Печаль беде не помощник как пишется

«Не» с именами существительными — правило, примеры

Существительное, как и сло­ва раз­ных частей речи, пишет­ся с «не» как слит­но, так и раз­дель­но. «Не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся слит­но, если явля­ет­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной при­став­кой или частью кор­ня. Раздельное напи­са­ние «не» с суще­стви­тель­ны­ми зави­сит от грам­ма­ти­че­ских усло­вий в контексте.

Слитное написание «не» с существительными

Выясним, от чего зави­сит слит­ное напи­са­ние «не» с существительными.

1. Существительные без началь­но­го «не» в совре­мен­ном рус­ском язы­ке не употребляются:

  • неви­даль
  • недо­лёт
  • невеж­да
  • непо­се­да
  • нераз­бе­ри­ха
  • неза­буд­ка
  • неря­ха
  • неве­жа
  • неудач­ник
  • неле­пость
  • непо­лад­ки
  • нелю­дим
  • недо­росль
  • недо­уч­ка

В боль­шин­стве этих слов эле­мент не- явля­ет­ся частью корня:

  • невежд а — корень/окончание;
  • нерях а — корень/окончание;
  • нелю­дим — корень/окончание;
  • нена­висть — корень/окончание;
  • ненасть е — корень/окончание

2. Частица «не» в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми исполь­зу­ет­ся в каче­стве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной приставки.

Приставка не- обра­зу­ет новое сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. К нему зача­стую мож­но подо­брать синоним:

  • сча­стье → не сча­стье (беда, горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (враг, противник);
  • прав­да → не прав­да (ложь, обман, враньё);
  • дове­рие → не дове­рие (подо­зри­тель­ность);
  • воля → не воля (плен);
  • про­фес­си­о­нал → не про­фес­си­о­нал (люби­тель, дилетант).

Подобные обра­зо­ва­ния попол­ня­ют сино­ни­мич­ные ряды слов. Заметно, что суще­стви­тель­ные с при­став­кой не- обла­да­ют смяг­чён­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем по срав­не­нию с сино­ни­мом без приставки.

Сравним:

  • успех — не успех, или провал;
  • друг — не друг, или враг;
  • любовь — не любовь, или ненависть.

3. Слитно пишут­ся сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем «неспе­ци­а­лист», «нерус­ский», к кото­рым в рус­ском язы­ке нет сино­ни­мов. Хотя в опре­де­лен­ном кон­тек­сте суб­стан­ти­ви­ро­ван­ное при­ла­га­тель­ное «нерус­ский» зна­чит «ино­стра­нец», «чуже­зе­мец».

4. Некоторые слова-термины пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

  • неме­тал­лы
  • непри­бы­тие само­ле­та, поезда
  • непла­тёж
  • неком­плект.

Не с существительными

Раздельное написание существительных с «не»

В боль­шин­стве слу­ча­ев части­ца «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми пишет­ся раз­дель­но. В выска­зы­ва­нии она име­ет чисто отри­ца­тель­ное значение:

Этот артист, пою­щий с акцен­том, не француз.

В при­ве­ден­ных при­ме­рах при­сут­ству­ет логи­че­ски под­черк­ну­тое отрицание.

Раздельное напи­са­ние суще­стви­тель­ных с отри­ца­тель­ной части­цей «не» отме­тим при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в предложении:

1. нали­чие про­ти­во­по­став­ле­ния с сою­зом «а»

В этой ситу­а­ции он про­явил не сме­лость, а трусость.

2. в при­сут­ствии слов «дале­ко», «вовсе», «отнюдь»

Мне кажет­ся, такое жест­кое отно­ше­ние — это вовсе не любовь к животным.

Критик отме­тил, что это был дале­ко не успех у зрителя.

Отнюдь не соба­ка зары­ча­ла око­ло сто­рож­ки лесника.

3. Отрицательные место­име­ния и наре­чия под­чер­ки­ва­ют отри­ца­ние, обо­зна­чен­ное части­цей «не»

Оказалось, что это нисколь­ко не успех.

Алгоритм определения правописания «не» с существительными

Не с существительными алгоритм определения

Видеоурок

Написание «не» с существительными

Частица служебная часть

Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».

Правила написания частицы «не» с существительными

Правописание НЕ

Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, — правописание «не» с существительными. Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.

Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей — отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:

Не казнь страшна — страшна твоя немилость. (А.С.Пушкин)

Правописание НЕ

Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы. Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.

В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка.

В таблице показаны НЕ с существительными примеры.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО
невежда, небылица, нелепость Не правда, а ложь. Не друг, а враг.
неправда (ложь), несчастье (горе) Писатель значительно вырос, не правда ли?
недоработка, недосмотр, недочёт Это был не дворец.
незнание предмета не освобождает от зачёта. далеко не, вовсе не, отнюдь не
Твоя неудача меня огорчила. Это не развлечение, это урок.

Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.

«Не» пишется слитно

  1. Если не используется без НЕ (примеры: небылица, невежа, ненастье, неряха, невольник, нехватка, неурядица, нелепица, незнайка, невидаль, негодяй, недуг, невидимка, незабудка, непоседа, несмышлёныш, неудачник, неваляшка, неполадки).
  2. Если слово с частицей НЕ заменяется синонимом без НЕ без утраты значения. Примеры: несчастье — горе; неприятель — враг.
  3. Если есть соединение префиксов недо-: недоработка, недосмотр, недочёт, недоимка, недовес, недоразвитость.
  4. Существительные, которые обозначают лицо или качественный оттенок, в соединении с НЕ- образуют слова со значением противопоставления. Примеры таких словообразований: неспециалист, непоэт, немусульмане, неврачи. Когда за дело берётся непрофессионал, пора кричать «караул». Неврач не разберётся в истории болезни. Нематематик не решит эту задачу.

Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье — беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека — не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.

Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.

  1. Если перед существительным с НЕ стоит определение или предлог. Уволить за невыход на работу. Все знают о его невоспитанности. Во всём виновато моё невезение.
  2. Существительное является термином. Пример: неметалл. Среди химических элементов есть неметаллы.

«Не» с существительными пишется раздельно

Правописание частицы НЕ

  1. В вопросительном предложении, если отрицание подчёркнуто. Писатель за последнее время значительно вырос, не правда ли? (нельзя заменить: ложь ли…). Если в вопросительном предложении отрицание не подчёркивается, то НЕ пишется слитно. Пример: Разве это неправда? (разве это ложь?)
  2. Усиление отрицания. Если есть словосочетания «далеко не», «абсолютно не», «ничуть не», «вовсе не»… Вовсе не скромность заставила его замолчать. Он далеко не дурак. Рассказывать об этом вовсе не интересно.
  3. Если является отрицанием. Это был не медведь. (Медведь? нет, не медведь, другое животное).
  4. В конструкциях с противопоставлением без союза А. Не подарок дорог, дорого внимание. Это не развлечение, это урок.
  5. С отрицательными словами «нисколько не», «ничему не», «никак не», «никогда не», «никого не», «никому не», «никуда не» и тому подобное. Никакой он мне не приятель.

Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.

«Не» с существительными упражнения

Упражнения

Упражнения на тему «Не» с существительными»

1. Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.

2. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не-.

1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.

3. Выпишите имена существительные, которые без не- не употребляются.

Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.

4. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых не- является частью корня.

(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (неправду); (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

5. Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг — недруг.

Ложь — _________________________
Беда — __________________________
Противник — _____________________________
Глупость — _______________________________
Рабство — ________________________________
Рассеянность — ___________________________
Возмущение — ____________________________
Слякоть — ________________________________
Сомнение — ______________________________
Болезнь — ________________________________
Подозрительность — _______________________

6. Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

(Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .
(Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.
(Не)друг ты мне, а _____________________________ .
(Не)воля ожидала его, а ______________________________.

7. В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

Все с не терпением ожидали решающей минуты.
Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.
Он относится ко мне со скрытой не приязнью.
В любом ожидании страшнее всего не известность.
Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

8. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.(Пословицы)

9. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.(А. Гайдар)

10. Определите по лексическому значению, о каком слове идет речь. Запишите полученные слова к себе в тетрадь. Подсказка данные слова начинаются с НЕ.
1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Недоучившийся, мало знающий человек … (Недоучка)
3. Того, кому не сидится на месте, называют… (Непоседа)
4. Неизвестный человек. (Незнакомец)-

Как написано Не с этими словами? Подумайте почему НЕ в этих сущ. написано слитно? Какой мы сделаем вывод? Вывод: без НЕ не употребляются ​​​​​​​

11. Найдите неверное утверждение. Не с существительными пишется раздельно: если слово без не употребляется;
если в предложении есть союз а;
если есть противопоставление с союзом а.

12. Выберите в каждой строке «лишнее» слово: а) ненастье,
б) нелепость,
в) несчастье,
г) небрежность;

а) недоверие,
б) незнайка,
в) невежда,
г) невежа;

а) невидимка,
б) невесомость,
в) недруг,
г) незабудка.

13. Выпишите примеры раздельного написания «не» с существительными, расставьте знаки препинания:

Мне хочется (не)веждам не во гнев весьма старинные напомнить мненья что если голова пуста то голове ума не придадут места.
(Не)котёл варит а стряпуха.
(Не)силой борются а умением.
Замёрзший бор шумит среди лазури метёт ветвями синеву небес и кажется, (не)буря будит лес а буйный лес, качаясь, будит бурю.

14. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.

Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

15. Раскройте скобки; какие случаи написания с «не» вам не известны?

(Не)орёл, (не)лев, (не)львица собой украсили наш герб.
Без труда (не)вынешь рыбку из пруда.
Ученье свет, а (не)ученье тьма.

16 . Творческая работа: Придумать сказку-путешествие (сочинение-миниатюру) «не в стране Имени существительного».

Тест № 1 по теме «Не» с существительными».

I. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

если существительное с НЕ- может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное не употребляется без НЕ-.

II. Выберите слова, которые без «НЕ-» не употребляются:

(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.

III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без «НЕ-«:

IV. Выберите примеры раздельного написания «НЕ-» с существительными:

а) (Не)грамотность — признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.

а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V. Выберите из текста примеры неправильного написания «НЕ-» с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево — символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

слитное написание – ____________________________________________

раздельное написание с «НЕ-» – _________________________________

1.Это горе — всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

2.Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

3.Богатый бедному (не)брат.

4.(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:

Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).

Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).

Тест № 2 по теме «Не» с существительными».

1. Не с существительным пишется слитно, так как не употребляется без не.

А) Мешала (не)погода, а другие обстоятельства.

Б) Полная (не)лепица.

В) Причины (не)успеваемости.

2. Не с существительным пишется слитно, так как можно заменить синонимом или близким по значению выражением.

А) Прилив (не)нависти.

Б) (Не)знание предмета.

В) Жизнь красна (не)днями, а делами.

3. Не с существительным пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом а.

А) Видно (не)ряху по грязной рубахе.

Б) Говорить (не)правду некрасиво.

В) Говорить (не)правду, а ложь.

4. Не с существительными пишется раздельно.

А) (Не)везение преследовало меня.

Б) (Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.

В) (Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.

5. Не с существительными пишется раздельно.

А) Учение — красота, а (не)учение — слепота.

Б) Сила с (не)правдою не уживаются.

В) Ещё (не)зима, но уже выпал первый снег.

Карточки для коррекции знаний по теме «Не с именами существительными»

КАРТОЧКА 1

Задание. Раскрыть скобки, выделить приставку в именах существительных.

Низкий урожай – (не)урожай.

Пишу слитно, так как «не» является приставкой, а приставка со словом пишется слитно.Правило: Если слово можно заменить близким по значению выражением или синонимом без не, то не с именем существительным пишем вместе

Задания для самостоятельного выполнения.

1. Отсутствие внимания – (не)внимание. 2. Отсутствие вежливости – (не)вежливость. 3. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – (не)счастье, (не)удача. 4. Отсутствие самостоятельности – (не)самостоятельность. 5. Недостаток организованности – (не)организованность. 6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – (не)благозвучие.

КАРТОЧКА 2

Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

Пишу слитно с НЕ. В слове НЕ является частью корня, так как нет слова вежда. Правило: Если существительное не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Задания для самостоятельного выполнения.

(Не)вежда, не(взгоды), (не)годование, (не)доумение, (не)нависть, (не)настье, (не)нависть, (не)лепость, (не)вольник, (не)годяй.

КАРТОЧКА 3

Задание Раскрыть скобки, выделить корень в именах существительных.

Не правда, а ложь.

Не правда пишу раздельно, так как есть противопоставление с союзом А. Не является частицей. Правило: Существительное пишется раздельно с НЕ, если есть противопоставление с союзом А.

Задания для самостоятельного выполнения.

(Не)счастье, а горе; (не)друг, а враг; (не)воля, а заключение; (не)дождь, а снег; (не)добро, а зло; (не)красота, а ужас; (не)холод, а жара; (не)зной, а холод.

КАРТОЧКА 4

Не с именами существительными.

Задание Распределить имена существительные в три столбика.

Пишу во второй столбик. В слове «не» является частью корня, так как нет слова поседа.

Пишу в первый столбик. «Не» является приставкой, так как можно употребить данное слово без не (добро).

Пишу в третий столбик. «Не» является частицей и пишется со словом раздельно, так как есть противопоставление с союзом а

Задания для самостоятельного выполнения.

Не – часть корня

Невежда; недобро; невнимание; не горе, а счастье; неурожай; неаккуратный; неряха; не правда, а ложь; недруг; не зло, а добро; ненастье; неудача; невежество.

источники:

https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-ne-s-suschestvitelnymi-slitno-i-razdelno.html

https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/napisanie-ne-s-sushhestvitelnymi.html

https://na5.club/russkij-yazyk/uprazhneniya/ne-s-sushhestvitelnymi-uprazhneniya.html

Не пишется слитно:

  • если слово без НЕ не употребляется: ненависть, неразбериха, недоумение;
  • если слово можно заменить синонимом без НЕ: неправда (ложь), несчастье (горе);
  • если есть приставка НЕДО-: недоработка, недосмотр, недоделка.

НЕ пишется раздельно:

  • при отрицании: Это не дом.
  • при наличии противопоставления союзом А: Это не правда, а ложь.
  • в составе конструкций, усиливающих отрицание:

а) со словами вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не: Он мне вовсе не друг;

б) с отрицательными словами, начинающимися с ни-: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не: Это никакая не правда!

Приложения:

Ответ:

1. Слитно

а. Буду ждать Вашего ответа с нетерпением.

б. Друг познаётся в несчастье.

е. Но неудача, или, как говорят у нас, незадача моя продолжалась.

2. Раздельно

в. Люди пишут не пером, а умом.

г. Печаль беде не помощник.

д. Выкопать несколько ям для кустов – не задача для такого, силача, как Дима.

Буду ждать Вашего ответа с нетерпением. (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определённо-личное, распространённое, неосложнённое);

буду ждать  — сказуемое, ПГС, выражено глаголом ждать в форме сложного будущего времени.

буду ждать (чего?) ответакосвенное дополнение, выражено существительным;

ответа (чьего?) вашегосогласованное определение, выражено притяжательным местоимением;

буду ждать (как?) с нетерпениемобстоятельство образа действия, выражено существительным с предлогом.

Приложения:

Не с существительными пишется слитно:

1) если слово без не не употребляется (ненастье, невежа);

2) если слово с не можно заменить близким по значению словом без не (неправда – ложь, недруг – враг);

Нес существительными пишется раздельно, если в предложении есть (или подразумевается) противопоставление с союзом а: не друг, а враг; не правда, а ложь.

Упражнение 104. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

1. Поешь же, миленький дружоч_к! Вот лещ_к, потроха, вот стерляди кусоч_к! (Кр.). 2. С испугу птенч_к крохотный из гнезд_шка упал (Н.). 3. Небольшой котельч_к висел над одним из огней, и в нем варилась картошка (Т.). 4. Я лежу на животе и вижу перед собой только кусоч_к земли, слышу треск кузнеч_ков (Гарш.). 5. Тарантас взвизгнул, тронулся, колокольч_ки заплакали, бубунч_ки засмеялись (Ч.). 6. Не бойсь, минуты не потратим, и воз_к свой мы не свезём, а скатим! (Кр.). 7. Мечик протянул руку под подушку и вынул сверточ_к в газетной бумаге (Фад.). 8. Брожу по рощам, по лугу, любуюсь каждым цвет_ком (Н.).

Упражнение 105. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

Нян_чка, пугов_чка, врем_чео, книж_чка, душ_чка, Ван_чка, ножн_чки, сем_чко, Зо_чка, ле_чка, им_чко, Пет_чка, крыш_чка, Сон_чка, тем_чко, Ол_чка, сит_чко, стрем_чко.

Упражнение 106. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов существительных.

Виш_нка, черкеш_нка, солом_нка, скваж_нка, горош_нка, жемчуж_нка, француж_нка, завал_нка, купал_нка, изюм_нка, неж_нка, протал_нка, спал_нка.

Упражнение 107. Вставьте пропущенные буквы н или нь.

Мише_ка, више_ка, Васе_ка, баше_ка, Даше_ка, Оле_ка, колоколе_ка, Паше_ка, паше_ка, подруже_ка, француже_ка.

Упражнение 108.Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы существительных, объясните их правописание.

(-чик-/-щик-; -ец-/-иц-): камен_ _ик, объезд_ик, мусор_ик, лет_ик, гон__ик, свар_ик, убор_ик, убор_ _ца, валют_ик, морожен_ик, извоз_ик, костюм_ик, вязаль_ _ца, вышиваль_ _ца;

(-ек-/-ик): замоч_к, ключ_к, нож_к, ореш_к, кусоч_к, горош_к, кирпич_к, краеш_к, мучен_к, мучении_а, лыжн_к, всадн_ца, воспитан_к, тружен_к, мошенн_к, конн_к, конн_ца, гостин_ца;

(-н-, -нн-): гости_ая, бесприда_ица, имени_ик, изме_ик, масле_ица;

(-ец-/-иц-): возвышень_це, плать_це, кресл_це, письм_цо, владел_ц, умел_ц, кормил_ц, мороз_ц, рож_ца, владыч_ца;

(-ений-): выступление, потепление, откровение, сомнение, сочетание, выяснение, вычисление;

(-оньк-/-еньк-): кисонька, лисонька, яблонька, березонька, доченька, ноченька, подруженька, тетенька, заинька, паинька;

(-ин-): выш_на, стар_ина, тиш_ина, впад_на, расщел_на, лощ_на;

(-изн-): бел_зна, крут_зна, нов_зна, желт_зна, крив_зна;

(-от-): крас_та, мелк_та, бедн_та, прям_та, темн_та, прост_та, шир_та;

(-ость): деловитость, дикость, близость, готовность, сущность, туманность, бескомпромиссность.

(-енк-/-еньк-): бежен_ка, францужен_ка, монашен_ка, нищен_ка, вишен_ка, черешен_ка.

Упражнение 109..Вставьте пропущенные буквы в суффиксы и окончания существительных.

Перевод_ик, протал_нка, круж_во, напрасл_на, мес_во, кур_во, меньш_нство, лев_зна, горош_к, солдатч_на, монаш_нка, душ_чка, топл_во, больш_ство, пощеч_на, кормил_ц, сед_на, голуб_зна, старш_ство, перв_нство, солом_ка, однофамил_ца, скваж_на, жемчуж_нка, француж_нка, камеш_к, изюм_нка, жульнич_ство, нищ_нство, баш_нка, краеш_к, вар_во, раснос_ик, здоровь_це, ноч_вка, раздат_ик, овраж_к, борьба с саранч_й, крюч_к, туш_нка, нож_вка, собач_нка, волч_нок, башмач_к, мелоч_вка, книж_нка, бумаж_нка, перебеж_ик, чернослив_нка, карандаш_к, бубл_к, переплет_ик, новш_ство, пророч_ство, сослужив_ц, немет_ина, горл_нка, ржавч_на, тем_чко, нов_зна, нищ_та, свар_ик, паш_нка, досто_нство, порядоч_к, владел_ц, свеж_сть, виш_нка, пощеч_на, купал_нка, мизинч_к, бас_нка, стеколь_ик, лепеш_чка, здань_це, сундуч_к, верблюж_нок, сгущ_нка, руч_нка, жуч_к, прел_сть,крош_чка, кустарн_ чество, виград_нка, сем_чко, сит_чко, ул_чка, впад_нка.

Упражнение 110.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание суффиксов существительных.

1. Иной раз всё до последней рубашки спустит, так что на нём всего останется сертучишк_ да шинелишк_ (Г.). 2. Сон_чка, душа моя! Голубушка, канаре_чка моя (Ч.). 3. Из Горького выйдет большой писателищ_ (Ч.). 4. Одет он был в старенький изорванный сюртуч_к с плисовым воротником и крошечными пугов_чками (По Т.). 5. Оба мы старимся, приближаемся к пятидесяти, когда всякий мужич_нк_ будет обзывать Вас «дедущкой»! (Ч.). 6. Уж я врем_чко проведу, проведу, уж я сем_чки полущу, полущу (Бл.). 7. И в умилень_ от таких рассказов под бюст_ком сияет пьедестальч_к (Март.). 8. А я люблю всевозможные гульбищ_, русские гульбищ_ (Ч.). 9. Клин_шек седеющей его бородки был чуть свёрнут на сторону (Лид.). 10. Северяночка, устюж_нка, весёлые года, ты куда ушла, жемчуж_нка, ужели навсегда? (Прок.). 11. Не спасибо, а спасибищ_ — вот как! (Ч.). 12. Спросишь мнение, — придёт в смятень_це, деликатно отложит до следующего дня, а к следующему узнает мнень_це – уважаемого товарища заведующего (Маяк.). 13. Торговлишк_ идёт у нас плохо (Кузьм.). 14. Поют дрозды. Воркуют горл_нки. Возникает едва слышный, ни на что не похожий звук воды, наполняющей пересохшее русло арыка (Вит.). 15. Я подарил [жене] книжку и денег на уральский кам_шек (Бл.).

Упражнение 111.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание суффиксов существительных.

1. Виш_н_ки мне, признаться, теперь в редкость (С.-Щ.). 2. У них ни патриотизма, ни любви к литературе, а одно самолюбьишк_ (Ч.). 3. Я залез на завал_нку и прильнул к стеклу (Кузьм.). 4. – Масл_ца нет ли у вас, — произнёс другой голос (Т.). 5. Молча твои руч_ньки грею и жму (А.К.Т.). 6. В это время, несколько сбоку, к директору приблизился и чиновничишк_ (Писем.). 7. Нет, не черкеш_нка она (П.). 8. Будет Матрёне на чепец да пострельч_нкам тоже по прянику (Г.). 9. Лён_чка, отчего ты такой хмурый? (Ч.). 10. Сегодня к вечеру пришло письм_цо от твоей милой (Бл.). 11. И опять идут двенадцать, за плечами – ружь_ца (Бл.). 12. Над степями двигались перелётные полчищ_ птиц (Лид.).

Упражнение 112.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните правописание суффиксов существительных.

1. Борт о борт они десять минут в полубелом крош_ве льдов (Ош.). 2. Ведь вы пишете не критику на солда_ину, а живых людей (Ч.). 3. Я славлю дунайскую голуб_зну (Щип.). 4. [Фёкла:] Вишь, перебор_ики нашлись какие! (Г.). 5. Пётр был весельчаком, мастером на все руки, искусным скорописцем и перепис_иком старинных книг (Глад.). 6.
Позабыл знакомый путь ухаж_р-забава (Исак.). 7. Звенели косы, заливались в небесной син_ве жаворонки (Глад.).

Упражнение 113.Спишите предложения, вставляя н или нн. Устно объясните правописание суффиксов существительных.

1. В московских редакциях я только один бунтую против дли_от (Ч.). 2. – Что, моше_ик, по какой дороге ты едешь? – сказал Чичиков (Г.). 3. Пута_ица и дым коромыслом (Ч.). 4. – Эх ты, сочувстве_ик! – брякнул Шубин (Т.). 5. Вы видели Севера красу? Костя_ику ели в лесу? Гоноболь, чернику, земля_ику, ежевику? (Прок.). 6. Распласта_ые листве_ицы сбегали под откос (Лид.). 7. Время утратило свою соразмере_ость (Лид.). 8. Он быстро пробегал глазами около коло_ки убористого шрифта (В. Кат.). 9. Так выглядел гардероб нашего бессребре_ика (В. Агр.).

Упражнение 114.От данных прилагательных образуйте существительные с суффиксом –ик- (-иц). Объясните написание н или нн в существительных.

Родственный, глазной, воспитанный, избранный, сезонный, безбожный, воскресный, утренний, хозяйственный, подлинный, современный, ветреный, именинный, дружинный, конный, конопляный, дровяной, шестигранный, песенный, песчаный, пленный.

Упражнение 115.Вставьте н или нн в существительные. Объясните их написание.

Племя_ик, пле_ик, племя_ица, промышле_ик, гриве_ик (десятикопеечная монета), промышле_ость, двугриве_ый, имени_ица, цели_ик, листве_ица, родстве_ица, сторо_ик, ряби_ик, песча_ик, гости_ица, оси_ик, гости_ая, мали_ик, ко_ица, коре_ик, конопля_ик, обществе_ик, стра_ик, ветре_ик, труже_ик.

Упражнение 116. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

(Не) аккуратность в работе; (не) стол, а стул; (не) брежность в одежде; (не) земляника, а клубника; полная (не) лепость; (не) внимательность ученика; (не) годование брата; (не) бидон, а кастрюля; (не) скромность в суждениях; (не) устрашимость в бою; (не) постоянство в отношениях; (не) уживчивчивость характера; (не) серьёзность поступка; (не) подвижность взгляда; остановиться от (не) ожиданности; (не) приступность крепости; (не) справедливость наказания; (не) клюква, а брусника; (не) покорность стихии; (не) урядица в делах; (не) друг, а враг; (не) достаток в работе.

Упражнение 117. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением. 9. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 10. Дошли до (не) вежды старинные вести. 11. Плохая воля всё-таки лучше (не) воли. 12. С врагом говори (не) языком, а штыком. 13. Вранью да (не) былицам короткий век. 14. Мутную воду пьют в (не) взгоду. 15. (Не) доплатой люди наживаются. (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 16. Кукушка – (не) ястреб, а (не) доучка не мастер. 18. (Не) правдой (не) проживёшь.

(Пословицы)

Упражнение 118.Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное и раздельное написание не с существительными.

1. На противоположном берегу (не) приятель, заметив наше перевооружение, забеспокоился и начал тоже что-то сооружать. 2. Наша разведка донесла нам, что противник в противовес нам (не) может выставить ничего серьезного за (не) имением строительного материала. 3. Димка остановился в (не) решительности. 4. «(Не) сметь!» – сказал (не) знакомец и, взглянув в заплаканное лицо Димки, добавил: «(Не) плачь, мальчуган, и (не) бойся. Больше он (не) тронет ни сейчас, ни после». 5. «Шмель сожрал», – с (не) годованием подтвердил Жиган. 6. Видно было, что больше, чем ежеминутная опасность, чем страх за свою участь, тяготили (не) знакомца (не) знание, бездействие и (не) определенность. 7. (Не) приятностей у Димки набиралось всё больше и больше. 8. «Грязно очень, Колька», — с (не) доумением заглядывая в сырую глиняную канаву, сказала Нюрка.

(А. Гайдар)

Упражнение 119.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Командир находился на батарее_. 2. Поручение было дано Клавдии_ Сергеевн_. 3. На лезв_ ножа были зазубрины. 4. Ну и голосищ_ у этого певца. 5. Прежде здесь был маленький заводишк_, а теперь – завод-гигант. 6. В одной руке мальчик держал сломанный карандаш_к, а в другой – ореш_к. 7. При виде злой большой собаки крошечное создань_це задрожало от страха. 8. Щель была закрыт тонкой ре_чкой. 9. Трехлетняя Ол_чка играла со своей сверстниц_й Над_нькой. 10. К дом_ку пристроена небольшая летняя кухо_ка. 11. Показалась травка на весенних протал_нках. 12. Зимостойкие карликовые више_ки и ябло_ки занимали значительную часть сада. 14. Пройдет месячишк_ или два, и вы не узнаете этих мест: придут камен_ики, бетон_ики, штукатуры, арматур_ики, и закипит работа. 14. Перебеж_ик не пользовался доверием. 15. Больш_нство извоз_иков были выходцами из деревни, бежавшими в город от голода и нищ_ты. 16. Утомительна эта бег_тня, это беспорядочное снование туда- сюда.

Тестовые задания

1. В каком ряду во всех словах пишется буква и?

1) В милиции_, на лошад_, на лошадк_

2) В гостиниц_, в планетарии_, на темен_

3) Во времен_, вдоль алле_, около алле_

4) В ненасть_, в пустын_, около пустын_.

2. Укажите слово с ошибкой.

1) Пуговечка

2) Ключик

3) Пальтецо

4) Платьице.

3. Укажите слово с ошибкой.

1) Каменщик

2) Объездчик

3) Переводчик

4) Перевозчик.

4. Укажите верное написание слово.

1) Папинька

2) Маминька

3) Паинька

4) Заенька.

5. В каком ряду пишется буква е?

1) В санатории_, с ветк_, к деревн_

2) От пристан_, к пристан_, на верхушк_

3) В инее_, в июн_, на опушк_

4) В волнении_, в памятк_, по памят_.

6. Укажите слово с ошибкой.

1) В стремени

2) В темени

3) Во времяни

4) В поле.

7. Укажите слово с ошибкой.

1) На пристани

2) К пристани

3) В тетради

4) Около пристане.

8. В каком ряду есть ошибка?

1) На вставке, с ветки на ветку, во времени.

2) На платьице, в пальтеце, полотенчико.

3) В инее, у инея, маменька.

4) Замочик, ключик, летчик.

9. В каком ряду во всех словах пишется буква и?

1) В памят_, в стог_ сена, в тетрад_

2) На тетрад_, в нашем столетии_, на сирен_

3) На спектакл_, к станции_, в пальт_

4) У деревн_, на деревн_, в Турции_.

10. В каком ряду во всех словах пишется буква е?

1) По лестниц_, на вечер_, в древност_

2) В раздумь_, в Севастопол_, в Бахчисара_

2) В неведении_, в землянк_, в сиянии_

4) В пшениц_, у пшениц_, в варении_.

Слово/Фраза

Правило

помощник Употребление ь для обозначения мягкости согласных

Употребление ь для обозначения мягкости согласных

помощник Употребление ь для обозначения мягкости согласных

Употребление ь для обозначения мягкости согласных

печаль Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Буквы и, у, а после шипящих

печальный Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

не печалься Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

печальный Буквы и, у, а после шипящих

Буквы и, у, а после шипящих

печальная роща Безударные гласные в окончании имен прилагательных

Безударные гласные в окончании имен прилагательных

печаль Буквы и, у, а после шипящих

Буквы и, у, а после шипящих

не печалься Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.

Записи 1-10 из 11

  • назад
  • вперёд

2.Запишите в тетрадь ответы на данный тест.
1. В каком слове пропущена буква И?
1) звоноч..к
2) денёч..к
3) калач..к
4) ножич..к

2.В каком слове пропущена буква Е?
1) велосипед..к
2) халат..к
3) бегемот..к
4) бережоч..к

3. В каком слове пишется Ч?
1) прессов..ик
2) бакен..ик
3) камен..ик
4) развед..ик

4. В каком слове пишется Щ?
1) перебеж..ик
2) вертолёт..ик
3) буфет..ица
4) надсмотр..ик

5. В какой строке во всех словах пишется И?
1)салат..к, человеч…к, бант…к, лещ…к
2)клубоч..к, станоч…к, свет…к, кусоч…к
3)карниз..к, карандаш…к, шалаш…к, птенч…к
4)паркетч..к, сыноч…к, самоварч…к, звоноч…к

6. В каком ряду в словах пишется Ч?
1) развед..ик, доклад…ик, подпис…ик
2) бакен..ик, заказ…ик, бетон…ик
3) камен..ик, смаз…ик, фонар…ик
4) спор..ик, приём…ик, донос…ик

7.В каком слове пишется Щ?
1) перебеж..ик, водопровод…ик, груз…ик
2) вертолёт..ик, магазин…ик, болель…ик
3) буфет..ица, карман…ик, морожен…ик
4) надсмотр..ик, выдум…ик, притвор…ик

8. В каком слове НЕ является частью корня?
1) Неправда
2) Недруг
3) Ненастье
4) Непогода

9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) (Не)боги горшки обжигают.
2) Он мне (не)приятель, а просто знакомый.
3) (Не)удачи преследовали его.
4) Глупая речь (не)пословица

10.Выберите группу существительных, которые пишутся с НЕ всегда слитно:
а) недотрога, невежливость, невзгоды
б) недотрога, неряха, невзгоды
в) недотрога, неряха, невежливость
г) неряха, невзгоды, невнимательность
11. Спишите, раскрывая скобки.
1. Вместе хорошо и (не) друга бить. 2. То (не) артель, коли каждый лезет в щель. 3. (Не) место красит человека, а человек место. 4. Печаль беде (не) помощник. 5. Знайка всё с полуслова понимает, а (не) знайка на всё только рот разевает. 6. Один битый двух (не) битых стоит. 7. Города строят (не) языком, а рублём да топором. 8. (Не) силой борются, а умением.

12. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.
Пирож…к лишь разломила, да кусоч…к прикусила. (А.С. Пушкин)

frerounedexp

frerounedexp

Вопрос по русскому языку:

расставьте пропущенные знаки препинания. вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки . объясните графически постановку/отсутствие тире в предложениях

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

giterstagung408

giterstagung408

Печаль- беде не помощник. Космическая ракета- словно былинный богатырь. Облака, точно льдинки. Курица- не птица, а рак- не рыба. Но куры, существа взбалмошные, непостоянные и  глупые, неожиданно утихли.  Лошади- одна гнедая, другая серая, в яблоках переступали линию и тоже, кажется, дремали на ходу. Верхние этажи здания были выкрашены в жёлтый цвет японский символ надежды и стремлений, нижние – в голубой, что означало идеалы и мир. Материнская просторная, не оклеенная комната с большими окнами, занимала половину дома. Приставать в качку к борту корабля- сложная задача. В камень стрелять- только порох терять. Ленивые руки – не родня умной голове.  Заросли дикой облепихи – первый и неистребимый спутник янтаря. Почти полторы тонны- таков был вес первой космической ракеты, умчавшейся в звёздное пространство. Леса здесь богаты дичью, реки- рыбой, луга – неповторимым разнообразием цветов. Космический полёт- это итог, финал напряжённой работы. Пульс -88 ударов, частота дыхания – 15-18 в минуту. Главная сила в земле- разум и труд. Весна, по мнению Асакова, лучшее время года.Осенняя берёза на ветру, как зелёный парус вытканный золотом. Деревня- наши истоки, наши корни. Деревня – материнское лоно, где зарождался и складывался наш национальный характер. Место хозяина- табуретка у окна, пустовало. Приспособление и приспособленчество – вещи разные. Пинега- река быстроногая. Стадион- подсолнух набитый семечками. Время- самая могучая сила на свете. Самое трудное- увидеть вещи события людей в их истинном свете, без прикрас, без сил иллюзий. Без ожесточения. Жить в ладу с собой, со своей совестью- не в этом ли самое большое счастье? Хорошая книга- это ручеёк . по которому в человеческую душу втекает добро. Первой. Конечно, прибежала к реке Жучка- маленькая соседская собачонка с необыкновенно звонким голосом. В лесу к весёлым, радостным звукам весны прибавился ещё один звук- назойливо-тоскливый звук комара.  

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Печет или печот как пишется
  • Печалится или печалиться как пишется
  • Печет или пекет как правильно пишется
  • Печ нка как пишется
  • Печет ватрушки как правильно пишется