совокупность народных представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и людьми. На своем пути к истинному Богу русский народ неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних верований, отбирая среди них только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ еще до принятия христианства пришел к идее единобожия.
Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира (См.: Философия) несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков — скорее духовно-нравственная культура, чем религия. В основе поклонения — всесоздающие силы природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота. Обоготворяется все, что связано с добротой и благом.
Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: «Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал свое родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле… «Слово о полку Игореве» говорит о славянах как о внуках Солнца — Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе».
Крупнейший специалист по язычеству Б.А. Рыбаков полагает, что первоначально славяне «клали требы упырям и берегиням», олицетворявшим два противоположных начала — злое и доброе, враждебное человеку и оберегающее человека.
Позднее в сознании древнего русского человека высшие (по сути дела, нравственные) силы выражались в представлении о Роде. Это был не просто Бог, а скорее идея Вселенной, включавшая в себя все высшие и жизненно важные понятия существования русского человека. Б.А. Рыбаков отмечает, что с именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в котором корнем является «род»:
Род (семья, племя, династия) Природа
Народ Родить, рожать
Родина Урожай
Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства. Только напрасно Церковь преследовала своих чад, когда они наполняли свои кубки в честь Рода. Это было не поклонение языческому божеству, а традиционное почитание нравственного принципа мироздания, который воплощало понятие Род.
Расшифровав рельефы древнего памятника русской языческой культуры Збручского идола (X в.), Б.А. Рыбаков так представляет мир языческих верований русского народа:
НЕБЕСНАЯ СФЕРА
Дажьбог — божество света, Солнца, податель благ, мифический родоначальник русских людей — «дажьбожьих внуков».
Перун — бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство.
Мокошь — «мать урожая», хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух рожаниц.
Лада — вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и браков.
Люди — хоровод мужчин и женщин, помещенных у подножия божеств.
ПОДЗЕМНЫЙ МИР
Велес (Волос) — доброжелательный бог Земли, в которой покоятся предки. Бережно держит на своих плечах плоскость земного пространства с людьми на нем.
Рассматривая мир верований дохристианской Руси, следует еще раз подчеркнуть его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги — предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов. Божества — отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ добра и культ предков — главное содержание древнерусских верований.
Древнейший пласт верований на Руси после периода «упырей и берегинь» явно тяготеет в сторону единобожия. Языческая идея о Роде как творце вселенной, создателе всего видимого и невидимого мира приближается к христианским представлениям о Боге Саваофе — Боге Отце, Творце всего сущего. Славяне, писал в сер. VI в. Прокопий Кесарийский, считают, что «один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми». В мире идет борьба Света и Тьмы, Добра и Зла. Главные атрибуты Бога суть Свет и Добро. Ближайшее к Богу существо есть Светло. Оно символизируется Солнцем. Существо Светло явилось на землю и воплотилось в русском народе, который, по древним поверьям, происходит от Солнца. Б.А. Рыбаков дает очень убедительную схему проявлений солнечного культа в Древней Руси и связи его с судьбой и мировоззрением русского народа.
1. Хорс («круглый») — божество Солнца как светила. В «Слове о полку Игореве» назван «Великим Хорсом». По всей вероятности, очень древнее божество, представления о котором предшествовали идее светоносного небесного бога вроде Аполлона. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, а уже в бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой подземный путь по «морю мрака». Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике XIX в. («хоровод», «хорошуль», «хоро»).
2. Колаксай — мифический царь сколотов — праславян. Интерпретируется как Солнце-царь (от «коло» — круг, солнце).
3. Сколоты — приднепровские праславяне пахари, названные по имени своего царя Колаксая. В основе самоназвания лежит тот же корень «коло» — солнце, который есть и в имени царя. Записанная Геродотом легенда позволяет перевести слово «сколоты» как «потомки Солнца».
4. Дажьбог. Божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем. Бог-податель благ. В изменении имени отразилось расширение представлений о солнечном божестве.
5. «Дажьбожьим внуком», т.е. «внуком Солнца», назван русский князь из Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках Солнца, существовавшими в этих же местах в V в. до н.э.
6. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о «внуках Солнца» является раздел русских богатырских сказок «Три царства», или «Золотое царство».
В 980 кн. Владимир, придя к власти, произвел своего рода реформу язычества и приказал устроить в Киеве новый пантеон главных языческих божеств. В него вошли Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семарагл, Мокошь. Б.А. Рыбаков, сличивший состав пантеона Владимира и перечни богов по другим источникам, установил, что расхождение между ними касается части Рода и Сварога. По его мнению, это не различные божества, а лишь различные наименования одного божества. Небесное божество язычников могло именоваться и Родом (преобладает творческое, рождающее начало), и Сварогом («небесный»), и Стрибогом (небесным богом-отцом). Небесным божеством был и Перун, бог грозы.
Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не уступала древнегреческой языческой мифологии, а в духовно-нравственном смысле была выше ее. В мифах Древней Греции главный акцент делался на поклонение силе, сексуальной стороне жизни, равноправии добра и зла. В мифах Древней Руси акценты были расставлены иначе — поклонение свету и добру, осуждение зла, культ производительной силы как функции плодородия и продления рода, а не эротического смакования чувственных подробностей.
Поклонение единому Богу в образе солнца, символизирующего свет и добро, Роду, Дажьбогу — одухотворяло всю жизнь предков русского народа. Мотивы этого поклонения прослеживаются в сколотский период, даже в самом названии сколоты — потомки Солнца. Каждая неделя начиналась с воскресенья, которое в древнейшие времена именовалось днем Солнца, а позднее Дажьбожьим днем. По отношению к Богу (Роду, Дажьбогу) все остальные божества были производны ему и, возможно, даже являлись разными его наименованиями и воплощениями. Во времена, когда русские люди считали себя Дажьбожьими внуками, четверг был посвящен Перуну, а пятница — Мокоши, суббота — Велесу и предкам, которые покоятся в земле.
Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота — на стыке января и декабря и в июне.
26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему рожаницы. Почти две недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, так называемые колядки, или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось солнце-младенец, новорожденное молодое солнце, т. е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому, подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым. Злым божеством этого времени считался Карачун, именем которого у древних славян назывался день зимнего солнцеворота. По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть веселыми гуляниями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние коляды приходилась самая великая пятница в честь богини Мокоши, которой особо молились женщины. 6 января язычники обращались к богу скота и богатства Велесу, прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.
В начале февраля древние русские язычники отмечали Громницу — праздник в честь бога Перуна и почитания огня. 11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний месяц. Вместе с Велесом (Волосом) в этот же день праздновали Волосынь, по-видимому его жен, представлявшихся русским в виде созвездия Плеяд. Совершали особый ритуал окликания звезд. Существуют сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в землю.
В языческой Руси год начинался 1 марта. В этот день праздновали Авсеня, божество смены времен года, благополучия, плодородия, а также Позвизда, божество ветров, бурь и непогоды.
В марте проходили т.н. Мертвые Коляды. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и закликать весну, выпекали из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и крыши и просили ранней теплой погоды. Два раза в этот месяц — 9 и 25 марта праздновали богиню любви Ладу. Со дня весеннего равноденствия (25 марта) отмечали Комоедицы — медвежий праздник (в христианские времена получивший название Масленицы). Совершали обряд поклонения Перуну. Зажигали костры, прыгали через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили Перуна за начало весны. В конце праздника сжигали на костре соломенную куклу, символизирующую зло и смерть.
В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью, — Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один из ритуалов культа Дажьбога.
Первого и второго мая язычники снова славили богиню любви Ладу. 10 мая молились о плодородии Земли, считая, что в этот день Земля — именинница. 11 мая поклонялись Перуну — Царь-Огонь, Царь-Гром, Царь-Град. В этот день, как правило, были первые майские грозы.
В июне, после завершения тяжелых сельскохозяйственных работ, русские язычники молили свои божества о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае. Плодородие земли и продолжение человеческого рода в их сознании были связаны в едином образе ритуального персонажа, а возможно даже божества, Ярилы, олицетворяющего плодородие и сексуальную мощь. Ритуалы, связанные с Ярилой, начинались 4 июня и повторялись в этом месяце еще два раза. 19—24 июня шла русальная неделя, кульминацией которой был праздник Купалы, божества лета, покровителя полевых плодов и летних цветов. На полях жгли костры, вокруг них устраивались хороводы с пением. Чтобы очистить себя от нечисти, прыгали через костры, а затем прогоняли между ними свой скот. 29 июня отмечался праздник Солнца — поклонялись Дажьбогу, Сварогу, Хорсу и Ладе. Перед праздником Купалы (24 июня) совершали ритуалы Мокоши.
Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о дожде, а после начала жатвы (24 июля) — с молениями о прекращении дождей. После окончания жатвы 7 августа — праздник первых плодов и урожая. 19 июля праздновали Мокошь, а на следующий день — самого Перуна. После завершения жатвы на поле оставляли небольшой кусок неубранного хлеба — «Велесу на бородку».
Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белбогу, божеству света, добра, удачи и счастья. 8 сентября почитали Рода и рожаниц. 14 сентября, по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи отправлялись в Ирье, теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.
Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши (Мать Сыра Земля), божеству плодородия, судьбы, женского начала. С наступлением холодов в ноябре русские язычники обращались к богу огня Перуну и богине Мокоши, моля их согреть и сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра — Дажьбогу, одновременно моля злого божка Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.
Крещение Руси в 988 преобразило русский народ. Добротолюбие, духовно-нравственные ценности, которым с древности поклонялись наши предки, нашли в русском Православии идеальное воплощение. Только в христианстве русский народ получил настоящее религиозное сознание. В свою очередь, русские святые и подвижники подняли христианство до огромных духовных высот. Ни в одной другой стране мира не было такого количества святых и подвижников, которые своей жизнью подтвердили торжество Православия. В то время как на Западе вера умирала, в России совершался религиозный подъем, в XX в. увенчанный терновым венцом миллионов мучеников за Православие. На фоне всего этого нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем в России двоеверии — одновременном исповедании христианства и язычества. На самом деле из древних языческих обрядов русский народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент — хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды не носили религиозного характера, а были лишь продолжением народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов были забыты, а оставшиеся — Купала, Лада, Ярило — воспринимались как игровые персонажи в народных обрядах.
Часть бывших языческих божеств и злых духов в народном сознании приобрели характер нечистой силы и вполне органично вписались в христианскую демонологию, рассматриваясь как воплощение сатаны. Общение с миром демонов считалось у русских людей страшным преступлением. Ведьмы и колдуны, уличенные в этом, уничтожались, крестьяне самосудом их жгли или топили в воде.
О. ПлатоновИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Написание ПОЛ- и ПОЛУ- со словами: слитно, раздельно, через дефис
Приставка ПОЛ- (ПОЛУ-) может писаться слитно, раздельно или через дефис.
Рассмотрим, от чего зависит написание этой приставки и приведём конкретные примеры.
Написание через дефис
Если корень начинается с буквы Л, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.
Приведём примеры:
- пол-лимона;
- пол-лайма;
- пол-лиры;
- пол-любви;
- пол-лета;
- пол-литра;
- пол-лейки;
- пол-ладони;
- пол-леса;
- пол-лески;
- пол-листа;
- пол-лоскутка;
- пол-линии;
- пол-луны;
- пол-ларца.
Если корень начинается с гласной буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.
Например:
- пол-огурца;
- пол-ананаса;
- пол-огорода;
- пол-арбуза;
- пол-абрикоса;
- пол-участка;
- пол-острова;
- пол-устрицы;
- пол-обеда;
- пол-улицы;
- пол-истории;
- пол-яблока;
- пол-юрты;
- пол-ящика;
- пол-аршина;
- пол-овоща;
- пол-аллеи;
- пол-урока;
- пол-армии;
- пол-оранжереи.
Если слово означает имя собственное и корень начинается с большой буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.
Приведём примеры:
- пол-Москвы;
- пол-Америки;
- пол-Волги;
- пол-Питера;
- пол-России;
- пол-Невы;
- пол-Кавказа;
- пол-Парижа;
- пол-Анапы;
- пол-Дагестана;
- пол-Онеги;
- пол-Германии;
- пол-Европы;
- пол-Крыма;
- пол-Астрахани.
Раздельное написание
Если между ПОЛ и существительным находится согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.
Например:
- пол отличного дня;
- пол вкусного апельсина;
- пол кислого лимона;
- пол пятого утра;
- пол девятого класса;
- пол лучшего года;
- пол этой жизни;
- пол целого столетия;
- пол милейшего лица;
- пол жизненного пути;
- пол большой ложки;
- пол широкой улицы;
- пол интересного фильма;
- пол бабушкиного огорода;
- пол нашего разговора.
Слитное написание
В остальных случаях приставка ПОЛ- пишется слитно.
Например:
- полмесяца;
- полдня;
- полсамолёта;
- полгорода;
- полжизни;
- полстраны;
- полкилограмма;
- полкружки;
- полтарелки;
- полгруши;
- полпомидора;
- полкомнаты;
- полстены;
- полрубля;
- полгривны.
Если используется приставка ПОЛУ-, то слово в любом случае пишется слитно.
Приведём примеры:
- полушарие;
- полусонный;
- полулёжа;
- полушёпотом;
- полусидящий;
- полуактивный;
- полуденный;
- полупустой;
- полусвободный;
- полуживой.
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Через дефис пишутся слова:
1) сказал (по)дружески
2) (aгpo)техника
3) (юго)восточный
4) (древне)египетский
5) (полу)язычество
Спрятать пояснение
Пояснение.
Приведем верное написание.
1) сказал по-дружески (наречие с по-, оканчивающееся на -ски)
2) агротехника (слитно пишутся сложные существительные с первой частью, состоящей из иноязычных элементов авиа-, авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и др.)
3) юго-восточный (через дефис прилагательные и существительные со значением «стороны света»)
4) древнеегипетский (слово образовано с помощью соединительной гласной Е)
5) полуязычество (слова с полу- пишутся слитно)
Правильный ответ указан под номером 13.
Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2011
Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Рассмотрим орфографическое правило написания слов с пол-, полу- в русском языке.
Полу- пишется слитно с любой частью речи.
Приведем примеры слов с пол-, полу-.
В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:
- через дефис
- слитно
- раздельно.
Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание таких слов.
Правило написания пол- через дефис
Согласно орфографическому правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис после пол- в следующих случаях:
1) если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я
Примеры
- пол-игры
- пол-ельника
- пол-ёмкости
- пол-участка
- пол-этажа
- пол-автобуса
- пол-очка
- пол-юбки
- пол-ящика;
2) если второй корень слова начинается с согласного «л»:
- пол-ладошки
- пол-лужайки
- пол-лоскута
- пол-лагеря
- пол-леса
- пол-линии
- пол-лицея
- пол-луковицы.
Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.
Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу, как и производное прилагательное «пол-литровый».
3) Дефис ставим после корня пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:
- пол-Петербурга
- пол-Оки
- пол-Байкала
- пол-России.
Слитное написание слов с пол-
В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.
Понаблюдаем:
- полвека
- полгорода
- полдела
- полжизни
- ползимы
- полмиски
- полтонны
- полчетвёртого
- полнеба
- полкастрюли
- полстакана
- полсентября
- полшприца.
Пол- пишется раздельно
Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, выраженное именем прилагательным, местоимением, порядковым числительным, словосочетание пишется раздельно в три слова:
- пол морозного февраля;
- пол чайной ложки;
- пол морского побережья;
- пол яблоневого сада;
- пол сочного арбуза;
- пол городской окраины;
- пол жизненной дороги;
- пол второго этажа;
- пол седьмого класса;
- пол моего завтрака;
- пол нашего двора.
Таблица «Правописание слов с пол-«
Слитное написание | Дефисное написание | Раздельное написание |
---|---|---|
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»:
полминуты, |
Корень существительного начинается на гласную или на «л»:
пол-листа, |
Между пол и словом есть определение:
пол стиральной машины, |
Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:
пол-Москвы, |
||
Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):
пол-конференц-зала, |
Написание слов с полу-
В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:
полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный
Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется приставка в- и часть пол-. Такие слова пишутся слитно:
- работать вполсилы;
- сидеть вполоборота;
- остановить вполпути;
- говорить вполголоса;
- спать вполглаза.
Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»
Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 197
Перейти к содержанию
Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно
Содержание
- Когда пол пишется через дефис?
- Когда пол пишется слитно (правило)?
- Когда «пол» пишется раздельно?
- Как правильно пишется приставка полу со словами?
Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?
- Слова в основе которых начинается на пол- при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
- Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.
Когда пол пишется через дефис?
- Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
- пол-ананаса
- пол-апельсина
- пол-арбуза
- пол-огурца
- пол-одиннадцатого
- пол-аудитории
- пол-института
- пол-океана
- пол-урока
- пол-окна
- пол-оборота
- пол-аршина
- пол-улицы
- пол-языка
- пол-огорода
- пол-уха
- пол-яблока
- Если вторая часть лова начинается с согласной буквы «л». Примеры:
- пол-лимона
- пол-леса
- пол-литра
- пол-лета
- пол-лица
- пол-ложки
- пол-листа
- пол-луга
- пол-луны
- пол-луковицы
Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало
- Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
- пол-России
- пол-Франции
- пол-Америки
- пол-Москвы
- пол-Петербурга
- пол-Крыма
- пол-Минска
- пол-Европы
- пол-Атлантики
- Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
- пол-мини-юбки
- пол-конференц-зала
- пол-Санкт-Петербурга
- пол-Нью-Йорка
Когда пол пишется слитно (правило)?
Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:
- полполя
- полпервого
- полправила
- полжизни
- полстены
- полстраны
- полдевятого
- полпятого
- полтретьего
- полсада
- полкниги
- полкомнаты
- поллитровый
- полметра
- полголовы
- полбатона
- полхлеба
Когда «пол» пишется раздельно?
Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.
- пол учебного года
- пол яблоневого сада
- пол садового участка
- пол столовой ложки
- пол дипломной работы
Как правильно пишется приставка полу со словами?
В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.
При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза
( 5 оценок, среднее 4.6 из 5 )
- Правописание «полу-» со словами
- Правописание «пол-» со словами
- Написание «пол» со словами через дефис
- Слитное написание «пол» со словами
- Раздельное написание «пол» со словами
Правописание «полу-» со словами
«Полу-« — это словообразовательная единица, которая добавляется к разным частям речи, образуя следующие значения:
- половина чего-либо
- неполнота признака
- незаконченность действия
- совмещение признаков двух разных объектов
Запомните:
«Полу-« со всеми словами пишется слитно.
Например: полуночный, полуобразованный, полусладкий.
Правописание «пол-» со словами
«Пол-/пол» — это словообразовательная единица, которая добавляется к разным частям речи, для образования слов со значением «половина».
«Пол» с разными словами пишется по-разному:
- слитно
- раздельно
- через дефис
Написание «пол» со словами через дефис
«Пол» со словами пишется через дефис, если:
- после «пол» пишется корень, начинающийся с гласной буквы (например: пол-угла, пол-аршина, пол-обеда).
- после «пол» пишется корень, начинающийся с согласной буквы «л» (например: пол-ложки, пол-лимона, пол-лета).
- после «пол» пишется слово, которое является именем собственным (например: пол-России, пол—Байкала).
Слитное написание «пол» со словами
«Пол» со словами пишется слитно, если корень имени существительного начинается с любой согласной буквы, кроме «л».
Например: полвека, полстакана, полнеба, полтретьего, полвторого и т.д.
Раздельное написание «пол» со словами
«Пол» со словом пишется раздельно, если между «пол» и словом имеется согласованное определение.
Примеры:
- Пол чайной ложки
- Пол фруктового сада
- Пол маленькой кастрюли (где «чайной», «фруктового», «маленькой» — это согласованные определения.
«Полчайной ложки» или «пол чайной ложки»: как правильно писать слова с пол- и полу-
Простые правила помогут выбрать верный вариант буквально за полсекунды.
Корень «пол-» может писаться в трёх комбинациях — слитно, через дефис или раздельно. На самом деле ничего сложного тут нет: смотрите на первую букву слова, которое стоит после него, а иногда ещё и на количество слов.
1. «Пол-» в сложных словах пишется слитно с существительными и порядковыми числительными, которые выполняют функцию существительных, если они начинаются с согласной буквы. При этом вторая часть сложного слова обычно стоит в родительном падеже. Исключение — слова, которые начинаются с «л» (кроме «поллитровки» — это как раз нужно писать слитно).
Примеры: «полчаса», «полметра», «полшестого».
2. Дефис надо ставить, когда вторая часть слова начинается с согласной «л» или гласной буквы. Ещё он нужен, если в присоединяемой части слова есть второй дефис, а также при употреблении с именами собственными.
Примеры: «пол-одиннадцатого», «пол-Москвы», «пол-онлайн-конференции».
3. «Пол-» пишется раздельно, когда между ним и существительным стоит согласованное определение. Проще говоря, если присоединяете этот корень к словосочетанию, надо писать раздельно, иначе исказится смысл.
Примеры: «пол чайной ложки», «пол Московской области», «пол вишнёвого сада».
4. С «полу-» вообще всё просто — всегда пишите его слитно.
Примеры: «полуостров», «полугодие», «полушерстяной».
Читайте также 🧐
- Штрихкод или штрих-код? 15 случаев, когда мы ставим дефис там, где не нужно
- «Вы» или «вы»? Разбираемся, как правильно обращаться к собеседнику
- Как пишется «также»: слитно или раздельно? А «тоже»? Разбираемся раз и навсегда