Полдиска как пишется

Просклонять слово полдиск по падежам

Введите слово для склонения

Ниже представлены результаты склонения слова полдиск по всем падежам и числам.

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный полдиск полдиски
Родительный полдиска полдисков
Дательный полдиску полдискам
Винительный полдиск полдиски
Творительный полдиском полдисками
Предложный полдиске полдисках

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

«Полдела» или «пол дела» как пишется?

В деловых документах часто встречаются ошибки в написании данного слова. Пишут и так и так, а как же правильно, “полдела” или “пол дела”? Давайте попробуем разобраться.

Как правильно пишется

Корректно писать слитно. Полведра, полдома, полгода, полкласса.

Какое правило применяется

Раздельно не пишется никогда, однако есть три случая написания с дефисом: когда корень начинается с гласной, с буквы Л или с прописной буквы. Во всех остальных случаях слитное написание.

Примеры предложений

  • Закончить университет — это полдела, найти подходящую работу — вот настоящая проблема, это вам не курсовую сдать, подыскать работу по душе не так легко.
  • Полдела сделано: пройдены все нужные врачи, осталось зайти к главному врачу и поставить печать на документ, однако поймать этого главврача оказалось делом непростым даже для опытного больного.

Проверь себя: «К сведенью» или «к сведению» как пишется?

Как неправильно писать

Некорректно писать раздельно: пол дела.

Похожие посты

школа

Джангильдинская
средняя школа

Учитель

Вольская О.М.

Класс

6 «Б»

Предмет

Русский язык

Тема

Правописание слов с
пол-полу-

Цели

1)   
помочь повторить изученное
в 6 классе, познакомиться с правописанием слов с корнями пол-полу-,
закреплять навык грамотного написания слов с данной орфограммой,

2)   
содействовать развитию
памяти, орфографической зоркости, речи, критического мышления, навыка работы
в парах, группах,

3)   
способствовать
воспитанию интереса к русскому языку через связь с жизнью

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Стикеры, маркеры, журналы
Винкс «Твой стиль», презентация, карточки для игры «Часы», карточки для
рефлексии, фрукты, КОЗ 1, КОЗ 2

Ход урока

Этап урока

Интегрирование 7
модулей

Оценивание

1

Оргмомент

Рефлексия «Бермудский
треугольник»

На каком острове
находитесь? (остров любви, счастья, радости, ненависти, зла, спокойствия,
нежности…)

Половинки
фруктов на партах

Какая тема?

Чего вы должны
достичь в течение урока?

Зачем?

Формативное

2

Повторение

Игра «Часы»

Каждый ученик
рисует часы на листочке и над каждой цифрой пишет имя одноклассника, с
которым он договорился встретиться в данное время. Таким образом, каждая пара
детей встречается в назначенное время по голосу учителя: учитель говорит:
«Сейчас 5 часов. Тема – проверяемая гласная в корне слова». На повторение
правила в парах можно дать 30 секунд.

Ученики работают в
режиме «Работа в парах сменного состава». Повторяем такие темы:

1)   
проверяемая гласная

2)   
непроверяемая гласная

3)   
орфоэпия

4)   
фонетика

5)   
ы-и после приставок

6)   
типы текста

Учитель может
подходить к каждой паре и слушать ответы учеников, корректировать их.

Рефлексия: кто вам лучше
всего объяснил то, что вы забыли?

С кем было
комфортно?

Формативное

3

Подготовка к
усвоению нового

1.    
Наблюдение. Вывод
правила.                                                                                   (5)

пол — Европы                пол –
листа                  пол – апельсина                               слайд 6

пол — Москвы               пол –
лимона               пол — яблока

пол — Байкала               пол – луковицы          
пол – окна

полдоски                    полумесяц

полпарты                   полузащитник

полстены                   полутьма

Прочитайте
слова. Сколько групп? По какому принципу слова сгруппированы?

— Запишите
столбиком по 1 слову из каждой группы

формативное

4

Усвоение нового

Деление учеников на
2 группы.

Создание алгоритма 
по теме урока.

Отправление лидера
группы в другую группу со своим постером.

Правописание -пол и
-полу

Пол пишется
через дефис
 

Пол пишется
слитно

1) Перед
гласными
пол-яблока

1) Перед согласными
полблюда

2) Перед заглавной
буквой

пол-Москвы

2) Полу
всегда пишется слитно

полуавтомат

3) Перед л
пол-лимона

Формативное
оценивание в виде стикеров «2 звезды – 1 пожелание» (взаимооценивание групп)

Чтение стикеров

5

Проверка понимания
нового

Каждому кидаю
игрушку – говорю  слово, ученик должен сказать, как пишется слово: слитно,
через дефис:

пол-огурца

Полуавтомат

Полсвеклы

Пол-апельсина

Пол-лука

Полкилограмма

Пол-Молодежного

Полмагазина

Пол-ананаса

Когда пишется
дефис со словами с пол-?

формативное

6

Закрепление

Для того чтобы закрепить полученные
знания, выполним задания.

1) — Я назову Вам сейчас
ингредиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, огурец, яблоко,
квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется
растительным маслом, уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).

Работа в группах

— Составьте небольшой
текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с
ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы
нескольких ребят. Дети оценивают друг друга- взаимопроверка групп

Тренинг «Рыбки»

Объяснить детям, что если учитель
говорит : «Рыбки плавают» – ходим по классу. Если учитель говорит «Капитан»,
то руку к голове, если «Круг», то 2 человека образуют с помощью рук круг,
если «Бочка», то 3 человека берут друг друга за талию или за плечи, образуя
бочку, если «Лодка», то 4 человека встают один за другим, образуя лодку, и
имитируют греблю веслами.

Рефлексия: Как чувствовали себя?
Какую фигуру интереснее делать?

2)  Работа
в парах

КОЗ 1

Мама
попросила дочку Лену записать рецепт ароматных эклеров со слов бабушки. Но
когда прочитала его, то увидела, что там было много ошибок. Помоги исправить
все ошибки, которые допустила Лена.

Лена
записала:

1)   
Пол-стакана
воды,

2)   
пол
пачки маргарина,

3)   
 пол-чайной
ложки соли,

4)   
 полстакана
муки,

5)   
3 яйца,

6)   
пол-стакана
сахара,

7)   
 пол
стакана молока,

8)    
пол-плитки
шоколада

самопроверка — самооценка

3)   
работа с журналами «Винкс»
– переделывание рецепта с пол-

каждая пара составляет свой рецепт

4)   
В Казахстане есть много
вкусных национальных блюд. Сейчас вы попробуете составить рецепт наурыз-коже,
используя слова с пол-.

Ребята пользуются интернет-информацией.

5)   
тест с самопроверкой

1 вариант

1. Туча в (пол) неба.

2. Прочитать (пол) рассказа.

3. Обойти (пол) Минска.

4. Сдуть (пол) одуванчика.

5. Выпить (пол) стакана чаю.

6. Прослушать (пол) диска.

7. Съесть (пол) арбуза.

8. Проплыть (пол) озера.

9. Исписать (пол) тетради.

10. Ждать (пол) дня.
2 вариант

1. Съесть (пол) яблока.

2. Знакомы (пол) года.

3. Пройти (пол) света.

4. Не останавливаться на (пол) дороги.

5. Пропустить (пол) игры.

6. Проехать (пол) Европы.

7. Понимать с (полу) слова.

8. Прокоптить (пол) окорока.

9. Отрезать (пол) луковицы.

10. Протопать (пол) километра

                                     
Взаимопроверка

Взаимооценка

критериальное

7

ДЗ

составить кулинарную книгу, используя как можно больше слов с
пол-полу-

или выписать из журналов, газет, Интернета рецепты со пол-, полу-

8

Итог

Когда пишутся слова
с пол- слитно, а когда через дефис? Примеры.

формативное

Рефлексия

«Все в твоих
руках»

Рисуем
ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

 Большой
палец
– для меня было важным и интересным…

Указательный
палец
 – по этому вопросу я получил
конкретную информацию…

Средний
палец
 – мне было трудно (мне не
понравилось)…

Безымянный
палец
 – моя оценка психологической
атмосферы…

Мизинец– для меня было недостаточно…

 «Бермудский треугольник»

Каждый
ученик клеит стикер на тот остров, который ему нравится.

формативное

КОЗ 1

Стимул

Мама попросила
дочку Лену записать рецепт ароматных эклеров со слов бабушки. Но когда
прочитала его, то увидела, что там было много ошибок. Помоги исправить все
ошибки, которые допустила Лена.

Задачная
формулировка

Лена записала:

1)   
Пол-стакана воды,

2)   
пол пачки маргарина,

3)   
 пол-чайной ложки соли,

4)   
 полстакана муки,

5)   
3 яйца,

6)   
пол-стакана сахара,

7)   
 пол стакана молока,

8)    
пол-плитки шоколада

Источник

Карточка с
правилом, учебник

Модельный ответ

Критерии оценивания

Лена записала:

1)   
Полстакана воды,

2)   
полпачки маргарина,

3)   
 полчайной ложки соли,

4)   
 полстакана муки,

5)   
3 яйца,

6)   
полстакана сахара,

7)   
 полстакана молока,

8)    
полплитки шоколада

если нашли 6 ошибок
– «2»

                   
4-5 ошибок – «3»

                   2-3
ошибки – «4»

                    0-1
ошибка – «5»

КОЗ 2

Стимул

На следующем уроке у
тебя словарный диктант, состоящий из слов с пол-полу-, у тебя есть
возможность проверить свои знания.

Задачная
формулировка

Определи, какие слова пишутся с пол- слитно, а какие через дефис:

1 вариант

1. Туча в (пол) неба.

2. Прочитать (пол) рассказа.

3. Обойти (пол) Минска.

4. Сдуть (пол) одуванчика.

5. Выпить (пол) стакана чаю.

6. Прослушать (пол) диска.

7. Съесть (пол) арбуза.

8. Проплыть (пол) озера.

9. Исписать (пол) тетради.

10. Ждать (пол) дня.

Источник

Алгоритм
определения дефисного и слитного написания слов с пол-

Модельный ответ

Критерии оценивания

1 вариант

1. Туча в полнеба.

2. Прочитать полрассказа.

3. Обойти пол-Минска.

4. Сдуть пол-одуванчика.

5. Выпить полстакана чаю.

6. Прослушать полдиска.

7. Съесть пол-арбуза.

8. Проплыть пол-озера.

9. Исписать полтетради.

10. Ждать полдня.

Критерии
оценивания:

0 ошибок – «5»

1-3 ошибки – «4»

4-6 ошибок – «3»

7-10 ошибок – «2»

Правописание слов, начинающихся с пол-/полу-

Для того чтобы слова, начинающиеся с пол-/полу-, не вызывали у вас вопросы в правильности написания, достаточно выучить несколько несложных правил, согласно которым подобные слова пишутся слитно, раздельно либо через дефис.

Правописание слов, начинающихся с пол-/полу-

Чаще всего с приставки пол-/полу- начинаются имена существительные. Большинство из них имеют слитное написание, однако ошибки правописания в подобных случаях встречаются крайне часто даже среди тех, у кого по русскому языку в школе была твердая «пятерка».

Итак, следует просто запомнить несложные правила, регламентирующие слитное написание.

Слитно с приставками пол-/полу- пишутся слова, вторая часть которых начинается с согласной буквы. Для того чтобы лучше запомнить это правило, обратите внимание, что почти все такие слова – имена существительные в форме родительного падежа: полчетвертого, полтарелки, полмандарина, полкружки, полдня, полстоловой, полтарелки, полчаса, полсекунды, полминуты, полгода, полмесяца, полнедели, полмиллиона, полтысячи, полсотни, полвека, полтора (часа) и т.д. Примеры можно приводить бесконечно. Следует запомнить, что имена числительные (полтретьего, полвторого, полпервого, полчетвертого, полпятого, полшестого, полседьмого, полвосьмого, полдевятого и т.д.) всегда пишутся слитно с приставкой пол-.

Что касается приставки полу-, все слова с ней всегда пишутся исключительно слитно: полугодовой, полумесячный, получасовой, полугодие и т.д.

Раздельное написание слов, начинающихся с пол-, встречается реже, чем слитное, однако существует два правила, которые регламентируют именно такое правописание. Первое правило гласит, что, когда между пол- и словом стоит другая часть речи (имя прилагательное или местоимение), такие слова всегда пишутся раздельно. Например: пол твоего яблока, пол этого поля, пол интересной книги, пол стеклянной чашки, пол чайной ложки, пол столовой ложки. Второе правило говорит о правописании со словом половина, которое также является раздельным: половина третьего, половина яблока, половина абрикоса, пять с половиной сантиметров.

Для того чтобы знать, в каких случаях необходимо писать слова с пол- через дефис, необходимо запомнить три случая.

Первый случай – когда слово начинается с гласной: пол-абрикоса, пол-овала, пол-ириски, пол-аршина, пол-обеда, пол-елки, пол-ежевики и т.д.

Второй случай – когда пол- предшествует имени собственному, например, названию города: пол-Москвы, пол-Калининграда, пол-Мурманска, пол-Байкала и т.д.

Третий случай – когда пол- предшествует слову, начинающемуся с буквы «л»: пол-литра, пол-ложки, пол-лимона, пол-лампы.

Определение и разбор слова

Рассматриваемое слово является существительным, которое употребляется в значении «половина миски».

Варианты написания

Слитно или раздельно пишется слово с «пол-«? В этой статье мы разберем какой вариант написания — «полмиски» или «пол миски» является верным.

Существует два основных варианта написания слова:

  • «полмиски», где слово пишется слитно;
  • «пол миски», где слово пишется раздельно.

Как правильно пишется: «полмиски» или «пол миски»?

С точки зрения правил русской орфографии верным является следующее написание слова:

«ПОЛМИСКИ»

Какое правило применяется?

Для того, чтобы разобраться, как пишется существительное «полмиски», рассмотрим правописание слов с корнем «пол-«. В русском языке слова, которые начинаются с «пол-«, в зависимости от ситуации могут писаться слитно, раздельно или через дефис.

Через дефис такие слова пишутся:

  • если второй корень слова начинается с гласной буквы (пример: «пол-автобуса»);
  • если второй корень слова начинается с согласной «л» (пример: «пол-леса»);
  • если второй корень слова пишется с заглавной буквы (пример: «пол-Москвы»).

Слитно такие слова пишутся, если второй корень начинается с любой согласной буквы, кроме «л». Примеры: «полстакана», «полнеба», «полтонны».

Раздельно такие слова пишутся, если между корнем «пол-» и существительным пишется прилагательное, местоимение или числительное. Примеры: «пол чайной ложки», «пол нашего двора».

В нашем случае существительное «полмиски» пишется слитно, так как второй корень («миск») начинается с согласной буквы «м».

Примеры использования слова в речи

Он съел полмиски.

Полмиски я наполнил кормом.

Полмиски щенята разбросали по кухне.

Подводим итоги:

  • Верное написание: «полмиски»
  • Неверное написание: «пол миски»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите необходимый фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Написание ПОЛ- и ПОЛУ- со словами: слитно, раздельно, через дефис

Приставка ПОЛ- (ПОЛУ-) может писаться слитно, раздельно или через дефис.

Рассмотрим, от чего зависит написание этой приставки и приведём конкретные примеры.

Написание через дефис

Если корень начинается с буквы Л, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Приведём примеры:

  • пол-лимона;
  • пол-лайма;
  • пол-лиры;
  • пол-любви;
  • пол-лета;
  • пол-литра;
  • пол-лейки;
  • пол-ладони;
  • пол-леса;
  • пол-лески;
  • пол-листа;
  • пол-лоскутка;
  • пол-линии;
  • пол-луны;
  • пол-ларца.

Если корень начинается с гласной буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Например:

  • пол-огурца;
  • пол-ананаса;
  • пол-огорода;
  • пол-арбуза;
  • пол-абрикоса;
  • пол-участка;
  • пол-острова;
  • пол-устрицы;
  • пол-обеда;
  • пол-улицы;
  • пол-истории;
  • пол-яблока;
  • пол-юрты;
  • пол-ящика;
  • пол-аршина;
  • пол-овоща;
  • пол-аллеи;
  • пол-урока;
  • пол-армии;
  • пол-оранжереи.

Если слово означает имя собственное и корень начинается с большой буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Приведём примеры:

  • пол-Москвы;
  • пол-Америки;
  • пол-Волги;
  • пол-Питера;
  • пол-России;
  • пол-Невы;
  • пол-Кавказа;
  • пол-Парижа;
  • пол-Анапы;
  • пол-Дагестана;
  • пол-Онеги;
  • пол-Германии;
  • пол-Европы;
  • пол-Крыма;
  • пол-Астрахани.

Раздельное написание

Если между ПОЛ и существительным находится согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.

Например:

  • пол отличного дня;
  • пол вкусного апельсина;
  • пол кислого лимона;
  • пол пятого утра;
  • пол девятого класса;
  • пол лучшего года;
  • пол этой жизни;
  • пол целого столетия;
  • пол милейшего лица;
  • пол жизненного пути;
  • пол большой ложки;
  • пол широкой улицы;
  • пол интересного фильма;
  • пол бабушкиного огорода;
  • пол нашего разговора.

Слитное написание

В остальных случаях приставка ПОЛ- пишется слитно.

Например:

  • полмесяца;
  • полдня;
  • полсамолёта;
  • полгорода;
  • полжизни;
  • полстраны;
  • полкилограмма;
  • полкружки;
  • полтарелки;
  • полгруши;
  • полпомидора;
  • полкомнаты;
  • полстены;
  • полрубля;
  • полгривны.

Если используется приставка ПОЛУ-, то слово в любом случае пишется слитно.

Приведём примеры:

  • полушарие;
  • полусонный;
  • полулёжа;
  • полушёпотом;
  • полусидящий;
  • полуактивный;
  • полуденный;
  • полупустой;
  • полусвободный;
  • полуживой.
  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полдивана как пишется
  • Полдетства как пишется
  • Полдесятого как пишется слитно или раздельно
  • Полдеревни как пишется
  • Полдерева как пишется