не обойдемся без моей любимой науки – психологии. Давайте посмотрим, о чем мы говорим, когда произносим такие фразы, как “у тебя куриная память” или “у меня фотографическая память – я помню, как выглядел вор”.

Память – это важнейший психический процесс, который помогает запоминать, сохранять и потом воспроизводить информацию, полученный человеком опыт.

В этом определении уже мы встречаем 3 главных свойства когнитивного процесса:

  1. Запоминание. Механизм, который помогает нам запоминать большие объемы информации, основан на физиологических “следах” в мозге – это определенные узелки, которые формируются от нервных клеток, и мы с их помощью запоминаем что-то новое.
  2. Сохранение. Эти узелки некоторое время остаются такими же, как и при формировании, что на психическом уровне помогает сохранить информацию.
  3. Воспроизведение. Здесь в ход вступает память и речь, когда человек может заново воссоздать то, что было запомнено.

Без этих свойств и разных видов памяти нам никак нельзя прожить. Для функционирования памяти мозг задействует несколько своих отделов. Главный – это гиппокамп. Именно здесь сохраняется множество воспоминаний, которые оставляет нам бурная молодость.

Читайте на нашем блоге руководство, как развить память.

Память состоит из процессов. И она действительно очень сложно устроена. Чтобы запомнить и воспроизвести самую малость, например, что мы вчера надевали, нужно задействовать все процессы памяти:

  • Кодирование. Наше восприятие помогает получить информацию, внимание – усвоить, а память – запомнить ассоциации.
  • Хранение. Долгое удерживание информации, хранится в системе нашей памяти.
  • Восстановление. Когда нам требуется что-то вспомнить, мы срочно обращаемся к хранилищу памяти, потом восстанавливаем нужную информацию. Особенно легко это сделать с помощью мнемотехники.

Без памяти вообще печалька. Даже свое имя не сможем назвать без этого процесса. Водители не смогут запомнить дорогу, а студенты не получат диплом – кто ж их пустит во взрослую жизнь без специальных знаний? Поэтому, дорогие читатели, память нужно развивать. Для этого я подобрала лучшие курсы по развитию памяти, но об этом уже в другой статье. А здесь продолжаем говорить о ее видах, основные – в таблице 👇.

Длительность воспроизве-дения Характер психической активности Цель Организация запоминания Наличие мнемоте-хнических средств
Мгновенная Моторная Непроиз-вольная Эпизоди-ческая Непосре-дственная
Оперативная Эмоциональная Произ-вольная Семанти-ческая Опосре-дованная
Кратковремен-ная Логическая Процедурная
Долговремен-ная Эйдетическая
Социальная
Пространственная
Образная:

  • зрительная,
  • слуховая,
  • вкусовая,
  • обонятельная,
  • тактильная

Виды памяти

На сегодня существует много классификаций этого когнитивного процесса. Память делится на виды в зависимости от цели, длительности и способа запоминания. Рассмотрим кратко каждый из видов.

По длительности воспроизведения

Мы уже говорили, что человек может запомнить ситуацию многолетней давности, но не помнить, что кушал утром. Почему так? Потому что работают разные виды временной памяти. Какие они бывают, смотрите ниже.

Мгновенная

Помогает сохранить информацию на мгновение или очень маленький промежуток времени. Ее еще называют сенсорной, так как она работает через органы чувств: зрение, слух, нюх, осязание, вкус. Именно сенсорная память помогает в полноте запомнить тот или иной предмет.

Замечали ли вы за собой такое явление: где-то увидели слово, например, “шаурма”, и оглядываетесь – где эта вывеска. Глаза ее считали без вашего осознанного ведома, мозг закрепил, а сознание только догоняет. Вот это и есть работа мгновенного запоминания.

Оперативная

Вполне ограниченный временными рамками вид. Такая память нам нужна для выполнения определенного вида деятельности. В повседневности мы сохраняем какие-то данные для использования их в скором времени. Вот тут то и нужен этот вид.

Элементарный пример: второклассник решает пример: 9+4*5-16. Оперативная память работает, когда он запоминает промежуточные значения 20 и 29, чтобы потом отнять 16. Сразу после окончательного ответа все промежуточные цифры уже не нужны, поэтому забудутся. То есть этот вид нужен только для каких-то операций в уме.

Кратковременная

Недолгое хранение информации. Это данные по работе, общению и та информация, что сохраняется для беспрепятственного использования. Но если долго ее не использовать, она или забывается окончательно, или переходит “в подчинение” долговременной памяти.

Например, номер телефона близкого человека мы можем помнить наизусть долгое время. А вот номер, который нам продиктовали для какого-то важного звонка, мы помним, повторяем до того момента, когда он будет уже не нужен. Потом нам уже сложно воспроизвести последовательность чисел в нужном порядке.

Долговременная

Информация, которая тут сохраняется, может извлекаться при необходимости, потом опять туда погружаться. Этот вид – часть подсознания. Иногда оно хранит что-то всю жизнь. Например, первое свидание, последний звонок, свадьбу, предательство и т. д. Долговременная память намного больше информации может вместить, чем предыдущие виды. У нее почти нет ограничений.

По характеру психической активности

Эта классификация получила и другое название – распределение видов по содержанию информации. То есть здесь учитывается ее качество и канал поступления.

Образная

Человек начинает мыслить образами еще в раннем детстве, а творческие люди воспринимают окружающую среду только образами. Поэтому этот вид очень эффективный. С его помощью намного легче что-то запомнить. Вы это можете встречать в повседневной жизни: “Помнишь женщину, с которой я вчера разговаривал?”, “А, это у которой был слишком тяжелый запах и ярко-красные губы?”

Что это? Это сработал образ: запах и картинка губ женщины. Образная память разделяется в зависимости от того, через какие органы чувств попадает информация.

С помощью разных анализаторов феноменально запоминали известные личности, например, Пушкин или Моцарт.

Примеры феноменальной образной памяти

Примеры феноменальной образной памяти
Зрительная

Запоминаем с помощью глаз. Через этот орган чувств поступает до 80% всей информации в наш мозг. Поэтому этот вид очень важен в жизни.

Слуховая

Запоминаем то, что услышали. Этот вид работает, когда мы передаем услышанные новости, сплетни, полученные знания.

Вкусовая

Запоминаем вкус чего-то. Кстати, некоторые слишком чувствительные люди могут выделять вкус несъедобных предметов и присваивать им свой цвет.

Тактильная

Запоминаем с помощью прикосновений. Например, прикасаемся к гречневой крупе и по ощущениям уже можем ее отличить от других вид круп.

Обонятельная

Вспоминаем то, что нюхали. Помню, в детстве мне нравилось проходить мимо одного дома – от него всегда пахло жареными пирожками или котлетами. Вот вам работа обонятельной памяти.

Моторная

Эта память больше изучается и используется спортивными психологами, профессиональными спортсменами, спортивными врачами. Она работает, когда человек запоминает движение рук и корпуса во время плавания, катания на лыжах, коньках, роликах, при разных спортивных играх. Без нее невозможно выполнить повседневные движения, она – основа трудовых навыков.

Эмоциональная

Мы помним, какие ощущения переживали. Этот вид сохраняет в нашем бессознательном все переживания, чувства, ощущения, которые возникали при определенной ситуации.

При стрессовой ситуации этот вид работает на ура, так как не всегда вспомнятся причинно-следственные связи, но всегда всплывут, а может, даже и повторятся испытанные чувства.

Логическая

Ее часто называют словесно-логической, так как мышление и речь неразрывно связаны. Это память на мысли и слова. Условно ее делят по способу запоминания на логическую и механическую. Такое деление происходит из-за разных функций: логическая ищет связи между объектами и процессами, а механическая помогает запомнить с помощью многократного повторения.

Этот вид во всех своих проявлениях виден в обучении. Когда ученик зазубривает стих или же ищет связь между строчками, чтобы хорошо запомнить сначала смысл, а потом уже расположение слов в стихе. Подробнее разберем на примере ниже.

Эйдетическая

Простыми словами это фотографическая память. Человек как будто фотографирует все, с чем сталкивается. От его зоркого взгляда не ускользнет деталь одежды, расположение стульев, мимика при разговоре. Он запоминает все до мельчайших деталей.

Психологи говорят, что такой вид – врожденная способность человека, которая с возрастом может утрачиваться. Поэтому фотографическую память нужно тренировать, эффективно развивать свой мозг комплексно, чтобы быть способным все “фотографировать” в памяти.

Социальная

Это накопленная информация человеком, живущем в определенном обществе, который взаимодействует в определенной группе. Ее еще называют в широком представлении коллективной памятью. Например, на постсоветском пространстве 9 мая пожизненно будет праздником Победы. Тогда как в какой-нибудь африканской стране это обычный день.

От уровня социальной памяти человека зависит его поведение и стиль жизни, в конце концов, характер. Не буду углубляться в этническую психологию – это вообще отдельный раздел науки, просто социальная память очень с ней пересекается.

Пространственная

Этот вид изучается биологией и нейронауками. Это одна из форм памяти. Она отвечает за запись информации в головной мозг о своей пространственной ориентации там, где человек находится. Без нее человеку сложно ориентироваться на улицах знакомого города.

Особенно важна пространственная форма для слепых людей. Они с помощью нее перемещаются: ощупывают стены, дорогу, запоминают повороты в доме и расположение мебели в комнатах.

По цели

Здесь выделяются виды в зависимости от цели деятельности человека. Если просто сказать: оно мне надо или нет? От этого и зависит память человека в данном случае: стоит ли прилагать усилия для запоминания чего-то или нет.

Непроизвольная

Здесь у человека вообще нет надобности что-то запоминать. Он просто вспоминает, какие блюда подавали в Египте, на каком самолете он туда летел, какие картины видел из иллюминатора. То есть тут ведущим является интерес – так и происходит запоминание, как бы невзначай.

Произвольная

Здесь человек целенаправленно тратит свои ресурсы для запоминания чего-либо. Часто она используется для достижения результата. Поэтому ведущей в этом процессе является воля или внутренняя мотивация: что я в итоге получу? Когда у вас есть ответ на этот вопрос, тогда включается и развивается произвольная память.

По организации запоминания

Здесь речь про то, как в нашем мозге организовывается процесс запоминания. В ход идут и другие виды, которые я перечисляла выше.

Эпизодическая

Вид, который характеризует запоминание конкретных событий, которые мы лично пережили. Эти события мы можем выстроить по хронологии в своей биографии. Здесь речь идет как о крупных датах и ситуациях, так и о мелочах: что мы сегодня ели на завтрак и какой шарфик надевали. Этот вид тесно связан с эмоциями, поэтому 100-процентного воспроизведения воспоминаний не будет.

Семантическая

С помощью этой формы запоминания мы храним в головном мозге все словесные данные: имена, разные названия, буквы, знаки, языки, общую информацию какого-то абстрактного характера. Здесь нет воспроизведения дня, времени или обстоятельств, как в предыдущем виде. Семантическая память работает, когда нам нужно вспомнить, что столица России – Москва, а Франции – Париж.

Процедурная

У этого вида памяти несколько названий: процедурная, имплицитная, процессуальная. О чем здесь речь? Человек запоминает непроизвольно все, что делает, каким двигательным навыкам учится.

Например, еще в детстве мы учим ребенка завязывать шнурки – это о процедурной памяти. Мы учимся кататься на велосипеде, автомобиле, правильно держать нож, играть на фортепиано, доводим до автоматизма благодаря именно этому виду.

По наличию мнемотехнических средств

Как вы запоминаете? Повторили фразу и все? Или нужно отвлечься, связать ее с каким-то предметом в комнате? Эта классификация разделяет память на два вида, в зависимости от использования мнемотехнических средств.

Опосредованная

Для запоминания человеку нужно использовать разные виды мнемотехник, приемов, средств. Это помогает эффективно запомнить, сохранить, а потом узнать и воспроизвести информацию.

Приемы мнемотехники

Приемы мнемотехники

Непосредственная

Здесь подключаются уже описанные виды памяти, например, процедурная или образная. Запоминание, узнавание или воспроизведение материала напрямую зависит от воздействия на органы чувств человека.

Примеры некоторых видов памяти

Мы видим, что видов памяти существует очень много, они все перекликаются друг с другом, дополняют. Ниже на примерах вы поймете, как работает этот психический процесс. Опишу несколько ситуаций, где задействованы разные виды.

Как работает словесно-логическая память? Вам нужно запомнить стих:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Как сработает словесный вид: повторяем сначала первую строчку, потом первые две, потом три и затем четыре. После этого пару раз повторим весь куплет и переходим ко второму. Это работает, но ненадолго. Называется “зубрежка”.

Логический вид будет действовать по-другому. Ищем причинно-следственные связи. Он пришел как вежливый, поздоровался: “Я пришел к тебе с приветом”. Шел рано утром: “Рассказать, что солнце встало”. И увидел красоту природы: “Что оно горячим светом по листам затрепетало”.

Опосредованная память: возьмем тот же стих. Для его легкого запоминания можно не только логику подключать, но и мнемотехники. Например, делаем зарисовки стиха: на “Я пришел к тебе с приветом” рисуем человека с большим ртом (привет такой). На “Рассказать, что солнце встало” рисуем солнце над облаком. На “Что оно горячим светом по листам затрепетало” – лист, внизу стрелки в 2 стороны и огонь над ним.

Пример эмоциональной памяти. В жизни она довольно часто проявляется. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но помнит на всю жизнь, как почувствовал себя неудачником, помнит стыд и чувство вины и т. д.

Или, наоборот, помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл на соревнованиях. И на всю жизнь усвоил, что все могут ошибаться. Но одни уже не стараются после ошибок, а другие исправляют их и достигают большего. Это работа запомненных и сохраненных эмоций.

Заключение

Память – очень сложный когнитивный процесс. Она иногда нас подводит, иногда от чего-то уводит, а к чему-то приводит. Все зависит, какой вид мы используем и насколько развиваем. Память можно развивать и тренировать. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-тренажеров.

Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что нужно подтянуть.

А пока вы будете проходить тесты, у меня для вас уже есть инструменты для улучшения памяти и работы мозга.


Курс Мнемотехники состоит из 15 уроков, 7 уникальных онлайн-тренажеров, набора ключевых методик запоминания, программы развития памяти и 2 тестов: вводного и финального.

Обучение поможет:

  1. Овладеть мнемотехниками и применять их в жизни.
  2. Запоминать важную информацию в больших количествах.
  3. Быстро и легко учить иностранные языки.
  4. Эффективно воспринимать что-то новое.
  5. Быть впереди всех по запоминанию.

Программа очень полезна для всех людей, ведь эффективная работа мозга – это наш успех в жизни. Стоимость курса – 990 руб.


И еще хочу посоветовать вам курс 100 имен за 30 минут от Викиум. Здесь всего 9 уроков, но каждый из них – это настоящий клад ценной информации по запоминанию. Вы ведь ловили себя на мысли, что забываете имена и лица или, вот досада, перепутали имя мамы парня/девушки?! Этот курс поможет избавиться от такой забывчивости.

После курса вы легко сможете:

  1. Быстро запоминать имена новых знакомых.
  2. По лицу сразу вспоминать имя.
  3. Узнавать знакомых среди толпы.
  4. Узнавать внешность по фамилии или имени.

Стоимость – 990 руб.


Помимо курсов, советую также читать специальные книги для развития памяти.

Желаю вам успехов в прокачке полезного процесса, а также в профессиональной и личной сфере! До встречи!

С Уважением, Людмила Редькина

Содержание

  1. Какая память отвечает за сохранение информации?
  2. Как мы воспринимаем и запоминаем?

Человеческая память связана с системами организма, с функциональностью и видами деятельности.

Когда вы пишете, поднимаетесь по лестнице, учите стихотворение — включаются разные отделы мозга.

Память делится по длительности сохранения информации и по тому, как запоминается материал. Образно память напоминает завод, где действия машин и людей создают цепочку.

Чтобы процесс доставлял удовольствие и человек делал успехи в работе и учебе, нужно знать свои сильные стороны в том или ином виде памяти. Самый быстрый способ этого добиться – пройти курс, который гарантирует развитие памяти и внимания.

Какая память отвечает за сохранение информации?

  • Мгновенная;
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

1. Мгновенная память длится 0,1–0,5 секунды: вы едете в автобусе и увидели новую вывеску или прохожего. Восприятие увиденного или услышанного органами чувств: мозг фиксирует сам факт без признаков. Если информация ненужная, то мозг просто стирает ее.

2. Кратковременная память удерживает образ в течение 20 секунд. В этой памяти у образа появляются признаки. Через 5 секунд человек способен сказать, какого цвета вывеска, какого возраста прохожий.

Как тренировать кратковременную память?
Обращать внимание на детали. Например, запоминать, во что одеты люди в автобусе, их голоса и черты лиц. И через некоторое время пытаться восстановить эти детали. Это легкое упражнение, оно не требует много времени. Также в этом поможет тренировка памяти онлайн.

Люди с хорошей кратковременной памятью становятся интересными собеседниками и ораторами, т. к. способны быстро находить ответ на вопрос и импровизировать в разговоре, не делать длинных пауз.

3. Оперативная память хранит информацию, пока человек выполняет задачу. Например, в школе ребенок решал задачи по алгебре, после выпуска пошел в гуманитарный университет и теперь не помнит способов решения математических задач. Оперативная память хранила эту информацию, пока она была нужна.

4. Долговременная память. Вы запомнили стихотворение в школе и свободно рассказываете его как через год, так и через 30 лет, — за это отвечает долговременная память. Если человек регулярно воспроизводит выученный материал, то он сохраняется в долговременной памяти. Что важно: информация, которая попала в долговременную память, восстанавливается даже после травм.

Как мы воспринимаем и запоминаем?

По способу запоминания память делится на:

  • образную: слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную, тактильную, осязательную;
  • моторная;
  • эмоциональную;
  • логическую.

1. Образная память. Практически нет людей, которые одинаково хорошо запоминали бы на слух, по вкусу, визуально и по запаху.
Тренировать образную память легче, чем кажется. Если человек плохо запоминает на слух, то ему всего лишь нужно регулярно слушать аудиокниги, учить стихотворения в аудио или запоминать последовательность разных звуков. Развить зрительную память можно с помощью рисунков: запоминать последовательность картинок, смотреть несколько секунд на карточку и через минуту вспоминать, что вы увидели.

2. Моторная память. Почему ребенок после первого шага не забывает, как ходить? За это отвечает моторная память, с помощью которой все тело человека помнит, как нужно ходить, как печатать на клавиатуре и т. д.

После тяжелой травмы человек с потерей памяти забывает родственников, даже свое имя, но если дать ему ручку — вспомнит подпись. С помощью моторной памяти люди учатся ходить заново, ездить на велосипеде спустя 20 лет и т. д.

Развивать моторную память помогут все те же регулярные тренировки. Даже фитнес — и тот нуждается в повторении. Когда человек раз за разом выполняет двигательные упражнения, то со временем они получаются на автомате. Именно поэтому, осваивая новый вид спорта, первое время мы постоянно следим за техникой, а потом уже расслабляемся, т. к. тело воспроизводит движения на автомате.

3. Эмоциональная память. Этот вид памяти тесно связан с психологией. Все комплексы и привычки в поведении могут сопровождать человека всю жизнь из-за эмоций, которые он испытал в первый раз.

4. Логическая память. Человек запоминает информацию блоками. Например: не просто продовольственный рынок, а где находится, что там продается, какие цены, у какого продавца лучше купить мясо и т. д.

Этот вид памяти с возрастом слабеет больше других. То есть человек после первого похода может не запомнить точный маршрут, сколько стоит мясо и пр.

P.S. Для преподавателей, врачей, продавцов и представителей др. профессий, где запоминать нужно много, со слабой логической памятью никак. С ее помощью новая информация связывается со старой и быстрее усваивается. Студентам и школьникам, у которых страдает логическая память, тяжелее учиться, т. к. новый материал ложится мертвым грузом.

Кроме возраста на логическую память влияет и питание, и ритм жизни, и вид работы, и даже болезни и стресс. Поэтому после 30 лет врачи рекомендуют тренировать память.

Подробнее о том, что влияет на запомианние и как тренировать память, узнайте в следующей статье..

Нет времени читать? Заберите к себе и прочтите позже:

Почему запись от руки остаётся лучшим способом запоминания информации

Время на прочтение
6 мин

Количество просмотров 14K

Представьте: рабочий день в компании, занимающейся обработкой платёжных поручений. Возникла критически важная задача дата-инжиниринга, которую нужно выполнить. В этом случае я тот самый дата-инженер, которому нужно решить задачу, но у меня недостаёт информации, необходимой для завершения модели данных. Я услышал информацию на совещании. Её обсуждали на standup-митинге. У меня есть несколько запутанных текстовых заметок, но я не могу вспомнить технических подробностей, которые необходимы для завершения работы. Никто не может ответить на мой вопрос. И тут меня озаряет: во время митинга мне нужно было делать заметки вручную.

Рукописные заметки дали бы мне множество осязаемых ресурсов, которые помогли бы найти критически важную отсутствующую информацию: более свежие воспоминания о митинге, пробелы в подробностях обсуждения да и простое чтение записей с бумаги помогло бы мне лучше вспомнить события. Подробные печатные заметки не помогают запоминать и удерживать информацию на совещаниях так же, как это могли бы сделать рукописные заметки, хотя всё равно были бы полезны.

Точность документации для всей организации или даже команды в условиях ежедневных изменений на микро- и макроуровне процессов, программирования, бизнеса и клиентов поддерживать очень сложно. Но ежеминутно потребляя новую информацию, мы можем обучаться необходимому, удерживать в голове больше информации, пользоваться когнитивным вспоминанием, лучше воспринимать прочитанное и иметь тактильную, визуальную память о потреблённой нами информации, просто делая заметки от руки. Рукописные записи по-прежнему остаются самым мощным способом учиться и удерживать информацию.

Записывание от руки обеспечивает более сильное понимание прочитанного

Наверно, большинство из вас не удивит тот факт, что человек учится визуально. Это относится к и письму, хоть поначалу написанные слова и визуальное обучение могут показаться разными. Когда говорят о «визуальном обучении», обычно представляют видео, изображения и другие виды графической информации и медиа. Однако буквы и слова — это визуальное представление условленного вида социальной коммуникации: письменной речи.

Когда ребёнок учится читать, он сначала должен научиться распознавать разные формы, называемые буквами, относящиеся к его родному алфавиту. Буква ничего не значит для человека, не знающего звука или функции, которую должна обозначать буква в языке. Поэтому мы, как живые люди, прежде чем узнать, что значит слово, сначала должны узнать, что графическое представление буквы что-то значит. Также мы должны научиться различиям между отдельными буквами, а также вариациям в форме, размере и стиле этих букв.

В исследовании 2012 года, опубликованном в Trends in Neuroscience and Education, исследователи Карин Джеймс и Лора Эгнельхардт наблюдали за ещё не знающими письменности детьми. «Когда дети начинают печатать, результат их движения (буква) не соответствует прототипическим надписям: каждый результат (который также является входными данными для восприятия) можно назвать зашумлённым по отношению к модели». Несмотря на то, что воссоздание детьми букв может быть неуклюжим по сравнению с моделью букв, их мозг всё равно точно распознаёт, что написанная ими буква та же, которую они пытались скопировать. Как заметили Джеймс и Энгельхардт, дети распознавали эти буквы «предположительно потому, что писали их сами». Это и есть визуальное обучение и сообразительность: детям нужно узнать, как выглядит отдельная буква в различных «шумных» формах и примерах, чтобы идентифицировать и понимать эту букву в будущем, вне зависимости от её представления.

Записывание от руки — уникальное проявление каждого учащегося писать человека; люди представляют буквы и слова в виде письменного результата того, как они воспринимают эти буквы. Джеймс и Энгельхардт показали в своём исследовании, что такая повторяющаяся творческая запись от руки также обеспечивает более глубокое понимание прочитанного и зрелость распознавания речи. «Наиболее выдающийся результат нашего анализа ROI заключается в том, что на визуальную обработку букв влияет конкретный моторный опыт — акт печати буквы», — говорят Джеймс и Энгельхардт.

Записывание от руки создаёт тактильное запоминание информации

Одна из самых важных частей изучения новой информации — способность её удерживания и вспоминания тогда, когда она релевантна. Запись от руки на бумаге создаёт тактильный персональный опыт каждый раз, когда человек делает заметки. Комплексный опыт записи от руки на бумаге состоит из множества переменных элементов: креативность человека в письменном выражении языка, текстура самой бумаги, навыки мелкой моторики, необходимые для переноса мыслей в письменный язык, задействованность физических ощущений и даже уровень понимания прочитанного. Все эти сложности создают более сильное запоминание информации, получаемой при составлении заметок.

Было проведено несколько научных исследований по теме сравнения обработки информации при создании цифровых заметок и составлении заметок вручную. Опубликованное в марте 2021 года исследование, проведённое нейробиологом и профессором Куниёси Сакаи из Токийского университета, показало, что испытуемые, записывавшие информацию о событиях календаря на бумагу, демонстрировали бОльшую мозговую активность, чем испытуемые, записывавшие ту же информацию в смартфон; первые вспоминали больше информации о информации из календаря. И при записи вручную они вспоминали/излагали информацию на 25% быстрее.

Профессор Сакаи предполагает, что аналоговый и бумажный процесс обучения невозможно имитировать единообразными способами представления информации, используемыми в цифровых устройствах. «Цифровые инструменты имеют единообразный скроллинг вверх и вниз, стандартизированное расположение текста и размеры изображений, как на веб-странице. Но если вы запомните физический учебник, напечатанный на бумаге, то сможете закрыть глаза и представить фотографию, расположенную в верхней трети левой страницы, а также примечания, добавленные в нижнее поле страницы», — говорит нейробиолог. Эта более сильная тактильная память упрощает мозгу процесс вспоминания даже в тех ситуациях, когда бумага отсутствует; то есть информация в мозге ассоциируется с опытом обучения.

Печатный ввод не даёт тех же когнитивных эффектов

Мы знаем, что по разным причинам печатный ввод не задействует мозг на том же уровне когнитивного взаимодействия, что запись от руки. Это стало темой для горячего обсуждения в сфере начального обучения по всему миру, поскольку в классах становятся всё популярнее печатный ввод и ноутбуки. На самом деле, замена рукописного ввода печатным может отрицательно сказываться на начальных навыках грамотности, поскольку в последнем отсутствует креативность, необходимая для сильного понимания прочитанного и ускорения составления записей.

В исследовании лаборатории Developmental Neuroscience Laboratory Норвежского научно-технологического университета профессор Одри ван дер Меер подтвердил, что нажатию клавиши на клавиатуре не хватает креативности записи от руки и оно не так задействует память, как письмо. Два профессора из шведского Университета Умео заявили, что запись от руки как когнитивный процесс необходим студентам для обеспечения оптимального опыта обучения: «Воспринимайте запись от руки как обучение инструменту: чтобы музыкант стал независим от механики и смог полностью выразить смысл, необходимо практиковать разные навыки».

Хотя печатный ввод может быть полезным, а для некоторых и более быстрым, в конечном итоге он не имеет тех когнитивных, тактильных, влияющих на память и визуально-когнитивных эффектов, получаемых людьми при записи от руки. Вводить заметки может быть удобно, но это не упрощает их запоминание и вспоминание.

Двигайтесь осмотрительно

Возможно, вы, как и я, уже и так иногда делаете записи от руки. Если это так, то надеюсь, что вы записываете на бумагу те части моей статьи, которые хотите запомнить! Если это не так, и вы иногда любите печатать, то будьте внимательны к своим рукам, когда снова приступите к записи от руки. Будьте готовы к физическим и умственным трудностям, ведь вы осваиваете новый навык. Не пожалейте денег на понравившийся вам блокнот с бумагой, которая хорошо сочетается с грубым или плавным движением вашей любимой ручки. Эти тактильные моменты останутся в вашем мозге, когда вы позже захотите вспомнить информацию.

Запись от руки остаётся лучшим способом восприятия новой информации. Она помогает с пониманием прочитанного, креативностью, памятью и удерживанием информации на уровне, несопоставимом с другими инструментами обучения. Ваши записи, скоропись и заметки, которые кажутся другим неразборчивыми — особая часть обработки информации, позволяющая вам учиться по-своему. Поэтому начинайте писать. Разумеется, от руки.

Память – это способность мозга запоминать разные виды информации. От нее зависит многое – обучаемость, способность работать в режиме многозадачности. Потому чем лучше вы запоминаете, тем выше работоспособность, эффективность обучения.

В зависимости от различных внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Ее также можно тренировать, чтобы постоянно поддерживать мозг в тонусе.

В этом материале рассмотрим, какие виды памяти есть у человека. Также ответим на вопрос о том, что нужно делать для улучшения способности к запоминанию.

Ребенок тренирует память

Основная классификация видов памяти у человека

Мозг построен таким образом, чтобы постоянно оптимизировать свою работу, эффективно расходовать энергию. Часто можно услышать о том, что есть всего два вида памяти у человека. Ученые выделяют больше и для этого создана специальная классификация:

  • По продолжительности сохранения материала. Одна информация нужна нам для выполнения текущих задач, в то время как другая пригодится только для текущей работы. Потому по продолжительности запоминания выделяют оперативную, кратковременную и долговременную память.
  • По характеру психической активности. Мозгу нужно постоянно сохранять большой объем сведений и получает он их не только вербально. Ученые выделяют двигательную, словесно-логическую, эмоциональную и образную память.
  • По характеру целей деятельности. Запоминание может происходить произвольно и непроизвольно.

Так можно описать виды памяти у человека кратко. Каждый требуется в разных ситуациях. Одни позволяют нам получать навыки для выполнения работы, различных видов деятельности. Другие используются как защитные механизмы, которые не позволяют нам нанести вред своему здоровью или повторить одну и ту же ошибку много раз.

Далее мы более подробно ответим на вопрос о том, какие виды памяти имеются у человека и чем они отличаются.

Виды памяти у человека

Долговременная память

Нужна нам чтобы хранить информацию на протяжении длительного времени. Именно такая способность к запоминанию помогает взрослым помнить факты из своего прошлого.

Мозг хранит память о многих событиях в нашей жизни. Но именно из-за такого объема данных иногда возникают проблемы с оперативным вспоминанием чего-либо конкретного.

Кратковременная память

Вся информация, которая поступает к нам, изначально попадает именно в кратковременную память. Длительность ее хранения зависит от индивидуальных особенностей человека и обычно составляет от пяти до семи минут.

После того, как время первоначальной обработки прошло, мы либо забываем информацию, либо организм отправляет ее на хранение в долговременную память.

Оперативная память

Многие ошибочно говорят о том, что это наименее продолжительное по времени запоминание информации. На самом деле, оперативная память создана чтобы обслуживать определенные виды действий. Данные могут оставаться в мозге человека на протяжении нескольких дней, если того требует ситуация.

При многократном повторении, действия, зафиксированные в оперативной памяти, также переходят в долговременную.

Двигательная память

При помощи такого механизма человек может запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения. Именно так мы учимся ходить в детстве или выполнять различные действия руками.

Образная память

Направлена на то, чтобы сохранять яркие картины, запахи, вкусы и звуки, которые встречаются нам в жизни. При образном запоминании используется несколько видов памяти:

  • Зрительная.
  • Вкусовая.
  • Осязательная.
  • Слуховая.
  • Обонятельная.

Именно так человек не только формирует картину мира вокруг себя, но и может связать несколько образов. К примеру, глядя на розу мы сразу представляем ее аромат. Это результат того, что несколько форм запоминания работают в связке и создают четкий ассоциативный ряд.

Эмоциональная память

Позволяет нам запоминать наши чувства и эмоции. Это важный механизм, который служит катализатором или тормозом при повторении определенных действий. С раннего возраста человек учится повторять то, что приносит ему удовольствие и остерегаться действий с негативной эмоциональной окраской.

Словесно-логическая память

Содержит мысли человека, существующие с привязкой к нашему языку. Это позволяет разговаривать, формулировать предложения на том языке, который вы выбираете для общения с собеседником.

Произвольная и непроизвольная формы запоминания

С этой классификацией все просто. Произвольно человек запоминает что-то, потому что у него есть цель сделать это. Но мозг может закрепить какую-то информацию и непроизвольно. Именно по этой причине иногда мы весь день не можем отделаться от случайно услышанной где-то песни, хотя могли и не обратить на нее особого внимания.

Что влияет на память

На способность человека запоминать влияет множество внешних факторов. К ним относится наследственность, характер деятельности, состояние здоровья и многое другое.

Ученые активно проводят эксперименты, которые призваны показать, что влияет на возможность кратковременного или долговременного закрепления информации. Исследования помогают нормализовать свою жизнь. К примеру, мы хуже запоминаем факты, если не высыпаемся или сильно устаем, употребляем в пищу недостаточное количество различных витаминов и микроэлементов.

Как улучшить способность запоминать

Многие виды памяти у человека можно улучшить, если выполнять правильные действия. К ним относятся такие, как:

  • Специальные упражнения, использование методов мнемоники.
  • Соблюдение режима сна, регулярный отдых.
  • Стабилизация рациона, прием витаминных комплексов по совету врача.
  • Занятия спортом, физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Также не стоит забывать о наборе методов мнемоники, которые позволяют увеличить объем как кратковременной, так и долговременной памяти.

Одни люди запоминают текст сразу после прочтения, а другие неделю учат стихотворение и в итоге смогут воспроизвести лишь несколько строк. Однако это не означает, что у первых память «хорошая», а у других — «плохая». Процесс запоминания во многом зависит от особенностей восприятия, вида памяти и используемых техник, а благодаря такому свойству мозга, как нейропластичность, память можно и нужно укреплять. Т&Р рассказывают, какие типы памяти бывают и как ее развивать.

Классификация памяти

По сенсорной модальности

  • Зрительная (визуальная) память

  • Моторная (кинестетическая) память

  • Звуковая (аудиальная) память

  • Вкусовая память

  • Обонятельная память

  • Эйдетическая память — феноменальный тип запоминания. Человек способен мысленно сфотографировать любой объект и затем воспроизвести его, учитывая все подробности.

В зависимости от того, какой канал восприятия является доминирующим, можно выбирать соответствующие методики для наиболее эффективного запоминания. Но это не означает, что другие способы запоминания не подходят.

Аудиалам лучше использовать аудиокниги и лекции, а также обсуждать новую информацию в группе. Необходимо вслух проговаривать услышанное и пересказывать для более эффективного запоминания.

Для визуалов будет эффективным конспектирование. Делать это можно различными способами: составлять mind maps, концептуальные карты, рисовать объекты, выделять цветами важные фрагменты в таблицах, графиках.

Кинестетикам следует развивать моторику и писать как можно больше от руки. Также можно связывать запоминание с физическими упражнениями — сжимать маленький предмет в руке, тем самым усиливая концентрацию.

По длительности хранения

Согласно модели Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, существует три структуры памяти:

сенсорное хранилище, или сенсорная память, содержит информацию, поступающую из сенсорной системы, хранится в течение небольшого периода

кратковременное хранилище сохраняет ограниченный объем информации на более длительное время, в нем происходят процессы, которые регулируют обмен информацией с долговременной памятью

долговременная память способна сохранить наибольший объем информации в течение продолжительного периода

В хранилище долговременной памяти чаще поступает информация, которая закрепляется человеком несколько раз различными способами.

По наличию цели запоминания

Порой мы запоминаем то, что, казалось бы, совсем не нужно, и не можем уложить в голове важное. Незначимые для нас вещи проникают в сознание благодаря работе непроизвольной памяти. Она не регулируется определенной программой и, как правило, не имеет цели. Объект не прикладывает никаких усилий для запоминания. Забывание этих данных также является произвольным выборочным процессом. Его механика до сих пор неясна.

Произвольная память подразумевает контролируемый процесс, который осуществляется благодаря постановке конкретной цели и использованию специальных техник для запоминания.

По осознанности

Эксплицитная (декларативная) память подразумевает осознанное воспоминание. Ее также называют декларативной. Она включает в себя запоминание событий, слов, лиц. В отличие от имплицитной памяти, это осознанный процесс. Актуализация конкретного урока вождения — пример эксплицитной памяти, а повышение водительского мастерства в результате урока является примером имплицитной памяти.

При использовании имплицитной памяти происходит повторение без какого-либо волевого усилия. Люди, страдающие амнезией, утрачивают именно эксплицитную память, при этом имплицитная память продолжает функционировать.

Как развивать память

Во многом развитие памяти связано с тренировкой внимания и улучшением способности концентрироваться. Эти процессы взаимосвязаны, так как чем больше человек удерживает внимание на чем-либо, тем больше он способен запомнить.

Эффективность запоминания зависит от:

  • мотивации, стремления запомнить эту информацию

  • значимости, которая напрямую связана с практичностью

  • эмоциональным восприятием

  • глубины погружения в материал

  • количества повторений

  • психофизического состояния

  • комбинирования различных техник запоминания

Упражнения для развития памяти

Таблицы Шульте

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте, содержат случайно расположенные объекты. Упражнения позволяют улучшить не только зрительную память, но и периферическое зрение, которое важно для скорочтения. Таблицы могут иметь разные размеры — начать можно с 2×2. В течение 5 минут смотрите на таблицу и далее постарайтесь воспроизвести содержимое ячеек.

Тренироваться можно на специальном сайте или же скачать мобильное приложение.

Метод Айвазовского

Этот метод художник использовал для того, чтобы быть более внимательным к окружающему миру и воспроизводить значимые детали на своих картинах. Техника проста: выберите любой пейзаж, интерьер, посмотрите на него в течение 5 минут и воспроизведите на бумаге. Постепенно уменьшайте временной промежуток.

Обратная перемотка

Ежедневно прокручивайте перед сном ваш день и вспоминайте не только последовательность событий, но и воспроизводите ощущения, которые были у вас в тот или иной момент. Постарайтесь с точностью вспомнить диалоги или же проговорить новую информацию.

Еще один способ перемотки — считать наоборот, при этом выбирать только четные или нечетные числа. Или же называть числа, которые делятся на три.

Выстраивание ассоциаций

Напишите рандомно любые слова и разделите их на три столбца. Ваша задача — запомнить их в течение минуты и далее выписать их на чистый лист. Задача заключается не в зазубривании, а в выстраивании ассоциаций и взаимосвязей между словами, которые на первый взгляд могут показаться не связанными между собой.

Запоминание в режиме многозадачности

На самом деле, человек не может выполнять одновременно несколько задач, но он способен быстро переключать внимание с одного предмета на другой. Выберите стихотворение, которое будете учить, и попросите друзей в течение двух минут задавать вам самые разные вопросы и задачи. Например, описать любимую детскую сладость или же решить пример. Эта тренировка благодаря постоянному сопротивлению позволит усилить ваше внимание, направленное на заучивание стихотворения. В первый раз может не получиться, однако со временем вы будете запоминать все больше и больше.

Смена привычного пути

Измените привычный маршрут и попробуйте пойти новой дорогой. Далее вспомните все, что встретилось вам на пути, в том числе лица людей, лавочки, фонари и так далее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Памятник павшим воинам как пишется
  • Панночка как пишется правильно
  • Памятник неизвестному солдату как правильно пишется
  • Панно или панно как правильно пишется
  • Памятник воинской славы как пишется