Памятка как написать сжатое изложение 9 класс огэ

ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения

ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

— вводные слова,

— однородные члены предложения,

— повторы,

— риторические вопросы и восклицания,

— однотипные примеры,

— цитаты,

— рассуждения,

— описания,

— детали, не влияющие на ход авторской мысли,

— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

— ряды предложений, связанных одной мыслью;

— части сложного предложения;

— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

  1. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

— однородные члены обобщающим словом,

— сложное предложение простым,

— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

— прямую речь косвенной,

— часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать  изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Сформулируйте цель аудирования.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность микротем = теме текста.

Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи исходного текста.

Приёмы сжатия текста

  1. Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.

а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькоеВообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.                                                          (По В.И. Курбатову)

  б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

  в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М. Лотман)

  1. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.

а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.  (По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)

  1. Упрощение синтаксических структур.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных частей СП.

ОГЭ. Задание № 1.                    Сжатое
изложение
.

10 необходимых шагов.   Алгоритм написания.

1. Прослушайте текст.  Во время первого
прослушивания начинайте сразу  делать записи,  отмечая микротемы. Обратите
внимание на более длительные паузы – это абзацы!  
Помните: в тексте – 3 микротемы,
т.е. 3 абзаца.

2. Прослушивая текст второй раз,
записывайте ключевые слова и фразы.

3. Работая над восстановлением текста,
отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

4. Определите способы сокращения текста
(исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом
абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)

5. Напишите сжатое изложение каждой
части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые
связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).

8. Пересчитайте слова  (пусть будет около
90 слов – не менее!)

9. Отредактируйте изложение (проверьте
на наличие ошибок).

10. Перепишите аккуратно в бланк  (помните:
все буквы и знаки препинания

должны четкими, не вызывающими
сомнений у проверяющего эксперта)

Помните о
главных условиях:

1.   1. Вы должны
передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего
текста в целом.

2. Вы должны применить хотя бы один
способ сжатия в каждом абзаце.

3. Объём изложения – не менее 70 слов.

* Напомним!   К  приемам
сжатого изложения относятся:

1)   сокращение отдельных членов
предложения, некоторых однородных
членов,

2)   образование сложного предложения путем слияния двух
смежных предложений, повествующих об
одном и том же предмете речи;

3)  сокращение сложного
предложения за счет менее существенной части;

4)   разбивка сложного предложения на
сокращенные простые;

5)    перевод прямой речи в
косвенную;

6)        пропуск предложений, содержащих
второстепенные факты;

7)        пропуск предложений с описаниями и
рассуждениями.

УДАЧИ!!!

Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.

изложение огэ русский

Как написать сжатое изложение по русскому языку ОГЭ 2022 в 9 классе?

Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?

Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.

Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.

За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.

После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.

Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!

Как оценивают изложение

Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.

Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!

Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!

Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу. 

Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!

Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому

1. Первое прослушивание

Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).

Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.

Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.

2. Пауза

Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу. 

Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.

3. Второе прослушивание

Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.

4. Корректировка черновика

Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны. 

Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.

5. Сжатие текста: сократите написанное

Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла! 

Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:

  • исключение;
  • упрощение;
  • обобщение.

Разберем каждый подробнее.

1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!

Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!

После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!

2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.

Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.

После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.

3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.

Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!

После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!

6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому

Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо. 

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.

Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!

Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему. 

Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!

8. С черновика на бланк

Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!

Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.

Как готовиться к изложению

Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу. 

Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.

ОГЭ. Задание № 1. Сжатое изложение.

10 необходимых шагов. Алгоритм написания.

1. Прослушайте текст. Во время первого прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы. Обратите внимание на более длительные паузы – это абзацы! Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца.

2. Прослушивая текст второй раз, записывайте ключевые слова и фразы.

3. Работая над восстановлением текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

4. Определите способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)

5. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).

8. Пересчитайте слова (пусть будет около 90 слов – не менее!)

9. Отредактируйте изложение (проверьте на наличие ошибок).

10. Перепишите аккуратно в бланк (помните: все буквы и знаки препинания

должны четкими, не вызывающими сомнений у проверяющего эксперта)

Помните о главных условиях:

1. 1. Вы должны передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

2. Вы должны применить хотя бы один способ сжатия в каждом абзаце.

3. Объём изложения – не менее 70 слов.

* Напомним! К приемам сжатого изложения относятся:

1)   сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

2)   образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3)  сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4)   разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5)    перевод прямой речи в косвенную;

6)        пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7)        пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

УДАЧИ!!!

            Сжатое изложение

Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Микротема – тема каждой смысловой части текста. Одна микротема  соответствует одному абзацу.

Тема текста – это то, о чём  говорится в тексте.

Идея текста (основная мысль) – это то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые (опорные) слова – особенно важные для понимания данного текста.

Приёмы  сжатия (компрессии) текста

     I.            Исключение

·         вводных слов;

·          однородных членов предложения;

·          повторов;

·          однотипных примеров;

·          риторических вопросов и восклицаний;

·          цитат;

·          деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

·          пояснений;

·          рассуждений;

·          описаний;

·         слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

1)      Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.

2)      Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Например:

 Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

     Здесь избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их, оставим обобщающие слова  везде, во всём. Смысл предложения не изменится.

 Сказка живет везде,  во  всем (5 слов)

    II.            Обобщение или объединение

·         парцеллированных предложений;

·          ряда предложений, связанных одной мыслью;

·          частей предложений ;

·         конкретных, единичных фактов, событий, явлений

При объединении необходимо:

1)       Найти в тексте мелкие, единичные факты.

2)      Найти в них общее.

3)      Объединить эти факты на основе общего.

4)       Сформулировать получившееся предложение. 

Например:

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

    III.            Замена

·         однородных членов обобщающим словом;

·          сложного предложения – простым;

·          части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

·          прямой речи – косвенной;

·          части текста одним предложением;

·          части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо:

1)   Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2)  Сформулировать получившееся предложение.

Например:

     Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

Работ  с текстом:

1)      Текст разделить на абзацы

2)      Выделить  существенную информацию

3)      Используя способы сжатия текста, убрать второстепенную информацию

4)      объединить получившийся текст

5)      отредактировать его, если в этом есть необходимость.

Что нельзя удалять из текста?

1)       Авторский тезис

2)      Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли

3)      Вывод автора.

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова) 

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов)

Памятка «Как работать над сжатым изложением»

При первом чтении: 

— Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. 

— Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). 

— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. 

— Запомните последовательность событий, рассуждений. 

— Определите количество абзацев, ключевые слова. 

— Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. 

— Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 

2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

После второго чтения

— Разделите текст на смысловые части. 

Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания. 

— Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 

— Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. 

— Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Рисуем весну

Как научиться сжимать текст? Для начала напомним, что сжатое изложение — проверка навыков информационной обработки текста. Сжатое изложение — это краткая, обобщённая передача содержания исходного текста.

Ученику необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства. Определим стоящие перед собой задачи, выберем определённый ход действий.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения, необходимо выполнить ряд задач.

Задачи:

1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы.

2) Применить не менее одного способа сжатия текста.

3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объём 90-110 слов).

Прослушивание текста

Исходный текст воспроизводится  дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 10 минут на осмысление текста.

При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их расположение и последовательность.

Если не успеваете, не стремитесь записать весь текст. Записывайте ключевые слова и словосочетания, которые составляют смысловую основу этого текста. Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность при втором прочтении и редактировании вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

Микротема — содержание нескольких предложений, объединённых одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Читаем текст 1

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Внимательно прочитав данный текст, выделим в нём следующие микротемы:

1 абзац: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 абзац – Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 абзац – Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

Способы сжатия (компрессии) текста

Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную. Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и замена.

При использовании исключения необходимо определить главную информацию и второстепенные детали (вводные конструкции, повторы, однородные члены, синонимы, несущественные фрагменты и целые предложения). Исключив эти детали, вы сформируете сжатый текст.

При обобщении вычленяем единичные факты, подбираем средства их краткой передачи и составляем новый текст. Используя этот способ, мы можем заменять однородные члены обобщённым наименованием, прямую речь косвенной, несколько простых предложений сложным.

Упрощение (замена) – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций:

— замена части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом;

— слияние нескольких предложений в одно;

— замена части текста одним предложением;

— сокращение количества частей сложного предложения;

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

— замена предложения или его части указательным местоимением.

Редактируем 1 абзац:

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца:

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности.

Редактируем 2 абзац:

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Применяем способ замены во 2 предложении и исключения  в 3 предложении:

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое.

Редактируем 3 абзац:

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом):

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (71 слово)

Читаем текст 2

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Выделяем микротемы:

1 абзац – Жестокая школа войны.

2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.

3 абзац – Память о войне должна жить.

Редактируем 1 абзац:

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:

Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни.

Редактируем 2 абзац:

Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:

Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости.

Редактируем 3 абзац:

Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.

Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:

Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. (87 слов)

Читаем текст 3

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае, жизнь предателя становится пустой, никчемной и бессмысленной.

Задание1:

Самостоятельно выделите микротемы данного текста и запишите их в тетрадь.

Задание 2:

Прочитайте текст сжатого изложения и укажите способы сжатия:

Закономерность такова, что чаще всего предают близкие люди – те, в кого мы вложили душу. В таких ситуациях как не вспомнить высказывание Виктора Гюго о том, что удары врага переносятся легче булавочных уколов друга.

Предатель объясняет свой поступок интересами дела, но в действительности его издевательство над другими объясняется отсутствием души, а значит, и совести.

Предательство разрушает достоинство человека, и тогда он пытается оправдать содеянное, или впадает в отчаяние перед неотвратимым возмездием, или старается всё забыть, а жизнь его становится никчёмной. (84 слова)

Задание 3:

Отредактируйте текст, выделив микротемы и используя известные вам способы сжатия:

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.                                              

Способы сжатия текста

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.

Известны следующие способы сжатия текста:

1. Исключение

2. Обобщение

3. Замена (упрощение)

Исключение

    • вводных слов;

    • однородных членов предложения;

    • повторов;

    • однотипных примеров;

    • риторических вопросов и восклицаний;

    • цитат;

    • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

    • пояснений;

    • рассуждений;

    • описаний;

    • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);

  • убрать детали;

  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

  • объединить существенное;

  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:

до сжатия

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

до сжатия

Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

Обобщение

    • парцеллированных предложений;

    • ряда предложений;

    • связанных одной мыслью, частей предложений;

    • конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При ОБОБЩЕНИИ необходимо

    1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.

    2. Найти в них общее.

    3. Объединить эти факты на основе общего.

      1. Сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕР:

до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

Замена (упрощение)

    • однородных членов обобщающим словом;

    • сложного предложения — простым;

    • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

    • прямой речи — косвенной;

    • части текста — одним предложением;

    • части предложения местоимением и т.д.

При ЗАМЕНЕ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную;

  • найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.;

  • сформулировать получившееся предложение.

ПРИМЕРЫ:

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

после сжатия

Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия

Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

после сжатия

Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

после сжатия

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

  • ​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия

Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

после сжатия

Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Панисламист как пишется
  • Памятка как написать рецензию
  • Панироничный как пишется
  • Памятка как написать реферат
  • Панировка как пишется