Полрыбы как пишется

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Рассмотрим орфографическое правило написания слов с пол-, полу- в русском языке.

Полу- пишется слитно с любой частью речи.

Приведем примеры слов с пол-, полу-.

В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:

  • через дефис
  • слитно
  • раздельно.

Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание таких слов.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфографическому  правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис  после пол- в следующих случаях:

1) если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-ельника
  • пол-ёмкости
  • пол-участка
  • пол-этажа
  • пол-автобуса
  • пол-очка
  • пол-юбки
  • пол-ящика;

2) если второй корень слова начинается с согласного «л»:

  • пол-ладошки
  • пол-лужайки
  • пол-лоскута
  • пол-лагеря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луковицы.

Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.

Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу, как и производное прилагательное «пол-литровый».

3) Дефис ставим после корня пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:

  • пол-Петербурга
  • пол-Оки
  • пол-Байкала
  • пол-России.

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полгорода
  • полдела
  • полжизни
  • ползимы
  • полмиски
  • полтонны
  • полчетвёртого
  • полнеба
  • полкастрюли
  • полстакана
  • полсентября
  • полшприца.

Пол- пишется раздельно

Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, выраженное именем прилагательным, местоимением, порядковым числительным, словосочетание пишется раздельно в три слова:

  • пол морозного февраля;
  • пол чайной ложки;
  • пол морского побережья;
  • пол яблоневого сада;
  • пол сочного арбуза;
  • пол городской окраины;
  • пол жизненной дороги;
  • пол второго этажа;
  • пол седьмого класса;
  • пол моего завтрака;
  • пол нашего двора.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»:

полминуты,
полбагажа

Корень существительного начинается на гласную или на «л»:

пол-листа,
пол-арбуза,

Между пол и словом есть определение:

пол стиральной машины,
пол чайной ложки,
пол Мурманской области,
пол Великого Новгорода

Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:

пол-Москвы,
пол-Африки

Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:

полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный

Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется приставка в- и часть пол-. Такие слова пишутся слитно:

  • работать вполсилы;
  • сидеть вполоборота;
  • остановить вполпути;
  • говорить вполголоса;
  • спать вполглаза.

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 197

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

Тема: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

Цель (обучающая):

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

– будут знать правило написания сложных имён существительных с корнями пол- (полу-);
– будут уметь правильно писать сложные существительные с корнями пол- (полу-) и употреблять данные слова в речи;
– смогут выполнить самостоятельную работу.

Презентация: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

Ход урока

I Организационный момент

– Ребята! В начале урока предлагаю послушать притчу. Подумайте, какую мысль доносит до нас автор.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить всё, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это всё?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это всё, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Определите основную мысль притчи. (От самого человека зависит его жизнь: счастье, успех, богатство, только нужно приложить усилия).

На уроках вы получаете семена знаний, которые в ваших силах либо вырастить и преумножить, либо загубить. Всё в ваших руках.

Запись даты, словосочетания «Классная работа».
Строчка для темы остаётся свободной

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Слитное и дефисное написание сложных имён существительных». Дома вы должны были выучить правило и выполнить упражнение 332. Это задание мы проверим следующим образом: вам предстоит ответить на вопросы по теории

СЛАЙД 2 «Продолжите предложение»
1. Сложное имя существительное – это существительное, которое состоит из… (двух и более корней).
2. Правописание сложных существительных зависит от способа… (словообразования).
3. Если существительное образовано способом сложения с помощью соединительной морфемы, то оно пишется… (слитно).
4. СЛАЙД 3 Если существительное образовано способом сложения без соединительной морфемы, то оно пишется… (через дефис).
5. Сложные существительные с корнем пол- и соединительной морфемой –у- пишутся… (слитно).
6. Сложные существительные с корнем пол- пишутся через дефис перед… (гласной, прописной и буквой л).
СЛАЙД 4 «Найдите лишнее слово»
7. (Слово)образование, (языко)знание, (северо)запад, (пыле)удалитель.
8. (Полу)круг, (пол)батона, (пол)лайма, (пол)версты.
Самопроверка по СЛАЙДАМ 4–6

Если всё правильно – 8 баллов
Взаимопроверка упр. 332
СЛАЙД 5

Оценивание: 2 балла, если всё правильно, 1 – если есть 1–2 ошибки.

Примечание: отметки за д/з (правило и упр.) можно выставить двум учащимся. Остальные накапливают баллы в течение урока.

III Переход к теме. Создание проблемной ситуации

Вы неплохо усвоили тему и, думаю, что сможете мне помочь решить такую проблему. Вчера врач назначила лекарство моему сыну и написала, как его следует принимать. Запись выглядела следующим образом:

СЛАЙД 6

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

Всё ли тут правильно написано? Сможете ли вы объяснить?

IV Тема, цель урока

Сегодня мы продолжим изучать тему «Правописание сложных существительных с корнем пол-»

СЛАЙД 7

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

К концу урока вы сможете заработать 10 баллов – 8 – за самостоятельную работу и 2 балла – за правильно выполненные задания в ходе урока.

V Изучение новой темы

1 Работа в парах с карточками

Сравните данные сочетания. Определите часть речи выделенных слов. Сделайте вывод о правописании.

Пол-яблока – пол зелёного яблока
Полгруши – пол спелой груши
Полтетради – пол толстой тетради
Полкомнаты – пол большой комнаты

2) Работа с учебником

Сравните свои предположения с материалом учебника (с. 155).

VI Закрепление

1 Упр. 336 (по вариантам по две пары слов)

Два человека работают у доски.

+ Разобрать по составу слова пол-ложки и полтарелки.

2 Зрительный диктант

СЛАЙД 8

Придумайте названия данным картинкам. Обязательное условие – это должны быть имена существительные с корнем пол-. Употребите их как без прилагательных, так и с прилагательными. С одним словом составьте предложение.

Задание выполняется по рядам в парах.

Проверьте по СЛАЙДУ 9

Полрыбы – пол живой рыбы

Полкорабля – пол большого корабля

Полмяча – пол футбольного мяча

Полгитары – пол деревянной гитары

Пол-лодки – пол новой лодки

Пол-яблока – пол красного яблока

Полтелефона – пол серого телефона

Пол-лимона – пол жёлтого лимона

Полсумки – пол белой сумки

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

3 Гимнастика для глаз

4 Работа в парах. Наблюдение над языковым материалом, упр. 337 (подумать над вопросом, от чего зависит появление соединительной морфемы –у-).

5 Самостоятельная работа с упр. 337 (з. 3 – по рядам, три человека – у доски).

Проверьте по СЛАЙДУ 10

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

6 Возвращение к предложению и задачам урока.

СЛАЙД 11

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полУчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

СЛАЙД 12

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

7 Самостоятельная работа с текстом на карточках

– Я назову ингредиенты блюда, название которого вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 13

Свёкла, морковь, огурец, картофель, квашеная капуста, репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, сахаром. (Винегрет).

Лексико-орфографическая работа со словом ВИНЕГРЕТ.

Этимология: слово винегрет заимств. В XVIII в. из франц. яз., где vinaigrette «соус из уксуса и масла» – суф. Производное от vinaigre «уксус», сложения vin «вино» и aigre «кислый». Сущ. Винегрет в значении «мешанина» появляется во 2-й половине XIX в. и является исконно русским. 

Задание – восстановить рецепт салата, раскрывая скобки в тексте на карточках.

Рецепт винегрета

Для приготовления винегрета необходимы следующие продукты: (пол)свёклы и (пол)моркови, отваренные в течение (пол/полу)часа, (пол)огурца, (пол)литра квашеной капусты, (пол)головки репчатого лука.

Для заправки вам понадобится (пол)столовой ложки растительного масла и уксуса, (пол) чайной ложки сахара.

Овощи необходимо порезать кубиками, полить заправкой и перемешать. Приятного аппетита.

Проверьте по СЛАЙДУ 14

Полсвёклы
Полморкови
Получаса
Пол-огурца
Пол-литра
Полголовки
Пол столовой ложки
Пол чайной ложки

VII Подведение итогов урока

Посчитайте свои баллы
Поднимите руки, кто получил желанную отметку.
Что не получилось у того, кто руку не поднял?

VIII Домашнее задание: вопросы на с. 157, упр. 340

– Надеюсь, что из семян, полученных вами на уроке, вырастут крепкие знания, которые пригодятся вам в жизни.

Поделиться ссылкой:

Написание пол-, полу- со словами

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

Примеры

  • пол- и гры
  • пол- у част­ка
  • пол- э тажа
  • пол- а вто­бу­са
  • пол- о чка
  • пол- я щика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:

пол м ину­ты,
пол б ага­жаКорень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:

пол- л иста,
пол- а рбу­за,Между пол и сло­вом есть определение:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого НовгородаПрисоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:

пол-Москвы,
пол-АфрикиПрисоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

Правописание слов с пол- (полу-). 6-й класс

Класс: 6

Цель:

  • формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
  • формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
  • обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на вопросы(фронтальная работа):

— На какие две группы по способам образования делятся слова? (Морфемный и неморфемный).

— Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.

(На интерактивной доске в результате ответов учащихся должен появиться слайд№2,приложение 1, с морфемными способами образования слов в виде схемы, рядом предварительно записана схема неморфемных способов образования слов, которую необходимо расшифровать во время беседы с учениками).

— Какие способы образования слов зашифрованы в правом столбике? (Сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса).

— Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом. (Например,сбербанк, спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик; соковыжималка,черноморец).

— Вы многое знаете,но тема “Словообразование” полностью нами ещё не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели урока. (Дети выступают с ответами)

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового.

1. — Прочитаем стихотворение на слайде №3

— Ребята, вы улыбались при чтении данного текста.

— Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-,полу-).

— Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

— А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).

— А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)

3. — А теперь выпишите из стихотворения слова с ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).

— Проанализируем теперь эти примеры, подумаем, почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис? (Находится перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).

— Молодцы, ребята. Вы совершили открытие

4. — Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой”? (полу-пишется слитно). Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

5. Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам самостоятельно составить схему или алгоритм написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу -в тетрадях. В слабом классе ученикам предлагается готовый алгоритм /схема.

6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее удачную.

7. — Ребята, а как вы думаете, чем должно завершаться наше стихотворение? (Подсказкой). Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения(один ученик читает)

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения? (Да).

8. — Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ),пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило. Класс слушает, оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь запишем их по памяти(один ученик у доски).

1. — Как можно закрепить изученное правило? (Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет целая мозаика упражнений. Напишем зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде №6, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7(Полгитары, пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля, пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

2. А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде №8записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), которые Вы должны будете заменить одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

3. А сейчас, ребята, в роли учителя выступят артисты,которые споют весёлый диктант, а Вы должны будете записать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два ученика с последующей проверкой выполненного задания). Звучит аудиозапись (открывать с помощью WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” (смотри приложение №2). Ребята на слух воспринимают текст, выбирают слова с новой орфограммой. У ребят должна появиться следующая запись: полдня, пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню, полуживой.

— Какой морфемой является в этих словах ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).

4. — Я назову Вам сейчас ингридиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом,уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).

— Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).

— Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)

— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

— Достигли ли мы целей урока?

— Весело ли Вам было?

— Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?

— Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают.

VII. Домашнее задание.

Составьте текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

Запомните примеры и объяснения:

ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.

ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.

Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)

Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести — шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)

Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)

Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/639852

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64

Тема: Правописание слов с пол- (полу-).

Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов с начальной частью пол- и полу-.

Задачи урока:

образовательная: углубить знания о способе сложения слов;

развивающая: иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) иметь представление о сложносокращенных словах

воспитывающая: воспитывать у учащихся  любовь  к родному языку, прививать  интерес  к его познанию

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

Грузчик, замочек, пылесос. неприятель, фонарщик

 — Определите способ образования существительных

III. Актуализация знаний

1. Упр.140 (по цепочке)

2. Образуйте сложные слова, запишите их.

Любит книги, варит на пару,  льёт сталь, метает пули, тушит огонь, юный натуралист.

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV.Изучение нового материала

1. — Прочитаем стихотворение на слайде

2. Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов . Назовите тему нашего урока.

— А теперь подумайте, какова  проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (перед согласными).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.

—  А какие согласные не подчиняются правилу (заглавные и л).

— В каком ещё случае пол пишется через дефис? (перед гласной)

— Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ(После ответов следует слайд со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

— Сформулируйте правило.

Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения?

 Давайте проверим,  правильно ли мы сформулировали правило, прочитаем о правописании таких слов в учебнике..Приведите собственные примеры.

V. Первичное закрепление.

1. Объяснительный диктант ( по очереди у доски).

Полсада, полгорода, пол-Саратова, пол-луковицы, пол-ананаса, полметра, полумрак.

2. Зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7

полгруши, полмашины, пол-ложки, пол-огурца, полрепки, пол-арбуза, полвишни,

полпомидора, пол-ананаса, полрыбы.

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

 3.  Выборочный диктант.

Сейчас вы посмотрите и послушаете диктант Леопольда из передачи «Радионяня». Вы должны внимательно слушать и выписывать  называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-

4. — А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), замените их одним словом с пол- и полу-,  устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

— Как написали последнее словосочетание? Почему?

5. Распределительный диктант (самопроверка со слайда)

Пол-Ельца, пол-Тимирязево, полсела, полдома, полкартофелины, полсливы, полмандарина, пол-апельсина, пол чайной ложки, пол-лимона, пол-лаваша, полутен.

6 . Один ученик работает на компьютере с тренажёром и получает оценку, остальные работают по карточкам. (выполнив работу, переворачиваю карточки и сверяют ответы)

Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…

VI. Рефлексия.

— Смогли лы решить проблему, поставленную в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?

— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

VII. Домашнее задание. (на выбор)

1. Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

2. Упр.142

Источник:  

https://www.youtube.com/watch?v=SXW7hJUXhxs

https://kykyryzo.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полручки как пишется
  • Полпенала как пишется
  • Полруки как пишется слитно
  • Полпачки как пишется слово
  • Полрубля как пишется