Морфологический разбор слова полсливы
Предлагаем вашему вниманию результаты морфологического разбора слова полсливы.
Вариант 1:
- Начальная форма: ПОЛСЛИВЫ
- Часть речи: Существительное
- Грамматика: мужской род, множественное число, именительный падеж, неодушевленное
- Начальная форма: ПОЛСЛИВЫ
- Часть речи: Существительное
- Грамматика: мужской род, множественное число, винительный падеж, неодушевленное
- Формы: полслив, полслива, полсливу, полсливом, полсливе, полсливы, полсливов, полсливам, полсливами, полсливах
Вариант 2:
- Начальная форма: ПОЛСЛИВЫ
- Часть речи: Существительное
- Грамматика: женский род, единственное число, родительный падеж, неодушевленное
- Начальная форма: ПОЛСЛИВЫ
- Часть речи: Существительное
- Грамматика: женский род, множественное число, именительный падеж, неодушевленное
- Начальная форма: ПОЛСЛИВЫ
- Часть речи: Существительное
- Грамматика: женский род, множественное число, винительный падеж, неодушевленное
- Формы: полслива, полсливы, полсливе, полсливу, полсливой, полсливою, полслив, полсливам, полсливами, полсливах
Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Рассмотрим орфографическое правило написания слов с пол-, полу- в русском языке.
Полу- пишется слитно с любой частью речи.
Приведем примеры слов с пол-, полу-.
В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:
- через дефис
- слитно
- раздельно.
Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание таких слов.
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1) если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-ельника
- пол-ёмкости
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-юбки
- пол-ящика;
2) если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу, как и производное прилагательное «пол-литровый».
3) Дефис ставим после корня пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Слитное написание слов с пол-
В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.
Понаблюдаем:
- полвека
- полгорода
- полдела
- полжизни
- ползимы
- полмиски
- полтонны
- полчетвёртого
- полнеба
- полкастрюли
- полстакана
- полсентября
- полшприца.
Пол- пишется раздельно
Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, выраженное именем прилагательным, местоимением, порядковым числительным, словосочетание пишется раздельно в три слова:
- пол морозного февраля;
- пол чайной ложки;
- пол морского побережья;
- пол яблоневого сада;
- пол сочного арбуза;
- пол городской окраины;
- пол жизненной дороги;
- пол второго этажа;
- пол седьмого класса;
- пол моего завтрака;
- пол нашего двора.
Таблица «Правописание слов с пол-«
Слитное написание | Дефисное написание | Раздельное написание |
---|---|---|
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»:
полминуты, |
Корень существительного начинается на гласную или на «л»:
пол-листа, |
Между пол и словом есть определение:
пол стиральной машины, |
Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:
пол-Москвы, |
||
Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):
пол-конференц-зала, |
Написание слов с полу-
В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:
полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный
Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется приставка в- и часть пол-. Такие слова пишутся слитно:
- работать вполсилы;
- сидеть вполоборота;
- остановить вполпути;
- говорить вполголоса;
- спать вполглаза.
Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»
Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 197
Правописание слов, начинающихся с пол-/полу-
Для того чтобы слова, начинающиеся с пол-/полу-, не вызывали у вас вопросы в правильности написания, достаточно выучить несколько несложных правил, согласно которым подобные слова пишутся слитно, раздельно либо через дефис.
Чаще всего с приставки пол-/полу- начинаются имена существительные. Большинство из них имеют слитное написание, однако ошибки правописания в подобных случаях встречаются крайне часто даже среди тех, у кого по русскому языку в школе была твердая «пятерка».
Итак, следует просто запомнить несложные правила, регламентирующие слитное написание.
Слитно с приставками пол-/полу- пишутся слова, вторая часть которых начинается с согласной буквы. Для того чтобы лучше запомнить это правило, обратите внимание, что почти все такие слова – имена существительные в форме родительного падежа: полчетвертого, полтарелки, полмандарина, полкружки, полдня, полстоловой, полтарелки, полчаса, полсекунды, полминуты, полгода, полмесяца, полнедели, полмиллиона, полтысячи, полсотни, полвека, полтора (часа) и т.д. Примеры можно приводить бесконечно. Следует запомнить, что имена числительные (полтретьего, полвторого, полпервого, полчетвертого, полпятого, полшестого, полседьмого, полвосьмого, полдевятого и т.д.) всегда пишутся слитно с приставкой пол-.
Что касается приставки полу-, все слова с ней всегда пишутся исключительно слитно: полугодовой, полумесячный, получасовой, полугодие и т.д.
Раздельное написание слов, начинающихся с пол-, встречается реже, чем слитное, однако существует два правила, которые регламентируют именно такое правописание. Первое правило гласит, что, когда между пол- и словом стоит другая часть речи (имя прилагательное или местоимение), такие слова всегда пишутся раздельно. Например: пол твоего яблока, пол этого поля, пол интересной книги, пол стеклянной чашки, пол чайной ложки, пол столовой ложки. Второе правило говорит о правописании со словом половина, которое также является раздельным: половина третьего, половина яблока, половина абрикоса, пять с половиной сантиметров.
Для того чтобы знать, в каких случаях необходимо писать слова с пол- через дефис, необходимо запомнить три случая.
Первый случай – когда слово начинается с гласной: пол-абрикоса, пол-овала, пол-ириски, пол-аршина, пол-обеда, пол-елки, пол-ежевики и т.д.
Второй случай – когда пол- предшествует имени собственному, например, названию города: пол-Москвы, пол-Калининграда, пол-Мурманска, пол-Байкала и т.д.
Третий случай – когда пол- предшествует слову, начинающемуся с буквы «л»: пол-литра, пол-ложки, пол-лимона, пол-лампы.
Цель:
- формирование
умений в написании сложных слов с пол/полу; - формирование
умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий; - обучение
чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования
слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на
вопросы(фронтальная работа):
— На какие две группы по способам образования делятся слова?
(Морфемный и неморфемный).
— Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.
— Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом.
(Например,сбербанк, спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик;
соковыжималка,черноморец).
III. Целеполагание.
Записать высказывание: Лучшие гневаются
мгновенно ,худшие-никогда не свободны от гнева, средние-полдня. (Как вы
понимаете это высказывание? Назовите изученные орфограммы .Написание какого
слова вызвало у вас затруднение?)
— Вы многое знаете,но тема “Словообразование” полностью нами ещё
не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте тему нашего
урока сегодня. (Дети выступают с ответами)
— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом
образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова.
IV. Изучение нового.
1.На слайде представлены слова с ПОЛ- и ПОЛУ-
2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как
пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
— А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока?
(Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).
— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно.
Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах
стоит ПОЛ? .
— А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).
— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.
(Если слово начинается с согласного звука)
— Подумаем, почему в словах ПОЛ- пишется дефис? (Находится
перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).
— Молодцы, ребята.
2.Следующее задание-кодированный диктант .
Учащиеся пишут 1, если слово пишется слитно, 2,если слово пишется
раздельно.(Полулегально,пол-университета,пол-холодильника,ползала,полуправда,пол-яйца,пол-ложки,пол-ларца,полстакана.пол-Ростова,пол-одиннадцатого).Код-12111222122.
Самопроверка, выставить на полях оценку.
3.Работа в группах- 1ряд записывает слова, которые пишутся
слитно,. 2 ряд записывает слова, которые пишутся через дефис (Полсливы,полмандарина,пол-апельсина,пол-абрикоса,пол-лимона,пол-лаваша,полутемный,
полуавтомат, пол-Москвы, полдома ,полкартофелины , пол-Волги). Осуществляется
самопроверка ,подсчитывается количество баллов, на полях тетради учащийся
выставляет себе оценку.
V. Закрепление.
1. А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде
записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500
метров, половина года, половина земного шара), которые Вы должны будете
заменить одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно объяснить написание
(один ученик работает у доски).
— Какой морфемой является в этих словах ПОЛ-/ ПОЛУ-.
2. Составьте небольшой текст(можно шуточного
характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я отдыхаю.”
(Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем
оценки).
VI. Итоги урока.
— Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы
поставили в начале урока?
— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис,
а когда слитно? (Следуют ответы)
— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является
ПОЛ-/ПОЛУ-?
— Достигли ли мы целей урока?
— Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?
— Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Подсчитайте количество
баллов, которые вы заработали на уроке, и разделите на количество оцениваемых
заданий. Это и есть ваша оценка за урок.
VII. Домашнее задание.
Напишите 20 слов на изученную нами на уроке орфограмму..