Примеры пресс-релиза. Как написать цепляющий пресс-релиз
Каким должен быть хороший пресс-релиз? Как написать его так, чтобы он не полетел в мусорную корзину, чтобы журналист прочитал его и взял в работу. Pressfeed разобрал цели, структуру, правила написания и конкретные примеры.
Что такое пресс-релиз?
С понятием пресс-релиза стоит определиться еще на берегу, дабы избежать возможных неточностей, ошибок и заблуждений. Пресс-релиз — это информационное сообщение для прессы, в котором есть новость, официальная позиция по какому-то вопросу, ответная реакция на определенный информационный повод, анонс какого-то события.
Нужно четко понимать, что пресс-релиз — это в первую очередь новость, поэтому он должен отвечать четким критериям:
- новизна;
- актуальность;
- информативность.
Если вы хотите, чтобы материал напечатали в целевых СМИ, важно, чтобы информация, в нем отраженная, была прежде всего интересной, в этом случае шансы на успех значительно возрастают. Не стоит забывать и о золотом правиле: в одном пресс-релизе должна быть одна новость. Рассказывать обо всем и сразу не стоит, это будет запутывать, отвлекать адресата и, в итоге, может негативно сказаться на общем впечатлении от материала.
Готовый пресс-релиз можно разместить здесь. Если он попадает в повестку — СМИ берут его в публикации.
Не стоит пренебрегать и возможностью снабдить пресс-релиз комментариями руководителя компании , авторитетных в своей теме экспертов. Хорошо, если в тексте будет статистика и уникальные факты. Не забывайте про то, что текст должен быть тематически и профессионально ориентирован и интересен аудитории того издания, в которое он отправляется.
Итак, примером хорошего пресс-релиза будет текст с актуальной новостью, наполненный информативным содержанием и без воды.
Структура пресс-релиза
Задаваясь вопросом о том, как написать пресс-релиз, нужно в первую очередь подумать о его структуре. Внутреннее строение пресс-релиза похоже на дом. И фундаментом для него служит краткий, четкий и одновременно яркий, интригующий заголовок.
Заголовок
Не используйте скучный или малоинформативный заголовок. Заголовок – это основная часть вашего пресс-релиза, его «визитная карточка», он должен быть коротким и интересным.
Заголовок должен содержать в себе новость (информационный повод), упоминать название компании (имя бренда) или события, о котором пойдет речь в тексте и отвечать на вопрос: что? Помните о том, что заголовок, это одна из главных составляющих текста, яркий маркер, который выделяет его среди множества других, и именно от него зависит, будут ли вообще читать вашу новость.
Некоторые придумывают заголовок до написания самого текста, другие возвращаются к этому пункту в конце, универсального совета в таком вопросе быть не может, поскольку подход у всех разный, важно одно — заинтересовать читателя.
Лид
Конкурировать по степени значимости с заголовком может только лид, его задача рассказать: когда и где что-то произойдет или уже произошло. Лид в пресс-релизе — это информационная основа всего текста, он призван моментально привлечь внимание к основной части материала и дополнить идею заголовка. Лаконичность — главная черта лида. Достаточно 2-3 предложений, которые дадут читателю ответы на вопросы: когда, где, как и зачем.
Пример удачных заголовка и лида в пресс-релизе
Заголовок: Теперь в Москве наливают бесплатно!
Лид: Приложение iDrink: за 390 рублей в месяц можно каждый день получать бесплатные кофе, вино, коктейли в 200+ ресторанов и кафе Москвы. Ежемесячная выгода при частом использовании iDrink превышает 10-15 тыс. рублей.
Источник: пресс-релиз компании «Айдринк».
Тело текста
Тело пресс-релиза или его основная часть должно стать логическим продолжением лида и раскрыть все подробности инфоповода. Здесь уже могут быть выдержки из исследований, факты, цифры, статистика, аргументы, цитаты экспертов, руководителя.
Уделите особое внимание первому абзацу, сделайте его максимально информативным, ведь не секрет, что внимание читателя от абзаца к абзацу рассеивается, поэтому не стоит списывать «вступление» со счетов.
Помните, вы должны рассказать историю. Конечно, это не художественный текст и требования к лаконичности (пресс-релиз должен быть объемом не более 2 тыс. знаков) не очень-то располагают к сторителлингу, но люди всегда охотнее будут обмениваться историей, а не сухими фактами, поэтому стоит найти определенный баланс в этом вопросе и сделать новость интересной.
Реклама больше не приводит целевую аудиторию?
Расскажите бесплатно о своем продукте в СМИ
Как это работает
При этом не пишите художественный текст. Пресс-релиз – это не та вещь, где нужно упражняться в творчестве. Релиз – это сообщение СМИ. Поэтому никому не нужны «языковые навороты» в вашем тексте.
Когда пресс-релиз будет готов, дайте ему некоторое время «полежать». Затем прочитайте его вслух, желательно несколько раз, это поможет убрать лишнее, скорректировать текст и сделать его более информативным и лаконичным.
Пример пресс-релиза
Заголовок
6 причин начать использовать виртуальный тур 360° при просмотре недвижимости
Лид
Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.
Тело текста (первый абзац)
Аренда и покупка жилья в интернете уже давно перестали быть сценариями из научно-фантастических фильмов. Более того, сегодня при подборе объекта недвижимости стало необязательным даже приезжать на осмотр — новейшие достижения человечества в области использования виртуальной реальности (VR) позволяют «прогуляться» по будущей квартире, не выходя из дома или офиса. Портал недвижимости Mesto.ua представляет новейший сервис «Виртуальный тур 360°» и приводит шесть веских аргументов для риелторов использовать его при показе объектов клиентам.
Источник: пресс-релиз портала Mesto.ua.
Далее в пресс-релизе рассказывается, что такое виртуальный тур 360°, как с его помощью повысить свою конверсию, про мобильность сервиса, экономию времени, преимущества визуализации объекта и т. д. То есть полностью раскрывается содержание заголовка и лида. Причем текст разделен на главки, что очень удобно для восприятия.
Что еще нужно знать о подготовке и рассылке пресс-релизов
- Избегайте сложно читаемых предложений с деепричастными и причастными оборотами, витиеватых фраз, специальной лексики, аббревиатур, кроме общеизвестных. Пишите понятным и живым языком.
- Избегайте оценочных суждений.
- Старайтесь не употреблять слов-связок, которые воспринимаются, как канцелярит: «вследствие чего», «таким образом», «впоследствии».
- Проверяйте орфографию и пунктуацию.
- Старайтесь уместить пресс-релиз на одной, максимум на двух страницах.
- Сделайте краткий анонс пресс-релиза и поместите его в тело письма, это повысит шансы на прочтение его журналистом. Находясь в цейтноте, зачастую просто некогда открыть файл с пресс-релизом, поэтому важно уловить суть моментально, из самого тела письма.
- Формулируйте тему письма кратко.
- Заранее создайте шаблон пресс-релиза со своими контактами:
Шапка. Вся информация о компании, название, логотип, адрес, номера телефонов, указание на распространителя пресс-релиза в случае, если компания прибегает к услугам пиар-агенства.
Информация о контактных лицах. Фамилия, имя, отчество, номер телефона, адрес электронной почты и персонального сайта, если таковой имеется. Дополнительно можно указать время, в которое лучше связываться по тем или иным вопросам.
Выходные данные пресс-релиза: место, время события.
В качестве бонуса
Релиз готов и вышколен. Осталось понять как быстро выйти на редакции российских топовых и отраслевых СМИ — Forbes, Коммерсант, Аргументы и факты и другие, — и при этом не спамить на имейлы редакции, вызывая отторжение. Делается это самостоятельно и бесплатно с помощью платформы Pressfeed.
Работает так: после регистрации вы попадете на ленту запросов, где журналисты из различных медиа, включая телеканалы и радио, запрашивают материалы для своих статей по различным темам. Часто требуются эксперты для интервью, авторы статей и колумнисты.
Нашли запрос по своей теме, отвечаете журналисту. Не имеет значения являетесь ли вы представителем крупной компании или частным лицом, главное — располагать информацией по теме запроса.
А теперь вишенка — платить за публикации в СМИ не нужно! Это взаимовыгодное сотрудничество — журналисты получают экспертные мнения, а эксперты — бесплатный пиар в целевых СМИ и увеличение трафика потенциальных клиентов.
Как сделать правильный пресс-релиз
Содержание
Чтобы получить эффективное освещение в СМИ, необходимо уметь составлять грамотные пресс-релизы. Но в какие сроки они должны вписываться и какую информацию следует туда включать?
Есть несколько чётких правил написания пресс-релизов, охватывающих все сферы — от подачи до структуры. Именно о них пойдёт речь в данной статье.
Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch
Узнать подробнее
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз — информационное сообщение, предназначенное для прессы. Оно содержит официальную позицию компании по какому-либо вопросу, анонсирует событие или высказывает реакцию на происходящие события. Чаще всего пресс-релизы выпускают в связи с:
- Выходом новой продукции. Вспомните, какую рекламу проводит Apple перед выходом нового айфона. В новостях уже за несколько недель появляются тексты пресс-релизов.
- Мероприятием. Любое значимое и интересное аудитории событие — конкурс, акции в честь праздников можно оформить в пресс-релиз.
В основе любого пресс-релиза лежит новость, а потому он обязательно характеризуется:
- новизной;
- актуальностью;
- информативностью.
В сообщении не должно быть больше одной новости. Смешивание нескольких событий может расставить неверные акценты и запутать аудиторию.
Виды пресс-релизов
Пресс-релизы бывают нескольких видов, в зависимости от целей публикации:
- Информационный. Цель такого сообщения — рассказ о компании, услуге, продукте. В тексте говорится об изменениях, выходе на новый уровень. Информационный материал обязательно содержит сведения о промежуточных этапах работы.
- Анонсирующий. Сообщение рассказывает о грядущем событии. Такой пресс-релиз обычно содержит приглашение на мероприятие. В тексте есть план, идея и цели будущего события.
- Новостной. Рассказывает о прошедших событиях. Пресс-релиз насыщен подробностями: имена участников, ход мероприятия, результаты. Другое название такого типа пресс-релиза — итоговый.
Для качественной рекламы нужно правильно подобрать тип пресс-релиза, учитывая его особенности и маркетинговую стратегию компании.
Структура пресс-релиза
Некоторые утверждают, что пресс-релизы более не актуальны. Говорят, это скучный формат, нацеленный на нерелевантную аудиторию. Но, прежде чем развеять некоторые мифы, начнём с определения того, что такое пресс-релиз и для чего он на самом деле нужен.
Основная идея пресс-релиза — коммуникация. Неважно, оформлен он в виде колонки в газете или на сайте, интервью или видеоролика. Главное — эффективность. Основная цель пресс-релиза — получить освещение и быть замеченным целевой аудиторией.
Чтобы иметь возможность написать эффективный пресс-релиз, необходимо сначала понять его структуру:
Заголовок
Прежде всего, пресс-релиз должен иметь привлекательный заголовок. Это первое, что люди прочтут, и на основании этого примут решение, хотят ли они прочитать всё целиком или нет.
Постарайтесь сделать заголовок коротким — так он легче будет читаться и выглядеть привлекательно. До тех пор, пока его длина не превышает 110 символов, им могут поделиться в твиттере. Придумайте свежий интересный заголовок — процесс принятия решения занимает около 3 секунд, поэтому важно успеть привлечь внимание зрителей.
Лид
Вторая самая важная часть вашего пресс-релиза — это лид, краткое вступление к основному тексту, подводка.
Именно здесь нетерпеливые найдут ответы на самые важные вопросы. В своей подводке ответьте на вопросы 5W:
- О чем новость?
- Кто действующие лица?
- Когда это произошло?
- Где это произошло?
- Почему это так важно?
Ваш лид должен быть достаточно длинным, чтобы охватить основные моменты, но достаточно коротким, чтобы сохранить интерес аудитории. Не тратьте время читателя — вы должны разжечь его любопытство, а не давать все детали сразу.
Источник
Если пресс-релиз берёт за основу внешние источники, обязательно приведите ссылки. Таким образом, он станет более достоверным в глазах аудитории. Крайне важно убедиться, что все источники оперируют реальными фактами, а не фейками.
Детали
Раскройте важные детали — основную информацию, которая подтверждает, что пресс-релиз заслуживает публикации. Не нужно писать роман — просто дайте краткие вводные, чтобы репортерам захотелось создать на их основе качественный интересный материал.
Цитаты
Цитаты нравятся людям. Они всегда привносят в текст альтернативный взгляд и делают его более разнообразным. Цитаты сделают выпуск интересным, а структуру более комфортной для восприятия.
Дополнительные данные
Если есть что добавить, лучше это сделать, но не стоит переусердствовать. Иногда меньше — значит лучше, и это полностью актуально для пресс-релизов.
Контактная информация
Добавьте свои контактные данные, чтобы журналисты, получившие пресс-релиз, знали, как с вами связаться. Это важно, так как у вас могут взять интервью или задать дополнительные вопросы. Если элементарно не представиться, шансы на публикацию невелики.
На каких аспектах сосредоточиться и на кого ориентироваться
Прежде чем приступить к написанию пресс-релиза, самое важное, о чем следует подумать — это целевая аудитория. Помните, что угол освещения события, который заинтересует читателей специализированного издания и местной газеты, сильно отличается. Лучше готовить разные версии пресс-релиза для разных целевых аудиторий.
Журналисты и лица, принимающие решения, ищут в истории ключевые элементы. Необходимо точно понимать тематику издания и общий тон материалов, иначе у вашего релиза велик риск попасть в мусорную корзину.
Как написать пресс-релиз
В первую очередь определите цель сообщения. Новость нужно подавать кратко, понятно и в то же время интересно. Поэтому объем пресс-релиза не должен занимать больше 2500 знаков без пробелов — примерно полторы страницы формата А4. Но лучше уложиться в одну страницу.
Каждое сообщение имеет заголовок, отражающий суть текста. По его названию должно быть понятно, о каком событии идет речь. Читателю сложно воспринимать несколько мыслей в одном предложении. По этой же причине абзацы должны состоять не более чем из 6 предложений, чтобы текст не выглядел «простыней».
Есть несколько правил по написанию успешного пресс-релиза:
- Не усложняйте текст предложениями с деепричастными и причастными оборотами. Пишите простым, понятным, но при этом живым языком.
- Избегайте профессионализмов, канцеляризмов, жаргонной и разговорной речи.
- Исключайте оценочные суждения. Используйте вместо них факты и цифры.
- Подкрепляйте историю аргументами, избегайте неопределенных формулировок.
- Вместо местоимений используйте название организации.
- Вставляйте в пресс-релизы ключевые слова, важные для ваших покупателей.
- Размещайте в релизе гиперссылки на основные страницы вашего сайта.
Оформлять пресс-релиз лучше минималистично — без смайликов и нестандартных шрифтов. Чтобы дополнить текстовую информацию, используйте графические баннеры.
Чек-лист: идеальный пресс-релиз
Дважды проверьте содержание и структуру пресс-релиза, прежде чем его отправить. Удостоверьтесь, что он отвечает следующим критериям:
- Содержит все вышеперечисленные элементы.
- Достоин отдельной новости.
- Объём 200-400 слов.
- Цепляющий заголовок.
- Объективный, не рекламный.
Если соблюдены все эти простые условия, есть большие шансы, что пресс-релиз пройдёт во многие медиа. Только внимательно отнеситесь к выбору ресурсов и отправьте заготовку в правильный момент.
Примеры лучших пресс-релизов
Рассмотрим способы создания пресс-релизов на примере самых удачных.
В тексте есть все, что нужно успешному пресс-релизу:
- привлекательный заголовок с упоминанием бренда;
- актуальный инфоповод;
- правильная структура с делением на абзацы;
- экспертное мнение;
- упоминание бренда в заголовке;
- актуальный и цепляющий новостной повод.
Пресс-релиз максимально информативный, без «воды» и оценочных суждений.
В этом примере пресс-релиза заголовок сразу привлекает внимание за счет актуальности темы. В лиде и основной части раскрыты детали новости: описание функций новой платформы, ее преимущества перед Zoom. Важно, что здесь есть экспертное мнение — цитата автора проекта.
На изображении пресс-релиз строительной компании. Его тоже отличает цепляющий заголовок, который сообщает новость. Несмотря на то, что в заголовке нет названия бренда, релиз выигрывает за счет актуального информационного повода. Причем, компания сама его создала, ведь никаких событий или мероприятий не происходило. Строго соблюдая структуру (лид, основная часть с подробностями, экспертное мнение), компания аккуратно и ненавязчиво вплела в текст ссылки на свой сайт и предложение для потенциальных покупателей.
Статья про «Одноклассники» — пример эффективного пиара с помощью пресс-релиза. Компания рассказывает о новых функциях, которые будут удобны пользователю. В тексте видно, что авторы знают потребности и «боли» своей аудитории. Они делают упор на техническую часть и пользу для потребителя, упоминая бренд.
Заключение
Пресс-релизы — эффективный элемент рекламной кампании. Публикации в СМИ помогают повысить узнаваемость бренда, расширяют клиентскую базу и привлекают новых партнеров. Правильное сообщение будет в меру сдержанным, с ненавязчивым рекламным посылом. С помощью такого формата можно не только анонсировать событие в прессе, но и рассказать о компании читателям — потенциальной аудитории бренда.
Сквозная аналитика Calltouch
- Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
- Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции
Узнать подробнее
Раньше пресс-релиз писался сугубо журналистами и сугубо для редакторов печатных изданий. Теперь же этот тип текстов – гораздо более распространенное явление. Пресс-релизы публикуют на разных онлайн-площадках, они стали нужны в первую очередь читателям. Поэтому и писать их нужно, исходя из интересов простых людей.
Написать хороший пресс-релиз способен не только профессионал. Это подвластно любому человеку, который обладает достаточной грамотностью, а также понимает структуру и нюансы данного жанра. И вы тоже сможете, вне зависимости от того, в какой сфере работаете – SMM, контент-маркетинг, менеджмент, предпринимательство. Единственное, что вам нужно – освоить азы и много практиковаться.
Реклама: 2VtzquY3wEz
Читайте также: ТОП-10 курсов для копирайтеров
Что такое пресс-релиз, из чего состоит и зачем нужен
По сути, пресс-релиз – анонс того или иного события/мероприятия. Его используют в самых разных случаях. Перечислим наиболее типичные из них.
1. Выход новой продукции. Обратите внимание на то, что происходит, когда в продажу запускается очередная модель «Айфона». Сеть уже за несколько недель до дня «икс» буквально кишит оповещениями. Менее крупные бренды точно так же объявляют о поступлении, правда, это не настолько заметно.
2. Мероприятие. Если у вас намечается конкурс, акция, фуршет в честь профессионального праздника и прочее, что необходимо донести до сведения широкой публики, это можно оформить в виде пресс-релиза. Также обратите внимание на то, что инфоповод должен быть действительно значимым и интересным.
3. Крупный материал. Если у вас планируется серия статей по какой-нибудь важной теме, либо единичное освещение сенсации, не будет лишним сделать анонс. За примерами далеко ходить не надо – ток-шоу, часто делают пресс-релизы, прежде чем пустить в эфир очередной выпуск.
Примеры пресс-релизов
Перед тем, как писать, включите воображение. Поставьте себя на место рядового читателя и подумайте, действительно ли то, о чем вы хотите сказать, будет ему интересно. Если ответ утвердительный, значит, вы на верном пути.
Вот пример пресс-релиза мероприятия, на которых наверняка был хороший отклик. Внимательно ознакомьтесь с ними, прежде чем мы пойдем дальше.
Как видите, здесь все написано кратко и по делу. Не нужно извращаться в словоформах или придумывать оригинальную концепцию. Достаточно преподнести нужную информацию так, чтобы это было понятно.
А это пресс-релиз новости Одноклассников.
Этот пример гораздо лучше первого. Знаете почему? В предыдущем пресс-релизе автор пытался сообщить читателям несколько фактов, ни больше, ни меньше. А здесь в текст были добавлены тизерные элементы и прямое обращение к людям. Это довольно важно, так как публика хорошо реагирует, когда с ней разговаривают.
Рассмотрим ещё один образец – пример пресс-релиза фильма.
В этот раз попробуйте сами проанализировать текст релиза. Что здесь хороши и что плохо. Как можно было сделать лучше.
Статья в тему: Как написать статью
Как написать пресс-релиз для СМИ: готовая структура
Пресс-релиз состоит из трех элементов: заголовка, лида и основной части. Ничего больше придумывать не надо. Знание того, как правильно сформулировать каждый из них, поможет вам делать крепкие тексты, благодаря которым вы будете успешно продвигать свою продукцию, либо же зарабатывать как самостоятельный автор.
Заголовок
Он должен быть интересным, запоминающимся и моментально привлекающим внимание. От названия зависит, будут ли ваш пресс-релиз вообще читать. Существует множество приемов, как вызвать любопытство у публики с первой строчки. Можно использовать цифры («Компания Apple выпускает iPhone с 5 новыми функциями»), обыгрывать меметичные фразы, которые у всех на слуху («Лучшее враг хорошего: курс семинаров по борьбе с перфекционизмом начинается с 23 мая»), указывать на выгоду («Купите 2 упаковки сока и получите третью в подарок!») и т. д.
Лид
Это – первый абзац повествования. В него необходимо вместить все самое лучшее, что у вас есть. Публика должна понять, что не зря потратит время на ваш текст, поэтому делайте упор на то, что интересно ей, а не вам.
Основная часть или «тело» пресс-релиза
Здесь нужно передать суть предстоящего события. Делайте это максимально просто и доходчиво. Не лейте воду, не используйте канцеляризмы, не злоупотребляйте сложной терминологией. Помните, что те, кто будет это читать – простые люди, даже если они работают директорами, редакторами или менеджерами.
Хоть пресс-релиз и отличается от продающего текста, приемы в них практически одни и те же. Выгоды, результаты, факты. Давайте читателям ту информацию, которая им нужна – и вы получите отдачу в сто раз больше.
Кому и как отправлять пресс-релизы
Пресс-релизы нужны для размещения в СМИ. Соответственно, чтобы разместить свой пресс-релиз, зайдите на сайт нужного издания и найдите контактную информацию редакции.
Обратите внимание, что к этому моменту у вас должен быть готовый к размещению материал.
Не отправляйте пустое сообщение с документом. Обязательно составьте сопроводительное письмо. В нем укажите свои цели и опишите продукт, который вы хотите продвинуть с помощью пресс-релиза. Если вы все сделаете правильно, обязательно найдется издание, которое вас опубликует.
Заключение
Умение правильно составить и написать пресс-релиз полезно не только профессиональным авторам, но и обычным людям. Особенно тем, кто так или иначе связан с бизнесом. Кто знает, когда в следующий раз вам придётся написать новость о новом продукте? А теперь представьте, сколько денег вы сможете сэкономить на копирайтерских услугах.
Надеемся, наша статья даст вам хороший толчок. Все остальное – практика, практика и ещё раз практика. Даже если с первого раза у вас получится слабый текст, не отчаивайтесь. Со временем ваши работы будут лучше и эффективнее.
Полезные ссылки:
- Как составить коммерческое предложение
- Оформление портфолио копирайтера
- Как написать заключение статьи
Рано или поздно любой копирайтер сталкивается с задачей написать пресс-релиз. И главная проблема, которая встает чаще всего, – как правильно его написать, если заказчик не дал достаточно информации. Что ж, в написании пресс-релиза, и правда, есть масса нюансов, поскольку этот вид текстов за свою историю претерпел множество изменений и требования к его написанию существенно исказились, равно как и значение понятия «копирайтинг». Впрочем, не все так сложно как кажется на первый взгляд. Устраивайтесь поудобнее, сегодня мы распутываем клубок связей с общественностью и разбираем, как написать пресс-релиз, от которого будет реальный толк.
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз – это информационное сообщение, освещающее тот или иной повод. Как правило, это сообщение пишется для журналистов или редакторов периодических изданий и не носит рекламный характер. Очень часто заказчик просит: напишите мне рекламный пресс-релиз. Если исходить из определения, то это нонсенс.
Для кого пишется пресс-релиз
Исторически сложилось, что пресс-релизы должны были писаться для журналистов печатных изданий – газет и журналов. Это было особенно актуально лет двадцать назад, когда пресса в буквальном смысле правила миром. Сейчас же влияние печатных СМИ существенно уменьшилось, и если раньше PR менеджеры из кожи вон лезли, чтобы зацепить пресс-релизом журналистов, то с развитием информационных технологий и тотальной глобализацией это стало никому не нужным, бесполезным занятием. Теперь пресс-релизы пишутся непосредственно для целевой аудитории и в умелых руках являются очень мощным оружием покорения широких масс.
Структура пресс-релиза
Любой пресс-релиз состоит как минимум из трех основных частей:
- Цепляющий заголовок
- Лид
- Тело пресс-релиза
Рассмотрим их более подробно:
1. Заголовок
Одна из самых важных составных частей пресс-релиза – заголовок. Именно по нему журналисты (изначально) и целевая аудитория (в наши дни) определяют, стоит ли уделять внимание основному тексту. Хороший заголовок – это более 90% успеха пресс-релиза. Одна из грубейших ошибок всех начинающих копирайтеров – игнорирование заголовка или создание его банальным и скучным.
О том, как написать классный заголовок, Вы может прочитать в статье «10 приемов создания эффектных цепляющих заголовков».
2. Лид
Лид – это первый абзац. Информационная основа всего текста. Сразу стоит отметить, что пресс-релиз пишется по принципу «перевернутой пирамиды». В лиде содержится вся основаня информация, которая впоследствии раскрывается в основном тексте.
3. Тело пресс-релиза
Тело пресс-релиза является логическим продолжением лида и раскрывает подробности информационного повода, которому посвящен пресс-релиз. Как правило, в теле содержатся факты, цитаты и описания.
Например, если пресс-релиз посвящен выпуску новой линейки промышленных роботов, то в теле будут в обязательном порядке описаны преимущества новой линейки перед аналогами, выгоды для потребителей и перспективы, которые эта линейка открывает в промышленности.
Особенности современных пресс-релизов
При написании пресс-релиза для СМИ можно давать информацию как угодно (сухо, сжато, официально и т.д.), полагаясь на то, что журналисты сами сделают тексты для своих изданий интересными и читаемыми. Однако теперь, когда пресс-релизы пишутся для потребителей, такой подход показал очень низкую эффективность. Объясняется это просто: каждый день в интернете и без того появляется масса информации. У людей просто нет времени на очередное скучное чтиво.
Секрет написания убойного пресс-релиза
На самом деле, «секрет» – это очень громко сказано. Просто для того, чтобы пресс-релиз возымел должный эффект, нужно писать его не по правилам и канонам классического подхода двадцатилетней давности, а как продающий текст, который делает акцент на проблеме и предлагает ее решение целевой аудитории.
Основное различие состоит только в том, что структура может не в полной мере соответствовать модели AIDA, но, тем не менее, цеплять внимание читателя и вызывать у него живой интерес. Главное правило в этом случае сохраняется: классный заголовок – 90% успеха.
Пример пресс-релиза
Предположим, есть некая вымышленная компания, например, Shard-Toys, которая выпустила на рынок новую игрушку – робота «Мимик», который умеет обучаться и подстраиваться под характер и темперамент ребенка, становясь для него лучшим другом.
С одной стороны, можно было бы просто выложить голые факты, но это неинтересно. Вместо этого пресс-релиз можно красиво обыграть. При этом не стоит забывать, для кого Вы пишете. Если это розничные торговцы, то акцент будет на одних ценностях, а если родители – то на совершенно других.
Вот, например, как может выглядеть пресс-релиз для родителей:
НОВИНКА! Идеальный друг ребенка с совместимостью 99,9%
Практика показывает, что в 40% случаев ребенку трудно угодить с игрушкой, поскольку каждый ребенок имеет уникальное сочетание характера и темперамента. Однако компании Shard-Toys удалось разработать новый формат интеллектуальных игрушек, которые имеют успех у 99,9% детей, вне зависимости от пола, национальности и вероисповедания.
Все дело в том, что большинство родителей покупает игрушки, примеряя их «под себя» или руководствуясь общепринятыми стереотипами: мальчику – машинка, девочке – кукла, при этом совершенно не учитывая, чего хочет сам ребенок.
Инновационная разработка от компании Shard-Toys – робот «Мимик», который с точностью до десятых долей процента анализирует характер и темперамент ребенка, и реагирует на его воздействие самым оптимальным образом, приносящим максимальные положительные эмоции. Кроме того, этот робот обладает встроенной интеллектуальной системой, которая способна обучаться. Таким образом, робот развивается совместно с ребенком и остается его лучшим другом на протяжении долгих лет.
Более того, робот «Мимик» постоянно отслеживает пульс ребенка, его температуру и прочие биологические параметры, и в случае их изменения подает сигнал родителям на сотовый телефон, становясь не только игрушкой, но и переносной диагностической системой, гарантируя родителям дополнительную степень защиты их малыша.
Вот как прокомментировал выпуск новой игрушки директор концерна Shard-Toys, Даниил Шардаков:
Кредо нашей компании – не только приносить детям радость, но и способствовать их развитию самым эффективным образом. Современные ритмы жизни делают многих родителей занятыми, ограничивая их общение с детьми. Конечно, ничто не может заменить родительское внимание, но многие вещи дети узнают посредством игр, и наша цель – сделать эти игры максимально результативными, чтобы они не заменяли внимание родителей, а дополняли его, позволяя ребенку развиваться и делая его счастливым. Робот «Мимик» — еще один шаг в этом направлении.
«Мимики» по специальным акционным предложениям доступны в фирменных магазинах концерна Shard-Toys.
Если Вы распространяете Ваш пресс-релиз в Сети и имеете возможность вставить гиперссылку на промо-материалы, то это позволит повысить эффективность Вашей работы в разы.
Главное – помнить, что любой пресс-релиз – это не только способ заявить о чем-то, но и действенное средство отстройки от конкурентов, которым можно и нужно пользоваться.
Пресс-релизы — это своего рода классика в мире разнообразных инструментов для коммуникации PR-специалистов с журналистами. Они были, есть и будут одним из самых эффективных способов донесения информации до медиа. Но судьба множества пресс-релизов печальна — письма нередко попадают в спам, минуя «входящие» журналиста. Таковы особенности массовых рассылок. В статье рассказываем о простых правилах написания и отправки качественных пресс-релизов в СМИ, которые вдохнут в них вторую жизнь.
Как написать пресс-релиз для СМИ
Пресс-релизы являются основным инструментом взаимодействия компаний со СМИ. Но мало выбрать новость, гораздо важнее — суметь грамотно ее подать (с учетом выбора темы) и написать действительно цепляющий пресс-релиз — такой, чтобы его хотелось прочитать от начала и до конца.
Чек-лист факторов читабельности: есть ли новость?
Для начала стоит определиться, является ли ваш инфоповод новостью. Новость для журналистов — это информация, которая меняет представление человека о каком-либо факте и процессе.
Хокан Хвитфельдт (из книги Э. Фихтелиуса «НОВОСТИ. Сложное искусство работы с информацией») выделяет следующие факторы новости:
- Традиционный предмет обсуждения;
- Близость к месту событий;
- Сенсационный или неожиданный характер;
- Участие частных лиц или звёзд;
- Доступность содержания для аудитории;
- Значимость;
- Отрицательный оттенок.
Проверьте, соответствует ли ваша новость этим факторам? Если да, то двигаемся дальше.
Визуальная составляющая
Помните, что все любят инфографику? Это доказано многими исследованиями. Инфографика всегда делает текст более ярким и цепляющим, особенно если представлено большое количество статистических данных.
Современные смартфоны позволяют сделать хорошие фотографии даже в полевых условиях, равно как и записать нормальное видео (если важен звук, качество — это решается простой петличкой). И постарайтесь, чтобы человек не заснул, пока смотрит ваше видео.
Если нет подходящей картинки, то можно воспользоваться и другими методами. Например, если вы отправляете пресс-релиз в экономическое издание, то обязательно добавьте цифры с помощью простых графиков в таблице Excel — так пресс-релиз будет выглядеть нагляднее и интереснее. >
Критерии описания события
Важно помнить, что в пресс-релизах нет единого правила описания произошедшего. Главное — менять описание в зависимости от события. Это лучше всего проиллюстрировать примерами:
Представим, что произошло ЧП. Тогда наше описание должно строиться следующим образом: пострадали ли люди? (в первую очередь) -> как это повлияет на жизнь людей и производство? -> каковы причины? -> какие сроки ликвидации последствий? -> что компания предпримет, чтобы ликвидировать последствия и избежать такого в будущем?
>А теперь посмотрим на примере собрания акционеров. Здесь важно подсветить состав участников, его цель, принятые решения и их влияние на будущее. >
Структура пресс-релиза
Структура пресс-релиза проста и давно известна всем — это перевернутая пирамида. Вот основные требования (кстати, журналисты за этим очень следят):
- Новостной повод — в начале;
- Правило 5W: Что?/Где?/Когда?/Кто?/ Почему?
- Стиль — информативный, без канцелярита.
- Текст должен быть простым и кратким, разбитым на абзацы;
- При использовании цифр добавляем наглядное сравнение (стало/было).
Проверяем все данные
Здесь важно не ошибиться, иначе через пару минут после публикации наши цитаты будут красоваться в каком-нибудь “Беспощадном пиарщике” (а негативный PR, конечно, тоже PR, но не всегда хороший). Поэтому на данном этапе стоит перепроверить все факты, цитаты и цифры. Также проанализируйте аудиторию и подумайте, какая новость может быть важна для нее.
Кому и как отправлять пресс-релизы
Не забываем, что под разные СМИ нужны разные пресс-релизы: адаптируйте тексты и инфоповоды под тематику выбранных вами медиа.
Например, деловым СМИ интересна компания с точки зрения фактов, цифр и значения события.
«Челябинск, Россия – 30 июня 2020 г. – ПАО «Мечел» <…> сообщает о завершении заводом «Мечел-Кокс» очередного этапа экологической модернизации производства. Проведена реконструкция <…>, что позволит сократить выбросы загрязняющих веществ. Инвестиции в проект составили 218 млн рублей.
А общественным СМИ интересен человек. Здесь необходима оценка, как то или иное событие влияет на «простого» человека, чем оно ему может помочь.
«Многие центры и отделения переливания крови сообщают о резком снижении количества добровольцев, готовых сдать кровь и ее компоненты. В то же время <…> потребность в донорской крови только возрастает. Мы решили поддержать доноров в этот непростой период и предоставили центрам и отделениям переливания крови промокоды на бесплатную поездку до места донации и обратно». (Ситимобил).
Освежите список журналистов
>Используйте только свежие списки журналистов — так вероятность того, что ваш пресс-релиз попадет в папку “спам”, снижается. Например, в СКАНе можно посмотреть ТОП наиболее значимых СМИ или сделать рейтинг медиа по цитируемости в конкретной отрасли или регионе.
Оформляем письмо
К оформлению пресс-релиза стоит подойти так же ответственно, как и к его написанию. Журналисты любят, когда текст релиза содержится в “теле” письма, а в названии — заголовок. Во вложении можно прикрепить текст или дополнительные материалы.
Оцениваем эффективность
Оценить результаты всех выходов в СМИ и посмотреть, какие пресс-релизы были наиболее востребованы, поможет функция пресс-клиппинга в СКАНе. В ней отображаются все перепечатки (а также перепечатанные фрагменты) и полнота цитирования.
Предлагаем посмотреть, как работает функционал пресс-клиппинга на примере пресс-релиза Сбербанка.
На картинке ниже мы видим, сколько всего вышло публикаций (139) и какая у новости полнота цитирования (29%). Также график демонстрирует, когда пресс-релиз перепечатали больше всего — 10-го и 11-го января.
Ниже представлена “тепловая карта”, которая показывает, какие отрывки перепечатали больше остальных. Ярко-красным выделены фрагменты, которые лучшего всего разошлись в СМИ.
Там же можно посмотреть список СМИ, которые перепечатали пресс-релиз.
Пресс-релизы по-прежнему актуальны, а правильно написанные пресс-релизы являются эффективным способом коммуникации со СМИ. Главное — придерживаться простых правил. А оценить эффективность пресс-релизов поможет СКАН.
Когда я работала в СМИ, нам присылали много пресс-релизов. Некоторые мы забраковывали сразу, некоторые публиковали
платно, а из некоторых получались вполне годные новостные материалы. Расскажу, почему так получалось, как написать
правильный пресс-релиз и какими они бывают.
Что такое пресс-релиз
Пресс-релиз — это небольшая заметка, в которой компания сообщает прессе о событии: проведенном или предстоящем
мероприятии, запуске нового продукта или услуги, кадровых изменениях, простыми словами, это информационное сообщение
для СМИ.
Зачем компании присылают в СМИ релизы?
- Чтобы рассказать о своем бренде, повысить его узнаваемость.
- Проинформировать о важном событии.
- Укрепить репутацию
компании, дать комментарий по ситуации. - Привести трафик на сайт.
- Расширить целевую аудиторию, привлечь новых клиентов и повысить продажи.
Пресс-релиз относится к пиар-активностям. СМИ, медиа и
новостные сайты могут публиковать их за деньги, а могут и бесплатно. Предлагаю рассмотреть именно бесплатный
вариант: зачем тратить деньги компании, если можно постараться заинтересовать журналистов!
Да-да, журналисты и редакторы тут главные действующие лица. Если они забракуют материал — пиши пропало, или
заново переписывать, или оплачивать публикацию. Хороший пресс-релиз должен быть:
- Актуальным. Странно сообщать о событии, которое прошло месяц назад или
состоится через год. - Информативным. Причем событие должно быть релевантно масштабам издания.
Новость об утреннике в детском саду, который провела местная компания, с радостью примет районная газета, но
никак не федеральное СМИ. - Акцентированным на одном событии. Каша из инфоповодов — не лучший
вариант. - Кратким. Стандартной странички А4, или 2000 знаков без пробелов, вполне
достаточно. - Не рекламным. Многие пиарщики этим грешат: нахваливают компанию,
скатываются в откровенную рекламу. Нативнее, нативнее!
Виды пресс-релизов
Они различаются по целям публикации.
Информационный. Пишется, чтобы проинформировать читателей о новостях
компании, запуске нового продукта, расширении или поглощении бренда и т. д.
Анонсирующий. Цель такого релиза — рассказать о предстоящем событии:
пресс-конференции, мероприятии и т.д.
Новостной. Рассказывает об уже прошедших событиях, информирует читателей. По
сути это та же новость — ее готовят пиарщики и предлагают СМИ и новостным сайтам.
Структура пресс-релиза
Во многом похожа на структуру новости и идет от самого важного к самому незначительному. Каждый релиз строится по
универсальному шаблону:
- Заголовок.
- Лид — краткое описание инфоповода.
- Основной текст:
- Как к этому причастна компания — организует, проводит, анонсирует, сообщает.
- Самые важные тезисы, которые зацепят читателя.
- Комментарий представителя компании или героя релиза.
- Блок о компании
- Контакты, ссылки.
Разберем каждый пункт.
Заголовок
Я уже писала, как составить кликабельный заголовок и как не
скатиться в кликбейт. Так вот: заголовок пресс-релиза ничем не отличается от заголовка статьи: чем он будет
ярче, тем больше шансов зацепить журналистов. Выносите в заголовок броские цитаты руководства компании, ставьте
цифры, удивляйте фактами. При этом не забудьте описать сам инфоповод. Очень кратко расскажите, что произошло и какое
отношение к этому имеет бренд.
Просто представьте себе журналиста крупного СМИ: ему приходит несколько десятков пресс-релизов в день. Могу
поспорить, что некоторые письма со скучными заголовками он даже не читает и не открывает, потому что по
опыту знает, что там будет скукота и самореклама. А вот если среди них попадется яркий заголовок —
огонь, буря, безумие! Как минимум такой материал дочитают до конца.
Лид
Или первый абзац текста, 2–3 предложения. Контрольный выстрел нашему уставшему журналисту — заголовок
классный, да еще и лид интересный — ну все, берем!
Есть много советов о том, как написать лид для статьи. Но не будем городить огород: мы говорим все же не об авторской
статье, а о скромном (но достойном!) пресс-релизе. Просто берем основной инфоповод из заголовка и раскрываем его
детальнее: что произошло, когда и где, почему это должно быть важным читателям.
обычная женщина может стать королевой!
Основной текст
Берем все тот же инфоповод и раскрываем его еще детальнее. Заголовок, лид, текст — как матрешки, в которых
текст раскрывается поэтапно, глубже и глубже.
читателям
Вот что можно написать в основном тексте:
- Проблематика. Расскажите, почему ваша новость так важна для мира,
страны, города, конкретного сегмента целевой
аудитории. - Данные исследований, статистика. Такие данные внушают больше доверия
написанному. - Мнения и аргументы. Постарайтесь, чтобы они были хоть немного разными, а
не все наперебой восхваляли компанию и ее услуги. - Польза для читателя. Очень важный пункт: мало кому интересно читать
новость компании, а вот если указать выгоды, дать советы и рекомендации — материал обретет дополнительную
ценность. - Комментарии эксперта со стороны компании. Необязательный пункт, но с
ними материал смотрится живее.
- Визуал: фото и видео по теме, инфографика.
- Ссылки на сайт компании. Далеко не
всегда получится убедить редактора оставить их и сделать кликабельными — это возможно, только если
пресс-релиз платный и о-о-о-чень важный и полезный для редакции. Но попробовать можно: у меня получалось.
Информация о компании
Кратко напишите самое важное о бренде: когда был создан, основные направления развития. Также сюда можно прикрепить
логотип.
Контакты
Напишите их в теле письма и продублируйте в конце документа, чтобы журналисты знали, как вас найти. Укажите не только
телефон и почту, но и рабочие мессенджеры.
Как написать пресс-релиз, чтобы угодить журналистам и читателям
Помните: вы работаете на две аудитории. Сначала надо понравиться журналистам или редакторам: именно от них зависит
судьба публикации. Да и на долгосрочное сотрудничество это влияет.
Если вы несколько раз пришлете хорошие пресс-релизы, которые только чуть обработать и ставить в печать
— к вам будут относиться лояльно. Это как зачетка, на которую сначала работаете вы, а потом она
работает на вас.
Но если и другая ЦА — читатели, под них тоже надо подстроиться. В онлайн-изданиях реакцию читателей отследить
легко: хороший трафик и охваты, положительные комментарии — значит, материал нормальный, будем сотрудничать.
Если публикация не приносит редакции профита — какой в ней смысл?
Дам советы по написанию успешного пресс-релиза:
- Подчеркивайте уникальность. Если вы предлагаете то, чего еще не было или
редко было на российском рынке — поверьте, за это зацепятся. Любому изданию всегда нужны интересные
инфоповоды. - Пишите проще, как можно проще. Иногда пиарщики изъясняются столь высоким
слогом, что непонятно — а что сказать-то хотели? «В настоящее время деятельность нашей компании
тесным образом связана с индустрией необходимых для жизнеобеспечения и поддержания здоровья компонентов»
— что, простите? Может, имелось в виду — в 2022 году мы начали поставлять лекарства? - Уберите штампы и канцелярит. «В нашей динамично развивающейся
компании гибкая система скидок и индивидуальный подход к каждому клиенту, особенно это стало актуальным в наше
непростое время» — на этом моменте даже самый терпеливый журналист матюкнется и закроет документ. - Давайте конкретику. Скажите как есть — не как в цитате из
предыдущего пункта, а прямо — «Мы снизили цены на 20 % в связи с кризисом». - Не расхваливайте компанию, если это не заметка для корпоративной газеты
или не платная публикация. Да и в принципе избегайте оценочных суждений: пресс-релиз должен быть объективным,
четким и по делу. - Оформляйте документ правильно. Форматируйте, разбивайте на абзацы,
добавляйте списки, цитаты, врезки, обязательно украшайте визуалом. Если сами подберете картинку-превью —
будет отлично. Журналистам меньше работы — кто же от такого откажется! - Давайте пользу читателям, заинтересовывайте их. В идеале сделайте так,
чтобы они прошли по ссылке на сайт (если ее не уберут в редакции) или хотя бы запомнили название компании.
Мой личный совет: чтобы заинтересовать журналистов и читателей, сделайте из скучного пресс-релиза настоящую
статью со всеми ее атрибутами: ярким заголовком, богатой фактурой, прямой речью экспертов.
Сейчас расскажу на примере, как это сделать.
Однажды ко мне обратился заказчик с просьбой написать пресс-релиз про конкурс красоты, одну из победительниц и ее
бизнес. Информации было мало: мне прислали ссылку на «Нельзяграм» героини, страницу конкурса там же и
название номинации. Негусто.
Конкурс прошел недавно, я нашла буквально пару новостей о событии. Для полноценного материала этой фактуры было явно
мало.
Предложила заказчику связаться с героиней пресс-релиза и задать ей вопросы:
После того как героиня ответила, я вплела ее слова в информацию о событии. Аккуратно и нативно рассказала о ее
бизнесе, указала название компании. Одно из высказываний решила вынести в заголовок. Набросала несколько вариантов,
чтобы была возможность выбрать:
В итоге получилась полноценная мини-статья, написанная по всем правилам.
Написали, а что дальше?
А дальше, как в сказке, три пути:
- Вручную отправлять материалы в СМИ и медиа. Времени придется потратить немало: сначала найти подходящие
площадки, узнать контакты редакции, затем отправить письма, потом еще переписываться с сотрудниками, а может и
вносить правки… Но все это окупается тем, что вы можете лично общаться с редакторами, налаживать
отношения и строить задел на дальнейшую работу. - Самостоятельно публиковать на специальных площадках-агрегаторах: inthepress.ru, press-release.ru, P-Reliz.ru и
других. Это быстро, бесплатно, плюс такие площадки индексируют новостные сайты, и ваш релиз может появиться в
новостях. - Найти специалиста или агентство, которое возьмет на себя публикацию на релевантных площадках и общение с
журналистами. Это здорово экономит время: даже бесплатные публикации требуют много ресурсов. Найти эти площадки,
зарегистрироваться на них, залить текст, добавить картинки… Иногда проще отдать эти работы на аутсорс.
«PR, маркетинг, реклама»
Но при этом вы не получите обратную связь от редакции и не сможете понять, что не так в материале и как сделать
его лучше. Модерация на этих площадках есть, но условная: главное, чтобы релиз соответствовал правилам сайта.
Поэтому там можно встретить и канцелярит, и штампы, и тяжелый язык с обилием терминов. В СМИ такое вряд ли
пропустят.
Что еще учесть? Будьте готовы: если материал публикуется бесплатно, его могут отредактировать: сократить текст,
убрать фотографии и ссылки, добавить свои редакционные ссылки.
Это нормально: изданию тоже надо себя пропиарить
Сохраните эту статью, возьмите наши советы на вооружение, и пусть ваши пресс-релизы публикуют нужные издания
безвозмездно, то есть даром!
В недалеком прошлом пресс-релизы использовались только журналистами для редакторов печатных изданий. Сейчас же такой тип текстов применяется повсеместно: от анонсов мероприятий вплоть до оповещений о поступлении нового продукта.
Написать пресс-релиз может каждый. Для этого потребуется изучить азы написания анонсов и много практиковаться. В этой статье мы расскажем, что такое пресс-релиз, разберем структуру написания новостного сообщения и закрепим материал наглядными примерами.
Что такое пресс-релиз простыми словами
Пресс-релиз – это новостное сообщение для СМИ (средства массовой информации), в котором содержится новость, официальное объявление или анонс мероприятия. В некоторых источниках пресс-релизы называют «заявлениями для прессы» или «новостными бюллетенями».
Зачем нужен пресс-релиз
Существует множество применений пресс-релизов для бизнеса. Рассмотрим наиболее популярные из них.
- Оповещение о поступлении новых товаров или услуг. В качестве примера можно взять ввод новой модели телефона Samsung в продажу. Уже за несколько недель до назначенного дня «X» появляются оповещения о поступлении новой модели Samsung на различных медиа-ресурсах.
- Анонс праздников. Если вы подготовили конкурсы, акции или банкет для широкой публики (например, в честь профессиональных или общепринятых праздников), то такие мероприятия можно оформить в виде пресс-релиза.
- Освещение важного события. Это может быть корпоративный сплав или выступление на конференции. Чтобы о вас узнало как можно больше людей, не будет лишним сделать анонс.
Виды пресс-релизов
Пресс-релизы разделяются на 5 видов в зависимости от целей применения.
Информационный
Главная цель такого сообщения – рассказ о компании или ее продукции. В тексте могут содержаться сведения о продукте, а также информация об изменениях в работе или выходе компании на новый уровень.
Анонсирующий
Здесь содержится информация с анонсами скорых событий или мероприятий. Например, объявление о проведении выставки, конференции или мастер-класса. Как правило, в анонсирующем пресс-релизе содержится план мероприятия, а также смысл и цель будущего события.
Рекламный
Заявление для прессы может быть написано с рекламными целями, когда компания хочет продвигать свой продукт на широкую аудиторию. Далеко за примером ходить не надо – анонс новой модели Айфона. В тексте должна содержаться краткая информация о товаре с его характеристиками и преимуществами.
Пиар-ориентированный
Пресс-релизы применяются для эффективного ведения PR-кампаний. Новостные бюллетени, ориентированные на пиар-продвижение, включают в себя информацию о произошедшем событии или мероприятии. В тексте пресс-релиза может содержаться следующие сведения: имена спикеров, результаты конференции, основные моменты мероприятия и отзывы участников.
Динамический
Это более современный вид пресс-релиза, рассчитанный на молодую аудиторию. Чтобы новостное сообщение лучше воспринималось пользователями, заявление для прессы создается не в классическом формате – в виде текста, а с применением аудио- и видеофайлов.
ПРОТЕСТИРУЙТЕ ЗВОНКИ ДЛЯ ВАШИХ ЗАДАЧ
Все новые пользователи получают 10 звонков в подарок сразу после создания аккаунта в Программе обзвонов!
Основные требования к пресс-релизам
Пресс-релиз, как и любой другой PR контент, существует со своими правилами и особенностями. Разберем, какие требования предъявляются к созданию заявлений для СМИ.
- Наличие значимого информационного повода. Пресс-релиз должен содержать информацию о событии, о котором будет интересно узнать широкому кругу людей. Здесь важно, чтобы информация являлась важной для читателей, в противном же случае она останется незамеченной.
- Короткий и информативный заголовок. В заголовке должно присутствовать название компании и краткое описание события, которое произошло или только произойдет. Рекомендуемая длина заголовка – до 10 слов.
- Лаконичный первый абзац. Первый абзац должен пояснять суть заголовка. Здесь в 2-3 предложениях раскрывается подробная информация о значимом событии. Лид-абзац должен быть кратким и конкретным, без ссылок, картинок и списков.
- Подробная основная часть. Текст должен полностью раскрыть освещаемое мероприятие. В основной части важно максимально полно рассказать о новости, чтобы читателям лучше понять суть события.
- Наличие блока «О компании». В пресс-релизе должны содержаться сведения о компании, которые позволят читателям лучше познакомиться с брендом. В этом блоке можно рассказать интересные факты, яркие события или историю возникновения компании.
- Конкретный текст, без «воды». Пресс-релиз не должно содержать лишней информации, которая никак не раскрывает суть события. «Водный» текст негативным образом влияет на читателей – они быстро переутомляются и оставляют текст недочитанным.
- Грамотный текст. Под грамотностью подразумевается отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических ошибок. Текст не должен содержать опечаток, битых ссылок. Также стоит проверить пресс-релиз на читаемость и читабельность. Это поможет сделать текст еще лучше: избавиться от слов-паразитов, канцеляризмом и штампов.
Структура пресс-релиза
После того как мы узнали, какие существуют требования, предъявляемые к созданию пресс-релиза, рассмотрим классическую структуру его написания.
Заголовок
В предыдущем блоке мы уже говорили, что заголовок должен быть коротким и информационным. Сейчас же мы уделим большее внимание на другое немаловажное качество – привлекательность. При написании заголовка убедиться, чтобы он был запоминающимся, приковывал внимание людей.
Примеры
Существует большое количество способов написания привлекательного заголовка, но мы остановимся только на трех:
- Цифры. Ученые Стэнфордского университета доказали, что мозг человека обращает больше внимания на цифры, чем на слова. Цифры помогают уложить информацию в логическом порядке и быстрее ее переварить.
«Компания Samsung выпускает телефон с 5 камерами»
- Мемы. Другой подход к написанию цепляющего заголовка – переделка популярных мемов. На сегодняшний день мемы занимают важную часть современной культуры, поэтому большинство людей, так или иначе, сталкивались с ними. Здесь важно подобрать наиболее известную фразу, которую точно знают все.
«Агентство недвижимости “Мгновенная сделка”. Найдем квартиру и точка!»
- Выгода. Чтобы заинтересовать людей, необходимо указать в заголовке на выгоду, которую они смогут получить, если дочитают пресс-релиз до конца. В качестве выгоды можно указать экономию времени, денег или появление новых знакомств.
«Не упустите возможность выиграть билет на концерт группы “Сплин”!»
Лид
Лид – первый абзац текста, цель которого состоит в том, чтобы познакомить читателей с темой пресс-релиза, подготовить к правильному восприятию информации.
Пример
«Компания Samsung выпускает телефон с 5 камерами»
Издание SamMobile со ссылкой на отчет известного сетевого инсайдера OnLeaks рассказало о том, что следующий флагманский смартфон Samsung получит камеру с пятью объективами».
Основная часть
Основная часть – это тело пресс-релиза, где важно максимально подробно рассказать о предстоящем событии, но без «воды». Главные рекомендации, относящиеся к написанию основной части – простота и понятность. Важно помнить, что читатели – простые люди, поэтому текст должен легко читаться и быть понятен всем.
В основной части могут содержаться блоки: источники, детали, цитаты, дополнительные данные, контактная информация. Рассмотрим каждый из них чуть подробнее.
Источники
Если при составлении пресс-релиза использовались сторонние источники информации, то рекомендуется указать на них ссылки. Это придаст тексту достоверность и весомую значимость.
Однако необходимо убедиться, что указанные источники оперируются на реальные факты или мнения уважаемых экспертов, в противном же случае приведенные источники сыграют злую шутку – пользователи поймут, что информация недостоверная и больше не захотят иметь с компанией дело.
Детали
В теле пресс-релиза раскройте важные детали, которые помогут читателям лучше разобраться в сути предстоящего или прошедшего события. Но не стоит переусердствовать и писать целый роман, достаточно в нескольких предложениях дать краткие вводные. Таким образом, читатель не потеряет нить повествования и не успеет устать от информации.
Цитаты
Цитаты разбавляют информацию, делают текст более насыщенным и живым. Также цитаты подкрепляют слова более авторитетным мнением, тем самым придавая “вес” тексту.
Контактная информация
Контакты компании – обязательный блок, который, как правило, находится в конце пресс-релиза. Они нужны, чтобы пользователи могли связаться с компанией, узнать детали или проконсультироваться по интересующим вопросам.
В качестве контактов можно использовать ссылки на соцсети, сайт, электронную почту или номер горячего телефона.
Как создать пресс-релиз
Специально для вас мы разработали пошаговую инструкцию создания пресс-релиза. Здесь важно выполнять все поэтапно, не пропуская ни один пункт.
Шаг 1. Постановка целей и задач
Перед тем как вы начнете писать пресс-релиз, определитесь с целями и задачами объявления, а также постарайтесь спрогнозировать результат. Постановка целей нужна, чтобы вы получить желаемый результат, а не какой-то абстрактный.
Шаг 2. Разработка структуры пресс-релиза
Следующим шагом разработайте структуру заявления. В шаблоне должны быть прописаны 3 основных блока: заголовок, лид-абзац и основная часть. В зависимости от тематики сообщения в тело пресс-релиза добавьте цитаты, детали и источники. Внизу новостного бюллетеня укажите контакты компании.
Шаг 3. Наполнение новостного заявления
Чтобы пресс-релиз вызвал максимальный отклик у аудитории, заполните все блоки необходимой информацией, основываясь на правилах написания заявления для прессы (прописаны выше). Стоит отметить, что общий объем текста не должен превышать 2500 знаков (рекомендуется уложиться в одну страницу А4).
Шаг 4. Оформление документа
Предпоследним этапом написания пресс-релиза является оформление документа. Существует несколько требований, предъявляемые к оформлению новостного бюллетеня, а именно:
- заголовки прописываются с большой буквы;
- недопустимо использование Caps Lock;
- абзацы пишутся с красной строки;
- длина абзацев – не более 6 предложений;
- использовать тире вместо короткого дефиса;
- кавычки пишутся в виде «елочки»;
- написание полной расшифровки перед введением аббревиатуры;
- отправление файла в виде картинки недопустимо.
Шаг 5. Отправка пресс-релиза
Если все вышеперечисленные этапы выполнены, то объявление смело отправляйте в СМИ, который подойдут для освещения этой тематики. К пресс-релизу прикрепите сопроводительное письмо, в котором вкратце опишите цели и задачи мероприятия. Рекомендуется разослать документ в несколько десятков изданий, чтобы повысить шанс того, что вас опубликуют.
Чек-лист: идеальный пресс-релиз
Прежде чем отправлять пресс-релиз в СМИ убедитесь, что он правильно составлен. Рассмотрим 5 главных критериев, по которым можно проверить пресс-релиз на правильность написания и оформления, а именно:
- Содержит заголовок, лид и основную часть.
- Достоин отдельного упоминания.
- Объём 2500 символов (300-350 слов).
- Запоминающийся заголовок.
- Информационный текст, без лишней информации.
При соблюдении всех вышеперечисленных условий повышается вероятность того, что пресс-релиз возьмут средства массовой информации.
Примеры лучших пресс-релизов
Ну куда же без примеров! Мы хотим представить вам несколько удачных примеров написания пресс-релиза, прочитав которые вы поймете, как грамотно составлять новостные бюллетени.
Пример №1. AliExpress
Почему это удачный пример? Потому что в тексте соблюдены все правила и примечания, которые нужны для написания успешного пресс-релиза, а именно:
- цепляющий заголовок с упоминанием бренда компании AliExpress;
- актуальный для того времени инфоповод;
- соблюдение правильной структуры с делением на абзацы по смыслу;
- есть экспертное мнение;
- в тексте практически нет «воды».
Пример №2. Zoom
Такой заявление для прессы в 2020 году вызвало большой ажиотаж у читателей, потому что тема была на повестке дня. Хоть и в самом заголовке не упоминается компания рекламодателя, однако заголовок от этого не становится менее привлекательным. Также хочется отметить, что в тексте используется цитирование, за счет чего пресс-релиз обретает «вес» в глазах аудитории.
Пример №3. Хеликс
Первое, что бросается в глаза – заголовок. Креативный заголовок полностью передает суть тематики, после прочтения которого хочется узнать подробности. Лид-абзац
раскрывает больше информации, но не до конца, чтобы читатель пришел к следующему блоку – основной части.
В теле пресс-релиза содержатся все блоки, которые делают текст более живым и информативным – уникальные детали, цитата эксперта и контакты для обратной связи с компанией.
Пример 4. Bella Potemkina
Может показаться, что пресс-релиз ничем не примечательный и даже лид составлен неправильно: нет цепляющего заголовка и первый абзац состоит аж из 9 строк. Однако такой заявление для прессы, скорее, является исключением из правил и вот почему:
- С одной стороны, кажется, что заголовок пресный и никак не цепляет пользователей, с другой же стороны, читатель хочет узнать больше о компании Bella Potemkina и выяснить, почему эту скучную новость освещает СМИ.
- Лид-абзац намеренно расписан максимально подробно, чтобы заинтересовать пользователей продуктом и показать ценность от коллаборации с японской компанией по производству модакрилового волокна.
Пример 5. EURASIA
Это классический пример новостного бюллетеня, который написан в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями. Здесь присутствует информативный заголовок, лаконичный лид-абзац, в котором содержатся детали будущего мероприятия и подробная основная часть.
Особенно хочется обратить внимание на детали, которые делают более конкретным новостное сообщение (12 500 собак, 255 пород, 66 судей и 24 страны).
Полезные советы
Распространение пресс-релиза – важнейшая часть PR-стратегии, ведь именно от грамотного продвижения новостных бюллетеней зависит успех вашей компании. Рассмотрим несколько советов, которые помогут вам привлечь максимальное внимание к продукту или событию.
- Выберите несколько журналистов. Не стоит распыляться на всех СМИ, сосредоточьтесь лучше на конкретных представителях прессы, которые имеют за спиной опыт продвижения новостных сообщений в вашей нише.
- Используйте традиционный метод рассылки. Новое – это давно забытое старое. Не бойтесь выходить за пределы интернета и отправлять пресс-релизы по обычной почте. Таким образом, ваше сообщение с большей вероятностью дойдет до получателя и вас опубликуют.
- Не публикуйте релиз в «00 минут». Чтобы избежать конкуренции с другими новостями, не рекомендуется публиковать пресс-релиз в полное время (например, 12:00, 15:00 или 17:00). В это время большинство компании публикуют новостные материалы, поэтому читатель из-за большого объема новостей может не увидеть ваше сообщение.
Как оценить эффективность пресс-релиза
Наиболее важный показатель, который отражает эффективность новостного объявления – процент публикации от всех писем в СМИ. Также рекомендуется учитывать, насколько сильно текст публикации был изменен по сравнению с первоначальным видом (до редактирования журналистами).
Если вы получили отказ в публикации, то обязательно узнайте причину. Основываясь на прошлых ошибках, вы сможете создать более удачный пресс-релиз, а значит, процент публикации увеличится.
Коротко о главном
Пресс-релиз – информационное объявление для прессы, созданное с целью освещения значимого события, оповещения о поступлении новой продукции или анонса профессиональных или общепринятых праздников.
Новостные бюллетени бывают 5 видов: информационные, анонсирующие, рекламные, PR-ориентированные и динамические. В зависимости от задач, которые стоят перед специалистами по связям с общественностью, выбирают один из пяти видов пресс-релиза.
Как и любой другой PR-контент новостное заявление имеет собственную структуру, состоящую из заголовка, лид-абзаца, тела пресс-релиза, источников, деталей, цитат и контактной информации.
Чтобы заявление для прессы опубликовали, нужно учесть несколько требований, предъявляемых к написанию пресс-релиза, а именно: наличие важного инфоповода, цепляющий заголовок, лаконичный первый абзац (порядка 2-3 предложений), информативная основная часть, наличие блока «О компании» и грамотный текст.
Разработка пресс-релиза начинается с постановки целей и задача. Далее нужно прикинуть структуру новостного сообщения, где обязательно должен присутствовать заголовок, лид и тело пресс-релиза. Следующим шагом необходимо наполнить информацией все блоки (учитывайте, чтобы общий объем не превышал 300-350 слов). Затем нужно оформить новостную бюллетень с учетом всех правил и требований. После выполнения всех вышеперечисленных действий можно отправлять пресс-релиза в СМИ.