Срочно!!!
Объясните расстановку запятых во всём тексте, текст далее. Прям очень очень нужно
Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский полдень. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое — никто не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима и непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще, под пологом листвы, так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.
Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить скованную жаром природу и развеять сон. И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких- нибудь десяти — пятнадцати минут, царит зловещая тишина, и все небо покрывается тучами.
Ответы
Ответ:
1.
ДогОрающая зАря, загОрелый, сгОревшая спиЧка, обгОреть на соЛнцеЯ, дАлёкие зАрницы, озАрить, подгОрелая, озАрение, сгОреть, пригОревшие.
2.
ИзлАгать, излОжить, прилАгательных, излОжение, слАгаемые, располОжиться, располАгать, полОгом.
1.
догорающая заря, загорелый пловец, сгоревшая спичка, озарённый светла,обгореть на солнце, далёкие зарницы, озарить лучом, подгорелая каша, внезапное озарение, сгореть дотла. пригоревшие блины.
2.
излагать содержание,хорошо изложить, знать признаки прилагательных, написать изложение, слагаемые числа, расположиться на ночлег, располагать свободным временем, под пологом листвы.
Интересные вопросы
1. Распредели данные слова по группам. Имя существительное, подлежащее, глагол, предлог, определение, имя числительное, местоимение, наречие, сказуемое, союз, имя прилагательное, дополнение, обстоятельство, частица, междометие. Части речи самостоятельные Члены предложения главные служебные Второстепенные
- полог листвы,
Существительное
мн. пологи листвы - полог,
Существительное
мн. пологи - листва,
Существительное
Склонение существительного полог листвым.р.,
2-е склонение
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
полог листвы
пологи листвы
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
полога листвы
пологов листвы
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
пологу листвы
пологам листвы
Винительный падеж
(Кого? Что?)
полог листвы
пологи листвы
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
пологом листвы
пологами листвы
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
пологе листвы
пологах листвы
Множественное число
Склонение существительного пологм.р.,
2-е склонение
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
полог
пологи
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
полога
пологов
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
пологу
пологам
Винительный падеж
(Кого? Что?)
полог
пологи
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
пологом
пологами
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
пологе
пологах
Множественное число
Склонение существительного листваж.р.,
1-е склонение
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
листва
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
листвы
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
листве
Винительный падеж
(Кого? Что?)
листву
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
листвой / листвою
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
листве
Множественное число
Правила корней лаг лог
admin 22.04.2018 22.04.2018Консультации Оглавление:
- Примеры слов с корнем лаг-
- План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Чередование гласных О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ»
- 24. Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила
- Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-
- Правило о а в корне лаг лож
- Примеры слов с корнем лож-
- Важнейшие правила правописания.
-
- Правописание корней.
-
- Материал по теме «Корни -лаг- — -лож-«
- Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-
- Примеры с корнем гар-
- Примеры слов с корнем гор-
- Предварительный просмотр:
- Смотрите так же:
- Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас
- ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
- Правило о а в корне лаг лож
- Правописание корней.
- Задачи на тему «Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-)»
- Смотрите так же:
- Gerere24.ru
- Правило о а в корне лаг лож
-
- Правописание корней.
- На главную
Слова с корнем ЛАГ и ЛОЖ
В русском языке корень слова подвергался изменениям. Такое явление как чередование гласных в основе получило название аблаута.
В статье рассмотрим одно из таких особенностей -лаг- и -лож-. Чередование в корнях — это смена каких-либо звуков на другие при образовании и изменении слов. Фонема может являться как гласной, так и согласной.
Это правило не поддается школьному, где необходимо поставить гласную под ударение для выбора правильного написания.Правила чередующихся гласных зависит:
- от ударения в слове;
- от суффикса, который следует за главной морфемой любой части речи.
- от буквы, которая следует за гласной;
- от значения выражения;
В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.Примеры:
- Излагать —
- Полагать — положить;
- Прилагательное — приложение;
Правило правописания -лаг- -лож-
(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.) 0 Ответить 0 Vikki2605 03 нояб. 2015 г., 16:13:45 (3 года назад) Самое простое правило, которое есть в «Чередовании гласных в корне слова».
Зазубри, зрительно отпечатай в глазах и памяти только одно: —л А г—пишем «А»: поЛАГать, сЛАГать, приЛАГать, возЛАГать —л-О-ж—пишем «О» : поЛОЖить, предЛОЖить, сЛОЖить, разЛОЖить, приЛОЖить и т.д. 0 Ответить Ответить Имя E-mail Текст вашего ответа Введите текст с картинки Ответить Danuli / 02 нояб.
2015 г., 13:33:38 без 5-9 класс суперсластик / 29 окт. 2015 г., 1:05:38 5-9 класс ВсезнайкаYulya / 27 окт. 2015 г., 16:03:20 одсел к окну и задумался. СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ИХ ВИД!!!!!!!!!!!!!!!!!! 5-9 класс Stashevskayaka / 25 окт. 2015 г., 13:36:02 5-9 класс света771 / 22 окт. 2015 г., 21:42:00 5-9 класс Alesa152 / 16 нояб.
2014 г., 19:16:54
Корни лаг-лож правило
§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции.
К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными. 1. Корни с буквами а и о . гар — гор . На месте безударного гласного пишется буква о , хотя под ударением — а , напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий ; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р .
Исключения ( гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый ). зар — зор . На месте безударного гласного пишется а : заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница ; под ударением — а и о , ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн.
ч. слова заря́ ), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю ).
Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-
- , преподаватель русского языка и литературы
Разделы: Количество часов на выполнение модуля: 1 Цели обучения: Кадет:
- приводит собственные примеры на изученное правило.
- знает условия написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-;
- применяет на практике правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-;
Содержание модуля: 1.
кас — кос . В этом корне пишется а , если после корня следует а ; в остальных случаях пишется о : ср.
Информационный блок: а) Введение: основные правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-; б) Таблица, отражающая правила написания чередующихся гласных О-А в корнях –ЛАГ- — -ЛОЖ-. 2. Операционный и контрольно-измерительный блоки: а) Задания к информационной части; б) Критерии оценивания учебных достижений кадетов; в) Творческие задания.
3. Методический блок: а) Рекомендации для выполнения заданий; б) Определение минимального количества баллов для зачета данного модуля;
Слова с корнем -лаг-. Правило, особенности, примеры
Русский язык является одним из самых сложных языков в мире.
В нем множество правил, в которых, в свою очередь, присутствуют исключения.
В данной статье поговорим о чередовании гласных. А также приведем примеры слов с корнем лаг/лож. В русском языке бывают случаи, когда в однокоренных словах меняется какая-либо буква в главной морфеме.
Это может быть как согласная, так и гласная. При этом лексическое значение основной морфемы сохраняется.
И если подобрать однокоренные слова, то окажется, что все они несут похожую смысловую нагрузку.
Чередование букв может быть связано с упрощением произношения, суффиксом, который стоит после главной морфемы, ударением, последующей согласной, лексическим значением корня и пр. В данной статье поговорим об особенностях чередования гласных а/о. В этом случае речь идет о нескольких факторах, влияющих на написание.
А именно: ударение, наличие а, значение корня слова.
Правописание корня -лаг-/-лож-
Цели урока: 1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-, знать условия (правила) употребления данного корня и уметь применять их на практике; 2) развивать умения применять слова с данным корнем и правильно их писать; 3) прививать любовь и интерес к родному языку. Необходимый материал: таблица, текст диктанта. ХОД УРОКА I. Объяснение нового материала.
Ребята, как правильно написать слово положил?
С о или а в корне? Правописание корня – -лаг-/-лож- будет темой нашего урока. 1) Наблюдения по записи на доске.
-лаг- -лож- полагать пролагать предлагать положить проложить предложить – Сделайте вывод, когда пишется а – о в корне -лаг-/-лож-. Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о. – Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож? Вывод: если а стоит за корнем, в корне пишем тоже а.
2) Работа с учебником: чтение правила.
II. Закрепление изученного материала.
Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-
Содержание Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. В некоторых словах русского языка происходит чередование гласных, как и в корнях лаг-/лож- и гар-/гор-.ПравилоВ корне лаг- пишется буква «а», если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях пишется корень лож-.Примеры:
- излагать — изложение;
- слагать — сложение;
- предлагать — предложение.
Исключениепо́лог
- сослагательность.
- предлагать помощь
- располагаться на ночлег
- слагать песню
- располагать временем
- излагать правило
- приступить без отлагательства
- возлагать цветы
- полагаться на него
- слагать полномочия
- полагать
- отлагать дело
- безотлагательно
- налагать штраф
- безотлагательность
- сослагательное наклонение
- слагаемое
- пролагать путь
- безотлагательное дело
- предложение выступить
- приложение к диплому
- разложить диван
- возложение венков
- приложиться к иконе
- наложить книги стопкой
- налогообложение
- расположиться на опушке
- предложить прогуляться
- обложной дождь
- приложить к стеклу
- наложение графиков
- положиться на него
- переложить одежду
- заложить камень
- удачное местоположение
- проверить изложение
- сложиться вдвое.
- положить на стол
- сложить брюки
ПравилоВ корне гор- пишется буква «о» в безударном положении.
- может возгореться
- быстрое перегорание
- выгорать на солнце
- дрова сгорели
- лампочка перегорела
- свеча нагорела
- деревня погорела
- погорелец
- сгоревший дом
- несгораемый шкаф
- горит костёр
- угореть от дыма
- неожиданное возгорание
- каша пригорела
- огонь разгорелся
- бежать как угорелый.
- совсем выгореть
- пригорелая еда
- полное выгорание
- загорелый мальчик
- хорошо загореть
- большой ога́рок
- ога́рочек свечи
- ядовитый уга́р
- коричневый зага́р
- нага́рные щипцы
- уга́рный газ
- разга́р веселья
- нага́р на свече
- ога́рочный запах.
Исключениевы́гарки, и́згарь, при́гарь.Дополнительный материал.
Слова с корнями «лаг»-«лож»: примеры и правила написания
Изучение русского языка – один из главных моментов школьной образовательной программы.
Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык.
Подсознание диктует такую вещь:
«Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно»
. Что порой оказывается далеко не так.
Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
ла (в иностранных фамилиях) § 123 п. 5, § 160
лавра § 186
Лаврушинский переулок § 169
Лагарп § 123 п. 5 прим. 2
лаг — лог — лож § 35 п. 1
Лаго-Маджоре § 126 п. 5
ладья § 37
Ла-Манш § 126 п. 6, § 169 прим. 2
ла-маншский § 129 п. 1
лампочка § 48,
лампочек § 64 п. 2
ландвер § 121 п. 3
Лао Шэ § 25 п. 3
Лаплатская низменность § 126 п. 6 прим.
лапоть § 64 п. 1
лапшенник § 97
ларгетто § 108
Лас-Вегас § 126 п. 6, § 169 прим. 2
латаный-перелатаный § 99 п. 3 а)
латиноамериканский § 130 п. 1
лаун-теннис § 121 п. 2
лауреат Нобелевской премии § 196
Лафонтен § 123 п. 5 прим. 2
Лаэрт § 7 п. 2
лаять § 76 п. 3
ле (в иностранных фамилиях) § 123 п. 5, § 160
лебёдка § 37
лебёдушка § 37
лебедь § 37
лебяжий § 37
лев § 157
Лев § 157
Лев Толстой § 123 п. 1
Левша § 165
леггорн § 164 прим. 2
легковоспламеняющийся § 130 п. 1
легочный § 64 п. 3 а)
леденеть § 63
леденить § 63
леди § 9
леди Макбет § 165 прим.
ледник Северный Энгильчек § 169
ледниковый период § 179 прим. 6
ледяной § 45, § 63 прим.
леек (род. п. мн. ч.) § 64 п. 2
леер § 7 п. 1
леечка § 48
лезвие § 44
лезть § 81 п. 2 прим. 2
Ле Зуан § 123 п. 4
лейб- § 120 п. 7
лейб-гвардия § 120 п. 7
лейб-гусар § 120 п. 7
лейб-драгун § 120 п. 7
лейб-медик § 120 п. 7
лейтенант-артиллерист § 154 п. 1
лейтмотив § 121 п. 2
лекарственный § 45
Леконт де Лиль § 123 п. 5
Ле Корбюзье § 160 прим. 1
Ле-Крезо § 126 п. 6, § 169 прим. 2
лекторий § 44
лелеять § 76 п. 3
ленд-лиз § 121 п. 3
лендлорд § 121 п. 2
лён-долгунец § 120 п. 1 б)
Ленинградская симфония Шостаковича § 194
лениниана § 43, § 168
Ленинск-кузнецкий § 129 п. 1
ленточный § 43
Леонардо да Винчи § 123 п. 5, § 160
лепить (лепит) § 35 п. 2
лепка § 35 п. 2
леса § 34
лесенка § 51, § 64 п. 3 б)
лесосплав § 35 п. 1
лесостепь § 119 п. 3
лесоторфоразработки § 119 п. 3
лестница § 48 прим., § 83 прим.
лестничка § 48 прим.
лётом § 5 п. 1
лётчик § 86
лётчик-космонавт § 154 п. 1
лечебно-физкультурный § 130 п. 3
лечо § 21
Ле Шапелье § 123 п. 5
леший § 162 прим. 2
лже- § 119 п. 1
Лжедмитрий § 151 прим. 1
лже доктор наук § 153
лженаука § 117 п. 1
лжесоциалистический § 117 п. 1
лже-тред-юнионистский § 152
лжёшь § 19 п. 1
ли (ль) § 144 п. 1
-либо § 135 б)
либреттист § 109
-лив- § 46
ливенский § 55 прим. 2
Ливийская Арабская Джамахирия § 170
Лига Наций § 189 прим. 2
Лизанька § 47 прим. 1 .шкёр § 4 п. 1 прим. 1
лилейник § 44 прим. 1
лилейный § 44 прим. 1
лилия § 44 прим. 1
линейка § 44 прим. 1
линейный § 44 прим. 1
линия § 44 прим. 1, (по линии, на линии) § 71 п. 1
линованный § 98 п. 1
липкий § 35 п. 2
лиса § 34
лисанька § 47 прим. 1
Лисицын § 15 п. 3
Лисицын (Лисицыным) § 73
лиственный § 45
«Литературная газета» § 195 б)
Литературный музей § 190
лит- и изокружки § 112
литийный § 44 прим. 2
лития § 44 прим. 2, (в литии) § 71 прим. к п. 1 и 2
литургия § 188
лит-Чапаев § 151
лишённый § 98 п. 2 б)
лишь § 32
Лия (о Лие) § 71 п. 2
лл. (листы) § 209
Ловозеро § 126 п. 3 прим.
лодзинский § 55
лодка § 37
ложки-вилки § 118 п. 4
Лойола § 26 п. 2
Ломоносовские чтения § 167
Лопе де Вега § 160
Лос-Анджелес § 126 п. 6, § 169 прим. 2
лос-анджелесский § 129 п. 1
лосанджелесцы § 119 п. 5
лосьон § 3 п. 3 б)
лотерея-аллегри § 120 п. 1 б)
лоточник § 91
лоточный § 91
лотошник § 91 прим. 1
лотошный § 91 прим. 1
лошадь Сивка § 164
луж (род. п. мн. ч.) § 32
лукавинка § 51
Лукка делла Роббиа § 160
Луна § 178
луна-парк § 120 п. 3
Лунная соната Бетховена § 194
лучезарный § 35 п. 1
лущёвка § 19 п. 3
Львов (Львовом) § 73
Лю Хуацин § 123 п. 4
Люберцы § 15 п. 2
любишь-не-любишь § 120 п. 8
любо-дорого § 118 п. 4
Людвиг ван Бетховен § 160
люля-кебаб § 121 п. 3
люэс § 7 п. 2
ля-бекар § 120 п. 2
ля-бемоль § 120 п. 2
лягушачий § 49
лягушечий § 49
лямбда-характеристика § 120 п. 3 М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
§ 35. Имеются
корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует
общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с
чередующимися гласными.
1. Корни с буквами а и о.
гар — гор. На месте безударного
гласного пишется буква о, хотя под ударением — а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть,
загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р,
уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).
зар — зор. На месте безударного
гласного пишется а: заря́, зарни́ца,
зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением — а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри
(мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька,
зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить
или играть зорю).
кас — кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в
остальных случаях пишется о: ср. касаться,
касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться,
соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не
встречается).
клан — клон. На месте безударного
гласного пишется о, напр.: поклони́ться,
наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние,
склоне́ние; под ударением — о и а:
ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и
кла́няться, раскла́няться, откла́няться.
крап — кроп. Без ударения пишется буква
о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а
— в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в
значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние.
Под ударением — только а: кра́пать, кра́пина,
кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.
лаг — лог — лож. На месте безударного
гласного перед г пишется а, перед ж — о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть,
прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное,
слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть,
отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние,
стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит,
поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед
г пишется о.
мак — мок — моч. На месте безударного
гласного пишется перед к буква а в
словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать,
макнуть, обмакнуть; буква о — в словах со
значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать,
промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый
(напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под
ударением — в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть
и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч — всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ
типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание
2).
пай — пой (в глаголе паять
и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением
— а и о: ср. запа́янный,
запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.
плав — плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н
(трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на
плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха
с буквой о. Под ударением — только а:
пла́вать, лесоспла́в.
Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах,
производных от глагола плыть — плыву:
наплывать, подплывать, расплываться и т. п.
равн — ровн. Буква а
пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный
‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.),
равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть,
поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть
(напр., строчки — ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние,
уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие,
наравне́, равно́.
Буква о пишется в словах, связанных по
значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без
неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги),
заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать
ровным, гладким, прямым).
Однако в словах по́ровну, рове́сник,
связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению
с ровный, — буква а. В словах с
неясной соотнесенностью пишутся: буква а — в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него
словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю);
буква о — в сочетании не ровён час,
в слове у́ровень.
разн — розн. В многочисленных сложных
словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний,
разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а,
в слове по́рознь — буква о Под
ударением — а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться)
и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).
рос(т) — рас(т) — ращ. На месте
безударного гласного пишется: а) перед с (без
последующего т) — буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль;
исключение — о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст — буква а, напр.: расти́,
расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть,
прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние,
расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к,
ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость,
подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый);
в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.
Под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с,
подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
скак — скок — скач — скоч. Если корень
оканчивается на к, то на месте безударного гласного
пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть,
ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под
ударением — о, напр.: ско́к, наско́к,
отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать
типа наскакивать см. § 34, примечание 2).
Если корень оканчивается на ч, то
пишутся: буква а в формах глагола скакать
и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́,
обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к
(проверкой служат формы тех же глаголов — напр., ска́чет, поска́чем,
и производные ска́чка, вска́чь); буква о
— в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть,
подскочить) и в слове выскочка (проверка — формами
тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит,
соско́чат и т. п.).
Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́
(формы глагола проскака́ть,
проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит); подскачу́, подскачи́
(формы глагола подскака́ть,
подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы
глагола подскочи́ть,
подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или
резко подняться’).
твор — твар. В словах твори́ть,
творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется
буква о; под ударением — не только о
(тво́рческий, тво́рчество), но и а
(тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь,
где корень -твар- в современном языке уже не выделяется,
без ударения пишется а.
2. Корни с буквами и и е.
блес(к,т) — блещ — блист. На месте
безударного гласного пишутся буквы и и е:
и — перед ст при последующем
ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет,
блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е
— в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий,
блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск,
блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением — е и ё: бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать,
отблёскивать, проблёскивать, блёстки.
вис — вес. На месте безударного
гласного пишется буква и в глаголе висе́ть
(виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть,
отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и
т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть);
буква е — в словах вы́весить, вы́веска,
подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить,
подве́сить, све́сить).
лип — леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть),
а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. — буква
е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит,
ле́пка).
сид — се(д). На месте безударного
гласного пишутся: буква и — перед мягким согласным д — в глаголе сиде́ть (сидя́т,
сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться,
сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е — перед
твердым д: седо́к, седло́ (в
последнем в формах мн. ч. — ё: сёдла),
седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть,
приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также — перед мягким д — в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под
ударением — и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д,
непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть
и приставочных — также а (на письме я):
ся́ду, ся́дь, прися́дут.
Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.
Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать,
поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют
глаголы совершенного вида на -ня́ть
(занять, принять, поднять,
понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых
глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет
(это формы глаголов на -нять),
редко — в производных словах: снимок,
в обнимку.
Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется
также в корне глаголов заклинать и
проклинать. В
соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется
(как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие,
проклятие и т. п.
- прилаг
ать, - прилагательное,
- предлагать,
- предполагать,
- возлагать,
- слагать,
- возлож
ить, - возложение,
- предложить,
- обложить,
- сложение,
- предположение.
- загар
, - гарь,
- угар,
- загор
еть, - загорать,
- загорелый,
- угореть,
- угорать.
- Исключения
: пригарь, выгарки, изгарь.
Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -лаг-//-лож-:
Правило: в корнях -лаг-//-лож- перед буквой г пишется а
, перед буквой ж пишется о
.
Примеры слов с чередующимися гласными в корнях -гор-//-гар-:
Правило
. Правописание корней -гор-//-гар- зависит от ударения. Если гласная корня находится под ударением, то пишется буква а, если же гласная корня безударная, то пишется буква о.
лаг — прилагательное,
лаг — слагаемое,
лаг — полагать.
лож — приложить,
лож — доложить,
лож — наложить.
гор — загореть,
гор — пригореть,
гор — угореть.
гар — угар,
гар — нагар,
гар — загар,
гар — перегар
Правописание а или о в корне ГОР-ГАР
зависит от ударения. Под ударением пишем А, а в безударной позиции соответственно букву О, например:
загар и загорать, горит и угар.
Что касается корня ЛАГ-ЛОЖ
, то здесь иной принцип: перед буквой Г пишем А, а перед буквой Ж пишем букву О, например:
сложение — прилагательное, положить — налагать.
Правила довольно простые, но есть и слова-исключения.
Для корня гор-гар это слова: изгарь, пригарь, выгарки (букву А пишем не по правилу, слова нужно запомнить).
Для корня ЛАГ-ЛОЖ слова исключения такие:полог и подлог (нужно запомнить, так как и тут правописание не по правилу для этого корня).
В корнях лаг-лож-, гар-/-гор- чередуются гласные а
и о
. Выбор написания буквы а
в корне лаг-/лож- зависит от того, имеется ли суффикс -а- после корня. Суффикс -а- диктует написание такой же буквы в корне. В остальных случаях пишется корень лож-.
Приведем примеры слов с корнем лаг-:
излагать, пролагать, налагать, безотлагательный, безотлагательно, полагать, слагать стихи, возлагать обязательства, слагаемое, отлагать, отлагательный, без отлагательства;
Примеры слов с корнем лож-:
высокое положение, положить на стол, положиться на него, приложить к заявлению, необходимое приложение, приложиться к чаше, заложить в ломбард, уложить спать, переложить вещи, отложить дело, написать изложение, получить предложение, обложной дождь, местоположение, возложение венков, разложить карты, налогообложение.
Исключение: по
лог.
В чередовании букв о//а в корне гар-/гор- опираемся на ударение. В безударном положении в этом корне пишется буква quot;оquot;.
Примеры слов с корнем гор-
:
бежать как угорелый, угореть, погореть, погорелец, загореть, загорелый, пригореть, пригорелый, нагореть, отгореть, сгореть, сгоревший сарай, перегореть, разгореться, возгорание, возгореться, несгораемый сейф, выгорание, выгореть, выгорать.
Примеры с корнем гар-
:
угар, угарный, загар, пригарки.
Слова-исключения: вы
гарки, и
згарь, при
гарь.
Примеры слов с корнем ЛАГ — ЛОЖ
можно назвать такие:
Изложение, изложить, расположиться, предложить, предложение, предположение, положить, предположить, положиться, положение, расположение.
Прилагательное, полагать, предлагать, предполагать, располагаться, налагать, наложенный.
Перед согласной quot;Гquot; писать нужно гласную quot;Аquot;.
Перед согласной quot;Жquot; писать нужно гласную quot;Оquot;.
Примеры слов с корнем ГОР — ГАР
.
Гора, сгореть, загорать, горит, подгорел, выгорать.
Угар, гармонь, загар.
Гласную в этих корнях пишем придерживаясь такого правила:
Под ударением нужно писать гласную quot;Аquot; — ГАР.
Без ударения нужно писать гласную quot;Оquot; — ГОР.
В правописании существует правило, которое гласит, что слова с чередующимися гласными в корнях проверить невозможно с помощью нахождения однокоренного слова. Для этого есть правило о чередовании гласных в корнях слов лаг- лож
Перед quot;жquot; в корне писать нужно quot;оquot;, а перед quot;гquot;- quot;аquot;.
В словах, где корни quot;гор — гарquot;
, без ударения должна писаться буква о.
Например, слова с чередованием в корне лаг — лож — ложка, изложение — излагать, предложение — предлагать, сложение — слагать.
Чередование гар — гор — загар — загорелый, предлагать — предлог.
Прилаг
ательное, слаг
аемое, полаг
ать — за корнем есть суффикс -а-, поэтому и в корне а
.
Слож
ение, полож
ить, прилож
ить, долож
ить, налож
ить — -о- пишем в корне, потому что за ним нет суффикса -а-.
Гор
еть, загор
еть, пригор
еть, угор
еть — в корне пишем -о-, потому что корень безударный.
Угар
, нагар
, загар
, перегар
— под ударением в этом корне пишем -а-.
Правило определяет, что перед согласной Г пишем гласную А, а перед согласной Ж пишется О.
Ложе, положение и современное слово, известное всем геймерам лагать.
Примеры слов с корнем гор — гар, смотрите на таблице. Правила просты, посмотрели, выявили закономерность и запомнили.
Слова с -лаг- -лож- в корне слова:
прилагать, приложить, приложение, переложить, изложение, уложить, сложить, слагаемое, излагать, предполагать.
Слова с -гор- и -гар- в корне
сгореть, сгорать, перегореть, догореть, выгореть, загорать, нагар, угар, гора, гористый, горевать, обгорел.
Русский язык является одним из самых сложных языков в мире. В нем множество правил, в которых, в свою очередь, присутствуют исключения. В данной статье поговорим о чередовании гласных. А также приведем примеры слов с корнем лаг/лож.
Что такое чередование
В русском языке бывают случаи, когда в однокоренных словах меняется какая-либо буква в главной морфеме. Это может быть как согласная, так и гласная. При этом лексическое значение основной морфемы сохраняется. И если подобрать однокоренные слова, то окажется, что все они несут похожую смысловую нагрузку. Чередование букв может быть связано с упрощением произношения, суффиксом, который стоит после главной морфемы, ударением, последующей согласной, лексическим значением корня и пр.
В данной статье поговорим об особенностях чередования гласных а/о. В этом случае речь идет о нескольких факторах, влияющих на написание. А именно: ударение, наличие а, значение корня слова. Рассмотрим особенности употребления слов с корнем -лаг- и другими, подтверждающими это явление.
Чередование гласных а/о. Правило
Слова с корнем лаг/лог/лож являются наиболее распространенными. В данном случае при безударной гласной в основной морфеме перед г употребляется а, перед ж о. В ударной позиции ставится о.
Примеры с корнем -лаг-: предполагать, безотлагательный, излагать, прилагательное и пр.
Примеры с корнем -лож-: предположение, изложение, положить, положенный и пр.
Примеры с корнем -лог-: налог, предлог, залог и пр.
Существует еще ряд корней с чередованием а/о. К ним относятся основные морфемы с а: -гар-, -зар-, -пай-, -клан-, -твар- и пр. Парными считаются корни с гласной о. Среди них: -гор-, -зор-, -пой-, -клон-, -твор- и пр. Приведем некоторые примеры.
Горючее, загореть, загорелый, подгореть, загар, угар, заря, паять, озарение, паяльник, зарница, запаять, лучезарный, спайка, зарево, запаянный, напой, зорюшка, припой, наклониться, поклон, преклоняться, раскланяться, склонение, непреклонный, творец, тварь, творчество, вытворять, творение и пр.
Слова с корнем -лаг-. Примеры
Лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож являются достаточно распространенными в речи. Они создают обширную группу однокоренных слов. Приведем перечень примеров. В соответствии с ним вы сможете с легкостью подобрать однокоренные слова.
Положить, предположительно, положено, положительно, предположить, положенный, предположительный, ложиться, положиться, логово, полагать, налагать, полагаться, налагаться, полог, налог, наложение, предложение, налоговый, обложение, наложить, непреложный, налоговик, обложенный, налогообложение, основоположник, предложенный, наложница, вложить, возложить, возлагать, возложение, предложить, предлагать, предложный, предлог, предлагаемый, прилагательное, прилагать, приложить, приложенный, обложить, облагать, облагаемый, облагаться, обложной, обложка, низлагать, низложить, низложение, излагать, изложить, изложение, неположенный, изложница, безотлагательный, отлагать, отложить, отложной, отложиться, переложить, переложенный, неотложный, отложить, отлагать, основополагающий, переложить, переложенный, перелагать, заложить, заложенный, перезаложенный, залог, подлог, подложить, подложка, подложной, подложенный, предполагать, предположение, противоположный, противоположность, сослагательный, слагать, сложить, сложенный, сложение, положение, разложение, разлагаться, сложиться, разложиться, полагающий, полагающийся, положительный, разложить, разлагать, спецпредложение, целеполагание, уложить, уложение, уложиться и пр.
Употребление в речи
Давайте разберемся, в каком виде можно встретить лексические единицы с основной морфемой лаг/лог/лож в речи и на письме. Для этого проследим их употребление в некоторых предложениях:
- Мой отец возлагал на меня большие надежды.
- Этот вопрос требует безотлагательного ответа.
- Я положил трубку телефона, потому что было занято.
- Мы приехали на природу, разобрали палатку и накрыли ее пологом.
- Завтра на уроке русского языка ученики будут писать изложение.
- Я привыкла полагаться на свою интуицию и доверять ей.
- История не приемлет сослагательного наклонения.
- Попробуйте составить предположительный психологический портрет.
- Я предлагаю всем встретиться после уроков и обсудить этот вопрос.
- Он оставил свой паспорт в качестве залога.
- В компании на днях ожидается налоговая проверка.
- Он даже не прилагает особых усилий, чтобы добиться своих целей.
- Для новых клиентов банк разработал спецпредложение.
- Все небо было затянуто тучами, и шел обложной проливной дождь.
Попробуйте привести свои примеры и продолжить этот перечень.
Упражнение для закрепления
Вставьте пропущенную букву, руководствуясь вышеизложенным правилом.
Прил…гать усилия, безотл…гательное решение, написать изл…жение, неотл…жные дела, нал…говый инспектор, предл…гаемые обстоятельства, пол…жить на стол, тетрадная обл…жка, красочное прил…гательное, пол…гаться на случай, ул…жить спать, сосл…гательное наклонение, зал…жить дом.
Теперь вы знаете все особенности употребления слов с корнем лаг/лог/лож. И можете с легкостью применять их в речи.
Цели урока:
1) изучить правописание корня -лаг-/-лож-,
знать условия (правила) употребления данного
корня и уметь применять их на практике;
2) развивать умения применять слова с данным
корнем и правильно их писать;
3) прививать любовь и интерес к родному языку.
Необходимый материал:
таблица, текст диктанта.
ХОД УРОКА
I. Объяснение нового материала.
Ребята, как правильно написать слово положил?
С о
или а
в корне? Правописание
корня – -лаг-/-лож-
будет темой нашего
урока.
1) Наблюдения по записи на доске.
– Сделайте вывод, когда пишется а –
о
в корне -лаг-/-лож-.
Вывод:
перед г
пишется а,
перед ж
пишется о.
– Может быть, вы заметили еще некоторую
особенность в написании о – а
в корнях -лаг-/-лож?
Вывод:
если а
стоит за корнем, в
корне пишем тоже а.
2) Работа с учебником: чтение правила.
II. Закрепление изученного материала.
Задание 1.
От данных глаголов с помощью
суффикса -ени-
образуйте существительные.
Излагать – …
Предлагать – …
Предполагать – …
Располагать – …
Слагать – …
Прилагать – …
ЗАПОМНИТЕ!!! Корень -лаг-/-лож-
без приставки не употребляется, поэтому нет слов ложить,
ложу
и т.п., надо говорить: Кладу книгу на стол,
кладу пенал в сумку
и т.п.
Задание 2.
Сформулируйте тему, которая
объединяет данные словосочетания. Обозначьте
изучаемую орфограмму, попробуйте составить
(устно) небольшой рассказ, используя записанные
словосочетания.
Высказать предположение; обсудить положение;
расположиться на отдых; предлагать маршрут;
разложить вещи; расположение комнат; прилагается
счет; сложить вещи.
Задание 3.
Запишите предложение и
постройте его схему. Разберите по составу глагол расположились.
Ребята расположились у костра и с
удовольствием ели бутерброды с овощами.
Задание 4.
Самодиктант. Среди слов с
корнем -лаг-/-лож-
есть термины, которыми вы
пользуетесь на уроках математики и русского
языка. Напишите их по памяти.
(Слагаемые, сложение; прилагательное,
предложение, изложение.)
Задание 5.
Замените словосочетания
фразеологическими оборотами, включив в них слова
с корнями -лаг-/-лож-.
Говорить искренне, откровенно – …руку на
сердце. (Положа)
Ничего не делать, бездельничать – сидеть …
руки. (Сложа)
Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться
– … оружие. (Сложить)
Погибнуть в сражении – … голову. (Сложить)
Перестать бороться, действовать – … руки. (Сложить)
Задание 6.
Найдите четвертое лишнее:
1) сложение, положение, отложить, ложный;
2) предположение, сложение, слагаемое, изложить.
III. Подведение итогов.
(Учитель
читает текст, дети записывают слова на изученную
на уроке орфограмму.)
Караул! У меня незавидное положение: сегодня
пишем изложение! Текст надо излагать подробно.
Все части расположить в соответствии с планом.
Полагаться на товарища не могу, потому что
расположился я как раз перед учителем. А учитель
читает предложение за предложением. Полагаясь на
свои знания, я старательно все излагаю. Грамотно
изложенный текст – залог успеха. Отложить работу
не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж
они-то устроят дома сражение, так что придется
мне перейти на осадное положение.
Н.Н. РОДИНА,
г. Киров,
Калужская обл.
2 марта 2015
Изучение русского языка — один из главных моментов школьной образовательной программы. Практически все одиннадцать лет ученики работают над совершенствованием своей устной и письменной речи. Тем не менее с этим всегда возникают трудности по нескольким причинам. Во-первых, довольно сложно именно учить родной язык. Подсознание диктует такую вещь: «Раз язык родной, значит, по умолчанию, я всегда говорю правильно». Что порой оказывается далеко не так. Второй причиной может явиться нежелание и откровенная лень обучаемого. В любом случае наиболее распространенными ошибками являются неправильная постановка ударений, недопустимое употребление слов, а в письменной речи различные грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки.
В этой статье разберем самые часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием словоформ, которые в большинстве своем зависят от корня. Сделаем мы это рассмотрев основы с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры ошибок в словах с такими корнями встречаются ежедневно.
Что такое корень
Слово состоит из так называемых морфем — частей слова. Сюда входят приставка, корень, суффикс, окончание и постфикс. Корень — это обязательная морфема. Слово может не содержать ни приставки, ни суффикса и иметь нулевое окончание (фактически его нет), как, например, слово «мать». Существует два типа корней: постоянные и с чередованием. В первом случае форма корня остается неизменной при склонении слова по падежам. Во втором случае при изменении формы слова сама морфема видоизменяется. Так происходит потому, что слова имеют общее значение, но само употребление отличается по грамматическим правилам. Ярким примером будут слова с корнем -лаг-, -лож-. Мы используем их каждый день в своей разговорной и письменной речи.
Почему изменяются корни
Как уже было сказано выше, корни в словах могут изменяться при склонении слова по падежам. Почему это происходит? Например, чередование корней -лаг-, -лож- объясняется правилами русского языка. Если попытаться точнее разобрать причину видоизменения главной морфемы, то нетрудно узнать, что причина кроется в широком разнообразии однокоренных слов. Иначе говоря, в русской речи слишком много слов, имеющих разную форму, но сходное по смыслу значение. В качестве примера рассмотрим слова на -лаг-, -лож-. В самом распространенном варианте эти морфемы употребляются в слове «положить» или сходных. Слово обозначает объединение каких-либо объектов в одном месте или в одно целое.
Ему однокоренным является слово «слагать». При его произношении первым делом на ум приходит сочинение каких-либо произведений. Например, «слагать легенды». Тем не менее при кажущихся поначалу различиях слова действительно сходны по значению. И то и другое обозначают совмещение объектов (в первом случае нечто материальное, во втором — сложение букв в слоги и так далее). Вообще, для корней -лож-, -лаг- правило определено однозначно, но о нем немного позже.
Корни с чередованием
В школе на уроках русского языка в разделе словообразование довольно подробно изучается такой раздел, как корни с чередованием. Причиной этому служит то, что школьники допускают много ошибок при их использовании. Среди наиболее узнаваемых корней можно назвать -рост-, -раст-, -гор-, -гар-, а также корни -лаг-, -лож-. Примеры можно приводить бесконечно долго, потому что обязательно найдутся такие слова, одна из форм которых будет с видоизмененным корнем.
Казалось бы, если знать, как произносятся слова, то проблем с написанием этих морфем быть не должно. К сожалению, это не так. В некоторых случаях приходится обращаться к справочникам, в которых имеется материал по употреблению корней.
Правила
Как и во всей школьной программе, в русском языке существуют правила. Они есть во всех разделах, начиная с орфографии и заканчивая пунктуацией. Морфемика не стала исключением. Так как в статье мы рассматриваем именно корни -лаг-, -лож-, правило будет сформулировано именно для них. Для большинства других чередующихся пар есть большое количество информации в дополнительной литературе. Важно отметить, что русский язык — это один из тех немногих предметов, где формулировку правил заучивать не требуется. Самое главное — это понять смысл и уметь применить знания на практике. Тем не менее правила сформулированы для всех ситуаций, за исключением очевидных.
Правило для -лаг-, -лож-
В русском языке правописание -лаг-, -лож- определяется однозначным правилом. Его формулировка выглядит следующим образом: если гласный звук безударный находится перед буквой «г», то пишется «а». В том случае, если стоит буква «ж», следует писать «о». Правило достаточно простое и легко запоминаемое хотя бы потому, что на слуху слова и корни с чередованием -лаг-, -лож-. Примеры также очевидны: приложить, заложить, прилагать, слагать и так далее.
У правила, как и у всего в жизни, есть исключение, но о нем поговорим немного позже. Итак, следует твердо запомнить это правило, чтобы быть уверенным в употреблении слова.
Особенности употребления корня
Наверное, вы уже обратили внимание на то, что все приведенные примеры были употреблены с приставками. Это и есть главная особенность. Слова с корнем -лаг-, -лож- без приставочной морфемы не употребляются. Об этой особенности некоторые забывают, в результате чего получаются недопустимые к употреблению слова. Единственным исключением является слово «ложиться». Во всех остальных случаях в словах с -лож-, -лаг- правило гласит о том, что необходимо использовать приставки. На эту особенность следует обратить особое внимание, так как именно о ней часто забывают многие люди. Употребление этих корней с чередованием без приставок — самая распространенная ошибка в устной речи. Думается, каждый слышал хотя бы раз слова «ложить» и так далее. Такое употребление недопустимо. Для обозначения этого действия следует использовать слово-заменитель «класть» и его словоформы.
Исключения корня с чередованием
Выше было рассмотрено, каким образом формулируется правило для -лаг-, -лож-. Примеры были приведены, однако было сказано об исключении. Есть одно такое слово — это «полог». Здесь, как мы видим, перед буквой «г» стоит «о». Следует заметить, что под ударением буква в корне не находится, и есть приставка по-. То есть соблюдены все условия, кроме главного — использования буквы в соответствии с правилом.
Что такое «полог»? В толковых словарях дается значение такое значение: занавеска, которая загораживает кровать. В наши дни такой предмет интерьера можно встретить разве что в деревнях, из чего можно сделать вывод о том, что слово употреблялось еще в древности, когда еще не были выведены подобные правила написания.
Основные ошибки с употреблением корней
Как говорилось выше, не только ученики, но и многие жители всей нашей страны с трудом справляются с задачей правильного произношения и соблюдения элементарных правил грамматики. Слова коверкаются, нарушается их стилистика, не учитываются какие бы то ни было правила произношения. Так, наши корни -лаг-, -лож- больше всего «боятся» употребления без приставок. К сожалению, именно этим правилом пренебрегают многие. Нередко можно услышать такие «словоформы», как «ложить», «ложит» и так далее. Помимо всего прочего, ударение в этих «словах» также ставится неправильно — на гласную корня. Следует помнить, что так их недопустимо употреблять ни в коем случае. Если есть желание что-нибудь положить, то это можно также и «класть», то есть использовать синоним, употребление которого допустимо. Еще одним из подобных казусов можно считать слово «садить».
Несмотря на то что официально оно является допустимым, для него есть более правильная форма — «сажать». Первый вид достаточно часто использовался раньше, возможно, именно поэтому для него еще осталось место в нашей речи.
Как не допускать ошибок
Многие спрашивают о том, как правильно говорить. Ответ достаточно прост: необходимо читать как можно больше книг. Зрительная память человека устроена таким образом, что схватывает незнакомые вещи и «сохраняет» их сначала в оперативной, а затем и в долговременной памяти. Иными словами, после прочтения книги с некоторым количеством новых слов они будут постепенно «оседать» в памяти. Закрепление будет происходить автоматически, так как психология человека построена в большинстве своем на подражании. Подсознательно мозг будет «вклинивать» новые слова в вашу речь, благодаря чему слова будут постепенно входить в лексикон и останутся там навсегда. Когда дело коснется написания, сработает зрительный механизм запоминания — слово напишется само собой. В устной речи, дабы не допускать подобных ляпов, которые были описаны выше, совет аналогичный. Еще одним, хотя и спорным, советом будет исправление окружающих. Наверняка вокруг вас есть такие люди, которые употребляют те или иные слова неправильно. Исправляя их, вы будете не только напоминать себе о правильном произношении, но и помогать другим.
Заключение
В статье были рассмотрены правила употребления корней -лаг-, -лож-, примеры слов, в которых они содержатся. Следует сказать также о том, что русский язык — самый сложный во всем мире. Ни в одном другом лингвистическом образовании нет такой сложной системы связи слов по падежам, числам, родам. Именно поэтому невозможно знать всё до мельчайших подробностей. Это и не требуется. Уважающего себя человека, помимо всего прочего, отличает умение грамотно и связно говорить. Для того чтобы научиться этому, необязательно сидеть сутками за словарями и учебниками — такой подход не даст положительных результатов. Достаточно регулярно читать книги и общаться на таком языке, который поможет поддерживать себя в форме. Если есть желание научиться разговаривать литературным языком, можно посетить лингвистические курсы — это будет очень хорошей практикой в совершенствовании языка.
полог листвы
- полог листвы
-
plant canopy
Русско-английский сельскохозяйственный словарь.
2013.
Смотреть что такое «полог листвы» в других словарях:
-
полог — а; м. 1. Занавеска, закрывающая кровать сверху и с боков (в дворцовых спальнях, деревенских домах и т.п.). Кисейный, ситцевый п. Откинуть, задёрнуть п. // Занавеска, закрывающая, загораживающая что л. Закрыть одежду пологом Спрятаться за пологом … Энциклопедический словарь
-
полог — а; м. 1) а) Занавеска, закрывающая кровать сверху и с боков (в дворцовых спальнях, деревенских домах и т.п.) Кисейный, ситцевый по/лог. Откинуть, задёрнуть по/лог. б) отт. Занавеска, закрывающая, загораживающая что л. Закрыть одежду пологом… … Словарь многих выражений
-
Бангалор — У этого термина существуют и другие значения, см. Бангалор (значения). Город Бангалор каннада ಬೆಂಗಳೂರು, англ. Bangalore … Википедия
-
Буковый лес — Буковый лес лес с преобладанием бука … Википедия
-
Дождевой лес — Тропический дождевой лес в Амазонии Дождевые леса леса районов с годовым количеством осадков 2000 7000 мм и более. Характеризуют … Википедия
-
Теневыносливые растения — … Википедия
-
ЧТО ТАКОЕ РАСТЕНИЕ — Общая площадь планеты Земля составляет 510 млн. км2. На долю суши приходится 149 млн. км2, Мировой океан занимает 361 млн. км2. И суша и океан заселены растениями и животными. Разнообразие и тех и других очень велико. Ныне установлено… … Биологическая энциклопедия
-
ФИТОГЕОГРАФИЯ — наука о географическом распространении растений. В данной статье будет обсуждаться только экологическая фитогеография, или география растительных сообществ, называемая также геоботаникой и рассматривающая связь различных форм растительного… … Энциклопедия Кольера
-
фитогеография — наука о географическом распространении растений. В данной статье будет обсуждаться только экологическая фитогеография, или география растительных сообществ, называемая также геоботаникой и рассматривающая связь различных форм растительного… … Географическая энциклопедия
-
РАСТЕНИЕ И СРЕДА — Жизнь растения, как и всякого другого живого организма, представляет сложную совокупность взаимосвязанных процессов; наиболее существенный из них, как известно, обмен веществ с окружающей средой. Среда является тем источником, откуда… … Биологическая энциклопедия
-
Род агатис (Agathis) — Этому роду араукариевых долгое время уделяли значительно меньше места и внимания в ботанической и популярной литературе, чем араукарии. Однако постепенно накапливался материал, и оказалось, что число реально существующих видов агатиса по… … Биологическая энциклопедия
В роще, под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле.
Объясните почему должна стоять первая запятая
Найди верный ответ на вопрос ✅ «В роще, под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Объясните почему должна стоять первая запятая …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.
Искать другие ответы
Главная » ⭐️ Русский язык » В роще, под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Объясните почему должна стоять первая запятая