Русский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | припе́в | припе́вы |
Р. | припе́ва | припе́вов |
Д. | припе́ву | припе́вам |
В. | припе́в | припе́вы |
Тв. | припе́вом | припе́вами |
Пр. | припе́ве | припе́вах |
при—пе́в
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Приставка: при-; корень: -пе-; суффикс: -в [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [prʲɪˈpʲef], мн. ч. [prʲɪˈpʲevɨ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- действие по значению гл. припевать; припевание ◆ У мальчика голос был необыкновенно приятный и самого нежного тона (timbre), производящего на душу приимчивого слушателя поразительное действие; он произносил слова медленно, с легким припевом и как бы вокализируя каждый склад. А. А. Рафалович, «Путешествие по нижнему Египту и внутренним областям Дельты», 1850 г. [НКРЯ]
- законченная смысловая часть песни, повторяемая после каждого куплета в неизменном или почти неизменном виде; рефрен ◆ — «О Зевес! помилуй меня и ее!» — подхватили все хором. Дьякон допел всю эту песенку с хоральным припевом и, при последнем куплете изменив этот припев в слова: «О Зевес! помилуй Сашеньку мою!», поцеловал у жены руку и решительно закрыл фортепьяно. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г. [НКРЯ] ◆ Когда бурлаки выстроились с чегенями под правым плечом, Бубнов затянул высоким тенором припев «Дубинушки»: Шла старуха с того свету, Половины ума в ей нету… Дружно подхватили бурлаки: «Дубинушка, ухнем… «, и громкое эхо далеко покатилось по реке голосистой волной. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Бойцы», 1883 г. [НКРЯ] ◆ Припев они исполнили громкими голосами: «По рюмочке, по маленькой, тирлим-бом-бом, тирлим-бом-бом». Илья Ильф, Евгений Петров, «Золотой теленок», 1931 г. [НКРЯ]
- устар. то же, что напев; мелодия, мотив ◆ Старенький рыжий пароход, с белой полосой на трубе не торопясь и неровно шлёпает плицами по серебряной воде, навстречу ему тихонько плывут тёмные берега, положив на воду тени, над ними красно светятся окна изб, в селе поют, ― девки водят хоровод, и припев «ай-люли» звучит, как аллилуйя… Максим Горький, «В людях», 1915—1916 г. [НКРЯ] ◆ Пляска состояла в подпрыгивании, поднимании то правой, то левой ноги, в движениях рук, изгибах туловища в разные стороны под аккомпанемент припева простой мелодии. В. А. Обручев, «Земля Санникова», 1924 г. [НКРЯ] ◆ Когда пропето было несколько песен, из которых иные дышали всей свежестью горной природы, наставница позволила пропеть детям и кукушку, и с каким одушевлением запели дети! В песне, как видите, смысла очень немного; но напев, и особенно припев, сильно нравятся детям, и они выкрикивали весело, точно молодые кукушечки в зелёной роще. К. Д. Ушинский. Педагогическая поездка по Швейцарии, «1862—1863» [НКРЯ]
- перен. постоянно повторяемая фраза ◆ — Ну, только что скажу тебе, парень, — начинал Буран обычный унылый припев, — и тут трудно, потому что мимо кордонов идти придется, а в кордонах солдаты. В. Г. Короленко, «Соколинец», 1885 г. [НКРЯ] ◆ Знаю, что ты умница, — ты клад, дай бог тебе здоровья, — и бабушки слушаешься! — повторила свой любимый припев старушка. И. А. Гончаров, «Обрыв», 1869 г. [НКРЯ] ◆ Не было ни школы, ни подготовки для прокуроров-обвинителей, но был зато налицо вечный припев против осуществления реформ, призванных оживить и облагородить наш общественный строй: «нет людей!». А. Ф. Кони, «Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики)», 1895 г. [НКРЯ] ◆ Оба мы впали в пафос — и говорю я ему: — «Да, ведь, всё это смиренно-терпение (предмет восторга Толстого) и пр. есть известный мотив наших церковных служб, вечный их припев и вечное назидание наших батюшек, сельских и городских попов!» В. В. Розанов, «О «соборном» начале в церкви и о примирении церквей», 1903—1906 г. [НКРЯ]
Синонимы[править]
- рефрен
- напев
- частич.: присказка
Антонимы[править]
- частичн.: запев
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
|
Список всех слов с корнем пе | ||
---|---|---|
|
Этимология[править]
Происходит от гл. припевать, из при- + -певать (петь), далее от праслав. *pěti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. пѣти, пою, ст.-слав. пѣти, поѭ (др.-греч. ᾄδειν, ψάλλειν), русск. петь, пою, укр. пі́яти, пі́ю, белор. пець, пе́ю, болг. поя́, пе́я, макед. пее, сербохорв. пjе̏вати, словенск. pẹ́ti, pójem, чешск. pět, zpívat, словацк. spievať, польск. рiаć, pieję, śpiewać, др.-польск. рiеć, роję, в.-луж. spěwać, н.-луж. spiwaś. Отсюда: певе́ц, пету́х, пе́сня. Дальнейшие сближения недостоверны. Предполагали связь с греч. παιάν, ион. παιήων, атт. παιών, -ῶνος «пеан, гимн в честь Аполлона, который начинается словами ἰη παιήων». О. Трубачёв комментирует: слав. pěti, роjǫ должно объясняться как первонач. каузатив от глаг. piti, русск. пить, ср. тождество форм пою́ «даю пить» и пою́ «издаю голосом музыкальные звуки». Переход значений «поить» > «петь, воспевать» восходит, т. обр., к языческому обряду жертвенного возлияния. Ср. родство др.-инд. juhóti «льёт» и hávatē «призывает». Использованы данные словаря М. Фасмера с комментариями О. Н. Трубачёва. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Анаграммы[править]
- виппер
Библиография[править]
|
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Македонский[править]
Морфологические и синтаксические свойства[править]
при—пев
Существительное, мужской род.
Корень: —.
корень: пев
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- припев (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
От ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
припе́в, -а
Рядом по алфавиту:
припасо́ванный , кр. ф. -ан, -ана
припасова́ть , -су́ю, -су́ет
припасо́вка , -и
припасо́вывать(ся) , -аю, -ает(ся)
припасти́(сь) , -су́(сь), -сёт(ся); прош. -а́с(ся), -асла́(сь)
припа́сть , -аду́, -адёт; прош. -па́л, -па́ла
припа́сший(ся)
припа́сы , -ов
припа́ханный , кр. ф. -ан, -ана
припаха́ть , -ашу́, -а́шет
припа́хивание , -я
припа́хивать(ся) , -аю, -ает(ся)
припа́шка , -и
припа́янный , кр. ф. -ян, -яна
припая́ть(ся) , -я́ю, -я́ет(ся)
припе́в , -а
припева́ть , -а́ю, -а́ет
припева́ючи , : жи́ть припева́ючи
припе́вки , -вок, ед. -вка, -и
припёк , -а и -у и припёка, -и (о тесте, хлебе)
припёк , -а (солнечный жар, припекаемое солнцем место)
припека́ние , -я
припека́ть(ся) , -а́ю(сь), -а́ет(ся)
припёкший(ся)
припере́ть , -пру́, -прёт (закрыть, запереть)
припере́ть(ся) , -пру́(сь), -прёт(ся); прош. -пёр(ся), -пёрла(сь) (сниж.)
припёртый
припе́рченный , кр. ф. -ен, -ена и приперчённый; кр. ф. -ён, -ена́
припе́рчивать(ся) , -аю, -ает(ся)
припе́рчить , -чу, -чит и приперчи́ть, -чу́, -чи́т
припёрший(ся) , (сниж.)
Песни слишком длинные
Я довольно часто встречаю «затянутость» в песнях: двухминутные вступления, трехминутные гитарные соло, или пятиминутные аутро — все это в 99% случаев довольно скучно
Идея в том, чтобы держать внимание слушателя. Если у вас есть вариант сделать какую-то часть короче, всегда делайте этот выбор
Единственное исключение — это когда вы можете сделать длинную часть по-настоящему интересной, и это требует хороших навыков в аранжировке. Да и то это работает не всегда.
Есть одно очень крутое длинное аутро у легендарных Lynyrd Skynyrd в песне «Free Bird», и оно работает, потому что аранжировка постоянно меняется, и на каждом 16 такте есть акцент.
Как получить разрешение автора?
Если Вы собираетесь петь песню не в кругу своей семьи (вне зависимости от того, получаете ли Вы за это деньги), необходимо убедиться, что Вы не станете нарушителем авторских прав и исполняете чужую песню законно.
Если Ваш случай не подходит под короткий список ситуаций, когда Вы можете исполнять чужую песню без разрешения автора, то ничего не остаётся, как получить такое разрешение.
Благо, это не так сложно. По крайней мере, проще, чем потом ходить по судам и собирать деньги на штраф.
Сначала поищите координаты автора в интернете. Если не нашли, то попробуйте обратиться в РАО (rao.ru). Многие авторы (по крайней мере, те авторы, чьи песни звучат на радио) регистрируются в РАО и оставляют там контакты на случай возникновения вопросов, связанных с использованием их произведений. А иногда даже поручают РАО управлять своими правами.
Дальше нужно связаться с автором песни и получить от него официальное разрешение на законное исполнении песни. Разумеется, в письменном виде.
Для того, чтобы потом не стать участником разбирательств, желательно получить от автора гарантию, что он не передавал исключительные права на исполнении песни другим артистам. Очень часто автор передаёт артисту «исключительное право» на исполнение произведения. Это означает, что сам автор уже не вправе разрешать исполнение песни другим. В таком случае разрешение на исполнение нужно спрашивать у артиста (или продюсерского центра), которому переданы исключительные права. Но иногда автор может помочь Вам с ними связаться и посодействовать в переговорах.
Желательно иметь разрешение на исполнение чужой песни (кавера) именно Вами. Однако законом предусмотрена также возможность использования «открытой лицензии» — когда автор официально разрешает петь песню любому желающему. Подробнее об открытой лицензии можно прочитать в статье 1286.1 ГК РФ.
Также важно, чтобы в разрешении на исполнение песни было указано как можно больше способов её использования. И уж точно указан тот способ, которым собираетесь её использовать именно Вы
Например, если Вы хотите выложить исполнение чужой песни в Ютубе, то в разрешении (лицензии) желательно указать возможность размещения (публикации) песни в Вашем исполнении в сети Интернет в сопровождении иллюстраций и видеоматериалов. Кроме того, не лишним будет сразу оговорить возможность размещения рекламных материалов рядом с Вашей видеоверсией чужой песни, особенно если Ваш канал в Youtube настроен на монетизацию.
Исполнение моих песен
Что касается моих песен. Информацию о правах я размещаю на персональных страничках песен на своём сайте olhanskiy.ru .
На некоторые из моих песен исключительные права никому не передавались. Поэтому я легко подпишу Вам разрешение на исполнение.
На некоторые песни исключительные права переданы артистам. Но у меня есть их контакты. Они все — вполне адекватные люди. Если Вы не собираетесь отнимать у них заработок, петь песню на федеральных каналах или ездить с ней по всей стране, то мы попробуем уговорить их подписать лично Вам право на исполнение песни на локальных концертах, конкурсах и т.д.
Просто напишите мне по электронной почте свою просьбу, укажите координаты, и я с Вами свяжусь. Наличие таких разрешений от автора и артиста будет являться гарантией того, что к Вам не возникнет претензий в будущем.
Ну и напомню, что все мои песни без исключения Вы легко можете исполнять на школьных концертах и конкурсах, если являетесь учеником этой школы. Для этого совершенно не обязательно получать разрешение ни у меня ни у официального исполнителя песни. Более того, в таких случаях с Вас никто никогда не вправе потребовать авторский гонорар. Смело пойте и смело делитесь со мной своими успехами! Мне будет очень приятно, если Вы напишите, как прошло Ваше выступление.
P.S. Если Вы нашли ошибку или неточность в этой статье, сообщите, пожалуйста, мне по координатам, указанным на странице «Контакты».
Перепечатка материалов допускается только при указании на сайт https://olhanskiy.ru
Отсутствие бриджей
Еще одна общая ошибка новичков — это пренебрежение бриджем в написании песни. Бридж связывает части песен, создавая гармоничный переход от одной к другой, снижая или повышая напряжение между ними. Зачастую мы слышим куплет два раза, прежде, чем появляется бридж. Он может заменять третий куплет или же стоять перед ним. В последнем случае, бридж «задерживает» ожидание припева.
Припев после бриджа обычно является последним в песне, иногда повторяясь для того, чтобы создать правильное напряжение. Если вы ожидаете услышать куплет или припев, но в песне идет что-то, отличающееся музыкально и лирически, то, скорее всего, это бридж.
По сути, явления, похожие на бридж, можно найти во всех видах искусства: напряжение и разрядка — в музыке это переход, например, от громкого к тихому, в фотографии — переход от света к тени, и т.д. Чередуя напряженные и расслабленные части, вы сохраняете интерес публики. Бридж иногда может являться и кульминацией песни (например, «Rope» Foo Fighters).
Или же, наоборот, может быть самой тихой и спокойной ее частью («Baba O’Riley» The Who, где Пит Таунзенд поет «It’s only teenage wasteland»).
Почти в каждой хорошей песне есть бридж, однако есть и исключения. Песни, построенные на стандартном 12-тактовом блюзовом паттерне зачастую не имеют бриджей. Например «Tush» ZZ Top, где после второго куплета звучит рабочий барабан, после чего следует финальное гитарное аутро. Другой пример — это «American Woman» GuessWho/Lenny Kravitz, где мы слышим всего несколько тактов другого гитарного ритма и остановку.
Слабый припев
Во многих песнях, написанных неофитами, иногда довольно сложно понять, где кончается куплет и начинается припев — они просто почти не отличаются друг от друга. У хорошего припева всегда должны быть ощутимые отличия от куплета. Можно действовать мягко: добавлять бэк-вокал, еще один инструмент или сразу несколько инструментов — вариантов очень много. Можно же делать очень сильные различия: совершенно другие аккорды и изменение мелодии вкупе с иной аранжировкой — как в «Vertigo» U2, «This Kiss» Faith Hill, или классике Eagles «Hotel California».
Как бы то ни было, необходимо, чтобы припев был энергетически накаленным, суммировал все, сказанное и сыгранное в куплетах, и этим сильно отличался от других частей песен, хорошо запоминаясь.
Законное исполнение песни без разрешения автора
На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:
- Вы поёте в обычном кругу семьи, не выкладывая потом Ваше исполнение в Интернет (в Ютуб, Инстаграмм, ВК и т.п.).
- Со смерти автора и с момента первого публичного исполнения песни прошло более 71 года (точнее — 70 лет, считая от 1 января года, следующего за годом смерти автора). Существуют также случаи, когда данный срок продлевается (для авторов участников ВОВ, и репрессированных авторов). Это правило действует, только если автор не запретил исполнение его песни в письменной форме, например, в завещании, что бывает крайне редко.
- Вы «в живую» поёте песню в детском саду, школе, больнице, дет-доме, доме престарелых, или в иной образовательной, медицинской организации, организации социального обслуживания, или учреждении уголовно-исполнительной системы.
Но! Во-первых, при этом Вы должны иметь непосредственное отношение к деятельности данной организации. То есть, быть учителем или учеником этой школы, врачом или пациентом этой больницы, и т.п. Во-вторых, исполнение песни не должно предусматривать коммерческих целей.
Также это исключение не относится к премьерам песни – в данном случае речь идёт только о песнях, которые уже исполнялись (были обнародованы) ранее. - Вы исполняете песню во время официальной или религиозной церемонии, либо похорон. Здесь также действует правило, что песня не должна быть новой. Кроме того, песня может исполняться только в объёме, оправданном характером такой церемонии.
- Вы поёте отрывок песни в качестве примера к какому-то рассказу в рамках образовательной теле- или радио-передачи. Например, в передаче о том, как нужно развивать голос. Этим исключением не стоит злоупотреблять. Закон позволяет исполнить песню только в необходимом объёме, оправданном учебной целью передачи. Здесь также речь идёт об уже исполненных ранее песнях.
Интересно также, что без разрешения автора песни Вы можете создать и исполнять пародию. Полагаю, что авторы переделок и пародий могут ликовать! Однако, злоупотреблять не стоит. Граница между переделкой и искажением произведения очень зыбкая!
Есть также и другие случаи, когда Вы можете законно петь песню без разрешения автора. Но они встречаются крайне редко. Поэтому я не стал их сюда переписывать. Если у Вас очень сложный случай, почитайте статьи ГК РФ (начиная со статьи 1271), либо обратитесь к юристу.
припев
- припев
-
(2 м); мн. припе/вы, Р. припе/вов
Орфографический словарь русского языка.
2006.
Синонимы:
Смотреть что такое «припев» в других словарях:
-
припев — аллилуия, рефрен Словарь русских синонимов. припев рефрен Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
-
ПРИПЕВ — часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне хором после сольного запева; обычно припев поется на один и тот же текст … Большой Энциклопедический словарь
-
припев — ПРИПЕВ, рефрен … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
-
ПРИПЕВ — ПРИПЕВ, припева, муж. Хоровой аккомпанемент к песне; слова, повторяемые после каждого куплета песни. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
ПРИПЕВ — ПРИПЕВ, а, муж. Часть песни, повторяемая после каждого её куплета. Весёлый п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
Припев — вторая часть куплетной песни типа запев припев . В отличие от запева, текст к рого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. припев; возможно исполнение запева и… … Музыкальная энциклопедия
-
Припев — 1. Стих Священного Писания, полагаемый Уставом перед стихирами; перед одними стихирами – это стихи из псалма «Хвалите Господа» (точнее, Пс. 148, 149, 150), перед другими – из псалма «Господи, воззвах» (точнее, Пс. 140, 141, 129, 116), пред… … Православие. Словарь-справочник
-
припев — а; м. Часть песни, повторяющаяся после каждого куплета; рефрен. Весёлый п. Мелодия припева. Петь хором п. Запомнил только п. Повторять п. Песня с припевом. * * * припев часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в том числе в хоровой… … Энциклопедический словарь
-
Припев — часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева … Большая советская энциклопедия
-
Припев, или рефрен — (франц. refrain) часть песни, нередко обособленная по смыслу и по ритму, исполняемая хором или в одиночку, перемежая песню (в особенности при строфическом ее строении) или повторяясь в конце ее. В трудовых песнях П. первоначально лишь односложное … Литературная энциклопедия
-
Припев — партия хора при исполнении песни. Как поэтическая форма, П. встречается всюду и есть остаток древнего антифонно хорического исполнения песен (см. Песня). Мы встречаем его не только в поэзии светской, но и в церковной, куда он проник, очевидно, из … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона