Полувяленая рыба как пишется

Полу — это, в общем-то, не приставка, а корень (половина) в составе сложного слова.
«Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др. «



5 годов назад


от
андрей бабинцев


Atreyu

Гуру

(3819)


5 лет назад

Полу — это, в общем-то, не приставка, а корень (половина) в составе сложного слова.
«Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, горячекатаный, холоднокатаный, цельнокатаный, цельнокроеный, домотканый, пестротканый, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, малоношеный, малосолёный, мелкодроблёный, свежегашёный, свежемороженый и др.»

Источник: http://rosental-book.ru/ortho_xiii.html

ры́ба

ры́ба, -ы

Источник: Орфографический
академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база
2020)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: монограмма — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рыба&raquo

Синонимы к слову «рыба&raquo

Предложения со словом «рыба&raquo

  • Я расставил сеть и уже поймал рыбу, но камень всё ещё не у меня.
  • Здесь на поплавочную удочку с различными вариантами оснасток успешно ловят крупную рыбу, как хищную, так и не хищную.
  • – Пойди, милый, передай матери, что мы поймали большую рыбу, и скажи, чтобы она затеяла ссору с соседями.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «рыба»

  • «Рыбы, попадающиеся в Урале в наибольшем количестве, суть: осетр, белуга, шип, севрюга, белая рыбица, судак, лещ, щука, бершь, сазан, сом, головли.
  • Окрестные и дальние рыбаки свозили в город рыбу: весною — мелкую камсу, миллионами наполнявшую доверху их баркасы, летом — уродливую камбалу, осенью — макрель, жирную кефаль и устрицы, а зимой — десяти — и двадцатипудовую белугу, выловленную часто с большой опасностью для жизни за много верст от берега.
  • К большой радости Писарева, на другой день уженье было так же удачно и с большой лодки, как и с маленькой, особенно потому, что накануне было выброшено много снулой рыбешки и червей: это была отличная прикормка для хищной рыбы. Окуни и щуки точно дожидались нас, и в короткое время мы поймали также двух щук и более вчерашнего крупных окуней. Часу в двенадцатом мы отправились в Москву.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «рыба&raquo

  • РЫ́БА, -ы, ж. 1. Водное позвоночное животное с непостоянной температурой тела, дышащее жабрами и имеющее плавники. Морская рыба. Хищная рыба. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова РЫБА

Афоризмы русских писателей со словом «рыба&raquo

  • Я брат зверью, и ящерам, и рыбам…
  • Речь наша есть тот песок, в котором затерялась маленькая жемчужина — «отворись». Мы бьемся в ней, как рыбы в воде, стараясь укусить упавший на поверхность льда месяц, но просасываем этот лед и видим, что на нем ничего нет, а то желтое, что казалось так близко, взметнулось еще выше.
  • Линяет зверь, играет рыба
    В глубоком обмороке вод —
    И не глядеть бы на изгибы
    Людских страстей, людских забот.
  • (все афоризмы русских писателей)

Смотрите также

РЫ́БА, -ы, ж. 1. Водное позвоночное животное с непостоянной температурой тела, дышащее жабрами и имеющее плавники. Морская рыба. Хищная рыба.

Все значения слова «рыба»

  • Я расставил сеть и уже поймал рыбу, но камень всё ещё не у меня.

  • Здесь на поплавочную удочку с различными вариантами оснасток успешно ловят крупную рыбу, как хищную, так и не хищную.

  • – Пойди, милый, передай матери, что мы поймали большую рыбу, и скажи, чтобы она затеяла ссору с соседями.

  • (все предложения)
  • рыбина
  • лосось
  • форель
  • рыбёшка
  • рыбка
  • (ещё синонимы…)
  • море
  • белуга
  • рыбина
  • снасть
  • удилище
  • (ещё ассоциации…)
  • вяленая
  • тухлая
  • сушёная
  • дохлая
  • отварная
  • (ещё…)
  • Склонение
    существительного «рыба»
  • Разбор по составу слова «рыба»

рыбки — существительное, родительный п., жен. p., од., ед. ч.

рыбки — существительное, именительный п., жен. p., од., мн. ч.

Часть речи: существительное

Единственное число Множественное число
Им.

рыбка

рыбки

Рд.

рыбки

рыбок

Дт.

рыбке

рыбкам

Вн.

рыбку

рыбок

Тв.

рыбкою

рыбкой

рыбками

Пр.

рыбке

рыбках

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  • 1.
    -Н-, -НН- в суффиксах имён существительных

    Пишем -НН-

    • Если корень слова оканчивается на -Н-, а суффикс начинается с -Н-.

    Например:  малиН-Ник, коН-Ник, кармаН-Ник;

    • Если в слове, от которого образовано существительное, есть -НН-.

    Например: тумаННыйтумаННость, избаловаННый — избаловаННость, свящеННый — свящеННик.

    Помните! Прежде чем применять правило, посмотрите, не является ли это слово исключением! К ним относятся: мошеННик, племяННик, ставлеННик, тружеНик, придаНое.

  • 2.
    -Н-, -НН- в суффиксах наречий

    • В наречиях пишется столько же -Н-, сколько и в словах, от которых они были образованы.

    Например: организоваННыйорганизоваННо, истиНапоистиНе, путаНыйпутаНо.

  • 3.
    -Н-, -НН- в суффиксах имён прилагательных, образованных от имён существительных

    Пишем -Н-:

    • Если имена прилагательные образованы от имён существительных с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-.

    Например: курица — курИНый, кожа — кожАНый, серебро — серебрЯНыймуравей — муравьИНый;

    Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

    ОТЛИЧАЙТЕ от слов, где Н входит в корень, а не в суффикс:

    свиНой, бараНий, кабаНий, сазаНий; сиНий, зелеНый, багряНый; рьяНый, юНый (но юННат), пьяНый, рдяНый, едиНый и производные или другие формы, образованные от этих слов.

    • В кратких прилагательных, если в полной форме -Н-.

    Например: травы зелеНы (зелёНый), осень багряНа (багряНая).

    Пишем -НН-:

    • Если имя прилагательное образовано с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-.

    Например: торжество — торжествЕННый, революция — революциОННый, огонь — огнЕННый;

    Исключения: ветрЕНый (но: безветрЕННый), маслЕНый (но: замаслЕННый)

    • Если корень слова, от которого образовано имя прилагательное, оканчивается на Н.

    Например: соН — соННый, пустыНя — пустыННый, ветчиНа — ветчиННый.

    • В кратких прилагательных, если в полной форме -НН-.

    Например: тумаННый — тумаННа, пустыННый — пустыННо.

  • 4.
    -Н-, -НН- в суффиксах имён прилагательных, образованных от глаголов, и причастий

    Пишем -Н-:

    • Если имя прилагательное не имеет зависимых слов.

    Например: гружёНая (баржа), крашеНый (пол).

    • Если прилагательные образованы от бесприставочных глаголов (кроме приставки НЕ-) несовершенного вида.

    Например:  варёНый (картофель), вязаНая (кофта), бешеНый (взгляд), ломаНая (линия), непахаНая (земля).

    Помните! Прежде чем применять правило, посмотрите, не является ли это слово исключением! К ним относятся: неожидаННый, медлеННый, страННый, свящеННый, чваННый, чекаННый, желаННый, окаяННый, делаННый, невидаННый, неслыхаННый, нечаяННый, неждаННый, негадаННый, жемаННый.

    • Если имя прилагательное сложное, состоящее из двух частей, вторая из которых имеет приставку ПЕРЕ-.

    Например: глажеНаяпереглажеНая (сорочка), читаНаяперечитаНая (книга).

    • В кратких формах страдательных причастий.

    Например: картина написаНа, цветы сорваНы.

    ОТЛИЧАЙТЕ краткую форму страдательного причастия (пишется с Н) от краткой формы однокоренного прилагательного (пишется с НН).

    Например: девушка воспитаНа (кем?) тётей – краткое причастие; девушка (очень) воспитаННа – краткое прилагательное.

    Пишем -НН-:

    • Если имя прилагательное или причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида.

    Например: решить  решёННое (дело), бросить — брошеННый (камень), купить — куплеННый (товар).

    Исключения: ранеНый (но: изранеННый), контужеНый.

    • Если у причастия или отглагольного имени прилагательного существует приставка (за исключением приставки НЕ-).

    Например: покрашеННый (но: некрашеНый) (пол), наклееННая (картинка), поношеННое (пальто).

    Исключения: назваНый брат, посажёНый отец, смышлёНый ребёнок.

    ВАЖНО! Приставки НЕ- и ПОЛУ- на написание -Н- или -НН- не влияют, поскольку вид глагола не меняют.

    Например: вялеНая (рыба) – полувялеНая (рыба), гашеНая (известь) – негашеНая (известь).

    • Если причастия образованы от глаголов несовершенного вида и имеют зависимое слово.

    Например: вареННый в солёной воде картофель; недавно кошеННый луг.

    • В отглагольных прилагательных на -ОВАНН-, -ЁВАНН-.

    Например: мелОВАННый, балОВАННый, корчЁВАННый.

    ОТЛИЧАЙТЕ от них прилагательные типа коваНый, жёваНый, у которых сочетания -ОВ-, -ЕВ- входят в состав корня. Они могут писаться с -НН-, когда при них стоит зависимое слово либо приставка: коваННый  оружейником меч, подковаННый конь.

Морфологический разбор слова полувяленая

Предлагаем вашему вниманию результаты морфологического разбора слова полувяленая.

Вариант 1:

  • Начальная форма: ПОЛУВЯЛЕНАЯ
  • Часть речи: Прилагательное
  • Грамматика: женский род, единственное число, именительный падеж, неодушевленное
  • Формы: полувяленый, полувяленого, полувяленому, полувяленым, полувяленом, полувяленая, полувяленой, полувяленую, полувяленою, полувяленое, полувяленые, полувяленых, полувялеными, полувялен, полувялена, полувялено, полувялены, полувяленее, полувяленей, пополувяленее, пополувяленей

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

«Н» и «НН» в прилагательных и причастиях

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Когда в прилагательных пишется нн?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн-?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н, во 2-м — с нн).

Размешанные краски

Бесценная вещь

Выкрашенные лавки

Поляна освещена

Тканый узор

Туристы размещены

Комиссия образована

Румяные лица

Свиные окорока

Некрашеная ткань

Писаная красавица

Тетрадь исписана

Кожаный портфель

Ветреный день

Ветряной двигатель

Безветренный день

Рассеянный мальчик

Нечаянная ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа — кожаный: песок, рожь;

барабан — барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина — глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать — вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять — валяный: веять, паять, сеять, стрелять.

графически объясните написание н и ин в словах:

кошеный луг — некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;

выкрашенный забор — крашеный — давно не крашеный — некрашеный;

нетканая скатерть — тканная золотом — сотканная — несотканная;

раненый воин — раненный в бою — легкораненый — поранены плугом;

жженый сахар — полусожженная рукопись — выжженная пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, — ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.

Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачётом.

Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.

Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутана и неясна.

Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть — делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н и нн, выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба, позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн.

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Рассеянные ветром тучи —

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы — изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны — рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

источники:

https://urok.1sept.ru/articles/418442

Одной из специфических особенностей уроков
русского языка является большой объём работы,
которую необходимо осуществить для приобретения
соответствующих умений и навыков, а также
характер этой работы: кропотливое выполнение
упражнений, переписывание из учебника иди другой
учебной книги дидактического материала с
одновременным выполнением каких-либо заданий.
Совершенствование методики преподавания
русского языка с использованием компьютера как
технического средства обучения позволяет
интенсифицировать процесс обучения: повысить
темп урока, увеличить долю самостоятельной
работы учащихся. Особенно эффективно
использование компьютера для тренинга и
контроля за усвоением знаний и навыков учащихся.
А как же я использую компьютеры на своих уроках
русского языка?! В качестве примера я хочу
описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и
НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок
проводился как урок зачёт с применением
компьютера. Работа строилась так. Я традиционным
способом объяснила сначала условия правописания
н, нн в причастиях и прилагательных. Затем
перешла к опорному конспекту по этой теме. Так
как с этой темой мы встречались раньше, то
опорный конспект рассказала одна из учениц
класса. На парте перед каждым учеником лежали
перфокарты. В течение урока ученик должен был
сделать работу и на перфокарте, и на компьютере.
Была создана экспертная группа, которая
проконтролировала результаты работы учеников,
так один учитель справиться с этим не сможет.
Результаты заносились в табло оценок. В
результате у ученика было две, три оценки: за
устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за
компьютер. Каждая программа на компьютере
состоит из трёх автономных блоков: обучающего,
тренировочного и контролирующего. Любой из этих
блоков может быть использован как
самостоятельное педагогическое программное
средство и органически, впитаться в канву
традиционно проводимого урока путём выбора меню,
предложенного на экране монитора перед началом
работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей
    достичь высокой грамотности в написании слов с-н-
    и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания,
    полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со
    справочными пособиями различных видов как
    основы для дальнейшей самостоятельной
    деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное
слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного:
презентация с правилами, фронтальный опрос можно
провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с
суффиксом -н- от причастия с -нн-?

Какие исключения в правописании отглагольных
прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в
кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и
существительных, образованных от прилагательных
и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом,
подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных
теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера
слов с н, во 2-м — с нн).

Размешанные краски

Бесценная вещь

Выкрашенные лавки

Поляна освещена

Тканый узор

Туристы размещены

Комиссия образована

Румяные лица

Свиные окорока

Некрашеная ткань

Писаная красавица

Тетрадь исписана

Кожаный портфель

Ветреный день

Ветряной двигатель

Безветренный день

Рассеянный мальчик

Нечаянная ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16
баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и
–ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов
прилагательные по образцу:

кожа — кожаный: песок, рожь;

барабан — барабанный: брань, ураган,
карман, туман, весна, манна, рань;

глина — глиняный: береста, вода, жесть,
смола, шерсть, торф;

вязать — вязаный: драть, звать, путать,
тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять — валяный: веять, паять, сеять,
стрелять.

графически объясните написание н и ин
в словах:

кошеный луг — некошеный, скошенный и
кошенный по росе луг;

выкрашенный забор — крашеный — давно не
крашеный — некрашеный;

нетканая скатерть — тканная золотом —
сотканная — несотканная;

раненый воин — раненный в бою —
легкораненый — поранены плугом;

жженый сахар — полусожженная рукопись
— выжженная пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением.
Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный
край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее
ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на
землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где
пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя
заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.
Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было
видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт:
выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица
обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была
столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10)
Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из
слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью
суффиксов -ость-, — ний-, -ений-
существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, опубликова_ый,
плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый,
кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый,
да_ый, несмышлё_ый, свяще_ый.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с
суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый,
ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый,
накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый,
революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных
слов.

Все мои друзья образованны. Комиссии уже
образованы.

Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были
озабочены зачётом.

Сборы прошли организованно. Организовано
хорошее питание.

Шерсть вся запутана котенком. Эта история
запутана и неясна.

Море взволновано бурей. Говорил взволнованно,
горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5.
Учащиеся должны правильно поставить или нет н
в причастия и прилагательные. Компьютер как бы
вместе с учеником проходит путь усвоения умений
и навыков правильного написания. Он как бы
призывает учащихся работать совместно.
“Прекрасно! Верный ответ”, — говорит компьютер
при правильном ответе. А на неправильный ответ он
“реагирует” звуковым сигналом и мигает слово
“Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то
спустя заданное время компьютер высвечивает на
экране правильную запись словосочетания, в
котором была допущена ошибка. По окончании
работы выставляется оценка по 5 бальной системе.
Шкала оценок соответствует принятым в
педагогической практике нормам. При работе на
компьютере ученику приходятся быть внимательным
и постоянно анализировать, используя
определённые умственные операции. Так как
компьютеров на каждого ученика не хватает, то
учащиеся у меня на таких уроках работают
поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах,
часть — делают перфокарты, затем меняются.
Обмениваются перфокартами, ставят друг другу
отметки, которые вносятся экспертной группой в
табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании
ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на
своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю
многоразового использования. Они находятся
внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся
работу выполняют на плёнке. Во время следующей
работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного
материала.

Карточки контроля

№1

Задание 1. Запишите рядом с полной формой
краткие формы прилагательного.

Образец: румяный — ребёнок румян, девочка
румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный,
пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью
прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица — масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность,
жизненно, доверенность, гостиница, ветрено,
лиственница, карманник, таможенник, родственник.

№2

Задание 1. Вставьте н и нн,
выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая
насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение,
беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор,
искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район,
серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных
их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный,
длинный, румяный, юный, искусный, раненый,
образованный, искусственный.

№3

Задание 1. Замените данные словосочетания
синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции — революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии,
треугольник с равными сторонами, комиссар
батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор
по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн
по образцу.

Образец: копчёность — копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность,
масленица, избранник, туманность, путаница,
запутанность, ремесленник, юность.

№4

Задание 1. Превратите причастия в
прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба — печеная рыба,
позолоченное кольцо — золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок,
растопленное масло, груженная лесом баржа,
вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не
крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные
детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с
помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный,
масленый, ветреный, буйный, безымянный,
безветренный, организованный, продуманный,
неслыханный.

№5

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите
орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы,
перекрашенные чулки, художественные
произведения, многочисленные огни, стриженые
волосы, данные слова, юные существа, образованные
юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в
страдательные причастие, добавив либо зависимое
слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка,
крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети,
жженый уголь, некормленый скот.

№6

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив
свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость,
посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый
командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно
не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н
и НН в прилагательных”.

№7

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие
причастия и наречия, составьте словосочетания и
запишите их.

Образец: запутать — шерсть запутана, говорить
запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить,
заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить,
рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный,
композиционный, революционный, бульонный,
законный, бессонный, неугомонный, комиссионный,
наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный,
бетонный, реакционный, операционный.

№8

Задание 1. Объясните написание следующих слов
(покажите графически).

Кошеный луг — нескошенный луг

Крашеное изделие — давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина — корзина не
сплетена

Купленный хлеб — раненый солдат

Данный пример — тканый узор

Полусожженная рукопись — полувяленая рыба

Мороженое мясо — незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н
и НН в причастиях и отглагольных
прилагательных”.

№9

Задание 1. Образуйте прилагательные от
существительных и глаголов, данных в скобках,
запишите с ними словосочетания, объясните
графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без
ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение)
музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск,
(делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел)
взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат,
(не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн.

Решения обдуманны (верны) — все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль — движения
устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд — двигать направленно

№10

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и
прилагательные.

Образец: белить — беленый, давно не беленные
стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить,
топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу:
тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная
история, юный шахматист, история запутанна,
нерешенная задача, нетканый материал, золоченая
нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог,
кипяченая вода.

№11

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы,
распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый
работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа,
журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш,
непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой
двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец,
жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и
прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба —

Засеянное поле —

Священная клятва —

Желанные праздники —

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи —

Сосредоточенные лица —

Испытанные друзья –

№12

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя
орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая
капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли
организова_о; озабоче_ы состоянием больного;
кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки
неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и
несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о
прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или
словосочетания со словами:

Воспитаны — воспитанны, изолированы —
изолированны, спаяны — епаяннм, рассеяны —
рассеянны, сдержаны — сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин,
оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар,
нечаянный успех, балованный ребенок, свиной
хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный
конь, неожиданный успех, прийти
нежданно-негаданно, невиданный рассвет,
неслыханная весть, медленный ход, невестино
приданое, нетканая скатерть, смышленый малец,
полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный
плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь,
ветряная мельница, беспрестанный дождь,
сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода,
замечание ценно, искусственный мед, печеное
яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля,
названный брат, раненный в грудь, странный
случай, целинный урожай, подлинная история,
миллионный житель, истинные ценности, валяная
обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети
рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет
пряно шафраном, румяная именинница, полынные
заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце,
государственные таможенники, чеканный шаг,
рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной
группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в
преподавании русского языка нужно рассматривать
как дополнение к традиционным приёмам и методам
обучения. Он не может полностью заменить учителя.
Ведь за учителем остаётся ведущая роль
“режиссера” урока и всего процесса обучения, а
компьютер является лишь помощником,
методическим инструментом наряду с другими
средствами обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полувыходной как пишется
  • Полтора миллиона цифрами как написать рублей
  • Полтинничек как пишется
  • Полувыдох как пишется
  • Полтора метра как пишется цифрами