Панихида как пишется записка

Святитель Иоанн Златоуст советует: 
«Почти умершего милостынями и благотворениями: 
ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук». 

Панихида — это заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши молитвы о усопших — это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости.Совершая панихиду, святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся. Вот как описывает свои переживания святитель Игнатий (Брянчанинов): «Я внимал вдохновенным, Божественным песнопениям панихиды. Сперва объяло меня одно чувство печали; потом оно начало облегчаться постепенно. К окончанию панихиды тихое утешение заменило собой глубокую печаль: церковные молитвы растворили живое воспоминание о умерших духовным услаждением. Они возвещали воскресение, ожидающее умерших! Они возвещали жизнь их, привлекали к этой жизни блаженство».

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.

Образец написания записки на панихиду

   
ПАНИХИДА
О УПОКОЕНИИ
(Имена, за кого молиться в родит. падеже, например):
Анны 
Василия
млд. Анастасии
отр. Аркадия
бол. Геннадия

Более подробно о том, как надо правильно поминать усопших, Вы можете узнать здесь http://www.ftp.kelia.ru/zapiski/Main.htm

В христианской религии принято поминать родственников, а также близких людей. Это делают как на Литургии, так и в особые церковные дни. Но далеко не каждый знает, как правильно поминать усопших. Самое первое, что нужно сделать это подать записку об упокоении. Писать ее необходимо заранее, а подавать можно как в храм, так и в монастырь.

Почему нужно молится за умерших

Точно сказать, куда отправляется душа после смерти, никто не может. Поэтому, молитвы здесь на Земле — это большая помощь для усопшего. В ином мире они не смогут больше совершать добрые поступки, которые бы повлияли на их загробную жизнь. Важно, чтобы это делали их близкие.

Молитва — это, в первую очередь, связь и продолжение отношений между живыми и мертвыми. В Православии верят, что молитвами живых, Господь может помиловать тех людей, которые умерли во грехе.

Важно! Считается, что существует даже возможность молитвами вызволить человека из ада, для этого требуется долго и усердно молиться.

Когда люди поминают усопших, они облегчают их загробное существование. Конечно, можно делать это и дома, но лучше всего поминать в храме. Молитвы об упокоение, так же, как и за здравие, способны на многие милости Божьи.

Лучше посетить церковь

Преимущества прочтения молитвы в храме

Во время Божественной Литургии осуществляется Бескровная жертва, как за живых, так и за усопших. Священник совершает обряд, вынимая частицы из просфоры, которые опускают в чашу с вином и раздают после службы прихожанам, допущенным к причастию.

Важно! Когда подготавливается Евхаристия и вынимаются частицы из просфоры, священник поминает всех ушедших в мир иной.

Кроме, читаемых записок в алтаре, существует, также панихида и лития, собравшись на которых люди просят об упокоении душ и просят Бога о их прощении и помиловании.

Зачем необходимо писать церковные записки

Когда проводится общая молитва, священник перечисляет все имена, написанные в церковной записке о упокоении. Кроме того, вся церковь молится о них.

Когда подается за упокой записка, три благих дела совершаются:

  • помощь ближнему, взывая при этом к Господу;
  • помощь себе, ибо, прося за ближнего, как говорил Святой Кронштадтский: «будешь молится за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать»;
  • помощь храму, в котором платится пожертвование за церковную записку.

Поэтому, так необходимо, чтобы подавались записки на божественную литургию.

Записка в руках

Виды поминовений за упокой новопреставленного

В традициях христианства есть очень четкие правила поминовения усопших. Соблюдать их — обязанность, для каждого верующего.

  • Панихида. Богослужение, которое длится около половины часа. На нем поминаются усопшие. Православные просят, чтоб Бог их упокоил в Царстве Небесном, а также отпустил их грехи. Панихида совершается после основного богослужения (литургии). Для того, чтобы упомянуть близкого на панихиде, подается записка. Обычно указывается до десяти человек. Панихида может совершаться как в храме, так и на кладбище.
  • Лития — это небольшое молитвенное правило, которое в отличие от панихиды может совершить любой верующий христианин.
  • Сорокоуст — молитва за умершего в течение сорока дней на Литургиях. Сорокоуст читают для тех людей, кто приступал при жизни к таинствам исповеди грехов и причастия. Человека, который при жизни не причащался, можно поминать другим способом.
  • Свеча. Самый недорогой способ, чтобы помянуть близких. Свеча ставится на квадратный стол (канун), на нем изображено распятие. Ставя свечу надо мысленно перечислить имена усопших.
  • Продукты, положенные на канун. Можно принести продукты и положить их в корзину возле кануна. Люди, которые их съедят, помянут усопшего.
  • Милостыня. Когда родственники или близкие подают милостыню, не обязательно в денежно эквиваленте, считается огромной пользой для души усопшего. Когда подается милостыня следует просить, чтоб назвали имя умершего.
  • Ежедневное чтение молитв. Ежедневное молитвенное правило, которое читается на утренней и вечерней заре. Если же не принято читать молитвы об упокоении каждый день, то следует это делать хотя бы сорок дней, после смерти человека. Это помогает пройти умершему все испытания, которые Небесный Суд приготовил.

Одна из популярных православных традиций — это поминовение умершего едой. Обед устраивают сразу же после похорон человека. Считается, что так душе будет легче покинуть мир живых.

К примерному перечню блюд Церковного устава относятся: борщ, пюре либо с рыбой, либо с мясом, булочки или пирог с компотом. Также можно использовать салаты и канун.

Важно! Стоит заметить, что для алкоголя отдельные правила — поминать водкой можно, но не желательно. Лучше всего ставить на стол церковный кагор.

Все же самым популярным способом помянуть считается записка о упокоении.

Поминовение свечой

Разновидности поминальных записок

Перед подачей записки, необходимо знать об их разновидностях.

Простая записка также читается в алтаре, но при этом из просфоры не вынимается частичка за умершего. Это похоже на домашнее поминовение.

Когда священник читает заказную записку, то вынимается частичка за каждого усопшего, упомянутого в записке.

За заказную записку надо пожертвовать немного больше денег.

Важно! Лучше всего подать записки в церковь о упокоении перед началом литургии или даже прийти вечером накануне.

Кого можно упоминать в записках

Записки в церкви об упокоении можно подавать на всех людей, которые были крещены в Православной Церкви.

Как поминаются ныне живущие, так следует поминать свой род — людей, которые одаривали добром, чему-то учили, оказывали помощь.

Крещение в церкви

Можно ли подавать записки за некрещеных и самоубийц

Нельзя подавать записки о упокоении за людей некрещеных в церкви и за тех, кто лишил себя жизни сам. Исключением, в случае самоубийства, могут быть люди с психическими расстройствами.

  • Чтобы можно было подать записку об упоении в церкви, человек обязан быть ее частью. Церковь в этом случае, как одно большое тело, а человек, как его часть.
  • Самый страшный грех в Православии лишить себя самого ценного дара Божьего — жизни. Поэтому самоубийц не хоронят на общих кладбищах, их не поминают на литургиях и не отпевают в церкви. Исключением может стать человек имевший психическое расстройство. Но даже таковых отпевают с разрешения митрополитов.
  • Также не подаются записки за представителей других религиозных конфессий. Писать о них записки воспрещается, но их можно упомянуть в домашней молитве.

Важно! На отпевание самоубийц может дать разрешение епархиальный архиерей. Без него это действие непозволительно. Оно может быть опасным и очень непредсказуемым.

Правила заполнения записок

Записки следует подавать до начала Божественной Литургии. Лучше всего это сделать накануне вечером. Можно также утром, пока не началась служба.

На молебен записка подается непосредственно перед ним, или заранее.

Панихида заказывается в день поминания (важно, не опоздать). Возможно это сделать вечером, накануне.

Сроки подачи записки

Есть несколько правил:

  • На третий день после смерти. Это тот день, когда душа восходит на поклон к Господу.
  • Девятый день. После того, как новопреставленный встречается с Богом, ему дано несколько дней побывать в раю. После чего душа опять предстает перед Творцом, а церковь молиться о помиловании.
  • Сороковой день. Душа опять возноситься к Богу и решается посмертная участь. То есть определяется куда ей идти в ад или рай. Это зависит от жизни на земле. Сейчас особенно важны молитвы перед Господом о помиловании.
  • Годовщина смерти. В этот день покойный упоминается как «приснопоминаемый», поминается с особой теплотой. Причем необходимо сделать это именно в церкви.
  • Родительские вселенские субботы. Первая бывает перед масленичной неделей.
  • Великопостные субботы. Это 2-я, 3-я и 4-я неделя Великого Поста
  • Радоница. Пасха для усопших. Отмечается на второй вторник после великого праздника — Пасхи.
  • 9 мая. День памяти усопших воинов.
  • Троицкая и Дмитриевская родительская субботы.

Особое поминовение совершается в день его рождения. Важно в этот день подать заказную записку, панихиду, а поминающему совершить таинство Евхаристии.

В Радоницу обязательно поминают усопших

Как правильно написать имена в записках

Здесь тоже существуют определенные каноны:

  • имена надо писать в родительном падеже: Дарьи, Дениса, Евы;
  • до сорока дней надо писать «новопреставленного» (пример: новопреставленного Геннадия);
  • если записка подается в день рождения, годовщину смерти или имени, то надо писать «приснопоминаемого»;
  • о упокоении ребенка до семилетнего возраста пишут «младенца», дети с 7 до 14 лет именуются отроками;
  • если указывается воин, то так и надо писать «воина» (например, «воина Андрея»);
  • человека, которого убили пишут, как «убиенного»;
  • когда подается записка о упокоении священнослужителя, то указывается его сан;

Монашествующих поминают по степени при жизни. Схимниками они были или монахами. Также, которые не были в постриге, называют послушниками. Есть еще иноки и инокини, зависит от пола.

С какой периодичностью можно подавать записки

Обязательно подавать записки об упокоении:

  • на годовщину смерти;
  • в день, когда человек родился;
  • родительские субботы;
  • день ангела.

Для душ умерших очень важно, чтобы часто их поминали в церкви. Самый идеальный вариант — это когда вынимается частичка из просфоры на Божественной Литургии и совершается бескровная жертва.

Верующие, которые регулярно ходят, должны стараться поминать умерших в каждое воскресенье. Если же финансовая возможность позволяет, то чаще.

Важно! Поминовение в церкви — лучшее, что можно сделать за усопшего.

Образец записки за упокой

В такой записке пишутся имена всех, кто дорог человеку, будь то близкие родственники, друзья, люди, которые желали добра.

Молитва за усопших должна быть такой же, как и за живых. Здесь имеется в виду не только ближайшие родственники, но и весь род. Умершие не исчезли — они прибывают душой у Бога. Они продолжают жить невидимой для всех духовной жизнью.

Православные верят, что сродники молятся о них все время. Важно знать, что живые с умершими составляют одну Церковь и имеют одну Главу — Иисуса Христа Бога нашего.

О упокоении записка образец

___________

В интернет-магазине venokshop24.ru можно приобрести не только венки на похороны, но и аксессуары, такие как лампады и другие.

untitled-fr12-0002

«Как правильно подать записки «о здравии» и «о упокоении» на литургии?

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Самое важное поминовение о живых и усопших — это проскомидия. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя. В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор. Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

ЗАПИСКА «О ЗДРАВИИ»

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия. Начинать записку правильнее всего с имени вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа. Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу.

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).

И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность.

Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

ЗАПИСКА  «О УПОКОЕНИИ»

В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас по сей день. Важно еще и знать, что мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа.

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— ο усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— ο убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви» или «не ложить крестик в гроб» и т.д.

Не следует подавать записки о них.
Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

— при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
— и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.

Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

Возможное поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

— если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса: вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

————-

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПИСОК

В записках, подаваемых для поминания на литургии, пишут имена ТОЛЬКО тех, кто КРЕЩЕН в Православной Церкви!

Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

Записки на молебны можно заказать перед его началом, либо заранее.

Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий), либо накануне вечером.

Имена положено писать в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена.

Записки следует писать разборчивым почерком, не мельчить буквы. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете

Имена писать не сокращенно, но полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п.

Все имена должны быть даны в церковном написании

Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуня, но Евдокия, не Леля, но Елена, и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя: Александр.

Фени – Дорогие, потрудитесь сами расшифровать имя Вашей бабушки-прабабушки. Как бы вы ни называли ее – Дуня, или Дуся, или Лёлик, – нужно писать это имя в полной, правильной форме. Не Фени, а Феклы, а, может быть, и Аграфены. Поспрашивайте родственников о том, как на самом деле звали вашу бабушку.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Руслан. Если этот человек крещен, ему нарекли христианское имя. Также нет в святцах таких имен, как Ленина, Октябрина, Ким и др.

Руслана – Такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином.

Октябрины – Такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы никогда не пишем в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Мы всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха).

Очень часто встречаются в записках имена святых. Для тех, кто не знает: мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя отца Иоанна Кронштадтского, как это часто делают, или имя святой блаженной Ксении Петербургской не стоит.

Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Любовь, старец Николай. Последнее часто пишут в записках, имея в виду блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова с острова Залита, под Псковом. Но в записках нужно писать: прот. Николай, а не старец Николай.

Дев. ВерыСейчас у нас нет такого титула, как Девственница, или Дева, который был в Древней Церкви. Так именовали женщин, которые всю свою жизнь посвятили служению Богу, не создавая семьи. Это древний прообраз монашества. Но сегодня такого чина и церковного титула нет. А если женщине просто не удалось выйти замуж, то это тем более не повод торжественно об этом всем сообщать.

Данилы, свящ. Петра – 1) Имени Данила нет, есть Даниил. Так и нужно писать в записках. 2) Писать свящ. Петра, без указания, иерей он или протоиерей, – не грубая ошибка. Ошибка в том, что все-таки имя священника пишется прежде имен мирян. Смешивать всех в кучу: митрополитов, иереев, мирян не стоит.

Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью.

Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия.

Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан.

Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещенных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещенных младенцев.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:

патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;

— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:

• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:

• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;

— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

В качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)
обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;
• воина.

Все прочтенные записки сжигаются в специальном месте.

Источник: Православие.фм

Сегодняшняя статья родилась из многочисленных вопросов знакомых новоначальных христиан, которым непонятно, зачем подаются церковные записки, как их правильно писать и в чём разница между заказной запиской, молебном и панихидой. Если вашу голову посещают схожие вопросы, эта статья для вас.

Порой самыми сложными и непонятными в храме для нас оказываются самые простые вещи… Например, церковные записки. Для меня, как для человека проведшего в алтаре более 11 лет вопрос: «Чем отличается молебен от сорокоуста?» выглядел смешным. До тех пор, пока я не понял, что мои друзья и знакомые задают мне его слишком часто.

Тогда я решил провести небольшой опрос, чтобы понять, что именно в отношении церковных записок непонятно моим приятелям и коллегам и оказалось, что им непонятно буквально всё!

Одни недоумевали зачем пишутся записки, куда их потом уносят и что происходит далее с ними и с теми людьми, за кого они подавались.

Другие сталкивались с проблемой заполнения записки: Можно ли вносить имена всех или только крещёных? Что делать, если не помнишь крещального имени человека? Как правильно распределять вписываемых по категориям: «беременная», «воин», «учащийся», «иеромонах», да и надо ли?

Третьи пытались понять, в чём смысл разделения записок на заказные и простые, сорокоусты, молебны и панихиды?

Наконец, четвёртых волновал денежный вопрос. Что будет, если записка стоит 10 рублей, а в кармане нашлось только 8? Откажутся принимать и молиться? Или почему в одном храме деньги берут за записку, а в другом за каждое имя? Если у меня много родственников я должен экономить на их поминовении и подавать записки не за всех? Постараюсь рассказать обо всём.

1. Зачем пишутся записки и что с ними происходит потом?

Сам Спаситель Христос сказал:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»

(Мф. 18:19-20)

Эти слова Господа говорят о том, что хотя домашняя молитва имеет огромную важность, но соборная молитва в храме всё же ценнее и сильнее, так что весьма правильно как можно чаще посещать его самим и молитвенно поминать своих близких именно там.

Когда записки написаны и отданы в церковную лавку, они ждут там прихода пономаря, который унесёт их в алтарь. Там они, если это так называемые «простые записки», будут поминаться дважды.

Вначале священник молитвенно помянет каждого из ваших близких во время проскомидии — особого священнодействия, когда просфоры и вино специальным образом подготавливаются к принесению за всех верующих Бескровной жертвы, во время которой Святой Дух таинственным образом прелагает их в Тело и Кровь Христовы.

На проскомидии священник особым ножом — «копием» вынет из малых просфор ровно такое количество частичек, сколько имён содержится в собранных к этой литургии записках, при этом помолившись за каждого из указанных людей. В больших соборах записок бывает очень много, поэтому поминовение на проскомидии может одновременно совершать несколько священников — каждый свою часть записок.

Второй раз ваши близкие будут помянуты по завершении Таинства Причащения, когда священник внесёт в алтарь Святую Чашу. Тогда он прочтёт молитву: 

«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною, молитвами святых»

и ссыпет в Чашу все частицы, вынутые за помянутых в этот день людей. Через соприкосновение с Телом и Кровью Христовыми все поминаемые получат особую божественную помощь к своему телесному и духовному выздоровлению и исправлению жизни.

Если же записки, которые вы будете подавать, будут «заказными», то за поминаемых вами дополнительно помолятся ещё три раза: диакон помянет их во время чтения им сугубой ектении, потом священник прочтёт молитву перед престолом, а потом, в зависимости от того «о здравии» эта записка или «об упокоении», её ещё раз с молитвой прочтут, соответственно, на молебне или на панихиде.

2. Кого можно и кого нельзя вносить в записки, когда их лучше подавать и как правильно оформить?

Подавать записки лучше всего на вечернем богослужении или в самом начале литургии, по крайней мере до чтения Евангелия, так как священник должен ещё успеть помянуть ваших близких, затем подготовить Святые Дары к переносу с жертвенника на престол и во время Великого входа переместить их туда, после чего частицы уже не вынимаются.

Церковь во время богослужения поминает всех людей в общих молитвословиях («…О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их Господу помолимся…» и т.д.), но поминовение священником в алтаре оставляет для верных чад Церкви — то есть людей крещёных. Также, если говорить об усопших, не поминаются люди, сознательно лишившие себя жизни. Обо всех остальных Церковь молится.

Рекомендуется писать имена поминаемых в родительном падеже (о здравии/упокоении кого? — Николая, Елены, Павла,..) и полностью (Николая, а не «Коли», Петра, а не «Пети»). Также стоит стараться писать имена, принятые в церковной традиции (Елены, а не Алёны, Сергия, а не Сергея, Георгия, а не Жоры, Геры, Егора или Юрия). При этом указывается крещальное имя человека (у Владлена, Артура или Октябрины совершенно точно есть второе имя, данное при Крещении).

Теперь о титулах. Если говорить о наиболее давней традиции, то никакие титулы, кроме священного сана в записках не указывались. Все имена писались друг под другом, в столбик, и только у духовных особ перед именем стоял какой-либо префикс: «митр.» — митрополита, «еп.» — епископа, «иером.» — иеромонаха, «диак.» — диакона, «мон.» — монаха.

Несколько позже стали добавлять префиксы к именам людей, требующих особого молитвенного поминовения:

  • «в.» перед именем воина в силу тяжести его служения,
  • «мл.» — перед именем младенца из-за его нежного возраста
  • и «бол.» — перед именем болящего, потому что в данный момент он борется с недугом.

Сейчас же многие верующие пытаются как-то выделить практически каждого и священник вынужден тратить много времени на разбор разнообразных фантазий вроде «уч.», «плодон.», «бер.», «отр.» и прочих. Это не является особенно доброй традицией и подобным образом оформлять записки не стоит.

Если вы всё же не помните или не знаете имени человека в крещении, но точно знаете, что крещён он был, пишите как есть — священник помянет его, а Господь итак точно знает, какое имя ему было дано. Но попытаться выяснить церковное имя близкого всё же постарайтесь!

3. В чём смысл разделения записок и какие виды записок бывают?

Записки прежде всего делятся на два вида — о живых и об усопших. На простые и заказные они делятся потому, что в храмах, особенно в больших соборах, записок может быть очень и очень много и поминать все их как заказные бывает очень долго, что затягивает богослужение и бывает физически тяжело для молящихся в храме верующих, которые всю службу проводят на ногах.

Поминовения также делятся на богослужебные и внебогослужебные, одноразовые и многоразовые.

На богослужении читаются только записки о здравии и об упокоении (простые и заказные) и храмовые помянники, куда вписаны родственники священников, церковнослужители, благотворители и т.п.

После богослужения может дополнительно служиться молебен (с водосвятием или без оного, Господу, Богородице или святому, на ту или иную потребность) либо панихида. Молебен служится о живых, панихида — об усопших. На молебне читаются заказные записки о здравии и записки на молебен (с надписью «молебен»), на панихиде — заказные записки об упокоении и записки на панихиду (с надписью «панихида»).

Также существуют и многоразовые поминовения, так называемые «сорокоусты». Они также бывают за живых или за усопших и поминаются в те же моменты богослужения и внебогослужебных молитв, что и заказные записки. Различаются сорокоусты только сроком поминовения — их можно подать на 40 дней (отсюда и название «сорокоуст»), на полгода или сразу на год.

В некоторых храмах и, особенно, в монастырях можно заказать «вечное поминовение» или чтение «Неусыпаемой Псалтири». Как за живых, так и за усопших. Но поскольку такое встречается не везде, эти поминовения мы рассматривать не будем.

4. Денежный вопрос

Как и свеча, записка — это форма нашей жертвы Богу и нашего вклада в содержание храма. В древние времена люди приносили с собой всё нужное для богослужения — хлеб, ладан, воск, масло, вино, сами строили церковь в своём селе и отдавали на её содержание десятую часть доходов.

Нынешнему менеджеру довольно трудно изготовить вино, а заводскому рабочему — насобирать воска из ульев… Поэтому мы приносим в храм деньги и поэтому в церковных лавках существует такая, на первый взгляд иезуитская формулировка, как «рекомендуемая форма пожертвования».

Если вам не будет не хватать денег на крещение, или записку всё решается довольно просто — нужно всего лишь подойти к настоятелю храма, объяснить ситуацию и в абсолютном большинстве случаев он благословит вам подать столько, сколько можете и молитвенно помянет ваших родных так же, как и родных любого другого человека.

Наконец, по поводу записок и имён. Таким методом, как правило, пытаются регулировать количество записок в храмах, в которых очень мало священников и очень много прихожан. В храмах где всё сбалансировано сумму пожертвования обычно считают по количеству записок. Там же, где священник перегружен, устанавливают норму в именах. Тогда человек решает, кто для него действительно важен, а за кого он может помолиться и дома, а священник получает некоторое облегчение при поминовении тысяч и тысяч имён. О нём нам, верующим, тоже неплохо заботиться!

Послесловие

На этом ликбез, посвящённый церковным запискам считаю законченным. В случае, если вы считаете, что какой-либо важный вопрос обойдён вниманием и вы хотели бы разобрать и его, прошу писать в комментариях. В этом случае статья будет дополнена.

Дорогие братья и сёстры, надеюсь с ответом на часть ваших вопросов храм стал для вас чуточку понятнее и дружелюбнее! Приходите почаще в храм, чтобы молиться Господу в обществе единодушных вам православных христиан. Помните, что не только вы сами нуждаетесь в диалоге со Христом, но вашей молитвы также ждут ваши живые и усопшие близкие.

28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.

Какие бывают записки, как писать в них имена, как заказать молебен или панихиду, что значит сорокоуст и другая полезная информация в Слайдах «Фомы».

01

Что такое церковные записки?

Списки имен живых и мертвых людей, которые можно подать в церкви или монастыре для поминовения во время службы и особой молитвы.

02

Какие бывают записки?

Записки в храме делятся на два вида:

О здравии
В них поминаются живые крещеные люди.

Об упокоении
В них поминаются умершие крещеные люди.

03

Что такое записка «на проскомидию»?

Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. В это время священник читает молитвы за всех живых и мертвых христиан и вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».

04

Что такое «Заказная записка» (литургия)?

Сугубая молитва о людях, которую священник или диякон читают вслух во время одной из частей литургии — Сугубой ектинии (молитвенное прошение, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения). Она совершается  в дополнение к изъятию частицы из просфоры во время проскомидии.  Бывает также о здравии и об упокоении.

05

Как писать имена в записках?

Записываем в столбик полные имена в родительном падеже.
Неправильно: Женя, Егор, Саша.
Правильно: Евгения, Георгия, Александра.
Возможны ситуации, когда церковное и светское написание имени различается. Если сомневаетесь, спросите у работника церковной лавки.

06

Что такое сорокоуст?

Сорок литургий подряд священник поминает человека о здравии или об упокоении. Заказывается, когда нужна особая молитва о человеке или нескольких людях при поминовении в течении сорока дней после смерти.

07

Зачем подавать записки на других богослужениях, если есть главное — литургия?

Подать записку можно не только для поминания на литургии. Есть особые богослужения, на которых поминаются люди о здравии и упокоении — молебен и панихида. Главное различие — на литургии можно поминать только крещеных людей, а на молебне и панихиде  — и некрещеных и христиан других конфессий (инославных). Кроме того, молебен можно заказать тому или иному святому, если вы хотите попросить его помощи в молитве. А панихиду, например, в день, связанный с памятью вашего умершего близкого.

08

Как заказать молебен?

Богослужение, при котором верующие просят Бога, Богородицу или святых о милости или благодарят за какое-то событие. Молебен можно заказать в церковной лавке и при этом подать записку о здравии. Лучше, конечно, присутствовать на нем самому.

09

Как заказать панихиду?

Богослужение, на котором поминают умерших. Панихиды служат по просьбе верующих и в установленные дни поминовения усопших всей Церковью — на Радоницу и родительские субботы. На панихиду пишутся записки об упокоении.

10

Как заказать чтение Псалтири?

При чтении Псалтири (книга Ветхого Завета, состоит из 150 псалмов-песен) поминаются люди о здравии и упокоении. Это единственный вид поминовения, который происходит не во время богослужения и распространен на территории Русской Православной Церкви как старая традиция. Чаще всего такой вид поминовения есть в монастырях, иногда встречается на приходах. Информацию нужно уточнять в храме или монастыре, в котором хотите заказать поминовение.

Записка в церкви о упокоении — как писать и когда

Для тех, кто нечасто приходит в храм, многое здесь представляется непривычным и от этого возникает чувство неловкости. А между тем надо лишь осознать, что храм божий не требует ни от кого чего-то необычного. Всего-то и требуется лишь одеться правильно и отнестись ко всему с участием. И, само собой разумеется, человек в церкви не должен быть «под градусом», ни алкогольным, ни наркотическим.

О церковных записках

В церкви примут любого человека, пришедшего вознести молитву о здоровье и благополучии живущих об упокоении усопших. При желании в храме оформляют и подают особые записки об исполнении необходимых церковных служб.

В старые времена люди по большей части были неграмотны и запись в церкви о заказанных молебнах заносилась в особую тетрадь грамотным монахом или монахиней. В наше время, когда все владеют письменностью, в храме приобретают бланки для церковных записок и, заполняя их, заказывают желаемые заздравные или заупокойные службы. Обычно заздравные бланки имеют красную окантовку, а заупокойные — чёрную.

Заполненную записку принимают в церковной лавке, где также можно приобрести бланк. Иногда в храме бывает иное место, предназначенное для подаваемых записок. Сбор записок происходит в первую половину дня, и до начала Богослужения записки передаются священнослужителю. Совершая Богослужение, священник обязательно зачитает все имена, включённые в поданные записки.

О заупокойных записках

Если подана простая записка, то усопшего поминают единожды в ходе ближайшего богослужения. При заказе сорокоуста умершего будут поминать ежедневно на протяжении сорокадневного периода. Постовые записки подают в начале Великого Поста, заупокойная молитва будет произноситься ежедневно до истечения Среды Страстной Седмицы. Панихиды заказываются на третий, девятый и сороковой дни после наступления кончины, а также на дни имени и рождения. Церковью одобряется присутствие просящих на панихидах и совершение ими молитвы в одно время со священником.

Записка о упокоении подаётся лишь на тех, кто крещён по православному обряду, при условии, что смерть наступила не в результате самоубийства. Не возбраняется заказ службы о упокоении православного, которого убили. Если пишется записка о упокоении, то сверху на листке рисуют изображение православного восьмиконечного креста, и пониже пишут: «О упокоении».

Дальше по возможности разборчиво пишут имя в родительном падеже, в соответствии с вопросом «кого?», к примеру, Виктора, Лидии. Не допускается использование сокращенных имён. То есть не Вити, а Виктора, не Лиды, а Лидии. Рекомендуется использование церковных имён, данных во время крещения.

Допускается дополнительное указание рода занятий усопшего, к примеру, воин в случае военнослужащего, причём падеж должен быть родительным — «воина Виктора». Если кончина случилась недавно, перед именем пишут: «новопреставленного» или «новопреставленной». В случае человека, удостоенного вечного поминания, перед именем пишут: «приснопамятного».

Кого нельзя вносить в заупокойные записки

Не разрешается включать в записку тех, кто покончил жизнь самоубийством, кто не верил в Бога и был атеистом, кто не проходил крещения. Они считаются грешниками и включающий их в поминальные записки, отчасти принимает грех на свою душу. Рекомендуется дома совершать молитву об их упокоении, и чтобы спасти их души, надо наделять милостыней нуждающихся.

Некоторыми утверждается, что на Радоницу разрешена заупокойная молитва в храме во спасение души некрещеного или самоубийцы. Но согласно православному вероучению прощения не достойны ни те, ни другие, и их души навсегда останутся не упокоенными. Их родственникам лишь следует постоянно дома совершать молитвы просьбами об их прощении.

Как часто можно подавать заупокойные записки

Некоторые утверждают, что не надо излишне часто просить Всевышнего. Но церковь не ограничивает частоту подачи записок.

И при возникновении желания просить к Богу об упокоении умершего делать это не запрещается. Самыми благоприятными для молитв об этом считаются дни рождения и имени усопшего.

Возможно, вам будет интересно:

  • Как хоронят священников: ритуал чина погребения
  • Отпевание в Нижнем Новгороде
  • Молебен онлайн

Христианство учит: Церковь – не только ныне живущие верующие, но и те православные, что уже покинули этот мир. Среди них есть прославленные и пока не явленные миру святые, а есть и те, кому нужна молитвенная помощь близких – и ее ожидает от нас Господь. Именно поэтому панихида и парастас, а также другие заупокойные службы  – неотъемлемая часть церковной жизни.

Что такое панихида за упокой в православии

Слово переводится с греческого как «всенощное моление». Первоначально «паннихис» (так это слово звучит в оригинале) – не только заупокойные молитвы. В Византии эта служба была скорее похожа на позднейшее всенощное бдение, и совершалась накануне праздников, воскресных дней. Позже «паннихисом» начали называть продолжительное моление именно за усопших. Впрочем, в современной богослужебной практике длительность такого моления все же различна, и существует:

  • собственно панихида длительностью около получаса;
  • более краткая, лития;
  • наконец, парастас – особая панихида накануне Родительских дней, когда Церковь поминает всех «от века усопших».

Когда заказывают панихиду после смерти

По кончине христианина необходим чин его отпевания, затем происходит погребение. После этого традиционно панихиду заказывают:

  • на 9 день по кончине; по церковному преданию, до этого времени душе показывают обители Рая, после чего она возносится на поклонение Христу; в этот момент усопший скорбит о своих земных грехах, которые могут препятствовать ему остаться в Раю, трепещет встречи с Богом, и ему очень нужна молитвенная поддержка любящих людей здесь, на земле;
  • на 40 день; это важнейший для души момент – решается ее участь, определяется место до Страшного Суда; видя молитвы близких, Господь дарует усопшему Свою милость;
  • в годовщину кончины – так мы показываем, что продолжаем помнить и любить близкого человека.

Кроме этих дат, можно и нужно заказывать панихиды:

  • на именины (память святого, в честь которого крещен), в день рождения усопшего, другие значимые для него и близких даты;
  • вообще в любой день, когда есть возможность и желание помолиться о его душе.

Что такое парастас, когда служат в храме

О том, что значит слово «парастс», есть разные мнения. Чаще всего его перевод с греческого – «стояние», имея ввиду продолжительное молитвенное бдение о усопших, а также «ходатайство».Так как парастас – существенно продолжительнее других служб, его другое название – «Великая панихида».

Он служится вечером:

  • накануне Родительской Субботы;
  • если на следующий день предстоит отпевать многих усопших, например, после какого-либо трагического события, катастрофы, стихийного бедствия;
  • если на следующий день предстоит отпевание священнослужителя.

Как проходят службы в храме

Во все дни особого поминовения усопших в православных храмах служат панихиду: в одних — до литургии, в других — после. А вот заупокойные богослужения, которые принято называть Всеобщим парастасом, — только в дни особого поминовения усопших, то есть богослужения 6 суббот: мясопустной и Троицкой, суббот 2‑й, 3‑й, 4‑й седмиц Великого поста;  Димитриевской субботы. И еще Радоница. Итого 7, все дни выделены в церковном календаре.

Панихида

Последование панихиды включает:

  • начальные молитвы, после которых читают псалом 90;
  • заупокойных тропарей; они сопровождаются пением отдельных стихов из Псалма 118 (кафизма 17), который также называется «Блаженны непорочные в путь…» и часто читается о упокоении;
  • канона о упокоении;
  • заключительной молитвы священника и пения «Вечной памяти»

При этом заупокойный канон может читаться полностью, или могут петься только его ирмосы, начальные строфы песней. А на Великой панихиде, парастасе, кроме того, псалом 118, самый большой в Псалтири, читается «сполна», то есть полностью, медленно и неспешно.

5 особенностей парастаса:

  1. После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо «Бог Господь…» — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…» При этом после «Аллилуиа» и тропарей на парастасе поются «непорочны», разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии — «Блажени непорочнии в путь…», припев: «Помяни, Господи, ду́ши раб Твоих (или душу раба Твоего)», на 2-й статии — «Твой есмь аз, спаси мя», припев: «Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих».
  2. После тропарей на панихиде (а на параста́се после «непорочных») поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обре́те источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…»
  3. Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).
  4. На панихиде поется канон глас 6-й: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед…», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой (или — покой), Господи, души усопших раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изра́илев». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…»
  5. После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст, и поется «Вечная память».

Календарь Всеобщего парастаса — 2023 

  1. 17 февраля (18.02 — Вселенская родительская суббота)
  2. 10 марта (11.03 — суббота второй недели Великого поста)
  3. 17 марта (16.03 —  суббота третей недели Великого поста).
  4. 24 марта (25.03 — родительская четвертой субботы Великого поста).
  5. 24 апреля (25.04 — Радоница)
  6. 2 июня (03.06 — Троицкая родительская суббота).
  7. 27 октября (28.10 — Дмитриевская родительская суббота).

Чем отличается панихида от записки об упокоении

Записка о упокоении подается для поминания на литургии, панихида заказывается отдельно и проходит после литургии. Если же речь идет о парастасе, то записка на него подается вечером.

Троицкая Родительская когда подать записку

Какую записку подать в церкви об упокоении усопших. Образец

Как правильно заказать

Если записка подается для поминовения за литургией, необходимо пометить ее как «О упокоении». Записка на панихиду помечается вверху словом «Панихида».

Особая ситуация – накануне и в Родительские дни, когда служится парастас:

  • есть храмы, где принимают отдельные записки на парастас, поминовение за литургией и панихиду, которая следует за ней;
  • но иногда достаточно подать одну записку, имена из которой будут прочитаны трижды – вечером, на Великой Панихиде, и еще дважды утром.

Узнать, как подавать записки на Родительские дни, лучше, конечно, в конкретном храме. Там же можно получить и ответ на традиционный вопрос «сколько стоит» поминовение, так как размер пожертвования (Церковь не продает «религиозных услуг») может различаться в разных епархиях.

Но в любом случае необходимо помнить, что это – милостыня о душе близкого человека, полезная ему. Именно поэтому многие не ограничиваются «оплатой» записки, панихиды, но также делают другие посильные пожертвования церкви.

Панихида мирским чином

Панихида (в том числе Великая) и лития могут быть совершены также «по чину мирян», то есть без священника, например, дома или на кладбище. В таком случае не читаются священнические молитвы, а также ектении и возгласы, которые должен произносить диакон. А вот отпевание проводит только иерей, мирянин совершить его не может.

Все поминальные службы по усопшим

  1. Во-первых, это поминовение, которое совершается за главным христианским богослужением, литургией. Для этого в алтарь подают записки с надписью «О упокоении», где в родительном падеже перечисляются имена крещенных православных усопших (за иноверцев, атеистов, а также совершивших грех самоубийства, Церковь не молится – о них просят Господа «келейно», то есть во время домашней молитвы об усопших). Поминовение за литургией может также сопровождаться выниманием частиц из освященного церковного хлеба, просфоры, с молитвой о усопшем. В конце литургии такие частицы погружаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов всех поминавшихся. Такое поминовение может длиться 40 дней (Сорокоуст), а также полгода, год, или даже быть«вечным», то есть до тех пор, пока действует данный храм или монастырь.
  2. Кроме этих, пожалуй, самых важных для усопших поминальных служб, в Церкви также существуют заупокойные чины:
  • отпевания; этот чин совершается однократно, как правило, перед погребением тела христианина; от других заупокойных чинов его отличает особая разрешительная молитва отпущения грехов почившего; текст ее иерей затем вкладывает в руку усопшего; кроме того, на отпевании освящается небольшое количество земли, которую затем бросают в могилу; когда в силу разных обстоятельств невозможно совершить отпевание «при гробе» усопшего, это можно сделать заочно; на такой чин приходят родные, близкие христианина, чтобы помолиться о нем, а затем – отнести на место погребения землю и с молитвой рассыпать ее на могиле;
  • панихиды; такое богослужение совершаться как в дни общего поминовения христиана, так и вообще в любой день другой день, по просьбе прихожан;
  • литии, более сокращенной службы.

В чем смысл и польза церковного поминовения умерших сродников

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38). Эти слова Самого Христа – основание нашей молитвы о умерших. По словам прав. Иоанна Кронштадтского, «все наши мертвецы живы: они умерли только для наших плотских чувств, умерли телом, но не умерли душою, а живут; Бог видит их, и Сам Бог свидетель, что они живы».А если так, то продолжается наше с ними духовное общение и молитва о них. Для многих именно кончина близкого становится толчком обратиться к Богу, начать христианскую жизнь. И это уже – польза поминовения не только для усопших, но и для самого молящегося.

«Отмаливание рода»

Сейчас в Сети можно найти немало «техник» такого рода, которые, по словам авторов подобных советов, необходимо применять, если есть «родовая проблема» типа зависимостей, наследственных болезней. В этом случае «отомолить» род (да, целый род, десятки, может, сотни людей!) можно при помощи особых заупокойных молитв.

Зачастую, говоря о них, люди смешивают христианскую терминологию, индуистские термины, неоязычество.

Вот один из типичных примеров подобных «советов»:

Так можно ли «отмолить род»? Всякий здравомыслящий христианин прекрасно знает: прежде, чем молиться за других, начать нужно с себя – своих грехов, страстей, немощей, требующих уврачевания от Бога. Без этого брать на себя самочинный «подвиг» «отмаливания рода» – чистая гордыня, не спасительная для усопших, и очень опасная для самого «молитвенника».

Зато как радуются наши близкие, если их оставшийся на земле сродник не ограничился просто подачей записок о поминовении, но впервые начал осваивать молитвенное правило, посещать храм, особенно – приступил к Исповеди и Причастию. И, конечно, если молящийся начал работать над собственной душой, преодолевать свои страсти, удаляющие его от Бога.

Интересное из истории

Вот какой случай приводит в своей книге «Тайная жизнь души после телесной смерти» протоиерей Григорий Дьяченко (1850-1903):

«В одном селе скоропостижно умер дьячок-старик. У него был сын – чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения: «Тебе поем. Тебе благословим»… печальный сын, находясь в это самое время в церкви (это было в Духов день), с особенным усердием стал молиться Богу об упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит во сне своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: «Благодарю тебя, сын мой»

А вот история из Пролога – чтения, положенного во время богослужения – под 12 апреля, которая содержится той же книге прот. Григория:

«Св. игуменья Афанасия завещала сестрам своего монастыря, незадолго до своей кончины, творить нищим трапезу в течение сорока дней после её смерти, в память ее. Но сестры исполняли это завещание только в течение десяти дней, и такое забвение её воли вызвало святую из другого мира. Явившись в сопровождении двух ангелов некоторым из сестер, она сказала: «Для чего преступили вы заповедь мою? Да будет вам известно, что творимая до сорока дней за душу милостыня, питание алчущих и молитвы священников умилостивляют Бога: если души усопших грешны, то чрез это они получают от Господа отпущение грехов, а если безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям»

Случаи из церковной практики

В книге «Современные старцы Святой Руси» (2009) содержится такой рассказ о священнике Павле Груздеве:

А вот что рассказывал архимандрит Кирилл (Павлов) в одной из своих проповедей:

Итак, будем помнить: смерть обрывает общение физическое, но сильнее ее – любовь, которая достигает до иного мира, и соединяется с любовью Того, Кто «хочет всем спастися и в разум истины приити». А потом – возвращается к нам, живущим на земле, даруя мир душе и силы идти по пути этой жизни.

Наталья Сазонова

Советуем почитать:

  1. Григорий Дьяченко, протоиерей. Тайная жизнь души после телесной смерти.
  2. Кирилл (Павлов), архимандрит. О молитвенном поминовении усопших (проповедь в мясопустную Родительскую Субботу).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Панихида или понихида как правильно пишется
  • Памятка как написать синквейн
  • Панисламский как пишется
  • Памятка как написать сжатое изложение приемы сжатия текста
  • Панисламистский как пишется