Полвазы как пишется

Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Правописание слов с пол- и полу-. Тематический тренинг в любом классе и при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Автор заданий: Александрова Е.С. Правописание слов с пол- и полу- смотрите также в конспекте.

Тренажер по русскому языку.
Правописание слов с пол- и полу-

Задание 1. Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки.

Правильные ответы:

  1. (Полу) голодный — полуголодный, (пол) Казани — пол-Казани, (пол) палочки колбасы — полпалочки колбасы, (пол) леща — пол-леща , (полу) овал — полуовал, (пол) карася — полкарася , (пол) окуня — пол-окуня, (полу) одетый — полуодетый ,(пол) лаваша — пол-лаваша, (пол) вазы — полвазы, (пол) фарфоровой вазы — пол фарфоровой вазы, (полу) станок — полустанок, (пол) кастрюли — полкастрюли.
  2. (Пол) метра — полметра, (пол) литра — пол-литра, (полу) обморок — полуобморок, (пол) Нью-Йорка — пол-Нью-Йорка, (пол) корзины — полкорзины, (пол) килограмма — полкилограмма, (полу) обученный — полуобученный, (пол) очка — пол-очка, (пол) сотни — полсотни, (пол) лампы — пол-лампы, (пол) трёхлитровой банки* — пол трёхлитровой банки, (полу) образованный — полуобразованный.
  3. (Пол) цены — полцены, (пол) линии — пол-линии, (полу) кольцо — полукольцо, (пол) мира — полмира , (пол) неба — полнеба, (пол) света — полсвета, (полу) подвал — полуподвал, (пол) белого света* — пол белого света, (пол) ландшафта — пол-ландшафта, (пол) окна — пол-окна, (полу) мрак — полумрак, (пол) двери — полдвери, (пол) Парижа — пол-Парижа, (пол) Суздаля — пол-Суздаля.

Смотреть графическое объяснение ответов

Задание 2Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки.

Тренажер по русскому языку. Правописание слов с пол- и полу-

Правильные ответы:

  1. (Пол) прихожей — полприхожей, (пол) лоджии — пол-лоджии, (полу) шубок — полушубок, (пол) балкона — полбалкона, (полу) пустыня — полупустыня, (пол) осени — пол-осени, (пол) столицы — полстолицы, (полу) официальный — полуофициальный, (пол) лопаты — пол-лопаты, (пол) Минска — пол-Минска, (полу) согнутый — полусогнутый, (пол) города — полгорода, (пол) мира — полмира, (пол) шага —полшага.
  2. (Пол) Поречья — пол-Поречья, (полу) шалочек — полушалочек, (пол) зимы — ползимы, (пол) весны — полвесны, (полу) годие —полугодие, (пол) лапищи — пол-лапищи, (пол) слова — полслова, (пол) фразы — полфразы, (полу) кровка — полукровка, (пол) лица — пол-лица, (пол) головы — полголовы, (полу) лежать — полулежать, (пол) четверти — полчетверти, (пол) яблони — пол-яблони, (пол) лета — пол-лета.
  3. (Полу) забытый — полузабытый, (полу) затонувший — полузатонувший, (пол) стакана молока — полстакана молока, (пол) литровка — поллитровка (исключение из правила, потому что нет слова «литровка»), (пол) луча — пол-луча, (полу) мгла — полумгла, (пол) легенды прочитал — пол-легенды прочитал, (пол) мира — полмира, (пол) Земли — пол-Земли, (полу) сфера — полусфера, (полу) финал — полуфинал, (пол) литра — пол-литра.

Смотреть графическое объяснение ответов

Задание 3. Запишите слова и словосочетания, раскрывая скобки.

Правильные ответы:

  1. (Пол) лабиринта — пол-лабиринта, (пол) апельсина — пол-апельсина, (полу) часовой перерыв — получасовой, (пол) Киева — пол-Киева, (пол) лилии — пол-лилии, (полу) шёпот —полушёпот, (пол) завтрака — ползавтрака, (пол) лаборатории — пол-лаборатории, (полу) шерстяной — полушерстяной, (пол) обеда — пол-обеда, (полу) мёртвый — полумертвый.
  2. (Пол) ужина — пол-ужина, (пол) клуба — полклуба, (пол) зала — ползала, (пол) океана — пол-океана, (полу) круг — полукруг, (пол) лебедя — пол-лебедя, (пол) Ла-Манша — пол-Ла-Манша, (пол) лафета — пол-лафета, (полу) тёмный — полутемный, (пол) Калининграда — пол-Калининграда, (полу) грязный — полугрязный, (пол) округа — пол-округа, (пол) дома — полдома.
  3. (Пол) Московской области — пол Московской области, (пол) каникул — полканикул, (пол) квадратного метра — пол квадратного метра , (пол) метра — полметра, (полу) дневный — полудневный, (пол) ельника — пол-ельника, (пол) зарплаты — ползарплаты, (пол) двенадцатого — полдвенадцатого, (полу) шпагат — полушпагат, (пол) осьмушки — пол-осьмушки, (полу) ваттный — полуваттный, (пол) тысячелетия — полтысячелетия, (пол) сажени — полсажени.

Смотреть графическое объяснение ответов


Оффлайн-тренажер по русскому языку в 6 классе с ответами. Орфография: Правописание слов с пол- и полу-. Тематический тренинг в любом классе и при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Автор заданий: Александрова Е.С.

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

  • через дефис
  • слит­но
  • раз­дель­но.

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-участ­ка
  • пол-этажа
  • пол-авто­бу­са
  • пол-очка
  • пол-ящика,

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

  • пол-ладо­шки
  • пол-лужай­ки
  • пол-лоску­та
  • пол-лаге­ря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луко­ви­цы.

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го паде­жа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му пра­ви­лу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной бук­вы:

  • пол-Петер­бур­га
  • пол-Оки
  • пол-Байка­ла
  • пол-России.

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слит­но.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полдела
  • полтонны
  • полчетвёр­то­го
  • полнеба
  • полкаст­рюли
  • полстака­на.

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три сло­ва:

  • пол чай­ной лож­ки,
  • пол мор­ско­го побе­ре­жья,
  • пол ябло­не­во­го сада,
  • пол соч­но­го арбу­за,
  • пол город­ской окра­и­ны,
  • пол жиз­нен­ной доро­ги,
  • пол седь­мо­го клас­са.

Таблица ‘Правописание слов с пол-‘

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме ‘л’:

полмину­ты,
полбага­жа

Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на ‘л’:

пол-листа,
пол-арбу­за,

Между пол и сло­вом есть опре­де­ле­ние:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого Новгорода

Присоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го сло­ва:

пол-Москвы,
пол-Африки

Присоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на соб­ствен­ные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слит­но:

полу­си­дя, полу­шу­тя, полу­ле­жать, полу­мас­ка, полу­эс­кад­рон, полу­ша­рие, полу­шё­по­том, полу­фи­наль­ный, полу­фе­о­даль­ный, полу­сон­ный

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слит­но:

  • рабо­тать впол­си­лы,
  • сидеть впол­обо­ро­та,
  • оста­но­вить впол­пу­ти,
  • гово­рить впол­го­ло­са,
  • спать вполгла­за.

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

«Полчайной ложки» или «пол чайной ложки»: как правильно писать слова с пол- и полу-

Простые правила помогут выбрать верный вариант буквально за полсекунды.

«Полчайной ложки» или «пол чайной ложки»: как правильно писать слова с пол- и полу-

Корень «пол-» может писаться в трёх комбинациях — слитно, через дефис или раздельно. На самом деле ничего сложного тут нет: смотрите на первую букву слова, которое стоит после него, а иногда ещё и на количество слов.

1. «Пол-» в сложных словах пишется слитно с существительными и порядковыми числительными, которые выполняют функцию существительных, если они начинаются с согласной буквы. При этом вторая часть сложного слова обычно стоит в родительном падеже. Исключение — слова, которые начинаются с «л» (кроме «поллитровки» — это как раз нужно писать слитно).

Примеры: «полчаса», «полметра», «полшестого».

2. Дефис надо ставить, когда вторая часть слова начинается с согласной «л» или гласной буквы. Ещё он нужен, если в присоединяемой части слова есть второй дефис, а также при употреблении с именами собственными.

Примеры: «пол-одиннадцатого», «пол-Москвы», «пол-онлайн-конференции».

3. «Пол-» пишется раздельно, когда между ним и существительным стоит согласованное определение. Проще говоря, если присоединяете этот корень к словосочетанию, надо писать раздельно, иначе исказится смысл.

Примеры: «пол чайной ложки», «пол Московской области», «пол вишнёвого сада».

4. С «полу-» вообще всё просто — всегда пишите его слитно.

Примеры: «полуостров», «полугодие», «полушерстяной».

Читайте также 🧐

  • Штрихкод или штрих-код? 15 случаев, когда мы ставим дефис там, где не нужно
  • «Вы» или «вы»? Разбираемся, как правильно обращаться к собеседнику
  • Как пишется «также»: слитно или раздельно? А «тоже»? Разбираемся раз и навсегда

Цель:

  • формирование умений в написании сложных слов с
    пол/полу;
  • формирование умений наблюдать, делать выводы,
    творчески подходить к решению заданий;
  • обучение чуткому и внимательному отношению к
    слову, любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового учебного
материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение
способов образования слов в русском языке. Но
прежде вспомним изученное. Ответьте на
вопросы(фронтальная работа):

— На какие две группы по способам образования
делятся слова? (Морфемный и неморфемный).

— Назовите морфемные способы образования слов
вместе с примерами.

(На интерактивной доске в результате ответов
учащихся должен появиться слайд№2,приложение 1,
с морфемными способами образования слов в виде
схемы, рядом предварительно записана схема
неморфемных способов образования слов, которую
необходимо расшифровать во время беседы с
учениками).

Слайд №2

— Какие способы образования слов зашифрованы в
правом столбике? (Сложение без соединительной
гласной, сложение с соединительной гласной,
сложение с одновременным присоединением
суффикса).

— Приведите примеры слов, образованных
неморфемным способом. (Например,сбербанк,
спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик;
соковыжималка,черноморец).

III. Целеполагание.

— Вы многое знаете,но тема “Словообразование”
полностью нами ещё не изучена. Предположите
дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели
урока. (Дети выступают с ответами)

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с
одним способом образования сложных слов,
научимся находить их в предложениях и тексте,
правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового.

1. — Прочитаем стихотворение на слайде №3

Слайд №3

— Ребята, вы улыбались при чтении данного
текста.

— Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их
отличительная особенность? ( Слова с пол-,полу-).

— Какова цель использования таких слов в тексте?
(Создание комической ситуации).

2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и
скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно
и через дефис).

— А теперь подумайте, какова ещё одна проблема
нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со
словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ-
пишутся слитно. Проанализируйте примеры и
сделайте вывод. Перед какими буквами в этих
словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).

— А какие звуки обозначают названные буквы?
(Согласные).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со
словами слитно. (Если слово начинается с
согласного звука)

3. — А теперь выпишите из стихотворения слова с
ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща,
пол-арбуза, пол -Москвы).

— Проанализируем теперь эти примеры, подумаем,
почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис?
(Находится перед гласной, перед согласной -л-,
перед заглавной буквой).

— Молодцы, ребята. Вы совершили открытие

4. — Чем отличается от всех подчеркнутых слов
слово “полуживой”? (полу-пишется слитно).
Приведите свои примеры слов с начальным
ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4со
словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о
правописании таких слов.

5. Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам
самостоятельно составить схему или алгоритм
написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу
-в тетрадях. В слабом классе ученикам
предлагается готовый алгоритм /схема.

6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее
удачную.

7. — Ребята, а как вы думаете, чем должно
завершаться наше стихотворение? (Подсказкой).
Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец
стихотворения(один ученик читает)

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью
стихотворения? (Да).

8. — Сделайте теперь устное сообщение о
правописании существительных с
ПОЛ-(ПОЛУ),пользуясь алгоритмом в тетрадях и на
доске. Приведите собственные примеры. (Один
ученик рассказывает правило. Класс слушает,
оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь
запишем их по памяти(один ученик у доски).

V. Закрепление.

1. — Как можно закрепить изученное правило?
(Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет
целая мозаика упражнений. Напишем зрительный
диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде
№6
, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7(Полгитары,
пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля,
пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте
себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе
“5”.

2. А сейчас комментированное письмо с
творческим заданием. На слайде №8записаны
словосочетания (500 килограммов, 500 граммов,
половина дома,500 метров, половина года, половина
земного шара), которые Вы должны будете заменить
одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно
объяснить написание (один ученик работает у
доски).

3. А сейчас, ребята, в роли учителя выступят
артисты,которые споют весёлый диктант, а Вы
должны будете записать называемые слова с
ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два
ученика с последующей проверкой выполненного
задания). Звучит аудиозапись (открывать с помощью
WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” (смотри приложение
№2
). Ребята на слух воспринимают текст,
выбирают слова с новой орфограммой. У ребят
должна появиться следующая запись: полдня,
пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню,
полуживой.

— Какой морфемой является в этих словах
ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).

4. — Я назову Вам сейчас ингридиенты одного
блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная
капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это
заправляется растительным маслом,уксусом,
горчицей, сахаром. (Винегрет).

— Составьте небольшой текст(можно шуточного
характера),используя как можно больше слов с
ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”.
(Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети
оценивают друг друга. Выставляем оценки).

VI. Итоги урока.

— Какова грамматическая тема нашего урока?
Какие задачи Вы поставили в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с
существительными через дефис, а когда слитно?
(Следуют ответы)

— Каков способ образования таких слов? Какой
морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

— Достигли ли мы целей урока?

— Весело ли Вам было?

— Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?

— Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки
за урок получают…

VII. Домашнее задание.

Составьте текст о приготовлении любимого блюда
по аналогии с классной работой, употребляя
существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Презентация.

Список использованной литературы:

  1. Г.Александрова. Занимательный русский язык
    (серия “Нескучный учебник”). Санкт-Петербург,
    “Тригон”,1997.
  2. Интернет-ресурсы, использованные для
    подготовки урока:
  3. http://muzofon. com/search/

Как пишутся слова полдень» и « полуденный» и подобные им? Нужен ли дефис? Что такое «пол» и «полу»?

Представим себе картину. Солнце в летний полдень высоко над головой, и жар нестерпимый. Но вот полдня прошло, близок вечер и прохлада. Полуденное время часто связывают с отдыхом, а полдничать принято после обеда и перед ужином, когда солнце перестаёт «палИть»  и день постепенно переходит в вечер.

Это знакомая картина и знакомые слова. Но есть орфографические трудности, которые испытывают ученики, когда встречают слова с «пол» и «полу». Попробуем выяснить, с чем связаны проблемы написания и как помочь их избежать.

«Пол» может быть самостоятельным словом, означающим:

1) нижний настил в помещении, по которому ходят (паркетный пол);

2) совокупность признаков организма, по которым различаются мужские и женские особи (сильный и слабый пол);

3) одна из двух равных частей, вместе составляющих целое или то же самое, что и «половина» (пол фруктового сада).

Сложности возникают, как правило, с «пол» в значении «половина». Количественные сочетания, включающие слово «половина», мы без труда напишем раздельно, например: шесть с половиной метров.

Но возможны разные написания: раздельно, слитно или через дефис. Разница между написаниями существенная, и её можно выявлять несколькими способами.

Первый способ мы применили в толковании отдельного слова «пол», когда приводили пример к его третьему значению (пол чайной ложки, то есть половина ложки): между словом «пол» и существительным обязательно стоит прилагательное (пол учебного года, пол яблоневого сада, пол спелой тыквы), или же есть собственное наименование (пол Северного моря, пол Курской области, пол Великого Новгорода, пол «Комсомольской правды»), или имеется притяжательное местоимение (пол моей книги, пол нашей дачи).

Дефис ставится в сложных словах, у которых первая часть — это корень ПОЛ-, а следующий корень начинается, во-первых, с любой из девяти гласных, на Ы слов нет:

А (пол-абрикоса, пол-автомобиля);

О (пол-огурца, пол-ореха);

У (пол-урока, пол-утра);

И (пол-имения, пол-игры);

Э (пол-экрана, пол-экзамена);

Е (пол-евангелия, пол-ельника);

Ё (пол-ёлки, пол-ёжика);

Ю (пол-юбки, пол-юрты).

Я (пол-яблока, пол-яхты).

Во-вторых, следующий корень начинается с согласного Л и стоит в форме Родительного падежа: пол-ладьи, пол-ложки, пол-лужайки, пол-литра, пол-леса, пол-люстры, пол-лягушки.

Примечание.

Слово «поллитровка» пишется слитно, потому что вторая часть имеет форму именительного падежа.

В-третьих, следующий корень начинается с большой буквы (пол-Курска, пол-Якутска, пол-Европы, пол-Франции, пол-«Мурзилки»).

В-четвёртых, следующая присоединяемая часть состоит из слова, пишущегося в свою очередь через дефис (включая и имена собственные): пол-юго-запада, пол-конференц-зала, пол-мини-юбки, пол-Нью-Йорка, пол-Гусь-Хрустального.

Слитное написание возможно в случае наличия любого согласного, кроме Л: полбанки, полведра, полгорода, полдома, полжерди, ползанавески, полкарандаша, полманежа, полнавеса, полпенала, полреки, полстакана, полтетради, полфартука, полхалата, полцарства, полчебурека, полшарика, полщётки.

Возможны сочетания с пол- порядковых числительных, выполняющих функции существительных, если эти формы начинаются с согласной буквы, кроме Л: полвторого, полдесятого, полшестого.

Примечание.

В наречиях с первой частью впол- слитное написание не зависит от последующей буквы: вполоборота, вполуха, вполголоса.

Не проще ли все слова с пол писать слитно или через дефис, чтобы не путаться?

Давайте понаблюдаем за словами: полшарика и пол-Шарика, полправды и пол-«Правды».

Звучат слова одинаково, но значение разное. Полшарика — половина воздушного шарика и полправды — это не вся правда («шарик» и «правда» — нарицательные существительные). Кличка собаки Шарик и название газеты «Правда» — имена собственные.

А вот ещё несколько примеров для наблюдения: полочка и пол-очка, половина и пол-овина, поливы и пол-ивы. В чём разница? Слова-омонимы вслух неразличимы, а дефис помогает не только прочитать правильно слова, но и понять их верно, практически не прибегая к контексту: полочка для книг — выиграть пол-очка; половина дела — пол-овина (овин — строение для сушки снопов перед молотьбой); поливы (искусственное увлажнение почвы) — пол-ивы (ива — дерево с гибкими ветвями и узкими листьями).

Андрей Усачев

Что такое половина?

Что такое половина?
Это сразу не поймёшь:
Половина брюк — штанина.
Половина ножниц — нож.
Месяц мы считать должны
Половиною луны.

 Полубокс, полуботинки,
Полдень есть и полночь есть.
Если взять арбуз на рынке,
Пол-арбуза можно съесть.
Съесть легко полбулки хлеба,
Видеть радугу в полнеба
И надеть полупальто.

Но подумал я: «А странно,
Что такое полстакана?
И полвазы — это что?»

 Я поставил опыт сразу:
Взял и грохнул об пол вазу.
Ваза тут же — пополам!
А за вазой — два стакана
Разлетелись по углам.

Но, услышав в кухне грохот,
Прекратила мама опыт:
— Это что за тарарам? —
И сказала мама строго:
— Полпосуды — это хлам!

Пока папа не пришёл,
Подмети весь этот пол!

Корень ПОЛУ- пишется слитно в сложных словах, большая часть которых — это прилагательные (полупустой, полуденный, полурусский), существительные (полуостров, полуявь, полукруг, полуимпериал), малая часть глагольные формы (полуобнять, полусидеть, полусочувствующий, полулёжа) и наречия (полувсерьёз, полушёпотом).

Слова с полу- в известной эпиграмме на графа Михаила Воронцова, написанной А.С. Пушкиным в 1824 году, имеют значение, сходное со значением парных союзов то ли… то ли, не то… не то:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Поэт сознательно написал существительные с ПОЛУ- через дефис, чтобы подчеркнуть половинчатость образа несимпатичного ему влиятельного человека, верно приметив в нём склонность делать подлости. Хотя, напоминаем, эти слова нужно писать только слитно.

А. Шомахов

Полуделовой человек

Полкровати застелил я,
Полведра воды налил я,
Полминуты мёл я пол,
Пол-игры сыграл в футбол.

В магазин пришлось пойти,
Да вернулся с полпути…
Очень много всяких дел:
Пол-урока отсидел,

Дома сделал полпримера,
Пролистал пол-«Пионера»,
Подремал я с полчаса —
Тут и ужин начался…

— Ты, привыкший к половинкам,
После стольких «полудел»
Съел пол-ужина? Скажи нам!
— Нет, я ужин целый съел! 

Перевод с кабардинского Ю. Хазанова

Обратим внимание и на те случаи, когда привычное слитное написание ПОЛУ- невозможно.

В Полном академическом справочнике под редакцией В.В. Лопатина обозначено, что недопустимы слитные написания с одной прописной буквой в середине слова: полу-Африка.

В том же источнике отмечается недопустимость слитного или дефисного написания с первой частью сложного слова, если вторая часть содержит пробел, то есть представляет собой сочетание слов. В этом случае в парных конструкциях с полу- следует писать раздельно: полу дом отдыха, полу детский сад.

Литература

  1. Дружинина Т.В. Дефисное и слитное написание слов с рол- и полу- (VI класс) //Русский язык в школе. — 2009. — № 8. — С. 24-25, 30.
  2. Иомдин Б.Л. «Светит месяц, светит ясный, светит полная луна…» //Русский язык. Журнал ИД «Первое сентября». — 2013. — № 5. — С. 53-55.
  3. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. — М.: Эксмо, 2006.

Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Рассмотрим орфографическое правило написания слов с пол-, полу- в русском языке.

Полу- пишется слитно с любой частью речи.

Приведем примеры слов с пол-, полу-.

В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:

  • через дефис
  • слитно
  • раздельно.

Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание таких слов.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфографическому  правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис  после пол- в следующих случаях:

1) если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-ельника
  • пол-ёмкости
  • пол-участка
  • пол-этажа
  • пол-автобуса
  • пол-очка
  • пол-юбки
  • пол-ящика;

2) если второй корень слова начинается с согласного «л»:

  • пол-ладошки
  • пол-лужайки
  • пол-лоскута
  • пол-лагеря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луковицы.

Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.

Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу, как и производное прилагательное «пол-литровый».

3) Дефис ставим после корня пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:

  • пол-Петербурга
  • пол-Оки
  • пол-Байкала
  • пол-России.

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полгорода
  • полдела
  • полжизни
  • ползимы
  • полмиски
  • полтонны
  • полчетвёртого
  • полнеба
  • полкастрюли
  • полстакана
  • полсентября
  • полшприца.

Пол- пишется раздельно

Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, выраженное именем прилагательным, местоимением, порядковым числительным, словосочетание пишется раздельно в три слова:

  • пол морозного февраля;
  • пол чайной ложки;
  • пол морского побережья;
  • пол яблоневого сада;
  • пол сочного арбуза;
  • пол городской окраины;
  • пол жизненной дороги;
  • пол второго этажа;
  • пол седьмого класса;
  • пол моего завтрака;
  • пол нашего двора.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»:

полминуты,
полбагажа

Корень существительного начинается на гласную или на «л»:

пол-листа,
пол-арбуза,

Между пол и словом есть определение:

пол стиральной машины,
пол чайной ложки,
пол Мурманской области,
пол Великого Новгорода

Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:

пол-Москвы,
пол-Африки

Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:

полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный

Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется приставка в- и часть пол-. Такие слова пишутся слитно:

  • работать вполсилы;
  • сидеть вполоборота;
  • остановить вполпути;
  • говорить вполголоса;
  • спать вполглаза.

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 197

Написание пол-, полу- со словами

Слова, начи­на­ю­щи­е­ся с пол-, могут писать­ся слит­но, с дефи­сом и раз­дель­но. Укажем пра­ви­ло напи­са­ния слов с пол-, полу-.

Полу- пишет­ся слит­но с любой частью речи.

В рус­ском язы­ке сло­ва, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых име­ет­ся корень пол- (поло­ви­на), в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных усло­вий пишут­ся по-разному:

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние слов с кор­нем пол-. Выясним, от чего зави­сит дефис­ное, слит­ное или раз­дель­ное написание.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка в слож­ных по соста­ву сло­вах поста­вим дефис после пол- в сле­ду­ю­щих случаях:

1. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с любой глас­ной бук­вы. Напомним, что в рус­ском язы­ке насчи­ты­ва­ет­ся десять глас­ных букв:

Примеры

  • пол- и гры
  • пол- у част­ка
  • пол- э тажа
  • пол- а вто­бу­са
  • пол- о чка
  • пол- я щика;

2. если вто­рой корень сло­ва начи­на­ет­ся с соглас­но­го «л»:

Обратим вни­ма­ние, что в таких слож­ных сло­вах суще­стви­тель­ное име­ет фор­му роди­тель­но­го падежа.

Слово «пол­лит­ров­ка», в соста­ве кото­ро­го вто­рая часть име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа, пишет­ся слит­но. Отличаем его напи­са­ние от сло­ва «пол-литра», кото­рое пишет­ся через дефис соглас­но обще­му правилу.

3. Дефис ста­вим после пол-, если вто­рая часть сло­ва явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным и пишет­ся с про­пис­ной буквы:

Слитное написание слов с пол-

В осталь­ных слу­ча­ях, если корень нари­ца­тель­но­го име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с любо­го соглас­но­го, кро­ме «л», сло­ва с пол- пишут­ся слитно.

Понаблюдаем:

Пол- пишется раздельно

Если меж­ду кор­нем пол- и суще­стви­тель­ным име­ет­ся согла­со­ван­ное опре­де­ле­ние, сло­во­со­че­та­ние пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • пол чай­ной ложки;
  • пол мор­ско­го побережья;
  • пол ябло­не­во­го сада;
  • пол соч­но­го арбуза;
  • пол город­ской окраины;
  • пол жиз­нен­ной дороги;
  • пол седь­мо­го класса.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное напи­са­ние Дефисное напи­са­ние Раздельное напи­са­ние
Корень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся с соглас­но­го, кро­ме «л»:

пол м ину­ты,
пол б ага­жаКорень суще­стви­тель­но­го начи­на­ет­ся на глас­ную или на «л»:

пол- л иста,
пол- а рбу­за,Между пол и сло­вом есть определение:

пол сти­раль­ной маши­ны,
пол чай­ной лож­ки,
пол Мурманской обла­сти,
пол Великого НовгородаПрисоединяемая часть сло­ва — имя соб­ствен­ное, состо­я­щее из одно­го слова:

пол-Москвы,
пол-АфрикиПрисоединяемая часть сло­ва содер­жит дефис (в том чис­ле и име­на собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В рус­ском язы­ке сло­ва, при­над­ле­жа­щие к любой части речи, с полу- пишут­ся все­гда слитно:

Обратим вни­ма­ние на напи­са­ние наре­чий, в соста­ве кото­рых име­ет­ся часть пол-. Такие сло­ва пишут­ся слитно:

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ)»

Правописание слов с пол- (полу-). 6-й класс

Класс: 6

Цель:

  • формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
  • формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
  • обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

— Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на вопросы(фронтальная работа):

— На какие две группы по способам образования делятся слова? (Морфемный и неморфемный).

— Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.

(На интерактивной доске в результате ответов учащихся должен появиться слайд№2,приложение 1, с морфемными способами образования слов в виде схемы, рядом предварительно записана схема неморфемных способов образования слов, которую необходимо расшифровать во время беседы с учениками).

— Какие способы образования слов зашифрованы в правом столбике? (Сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса).

— Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом. (Например,сбербанк, спецкурс, плащ-палатка;сухофрукты,сталелитейщик; соковыжималка,черноморец).

— Вы многое знаете,но тема “Словообразование” полностью нами ещё не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели урока. (Дети выступают с ответами)

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового.

1. — Прочитаем стихотворение на слайде №3

— Ребята, вы улыбались при чтении данного текста.

— Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-,полу-).

— Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

2. -Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

— А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).

— А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука)

3. — А теперь выпишите из стихотворения слова с ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).

— Проанализируем теперь эти примеры, подумаем, почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис? (Находится перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).

— Молодцы, ребята. Вы совершили открытие

4. — Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой”? (полу-пишется слитно). Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

5. Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам самостоятельно составить схему или алгоритм написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу -в тетрадях. В слабом классе ученикам предлагается готовый алгоритм /схема.

6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее удачную.

7. — Ребята, а как вы думаете, чем должно завершаться наше стихотворение? (Подсказкой). Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения(один ученик читает)

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения? (Да).

8. — Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ),пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило. Класс слушает, оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь запишем их по памяти(один ученик у доски).

1. — Как можно закрепить изученное правило? (Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет целая мозаика упражнений. Напишем зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде №6, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7(Полгитары, пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля, пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

2. А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде №8записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), которые Вы должны будете заменить одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

3. А сейчас, ребята, в роли учителя выступят артисты,которые споют весёлый диктант, а Вы должны будете записать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два ученика с последующей проверкой выполненного задания). Звучит аудиозапись (открывать с помощью WindowsMediaPlayer) песни из уроков “Радионяни” (смотри приложение №2). Ребята на слух воспринимают текст, выбирают слова с новой орфограммой. У ребят должна появиться следующая запись: полдня, пол-леща, пол-облачка, пол-лица, к полудню, полуживой.

— Какой морфемой является в этих словах ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).

4. — Я назову Вам сейчас ингридиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.

Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом,уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).

— Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).

— Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)

— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

— Достигли ли мы целей урока?

— Весело ли Вам было?

— Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?

— Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают.

VII. Домашнее задание.

Составьте текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание слов, начинающихся с ПОЛ- и ПОЛУ-

Для того чтобы безошибочно писать такие слова, необходимо запомнить, что ПОЛ- пишется слитно, через дефис или раздельно в зависимости от того, какая буква следует дальше, а ПОЛУ- пишется слитно всегда.

Запомните примеры и объяснения:

ПОЛЧЕТВЕРТИ – ПОЛ- пишется слитно, так как далее следует согласная.

ПОЛ-УРОКА – ПОЛ- пишется через дефис, так как далее следует гласная.

ПОЛ-ЛЕКЦИИ – ПОЛ- пишется через дефис , так как далее следует буква Л.

ПОЛ УЧЕБНОГО ГОДА – ПОЛ пишется раздельно, так как он не относится к следующему слову.

ПОЛУГОДИЕ – ПОЛУ всегда пишется слитно.

Обратите внимание: если ПОЛ- оказался перед именем собственным (а значит, перед прописной буквой), то после него следует поставить дефис , например: пол-Европы, пол-Петербурга.

Вот шествие по улице идет,
и кое-кто в пол_голоса поет… (Иосиф Бродский)

Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от
приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)

…А как напоишь слезами своими под собой землю на пол_аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

Принесено немного; кто принес пол_лукошка , а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)

Прах друга своего схоронить невозможно, предварительно не расстроив своего здоровья и не раздав пол_имения своего извозчикам! (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дневник провинциала в Петербурге»)

Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)

Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)

Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный , грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

…Коляска проехала пол_версты , прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.

…Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)

Пол_России с голода помирает, «Московские ведомости» торжествуют, классицизм хотят ввести — шагу нам ступить некуда. (И. С. Тургенев. «Новь»)

Расплачивалась по счету Варвара Петровна каждые пол_года , и день расплаты почти всегда бывал днем холерины. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

О «светлых надеждах» он говорил всегда тихо, с сладостию, полу_шепотом , как бы секретно. (Ф. М. Достоевский. «Бесы»)

В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)

Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)

Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками. (И. С. Тургенев. «Муму»)

Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)

Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой ,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

А у тебя уж условный рефлекс выработался: как пенсия, так обязательно пол_литра . ( В. Шукшин. «Горе»)

Упражнение подготовили Д. А. Жужлева и Б. А. Панов («Лига школ»).

источники:

http://urok.1sept.ru/articles/639852

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полвагона как пишется слитно или раздельно
  • Полентяйничать как пишется
  • Полбуханки хлеба как пишется
  • Полено или полено как правильно пишется
  • Поленница как пишется правильно слово