Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Перейти к контенту
Содержание
- Правильно пишется
- Какое правило
- Примеры предложений
- Неправильно пишется
Сомневаетесь, как нужно писать «медленно» или «медлено»? Происхождение этого слова и орфографические правила помогут отыскать нормативное написание и запомнить его.
Правильно пишется
Данное слово по правилам правописания имеет в своем составе две «н» – медленно.
Какое правило
Эта лексема может быть либо наречием, либо прилагательным. В любом случае оба варианта произошли от полной формы прилагательного – медленный.
Как видим, в нем можно выделить корень «медл» и суффикс «енн», который пишется с двумя «н». По правилу краткая форма и наречие заимствуют написание полной формы, поэтому смело пишем «нн».
Примеры предложений
- Она бегала так медленно, что ее обгоняли даже самые хилые спортсмены.
- Она медленно опустилась на пол и заплакала.
Неправильно пишется
Нельзя писать данное слово с одной «н» – медлено.
( 7 оценок, среднее 4.43 из 5 )
- медленная походка,
Существительное - медленный,
Прилагательное
медленнее
/ медленнейший - походка,
Существительное
Склонение существительного медленная походкаж.р.,
1-е склонение
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
медленная походка
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
медленной походки
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
медленной походке
Винительный падеж
(Кого? Что?)
медленную походку
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
медленной походкой
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
медленной походке
Множественное число
Склонение прилагательного медленный
все формы
полные формыкраткие формыпревосходная степеньсравнительная степень
Полные формы
мужской род, ед.число
женский род, ед.число
средний род, ед.число
множественное число
Мужской род, ед.число
Именительный падеж (Какой? Чей?)
медленный
медленная
медленное
медленные
Родительный падеж (Какого? Чьего?)
медленного
медленной
медленного
медленных
Дательный падеж (Какому? Чьему?)
медленному
медленной
медленному
медленным
Винительный падеж, неодуш. (Какой? Чей?)
медленный
медленную
медленное
медленные
Винительный падеж, одуш. (Какого? Чьего?)
медленного
медленную
медленное
медленных
Творительный падеж (Каким? Чьим?)
медленным
медленной / медленною
медленным
медленными
Предложный падеж (О каком? О чьем?)
медленном
медленной
медленном
медленных
Женский род, ед.число
Средний род, ед.число
Множественное число
Краткие формы
Множественное число
медленны
Превосходная степень
мужского род, ед.число
женский род, ед.число
средний род, ед.число
множественное число
Мужской род, ед.число
Именительный падеж (Какой? Чей?)
медленнейший
медленнейшая
медленнейшее
медленнейшие
Родительный падеж (Какого? Чьего?)
медленнейшего
медленнейшей
медленнейшего
медленнейших
Дательный падеж (Какому? Чьему?)
медленнейшему
медленнейшей
медленнейшей
медленнейшим
Винительный падеж, неодуш. (Какой? Чей?)
медленнейший
медленнейшую
медленнейшее
медленнейшие
Винительный падеж, одуш. (Какого? Чьего?)
медленнейшего
медленнейшую
медленнейшее
медленнейших
Творительный падеж (Каким? Чьим?)
медленнейшим
медленнейшую
медленнейшим
медленнейшими
Предложный падеж (О каком? О чьем?)
медленнейшем
медленнейшей
медленнейшем
медленнейших
Женский род, ед.число
Средний род, ед.число
Множественное число
Сравнительная степень
медленнее / медленней
Склонение существительного походкаж.р.,
1-е склонение
Единственное число
Множественное число
Единственное число
Именительный падеж
(Кто? Что?)
походка
Родительный падеж
(Кого? Чего?)
походки
Дательный падеж
(Кому? Чему?)
походке
Винительный падеж
(Кого? Что?)
походку
Творительный падеж
(Кем? Чем?)
походкой / походкою
Предложный падеж
(О ком? О чем?)
походке
Множественное число
Как правильно пишется «медленно»?
Одна и две буквы н в наречиях на -о — -е
В наречиях на -о- и -е пишется столько же н, сколько и в прилагательных и причастиях, от которых они образованы.
Пример
(Держался) мужественно (мужественный). (Говорил) интересно (интересный).
(Сделал) обдуманно (обдуманный).
УМК под редакцией Т. А. Ладыженской, 7 класс.
Проверить правописание любого слова
Результаты поиска
Слово/Фраза
Правило
медленно Одна и две буквы н в наречиях на -о — -е
Одна и две буквы н в наречиях на -о — -е
немедленно Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о — -е
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о — -е
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о — -е
Одна и две буквы н в наречиях на -о — -е
Записи 1-4 из 4
Предложения с краткими причастиями, в суффиксах (выделены) которых пишется одна Н:
Внимание слушателей (каково?) напряжено.
Море было (каково?) взволновано.
Дитя (каково?) обрадовано подарком.
Все было (каково?) обдумано.
Всё (каково?) сосредоточено в одном месте.
Все (каковы?) удивлены.
(Какова?) Уверена в правоте.
Предложения с наречиями , в суффиксах (выделены) которых пишется столько же Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы:
Ребята работали (как?) напряжённо (от напряжённый).
Оратор говорил (как?) взволнованно (от взволнованный).
Нас встретили (как?) обрадованно (от обрадованный).
Поступил (как?) необдуманно (от необдуманный).
Девочка занимается (как?) сосредоточенно (от сосредоточенный).
Шёл (как?) медленно (от медленный).
Смотрел (как?) удивлённо (от удивлённый).
Делает (как?) уверенно (от уверенный).
Предложение с кратким прилагательным, в суффиксе которого пишется столько же Н, как и в полном.
Походка (какова?) медленна (от медленная).
Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий
Данный урок соответствует ГТП авторизованной программы Власенкова А.И. по русскому языку для 10-11 классов, ориентированной на совершенствование орфографической, пунктуационной грамотности учащихся, а также углубление знаний и развитие умений учащихся по орфоэпии, словообразованию, синтаксису.
Количество часов в неделю, отводимое на изучение русского языка в 10 классе- 2, количество часов в год- 70.
Данный урок — продолжение повторения изученного материала в рамках подготовки к ЕГЭ.
По дидактическим целям — углубление знаний на более высоком уровне.
По структуре данный урок — комбинированный.
Дополнительная литература:
-
методические рекомендации к учебнику “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс” . Москва. “Просвещение”. 2002 год (под редакцией А.И. Власенкова, Л.М.Рыбченковой).
-
методические рекомендации к учебнику “Русский язык 10-11 классы”. Москва. “Русское слово”. 2005 год ( под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина).
-
методические рекомендации к учебнику “Пособие для занятий по русскому языку в старших классах”. Москва. “Просвещение”. 2002 год (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко).
Вид мероприятий:
комбинированный урок в рамках учебной программы и календарно-тематического планирования.
Участники: учащиеся 10 класса .
Время: 45 минут.
Атрибуты урока:
-
тетради по русскому языку
-
папки для подготовки к ЕГЭ
-
интерактивная доска с методическими заготовками
-
тесты для орфоэпической разминки, лингвистического анализа и орфографической проверки знаний учащихся
Тема: Повторение. Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.
Цели:
Образовательные:
-
закрепление навыков правописания -н- и -нн- в разных частях речи
-
расширение полученных сведений о правописании -н- и -нн- в наречиях, прилагательных и причастиях
-
совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся
Результаты обучения: овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания.
Развивающие:
-
развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов
-
помочь преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций
Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями
Русский язык в 10 классе- это учебный курс, включающий в себя то, чем овладели учащиеся на уроках русского языка предшествующих классов. Но он призван расширить полученные ранее сведения и нацелен на дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, так как это необходимо при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Необходимо также просматривать трудные случаи правописания и постановки знаков препинания и овладевать культурой речи. Обращаться к грамматической теории, лексико-фразеологическим, стилистическим, речеведческим понятиям, что поможет углубить и расширить знания учащихся в системе языка.
Подготовка к ЕГЭ должна базироваться на использовании передовых образовательных технологий. Преподавание в современных условиях должно обеспечивать высокие результаты выполнения учащимися тестов ЕГЭ и требование комплексного подхода к полученным знаниям, а также выявление уровня знаний, навыков и умений по теме, способность учащихся целенаправленно использовать знания по орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису и культуры речи.
Тема “Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий” выбрана не случайно, так как при выполнении тестов учащиеся часто допускают ошибки
Ход урока:
-
приветствие
-
проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников, тестовых заданий, папок для подготовки к ЕГЭ)
-
орфоэпическая разминка на экране по цепочке
1. Прочитайте слова, обращая внимание на постановку ударения
-
Подать ходатайство на гербовой бумаге
-
Стала ещё красивее
-
Огромные банты
-
Сотрудники будут премированы
-
Заключим договор
-
Средства воротятся
-
Одолевала зевота
-
Давнишний каталог
-
Английская аристократия
-
Развитие логического мышления
-
Развитие иконописи
-
Посетить диспансер
-
Купить торты
-
Увидеть мельком
-
Купить жалюзи
-
Прибыл вовремя
Правильно
-
Подать ходАтайство на гЕрбовой бумаге
-
Стала ещё красИвее
-
Огромные бАнты
-
Сотрудники будут премирОваны
-
ЗаключИм договОр
-
СрЕдства ворОтятся
-
Одолевала зевОта
-
ДавнИшний каталОг
-
Английская аристокрАтия
-
Развитие логического мышлЕния
-
Развитие Иконописи
-
Посетить диспансЕр
-
Купить тОрты
-
Увидеть мЕльком
-
Купить жалюзИ
-
ПрИбыл вовремя
2. Работа с текстом
Лермонтовский Кавказ
Кавказ вдохнове…о воспетый Лермонтовым давно уже стал об..тован..ой землей мил..ионов читателей великого поэта. (Не) возможно представить себе этот чудесный край (не) думая о Лермонтове. Любуясь живописными п..йзажами в..лич..ствен..ой красотой Кавказа вы (не) вольно подумаете о том что когда-то уже позн..комились с ними и навсегда полюбили их читая произв..дения поэта…
На всём Кавказе из..е..ж..ом и и..хожен..ом Лермонтовым нет другого места где (бы) так же тесно как и в Пятигорске переплетались нити личной и творческой б..ографи.. поэта. Вот почему так влеч..т к себе всех этот уголок земли.
Здесь многое напоминает о Лермонтове потому что Пятигорск это частица жизни поэта (на) веки запечатлен..ая в старин..ых домах и памятниках в с..неющих горах и прозрачной лазур.. неба…
Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта. Невозможно представить себе этот чудесный край, не думая о Лермонтове. Любуясь живописными пейзажами, величественной красотой Кавказа, вы невольно подумаете о том, что когда-то уже познакомились с ними и навсегда полюбили, читая произведения поэта.
Но на всем Кавказе, изъезженном и исхоженном Лермонтовым, нет другого места, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии поэта, как в Пятигорске. Вот почему так влечет, манит к себе этот уголок Кавказа,
Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что Пятигорье — это частица жизни поэта, навеки запечатленная в старинных домах и памятниках, в синеющих горах и прозрачной лазури неба.
Задания к тексту:
-
Ученику у доски вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, постановку знаков препинания.
-
Синтаксический разбор предложения: Кавказ, вдохновенно воспетый Лермонтовым, давно уже стал землей обетованной для миллионов читателей великого поэта.
-
Выписать слова, в которых пропущены -н- и -нн- и разобрать их по составу :
изъезженном; старинных; вдохновенно; величественной, исхоженном; обетованной.
Вопросы по тексту
Что объединяет эти слова? (правописание -н- и -нн-)
О каких частях речи мы говорим? (прилагательное, причастие, наречие)
Каким способом образованны эти слова? (морфологическим способом, суффиксальным)
Вспомним, когда пишутся одна буква Н и две буквы НН в прилагательных (обратимся к учебнику стр.78).
Есть прилагательные отыменные (т.е. образованные от имени существительного) ветер- ветреный, серебро- серебряный и отглагольные (воспитать- воспитанный).
На доске проецируется таблица.
—Н- и -нн- в суффиксах прилагательных
-н- пишется: |
-нн- пишется: |
кожа — кож-ан-ый серебро – серебр-ян-ый Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный; б) в отыменных прилагательных с суффиксом -ин-: гус-ин-ый, гост-ин-ая
а) образованных от форм несовершенного вида в суффиксах -ен-, -ён-, -ан-, -ян- : ходить – хож-ен-ый носить – нош-ен-ый мудрить – мудр-ен-ый звать – зв-ан-ый рдеть – рд-ян-ый Исключения: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, священный, нетленный, недреманный б) в составе сложных слов: гладкокраш-ен-ый домотк-ан-ый малонош-ен-ый В сочетаниях « глаженые-переглаженые брюки », « латаная-перелатаная шуба », « ношеный-переношеный костюм », « штопаные-перештопаные носки » и т.п. во второй части сложных образований , несмотря на приставку, пишется одно н . |
луна – лун-н-ый стена — настен-н-ый племя(племен) – племен-н-ой
буква – букв-енн-ый свойство – свойств-енн-ый лекция – лекции-онн-ый;
выходить – выхож-енн-ый поносить – понош-енн-ый смирить – симр-енн-ый растерять – растер-янн-ый Исключения: названый брат, посаженый отец, приданое (невесты)
рисковать – риск-ованн-ый циклевать – цикл-еванн-ый Примечание. В прилагательных кованый, жеваний пишется одно н. |
Вопросы по таблице
А что бы вы хотели добавить сами?
(+масленый, масляной, слова-исключения , не указанные в учебнике: пряный, румяный, юный, ветреный, ветряная мельница).
Различие написания слов:
1.ветреный (день, юноша) (т.е. легкомысленный),
ветряная (мельница, оспа)
НО безветренный
2.масленый (блин, каша) (т.е. смазанный маслом), — масленый взгляд (образное словоупотребление)
масляный (из масла, от масла)- масляное пятно, краски.
Запомни: в словах, образованных от основ на ск, ц, ч, перед суффиксом -н- или перед суффиксами, начинающимися с н, пишется ч (хотя в некоторых из этих слов произносится ш): скука – скучный, скворец – скворечня. Так же пишутся женские отчества, образованные от мужских на –ич ( Никитич — Никитична).
В отдельных словах пишется -шн : двурушник (ср. рука).
В словах, образованных от основ на х, перед суффиксом -н- пишется ш (золотуха — золотушный).
Вспомним также о правописании существительных труженик, масленица, пудреница, вареник, ветреница, мудреность, смышленость
( все эти слова записываются в тетради).
Тест по прилагательному
А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1.коноплян..ый
2.курин..ый
3.оловян..ый
4.торжествен..ый
5.румян..ый
Б.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1.стеклян..ый
2.деревян..ый
3.прян..ый
4.серебрян..ый
5.ветрен..ый
В.Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.
1.безветрен..ый
2.багрян.ый
3.времен..ый
4.полотнян..ый
5.овчин..ый
Ответы на тест: А — 3,4;Б – 1,2; В – 1,3,5.
Причастие
Ну , а сейчас вспомним суффиксы -н- и -нн- в причастиях (по учебнику стр.89)
Как можно отличить прилагательное от причастия?
(Если нет зависимых слов и нет приставки, то это прилагательное : груженый вагон, вязаная кофта. В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных).
Но в кратких причастиях всегда пишется одна буква Н.
1)Краткие отглагольные прилагательные можно отличить от кратких причастий тем, что они не имеют после себя дополнения, отвечающего на вопрос «чем? кем?».
Например. Население было собрано начальником гарнизона.
Она воспитана в строгих правилах.
Краткие причастия отличаются возможностью трансформации в глагол.
Газета прочитана (что сделана?)
Газету прочитали.
2) Краткие прилагательные можно заменить другими прилагательными
Девушка начитанна (умна, эрудированна)
Закрепим наши теоретические знания практическим заданием.
ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ.
“Изменники! Подсунуть мне бесприданицу, за которую никто гроша ломаного не давал!” — отчаяно визжал он, возмущено скача на кованном сундуке, застеленном продраной клеенкой. “Она невоспитана и необразована, неслыханно глупа и невидано уродлива, к тому же и вовсе без приданного”, — кричал он, швыряя дранный башмак в недавно купленный соломеный абажур лимонного цвета. Брошеная вслед за ним палка копченной колбасы угодила в стекляную вазу, наполненную дистиллированой водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженую, крашеную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленым видом жавшейся у двери.
“Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” — отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, — кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. Брошенная вслед за ним палка копченой колбасы угодила в стеклянную вазу, наполненную дистиллированной водой, и вместе с ней рухнула на коротко стриженную, крашенную под каштан голову обвиненной во всех грехах бесприданницы, с уязвленным видом жавшейся у двери.
Сейчас усложняется задача и нам необходимо определить, в какой части речи пропущена буква.
1.Смотрел рассеян..о.
2.Облака рассеян..ы.
3.Девочка рассеян..а.
4.Участники эксперимента были ограничен..ы во времени.
5.Необразованные люди часто бывают невежествен..ы и ограничен..ы.
6.Работа комиссии хорошо организован..а.
7.Команда спортсменов дисциплинирован..а и организован..а.
1. Смотрел рассеянно(наречие).
2. Облака рассеяны(краткое причастие).
3. Девочка рассеянна(краткое прилагательное).
4. Участники эксперимента были ограничены во времени(краткое причастие).
5. Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны(краткие прилагательные).
6. Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие).
7. Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные).
Чем вы руководствовались при определении частей речи?
Сколько -н- пишется в наречиях? (в наречиях пишется столько -н-, сколько в словах, от которых они образованы. В предложении наречие всегда является обстоятельством).
В следующем тесте необходимо отличить наречие от прилагательного и причастия.
Распределите словосочетания по колонкам таблицы
Наречия Отвечают на вопрос КАК ? |
Краткие прилагательные и причастия Отвечают на вопрос КАКОВ ? |
Смотрел удивленно, раздражен шумом, мышцы напряжены, походка медленна,
помощь обеспечена, все удивлены, поступил совершенно правильно, жил обеспеченно, говорил раздраженно, работали напряженно, шел медленно, конструкция совершенна.
Наречия Отвечают на вопрос КАК ? |
Краткие прилагательные и причастия Отвечают на вопрос КАКОВ ? |
Смотрел удивленно поступил совершенно правильно жил обеспеченно говорил раздраженно работали напряженно шел медленно |
раздражен шумом мышцы напряжены походка медленна помощь обеспечена все удивлены конструкция совершенна. |
Обобщение.
Какие разделы науки о языке мы вспомнили? (Орфоэпия, словообразование, морфология, морфемика, синтаксис).
Домашнее задание упр.195 стр.94. Вам также необходимо вспомнить раздел науки о языке «Лексикология», определить значения данных слов и подготовиться к лексической разминке. Решить тест.
Объясните значения слов (у каждого ученика на столе индивидуальный тест):
Апокалипсис, ареал, аффект, бутафория, генезис, диалект, епархия, зеница, импонировать, консилиум, менталитет, некролог, нонсенс, нувориш.
Самое главное, не забудьте сложить все листы в папки по подготовке к ЕГЭ.
Урок окончен.
Тест на дом
Установите соответствие
1. Пример 1)Девушка умна и образованна. 2) Школа образована до войны. 3) Ученик говорил туманно. 4) Ёлка увешана игрушками. 5) Лица студентов серьёзны и сосредоточенны. |
Выделенное слово является: а) кратким причастием; б) кратким прилагательным; в) наречием |
2. Пример 1) Войска сосредоточе .. ы на левом берегу реки. 2) В углу стоял кова .. ый железом сундук. 3) Рисова..ые морозом окна выглядели сказочно. 4) Плетё .. ые корзины удобны для сбора грибов. 5) Машины, гружё .. ые песком, ехали медленно. |
Вместо точек надо поставить: а) Н б) НН |
3. Пример 1) Обветре .. ые лица жёг мороз. 2) Броше .. ый окурок стал причиной лесного пожара. 3) Задача реше .. а правильно. 4) Кова .. ые кони цокали копытами по булыжной мостовой. 5) Птица, ране .. ая в крыло, упала в камыши. |
В слове вместо точек нужно поставить: а) Н, так как это краткое причастие б) НН, так как есть зависимое слово. в) НН, так как есть приставка г) НН, так как слово образовано от глагола совершенного вида. д) Н, так как это слово – исключение. |
4. Пример 1) мощёный 2) крашеный 3) брошенный |
От какого слова образовано: а) мост б) мостить в) краска г) красить д) бросать е) бросить |
5. Слово, образованное от существительного: 1) око .. ая (рама) 2) серебря .. ый (перстень) 3) стекля .. ая (ваза) |
Надо поставить вместо точек: а) НН, так как суффикс -онн- б) Н, так как суффикс -ян- в) Н, так как это исключение |