Предпретензионная работа как пишется

Всего найдено: 8

Подскажите, пожалуйста, претензиоННо-договорной или претензиоНо-договорной.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: претензионно-договорной.

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: допретензионная работа или до претензионная работа. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Пишется слитно: допретензионная.

Существует ли слово «допретензионный» и как правильно пишется, слитно или раздельно? («Организация допретензионной и претензионной работы по контрактам..»)

Ответ справочной службы русского языка

Такое слово нужно написать слитно.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, слитно или раздельно пишется частица НЕ:
Споры, неурегулированные в претензионном порядке, …
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание.

как правильно: претенциозно или претензионно? спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Оба слова правильны.

Жалоба — претензионная или претензиционная

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 213643 .

Как правильно писать — претензиционное или претензионное (письмо). По-моему, 1-й вар-т правильный.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _претензионное письмо_.

Нужно ли ставить запятую в следующем предложении перед словом «прошу»? — «В связи с ведением претензионно-исковой работы, прошу Вас предоставить мне оригиналы документов». Заранее благодарен

Ответ справочной службы русского языка

Нет, запятая не требуется.

Анна Мельникова

Мыслитель

(5779)


15 лет назад

Видимо, у Вас в договоре указано, что Вы должны выдержать некий «предпретензионный» порядок? Бывает, что в договор вносят и более странные вещи. Вообще-то Вы имеете право сразу подавать жалобу, если Ваши права нарушены.
Вообще-то допретензионный порядок – это обычные переговоры.
Но если все же хотите, то сделать можно так. Напишите обычное письмо, например, Извещаю Вас, что Вами согласно п. таких то договора такого-то нарушено то-то то-то. Прошу Вас сделать то-то то-то. Настоящим сообщаю, что в случае неисполнения моего требования буду вынужден направить Вам претензию.
После этого (если Ваше требование не удовлетворено), направляете претензию.

Olia

Просветленный

(25170)


15 лет назад

Следующим образом:
ООО
Кому
письмо.

Я намереваюсь в ближайшие 10 календарных дней направить Вам претензию. «….»(содержание претензии). В течение этого периода Вы можете в добровольном порядке возместить задолженность в размере..——-а то время, которое отражу в претензии может Вам и не хватить. Далее думаю, что буду подавать на Вас в суд. Имеейте это ввиду и не доводите меня до претензии.

с уважением, ________________________.
))))))))))

Маргарита Бурсина

Мыслитель

(5682)


15 лет назад

можно его так и озаглавить претензия (внизу ,под словом претензия, написать суть претензии (например:
ПРЕТЕНЗИЯ
(о неиспользованном отпуске)
далее текст. начинать со слов Я, Иванов Иван Иванович, ..
направлять заказным письмом с уведомлением.
к слову называется это дело претензионное производство , претензионное урегулирование спора (является в том числе и частью до судебного производства)
можно назвать и претензионным письмом

Если вы не можете понять, как пишется «отрежьте» или «отрежте», то вам необходимо вспомнить правила употребления «ь» в глаголах. Попробуем вместе выяснить, нужен ли этот знак здесь.

Как правильно пишется

Норме правописания соответствует глагольная форма, имеющая «ь» – отрежьте.

Какое правило применяется

Представленная словоформа употреблена в повелительном наклонении. Сложность заключается в том, что она оканчивается на шипящий звук «ж». Мы не можем на слух разобрать, есть ли там «ь».

По правилу этот знак всегда нужно писать на конце данной формы глагола, если она оканчивается на шипящий. Не забывайте, что «те» влиять на правописание не будет.

Сравним с аналогичными словами: намажь(те), порежь(те), врежь(те) и т.п.

Примеры предложений

  • Отрежьте мне кусочек того прекрасного медового торта.
  • Отрежьте мне, пожалуйста, волосы покороче.

Проверь себя: «Молдова» или «Молдавия» как пишется?

Как неправильно писать

Недопустимо писать эту глагольную форму без «ь» – отрежте.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Слово «пре­тен­зия» пишет­ся с бук­вой «е» в пер­вом сло­ге пре-. Это сло­вар­ное сло­во, напи­са­ние кото­ро­го сле­ду­ет запомнить.

Разберемся, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «при­тен­зия» или «пре­тен­зия», с бук­вой «и» или «е», и поче­му. Сначала выяс­ним, что обо­зна­ча­ет эта лек­се­ма в рус­ском языке.

Значение слова «претензия»

Анализируемое сло­во при­над­ле­жит чаще все­го официально-деловому сти­лю речи. Его упо­треб­ля­ют при состав­ле­нии жалоб, заяв­ле­ний и пр.

Этим сло­вом обозначают:

  1. при­тя­за­ние, заяв­ле­ние пра­ва на обла­да­ние чем-л., полу­че­ние чего-л.;
  2. тре­бо­ва­ние, выра­же­ние неудовольствия;
  3. заяв­ле­ние кре­ди­то­ра, поку­па­те­ля, заказ­чи­ка, кли­ен­та об обна­ру­жен­ном им недо­стат­ке в полу­чен­ном това­ре или в выпол­нен­ной работе;
  4. стрем­ле­ние при­пи­сать себе несвой­ствен­ные каче­ства, домо­га­тель­ство при­зна­ния их дру­ги­ми людьми.

Словарь ино­стран­ных слов. М., «Русский язык», 1980

Интересующее нас сло­во заим­ство­ва­но из латин­ско­го язы­ка и вос­хо­дит к позд­не­ла­тин­ско­му praetensio. Начальный эле­мент prae- зна­чит «перед».

Правописание слова «претензия»

В рус­ском язы­ке это сло­во про­из­но­сит­ся со вто­рым удар­ным глас­ным корня:

Морфемный состав

прете́нзия — корень/суффикс/окончание

По этой при­чине неяс­но слы­шит­ся пер­вый глас­ный и воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре бук­вы «и» или «е».

Как вид­но из мор­фем­но­го соста­ва, в этом сло­ве нет смыс­ло­вой при­став­ки пре-или при-.

Написание бук­вы «е» в пер­вом сло­ге это­го заим­ство­ван­но­го сло­ва сле­ду­ет запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к словарю.

Вывод

«Претензия» — это сло­вар­ное сло­во, кото­рое пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «е».

Написание «притен­зия» или «прэтен­зия» явля­ет­ся ошибочным.

Как запомнить написание слова?

1. Во вто­ром сло­ге ясно слы­шит­ся удар­ный глас­ный звук, обо­зна­чен­ный бук­вой «е»:

пре-те́н-зи-я

Эта бук­ва «зака­зы­ва­ет» напи­са­ние и пер­вой такой же буквы.

2. Этот тер­мин часто упо­треб­ля­ет­ся в соче­та­нии с глаголом:

предъявить претен­зию.

В нача­ле обо­их слов пишет­ся бук­ва «е».

Примеры

Гражданину В. банк офор­мил пре­тен­зию о взыс­ка­нии сум­мы задол­жен­но­сти по предо­став­лен­но­му кредиту.

Ваша пре­тен­зия на нека­че­ствен­ный товар будет рас­смот­ре­на в крат­чай­ший срок.

В ЖКУ посту­пи­ла пре­тен­зия жиль­цов дома №76 о нека­че­ствен­но про­ве­ден­ном ремон­те подъезда.

Спортивные обо­зре­ва­те­ли отме­ти­ли, что участ­ник забе­га под номе­ром 7 стре­ми­тель­но дви­жет­ся к фини­шу с явной пре­тен­зи­ей на победу.

Данное слово в повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “претензия”, где в первом слоге пишется буква “е”,
  • “притензия”, где в первом слоге пишется буква “и”.

Как правильно пишется: “претензия” или “притензия”?

Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:

претензия

Почему пишем букву “е”?

Отметим, что данное слово является иноязычным и пришло в наш язык из латинского.

В среднелатинском данное слово пишется следующим образом:

praetensio

Как мы видим, буква “е” в русском языке обусловлена нормами правописания данного слова в латинском языке.

Таким образом, проверочных слов у данного существительного нет, поэтому правописание нужно запомнить.

Примеры для закрепления:

  • Его претензия так и не была рассмотрена.
  • Претензия от родителей не может быть беспочвенна.
  • Это всего лишь очередная претензия руководителя.

Решенный или решеный? Как пишется?

Решенный или «решеный»? Чтобы выбрать правильный вариант написания, следует обратиться к образованию рассматриваемого слова.

Оно образовано от бесприставочного глагола совершенного вида «решить» (что сделать?) с помощью суффикса -енн-:

реш-енн-ый — корень/суффикс/окончание.

От бесприставочных глаголов, оканчивающихся на -ить, образую похожие слова:

купить — купленный,

родить — рождённый,

казнить — казненный,

бросить — брошенный.

Следовательно, независимо от того, есть ли зависимые слова или нет у этого слова, оно всегда пишется с суффиксом -енн-.

Решенный вопрос не занял много времени в обсуждении.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Дубло­н
[163K]

более года назад

Чтобы определить правописание слова «решенный» необходимо определить — от какого глагола произошло это отглагольное прилагательное.

«Решенный» имеет начало от глагола совершенного вида (что сделать?) решить и такие отглагольные прилагательные пишутся только с удвоенной «нн», причем независимо от контекста предложения.

Решенный пример повысил мне настроение.

Решенная мною задача, произвела на всех присутствующих большое впечатление.

color­e
[16.7K]

4 года назад

Чтобы правильно объяснить написание этого слова, нужно определить часть речи.

Решенная мною задача была легкой.

Это причастие, потому что отвечает на вопрос какой, образовано от глагола решить и можно подставить кем-то (так как это страдательное причастие прошедшего времени).

Сколько н пишется в полных причастиях?

Вспомним правило.

нн пишется в причастиях, если:

  1. В нем есть приставка, кроме не.
  2. Е сть зависимое слово.
  3. Оканчивается на ованный или еванный.
  4. Если причастие образовано от бесприставочного глагола совершенного вида.

Глагол решить, от которого образовано причастие, как раз бесприставочный совершенного вида, поэтому в слове решенная пишем нн всегда.

Божья коров­ка
[155K]

5 лет назад

Написание Н или НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий зависит о ряда моментов.

Предпретензионная как пишется правильно

Посмотрим, если основания писать в слове решеННЫЙ две буквы Н в суффиксе, или все-таки должна быть одна буква Н:

ОВА или ЕВА в слове нет,

приставки нет,

зависимые слова — неизвестно, так как нет контекста,

образовано от гл. совершенного в. — да.

Решенный от решить.

Поэтому без сомнений теперь пишем в слове две НН.

Например:

Решенный пример Катя дала списать Мише.

Xeno4­ka
[7.5K]

5 лет назад

Чтобы не разбираться в длинных правилах русского языка, я вспоминаю упрощенный вариант для правильного написания слова решенный и подобных прилагательных, образовааных от глагола. Поскольку глагол совершенного вида (отвечает на вопрос что сделать: решить), действие законченное, поэтому прилагательное решеННый пишется с двумя буквами нн.

Если отвечая на вопрос, законченное ли действие, приходим к выводу, что действие незаконченное, а еще продолжает происходить, такие слова пишем с одной н.

Т.е., важно определить, законченное действие или незаконченное.

lady v
[634K]

4 года назад

Слово Решенный является отглагольным прилагательным, или причастием, которое мы получаем от инфинитива Решить.

Решить — Что сделать? Это глагола совершенного вида, а следовательно нам совершенно необязательно искать его корень и выяснять имеется ли в нем приставка, тем более, что ее и в самом деле нет.

Для глаголов совершенного вида все прилагательные или причастия обязаны иметь сдвоенные согласные в суффикс ЕНН.

Так что единственный вариант этого слова — Решенный.

Правильно решенный пример всегда доставлял мне удовольствие.

Tata0­689
[3.9K]

5 лет назад

Причастие «решенный» является производным от глагола «решить». Это глагол совершенного вида, значит, согласно правилам русского языка, пишется суффикс с удвоенной «Н»- «ЕНН».

Если брать во внимание краткую форму «решена», то здесь будет писаться одна «Н».

Правильный вариант пишется с двойным «нн», то есть «решенный». Это объясняется еще правилом со школы:

  • если в суффиксе присутствует гласная «о» или «н», то всегда будет писаться двойная «нн».

В случае с одной «н» — это будет считаться ошибкой.

Роза Мира
[35.2K]

5 лет назад

Прилагательное и причастие решенный всегда пишется с двойным н. Вариант решеный в любом случае будет ошибочным, так что запомните правильное написание, чтобы при написании не делать ошибок и не получать плохие оценки.

tana7­6
[123K]

5 лет назад

Это отглагольное прилагательное, оно образовано от глагола совершенного вида (что сделать? решить). Если такие глаголы заканчиваются на -ать, -ять, то суффикс у прилагательного удлиненный, то есть содержит две буквы «н».

Правильно писать: решенный.

Другие примеры слов на это же правило:

  • выбранный, сделанный, просеянный, постиранный.

Знаете ответ?

Претензия контрагенту. Как составить претензию? Образцы претензий по договорам поставки, подряда и других

Претензия контрагенту

11 179

Рекламация – документ, в котором содержится претензия контрагенту из-за некачественного исполнения или неисполнения условий договора, заключенного между участниками сделки. В основном претензия контрагенту предъявляется, если не были исполнены обязанности: не осуществлена поставка товара, не оказана услуга, увеличена стоимость продукции, несмотря на контракт и .д. Чтобы потребовать исполнить свои обязательства, необходимо понять, как написать претензию контрагенту и предъявить ее.

Когда может предъявлена претензия контрагенту?

Законодательством предусмотрено несколько ситуаций, когда составляется претензия. Письмо потребуется направить в ряде случаев:

  • в законе указано, что рекламация (претензия контрагенту) должна быть составлена в обязательном порядке, перед тем, как подать исковое заявление в Арбитражный суд;
  • о составлении претензии сказано в договоре.

Регулируется следующими нормами:

  • ч. 5 ст. 4 АПК РФ;
  • п. 3 ст. 132 ГПК РФ;
  • ч. 3 ст. 4 КАС РФ.


Направить письмо стоит, если юрлицо не планирует прекращать работу с контрагентом или знает, что время, которое уйдет на рассмотрение рекламации, не принесет убытков. Основная цель – добиться исполнения обязательств, возмещение причиненного ущерба.

Претензия контрагенту должна быть составлена по правилам

Как правильно составить претензию?

Претензия контрагенту составляется на фирменном бланке юрлица. Документ является деловым, к его форме и содержанию предъявляются определенные требования.

Как составляется претензия контрагенту:

  • написано на листе А4 вручную или напечатано;
  • по тексту нет исправлений и недочетов;
  • указана информация по существу составления претензии;
  • письмо основано на фактах, перед отправкой стоит проверить ссылки на нормативные акты;
  • документ оформляется в 2-х экземплярах, один для юрлица другой для контрагента.

Если перечисленные рекомендации были соблюдены, ущерб с участником договора будет сведен к минимуму.

Вы можете скачать образец и форму претензии контрагенту бесплатно:

  1. Образец претензии (Скачать .PDF)
  2. Форма досудебной претензии (Скачать .Docx)

Если вам необходимы услуги по досудебному урегулированию споров, обращайтесь в нашу юридическую компанию. В 60% случаев мы не доводим дело до суда, а добиваемся мирного удовлетворения требований нашего клиента. Узнайте, возможно ли разрешить ваш спор в досудебном порядке — подайте заявку на бесплатную консультацию с юристом:

Получить консультацию

Юрист проанализирует ситуацию и расскажет о вариантах разрешения вашего вопроса.

Сроки на рассмотрения претензии контрагентом

Законом не предусмотрено точного времени на ответ на претензию. Все зависит от категории, рассматриваемой рекламации. В договоре на поставку товара или предоставление услуг указываются сроки ответа на письмо. Если в договоре нет информации, то существуют постановления, позволяющие узнать о времени, отведенном на рассмотрение документа.

На ответ в области перевозок, если товар не поставлен или нарушены иные условия поставки – 30 дней. По договору подряда – до 6 месяцев. По отдельным сделкам ответ должен быть предоставлен в течение 5 дней. Если речь о некачественной продукции – 2 недели, как сказано в законе о защите прав потребителя.

Претензия контрагенту о возмещении убытков

Претензия контрагенту о возмещении убытков

Вы можете скачать подробный образец претензии о возмещении убытков с пояснениями: Образец_Претензия к подрядчику о возмещении убытков по договору

Если действие или бездействие подрядчика принесло компании убытки, то составляется претензия контрагенту о взыскании убытков. В ней излагаются основные требования.


Составление претензии обязательно, если потерпевшая сторона желает подать заявление в судебные инстанции. Для арбитражного суда этот факт обязателен, что был соблюден досудебный порядок разрешения споров.

Пишется претензия произвольно, но с учетом правил делопроизводства. Также требуется указать все необходимые реквизиты для суда:

  • информация о контрагенте, нарушившем условия договора;
  • данные о потребителе, контакты;
  • суть рекламации (претензии);
  • подпись потребителя;
  • дата оформления документа.

Описывая ситуацию, которая привела к требованию возмещения убытков, стоит изучить информацию о том, как правильно написать претензию контрагенту. Следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • дата оформления контракта (при покупке продукции, изделий);
  • основные обязательства участников сделки;
  • нарушенные обязательства;
  • требования стороны сделки о возврате денег;
  • сроки выполнения обязательств;
  • мероприятия, которые планирует провести заявитель.


Претензионное письмо составляется в нескольких экземплярах. Лучше, чтобы на втором документе стояла отметка о вручении (если он подается лично).

Претензия контрагенту о неисполнении условий контракта

Претензия контрагенту о неисполнении условий контракта

Если контрагент выполнил обязательства ненадлежащим образом или вообще не исполнил их, на защиту ущемленных прав встают судебные инстанции. Перед тем, как обращаться в суд, следует постараться урегулировать спор. Для отдельных дел претензионный порядок обязателен.

Рекламация оформляется с учетом требований, предъявляющийся к таким документам:

  • данные об адресате: юрлице, гражданине, нарушившем условия контракта;
  • информация о подателе;
  • наименование письма;
  • данные контракта, не выполненные условия;
  • последствия, к которым привели нарушения;
  • сроки устранения недочетов;
  • при необходимости дополнительные данные.

Образец документа: Претензия контрагенту о неисполнении условий контракта


Из документа должно быть понятно, относительно чего касается письмо-претензия, что нужно сделать контрагенту, чтобы исполнить обязательства и сроки.

Претензионное письмо о погашении долговых обязательств

Досудебное урегулирование споров

Просрочка по кредиту или нарушение сроков выплаты. Отправить претензию нужно, если планируется обращение в суд.

Структура обычная, оформляется документ в свободной форме. Нюансы зависят от договора:

  • аренда;
  • купля и продажа;
  • контракт подряда;
  • хранение;
  • перевозка;
  • предоставление услуг.

Вы можете скачать типовой документ для общего понимания: Образец претензии о погашении долговых обязательств


Следует указать законы, которые были нарушены, а также сроки, на протяжении которых заявитель может принять оплату без начисления штрафов, не обращаясь в суд.

Рекламация о нарушении сроков поставки товара

Доставка товара с нарушением срока

Образец претензии при нарушении сроков поставки товара

Вот образцы претензий относительно поставки товара:

  1. Образец претензии поставщику за непоставку товара
  2. Образец претензии за поставку товара с недостачей

Срок поставки – существенная обязанность, указанная в контракте. Его нарушение – реальный повод для подачи претензии, предшествующий обращению в судебные инстанции. Такие документы могут подавать, как компании, так и физлица.

Как написать претензию контрагенту:

  • информация о получателе;
  • данные об адресате;
  • наименование документа – претензия по контракту поставки товара;
  • суть письма – срыв сроков доставки продукции – со ссылкой на пункты договора;
  • подпись руководителя или юриста, печать компании.


Приложения – основное условие для такого документа, в них содержатся ксерокопии всех бумаг, которые присутствуют по тексту письма (накладная, платежка, контракт).

Претензия контрагенту о некачественной продукции

Претензия направляется организации, продавшей некачественный товар или поставщику, который нарушил условия поставки. В письме-претензии указывается, чего хочет добиться адресат.

Если речь ведется о некачественном товаре, то по тексту следует указать:

  • поменять продукт, на качественное изделие;
  • заменить товар с дефектами на аналогичный, но с другим артикулом и маркой (без доплаты или с ней);
  • снизить стоимость изделий с учетом неисправности;
  • устранить бесплатно недостатки, неприсущие продукции;
  • оплатить затраты, связанные с устранение дефектов в изделиях;
  • осуществить возврат денежных средств, отдав продавцу товар (расходы за возврат оплачивает поставщик).

Сроки подачи претензии необходимо соблюсти. Рекламация должна содержать данные, подтверждающие плохое качество товара. Это могут быть документы: квитанции или чеки, техпаспорт на изделия продолжительного пользования, гарантийный талон на выполненный ремонт, результаты экспертизы и т.д.

Составление ответа на претензию

Претензия контрагенту

Не следует игнорировать полученные рекламации. Это может испортить деловую репутацию или адресат просто подаст исковое заявление в суд. Не стоит забывать и о сроках ответа на письмо.

При составлении отчета на претензию необходимо:

  • указать адресату, что письмо было получено и рассматривается;
  • если получатель согласен на требования контрагента, то ответ должен содержать точные сроки и информацию об устранении проблем;
  • в случае несогласия, следует деликатно и вежливо объяснить, причину;
  • отчет на рекламацию должен содержать подпись, дату, печать компании;
  • ответ не может быть непонятным или двусмысленным;
  • составляя отчет на письмо-претензию, лучше объяснить все корректно;
  • в ответе указываются контактные данные, реквизиты двух сторон;
  • в приложении можно предоставить копии документов и выписки из законов.

Отвечая на претензию, следует учесть ряд факторов. Например, если претензия относится к неисполнению условий контракта в виде неуплаты задолженности, к факторам таким относятся следующие пункты:

  • почему появилась задолженность;
  • необходимо указать разделы и информацию, на основании которой рассчитывается долг;
  • размер долговых обязательств, не только конечная сумма, но и ее составляющие.

Стоит предоставить и расчет долга. Если имеет место компенсация, то нужно указать это. Сроки, которые имеются для исполнения обязательств. Время для регламентированного отказа от погашения задолженности. Ответ на претензию должен быть точным и деликатным. Это позволит сохранить деловые отношения.

Какие последствия ждут контрагента, если он не ответит на претензию?

В рекламации указывается срок, на протяжении которого контрагент должен выполнить свои обязательства. Если он согласен с предъявленными к нему требованиями. Когда ответчик согласен с претензионным письмом, но у него нет возможности для выполнения обязательств, он сообщает об этом адресату, чтобы начать переговоры.

Если потерпевшая сторона идет на уступки, она может не применять штрафные санкции. На уступки идут многие, если все достоверно объяснить. Если ответчик отказывается исполнять требования, указанные в рекламации, он должен предоставить мотивированный отказ. Это тоже начало процесса переговоров, в ходе которых выясняются обстоятельства и причины отказа.


Когда адресат считает, что отказ не обоснован, он имеет право обратиться в суд, но не ранее истечения срока исполнения обязательств, указанного в письме-претензии.

Если контрагент не отвечает на претензию, по истечению выделенного времени о добровольном выполнении обязательств адресат имеет право подать исковое заявление в судебные инстанции.

В зависимости от правоотношений законодательство предусматривает для прохождения такой процедуры от 5 дней до 6 месяцев. Здесь все зависит от того, по какой причине направляется претензия. Время увеличивается, если стороны смогли договориться.

При обращении в Арбитражный суд досудебное урегулирование спора обязательно. Поэтому необходимо соблюдать претензионный порядок.

Вкратце, процедура обращения в Арбитражный суд выглядит следующим образом:

  1. Возникновение спорной ситуации между контрагентами.
  2. Направляется претензия контрагенту с той стороны договора, права которой были нарушены.
  3. Ожидание ответа на претензию.
  4. Составление искового заявление в Арбитражный суд.
  5. Запуск арбитражного судопроизводства.

Наличие претензии контрагенту прямо предусмотрено в части части 5 статьи 4 АПК РФ. Претензия контрагенту подтверждает, что участник сделки старался урегулировать спорный вопрос путем переговоров. При этом неважно, ответил ли контрагент на претензию или нет. Если указанный срок вышел, можно смело обращаться с исковым заявлением в суд. Претензия прикладывается к исковому заявлению.

Если вам необходимы качественные услуги представительства в Арбитражном суде, то обращайтесь в компанию ООО «Шмелева и Партнеры». Мы имеем безупречную репутацию, всегда исполняем свои обязательства и работаем на результат для клиента:

Получить консультацию

доктор юридических наук, Председатель Саратовского областного состава арбитров Волго-Уральского отделения Арбитражного центра при РСПП доцент кафедры гражданского права СГЮА Управляющий партнер юридической компании «Шмелева и партнеры»

Марина Шмелева

Управляющий партнер
в компании

«Шмелева и Партнеры»

Доктор юридических наук, Председатель Саратовского областного состава арбитров Волго-Уральского отделения Арбитражного центра при РСПП, доцент кафедры гражданского права СГЮА, Управляющий партнер юридической компании «Шмелева и партнеры»

Ведение претензионной работы на предприятии или в учреждении, организованное и отрегулированное соответствующим положением, способствует не только оперативному и обоснованному рассмотрению и направлению требований о выполнении предусмотренных договором или законом обязательств, но и грамотной финансовой политике организации в целом. Рассмотрим основные правила ведения претензионной работы, а также порядок принятия и содержание положения о ее осуществлении.

В чем заключается рекламационно-претензионная работа?

Рекламация, с точки зрения отечественной практики гражданско-правовых отношений (законодательно закрепленное определение данного термина отсутствует), представляет собой документ, в котором излагаются нарушения при исполнении контрагентом обязательств по сделке и конкретные требования по устранению недостатков, компенсации понесенных затрат и выплате неустойки либо иных штрафных санкций.

Таким образом, рекламация является синонимичным понятием по отношению к претензии. Оба этих документа направлены на досудебное урегулирование споров между контрагентами. Регулирование вопросов их составления, направления и рассмотрения осуществляется разделом договора о порядке разрешения споров. Более широким понятием по отношению к рассматриваемому является претензионно-исковая работа.

Претензионная работа хозяйствующего субъекта включает в себя:

  • отслеживание исполнения обязательств контрагентами;
  • формирование требований об устранении нарушений закона и договора, допущенных противоположной стороной сделки;
  • направление претензий в установленные сроки и отслеживание сроков, отведенных для их рассмотрения другой стороной;
  • рассмотрение входящих претензий и направление мотивированных ответов на них.

Претензионно-исковая работа помимо указанных пунктов предполагает также составление и направление искового заявления в суд, сбор необходимых для его составления документов и иных доказательств.

РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Претензионно-исковая работа в организации — это комплекс мер, направленных на урегулирование споров с контрагентами по поводу нарушения договорных обязательств одной из сторон. Она охватывает весь цикл действий от выявления нарушения до удовлетворения претензии (добровольного либо принудительного). Чтобы организовать такую работу, определите, какие сотрудники будут в ней участвовать, как они будут взаимодействовать между собой. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и узнайте, как организовать претензионно-исковую работу. Это бесплатно.

Чем регулируется порядок претензионной работы?

Законодательные нормы, в соответствии с которыми хозяйствующим субъектом осуществляется претензионная работа, не кодифицированы и содержатся разрозненно во множестве нормативных правовых актов. К числу источников регулирования осуществления претензионной работы можно отнести:

  • Гражданский кодекс, устанавливающий общие положения о заключении договора, разрешении споров, исполнении обязательств, а также регулирующий претензионный порядок разрешения споров в отношении конкретных видов сделок;
  • Арбитражный процессуальный кодекс в части установления обязательного досудебного претензионного порядка разрешения споров в большинстве исков, вытекающих из гражданских правоотношений, сроков рассмотрения претензий;
  • Специальные нормы в отношении различных видов сделок и правоотношений, регулирующих порядок направления и рассмотрения требований, сроков их рассмотрения и др. (например, ст. 120 Устава железнодорожного транспорта, ст. 403 Кодекса торгового мореплавания и т. д.).

Претензионно-исковую работу в целом может регулировать соответствующее Положение, принимаемое локальным правовым актом организации и содержащее основные правила осуществления данной работы.

Скачать образец такого положения можно бесплатно, кликнув по картинке ниже:


Положение о претензионно-исковой работе

Положение о претензионно-исковой работе

Скачать

Как составить положение о претензионно-исковой работе, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.

Претензионная работа на предприятии: участники

Участниками (субъектами) претензионной работы в организации в зависимости от ее структуры и наличия тех или иных самостоятельных служб и отделов являются:

  • юридические (правовые) отделы, юристы либо иные лица, отвечающие за непосредственное составление претензий в соответствии с требованиями закона и условий конкретного договора, юридически обоснованных ответов на претензии, полученных от контрагентов;
  • бухгалтерии или бухгалтеры, отслеживающие поступление денежных средств на расчетные счета организации от контрагентов, а также отвечающие за перечисление платежей второй стороне договора;
  • заинтересованные в исполнении условий договора подразделения или должностные лица организации (например, проектный отдел заинтересован  в передаче исходных документов заказчиком).

Непосредственную координацию данной деятельности, а также подписание претензий и ответов на них осуществляется руководителем предприятия либо его заместителем, курирующим данное направление.

Судебно-претензионная работа: формы (этапы)

Понуждение контрагента к исполнению взятого на себя обязательства может осуществляться в двух формах:

  • досудебная ― чаще всего в виде направления претензии с требованием исполнить обязательство, компенсировать причиненные убытки и выплатить предусмотренные законом или договором штрафные санкции;
  • судебная ― предполагает обращение в судебный орган в соответствии с правилами подведомственности и подсудности с исковым заявлением о защите своего нарушенного права.

В силу ч. 5 ст. 4 АПК в отношении подавляющего большинства споров между хозяйствующими субъектами, вытекающими из гражданско-правовых отношений, предусмотрен обязательный претензионный порядок. Это означает, что предприятия и индивидуальные предприниматели должны прибегать к указанным формам последовательно: лишь при неурегулировании спора в претензионном порядке они имеют право обратиться в суд.

Как ведется претензионная работа: порядок предъявления и рассмотрения требований

Среди основных общих правил ведения претензионной работы можно выделить следующие:

  • требование должно предъявляться и рассматриваться в установленные правовым актом или договором сроки;
  • если указанный выше срок не установлен, то выполнять действия необходимо с соблюдением принципа разумности, а также с учетом особенностей конкретного обязательства ― срок должен быть достаточным для рассмотрения (удовлетворения) претензии;
  • претензия направляется определенным сторонами способом по реквизитам, указанным в договоре в качестве контактных;
  • по умолчанию обмен корреспонденцией между сторонами осуществляется заказными почтовыми отправлениями;
  • претензия и ответ на нее должны быть обоснованы и аргументированы с опорой на нормы закона и условия договора;
  • претензия составляется, как правило, на фирменном бланке организации, содержащем ее реквизиты.

Претензионная и исковая работа: когда и как необходимо прибегать к судебной защите

Обращение за судебной защитой нарушенного права может быть осуществлено как непосредственно после выявления его нарушения, так и после получения ответа на претензию или истечения срока, отведенного на ответ. Выбор зависит от того, предусмотрена ли законом или договором обязательная досудебная процедура в каждом конкретном случае.

В отношении споров хозяйствующих субъектов претензионный порядок, по общему правилу, является обязательным (ч. 5 ст. 4 АПК). Для физических лиц такое правило является скорее исключением (например, по законам «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1, «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 № 132-ФЗ и др.).

Составление и подача иска должны подчиняться правилам:

  • подведомственности спора (ст. 22 ГПК и ст. 28 АПК);
  • подсудности в соответствии с нормами процессуального (арбитражного и гражданского) законодательства;
  • требованиям главы 12 ГПК и главы 13 АПК в зависимости от суда, на рассмотрение которого передается спор.

Положение о претензионной работе в организации

Положение о ведении претензионно-исковой работы в организации имеет свободную форму, но на практике включает в себя разделы, регулирующие:

  • сферу действия положения, основные понятия;
  • формы осуществления работы;
  • взаимодействие и обязанности участников данной деятельности;
  • правила составления и направления претензий и требований в иных формах;
  • порядок формирования и подачи исковых заявлений;
  • порядок рассмотрения входящих претензий;
  • ответственность участников претензионно-исковой работы за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • основы делопроизводства;
  • вступление документа в силу, правила внесения изменений.

Утверждается положение внутренним правовым актом организации, как правило приказом.

Итоги

В связи с разрозненностью законодательных норм, регулирующих вопросы осуществления претензионно-исковой работы, а также отсутствием законодательного регулирования по ряду вопросов, организации принимают локальные положения о претензионной работе. Определение сроков направления и рассмотрения претензий, форма и содержание требований и исков, последовательность применения форм защиты нарушенного права должны осуществляться уполномоченными субъектами с учетом правил, содержащихся в нормативных документах и договорах.

Претензионная работа – это один из способов защиты прав и законных интересов предприятий. Она дает возможность (и в этом ее основное значение) предупреждать возникновение хозяйственных споров и устранять причины, их порождающие.

Поскольку не все компании могут позволить себе иметь отдельное структурное подразделение (претензионно-исковой или претензионный отдел), часто работу по подготовке обращений к контрагентам – претензий – и ответов на них поручают непрофильным подразделениям организации, в т.ч. секретарям или отделу делопроизводства. Такой подход обычно оправдывается фразой наподобие «Ну вы же все равно письма пишете».

В настоящей статье мы обсудим, что сотрудникам-делопроизводителям делать с такой «нештатной» работой, и рассмотрим ситуацию с двух сторон: как написать претензию и как ответить на нее.

Наш словарик

Претензия – выражение неудовлетворенности продукцией и/или работой организации, или непосредственно процессом управления претензиями в ситуациях, где явно или неявно ожидается ответ или решение[1].
Претензионный порядок урегулирования споров – форма защиты гражданских прав, представляющая собой урегулирование спорных вопросов между кредитором и должником до передачи спора в суд. В соответствии с ППУС кредитор обязан предъявить к должнику требование (претензию) об исполнении лежащей на нем обязанности, а должник – дать на нее ответ в установленные срок. При полном или частичном отказе должника удовлетворить претензию или неполучении от него ответа кредитор вправе предъявить иск[2].

СИТУАЦИЯ 1: ВАША ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЯЕТ ПРЕТЕНЗИЮ

Кому это поручить?

Претензия представляет собой требование к контрагенту о выполнении им своих обязательств, которые имеют под собой конкретное и четкое основание. Обычно таким основанием является сделка (договор), однако это могут быть также обязательства, возникающие из причинения вреда – например, офис залили соседи сверху или произошло ДТП. Информацию по факту возникновения проблемы или просрочки первыми получают сотрудники, ответственные за конкретные участки работы: с поставщиками общаются менеджеры, за техническим состоянием помещений следят сотрудники хозяйственного отдела, за автопарк отвечает начальник транспортного цеха.

Что с такой информацией делать дальше? В крупных организациях существуют специализированные службы, прямой обязанностью которых является отстаивание интересов компании перед третьими лицами. В юридической службе может быть отдел или специалист, в обязанности которого входит подготовка подобных обращений.

Вместе с тем примерно 90 % претензий требуют не столько специализированных знаний, сколько знания конкретной ситуации. Для таких типовых претензий привлечение специализированных сотрудников или просто других специалистов (например, секретарей) является нецелесообразным. Действительно, если есть человек, который владеет стандартной ситуацией, он затратит на подготовку документа 10–15 минут, тогда как новичку потребуется еще и дополнительное время на то, чтобы разобраться в ситуации. Поэтому подготовку стандартных претензий разумно доверить тем специалистам, которые ведут соответствующие участки работы. Так, подготовку претензий, связанных с нарушением сроков оплаты, поставки и т.п., разумно возложить на менеджеров, ответственных за данные сектора работы. И только в том случае, если ситуация выходит за рамки обычной, следует привлекать профильных специалистов-юристов, которые будут заниматься ею с оглядкой на возможные последствия, среди которых может оказаться судебное разбирательство в рамках административного и даже уголовного дела.

Самый простой способ распределить ответственность за претензионную работу – это разработать соответствующий документ. Это может быть Положение о претензионной работе, Регламент работы с поставщиками или Регламент по взысканию задолженности. Инициировать разработку такого документа может отдел делопроизводства (секретарь-референт), поскольку именно на него возложена функция по формированию номенклатуры дел внутреннего и частично внешнего документооборота компании. Поскольку документ является, по сути, т.е. затрагивающим область ответственности нескольких служб, для работы над ним необходимо привлечь всех заинтересованных лиц. Положение о претензионной работе утверждается приказом руководителя. Порядок подписания приказа и последующего ознакомления с ним сотрудников компании ничем не отличается от других приказов по общей деятельности.

Как оформить документ?

Претензия по сути является разновидностью делового письма и оформляется на бланке письма организации.

В претензии должно быть указано полное наименование организации, в которую направляется претензия предъявляется, и ее почтовый адрес.

В претензии должны содержаться ссылки на дату и номер договора, в связи с которым предъявляется претензия, ссылки на даты и номера документов, подтверждающих претензию. Например, если претензия предъявляется в связи с недостачей товара, в ней должны быть даны ссылки на товарно-транспортную накладную, доверенность и другие документы, по которым получен товар, ссылки на документ, в котором зафиксирована недостача товара (коммерческий акт, акт приемки товара по количеству и т.д.). Если в претензии обосновываются штрафные санкции или возмещение убытков, она должна содержать ссылку на законодательный акт или договор, в котором установлена эта ответственность.

Требования, заявленные в претензии, подтверждаются необходимыми документами, которые прилагаются к претензии в виде заверенных копий или выписок из документов.

Претензия подписывается руководителем организации или его заместителем.

Если претензию подписывает другой сотрудник, то его право подписи должно быть подтверждено доверенностью, которая прикрепляется к направляемой претензии.

Претензия регистрируется в журнале регистрации исходящих документов как исходящее письмо.

Как принято писать претензию?

Текст претензии обычно включает несколько частей:

  • первая – вводная – содержит описание правоотношений, существующих между сторонами;
  • во второй части описывается характер нарушения обязательств, допущенных контрагентом;
  • третья часть содержит требования отправителя к адресату.

Кроме того, в претензию может быть добавлена и четвертая часть, касающаяся возможных последствий отказа от исполнения обязательств.

Важно!

В претензии необходимо указать срок, в который ожидается ответ на нее. Срок выполнения содержащихся в претензии требований должен быть реальным, с учетом возможности исполнить претензию в указанный срок и (или) известить заявителя претензии о принятом решении. Как правило, на исполнение требований претензии предоставляют срок в 30 календарных дней.
В претензии желательно указывать почтовый адрес, по которому следует отправить ответ на претензию, в т.ч. для того, что если с момента заключения договора у организации изменится местонахождение, то юридический адрес будет не совпадать с фактическим местонахождением организации.

ГОСТ Р ИСО 10002-2007 не устанавливает специальных требований к оформлению претензии, но дает схему, которая иллюстрирует, какая информация должна быть в претензии (см. Пример 1).

«Бумажная» или «электронная» претензия: что предпочесть?

В наше время, когда большое количество документов переводится в цифровую форму, а общение с покупателями или поставщиками в большинстве случаев сводится к обмену электронными письмами, постоянно возникает вопрос: можно ли отправить претензию в электронной форме, не дублируя ее на бумаге? Ответ на него не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Дело в том, что в дальнейшем претензия может быть использована в качестве доказательства в суде. Причем по целому ряду споров (по транспортным и страховым отношениям либо когда такой порядок указан в договоре) претензионный порядок разрешения спора является обязательным, и при его несоблюдении суд просто откажет в иске.

Необходимость использовать документ в качестве доказательства в суде накладывает свой отпечаток на его подготовку. В настоящее время при соблюдении определенной процедуры можно предоставить и распечатки электронных документов, но этот процесс потребует большего объема трудозатрат и выполнения ряда дополнительных условий по сравнению с обычным бумажным документом. Так, во избежание проблем электронные адреса для переписки нужно закреплять в тексте договора, соответственно, необходимо отслеживать и адресатов переписки. До предъявления в суд электронную переписку необходимо перевести в бумажную форму, причем осуществить это в рамках особой нотариальной процедуры по обеспечению доказательств. Если этого не сделать, возрастает риск того, что судья не примет представленные в качестве доказательств распечатки электронной переписки.

Кроме того, электронные письма в большинстве случаев составляются без соблюдения элементарных правил и представляют собой скорее обмен репликами, нежели полноценные документы. Это затрудняет их адекватное восприятие человеком, не участвовавшим в переписке с самого ее начала, не владеющим той информацией, которую получили стороны помимо данной переписки в личном или телефонном общении.

Так что письменная форма претензии хотя и требует текущих трудозатрат, но экономит время в дальнейшем. Электронная же переписка должна служить для дополнительного информационного обмена между сторонами.

Наш совет

Требования в претензии должны излагаться конкретно и четко. Если претензионные требования подлежат денежной оценке, в претензии должна быть указана требуемая сумма и приведен ее расчет. Это необходимо для того, чтобы ответчик мог проверить обоснованность претензии.
Претензия может содержать альтернативные требования: например в случае недостачи товара получатель может потребовать возвратить стоимость оплаченного, но не полученного товара либо дослать недостающее количество товара.

Претензия может быть краткой, требующей минимальных усилий со стороны исполнителей (Пример 2) и расширенной, в которой более детально описываются разногласия между сторонами (Пример 3).

Каким способом лучше отправить претензию?

Вопросу отправки претензии следует уделить особое внимание. Это связано с тем, что при доведении дела до судебного разбирательства заявителю необходимо будет доказать в суде о том, что претензионный порядок был соблюден и должнику отправлена именно претензия, а не иной документ.

Претензии целесообразно направлять по адресу местонахождения оппонента заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении через отделения «Почты России» либо курьером с предоставлением расписки о получении претензии адресатом.

При отправлении претензии по почте у заявителя, кроме квитанции об отправлении, на руках будет еще два документа: уведомление о вручении и опись вложения с датой отправки. Такой тандем документов будет являться доказательством направления претензии (в случае пропуска срока на ответ). При возникновении судебного спора почтовая квитанция предъявляется в арбитражный суд в качестве доказательства того, что организация принимала меры по досудебному урегулированию спора.

Извлечение
из постановления ФАС Московского округа от 13.12.2012 по делу № А40-104387/11-28-899

[…] Если истец в суде представил доказательства принятия необходимых мер для надлежащего извещения ответчика направлении соответствующей претензии ответчику в установленном законом порядке, то есть по юридическому адресу и всем известным истцу адресам, претензионный порядок считается соблюденным независимо от того, получена ли претензия ответчиком.

Извлечение
из Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 № 15АП-13299/2011
по делу № А32-12238/2011

Возврат почтового отправления обоснованно приравнивается к ответу на претензию, поскольку она направлялась по юридическому адресу ответчика, а информации о других адресах ответчика у истца не было.

Извлечение
из Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 165.1. Юридически значимые сообщения
1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

СИТУАЦИЯ 2: В ОРГАНИЗАЦИЮ ПОСТУПИЛА ПРЕТЕНЗИЯ

Что делать?

Для начала – зарегистрировать. Как правило, регистрация происходит в день поступления ответственным лицом – секретарем или делопроизводителем – в журнале входящей корреспонденции.

Важно!

Получение претензии должно быть немедленно подтверждено предъявляющему претензию (например, по почте, телефону или электронной почте).

Регистрация претензий может вестись параллельно юристом для более удобного контроля за процессом работы по претензиям. В этом случае юрист вносит данные о претензии в учетный журнал юридического отдела (Пример 4) и передает документ в подразделение, которое ведет договорную работу.

Важно!

Претензию следует прослеживать от момента ее получения до полного завершения процесса управления претензией, когда предъявляющий претензию будет удовлетворен или принято заключительное решение. Предъявляющий претензию по запросу и через запланированные регулярные интервалы времени, по крайней мере во время первоначально установленного срока исполнения, должен иметь доступ к информации о текущем состоянии процесса управления претензией.
После регистрации должна быть проведена первоначальная оценка претензии с точки зрения таких критериев как важность, безопасность, сложность, возможные последствия, а также должна быть проведена оценка необходимости и возможности проведения немедленных действий по рассмотрению претензии.

Какие действия должны быть предприняты для расследования обстоятельств, ставших причиной претензии?

Для расследования всех обстоятельств и данных, которые повлекли претензию, проводится документальная и служебная проверка: детально изучаются предшествующие обстоятельства дела; ответственные сотрудники, причастные к обстоятельствам дела, готовят служебные и объяснительные записки. На основании данных документов проводится оценка работы данных сотрудников. Если вина будет доказана, то руководитель организации имеет право по своему усмотрению привлечь виновных к материальной или дисциплинарной ответственности.

Важно!

Масштаб расследования обстоятельств, повлекших претензию, должен быть соразмерным важности, частоте возникновения и тяжести последствий претензии.

Что можно сделать для урегулирования ситуации?

После расследования обстоятельств и данных по претензии организация должна предложить ответные действия для исправления проблемы и/или предупреждения ее повторного появления в будущем, например: оплата, замена, ремонт/переделка, замена на товары-субституты, техническая помощь, финансовая и другая помощь, компенсация, извинение, ценный подарок или знак от фирмы и др. Если претензия не может быть немедленно удовлетворена, то организация должна найти способ ее решения, который приведет к наиболее эффективному результату в максимально более короткие сроки.

Как подготовить ответ на претензию?

Официальный ответ на претензию оформляется на фирменном бланке и подписывается руководителем организации (Пример 5).

Ответ направляется по адресу местонахождения ответчика ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или телеграммой с уведомлением о вручении в срок, указанный заявителем в претензии (например, 10 или 20 дней), а если срок не указан – в течение 30 дней с момента получения претензии. Этот срок считается самым оптимальным, т.к. общего срока ответа на претензию законодательством не предусмотрено, как и не предусмотрены какие-либо санкции в случае оставления претензии без ответа. По истечении указанного срока и неисполнении обязательства должником указанный порядок считается соблюденным, и у заявителя есть законное право обратиться в арбитражный суд. Решение или любые действия, связанные с претензией и имеющие отношения к предъявляющему претензию или вовлеченному персоналу, должны быть доведены до них немедленно после принятия решения или выполнения соответствующих действий.

И наконец…

Если предъявляющий претензию согласен с предложенным решением и/или действием, то такие решение и/или действия должны быть выполнены и зарегистрированы;

Если предъявляющий претензию не согласен с предложенным решением или действием, то претензия должна оставаться открытой. Такой статус претензии должен быть зарегистрирован, а предъявляющий претензию должен быть информирован относительно альтернативных форм и вариантов решений и/или действий.

Организация должна проводить мониторинг действий по управлению претензией до тех пор, пока не будут использованы все разумные внутренние и внешние возможности для удовлетворения предъявляющего претензию.


[1]Пункт 3.2 ГОСТ Р ИСО 10002-2007 «Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях».

[2]Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.

О.В. Павлюк, руководитель юридической службы группы компаний «Техно»; И.И. Наделяева, главный специалист по кадровому учету и аудиту ООО «Юридическое агентство «ПРОФЕССИОНАЛ»»

Статья опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 11, 2014.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Предпремьерный как пишется
  • Предпредпоследний как пишется
  • Предпраздничный день как правильно пишется
  • Предпочтительнее или предпочтительней как правильно пишется
  • Предпочтителен как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии