Письмо разъяснение как пишется

Как написать запрос на разъяснение законов в Минфин, ФАС и другие госорганы

Статья актуальна на 5 февраля 2021

В спорных ситуациях участники закупок опираются на законы и правоприменительную практику. Но что если однозначных ответов нет? Тогда можно написать запрос в органы, которые контролируют сферу закупок. Куда писать, что учесть при обращении и сколько времени ждать ответ?

Кому полезен инструмент

Чаще всего этим инструментом пользуются две аудитории: 

  • Поставщики, которые часто участвуют в закупках по конкретному постановлению со множеством нюансов — например, с ограничением доступа иностранных товаров. На официальное мнение госоргана можно опереться в спорах с заказчиком или при рассмотрении дел в ФАС или арбитраже. 
  • Все заказчики. У них гораздо выше ответственность за несоблюдение правил. Если в законе нет ответа, лучше запросить официальное разъяснение. Это поможет избежать претензий и штрафов при проверках. 

Что общего при подаче запроса  

В алгоритме обращения в разные госорганы есть общие моменты:

  1. Не обязательно регистрироваться на сайте или заводить личный кабинет. Оставить обращение можно в специальной форме обратной связи.
  2. Не нужно подписывать запрос электронной подписью или обязательно обращаться от имени юрлица. 
  3. Ответ придет на электронную почту, которую вы указали в обращении. Это может быть личный ящик. 

Содержании запроса тоже ценят одни и те же моменты: 

  1. Четко формулируйте запрос: опишите проблему, ссылаясь на действующие законы и разъяснения других ведомств, если они есть. Если практика решения подобных вопросов уже существует, сошлитесь на нее.
  2. Укажите номер закупки, в какой появилась нестыковка.
  3. Подготовьте доказательства, которые подтвердят проблему: протоколы рассмотрения заявки, скан контракта и т.д. 

В чем разница 

Минфин 

Куда писать

https://minfin.gov.ru/ru/appeal/

С какими вопросами обращаться

— трактовка действующих и новых правил 44-ФЗ и 223-ФЗ, 

— коллизии «закупочных» законов с другими нормативными актами, 

— пробелы в законодательстве. 

Что учесть 

— Чтобы отправить обращение, сначала нужно дождаться проверочного кода на свою электронную почту.  

 

— Через сутки придет письмо с номером обращения, но без указания на какое обращение. Это неудобно, когда вы отправляете несколько запросов на разные темы. Рекомендуем самостоятельно фиксировать, у какого обращения какой номер. 

 

— Ограничение для приложений — 25 Мб. 

 

— Обращение регистрируют в течение 3 дней. 

Как долго отвечают 

до 30 дней. На практике отвечают быстрее остальных ведомств. 

ФАС

Куда писать

https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas. Если оставите телефон, вам могут позвонить с уточняющими вопросами. 

С какими вопросами обращаться

— разбор ситуаций, по которым нет практики,

— нарушение конкуренции. 

Что учесть 

— Сначала приходит номер обращения, и потом номер отслеживания. По номеру отслеживания можно узнать статус. Но по сути есть только один вариант — дождаться ответа на почту. 

— Можно добавить соавтора — он тоже получит ответ. 

— Ограничение для приложений — до 10 Мб файл. 

— Запрос регистрируют до трех дней. 

Как долго отвечают 

30 дней. На практике ответа раньше можно не ждать. Могут брать дополнительные 30 дней. 

Минпромторг 

Куда писать

https://minpromtorg.gov.ru/open_ministry/treatment/contacts/ 

С какими вопросами обращаться

— Закупки с ограничением или условиями допуска (нацрежим) — например, по постановлениям правительства № 616, № 617. 

— Ведение реестра товаров из России и ЕвразЭС, реестра радиоэлектронной продукции. 

Что учесть 

— Не очень удобная форма отправки обращения, особенно поле  ввода емейла.

— Непонятно, какой объем файла можно прикрепить. 

— Сразу присылают один номер. 

Как долго отвечают 

30 дней

Выводы 

Даже несмотря на то, что разъяснения не имеют законодательной силы, они все равно полезны на практике: помогают решать споры, доказывать правоту в судах и перед проверяющими органами. Но также учтите:

  • Это не самый оперативный способ найти ответ. В среднем приходится ждать около месяца. 
  • Даже регуляторы не всегда знают, как трактовать законодательство. В этом случае они берут еще время на поиск ответа. Зато потом эти разъяснения включают в новую редакцию закона или рекомендуют учитывать при рассмотрении исков в ФАС «на местах».  
  • Мнение разных ведомств может быть одинаковым на один и тот же запрос, а может  различаться. Значит, ситуация действительно неоднозначная — и это тоже показательно при разбирательствах. 

Наши эксперты активно используют инструмент подачи запросов в госорганы: накопили базу ответов на сложные вопросы, запрашивают разъяснения у нескольких ведомств. Результатами мы периодически делимся в статьях. Если вы столкнулись с неоднозначной ситуацией на практике, отправьте вопрос нашим экспертам. Вместе  с ними вы решите, что требует закон в вашем случае и надо ли писать разъяснение в госорган. 

zakupki

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Задать вопрос эксперту

Советы о закупках от наших экспертов каждую неделюПодпишись

Письмо в налоговую о разъяснении — это документ, в котором налогоплательщик обращается в территориальную ИФНС или центральный аппарат службы и запрашивает информацию по правоприменению законодательных норм. Отправить просьбу могут как сами плательщики, так и их доверенные представители.

В каких случаях писать обращение в налоговую

Налогоплательщики — организации, ИП, физлица — вправе обращаться в Федеральную налоговую службу за разъяснениями, если возникают сложности в трактовке законов, норм и правил. Этот процесс строго регламентирован:

  1. 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
  2. 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления».
  3. НК РФ.
  4. ПП РФ № 506 от 30.09.2004 «Положение о ФНС».
  5. Приказ ФНС России № ММВ-7-19/343@ от 08.07.2019 «Об утверждении Административного регламента ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков».

Плательщики налогов, сборов, страховых взносов и налоговые агенты имеют возможность подавать запрос в ИФНС для объяснения порядка применения законодательных нормативов (пп. 2 п. 1, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ). Но есть нюанс: получить такие разъяснения от налоговиков плательщики вправе только по вопросам, которые связаны с выполнением обязанности по уплате налогов, сборов или взносов. В инспекцию обращаются сами налогоплательщики или их представители, действующие по доверенности (ст. 29 НК РФ).

Как оформить обращение в ИФНС

Унифицированной формы обращения нет. Налогоплательщики подают запрос в свободной форме, но с соблюдением некоторых правил:

  1. В первую очередь следует выбрать формат запроса — устный, письменный или электронный.
  2. Необходимо четко сформулировать запрос. Прежде чем отправлять письмо, изучите действующие нормативы и доступные источники информации и разъяснительные письма Минфина и ФНС по интересующему вопросу.
  3. В обращении надлежит идентифицировать налогоплательщика — прописать название, ИНН и КПП юридического лица. Для обращения физлица потребуется его ФИО и ИНН (письмо ФНС № БС-4-11/5783@ от 06.04.2020).

В регламенте ФНС приведен перечень обязательных сведений, которые необходимо указать в письме о разъяснении:

  • название юридического лица или ФИО физического лица;
  • ИНН организации или физлица;
  • почтовый адрес или электронная почта отправителя для передачи ответа;
  • суть обращения;
  • подпись отправителя: руководителя организации или налогоплательщика — физического лица.

Письма, в которых нет данных обращающегося лица (фамилии, имени, отчества) и адреса отправителя, не принимают к рассмотрению.

Если в организации используют печать, то необходимо поставить оттиск в запросе о разъяснении. Обращение обычно составляют в двух экземплярах: один передается в инспекцию, другой, с пометкой о приеме в ИФНС, остается у отправителя.

Образцы писем в ИФНС

Шаблон письма в инспекцию:

Начальнику

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(указывается наименование налогового органа, ФИО начальника)

_______________________________________

_______________________________________

(полное наименование организации,

ИНН/КПП, место нахождения организации;

ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН;

ФИО физического лица, не являющегося индивидуальным

предпринимателем, ИНН (при наличии),

место жительства физического лица

______________________________

(указать тему запроса)

Прошу Вас дать письменный ответ по вопросу ______________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(кратко, по существу, разборчивым почерком изложить суть вопроса;

указать способ получения ответа лично, по почте или электронной почте)

Подпись руководителя организации

(физического лица) (представителя)

_____________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

М.П.

фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя

контактный телефон

А вот образец, как написать письмо о разъяснении в ИФНС:

Пример письма обращения в налоговую за разъяснениями

Как и куда отправлять запрос

Обычно налогоплательщики обращаются за разъяснением в налоговую инспекцию по месту учета (ст. 21 НК РФ). При необходимости запрос отправляют в центральный аппарат.

Есть три способа подачи письма о разъяснении в ФНС:

  1. Лично — передать документы в канцелярию территориальной ИФНС. Датой предоставления является день приема письма.
  2. По почте — заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Дата предоставления в этом случае — день отправки.
  3. В электронном виде — по телекоммуникационным каналам связи. Обращение зарегистрируют в день его направления.

Если отправляете заявку в электронном виде, то дождитесь уведомления о регистрации письма. Это является подтверждением приема и начала работы с запросом о разъяснении.

Налогоплательщикам доступен еще один способ отправки заявок — специальный сервис «Обратиться в ФНС России». Пользователь создает обращение, определяет причину его подачи, уточняет детали, указывает контактную информацию и отправляет запрос.

Письменный запрос о разъяснении зарегистрируют в течение трех дней с даты его поступления в ИФНС. Обращения рассматривают в течение 30 дней. В особых случаях рассмотрение продлевают еще на 30 дней, о чем отдельно уведомляют налогоплательщика. Ответ придет тем способом, который заявитель указал при отправке.

Кликните на текст документа
чтобы развернуть его целиком.

Руководителю ИФНС №43 по г. Москве

от ООО «Астра»

ИНН7701234561/КПП 7700001001

ОГРН 1234567891234

Адрес: 125111г. Москва, ул. Парковая, 43, оф. 67

Исх. № 123 от 02.05.2017 г.

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на ваше требование № 111/222-33 от 25.04.2017г. о представлении пояснений о причинах возникновения убытка, отраженного в декларации по налогу на прибыль за 2016 год, сообщаем:

Декларация по налогу на прибыль за 2016 год, представленная ООО «Астра» не содержит ошибок или недостоверных данных, которые могли бы привести к занижению базы по налогу.

Убыток в 2016 году в размере 350 700 руб. образовался следующим образом:

1. Доходы от основной деятельности ООО «Астра» в 2016 г. составили 8 650 500 руб.,

Расходы составили 9 001 200 руб., в т.ч.:

— прямые расходы – 7 960 000 руб.,

— косвенные расходы – 1 100 000 руб.,

— внереализационные – 58 800 руб.

Убыток – 350700 руб.

2. Убыток в 2016 г. возник по причине снижения дохода и увеличения затрат, а именно:

1) снижение объемов выручки в 4 квартале 2016 г. в связи с падением спроса на сезонный товар, производимый нашей компанией;

2) повышение стоимости сырья поставщиками на 20% с сентября 2016 г.;

3) проведение капитального ремонта производственных помещений в 4 квартале 2016 г.;

4) приобретение нового производственного оборудования взамен устаревшего в 3 квартале 2016 г.

Произведенные расходы подтверждаем документами бухгалтерского и налогового учета, прилагаемыми к настоящим пояснениям.

Приложение:

1. Копия договора поставки сырья № 111/1 от 01.09.2016г.

2. Копия договора на проведение ремонтных работ № 222 от 10.10.2016 г.

3. Акт сдачи-приемки ремонтных работ от 20.11.2016г.

4. Копия договора поставки оборудования № 3 от 20.08.2016г.

5. и т.д. (приложить иные документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов)

Генеральный директор ООО «Астра»

/

Приложение. Заявление о получении разъяснений по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Форма)

Приложение

к Административному регламенту

предоставления Федеральной службой

по труду и занятости государственной

услуги по информированию

и консультированию работодателей

и работников по вопросам соблюдения

трудового законодательства

и нормативных правовых актов,

содержащих нормы трудового

права, утвержденному

_________________________

_________________________

Форма

_________________________________

(наименование Роструда или его

_________________________________

территориального органа, либо

_________________________________

должность, фамилия и инициалы

уполномоченного должностного

лица Роструда

или его территориального органа)

Заявление

о получении разъяснений по вопросам соблюдения трудового

законодательства и нормативных правовых актов, содержащих

нормы трудового права

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование

организации, фамилия, имя, отчество (при наличии)

индивидуального предпринимателя)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(почтовый адрес (электронный адрес) гражданина или организации)

Прошу дать разъяснения по следующим вопросам соблюдения трудового

законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

права

___________________________________________________________________________

(краткое содержание вопросов)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Прошу направить разъяснения по (нужное заполнить):

почтовому адресу:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

адресу электронной почты:

___________________________________________________________________________

«__» ___________ 20__ г. _________________

(подпись)


Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений .docСкачать образец ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений .doc

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

    Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  5. После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).

Образец ответа на требование налоговой

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Письмо радикальное прощение как написать
  • Письмо прошу считать недействительным как пишется
  • Письмо пророку мухаммаду как написать
  • Письмо приглашение как пишется
  • Письмо президенту рф образец как правильно написать жалобу граждан