Полу язычество как пишется

совокупность народных представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и людьми. На своем пути к истинному Богу русский народ неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних верований, отбирая среди них только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ еще до принятия христианства пришел к идее единобожия.

Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира (См.: Философия) несут в себе идею о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической. Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков — скорее духовно-нравственная культура, чем религия. В основе поклонения — всесоздающие силы природы, которые для русского человека суть благо, добро и красота. Обоготворяется все, что связано с добротой и благом.

Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: «Со светлыми, белыми божествами славянин чувствовал свое родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле… «Слово о полку Игореве» говорит о славянах как о внуках Солнца — Дажьбога. Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе».

Крупнейший специалист по язычеству Б.А. Рыбаков полагает, что первоначально славяне «клали требы упырям и берегиням», олицетворявшим два противоположных начала — злое и доброе, враждебное человеку и оберегающее человека.

Позднее в сознании древнего русского человека высшие (по сути дела, нравственные) силы выражались в представлении о Роде. Это был не просто Бог, а скорее идея Вселенной, включавшая в себя все высшие и жизненно важные понятия существования русского человека. Б.А. Рыбаков отмечает, что с именем Рода связан широчайший круг понятий и слов, в котором корнем является «род»:

Род (семья, племя, династия) Природа

Народ Родить, рожать

Родина Урожай

Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе. Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства. Только напрасно Церковь преследовала своих чад, когда они наполняли свои кубки в честь Рода. Это было не поклонение языческому божеству, а традиционное почитание нравственного принципа мироздания, который воплощало понятие Род.

Расшифровав рельефы древнего памятника русской языческой культуры Збручского идола (X в.), Б.А. Рыбаков так представляет мир языческих верований русского народа:

НЕБЕСНАЯ СФЕРА

Дажьбог — божество света, Солнца, податель благ, мифический родоначальник русских людей — «дажьбожьих внуков».

Перун — бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство.

Мокошь — «мать урожая», хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух рожаниц.

Лада — вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и браков.

Люди — хоровод мужчин и женщин, помещенных у подножия божеств.

ПОДЗЕМНЫЙ МИР

Велес (Волос) — доброжелательный бог Земли, в которой покоятся предки. Бережно держит на своих плечах плоскость земного пространства с людьми на нем.

Рассматривая мир верований дохристианской Руси, следует еще раз подчеркнуть его скорее нравственный, чем религиозный характер. Боги — предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и требующие исполнения своих заветов. Божества — отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться. Культ добра и культ предков — главное содержание древнерусских верований.

Древнейший пласт верований на Руси после периода «упырей и берегинь» явно тяготеет в сторону единобожия. Языческая идея о Роде как творце вселенной, создателе всего видимого и невидимого мира приближается к христианским представлениям о Боге Саваофе — Боге Отце, Творце всего сущего. Славяне, писал в сер. VI в. Прокопий Кесарийский, считают, что «один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми». В мире идет борьба Света и Тьмы, Добра и Зла. Главные атрибуты Бога суть Свет и Добро. Ближайшее к Богу существо есть Светло. Оно символизируется Солнцем. Существо Светло явилось на землю и воплотилось в русском народе, который, по древним поверьям, происходит от Солнца. Б.А. Рыбаков дает очень убедительную схему проявлений солнечного культа в Древней Руси и связи его с судьбой и мировоззрением русского народа.

1. Хорс («круглый») — божество Солнца как светила. В «Слове о полку Игореве» назван «Великим Хорсом». По всей вероятности, очень древнее божество, представления о котором предшествовали идее светоносного небесного бога вроде Аполлона. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, а уже в бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой подземный путь по «морю мрака». Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике XIX в. («хоровод», «хорошуль», «хоро»).

2. Колаксай — мифический царь сколотов — праславян. Интерпретируется как Солнце-царь (от «коло» — круг, солнце).

3. Сколоты — приднепровские праславяне пахари, названные по имени своего царя Колаксая. В основе самоназвания лежит тот же корень «коло» — солнце, который есть и в имени царя. Записанная Геродотом легенда позволяет перевести слово «сколоты» как «потомки Солнца».

4. Дажьбог. Божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем. Бог-податель благ. В изменении имени отразилось расширение представлений о солнечном божестве.

5. «Дажьбожьим внуком», т.е. «внуком Солнца», назван русский князь из Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках Солнца, существовавшими в этих же местах в V в. до н.э.

6. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о «внуках Солнца» является раздел русских богатырских сказок «Три царства», или «Золотое царство».

В 980 кн. Владимир, придя к власти, произвел своего рода реформу язычества и приказал устроить в Киеве новый пантеон главных языческих божеств. В него вошли Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семарагл, Мокошь. Б.А. Рыбаков, сличивший состав пантеона Владимира и перечни богов по другим источникам, установил, что расхождение между ними касается части Рода и Сварога. По его мнению, это не различные божества, а лишь различные наименования одного божества. Небесное божество язычников могло именоваться и Родом (преобладает творческое, рождающее начало), и Сварогом («небесный»), и Стрибогом (небесным богом-отцом). Небесным божеством был и Перун, бог грозы.

Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. В культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не уступала древнегреческой языческой мифологии, а в духовно-нравственном смысле была выше ее. В мифах Древней Греции главный акцент делался на поклонение силе, сексуальной стороне жизни, равноправии добра и зла. В мифах Древней Руси акценты были расставлены иначе — поклонение свету и добру, осуждение зла, культ производительной силы как функции плодородия и продления рода, а не эротического смакования чувственных подробностей.

Поклонение единому Богу в образе солнца, символизирующего свет и добро, Роду, Дажьбогу — одухотворяло всю жизнь предков русского народа. Мотивы этого поклонения прослеживаются в сколотский период, даже в самом названии сколоты — потомки Солнца. Каждая неделя начиналась с воскресенья, которое в древнейшие времена именовалось днем Солнца, а позднее Дажьбожьим днем. По отношению к Богу (Роду, Дажьбогу) все остальные божества были производны ему и, возможно, даже являлись разными его наименованиями и воплощениями. Во времена, когда русские люди считали себя Дажьбожьими внуками, четверг был посвящен Перуну, а пятница — Мокоши, суббота — Велесу и предкам, которые покоятся в земле.

Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота — на стыке января и декабря и в июне.

26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему рожаницы. Почти две недели, вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, так называемые колядки, или зимние русалии. С ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось солнце-младенец, новорожденное молодое солнце, т. е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому, подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым. Злым божеством этого времени считался Карачун, именем которого у древних славян назывался день зимнего солнцеворота. По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть веселыми гуляниями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние коляды приходилась самая великая пятница в честь богини Мокоши, которой особо молились женщины. 6 января язычники обращались к богу скота и богатства Велесу, прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.

В начале февраля древние русские язычники отмечали Громницу — праздник в честь бога Перуна и почитания огня. 11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в последний зимний месяц. Вместе с Велесом (Волосом) в этот же день праздновали Волосынь, по-видимому его жен, представлявшихся русским в виде созвездия Плеяд. Совершали особый ритуал окликания звезд. Существуют сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами, зарывали в землю.

В языческой Руси год начинался 1 марта. В этот день праздновали Авсеня, божество смены времен года, благополучия, плодородия, а также Позвизда, божество ветров, бурь и непогоды.

В марте проходили т.н. Мертвые Коляды. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и закликать весну, выпекали из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и крыши и просили ранней теплой погоды. Два раза в этот месяц — 9 и 25 марта праздновали богиню любви Ладу. Со дня весеннего равноденствия (25 марта) отмечали Комоедицы — медвежий праздник (в христианские времена получивший название Масленицы). Совершали обряд поклонения Перуну. Зажигали костры, прыгали через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили Перуна за начало весны. В конце праздника сжигали на костре соломенную куклу, символизирующую зло и смерть.

В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью, — Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть восход солнца. Это был один из ритуалов культа Дажьбога.

Первого и второго мая язычники снова славили богиню любви Ладу. 10 мая молились о плодородии Земли, считая, что в этот день Земля — именинница. 11 мая поклонялись Перуну — Царь-Огонь, Царь-Гром, Царь-Град. В этот день, как правило, были первые майские грозы.

В июне, после завершения тяжелых сельскохозяйственных работ, русские язычники молили свои божества о сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае. Плодородие земли и продолжение человеческого рода в их сознании были связаны в едином образе ритуального персонажа, а возможно даже божества, Ярилы, олицетворяющего плодородие и сексуальную мощь. Ритуалы, связанные с Ярилой, начинались 4 июня и повторялись в этом месяце еще два раза. 19—24 июня шла русальная неделя, кульминацией которой был праздник Купалы, божества лета, покровителя полевых плодов и летних цветов. На полях жгли костры, вокруг них устраивались хороводы с пением. Чтобы очистить себя от нечисти, прыгали через костры, а затем прогоняли между ними свой скот. 29 июня отмечался праздник Солнца — поклонялись Дажьбогу, Сварогу, Хорсу и Ладе. Перед праздником Купалы (24 июня) совершали ритуалы Мокоши.

Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о дожде, а после начала жатвы (24 июля) — с молениями о прекращении дождей. После окончания жатвы 7 августа — праздник первых плодов и урожая. 19 июля праздновали Мокошь, а на следующий день — самого Перуна. После завершения жатвы на поле оставляли небольшой кусок неубранного хлеба — «Велесу на бородку».

Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белбогу, божеству света, добра, удачи и счастья. 8 сентября почитали Рода и рожаниц. 14 сентября, по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи отправлялись в Ирье, теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.

Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши (Мать Сыра Земля), божеству плодородия, судьбы, женского начала. С наступлением холодов в ноябре русские язычники обращались к богу огня Перуну и богине Мокоши, моля их согреть и сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра — Дажьбогу, одновременно моля злого божка Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.

Крещение Руси в 988 преобразило русский народ. Добротолюбие, духовно-нравственные ценности, которым с древности поклонялись наши предки, нашли в русском Православии идеальное воплощение. Только в христианстве русский народ получил настоящее религиозное сознание. В свою очередь, русские святые и подвижники подняли христианство до огромных духовных высот. Ни в одной другой стране мира не было такого количества святых и подвижников, которые своей жизнью подтвердили торжество Православия. В то время как на Западе вера умирала, в России совершался религиозный подъем, в XX в. увенчанный терновым венцом миллионов мучеников за Православие. На фоне всего этого нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем в России двоеверии — одновременном исповедании христианства и язычества. На самом деле из древних языческих обрядов русский народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент — хороводы, песни, игры. Исполняемые обряды не носили религиозного характера, а были лишь продолжением народной эстетической традиции. Имена большинства языческих богов были забыты, а оставшиеся — Купала, Лада, Ярило — воспринимались как игровые персонажи в народных обрядах.

Часть бывших языческих божеств и злых духов в народном сознании приобрели характер нечистой силы и вполне органично вписались в христианскую демонологию, рассматриваясь как воплощение сатаны. Общение с миром демонов считалось у русских людей страшным преступлением. Ведьмы и колдуны, уличенные в этом, уничтожались, крестьяне самосудом их жгли или топили в воде.

О. ПлатоновИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Написание ПОЛ- и ПОЛУ- со словами: слитно, раздельно, через дефис

Приставка ПОЛ- (ПОЛУ-) может писаться слитно, раздельно или через дефис.

Рассмотрим, от чего зависит написание этой приставки и приведём конкретные примеры.

Написание через дефис

Если корень начинается с буквы Л, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Приведём примеры:

  • пол-лимона;
  • пол-лайма;
  • пол-лиры;
  • пол-любви;
  • пол-лета;
  • пол-литра;
  • пол-лейки;
  • пол-ладони;
  • пол-леса;
  • пол-лески;
  • пол-листа;
  • пол-лоскутка;
  • пол-линии;
  • пол-луны;
  • пол-ларца.

Если корень начинается с гласной буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Например:

  • пол-огурца;
  • пол-ананаса;
  • пол-огорода;
  • пол-арбуза;
  • пол-абрикоса;
  • пол-участка;
  • пол-острова;
  • пол-устрицы;
  • пол-обеда;
  • пол-улицы;
  • пол-истории;
  • пол-яблока;
  • пол-юрты;
  • пол-ящика;
  • пол-аршина;
  • пол-овоща;
  • пол-аллеи;
  • пол-урока;
  • пол-армии;
  • пол-оранжереи.

Если слово означает имя собственное и корень начинается с большой буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Приведём примеры:

  • пол-Москвы;
  • пол-Америки;
  • пол-Волги;
  • пол-Питера;
  • пол-России;
  • пол-Невы;
  • пол-Кавказа;
  • пол-Парижа;
  • пол-Анапы;
  • пол-Дагестана;
  • пол-Онеги;
  • пол-Германии;
  • пол-Европы;
  • пол-Крыма;
  • пол-Астрахани.

Раздельное написание

Если между ПОЛ и существительным находится согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.

Например:

  • пол отличного дня;
  • пол вкусного апельсина;
  • пол кислого лимона;
  • пол пятого утра;
  • пол девятого класса;
  • пол лучшего года;
  • пол этой жизни;
  • пол целого столетия;
  • пол милейшего лица;
  • пол жизненного пути;
  • пол большой ложки;
  • пол широкой улицы;
  • пол интересного фильма;
  • пол бабушкиного огорода;
  • пол нашего разговора.

Слитное написание

В остальных случаях приставка ПОЛ- пишется слитно.

Например:

  • полмесяца;
  • полдня;
  • полсамолёта;
  • полгорода;
  • полжизни;
  • полстраны;
  • полкилограмма;
  • полкружки;
  • полтарелки;
  • полгруши;
  • полпомидора;
  • полкомнаты;
  • полстены;
  • полрубля;
  • полгривны.

Если используется приставка ПОЛУ-, то слово в любом случае пишется слитно.

Приведём примеры:

  • полушарие;
  • полусонный;
  • полулёжа;
  • полушёпотом;
  • полусидящий;
  • полуактивный;
  • полуденный;
  • полупустой;
  • полусвободный;
  • полуживой.
  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Через дефис пишутся слова:

1) сказал (по)дружески

2) (aгpo)техника

3) (юго)восточный

4) (древне)египетский

5) (полу)язычество

Спрятать пояснение

Пояснение.

Приведем верное написание.

1)  сказал по-дружески (наречие с по-, оканчивающееся на -ски)

2)  агротехника (слитно пишутся сложные существительные с первой частью, состоящей из иноязычных элементов авиа-, авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и др.)

3)  юго-восточный (через дефис прилагательные и существительные со значением «стороны света»)

4)  древнеегипетский (слово образовано с помощью соединительной гласной Е)

5)  полуязычество (слова с полу- пишутся слитно)

Правильный ответ указан под номером 13.

Источник: Централизованное тестирование по русскому языку, 2011

Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Рассмотрим орфографическое правило написания слов с пол-, полу- в русском языке.

Полу- пишется слитно с любой частью речи.

Приведем примеры слов с пол-, полу-.

В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:

  • через дефис
  • слитно
  • раздельно.

Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание таких слов.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфографическому  правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис  после пол- в следующих случаях:

1) если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-ельника
  • пол-ёмкости
  • пол-участка
  • пол-этажа
  • пол-автобуса
  • пол-очка
  • пол-юбки
  • пол-ящика;

2) если второй корень слова начинается с согласного «л»:

  • пол-ладошки
  • пол-лужайки
  • пол-лоскута
  • пол-лагеря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луковицы.

Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.

Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу, как и производное прилагательное «пол-литровый».

3) Дефис ставим после корня пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:

  • пол-Петербурга
  • пол-Оки
  • пол-Байкала
  • пол-России.

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полгорода
  • полдела
  • полжизни
  • ползимы
  • полмиски
  • полтонны
  • полчетвёртого
  • полнеба
  • полкастрюли
  • полстакана
  • полсентября
  • полшприца.

Пол- пишется раздельно

Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, выраженное именем прилагательным, местоимением, порядковым числительным, словосочетание пишется раздельно в три слова:

  • пол морозного февраля;
  • пол чайной ложки;
  • пол морского побережья;
  • пол яблоневого сада;
  • пол сочного арбуза;
  • пол городской окраины;
  • пол жизненной дороги;
  • пол второго этажа;
  • пол седьмого класса;
  • пол моего завтрака;
  • пол нашего двора.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»:

полминуты,
полбагажа

Корень существительного начинается на гласную или на «л»:

пол-листа,
пол-арбуза,

Между пол и словом есть определение:

пол стиральной машины,
пол чайной ложки,
пол Мурманской области,
пол Великого Новгорода

Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:

пол-Москвы,
пол-Африки

Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:

полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный

Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется приставка в- и часть пол-. Такие слова пишутся слитно:

  • работать вполсилы;
  • сидеть вполоборота;
  • остановить вполпути;
  • говорить вполголоса;
  • спать вполглаза.

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 197

Перейти к содержанию

Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно

Содержание

  1. Когда пол пишется через дефис?
  2. Когда пол пишется слитно (правило)?
  3. Когда «пол» пишется раздельно?
  4. Как правильно пишется приставка полу со словами?

Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?

как пишется пол- со словами, правила

  1. Слова в основе которых начинается на пол-  при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
  2. Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.

Когда пол пишется через дефис?

  1. Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
  • пол-ананаса
  • пол-апельсина
  • пол-арбуза
  • пол-огурца
  • пол-одиннадцатого
  • пол-аудитории
  • пол-института
  • пол-океана
  • пол-урока
  • пол-окна
  • пол-оборота
  • пол-аршина
  • пол-улицы
  • пол-языка
  • пол-огорода
  • пол-уха
  • пол-яблока

пол-яблока пишется через дефис

  1. Если вторая часть лова начинается с согласной буквы «л». Примеры:
  • пол-лимона
  • пол-леса
  • пол-литра
  • пол-лета
  • пол-лица
  • пол-ложки
  • пол-листа
  • пол-луга
  • пол-луны
  • пол-луковицы

Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало

  1. Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
  • пол-России
  • пол-Франции
  • пол-Америки
  • пол-Москвы
  • пол-Петербурга
  • пол-Крыма
  • пол-Минска
  • пол-Европы
  • пол-Атлантики
  1. Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
  • пол-мини-юбки
  • пол-конференц-зала
  • пол-Санкт-Петербурга
  • пол-Нью-Йорка

половина сшитого

Когда пол пишется слитно (правило)?

Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:

  • полполя
  • полпервого
  • полправила
  • полжизни
  • полстены
  • полстраны
  • полдевятого
  • полпятого
  • полтретьего
  • полсада
  • полкниги
  • полкомнаты
  • поллитровый
  • полметра
  • полголовы
  • полбатона
  • полхлеба

Когда «пол» пишется раздельно?

Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.

  • пол учебного года
  • пол яблоневого сада
  • пол садового участка
  • пол столовой ложки
  • пол дипломной работы

половинки

Как правильно пишется приставка полу со словами?

В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.

При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза

( 5 оценок, среднее 4.6 из 5 )

  • Правописание «полу-» со словами

  • Правописание «пол-» со словами

  • Написание «пол» со словами через дефис

  • Слитное написание «пол» со словами

  • Раздельное написание «пол» со словами

 Правописание «полу-» со словами 

«Полу-« — это словообразовательная единица, которая добавляется к разным частям речи, образуя следующие значения:

  • половина чего-либо
  • неполнота признака
  • незаконченность действия
  •  совмещение признаков двух разных объектов

Запомните:

«Полу-« со всеми словами пишется слитно.

Например: полуночный, полуобразованный, полусладкий.

 Правописание «пол-» со словами 

«Пол-/пол» — это словообразовательная единица, которая добавляется к разным частям речи, для образования слов со значением «половина».

«Пол» с разными словами пишется по-разному:

  • слитно
  • раздельно
  • через дефис

 Написание «пол» со словами через дефис 

«Пол» со словами пишется через дефис, если:

  • после «пол» пишется корень, начинающийся с гласной буквы (например: пол-угла, пол-аршина, пол-обеда).
  • после «пол» пишется корень, начинающийся с согласной буквы «л» (например: пол-ложки, пол-лимона, пол-лета).
  • после «пол» пишется слово, которое является именем собственным (например: пол-России, полБайкала).

 Слитное написание «пол» со словами 

«Пол» со словами пишется слитно, если корень имени существительного начинается с любой согласной буквы, кроме «л».

Например: полвека, полстакана, полнеба, полтретьего, полвторого и т.д.

 Раздельное написание «пол» со словами 

«Пол» со словом пишется раздельно, если между «пол» и словом имеется согласованное определение.

Примеры: 

  • Пол чайной ложки
  • Пол фруктового сада
  • Пол маленькой кастрюли (где «чайной», «фруктового», «маленькой» — это согласованные  определения.

«Полчайной ложки» или «пол чайной ложки»: как правильно писать слова с пол- и полу-

Простые правила помогут выбрать верный вариант буквально за полсекунды.

«Полчайной ложки» или «пол чайной ложки»: как правильно писать слова с пол- и полу-

Корень «пол-» может писаться в трёх комбинациях — слитно, через дефис или раздельно. На самом деле ничего сложного тут нет: смотрите на первую букву слова, которое стоит после него, а иногда ещё и на количество слов.

1. «Пол-» в сложных словах пишется слитно с существительными и порядковыми числительными, которые выполняют функцию существительных, если они начинаются с согласной буквы. При этом вторая часть сложного слова обычно стоит в родительном падеже. Исключение — слова, которые начинаются с «л» (кроме «поллитровки» — это как раз нужно писать слитно).

Примеры: «полчаса», «полметра», «полшестого».

2. Дефис надо ставить, когда вторая часть слова начинается с согласной «л» или гласной буквы. Ещё он нужен, если в присоединяемой части слова есть второй дефис, а также при употреблении с именами собственными.

Примеры: «пол-одиннадцатого», «пол-Москвы», «пол-онлайн-конференции».

3. «Пол-» пишется раздельно, когда между ним и существительным стоит согласованное определение. Проще говоря, если присоединяете этот корень к словосочетанию, надо писать раздельно, иначе исказится смысл.

Примеры: «пол чайной ложки», «пол Московской области», «пол вишнёвого сада».

4. С «полу-» вообще всё просто — всегда пишите его слитно.

Примеры: «полуостров», «полугодие», «полушерстяной».

Читайте также 🧐

  • Штрихкод или штрих-код? 15 случаев, когда мы ставим дефис там, где не нужно
  • «Вы» или «вы»? Разбираемся, как правильно обращаться к собеседнику
  • Как пишется «также»: слитно или раздельно? А «тоже»? Разбираемся раз и навсегда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полстакана как пишется правильно слово
  • Полу часа или получаса как пишется
  • Полстадиона как пишется
  • Полу холодный как пишется
  • Полстада как пишется