Полвишни как пишется

Перейти к содержанию

Пол-, полу- со словами — как пишется слитно, через дефис или раздельно

Содержание

  1. Когда пол пишется через дефис?
  2. Когда пол пишется слитно (правило)?
  3. Когда «пол» пишется раздельно?
  4. Как правильно пишется приставка полу со словами?

Пол-, полу слова в морфемном составе означает половина от чего либо. Что нужно запомнить?

как пишется пол- со словами, правила

  1. Слова в основе которых начинается на пол-  при написание может слитно, с дефисом или раздельно, все зависит от буквы или слова которое стоит за ним по 3-м правилам
  2. Слова начинается с полу- всегда пишутся слитно.

Когда пол пишется через дефис?

  1. Если вторая часть лова начинается с любой гласной буквы: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Примеры
  • пол-ананаса
  • пол-апельсина
  • пол-арбуза
  • пол-огурца
  • пол-одиннадцатого
  • пол-аудитории
  • пол-института
  • пол-океана
  • пол-урока
  • пол-окна
  • пол-оборота
  • пол-аршина
  • пол-улицы
  • пол-языка
  • пол-огорода
  • пол-уха
  • пол-яблока

пол-яблока пишется через дефис

  1. Если вторая часть лова начинается с согласной буквы «л». Примеры:
  • пол-лимона
  • пол-леса
  • пол-литра
  • пол-лета
  • пол-лица
  • пол-ложки
  • пол-листа
  • пол-луга
  • пол-луны
  • пол-луковицы

Важно отметить, что вторая часть слова дана в родительном падеже. А есть, где вторая часть в именительном падеже и пишется слитно: поллитровка, поллюция, поллиний или поллуцит. Таких слов крайне мало

  1. Если вторая часть является именем собственными пишется с большой буквы.
  • пол-России
  • пол-Франции
  • пол-Америки
  • пол-Москвы
  • пол-Петербурга
  • пол-Крыма
  • пол-Минска
  • пол-Европы
  • пол-Атлантики
  1. Если вторая часть слова уже используется с дефисом:
  • пол-мини-юбки
  • пол-конференц-зала
  • пол-Санкт-Петербурга
  • пол-Нью-Йорка

половина сшитого

Когда пол пишется слитно (правило)?

Во всех других случаев, если вторая часть начинается с любой согласной, кроме «л», примеры:

  • полполя
  • полпервого
  • полправила
  • полжизни
  • полстены
  • полстраны
  • полдевятого
  • полпятого
  • полтретьего
  • полсада
  • полкниги
  • полкомнаты
  • поллитровый
  • полметра
  • полголовы
  • полбатона
  • полхлеба

Когда «пол» пишется раздельно?

Пишется раздельно в том случае, если между пол- и существительным стоит согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.

  • пол учебного года
  • пол яблоневого сада
  • пол садового участка
  • пол столовой ложки
  • пол дипломной работы

половинки

Как правильно пишется приставка полу со словами?

В русском языке слова с полу всегда пишутся слитно: полусидя, полустоя, полуфинал, полушарие и так далее.

При написание наречий, где имеется пол- пишутся слитно: вполоборота, вполпути, вполсилы, вполголоса радости нет, видеть сон вполглаза

( 5 оценок, среднее 4.6 из 5 )

Правописание приставок «пол-» и «полу-» — одна из важнейших тем в грамматике русского языка. Несмотря на то, что на первый взгляд она кажется не такой масштабной, как, например, причастные и деепричастные обороты, ее значение нельзя недооценивать. Да и не получится, учитывая, как много слов содержат в себе приставки «пол-» и «полу-«. Правописание этих приставок подчиняется строгим правилам, которые необходимо понять и выучить.

Слитное написание приставки «пол-«

Полкружки - "пол-" слитно

Прежде чем начать разбирать это правило, необходимо усвоить общий принцип. Правописание «пол-» и «полу-» зависит от того, с какой буквы начинается корень слова. То есть с того, какая буква стоит «на стыке» между основной частью слова и приставкой.

Если перед приставкой «пол-» стоит согласный звук, необходимо писать ее слитно с существительным. Вот несколько примеров слов с «пол-«:

  • Полсекунды, полминуты, полчаса, полдня, полмесяца, полгода.
  • Полкружки, полчашки, полтарелки, полчайника, полпорции.
  • Полдвенадцатого, полпервого, полвторого, полтретьего, полчетвертого, полпятого.
  • Полкилограмма, полграмма, полцентнера, полметра, полсантиметра.
  • Полкомнаты, полквартиры, полдвора, полгорода, полстраны, полпланеты.

То же самое касается использования слов с приставкой «пол-» или «полу-» (а в данном случае именно «пол-«) в полноценных предложениях:

  • Прошло по меньшей мере полчаса, прежде чем полдела было сделано.
  • Было приятно увидеть старого друга спустя полгода, выпить по полчашки кофе, поговорить по душам и провести полдня в хорошей компании.
  • Работодатели пообещали перезвонить, но пессимистично настроенный студент был уверен, что никто не перезвонит ни через полчаса, ни через полдня, ни даже через полмесяца.

Написание приставки «пол-» через дефис

Пол-апельсина - "пол-" через дефис

В отличие от приставки «полу-«, правописание «пол-» может осуществляться через дефис. В случае с приставкой «пол-» все достаточно просто: дефис отделяет ее, во-первых, от существительного, начинающегося с гласной. Например:

  • Пол-апельсина, пол-абрикоса, пол-яблока, пол-айвы, пол-овоща, пол-огурца.
  • Пол-одиннадцатого, пол-апреля, пол-октября, пол-августа, пол-января.

Во-вторых, дефис необходим в существительных, начинающихся с буквы Л:

  • Пол-лимона, пол-лайма, пол-листа, пол-ложки, пол-луковицы, пол-ломтика.

И наконец в-третьих, дефис используется в сочетании с именами существительными, которые пишутся с большой буквы. Например:

  • Пол-Москвы, пол-Петербурга, пол-России, пол-Европы.

Само собой, это правило никак не изменяется, когда слово с приставкой «пол-» включается в полноценное предложение:

  • Мы не виделись пол-лета, зато потом пол-августа провели вместе, пол-России объездили.

Приставка «полу-«

Полуулыбка - правописание "полу"

В отличие от приставки «пол-«, правописание «полу-» весьма однозначно: только слитно, и никогда — через дефис. Например:

  • Полуулыбка, полуоборот, полукруг, полуовал, полуволк, полумесяц, полуночный, полуостров.

Правило слов, начинающихся с гласной или с буквы Л, на правописание этой приставки не распространяется. В предложении это может выглядеть следующим образом:

  • Полумесяц ярким пятном сиял в черном полуночном небе, освещая ее добрую, мягкую полуулыбку и крохотную фигурку, стоящую вполоборота.

Кстати, «вполоборота» — это наречие, правописание которого следует запомнить. А вот правописание слов с «пол-» и «полу-» просто вызубрить недостаточно, да и трудно — понять и освоить на практике куда проще.

Тема: Правописание слов с пол- (полу-).

Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов с начальной частью пол- и полу-.

Задачи урока:

образовательная: углубить знания о способе сложения слов;

развивающая: иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) иметь представление о сложносокращенных словах

воспитывающая: воспитывать у учащихся  любовь  к родному языку, прививать  интерес  к его познанию

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

Грузчик, замочек, пылесос. неприятель, фонарщик

 — Определите способ образования существительных

III. Актуализация знаний

1. Упр.140 (по цепочке)

2. Образуйте сложные слова, запишите их.

Любит книги, варит на пару,  льёт сталь, метает пули, тушит огонь, юный натуралист.

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV.Изучение нового материала

1. — Прочитаем стихотворение на слайде

2. Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов . Назовите тему нашего урока.

— А теперь подумайте, какова  проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (перед согласными).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.

—  А какие согласные не подчиняются правилу (заглавные и л).

— В каком ещё случае пол пишется через дефис? (перед гласной)

— Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ(После ответов следует слайд со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

— Сформулируйте правило.

Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения?

 Давайте проверим,  правильно ли мы сформулировали правило, прочитаем о правописании таких слов в учебнике..Приведите собственные примеры.

V. Первичное закрепление.

1. Объяснительный диктант ( по очереди у доски).

Полсада, полгорода, пол-Саратова, пол-луковицы, пол-ананаса, полметра, полумрак.

2. Зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7

полгруши, полмашины, пол-ложки, пол-огурца, полрепки, пол-арбуза, полвишни,

полпомидора, пол-ананаса, полрыбы.

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

 3.  Выборочный диктант.

Сейчас вы посмотрите и послушаете диктант Леопольда из передачи «Радионяня». Вы должны внимательно слушать и выписывать  называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-

4. — А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), замените их одним словом с пол- и полу-,  устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

— Как написали последнее словосочетание? Почему?

5. Распределительный диктант (самопроверка со слайда)

Пол-Ельца, пол-Тимирязево, полсела, полдома, полкартофелины, полсливы, полмандарина, пол-апельсина, пол чайной ложки, пол-лимона, пол-лаваша, полутен.

6 . Один ученик работает на компьютере с тренажёром и получает оценку, остальные работают по карточкам. (выполнив работу, переворачиваю карточки и сверяют ответы)

Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…

VI. Рефлексия.

— Смогли лы решить проблему, поставленную в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?

— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

VII. Домашнее задание. (на выбор)

1. Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

2. Упр.142

Источник:  

https://www.youtube.com/watch?v=SXW7hJUXhxs

https://kykyryzo.ru/

Конспект урока «Правописание сложных существительных с пол-и полу-»
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме «Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-» по программе В.Бабайцевой, 6 класс.

Скачать:

Вложение Размер
konspkt_uroka.doc 36 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с пол- (полу-).

Цель: формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;

формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий; обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

Грузчик, замочек, пылесос. неприятель, фонарщик

— Определите способ образования существительных

III. Проверка домашнего задания

1. Упр.140 (по цепочке)

2. Образуйте сложные слова, запишите их.

Любит книги, варит на пару, льёт сталь, метает пули, тушит огонь, юный натуралист.

— Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового материала.

1. — Прочитаем стихотворение на слайде

2. Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов . Назовите тему нашего урока.

— А теперь подумайте, какова проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

— Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (перед согласными).

— Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.

— А какие согласные не подчиняются правилу (заглавные и л).

— В каком ещё случае пол пишется через дефис? (перед гласной)

— Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ(После ответов следует слайд со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения

— Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения?

Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, прочитаем о правописании таких слов в учебнике..Приведите собственные примеры.

1. Объяснительный диктант ( по очереди у доски).

Полсада, полгорода, пол-Саратова, пол-луковицы, пол-ананаса, полметра, полумрак.

2. Зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде, Вы должны будете записать то, что видите.

— А теперь сверьтесь со слайдом №7

полгруши, полмашины, пол-ложки, пол-огурца, полрепки, пол-арбуза, полвишни,

полпомидора, пол-ананаса, полрыбы.

— Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

3. Выборочный диктант.

Сейчас вы посмотрите и послушаете диктант Леопольда из передачи «Радионяня». Вы должны внимательно слушать и выписывать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-

4. — А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), замените их одним словом с пол- и полу-, устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

— Как написали последнее словосочетание? Почему?

5. Распределительный диктант (самопроверка со слайда)

Пол-Ельца, пол-Тимирязево, полсела, полдома, полкартофелины, полсливы, полмандарина, пол-апельсина, пол чайной ложки, пол-лимона, пол-лаваша, полутен.

6 . Один ученик работает на компьютере с тренажёром и получает оценку, остальные работают по карточкам. (выполнив работу, переворачиваю карточки и сверяют ответы)

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…

— Смогли лы решить проблему, поставленную в начале урока?

— Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?

— Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

VII. Домашнее задание . (на выбор)

1. Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость.

Этот урок поможет учащимся освоить непростую тему правописания сложных существительных с пол- и полу. Материал интересный и занимательный.

В наглядной и доступной форме объяснение сложной орфограммы.

Презентация к уроку по УМК С.И. Лбвовой 6 класс.

Презентация может быть использована на уроке английского языка в 6 классе по учебнику Spotlight-6 по теме «Сложные существительные» в разделе «Free Time».

Данная презентация разработана к року по коми языку 7 класс по теме: «Сложнöй эмакывъяс да кывбердъяс артмöм да гижöм».

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Урок русского языка в 6 классе «Правописание слов с пол-, полу-«

Правописание слов с пол-, полу- — одна из трудных тем орфографии. Использование современных образовательных технологий, разнообразных видов деятельности школьников на уроке способствут успешному усвоению учащимися учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе «Правописание слов с пол-, полу-«»

Учитель русского языка и литературы

Красноборской средней общеобразовательной

школы Вешкаймского района

Скиртач Надежды Алексеевны

Урок русского языка в VI классе

по теме: «Слитное и дефисное написание

сложных слов с пол-, полу-»

Цели и задачи урока: — познакомить учащихся с написанием сложных слов с пол-, полу-; учить предупреждать и исправлять орфографические и ре­чевые ошибки; развивать воображение, навыки самостоятельной работы.

— совершенствовать и развивать учебно-языковые умения и навыки учащихся;

— совершенствовать словарный запас учащихся;

— содействовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетентностей школьников;

— развивать логическое мышление;

— воспитывать и развивать чувство внимательности в работе, ответственности за получение новых знаний;

— способствовать развитию и совершенствованию умений и навыков использовать полученные знания в практической работе.

Планируемые результаты: научатся правильно употреблять слова с пол-, полу-; предупреждать и ис­правлять орфографические и речевые ошибки, объяснять языковые явления.

УУД. Личностные: имеют мотивацию к учению, осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные вязи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.

Оборудование: тесты, загадки, тетради-справочники, таблица, слайдовая презентация «Сказка о пол-, полу-», компьютер.

Тип урока: комбинированный

Проверка выполнения домашнего задания.

Записать сложные слова-отгадки, образованные сложением основ, сложением слов, определить способ образования, объяснить правописание соединительных гласных.

Заурчу, закричу, под небеса улечу. (Вертолет)

Хвостом льет, а клювом пьет. (Водопровод)

Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

У меня, который год, ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (Электрополотер)

Сверху — дыра, снизу – дыра, а в середине – огонь, да вода. (Самовар)

Чудо-дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб. (Снегоочиститель)

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (Фотоаппарат)

Проводится игра «Найди лишнее слово»

Петя ушиб колено ноги.

Собрание будет в конце декабря месяца.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Путешественники ослабли от недоедания пищи.

В мае 25 числа мы закончим учебный год.

Изучение нового материала.

Запись темы урока в тетради «Правописание сложных слов с пол-, полу».

— Сложные слова могут быть образованы сложением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полсада, пол-луковицы, пол-России.

Знакомство учащихся с таблицей о правописании сложных слов с пол-, полу-.

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему:Правописание пол-,полу-, с существительными

Цели: 1) Формировать навыки самонаправленности в определении слитного и дефисного написания слов с пол- и полу- через определение последующей буквы;

2) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;

3) совершенствовать умения в написании сложных слов с пол/полу;

4) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

5)развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

6) обучение чуткому и внимательному отношению к слову, уважительному отношению к лексическим запасам языка, любви к родному языку.

Опорные схемы, таблицы, учебник, листы с рабочими материалами для учащихся.

-Здравствуйте, ребята, рада вас видеть.

Сегодняшний урок я бы хотела начать с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости».

-Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей)

-Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и продолжим добывать новые знания.

-Запишите число в рабочие тетради.

Оставьте одну строчку!(Для темы)

Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания упр

Шипящие требуют к себе особого внимания. Это объясняется их прошлым, шипящие в древнерусском языке были только мягкими. Спустя много времени некоторые из них отвердели [ж], [ш]. Даже в начале 20 века в литературе можно было встретить такие образцы – жолтый, чорный. Но сегодня мы руководствуемся современными правилами орфографии. И об этой орфограмме будем говорить с точки зрения современных правил.

3. Образуйте от данных существительных однокоренные слова:

1) –ОК/ЕК: пастух, орех ,жук, луг, рог –уменьшительно-ласкательное значение

2) –ОНОК: волк, заяц, мышь, верблюд

3) –ОНК-: река, бумага,душа,книга- пренебрежительное значение

— Каково значение суффиксов?

— Каким способом образованы существительные?

— Расскажите друг другу, когда после шипящих в суффиксе существительных пишутся гласные О/Е.

4. Работа с текстом

1)Осень славная пора.2)Беру рю..зак с поклаж..й и отправляюсь в лес за чудесами.3)Вот на тр..пинку выскочил лягуш..нок а там м..лькнул еж..нок. 4)По кольц..вой дороге возвр..щаюсь домой после праздника души.

1.Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми, подчеркните их.

2.Укажите номер сложного предложения. Подчеркните грамматическую основу

3. Постройте схему 1 предложения.

Укажите количество букв, звуков в словах: осень , грибная;

Выпишите слова на изучаемую орфограмму. Взаимопроверка

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Так как мы на последних уроках изучали правописание суффиксов, т.е. образовывали новые слова, скажите, какой раздел мы изучаем (Словообразование)

-Что изучает словообразование?(Словообразование –это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова)

-Какие способы словообразования вы знаете?

-Морфемные: приставочный, приставочно-суффиксальный, суффиксальный, бессуффиксный.

-А неморфемные способы?

-Вы многое уже знаете, но тема «Правописание сложных существительных» полностью нами ещё не изучена. Мир сложных существительных очень богат.

Предположите дальнейший путь её изучения.

Я пришел из школы:

На столе оставлен

И на сковородке

Если мамы дома нету,

Полминуты не теряй

И варенье из буфета

Пол-арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

(Я еще не мертвый,

Я не ем уж полнедели,

Я не сплю уж пять ночей,

У моей стоят постели

Ровно пол-Москвы врачей.

-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста?

-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-)

-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).

2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).

1) познакомиться ещё с одним способом образования сложных слов

2) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;

3) научиться находить эти слова в предложениях и в тексте;

4 ) формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;

-Таким образом, сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, научимся правильно писать слова с пол- и полу-

Вы готовы к новым знаниям?

4. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? ( Нам не понятно, почему в одних случаях ПОЛ- пишется слитно, в других – через дефис).

— Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании).

Какова же тема сегодняшнего урока?

Запись темы в тетрадь и на доску.: «Правописание слов с пол- и полу-».

Пол – Европы прошагали, полземли , этот день мы приближали, как могли.

Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему полсердца , полсилы .

Широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень , улыбнулась и засверкала росой.

Полдороги Владик и Толя бежали молча.

Полдома было ярко освещено.

Муму съела полтарелки и отошла.

В нее (Волгу) смотрелось пол-России .

У бассейна уже собрались пол-лагеря .

В тетрадь помощницу Искл.: поллитровка

Таблица на экране

Вот теперь нам стало ясно,
Не забудем никогда:

Слово ПОЛ с любой согласной
Слитно пишется всегда.

Перед Л и перед гласной,
Перед буквой прописной
Слово ПОЛ (любому ясно)
Отделяется чертой.

Пол…дня, пол…лица, пол…Москвы, полу…финальный, пол…ящика, пол… ведра,

Пол…стакана, пол… тарелки, полу…месяц, пол…России, пол…арбуза, пол…лагеря.

(Пол) беды, (полу) автомат, (пол) окна, (полу) остров, (пол осени, (пол лица, (пол Европы, (пол зимы, (полу шёпот,(пол города, (пол) слова, (пол) Луганска, (пол) лошади

( полу) круг, (пол) площади, (пол) литра, (полу) дрем о та, (пол) алфавита, (пол) утки, (пол) ложки,( пол) Байкала.

3) Приём из технологии критического мышления:

«Верно-неверно» (на слайде)

Пол (шины) пишется через дефис? НЕТ

Полу(остров) пишется через дефис? НЕТ

3.Слово пол(буханки) пишется слитно? Да

4.Слово пол (лампы) пишется раздельно? Нет

5.Пол(урока) пишется раздельно. НЕТ

6.Полу(бокс) пишется слитно? ДА

7.Пол(ужина) пишется с дефисом? ДА

8. Пол (Казахстана) пишется раздельно ? Нет

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

-Какова тема нашего урока?

-Какие цели вы поставили в начале урока?

-Достигли ли мы целей урока?

-Понравилась ли вам тема, упражнения урока? Стали ли вы немножечко мудрее?

. Домашнее задание(на выбор)

2)Подобрать слова по теме для словарного диктанта?

3)В интернете узнать происхождение корней –ПОЛ и ПОЛУ-

Если останется время

Проводится игра «Найди лишнее слов о»

Петя ушиб колено ноги.

Собрание будет в конце декабря месяца.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Путешественники ослабли от недоедания пищи.

В мае 25 числа мы закончим учебный год.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Бородина Татьяна ВладимировнаНаписать 619 10.02.2020

Номер материала: ДБ-989579

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.02.2020 58
    11.02.2020 19
    11.02.2020 49
    11.02.2020 43
    11.02.2020 21
    11.02.2020 26
    11.02.2020 28
    11.02.2020 29

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Чувашии школьные каникулы продлятся две недели

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

источники:

http://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pravopisaniie-sl.html

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-na-temu-pravopisanie-pol-polu-s-sushestvitelnymi-4132471.html

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Написание ПОЛ- и ПОЛУ- со словами: слитно, раздельно, через дефис

Приставка ПОЛ- (ПОЛУ-) может писаться слитно, раздельно или через дефис.

Рассмотрим, от чего зависит написание этой приставки и приведём конкретные примеры.

Написание через дефис

Если корень начинается с буквы Л, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Приведём примеры:

  • пол-лимона;
  • пол-лайма;
  • пол-лиры;
  • пол-любви;
  • пол-лета;
  • пол-литра;
  • пол-лейки;
  • пол-ладони;
  • пол-леса;
  • пол-лески;
  • пол-листа;
  • пол-лоскутка;
  • пол-линии;
  • пол-луны;
  • пол-ларца.

Если корень начинается с гласной буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Например:

  • пол-огурца;
  • пол-ананаса;
  • пол-огорода;
  • пол-арбуза;
  • пол-абрикоса;
  • пол-участка;
  • пол-острова;
  • пол-устрицы;
  • пол-обеда;
  • пол-улицы;
  • пол-истории;
  • пол-яблока;
  • пол-юрты;
  • пол-ящика;
  • пол-аршина;
  • пол-овоща;
  • пол-аллеи;
  • пол-урока;
  • пол-армии;
  • пол-оранжереи.

Если слово означает имя собственное и корень начинается с большой буквы, то приставка ПОЛ- пишется через дефис.

Приведём примеры:

  • пол-Москвы;
  • пол-Америки;
  • пол-Волги;
  • пол-Питера;
  • пол-России;
  • пол-Невы;
  • пол-Кавказа;
  • пол-Парижа;
  • пол-Анапы;
  • пол-Дагестана;
  • пол-Онеги;
  • пол-Германии;
  • пол-Европы;
  • пол-Крыма;
  • пол-Астрахани.

Раздельное написание

Если между ПОЛ и существительным находится согласованное определение, то все три слова пишутся раздельно.

Например:

  • пол отличного дня;
  • пол вкусного апельсина;
  • пол кислого лимона;
  • пол пятого утра;
  • пол девятого класса;
  • пол лучшего года;
  • пол этой жизни;
  • пол целого столетия;
  • пол милейшего лица;
  • пол жизненного пути;
  • пол большой ложки;
  • пол широкой улицы;
  • пол интересного фильма;
  • пол бабушкиного огорода;
  • пол нашего разговора.

Слитное написание

В остальных случаях приставка ПОЛ- пишется слитно.

Например:

  • полмесяца;
  • полдня;
  • полсамолёта;
  • полгорода;
  • полжизни;
  • полстраны;
  • полкилограмма;
  • полкружки;
  • полтарелки;
  • полгруши;
  • полпомидора;
  • полкомнаты;
  • полстены;
  • полрубля;
  • полгривны.

Если используется приставка ПОЛУ-, то слово в любом случае пишется слитно.

Приведём примеры:

  • полушарие;
  • полусонный;
  • полулёжа;
  • полушёпотом;
  • полусидящий;
  • полуактивный;
  • полуденный;
  • полупустой;
  • полусвободный;
  • полуживой.
  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Слова, начинающиеся с пол-, могут писаться слитно, с дефисом и раздельно. Рассмотрим орфографическое правило написания слов с пол-, полу- в русском языке.

Полу- пишется слитно с любой частью речи.

Приведем примеры слов с пол-, полу-.

В русском языке слова, в морфемном составе которых имеется корень пол- (половина), в зависимости от определённых условий пишутся по-разному:

  • через дефис
  • слитно
  • раздельно.

Рассмотрим правописание слов с корнем пол-. Выясним, от чего зависит дефисное, слитное или раздельное написание таких слов.

Правило написания пол- через дефис

Согласно орфографическому  правилу русского языка в сложных по составу словах поставим дефис  после пол- в следующих случаях:

1) если второй корень слова начинается с любой гласной буквы. Напомним, что в русском языке насчитывается десять гласных букв:

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я

Примеры

  • пол-игры
  • пол-ельника
  • пол-ёмкости
  • пол-участка
  • пол-этажа
  • пол-автобуса
  • пол-очка
  • пол-юбки
  • пол-ящика;

2) если второй корень слова начинается с согласного «л»:

  • пол-ладошки
  • пол-лужайки
  • пол-лоскута
  • пол-лагеря
  • пол-леса
  • пол-линии
  • пол-лицея
  • пол-луковицы.

Обратим внимание, что в таких сложных словах существительное имеет форму родительного падежа.

Слово «поллитровка», в составе которого вторая часть имеет форму именительного падежа, пишется слитно. Отличаем его написание от слова «пол-литра», которое пишется через дефис согласно общему правилу, как и производное прилагательное «пол-литровый».

3) Дефис ставим после корня пол-, если вторая часть слова является именем собственным и пишется с прописной буквы:

  • пол-Петербурга
  • пол-Оки
  • пол-Байкала
  • пол-России.

Пол со словами

Слитное написание слов с пол-

В остальных случаях, если корень нарицательного имени существительного начинается с любого согласного, кроме «л», слова с пол- пишутся слитно.

Понаблюдаем:

  • полвека
  • полгорода
  • полдела
  • полжизни
  • ползимы
  • полмиски
  • полтонны
  • полчетвёртого
  • полнеба
  • полкастрюли
  • полстакана
  • полсентября
  • полшприца.

Пол- пишется раздельно

Если между корнем пол- и существительным имеется согласованное определение, выраженное именем прилагательным, местоимением, порядковым числительным, словосочетание пишется раздельно в три слова:

  • пол морозного февраля;
  • пол чайной ложки;
  • пол морского побережья;
  • пол яблоневого сада;
  • пол сочного арбуза;
  • пол городской окраины;
  • пол жизненной дороги;
  • пол второго этажа;
  • пол седьмого класса;
  • пол моего завтрака;
  • пол нашего двора.

Таблица «Правописание слов с пол-«

Слитное написание Дефисное написание Раздельное написание
Корень существительного начинается с согласного, кроме «л»:

полминуты,
полбагажа

Корень существительного начинается на гласную или на «л»:

пол-листа,
пол-арбуза,

Между пол и словом есть определение:

пол стиральной машины,
пол чайной ложки,
пол Мурманской области,
пол Великого Новгорода

Присоединяемая часть слова — имя собственное, состоящее из одного слова:

пол-Москвы,
пол-Африки

Присоединяемая часть слова содержит дефис (в том числе и имена собственные):

пол-конференц-зала,
пол-мини-юбки,
пол-Нью-Йорка

Написание слов с полу-

В русском языке слова, принадлежащие к любой части речи, с полу- пишутся всегда слитно:

полусидя, полушутя, полулежать, полумаска, полуэскадрон, полушарие, полушёпотом, полуфинальный, полуфеодальный, полусонный

Обратим внимание на написание наречий, в составе которых имеется приставка в- и часть пол-. Такие слова пишутся слитно:

  • работать вполсилы;
  • сидеть вполоборота;
  • остановить вполпути;
  • говорить вполголоса;
  • спать вполглаза.

Видеоурок «Правописание ПОЛ и ПОЛУ (Задание 7 ЕГЭ

Средняя оценка: 4.9.
Проголосовало: 197

Правописание слов, начинающихся с пол-/полу-

Для того чтобы слова, начинающиеся с пол-/полу-, не вызывали у вас вопросы в правильности написания, достаточно выучить несколько несложных правил, согласно которым подобные слова пишутся слитно, раздельно либо через дефис.

Правописание слов, начинающихся с пол-/полу-

Чаще всего с приставки пол-/полу- начинаются имена существительные. Большинство из них имеют слитное написание, однако ошибки правописания в подобных случаях встречаются крайне часто даже среди тех, у кого по русскому языку в школе была твердая «пятерка».

Итак, следует просто запомнить несложные правила, регламентирующие слитное написание.

Слитно с приставками пол-/полу- пишутся слова, вторая часть которых начинается с согласной буквы. Для того чтобы лучше запомнить это правило, обратите внимание, что почти все такие слова – имена существительные в форме родительного падежа: полчетвертого, полтарелки, полмандарина, полкружки, полдня, полстоловой, полтарелки, полчаса, полсекунды, полминуты, полгода, полмесяца, полнедели, полмиллиона, полтысячи, полсотни, полвека, полтора (часа) и т.д. Примеры можно приводить бесконечно. Следует запомнить, что имена числительные (полтретьего, полвторого, полпервого, полчетвертого, полпятого, полшестого, полседьмого, полвосьмого, полдевятого и т.д.) всегда пишутся слитно с приставкой пол-.

Что касается приставки полу-, все слова с ней всегда пишутся исключительно слитно: полугодовой, полумесячный, получасовой, полугодие и т.д.

Раздельное написание слов, начинающихся с пол-, встречается реже, чем слитное, однако существует два правила, которые регламентируют именно такое правописание. Первое правило гласит, что, когда между пол- и словом стоит другая часть речи (имя прилагательное или местоимение), такие слова всегда пишутся раздельно. Например: пол твоего яблока, пол этого поля, пол интересной книги, пол стеклянной чашки, пол чайной ложки, пол столовой ложки. Второе правило говорит о правописании со словом половина, которое также является раздельным: половина третьего, половина яблока, половина абрикоса, пять с половиной сантиметров.

Для того чтобы знать, в каких случаях необходимо писать слова с пол- через дефис, необходимо запомнить три случая.

Первый случай – когда слово начинается с гласной: пол-абрикоса, пол-овала, пол-ириски, пол-аршина, пол-обеда, пол-елки, пол-ежевики и т.д.

Второй случай – когда пол- предшествует имени собственному, например, названию города: пол-Москвы, пол-Калининграда, пол-Мурманска, пол-Байкала и т.д.

Третий случай – когда пол- предшествует слову, начинающемуся с буквы «л»: пол-литра, пол-ложки, пол-лимона, пол-лампы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полвзвода как пишется
  • Полечимся как пишется правильно
  • Полвечера как пишется слитно или раздельно
  • Полечимся как пишется вместе или раздельно
  • Полвесны как пишется