Паниранский как пишется

§ 7. Не в начале
корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э, так и е. Их выбор зависит от
предшествующей гласной.

1. После букв е и и пишется
е. Перечень основных слов: геенна, реестр,
феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сие- ста, спаниель, фиеста
и слова на -ент: абитуриент, клиент, ингредиент,
коэффициент, пациент
и др. (с буквой е, передающей ударный гласный); веер, леер,
плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер
(здесь
буква е передает безударный гласный).

Примечание 1. В словах конвейер и фейерверк после е пишется йе (см. § 26 , п. 3).

Примечание 2. В некоторых именах собственных
после и пишется
буква э, напр.: Мариэтта, Глиэр.

2. После букв а, о, у, ю
пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро,
менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, си- луэт, статуэтка
(здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром
(и другие слова с начальной частью аэро-), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фа- этон,
фуэте
(здесь буква э передает безударный гласный).
То же в собственных именах, напр.: Пуэрто-Рико, Уэльс, Хемингу- эй,
Моэм, Лаэрт, Аэлита.

Исключения: в словах проект, проектировать,
проекция, проектор
и др. однокоренных, траектория,
интроекция,
а также в словах на -ер
(напр., буер, гаер, фраер, интервьюер) пишется буква е.

Примечание к пп. 1 и 2. Независимо от
предшествующей буквы пишутся с э слова
со второй частью -эдр: гексаэдр,
октаэдр, тетраэдр, ромбоэдр, триэдр, полиэдр.

Слово «про­ект» пишет­ся с бук­вой «е», а про­из­но­сит­ся со зву­ком [э].

Выясним, как пра­виль­но писать и про­из­но­сить сло­во «про­ект» или «про­экт», с бук­вой «е» или «э».

«Проект» или «проэкт», как правильно писать?

В корне сло­ва «про­ект» нахо­дит­ся бук­во­со­че­та­ние «ое», что гово­рит о заим­ство­ва­нии из латин­ско­го языка.

Латинское сло­во projectus бук­валь­но зна­чит «бро­шен­ный впе­рёд».

Многозначным сло­вом «про­ект» называют

  • план или замы­сел чего-либо;
  • тех­ни­че­ские доку­мен­ты — чер­те­жи, рас­че­ты, вновь созда­ва­е­мых соору­же­ний, машин, при­бо­ров и зданий;
  • пред­ва­ри­тель­ный текст какого-либо документа.

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство заим­ство­ван­ных слов после  глас­ных «о» и «у» в сере­дине и в кон­це про­из­но­сят­ся и пишут­ся с бук­вой «э»:

  • поэма
  • поэт
  • орфоэпия
  • менуэт
  • силуэт
  • статуэтка

В отли­чие от этих суще­стви­тель­ных сло­во «про­ект» и его про­из­вод­ные (про­ект­ный, про­ек­ти­ро­вать, про­ек­ти­ров­щик, про­ек­ти­ров­ка и пр.) пишут­ся с бук­вой «е» после глас­ной «о».

Правописание этих слов в слу­чае затруд­не­ния про­ве­ря­ет­ся по словарю.

Вывод

«Проект» — это сло­вар­ное сло­во, в корне кото­ро­го пишет­ся бук­ва «е».

Примеры

Наш про­ект всту­пил в завер­ша­ю­щую стадию.

Василий Павлович, ска­жи­те, это ваш про­ект здания?

Этот про­ект выстав­лен на город­ской конкурс.

Как правильно произносить слово «проект»

Согласно нор­мам совре­мен­ной рус­ской орфо­эпии (пра­виль­но­го про­из­но­ше­ния), несмот­ря на напи­са­ние бук­вы «е» после глас­ной «о» в корне, зву­чит это сло­во иначе:

Обратим вни­ма­ние, что во мно­гих заим­ство­ван­ных сло­вах после соглас­но­го пишет­ся бук­ва «е», а про­из­но­сит­ся звук [э]:

  • модель
  • кафе
  • резю­ме
  • тен­нис
  • син­тез
  • шатен

и пр.

Как оформить проектную работу (на примере проекта «Тайна имени»)

Уважаемые дети и родители!

Предлагаю Вам рекомендации, которые помогут правильно структурировать и оформить Ваши проекты.

Данный проект, как и все другие должен иметь определённую структуру.

Первый лист – титульный

На титульном листе вверху пишется полное наименование учебного заведения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Хабаровска

«Средняя общеобразовательная школа №19»

В центре титульного листа пишется тема проекта

Тайна моего имени

или

Тайна имени … (конкретно какого имени)

Может быть и другая тема, но в рамках этого проекта. Выбранная Вами тема должна быть обязательно раскрыта в содержании.

Здесь хорошо использовать фотографию или иллюстрацию по теме.

Ниже темы справа пишется, кто выполнил проект:

Выполнил (а):

ученик(ца) 3В класса

Иванов Максим

В самом низу титульного листа пишется название города и год выполнения проекта:

Хабаровск

201_

На втором листе пишутся цель и задачи проекта

Цель (всегда одна и вытекает из темы): например, изучить тайну (или происхождение (это зависит от формулировки темы) имени «Максим».

Задачи – это те шаги (ступеньки), которые нужно сделать, чтобы достичь цели. Задач всегда несколько.

Например, в данном проекте задачи могу быть такими. (Сразу смотрим, как оформляем)

Задачи:

1)изучить в справочной литературе значение имени «Максим»;

2)сравнить толкование имени «Максим», данное разных справочниках;

3)узнать, какие литературные герои и известные герои носят имя «Максим» и найти интересные сведения об этих людях;

4)сравнить, что общего между мной и известными людьми и литературными героями, которые носят имя «Максим»;

5) подобрать занимательный материал, в котором упоминается моё имя (или: стихи, пословицы, скороговорки, ребусы и т.п.);

Здесь указаны примерные задачи, которые сформулированы на основе заданий 3, 4 со с.19. Вы можете формулировать задачи, исходя из того, что хотите рассказать в проекте. Задач может быть меньше. Например, две.

Третий и следующие листы

Начиная с третьего листа, раскрывается само содержание темы в строгом соответствии с задачами.

В работе должно быть, как минимум, столько абзацев, сколько задач, т.е. ответ на каждую задачу начинаем писать с красной строки.

Текст желательно сопровождать фотографиями и рисунками.

Важно! Содержание проекта должно быть не просто скачанным с Интернета, а изложено простым языком, доступным для детского понимания, пересказа и, если нужно, ответов на заданные слушателями вопросы. Объём проекта также должен соответствовать возрасту и возможностям ребёнка.

На предпоследнем листе пишутся выводы.

Выводы – это, как бы, ответ на каждую задачу. Сколько задач – столько должно быть и выводов.

Например, выводы, которые могут быть в проекте, если в нём вышеуказанные задачи.

Выводы:

1)существует достаточно много литературы, в которой толкуется значение имени «Максим»;

2)толкование моего имени в разных справочниках очень похоже (или отличается, или др.вывод);

3)моё имя носят …….

4)у меня много общего с … ( или: мы с ними совсем не похожи, или: мы с ними мало похожи;

5)моё имя используется в стихах, загадках, … (или: моё имя не используется, мало используется в …)

На последнем листе пишется список использованной литературы или ссылок из Интернета.

Важно! Ссылка на литературный источник должна быть правильной: списанной с аннотации.

Консультацию учителя по выполнению проекта ребёнок может получить в любой день в школе в учебное время.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/367560-kak-pisat-proekt

вопрос закрыт

ZWZ
[142K]

4 года назад

Правильно пишется «согласно проекту«, задаем вопрос — согласно кому? чему? и так как мужской род слова проект, то кончается на у.

Вот с женским родом будет сложнее, а если мужской, то никаких проблем — у и все.

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

павел­394
[10.6K]

4 года назад

В современном русском языке существительное с предлогом «согласно» пишется в дательном падеже, поэтому в предложении правильно говорить»согласно чему» (договору, приказу, закону, распоряжению и т.д.).

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Согласно проекту если по русски)) хотя и так и так можно)).

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Есть интересный вопрос? Задайте его нашему сообществу, у нас наверняка найдется ответ!

Делитесь опытом и знаниями, зарабатывайте награды и репутацию, заводите новых интересных друзей!

Задавайте интересные вопросы, давайте качественные ответы и зарабатывайте деньги. Подробнее..

Статистика проекта за месяц

Новых пользователей: 2602

Создано вопросов: 15964

Написано ответов: 34846

Начислено баллов репутации: 809432

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Несложно запомнить как правильно писать проект или проэкт, стоит лишь вспомнить несложное правило, давайте разберемся вместе.

Правильно пишется

Слово «проект» следует писать с гласной «е» в корне слова.

Какое правило?

Существуют правила переноса иностранного слова в русский язык, согласно которому вместо буквы «э», которую нужно произносить, необходимо писать букву «е». По этому правилу пишутся слова тренд, бренд и прочие. Существительное «проект» позаимствовано с латинского «projectus», что в переводе означает «брошенный вперед».

Слово «проект» пришло в русский язык из латинского и обозначает идею, обращенную в форму вычислений или описания для создания чего-либо.

Источник: http://kakpishem.ru/pishem-pravilno-slova/proekt-ili-proekt-kak-pishetsya.html

Слово «про­ект» пишет­ся с бук­вой «е», а про­из­но­сит­ся со зву­ком [э].

«Проект» или «проэкт», как правильно писать?

Существительное «про­ект» явля­ет­ся обра­зо­ва­ни­ем от гла­го­ла «про­ек­ти­ро­вать», в кото­ром пишет­ся бук­ва «е».

В сло­ве «про­ект», как и в про­из­во­дя­щем гла­го­ле, пишет­ся бук­ва «е».

Как правильно говорить слово «проект»

Согласно нор­мам совре­мен­ной рус­ской орфо­эпии (пра­виль­но­го про­из­но­ше­ния), несмот­ря на напи­са­ние бук­вы «е» после глас­но­го зву­ка «о» в корне сло­ва «про­ект», зву­чит это сло­во ина­че:

Источник: http://russkiiyazyk.ru/fonetika/kak-pravilno-pisat-i-proiznosit-slovo-proekt.html

проект или проэкт

Как правильно пишется?

Слово «проект» пишется через букву «е» – проект.

Правило написания слова

Лексема «проект» относится к словам иноязычного происхождения, в которых после гласной не в начале корня может писаться как буква «е», так и «э». Выбор зависит от того, какая гласная ей предшествует. После букв «а», «о», «у», «ю» всегда пишется «э»: дуэт, поэзия, поэт.

Слово «проект» как раз является исключением из данного правила, как и однокоренные ему слова – проектировать, проектор и другие.

  • Он был неизменным руководителем всех новых проектов компании.
  • Он гордо, с поднятой головой вошёл в кабинет директора, потому в его руках был портфель с выгодным инвестиционным проектом.
  • В осуществлении того или иного грандиозного проекта важно терпение и целеустремлённость.

А вы знаете..

Какой из вариантов правильный?
(по статистике прошлой недели только 52% ответили правильно)

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Ольга Жаркова 179
  2. 2. Лев Новоселов 168
  3. 3. Тёма Рауд 161
  4. 4. Анастасия Гудожникова 127
  5. 5. Айхан Волков 114
  6. 6. Тимур Умаев 100
  7. 7. Ирина Немешаева 98
  8. 8. Gerard Way 93
  9. 9. Арина Ткачёва 91
  10. 10. Рустам Рамазанов 86
  1. 1. Ramzan Ramzan 6,291
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,477
  5. 5. admin 3,318
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,374
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник: http://obrazovaka.ru/kak-pishetsya/proekt.html

Как правильно пишется: проЕкт или проЭкт ?

Слово «проект» образовано от глагола «проектировать» и пишется через букву «е», а произносится [п р а й’э к т].

В русском языке встречается начальное «э» в заимствованных словах: этаж, экскалатор, эволюция, экипаж и др. В середине слова букву «э» мы напишем в заимствованных словах после гласных А, О, У : пируэт, маэстро, статуэтка, фаэтон, каноэ. Также «э» мы встретим в сложных словах и после заимствованных и русских приставок : широкоэкранный, антиэстетичный, полиэфирный, диэлектрик, сэкономить,сверхэмоции.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/720401-kak-pravilno-pishetsja-proekt-ili-proekt.html

  • Как сделать проект по русскому языку Зимняя страничка
  • исследовательская работа как написать
  • ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления
  • Как написать исследовательскую работу
  • как написать исследовательскую работу ученику

Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-97275-kak-napisat-shkolnyy-proekt

Слово «паниранские»

Слово состоит из 11 букв, начинается на согласную, заканчивается на гласную, первая буква — «п», вторая буква — «а», третья буква — «н», четвёртая буква — «и», пятая буква — «р», шестая буква — «а», седьмая буква — «н», восьмая буква — «с», девятая буква — «к», 10-я буква — «и», последняя буква — «е».

  • Написание слова наоборот
  • Написание слова в транслите
  • Написание слова шрифтом Брайля
  • Передача слова на азбуке Морзе
  • Произношение слова на дактильной азбуке
  • Фразы со слова
  • Остальные слова из 11 букв

Написание слова «паниранские» наоборот

Как это слово пишется в обратной последовательности.

еикснаринап 😀

Написание слова «паниранские» в транслите

Как это слово пишется в транслитерации.

в армянской🇦🇲 պանիրանսկիե

в греческой🇬🇷 πανειρανσκειαι

в грузинской🇬🇪 პანირანსკიე

в еврейской🇮🇱 פאניראנסכיא

в латинской🇬🇧 paniranskiye

Как это слово пишется в пьюникоде — Punycode, ACE-последовательность IDN

xn--80aapkblscnnn

Как это слово пишется в английской Qwerty-раскладке клавиатуры.

gfybhfycrbt

Написание слова «паниранские» шрифтом Брайля

Как это слово пишется рельефно-точечным тактильным шрифтом.

⠏⠁⠝⠊⠗⠁⠝⠎⠅⠊⠑

Передача слова «паниранские» на азбуке Морзе

Как это слово передаётся на морзянке.

⋅ – – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ ⋅ – – ⋅ ⋅ ⋅ ⋅ – ⋅ – ⋅ ⋅ ⋅

Произношение слова «паниранские» на дактильной азбуке

Как это слово произносится на ручной азбуке глухонемых (но не на языке жестов).

Передача слова «паниранские» семафорной азбукой

Как это слово передаётся флажковой сигнализацией.

jnadpnaexdc

Фразы со слова «паниранские»

Какие фразы начинаются с этого слова.

  • паниранские цвета

Ваша фраза добавлена!

Остальные слова из 11 букв

Какие ещё слова состоят из такого же количества букв.

  • аароновский
  • аароновщина
  • аббасидский
  • аббревиация
  • аббревиируя
  • абверовский
  • абдукторный
  • аберрация
  • аберрировав
  • аберрируясь
  • абзелиловец
  • абзелиловка
  • абзимология
  • абиджанский
  • абиетиновая
  • абиетиновый
  • абиотически
  • абиссальная
  • абиссальные
  • абиссальный
  • абиссинская
  • абиссинский
  • абиссинское
  • аблировавши

1

×

Здравствуйте!

У вас есть вопрос или вам нужна помощь?

Спасибо, ваш вопрос принят.

Ответ на него появится на сайте в ближайшее время.

Народный словарь великого и могучего живого великорусского языка.

Онлайн-словарь слов и выражений русского языка. Ассоциации к словам, синонимы слов, сочетаемость фраз. Морфологический разбор: склонение существительных и прилагательных, а также спряжение глаголов. Морфемный разбор по составу словоформ.

По всем вопросам просьба обращаться в письмошную.

Проблемы с содержанием статьи

Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка.

Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне.

Паниранизм (перс. پان‌ایرانیسم‎) — идеология, распространённая в основном в Иране, сторонники которой выступают за объединение иранских народов, проживающих в Иранском нагорье и в других регионах, которые имеют значительные черты иранского культурного влияния, среди которых осетины, курды, персы, таджики, пуштуны, белуджи и зазаки. Практически все последователи паниранизма также включают в свою идеологию азербайджанцев, которые хотя и говорят на азербайджанском тюркском языке, частично или в основном, по мнению паниранистов имеют иранское происхождение.[1][2][3]

Происхождение и идеология

Иранские народы жили в Персидской империи и иранско-азербайджанской Сефевидской империи большую часть времени до середины 1800-х годов, когда большая часть территории — в том числе в составе современной Азербайджанской Республики — была передана Российской империи. (См. также: Большой Иран и Большая игра)

Иранский философ д-р Махмуд Афшар, который являлся афшаром азербайджанского происхождения[4] разработал паниранскую идеологию в начале 1925 года, чтобы направить её против пантюркизма и панарабизма, которые рассматривались в качестве потенциальных угроз территориальной целостности Ирана.[5] Он также хотел продемонстрировать твердую убежденность в националистическом характере иранского народа на протяжении длительной истории страны.

В отличие от аналогичных идеологий в других странах и регионах (пантюркизм, панславянизм, панарабизм) паниранизм был этнически и лингвистически включительным и связан был прежде всего с территориальным национализмом, а не этническим или расовым. После Первой мировой войны пантюркистская пропаганда была сосредоточена на тюркоязычные земли Ирана, Кавказа и Центральной Азии. Конечной целью пантюркистов было убедить эти группы населения отделиться от больших политических образований, к которым они принадлежали, и присоединиться к новому государству Туран.[6] Однако иранские азербайджанцы оказались против идеологии пантюркизма и были активными сторонниками территориальной целостности Ирана.

История

С распадом династии Каджаров (свергнутых по обвинению в коррупции) и с приходом к власти Реза-шаха Пехлеви в 1925 году, он начал внедрение светских реформ, ограничивавших власть духовенства шиитского Ирана. Многие националистические и социалистические мыслители надеялись, что эта новая эра будет также свидетелем внедрения демократических реформ. Однако такие реформы не состоялись. Это привело к постепенному росту слабо организованным паниранистским движениям среди националистических писателей, учителей, студентов и активистов в союзе с другими демократическими движениями.

В 1940 году после англо-советского вторжения в Иран во время Второй мировой войны паниранистское движение начало набирать силу и популярность как в результате широко распространенного чувства незащищенности среди иранцев, которые увидели, что шах оказался бессилен против такого иностранного присутствия в стране. В 1941 году иранскими партизанами была создана подпольная националистическая организация Группа мести (также известная как Анджоман или «Группа сопротивления»).[7] Паниранистская группа была основана позже двумя студентами из членов группы мести и двух других студентов в середине-конце 1940-х годов в Тегеранском университете. Хотя паниранистские движения были активными во всем 1930-х годов, они были слабо организованы в низовом альянсе националистических писателей, учителей, студентов и активистов. Партия была первой организацией, которая официально приняла паниранистскую позицию, которая верила в солидарность и объединение иранских народов, проживающих на Иранском нагорье. В 1951 году среди лидеров партии Мохсеном Пезешкпуром и Дариушом Форухаром появились разногласия относительно того, как партия должна работать, и произошло разделение. 2 фракции значительно отличались по своей организации структуры и практики. Фракция Пезешкпура, которая сохранила название партии, считает, что готовы действовать в рамках системы власти Мохаммад-Реза Шаха Пехлеви. Фракции Форухара, которая приняла новое имя «Прометей Иран» (Партия иранской нации) считает, что в Иране нужна новая структура власти.

Критика паниранизма

Историк Леонард Биндер считает, что паниранизм «Ирредентистское движение, которое выдохлось».[8] Бернард Льюис утверждает, что паниранизм никогда не был сильной идеологией.[9]

См. также

  • Большой Иран
  • Национализм

Примечания

  1. Professor Richard Frye states:The Turkish speakers of Azerbaijan are mainly descended from the earlier Iranian speakers, several pockets of whom still exist in the region (Frye, Richard Nelson, «Peoples of Iran», in Encyclopedia Iranica).
  2. ^ Свентоховский, Тадеуш. « AZERBAIJAN , REPUBLIC OF»,., Vol. 3, Colliers Encyclopedia CD-ROM, 02-28-1996: «The original Persian population became fused with the Turks, and gradually the Persian language was supplanted by a Turkic dialect that evolved into the distinct Azerbaijani language.
  3. ^ Xavier Planhol, „Lands of Iran“ in Encyclopedia Iranica. Excerpt: The toponyms, with more than half of the place names of Iranian origin in some areas, such as the Sahand, a huge volcanic massif south of Tabriz, or the Qara Dagh, near the border (Planhol, 1966, p. 305; Bazin, 1982, p. 28) bears witness to this continuity. The language itself provides eloquent proof. Azeri, not unlike Uzbek (see above), lost the vocal harmony typical of Turkish languages. It is a Turkish language learned and spoken by Iranian peasants.»(Encyclopedia Iranica, «Lands of Iran»)
  4. Iran Between Two Revolutions — Google Books
  5. AHMAD ASHRAF, «IRANIAN IDENTITY IN THE 19TH AND 20TH CENTURIES», Encyclopedia Iranica. Excerpt: «Afšār, a political scientist, pioneered systematic scholarly treatment of various aspects of Iranian national identity, territorial integrity, and national unity. An influential nationalist, he also displayed a strong belief in the nationalist character of Iranian people throughout the country’s long history. He was the first to propose the idea of Pan-Iranism to safeguard the unity and territorial integrity of the nation against the onslaught of Pan-Turkism and Pan-Arabism (Afšār, p. 187)
  6. Touraj Atabaki, «Recasting Oneself, Rejecting the Other: Pan-Turkism and Iranian Nationalism» in Van Schendel, Willem(Editor). Identity Politics in Central Asia and the Muslim World: Nationalism, Ethnicity and Labour in the Twentieth Century. London, GBR: I. B. Tauris & Company, Limited, 2001. Actual Quote: As far as Iran is concerned, it is widely argued that Iranian nationalism was born as a state ideology in the Reza Shah era, based on philological nationalism and as a result of his innovative success in creating a modern nation-state in Iran. However, what is often neglected is that Iranian nationalism has its roots in the political upheavals of the nineteenth century and the disintegration immediately following the Constitutional revolution of 1905- 9. It was during this period that Iranism gradually took shape as a defensive discourse for constructing a bounded territorial entity — the ‘pure Iran’ standing against all others. Consequently, over time there emerged among the country’s intelligentsia a political xenophobia which contributed to the formation of Iranian defensive nationalism. It is noteworthy that, contrary to what one might expect, many of the leading agents of the construction of an Iranian bounded territorial entity came from non Persian-speaking ethnic minorities, and the foremost were the Azerbaijanis, rather than the nation’s titular ethnic group, the Persians. …. In the middle of April 1918, the Ottoman army invaded Azerbaijan for the second time. … Contrary to their expectations, however, the Ottomans did not achieve impressive success in Azerbaijan. Although the province remained under quasi-occupation by Ottoman troops for months, attempting to win endorsement for pan-Turkism ended in failure. … The most important political development affecting the Middle East at the beginning of the twentieth century was the collapse of the Ottoman and the Russian empires. The idea of a greater homeland for all Turks was propagated by pan-Turkism, which was adopted almost at once as a main ideological pillar by the Committee of Union and Progress and somewhat later by other political caucuses in what remained of the Ottoman Empire. On the eve of World War I, pan-Turkist propaganda focused chiefly on the Turkic-speaking peoples of the southern Caucasus, in Iranian Azerbaijan and Turkistan in Central Asia, with the ultimate purpose of persuading them all to secede from the larger political entities to which they belonged and to join the new pan-Turkic homeland. Interestingly, it was this latter appeal to Iranian Azerbaijanis which, contrary to pan-Turkist intentions, caused a small group of Azerbaijani intellectuals to become the most vociferous advocates of Iran’s territorial integrity and sovereignty. If in Europe ‘romantic nationalism responded to the damage likely to be caused by modernism by providing a new and larger sense of belonging, an all-encompassing totality, which brought about new social ties, identity and meaning, and a new sense of history from one’s origin on to an illustrious future’,(42) in Iran after the Constitutional movement romantic nationalism was adopted by the Azerbaijani Democrats as a reaction to the irredentist policies threatening the country’s territorial integrity. In their view, assuring territorial integrity was a necessary first step on the road to establishing the rule of law in society and a competent modern state which would safeguard collective as well as individual rights. It was within this context that their political loyalty outweighed their other ethnic or regional affinities. The failure of the Democrats in the arena of Iranian politics after the Constitutional movement and the start of modern state-building paved the way for the emergence of the titular ethnic group’s cultural nationalism. Whereas the adoption of integrationist policies preserved Iran’s geographic integrity and provided the majority of Iranians with a secure and firm national identity, the blatant ignoring of other demands of the Constitutional movement, such as the call for formation of society based on law and order, left the country still searching for a political identity.
  7. Engheta, Naser (2001). 50 years history with the Pan-Iranists. Los Angeles, CA: Ketab Corp.
  8. Binder, Leonard; University of California Los Angeles (1999). Ethnic conflict and international politics in the Middle East. University Press of Florida. p. 22
  9. Bernard Lewis, The multiple identities of the Middle East‎. p. 140

Русский язык

Тема 10: Дополнительно: морфемика, орфография

Урок 7: Буквы Ы и И после приставок на согласные

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория

Заметили ошибку?

Основное правило

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть – разыграть – розыгрыш. Итого – подытожить. Идти – предыдущий. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства.

Особое внимание следует обратить на глагол взимать, в котором исконно русская приставка вз-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И – Ы.

Приставки-исключения

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ – ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный, контригра, но розыгрыш. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Презентация (Источник)
  2. Дополнительные задания (Источник)

Домашнее задание

Задание № 1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание № 2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание № 3

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.
  2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.
  3. Пред_стория этого события была почти забыта.
  4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», – вздыхает Жорка.
  5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.
  6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.

Заметили ошибку?

Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.

Видеоурок: Буквы Ы и И после приставок на согласные по предмету Русский язык за 5 класс.

Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре-
и при-
.
Узнай, как писать русские приставки.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в-
, об-
, от-
, над-
, под-
, у-
, о-
, вы-
, на-
, за-
, до-
, по-
, пере-
: войти
внести
вбежать
встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: вбежать, встать. Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] — это разные произношения одной приставки в-. Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Надпись, подпись и увёртка,
окончание, отвёртка,
выход, вход и нападение,
и доход, и объедение,
а еще заход, поход
и подземный переход.

2. Приставка с-: сдача

Существует только приставка
с-.

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с
или з
. О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: сдача, сделать, смыть.

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: cделать, сдать.

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з
и с
: беспомощный
бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки: раз-// рас-, из-//ис-, без-// бес-, воз-// вос-, вз-// вс-, низ-// нис-, через-// черес-, чрез-// чрес- если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з
    : бездомный,
  • если корень начинается на глухой согласный, — с буквой с
    : беспомощный.

2. Приставки пра-//про
: правнук
прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра-: праславянский, прадед,
  • любые другие — пиши приставку
    про-: простоять(долго), просмотреть(быстро, бегло), прописать (назначить лечение) и т.д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´
з- (ро´
с)
: расписать
ро´
спись

Внимание на ударение:

В приставках
раз-, рас-//роз-, рос-

  • без ударения пиши а
    : расска´
    з,
  • под ударением — о
    : ро´
    сказни.

4. Приставки пре-//при-
: премилый
, преграда
прийти
, привязать
, прикрыть
, придорожный

Думай о значении:

Пиши пре-, если передаются значения:

  • «очень» —
    премилый, престарый,
  • «пере» — преграда.

Пиши
при-, если передаются значения:

  • «приближение» — прийти, приехать,
  • «присоединение» — пришить, привязать,
  • «чуть-чуть» — прикрыть, приоткрыть,
  • «около, близко» —
    прибрежный, придорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: привыкать, присутствовать, прислушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:



В ряде слов пре
и при
входят в состав корня: причина, привет, приказывать, превратить, презирать, препятствие и другие. Такие написания старайся запомнить.

И-Ы после приставок на согласный: играть
сыграть

Видишь приставку на согласный? Тогда после неё вместо и пиши ы!

После приставок,

  • оканчивающихся на согласный, на месте и
    пиши ы
    : розыгрыш, безынициативный.
    Исключение:

    взимать налоги, оплату, штраф
  • меж- и сверх- пиши и: межинститутский, сверхинтересный.
    Почему?
    Потому что есть важный для русского языка запрет: нельзя писать ы
    после ж, ш,
    а также к, г, х,
  • после приставок-«иностранцев» пиши и
    : суперигра, постимпрессионизм.
    Почему?
    Потому что основное правило не относится к заимствованным иноязычным приставкам: дез-, контр-, транс-, пост-, суб-, супер-, пан-.

Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.

Это правило не распространяется:

    на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);

    на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);

    на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);

    а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

Упражнение

1. Два месяца он отлично раз_
грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)

2. Ну что, до_
грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)

3. У черных есть определенная контр_
гра на ферзевом фланге.

4. Раздражали меня пуще всего эти без_
мянные письма. (Ф. М. Достоевский)

5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_
нтересное.

6. Ему, впрочем, небез_
звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)

7. Вот тот пиджак, что вы раз_
скиваете, посмотрите, он даже не помялся. (Н. В. Гоголь)

8. Посему письма сии показались мне не совсем без_
нтересными. (Ф. М. Достоевский)

9. Они как-то очень странно видо_
зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)

10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_
сходном мраке… (А. и Б. Стругацкие)

11. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без_
нициативным. (Л. Н. Толстой)

12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез_
скусственной красоте. (Л. Н. Толстой)

13. Энергетикам запрещено вз_
мать штрафы за перерасход электроэнергии.

14. Однако же во что бы то ни стало он решился до_
скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну… (Н. В. Гоголь)

15. Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно раз_
скать. (Н. В. Гоголь)

16. Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез_
звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)

17. Необходимо наладить выпуск меж_
нтернатской электронной газеты.

18. Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без_
нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)

19. На самом деле ничего супер_
нтересного внутри не обнаружилось.

20. До_
скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)

21. Харьковский завод «Спорт_
нвентарь» был основан в 1948 году.

22. Арагва, обнявшись с другой без_
менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)

23. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз_
грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)

24. Сборник материалов Четвертой меж_
нститутской научно-практической конференции молодых ученых.

25. Пора уж под_
тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)

26. Транс_
орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.

27. Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от_
скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)

28. За годы войны пед_
нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов (школа № 1199 г. Москвы «Лига Школ»).

Правописание приставок — один из самых сложных разделов орфографии
современного русского языка.

В нем огромное количество префиксов, имеющих самые разные значения. Некоторые обозначают близость (например, «пришкольный»), некоторые — перемещение в пространстве (например, «подниматься»).

Также с помощью приставок можно превращать глагол несовершенного вида в глагол совершенного вида. Например, из глагола несовершенного вида «играть» можно сделать несколько глаголов, которые обозначают уже завершившееся действие: «сыграть», «разыграть», «выиграть».

Некоторые приставки могут заканчиваться как на глухой, так и на звонкий согласный (например, «развалить» и «рассказать»), а вот приставка «с» не имеет звонкого двойника «з». При выполнении упражнений на правописание ученики часто сталкиваются с проблемой выбора, не зная, какую букву писать после приставки: «ы» или «и». Например, есть глагол «играть». Но почему же в слове «разыграть» в корне появляется буква «ы»? Откуда она взялась?

Буква «и» после приставок на согласную

Гласные «ы» и «и» после приставок — один из наиболее распространенных «камней преткновения»
для младших и порой даже для старших школьников. Буква «и» всегда ставится после тех префиксов, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот самые типичные примеры: «воистину», «заинтересоваться», «заиграть». Однако с буквой «и» после префиксов сложности у школьников возникают очень редко, потому что слова такие слова обычно произносятся так же, как и пишутся. Например, в слове «заинтересоваться» никак не слышен звук «ы», а четко слышится звук «и». Вот примеры предложений с такими словами:

  • «Девочка заиграла на скрипке, и все заплакали от умиления»;
  • «Мальчик зашел к другу и пригласил его вместе поиграть»;
  • «Бабушка решила поискать очки под диваном»;
  • «Учительница заинтересовалась рисунком Сережи».

Буква «ы» после приставок на гласную

Буква «ы» всегда пишется после тех префиксов
, которые оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот наиболее типичные примеры: «подыграть на пианино», «разыскать потерю». Однако имеется одно исключение — это старославянское слово «взимать», которое означает «брать». В современном русском языке префиксы «вз» нет, зато есть префикс «воз» (например, «возделывать») и «вос» (например, «восстать», «восстание», «восставать»).

Вот примеры предложений с такими словами:

  • «В лотерею разыгрывался автомобиль «Москвич»;
  • «Непогода сегодня разыгралась, снег так и валит с неба!»;
  • «Я хотел подыскать себе выгодное место работы в городе»;
  • «Монголо-татары взимали дань с русских князей».

Пользуясь этим правилом, следует помнить, что под него не подходят префиксы «меж» и «сверх», например: «межигровой перерыв», «межинститутские соревнования», «сверхинтересная книга». В случае со словом «межинститутский» не лишним будет вспомнить еще одно хрестоматийное правило, которое гласит: «Сочетания «жи» и «ши» пишутся только с буквой «и»!

Почему важно правильно писать приставки

Правилам правописания префиксов
посвящен отдельный раздел в школьной программе дисциплин «Русский язык как родной» (в Российской Федерации) и «Русский язык как иностранный» (в странах Содружества Независимых Государств). Упражнения на буквы «ы» и «и» после префиксов обогащают словарный запас младших школьников, помогают детям освоить основные принципы словообразования с помощью префиксов, а также развивают память и способствуют быстрому усвоению теоретических правил на практике.

Человек, хорошо владеющий русским языком, должен обращать внимание на грамотное написание приставок. Правильное употребление и написание в соответствии с установленными нормами и стандартами русского языка свидетельствует о хорошем уровне образования. Грамотная письменная речь часто имеет решающее значение при поступлении в институт и на работу. Человек, который пишет с ошибками, вряд ли будет принят или избран на руководящую должность.

Для того чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужна практика. Наиболее эффективными представляются следующие виды практических упражнений:

  • Вставить пропущенные буквы в словах, руководствуясь изученным правилом;
  • Привести собственные примеры на конкретное правило;
  • Вставить пропущенные приставки или выбрать одну приставку из нескольких вариантов для каждого слова;
  • Проследить, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от разных префиксов.

Правописание приставок изучается в курсе средней школы: с начальных (второй-четвертый) до старших классов (десятый-одиннадцатый). Естественно, уровень сложности упражнений постепенно возрастает с ростом учеников. Правописание букв «ы» и «и» после префикса впервые вводится в учебную программу в 3−4 классе. Затем эти правила повторяются ежегодно, но количество слов, встречающихся в практических упражнениях, увеличивается.

Для того чтобы грамотно писать приставки
, нужно не только знать правила, но и уметь применять их на практике. Постоянное выполнение практических упражнений на закрепление изученных правил способствует выработке навыков правописания префиксов и доведению их до автоматизма. Также дети и взрослые учатся грамотно писать приставки во время чтения русской классической литературы: как поэзии, так и прозы.

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть — разыграть — розыгрыш. Итого — подытожить
. Идти — предыдущий
. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова
в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства
.

Особое внимание следует обратить на глагол взимать
, в котором исконно русская приставка вз
-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать
, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И — Ы.

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный
. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ — ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант
. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный,
но предынфарктный
, контригра
, но розыгрыш
. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь
.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2010.
  1. Презентация ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», — вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть — разыграть — розыгрыш. Итого — подытожить
. Идти — предыдущий
. При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова
в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства
.

Особое внимание следует обратить на глагол взимать
, в котором исконно русская приставка вз
-, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать
, в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И — Ы.

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный
. Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ — ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант
. Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный,
но предынфарктный
, контригра
, но розыгрыш
. Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь
.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2010.
  1. Презентация ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», — вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.

Паниранизм — это идеология , пропагандирующая солидарность и воссоединение иранских народов, проживающих на иранском нагорье и в других регионах, имеющих значительное иранское культурное влияние, включая персов , азербайджанцев , гилаков , мазандераницев , курдов , талышей , таджиков , пуштунов , осетин и белуджей. . Первым теоретиком был доктор Махмуд Афшар Язди.

Истоки и идеология

Иранский политолог доктор Махмуд Афшар разработал паниранистскую идеологию в начале 1920-х годов в противовес пантюркизму и панарабизму , которые рассматривались как потенциальные угрозы территориальной целостности Ирана. Он также продемонстрировал твердую веру в националистический характер иранского народа на протяжении всей долгой истории страны.

В отличие от аналогичных движений того времени в других странах, паниранизм был этнически и лингвистически инклюзивным и занимался исключительно территориальным национализмом , а не этническим или расовым национализмом. Накануне Первой мировой войны пантюркисты сосредоточили свое внимание на тюркоязычных землях Ирана, Кавказа и Средней Азии. Конечная цель заключалась в том, чтобы убедить это население отделиться от более крупных политических образований, к которым они принадлежали, и присоединиться к новой пантюркской родине. Именно последний призыв к иранским азербайджанцам , вопреки пантюркистским намерениям, побудил небольшую группу азербайджанских интеллектуалов стать самыми решительными защитниками территориальной целостности Ирана. После конституционной революции в Иране азербайджанские демократы восприняли романтический национализм как реакцию на пантюркистскую ирредентистскую политику, угрожающую территориальной целостности Ирана. Именно в этот период иранизм и политика лингвистической гомогенизации были предложены в качестве защиты от всех остальных. Вопреки тому, что можно было ожидать, главными новаторами этого оборонительного национализма были иранские азербайджанцы. Они считали, что обеспечение территориальной целостности страны было первым шагом в построении общества, основанного на законе и современном государстве. Благодаря этой структуре их политическая лояльность перевешивала их этническую и региональную принадлежность. Принятие этой интеграционистской политики проложило путь к возникновению культурного национализма титульной этнической группы.

История

Пан-иранистские флаги во время митингов сторонников Мосаддыка в Тегеране 16 августа 1953 г.

С падением династии Каджаров , которая погрузилась в коррупцию, и возвышением в 1925 году Реза-шаха Пехлеви , который начал проводить светские реформы, ограничивающие власть шиитского духовенства, иранские националистические и социалистические мыслители надеялись, что эта новая эра также будет станьте свидетелями внедрения демократических реформ. Однако таких реформ не произошло. Это привело к постепенному росту слабо организованного паниранистского движения на низовом уровне, состоящего из националистических писателей, учителей, студентов и активистов, объединенных с другими продемократическими движениями.

В 1940-х годах, после англо-советского вторжения в Иран , паниранистское движение получило импульс и популярность в результате широко распространенного чувства незащищенности среди иранцев, которые видели, что король Реза Шах бессилен против такого иностранного присутствия в стране. В стране присутствовали солдаты из России , Англии , Индии , Новой Зеландии , Австралии, а позже и Америки , особенно в столице Тегеране . Оккупация союзников повлияла на серию студенческих движений в 1941 году. Одной из этих новых групп была подпольная националистическая партизанская группа под названием « Группа мести» , также известная как Анджоман. Пан-иранист партия была основана позже двух из членов группы Revenge и двух других студентов в середине-конце 1940 — х годов в Тегеранского университета . Хотя паниранистское движение было активно на протяжении 1930-х годов, это был слабо организованный низовой альянс националистических писателей, учителей, студентов и активистов. Партия была первой организацией, официально занявшей паниранистскую позицию, которая верила в солидарность и воссоединение иранских народов, населяющих Иранское нагорье . В 1951 году лидеры партии Мохсен Пезешкпур и Дариуш Фороухар разошлись во мнениях относительно того, как партия должна действовать, и произошел раскол . Эти две фракции сильно различались по своей организационной структуре и практике. Фракция Pezeskpour, сохранившая название партии, верила, что она работает в системе Мохаммеда Резы Пехлеви . Фракция Forouhar, которая приняла новое название — Mellat Iran ( Партия нации Ирана ), верила, что она работает против системы.

Иран-и-Бозорг

Иран-е Бозорг был периодическим изданием, издаваемым в городе Рашт армянским политическим активистом Григорием Егикяном ( армянский : Գրիգոր Եղիկյան ). Он выступал за объединение иранских народов (например, афганцев , курдов и т. Д.), Включая армян . Якикиан считал, что с образованием и повышением уровня осведомленности людей такая цель стала достижимой мирными средствами. В журнале были использованы вклады ряда ведущих интеллектуалов того времени, в том числе Мохаммада Моина и Али Эсфандиари ( Нима Юший ), и он публиковал статьи, стихи, серию рассказов и некоторые новости. Он также опубликовал статьи в поддержку курдов , поднявших восстание в Турции , что вызвало протест турецкого адвоката в Раште и привело к запрету газеты по приказу министра суда. Якикиан безуспешно пытался снять запрет и в конце концов переехал в Тегеран , где опубликовал газету Irān-e Konuni .

Смотрите также

  • Большой Иран
  • Иранские народы
  • Иранские языки
  • Персидская империя
  • История Азербайджана
  • История Ирана
  • История Афганистана
  • История Таджикистана
  • История Пакистана
  • История Турции
  • История Узбекистана
  • История курдов

дальнейшее чтение

  • Хезбе Пан иранист Али Кабар Размджу (
    ISBN  964-6196-51-9 )
  • Энгета, Насер (2001). 50-летняя история с паниранистами. Лос-Анджелес, Калифорния: ISBN  корпорации Ketab 1-883819-56-3 .

использованная литература

внешние ссылки

  • Pan-Iranism.com
  • Официальный сайт Пан-Иранской партии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Памятка как написать доклад
  • Палящий огород как пишется
  • Памянуть или помянуть как пишется правильно
  • Палящего или полящего как пишется
  • Памуккале на турецком языке как пишется