Представители символизма как пишется

Символизм в литературе

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Особенности символизма

Впервые направление появилось во Франции в 1870—1880 годах, но своего максимального развития оно достигло на рубеже прошлого и позапрошлого столетий не только на своей родине, но и в России, Бельгии. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный.

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

 признаки символизма

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Направление символизм

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

Символизм в литературе

  • двоемирие;
  • появление звукописи в поэзии;
  • отражение реальности символами;
  • постижение действительности с помощью мистики;
  • религиозные искания;
  • поэтика многоплановости и содержания;
  • отрицание реального мира.

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

 черты символизма

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

  • старшие поэты;
  • младшие символисты.

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Представители символизма

Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.

Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира. Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим». В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символизм в музыке

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Символизм – это модернистское течение в литературе, музыке, архитектуре и других видах искусства. В России оно появилось в конце 19 века. Направление символизма (до направления оно, впрочем, не доросло) предполагает стремление к экспериментам с формой, использование символики, загадочности и намёков, а также мистическое содержание. Значение символизма трудно переоценить. Поэты пытались создать совершенно новую философию культуры, они придали слову многозначность, расширили возможности русского стихосложения. Самые яркие примеры символизма: роман Андрея Белого «Петербург», стихотворение Брюсова «Каждый миг», стихотворение Мережковского «Бог». Подробнее об этом течении 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Философия символизма
  • 3 Основные черты
  • 4 Стиль символизма
  • 5 Представители и примеры 
    • 5.1 Александр Блок
    • 5.2 Андрей Белый
    • 5.3 Валерий Брюсов

История создания

Литературный символизм берёт своё начало во Франции. 18 сентября 1886 года французским поэтом Жаном Мореасом в журнале была опубликована статья под названием «Манифест символизма». Однако данное культурное явление существовало и до этой публикации. Мореас собрал воедино характерные черты, которые были выработаны плеядой смелых поэтов: от Шарля Бодлера до самого Мореаса. Но начало символизма, как правило, определяют в 1870-1880 гг. 

Символизм в России напрямую связан с Серебряным веком российской литературы. В этот период происходила «переоценка ценностей», забывались прежние устои. Параллельно с этим и начали появляться новые течения в искусстве. Символизм серебряного века и его возникновение были неразрывно связаны с влиянием западной поэзии. В этом плане огромное влияние оказали такие французские поэты, как Верлен, Рембо, Малларме. Помимо них, в творчестве отечественных символистов заметно влияние философов Шопенгауэра и Ницше. 

Основоположник символизма в России — Дмитрий Сергеевич Мережковский. А предшественниками считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Немного позже течение разделилось на:

  1. Символизм как непосредственно течение в искусстве 
  2. Символизм как миропонимание и особая философия жизни

Далее выделились виды символизма, по которым распределились основные представители: 

  1. Старшие символисты: Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус
  2. Младшие символисты: Блок, Белый, Иванов 

Философия символизма

Несмотря на «этапное» разделение, всех поэтов объединяли общие задачи. Так, изменение форм искусства все символисты рассматривали как смену внутреннего восприятия мира и как совершенно новый этап в нравственно-религиозном мышлении. В пример можно привести размышления А. Белого, который считал, что символизм был тенденцией к новому ощущению мира и чувству новизны. Однако наряду с положительными изменениями поэты ощущали его неустойчивость. Помимо этого, символисты не хотели определяться как «только искусство». Они поставили себе задачу создать особое умонастроение и мироощущение. Подобные идеи берут своё начало в философии Вл. Соловьёва. Эта задача была объединена убеждениями конца «исторического времени», да и в целом эсхатологичностью (пессимизм по отношению к будущему) мышления. 

Можно сказать, что символизм 20 века отображал кризис в традиционном гуманизме, ужасы одиночества, неотвратимую смерть, а также разочарованность в идеалах добра и неспособность творческого человека выйти за пределы своего «я». Авторы часто впадали в декаданс и прочили миру погибель, упиваясь предвкушением неминуемого конца. Символисты, устремляясь к сущностям мира идей, недооценивали реальность. Поэтому они не смогли полностью отгадать ожидавшую реальность страны. Несмотря на это, поэтов заботили судьба народа и его проблемы. Вспомним ту же «Фабрику» Блока.

Основные черты

Главнейшей составляющей этого течения является, конечно же, символ. Его создают принципиально многозначным, в связи с чем становятся возможными бесконечные вариации трактовок. Это, в свою очередь, ознаменовало произведение символиста как творческий акт и самого писателя, и читателя. 

Существуют ещё особенности символизма. Основу любого символа, как правило, составляют философия и мистицизм. Символизм в поэзии основывается на внутреннем мире лирического героя, на его трагических состояниях и переживаниях. Однако помимо этого, герой ощущает некую таинственность, связь с вечностью. 

Со временем у символистов появилась даже собственная мифология. Так образовалась идея «двоемирия», то есть существование мира реального и потустороннего. Такая концепция отсылает читателя больше в эпоху романтизма, несмотря на то, что термин появился как раз в 20 веке. 

Также символисты были уверены, что единственным верным способом познания мира являются духовный опыт человека и его творческая интуиция, но никак не разум. Именно поэтому произведения символизма порой не поддаются рациональному анализу. Поэт фиксируют ощущения и состояния, а не передают конкретный образ с понятным смыслом.

Стиль символизма

Представители символизма считали, что каждый человек видит мир по-своему. Исходя из этого, приверженцы направления создавали свой текст так, чтобы отдельный человек откликнулся «по-своему», уяснил своё эмоциональное состояние. Примерно так же обстояло дело и с символами. Брался предмет или явление, и в тексте не было конкретного названия, а лишь указание на этот символ. Именно это и допускало расхождения во мнении, а также многозначность трактовки. 

Например, знаменитый образ Прекрасной Дамы Блока был лишен конкретных описаний и деталей, связанных с земной женщиной. Он был максимально прозрачен и легок, едва уловим. На Даму указывали ощущения героя: шелест шелка, голос многострунный, смеющаяся речь. Ее описания размыты: белоснежные плечи, нежный взор. Но в каждом стихотворении подчеркивается ее отдаленность, недостижимость, оторванность от реальности:

Но, когда одна, с холодной башни
Всё глядит она
На поля, леса, озера, пашни
Из высокого окна.

Перед нами не земная женщина, которая ходит по полям и лесам, а та, что возвышается над миром и излучает холод недостижимости. Прекрасная Дама — это классический образ-символ. Она олицетворяет ту идеальную реальность, до которой не добраться. По ней остается лишь томиться. Как известную, эту символику поэт воплотил даже в личной жизни.

В текстах этого периода практически всегда показываются зыбкость, непостоянство и изменчивость мира. Поэты пытались заставить читателя взглянуть внутрь себя. 

Представители и примеры 

Александр Блок

Одним из наиболее ярких представителей символизма является Александр Александрович Блок. Именно с этим направлением связаны главные темы, идеи и образы «блоковской» лирики. Его творчество было наполнено большим количеством разнообразных символов, с необычной стороны раскрывался лирический герой, присутствовали тайна и мистика. Блок ощущал скорое изменение мира, он, можно сказать, предугадал революцию. Поэт обозначил особое место цвета в поэзии. Например, чёрный – это цвет гибели или трагедии («Темный рыцарь, не подняв забрала,
Жадно рвется в бой»), жёлтый – увядание, белый — цвет идеала, невинности, невозможной в реальном мире красоты («Не было и нет во всей подлунной
Белоснежней плеч»).

Помимо этого, в творчестве Блока символу соответствовало своё понятие. Например, в поэме «Двенадцать» «ветер» представляет собой не только очевидную атмосферу холода, но он также является символом разрушения. Так поэт ставил перед собой цель не только описать мир, но показать свои эмоции, обнажить чувства. Именно поэтому, когда читатель читает стихотворение, в его душе одно за другим сменяются чувства: от тревоги до торжества. 

Вот разборы стихотворений Блока:

  1. «Незнакомка»
  2. «Девушка пела в церковном хоре»
  3. «Летний вечер»
  4. «Жизнь»
  5. «Река раскинулась»
  6. «Есть минуты»

И это далеко не все: творчество Блока представлено на многих страницах Литрекона.

Андрей Белый

Ещё один выдающийся символист – это Андрей Белый. Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Суть символизма для Андрея Белого, прежде всего заключался в особом миропонимании и образе самой жизни. Он изучал очень много философских трудов: Ницше, Шопенгауэра, Канта, Соловьёва. Его философия символизма хорошо понятна при изображении треугольника. Основание составлял плюрализм. Это совокупность явлений, которые рассматривал писатель, и разнообразные философские концепции, включенные в символизм. Далее идёт дуализм. Он включает в себя разделение мироздания на материальную и духовную составляющие. А вершина треугольника – это «конкретный монизм». В философии он является воззрением, согласно которому множественность объектов сводится к единому началу. В случае с символизмом – к Символу. Андрей Белый планировал создать такую теорию символов, которая бы включала в себя концепции разных мыслителей. 

Лейтмотивом всего творчества Белого было ощущение глобального культурного кризиса. Писатель рассматривал символ гораздо шире, чем его коллеги, во всех его смыслах и аспектах. Например, даже его псевдоним «Андрей Белый» необходимо рассматривать с точки зрения символизма. Белый цвет – это гармоничное слияние всех цветов, а Андрей – имя одного из 12 апостолов, которого Иисус первым призвал в ученики. Свой образ писатель всю жизнь старался мифологизировать. Если принять во внимание, что в символизме для Белого сливаются половина известных человеку направлений: от религии до математики, то становится ясна вся сложность его произведений. Например, в романе «Петербург» писатель показывает революционную атмосферу города. На страницах произведения писатель «оживляет» статую «Медного всадника». Однако в символизме Белого это значит оживить насущные проблемы самого Петербурга.

Валерий Брюсов

Валерий Яковлевич Брюсов является одним из теоретиков и основоположников русского символизма. Он определил свой собственный стиль – отчётливый, звучный. Брюсов был в постоянном поиске разнообразных форм, в стремлении сложить в своё творчество все временные периоды и страны. 

Один из главных мотивов поэзии Брюсова – это творческие возможности человека, подчинение себе сил природы. Кроме этого, Валерий Яковлевич обогатил русскую поэзию образом большого современного города с фонарями, рекламой и толпами людей. Именно город станет неотделимой частью личности и трагедии. 

Вот разборы стихотворений Брюсова:

  1. «Юному поэту»
  2. «Весенний дождь»
  3. «Первый снег»

У символистов, в том числе и у Брюсова, символ может выйти за рамки аллегорий и приобрести неожиданную форму. Так, например, в стихотворении «Ночью» поэт сравнил Москву и самку страуса, а также противопоставил Россию и Африку. Для Брюсова была характерны намёки, а также такие мотивы, как усталость и одиночество. 

Автор: Ксения Сизова

Символизм — культурное направление, характерное для мирового искусства рубежа девятнадцатого — двадцатого веков, ставшее реакцией на общий мировой упадок. Главной целью представителей символизма в литературе стало желание передать свои чувства и мысли посредством создания «высшей реальности», находящейся за пределами скучной обыденности и наполненной вечностью и красотой.

Оглавление:

  • Особенности литературного направления
  • «Старшие» символисты
  • История младосимволизма

Представители символизма в литературе

Особенности литературного направления

Символизм как течение зародился во Франции в конце семидесятых годов девятнадцатого века. Это направление было представлено работами таких выдающихся писателей и поэтов, как Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и С. Малларме. Двумя десятилетиями позже символизм стал одним из первых модернистских литературных течений в России. Его идейными вдохновителями выступили два великих русских автора: Ф. Тютчев и А. Фет.

Особенности отечественного символизма:

  • осознанное стирание смысла произведения, характерное как для прозы, так и для поэзии;
  • подчеркнутая «избранность» авторов, способных творить в полном отрыве от реальности и культивирующих свой «особенный» статус;
  • использование как возвышенной, так и простонародной лексики;
  • стремление выразить невыразимое и иррациональное посредством знаков — символов.

Кратко говоря, главной задачей символистов, отличавшихся новаторским подходом к искусству, было изменение отношения к понятию смысла в художественном творчестве. Представители течения стремились выразить свой собственный индивидуализм, граничащий с идеей «свободной личности», живущей за пределами обыденной реальности.

Литературные произведения сторонников движения были наполнены мистическим содержанием и поиском символической природы окружающего их мира. В ранней поэзии символизма не было ни поучений, ни сложной риторики, ни серьезных размышлений на философские или гражданские темы. Поэты, примкнувшие к этому литературному направлению, стремились облечь свое творчество в чувственно постижимую форму, наполненную знаками, тайными смыслами, недосказанностью и многозначностью.

В отличие от французского, русский символизм был разрозненным, в нем не существовало ни единства концепций, ни списка правил, которые ограничивали бы писателей и поэтов в их творчестве. Некоторые из них, к примеру, В. Брюсов или Д. Мережковский, вдохновлялись эпохами античности и Возрождения, а К. Бальмонт черпал идеи для своих стихотворений в природе.

Русский символизм

Литературные приемы, характерные для символизма:

  • расширение художественной впечатлительности;
  • обильное употребление символов-метафор, имеющих бесконечные трактовки;
  • необычные стихотворные размеры;
  • создание двоемирия, находящегося на границе реальности и потустороннего пространства;
  • насыщение текста иносказаниями;
  • использование аллитерации и ассонанса для усиления звуковой выразительности произведений.

Символистская метафора является сложным литературным тропом. Она абстрактна и иррациональна, считывать ее можно в любом ключе. Единого толкования для нее не существует. Примером такой метафоры является «звонко-звучная тишина» из стихотворения «Творчество» (1895) В. Брюсова или «жарко-алый шелк» из «Швеи» (1901) З. Гиппиус. Поэтической декларацией символизма является и произведение В. Иванова «Альпийский рог» (1902).

«Старшие» символисты

«Старшие» символисты

Представители первой волны этого течения, которые жили и творили в девяностые годы девятнадцатого века, были холодно встречены отечественной литературной критикой. Их осуждали за избыточную мистичность, отсутствие очевидного смысла, яркое новаторство и желание изменить устоявшиеся поэтические законы. Кроме того, их нередко обвиняли в импрессионизме и декадентстве. Несмотря на то что в русской литературе уже были предпосылки для зарождения символизма, сообщение, которое его последователи несли миру, было понято и принято далеко не сразу.

Основоположником литературного течения называют В. Брюсова. Кроме того, у его истоков находились Д. Мережковский и его супруга З. Гиппиус. Позже к ним присоединились А. Добролюбов, Ф. Сологуб, В. Гиппиус, Н. Минский, М. Лохвицкая и др.

Представители старшей школы были разделены территориально. В Петербурге продвижением символизма занимался Д. Мережковский при поддержке А. Добролюбова. В Москве эта задача лежала на плечах В. Брюсова. Последний даже привлек к делу известных столичных меценатов, которые помогли ему с организацией работы собственного издания, специализировавшегося на выпуске сборников молодых авторов. Оно называлось «Скорпион» и просуществовало более пятнадцати лет. Кроме «Скорпиона», представители новой литературы серебряного века печатали свои работы в издательствах «Оры», «Гриф», «Сирин» и в журналах «Весы», «Золотое руно» и «Аполлон».

В качестве манифеста «старшими» представителями течения была выбрана статья авторства Д. Мережковского под названием «О причинах упадка…», вышедшая в свет в 1893 году.

Основными чертами «первых» символистов являются следующие понятия:

  • отрицание реальности и интуитивное восприятие мира;
  • провозглашение поэта чародеем и мистиком, способным заклинать читателя;
  • обращение к идее божественной сущности мира;
  • поклонение «страстной легенде искусства»;
  • использование в творчестве тем любви, смерти и вечности.

Первопроходцам-символистам действительно были свойственны декадентские настроения. Многие из них поэтизировали смерть, писали про безнадежность и страдания, рожденные несчастной любовью. Ярким примером такой тематики являются стихотворения «О, смерть! Я твой» (1894) Ф. Сологуба, «Весной…» (1983) М. Лохвицкой, «Два голоса» (1905) и «В полночь» (1908) В. Брюсова.

«О, смерть! Я твой» (1894) Ф. Сологуба

Одной из самых загадочных фигур в стане символистов был Ф. Сологуб, создававший странные и непонятные консервативным обществом стихи еще с 1870-х годов. Однако венцом его творения стало прозаическое произведение «Мелкий Бес», написанное в 1907 году.

Творчество К. Бальмонта также относится к «старому» символизму русской литературы. Как истинный приверженец движения, в своих работах он увлекался звукописью и обильной метафоричностью. Лучшими стихотворениями авторами, иллюстрирующими его созидательное начало, являются «Нить Ариадны» (1894), «Бог и дьявол» (1913), «Август» (1984) и т. д.

История младосимволизма

Представители младосимволизма

В самом начале девятнадцатого века отношение к символизму было значительно изменено благодаря творчеству молодых и амбициозных поэтов, принявших и переработавших постулаты своих старших литературных товарищей. В их число входили такие авторы, как А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, М. Волошин, В. Иванов, Л. Кобылинский, И. Анненский, Ю. Балтрушайтис и др.

Их творчество было более понятно для читателя, однако оно сохраняло некоторые характеристики, пропагандируемые старой школой. Они также ставили философские вопросы, касающиеся судьбы поэта и поэзии, мистики и божественного провидения, неизведанного и обычного. Однако они не отрицали реальность, реагировали на серьезные политические события, происходившие на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, отзывались на проблемы отдельно взятой личности в контексте истории.

К примеру, стихотворения, вышедшие из-под пера А. Блока («Проклятый колокол» (1906) и «В огне и холоде тревог», 1910−1914) и А. Белого («Пир», 1905 и «Вакханалия», 1906) были посвящены судьбе отечества, ожиданию грядущей катастрофы и полного кризиса гуманизма на фоне революции.

Главным идейным вдохновителем «новой» школы был А. Белый, являвшийся организатором известного поэтического кружка «Аргонавты». Его поэзия считается явным образцом классического символизма. Она насыщена мистицизмом, перемежающимся с религиозными размышлениями и апокалиптическими настроениями. К знаковым произведениям автора относят произведения: «Христос Воскрес» (1918), «Предчувствие» (1908) и «Путь» (1906).

Немногим позже младосимволизм перестал быть литературной школой как таковой и превратился в специфическую идеологию, которой подчинялись ее представители. В основе этой идеологии лежали мысли, выраженные в творчестве поэта и философа В. Соловьева, который пророчил смерть для общества, погрязшего в грехах. Он считал, что спасение можно обрести, лишь прикоснувшись к Божественному началу «Мировой души».

Кроме того, Соловьев продвигал тему Вечной Женственности как пути к божественной Действительности, которая особенно полюбилась А. Блоку. Эта тема реализована в следующих его произведениях: «Незнакомка» (1906), «Король на площади» (1906), «Роза и крест» (1912−1913), а также в сборнике «Стихи о прекрасной даме» (1901−1902).

Блок «Незнакомка» (1906)

Особенности младосимволизма:

  • осознание кризиса русской истории;
  • принятие реальности в симбиозе искусства и обычной жизни;
  • воспевание мира, в котором царствует красота и чистота;
  • придание поэту роли творца, выступающего посредником между людским и божественным;
  • стремление оставить след в вечности;
  • использование мифических сюжетов;
  • преобладание общего над частным.

Постреволюционный кризис

Постреволюционный кризис, настигший общество после 1905 года, стал предтечей исчезновения символизма как направления литературы. В новом мире, отстраивавшемся на еще дымящихся руинах российской империи, не нашлось места ни для бунтарской эстетики старой школы, ни для утопического мировоззрения молодых представителей течения. На смену им пришли поэты-акмеисты. В 1909 А. Белый написал статью «Символизм», ставшую своеобразной эпитафией для этого литературного направления, в которой выразил свое сожаление по утраченной эпохе.

Несмотря на то что представителей отечественного символизма нередко обвиняли в попытке бегства от жестокой и холодной реальности в мир, наполненный прекрасными иллюзиями, их творчество является ценным вкладом в развитие русской классической литературы серебряного века. Неважно, что они оставили после себя больше вопросов, чем ответов, ведь их произведениями следует наслаждаться именно так, как они и задумали — как музыкой или изобразительным искусством, обладающими неочевидным смыслом, но невероятно прекрасной формой и содержанием.

Символизм (от др. греч. symbolon — знак, символ) — это направление в искусстве (в литературе, живописи и др.), когда автор использует символы для обозначения идей, придаёт им символическое значение, которое абсолютно отличается от их буквального смысла.

Для выражения своих идей автор показывает не реальный мир, а использует силу слов и образов, создаваемых им.

'Жизнь и смерть', художник Густав Климт, (1908 – 1911)
«Жизнь и смерть», художник Густав Климт, (1908 – 1911)
Вместо того, чтобы чувствовать угрозу от смерти, люди на картине Климта, кажется, игнорируют её. Несмотря на всеобщий душевный негатив того времени, в этой картине художник изображает нотку надежды.
Известно, что в то время сам художник приближался к своей смерти, и, возможно, эта работа символизирует его собственное смирение с грядущим будущим.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Особенности символизма

Мастера этого стиля не пытаются построить свои работы на реализме, они отображают эмоции и чувства, идеи и субъективность. Их работы выражают их собственные идеологии, они верят, что способны раскрывать правду.

В своих работах символисты часто обсуждают такие темы:

  • оккультизм;
  • религиозная мистика;
  • мир снов;
  • извращение;
  • эротика;
  • меланхолия;
  • патология;
  • зло;
  • декаданс;
  • смерть.

Художники-символисты, также как и писатели и музыканты этого движения, стремились указать лишь нюансы и намёки в личных, наполовину заявленных, неясных упоминаниях.

Символизм дал возможность перехода мирового искусства от романтизма (начало 19-го в.) к модернизму (начало 20-го в.).

Русский символизм

В промежутке между 1886 и 1900 символизм преобладал в большинстве видов искусств Европы. Художник начала 20 века, который оказал сильнейшее влияние на русское изобразительное искусство этого направления — Михаил Александрович Врубель.

Картина 'Демон (сидящий)', 1890 г., художник М. А. Врубель  (1856 – 1910)
Картина «Демон (сидящий)», 1890 г., художник М. А. Врубель (1856 – 1910)

Символизм в русской литературе

В русской литературе, как течение, символизм продлился приблизительно до 1910 года.

В России символизм стал первым, и самым главным, модернистским течением в поэзии. У нас его принято делить на два этапа: по времени становления, и по манерам мировоззрения.

«Старшие символисты» — это те, которые сделали свои первые шаги в поэзии в 1890-е годы. Они начали развивать русскую поэзию. Например: В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб (Тетерников), К. Д. Бальмонт.

«Младосимволисты» («младшие символисты») — поэты, которые появились в литературном обществе в 1900 – 1904 годах. Считается, что они превратили символизм в самостоятельное направление, придав ему законченный вид. Например: В. С. Соловьёв, А. А. Блок, А. Белый (Б. Н. Бугаев).

Представители символизма

Символисты в литературе

Примеры русских писателей и поэтов-символистов:

  • К. Д. Бальмонт (1867 — 1942);
  • В. Я. Брюсов (1873 — 1924);
  • Ю. К. Балтрушайтис (1873 — 1944);
  • И. Ф. Анненский (1855 — 1909);
  • А. А. Блок (1880 — 1921);
  • А. Белый (1880 — 1934).

Примеры иностранных поэтов-символистов:

  • Поль Верлен (1844 — 1896);
  • Артюр Рембо (1854 — 1891);
  • Стефан Малларме (1842 — 1898);
  • Граф де Лотреамон (прозаик и поэт, 1846 — 1870).

Символисты в изобразительном искусстве

Примеры художников-символистов:

  • Михаил Александрович Врубель (1856 — 1910);
  • Эдвард Мунк (1863 — 1944);
  • Гюстав Моро (1826 — 1898);
  • Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875 — 1911);
  • Обри Бёрдслей (1872 — 1898);
  • Джеймс Энсор (1860 — 1949);
  • Фелисьен Ропс (1833 — 1898);
  • Фердинанд Ходлер (1853 — 1918);
  • Макс Клингер (1857 — 1920);
  • Лайош Гулачи (1882 — 1932);
  • Арнольд Бёклин (1827 —1901);
  • Франц фон Штук (1863 — 1928);
  • Поль Гоген (1848 — 1903);
  • Одилон Редон (1840 — 1916);
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824 — 1898);
  • Яцек Мальчевский (1854 — 1929).

Символисты серебряного века

Серебряный век русской культуры — это фаза русской культуры с 1890 года до начала 1920-х. Принято считать, что литература этого времени уступает «золотому веку» (пушкинская эпоха), т. к. название было придумано по аналогии. Например:

Старшие символисты (ещё их называют «декаденты») — старшее поколение символистов конца XIX века. Например:

  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт;
  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • А. Добролюбов;
  • Н. Минский;

Младшие символисты («младосимволисты») — младшее поколение символистов начала XX века.

  • А. Блок;
  • А. Белый;
  • С. Соловьёв;
  • Вяч. Ив. Иванов;
  • И. Анненский;
  • Ю. Балтрушайтис.

Также к этой эпохе причисляют некоторых художников того времени. Например:

  • М. Врубель;
  • B. Бopиcoв-Mycaтoв;
  • художественное объединение «Гoлyбaя poзa» (например, П. Кузнецов);
  • художественное объединение «Mиp искусства» (например, К. Петров-Водкин).

Символизм в живописи

После того, как символизм был принят литературным миром, он появился и в работах молодого поколения художников, которые тоже отвергали условности натурализма.

Художники-символисты считали, что искусство не обязано отображать объективность, оно может показывать человеческие идеи и эмоции.

Они вернулись к Романтизму XIX века, когда ценность произведения было в воспроизведении эмоционального опыта у зрителя через композицию, цвет, линии и т. д.

'Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность', художник Одилон Редон, 1882 г.
«Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность», художник Одилон Редон, 1882 г.

Символизм в музыке

Александр Скрябин (1871 — 1915) знаменит как гениальный русский пианист и композитор. Но не только. Его также помнят и по той магии, которая окутывала его в момент выступлений, представляя зрителю, казалось, весь мистицизм тайн Вселенной.

Он превращал аккорды в символы. Таким стал «прометеев» аккорд или «прометеевский» аккорд, который впоследствии использовался и другими композиторами.

Этот звуковой комплекс был абсолютно новаторским для того времени. Когда музыковеды говорят про его музыкальные творения, вспоминают такие слова, как: врата в авангардное мышление, мелодия-воздушность, хрустальность, стремление к звёздам и др.

Прометеев аккорд построен из звуков: фа-диез, си-диез, ми, ля-диез, ре-диез, соль-диез.

История символизма

Основоположником стал французский поэт Шарль Бодлер, когда в 1857 году опубликовал свой сборник стихотворений «Цветы зла» («Les Fleurs du mal»). Таким образом, направление началось с литературы.

Эта книга оказала огромное влияние и на других авторов. Притом суд посчитал книгу непристойной, оштрафовал Бодлера и заставил убрать из сборника несколько стихотворений.

Жан Мореас (французский поэт греческого происхождения, настоящее имя Иоаннес Пападиамантпулос) сыграл ведущую роль во французском символистском движении, опубликовав в сентябре 1886 года в литературном приложении французской газеты Le Figaro один из своих манифестов.

Жан Мореас не только впервые использовал название «символизм», но и описал его основные принципы (нового, на то время, направления).

Именно эта публикация помогла утвердить символизм как движение и заменить популярный в то время декаданс.

В том же 1886 году было основано периодическое издание Le Symboliste (Жаном Мореасом вместе с Густавом Каном и Полом Адамом), но долго оно не просуществовало.

В 1890-х годах символизм продолжил своё развитие с такими знаменитыми именами как: французские поэты Стефан Малларме, Артюр Рембо и Поль Верлен; бельгийский писатель Морис Метерлинк.

После символизм пленил и другие виды искусства, начиная с французского живописца Одилона Редона.

Акмеизм, футуризм и имажинизм

Акмеизм — модернистское течение русской поэзии, которое появилось в начале 20 века как ответ на максимализм символизма.

Ему характерны: ясность и чёткость образов, выразительность деталей, отрицание туманностей и др.

Футуризм — это авангардистское художественное направление начала 20 века, которое характеризуется почитанием будущего и отрицанием прошлого, отказом от реализма, для формирования собственного, нового стиля.

Имажинизм — авангардистское литературное направление 1920-х, существовало прежде всего в русской поэзии.

Главные особенности:

  • анархические мотивы;
  • применение метафоры для построения литературного образа;
  • использование шокирующих литературных приёмов;
  • сопоставлением несхожего («ресницы стучат как копыта»).

Список русских поэтов-символистов

Список русских поэтов-символистов

Служебные списки

Список русских поэтов-символистов — алфавитный список поэтов, писавших на русском языке в жанре русского символизма.

  1. Анненский, Иннокентий
  2. Балтрушайтис, Юргис
  3. Бальмонт, Константин
  4. Андрей Белый
  5. Блок, Александр
  6. Брюсов, Валерий
  7. Волошин, Максимилиан
  8. Герцык, Аделаида
  9. Гиппиус, Василий
  10. Гиппиус, Владимир
  11. Гиппиус, Зинаида
  12. Городецкий, Сергей
  13. Добролюбов, Александр
  14. Зиновьева-Аннибал, Лидия
  15. Иванов, Вячеслав
  16. Кобылинский, Лев («Эллис»)
  17. Кондратьев, Александр
  18. Коневской, Иван
  19. Кузмин, Михаил
  20. Лохвицкая, Мирра
  21. Мережковский, Дмитрий
  22. Ремизов, Алексей
  23. Соловьёв, Владимир
  24. Соловьёв, Сергей
  25. Сологуб, Фёдор
  26. Чулков, Георгий

Категории:

  • Русский символизм
  • История литературы
  • Поэты России

Wikimedia Foundation.
2010.

Полезное

Смотреть что такое «Список русских поэтов-символистов» в других словарях:

  • Список известных переводчиков — Содержание 1 Известные переводчики и классические переводы 1.1 XVIII век 1.2 XIX век …   Википедия

  • Русский символизм — Картиной М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890) часто иллюстрируют начало символистского движения. Символизм напра …   Википедия

  • Гречанинов, Александр Тихонович — Александр Тихонович Гречанинов …   Википедия

  • Гречанинов А. Т. — Гречанинов Александр Тихонович Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Дата рождения 13 (25) октября 1864 Место рождения город Калуга Дата смерти 3 ян …   Википедия

  • Гречанинов Александр Тихонович — Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Дата рождения 13 (25) октября 1864 Место рождения город Калуга Дата смерти 3 ян …   Википедия

  • Гречанинов А. — Гречанинов Александр Тихонович Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Дата рождения 13 (25) октября 1864 Место рождения город Калуга Дата смерти 3 ян …   Википедия

  • Гречанинов Александр — Тихонович Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Дата рождения 13 (25) октября 1864 Место рождения город Калуга Дата смерти 3 ян …   Википедия

  • Гречанинов, Александр — Гречанинов Александр Тихонович Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Дата рождения 13 (25) октября 1864 Место рождения город Калуга Дата смерти 3 ян …   Википедия

  • Гречанинов — Гречанинов, Александр Тихонович Александр Тихонович Гречанинов Александр Гречанинов. Почтовая карточка (1900 годы) Основная информация …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

Особенности символизма в литературе

Содержание:

  • Символизм в литературе

    • История появления течения
  • Главная цель символизма
  • Основные признаки
  • Характерные черты произведений символистов
  • Жанры символизма в литературе
  • Примеры произведений символистов

Символизм в литературе

Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и остальных видах искусства, которое характеризуется идеалистическим созиданием мира, акцентированием на индивидуализме и личной свободе, тягой к экспериментальным формам творчества через использование символов, недосказанности и загадочности.

История появления течения

История возникновения символизма как литературного направления восходит к концу XIX — началу XX века и берет свое начало во Франции. В литературе появление символизма ассоциируется с изданием «Манифеста символизма» Жана Мореаса в 1886 году, где он выступил против прямого изображения реальности, уверяя, что только благодаря символам можно постичь тайны мира. Тем самым он отказывался от художественного образа и воплощал идею. Символизм помогал писателям отстраниться от жестокой реальности, отправившись в загадочный мир поэзии.

В России это течение обрело особенную популярность к началу XX столетия среди поэтов Серебряного века русской литературы. К его представителям относятся такие поэты как Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и другие.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Главная цель символизма

Поэты и прозаики, принадлежавшие этому литературному движению в отличие от своих предшественников, определяли свою цель не как возвращение к вечным идеалистическим символам эпохи Возрождения, а как формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы.

Само слово «символ» в литературе было знаком иной, недосягаемой вселенной, которая невидимо присутствовала в привычной реальности, проявляясь в самых обыденных предметах и явлениях. Свою основную цель символисты видели в постоянном поиске неочевидных символов и знаков в простоте человеческой повседневности.
Например, если они писали о цветах, то подразумевали не просто растение, но в том числе и рождение новой жизни или увядание старой. Почти каждое слово в стихотворении хранило в себе множество образов, которые разгадывал читатель.

Основные признаки

К главным особенностям символизма можно отнести:

  • мистическое и философское постижение реальности;
  • индивидуализм и исключительная ценность личной свободы;
  • осознания трагичности мира;
  • в основе лежат философские работы и мистицизм;
  • вера в искусство, как в инструмент преобразования;
  • вечный поиск смыслов;
  • акцентирование на стихотворном ритме;
  • многоплановый характер образов-смыслов, которые поддаются разнообразной трактовке;
  • собственная поэтическая мифология;
  • тематическое структурирование произведений авторов и т. д.

Взгляды символистов основывались на передаче идей, неподдающихся объективному и рациональному постижению. Они приписывали искусству главенствующую роль в процессе познания загадок вселенной, ее последующего преобразования и совершенствования.

Характерные черты произведений символистов

Творчество символистов основано на идее о двух мирах: реальном и нечеловеческом мире, который можно разглядеть, если внимательно присмотреться к обыденным вещам. Непознаваемый человеком мир находится за рамками понимания и обладает божественным началом. По мнению приверженцев литературного течения, лишь избранные могут увидеть скрытые знаки и передать их другим людям через произведения искусства.

Отображение символистами своих удивительных открытий придавало их творчеству следующие отличительные черты:

  • описание действительности через символы;
  • разработка и применение звукописи как особого поэтического приема (использование различных фонетических приемов для усиления звуковой яркости речи, для символистов это могло быть повторение одних и тех же слов);
  • использование символов-намеков, иносказаний;
  • религиозные искания, особенно свойственный русскому течению символизма (например, поэт Дмитрий Мережковский придавал символу религиозное значение);
  • отрицание реального мира, стремление выйти за его пределы.

Жанры символизма в литературе

Философия символизма воплощалась писателями в различных жанрах литературы:

  • эпические (рассказ, сказка, повесть);
  • лирические (стихотворение, ода, элегия);
  • драматические (трагедия, драма);
  • лироэпические (поэма и др.)

Однако само понятие жанра отличалось от его классического определения и зачастую использовалось в качестве прикладной характеристики, не имеющей особое значение. Специфика творческой деятельности символистов состояла в создании новых жанровых структур, которые, основываясь на классической системе, смешивали жанры и меняли их смысловое значение.

Исследователи русского символизма выделяют новый жанр «книги», придуманный символистами. Его появление обусловлено тем, что произведения писателей выходили всегда целыми сборниками и были объединены одной тематикой. При этом опубликованные стихотворные циклы могли читаться как роман, а стихотворения замещали главы, свойственные классическому произведению. Например, главный цикл любовной лирики Александра Блока «Письма к прекрасной даме», который состоит из 129 произведений. Он представляет собой поэтический дневник, посвященный становление и развитию чувств к своей жене Любови Менделеевой.

Примеры произведений символистов

Религиозные искания русского символизма осмысливаются одним из наиболее значимых поэтов течения Дмитрием Мережковским в его известном произведении «Бог»:

Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.

Эти строки отражают один из главных смыслов символизма — присутствие иного мира, божественного начала, которое мы не способны увидеть. Это знание открылось лирическому герою поэта, и он благодарит Бога за возможность прикоснуться к тому, что всегда чувствовал сердцем.

Двоемирие и таинственность вселенной описаны в стихотворении поэта-символиста Валерия Брюсова «Каждый миг»:

Этот мир — иного мира тень,
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки — первая ступень.

В нем автор объявляет начало своего пути в загадочное пространство другого мира посредством своего творчества. Этот мир манит его, и даже строки стихотворения вдохновлены размышлениями о нем.

Символизм – литературное направление, зародившееся в конце 19-го века во Франции и распространившееся во многих странах Европы. Однако именно в России символизм стал наиболее значительным и масштабным явлением. Русские поэты-символисты привнесли в это направление нечто новое, то, чего не было у их французских предшественников. Одновременно с появлением символизма начинается Серебряный век русской литературы. Но надо сказать, что в России не существовало единой школы этого модернистского направления, не было единства концепций, одного стиля. Творчество поэтов-символистов объединяло одно: недоверие к обычному слову, желание выражаться символами и аллегориями.

Течения символизма

Это литературное направление по мировоззренческой позиции и времени формирования классифицируется на два этапа. Появившиеся в 1890-х годах поэты-символисты, список которых включает такие фигуры, как Бальмонт, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Мережковский, именуются «старшими». В 1900-х годах направление пополнилось новыми силами, значительно изменившими его облик. Дебютировали «младшие» поэты-символисты, такие как Иванов, Блок, Белый. Вторую волну течения принято называть младосимволизмом.

Представители «старшей» школы воспринимали это литературное направление в эстетическом плане. Бальмонт и Брюсов высказывали мысль, что поэт – это в первую очередь творец чисто художественных и сугубо личных ценностей. «Младшие» стихотворцы видели течение в религиозно-философском аспекте. Философия, преломленная в поэтическом сознании, – вот что такое, по их мнению, символизм. Поэты-символисты второго поколения также представлены Сергеем Соловьевым, Иннокентием Анненским и другими.

«Старшие» символисты

В России это литературное направление заявило о себе в конце 1890-х годов. В Москве у истоков символизма стоял Валерий Брюсов, а в Петербурге – Дмитрий Мережковский. Однако самым ярким и радикальным представителем ранней школы символизма в городе на Неве являлся Александр Добролюбов. Особняком и отдельно от всех модернистских группировок создавал свой поэтический мир еще один русский поэт-символист — Федор Сологуб.

Но, пожалуй, наиболее читаемыми, музыкальными и звучными в то время были стихи Константина Бальмонта. В конце 19-го столетия он отчетливо заявил о «поиске соответствий» между смыслом, цветом и звуком. Аналогичные идеи встречались у Рембо и Бодлера, а впоследствии у многих русских стихотворцев, таких как Блок, Брюсов, Хлебников, Кузмин. Бальмонт этот поиск соответствий видел главным образом в создании звуко-смыслового текста – музыки, рождающей смысл. Поэт увлекся звукописью, начал использовать в произведениях красочные прилагательные вместо глаголов, в результате чего создавал, как считали недоброжелатели, почти лишенные смысла стихи. Вместе с тем это явление в поэзии привело со временем к формированию новых поэтических концепций, среди которых мелодекламация, заумь, звукопись.

«Младшие» поэты-символисты

Ко второму поколению символистов относят стихотворцев, впервые начавших публиковаться в 1900-е годы. В их числе были как совсем юные авторы, например, Андрей Белый, Сергей Соловьев, Александр Блок, так и солидные люди, к примеру, ученый Вячеслав Иванов, директор гимназии Иннокентий Анненский.

В Петербурге в тот период «центром» символизма была квартира В. Иванова на углу Таврической улицы, в которой в свое время жили М. Кузмин, А. Белый, А. Минцлова, В. Хлебников, бывали Н. Бердяев, А. Ахматова, А. Блок, А. Луначарский. В Москве поэты-символисты собирались в редакции издательства «Скорпион», главным редактором которого был В. Брюсов. Здесь готовили выпуски наиболее известного символистского издания – «Весы». Сотрудниками «Скорпиона» были такие авторы, как К. Бальмонт, А. Белый, Ю. Балтрушайтис, А. Ремизов, Ф. Сологуб, А. Блок, М. Волошин и другие.

Особенности раннего символизма

В России конец 19-го и начало 20-го в. стало временем перемен, разочарований, мрачных предзнаменований и неизвестности. В этот период как нельзя ярко ощущалось приближение гибели имевшегося общественно-политического строя. Такие веяния не могли не оказать влияния на русскую поэзию. Стихотворения поэтов-символистов были неоднородными, поскольку стихотворцы придерживались разноречивых взглядов. Например, такие авторы, как Д. Мережковский и Н. Минский, поначалу были представителями гражданской поэзии, а позже начали ориентироваться на идеи «религиозной общественности» и «богостроительства». «Старшие» символисты не признавали окружающую реальность и говорили миру «нет». Так, Брюсов писал: «Я действительности нашей не вижу, я не знаю нашего века…» Ранние представители течения реальности противопоставляли мир творчества и мечты, в котором личность становится полностью свободной, а действительность они изображали скучной, злой и бессмысленной.

Большое значение для стихотворцев имело художественное новаторство – преобразование значений слов, развитие рифмы, ритмики и тому подобного. «Старшие» символисты были импрессионистами, стремящимися передать тонкие оттенки впечатлений, настроений. Они еще не использовали систему символов, но слово как таковое уже утратило цену и стало значимым только в качестве звука, музыкальной ноты, звена в общем построении стихотворения.

Новые веяния

В 1901-1904 гг. начался новый этап в истории символизма, и он совпал с революционным подъемом в России. Навеянные в 1890-х годах пессимистические настроения сменились предчувствием «неслыханных перемен». В это время на литературной арене появились младосимволисты, являющиеся последователями поэта Владимира Соловьева, который видел старый мир на грани гибели и говорил, что «спасти мир» должна божественная красота посредством соединения небесного начала жизни с материальным, земным. В произведениях поэтов-символистов стали часто фигурировать пейзажи, но не как таковые, а в качестве средства, позволяющего выявить настроение. Так, в стихах постоянно встречается описание томительно-грустной русской осени, когда не светит солнце или же бросает на землю только блеклые печальные лучи, падают и тихо шуршат листья, а все вокруг окутано колышущейся туманной дымкой.

Также любимым мотивом «младших» символистов был город. Они показывали его как живое существо со своим характером, со своей формой. Часто город представал как место ужаса, безумия, символ порока и бездушия.

Символисты и революция

В 1905-1907 годах, когда началась революция, символизм вновь претерпел изменения. Многие поэты откликнулись на происходившие события. Так, Брюсов написал известное стихотворение «Грядущие гунны», в котором прославил конец старого мира, но причислил к нему и себя самого, и всех людей, живших в период умирающей, старой культуры. Блок в своих произведениях создавал образы людей нового мира. В 1906 году Сологуб выпустил книгу стихов «Родине», а в 1907-м Бальмонт написал серию стихов «Песни мстителя» — сборник был издан в Париже и запрещен в России.

Упадок символизма

В это время изменилось художественное миропонимание символистов. Если раньше они воспринимали красоту как гармонию, то теперь для них она обрела связь с народными стихиями, с хаосом борьбы. В конце первого десятилетия 20-го века символизм пришел в упадок и уже не давал новых имен. Все жизнеспособное, бодрое, молодое было уже вне его, хотя отдельные произведения все еще создавали поэты-символисты.

Список основных поэтов, представляющих символизм в литературе

  • Иннокентий Анненский;
  • Юргис Балтрушайтис;
  • Валерий Брюсов;
  • Зинаида Гиппиус;
  • Федор Сологуб;
  • Константин Бальмонт;
  • Александр Тиняков;
  • Вильгельм Зоргенфрей;
  • Александр Добролюбов;
  • Виктор Стражев;
  • Андрей Белый;
  • Константин Фофанов;
  • Вячеслав Иванов;
  • Александр Блок;
  • Георгий Чулков;
  • Дмитрий Мережковский;
  • Иван Коневской;
  • Владимир Пяст;
  • Поликсена Соловьева;
  • Иван Рукавишников.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Представился или преставился как пишется
  • Предъязвенный как пишется
  • Председатель профсоюза как пишется
  • Предъявить претензии как правильно пишется
  • Представившемся как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии