Память священна как пишется нн

Версия для печатиPDF

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) време(н,нн)ые постройки, запакова(н,нн)ый товар, ветре(н,нн)ый день
2) устрое(н,нн)ый праздник, мороже(н,нн)ые овощи, скамейка выкраше(н,нн)а
3) выглаже(н,нн)ая рубашка, память свяще(н,нн)а, торжестве(н,нн)ый марш
4) довере(н,нн)ое лицо, мощё(н,нн)ая дорога, плетё(н,нн)ая корзина


Правильный ответ: 3

Пояснение: 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: 
выглаженная рубашка, память священна, торжественный марш;

2) объяснение условия выбора написания НН: 
выглаженная (полное страдательное причастие сов. вида, есть приставка) рубашка,
память священна (в краткой форме прилагательного, как и в полной, НН),
торжественный (отыменное прилагательное с суффиксом -ЕНН-, не исключение) марш.

Ответ может быть дан в иной формулировке.

Источник: 

ВПР 2020. Русский язык. 9(8) класс. Вариант 19

Связи с вариантами

Содержание

  1. В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»? 1) Зак
  2. Вкаком примере к выделенному слову применимо правило: «в суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква н»? 1) законы природы неизмен..ы. 2) окно было завешен..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак. 3) вадим считал, что сестра слишком ветрен..а, чтобы поручить ей серьезное дело. 4) иные говорят мудрен..о, а мысли скудные. 2. в каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) г..ревший, задр..жать, т..инственный 2) обог..щаться, прик..сновение, б..гровый 3) обозн..чать, прил..жение, обл..котившись 4) подос..лать (соломы), гиган..ский, де..сад. 3. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса. 1) 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4 4. в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у? 1) лопоч..щий малыш, музыканты услыш..т 2) скач..щих всадников, канаты удерж..т 3) щебеч..щих птиц, грибники ищ..т 4) тревож..щие новости, клокоч..т родники 5. в каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква ё? а. парч..вый, б. сгущ..нка, в. медвеж..нок, г. ноч..вка 1) б, г 2) а, в 3) б, в 4) а, б, г
  3. Ответы 7
  4. Тесты «Правописание причастий» 10-11 классы
  5. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
  6. УРОК В 10 КЛАССЕ по теме » Н НН в разных частях речи»
  7. «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»

В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»? 1) Зак

В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?
1) Законы природы неизмен..ы.
2) Окно было завешен..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак.
3) Вадим считал, что сестра слишком ветрен..а, чтобы поручить ей серьезное дело.
4) Иные говорят мудрен..о, а мысли скудные.

2. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?
1) г..ревший, задр..жать, т..инственный
2) обог..щаться, прик..сновение, б..гровый
3) обозн..чать, прил..жение, обл..котившись
4) подос..лать (соломы), гиган..ский, де..сад.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса.
1) 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4

4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1) лопоч..щий малыш, музыканты услыш..т
2) скач..щих всадников, канаты удерж..т
3) щебеч..щих птиц, грибники ищ..т
4) тревож..щие новости, клокоч..т родники
5. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Ё?
А. парч..вый, Б. сгущ..нка, В. медвеж..нок, Г. ноч..вка
1) Б, Г 2) А, В 3) Б, В 4) А, Б, Г

Источник

Вкаком примере к выделенному слову применимо правило: «в суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква н»? 1) законы природы неизмен..ы. 2) окно было завешен..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак. 3) вадим считал, что сестра слишком ветрен..а, чтобы поручить ей серьезное дело. 4) иные говорят мудрен..о, а мысли скудные. 2. в каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква? 1) г..ревший, задр..жать, т..инственный 2) обог..щаться, прик..сновение, б..гровый 3) обозн..чать, прил..жение, обл..котившись 4) подос..лать (соломы), гиган..ский, де..сад. 3. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? перебравшись через топь (1) мы увидели небольшую тропинку (2) протоптанную (3) какими-то животными (4) и углубились в чащу леса. 1) 2, 4 2) 1, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4 4. в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква у? 1) лопоч..щий малыш, музыканты услыш..т 2) скач..щих всадников, канаты удерж..т 3) щебеч..щих птиц, грибники ищ..т 4) тревож..щие новости, клокоч..т родники 5. в каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква ё? а. парч..вый, б. сгущ..нка, в. медвеж..нок, г. ноч..вка 1) б, г 2) а, в 3) б, в 4) а, б, г

Ответы 7

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

2. Найдите слово с ударением на втором слоге.

3. В каком слове звуков больше, чем букв.

4. В каком случае есть ошибки в образовании и употреблении слова.

3) река ширше пруда

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь на эскалаторе, 2) держитесь за поручни

6. Прочитайте текст. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился относительно законченный текст?

7. В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?

3) Опытный персонал пансионата сделал всё возможное, чтобы отдыхающие чувствовали себя КОМФОРТАБЕЛЬНО.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное предложение).

3) Библиотеку переселили в более худшее помещение.

9. Найдите верный ответ по определению выделенного слова как части речи.

3) в продолжение лета – имя существительное

10. Найдите слово, в котором не пишется Ь.

11. Укажите слово, где под ударением после шипящей пишется Ё.

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

3) в…твистый, оц…нить, изд…лека

13. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

14. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.

3) расхожий, беспокойный

15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е.

1) в открывшемся учреждении

16. В каком предложении в окончании глагола пропущена буква И.

3) Что услышИт скворец, то и старается повторить.

17. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква О.

2) кр…потливый, п…лотно, дем…кратический, пр…винция

18. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется одна и та же буква.

3) поДстеречь, птицевоДческий, поДбить

19. В каком слове, пропущена буква И.

20. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И.

Источник

Тесты «Правописание причастий» 10-11 классы

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. В каком ряду все слова являются причастиями?

а) перевернув, посидев, невпопад, раскидистый в) гонимый, затемнена, нагретая, назначено

б) перепрыгнувший, решаемый, вынув, несчастный г) разделенный, держащий, расставаясь, увлекая

2. Сколько причастий в двух приведенных предложениях?

Это были опаленные летним солнцем, утомленные тяжелым трудом люди. Руки их были исцарапаны, ноги испачканы землей.

3. В каком варианте форма причастия образована от глагола неправильно?

а) закрутить — закрутивший в) возвращаться — возвращающийся

б) решать — решенный г) изучать — изучавший

4. В каком варианте грамматические признаки причастия определены неправильно?

а) убранный — страдательное причастие совершенного вида, прошедшего времени

б) бегущий — действительное причастие несовершенного вида, настоящего времени

в) принятый — страдательное причастие совершенного вида, настоящего времени

г) слышавший — действительное причастие несовершенного вида, прошедшего времени.

5. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных в предложении слов?

В облике этой улицы угадываются старинные черты: кое-где сохранившиеся двухэтажные и даже одноэтажные дома с мезонинами; пустырь на месте снесенного дома и открытый двор без заборов и ворот, с разросшимися густо тополями и кленами, из-за которых виднеется обшитое желтыми досками двухэтажное здание, служившее в старину подсобным помещением, а впоследствии приспособленное под жилье.

а) сохранившиеся — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме именительного падежа, множественного числа, в предложении является определением

б) снесённого — причастие, страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме мужского рода, родительного падежа, единственного числа, в предложении является определением

в) разросшимися — причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида, возвратное, полное, в форме творительного падежа, множественного числа, в предложении является определением

г) обшитое — причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида, невозвратное, полное, в форме среднего рода, именительного падежа, единственного числа, в предложении является определением

6. B каком слове пишется буква Ю?

а) вер. щий в чудо б) но. щий зуб в) чист. щий порошок г) жал. щая оса

7. B каком слове пишется буква У?

а) чин. щий мебель б) вяж. щее средство в) ссор. щиеся дети г) стро. щийся объект

8. В каком слове пишется буква Е?

а) сдерж. нный тон б) услыш. нный звук в) замеш. нное тесто г) растер. нный взгляд

9. В каком слове пишется одна Н?

а) закопчен. ые стены б) трава подстрижен. а в) неждан. ый г) слышан. ая мною история

10. В каком слове пишется одна Н?

а) свежезаморожен. ые овощи б) швы отстроче…ы в) перевязан. ая рука г) вязан. ые бабушкой носки

11. В каком слове пишется одна Н?

12. В каком слове пишется одна Н?

а) обоснован. ый вывод б) избалован. ый ребенок в) площадь оцеплен. а г) асфальтирован. ая улица

13. В каком слове пишется НН?

а) ранен. ый боец б) кожан. ое кресло в) юн. ый возраст г) воспитан. ый человек

14. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

а) Работа выполнен. а безупречно. в) Девушка хорошо воспитан. а родителями.

б) Задача решен. а правильно. г) Учительница строга и сдержан. а.

15. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

а) Участки застроен. ы. в) Во двор въехала гружен. ая машина.

б) У работников предприятия ненормирован. ый рабочий день. г) Поля засеян. ы пшеницей.

16. В каком ряду есть «третье лишнее»?

а) куплен. ые книги, избалован. ый ребенок, сушен. ые на солнце яблоки

б) нехожен. ые тропы, незван. ые гости, трава скоше. а

в) подписан. ый договор, решен. ая задача, желан. ый ребенок

г) исключен. ый из школы, коротко стрижен. а, бешен. ая скорость

Источник

УРОК В 10 КЛАССЕ по теме » Н НН в разных частях речи»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ ПАРАЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ УРОК.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двадцать шестое февраля

Параолимпийский или паралимпийский

Смелость,Равенство,Решимость,Вдохновение-ценности Паралимпийского движения!

Первые Паралимпийские игры, состоялись в Риме в 1960 году. Само понятие «паралимпийский» вошло в спортивную практику только в 1964 году.

Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в 1988 году в Сеуле.

Паралимпийские зимние виды спорта

Керлинг на колясках Камень для керлинга весит как почти 20 кирпичей!

На фото: призеры соревнований по биатлону в гонке на 12,5 км сидя на X Зимних Паралимпийских играх (слева направо): Роман Петушков (бронза) Ирек Зарипов (золото) и Владимир Киселев (серебро).

2010 год – Паралимпийские игры в Ванкувере.

. Выразительно прочитайте текст Первые зимн… Паралимпийские игры по…вились на свет в 1976 году. Флаг нашей страны (в)первые был поднят на IV Паралимпийских играх состоявшихся в 1988 году в Инсбруке. Но (по) настоящему сенсацио (н, нн) ым стало выступление нашей команды на Играх 2010 года в Ванкувере: 38 м…далей, в том числе 12 з…л…тых, 16 серебря(н,нн)ых и 10 бронзовых. Наши спортсмены-паралимпийцы гордость российского спорта! Они док…зали что человек может все и даже больше. И пок…зали что (не)условия важны а стремление к побед… и огромная сила воли.

Тема. Правописание Н и НН в словах разных частей речи.

1) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”? 1. Цветы можно поливать кипяче..ой водой. 2. На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей. 3. Улица блистала, устла..ая снежным ковром. 4. Низина утонула в тума..ой дымке.

2) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н”? 1. Законы природы истин…ы. 2. Окно было завеше..о темной тканью, и в комнате стоял полумрак. 3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьезное дело. 4. Иные говорят мудре..о, а мысли скудные.

3) Задание: в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”? 1.Хозяйка приступила к выполнению других намече…ых планов. 2) В окно заглядывает груст. ое осе…ее солнце 3. Издалека виден позолочё…ый купол колокольни Ивана Великого. 4. На большие столы без скатертей поставили по нескольку краше. ых мисок с жидкою кашицей..

4) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква НН? Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города. 1) 1, 2; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

5) Задание: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой. 1) 1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3.

Выбранный для просмотра документ УРОК В 10 КЛАССЕ по теме Н НН в разных частях речи.docx

Тема. Правописание Н и НН в словах разных частей речи. 10-й класс

Повторить правописание наречий, Н И НН в различных частях речи, изученное в 5-7-х классах;

Учить видеть данные орфограммы в слове, тексте и применять их при письме;

Готовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

Произвести синтез знаний по теме на основе анализа отдельных его составляющих.

Развивать умения писать связный текст на заданную тему.

Воспитывать интерес к русскому языку через межпредметную связь

Прививать чувства патриотизма, уважения к людям, обладающих мужеством и силой воли

Форма урока – урок-обобщение

Работа с презентацией «Паралимпийские игры»

Каждый спортсмен-паралимпиец – по-своему уникальная личность. У каждого из них за плечами непростая судьба, полная трудностей, боли и отчаяния. Одно то, что они сумели преодолеть все невзгоды и не отступили перед препятствиями, делает всех их победителями вне зависимости от того, какое место они займут в итоговом протоколе паралимпийских состязаний.

Словарная работа: параолимпийский или паралимпийский

I. Работа с текстом, создание ситуативной задачи.

Первые зимн… Паралимпийские игры по…вились на свет в 1976 году. Флаг нашей страны (в)первые был поднят на IV Паралимпийских играх состоявшихся в 1988 году в Инсбруке.

Но (по) настоящему стало выступление нашей команды на Играх 2010 года в Ванкувере: 38 медалей, в том числе 12 з…л…тых, 16 серебря(н,нн)ых и 10 бронзовых.

Наши спортсмены-паралимпийцы гордость российского спорта! Они док…зали что человек может все и даже больше. Ещ… раз показали что (не)условия важны а стремление к побед… и огромная сила воли.

3 группы – по одному абзацу

Расставьте и объясните пропущенные знаки препинания,

Объясните правописание пропущенных орфограмм

Выпишите слова сенсационным, серебряных и сделайте морфемный разбор данных слов.

Вот мы и подошли к теме нашего урока, сформулируйте её сами.

Подумайте и определите
– тему урока
(Слайд 2)
– задачи, которые стоят перед нами?

А теперь соберите свой дух, волю и разум и на штурм одной из самых трудных орфограмм русского языка

Перед вами листы с таблицами, в которых есть только подсказки – слова с н нн.

Ваша задача – сформулировать свод правил по теме «Н НН в различных частях речи»

1. Словарная диктовка.

Задание: объяснить правописание Н и НН.

Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

5. Распределительный диктант.

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

Ключ к правильному ответу. Слайд №9.

Краткое причастие краткое прилагательное

Ответ запутан память священна

Население собрано походка медленна

Помощь обеспечена даль туманна

Бойцы ранены положение бедственно

Вина доказана дорога пустынна

Работа с омонимичными частями речи.

(подсказка: к кр. прич. можно поставить вопрос что сделана?)

Сегодня мы говорим об олимпиаде, было бы непростительно, если бы мы, потренировавшись, не посоревновались на скорость выполнения заданий. Устроим эстафету ЕГЭ.

1) Задание : в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе полных страдательных причастий прошедшего времени пишется НН”?

1. Цветы можно поливать кипяче..ой водой.
2. На письме..ом столе лежат стопки ученических тетрадей.
3. Улица блистала, устла..ая снежным ковром.
4. Низина утонула в тума..ой дымке.

2) Задание : в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется Н”?

3 ) Задание : в каком примере к выделенному слову применимо правило: “В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несов. вида, пишется Н”?

1.Хозяйка приступила к выполнению других намечен…ых планов.

3. Издалека виден позолочё..ый купол колокольни Ивана Великого.
4. На большие столы без скатертей поставили по нескольку краше. ых мисок с жидкою кашицей..

4) Задание : в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква НН?

Искусно выполне(1)ые кова(2)ые балко(3)ые решётки Петербурга – одно из украшений города.

1) 1, 2; 2) 2; 3) 2, 3; 4) 1, 3.

5) Задание : в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределе(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1; 2) 2; 3) 1, 2; 4) 1, 2, 3.

Ключи: 1 – 3, 2 – 2, 3 – 4, 4 – 4, 5 – 2

Выписать в два столбика только номера примеров с НН в словах.

1 вариант. 2 вариант.

Лома…ая линия 1. Гримирова…ый артист

Запута…ые нитки 2.Каша сваре…а

Кафе – мороже…ое 3. Работали напряжё…о

Маши…ое отделение 4. Замороже…ое филе

Комната завале…а книгами 5. Копчё…ая колбаса

Тума…ая мгла 6. Ветря…ая мельница

Масл…ые краски 7. Масле…ая каша

Жить в гости…ице 8. Вяза…ый на спицах шарф

Кваше…ая капуста 9. Незаслуже…ая обида

Неслыха…ая дерзость 10. Непаха…ое поле

Работы сдать учителю.

1 вариант: 2,4, 6, 10 2 вариант: 1, 3, 4, 8, 9,

Сигнальными карточками показать, как усвоен материал:

Розовые карточки – хорошо усвоили

Белые – некоторые вопросы ещё вызывают трудность.

КАКИЕ вопросы вызывают трудность?

Безусловно, подобные соревнования очень нужны как самим спортсменам, так и всем остальным инвалидам, для которых истории паралимпийцев могут стать отличным жизненным примером. Но еще больше Паралимпиада нужна здоровым людям – чтобы лишний раз вспомнить о том, какие сильные духом люди живут рядом с нами и как редко мы уделяем должное внимание их проблемам. И тогда наши проблемы покажутся мелкими и решаемыми.

Потерян навсегда лишь тот, в ком угаснет стремление

Выразительное чтение наизусть стихотворения Дмитрия Поздеева

Бежит мальчишка возбужденно после школы
Не в интернет-салон, не к другу, а домой…
С работы папа возвращается веселый
И- к телевизору, где сын- как заводной…

Профессор, плача, обнял за плечи студента
Перед экранами спортивного кафе,
И лейтенант в пылу забыл о комплиментах,
О даме сердца, кобуре и галифе…

Отцы и дети, профессура и студенты,
Зятья и тещи, разногласия забыв,
Кричат, волнуются под гром аплодисментов,
Иль верят в чудо, злому року супротив…

-Мальчишки, милые, девчоночки родные,
Ну, постарайтесь. Знаем: очень тяжело…
Но как же хочется победный гимн России
В эфире слышать, всем завистникам назло.

(даны слова в два столбика по орфоэпии, отвечают по 1 человеку от каждого варианта ( дуэль – кто грамотнее?), их рецензирует 1 уч-ся от класса).

Источник

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Теория к заданию 15 из ЕГЭ по русскому языку

Правописание Н и НН в существительных
НН пишется:
1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н:
Например: конница, бесприданница, малинник
2) если существительное образовано от прилагательного или от причастия, имеющего нн:
Например: современник, торжественность
Н пишется:
Если существительное образовано от основы прилагательного с одним н
Например: песчаник, пряности, юность
Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)
НН пишется:
1) в прилагательных, образованных от имен существительных и прилагательных с помощью суффиксов -енн-, -онн-.
Например: революционный, временный, здоровенный
Исключение: ветреный
2) в прилагательных, образованных от существительных с основой на при помощи суффикса -н-.
Например: длинный, туманный, чугунный
Прилагательные бараний, тюлений, свиной и подобные пишутся с одной н, так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса-j-.
Прилагательные пряный, румяный, юный пишутся с одной н, так как это непроизводные прилагательные.
Н пишется:
Н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-,-ян-.
Например: мышиный, гусиный, водяной
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НН пишется:

1) полные страдательные причастия прошедшего времени.
Например: закрученный, откопанный, купленный
2) в прилагательных на -ованный, -ёванный, -еванный.
Например: маринованный, корчёванный, асфальтированный
Н пишется:
1) в отглагольных прилагательных
Например: беленые стены, груженый вагон
2) в кратких причастиях
Например: сделан, освоены, окрашено
конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье, гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный, латаный-перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-перечитаный, штопаный-перештопаный, желанный, жданный, надёванный, неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный, долгожданный, доморощенный.
Правописание Н и НН в наречиях
В наречиях пишется столько н, сколько их пишется в слове, от которого наречие образовано.
Например: нечаянно (нечаянный), путано (путаный), ветрено (ветреный)

Конспект, презентация по русскому языку в 11 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи..doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. СИБИРСКИЙ»

Урок русского языка в 11 классе

Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

Подготовила и провела учитель I квалификационной категории: Стенникова Юлия Владимировна

Тема урока. Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок — практикум

Цель урока: систематизация и обобщение правил правописания Н и НН в словах разных частей речи.

1. систематизировать правила правописания -Н- и -НН- в разных частях

2. расширить полученные сведения о правописании -Н- и -НН- в

наречиях, прилагательных и причастиях;

3. совершенствовать орфографическую, пунктуационную и речевую

Результаты обучения: овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания.

развитие умения разграничения и опознавания языковых единиц (в частности, кратких причастий и кратких прилагательных, кратких причастий и наречий);

развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов;

овладение нормами литературного языка;

обогащение словарного запаса школьников

воспитание любви к родному русскому языку;

воспитание у учащихся чувства языка, внимания к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом;

формирование верной позиции учащихся, зоркости и внимательности в работе над тестовыми заданиями.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная

презентация, раздаточный материал, карточки, тесты, учебники и рабочие

тетради, папка для подготовки к ЕГЭ.

I. Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Актуализация знаний.

Определение темы урока.

Пришли сюда мы на урок, чтобы компьютер нам помог

В проблеме важной разобраться и никогда не ошибаться.

Пишите тему вы в тетрадь, чтобы быстрей урок начать.

Хочу, чтоб ясно стало всем, одну писать или две Н. (Слайд)

Запись темы урока, обращение к классу.

— Как вы думаете, каковы задачи нашего урока? Сформулируйте. (Повторить правила правописания Н и НН в разных частях речи)

— Что мы ещё должны научиться различать?

Обобщение учителя: систематизация правил (их не меньше 11), разграничение языковых единиц в связи с данной орфограммой, подготовка к выполнению частей А, В и С.

Орфоэпическая разминка. (Устно). Коллективная работа. (Слайд)

Учитель: Произнесите слова соответственно орфоэпическим нормам (учащиеся называют слова по очереди, учитель комментирует произношение слов учащимися)

Квартал Языковые (явления)

Создано Языковая (колбаса)

Учитель: Назовите слова, в которых встречается орфограмма «Правописание Н и НН в разных частях речи», объясните правописание этих слов.

(избалованный – полное причастие, образовано от глагола совершенного вида — пишем –НН-; создано – краткое причастие – пишем –Н-; длинно – краткое прилагательное, образованное от прилагательного длинный – пишем –НН-; созданный — полное причастие, образовано от глагола совершенного вида — пишем –НН-; кухонный – полное прилагательное, образованное от существительного с основой на –н – пишем – НН-.

Лексико-орфографическая работа. Коллективная работа. (Слайд)

Учитель: Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в тетрадь, устно объясните лексическое значение слов.

Экстре(н,нн)ый, некр…лог, д…пломант, д…пломат, ч…столюбивый, , а(н,нн)отация, мент…литет, иску…твенный , дил…тант, инт…(л,лл)…генция, аббр…виатура, .

(Для справок: экстренный – срочный, некролог — посмертная статья, дипломант- победитель творческого конкурса, дипломат — международный политик, честолюбивый — стремящийся к известности, славе; аннотация- краткое пояснение к книге, менталитет- склад ума, способ мышления; искусственный – не природный, сделанный наподобие подлинного; дилетант- поверхностно знакомый с какой-либо областью деятельности, интеллигенция – образованная часть общества, аббревиатура- сложносокращенное слово, состоящее из начальных букв или звуков).

Учитель: Назовите слова, в которых встречается орфограмма «Правописание Н и НН в разных частях речи», объясните правописание этих слов.

III . Работа по систематизации и обобщению знаний по теме: «Правописание Н и НН в суффиксах различных частей речи».

1. Теоретическая зарядка. Фронтальная работа.

Учитель:

В написании каких частей речи мы можем сомневаться: писать –Н- или –НН-?

Когда в прилагательных пишется НН?

Каковы исключения из этого правила?

Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -Н от

Листы – памятки на столах у учащихся.

-Н- и -нн- в суффиксах прилагательных

В отыменных прилагательных:

а)с суффиксами -ан-, -ян- :

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный;

б) в отыменных прилагательных с суффиксом -ин-:

в отглагольных прилагательных :

а) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах -ен-, -ён-, -ан-, -ян- :

Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный

б) в составе сложных слов:

В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки », « латаная-перелатаная шуба », « ношеный-переношеный костюм »,

« штопаные-перештопаные носки » и т.п. во второй части сложных образований , несмотря на приставку, пишется одна н .

на стыке корня и суффикса:

в отыменных прилагательных с суффиксами -енн- и -онн-:

в суффиксах -енн- , -ённ-, -анн-, -янн- в отглагольных прилагательных, образованных от форм совершенного вида:

названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)

в отглагольных прилагательных с суффиксами -ованн-(-ёванн-):

В прилагательных кованый, жеваний пишется одно н.

2. Диагностический контроль (с целью выявления «слабых мест»). Коллективная работа (устно). (Слайд)

Прочитайте словосочетание. Какой частью речи является слово с пропущенной орфограммой? Сколько –Н – нужно написать в слове?

Свяще…ый долг, рискова…ый шаг, посаж…ый отец, уютная гости…ая, серебря…ый браслет, зва…ый ужин, нечая…ая радость, домотка…ый ковёр, прида…ое невесты, взволнова…ое лицо, правле…ый автором текст, масля…ые краски, масле…ый блин, ветре…ая погода, девушка хорошо воспита…а, встреча прошла организова…о, высуше…ое бельё.

Священный долг, рискованный шаг, посаженный отец, уютная гостиная, серебряный браслет, званый ужин, нечаянная радость, домотканый ковёр, приданое невесты, взволнованное лицо, правленный автором текст, масляные краски, масленый блин, ветреная погода, девушка хорошо воспитана, встреча прошла организованно, высушенное бельё.

3. Орфографическая задача по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Детство».

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Каждому ученику роздан текст, работают на листах ручкой.

Прочитайте текст, в словах с пропущенными буквами вставьте –Н- или –НН-.

Иногда я заставал Карла Ивановича в такие минуты, когда он, сидя на кожа…ом диване, не читал: очки спускались ниже на большом орли…ом носу, губы грустно улыбались. В комнате тихо. На одной стене висели ландкарты, все почти изорва…ые, но искусно подклее…ые рукой Карла Ивановича. На другой стене были две линейки: одна изреза…ая, наша, другая новенькая, дли…ая и чистенькая.

В середине комнаты стоял стари…ый деревя…ый стол, покрытый оборва…ой черной клеенкой, из-под которой виднелись края, изреза…ые перочи…ыми ножами.

Кругом стола было несколько некраше…ых табуретов, залакирова…ых от долгого употребления.

Прослушивание ответа – 1 ученик, остальные проверяют, карандашом исправляют и сдают учителю.

Текст для проверки:

Иногда я заставал Карла Ивановича в такие минуты, когда он, сидя на кожаном диване, не читал: очки спускались ниже на большом орлином носу, губы грустно улыбались. В комнате тихо. На одной стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукой Карла Ивановича. На другой стене были две линейки: одна изрезанная, наша, другая новенькая, длинная и чистенькая.

В середине комнаты стоял старинный деревянный стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой виднелись края, изрезанные перочинными ножами.

Кругом стола было несколько некрашеных табуретов, залакированных от долгого употребления.

4.Физминутка. Гимнастика для глаз.

5.Составление алгоритма. Групповая работа.

Как отличить краткое причастие от краткого прилагательного, и сколько Н писать в обоих случаях? Алгоритм №1. (Слайд)

(Учащиеся обсуждают и составляют алгоритм в группе).

I . Если слово заменяется глаголом (прочитали),

значит, это краткое причастие

следовательно, пиши Н ( прочитана).

II . Если слово нельзя заменить глаголом,

замени синонимом (умна, эрудированна)

следовательно, это краткое прилагательное – пиши НН

6. Распределительный диктант. Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой по ключу. (Слайд)

Учитель: Распределите данные словосочетания в два столбика: словосочетание с кратким причастием и кратким прилагательным

Ответ запута…, память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, помощь обеспече…а, даль тума…а, бойцы ране…ы, вина доказа…а, положение бедстве…о, дорога пусты…а.

Учитель: Проверьте себя по ключу

Ключ к правильному ответу. ( Слайд)

Краткое причастие Краткое прилагательное

Ответ запутан память священна

Население собрано походка медленна

Помощь обеспечена даль туманна

Бойцы ранены положение бедственно

Вина доказана дорога пустынна

7.Составление алгоритма. Групповая работа.

Учитель: Как различать наречия и краткие причастия (прилагательные)?

Алгоритм №2. (Слайд)

Ученики обеспече…ы учебниками?

(Учащиеся обсуждают и составляют алгоритм в группе).

I . Если слово отвечает на вопрос: КАК?

значит, это наречие

следовательно, пиши НН ( обеспеченно ).

II . Если слово отвечает на вопрос: каков? что сделан?

следовательно, это краткое причастие – пиши Н (обеспечены ).

8. Работа по учебнику на закрепление алгоритма.

Учитель: Откройте учебник на стр. 78, упр. 159. Найдите в данном отрывке наречие и краткое причастие, объясните написание – Н- и –НН-.

Наречие – (как?) – неотёсанно краткое причастие – (каково? что сделано?) – заключено.

IV . Итоговое обобщение.

Тестовый контроль. Индивидуальная работа (по вариантам).

Учитель: Выпишите только номера примеров с НН в словах.

1 вариант. 2 вариант.

Лома…ая линия 1. Гримирова…ый артист

Запута…ые нитки 2. Каша сваре…а

Кафе – мороже…ое 3. Работали напряжё…о

Маши…ое отделение 4. Замороже…ое филе

Комната завале…а книгами 5. Копчё…ая колбаса

Тума…ая мгла 6.Ветря…ая мельница

Масл…ые краски 7. Масле…ая каша

Жить в гости…ице 8. Вяза…ый на спицах шарф

Кваше…ая капуста 9. Незаслуже…ая обида

Неслыха…ая дерзость 10. Непаха…ое поле

Работы сдать учителю.

(Ключи к ответам: 1 вариант: 2,4, 5, 10; 2 вариант: 1, 3, 5, 8, 9)

Индивидуальная практическая работа (тестовые задания из вариантов ЕГЭ) Учащиеся выполняют работу самостоятельно на оценку.

Тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание А13. Буквы Н и НН в различных частях речи».

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась раскраше(2)ая тесовая изба, которая была выстрое (3)а как настоящий русский терем.
1) 1
2) 1,2
3) 3
4) 1,2,3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
По мнению М.Ю. Лермонтова, ярко одарё(1)ая личность в кругу ничтожеств обрече(2)а на непонимание и одиночество, а если ведёт себя соответстве(3)о «нормам» этого общества, то и на постепе(4)ое самоуничтожение.
1) 1,2
2) 2
3) 3,4
4) 1,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Образ «машины времени», восходящий к Г. Уэллсу и его одноимё(1)ому роману, не был случайным для В. Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, носили технологический характер и были связа(3)ы с надеждами на развитие технического прогресса.
1) 1,3
2) 2
3) 3
4) 1,2,3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.
1) 1
2) 1,2,3
3) 1,2
4) 2,3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Повесть А. Платонова «Ювенильное море» была написа(1)а в условиях, когда под влиянием глубоких внутре(2)их переживаний писатель в значительной мере изменил свою художестве(3)ую систему.
1) 1
2) 2,3
3) 1,3
4) 1,2,3

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Монументальная композиция выполне(1)а из камня и подчине(2)а общему замыслу — идее утверждения России на реках и морях, в торговле и вое(3)ых делах.
1) 1,2
2) 2
3) 3
4) 1,2,3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На картине хрупкий точё(1)ый силуэт девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.
1) 1
2) 2,3
3) 3
4) 1,3

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
И густое молоко, льющееся из глиня(1)ого кувшина, и пышный каравай в искусно сплетё(2)ой корзине, и сползающая салфетка выписа(3)ы художником во всех деталях и с особой выразительностью.
1) 1
2) 1,3
3) 1,2
4) 1,2,3
Контрольный листок учителя с правильными ответами:

V . Домашнее задание. (Дифференцированное)

Повторить материал памятки, полученной на уроке и правило на стр. 78,

выполнить творческое задание.

Для слабого учащегося — задание: Из изученных в этом учебном году произведений А.М.Горького выписать 5 сложных предложений со словами на повторяемую орфограмму, выполнить частичный морфологический разбор этих слов (определение части речи и непостоянных признаков).

Для остальных учащихся – задание: составить словарный диктант 25 слов по повторяемым на уроке орфограммам, используя прочитанные в этом учебном году произведения А.М.Горького. Слова распределить по группам:

Прилагательные с -Н- Прилагательные, причастия с -НН-

Краткие причастия с -Н- Наречия, краткие прилагательные с -НН-

VI . Подведение итогов.

Уже к концу подходит наш урок.

Пришла пора нам подвести итог.

Надеюсь, что теперь чуть легче будет вам

Писать одну из самых сложных орфограмм!

Выявление степени участия на уроке. Выставление оценок.

(Пока учащиеся выполняют тестовую работу, учитель оценивает работу каждого ученика по таблице)

Урок по русскому языку в 11-м классе «Одна и две буквы Н в разных частях речи» с презентацией

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

ТДЦ

  • Обучающая: обобщить и систематизировать знания о правописании Н и НН в разных частях речи.
  • Развивающая: создать мотивационную основу для обобщения учебного материала, развивать умение самостоятельно работать с текстом; работать в паре; оценивать свою учебную деятельность и деятельность своего партнёра; развивать диалогическую и монологическую речи обучающихся (работа над связным высказыванием на лингвистическую тему); развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление.
  • Воспитывающая: вырабатывать внимательность и собранность, аккуратность и добросовестность, ответственность за результаты своего труда, воспитывать чувство прекрасного.

Обучающие задачи для учащихся:

Знать:

  • условия выбора Н и НН в разных частях речи.

Уметь:

  • определять части речи;
  • различать отыменные и отглагольные прилагательные, отглагольные прилагательные и страдательные причастия;
  • использовать слова на изученную орфограмму в своей речи.

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Садитесь, ребята. Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку. А теперь посмотрите на меня, улыбнитесь. Готовы ли вы сегодня сотрудничать со мной?
– Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ЕГЭ.

2. Актуализация опорных знаний

В суматохе дней, в суматохе ночей мы порою не видим,
Как прекрасна земля, как прекрасен ручей
После долгой зимы вьюжной…

– А зима!? Какое это прекрасное время года! Замечаете ли вы, ребята, удивительное в зимней немногоцветной природе?
– Давайте обратимся к «зимним» словам.

1) Орфографическая разминка

Цель: вспомнить правила правописания Н и НН в разных частях речи
Задание: объясните написание данных на слайде слов с Н и НН (устно)

Серебря(н, нн)ый иней, запороше(н, нн)ые снегом, скова(н, нн)а льдом, околдова(н, нн) невидимкой, окута(н,нн) меховым одеялом. Приложение 1 (ключ – слайд 2)
– На какие правила даны слова?

2) Формулировка темы и целей урока совместно с детьми. (Слайд 3, 4)
(запись даты, темы)

3) Обращение к обобщающей таблице «Н и НН в разных частях речи» (на столах учащихся)

Н и НН в прилагательных, отглагольных прилагательных, страдательных причастиях прошедшего времени; причастиях, которые перешли в разряд прилагательных

Н

ННПрилагательные, образованные от существительных1) -ин-, -ан-, -ян-
журавлиный
глиняный
кожаный

2) краткая форма:
столько, сколько в полной
сильный – сильна1) -онн-, -енн-
экскурсионный
соломенный

2) основа на Н + суф. Н
камень – камен+ный

3) краткая форма:
столько, сколько в полной
туманная – туманнаОтглагольные прилагательные1) от глаголов несов. вида
вязаный (вязать)
2) нет приставки
вязаный
3) нет зависимого слова
вязаный шарф
4) нет – -ова-, -ева-, -ирова-
вязаный

_______________Страдательные причастия прошедшего времени1) краткая форма

связан
покрашен1) полная форма
(от глаголов сов. вида)
связанный (связать)
2) есть приставка
покрашенный
3) есть зависимое слово
(от глаголов несов. вида)
вязанный спицами шарф
4) есть – -ова-, -ева-, -ирова-
маринованный
асфальтированныйПричастия, которые перешли в разряд прилагательных

___________

2) краткая форма
девочка рассеянна

Запомнить .

Жёваный, кованый, смышлёный, незваный, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный.

– Вывод о правописании Н и НН в разных частях речи.
– Чтобы не ошибиться в правописании Н и НН в разных частях речи, нужно сначала определить часть речи, а затем применить правила правописания, которые, как вы видите, у каждой части речи свои.

4) Работа с алгоритмом «Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях» (на столах учащихся).

5) Повторение способа действия для разграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий.

Девочка рассеянна и невнимательна. (Рассеянна – можно заменить полным прилагательным рассеянная. Следовательно, это краткое прилагательное, в котором пишется столько Н, сколько в полной форме)
Семена рассеяны по полю. (Рассеяны – сказуемое, его можно заменить глаголом рассеяли. Следовательно, это краткое причастие, в котором всегда пишется Н)
Он рассеянно смотрел по сторонам. (Смотрел как? – обстоятельство образа действия, выраженное наречием; его можно заменить наречием невнимательно. Следовательно, рассеянно – наречие, в котором пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.)

3. Обобщение и систематизация материала

1) Тренировочные упражнения

– Сейчас выполним ряд упражнений на совершенствование знаний.

Карточка №1

А) Работа в паре.

Цель: отличать отглагольные прилагательные от причастий.

Задание: списать, раскрыв скобки, обосновывая свой выбор. У1 – по цифрой 1, У2 – под цифрой 2; обменяться тетрадями, произвести взаимопроверку и взаимооценку по ключу.

1) Косить – коше(н,нн)ый луг, скоше(н, нн)ая трава, трава не скоше(н, нн)а, невыкоше(н, нн)ый луг, некоше(н,нн)ый луг.
2) Золотить – золочё(н, нн)ая брошь, позолоче(н, нн)ая рама, рама позолоче(н, нн)а.
(Слайд 5)

Вывод о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Карточка №2

Б) Самостоятельная работа

Цель: уметь определять части речи; различать краткие отглагольные прилагательные, причастия и наречия.

Задание: списать, раскрыть скобки, определить часть речи, обосновать свой выбор, произвести самопроверку и самооценку по ключу. (Слайд 6)

  • Дело чрезвычайно запута(н,нн)о.
  • Ответ звучал запута(н, нн)о и непродума(н, нн)о.
  • Все детали операции были тщательно продума(н, нн)ы.
  • Его ответы были точны и продума(н, нн)ы.
  • На столе стояла глиня(н, нн)ая фигурка обезьянки.

Вывод о правописании Н и НН в отыменных прилагательных, кратких отглагольных прилагательных, причастиях, наречиях.

В) Просмотр картин, устное рисование с использованием систематизированных правил.
(Слайды 7-11)

– Давайте прикоснёмся к искусству, рассмотрим репродукции картин И.И.Шишкина, мастера пейзажной живописи, который очень любил северную природу и написал много картин о разных временах года.

2) Работа по разноуровневой карточке.

Карточка №3

Разноуровневая карточка

Задания по выбору.

Цель: уметь определять части речи, применять правила правописания Н и НН в разных частях речи.
Задание: списать, вставить Н или НН, определив часть речи. Самопроверка по ключу.

Величаво и торжестве..о возвышается могучее, гордое дерево. Тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украше..ой ризой свяще..ика, прогибает нижние ветки, похожие на натруже..ые, изможде..ые руки, почти до земли. Лу..ый свет освещает мрачное ущелье, тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит первозда..ый снег на сосне и вокруг.
Полное замороже..ое безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти. Лишь одинокая сосна-«мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире. (Слайд 12)

Цель: различать отыменные и отглагольные прилагательные, отглагольные прилагательные и страдательные причастия, наречия.
Задание: используя данные ниже словосочетания, составьте предложения; обоснуйте выбор Н и НН.

Величестве(н,нн)ая сосна; таинстве(н,нн)о мерцающий снег; небо таинстве(н,нн)о; заснеже(н,нн)ая скала; тень дли(н,нн)а; ствол укута(н,нн)ый, облепле(н,нн)ый снежными хлопьями; укута(н,нн)ы, придавле(н,нн)ы снегом; медле(н,нн)о, со(н,нн)о проплывают; лу(н,нн)ый свет.

Цель: использовать данную орфограмму в речи.
Задание: составьте текст по заданному началу, объясните написание Н и НН в словах разных частей речи.

Смотрю на картину Шишкина «На севере диком…» и чувствую морозную свежесть, головокружение от этой звонкой тишины и спокойствия. Я испытываю неопределе(н,нн)ое, загадочное желание оказаться там, внутри…

4. Контроль и коррекция знаний

Тест. Н и НН в различных частях речи (задания части А (А12)

1. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

А) ути. ые истории
Б) чище. ая морская рыба
В) проштампова. ое письмо
Г) колено раздробле…о

2. На месте каких цифр в предложениях пишется две буквы НН? Необразова(1 )ые люди часто бывают невежестве(2)ы и ограниче(3)ы. Участники эксперимента были ограниче(4)ы во времени. Ответы ученика были весьма неувере(5)ы.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На картине, писа(1)ой масля(2)ыми красками, были изображе(3)ы дикови(4)ые фрукты, а на льня(5)ой скатерти, тка(6)ой шёлком, была поставле(7)а китайская ваза.

– Самопроверка, самооценка по ключу. Ответ: 1 – В, 2 – Г, 3 – Б (слайд 13)

5. Выводы по уроку, рефлексия, оценки (Слайд 14)

Закончить урок хочу на лирической ноте, прочитав строчки, напетые мне нашей природой:

В нашем заснеженном краю,
Где каждая берёзка – королева,
Где кедры, сосны, ели, как в раю,
Нам настежь открывают свои двери,
Мне хочется творить, любить и верить.

– Я желаю вам успехов, творчества, запишите домашнее задание.

6. Информация о домашнем задании (Слайд 15)

1) Выучить таблицу
2) На выбор: составить словарный диктант на обобщённое правило, составить предложения или связный текст на тему «Северная зима» или сочинить стих.

При подготовке к учебному занятию использована следующая литература и Интернет-ресурсы:

источники:

http://infourok.ru/konspekt-prezentaciya-po-russkomu-yaziku-v-klasse-po-teme-pravopisanie-n-i-nn-v-suffiksah-razlichnih-chastey-rechi-257000.html

http://urok.1sept.ru/articles/624187

священна — кр. прилагательное, жен. p., ед. ч.

Часть речи: прилагательное

Сравнительная степень:
священнеесвященней

Часть речи: кр. прилагательное

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В этой статье мы рассмотрим все правила и исключения, которые касаются правописания Н и НН. Каждое из них разберем на примере, чтобы наглядно показать, как оно работает. Читайте до конца — там вас будет ждать сводная таблица по этой теме.

НН и Н в отыменных прилагательных

Когда в отыменных прилагательных нужны НН

Разберем случаи, в которых принято ставить двойную Н в прилагательных, которые образовались от имен существительных.

  1. Когда основа производящего слова оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -н-.

    Когда в отыменных прилагательных нужны НН. Пример 1

  2. Когда в отыменном прилагательном есть суффикс -онн- или -енн-.

    Когда в отыменных прилагательных нужны НН. Пример 2

    Исключение: ветреный (человек).

Обратите внимание!

В прилагательных, которые образованы от слова ветер приставочно-суффиксальным способом, пишется НН: заветренный, безветренный и т. д.

Пройдите тест и узнайте, какие темы отделяют от пятёрки по русскому

Когда в отыменных прилагательных нужна Н

Теперь поговорим о том, в каких ситуациях нужно писать одну букву Н в прилагательных, образованных от существительных.

  1. Когда основа производящего существительного оканчивается на -н и в отыменном прилагательном есть суффикс -ий.

    Когда в отыменных прилагательных нужна Н. Пример 1

  2. Если в прилагательном есть суффиксы -ин-, -ан- или -ян-.

    Когда в отыменных прилагательных нужна Н. Пример 2

    Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Их легко выучить по напоминалке «старинное окно»: на нем есть стекло, оловянные ручки и деревянные рамы.

Обратите внимание!

В кратких формах отыменных прилагательных и в наречиях нужно ставить столько же Н, сколько в их полных формах.

Проверьте себя

Прочтите прилагательные ниже и расставьте в пропущенных местах Н или НН. Объясните, почему выбрали тот или иной вариант.

Сенсацио__ый, вентиляцио__ый, тигри__ый, апелляцио__ый, смоля__ой, змеи__ый.

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН

Разберем все случаи, когда нужно ставить удвоенную Н в этих частях речи.

  1. Если отглагольное прилагательное или причастие образовано от глагола совершенного вида, пишется НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 1

    Исключения: раненый, посажёный, названый (брат).

  2. Если в слове есть любая другая приставка, кроме не-, стоит писать НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 2

  3. Если в слове есть суффикс -ова-, -ева-, -ирова-, нужно писать НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 3

    Исключения: кованый, жеваный, клеваный.

  4. Если у отглагольного прилагательного или причастия есть зависимые слова, в нем пишут НН.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужны НН. Пример 4

Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н

Теперь обсудим случаи, когда в словах тех же частей речи нужно писать одну букву Н.

  1. Одна Н пишется в кратких причастиях.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н. Пример 1

  2. В отглагольных прилагательных, которые образовались от глаголов несовершенного вида, без приставок и зависимых слов, следует писать одну Н.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н. Пример 2

    Исключения: медленный, желанный, отчаянный, деланный, священный, читанный, данный, чеканный, окаянный, жеманный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, неожиданный.

  3. В сложных прилагательных, которые образованы из двух слов, с приставкой пере- во второй части тоже пишется одна Н.

    Когда в отглагольных прилагательных и причастиях нужна Н. Пример 3

Проверьте себя

Прочтите прилагательные и причастия ниже, расставьте в пропущенных местах Н или НН. Объясните, почему выбрали тот или иной вариант.

Перекраше__ый, рассея__ый, услыша__ый, отчая__ый, недавно краше__ый стол.

Чтобы вам было удобнее возвращаться к правописанию удвоенной Н, мы собрали все правила в одну сводную таблицу ниже. Пользуйтесь!

Правила написания Н и НН в различных частях речи

Изучайте правописание Н и НН в разных частях речи вместе с нами в онлайн-школе русского языка Skysmart. На вводном занятии методист поможет ученику определить уровень знаний и настроить программу под цель. Мы поможем разобраться в этой и других сложных темах, чтобы улучшить оценку в школе и полюбить предмет.

-нн-или-н- зависит от вида,а в русском языке есть двувидовые глаголы:1) старые русские и старославянские глаголы (их около 60) различного морфемного строения, например: велЕть, женИть, казнИть, обещАть, наследОВАть, мОлвить, рАнить,сочетАть; 2) заимствованные основы, оформленные русским суффиксом -ОВА-с иноязычными наращениями ^ -ИЗОВА-; -ИРОВА-; -ИЗИРОВА-; -ФИЦИРОВА-. Примеры: рекомендовать, ревизовать, игнорировать, систематизировать, газифицировать. Это глаголы 3-его продуктивного класса. Современные толковые словари фиксируют более 600 таких глаголов без учёта терминологической и узкоспециальной лексики
лимитировать, транслировать, активизировать, стабилизировать, исследовать, использовать, организовать и под.).
Иногда трудно определить вид глагола, поэтому принимают решение писать единообразно формы, образованные от двувидовых глаголов: ранить — раненый с одной -н- в отличие от причастия раненный кем-то, а вот этот список отглагольных прилагательных, образованных от страдательных причастий несовершенного вида, образованных от двувидовых глаголов и употребляемых в значении сов. вида, с двумя -нн-

Священный — от святить,( например, я свящу — свячу куличи),и сов., и несов. вид- святить — придать однократно и придавать многократно святость, потом слово переосмыслилось, приобрело переносный смысл, а напоминание о возможности употребить его в сов.виде — написание -нн-(свящённый кем-то однократно, а ё в церковных словах не было, значит священный)

Желанный — от желать в значении «пожелать, возжелать» — тоже в переносном значении приобрёло значение сов.вида, от глагола однократного действия «желать кого-то» — «желанный кем-то».

Потому и дают эти слова для запоминания, что современные значения отличны от первоначальных и нам не понять, что они от глаголов сов. вида.Нужно подставлять слова «кем-то».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Память подвела как пишется
  • Панты или понты как правильно пишется
  • Память не подводит как пишется
  • Пантус или пандус как правильно пишется
  • Память на века как пишется