Приказ не подписан как пишется

  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Как пишется: «не подписан» или «неподписан»?

не подписан

неподписан

ниподписан

не падписан

не патписан

не подписон

Правило

Рассматриваемая комбинация состоит из краткого причастия и отрицательной частицы. По этой причине нам следует писать её в два слова: «не подписан».

Значение слова

Не подписан – сочетание отрицательной частицы «не» и краткого причастия «подписан», образованного от полной формы «подписанный». Подписанный – причастие прошедшего времени, образованное от глагола «подписать», который употребляют в значении «включить в число подписчиков; заверить, поставив подпись; приписать под чем-то».

Примеры

  • Так как договор ещё не подписан, мы не можем приступить к строительству.
  • Витя не подписан на мой канал.
  • Если ты не подписан на этот журнал, то не сможешь участвовать в конкурсе.
  • Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
  • 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
  • До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
  • Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.

Морфемный разбор слова:

Однокоренные слова к слову:

НЕПОДПИСАННЫЕ или НЕ ПОДПИСАННЫЕ, как пишется, слитно или раздельно?

В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста воз­мож­но как слит­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» (доку­мен­ты), так и раз­дель­ное — «не под­пи­сан­ные» (доку­мен­ты).

Выясним, в каких слу­ча­ях выбрать слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва. В напи­са­нии сло­ва с «не» пред­при­мем пер­вый шаг — это опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. От это­го напря­мую зави­сит слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва с «не».

Сравним:

Слитное написание слова «неподписанные»

Глагол совер­шен­но­го вида «под­пи­сать» обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «под­пи­сан­ный». С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем слово-антоним с про­ти­во­по­лож­ным значением:

Неподписанные доку­мен­ты хра­нят­ся на вто­рой пол­ке сейфа.

В таком кон­тек­сте оди­ноч­ное при­ча­стие в пол­ной фор­ме, явля­ю­ще­е­ся опре­де­ле­ни­ем, пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Неподписанные пись­ма лежат на сто­ле руко­во­ди­те­ля предприятия.

Раздельное написание слова «не подписанные»

Если у при­ча­стия появ­ля­ет­ся зави­си­мое сло­во, то тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но со словом.

Не под­пи­сан­ные дирек­то­ром доку­мен­ты отло­же­ны на неделю.

Причастие «не под­пи­сан­ные» пишет­ся так­же раз­дель­но, если в кон­тек­сте при­сут­ству­ет одно из пере­чис­лен­ных ниже условий:

Не под­пи­сан­ные, а толь­ко уст­но согла­со­ван­ные дого­во­ры с под­ряд­чи­ком не явля­ют­ся юри­ди­че­ским документом.

2. В пред­ло­же­нии име­ют­ся сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

Вовсе не под­пи­сан­ные бума­ги хра­нят­ся в чер­ной папке.

Отнюдь не под­пи­сан­ные рисун­ки невоз­мож­но раз­ме­стить на выста­воч­ном стенде.

Далеко не под­пи­сан­ные пунк­ты еще при­дет­ся согла­со­вать со спонсорами.

3. В кон­тек­сте при­сут­ству­ет отри­ца­тель­ное место­име­ние или наречие

Никем не под­пи­сан­ные рас­по­ря­же­ния еще сле­ду­ет обсудить.

Изучив вни­ма­тель­но кон­текст, выбе­рем пра­виль­ное слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» или «не под­пи­сан­ные», как и в сле­ду­ю­щих случаях:

Источник

Как пишется «неподписанные» или «не подписанные»?

неподписанные или не подписанные

В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста воз­мож­но как слит­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» (доку­мен­ты), так и раз­дель­ное — «не под­пи­сан­ные» (доку­мен­ты).

Выясним, в каких слу­ча­ях выбрать слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва. В напи­са­нии сло­ва с «не» пред­при­мем пер­вый шаг — это опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. От это­го напря­мую зави­сит слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва с «не».

Глагол совер­шен­но­го вида «под­пи­сать» обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «под­пи­сан­ный». С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем слово-антоним с про­ти­во­по­лож­ным значением:

Неподписанные доку­мен­ты хра­нят­ся на вто­рой пол­ке сейфа.

В таком кон­тек­сте оди­ноч­ное при­ча­стие в пол­ной фор­ме, явля­ю­ще­е­ся опре­де­ле­ни­ем, пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Неподписанные пись­ма лежат на сто­ле руко­во­ди­те­ля предприятия.

Если у при­ча­стия появ­ля­ет­ся зави­си­мое сло­во, то тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но со словом.

Не под­пи­сан­ные дирек­то­ром доку­мен­ты отло­же­ны на неделю.

Причастие «не под­пи­сан­ные» пишет­ся так­же раз­дель­но, если в кон­тек­сте при­сут­ству­ет одно из пере­чис­лен­ных ниже условий:

Не под­пи­сан­ные, а толь­ко уст­но согла­со­ван­ные дого­во­ры с под­ряд­чи­ком не явля­ют­ся юри­ди­че­ским документом.

2. В пред­ло­же­нии име­ют­ся сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

Вовсе не под­пи­сан­ные бума­ги хра­нят­ся в чер­ной папке.

Отнюдь не под­пи­сан­ные рисун­ки невоз­мож­но раз­ме­стить на выста­воч­ном стенде.

Далеко не под­пи­сан­ные пунк­ты еще при­дет­ся согла­со­вать со спонсорами.

3. В кон­тек­сте при­сут­ству­ет отри­ца­тель­ное место­име­ние или наречие

Никем не под­пи­сан­ные рас­по­ря­же­ния еще сле­ду­ет обсудить.

Источник

Поиск ответа

Ответ справочной службы русского языка

Подскажите, пожалуйста, пишется ли не слитно в данной ситуации:
«В случае неподписан ия договора. «?

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание: в случае неподписан ия.

Ответ справочной службы русского языка

Предложение некорректно. Можно сказать: в редакцию поступило анонимное ( неподписан ное) письмо.

Кому принадлежит фраза «Солнце русской поэзии»?

Ответ справочной службы русского языка

Эта фраза восходит к словам князя Владимира Федоровича Одоевского (1803–1869) «Солнце нашей поэзии закатилось!». Это неподписан ное извещение о смерти А. С. Пушкина в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду»», 1837, № 5, 30 января. Автором извещения долгое время считался редактор «Литературных прибавлений» А. А. Краевский.

Как правильно: «в случае не подписания докуменов», или » в случае неподписан ия документов»?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день, уважаемый портал Грамота.ру! Подскажите, пожалуйста, как пишется слово » неподписан ный», слитно или раздельно, например, в следующем контексте » неподписан ный контракт».

Ответ справочной службы русского языка

Слитно при отсутствии противопоставления.

Ответ справочной службы русского языка

Если нет зависимых слов, верно слитное написание.

Есть музейный термин «атрибуция». А есть ли слово «атрибутация» или это неологизм музейщиков? И кстати, почему-то в ваших словарях нет толкования атрибуции. Пожалуйста, ответьте по возможности быстрее.

Ответ справочной службы русского языка

Трудности с запятой: Однако в связи с не подписанием до настоящего времени соглашения. посим вас.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед _просим_ факультативна (не обязательна). Корректные варианты: _Однако в связи с неподписан ием до настоящего времени соглашения. просим вас. _ и _Однако, в связи с неподписан ием до настоящего времени соглашения. просим вас. _

Источник

«Неподписанные» (документы) как пишется, слитно или раздельно?

В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста воз­мож­но как слит­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» (доку­мен­ты), так и раз­дель­ное — «не под­пи­сан­ные» (доку­мен­ты).

Выясним, в каких слу­ча­ях выбрать слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва. В напи­са­нии сло­ва с «не» пред­при­мем пер­вый шаг — это опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. От это­го напря­мую зави­сит слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва с «не».

Сравним:

Слитное написание слова «неподписанные»

Глагол совер­шен­но­го вида «под­пи­сать» обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «под­пи­сан­ный». С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем слово-антоним с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

Неподписанные доку­мен­ты хра­нят­ся на вто­рой пол­ке сей­фа.

В таком кон­тек­сте оди­ноч­ное при­ча­стие в пол­ной фор­ме, явля­ю­ще­е­ся опре­де­ле­ни­ем, пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Неподписанные пись­ма лежат на сто­ле руко­во­ди­те­ля пред­при­я­тия.

Раздельное написание слова «не подписанные»

Если у при­ча­стия появ­ля­ет­ся зави­си­мое сло­во, то тогда части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но со сло­вом.

Не под­пи­сан­ные дирек­то­ром доку­мен­ты отло­же­ны на неде­лю.

Причастие «не под­пи­сан­ные» пишет­ся так­же раз­дель­но, если в кон­тек­сте при­сут­ству­ет одно из пере­чис­лен­ных ниже усло­вий:

Не под­пи­сан­ные, а толь­ко уст­но согла­со­ван­ные дого­во­ры с под­ряд­чи­ком не явля­ют­ся юри­ди­че­ским доку­мен­том.

2. В пред­ло­же­нии име­ют­ся сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

Вовсе не под­пи­сан­ные бума­ги хра­нят­ся в чер­ной пап­ке.

Отнюдь не под­пи­сан­ные рисун­ки невоз­мож­но раз­ме­стить на выста­воч­ном стен­де.

Далеко не под­пи­сан­ные пунк­ты еще при­дет­ся согла­со­вать со спон­со­ра­ми.

3. В кон­тек­сте при­сут­ству­ет отри­ца­тель­ное место­име­ние или наре­чие

Никем не под­пи­сан­ные рас­по­ря­же­ния еще сле­ду­ет обсу­дить.

Изучив вни­ма­тель­но кон­текст, выбе­рем пра­виль­ное слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» или «не под­пи­сан­ные», как и в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

Источник

НЕПОДПИСАННЫЕ или НЕ ПОДПИСАННЫЕ, как пишется, слитно или раздельно?

В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста воз­мож­но как слит­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» (доку­мен­ты), так и раз­дель­ное — «не под­пи­сан­ные» (доку­мен­ты).

Выясним, в каких слу­ча­ях выбрать слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва. В напи­са­нии сло­ва с «не» пред­при­мем пер­вый шаг — это опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. От это­го напря­мую зави­сит слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва с «не».

Сравним:

Слитное написание слова «неподписанные»

Глагол совер­шен­но­го вида «под­пи­сать» обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «под­пи­сан­ный». С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем слово-антоним с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

Неподписанные доку­мен­ты хра­нят­ся на вто­рой пол­ке сей­фа.

В таком кон­тек­сте оди­ноч­ное при­ча­стие в пол­ной фор­ме, явля­ю­ще­е­ся опре­де­ле­ни­ем, пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Неподписанные пись­ма лежат на сто­ле руко­во­ди­те­ля пред­при­я­тия.

Раздельное написание слова «не подписанные»

Если у при­ча­стия появ­ля­ет­ся зави­си­мое сло­во, то тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но со сло­вом.

Не под­пи­сан­ные дирек­то­ром доку­мен­ты отло­же­ны на неде­лю.

Причастие «не под­пи­сан­ные» пишет­ся так­же раз­дель­но, если в кон­тек­сте при­сут­ству­ет одно из пере­чис­лен­ных ниже усло­вий:

Не под­пи­сан­ные, а толь­ко уст­но согла­со­ван­ные дого­во­ры с под­ряд­чи­ком не явля­ют­ся юри­ди­че­ским доку­мен­том.

2. В пред­ло­же­нии име­ют­ся сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

Вовсе не под­пи­сан­ные бума­ги хра­нят­ся в чер­ной пап­ке.

Отнюдь не под­пи­сан­ные рисун­ки невоз­мож­но раз­ме­стить на выста­воч­ном стен­де.

Далеко не под­пи­сан­ные пунк­ты еще при­дет­ся согла­со­вать со спон­со­ра­ми.

3. В кон­тек­сте при­сут­ству­ет отри­ца­тель­ное место­име­ние или наре­чие

Никем не под­пи­сан­ные рас­по­ря­же­ния еще сле­ду­ет обсу­дить.

Изучив вни­ма­тель­но кон­текст, выбе­рем пра­виль­ное слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» или «не под­пи­сан­ные», как и в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

Источник

Теперь вы знаете какие однокоренные слова подходят к слову Документ не подписан как пишется, а так же какой у него корень, приставка, суффикс и окончание. Вы можете дополнить список однокоренных слов к слову «Документ не подписан как пишется», предложив свой вариант в комментариях ниже, а также выразить свое несогласие проведенным с морфемным разбором.

В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста воз­мож­но как слит­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» (доку­мен­ты), так и раз­дель­ное — «не под­пи­сан­ные» (доку­мен­ты).

Выясним, в каких слу­ча­ях выбрать слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва. В напи­са­нии сло­ва с «не» пред­при­мем пер­вый шаг — это опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. От это­го напря­мую зави­сит слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва с «не».

Сравним:

  • не вста­вая с посте­ли (дее­при­ча­стие),
  • не хочет­ся гулять (гла­гол),
  • нерав­но­душ­ный чело­век и отнюдь не рав­но­душ­ный под­ход (при­ла­га­тель­ное),
  • не рад гостям (крат­кое при­ла­га­тель­ное),
  • быть не заму­жем (наре­чие).

Слитное написание слова «неподписанные»

Глагол совер­шен­но­го вида «под­пи­сать» обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «под­пи­сан­ный». С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем слово-антоним с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

  • непод­пи­сан­ный доку­мент,
  • непод­пи­сан­ная тет­радь,
  • непод­пи­сан­ное сооб­ще­ние,
  • непод­пи­сан­ные кар­ти­ны.

Неподписанные доку­мен­ты хра­нят­ся на вто­рой пол­ке сей­фа.

В таком кон­тек­сте оди­ноч­ное при­ча­стие в пол­ной фор­ме, явля­ю­ще­е­ся опре­де­ле­ни­ем, пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Неподписанные пись­ма лежат на сто­ле руко­во­ди­те­ля пред­при­я­тия.

Неподписанные или не подписанные

Раздельное написание слова «не подписанные»

Если у при­ча­стия появ­ля­ет­ся зави­си­мое сло­во, то тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но со сло­вом.

Не под­пи­сан­ные дирек­то­ром доку­мен­ты отло­же­ны на неде­лю.

Причастие «не под­пи­сан­ные» пишет­ся так­же раз­дель­но, если в кон­тек­сте при­сут­ству­ет одно из пере­чис­лен­ных ниже усло­вий:

1. про­ти­во­по­став­ле­ние

Не под­пи­сан­ные, а толь­ко уст­но согла­со­ван­ные дого­во­ры с под­ряд­чи­ком не явля­ют­ся юри­ди­че­ским доку­мен­том.

2. В пред­ло­же­нии име­ют­ся сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

Вовсе не под­пи­сан­ные бума­ги хра­нят­ся в чер­ной пап­ке.

Отнюдь не под­пи­сан­ные рисун­ки невоз­мож­но раз­ме­стить на выста­воч­ном стен­де.

Далеко не под­пи­сан­ные пунк­ты еще при­дет­ся согла­со­вать со спон­со­ра­ми.

3. В кон­тек­сте при­сут­ству­ет отри­ца­тель­ное место­име­ние или наре­чие

Никем не под­пи­сан­ные рас­по­ря­же­ния еще сле­ду­ет обсу­дить.

Изучив вни­ма­тель­но кон­текст, выбе­рем пра­виль­ное слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» или «не под­пи­сан­ные», как и в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

  • неболь­шой или не боль­шой дом,
  • нескром­ный или не скром­ный вопрос,
  • недо­ро­го или не доро­го купить.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

В зависимости от контекста возможно как слитное написание слова «неподписанные» (документы), так и раздельное — «не подписанные» (документы).

Выясним, в каких случаях выбрать слитное или раздельное написание интересующего нас слова. В написании слова с «не» предпримем первый шаг — это определение части речи, к которой оно принадлежит. От этого напрямую зависит слитное или раздельное написание слова с «не».

Сравним:

  • не вставая с постели (деепричастие);
  • не хочется гулять (глагол);
  • неравнодушный человек и отнюдь не равнодушный подход (прилагательное);
  • не рад гостям (краткое прилагательное);
  • быть не замужем (наречие).

Слитное написание слова «неподписанные»

Глагол совершенного вида «подписать» образует страдательное причастие прошедшего времени «подписанный». С помощью приставки не- образуем слово-антоним с противоположным значением:

  • неподписанный документ;
  • неподписанная тетрадь;
  • неподписанное сообщение;
  • неподписанные картины.

Неподписанные документы хранятся на второй полке сейфа.

В таком контексте одиночное причастие в полной форме, являющееся определением, пишется слитно с приставкой не-.

Неподписанные письма лежат на столе руководителя предприятия.

Неподписанные или не подписанные

Раздельное написание слова «не подписанные»

Если у причастия появляется зависимое слово, то тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно со словом.

Не подписанные директором документы отложены на неделю.

Причастие «не подписанные» пишется также раздельно, если в контексте присутствует одно из перечисленных ниже условий:

1. противопоставление

Не подписанные, а только устно согласованные договоры с подрядчиком не являются юридическим документом.

2.  В предложении имеются слова «отнюдь», «вовсе», «далеко»

Вовсе не подписанные бумаги хранятся в черной папке.

Отнюдь не подписанные рисунки невозможно разместить на выставочном стенде.

Далеко не подписанные пункты еще придется согласовать со спонсорами.

3. В контексте присутствует отрицательное местоимение или наречие

Никем не подписанные распоряжения еще следует обсудить.

Изучив внимательно контекст, выберем правильное слитное или раздельное написание слова «неподписанные» или «не подписанные», как и в следующих случаях:

  • небольшой или не большой дом;
  • нескромный или не скромный вопрос;
  • недорого или не дорого купить.

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 7

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Бланк приказа

С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», где представлены правила оформления и бланка приказа. Они практически не изменились.

Локальными актами организации может быть предусмотрено выделение полужирным шрифтом:

  • реквизитов «адресат», «заголовок к тексту» или «подпись»,
  • а также отдельных фрагментов текста.

В новом стандарте уточняется, что приказы по основной деятельности и по личному составу изготавливаются на бланках формата А4 и должны иметь поля:

  • 20 мм – левое (30 мм, если срок хранения документа свыше 10 лет или «Постоянно»);
  • 10 мм – правое;
  • 20 мм – верхнее;
  • 20 мм – нижнее.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 рекомендует бланки документов на бумажном носителе и электронные шаблоны бланков изготавливать на основании макетов бланков, утверждаемых руководителем организации. Бланки документов следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов. Электронные шаблоны бланков документов должны быть защищены от несанкционированных изменений.

Пример 1. Бланк приказа организации

Фрагмент документа

Рисунок В.7 «Образец бланка конкретного вида документа должностного лица» в ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

В случае составления документа на должностном бланке приказа можете взять за основу Рисунок В.7 из ГОСТ Р 7.0.97-2016, при этом:

  • заменив вид документа «РАСПОРЯЖЕНИЕ» на «ПРИКАЗ» и 
  • подставив наименование своей организации и ее местоположение (населенный пункт).

Если в компании до этого такой бланк не использовался, то необходимо сначала его утвердить распорядительным документом или внести соответствующие дополнения в инструкцию по делопроизводству.

Состав реквизитов приказа

Приказ содержит следующие реквизиты (из установленных в ГОСТ Р 7.0.97-2016):

  • Герб Российской Федерации, или Герб субъекта Российской Федерации, или эмблему либо товарный знак (знак обслуживания);
  • наименование организации – автора документа;
  • вид документа (ПРИКАЗ);
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • заголовок к тексту;
  • текст;
  • подпись.

При этом факультативными реквизитами приказа являются:

  • визы / грифы согласования;
  • отметка об исполнителе;
  • отметка о контроле;
  • отметка о направлении в дело.

Отметка об ознакомлении хотя и может оформляться на приказе, реквизитом не считается.

Обратите внимание, по общему правилу печать на приказе не проставляется. Это связано с тем, что он является внутренним распорядительным документом. Однако банки иногда требуют подлинники приказов, а не заверенные копии. В этом случае появление оттиска печати, заверяющего подпись на приказе, автоматически снимает множество потенциальных вопросов.

Реквизиты бланка приказа

Герб Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также эмблема (товарный знак, знак обслуживания) организации оформляются на верхнем поле документа независимо от того, какое расположение бланка распорядительного документа используется в компании: продольное или угловое. В новом ГОСТ герб / эмблема всегда центрируется по отношению к наименованию организации-автора. См. Примеры 1–3.

Наименование организации – автора документа на бланке приказа должно соответствовать наименованию юридического лица, закрепленному в его учредительных документах и, соответственно, в ЕГРЮЛ. Под официальным полным наименованием организации в скобках указывается ее сокращенное наименование, если оно предусмотрено учредительными документами. См. Пример 1 и Рисунок В.7 в ГОСТ 7.0.97-2016.

Пример 2. Расположение эмблемы на угловом бланке приказа

Пример 3. Расположение эмблемы на продольном бланке приказа

Если у автора документа есть вышестоящая организация, то она должна указываться над ним. Новый ГОСТ ввел в виде самостоятельных реквизитов такие, как наименование структурного подразделения – автора документа и должностного лица – автора. Они и раньше могли располагаться на бланках документов, но не считались реквизитами.

Наименование вида документа указывается на всех документах, за исключением деловых (служебных) писем. Оно располагается под наименованием организации. Обратите внимание, что как ранее (согласно ГОСТ Р 6.30-2003), так и сейчас (по ГОСТ 7.0.97-2016) вид документа указывается прописными буквами (например, ПРИКАЗ).

Дата документа соответствует дате его подписания, а не дате регистрации. Но по правилам делопроизводства приказ должен быть зарегистрирован в день подписания, поэтому у него эти даты всегда совпадают.

Дата документа записывается в последовательности: день месяца, месяц, год – одним из двух способов:

  • арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.06.2016, или
  • словесно-цифровым способом: 5 июня 2016 г. (обратите внимание, что при таком способе в дате до 10 цифра «0» теперь не проставляется).

Часто в бланке приказа пишут дату словесно-цифровым способом и перед цифрой дня указывают предлог «от» или берут эту цифру в кавычки: «2» сентября 2018 г. В новом ГОСТ таких вариантов написания нет, но и делать это не запрещается. См. Пример 6.

Регистрационный номер документа – это идентификатор документа, состоящий:

  • из порядкового номера документа,
  • который, по усмотрению организации, может дополняться цифровыми или буквенными кодами (индексами) в соответствии с используемыми классификаторами (например: индексом дела по номенклатуре дел, кодом корреспондента, кодом должностного лица и др.).

В Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76; далее – Методические рекомендации) сказано, что приказы регистрируются по порядку номеров в пределах календарного года, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря. Этот принцип регистрации приказов используют все организации.

Только каждый массив разновидностей приказов регистрируется отдельно, следовательно, имеет собственную валовую нумерацию в течение календарного года. Чтобы отделить один массив разновидностей приказов от другого, им и присваивают разные индексы. Во-первых, приказы подразделяют на следующие виды:

  • по основной деятельности,
  • административно-хозяйственным вопросам и 
  • личному составу.

Во-вторых, дополнительно их можно классифицировать в пределах каждой разновидности на еще более мелкие группы, чтобы группировать по правилам архивного хранения в разные дела с учетом сроков хранения. Например, приказы по личному составу удобно разделить на имеющие длительный срок хранения 50 лет (до 2003 года – 75 лет) и те, что должны храниться 5 лет (первым можно присваивать индекс «л/с», вторым – «л»; часто еще в качестве индекса используют номер дела по номенклатуре дел, в которое подшивается документ). К индексу (группы) всегда добавляют порядковый номер документа (внутри этой группы).

Указание места составления (издания) в приказе обязательно. Только фактически им становится населенный пункт из официального адреса организации, указанного при регистрации в ЕГРЮЛ. Он пишется в соответствии с принятым административно-территориальным делением. Указывается на строчку ниже даты и номера документа.

Данный реквизит может не оформляться в приказе в том случае, если в наименовании организации присутствует указание на место ее нахождения (например: Московский городской педагогический университет).

Текст с заголовком

Заголовок к тексту приказа выражается словосочетанием, в котором опорным словом является имя существительное в предложном падеже («о чем?»). Как правило, опорное слово является отглагольным существительным, т.е. указывает на конкретное действие (назначение, создание), например: «О назначении сотрудника, ответственного за работу с обращениями граждан». Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа.

При правильном выборе существительного, определяющего тему приказа, оно будет являться стержневым идентификатором при поиске документа.

Пример 4. Заголовок к тексту приказа (по общим правилам и согласно ГОСТ Р 7.0.97-2016)

По рекомендациям ведущих специалистов Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) заголовок должен:

  • занимать не более 5 строк общей длиною до 150 знаков;
  • печататься без абзацного отступа через одинарный межстрочный интервал без кавычек и не подчеркиваться;
  • начинаться с прописной буквы и заканчиваться без использования точки.

В Методических рекомендациях заголовок к тексту предлагается центрировать и выделять полужирным шрифтом при оформлении приказа на продольном бланке (Пример 5). Видимо, для устранения конфликта между новым ГОСТ и Методическими рекомендациями в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и было включено пояснение для федеральных органов власти: «В указах, постановлениях, решениях, приказах, издаваемых органами власти, заголовок к тексту может оформляться над текстом посередине рабочего поля документа и центрируется относительно самой длинной строки».

Пример 5. Заголовок текста приказа органа власти на продольном бланке

О повышении доступности бесплатной медицинской помощи
гражданам Российской Федерации

Можно оформлять заголовок к тексту и прописными буквами (Пример 6), поскольку все указания по оформлению распорядительных документов носят рекомендательный характер. Однако использование того или иного способа оформления, применения шрифтов нужно отразить в локальном нормативном акте организации (ЛНА), определяющем правила оформления и составления документов (это может быть инструкция, правила, порядок или регламент).

Пример 6. «Шапка» приказа федерального агентства

«Заголовок к тексту может не составляться, если текст документа не превышает 4–5 строк» – это формулировка из п. 5.17 нового ГОСТ. В таком случае текст документа можно полностью перенести в СЭД в поле «Заголовок к тексту», по которому обычно работает поиск. В утратившем силу ГОСТ Р 6.30-2003 условие отсутствия заголовка было сформулировано иначе: «К тексту документов, оформленных на бланках формата А5, заголовок допускается не указывать».

Текст приказа выравнивается по ширине листа (по границам левого и правого полей документа). Приведем здесь те фрагменты п. 5.18 нового ГОСТ, которые имеют отношение к оформлению текста именно приказа:

Фрагмент документа

Пункт 5.18 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

5.18. Текст документа составляется на государственном языке Российской Федерации или государственном языке (языках) республик в составе Российской Федерации в соответствии с законодательством республик в составе Российской Федерации.

В тексте документа, подготовленном на основании законодательных или иных нормативных правовых актов, ранее изданных распорядительных документов, указываются их реквизиты:

  • наименование документа, наименование организации – автора документа, дата документа, регистрационный номер документа, заголовок к тексту или наименование вида документа;
  • наименование организации или должностного лица, утвердившего документ, дату утверждения документа.

Текст документа может содержать разделы, подразделы, пункты, подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Уровней рубрикации текста не должно быть более четырех.

В приказах текст излагается от первого лица единственного числа («приказываю»)… В совместных документах… от первого лица множественного числа («приказываем», «решили»)…

В текстах документов употребляются только общепринятые аббревиатуры и графические сокращения.

При употреблении в тексте фамилий лиц инициалы указываются после фамилии…

Пронумерованные пункты распорядительной части текста приказа могут форматироваться как обычные абзацы (см. фрагмент Методических рекомендаций далее) или как нумерованный список, в котором номера пунктов располагаются друг под другом левее текста (как в Примере 7). Здесь вы также можете увидеть разницу в написании ключевого слова: «ПРИКАЗЫВАЮ:» с новой строки или «п р и к а з ы в а ю:» в конце последнего абзаца констатирующей части текста.

Распорядительные документы могут иметь приложения. Они оформляются не под текстом отдельным реквизитом «отметка о приложении» (как, например, в письмах), а в виде ссылок в тексте. При первом упоминании прилагаемого документа в тексте приказа следом в скобках пишут слово «(приложение)». А если таких документов несколько, то их нумеруют с использованием знака «№» или без него: «(приложение 1)» и «(приложение 2)» либо «(приложение № 1)» и «(приложение № 2)» – см. Пример 7.

Если приложение утверждается приказом, то в тексте перед его наименованием может указываться и прилагательное «прилагаемый» без скобок – этот вариант приводится в Методических рекомендациях (см. «!» во фрагменте Методических рекомендаций ниже).

Пример 7. Указание наличия приложения в тексте приказа (по ГОСТ Р 7.0.97-2016)

Фрагмент документа

Образец приказа из Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)

В соответствии с новым ГОСТ на первом листе утверждаемого документа в правом верхнем углу размещаем (Пример 8):

  • слово «Приложение» и 
  • гриф утверждения с указанием данных распорядительного документа, которым утвержден документ-приложение. Причем указываем, что утверждение произведено не приказом генерального директора, а именно приказом организации, если генеральный директор единственный имеет право издавать приказы (это самая распространенная схема работы и в примерах в ГОСТ Р 6.30-2003 и в ГОСТ Р 7.0.97-2016 представлен именно такой вариант).

Если же документ лишь прилагается к приказу, но не утверждается им, то на приложении оформляем иную отметку – как в Примере 9.

Пример 8. Отметка о приложении на утвержденном нормативном документе

Пример 9. Отметка на неутверждаемом приложении

Приказ подшивается в дело вместе со своими приложениями. А вот основания к приказам по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам (докладные и служебные записки, рапорты и пр.) формируются отдельно.

Согласование и подписание

Перед подписанием документа он может быть отправлен на согласование. Не путайте процедуру согласования приказа с процедурой ознакомления, которая происходит уже после подписания приказа.

Если в организации установлен порядок визирования (внутреннего согласования) проекта приказа заинтересованными лицами, определен их состав для каждого вида приказа, то наличие визы на документе обязательно.

Виза свидетельствует о рассмотрении проекта документа согласующим лицом (и не всегда о согласии с ним). Она включает (см. Примеры 10–12):

  • должность лица, визирующего документ;
  • его подпись с расшифровкой (инициалами и фамилией);
  • дату визирования;
  • если к проекту документа есть замечания, то они излагаются здесь же либо прилагаются отдельно (о чем делается пометка).

Если подлинник документа остается в организации, рекомендуется проставлять визы в нижней части оборотной стороны его последнего листа или на отдельном листе согласования. Визирование документа может осуществляться и в автоматизированной системе. Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование нормативных актов, приложений для защиты от возможной замены листов.

Вариант расположения виз на документе выбирает сама организация и закрепляет в инструкции по делопроизводству или ином ЛНА.

Если в процессе визирования в проект текста документа вносятся существенные изменения, он подлежит повторному согласованию. Оно не требуется, если при доработке в проект документа внесены лишь уточнения, не меняющие его сути.

Пример 10. Виза внутреннего согласования на проекте документа (без замечаний)

Пример 11. Виза внутреннего согласования на проекте документа (с замечаниями)

Пример 12. Виза внутреннего согласования на проекте документа (с замечаниями)

Если проект приказа должен быть согласован с должностными лицами, которые не являются сотрудниками организации, то это считается внешним согласованием и оформляется грифом согласования. В нем присутствуют те же элементы, что и в визе, только добавлено слово «СОГЛАСОВАНО» (все буквы прописные, без кавычек, в конце двоеточие не ставится):

Пример 13. Гриф внешнего согласования на проекте документа (без замечаний)

Грифы согласования могут оформляться на отдельном листе согласования или на лицевой стороне подлинника документа ниже реквизита «подпись» слева.

Единых правил оформления листа согласования не существует, поэтому приведем наиболее распространенный вариант (Пример 14). Заполненный лист согласования подписывается и датируется руководителем делопроизводственной службы или ответственным исполнителем. Лист согласования прилагается к проекту документа.

В соответствии с приложением к п. 3.3.2 Методических рекомендаций, если содержание документа затрагивает интересы нескольких организаций, грифы согласования могут располагаться на отдельном листе согласования. Но при этом на основном документе (в тексте приказа) в месте, предусмотренном для расположения грифов согласования (под реквизитом «подпись» слева) делается отметка «Лист согласования прилагается».

Пример 14. Лист согласования с грифами внешнего согласования (в образце не были использованы реальные должности и Ф.И.О. чиновников)

При внутреннем согласовании визы тоже часто располагают на листе согласования (напомним, что в визе не будет слова «СОГЛАСОВАНО» и в должности будет отсутствовать наименование организации).

Согласование – это выражение согласия или несогласия, частичного согласия с проектом текста документа, т.е. возможна его корректировка до идеального состояния. При наличии замечаний к документу визу / гриф согласования оформляют:

  • прямо с текстом этого короткого замечания (см. Примеры 12 и 17) либо
  • пишут, что замечания прилагаются, чтобы подробно изложить их на отдельном листе (Пример 11). Но как их тогда оформить? Единых правил не существует, поэтому предлагаем вам возможные варианты в Примерах 15 и 16.

Пример 15. Замечания к проекту документа (в образце не использовалось реальное Ф.И.О. чиновника)

Пример 16. Замечания к проекту документа

При несогласии с текстом проекта документа согласующее лицо не может отказаться от его визирования, т.к. это является его обязанностью, закрепленной либо в должностной инструкции, либо в регламенте прохождения документа, либо в инструкции по делопроизводству, но можно объяснить свое несогласие:

Пример 17. Ситуация и пример визы согласования

Допустим, в приказе есть пункт об утверждении состава рабочей группы по проверке документации. При визировании документа начальник юридического отдела высказал свое несогласие на проекте приказа собственной визой, мотивируя это так:

Ситуация и пример визы согласования

Коммерческая организация может воспользоваться правилом, которое применяется при согласовании проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти:

Фрагмент документа

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009)

3…При наличии возражений проект нормативного правового акта визируется с замечаниями, которые оформляются на бланке федерального органа исполнительной власти, подписываются соответствующим руководителем (его заместителем) и прилагаются к указанному проекту (его копии) либо создаются в форме электронного документа и подписываются руководителем (его заместителем) с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Если согласование происходит внутри СЭД, то его результаты можно распечатать, как и любой другой отчет (см. Пример 18).

Если визирование или внешнее согласование оформлялось на листе согласования, то он является неотъемлемой частью того документа, к которому относится, и храниться должен вместе с ним в течение того же срока, что и основной документ.

Если согласование происходит в электронной форме, а приказ подписывается на бумаге традиционным рукописным способом, то лист согласования необходимо распечатать и приложить к документу (Пример 18).

Если приказ подписывается электронной подписью и визируется также в электронной форме, то приказ и лист согласования формируются в электронное дело. Данный вопрос нормативно не урегулирован, потому единого мнения по нему нет. Но принимая во внимание, что лист согласования является неотъемлемой частью документа, хранить части документа в разных системах автору статьи представляется нелогичным.

Пример 18. Лист согласования, сформированный в СЭД

Тут стоит прояснить еще один нюанс. ГОСТ Р 7.0.97-2016 ввел новый реквизит «отметка об электронной подписи», при этом в п. 5.23 говорит, что она «используется при визуализации электронного документа, подписанного электронной подписью… место размещения отметки… должно соответствовать месту размещения собственноручной подписи на аналогичном документе на бумажном носителе». Данная отметка может быть использована только в реквизите «подпись». Кстати, в ГОСТ Р 7.0.97-2016 приводится единственный пример оформления такой отметки (см. ниже), который подразумевает отображение номера сертификата, выданного удостоверяющим центром, но он есть только у усиленных квалифицированных подписей, его получение стоит денег.

Поэтому «для внутреннего потребления», в т.ч. при согласовании документа внутри организации, обычно используют простую электронную подпись, поддерживаемую СЭД совершенно бесплатно. Вход в систему при помощи пароля и логина уже может использоваться СЭД для идентификации пользователя. Если согласование будет проходить в электронной форме именно таким способом, это необходимо закрепить в ЛНА компании.

В Примере 18 показано, что в распечатке из СЭД может просто содержаться информация о факте прохождения согласования в СЭД (отмечено «1»), а вот подпись будет стоять того лица, кто уполномочен подтверждать эти сведения («2» там же).

Фрагмент документа

Пример отметки об электронной подписи из п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»

После согласования со всеми заинтересованными лицами приказ подлежит рассмотрению руководителем. В случае одобрения он его подписывает. Реквизит «подпись» включает:

  • наименование должности;
  • собственноручную подпись (которая в случае подписания электронного оригинала заменяется на отметку об электронной подписи);
  • расшифровку подписи (инициалы и фамилия).

Пример 19. Подпись на бумажном документе

В Примере 20 показано, как оформить отметку об электронной подписи, если эта подпись является усиленной квалифицированной, поэтому у нее есть сертификат. Если же документ был подписан простой электронной подписью, то визуализировать это придется иначе, например, это можно сделать так, как показано в Примере 21.

Пример 20. Визуализация усиленной квалифицированной электронной подписи на электронном документе (по ГОСТ Р 7.0.97-2016)

Пример 21. Визуализация простой электронной подписи на электронном документе (не по ГОСТ Р 7.0.97-2016)

Возможность проведения данной процедуры согласования подтверждают и Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти:

Фрагмент документа

Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477)

40. Электронные документы, направляемые в органы государственной власти и органы местного самоуправления, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица федерального органа исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

41. В системе электронного документооборота федерального органа исполнительной власти могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых используются иные виды электронных подписей в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Единоличный исполнительный орган (обычно это гендиректор) может делегировать свое право подписи приказов иным лицам, что оформляется документально (обычно приказом).

Право передачи полномочий по подписанию приказов единоличным исполнительным органом общества другому лицу также может быть отражено в уставе общества. Однако и в этом случае обычно право издания приказов если и делегируется, то лицам, занимающим конкретные должности, в ведении которых находятся конкретные вопросы деятельности.

При подписании документа лицом, назначенным исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется с указанием этого статуса (см. Примеры 22–23). Обратите внимание: на вакантную должность назначить работника исполняющим обязанности нельзя. Единственное исключение – должность, назначение на которую производится вышестоящим органом управления (в настоящее время чаще всего бюджетными организациями) в течение не более 2-х месяцев (п. 2 разъяснений Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства»).

Пример 22. Оформление подписи исполняющего обязанности гендиректора

Пример 23. Оформление подписи исполняющего обязанности гендиректора

Но бывает и иначе – человек уже работает в организации на какой-то должности (например, финансовым директором), но во время отсутствия генерального директора (по причине болезни или отпуска) назначается временно исполняющим его обязанности (т.е. к его основному функционалу добавили дополнительный, а должность осталась прежней). Тогда подпись, по мнению автора статьи, может быть оформлена так, как показано в Примере 24 (хотя обычно организации используют в этой ситуации вариант из Примера 22).

Пример 24. Оформление подписи лицом, исполняющим обязанности временно отсутствующего работника (в данном примере – генерального директора)

Если же подписание распорядительного документа входит в состав основных полномочий должностного лица (делегировано ему), то в реквизите «подпись» указывается только его «обычная» должность по трудовому договору:

Пример 25. Подписание документа лицом, имеющим право подписи в соответствии с распределением обязанностей или по доверенности

В п. 5.22 ГОСТ Р 7.0.97-2016 сказано, что при подписании документа лицом, имеющим право подписи в случае временного отсутствия руководителя, исправления в наименование должности подписывающего приказ и расшифровку личной подписи (Ф.И.О.) вносятся от руки (способ не определен, возможно путем зачеркивания1) или с использованием соответствующих штампов. Не допускается ставить косую черту, надпись «за» перед первоначально напечатанным наименованием должности лица, если документ подписывает иное должностное лицо.

Пример 26. Внесение изменений в реквизит «подпись» в уже распечатанный документ или на унифицированной форме

При подписании документа на бланке должностного лица наименование должности в реквизите «подпись» не указывается, т.к. оно «перемещается» выше в бланк (см. отметки «1» и «2» в Примере 28).

Пример 27. Подпись на документе, оформленном на должностном бланке

Отметки

Реквизит «отметка об исполнителе» в приказах оформлять не принято, однако и не запрещено (в т.ч. новым ГОСТ Р 7.0.97-2016). Фамилия, инициалы и подпись ответственного исполнителя, подготовившего проект приказа, проставляются в первой визе согласования приказа. Однако сотрудникам-исполнителям может потребоваться консультация именно того коллеги, кто работал над текстом приказа, а лист согласования документа им не рассылался (если визы собирались не на самом документе), поэтому проставление в приказе отметки об исполнителе автор статьи считает оправданным.

При ее оформлении самая распространенная ошибка – включение в нее сокращения «Исп.» или слова «Исполнитель». Этого делать не нужно, т.к. названия реквизитов не указывают при их оформлении на документах.

В соответствии с п. 5.25 ГОСТ Р 7.0.97-2016 отметка об исполнителе оформляется под реквизитом «подпись» с левой стороны листа. В новом стандарте данная отметка дополнена элементами (они указываются по желанию организации, образец показан в Примере 30 и отмечен «2»):

  • наименование должности,
  • структурного подразделения и 
  • электронного адреса исполнителя.

На приказах может проставляться в правом верхнем углу отметка о контроле (отмечено «1» там же). Снятие с контроля и направление документа в дело оформляется отметкой о направлении документа в дело («3» там же).

После подписания приказ передается в службу делопроизводства для регистрации, рассылки по исполнителям и их ознакомления, а также подшивки подлинника документа в дело.

Если ознакомление с приказом происходит непосредственно на документе, то отметка об ознакомлении2 оформляется на лицевой или оборотной стороне и может выглядеть (единых требований нет) как в Примерах 28 и 30 (см. «4»).

Пример 28. Отметка об ознакомлении

Обратите внимание: оформлять ознакомление исполнителей с приказами по основной деятельности и административно-хозяйственным вопросам непосредственно на документе не принято, поэтому если вы хотите придерживаться этого подхода, то его необходимо закрепить в ЛНА. А вот ознакомление с приказами по личному составу как раз принято оформлять на лицевой стороне ниже подписи и виз (если таковые были). Чтобы не спутать отметку об ознакомлении с визой, первую из них и начинают словами «С приказом ознакомлены:».

Итак, чаще всего с приказом по основной или административно-хозяйственной деятельности знакомят следующим способом:

  • традиционным: снимают бумажную копию и рассылают исполнителям (без ее заверения), либо
  • более современным образом: рассылают электронную копию приказа по электронной почте или транслируют ее с использованием СЭД.

Это не касается приказов, с которыми работник должен быть ознакомлен под личную подпись (в силу требований законодательства). В этом случае придется либо сделать лист ознакомления, либо дать работнику поставить свою подпись и дату ознакомления в оригинале приказа.

Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа, поэтому не надо включать в приказ пункт «Приказ довести до сведения…». Унифицированной формы указателя (списка, листа) рассылки нормативными документами не предусмотрено, поэтому предложим его возможный вариант в Примере 29. Обратите внимание: исполнитель подписывает указатель рассылки (см. «!»).

Пример 29. Указатель рассылки документа

После ознакомления всех заинтересованных лиц на приказе оформляется отметка о направлении документа в дело (см. «3» в Примере 30) и он подшивается в дело, например: «Приказы генерального директора по основной деятельности».

Такая отметка определяет место хранения документа после завершения работы с ним и включает:

  • фразу «В дело» и индекс дела по номенклатуре дел, в которое помещается документ на хранение, с указанием года;
  • должность лица, оформившего отметку, подпись и дату.

Приказы по основной деятельности в организациях, являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, хранятся постоянно до передачи на хранение в государственный или муниципальный архив. В остальных организациях они хранятся до ликвидации организации. Именно так надо понимать срок «Пост. » в п. «а» ст. 19 Перечня3 с учетом текста в сноске .

Пример 30. Приказ по основной деятельности

В зави­си­мо­сти от кон­тек­ста воз­мож­но как слит­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» (доку­мен­ты), так и раз­дель­ное — «не под­пи­сан­ные» (доку­мен­ты).

Выясним, в каких слу­ча­ях выбрать слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние инте­ре­су­ю­ще­го нас сло­ва. В напи­са­нии сло­ва с «не» пред­при­мем пер­вый шаг — это опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. От это­го напря­мую зави­сит слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва с «не».

Сравним:

  • не вста­вая с посте­ли (дее­при­ча­стие);
  • не хочет­ся гулять (гла­гол);
  • нерав­но­душ­ный чело­век и отнюдь не рав­но­душ­ный под­ход (при­ла­га­тель­ное);
  • не рад гостям (крат­кое при­ла­га­тель­ное);
  • быть не заму­жем (наре­чие).

Слитное написание слова «неподписанные»

Глагол совер­шен­но­го вида «под­пи­сать» обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «под­пи­сан­ный». С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ем слово-антоним с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

  • непод­пи­сан­ный доку­мент;
  • непод­пи­сан­ная тет­радь;
  • непод­пи­сан­ное сооб­ще­ние;
  • непод­пи­сан­ные кар­ти­ны.

Неподписанные доку­мен­ты хра­нят­ся на вто­рой пол­ке сей­фа.

В таком кон­тек­сте оди­ноч­ное при­ча­стие в пол­ной фор­ме, явля­ю­ще­е­ся опре­де­ле­ни­ем, пишет­ся слит­но с при­став­кой не-.

Неподписанные пись­ма лежат на сто­ле руко­во­ди­те­ля пред­при­я­тия.

"Неподписанные" (документы) как пишется, слитно или раздельно?

Раздельное написание слова «не подписанные»

Если у при­ча­стия появ­ля­ет­ся зави­си­мое сло­во, то тогда части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но со сло­вом.

Не под­пи­сан­ные дирек­то­ром доку­мен­ты отло­же­ны на неде­лю.

Причастие «не под­пи­сан­ные» пишет­ся так­же раз­дель­но, если в кон­тек­сте при­сут­ству­ет одно из пере­чис­лен­ных ниже усло­вий:

1. про­ти­во­по­став­ле­ние

Не под­пи­сан­ные, а толь­ко уст­но согла­со­ван­ные дого­во­ры с под­ряд­чи­ком не явля­ют­ся юри­ди­че­ским доку­мен­том.

2.  В пред­ло­же­нии име­ют­ся сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

Вовсе не под­пи­сан­ные бума­ги хра­нят­ся в чер­ной пап­ке.

Отнюдь не под­пи­сан­ные рисун­ки невоз­мож­но раз­ме­стить на выста­воч­ном стен­де.

Далеко не под­пи­сан­ные пунк­ты еще при­дет­ся согла­со­вать со спон­со­ра­ми.

3. В кон­тек­сте при­сут­ству­ет отри­ца­тель­ное место­име­ние или наре­чие

Никем не под­пи­сан­ные рас­по­ря­же­ния еще сле­ду­ет обсу­дить.

Изучив вни­ма­тель­но кон­текст, выбе­рем пра­виль­ное слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние сло­ва «непод­пи­сан­ные» или «не под­пи­сан­ные», как и в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях:

  • неболь­шой или не боль­шой дом;
  • нескром­ный или не скром­ный вопрос;
  • недо­ро­го или не доро­го купить.

Предыдущая

Как правильно пишется«БорЯщийся» или «борЮщийся», как правильно пишется?

Следующая

Как правильно пишется«ОдиНадцатое» или «одиННадцатое», как пишется правильно?

Всего найдено: 8

Добрый день. Как правильно — документы неподписаны или документы не подписаны?

Ответ справочной службы русского языка

Правилен второй вариант.

Здравствуйте. У нас на работе возник спор — как правильно написать частицу «не» в этом предложении: «У нас счетов не(?)оплаченных (тем более не(?)подписанных) не валяется!» Народ утверждает, что во втором слове раздельно, а я считаю, слитно.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание в обоих случаях. Слова тем более не влияют на слитное написание не, т. к. не являются пояснительными (ср.: начальником не подписанных).

Ставится ли (в письме, статье) вторая, после постскриптума, подпись, или подпись остаётся одна, после основного текста? Я послал в журнал статью, подписанную один раз, после основного текста, без подписи после постскриптума, и редактор, профессор МГУ, выразил неудовольствие: мол, статья будто бы не подписана. Но моя сослуживица сказала, например, что они с дочерью, ученицей четвёртого класса, недавно «проходили» эту тему (написание письма) и в школе учат так: вторая подпись, после постскриптума, не ставится. Так кто прав — профессор МГУ или ученица четвёртого класса?

Ответ справочной службы русского языка

Замечание редактора, на наш взгляд, необоснованно. Постскриптум – это приписка в письме после подписи (такое определение – в «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина). После постскриптума вторая подпись не ставится. Вот пример концовки письма, приведенный в пособии А. Акишиной, Н. Формановской «Этикет русского письма» (М.: Русский язык, 1986):

Целую.
Всегда твоя Валя
P.S.  Совсем забыла написать, что вчера встретила Олега. Он передавал тебе большой привет. Еще раз крепко целую.

А вот концовка письма А. П. Чехова М. М. Чехову от 25.08.1877 (Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького – М.: Наука, 1974–1983. Т. 1. Письма, 1875—1886. – М.: Наука, 1974. С. 26):

Кланяйся Грише и Лизе. (А если другая сестра в Москве, то и ей.) Прощай, будь здоров и богат, твой брат

А. Чехов.

Если будут деньги, то на Рождество увидимся.

Огромнейшая признательность за скорые ответы!
Еще вопрос, пожалуйста, по мотивам ответов на вопросы № 250323 и № 242126.
1) Сколько заказов теряется (именно) будучи не услышанными… 2) Письмо поступило в редакцию, будучи не подписанным (ни одной фамилией). Скажите, пожалуйста, разве и в том и другом случае не следует признать обороты некорректными? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Эти предложения корректны, так как в них деепричастный оборот соотносится с двусоставной грамматической основой.

Правильно ли составлено предложение: «Письмо поступило в редакцию, будучи не подписанным ни одной фамилией» ?????????

Ответ справочной службы русского языка

Предложение некорректно. Можно сказать: в редакцию поступило анонимное (неподписанное) письмо.

Как правильно: «в случае не подписания докуменов», или » в случае неподписания документов»?

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Уважаемые коллеги! Повторно обращаюсь к Вам с просьбой, нужно очень срочно, уточнить как правильно -слитно или раздельно — пишется «неподписанный или не подписанный, например, в контексте со словом контракт». Ирина Львовна

Ответ справочной службы русского языка

Если нет зависимых слов, верно слитное написание.

Трудности с запятой: Однако в связи с не подписанием до настоящего времени соглашения……., посим вас….

Ответ справочной службы русского языка

Запятая перед _просим_ факультативна (не обязательна). Корректные варианты: _Однако в связи с неподписанием до настоящего времени соглашения… просим вас…_ и _Однако, в связи с неподписанием до настоящего времени соглашения…, просим вас…_

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Приказ контр адмирала как пишется
  • Приказ есть приказ как пишется
  • Приказ для офицеров как правильно пишется
  • Прикажете как пишется правильно
  • Прик снуться как пишется