Полкорабля как пишется

Перейти к содержанию

Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно

Содержание

  1. Когда пол пишется через дефис?
  2. Когда пол пишется слитно (правило)?
  3. Когда «пол» пишется раздельно?
  4. Как правильно пишется приставка полу со словами?

Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?

как пишется пол- со словами, правила

  1. Слова в основе которых начинается на пол-  при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
  2. Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.

Когда пол пишется через дефис?

  1. Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
  • пол-ананаса
  • пол-апельсина
  • пол-арбуза
  • пол-огурца
  • пол-одиннадцатого
  • пол-аудитории
  • пол-института
  • пол-океана
  • пол-урока
  • пол-окна
  • пол-оборота
  • пол-аршина
  • пол-улицы
  • пол-языка
  • пол-огорода
  • пол-уха
  • пол-яблока

пол-яблока пишется через дефис

  1. Если вторая часть лова начинается с согласной буквы «л». Примеры:
  • пол-лимона
  • пол-леса
  • пол-литра
  • пол-лета
  • пол-лица
  • пол-ложки
  • пол-листа
  • пол-луга
  • пол-луны
  • пол-луковицы

Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало

  1. Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
  • пол-России
  • пол-Франции
  • пол-Америки
  • пол-Москвы
  • пол-Петербурга
  • пол-Крыма
  • пол-Минска
  • пол-Европы
  • пол-Атлантики
  1. Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
  • пол-мини-юбки
  • пол-конференц-зала
  • пол-Санкт-Петербурга
  • пол-Нью-Йорка

половина сшитого

Когда пол пишется слитно (правило)?

Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:

  • полполя
  • полпервого
  • полправила
  • полжизни
  • полстены
  • полстраны
  • полдевятого
  • полпятого
  • полтретьего
  • полсада
  • полкниги
  • полкомнаты
  • поллитровый
  • полметра
  • полголовы
  • полбатона
  • полхлеба

Когда «пол» пишется раздельно?

Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.

  • пол учебного года
  • пол яблоневого сада
  • пол садового участка
  • пол столовой ложки
  • пол дипломной работы

половинки

Как правильно пишется приставка полу со словами?

В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.

При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза

( 5 оценок, среднее 4.6 из 5 )


Как правильно пишется слово «корабль»?

Рис. Как правильно пишется слово «корабль»?

КАК ПРАВИЛЬНО ПИШЕТСЯ СЛОВО «корабль» И ПОЧЕМУ? Правильное написание слова «корабль» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «корабль» обязательно к запоминанию в 4 классе(ах).

ко-ра́бль

УДАРЕНИЕ. Ударение в слове «корабль» падает на последний слог. Ударная гласная «А».

ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. Корабельный, корабельщик, кораблик, кораблестроение, кораблекрушение, кораблестроитель и т.д.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ/ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА. Слово «корабль» происходит от старославянского «корабль», а оно, в свою очередь, от греческого «καράβιον», «κάραβος» — «судно», которое восходит к народнолатинскому «саrаbus», что в дословном переводе означает «челнок из прутьев, обтянутый кожей».

ЗНАЧЕНИЕ/ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА. Корабль — это 1) судно (обычно крупное морское), предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или для ведения военных действий; 2) пилотируемый космический аппарат или большой самолёт.

- ship |ʃɪp|  — корабль, судно, парусное судно, космический корабль, самолет

корабль — three-compartment ship
вести корабль — to navigate a ship
корабль связи — communication ship

корабль-макет — dummy ship
корабль-гигант — titanic ship
военный корабль — naval ship
корабль-призрак — phantom ship
спасать корабль — to make salvage of a ship
корабль затонул — the ship sank
строить корабль — build a ship
штабной корабль — staff ship
грузить корабль — load ship
ударный корабль — attack ship
корабль без течи — tight ship
корабль на плаву — waterborne ship
головной корабль — leading ship
потопить корабль — to sink a ship
покинуть корабль — to desert the ship
погибший корабль — lost ship
ракетный корабль — rocket-firing ship
корабль-прототип — basic ship
дежурный корабль — ship on duty
корабль отплывает — the ship is bound outward
снарядить корабль — to fit out a ship
корабль охранения — screening ship
осваивать корабль — master the ship
разгружать корабль — to discharge cargo from a ship
дрейфующий корабль — ship adrift
разгрузить корабль — to unload cargo from a ship
устаревший корабль — overage ship

ещё 27 примеров свернуть

- boat |bəʊt|  — лодка, судно, шлюпка, корабль, подводная лодка, корытце

сесть на корабль — to take the boat
жилой корабль; джонка — house boat
корабль береговой охраны — seaward defense boat

ветер нёс корабль по волнам — the wind glided the boat over the water
корабль был уже на полном ходу — the boat was fairly under way
корабль-ловушка; судно-ловушка — hush boat
управлять кораблём, вести корабль — to steer a boat
плывет корабль/идет (под парусами) — a boat goes / sails
сесть на пароход; сесть на корабль — take a boat
разведывательный корабль; дозорное судно — spy boat
быстроходный корабль цель; быстроходный катер цель — fast target boat
сторожевой корабль; сторожевая шлюпка; сторожевое судно — picket boat
быстроходный сторожевой корабль/катер; быстроходный сторожевой корабль — fast patrol boat
грузоподъемность судна (объем груза, который корабль может перевести, будучи полностью нагруженным) — boat load

ещё 11 примеров свернуть

- vessel |ˈvesl|  — судно, сосуд, корабль, резервуар, кровеносный сосуд, самолет

боевой корабль — combatant vessel
эскортный корабль — convoy escort vessel
держать корабль на плаву — keep the vessel afloat

волны разбивались о корабль — the waves combed over the vessel
корабль электронной разведки — electronic eavesdropping vessel
сторожевой корабль управления — destroyer escort vessel control
корабль противоминной обороны — mine countermeasures vessel
военный корабль; военное судно — naval vessel
корабль плавно движется по воде — a vessel glides through the water
корабль скоро пройдёт через пролив — the vessel will soon cleave her way through the strait
корабль прибрежного патрулирования — inshore patrol vessel
обеспечивать корабль с плавучей базы — mother the vessel
эскортный корабль, сторожевой корабль — escort vessel
обеспечивающий корабль с плавучей базы — mothering the vessel
обслуживать корабль; обслуживать судно — service a vessel
сторожевой корабль на подводных крыльях — hydrofoil patrol vessel
корабль охранения оперативного соединения — task force escort vessel
корабль прибрежного дозора; корабль ближнего дозора — coastal patrol vessel
океанский сторожевой корабль; океанский патрульный корабль — ocean-going patrol vessel
корабль охраны рыбных промыслов; судно охраны рыбных промыслов — fishery protection vessel
сторожевой корабль для охраны рыболовных судов; рыбоохранное судно — fishery patrol vessel
корабль охранения прибрежных конвоев; береговой сторожевой корабль — coastal escort vessel
сторожевой корабль управления; конвойный миноносец; сторожевой корабль — destroyer escort vessel
океанская плавучая метеорологическая станция; океанский корабль-станция — ocean station vessel

ещё 21 пример свернуть

- nave |neɪv|  — неф, ступица, корабль, втулка
- barque |bɑːrk|  — барк, корабль
- ark |ˈɑːrk|  — ковчег, корабль, ящик, судно, баржа
- bark |bɑːrk|  — кора, лай, барк, корабль, кашель, хина, кожа, звук выстрела

затопленный корабль — waterlogged bark

- prow |praʊ|  — нос, челн, корабль
- keel |kiːl|  — киль, корабль, грудная кость, мера веса для угля
- argosy |ˈɑːrɡəsɪ|  — большое торговое судно, корабль

корабль, груженный дорогими товарами — an argosy fraught with precious wares

- battleship |ˈbætlʃɪp|  — линкор, линейный корабль

линейный корабль огневой поддержки морских десантных операций — amphibious operations fire support battleship

- warship |ˈwɔːrʃɪp|  — военный корабль

малый боевой корабль — small warship
крупный военный корабль — large warship
интернировать военный корабль — to intern a warship

подготавливать корабль к плаванию — commission a warship
поврежденный в бою военный корабль — a battle-scarred warship
военный корабль был оснащён ядерным оружием — the warship was armed with nuclear weapons
интернировать военный корабль [граждан неприятельского государства во время войны] — to intern a warship [enemy citizens in time of war]

ещё 4 примера свернуть

- spacecraft |ˈspeɪskræft|  — космический корабль, космический летательный аппарат

грузовой корабль — transport spacecraft
состыкованный корабль — docked spacecraft
космический корабль-спутник — manned orbital spacecraft

стыковать космический корабль — to dock spacecraft
грузовой (космический) корабль — supply spacecraft
управляемый космический корабль — controllable spacecraft
автоматический космический корабль — automated spacecraft
межорбитальный космический корабль — interorbit spacecraft
корабль, стабилизированный вращением — spin stabilized spacecraft
корабль, стабилизированный по трем осям — spacecraft with 3-axis attitude stabilization
ориентировать корабль по линии визирования — orient the spacecraft along its line of sight
корабль в аварийной ситуации; аварийный корабль — spacecraft in distress
космический корабль многоразового использования — reusable spacecraft
космический корабль с ядерным ракетным двигателем — nuclear rocket-powered spacecraft
транспортный космический корабль; грузовой корабль — transportation spacecraft
космический корабль состыкован с космической станцией — a spacecraft is docked with a space station
управляемый космический корабль [искусственный спутник] — controllable spacecraft [satellite]
космический аппарат /корабль/ одноразового использования — expendable /throw-away/ spacecraft
пилотируемый космический корабль; обитаемый космический корабль — inhabited spacecraft
возвращаемый космический корабль; спасаемый космический корабль — recoverable spacecraft
орбитальный космический летательный аппарат; орбитальный корабль — orbiting spacecraft
космический аппарат одноразового использования; одноразовый корабль — expendable spacecraft
космический корабль одноразового использования; одноразовый корабль — throw-away spacecraft
присоединяемый космический корабль; пристыкованный космический аппарат — attached spacecraft
автоматическая космическая аппаратура; беспилотный космический корабль — unmanned spacecraft
космический летательный аппарат с экипажем на борту; космический корабль — manned spacecraft

ещё 23 примера свернуть

- spaceship |ˈspeɪsʃɪp|  — космический корабль, космический летательный аппарат

орбитальный корабль — orbital spaceship
запустить космический корабль — launch a spaceship
многоразовый космический корабль — reusable spaceship

транспортный космический корабль — supply spaceship
многоместный космический корабль — multi-seat spaceship
космический корабль с космонавтами на борту — manned spaceship
космический корабль, направляющийся к Земле /возвращающийся на Землю/ — earthbound spaceship

ещё 4 примера свернуть

Смотрите также

вижу корабль! — sail ho!
корабль-мишень — false target can
линейный корабль — battle-ship
прибыл на корабль — got aboard
корабль-спасатель — assured crew rescue vehicle
сторожевой корабль — escort sloop
класса корабль-берег — ship-to-shore
межпланетный корабль — extraterrestrial vehicle
лёгкий боевой корабль — light fighting unit
десантный корабль-док — assault docking carrier

покинуть пост [корабль] — to desert one’s post [the ship]
военный корабль; солдат — man-of-war
сбивать корабль с курса — alter a ship’s course
штабной корабль десанта — landing ships flotilla flagship
надводный боевой корабль — surface combatant
поисково-ударный корабль — search-attack unit
приготовить корабль к бою — clear for action
сесть на корабль [самолет] — to come [go] on board
флагманский корабль флота — fleet flagship
эскортный корабль фрегатов — frigate escort
корабль-вертолётоносец-док — dock landing platform
погруженный на корабль груз — shipped cargo
сесть на корабль, на самолёт — to come /to go/ on board
основной корабль соединения — basic force unit
ракетный сторожевой корабль — missile-armed corvette
комбинация корабль-вертолеты — ship-helicopter combination
десантный корабль управления — amphibious landing control flagship
корабль работорговца; гвинеец — guinea man
корабль десантного соединения — assault shipping naval unit
океанский корабль-ракетоносец — mobile ocean platform

ещё 20 примеров свернуть

Родственные слова, либо редко употребляемые в данном значении

- craft |kræft|  — ремесло, судно, самолет, самолеты, мастерство, искусство, умение

корабль-спутник — orbital craft
надводный корабль — above-water craft
поисковый корабль — hunter craft

десантный корабль — major landing craft
пилотируемый корабль — manual craft
штабной корабль десантных сил — landing craft force flagship
многоцелевой космический корабль — multirole space craft
поисковый корабль; морской охотник — hunting craft
малый корабль для специальных операций — light special warfare craft
корабль для прибрежных боевых действий — naval inshore craft
космическое средство; космический корабль — space craft
гибридный экраноплан глиссирующий корабль — hybrid ram-wing/planing craft
корабль поддержки десанта; судно снабжения — support craft
космический летательный аппарат; космический корабль — astronautical craft
десантный корабль с многоствольной реактивной установкой — rocket landing craft
корабль с преимущественно торпедным вооружением; торпедный катер — torpedo craft
речной военный корабль; речной боевой корабль; речной военный катер — riverine warfare craft

ещё 14 примеров свернуть

Правописание слова "корабль"

Начиная изучать русский язык человек сталкивается с некоторыми трудностями, связанными с письменной речью. Они возникают из-за несоответствий звуков, слышимых во время произношения и букв, используемых при написании.

Необходимо изучить нормы правописания, исключения из общепринятых правил и даже словарные экземпляры лексем для постижения великого русского языка. Начинать нужно с малого. Рассмотрим распространенную норму написания на простом примере: как пишется корабль?

Правильно пишется

Корректный вариант написания любого слова можно найти в орфографическом словаре. Ускорить поиски можно изучением нормы, регламентирующей тот или иной вид правописания для конкретной группы терминов.

В изучаемой лексеме под сомнением оказывается написание гласной в первом слоге. Пишется слово корабль через безударную гласную О.

Какое правило?

Правильный способ письменного отображения лексемы напрямую зависит от ее происхождения. Если обратиться к этимологии, то становится очевидным, что лексическая единица в русском языке появилась в точном отражении понятия из старославянского языка, в котором было такое же написание.

Слово необходимо запомнить и усвоить. 

Морфология

Разбор слов по составу и морфологическому значению помогает усвоить уместное их употребление в речи.

Лексическая единица относится к нарицательному неодушевленному существительному мужского рода. В зависимости от смыслового наполнения может выступать в роли разных членов предложения.

Если разобрать слово по морфемам, то в нем нет приставки, суффиксов, окончание нулевое, а корень и основа совпадают с самим понятием.

корабль

Значение

В русском языке одна лексема может иметь несколько значений. Чтобы правильно употреблять их, или просто понимать, что конкретно имеет в виду собеседник, необходимо иметь представление о всех значениях лексической единицы. Со всеми толкованиями понятий можно ознакомиться в толковом словаре.

Кораблем может называться любое судно: морское, воздушное, космическое. Кроме того, словоформа означает еще и отдельную христианскую общину, в которой совместно проводят радения. Так же речь может идти о музыкальной группе или отдельного вида церковного строения в архитектуре, когда храм, место трапезы и колокольня расположены по одной линии.

Синонимы

Сомнения, вызванные незнанием, как правильно пишется то или иное выражение, можно отбросить прочь с помощью подбора синонимов. В данном случае можно использовать лексему судно, или конкретные наименования, относящиеся к разновидностям понятия. Например, крейсер, эсминец, субмарина, лайнер и т.д.

Примеры предложений

Словоформа запомнится лучше на примере ее бытового использования.

  1. Инженеры активно работают над усовершенствованием воздушного корабля.
  2. По правому борту корабля удобно разместилась большая прогулочная палуба.
  3. Корабль оказался в нейтральных водах после шторма из-за отказа системы навигации.
  4. НАСА возлагает огромные надежды на последнюю экспедицию в космос на технологическом корабле.
  5. Весь экипаж боевого корабля постоянно находится в готовности к возникновению чрезвычайной ситуации.

Неправильно пишется

В русском правописании нельзя надеяться на звучание отдельных лексем. Так, недопустимо писать карабль.

Заключение

Изучение азов в речи начинается с усвоения простейших терминов и понятий, которые активно используются в языковом общении. Правильное написание – первый шаг к приятному знакомству и личностному росту. Великое познается с малого, а эрудиция и глубокий внутренний мир – с усовершенствования своих знаний в сухих терминах и правилах, исключений из них и слов, предназначенных для запоминания.

Оценка статьи:

Загрузка…

Цель:

  • формирование умений в написании сложных слов с
    пол/полу;
  • формирование умений наблюдать, делать выводы,
    творчески подходить к решению заданий;
  • обучение чуткому и внимательному отношению к
    слову, любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового учебного
материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение
способов образования слов в русском языке. Но
прежде вспомним изученное. Ответьте на
вопросы(фронтальная работа):

— На какие две группы по способам образования
делятся слова? (Морфемный и неморфемный).

— Назовите морфемные способы образования слов
вместе с примерами.

(На интерактивной доске в результате ответов
учащихся должен появиться слайд№2,приложение 1,
с морфемными способами образования слов в виде
схемы, рядом предварительно записана схема
неморфемных способов образования слов, которую
необходимо расшифровать во время беседы с
учениками).

Слайд №2

— Какие способы образования слов зашифрованы в
правом столбике? (Сложение без соединительной
гласной, сложение с соединительной гласной,
сложение с одновременным присоединением
суффикса).

— Приведите примеры слов, образованных
неморфемным способом. (Например,сбербанк,
спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик;
соковыжималка,черноморец).

III. Целеполагание.

— Вы многое знаете,но тема “Словообразование”
полностью нами ещё не изучена. Предположите
дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели
урока. (Дети выступают с ответами)

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с
одним способом образования сложных слов,
научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового.

1. — Прочитаем стихотворение на слайде №3

Слайд №3

— Ребята, вы улыбались при чтении данного
текста.

— Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их
отличительная особенность? ( Слова с пол-,полу-).

— Какова цель использования таких слов в тексте?
(Создание комической ситуации).

2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и
скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно
и через дефис).

— А теперь подумайте, какова ещё одна проблема
нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со
словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ-
пишутся слитно. Проанализируйте примеры и
сделайте вывод. Перед какими буквами в этих
словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).

— А какие звуки обозначают названные буквы?
(Согласные).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со
словами слитно. (Если слово начинается с
согласного звука)

3. — А теперь выпишите из стихотворения слова с
ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща,
пол-арбуза, пол -Москвы).

— Проанализируем теперь эти примеры, подумаем,
почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис?
(Находится перед гласной, перед согласной -л-,
перед заглавной буквой).

— Молодцы, ребята. Вы совершили открытие

4. — Чем отличается от всех подчеркнутых слов
слово “полуживой”? (полу-пишется слитно).
Приведите свои примеры слов с начальным
ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4со
словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о
правописании таких слов.

5. Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам
самостоятельно составить схему или алгоритм
написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу
-в тетрадях. В слабом классе ученикам
предлагается готовый алгоритм /схема.

6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее
удачную.

7. — Ребята, а как вы думаете, чем должно
завершаться наше стихотворение? (Подсказкой).
Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец
стихотворения(один ученик читает)

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью
стихотворения? (Да).

8. — Сделайте теперь устное сообщение о
правописании существительных с
ПОЛ-(ПОЛУ),пользуясь алгоритмом в тетрадях и на
доске. Приведите собственные примеры. (Один
ученик рассказывает правило. Класс слушает,
оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь
запишем их по памяти(один ученик у доски).

V. Закрепление.

1. — Как можно закрепить изученное правило?
(Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет
целая мозаика упражнений. Напишем зрительный
диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде
№6
, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7(Полгитары,
пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля,
пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте
себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе
“5”.

2. А сейчас комментированное письмо с
творческим заданием. На слайде №8записаны
словосочетания (500 килограммов, 500 граммов,
половина дома,500 метров, половина года, половина
земного шара), которые Вы должны будете заменить
одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно
объяснить написание (один ученик работает у
доски).

3. А сейчас, ребята, в роли учителя выступят
артисты,которые споют весёлый диктант, а Вы
должны будете записать называемые слова с
ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два
ученика с последующей проверкой выполненного
задания). Звучит аудиозапись (открывать с помощью
WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” (смотри приложение
№2
). Ребята на слух воспринимают текст,
выбирают слова с новой орфограммой. У ребят
должна появиться следующая запись: полдня,
пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню,
полуживой.

— Какой морфемой является в этих словах
ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).

4. — Я назову Вам сейчас ингридиенты одного
блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная
капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это
заправляется растительным маслом,уксусом,
горчицей, сахаром. (Винегрет).

— Составьте небольшой текст(можно шуточного
характера),используя как можно больше слов с
ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”.
(Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети
оценивают друг друга. Выставляем оценки).

VI. Итоги урока.

— Какова грамматическая тема нашего урока?
Какие задачи Вы поставили в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с
существительными через дефис, а когда слитно?
(Следуют ответы)

— Каков способ образования таких слов? Какой
морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

— Достигли ли мы целей урока?

— Весело ли Вам было?

— Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?

— Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки
за урок получают…

VII. Домашнее задание.

Составьте текст о приготовлении любимого блюда
по аналогии с классной работой, употребляя
существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Презентация.

Список использованной литературы:

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык
    (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург,
    “Тригон”,1997.
  2. Интернет-ресурсы, использованные для
    подготовки урока:
  3. http://muzofon. com/search/

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

Тема: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

Цель (обучающая):

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

– будут знать правило написания сложных имён существительных с корнями пол- (полу-);
– будут уметь правильно писать сложные существительные с корнями пол- (полу-) и употреблять данные слова в речи;
– смогут выполнить самостоятельную работу.

Презентация: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

Ход урока

I Организационный момент

– Ребята! В начале урока предлагаю послушать притчу. Подумайте, какую мысль доносит до нас автор.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить всё, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это всё?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это всё, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Определите основную мысль притчи. (От самого человека зависит его жизнь: счастье, успех, богатство, только нужно приложить усилия).

На уроках вы получаете семена знаний, которые в ваших силах либо вырастить и преумножить, либо загубить. Всё в ваших руках.

Запись даты, словосочетания «Классная работа».
Строчка для темы остаётся свободной

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Слитное и дефисное написание сложных имён существительных». Дома вы должны были выучить правило и выполнить упражнение 332. Это задание мы проверим следующим образом: вам предстоит ответить на вопросы по теории

СЛАЙД 2 «Продолжите предложение»
1. Сложное имя существительное – это существительное, которое состоит из… (двух и более корней).
2. Правописание сложных существительных зависит от способа… (словообразования).
3. Если существительное образовано способом сложения с помощью соединительной морфемы, то оно пишется… (слитно).
4. СЛАЙД 3 Если существительное образовано способом сложения без соединительной морфемы, то оно пишется… (через дефис).
5. Сложные существительные с корнем пол- и соединительной морфемой –у- пишутся… (слитно).
6. Сложные существительные с корнем пол- пишутся через дефис перед… (гласной, прописной и буквой л).
СЛАЙД 4 «Найдите лишнее слово»
7. (Слово)образование, (языко)знание, (северо)запад, (пыле)удалитель.
8. (Полу)круг, (пол)батона, (пол)лайма, (пол)версты.
Самопроверка по СЛАЙДАМ 4–6

Если всё правильно – 8 баллов
Взаимопроверка упр. 332
СЛАЙД 5

Оценивание: 2 балла, если всё правильно, 1 – если есть 1–2 ошибки.

Примечание: отметки за д/з (правило и упр.) можно выставить двум учащимся. Остальные накапливают баллы в течение урока.

III Переход к теме. Создание проблемной ситуации

Вы неплохо усвоили тему и, думаю, что сможете мне помочь решить такую проблему. Вчера врач назначила лекарство моему сыну и написала, как его следует принимать. Запись выглядела следующим образом:

СЛАЙД 6

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

Всё ли тут правильно написано? Сможете ли вы объяснить?

IV Тема, цель урока

Сегодня мы продолжим изучать тему «Правописание сложных существительных с корнем пол-»

СЛАЙД 7

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

К концу урока вы сможете заработать 10 баллов – 8 – за самостоятельную работу и 2 балла – за правильно выполненные задания в ходе урока.

V Изучение новой темы

1 Работа в парах с карточками

Сравните данные сочетания. Определите часть речи выделенных слов. Сделайте вывод о правописании.

Пол-яблока – пол зелёного яблока
Полгруши – пол спелой груши
Полтетради – пол толстой тетради
Полкомнаты – пол большой комнаты

2) Работа с учебником

Сравните свои предположения с материалом учебника (с. 155).

VI Закрепление

1 Упр. 336 (по вариантам по две пары слов)

Два человека работают у доски.

+ Разобрать по составу слова пол-ложки и полтарелки.

2 Зрительный диктант

СЛАЙД 8

Придумайте названия данным картинкам. Обязательное условие – это должны быть имена существительные с корнем пол-. Употребите их как без прилагательных, так и с прилагательными. С одним словом составьте предложение.

Задание выполняется по рядам в парах.

Проверьте по СЛАЙДУ 9

Полрыбы – пол живой рыбы

Полкорабля – пол большого корабля

Полмяча – пол футбольного мяча

Полгитары – пол деревянной гитары

Пол-лодки – пол новой лодки

Пол-яблока – пол красного яблока

Полтелефона – пол серого телефона

Пол-лимона – пол жёлтого лимона

Полсумки – пол белой сумки

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

3 Гимнастика для глаз

4 Работа в парах. Наблюдение над языковым материалом, упр. 337 (подумать над вопросом, от чего зависит появление соединительной морфемы –у-).

5 Самостоятельная работа с упр. 337 (з. 3 – по рядам, три человека – у доски).

Проверьте по СЛАЙДУ 10

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

6 Возвращение к предложению и задачам урока.

СЛАЙД 11

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полУчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

СЛАЙД 12

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

7 Самостоятельная работа с текстом на карточках

– Я назову ингредиенты блюда, название которого вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 13

Свёкла, морковь, огурец, картофель, квашеная капуста, репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, сахаром. (Винегрет).

Лексико-орфографическая работа со словом ВИНЕГРЕТ.

Этимология: слово винегрет заимств. В XVIII в. из франц. яз., где vinaigrette «соус из уксуса и масла» – суф. Производное от vinaigre «уксус», сложения vin «вино» и aigre «кислый». Сущ. Винегрет в значении «мешанина» появляется во 2-й половине XIX в. и является исконно русским. 

Задание – восстановить рецепт салата, раскрывая скобки в тексте на карточках.

Рецепт винегрета

Для приготовления винегрета необходимы следующие продукты: (пол)свёклы и (пол)моркови, отваренные в течение (пол/полу)часа, (пол)огурца, (пол)литра квашеной капусты, (пол)головки репчатого лука.

Для заправки вам понадобится (пол)столовой ложки растительного масла и уксуса, (пол) чайной ложки сахара.

Овощи необходимо порезать кубиками, полить заправкой и перемешать. Приятного аппетита.

Проверьте по СЛАЙДУ 14

Полсвёклы
Полморкови
Получаса
Пол-огурца
Пол-литра
Полголовки
Пол столовой ложки
Пол чайной ложки

VII Подведение итогов урока

Посчитайте свои баллы
Поднимите руки, кто получил желанную отметку.
Что не получилось у того, кто руку не поднял?

VIII Домашнее задание: вопросы на с. 157, упр. 340

– Надеюсь, что из семян, полученных вами на уроке, вырастут крепкие знания, которые пригодятся вам в жизни.

Поделиться ссылкой:

Как правильно: полго́да, пол го́да, полго́да?

Значение слова:

Половина года

Описание:

Сложное существительное среднего рода, 1-го склонения в именительном (или винительном) падеже единственного (или множественного) числа. Отвечает на вопрос «ЧТО?». Склоняется по падежам. Слово «ПОЛГОДА» пишется слитно.
Морфемный разбор слова: «ПОЛ», «ГОД» — корни; «А» — окончание. Ударение приходится на второй слог, на гласный «О».

Синонимы к слову:

  • половина года

Разбор ошибок и правописания

Мы разобрали, как правильно пишется рассматриваемое слово «полго́да», а теперь рассмотрим распространенные ошибки при его написании.

Объяснение:

Слитное или дефисное написание слова — ошибочно. Слова с корнем «ПОЛ» могут писаться слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, что следует за корнем. Сложное существительное «ПОЛГОДА» представлено сочетанием «ПОЛ-» (половина) и существительного в родительном падеже «ГОДА». В нем после «ПОЛ» следует согласная «Г», поэтому в соответствии с правилами русского орфографии слово пишется слитно.

Правило: Сочетания с ПОЛ-

Пишутся через дефис сочетания с пол-, если вторая часть существительное в родительном падеже (или порядковое числительное в роли существительного):

  1. собственное имя: пол-Европы.
  2. начинается с гласной буквы: пол-одиннадцатого;
  3. начинается с согласной л: пол-ломтика;

Остальные сложные существительные с первой частью пол-, за которой следует строчная согласная буква, кроме л пишутся слитно: полкорабля, полпервого.

Примечание: если вторая часть представляет собой сочетание из нескольких слов, то дефисное и слитное написание пол- заменяется на раздельное: пол рабочей недели.


Правило и объяснение аналогичны рассмотренным выше для случая «пол го́да»


Примеры предложений с «полго́да»

  • Прошли полгода, а в наших отношениях ничего не изменилось.
  • За полгода мы проделали много работы и сейчас со счастливыми улыбками смотрели на результат.
  • Полгода ожидания оставили во мне глубокий след.
  • Полгода тянулись очень долго.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полконторы как пишется
  • Полконтинента как пишется
  • Полкомнаты как пишется слитно или раздельно
  • Полкоманды как пишется
  • Полколеса как пишется