Полтелефона как пишется

«Пол города» или «полгорода» как пишется? Запомните правило.

Чтобы разобраться слитно или раздельно пишется слово «полгорода», нужно вспомнить несложно орфографическое правило. Сделаем это вместе.

Правильно пишется

Согласно нормам правописания сложное существительное следует писать вместе – полгорода

Какое правило

Словообразовательный элемент «пол-» пишется слитно с существительными, начинающимися на согласную букву, кроме «л» и любой прописной буквы. Сравним: полдивана, полтелефона, полкресла.

Раздельное написание возможно, только если между словами есть другое слово: пол красного ведра.

Примеры предложений

  • Сегодня полгорода собралось на музыкальном фестивале.
  • Сегодня была такая жара, что полгорода предпочло остаться дома.

Неправильно пишется

Неверно писать это существительное раздельно или через дефис – пол города, пол-города.

Предыдущая

Русский язык«Неполностью» или «не полностью» как пишется правильно?

Следующая

Русский язык«Будь-то» или «будь то» как пишется? Запомните 1 правило!

Перейти к контенту

Содержание

  1. Правильно пишется
  2. Какое правило
  3. Примеры предложений
  4. Неправильно пишется

Чтобы разобраться слитно или раздельно пишется слово «полгорода», нужно вспомнить несложно орфографическое правило. Сделаем это вместе.

Правильно пишется

Согласно нормам правописания сложное существительное следует писать вместе – полгорода.

Какое правило

Словообразовательный элемент «пол-» пишется слитно с существительными, начинающимися на согласную букву, кроме «л» и любой прописной буквы.

Сравним: полдивана, полтелефона, полкресла. Раздельное написание возможно, только если между словами есть другое слово: пол красного ведра.

Примеры предложений

  • Сегодня полгорода собралось на музыкальном фестивале.
  • Сегодня была такая жара, что полгорода предпочло остаться дома.

Неправильно пишется

Неверно писать это существительное раздельно или через дефис – пол города, пол-города.

( 7 оценок, среднее 3.29 из 5 )

Правописание сложных существительных с «пол» часто вызывает затруднения. К данной категории слов относится и анализируемая лексема. Какой вариант является безошибочным: «полгорода» или «пол города»? Такой вопрос хоть раз в жизни, но задавал себе человек, создающий письменное высказывание.

Как правильно пишется?

Единственно правильная трактовка написания ─ «полгорода».

Какое правило применяется?

«Пол» пишется слитно, если корень начинается с согласной, за исключением буквы «л».

Анализируемая языковая единица является именем существительным, так как отвечает на вопрос «что?». Образовано путем слияния частицы «пол» и слова «город», корень которого начинается с буквы «г».

Значит, согласно языковым нормам, верной является форма «полгорода».

Примеры предложений

  • На праздничной дискотеке, посвященной Дню Победы, присутствовало полгорода.
  • Друзья проехали полгорода, но так и не смогли найти стоянку для машин.
  • Полгорода было разрушено в результате сильного землетрясения.
  • Полгорода было засажено синими ирисами белыми фиалками.

Как неправильно писать?

Недопустимые формы: «пол города», «пол-города».

Чтобы разобраться слитно или раздельно пишется слово «полгорода», нужно вспомнить несложно орфографическое правило. Сделаем это вместе.

Правильно пишется

Согласно нормам правописания сложное существительное следует писать вместе – полгорода.

Какое правило

Словообразовательный элемент «пол-» пишется слитно с существительными, начинающимися на согласную букву, кроме «л» и любой прописной буквы.

Сравним: полдивана, полтелефона, полкресла. Раздельное написание возможно, только если между словами есть другое слово: пол красного ведра.

Примеры предложений

  • Сегодня полгорода собралось на музыкальном фестивале.
  • Сегодня была такая жара, что полгорода предпочло остаться дома.

Неправильно пишется

Неверно писать это существительное раздельно или через дефис – пол города, пол-города.

Многие из нас ежедневно что-нибудь пишут, стараясь при этом соблюдать правила орфографии и пунктуации. Но бывает, что мы не знаем, как правильно написать то или иное слово. В такие моменты полезно вспомнить правила русского языка. Сегодня поговорим о том, как пишется «пол» с разными словами. 

В первую очередь, стоит отметить, что те, кто считают «пол» приставкой, ошибаются, «пол» —  это полноправный корень слова. Данный корень пишется через дефис, слитно или раздельно.

Слитно этот корень пишется в случае, если после него идёт согласная буква (кроме буквы «л»): полстены, полкруга и так далее. Помимо этого, есть корень «полу», который всегда пишется со словами слитно: полусвет, полумрак. 

Рассмотрим случаи написания через дефис. Через дефис данный корень пишется, если после него слово  начинается со следующих букв:

  • с буквы «л»: пол-лимона;
  • с гласной буквы: пол-яблока, пол-океана;
  • с заглавной буквы: пол-Азии, пол-Москвы.

Необходимо запомнить исключение: поллитровка, но пол-литра, пол-литровый.

Если же «пол» от существительного отделяется определением, то все пишется раздельно: пол столовой ложки, пол яблочного сока.

Русский язык. Правила русского языка. Правописание.

Как правильно пишется слово — «пол села», полсела» или «пол-села»?

Раздельно, слитно или через дефис? Почему? Составьте пример предложения

Для правильного написания сложного существительного, которое обозначает половину чего-либо, необходимо воспользоваться правилом, которое гласит.

Существительные с первой частью «пол» пишутся через дефис в следующих случаях:

• когда второе слово начинается с гласной буквы.

пол-ананаса, пол-улицы, пол-одиннадцатого, пол-яблока.

• когда второе слово начинается с буквы «л».

пол-лимона, пол-лукошка, пол-лестницы, пол-листа.

• когда второе слово является именем собственным.

пол-Москвы, пол-Европы, пол-Днепра.

Во всех остальных случаях все слова с первой частью «пол» правильно писать слитно.

Полнеба, полчаса, полдня, полморя, в том числе и полсела.

Полсела уже было охвачено пожаром, вторую часть удалось отстоять жителям и пожарным.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Любов­ь Месси­нг
[247K]

4 месяца назад

Насколько я помню ещё со школьных времён, дефис ставится в случае, если после слова «пол» следует имя собственное. Например, пол-Киева, пол-Питера, пол-Германии, пол-Америки, пол-Байкала и т.д.

То же самое написание «пол» в первой части слова, если вторая часть слова начинается на гласную букву. Например, пол-яблока, пол-ананаса, пол-озера, пол-океана, пол-огурца, пол-оборота, пол-астероида, пол-облака, пол-оврага, пол-острога, пол-угла и пр.

Хотя понятнее и правильнее, но гораздо длиннее было бы выговаривать и писать вместо частицы «пол» слово «половина» или «половинка». Вот и появилась в русском языке сокращающая слово частица «пол».

Также частица «пол» пишется через дефис со словами, начинающимися на букву «л». Пример таких слов: пол-лифта, пол-литровый, пол-линейки, пол-личинки, пол-лета, пол-линии.

Все прочие слова с частицей «пол» можно писать без дефиса. Например, полдачи, полминуты, полвека, полкниги, полсела, полдеревни, полгорода, полморя, полсуши, полдороги, полванны, полстола, полдивана и т.п.

На свадьбе Геннадия и Милены гуляло полсела, и так хорошо было гостям, что они веселились до самого рассвета

Для того чтобы пол*села писалось раздельно, необходимо, чтобы между пол- и именем существительным села стояло слово, выступающее определением для существительного село, например, пол нашего села, пол следующего села, пол живописного села и так далее. Поскольку это условие не выполняется, писать раздельно нельзя.

Пол- со следующим за ним словом пишется через дефис, если:

-следующее слово начинается с гласной буквы: пол-апельсина, пол-января;

-следующее слово начинается с согласной л: пол-линейки, пол-лепнины;

-следующее слово начинается с заглавной буквы ( является именем собственным ): пол-Мадрида, пол-Днепра.

К случаю из вопроса ни одно из этих условий не подходит.

Во всех остальных случаях пол- со словами пишется слитно.

Значит следует писать слитно полсела.

Урани­я
[125K]

более года назад

«Пол» (половина) — это так называемый префиксоид, который выступает в роли приставки с последующим существительным, стоящим в родительном падеже в слове «полсела». Уточним, что ударение в слове падает на последний слог.

По правилам русского языка пишется существительное слитно – «полсела», так как следующий за ней корень «-сел-» начитается на согласную букву, которая, в свою очередь, не является буквой «-л-», что заставило бы нас написать это слово через дефис.

Приведем пример предложения с этим словом:

  • На свадьбу молодые пригласили полсела.
  • На собрание ветеранов в клубе собралось более, чем полсела.

Жил-был Алёша
[465]

4 года назад

Для того чтобы правильно написать слово «пол(-)села», нам надо вспомнить правило, касающееся дефисного, слитного и раздельного написания слов с пол- (половина).

Написание через дефис:

а) вторая часть слова начинается с гласной буквы: пол-ананаса, пол-армии, пол-оборота, пол-одиннадцатог­о;

б) вторая часть слова начинается с буквы л, кроме слова «поллитровка» (исключение): пол-лимонада, пол-лимузина, пол-листа;

в) вторая часть слова начинается с прописной (заглавной) буквы: пол-России, пол-Сибири, пол-Амура.

Слитное написание:

а) вторая часть слова начинается с согласной буквы: полбанки, полметра, полкомнаты, полвторого.

Раздельное написание:

а) между частями слова есть согласованное определение: пол столовой ложки; пол нашего дома; пол солёного огурца.

Возвращаемся к слову «пол(-)села». Поскольку вторая часть слова начинается с согласной буквы (с буквы с), то, исходя из правила, слово с пол- следует писать слитно.

Правильное написание: полсела.

Предложения:

  • Полсела гуляло на свадьбе комбайнёра.
  • – Аккуратнее, а то полсела взлетит на воздух.

З В Ё Н К А
[758K]

более года назад

«Пол села». Подобное словосочетание, как и «пол улицы», было бы практически абсурдным, а слова такого нет. Поэтому писать «пол улицы» таким способом не посоветую. «Катя на пол сЕла» — вот так можно.

«Полсела». Пожалуй, в отдельных словарях слово «полсела» может найтись. Если нет, то образование «полсела» всё равно верно сконструировано. «Полсела» — верный вариант, потому что часть слова «-села» начинается с согласной «-с», но не с «л». Например (предложение): «Степан полсела обошёл в поисках воды».

«Пол-села». Всё верно, кроме ненужного дефиса. Он некорректен между буквами «л» и «с» по причине, которая указана выше. Элементы «пол» и «села» пишутся слитно.

Alex2­837
[103K]

более года назад

Для того, чтобы определить, как нужно правильно писать слова с приставкой «пол-«, нужно вспомнить одно несложное правило русского языка.

Приставка «пол-» пишется через дефис только в трёх случаях:

  • слово начинается с заглавной буквы. Обычно это какие-либо географические названия. Например, пол-Москвы.
  • слово начинается на букву «л». Например, пол-ложки, пол-лимона, пол-литра.
  • слово начинается на гласную букву. Например, пол-арбуза, пол-апельсина.

Во всех остальных случаях слова с приставкой «пол-» пишутся слитно.

Слово «село» не относится ни к одному из указанных выше случаев. Значит правильно нужно писать «полсела«, то есть слитно.

владс­андро­вич
[698K]

более года назад

Слитный вариант «полсела» является верным, так как в русском языке есть такое правило что существительные, имена нарицательные которые начинаются с согласной буквы и любой кроме «л», пишутся с «пол» всегда слитно.

Знаете ответ?

Пол поселка как пишется

Русский язык. Правила русского языка. Правописание.

Как правильно пишется слово — «пол села», полсела» или «пол-села»?

Раздельно, слитно или через дефис? Почему? Составьте пример предложения

2 ответа:

Пол поселка как пишется



4



0

Для того чтобы пол*села писалось раздельно, необходимо, чтобы между пол- и именем существительным села стояло слово, выступающее определением для существительного село, например, пол нашего села, пол следующего села, пол живописного села и так далее. Поскольку это условие не выполняется, писать раздельно нельзя.

Пол- со следующим за ним словом пишется через дефис, если:

-следующее слово начинается с гласной буквы: пол-апельсина, пол-января;

-следующее слово начинается с согласной л: пол-линейки, пол-лепнины;

-следующее слово начинается с заглавной буквы ( является именем собственным ): пол-Мадрида, пол-Днепра.

К случаю из вопроса ни одно из этих условий не подходит.

Во всех остальных случаях пол- со словами пишется слитно.

Значит следует писать слитно полсела.

Пол поселка как пишется



2



0

Для того чтобы правильно написать слово «пол(-)села», нам надо вспомнить правило, касающееся дефисного, слитного и раздельного написания слов с пол- (половина).

Написание через дефис:

а) вторая часть слова начинается с гласной буквы: пол-ананаса, пол-армии, пол-оборота, пол-одиннадцатог­<wbr />о;

б) вторая часть слова начинается с буквы л, кроме слова «поллитровка» (исключение): пол-лимонада, пол-лимузина, пол-листа;

в) вторая часть слова начинается с прописной (заглавной) буквы: пол-России, пол-Сибири, пол-Амура.

Слитное написание:

а) вторая часть слова начинается с согласной буквы: полбанки, полметра, полкомнаты, полвторого.

Раздельное написание:

а) между частями слова есть согласованное определение: пол столовой ложки; пол нашего дома; пол солёного огурца.

Возвращаемся к слову «пол(-)села». Поскольку вторая часть слова начинается с согласной буквы (с буквы с), то, исходя из правила, слово с пол- следует писать слитно.

Правильное написание: полсела.

Предложения:

  • Полсела гуляло на свадьбе комбайнёра.
  • – Аккуратнее, а то полсела взлетит на воздух.

Читайте также

Пол поселка как пишется

Неправдиво и не правдиво пишется слитно или раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

Прилагательное «правдивый» образует с помощью приставки не- слово с противоположным значением. А от него образуется однокоренное наречие.

Это словообразование выглядит так:

правдивый — неправдивый — неправдиво.

Это прозвучало (как?) неправдиво.

Слово «неправдиво» может быть также краткой формой среднего рода прилагательного.

Ваше заявление (каково?) неправдиво.

Эти слова разных частей речи можно заменить словом «лживо»,»недостоверн­<wbr />о». Слово «неправдиво» в таком предложении пишется слитно.

«Не правдиво» пишется раздельно с отрицательной частицей «не», если в предложении имеются следующие грамматические условия:

1) противопоставление

Ваше утверждение не правдиво, а лживо.

2) слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»

Это далеко (вовсе, отнюдь) не правдиво.

3) отрицательные слова с ни- (местоимение или наречие)

Нисколько не правдиво это заключение.

Пол поселка как пишется

Есть правило, состоящее из нескольких пунктов, нужно смотреть его и выбирать, к какому пункту правила относится предложение или сочетание слов.

Пол поселка как пишется

  1. Слово без «не» существует — верующий.
  2. В предложении с союзом «а» пишется раздельно: Он не верующий, а атеист.
  3. С перечисленными в правиле словами: Он далеко не верующий — тоже раздельно.
  4. Нет перечисленных слов и противопоставления, пишем слитно: Фома неверующий.
  5. Также можно подобрать синоним (не верующий — атеист), поэтому «Фома неверующий» по двум правилам пишется слитно.

Пол поселка как пишется

Для того чтобы разобраться с правописанием этого слова, надо понять какая перед нами часть речи.

«Оправдан(н)о» может выступать кратким прилагательным (и тогда пишем -нн-), а может быть кратким причастием ( тогда пишем одно -н-).

Примеры.

  • «Применение этого средства оправдано (что сделано?) быстрым результатом» — здесь, кроме вопроса, на то, что слово выступает в качестве причастия, указывает наличие зависимых слов. Следовательно, пишем -н-.

«Гражданка была оправдана судом» — тоже причастие.

  • «Мы считаем, что эти слухи оправданны».

«Написание с прописной буквы оправданно».

В этих примерах слово выступает прилагательным, зависимых слов нет (это основной признак, который позволяет различить части речи), следовательно, пишем -нн-.

Теперь что касается слитного и раздельного написания приставки не-.

С прилагательным пишем слитно, если в контексте отсутствует противопоставление и подчеркивается больше чувствуется отрицание положительного признака.

«Мы считаем, что эти слухи неоправданны».

В случае с кратким причастием не- пишем только раздельно. «Применение этого средства не оправдано быстрым результатом».

Пол поселка как пишется

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить к какой части речи относится слово «не доказано». Мы видим, что слово «не доказано» отвечает на вопрос «Что сделано?», следовательно перед нами краткое причастие. А теперь вспомним правила русского языка, из которых следует, что краткие причастия пишутся с «не» раздельно.

Примеры предложения.

Участие Петрова в этом преступление не доказано.

Эта гипотеза не доказана.

Теорема не доказана.

Пол поселка как пишется

Прилагательное «негениальный»(какой­<wbr />?)как мне кажется, пишется слитно, потому, что к этому слову с частицей «не» можно подобрать синоним без частицы «не»: бесталанный. Примеры предложений: «Прослушав его музыку, я поняла, что это совершенно не гениальный композитор» — здесь есть усилительное слово «совершенно» поэтому слово «Не гениальный» пишется раздельно, » В тот момент, я видела негениальную игру на сцене».

Мария ГОВИЧ,
учитель русского языка и литературы
ГУО «Средняя школа № 7 г. Сморгони»,
Гродненская область

Тема: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

Цель (обучающая):

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

– будут знать правило написания сложных имён существительных с корнями пол- (полу-);
– будут уметь правильно писать сложные существительные с корнями пол- (полу-) и употреблять данные слова в речи;
– смогут выполнить самостоятельную работу.

Презентация: Правописание и употребление в речи существительных с корнем пол-

Ход урока

I Организационный момент

– Ребята! В начале урока предлагаю послушать притчу. Подумайте, какую мысль доносит до нас автор.

Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
– Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью.
– Да, это Я, – ответил Бог.
– А что у Тебя можно купить? – спросила женщина.
– У меня можно купить всё, – прозвучал ответ.
– В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
– И это всё?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина.
– Да, это всё, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?

Определите основную мысль притчи. (От самого человека зависит его жизнь: счастье, успех, богатство, только нужно приложить усилия).

На уроках вы получаете семена знаний, которые в ваших силах либо вырастить и преумножить, либо загубить. Всё в ваших руках.

Запись даты, словосочетания «Классная работа».
Строчка для темы остаётся свободной

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке мы с вами начали изучать тему «Слитное и дефисное написание сложных имён существительных». Дома вы должны были выучить правило и выполнить упражнение 332. Это задание мы проверим следующим образом: вам предстоит ответить на вопросы по теории

СЛАЙД 2 «Продолжите предложение»
1. Сложное имя существительное – это существительное, которое состоит из… (двух и более корней).
2. Правописание сложных существительных зависит от способа… (словообразования).
3. Если существительное образовано способом сложения с помощью соединительной морфемы, то оно пишется… (слитно).
4. СЛАЙД 3 Если существительное образовано способом сложения без соединительной морфемы, то оно пишется… (через дефис).
5. Сложные существительные с корнем пол- и соединительной морфемой –у- пишутся… (слитно).
6. Сложные существительные с корнем пол- пишутся через дефис перед… (гласной, прописной и буквой л).
СЛАЙД 4 «Найдите лишнее слово»
7. (Слово)образование, (языко)знание, (северо)запад, (пыле)удалитель.
8. (Полу)круг, (пол)батона, (пол)лайма, (пол)версты.
Самопроверка по СЛАЙДАМ 4–6

Если всё правильно – 8 баллов
Взаимопроверка упр. 332
СЛАЙД 5

Оценивание: 2 балла, если всё правильно, 1 – если есть 1–2 ошибки.

Примечание: отметки за д/з (правило и упр.) можно выставить двум учащимся. Остальные накапливают баллы в течение урока.

III Переход к теме. Создание проблемной ситуации

Вы неплохо усвоили тему и, думаю, что сможете мне помочь решить такую проблему. Вчера врач назначила лекарство моему сыну и написала, как его следует принимать. Запись выглядела следующим образом:

СЛАЙД 6

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

Всё ли тут правильно написано? Сможете ли вы объяснить?

IV Тема, цель урока

Сегодня мы продолжим изучать тему «Правописание сложных существительных с корнем пол-»

СЛАЙД 7

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

К концу урока вы сможете заработать 10 баллов – 8 – за самостоятельную работу и 2 балла – за правильно выполненные задания в ходе урока.

V Изучение новой темы

1 Работа в парах с карточками

Сравните данные сочетания. Определите часть речи выделенных слов. Сделайте вывод о правописании.

Пол-яблока – пол зелёного яблока
Полгруши – пол спелой груши
Полтетради – пол толстой тетради
Полкомнаты – пол большой комнаты

2) Работа с учебником

Сравните свои предположения с материалом учебника (с. 155).

VI Закрепление

1 Упр. 336 (по вариантам по две пары слов)

Два человека работают у доски.

+ Разобрать по составу слова пол-ложки и полтарелки.

2 Зрительный диктант

СЛАЙД 8

Придумайте названия данным картинкам. Обязательное условие – это должны быть имена существительные с корнем пол-. Употребите их как без прилагательных, так и с прилагательными. С одним словом составьте предложение.

Задание выполняется по рядам в парах.

Проверьте по СЛАЙДУ 9

Полрыбы – пол живой рыбы

Полкорабля – пол большого корабля

Полмяча – пол футбольного мяча

Полгитары – пол деревянной гитары

Пол-лодки – пол новой лодки

Пол-яблока – пол красного яблока

Полтелефона – пол серого телефона

Пол-лимона – пол жёлтого лимона

Полсумки – пол белой сумки

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

3 Гимнастика для глаз

4 Работа в парах. Наблюдение над языковым материалом, упр. 337 (подумать над вопросом, от чего зависит появление соединительной морфемы –у-).

5 Самостоятельная работа с упр. 337 (з. 3 – по рядам, три человека – у доски).

Проверьте по СЛАЙДУ 10

Поставьте за задание 1 балл, если всё правильно.

6 Возвращение к предложению и задачам урока.

СЛАЙД 11

«Стоптуссин» принимать по пол чайной ложки три раза в день. В течение полУчаса после приёма лекарства воздержаться от приёма пищи.

СЛАЙД 12

Задачи:

1) будем знать правило написания сложных существительных с корнем пол-;
2) будем уметь правильно писать и употреблять в речи сложные существительные с корнем пол-;
3) сможем составить рецепт блюда с использованием сложных существительных.

7 Самостоятельная работа с текстом на карточках

– Я назову ингредиенты блюда, название которого вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 13

Свёкла, морковь, огурец, картофель, квашеная капуста, репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, сахаром. (Винегрет).

Лексико-орфографическая работа со словом ВИНЕГРЕТ.

Этимология: слово винегрет заимств. В XVIII в. из франц. яз., где vinaigrette «соус из уксуса и масла» – суф. Производное от vinaigre «уксус», сложения vin «вино» и aigre «кислый». Сущ. Винегрет в значении «мешанина» появляется во 2-й половине XIX в. и является исконно русским. 

Задание – восстановить рецепт салата, раскрывая скобки в тексте на карточках.

Рецепт винегрета

Для приготовления винегрета необходимы следующие продукты: (пол)свёклы и (пол)моркови, отваренные в течение (пол/полу)часа, (пол)огурца, (пол)литра квашеной капусты, (пол)головки репчатого лука.

Для заправки вам понадобится (пол)столовой ложки растительного масла и уксуса, (пол) чайной ложки сахара.

Овощи необходимо порезать кубиками, полить заправкой и перемешать. Приятного аппетита.

Проверьте по СЛАЙДУ 14

Полсвёклы
Полморкови
Получаса
Пол-огурца
Пол-литра
Полголовки
Пол столовой ложки
Пол чайной ложки

VII Подведение итогов урока

Посчитайте свои баллы
Поднимите руки, кто получил желанную отметку.
Что не получилось у того, кто руку не поднял?

VIII Домашнее задание: вопросы на с. 157, упр. 340

– Надеюсь, что из семян, полученных вами на уроке, вырастут крепкие знания, которые пригодятся вам в жизни.

Поделиться ссылкой:

«Пол города» или «полгорода» как пишется? Запомните правило.

Чтобы разобраться слитно или раздельно пишется слово «полгорода», нужно вспомнить несложно орфографическое правило. Сделаем это вместе.

Правильно пишется

Согласно нормам правописания сложное существительное следует писать вместе – полгорода

Согласно нормам правописания сложное существительное следует писать вместе – полгорода

Какое правило

Словообразовательный элемент «пол-» пишется слитно с существительными, начинающимися на согласную букву, кроме «л» и любой прописной буквы. Сравним: полдивана, полтелефона, полкресла.

Раздельное написание возможно, только если между словами есть другое слово: пол красного ведра.

Примеры предложений

  • Сегодня полгорода собралось на музыкальном фестивале.
  • Сегодня была такая жара, что полгорода предпочло остаться дома.

Неправильно пишется

Неверно писать это существительное раздельно или через дефис – пол города, пол-города.

Написание пол-, полу- со словами

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

Примеры

  • пол- и гры
  • пол- у част­ка
  • пол- э тажа
  • пол- а вто­бу­са
  • пол- о чка
  • пол- я щика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:

пол м ину­ты,
пол б ага­жаКорень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:

пол- л иста,
пол- а рбу­за,Между пол и сло­вом есть определение:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого НовгородаПрисоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:

пол-Москвы,
пол-АфрикиПрисоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

Правописание слов с пол- (полу-). 6-й класс

Класс: 6

Цель:

  • формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
  • формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
  • обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на вопросы(фронтальная работа):

— На какие две группы по способам образования делятся слова? (Морфемный и неморфемный).

— Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.

(На интерактивной доске в результате ответов учащихся должен появиться слайд№2,приложение 1, с морфемными способами образования слов в виде схемы, рядом предварительно записана схема неморфемных способов образования слов, которую необходимо расшифровать во время беседы с учениками).

— Какие способы образования слов зашифрованы в правом столбике? (Сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса).

— Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом. (Например,сбербанк, спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик; соковыжималка,черноморец).

— Вы многое знаете,но тема “Словообразование” полностью нами ещё не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели урока. (Дети выступают с ответами)

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового.

1. — Прочитаем стихотворение на слайде №3

— Ребята, вы улыбались при чтении данного текста.

— Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-,полу-).

— Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

— А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).

— А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)

3. — А теперь выпишите из стихотворения слова с ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).

— Проанализируем теперь эти примеры, подумаем, почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис? (Находится перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).

— Молодцы, ребята. Вы совершили открытие

4. — Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой”? (полу-пишется слитно). Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

5. Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам самостоятельно составить схему или алгоритм написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу -в тетрадях. В слабом классе ученикам предлагается готовый алгоритм /схема.

6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее удачную.

7. — Ребята, а как вы думаете, чем должно завершаться наше стихотворение? (Подсказкой). Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения(один ученик читает)

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения? (Да).

8. — Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ),пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило. Класс слушает, оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь запишем их по памяти(один ученик у доски).

1. — Как можно закрепить изученное правило? (Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет целая мозаика упражнений. Напишем зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде №6, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7(Полгитары, пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля, пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

2. А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде №8записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), которые Вы должны будете заменить одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

3. А сейчас, ребята, в роли учителя выступят артисты,которые споют весёлый диктант, а Вы должны будете записать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два ученика с последующей проверкой выполненного задания). Звучит аудиозапись (открывать с помощью WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” (смотри приложение №2). Ребята на слух воспринимают текст, выбирают слова с новой орфограммой. У ребят должна появиться следующая запись: полдня, пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню, полуживой.

— Какой морфемой является в этих словах ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).

4. — Я назову Вам сейчас ингридиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом,уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).

— Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).

— Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)

— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

— Достигли ли мы целей урока?

— Весело ли Вам было?

— Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?

— Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают.

VII. Домашнее задание.

Составьте текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

Запомните примеры и объяснения:

ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.

ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.

Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)

Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести — шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)

Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)

Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/639852

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64

Правописание сложных существительных с «пол» часто вызывает затруднения. К данной категории слов относится и анализируемая лексема. Какой вариант является безошибочным: «полгорода» или «пол города»? Такой вопрос хоть раз в жизни, но задавал себе человек, создающий письменное высказывание.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Какое правило применяется?
    • Примеры предложений
  • Как неправильно писать?

Как правильно пишется?

Единственно правильная трактовка написания ─ «полгорода».

Какое правило применяется?

«Пол» пишется слитно, если корень начинается с согласной, за исключением буквы «л».

Анализируемая языковая единица является именем существительным, так как отвечает на вопрос «что?». Образовано путем слияния частицы «пол» и слова «город», корень которого начинается с буквы «г».

Значит, согласно языковым нормам, верной является форма «полгорода».

Примеры предложений

  • На праздничной дискотеке, посвященной Дню Победы, присутствовало полгорода.
  • Друзья проехали полгорода, но так и не смогли найти стоянку для машин.
  • Полгорода было разрушено в результате сильного землетрясения.
  • Полгорода было засажено синими ирисами белыми фиалками.

Как неправильно писать?

Недопустимые формы: «пол города», «пол-города».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полтекста как пишется
  • Полувскрик как пишется
  • Полтора как пишется слитно или раздельно
  • Полтарелки как пишется слитно или раздельно
  • Полувопрос как пишется