Пейзаж портрет природы хорошо написать пейзаж так же трудно как написать любое хорошее произведение

Слайд 1

Художественное описание
картины Н.П. Крымова
«Зимний вечер»

Художественное описание картины Н.П. Крымова«Зимний вечер»


Слайд 2

Цели и задачи:

1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию
по картине.
2. Помочь

понять содержание картины и средства
выражения замысла художника.
3. Активизировать лексику по теме «Описание
природы (зимняя деревня)».
4. Воспитывать чувство любви к родной
природе, вдумчивое, бережное отношение
к ней, умение видеть прекрасное в скромных
уголках родной природы.

Цели и задачи:1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине. 2. Помочь понять содержание картины и средства выражения


Слайд 3

Н. Рыленков «Все в тающей дымке»
Все

в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Н. Рыленков


Слайд 4

Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно
связано с развитием русского

изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией.

Крымов
Николай Петрович
(1884-1958)

Творчество Николая Петровича Крымова неразрывносвязано с развитием русского изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование


Слайд 5

На выставке ученических работ небольшой этюд
«Крыши под снегом»

(1906) настолько заинтересовал преподавателя училища Аполлинария Васнецова, брата знаменитого Виктора Васнецова, что он приобрел эту работу. Абсолютная «случайность» композиции пейзажа напоминает современному зрителю кинематографический кадр, а мягкость
цветового решения заставляет вспомнить
быстро сменяющиеся «картинки» сна. Ученическую работу двадцатидвухлетнего Крымова оценили и другие художники, и через два года по решению Совета Третьяковской галереи она была куплена для музея.

На выставке ученических работ небольшой этюд «Крыши под снегом» (1906) настолько заинтересовал преподавателя училища Аполлинария


Слайд 7

Уже самые первые картины молодого Николая Крымова продемонстрировали, что

в русскую пейзажную живопись вошел городской житель, способный увидеть настоящую красоту природы среди городских домов и разноцветных крыш, почувствовать тайную жизнь среди городской суеты и шума.

Уже самые первые картины молодого Николая Крымова продемонстрировали, что в русскую пейзажную живопись вошел городской


Слайд 13

Хранятся в Третьяковской галерее
несколько зимних пейзажей,

созданных Н.П. Крымовым: на них
изображены уютные, занесенные
снегом маленькие домики
провинциального городка,
освещенные золотистым светом
заходящего морозного солнца.

Хранятся в Третьяковской галереенесколько зимних пейзажей, созданных Н.П. Крымовым: на них изображены


Слайд 21

«Вечер — одно из самых любимых Крымовым
состояний природы. Воспроизведение

грани дня и вечера — именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. Густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня».

И.Б. Порто

«Вечер - одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера - именно


Слайд 23

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Н. Рыленков

Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?

Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

Здесь мало увидеть,  Здесь нужно всмотреться,  Чтоб ясной любовью  Наполнилось сердце.


Слайд 24

Когда мы смотрим на картину Крымова
«Зимний вечер», у

нас создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием. Глядя на картину, у зрителя возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.

Когда мы смотрим на картину Крымова «Зимний вечер», у нас создается хорошее, приятное настроение, хочется


Слайд 25

Что с первого взгляда привлекает в картине?
Какие признаки наступающего

вечера вы видите?

Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?


Слайд 26

Художник мог услышать глубокую тишину, нарушаемую лишь легким поскрипыванием снега

под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц,
приглушенные удары колокола…

Художник мог услышать глубокую тишину, нарушаемую лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев


Слайд 27

Холодно ли в этот вечер?
Каково общее впечатление от картины?

Люди одеты тепло.

От картины, увиденной художником, веет тишиной, покоем, автор любуется вечерними сумерками, богатством вечерних
зимних красок. Русская природа красива в любое время года!

Холодно ли в этот вечер? Каково общее впечатление от картины? Люди одеты тепло.От картины, увиденной


Слайд 28

Большое расстояние подчёркивается
маленькими размерами лошади и воза с сеном;

неясными фигурками людей; строениями, в которых не видно деталей; деревьями, выступающими общей массой; птицами, выделяющимися чёрными точками на деревьях и на снегу.

Откуда ведётся наблюдение за происходящим?

Большое расстояние подчёркиваетсямаленькими размерами лошади и воза с сеном; неясными фигурками людей; строениями, в которых


Слайд 29

Можно ли услышать какие – нибудь звуки, оказавшись в

подобном месте?

Глубокая тишина,
лёгкое поскрипывание снега под ногами.

Можно ли услышать какие – нибудь звуки, оказавшись в подобном месте? Глубокая тишина, лёгкое поскрипывание


Слайд 30

Какие краски, цвета использует автор?
Тёмно – синий цвет теней,

падающих от предметов и людей; сине – зелёный цвет застывшего водоёма;
нежно – голубоватый в местах, где ещё много света; белый на крышах домов.

Какие краски, цвета использует автор?Тёмно – синий цвет теней, падающих от предметов и людей; сине


Слайд 31

Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет

снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают


Слайд 32

Белый

великолепный
снежный роскошный
белоснежный пышный

Подберем синонимы

Белый


Слайд 33

Художнику удалось передать красоту зимнего вечера. Мы смотрим на

картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего часа, как бы слышим
скрип полозьев; саней, нагруженных сеном.

Художнику удалось передать красоту зимнего вечера. Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий


Слайд 34

С первого взгляда нас привлекает в картине глубокий

снег с лилово — голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца.
Светлая полоса голубоватого снега
оттеняет небо и подчеркивает
затемненный передний план. Это прежде
всего длинные предвечерние тени.
О наступающем вечере свидетельствует
также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.

С первого взгляда нас привлекает в картине глубокий снег с лилово - голубыми тенями, освещенный


Слайд 35

В чем особенность построения картины,
ее композиции? Где находится художник?

В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?


Слайд 36

Что мы видим на переднем плане?
Снег, сугробы, застывшая речка,

кустарник под снегом, дорога, тропинка.

Что мы видим на переднем плане?Снег, сугробы, застывшая речка, кустарник под снегом, дорога, тропинка.


Слайд 37

Деревня, летом , вероятно, утопающая в зелени, сейчас деревья

выступают общей коричневой массой, с трудом можно выделить могучие дубы; бревенчатые строения; заходящее солнце слева освещает окна домов, отражается в стёклах жёлтым светом.

Что мы видим на заднем плане?

Деревня, летом , вероятно, утопающая в зелени, сейчас деревья выступают общей коричневой массой, с трудом


Слайд 38

В композиции картины есть особенность.
Картина построена по диагонали:

надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам
с высокими деревьями, в центр картины.
Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие
воз с сеном, создают впечатление движения,
наполняют картину жизнью, указывают на связь
человека с природой.
Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега. В этот момент он находился на возвышенности на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой…

В  композиции картины есть особенность.Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к


Слайд 39

Каким изобразил художник небо в предвечерний час?
Какими изображены деревья?
Опишите деревушку.

Каким изобразил художник небо в предвечерний час?Какими изображены деревья? Опишите деревушку.


Слайд 40

Небо зеленовато-серое, местами розовато-лиловое.
Такой цвет неба художник изобразил потому,

что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый
оттенок.

Справа видна могучая сосна с искривленными
ветками и пышной кроной. Слева — густой
лиственный лес, а в центре картины – высокие
куполообразные деревья. Деревья окрашены в
рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца.

В деревне бревенчатые строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай.

Небо зеленовато-серое, местами розовато-лиловое. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с


Слайд 41

Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?
Какие цвета

использовал Крымов для описания зимнего вечера?
Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами.
Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот
пейзаж? Опишите свои чувства.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Н. Рыленков

Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? Приведите


Слайд 42

Главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это

чувство покоя и умиротворения. «Удивительное рядом!» — такой эпиграф можно подобрать к картине Н.П.Крымова. Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!
Хочется побывать в этом прекрасном
уголке русской природы, насладиться
тишиной сельской жизни в предвечерний
час, подышать свежим морозным воздухом.

Главное чувство, которое живописец хотел вызвать у зрителя, это чувство покоя и умиротворения. «Удивительное рядом!»


Слайд 43

«Пейзаж — портрет природы.
Хорошо написать пейзаж так же трудно,

как написать любое хорошее произведение…»

«Пейзаж - портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно,     как написать любое


Слайд 44

План

Н.П.Крымов — художник-пейзажист.

II. Зима в изображении художника:
1) снег;
2) небо;
3) тени;
4) особенности композиции (передний
план, задний план, центр картины).

III. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.


Слайд 45

Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец

русской природы.

Изобразил, запечатлел, создал, воплотил, отразил, выразил, сумел передать (передает), воспел, воскресил, раскрывает, напоминает, изучает, воспроизводит, использует, добивается передачи, достигает, подчеркивает, стремится утвердить, поражает, вложил в картину.

Словарно-орфографическая работа

Художник, автор картины,  мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской природы.   Изобразил, запечатлел,


Слайд 46

II. Картина, полотно, холст, пейзаж.

Написана, посвящена, отражает,

воспроизводит, напоминает, раскрывает, дает возможность (узнать);

вызывает впечатление, передает ощущение (ветра, приближающейся весны и т. д.),

вся пронизана (солнечным светом и т. д.),

звучит как (гимн красоте), доставляет зрителю (радость), пленяет, пора­жает, воспитывает, принадлежит к числу…

Словарно-орфографическая работа

II.	Картина, полотно, холст, пейзаж.   Написана, посвящена, отражает, воспроизводит, напоминает, раскрывает, дает возможность (узнать);


Слайд 47

На переднем плане (картины мы видим, пока­заны…).
…начинается у края

холста.

Среди… (стоят). Далеко… (простирается).

Рядом… (сидит). Слева… (тянется, темнеют…). Справа (от)… (виднеется).

Вдаль, вдалеке, вдали… Вдали, на заднем плане картины… (тянется, виднеются, расстилаются, показался).

На фоне… (выделяются, показаны).

Перед (ним) выделяется (расстилается)… Возле… (растет). На краю… . Невдалеке… . Вверху… (парит)… В глубине картины… .

Над… (отдаленными контурами … виднеется…). Поблизости… . Вблизи.. У… (стоит)… Около… Вокруг… (стоят, виднеются)…
За… виднеются (извиваются)… С левой стороны… Посредине… В углу у …. близ …. мы видим…(виднеется…)… Кругом… (виднеются)…
По бокам… На другом конце… Прямо напротив… Из… (видно…)…
Против (него)… По сторонам (дороги)…

На переднем плане (картины мы видим, пока­заны...)....начинается у края холста. Среди... (стоят).  Далеко... (простирается).


Слайд 49

«Я умею писать только кусты и заборы, но это
я

делаю лучше всех..» -любил говорить Крымов.

И хотя он никогда не жаждал почестей и наград — они сами нашли его. Н.П.Крымов был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР в 1942 году и Народного художника РСФСР в 1956 году.

С 1949 года он был членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1954 году в связи с 70-летием награжден орденом Трудового Красного Знамени.

«Я умею писать только кусты и заборы, но это я делаю лучше всех..» -любил говорить Крымов.


Цели.

Познакомить учащихся с произведением живописи.
Развитие художественного воображения на основе
описания картины, представлений, развитие
письменной и устной речи. Подготовить учащихся к
сочинению-описанию по картине.

Помочь понять содержание картины и средства
выражения замысла художника.

Оборудование: Репродукция картины “Зимний
вечер” у каждого ученика.

Словарный диктант.

Голубоватый, сероватый, серебристый,
светло-синий, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий,
как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло,
лилово-голубые тени, заходящее солнце, обоз с
сеном, зеленовато-серый, розово-лиловый

Вступление.

Сегодня наш урок посвящен работе над
сочинением-описанием по картине художника
Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов
известен как превосходный мастер лирического
пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша
задача — познакомиться с живописью Крымова, и
создать собственное художественное
произведение — сочинение по картине. Совсем
недавно к нам в гости заглянула зима, начался
новый год.

Синим сумраком, легкой порошей, старой елочкой,
сказкой, мерцаньем и треском свечей, и колючим
морозцем, и россыпью звездных лучей.

Именно такой увидел зиму мастер пейзажной
живописи Н.П. Крымов.

Мы с вами знакомились и говорили о живописи и
пейзажах Крымова. Вы должны были дома
подготовить сообщение о жизни Н.П. Крымова.

Ученик читает сообщение о художнике.

Творчество Николая Петровича Крымова
неразрывно связано с развитием русского
изобразительного искусства. Наиболее полно его
дарование проявилось в пейзажной живописи.
Наряду с живописью он занимался графикой и
театральной декорацией. Крымов был художником
счастливой творческой судьбы, рано получившим
признание. Пожалуй, редкий случай, когда
произведение, написанное учащимся второго курса
Училища живописи, ваяния и зодчества,
приобреталось в Третьяковскую галерею.

Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по
старому стилю) 1884 года в семье художника Петра
Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца
преподавал рисование в московских гимназиях и
был неплохим портретистом. Петр Алексеевич рано
заметил дарование младшего сына, его незаурядные
способности к рисованию. После окончания
Крымовым реального училища отец сам стал
готовить сына к экзаменам в Училище живописи,
ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал,
и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в
училище был очень сильный и авторитетный состав
преподавателей. Закончив в 1911 году училище,
Крымов вступил на самостоятельный творческий
путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е годы
молодой художник продолжает разрабатывать в
своем творчестве проблему пейзажа-картины.

Крымов прожил долгую, 74-летнюю жизнь, которая,
казалось бы, прошла без видимых волнений и
трагедий. Но в этом, наверное, особая внутренняя
сила и душевная стойкость человека, на долю
которого, как и людей его поколения, выпали три
войны и три революции. Он является одним из
лучших пейзажистов 20 века, который так же был
известен и как теоретик живописи и как
гениальный педагог (в 1919-1930 художник долгое время
преподавал в Пречистенском практическом
институте). Учителями этого художника были такие
мастера как В.А.Серов и К.А.Коровин. Н. Крымов был
противником каких-либо экспериментов в области
искусства и благодаря этому он описывал всё
живое, как оно есть.

Художник был последователем классического
направления живописи сложившегося в 19 веке. Он
попытался собрать воедино и обобщить это
направление. У него было большое количество
учеников, которых он обучал по собственной
системе. И еще больше учеников выучились по его
системе. Отличительной чертой этого художника
было то что он прививал каждому своему ученику
чувство индивидуальности. Крымов является
настоящим приверженцем классического
направления живописи, он оставил глубокий след в
живописи 20 века в России.

Мы с вами уже рассматривали картины художника.
Давайте вспомним их. (“Ветреный день”, “После
дождя”, “Рассвет”, “Утро”)

Что изображает на своих картинах художник, что
воспевает? (Он воспевает в своих пейзажах русскую
природу, скромную внешне, но полную очарования)

Очень много картин Крымов посвятил зиме. Зима
была любимым временем года. Какие это картины?
(“Зимний вечер”, “Зимний день”, “Зима”,
“Розовая зима”, “Зимний пейзаж”)

С натуры Крымов писал только летом. Зимние
пейзажи написаны им по памяти, но не смотря на
это, они очень достоверны. Он мог правдоподобно
передать состояние природы, освещение. Зимние
пейзажи Крымова могли бы дать подробный и
звучный по цвету рассказ об этом времени года.
Крымов никогда не стремился создать огромные
полотна. Такова и картина “Зимний вечер”. В
молодости это было связано с ограниченными
средствами. В годы учебы художник нуждался. Он не
имел денег на живописные принадлежности. Он
пользовался теми красками, которые счищали со
своих холстов состоятельные ученики. Позднее он
говорил своим ученикам: “Совсем не обязательно
писать огромные холсты широкими мазками. Можно
писать одной маленькой кисточкой на маленьком
холсте и красок потратит на копейку.” В зрелые
годы большие размеры холста ничего добавить к
индивидуальности мастера не могли. Его небольшие
по размерам пейзажи всегда оставались
монументальными.

Давайте обратимся к картине “Зимний вечер”.
Рассмотрите внимательно картину.

Какое настроение создается у вас, когда вы
смотрите на картину Крымова “ Зимний вечер”?

 (На этом полотне запечатлена небольшая
деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя
возникает чувство умиротворения, спокойствия и
тепла, несмотря на то, что автор изобразил зиму.)

Удалось ли художнику передать красоту зимнего
вечера?

(Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий
сыпучий снег, освещенный лучами заходящего
солнца, тишину предвечернего часа. Художник
любуется вечерними сумерками. Он хочет показать,
как же прекрасна наша русская природа!)

Что с первого взгляда привлекает в картине?
Какие признаки наступающего вечера вы видите?

(Глубокий снег с лилово-голубыми тенями,
освещенный лучами заходящего солнца. Светлая
полоса голубоватого снега оттеняет небо и
подчеркивает затемненный передний план. Это
прежде всего длинные предвечерние тени. О
наступающем вечере свидетельствует также цвет
снега, синеватый с фиолетовым оттенком.)

В чем особенность построения картины, ее
композиции? Где находится художник?

(Мы можем предположить, что картина писалась
художником с противоположного берега. В этот
момент он находился на возвышенности. Картина
построена по диагонали: надвигающаяся тень,
тропинки устремляются вверх, к домам с высокими
деревьями, в центр картины. Люди, идущие по
тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают
впечатление движения, наполняют картину жизнью,
указывают на связь человека с природой.

Художник находится на большом расстоянии от
деревни: это подчеркнуто маленьким размером
изображенных лошадей, неясными маленькими
фигурками людей, домами и строениями, в которых
не видно деталей. Деревья выступают общей
массой.)

Каким изобразил художник небо в предвечерний
час?

 (Автор использует в своём произведении
различные оттенки белого цвета для изображения
снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке.
Художник передаёт окраску вечернего неба при
помощи светлых зеленоватых и желтых тонов.
Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо.
Такой цвет неба художник изобразил потому, что
голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца,
освещающими его, приобретает зеленоватый
оттенок.)

Какими изображены деревья?

(На заднем плане холста живописец изобразил
зимнюю деревушку. За ней нарисован лес, состоящий
из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется
на фоне светлого, зеленовато-желтого неба. Справа
видна могучая сосна с искривленными ветками и
пышной кроной. Слева — густой лиственный лес, а в
центре картины — высокие куполообразные деревья.
Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет,
который они приобретают от лучей заходящего
солнца.)

Опишите деревушку.

(Деревня является одним из главных объектов
полотна. Это небольшая группа построек,
утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из
домишек видны отблески солнца. Слева, немного в
отдалении от жилых строений, виднеется купол
колокольни.)

В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове
напишет: “Его произведения поражают
совершенством рисунка и красок, и все это
проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в
каждом пейзаже своей”. Попытаемся озвучить
картину. Что мог услышать художник?

(Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким
поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким
повизгиванием полозьев саней; негромкое пение
птиц, приглушенные удары колокола…)

Какие цвета использовал Крымов для описания
зимнего вечера?

(Художник использовал в основном холодные
цвета: голубой, серовато-голубой,
серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый
цвет неба, которые передают ощущение морозного
вечера. Но употребил и теплые цвета:
рыжевато-коричневые деревья;
желтовато-коричневые стены домов и сараев;
желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти
цвета передают ощущение уюта, спокойствия,
тепла.)

Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите
на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

(Мне его полотно очень нравится и вызывает
самые тёплые чувства. Хочется побывать в этом
прекрасном уголке русской природы, насладиться
тишиной сельской жизни в предвечерний час,
подышать свежим морозным воздухом.)

Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова,
посвященные скромным уголкам русской деревни,
поражают не внешней привлекательностью, а
строгой изобразительностью и лаконичностью.
“Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы
по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо
красота в правде”, — говорил художник.

Составление плана.

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план.

Н.П.Крымов — художник-пейзажист.

Зима в изображении художника:

А) снег;

Б) небо;

В) тени;

Г) особенности композиции (передний план,
задний план, центр картины).

Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

 Написание сочинения-описания.

“Пейзаж — портрет природы. Хорошо написать
пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее
произведение…”.

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что
и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Сочинениеописание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»

Цели:

1. Подготовить учащихся к сочинениюописанию по картине.

2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.

3. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимняя деревня.

4. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к

ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы.

Интернетресурсы:

1. «Крымов Н. картины» 429 картинок;

2. Русские художники. Крымов Николай Петрович.;

3. Крымов, Николай Петрович — Википедия

Словарный диктант

Голубоватый, сероватый, серебристый, светлосиний, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий,

как белоснежное покрывало, как пушистое одеяло, лиловоголубые тени, заходящее

солнце, обоз с сеном, зеленоватосерый, розоволиловый

Вступление

Сегодня наш урок посвящен работе над сочинениемописанием по картине художника

Н.П.Крымова. В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер

лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы. Наша задача познакомиться с

живописью Крымова, и создать собственное художественное произведение сочинение по

картине.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет стихотворение Николая Рыленкова «Всё в

тающей дымке»:

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы

Сообщение о художнике

Творчество Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского

изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной

живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией.

Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание.

Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса

Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею.

Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в семье

художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал

рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Петр Алексеевич рано

заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию. После

окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к экзаменам в

Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал, и в 1904 году

был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный и авторитетный

состав преподавателей. Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил на

самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910е годы

молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему пейзажа

картины.

Крымов прожил долгую, 74летнюю жизнь, которая, казалось бы, прошла без видимых

волнений и трагедий. Но в этом, наверное, особая внутренняя сила и душевная стойкость

человека, на долю которого, как и людей его поколения, выпали три войны и три

революции. Он является одним из лучших пейзажистов 20 века, который так же был

известен и как теоретик живописи и как гениальный педагог (в 19191930 художник

долгое время преподавал в Пречистенском практическом институте) .Учителями этого

художника были такие мастера как В.А.Серов и К.А.Коровин. Н. Крымов был

противником какихлибо экспериментов в области искусства и благодаря этому он

описывал всё живое, как оно есть.

Художник был последователем классического направления живописи сложившегося в 19

веке. Он попытался собрать воедино и обобщить это направление. У него было большое

количество учеников, которых он обучал по собственной системе. И еще больше учеников

выучились по его системе. Отличительной чертой этого художника было то что он

прививал каждому своему ученику чувство индивидуальности. Крымов является

настоящим приверженцем классического направления живописи, он оставил глубокий

след в живописи 20 века в России.

Работа с картиной

1. Рассматривание картины.

2. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний

вечер»?

На этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя

возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор

изобразил зиму.

3. Удалось ли художнику передать красоту зимнего вечера?

Мы смотрим на картину и как бы ощущаем мягкий сыпучий снег, освещенный лучами

заходящего солнца, тишину предвечернего часа. Художник любуется вечерними

сумерками. Он хочет показать, как же прекрасна наша русская природа!

4. Что с первого взгляда привлекает в картине? Какие признаки наступающего вечера вы

видите?

Глубокий снег с лиловоголубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца.

Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний

план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере

свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком.

5.В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

Мы можем предположить, что картина писалась художником с противоположного берега.

В этот момент он находился на возвышенности. Картина построена по диагонали:

надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в

центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают

впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с

природой.

Художник находится на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким

размером изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и

строениями, в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.

6.Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

Автор использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для

изображения снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску

вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленоватосерое,

местами розоватолиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое

небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый

оттенок.

7. Какими изображены деревья?

На заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес,

состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого,

зеленоватожелтого неба. Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и

пышной кроной. Слева густой лиственный лес, а в центре картины высокие

куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжеватокоричневый цвет, который они

приобретают от лучей заходящего солнца.

8. Опишите деревушку.

Деревня является одним из главных объектов полотна. Это небольшая группа построек,

утонувших в дремучих сугробах. В окнах одного из домишек видны отблески солнца.

Слева, немного в отдалении от жилых строений, виднеется купол колокольни.

9. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают

совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз

разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать

художник?

Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих,

тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары

колокола…

10. Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера?

Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, сероватоголубой,

серебристосиний цвет снега, зеленоватосерый цвет неба, которые передают ощущение

морозного вечера. Но употребил и теплые цвета: рыжеватокоричневые деревья;

желтоватокоричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных

солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла.

11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои

чувства.

Мне его полотно очень нравится и вызывает самые тёплые чувства. Хочется побывать в

этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в

предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

12. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской

деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и

лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы понастоящему любите.

Будьте правдивы, ибо красота в правде», говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов художникпейзажист.

2. Зима в изображении художника :

А) снег;

Б) небо;

В) тени;

Г) особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

3. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Написание сочиненияописания.

«Пейзаж портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое

хорошее произведение…»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее

интересными.

Подготовка
к сочинению-описанию природы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (  урок развития
речи в 6 классе).

Цели урока:

1)продолжить
знакомство с пейзажем как жанром живописи и словесного искусства;

2)
ознакомить с творчеством Н.П.Крымова и его картиной «Зимний вечер»;

3) учить
создавать художественное описание картины;

4)развивать
творческое мастерство учеников.

5)
развивать художественное видение;

Оборудование:

1.репродукция
картины Н.П.Крымова «Зимний вечер».

2.палитра красок,
альбомный лист, кисточки

3. карточки с
вопросами.

4. предварительное
индивидуальное задание ученику (карточка «Биография Н.П.Крымова» и
стихотворение к уроку)

                            
            Ход урока:

1.Орг. момент.

-Здравствуйте, ребята.
Садитесь.

2. Слово
учителя.                

 — Закончите
предложение «Урок р/р – это такой урок, на котором мы….»

         (учимся
правильно говорить, доказывать свои мысли….)

— Определить тему сегодняшнего
урока вам помогут  репродукции художника Н.П. Крымова и стихотворение 
(Приложение 1).      (слайд 1-2)

 — В каждом
времени года есть свое очарование. Ребята, а вам нравится зима? Чем она вас
привлекает?

 По
лексическому значению слова определите данное слово.

Жанр искусства,
связанный с изображением природы и местности. (Пейзаж)

Перед нами зимний
пейзаж.                                                            (слайд
2-3)

3. Объявление
темы урока
 

-Итак, тема нашего
урока….             

-Что же мы на
уроке должны успеть сделать? А как мы можем это сделать?

(слайд 4)

 -Исходя из темы
урока, сформулируйте цели урока.

(Познакомиться  с
художником Н.П.Крымовым и изучить его картину «Зимний вечер» как художники.

— Понять, что 
хотел передать в картине «Зимний вечер» живописец.

 — Продолжить работу
над  темой « пейзаж».

— Продолжить
работу над словом, учиться  правильно выражать свои мысли, а значит, это и
подготовка к ГИА и ЕГЭ, т.к. задания экзамена по русскому языку  предполагают 
написание текста) .                (слайд 5-6)

4.Слово о
художнике

  Н.П.Крымов –
известный художник – пейзажист.    (слайд 7)

·       
Краткое
слово о художнике. Сообщение уч-ся (Приложение 2).      

·       
Знакомство
с некоторыми картинами художника Крымова

Крымов любил зиму,
у него много зимних пейзажей, вот некоторые из них.

(слайд 8-12)

5. Работа по
картине Н.П.Крымова (упр.315) «Зимний вечер».
  (слайд 13)

·       
Работа
с классом:

1)    Работа по
вопросам. Общее впечатление от картины
.

Что изображено на
картине?

 (Дома,
строения, сараи. Вдали скрытая деревьями церквушка, тянется обоз с сеном, к
дому движутся люди
.)

   
Где находился художник, изображая данный пейзаж?
. В чем
особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник?

(Картина
построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к
домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади,
везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью,
указывают на связь человека с природой.

 Художник находится на большом расстоянии
от деревни. )

 -Как вы об этом догадались?

(Маленький размер изображения лошадей и возов с
сеном

Неясные маленькие фигуры, в которых с трудом
угадываются дети

Дома и строения, в которых не видно деталей

Деревья выступают общей массой

Птицы чёрными точками выделяются на деревьях и
снегу)

2) Работа
по группам
(Приложение 3):

  1 группа учащихся:
—  Какие признаки наступающего вечера вы видите? Какие цвета использовал Крымов
для описания зимнего вечера?   (слайд 13)

  (Глубокий
снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая
полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний
план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере
свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком

Художник
использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой,
серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают
ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).

2 группа учащихся:
—  Обратите внимание на цвет снега. От чего он зависит? Какую палитру цвета
предложил художник для описания снега, изображенного на картине. Воспроизведите
её.                         (слайд 14)

Употребите
подходящие прилагательные для описания снега, изображенного на картине.

(.  Тёмно-синий
цвет теней, падающих от предметов и людей

Сине-зелёный
цвет застывшего водоёма

Нежно-голубоватый
цвет снега в местах, где ещё много снега

Белый снег
на крышах домов

Белый,
жемчужно-белый, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый,
лиловатый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий.

3 группа учащихся:
—  Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

Воспроизведите
палитру неба.                                             (слайд 15)

(Зеленовато-серое,
местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что
голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает
зеленоватый оттенок).

                                      (физкультминутка)                      (слайд
16)

4 группа учащихся:
—  Какими изображены деревья? Приведите примеры предметов, написанных теплыми
цветами,  и воспроизведите цвета деревьев на палитре.                                                                                    (слайд
17)

(Справа
видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева — густой
лиственный лес, а в центре картины — высокие куполообразные деревья. Деревья
окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей
заходящего солнца).

 5 группа учащихся:
—  Опишите деревушку.                       (слайд 18)

(Бревенчатые
строения, освещенные окна домов, церквушка, сарай…)

6 группа
учащихся:   —  Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?                                                                                 (слайд
19)

(Глубокая
тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким
повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары
колокола…)

·       
Работа
с классом:

  — Что вы
чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.                                         
(слайд 20)

 (Этот пейзаж,
изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство
умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской
природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим
морозным воздухом).

6.Словарная
работа:

  -Какие из
синонимов потребуются вам для описания картины? – Откройте учебник на стр.132.

— Какими
синонимами можно заменить слова

    Картина
– полотно, произведение, репродукция, пейзаж, работа…

Художник –
Н.П.Крымов, автор, живописец, создатель, пейзажист, мастер…

Нарисовал- создал,
написал, изобразил…          (слайд 21)

 словарно-стилистическая
работа: выберите оценочные прилагательные к слову «пейзаж»:                                        (слайд 22)

красивый,
жизненный, зимний, прекрасный, сельский, превосходный, вечерний, изумительный,
чудный, спокойный, чудесный, великолепный, волнующий,  живописный,
изумительный, дивный, сказочный, естественный, искусственный, незабываемый,
бесподобный, прелестный, отличный, ведущий, деревенский.

7.  
Составление плана сочинения.

  — С чего
бы вы начали описание картины?

-О чем бы
обязательно написали?

-Чем бы закончили
сочинение?

Выбор жанра:  — В
каком жанре можно написать сочинение? (Статья в газету, письмо другу,
размышление-эссе).

Примерный план.                                     (слайд
23)

І.
Н.П.Крымов – замечательный художник-пейзажист.

                          
ІІ. Зима в изображении художника Н.П.Крымова
.

                             
1.Признаки наступления зимнего вечера:

                             
а)тени; б)снег; в) небо, воздух.

                              2.
Особенности композиции пейзажа.

                           
3. Цвета, использованные художником для изображения зимнего вечера.

                         
ІІІ. Какие чувства вызывает пейзаж?

8.Итог. -Достигли
ли мы целей , которые ставили в начале урока или нет? Вспомним цели урока.

  «Пейзаж —
портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое
хорошее произведение…»

  Н.П.
Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее
интересными.

 Дополнительный
материал можно найти в упр. 364.

9.
Рефлексия.

— Как мы сегодня работали на уроке?

-Чему научились на
уроке? Что удалось? Над чем надо работать?

  У вас на
парте лежат палитры цветов. Выберите ту палитру, которая созвучна вашему
настроению, с которым вы покидаете урок.     

  Вы сегодня
хорошо работали на уроке. Особенно хочу отметить…

 Всем вам спасибо.

Домашнее задание:   написать
сочинение-описание картины «Зимний вечер» Н.П.Крымова;     (слайд 24)

Приложение 1

Вечер. Вот еду я домой
В любимую деревню.
Луга, поля передо мной,
Леса густые и простор.
Пруды, озёра, реки –
Мелькают быстро вехи.
Вот речка, скованная льдом!
Родные мне края!
Вот мой любимый тихий дом!
Вот Родина моя!
Мой дом стоит вблизи реки
И церковь недалёко.
Сидят на ветках воробьи.
Им холодно и одиноко.
Там по заснеженной дорожке
Повозки с сеном едут.
Деревья во дворе стоят,
Укрывшись снегом, мирно спят.

Уютный тихий вечер

Укутывает плечи.
 

Веха – верстовой столб.

Приложение 2

Николай Петрович
Крымов (1884-1958) – заслуженный деятель искусств, потомственный художник
(прадед, отец, брат). Учил живописи отец, с 1904
г. Учился в училище живописи, ваяния и зодчества(Москва?). с детства любил
природу. В основе творчества – живое восприятие мира. По-новому видел и
утверждал красоту природы, показывал ее в тесном единстве с человеком. Среди
его друзей такие знаменитые художники, как Коровин, Левитан, Куинджи, Серов.

Крымова называли
поэтом русской природы, которую он очень любил, как и Родину. Его картины – это
радостное утверждение жизни, красоты России, счастья жить в ней. Особенно часто
писал зиму. Она изображается как поэзия будней.

Приложение 3

1 группа учащихся:

 —  Какие признаки
наступающего вечера вы видите? Какие цвета использовал Крымов для описания
зимнего вечера?  

2 группа учащихся:

—  Обратите
внимание на цвет снега. От чего он зависит? Какую палитру цвета предложил
художник для описания снега, изображенного на картине. Воспроизведите её.

3 группа учащихся:

 —  Каким
изобразил художник небо в предвечерний час? Воспроизведите палитру неба.

4 группа учащихся:

 —  Какими
изображены деревья? Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами,  и
воспроизведите цвета деревьев на палитре.

5 группа учащихся:

 —  Опишите
деревушку.

 6 группа
учащихся:

  —  Попытаемся озвучить картину. Что мог
услышать художник?         

Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» .

Цели и задачи:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине.
  2. Помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника.
  3. Использовать в работе искусствоведческий текст как основу по созданию учащимися собственных речевых произведений.
  4. Активизировать лексику по теме «Описание природы (зимний вечер)».
  5. Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: колорит, палитра, тон.
  6. Воспитывать чувство любви к родной природе, вдумчивое, бережное отношение к ней, умение видеть прекрасное в скромных уголках родной природы

Оборудование:

—  презентация Power Point;

— раздаточный материал (распечатка искусствоведческого текста И.Б.Порто, разноуровневые задания).

Повторение:

Типы речи; стили речи (художественный стиль); основная мысль текста;  

Ход урока:

  1. Вступление

А) Слово учителя. Сегодня наш урок будет посвящен работе над сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. Наша задача — познакомиться  с особенной манерой его письма и создать собственное художественное произведение — сочинение по картине.

Б) Актуализация знаний.  Что бы вы изобразили на своей картине «Зимний вечер»? Какие краски использовали на полотне? Где бы происходило действие вашего пейзажа? Легко ли передать на картине сумерки?  

 В истории живописи Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт скромной русской природы.  Сейчас мы прочитаем искусствоведческий текст И.Бортко и познакомимся с особенностью манеры письма Н.П. Крымова.

  1. Работа с текстом

Хранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, созданных Крымовым в этот период: на них изображены уютные, занесенные снегом маленькие домики провинциального городка, освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер — одно из самых любимых Крымовым состояний природы. Воспроизведение грани дня и вечера — именно то «чуть-чуть» в крымовской живописи, о котором он так часто говорил своим ученикам. В картинах это короткое по протяженности время как бы обостряет все существо природы, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько мгновений и сумерки погасят эту красивую пору дня.                                               И.Б. Порто.

1. Прочитайте текст про себя, подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Прочитайте текст выразительно.

3. О чем этот текст? Какова его тема?

4. Какова основная мысль текста? Что хотел выразить автор?

5. Как можно озаглавить текст? (Зимние пейзажи Крымова).

6. Какую особенность Крымова-живописца отмечает автор? (Воспроизведение грани дня и вечера, «чуть-чуть» в крымовской живописи).

7. Как вы думаете, эта манера письма художника основана на цвете (= тоне) или полутоне? (Живопись Крымова — живопись полутонов).

8. К какому типу речи относится данный текст? (Описание).

9. В каком стиле он написан? Почему? (В художественном стиле, т.к., автор создает образ природы).

10. Языковые средства, помогающие создать образ зимней природы в тексте:

Определите, какая часть речи преобладает в тексте? (Прилагательные).

Какие разряды прилагательных по значению вам известны? Подчеркните прилагательные с существительными, к которым они относятся

Какие прилагательные помогают почувствовать настроение автора и одновременно передают манеру письма художника — живопись полутонов? (Уютные, золотистым, короткое, мимолетными, изменчивыми, охристо-лиловую).  

Выпишите прилагательное неожиданными, объясните правописание приставки не-.

Подберите синоним к прилагательному морозного (= зимнее, холодное).

Какие еще текстовые синонимы использовал автор текста? (Пейзажи = живопись = картины).

Обобщение.

Итак, мы заочно с помощью данного текста познакомились с живописью Н.П.Крымова, особенностями Крымова-живописца, а теперь обратимся к картине, по которой мы и будем писать сочинение.

  1. Работа с картиной

1. Рассматривание картины.

2. Соответствует ли текст, с которым мы работали, содержанию картины?

3. Какое настроение создается у вас, когда вы смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»? (Создается хорошее, приятное настроение, хочется долго смотреть на эту картину, от нее веет тишиной и спокойствием).

4. Какие признаки наступающего вечера вы видите?  (Глубокий снег с лилово-голубыми тенями, освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега, синеватый с фиолетовым оттенком).

Тени на снегу: длинные, предвечерние, лилово-голубые,  густая тень от холма, длинная тень вдоль глубоко протоптанной тропинки.

О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега. Дома вы должны были работать со словарём и найти эпитеты, помогающие описать снег.  (Белый, голубой, голубовато-серый, серебристо-синий, сероватый, фиолетово-серый, лилово-синеватый, светло-синий, сыпучий, рыхлый, мягкий, глубокий)

5. Работа по карточкам: В: описание неба;

                                С, Н: описание деревьев.  

В  вариант: Каким изобразил художник небо в предвечерний час?

(Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок).

Н, С вариант: Какими изображены деревья?

(Справа видна могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева — густой лиственный лес, а в центре картины — высокие куполообразные деревья. Деревья окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от лучей заходящего солнца).

6. Палитра художника.

Какие цвета использовал Крымов для описания зимнего вечера? (Художник использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой, серебристо-синий цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Но употребил и теплые цвета).

Приведите примеры предметов, написанных теплыми цветами. (Рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев; желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла).

7. Что мы видим в центре картины? Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на связь человека с природой.

В чем особенность построения картины, ее композиции?  

(Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины.

8. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей». Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? (Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней; негромкое пение птиц, приглушенные удары колокола…)

9. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. (Этот пейзаж, изображающий тихий, уютный вечер в деревне, вызывает у нас чувство умиротворенности, покоя. Хочется побывать в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом).

10. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова, посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде», — говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1. Н.П.Крымов — художник-пейзажист.

2. Зима в изображении художника

а) Снег, небо, тени

б) Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

в) Палитра художника.

3.  Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

«Пейзаж — портрет природы. Хорошо написать пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение…»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться, что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Д/З: написать сочинение в соответствии с выбранным жанром в художественном стиле.

Примеры сочинений

11.01.21                              Русский язык                             6-а

Тема: Рр.Сочинение-описание по картине Н.П.Крымова
«Зимний вечер»

Здравствуйте, ребята, внимательно читайте
конспект и устно выполняйте задания, затем по плану пишете сочинения(на двойных
листах)

Подписываем так:

Сочинение по русскому языку

(дистанционное обучение)

ученика(цы) 6-А клаасса

ГОУ ЛНР «Перевальская СШ № 12

имени Геннадия Ширко»

ФИ в родительном падеже

Открываем лист, ЗАПИСЫВАЕМ ЧИСЛО, на второй строке ТЕМУ урока, дальше
план, а потом само сочинение

Сочинения сдаем во вторник, когда придете на
занятия

Сегодня наш урок посвящен работе над
сочинением-описанием по картине художника Н.П.Крымова. В истории живописи
Н.П.Крымов известен как превосходный мастер лирического пейзажа, как поэт
скромной русской природы. Наша задача — познакомиться с живописью Крымова, и
создать собственное художественное произведение — сочинение по картине.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станет стихотворение Николая
Рыленкова «Всё в тающей дымке»:

Все в
тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы

Сообщение о художнике

Творчество
Николая Петровича Крымова неразрывно связано с развитием русского
изобразительного искусства. Наиболее полно его дарование проявилось в пейзажной
живописи. Наряду с живописью он занимался графикой и театральной декорацией.
Крымов был художником счастливой творческой судьбы, рано получившим признание.
Пожалуй, редкий случай, когда произведение, написанное учащимся второго курса
Училища живописи, ваяния и зодчества, приобреталось в Третьяковскую галерею.
Н.П. Крымов родился в Москве 3 мая (20 апреля по старому стилю) 1884 года в
семье художника Петра Алексеевича Крымова. Отец будущего живописца преподавал
рисование в московских гимназиях и был неплохим портретистом. Петр Алексеевич
рано заметил дарование младшего сына, его незаурядные способности к рисованию.
После окончания Крымовым реального училища отец сам стал готовить сына к
экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, которые тот успешно выдержал,
и в 1904 году был принят в числе первых. В те годы в училище был очень сильный
и авторитетный состав преподавателей. Закончив в 1911 году училище, Крымов вступил
на самостоятельный творческий путь зрелым, сложившимся художником. В 1910-е
годы молодой художник продолжает разрабатывать в своем творчестве проблему
пейзажа-
картины.

Крымов прожил долгую,
74-летнюю жизнь, которая, казалось бы, прошла без видимых волнений и трагедий.
Но в этом, наверное, особая внутренняя сила и душевная стойкость человека, на
долю которого, как и людей его поколения, выпали три войны и три революции. Он
является одним из лучших пейзажистов 20 века, который так же был известен и как
теоретик живописи и как гениальный педагог (в 1919-1930 художник долгое время
преподавал в Пречистенском практическом институте) .Учителями этого художника
были такие мастера как В.А.Серов и К.А.Коровин. Н. Крымов был противником
каких-либо экспериментов в области искусства и благодаря этому он описывал всё
живое, как оно есть.
Художник был последователем классического направления живописи сложившегося в
19 веке. Он попытался собрать воедино и обобщить это направление. У него было
большое количество учеников, которых он обучал по собственной системе. И еще
больше учеников выучились по его системе. Отличительной чертой этого художника
было то что он прививал каждому своему ученику чувство индивидуальности. Крымов
является настоящим приверженцем классического направления живописи, он оставил
глубокий след в живописи 20 века в России.

Работа с картиной

1. Рассматривание картины.

2. Какое настроение создается у вас, когда вы
смотрите на картину Крымова « Зимний вечер»?

 На
этом полотне запечатлена небольшая деревушка зимой. Глядя на картину, у зрителя
возникает чувство умиротворения, спокойствия и тепла, несмотря на то, что автор
изобразил зиму.

3. Удалось ли художнику передать красоту
зимнего вечера?

 Мы смотрим на картину и как бы ощущаем
мягкий сыпучий снег, освещенный лучами заходящего солнца, тишину предвечернего
часа.
Художник любуется вечерними сумерками. Он хочет показать, как же
прекрасна наша русская природа!

4. Что с первого взгляда привлекает в
картине? Какие признаки наступающего вечера вы видите?

 Глубокий снег с лилово-голубыми тенями,
освещенный лучами заходящего солнца. Светлая полоса голубоватого снега оттеняет
небо и подчеркивает затемненный передний план. Это прежде всего длинные
предвечерние тени. О наступающем вечере свидетельствует также цвет снега,
синеватый с фиолетовым оттенком.

5.В чем особенность построения картины, ее
композиции? Где находится художник?

Мы можем предположить, что картина писалась
художником с противоположного берега. В этот момент он находился на
возвышенности. Картина построена по
диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими
деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с
сеном, создают впечатление движения, наполняют картину жизнью, указывают на
связь человека с природой.

Художник находится
на большом расстоянии от деревни: это подчеркнуто маленьким размером
изображенных лошадей, неясными маленькими фигурками людей, домами и строениями,
в которых не видно деталей. Деревья выступают общей массой.

6.Каким изобразил художник небо в
предвечерний час?

 Автор
использует в своём произведении различные оттенки белого цвета для изображения
снега. Бирюзовым цветом окрашен лёд на реке. Художник передаёт окраску
вечернего неба при помощи светлых зеленоватых и желтых тонов. Зеленовато-серое, местами розовато-лиловое
небо. Такой цвет неба художник изобразил потому, что голубое небо в сочетании с
желтыми лучами солнца, освещающими его, приобретает зеленоватый оттенок.

7. Какими изображены деревья?

 На
заднем плане холста живописец изобразил зимнюю деревушку. За ней нарисован лес,
состоящий из дубов или тополей. Он тёмной массой выделяется на фоне светлого,
зеленовато-желтого неба. Справа видна
могучая сосна с искривленными ветками и пышной кроной. Слева — густой
лиственный лес, а в центре картины — высокие куполообразные деревья. Деревья
окрашены в рыжевато-коричневый цвет, который они приобретают от
лучей заходящего солнца.

8. Опишите деревушку.

Деревня является одним из главных объектов
полотна. Это небольшая группа построек, утонувших в дремучих сугробах. В окнах
одного из домишек видны отблески солнца. Слева, немного в отдалении от жилых
строений, виднеется купол колокольни.

9. В.Фаворский в воспоминаниях о Н.П.Крымове
напишет: «Его произведения поражают совершенством рисунка и красок, и все это
проникнуто музыкальностью, каждый раз разной, в каждом пейзаже своей».
Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник?

 Глубокая тишина, нарушаемая лишь легким
поскрипыванием снега под шагами идущих, тонким повизгиванием полозьев саней;
негромкое пение птиц, приглушенные удары
колокола…

10. Какие цвета использовал Крымов для
описания зимнего вечера?

Художник
использовал в основном холодные цвета: голубой, серовато-голубой,
серебристо-синий
цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного
вечера. Но употребил и теплые цвета:
рыжевато-коричневые деревья; желтовато-коричневые стены домов и сараев;
желтоватый отблеск окон, освещенных солнцем. Эти цвета передают ощущение уюта,
спокойствия, тепла.

11. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда
смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

Мне его полотно очень нравится и вызывает
самые тёплые чувства. Хочется побывать
в этом прекрасном уголке русской природы, насладиться тишиной сельской жизни в
предвечерний час, подышать свежим морозным воздухом.

12. Обобщение.

Действительно, небольшие пейзажи Крымова,
посвященные скромным уголкам русской деревни, поражают не внешней
привлекательностью, а строгой изобразительностью и лаконичностью. «Любите
природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы,
ибо красота в правде», — говорил художник.

Составление плана

С чего бы вы начали описание картины?

О чем бы обязательно написали?

Чем бы закончили сочинение?

Примерный план

1.    
Н.П.Крымов
— художник-пейзажист.

2.    
Зима
в изображении художника :

А) снег;

Б) небо;

В) тени;

      Г)
особенности композиции (передний план, задний план, центр картины).

3.    
Какие
чувства и мысли вызывает пейзаж.

 Написание сочинения-описания.

«Пейзаж — портрет природы. Хорошо написать
пейзаж так же трудно, как написать любое хорошее произведение…»

Н.П. Крымову пейзаж удался, будем надеяться,
что и ваши сочинения получатся не менее интересными.

Слайды презентации

Слайд 1

Сочинение по картине Сочинение по картине
Н.Крымова «Зимний Н.Крымова

«Зимний
вечер»вечер»


Слайд 2

Николай Петрович КрымовНиколай Петрович Крымов
1884 — 19581884 — 1958


Слайд 3

«Крыши под снегом»«Крыши под снегом»
19061906


Слайд 4

В картине «Солнечный день» (1906) В картине «Солнечный день»

(1906)
тонко передана завораживающая тонко передана завораживающая
тишина прозрачного

зимнего дня тишина прозрачного зимнего дня


Слайд 6

«Я умею писать только кусты и «Я умею писать

только кусты и
заборы, но это я делаю лучше

всех»заборы, но это я делаю лучше всех» Зимний день


Слайд 7

Зимние пейзажи Зимние пейзажи
Н.П.КрымоваН.П.Крымова


Слайд 12

«Хранятся в Третьяковской галерее несколько «Хранятся в Третьяковской галерее

несколько
зимних пейзажей, созданных Крымовым…: на них зимних пейзажей,

созданных Крымовым…: на них
изображены уютные, занесенные снегом маленькие изображены

уютные, занесенные снегом маленькие
домики провинциального городка, освещенные домики провинциального городка, освещенные
золотистым светом заходящего морозного солнца. золотистым светом заходящего морозного солнца.
Прекрасно передано настроение угасающего Прекрасно передано настроение угасающего
зимнего дня. Вечер — одно из самых любимых зимнего дня. Вечер — одно из самых любимых
Крымовым состояний природы. Воспроизведение Крымовым состояний природы. Воспроизведение
грани дня и вечера…грани дня и вечера…

В картинах это короткое по протяженности время В картинах это короткое по протяженности время
как бы обостряет все существо природы, как бы обостряет все существо природы,
мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета,
густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу
вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-
лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько
мгновений и сумерки погасят эту красивую пору мгновений и сумерки погасят эту красивую пору
дня».дня».

И.Б.Порто, искусствовед И.Б.Порто, искусствовед

уютные, занесенные снегом маленькие 
домики провинциального городка, освещенные домики провинциального городка, освещенные 
золотистым светом заходящего морозного солнца. золотистым светом заходящего морозного солнца. 
Прекрасно передано настроение угасающего Прекрасно передано настроение угасающего 
зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых зимнего дня. Вечер - одно из самых любимых 
Крымовым состояний природы. Воспроизведение Крымовым состояний природы. Воспроизведение 
грани дня и вечера…грани дня и вечера…
     
В картинах это короткое по протяженности время В картинах это короткое по протяженности время 
как бы обостряет все существо природы, как бы обостряет все существо природы, 
мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, мимолетными и изменчивыми становятся ее цвета, 
густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу густеют тени, светлеет горизонт, солнце на снегу 
вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-вспыхивает неожиданными золотистыми и охристо-
лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько лиловыми пятнами. Кажется, что еще несколько 
мгновений и сумерки погасят эту красивую пору мгновений и сумерки погасят эту красивую пору 
дня".дня".
                                                  
И.Б.Порто, искусствовед И.Б.Порто, искусствовед


Слайд 13

Объясни лексическое Объясни лексическое
значение словазначение слова
ПейзажПейзаж
КолоритКолорит

КомпозициКомпозици
яя -картина,

изображающая -картина, изображающая
природуприроду
-сочетание красок, -сочетание красок,
создающее создающее

определённое единство определённое единство
картиныкартины
-расположение и -расположение и
соотношение предметов

соотношение предметов
на картинена картине

соотношение предметов 
на картинена картине


Слайд 14

Создание миниатюр-Создание миниатюр-
зарисовок зарисовок

Что с первого взгляда привлекает

в картине?Что с первого взгляда привлекает в картине?

Какие признаки

наступающего вечера вы Какие признаки наступающего вечера вы
видите?видите?

В чем

особенность построения картины, ее В чем особенность построения картины, ее
композиции? Где находится художник? композиции? Где находится художник?

Каким изобразил художник небо в предвечерний Каким изобразил художник небо в предвечерний
час? час?

Какими изображены деревья? Какими изображены деревья?

Опишите деревушкуОпишите деревушку

Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать
художник? художник?

Палитра художника. Какие цвета использовал Палитра художника. Какие цвета использовал
Крымов для описания зимнего вечера? Крымов для описания зимнего вечера?

Что вы чувствуете, о чем думаете, когда Что вы чувствуете, о чем думаете, когда
смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

особенность построения картины, ее В чем особенность построения картины, ее 
композиции? Где находится художник? композиции? Где находится художник? 

Каким изобразил художник небо в предвечерний Каким изобразил художник небо в предвечерний 
час? час? 

Какими изображены деревья? Какими изображены деревья? 

Опишите деревушкуОпишите деревушку

Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать 
художник? художник? 

Палитра художника. Какие цвета использовал Палитра художника. Какие цвета использовал 
Крымов для описания зимнего вечера? Крымов для описания зимнего вечера? 

Что вы чувствуете, о чем думаете, когда Что вы чувствуете, о чем думаете, когда 
смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства. смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.


Слайд 15

«Пейзаж — портрет природы. Хорошо «Пейзаж — портрет природы.

Хорошо
написать пейзаж так же трудно, как написать пейзаж

так же трудно, как
написать любое хорошее написать любое хорошее

произведение…»произведение…»
Примерный планПримерный план

Н.П.Крымов — художник-пейзажист. Н.П.Крымов — художник-пейзажист.

Зима в изображении художника (снег, Зима в изображении художника (снег,
небо, тени). небо, тени).

Особенности композиции (передний Особенности композиции (передний
план, задний план, центр картины). план, задний план, центр картины).

Палитра художника. Палитра художника.

Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.


произведение...»произведение...»
Примерный планПримерный план

Н.П.Крымов - художник-пейзажист. Н.П.Крымов - художник-пейзажист. 

Зима в изображении художника (снег, Зима в изображении художника (снег, 
небо, тени). небо, тени). 

Особенности композиции (передний Особенности композиции (передний 
план, задний план, центр картины). план, задний план, центр картины). 

Палитра художника. Палитра художника. 

Какие чувства и мысли вызывает пейзаж. Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.


Чтобы скачать презентацию — поделитесь ей с друзьями с помощью
социальных кнопок.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пенополистирол как пишется правильно
  • Пейзаж или пийзаж как правильно пишется
  • Пеноплекс как правильно пишется
  • Пей не хочу как пишется
  • Пенопласт как пишется правильно