Презентация сказочные стихи к д бальмонт у чудищ как я пишу стихи

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»

№ урока по тематическому плану: № 24

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: Познакомить учащихся с поэзией К.Д. Бальмонта на примере стихотворений «У чудовищ», «Как я пишу стихи»;

Задачи:

•        продолжить обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста своих представлений и переживаний;

•        организация эмоционального читательского восприятия текста и формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

•        воспитывать умение видеть и замечать прекрасное вокруг нас;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», тетрадь на печатной основе, карточки для групповой работы.

План урока:                 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Открытие нового знания,
  5. Закрепление знаний
  6. Итог урока.

Ход урока:

Этап урока, время

Методы формы работы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Компетент-ность (УУД)

Организационный этап, 1-2 мин.

Метод стимулирования

Прозвенел опять звонок

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

— Добрый день, ребята, меня зовут Юлия Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Коммуникативнаясоциальная

Актуализация опорных знаний, 5-6 мин.

Словесный метод: беседа, эвристическая беседа

— Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Дмитриевича Бальмонта.

— Что вы знаете об этом поэте? Биографическая справка.

Рассказывают биографические данные К.Д.Бальмонта.

Знакомятся с новыми фактами его жизни.

Предметные учебные действия

Целеполагание,

2-3 мин.

Словесный метод: беседа, учебная дискуссия.

— С чем же мы сегодня по ближе познакомимся.        

(Слайд с изображением: Бабы Яги, Кощея и Змея Горыныча).

— Посмотрите на доску. Каких сказочных героев вы здесь видите?

— Что объединяет этих героев?

— Именно о них Бальмонт написал стихотворение «У чудищ».

С творчеством К.Д. Бальмонта.

Баба Яга, Кощей и Змей Горыныч.

Это отрицательные герои сказок.

Умение ставить цели, планировать работу

Открытие нового знания,

20-25 мин.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса, проблемной ситуации, дидактическая игра, моделирование, учебная дискуссия

Чтение. Анализ стихотворения «У чудищ» по вопросам:

— О чем рассказывает это стихотворение?

– Обратите внимание, как поэт рассказывает о сказочных чудесах. Как он описывает Ягу и Кощея?.

— От какого лица написано стихотворение?

— Почему автор мог совершать эти проделки?

— Прочитайте сначала про себя, а потом о всем нам понравившееся вам четверостишье из стихотворения выразительно ударяя на волшебные слова.

О том, как автор побывал в гостях у Бабы Яги, Кощея и Змея.

Чудеса не удивляют, а кажутся повседневными. Баба Яга – строгая, злая старуха.

Это стихотворение написано от первого лица.

Потому что он был в шапке-невидимке.

Читают четверостишия ударяя на волшебные слова.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа.

— (РАБОТА В ТПО) Выполните упражнения в парах (фронтальная проверка).

— Какие волшебные слова вы записали? (Упражнение 2)

— Какие сказки вы вспомнили? (Упражнение 3)

Выполняют задания советуясь в парах.

Умение организовывать, контролировать УД

Словесный метод: рассказ, беседа, учебная дискуссия.

— Бальмонт написал много сказочных стихов и назвал их «Фейные сказки», так как считал, что стихи помогает писать ему добрая Фея. В стихотворении «Как я пишу стихи» автор рассказывает, как у него рождаются стихи.

Чтение учащимся. Анализ стихотворения «Как я пишу стихи» по вопросам:

— Подумайте, шутит или всерьез делится секретами поэтического творчества?

— Каким вам представляется поэт после прослушивания этого стихотворения?

Читают стихотворение выразительно.

Выдвигают гипотезы и аргументы.

Формирование навыков поисковой деятельности, умений учебного сотрудничества. Способность анализировать.

Практическая работа.

(РАБОТА В ТПО) Запишите свое рассуждение на стр. 29  упражнение 3.

— Упражнение 1 из этого стихотворения сбежали некоторые строки, заполните пропуски вставляя пропущенные слова из стихотворения. Выполните это задание.

Выполняют задания с использованием учебника.

Умение организовывать, контролировать УД

Закрепление знаний,

4-5 мин.

Практические методы: упражнение, практическая работа.

Групповая работа по карточкам с самопроверкой по учебнику.

В группе выполняют задания. Проверяют по учебнику.

Умение систематизировать, обобщать изученное.

Итог урока, 2-3 мин.

Рефлексия Словесный метод: беседа, объяснение.

— А какому поэту был посвящен наш урок.

-С какими его произведениями мы познакомились.

-Какое стихотворение вы прочитаете своим родным?

К.Д. Бальмонт.

«У чудищ», «Как я пишу стихи».

Отвечая на вопрос подводят итог урока.

Умение анализировать достижение цели

Самоанализ пробного урока:

Класс________________________4 «А»___________________________________ 
Тема урока
 К.Д. Бальмонт. Сказочные стихи «У чудовищ», «Как я пишу стихи».

Дополнительное чтение К.Д. Бальмонт «Золотая рыбка»                                          .
Тип урока и его структура
_____ Урок «открытия» новых знаний._______________ 

  1. Трудности, возникшие при подготовке к уроку.
  2. Особенности системы обучения данного класса, их учет при моделировании и проведении урока.
  3. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
  4. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
  5. Какова триединая дидактическая цель урока, её обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
  6. Какие универсальные учебные действия формировались в ходе урока?
  7. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
  8. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  9. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
  10. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
  11. Психологическая атмосфера на уроке и общение с учащимися.
  12. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
  13. Наметить перспективы своей деятельности.

При подготовке к уроку трудности не возникли. Особенности системы «Начальная школа XXI века», по которым работает данная школа были учтены и по мере возможностей реализованы в процессе моделирования и проведения урока. Данный урок был тесно связан с предыдущим и дал дополнительный запас знаний на последующие уроки. В ходе проведения урока были учтены индивидуальные особенности учащихся (разнообразные задания: чтение, многогранные вопросы, практическая работа в ТПО). Поставленные цели урока были достигнуты, благодаря, оптимальному сочетанию методов и форм работы на уроке (методы: наглядные, словесные, практические; формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная). Главным этапом на этом уроке являлся этап: «Открытия нового знания» в нем учащиеся познакомились со сказочными стихами К.Д. Бальмонта «У чудовищ», «Как я пишу стихи». Основываясь на результатах данного урока можно сказать что выбранная последовательность (чтение произведения – устный анализ – практическая работа по нему) была эффективной и позволила учащимся в наиболее полном объеме понять данные произведения. Все этапы урока были связаны, содержание логично. Время было распределено нерационально, большая часть времени была отведена на основную часть урока и на итог урока не осталось времени.  Отбор дидактических материалов основывался на соответствии с целью урока. Контроль усвоения знаний, умений и навыков, учащихся осуществлялся в основном на фронтальной проверке и самопроверки в ходе групповой работы. Психологический климат урока в целом был доброжелательным, общение с учащимися проходило в свободной форме.                                                                                                              .

Я оценивают результаты урока положительно, поскольку удалось реализовать все поставленные задачи урока. В перспективе хотела бы достичь более быстрого темпа и активизации не только работы учащихся, но и собственной деятельности на уроке.                                                                                                                  .                                                           

Презентация 1 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок литературного чтения и музыки « В гостях у чудищ Бальмонта » МБОУ «СОШ 1г. Калининска Саратовской области» учитель начальных классов Мизерная Е. И.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:



1


Урок литературного чтения и музыки « В гостях у чудищ Бальмонта » МБОУ «СОШ 1г. Калининска Саратовской области» учитель начальных классов Мизерная Е. И. учитель музыки Варнакова М. В.


2



3



4



5


Иван Билибин


6


Константин Дмитриевич Бальмонт


7



8



9


9


10


Художник Иван Билибин «Баба Яга»


11


Художник Иван Билибин А. Лядов «Баба Яга »


12


Художник Иван Билибин «Кащей Бессмертный»


13


Иван Билибин «Змей Горыныч»


14


Константин Дмитриевич Бальмонт «У чудищ»


15


Домашнее задание: — Выучить стихотворение К. Бальмонта «У чудищ» наизусть. — Подготовить рассказ о жизни Бальмонта. — Прочитать произведение из сборника К. Бальмонта «Фейные сказки». — Нарисовать иллюстрацию к нашему уроку.


16


Спасибо за внимание.


17


Источники: %B1%D0%B0%20%D0%AF%D0%B3%D0%B А. Лядов Баба Яга — К. Бальмонт «Снежинка» — 0%BD%D1%82%20%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%BA% D0%B0 8%D0%B7%20%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D 1%8C%D0%BC%D0%B0%20%D0%90%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B8 Ян Тирсен Вальс из кинофильма «Амели» — UHSad%2BqjJ5LGRq4czqvel9diMy9LkwA%3D%3D РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ- РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ — CHRISTMAS-TIDE.flv Лес. Музыка для релаксации.-cut-cut


18


labv5ig jpg 0/04labv5ig jpg 68/ _balmont.jpg 053/02.jpg 03.jpg a8b1t.jpg ages/doc/7/6/764a3- ivan0bilibin0065.jpg 68d8ea72073.jpg 2a7af363fa2b02ea17374b9


Слайд- шоу К.Д. Бальмонт. У чудищ.

Оценка 5

Слайд- шоу К.Д. Бальмонт. У чудищ.

Слайд-шоу К.Д. Бальмонт «У чудищ» создано на основе одноименного стихотворения и соответствующих иллюстраций. Для создания слайд-шоу использована аудиозапись стихотворения. УМК «Начальная школа 21 века» . Данная работа может быть использована для проведения уроков литературного чтения в 4 классе. Продолжительность 40 секунд

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Урок литературы в рамках модуля «Психолигвистические аспекты восприятия и понимания художественного текста»

Подготовила Стегалова Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №194

Константин Бальмонт. «У чудищ»

Цель образоват: дать представление о творчестве поэта, обучение идейно-тематическому анализу

Цель развивающая: формировать творческое мышление, развивать речь уч-ся

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес

Урок изучения новой темы

комбинированный

Ход

Вступительное слово

Тема нашего урока необычна. Разговор будет о сказке, о волшебстве и о тайнах творчества. Сегодня мы будем говорить о поэзии К.Бальмонта, вспомним его детские годы, прочитаем его стихи, вслушаемся в них, они удивительно музыкальны, попробуем увидеть в них чудо и почувствовать красоту русского слова.

Рассказ о детстве поэта и сборнике «Фейные сказки»

Слайд1 Перед нами портрет К. Бальмонта. Поэт очень любил мечтать и часто в мечтах возвращался в детство. Попробуем и мы возвратиться в детство поэта.

Слайд 2 И окажемся в селе Гумнищи, красивом и милом царстве уюта и тишины.

Слайд 3 Здесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим: старый дом, окруженный тенистым садом,

Слайд 4 Несколько изб и

Слайд 5 Небольшой пруд

Слайд 6. Отец поэта – Дмитрий Константинович служил в Г.Шуя, сейчас в этом доме музей Бальмонта, был человек приятный, умный, спокойный. Любил охоту. Его предки были шотландскими моряками. Мать – Вера Николаевна была женщина образованная, энергичная, пользовалась большим авторитетом. Обжала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Слайд 7 Родители оказали на Константина огромное влияние , но не меньшее влияние на него оказала чудесная природа.

Слайд 8 Рядом с усадьбой был тенистый парк.

Слайд 9 Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик

Слайд 10 Он часто бродил по парку,

Слайд 11 пытался разгадать его тайны.

Слайд12 И однажды в саду иволга волнующе запела, и самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе

Слайд 13 Толкнул в детской душе творческую основу, и мальчик сочинил первые стихи. Юному поэту исполнилось 10 лет.

Слайд 14 Позже поэт вспоминал: « Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы- коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенно, такими милыми глазами.

Слайд 15 Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт К.Бальмонт. он станет самым известным поэтом, напишет 35 книг стихов. Поэт Бальмонт был очень необычным человеком и внешне , и внутренне. Даже прохожие останавливались и долго глядели ему вслед: с бледным лицом, красной как огонь бородкой, зелеными и грустными глазами он походил на заморского принца. Также необычна была его поэзия. Его стихи переносили читателя в мир сказок, грез, загадочных стран.

Слайд 16 В 1905 году он напишет самый замечательный, соединивший фантазию, юмор, завораживающий живыми и трепетными образами, цикл стихотворений «Фейные сказки». Об этих изящных детских песенках – нежных, воздушных, музыкальных – писал Валерий Брюсов. Поэт и современник Бальмонта: « В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьем струей ясной, хрустальной» у Бальмонта было тонное чутье к красоте слова. «Солнечной пряжей» называл он свои стихи. А в 1907 году другой великий поэт А.Блок скажет: « Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе».

Слайд 17 Книгу стихов «Фейные сказки» Бальмонт посвятил своей тогда четырехлетней дочери Нине, (Нинике), которую любил со всей своей отцовской нежностью. И первое стихотворение посвящение ей.

Слайд 18

Посвящение

Солнечной Нинике, с светлыми глазками –

Этот букетик из тонких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками

После блеснешь мне зелеными глазками,-

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам, гномы, и страхи, и змеи.

Чур, не пугаться, — а если засветятся

Слезки, пожалуюсь Фее

Индивидуальное задание

Почему поэт назвал сою книгу «Фейные сказки». Попробуем понять это, узнав, кто такая фея.

Сообщение ученицы

Слайд 19 Фея в легендах Западной Европы – свехъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями.

Слайд 20 Легкие и изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от плясок и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготавливают плащи, ковры, шапки-невидимки.

Слайд 21 Фея способна мгновенно являться и исчезать. У нее есть друзья: стрекозы, жуки, светлячки, ромашки, лилии.

Слайд 22

Ученик читает стихотворение «Фея»

Слайд 23 ( фея)

Вступительная беседа

  • Ребята, понравилось вам стихотворение? Чем оно замечательно? ( ритмичность, музыкальность, представляешь волшебный мир…)

  • Кто такая муза?… слайд 24 …. ( в переносном значении творческое вдохновение. Источник его, представляется обычно в образе женщины, богини)

  • Ребята , почему лирический герой стихотворения выбирает ее, фею, своей музой? ( все, что связано с поэзией, связано с волшебством, так считает автор)

Анализ стихотворения «У чудищ»

Слайд 25 В цикл «Фейные сказки « входит стихотворение «У чудищ» . это стихотворение мы пока не читали.

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении? ( о каких-то чудищах, о сказке)

  • А какие сказочные чудища вы знаете? ( баб яга, кощей, змей горыныч….)

  • Для чего нужны чудища в сказках? (они создают препятствия главным героям сказок)

Слайд 26 (фильм)

  • Сейчас мы посмотрим маленький фрагмент из сказки «Морозко». Вспомним, какая она, Баба Яга в сказках.

  • А теперь и мы отправимся в гости к чудищам. И для начала попробуем предположить, какое настроение у стихотворения, каково его музыкальное звучание по названию.

  • Слайд 27

  • Работа по слайду. Дети выбирают надпись, объясняют свой выбор, прослушивают муз фрагмент.

  • Слайд 28

  • А теперь я прочитаю вам это стихотворение. Ваша задача, обратить внимание на настроение стихотворения, составить партитуру чтения. ( простым карандашом отмечать паузы, логические ударения)

  • Совпадает ли настроение стихотворения с предполагаемым? ( в стихотворении звучат какие-то веселые интонации, чувствуется какая-то таинственность)

  • Мастерство поэта проявляется в том, что не только слова, но и звуки несут определенный смысл. Обратите внимание на первое четверостишие, прочитайте его .

  • Слайд 29

  • . Какой звук слышится в нем (ш). так говорят, когда хотят сообщить тайну, шепчут.

  • Возможно ли прочитать стихотворение мрачно? (нет)

  • А почему? ( слова какие – то добрые : избушка, яга, смех, герой никого не боится, стянул бусы)

  • Есть ли в стихотворении волшебство? ( да, шапка-невидимка. Герой идет в гости к бабе яге, кощею…)

  • Кто герой стихотворения: мальчик, юноша, мужчина?( кручу свой ус)

  • Вспомните портрет поэта. Может это он? Показываю слайд 30

  • Попробуйте представить его характер? ( верит в сказки, озорной, ничего не боится, хочет что-то узнать)

  • Почему отправляется к бабе Яге в избушку? ( избушка находится на границе двух миров: реального и ирреального, это переход)

  • Знаком ли герой с этим миром? ( там всё как прежде)

  • То «стянул» герой у Яги? ( две нитки бус)

  • Что это?( тайны)

  • Почему две? ( два мира)

  • Предположим, что же хочет узнать герой у чудищ. ( тайны реального мира и ирреального, мира поэзии ) Для чего идет к кощею? Текст ( найти для песен жемчугов)

Слайд 31

  • Что за жемчуга ищет герой? ( когда-то давно слово называлось «прел», что означало и жемчуг. Герой ищет красивые слова)

  • Как называется этот прием ? (слово используется в переносном значении – метафора).

  • А для чего герой приблизился к змею? ( узнать тайны)

  • Так что же это за тайны, которые знают темные силы? ( это тайны вдохновения, поэтического мастерства)

  • Вывод: это стихотворение о тайнах поэзии, творчества. Вот так в незатейливом детском стихотворении поэт очень просто говорит о тайнах поэзии, творчества. И опять как бы подчеркивает. Вдохновение, поэзия связаны с волшебством.

  • Слайд 32

  • Прочитаем стихотворение еще раз, постараемся донести главную мысль стихотворения.

  • Давно идет спор, как рождаются стихи: благодаря вдохновению или делаются, как, например, сапоги, глиняная посуда. Нужно иметь талант, способности или достаточно просто научиться, как любому ремеслу?

  • Послушаем, как на этот вопрос отвечает сам поэт?

Слайд 33

  • Читается стихотворение «Как я пишу стихи» ( под муз. Шнитке)

  • Стихи появляются как будто сами, герой говорит, что «не сочиняет». И ему вторит другой поэт А.Возненсенский

Слайд 34

Стихи не пишутся – случаются,

Как чувства или же закат.

Душа – слепая соучастница,

Не написал – случилось так.

  • А как вы думаете , легко ли сочинять.(легко писать – поэтом быть трудно)

  • Если вы когда-нибудь пробовали сочинять стихи, то, наверное, задумывались, что необходимо для рождения хорошего стихотв? ( вар ответов )

Слайд 35 (букет) Любое хорошее стихотворение подобно красивому букету. Каждый цветок в букете находится на своем месте, и стихотворение получится, если будут……………….. ( откр букет)

Проверка домашнего задания

  • Ребята, к сегодняшнему уроку вы получили задание написать четверостишие на заданные рифмы. Я открою вам секрет, дело в том, что рифмы я позаимствовала у К.Бальмонта, и вы сейчас вступите в поэтический поединок с поэтом.

  • Слайд 36 (откр рифмы)

  • Ребята читают свои четверостишия. Я прочитаю свое. выражают мнение, чье произведение понравилось.

  • Слайд 37

  • Открывается слайд с четверостишием Бальмонта.

  • Итоги урока

  • Нам сегодня трудно судить, кто написал лучше. Но для нас самое главное, что для вас тоже приоткрылись тайны творчества. Постарайтесь сохранить в душе желание творческих порывов.

  • На уроке мы узнали много, сегодня звучало много музыки это произведения П И Чайковского , Лядова, Шнитке…это не случайно… как вы думаете , почему? ( стихи очень музыкальны)

  • Благодарю за участие в уроке………….

  • Дом задание выучить наизусть понравившееся стихотворение

Здесь представлен конспект к уроку на тему «У чудищ», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (5 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

К Д Бальмонт Русский язык Литературное чтение УМК

К. Д. Бальмонт «Русский язык» Литературное чтение УМК «Начальная школа 21 века» Шкапо Надежда

К. Д. Бальмонт «Русский язык» Литературное чтение УМК «Начальная школа 21 века» Шкапо Надежда Валерьевна учитель начальных классов МОУ СОШ № 8 г. Пушкино Московской области

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 -1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 -1942)

К. Д. Бальмонт писал стихи: О ПРИРОДЕ: «СНЕЖИНКИ» , «К ЗИМЕ» , «КАМЫШИ» СКАЗОЧНЫЕ:

К. Д. Бальмонт писал стихи: О ПРИРОДЕ: «СНЕЖИНКИ» , «К ЗИМЕ» , «КАМЫШИ» СКАЗОЧНЫЕ: «У ЧУДИЩ» О РОДИНЕ: «РОССИЯ» О СТИХАХ: «КАК Я ПИШУ СТИХИ»

v ВЕРТЕП – КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ДЛЯ УЛИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ v ЖАЛЕЙКА – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ v

v ВЕРТЕП – КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР ДЛЯ УЛИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ v ЖАЛЕЙКА – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ v ЯРИТ – ПРИВОДИТ В ЯРОСТЬ v ЛАДАН – АРОМАТИЧЕСКАЯ СМОЛА v САВРАСКА – ЛОШАДЬ КРАСНО-РЫЖЕГО ЦВЕТА v РЫСАК – ПОРОДИСТАЯ ЛОШАДЬ, КОТОРАЯ БЕЖИТ РЫСЬЮ v ДОЕЗЖАЧИЙ – НАДСМОТРЩИК НАД ОХОНИЧЬИМИ СОБАКАМИ v ЗАРНИЦА – ОТБЛЕСК ДАЛЬНИХ МОЛНИЙ

РУССКИЙ ЯЗЫК – ЭТО ЯЗЫК … БЫЛИН КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН СКАЗОК ЛЕГЕНД ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ РОДНОЙ

РУССКИЙ ЯЗЫК – ЭТО ЯЗЫК … БЫЛИН КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН СКАЗОК ЛЕГЕНД ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ РОДНОЙ ПРИРОДЫ РОДИНЫ

 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» . И. С. Тургенев

Используемые интернет-ресурсы http: //img-fotki. yandex. ru/get/5807/cazartsev 2010. b/0_614 af_cd 5 b 715 a_XL портрет

Используемые интернет-ресурсы http: //img-fotki. yandex. ru/get/5807/cazartsev 2010. b/0_614 af_cd 5 b 715 a_XL портрет К. Д. Бальмонта

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи:

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование:

  • выставка книг К. Бальмонта;
  • портрет К. Бальмонта;
  • таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  • иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

Ход урока

1. Вводная беседа

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ: Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета». / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ, ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ, ЦВЕТЫ, РОСА? / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

Я буду читать, а вы попробуйте представить себе обстановку, в которой происходят события. Постарайтесь проследить, как ведет себя герой и какое у него настроение.

А я постараюсь с помощью голоса и интонации передать настроение лирического героя.

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Значит, что стянул наш герой?

Автор употребил слово «бусы», имея в виду секреты ведьмы. Бусы символизируют тайны.

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша. Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему)?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов).

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • озорник
  • добрый
  • храбрый
  • смелый
  • отважный
  • фантазер
  • дерзкий

Слайд 8

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Презентация на тему как пишется
  • Презентация на тему как написать научную статью
  • Презентация как правильно пишется это слово
  • Презентация как написать сочинение рассуждение
  • Презентация как написать исследовательскую работу школьнику

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии