Перейти к содержанию
Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно
Содержание
- Когда пол пишется через дефис?
- Когда пол пишется слитно (правило)?
- Когда «пол» пишется раздельно?
- Как правильно пишется приставка полу со словами?
Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?
- Слова в основе которых начинается на пол- при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
- Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.
Когда пол пишется через дефис?
- Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
- пол-ананаса
- пол-апельсина
- пол-арбуза
- пол-огурца
- пол-одиннадцатого
- пол-аудитории
- пол-института
- пол-океана
- пол-урока
- пол-окна
- пол-оборота
- пол-аршина
- пол-улицы
- пол-языка
- пол-огорода
- пол-уха
- пол-яблока
- Если вторая часть лова начинается с согласной буквы «л». Примеры:
- пол-лимона
- пол-леса
- пол-литра
- пол-лета
- пол-лица
- пол-ложки
- пол-листа
- пол-луга
- пол-луны
- пол-луковицы
Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало
- Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
- пол-России
- пол-Франции
- пол-Америки
- пол-Москвы
- пол-Петербурга
- пол-Крыма
- пол-Минска
- пол-Европы
- пол-Атлантики
- Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
- пол-мини-юбки
- пол-конференц-зала
- пол-Санкт-Петербурга
- пол-Нью-Йорка
Когда пол пишется слитно (правило)?
Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:
- полполя
- полпервого
- полправила
- полжизни
- полстены
- полстраны
- полдевятого
- полпятого
- полтретьего
- полсада
- полкниги
- полкомнаты
- поллитровый
- полметра
- полголовы
- полбатона
- полхлеба
Когда «пол» пишется раздельно?
Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.
- пол учебного года
- пол яблоневого сада
- пол садового участка
- пол столовой ложки
- пол дипломной работы
Как правильно пишется приставка полу со словами?
В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.
При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза
( 5 оценок, среднее 4.6 из 5 )
Рис. Как правильно пишется слово «корабль»?
КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ СЛОВО «корабль» И ПОЧЕМУ? Правильное написание слова «корабль» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «корабль» обязательно к запоминанию в 4 классе(ах).
ко-ра́бль
УДАРЕНИЕ. Ударение в слове «корабль» падает на последний слог. Ударная гласная «А».
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Корабельный, корабельщик, кораблик, кораблестроение, кораблекрушение, кораблестроитель и т.д.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ/ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Слово «корабль» происходит от старославянского «корабль», а оно, в свою очередь, от греческого «καράβιον», «κάραβος» — «судно», которое восходит к народнолатинскому «саrаbus», что в дословном переводе означает «челнок из прутьев, обтянутый кожей».
ЗНАЧЕНИЕ/ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА. Корабль — это 1) судно (обычно крупное морское), предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или для ведения военных действий; 2) пилотируемый космический аппарат или большой самолёт.
- ship |ʃɪp| — корабль, судно, парусное судно, космический корабль, самолет
корабль — three-compartment ship
вести корабль — to navigate a ship
корабль связи — communication ship
корабль-макет — dummy ship
корабль-гигант — titanic ship
военный корабль — naval ship
корабль-призрак — phantom ship
спасать корабль — to make salvage of a ship
корабль затонул — the ship sank
строить корабль — build a ship
штабной корабль — staff ship
грузить корабль — load ship
ударный корабль — attack ship
корабль без течи — tight ship
корабль на плаву — waterborne ship
головной корабль — leading ship
потопить корабль — to sink a ship
покинуть корабль — to desert the ship
погибший корабль — lost ship
ракетный корабль — rocket-firing ship
корабль-прототип — basic ship
дежурный корабль — ship on duty
корабль отплывает — the ship is bound outward
снарядить корабль — to fit out a ship
корабль охранения — screening ship
осваивать корабль — master the ship
разгружать корабль — to discharge cargo from a ship
дрейфующий корабль — ship adrift
разгрузить корабль — to unload cargo from a ship
устаревший корабль — overage ship
ещё 27 примеров свернуть
- boat |bəʊt| — лодка, судно, шлюпка, корабль, подводная лодка, корытце
сесть на корабль — to take the boat
жилой корабль; джонка — house boat
корабль береговой охраны — seaward defense boat
ветер нёс корабль по волнам — the wind glided the boat over the water
корабль был уже на полном ходу — the boat was fairly under way
корабль-ловушка; судно-ловушка — hush boat
управлять кораблём, вести корабль — to steer a boat
плывет корабль/идет (под парусами) — a boat goes / sails
сесть на пароход; сесть на корабль — take a boat
разведывательный корабль; дозорное судно — spy boat
быстроходный корабль цель; быстроходный катер цель — fast target boat
сторожевой корабль; сторожевая шлюпка; сторожевое судно — picket boat
быстроходный сторожевой корабль/катер; быстроходный сторожевой корабль — fast patrol boat
грузоподъемность судна (объем груза, который корабль может перевести, будучи полностью нагруженным) — boat load
ещё 11 примеров свернуть
- vessel |ˈvesl| — судно, сосуд, корабль, резервуар, кровеносный сосуд, самолет
боевой корабль — combatant vessel
эскортный корабль — convoy escort vessel
держать корабль на плаву — keep the vessel afloat
волны разбивались о корабль — the waves combed over the vessel
корабль электронной разведки — electronic eavesdropping vessel
сторожевой корабль управления — destroyer escort vessel control
корабль противоминной обороны — mine countermeasures vessel
военный корабль; военное судно — naval vessel
корабль плавно движется по воде — a vessel glides through the water
корабль скоро пройдёт через пролив — the vessel will soon cleave her way through the strait
корабль прибрежного патрулирования — inshore patrol vessel
обеспечивать корабль с плавучей базы — mother the vessel
эскортный корабль, сторожевой корабль — escort vessel
обеспечивающий корабль с плавучей базы — mothering the vessel
обслуживать корабль; обслуживать судно — service a vessel
сторожевой корабль на подводных крыльях — hydrofoil patrol vessel
корабль охранения оперативного соединения — task force escort vessel
корабль прибрежного дозора; корабль ближнего дозора — coastal patrol vessel
океанский сторожевой корабль; океанский патрульный корабль — ocean-going patrol vessel
корабль охраны рыбных промыслов; судно охраны рыбных промыслов — fishery protection vessel
сторожевой корабль для охраны рыболовных судов; рыбоохранное судно — fishery patrol vessel
корабль охранения прибрежных конвоев; береговой сторожевой корабль — coastal escort vessel
сторожевой корабль управления; конвойный миноносец; сторожевой корабль — destroyer escort vessel
океанская плавучая метеорологическая станция; океанский корабль-станция — ocean station vessel
ещё 21 пример свернуть
- nave |neɪv| — неф, ступица, корабль, втулка
- barque |bɑːrk| — барк, корабль
- ark |ˈɑːrk| — ковчег, корабль, ящик, судно, баржа
- bark |bɑːrk| — кора, лай, барк, корабль, кашель, хина, кожа, звук выстрела
затопленный корабль — waterlogged bark
- prow |praʊ| — нос, челн, корабль
- keel |kiːl| — киль, корабль, грудная кость, мера веса для угля
- argosy |ˈɑːrɡəsɪ| — большое торговое судно, корабль
корабль, груженный дорогими товарами — an argosy fraught with precious wares
- battleship |ˈbætlʃɪp| — линкор, линейный корабль
линейный корабль огневой поддержки морских десантных операций — amphibious operations fire support battleship
- warship |ˈwɔːrʃɪp| — военный корабль
малый боевой корабль — small warship
крупный военный корабль — large warship
интернировать военный корабль — to intern a warship
подготавливать корабль к плаванию — commission a warship
поврежденный в бою военный корабль — a battle-scarred warship
военный корабль был оснащён ядерным оружием — the warship was armed with nuclear weapons
интернировать военный корабль [граждан неприятельского государства во время войны] — to intern a warship [enemy citizens in time of war]
ещё 4 примера свернуть
- spacecraft |ˈspeɪskræft| — космический корабль, космический летательный аппарат
грузовой корабль — transport spacecraft
состыкованный корабль — docked spacecraft
космический корабль-спутник — manned orbital spacecraft
стыковать космический корабль — to dock spacecraft
грузовой (космический) корабль — supply spacecraft
управляемый космический корабль — controllable spacecraft
автоматический космический корабль — automated spacecraft
межорбитальный космический корабль — interorbit spacecraft
корабль, стабилизированный вращением — spin stabilized spacecraft
корабль, стабилизированный по трем осям — spacecraft with 3-axis attitude stabilization
ориентировать корабль по линии визирования — orient the spacecraft along its line of sight
корабль в аварийной ситуации; аварийный корабль — spacecraft in distress
космический корабль многоразового использования — reusable spacecraft
космический корабль с ядерным ракетным двигателем — nuclear rocket-powered spacecraft
транспортный космический корабль; грузовой корабль — transportation spacecraft
космический корабль состыкован с космической станцией — a spacecraft is docked with a space station
управляемый космический корабль [искусственный спутник] — controllable spacecraft [satellite]
космический аппарат /корабль/ одноразового использования — expendable /throw-away/ spacecraft
пилотируемый космический корабль; обитаемый космический корабль — inhabited spacecraft
возвращаемый космический корабль; спасаемый космический корабль — recoverable spacecraft
орбитальный космический летательный аппарат; орбитальный корабль — orbiting spacecraft
космический аппарат одноразового использования; одноразовый корабль — expendable spacecraft
космический корабль одноразового использования; одноразовый корабль — throw-away spacecraft
присоединяемый космический корабль; пристыкованный космический аппарат — attached spacecraft
автоматическая космическая аппаратура; беспилотный космический корабль — unmanned spacecraft
космический летательный аппарат с экипажем на борту; космический корабль — manned spacecraft
ещё 23 примера свернуть
- spaceship |ˈspeɪsʃɪp| — космический корабль, космический летательный аппарат
орбитальный корабль — orbital spaceship
запустить космический корабль — launch a spaceship
многоразовый космический корабль — reusable spaceship
транспортный космический корабль — supply spaceship
многоместный космический корабль — multi-seat spaceship
космический корабль с космонавтами на борту — manned spaceship
космический корабль, направляющийся к Земле /возвращающийся на Землю/ — earthbound spaceship
ещё 4 примера свернуть
Смотрите также
вижу корабль! — sail ho!
корабль-мишень — false target can
линейный корабль — battle-ship
прибыл на корабль — got aboard
корабль-спасатель — assured crew rescue vehicle
сторожевой корабль — escort sloop
класса корабль-берег — ship-to-shore
межпланетный корабль — extraterrestrial vehicle
лёгкий боевой корабль — light fighting unit
десантный корабль-док — assault docking carrier
покинуть пост [корабль] — to desert one’s post [the ship]
военный корабль; солдат — man-of-war
сбивать корабль с курса — alter a ship’s course
штабной корабль десанта — landing ships flotilla flagship
надводный боевой корабль — surface combatant
поисково-ударный корабль — search-attack unit
приготовить корабль к бою — clear for action
сесть на корабль [самолет] — to come [go] on board
флагманский корабль флота — fleet flagship
эскортный корабль фрегатов — frigate escort
корабль-вертолётоносец-док — dock landing platform
погруженный на корабль груз — shipped cargo
сесть на корабль, на самолёт — to come /to go/ on board
основной корабль соединения — basic force unit
ракетный сторожевой корабль — missile-armed corvette
комбинация корабль-вертолеты — ship-helicopter combination
десантный корабль управления — amphibious landing control flagship
корабль работорговца; гвинеец — guinea man
корабль десантного соединения — assault shipping naval unit
океанский корабль-ракетоносец — mobile ocean platform
ещё 20 примеров свернуть
Родственные слова, либо редко употребляемые в данном значении
- craft |kræft| — ремесло, судно, самолет, самолеты, мастерство, искусство, умение
корабль-спутник — orbital craft
надводный корабль — above-water craft
поисковый корабль — hunter craft
десантный корабль — major landing craft
пилотируемый корабль — manual craft
штабной корабль десантных сил — landing craft force flagship
многоцелевой космический корабль — multirole space craft
поисковый корабль; морской охотник — hunting craft
малый корабль для специальных операций — light special warfare craft
корабль для прибрежных боевых действий — naval inshore craft
космическое средство; космический корабль — space craft
гибридный экраноплан глиссирующий корабль — hybrid ram-wing/planing craft
корабль поддержки десанта; судно снабжения — support craft
космический летательный аппарат; космический корабль — astronautical craft
десантный корабль с многоствольной реактивной установкой — rocket landing craft
корабль с преимущественно торпедным вооружением; торпедный катер — torpedo craft
речной военный корабль; речной боевой корабль; речной военный катер — riverine warfare craft
ещё 14 примеров свернуть
Начиная изучать русский язык человек сталкивается с некоторыми трудностями, связанными с письменной речью. Они возникают из-за несоответствий звуков, слышимых во время произношения и букв, используемых при написании.
Необходимо изучить нормы правописания, исключения из общепринятых правил и даже словарные экземпляры лексем для постижения великого русского языка. Начинать нужно с малого. Рассмотрим распространенную норму написания на простом примере: как пишется корабль?
Правильно пишется
Корректный вариант написания любого слова можно найти в орфографическом словаре. Ускорить поиски можно изучением нормы, регламентирующей тот или иной вид правописания для конкретной группы терминов.
В изучаемой лексеме под сомнением оказывается написание гласной в первом слоге. Пишется слово корабль через безударную гласную О.
Какое правило?
Правильный способ письменного отображения лексемы напрямую зависит от ее происхождения. Если обратиться к этимологии, то становится очевидным, что лексическая единица в русском языке появилась в точном отражении понятия из старославянского языка, в котором было такое же написание.
Слово необходимо запомнить и усвоить.
Морфология
Разбор слов по составу и морфологическому значению помогает усвоить уместное их употребление в речи.
Лексическая единица относится к нарицательному неодушевленному существительному мужского рода. В зависимости от смыслового наполнения может выступать в роли разных членов предложения.
Если разобрать слово по морфемам, то в нем нет приставки, суффиксов, окончание нулевое, а корень и основа совпадают с самим понятием.
корабль
Значение
В русском языке одна лексема может иметь несколько значений. Чтобы правильно употреблять их, или просто понимать, что конкретно имеет в виду собеседник, необходимо иметь представление о всех значениях лексической единицы. Со всеми толкованиями понятий можно ознакомиться в толковом словаре.
Кораблем может называться любое судно: морское, воздушное, космическое. Кроме того, словоформа означает еще и отдельную христианскую общину, в которой совместно проводят радения. Так же речь может идти о музыкальной группе или отдельного вида церковного строения в архитектуре, когда храм, место трапезы и колокольня расположены по одной линии.
Синонимы
Сомнения, вызванные незнанием, как правильно пишется то или иное выражение, можно отбросить прочь с помощью подбора синонимов. В данном случае можно использовать лексему судно, или конкретные наименования, относящиеся к разновидностям понятия. Например, крейсер, эсминец, субмарина, лайнер и т.д.
Примеры предложений
Словоформа запомнится лучше на примере ее бытового использования.
- Инженеры активно работают над усовершенствованием воздушного корабля.
- По правому борту корабля удобно разместилась большая прогулочная палуба.
- Корабль оказался в нейтральных водах после шторма из-за отказа системы навигации.
- НАСА возлагает огромные надежды на последнюю экспедицию в космос на технологическом корабле.
- Весь экипаж боевого корабля постоянно находится в готовности к возникновению чрезвычайной ситуации.
Неправильно пишется
В русском правописании нельзя надеяться на звучание отдельных лексем. Так, недопустимо писать карабль.
Заключение
Изучение азов в речи начинается с усвоения простейших терминов и понятий, которые активно используются в языковом общении. Правильное написание – первый шаг к приятному знакомству и личностному росту. Великое познается с малого, а эрудиция и глубокий внутренний мир – с усовершенствования своих знаний в сухих терминах и правилах, исключений из них и слов, предназначенных для запоминания.
Оценка статьи:
Загрузка…
Цель:
- формирование умений в написании сложных слов с
пол/полу; - формирование умений наблюдать, делать выводы,
творчески подходить к решению заданий; - обучение чуткому и внимательному отношению к
слову, любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового учебного
материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение
способов образования слов в русском языке. Но
прежде вспомним изученное. Ответьте на
вопросы(фронтальная работа):
— На какие две группы по способам образования
делятся слова? (Морфемный и неморфемный).
— Назовите морфемные способы образования слов
вместе с примерами.
(На интерактивной доске в результате ответов
учащихся должен появиться слайд№2,приложение 1,
с морфемными способами образования слов в виде
схемы, рядом предварительно записана схема
неморфемных способов образования слов, которую
необходимо расшифровать во время беседы с
учениками).
Слайд №2
— Какие способы образования слов зашифрованы в
правом столбике? (Сложение без соединительной
гласной, сложение с соединительной гласной,
сложение с одновременным присоединением
суффикса).
— Приведите примеры слов, образованных
неморфемным способом. (Например,сбербанк,
спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик;
соковыжималка,черноморец).
III. Целеполагание.
— Вы многое знаете,но тема “Словообразование”
полностью нами ещё не изучена. Предположите
дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели
урока. (Дети выступают с ответами)
— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с
одним способом образования сложных слов,
научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова.
IV. Изучение нового.
1. — Прочитаем стихотворение на слайде №3
Слайд №3
— Ребята, вы улыбались при чтении данного
текста.
— Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их
отличительная особенность? ( Слова с пол-,полу-).
— Какова цель использования таких слов в тексте?
(Создание комической ситуации).
2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и
скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно
и через дефис).
— А теперь подумайте, какова ещё одна проблема
нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со
словами через дефис, а когда слитно).
— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ-
пишутся слитно. Проанализируйте примеры и
сделайте вывод. Перед какими буквами в этих
словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).
— А какие звуки обозначают названные буквы?
(Согласные).
— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со
словами слитно. (Если слово начинается с
согласного звука)
3. — А теперь выпишите из стихотворения слова с
ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща,
пол-арбуза, пол -Москвы).
— Проанализируем теперь эти примеры, подумаем,
почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис?
(Находится перед гласной, перед согласной -л-,
перед заглавной буквой).
— Молодцы, ребята. Вы совершили открытие
4. — Чем отличается от всех подчеркнутых слов
слово “полуживой”? (полу-пишется слитно).
Приведите свои примеры слов с начальным
ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4со
словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о
правописании таких слов.
5. Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам
самостоятельно составить схему или алгоритм
написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу
-в тетрадях. В слабом классе ученикам
предлагается готовый алгоритм /схема.
6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее
удачную.
7. — Ребята, а как вы думаете, чем должно
завершаться наше стихотворение? (Подсказкой).
Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец
стихотворения(один ученик читает)
— Совпадают ли наши выводы с финальной частью
стихотворения? (Да).
8. — Сделайте теперь устное сообщение о
правописании существительных с
ПОЛ-(ПОЛУ),пользуясь алгоритмом в тетрадях и на
доске. Приведите собственные примеры. (Один
ученик рассказывает правило. Класс слушает,
оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь
запишем их по памяти(один ученик у доски).
V. Закрепление.
1. — Как можно закрепить изученное правило?
(Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет
целая мозаика упражнений. Напишем зрительный
диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде
№6, Вы должны будете записать то, что видите.
— А теперь сверьтесь со слайдом №7(Полгитары,
пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля,
пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).
— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте
себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе
“5”.
2. А сейчас комментированное письмо с
творческим заданием. На слайде №8записаны
словосочетания (500 килограммов, 500 граммов,
половина дома,500 метров, половина года, половина
земного шара), которые Вы должны будете заменить
одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно
объяснить написание (один ученик работает у
доски).
3. А сейчас, ребята, в роли учителя выступят
артисты,которые споют весёлый диктант, а Вы
должны будете записать называемые слова с
ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два
ученика с последующей проверкой выполненного
задания). Звучит аудиозапись (открывать с помощью
WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” (смотри приложение
№2). Ребята на слух воспринимают текст,
выбирают слова с новой орфограммой. У ребят
должна появиться следующая запись: полдня,
пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню,
полуживой.
— Какой морфемой является в этих словах
ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).
4. — Я назову Вам сейчас ингридиенты одного
блюда, которое Вы должны будете отгадать.
Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная
капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это
заправляется растительным маслом,уксусом,
горчицей, сахаром. (Винегрет).
— Составьте небольшой текст(можно шуточного
характера),используя как можно больше слов с
ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”.
(Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети
оценивают друг друга. Выставляем оценки).
VI. Итоги урока.
— Какова грамматическая тема нашего урока?
Какие задачи Вы поставили в начале урока?
— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с
существительными через дефис, а когда слитно?
(Следуют ответы)
— Каков способ образования таких слов? Какой
морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?
— Достигли ли мы целей урока?
— Весело ли Вам было?
— Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?
— Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки
за урок получают…
VII. Домашнее задание.
Составьте текст о приготовлении любимого блюда
по аналогии с классной работой, употребляя
существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
Презентация.
Список использованной литературы:
- Г.Александрова. Занимательный русский язык
(серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург,
“Тригон”,1997. - Интернет-ресурсы, использованные для
подготовки урока: - http://muzofon. com/search/
Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область
Тема: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-
Цель (обучающая):
предполагается, что к окончанию урока учащиеся
– будут знать правило написания сложных имён существительных с корнями пол- (полу-);
– будут уметь правильно писать сложные существительные с корнями пол- (полу-) и употреблять данные слова в речи;
– смогут выполнить самостоятельную работу.
Презентация: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-
Ход урока
I Организационный момент
– Ребята! В начале урока предлагаю послушать притчу. Подумайте, какую мысль доносит до нас автор.
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить всё, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это всё?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это всё, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?
Определите основную мысль притчи. (От самого человека зависит его жизнь: счастье, успех, богатство, только нужно приложить усилия).
На уроках вы получаете семена знаний, которые в ваших силах либо вырастить и преумножить, либо загубить. Всё в ваших руках.
Запись даты, словосочетания «Классная работа».
Строчка для темы остаётся свободной
II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Слитное и дефисное написание сложных имён существительных». Дома вы должны были выучить правило и выполнить упражнение 332. Это задание мы проверим следующим образом: вам предстоит ответить на вопросы по теории
СЛАЙД 2 «Продолжите предложение»
1. Сложное имя существительное – это существительное, которое состоит из… (двух и более корней).
2. Правописание сложных существительных зависит от способа… (словообразования).
3. Если существительное образовано способом сложения с помощью соединительной морфемы, то оно пишется… (слитно).
4. СЛАЙД 3 Если существительное образовано способом сложения без соединительной морфемы, то оно пишется… (через дефис).
5. Сложные существительные с корнем пол- и соединительной морфемой –у- пишутся… (слитно).
6. Сложные существительные с корнем пол- пишутся через дефис перед… (гласной, прописной и буквой л).
СЛАЙД 4 «Найдите лишнее слово»
7. (Слово)образование, (языко)знание, (северо)запад, (пыле)удалитель.
8. (Полу)круг, (пол)батона, (пол)лайма, (пол)версты.
Самопроверка по СЛАЙДАМ 4–6
Если всё правильно – 8 баллов
Взаимопроверка упр. 332
СЛАЙД 5
Оценивание: 2 балла, если всё правильно, 1 – если есть 1–2 ошибки.
Примечание: отметки за д/з (правило и упр.) можно выставить двум учащимся. Остальные накапливают баллы в течение урока.
III Переход к теме. Создание проблемной ситуации
Вы неплохо усвоили тему и, думаю, что сможете мне помочь решить такую проблему. Вчера врач назначила лекарство моему сыну и написала, как его следует принимать. Запись выглядела следующим образом:
СЛАЙД 6
«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.
Всё ли тут правильно написано? Сможете ли вы объяснить?
IV Тема, цель урока
Сегодня мы продолжим изучать тему «Правописание сложных существительных с корнем пол-»
СЛАЙД 7
Задачи:
1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.
К концу урока вы сможете заработать 10 баллов – 8 – за самостоятельную работу и 2 балла – за правильно выполненные задания в ходе урока.
V Изучение новой темы
1 Работа в парах с карточками
Сравните данные сочетания. Определите часть речи выделенных слов. Сделайте вывод о правописании.
Пол-яблока – пол зелёного яблока
Полгруши – пол спелой груши
Полтетради – пол толстой тетради
Полкомнаты – пол большой комнаты
2) Работа с учебником
Сравните свои предположения с материалом учебника (с. 155).
VI Закрепление
1 Упр. 336 (по вариантам по две пары слов)
Два человека работают у доски.
+ Разобрать по составу слова пол-ложки и полтарелки.
2 Зрительный диктант
СЛАЙД 8
Придумайте названия данным картинкам. Обязательное условие – это должны быть имена существительные с корнем пол-. Употребите их как без прилагательных, так и с прилагательными. С одним словом составьте предложение.
Задание выполняется по рядам в парах.
Проверьте по СЛАЙДУ 9
Полрыбы – пол живой рыбы Полкорабля – пол большого корабля Полмяча – пол футбольного мяча |
Полгитары – пол деревянной гитары Пол-лодки – пол новой лодки Пол-яблока – пол красного яблока |
Полтелефона – пол серого телефона Пол-лимона – пол жёлтого лимона Полсумки – пол белой сумки |
Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.
3 Гимнастика для глаз
4 Работа в парах. Наблюдение над языковым материалом, упр. 337 (подумать над вопросом, от чего зависит появление соединительной морфемы –у-).
5 Самостоятельная работа с упр. 337 (з. 3 – по рядам, три человека – у доски).
Проверьте по СЛАЙДУ 10
Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.
6 Возвращение к предложению и задачам урока.
СЛАЙД 11
«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полУчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.
СЛАЙД 12
Задачи:
1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.
7 Самостоятельная работа с текстом на карточках
– Я назову ингредиенты блюда, название которого вам нужно будет отгадать.
СЛАЙД 13
Свёкла, морковь, огурец, картофель, квашеная капуста, репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, сахаром. (Винегрет).
Лексико-орфографическая работа со словом ВИНЕГРЕТ.
Этимология: слово винегрет заимств. В XVIII в. из франц. яз., где vinaigrette «соус из уксуса и масла» – суф. Производное от vinaigre «уксус», сложения vin «вино» и aigre «кислый». Сущ. Винегрет в значении «мешанина» появляется во 2-й половине XIX в. и является исконно русским.
Задание – восстановить рецепт салата, раскрывая скобки в тексте на карточках.
Рецепт винегрета
Для приготовления винегрета необходимы следующие продукты: (пол)свёклы и (пол)моркови, отваренные в течение (пол/полу)часа, (пол)огурца, (пол)литра квашеной капусты, (пол)головки репчатого лука.
Для заправки вам понадобится (пол)столовой ложки растительного масла и уксуса, (пол) чайной ложки сахара.
Овощи необходимо порезать кубиками, полить заправкой и перемешать. Приятного аппетита.
Проверьте по СЛАЙДУ 14
Полсвёклы
Полморкови
Получаса
Пол-огурца
Пол-литра
Полголовки
Пол столовой ложки
Пол чайной ложки
VII Подведение итогов урока
Посчитайте свои баллы
Поднимите руки, кто получил желанную отметку.
Что не получилось у того, кто руку не поднял?
VIII Домашнее задание: вопросы на с. 157, упр. 340
– Надеюсь, что из семян, полученных вами на уроке, вырастут крепкие знания, которые пригодятся вам в жизни.
Поделиться ссылкой:
Как правильно: полго́да, пол го́да, полго́да?
Значение слова:
Половина года
Описание:
Сложное существительное среднего рода, 1-го склонения в именительном (или винительном) падеже единственного (или множественного) числа. Отвечает на вопрос «ЧТО?». Склоняется по падежам. Слово «ПОЛГОДА» пишется слитно.
Морфемный разбор слова: «ПОЛ», «ГОД» — корни; «А» — окончание. Ударение приходится на второй слог, на гласный «О».
Синонимы к слову:
- половина года
Разбор ошибок и правописания
Мы разобрали, как правильно пишется рассматриваемое слово «полго́да», а теперь рассмотрим распространенные ошибки при его написании.
Объяснение:
Слитное или дефисное написание слова — ошибочно. Слова с корнем «ПОЛ» могут писаться слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, что следует за корнем. Сложное существительное «ПОЛГОДА» представлено сочетанием «ПОЛ-» (половина) и существительного в родительном падеже «ГОДА». В нем после «ПОЛ» следует согласная «Г», поэтому в соответствии с правилами русского орфографии слово пишется слитно.
Правило: Сочетания с ПОЛ-
Пишутся через дефис сочетания с пол-, если вторая часть существительное в родительном падеже (или порядковое числительное в роли существительного):
- собственное имя: пол-Европы.
- начинается с гласной буквы: пол-одиннадцатого;
- начинается с согласной л: пол-ломтика;
Остальные сложные существительные с первой частью пол-, за которой следует строчная согласная буква, кроме л пишутся слитно: полкорабля, полпервого.
Примечание: если вторая часть представляет собой сочетание из нескольких слов, то дефисное и слитное написание пол- заменяется на раздельное: пол рабочей недели.
Правило и объяснение аналогичны рассмотренным выше для случая «пол го́да»
Примеры предложений с «полго́да»
- Прошли полгода, а в наших отношениях ничего не изменилось.
- За полгода мы проделали много работы и сейчас со счастливыми улыбками смотрели на результат.
- Полгода ожидания оставили во мне глубокий след.
- Полгода тянулись очень долго.