Правила как написать сжатое изложение

Что такое изложение и каковы его цели

Изложение — это учебное задание, которое заключается в письменном пересказе текста близко к содержанию. В ходе такой задачи учащиеся должны передать главную мысль текста, логику повествования, конкретные факты.

Главная цель изложения как учебной задачи — отработать навык аудирования и пересказа: школьники учатся воспринимать, обрабатывать и воспроизводить устную информацию.

Изложение развивает:

  • мышление и память;
  • словарный запас;
  • умение структурировать текст;
  • способность отделять главное от второстепенного;
  • навыки грамотной письменной речи.

Сложность изложений не только в том, что у школьников не получается запомнить содержание, чтобы его пересказать. Многим труднее анализировать информацию и писать связный текст со вступлением и заключением. На этих навыках и стоит сфокусироваться, чтобы понять, как научиться правильно писать изложение.

Телеграм-канал для умных родителей

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Виды изложений

Несмотря на то, что принципы работы над пересказом текста всегда одни и те же, существует несколько видов изложений. Их разделяют по степени сжатия текста, по его характеру и по учебной задаче.

По степени компрессии текста изложения бывают:

  • подробные — с упоминанием всех деталей, включая второстепенные;
  • сжатые — с пересказом только главных мыслей, событий и фактов.

По характеру текста:

  • повествовательные — предполагают работу с текстом, в котором есть некая цепь событий или сюжетная линия;
  • описательные — пересказ художественных описаний природы, людей, всевозможных объектов.

По учебной задаче:

  • изложение-повествование — работа, в ходе которой ребенку требуется лишь воспроизвести прослушанную информацию, не добавляя ничего от себя;
  • изложение-рассуждение — более сложная форма, в рамках которой школьники должны дополнить факты из текста своими рассуждениями, аргументами, личным мнением;
  • комбинированное изложение — еще один сложный вид, предполагающий и точный пересказ деталей, и собственные рассуждения.

Как правило, изложения-рассуждения появляются на занятиях по русскому языку только в старших классах. Другие виды школьники осваивают уже со 2–3-го класса, когда только начинают понимать, как пишется изложение и что оно из себя представляет.

На экзамене по русскому языку сочинение и пересказ — разные задания, и в рамках изложения ничего от себя добавлять не нужно. Это должен быть лишь точный пересказ, отражающий все 3 микротемы текста.

Микротема — подраздел текста, который занимает один абзац и выражает одну завершенную мысль.

А чтобы сразу перейти к практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок в современную школу Skysmart. На занятиях школьники разбирают задания из будущих экзаменов на примерах из жизни подростков. А еще получают поддержку внимательных учителей и чувствуют себя комфортнее на уроках и экзаменах.

Каналы восприятия информации

Давайте разберемся подробнее, как хорошо написать изложение на ОГЭ и как правильно спланировать работу, чтобы на все хватило времени. Если главная цель — высокий балл по русскому языку, начинать тренировки лучше задолго до экзамена. И первым делом стоит определить, как именно ваш ребенок воспринимает информацию.

Есть три канала восприятия:

  • аудиальный;
  • визуальный;
  • кинестетический.

Как правило, у каждого из нас один канал развит чуть лучше остальных — и та информация, которая по нему поступает, воспринимается и запоминается лучше других.

Аудиалы хорошо запоминают звуковые образы, легко воспринимает устную речь. Если нужно вспомнить какой-то факт, вначале им приходит на ум то, что они слышали об этом факте от других людей.

Визуалы лучше всего помнят зрительные образы. Если ребенок с визуальным типом восприятия хочет вспомнить, как правильно пишется какое-либо слово, он представляет его на странице учебника или тетради.

Кинестетики ориентированы на ощущения и хорошо запоминают все, что может быть передано с их помощью. Если ребенку с ведущим кинестетическим каналом нужно вспомнить орфографию слова, ему потребуется это слово написать.

Определите главный канал восприятия информации, и вам будет проще понять, как лучше писать изложения именно вашему ребенку — сразу отмечать тезисы на черновике или мысленно выделять главные мысли текста. Если вы не уверены, какой канал ведущий, попробуйте все способы, чтобы к моменту экзамена определить лучшую стратегию.

Как найти ведущий канал восприятия информации

Этапы написания изложения для школьника

На ОГЭ по русскому языку разрешено использовать черновики, причем их количество не ограничено. Поэтому у школьников есть возможность вдумчиво поработать над текстом, вспомнить недостающие детали, проверить орфографию и грамматику. Посмотрим, как правильно работать с черновиком, чтобы писать изложение легко и без стресса.

Создание черновика

На ОГЭ запись текста включают два раза, оставляя небольшой перерыв между прочтениями. Зная свой ведущий канал восприятия, ребенок может эффективно использовать эту особенность во время экзамена. Мы даем разные советы для аудиалов и визуалов, поскольку эти два типа восприятия имеют наибольшее значение для работы над изложением.

Во время первого прочтения:

  • визуалам лучше сразу делать записи, используя стенографию, рисунки, сокращения и оставляя пробелы в тех местах, где не успели записать;
  • аудиалам стоит мысленно выделить сюжетную линию или главные идеи текста, отметить абзацы и опорные слова.

В перерыве

  • визуалы могут пробежаться по тексту глазами, дополнить по памяти недостающие части и осмыслить написанное;
  • аудиалы должны составить план текста и записать краткие тезисы к каждому пункту.

Во время второго прочтения:

  • визуалам можно следить глазами за написанным текстом, сравнивая его с аудиозаписью, и заполнять пробелы;
  • аудиалам стоит дополнить каждый пункт своего плана конкретными словами и оборотами из аудиозаписи.

Как быстро писать изложение

Делая пометки по ходу прослушивания, не бойтесь оставлять большие пробелы. После вы сможете легко вставить недостающие высказывания, опираясь на контекст.

Корректировка черновика

Вначале стоит по свежей памяти дополнить свои записи, а затем перечитать их и на этой основе написать связный текст. В нем должно быть 3 абзаца, поскольку на экзамене используются тексты с тремя микротемами. Если пропустить одну микротему или разбить материал на большее количество абзацев, комиссия может снять баллы. При этом важно соблюдать заданную последовательность микротем и не нарушать логику повествования.

Готовый текст необходимо сжать — сократить все маловажные детали. Как написать сжатое изложение на ОГЭ, расскажем чуть позже, а пока отметим нормативы по объему.

Минимальный объем изложения на ОГЭ — 70 слов, а тексты менее 50 слов не засчитываются. Ограничений по максимальному объему нет, но учителя советуют держаться в пределах 90–100 слов. Учитываются все части речи, кроме числительных, написанных цифрами.

Работа над чистовиком

Если ошибок в передаче содержания нет и текст читается легко — его можно переписывать на чистовик (но не на бланк изложения). Важно также отметить все слова со сложной орфографией и проверить их написание. Помните, что на экзамене по русскому языку у школьников есть право пользоваться орфографическим словарем.

Завершив редактуру и переписав все на чистовик, стоит отложить текст и перейти к другим заданиям ОГЭ. Учителя рекомендуют так поступать с изложениями и сочинениями, чтобы спустя время посмотреть на материал свежим взглядом и заметить пропущенные ошибки. Переписать все на официальный бланк можно в конце экзамена, заложив на это около 30 минут.

Как писать краткое изложение

Независимо от вида изложения, текст черновика лучше сократить, чтобы поместиться в оптимальные рамки и избежать «словесного мусора». Разберемся, что такое сжатое изложение и как следует писать его на ОГЭ по русскому языку.

Сжатое или краткое изложение — это особый вид пересказа текста, при котором нужно передать главные мысли, факты, события меньшим количеством слов, сохраняя исходную логику повествования. Для этого используют приемы сжатия.

Сокращать текст можно тремя способами:

1. Замена — для сокращения заменяют несколько однородных членов предложения одним словом или передают прямую речь с помощью косвенной.

  • В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за молоком, хлебом, овощами и фруктами. — В соседнем доме открылся магазин, Катя ходила туда за продуктами.
  • «Послушайте, я прошу вас сделать этот отчет не позднее четверга», — сказал мне руководитель отдела. — Руководитель отдела попросил меня сделать отчет до четверга.

2. Исключение — из готового текста исключают лексические повторы, вводные слова и малозначимые детали.

  • Внезапно хлынул дождь, и капли зазвенели, застучали, запели, создавая неповторимую симфонию воды и словно заполняя этими звуками все пространство. — Внезапно хлынул дождь, и звуки капель заполнили пространство.
  • К счастью, Коля вышел из дома на час раньше, иначе он ни за что не успел бы на поезд. — Коля вышел из дома на час раньше, чтобы успеть на поезд.

3. Слияние — несколько предложений соединяют в одно более короткое, повествующее о том же самом.

  • Без трудолюбия, без упорной ежедневной работы нельзя добиться настоящего успеха. Даже большой талант не сможет развиться сам собой, если человек не прикладывает усилий. — Даже талант не сможет развиться без трудолюбия.

При сжатии текста важно сохранить его содержание и стиль речи. В план сжатого изложения по-прежнему должны входить 3 микротемы, и каждую из них нужно раскрыть в отдельном абзаце, используя близкие тексту высказывания.

Критерии оценивания

На ОГЭ по русскому языку отдельно оценивают содержание и грамотность изложения — для них есть четкие критерии оценки, которыми руководствуются эксперты.

Баллы за ОГЭ

За содержание и сжатие текста можно получить максимум 7 баллов, за грамотность — 10 баллов. Итого общая оценка изложения — максимум 17 баллов. При этом грамотность оценивается вместе с сочинением.

Перед тем как написать изложение на чистовик, рекомендуем взглянуть на текст с точки зрения критериев оценивания и доработать его так, чтобы получить максимум баллов.

Оценка содержания

За содержание текста школьник может получить не более 2 баллов. Основной фактор, влияющий на оценку, — адекватное отражение микротем. В изложении их должно быть ровно столько, сколько в исходном тексте (за лишние или недостающие микротемы снимается балл). Поэтому лучше набросать план материала как можно раньше — во время перерыва между прослушиваниями.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка сжатия

Все приемы сжатия текста стоит отработать заранее, чтобы в день экзамена не тратить на это много времени. По сути, как только ребенок научится выделять главную мысль текста, можно тренироваться в его сжатии, чтобы в 9-м классе легко написать сжатое изложение.

При оценке изложения эксперты учитывают использование компрессии в каждом микротеме. Школьникам нужно иметь в виду, что первый абзац текста обычно запоминается лучше остальных, и есть соблазн передать его с максимальной подробностью.

В то время как последняя микротема часто подвергается сильному сокращению, потому что хуже остается в памяти. Но залог хорошей оценки — равномерное сжатие текста.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка связности

Готовый текст должен представлять собой связное высказывание, правильно разделенное на абзацы. Абзацы нужно четко отделять друг от друга, но использовать красную строку необязательно — в изложениях достаточно пробела.

Также важно не допускать лексических ошибок: соединение двух разнородных мыслей в одном предложении, нарушение последовательности событий.

Источник: Методические материалы для предметных комиссий субъектов РФ по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

Оценка грамотности

Даже если все правила написания изложения соблюдены, существенно снизить баллы может случайная ошибка или описка. Чтобы этого избежать, стоит вычитать текст несколько раз и все спорные слова проверить по словарю.

Вместе с тем некоторое количество ошибок все же допускается:

  • 1 орфографическая;
  • 1 грамматическая;
  • 2 пунктуационные;
  • 2 речевые.

Но в чем точно нельзя ошибаться, так это в использовании терминологии. Если ребенок не уверен в значении слова, лучше его не употреблять.

Подробности о критериях оценки и указаниях, как писать сжатое изложение, можно найти в методических материалах (правила для 2021–2022 годов не изменились).

Подготовка к изложению ОГЭ

На сайте ФИПИ есть задания для подготовки к ОГЭ по русскому языку — это набор аудиозаписей , подобных тем, что будут предложены на экзамене. Любое задание можно открыть, прослушать текст и потренироваться в написании изложения.

Для полного погружения в обстановку ОГЭ рекомендуем школьникам:

  • слушать текст два раза с перерывом на 4 минуты и больше не обращаться к нему во время работы;
  • заранее подготовить листочки для черновиков и еще один лист в качестве экзаменационного бланка;
  • засекать время, необходимое для написания изложения на черновик, чистовик и для переноса текста на бланк.

Разбор задания

Разберем задание №1 из набора на сайте ФИПИ.

В тексте говорят о доброте и о том, как она воздействует на человека.

Учимся писать изложение: выделяем 3 микротемы и выписываем для них ключевые слова, обороты, короткие предложения.

Микротема 1: чтобы оценить доброту, нужно испытать ее от других людей. Доброта — это дар, который дают не по обязанности.

Ключевые слова: оценить, испытать, воспринять, почувствовать, овладевает сердцем, дар, не по обязанности, не в силу долга.

Микротема 2: чужая доброта — это теплота, которая согревает сердце. Человек, хоть раз испытавший ее, ответит взаимностью.

Ключевые слова: чужая доброта, предчувствие большего, теплота, согревает сердце, обязательно ответит.

Микротема 3: почувствовать огонь доброты — великое счастье, в этот миг человек находит в себе лучшее.

Ключевые слова: огонь, дать волю, счастье, забывается «я», чужое стало своим, забыта вражда, ненависть, не остается места.

Мы сформулировали микротемы в тех выражениях, которые присутствуют в тексте, но можно выбрать и более короткие формулировки. Тренируясь раз за разом, школьники вырабатывают свою стратегию запоминания.

Как написать сжатое изложение на отлично

В заключение — несколько советов школьникам:

  • В изложении важнее передать основную мысль текста, а не использовать точные авторские формулировки. Поэтому если какая-то микротема запомнилась хуже, напишите ее своими словами. Но при этом оставайтесь в рамках авторского стиля.
  • Заранее придумайте свою систему сокращений: слова «поэтому» и «следовательно» можно заменить стрелками, вместо «человек» писать «чел». Это пригодится вам для создания черновика во время прослушивания текста.
  • В последний день перед ОГЭ постарайтесь не заниматься, в это время организму нужен отдых и восстановление. Накануне экзамена можно сходить на прогулку, разгрузить голову, а главное — хорошо выспаться.
  • Если до экзамена еще полгода или год, не стоит думать, что у вас много времени и откладывать подготовку. О том, как правильно писать изложение на ОГЭ, вы должны знать уже в начале 9-го класса, и начать тренироваться нужно за несколько месяцев до важного события.

Родителям, которые хотят научить детей правильной подготовке к изложению, рекомендуем вместе с ребенком составить график домашних занятий и участвовать в них, зачитывая тренировочные тексты.

Кроме того, помогите ребенку организовать тихое рабочее место, где ему не будут мешать младшие братья и сестры, работающий телевизор и любой шум.

Но главное, верьте в своего ребенка и напоминайте ему, что все обязательно получится. А если что-то пойдет не по плану — вы всегда рядом и обязательно со всем вместе разберетесь.

Как написать изложение кратко и правильно

Задача краткого, или сжатого изложения – передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное – точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Содержание:

  • Как написать сжатое изложение
  • Основные правила
  • Распространенные ошибки

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.

  1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.
  2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.
  3. Уточните значение непонятных слов.
  4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.
  5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.
  6.  Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.
  7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.
  8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро – цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение

Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение

Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Бобры – самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

  • Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.
  • Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
  • Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.
  • Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.

ОГЭ Рекомендации по написанию сжатого изложения

ЧТО ТАКОЕ «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»?

Прежде чем приступить к объяснению понятия «сжатое изложение», выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение — эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений — подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение — это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся — уловить и кратко, без лишней «воды», сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

Также в качестве приемов сжатия могут быть использованы сочетания вышеназванных способов: исключение+обобщение, исключение+замена, исключение+обобщение+замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При исключении необходимо сначала выделить главные, важные с точки зрения основной мысли текста детали, затем исключить несущественные детали и объединить полученное в новый текст.

Исключить можно:

— вводные слова,

— однородные члены предложения,

— повторы,

— риторические вопросы и восклицания,

— однотипные примеры,

— цитаты,

— рассуждения,

— описания,

— детали, не влияющие на ход авторской мысли,

— другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

  1. ОБОБЩЕНИЕ.

При обобщении необходимо выделить единичные (отдельные) факты, затем объединить, обобщить их, используя подходящие речевые средства.

Обобщению подлежат:

— ряды предложений, связанных одной мыслью;

— части сложного предложения;

— парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

— другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

ДоС правдой-то ходить — не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней — не поедешь, а на себе нести — далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

  1. ЗАМЕНА.

Заменить можно:

— однородные члены обобщающим словом,

— сложное предложение простым,

— несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

— прямую речь косвенной,

— часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим — своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал — жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соединитезаписанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: «О чем этот текст?»). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: «Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?»). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать  изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый — на ваше усмотрение. Главная функция плана — помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

— лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

— лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац — 1 микротема.

Объем сжатого изложения — не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
  2. Сформулируйте цель аудирования.
  3. В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?

Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Совокупность микротем = теме текста.

Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля  и типа речи исходного текста.

Приёмы сжатия текста

  1. Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.

а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании — короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькоеВообще, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.                                                          (По В.И. Курбатову)

  б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

  в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.  (Ю.М. Лотман)

  1. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.

а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.  (По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).(С. Газарян)

  1. Упрощение синтаксических структур.

а) замена придаточного определительного синонимичным определением;

б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

в) сокращение количества структурных частей СП.

  1. Основные требования к сжатому изложению:

    1. Виды компрессии текста
    2. Основные принципы сжатия текста:
  2. Пример сжатия текста

    1. Исходный текст:
    2. Использование приемов компрессии
    3. Сжатое изложение:
  3. Оценивание результата

Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно. Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения. Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста,  умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

Исключение.

В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Замена.

Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Слияние.

Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

Компрессия

  • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
  • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

Рекомендации для работы с текстом, воспринимаемым на слух:

  1. При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста. Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их. Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

  2. Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

  3. При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы. Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста. Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

  4. Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

  5. После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи. Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье. У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Оценивание результата

Содержание изложения оценивается от 0 до 2 баллов в зависимости от количества переданных микротем: если все микротемы отражены, то 2 балла, если же ученик упустил или добавил более одной микротемы, то это 0 баллов.

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.

Критерии оценивания сжатого изложения таблица 1

Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания. Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической  и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.Критерии оценивания сжатого изложения. Таблица 2

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

Как устроено изложение в ОГЭ по русскому языку 2022? Что важно знать об успешном выполнении этого задания? Как оценивается изложение и как к нему подготовиться? Разбираемся в статье.

изложение огэ русский

Как написать сжатое изложение по русскому языку ОГЭ 2022 в 9 классе?

Как происходит написание изложения в ОГЭ по русскому?

Экзамен по русскому языку состоит всего из девяти заданий, первое из которых — изложение. Ученики приходят в пункт проведения экзамена, рассаживаются по своим местам, ровно в 10:00 слушают инструктаж, заполняют бланки, после чего приступают к изложению.

Организатор включает запись, школьники работают в черновиках. Текст изложения они услышат дважды.

За это время ученик должен успеть записать как можно больше важной информации и не упустить ни одну из трёх микротем.

После завершения записи ученики продолжают работать над текстами: дополнять пропуски, дописывать мысли, делать текст связным и логичным. Далее они переписывают текст сжатого изложения в чистовик и приступают к заданиям с кратким ответом.

Понимать, как устроены задания в ОГЭ по русскому очень важно. Все потому, что этот экзамен требует определенного формата решения и выполнения, и знакомство с ним — залог успешной сдачи. На наших курсах подготовки к ОГЭ мы разбираем с учениками особенности каждого задания ОГЭ и критерии их оценивания. Мы также объясняем школьникам, как лучше всего справляться с самыми сложными вопросами и не попадаться в ловушки экзаменаторов. Записывайтесь, если хотите получить высокий балл на ОГЭ!

Как оценивают изложение

Первый критерий — ИК1 — содержание изложения. Если экзаменуемый не упустил ни одной микротемы и не добавил ничего лишнего от себя, то получает 2 балла.

Далее оцениваются приёмы сжатия исходного текста — ИК2 —. В каждой микротеме (всего их три) должен быть применён хотя бы один приём сжатия, о которых мы расскажем чуть позже. За каждый сжатый абзац ученик получает по одному баллу, итого — 3!

Последний критерий — ИК3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложений оценивает логику и абзацное членение. Три абзаца, всё логично, стройно, понятно? Ещё два балла в копилочку!

Итого за изложение можно получить целых 7 баллов! Достаточно много за такую несложную работу. 

Не забывайте, что отдельно по десятибалльной шкале будет оценена грамотность изложения и сочинения в совокупности!

Как написать? 8 этапов работы над изложением в ОГЭ по русскому

1. Первое прослушивание

Сразу положите перед собой два черновика и две ручки (запасную на тот случай, если первая ручка перестанет писать).

Во время первого прослушивания очень важно успеть написать как можно больше информации за диктором. Оставляйте большие пробелы между строчками, чтобы потом можно было легко дописать недостающие части.

Заранее разработайте и продумайте систему сокращений слов, которые часто встречаются в изложениях (человек — Ч, любовь — быстро нарисовать сердечко и так далее). Старайтесь выписывать важные слова, которые имеют смысл и передадут содержание текста. Обычно ученикам интуитивно хочется выписывать короткие слова (у, в, под, на, об…), но по таким записям будет сложно восстановить смысл текста.

2. Пауза

Между прослушиваниями будет небольшая пауза. Пока не началась повторная запись, постарайтесь дополнить пропуски, дописать сокращения. Особое внимание обращайте на первое и последнее предложение абзаца — их нужно написать максимально приближенно к оригиналу. 

Внимательно посмотрите на границы микротем: правильно ли вы выделили абзацы. Во время второго прослушивания обратите внимание на паузы между частями — они должны быть более долгими там, где вы начинаете писать с красной строки.

3. Второе прослушивание

Стараемся максимально заполнить все пропуски и пробелы. Помните: сокращать проще, чем дополнить. Лучше записать больше, так как больше прослушиваний не будет: вы будете работать с тем, что успели написать.

4. Корректировка черновика

Когда закончилось второе прослушивание, сразу же заполняйте оставшиеся пропуски, пока не забыли услышанное. Убедитесь, что все слова, записанные на скорую руку, вам понятны. 

Постарайтесь воспроизвести первое и последнее предложение каждой микротемы. Убедитесь, что у вас три микротемы — каждая из них должна начинать какую-то новую мысль.

5. Сжатие текста: сократите написанное

Теперь пришло время применить приёмы сжатия текста, чтобы получить наши заветные три балла! 

Существует три классических приёма сжатия текста, которые никогда не подводят:

  • исключение;
  • упрощение;
  • обобщение.

Разберем каждый подробнее.

1. Исключение. Первый приём — наш верный друг — разрешает нам исключить (то есть просто вычеркнуть) всё ненужное: синонимы, однородные члены, обороты, вводные слова, лишние подробности. Если вы видите, что без этой информации смысл микротемы сильно не меняется — вычёркивайте смело. Но не переборщите: ваше изложение должно содержать не менее 70 слов!

Пример:
Безусловно, все мы знаем, что такое материнская любовь: это забота, ласка, внимание. Берегите своих драгоценных мам!

После исключения:
Все мы знаем, что такое материнская любовь. Берегите своих мам!

2. Упрощение. Возможность сделать сложные предложения и конструкции более простыми.

Пример:
Нужно смотреть по сторонам, когда переходишь дорогу, потому что автомобилисты не всегда внимательны: они могут не успеть затормозить.

После упрощения:
Нужно смотреть по сторонам, переходя дорогу. Автомобилисты не всегда внимательны и могут не успеть затормозить.

3. Обобщение. Разрешает заменять однородные члены обобщающим словом или же заменить подробный фрагмент более коротким синонимичным.

Пример:
Я, мама, папа, бабушка, дедушка, брат и его жена собрались за столом. Мы общались, пили, ели, смеялись и смотрели телевизор. Нам очень понравился вечер!

После обобщения:
Вся семья собралась за столом. Нам очень понравился вечер: мы прекрасно провели время!

6. Работа над композицией изложения в ОГЭ по русскому

Проработали все три микротемы? Убедитесь, что текст складно читается целиком, нет логических провалов, несостыковок, скачков. Добавьте переходы при помощи союзов и вводных слов, где это необходимо. 

7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Если предложение кажется вам “корявым” — вам не кажется! Переформулируйте его, напишите мысль по-другому, чтобы вы были уверены в корректности. Вычистите повторы: если в одном или соседних предложениях повторяется одно и то же слово, замените его местоимением или синонимом.

Затем проверьте постановку знаков препинания (особенно в сложных предложениях)!

Сомневаетесь? Выделите грамматическую основу и начертите схему. 

Помните, что для проверки правописания вы можете использовать орфографический словарь на экзамене. Не знаете, как пишется слово, а словарь не помог? Подберите синоним!

8. С черновика на бланк

Очень внимательно и аккуратно переписываем наш текст на бланк ответов номер 2. Помните, что бланк можно заполнять только с лицевой стороны — обратную сторону не проверяют!

Большое количество ошибок по невнимательности (в орфографии, пунктуации, абзацном членении и так далее) происходит именно на этом этапе. Поэтому не поленитесь в самом конце, когда уже будет написан весь экзамен, включая сочинение, вернуться к листу с изложением и перечитать свою работу.

Как готовиться к изложению

Как и всегда, лучший друг успеха на экзамене — практика. В открытом банке заданий ОГЭ на сайте ФИПИ выложены тексты изложений, который можно запустить и попробовать самостоятельно написать работу. 

Однако в заданиях с развёрнутым ответом главное — проверка. Если у вас нет возможности обратиться к учителю с просьбой проверить вашу работу, записывайтесь на курс подготовки ОГЭ по русскому, который включает в себя как написание изложения, так и проверку преподавателем в соответствиями с критериями от ФИПИ. На нашем курсе вы также основательно подготовитесь ко всем остальным заданиям ОГЭ: мы тщательно анализируем экзамены и разбираем с учениками все лайфхаки и ловушки.

Русский язык

6 класс

Урок № 20

Сжатое изложение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

  1. Сжатое изложение как вид речевой деятельности.
  2. Приёмы сжатия текста.
  3. Правила написания сжатого изложения.

Тезаурус

Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.

Идея, основная мысль текста – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.

Изложение это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста.

Микротема это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью (главная мысль абзаца).

Текст – (от латинского textus ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передаёт тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 65-66; 191 с.

Дополнительная литература:

1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Тростенцова Л. А., Ладыженская Т.А., Стракевич М.М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

3. Уроки развития речи: Методическое пособие для учителей-словесников по программе «Речь». 6 класс // Канакина Г. И., Пранцова Г. В., Петрунина В. М. и др. – Пенза, 1997. – 151с.

4. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Изложение – это передача в письменной форме содержания прослушанного или прочитанного текста, законченного высказывания, имеющего начало, развитие мысли и концовку. Вы помните, что предложения в тексте связаны между собой по смыслу и грамматически.

Поэтому важно при написании изложения соблюдать последовательность микротем, всех частей текста. Они помогают раскрыть его тему и основную мысль.

Чтобы написать сжатое изложение, нужно уметь разграничивать существенную информацию, то есть ту, в которой заключена главная мысль текста, то, что хотел сказал автор, и дополнительную информацию, второстепенную, не особо важную для понимания идеи текста. Для этого необходимо внимательно прослушать или прочитать текст, вникнуть в его содержание – понять основную мысль, определить ведущий тип речи (описание, повествование, рассуждение), чтобы сохранить его при пересказе.

Чтобы избежать ошибок, важно определить, какие слова в нём можно считать ключевыми. Ключевые слова и словосочетания исходного текста используются для составления плана изложения.

Как составить сложный план

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Выделите смысловые части (абзацы) и озаглавьте их. Это и будут пункты плана.
  3. Учитывая ключевые слова и словосочетания, выделите микротемы и озаглавьте их. Это будут подпункты плана.
  4. Проверьте, все ли микротемы, отражённые в тексте, вошли в план.

При работе над сжатым изложением важно знать лексическое значение слов, чтобы не допустить ошибок в их употреблении.

Памятка

Как слушать текст, чтобы понять его содержание

  1. Когда вы слушаете текст, ведите записи в черновике, отражая в них ключевые слова и выражения.
  2. Следите за интонационным выделением слов и фрагментов текста. Это поможет вам выделить абзацы.
  3. Старайтесь записать первые фразы каждого абзаца. Они несут важную смысловую нагрузку.
  4. Лексическое значение незнакомого слова может быть подсказано содержанием всего текста.

Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но ёмким по содержанию. Поэтому так важно научиться сокращать текст разными способами, правильно выделяя микротемы.

Приёмы сжатия текста

Исключение подробностей и деталей

Необходимо сначала выделить главную информацию с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать второстепенные детали, объединить важное и составить текст.

Обобщение однородных явлений

Нужно выделить те действия, предметы, признаки, которые можно объединить, затем подобрать к ним слова, помогающие обобщить информацию, и составляем новый текст.

Упрощение сложных форм (сочетание исключения и обобщения)

Если несколько простых предложений рассказывают об одном и том же, их можно соединить в одно сложное предложение.

Памятка

Как готовиться к сжатому изложению

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите его основную мысль.
  3. Исключите из текста подробности, повторы.
  4. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.

Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст.

Рассмотрим текст.

По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.

Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:

– Замолаживает…

– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.

– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.

Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:

«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.

Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль. (По М. Булатову и В. Порудоминскому)

О ком это текст? О Владимире Ивановиче Дале, благодаря которому в языке сохранились многие диалектные слова. Он создал «Толковый словарь живого великорусского языка».

Все ли слова понятны вам в тексте? Нет. Есть слова, значение которых можно найти именно в толковом словаре, в котором объясняется, толкуется их смысл.

Мичман – м. первый офицерский чин во флоте, армии поручик; за ним следует лейтенант (капитан).

Наст – настывать, настыль и пр. см. настужать. Твёрдая корка на снегу после короткой оттепели.

Ям – м. татарск. Селенье. Почтовая станция на Руси XIII – XVIII в.

Ямщик – -а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. 

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Выберите заголовок, отражающий содержание текста:

1. «Решение, которое перевернуло жизнь В. И. Даля».

2. «Холодный мартовский день».

3. «Разговор с ямщиком».

Разбор задания: В заголовке текста отражается его тема или основная мысль. «Холодный мартовский день» даёт указание только на день, когда происходили события, «Разговор с ямщиком» указывает на факт разговора, но ничего не говорится о его содержании.

Правильный ответ: 1.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите один правильный вариант ответа

Выберите из предложений то, в котором выражена основная мысль текста.

а) мичман решил записать слово, чтобы его не забыть;

б) морозный мартовский день 1819 года оказался главным в жизни В. И. Даля. В этот день он принял решение собирать слова для словаря.

Разбор задания:

Слово, которое записал мичман, стало основой для дальнейшей работы по составлению словаря. Именно в этот морозный день было принято решение собирать слова.

Правильный ответ: б.

ПАМЯТКА

«Как написать сжатое
изложение?»

Приёмы сжатия
текста

Сжатие текста — компрессия

1. Исключение:

• исключение повторов;

• исключение одного или
нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и
поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента
предложения;

• исключение одного или
нескольких предложений.

2. Обобщение:

• замена однородных членов
обобщающим наименованием;

• замена предложения или его
части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим
значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких
предложений в одно;

• замена предложения или его
части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого
предложения простым;

• замена фрагмента
предложения синонимичным выражением.

ИЛИ 

1.
Объединение, слияние
«Мастерская Саврасова резко
отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда
зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо
любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова
не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и
работу».

2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики,
застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».

3. Удаление,
исключение
«Можно привести множество примеров, когда
смысл оживает в строении слова: подоконник — то, что находится под окном;
подушка — то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со
словом «око», а ведь это родственные слова…» = «Можно привести множество
примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник — то, что
находится под окном». Различные способы сокращения информации даются в
упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько практически овладеть
этими приемами.

Способы
сжатия текста:

ü         
Выделите опорные слова
в предложении.

ü         
Трансформируйте сложное
предложение в простое, сохраняя его суть.

ü         
Составьте к абзацу
прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

ü         
Изложите сжато
содержание предложения, абзаца, текста.

ü         
Прочитайте предложения,
в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них,
сравните их смысл.

ü         
Подчеркните в тексте
слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

ü         
Выделите в тексте
смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте
каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

ü         
Проделайте следующую
работу с текстом:

а)
составьте к нему план;

б)
отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии
с планом.

Вспомогательные фразы к сочинению

Таблица речевых клише

Примеры сжатия теста.

1. Замены:

— замена однородных
членов обобщающим наименованием:

— замена фрагмента
предложения синонимичным выражением:

— замена
предложения или его части указательным местоимением:

— замена
предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с
обобщающим значением:

— замена
сложноподчиненного предложения простым:

— замена прямой
речи косвенной.

2. Исключения:

— исключение
отдельных членов предложения, некоторых однородных членов:

— исключение
повторов:

— исключение
фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение:

— исключение одного
или нескольких синонимов;

— исключение
предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко или
полно.

3. Слияния:

— образование
сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же
предмете речи:

Источники:

http://aleks-egena100.narod.ru/p32aa1.html

http://russoved.narod.ru

http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme/Szhatie_teksta.ppt  — Приёмы сжатия текста
Перова И.Н.

http://festival.1september.ru/articles/578272/

http://oster.volsksh-3.edusite.ru/p6aa1.html —  Готовимся к ГИА – Остер
Н.Р. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Правивший страной как пишется
  • Правивший лошадьми как пишется
  • Правила как написать резюме
  • Правивший конями как пишется
  • Правила или правела как пишется