Продукт менеджер как пишется

Кто такой продакт-менеджер?

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 127K

Популярность специальности product manager за последние 3 года выросла в несколько раз. Мы видим много объявлений о поиске менеджера продукта, курсов по по подготовке специалистов, кейсов и т.п. Но далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором.

В этой статье подробно рассмотрим эту специальность, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.

Кто такой продакт-менеджер

Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Но во всех есть одно целое: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.

Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы. Например, одна компания выдвигает такие требования. Другая такие.

Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей.

Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации.

Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.

Так выглядит типичный менеджер продукта

Так выглядит типичный менеджер продукта

Какую роль выполняет product manager

Рассмотрим роль продакт-менеджера более подробно. Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов.

Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.

Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п.

Продакт-менеджер придумал что-то крутое

Продакт-менеджер придумал что-то крутое

Следовательно, роль product manager в компании — генерирование идей, создание стратегии развития, набор команды специалистов для дальнейшей реализации, планирование и контроль выполнения поставленных задач.

Какими навыками должен обладать менеджер продукта

Квалифицированный продакт обладает навыками, которые помогают выполнять поставленные задачи.

Стратегическое мышление

Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития.

Задача любого продукта — создать выгоду и ценность для клиентов. Поэтому менеджер анализирует аудиторию, рыночные условия и конкуренцию, создает «картинку» идеи и презентует команде (руководству). Причем анализирование не останавливается после окончания реализации, оно делается постоянно.

Например, сделана платформа для формирования отчетных документов малого бизнеса (накладные, акты). Все работает, все хорошо. Без анализа потребностей рано или поздно система «затухнет» и станет невостребованной. Но благодаря постоянному изучению рынка продакт-менеджер определяет новые тенденции и «боли» клиентов. Вводится новый функционал, потребитель доволен, система продолжает нести ему выгоду и ценность.

Планирование

Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях.

Построение коммуникаций

Product manager регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли.

А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать.

Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки.

Ведение документации

Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, product manager сталкивается со следующими типами документов:

  • предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание;

  • проектная — план выполнения работ, технический контроль, график;

  • рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи;

  • итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее;

  • бухгалтерская (редко).

Работа с подрядчиками

Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п.

Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков.

Какие обязанности выполняет продакт-менеджер

Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности:

  • сбор информации;

  • формирование практических выводов;

  • выведение требований к продукту;

  • создание рабочего плана, распределение ролей между персоналом;

  • продвижение и реализация продукта.

Зона ответственности продакт-менеджера:

  • проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов;

  • реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей;

  • проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам;

  • проработка маркетинговых коммуникаций;

  • взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж;

  • работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации;

  • формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству;

  • вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI);

  • создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;

  • ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса;

  • составление графика и определение эксплуатационных требований;

  • ¨C62C

  • ¨C63C

Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов:

  • Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных.

  • Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции.

  • Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией.

  • Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап.

  • Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии.

  • Контроль и оценка выполненной работы.

  • Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения.

Пример максимально упрощен для общего понимания, как проходит работа продакта. После выхода на рынок он продолжает работать, постоянно анализирует, генерирует идеи по улучшению текущего продукта для привлечения новых пользователей.

Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера

Работу product manager оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая.

Количественной оценки по факторам этой группы нет, тут все субъективно. Но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется.

К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и т.п.

KPI

Есть несколько KPI, по которым оценивают эффективность работы продакт-менеджеров. В разных компаниях свои наборы, как правило, они уточняются при найме на работу или запуске нового продукта:

  • Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда.

  • Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями.

  • Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт.

  • Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей.

  • ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%).

Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы product manager по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п.

Рынок профессии

В начале статьи говорили о популярности профессии и ее востребованности. Рассмотрим некоторые статистические данные:

  • в 2020 году чуть меньше полутора тысяч компаний ищут менеджеров продукта (по данным hh.ru);

  • максимально предлагаемая зарплата в Москве — 600 000 рублей в месяц.

Регулярно появляются новые технологические компании, спрос на продакт-менеджеров растет, количество вакансий и средняя зарплата увеличиваются. Поэтому получение новой квалификации сегодня — актуально.

Таким образом, product manager — специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации. Для успешной работы нужно иметь стратегическое мышление, навыки планирования и построения надежных коммуникаций внутри и за пределами команды.

Еще больше о том, как стать продакт-менеджером, можно узнать на нашем годовом курсе «‎Профессия: Продакт-менеджер»

Узнать подробности!

Продукт-менеджер (он же менеджер по продукту) — сотрудник, отвечающий за создание нового продукта или изменение / улучшение существующего.

Представьте, что покупатель заходит в магазин в поисках брюк. И находит вроде бы отличную модель, но вот беда — на брюках нет карманов! А ведь эта модель просто идеально сидит по фигуре, но ещё карманы бы сюда…А теперь представьте, что продукт-менеджер видит эти страдания клиента, хватает брюки и бежит в ателье пришивать карманы (я утрирую, конечно). А потом выпускает обновленную модель в продажу. Клиент счастлив, владелец магазина тоже.

В общих чертах так работает продукт-менеджер. Но давайте вернемся сейчас в нашу реальность и разберемся в этом вопросе подробнее.

О профессии

Если Вы ненароком решили, что продукт — это тот же маркетинг-менеджер или проджект-менеджер (а может Вы слышали еще что-то похожее), то нет. Это не так. В целом здесь много особенностей, поэтому я подробно расписала для Вас все нюансы работы продакт-менеджера.

1. Разница между product manager, project manager и marketing manager

Чтобы Вы не путались между этими специалистами, нужно понять, что они выполняют разную работу и задачи у них различны. Чтобы в этом разобраться, сравните рабочие процессы трех сотрудников.

Продукт-менеджер Маркетинг-менеджер Проджект-менеджер
Как работает Изучает аудиторию, чтобы влиять на продукт Изучает продукт, чтобы влиять на аудиторию Координирует работу команды над продуктом
Взаимодействие с командой Получает информацию для изменения / улучшения продукта Получает информацию для использования ее в продвижении Выясняет мотивацию и корректирует работу
Результат работы Создание продукта лучше, чем у конкурентов Продвижение и продажа продукта в условиях конкуренции Завершение проекта в сроки в в рамках бюджета

Нетрудно догадаться, что продукт-менеджер работает в команде с остальными спецами (здесь еще и дизайнеры, и программисты, и топ-менеджеры, и т.п.). Но зоны ответственности между ними разделяются, запомните это.

2. Обязанности продакт-менеджера

Их у продакта очень много, поэтому постаралась разбить их по этапам, чтобы не получилось просто перечисление пунктов должностной инструкции.

Группа 1. Подготовка

1.1 Проводит анализ и тенденции рынка, развитие продуктов и изменение продуктовых метрик (объемов продаж, рентабельности, возвратов и т.п.);

1.2 Анализирует информацию от продажников, маркетологов, служб сервиса, чтобы понимать тенденции и потребности рынка, недостатки и преимущества продуктов;

1.3 Анализирует конкурентов — ассортимент, плюсы и минусы их продуктов, чтобы вывести формулу лучшего продукта.

Группа 2. Разработка продукта

2.1 Определяет бизнес-цель продукта и каналы сбыта, условия продаж, сферы применения продукта для специалистов по маркетингу и продажам;

2.2 Участвует в формировании технических заданий и требований на разработку, составляет требования, предъявляемые к продукту;

2.3 Контролирует работу команды на промежуточных этапах, выясняет, что нужно изменить или сделать дополнительно для лучшего результата.

Группа 3. Тестирование и доработка

3.1 Организовывает проведение тестирования продукта на реальных продажах и потребителях;

3.2 После теста осуществляет доработку продукта, вносит исправления и корректировки;

3.3 Актуализирует по итогам тестов роли, задачи и зоны ответственности в команде, технические задания и требования;

3.4 Взаимодействует с маркетингом и HR, готовит продукт к запуску.

Группа 4. Сопровождение продукта

4.1 На регулярной основе проводит продуктовую аналитику, повышает такие показатели, как процент потребителей и обхват рынка;

4.2 Постоянно развивает продукт на основе полученных сервисных показателей и обращений потребителей;

4.3 Делает бюджетное планирование;

4.4 Совершенствует продукт, выводя, например, из ассортимента устаревшие модели.

3. Навыки и компетенции продакт-менеджера

В целом ничего эдакого здесь нет, но обойти эту тему невозможно, поэтому перечислю ключевые навыки продукт-менеджера (по умолчанию считаем, то образование у специалиста есть, иначе какой он, собственно, специалист).

  • Коммуникационные. Продакт взаимодействует со многими специалистами и должен одинаково хорошо понимать специфику каждого;
  • Стратегические. Умение видеть картину в целом и заранее оценивать риски и продумывать их снижение. Замечать тенденции и действовать в соответствии с ними, расставлять приоритеты;
  • Предпринимательские. Способность принимать решения с учетом многих факторов (выгоды, эффективности и тп.);
  • Тайм менеджмент. Специалист должен эффективно планировать и распределять задачи для себя и для команды;
  • Анализаторские. Умение быстро принимать эффективные решения. Часто продукт-менеджер сталкивается с конфликтами разработчиков и производства, маркетологов и сервиса и т.д.

4. KPI продакт-менеджера и отчеты

KPI продакт менеджера не включают в себя промежуточные результаты. Главное для Вас — итоговый результат, а не то, кто с кем договорился, верно? Основные показатели для продакт — это показатели лояльности клиентов, количество покупок, отток клиентов и процент их удержания.

Но это далеко не все kpi, для удобства я расписала показатели эффективности, которые нужно запрашивать и в отчетах специалиста, в таблице.

Цели Метрики
Монетизация — Paying customers (количество платящих клиентов);
— LTV (сколько денег приносит пользователь за время);
— ARPU (средняя прибыль от одного пользователя за определённый срок);
— AOV (размер среднего чека);
— RPR (частота повторных покупок);
— Marketing costs (затраты на привлечение клиентов);
— CAC (затраты на привлечение клиентов, разделенные на количество платящих клиентов).
Привлечение клиентов — Customer churn (отток клиентов);
— Revenue churn (отток доходов);
— MAU (количество активных пользователей в месяц);
— Active Users (количество активных пользователей продукта).
Обратная связь — NPS (показатель лояльности клиентов);
— CSI (индекс удовлетворенности клиентов).

Также нужно контролировать все расходы и отчетность, связанные с ведением рекламной и маркетинговой поддержкой продукта торговой марки. Кстати, для работы специалисту понадобятся инструменты для аналитики, например: Яндекс. Метрика, Google Analytics, Roistat (по промокоду “INSCALE1120” +7500 руб. на тестирование сервиса).

Как найти продакт-менеджера

Поиск менеджера по продукту — ответственная задача для владельца бизнеса. Поэтому делюсь с Вами секретами подбора специалиста, на случай если Вы расширяете штат или просто ищете продакт-менеджера.

1. Зарплата продукт-менеджера

Оплата труда измеряется в основном опытом работы кандидата, при этом специалист может работать в штате организации, а может быть и наемным сотрудником.

Новичок Профи
Штат — Москва 50-90 тыс р.
— Регионы 40-60 тыс р.
— Москва 150-180 тыс р.
— Регионы 100-140 тыс р.
Агентство — Москва 90-110 тыс р.
— Регионы 50-75 тыс р.
— Москва до 200 тыс р.
— Регионы 150-170 тыс р.
Фриланс — Москва до 75 тыс р.
— Регионы до 50 тыс р.
— Москва 150 тыс р.
— Регионы 80-100 тыс р.

Я привожу окладную часть зарплаты, она может быть снижена, если Ваша компания предлагает сотруднику дополнительные бонусы и учитывает выполнение показателей KPI.

2. Варианты найма менеджера по продукции

При выборе сотрудника и варианта найма необходимо определиться, что именно Вам нужно от кандидата, и проанализировать свои ресурсы. Потому что в зависимости от задач можно пойти двумя путями — взять человека в штат или пригласить на аутсорс.

Вариант 1. Штат

Кому: крупному и среднему бизнесу. Этот вариант подойдет Вам, если Вы хотите вырастить сотрудника сразу под себя. Что он разбирался в специфике компании.

Плюсы Минусы
Сотрудник более углубленно разбирается в специфике продукта и может быстро решать срочные задачи продакт менеджера — Риск, что специалист будет работать неэффективно из-за большого количества разноплановых задач;
— Затраты на выплату заработной платы.

Вариант 2. Аутсорс

Кому: малому, среднему (при небольшом бюджете) и крупному бизнесу (в случае возможности привлечения агентств).

  Плюсы Минусы
Агентство — Команда специалистов, которые комплексно подойдут к продукту;
— Не нужно ежемесячно платить зарплату;
— Письменные договоренности об обязанностях.
— Агентствам сложнее вникнуть в процессы компании;
— Это самый дорогой вариант.
Фриланс — Не нужно ежемесячно платить зарплату;
— Быстрее реагирует на задачу;
— Проще найти специалиста из Вашей ниши.
— Риски наткнуться на недобросовестного исполнителя;
— Не возьмет на себя доп.задачи.

Как проверить ПРОДУКТОЛОГА

Независимо от того, какой вариант найма Вы выбрали, Вам необходимо убедиться, что продукт менеджер справится с поставленными задачами. Кстати, для экономии времени и предварительного фильтра лишних кандидатов надо четко составить требования к кандидату.

В вакансии не забудьте указать: KPI менеджера по продукту,, требования к знаниям и навыкам, имеющим для Вас первостепенное значение, наличие опыта с разработчиками, продуктовиками, наличие реализованных проектов и опыт использования определенных инструментов.

1. Кейс

Можете попросить кандидата предоставить или решить кейс. При этом обращайте внимание не только на цифры, но и на структуру и содержания кейса. А еще на то, как спец решал проблемы, какие были удачные и неудачные шаги.

Пример кейса: Ваша компания при запуске продукции поставила цель — донести до максимального количества потенциальных пользователей информацию о том, что продукт уже есть и что он может решить их конкретную проблему.

Спросите продукт-менеджера, какие инструменты он выберет для решения задачи — повысить трафик на сайте. А далее специалист должен указать, как он решит вопрос конверсии посетителей сайта в пользователей продукции.

В конце концов Ваша компания в этом кейсе должна достигнуть product-market fit, то есть должен быть создан продукт, обладающий ценностью для потребителей.

2. Вопросы для собеседования

Вы можете задать приведенные ниже вопросы на собеседовании, когда подбираете штатного сотрудника, или во время предварительной беседы с фрилансером. Так Вы оцените навыки и компетенции будущего сотрудника.

2.1 Вопросы для проверки предыдущего опыта:

  • Над какими продуктами Вы работали?
  • Какие задачи перед собой ставили?
  • Какие инструменты использовали для их достижения?
  • К каким результатам пришли?
  • Оглядываясь назад, что бы Вы сделали иначе?
  • Какими своими решениями Вы гордитесь больше всего?

2.2 Вопросы для проверки профессиональных знаний:

  • Какие блоги, материалы на тему продакт менеджмента, маркетинга Вы читаете?
  • Какие тренинги и коучинговые программы Вы проходили в последние полгода?
  • Обучение на какую тему Вы бы хотели пройти в ближайшем будущем?

2.3 Вопросы для проверки стратегического и предпринимательского мышления:

  • Как видите развитие продукта в нашей компании?
  • Какие основные моменты в стратегии запуска и развития продукта Вы можете обозначить?
  • С вашей точки зрения, какая наша целевая аудитория и кто наши основные конкуренты на рынке?

2.4 Вопросы, имеющие отношение к личным качествам специалиста:

  • Какая Ваша сильная сторона в продакт менеджменте, а какая слабая?
  • Что Вам больше всего нравится в Вашей работе? А что не нравится?
  • С кем из команды, работающей с Вами над проектами, Вам легче и интересней всего работать и почему?

2.5 Вопросы о личной эффективности специалиста:

  • Опишите свой идеальный рабочий день;
  • За счет каких качеств Вы достигаете поставленной цели?
  • Как Вы обычно расставляете приоритеты в Вашей работе?

Коротко о главном

Продакт-менеджер — это человек, который превращает бизнес-требования в работающий продукт и целостно видит бизнес-цели и стратегию, направленную на его развитие и продвижение. За отличными результатами продукт-менеджера стоит множество процедур и процессов. Конечно, если Вы нашли хорошего специалиста.

Не забывайте, что продакт-менеджер — член целой команды по разработке, продвижению и поддержке Вашего продукта, но отвечает за определенную часть процесса. То есть за разработку и модификацию продукта.

Не зависимо от того, будет это штатный сотрудник или человек на аутсорсе, ставьте перед ним четкие задачи и следите за результатами его работы через отчёты.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите ctrl+enter

Кто такой продакт-менеджер, сколько он зарабатывает и как им стать

. Рассказываем об одной из самых популярных и высокооплачиваемых профессий

Обновлено 17 декабря 2022, 19:09

Shutterstock

Продакт-менеджер — одна из самых популярных на сегодняшних день профессий. Но чем именно занимается специалист, какими компетенциями должен обладать и стоит ли вам присмотреться к вакансии? Рассказываем вместе с экспертами.

Кто такой продакт-менеджер

Продакт-менеджер (или, коротко, продакт) — это специалист, который отвечает за продукт или его часть. Продуктом может быть как видеоигра или сайт газеты, так и приложение для доставки еды и даже iPhone. Продакт-менеджер отвечает за создание, вывод на рынок и дальнейшую поддержку нового продукта, при этом он должен предложить рынку решение, которого нет у конкурентов и тем самым помочь компании стать успешнее и заработать больше денег.

Сначала стоит определить, какие вообще бывают роли при управлении продуктом.

  • В первую очередь это CPO, или директор по продукту, у которого есть сформулированная идея и видение продукта, перспектив его развития.
  • Есть product owner — руководить определенного направления в рамках продукта.
  • И есть продакт-менеджер — линейный сотрудник, у которого может быть градация: junior, middle, senior.

На любом уровне продакт — это идеолог. Он объясняет, зачем команда делает продукт или его обновление; почему это важно для компании и для самой команды.

Роман РыбкинРоман РыбкинДиректор по проектам GeekBrains

Продакт-менеджер и основатель ProductTank Мартин Эрикссон охарактеризовал управление продуктом с помощью диаграммы Венна, на которой позиция менеджера по продукту находится на стыке бизнеса, технологий и пользовательского опыта.

miro.medium.com

Продакт-менеджер и основатель ProductTank Мартин Эрикссон охарактеризовал управление продуктом с помощью диаграммы Венна, на которой позиция менеджера по продукту находится на стыке бизнеса, технологий и пользовательского опыта.

Не стоит путать продакт-менеджера (product manager) с проджект-менеджером (project manager), хотя в небольших компаниях функции этих специалистов иногда выполняет один человек.

Продакт отвечает за сам продукт, за его идею и развитие, за то, как поставить задачу разработчикам. Именно он — связующее звено между руководителями и техническими исполнителями.

Проджект функционирует внутри команды разработки: собирает требования от продакт-менеджеров и заказчиков, работает с гипотезами, показателями и метриками, дает техническое задание (ТЗ) разработчикам, тестировщикам, аналитикам, связывает между собой этих людей и контролирует процесс.

Продакт-менеджер принимает работу от проджект-менеджера, но это не говорит о том, что одна из этих должностей выше или ниже. Здесь работает не вертикальное, а горизонтальное управление.

Роман РыбкинРоман РыбкинДиректор по проектам GeekBrains

Чем занимается продакт-менеджер

Ключевая задача продакт-менеджера — создание новых и развитие существующих продуктов для клиентов. Вадим Смаков, продакт-менеджер «СберСервиса», в качестве основных функций выделяет:

  • определение потребностей и задач клиентов;
  • масштабирование продукта на новые сегменты клиентов и рынки;
  • процесс создания и трансформации продукта;
  • расчет финансового потенциала от создания или трансформации продукта;
  • постановка целей и планирование работы в команде;
  • поиск спонсора и защита бюджета для реализации;
  • организация работы команды;
  • измерение результатов;
  • развитие сотрудников и себя.

Когда бизнес приходит к нам за прокачкой продуктовых команд, запрос приблизительно звучит так: «Научите наших продактов говорить с бизнесом. Нам не нужны отчеты о количестве новых фичей, которые мы запустили. Мы хотим понимать, как те или иные решения помогают нашему бизнесу расти».

Это значит, что продакт-менеджер должен подходить к продукту комплексно: уметь формулировать ценностное предложение, работать с рынком и проводить анализ конкурентов; понимать, какие существуют каналы доставки ценности до пользователей и способы монетизации.

Роман СимуковРоман СимуковРуководитель образовательного направления в humex

Навыки продакт-менеджера

Основные навыки продакт-менеджера:

  • проведение количественных и качественных исследований;
  • формирование и валидация гипотез роста и ценности продукта;
  • построение карт клиентских путей;
  • сегментирование клиентов;
  • проведение анализа рынка и конкурентов;
  • расчет экономики продукта;
  • выделение минимально жизнеспособного продукта (MVP);
  • проведение анализа, тестирования;
  • управление ожиданиями заинтересованных сторон;
  • использование процессных схем и методологий.
Кадр из сериала «Офис»

Продакт-менеджеру обязательно нужно разбираться в том, как устроен его продукт, какие технологии используются, какие есть особенности реализации. Это позволяет общаться с командой на одном языке, находить более оптимальные решения задач.

Глубина знания технологий зависит от продукта: чем он технически сложнее, тем больше знаний потребуется специалисту.

Вадим СмаковВадим СмаковПродакт-менеджер «СберСервиса»

Продакт-менеджер — это связующее звено; он общается с командой, заказчиками и руководителями. Продакт объясняет границы задач и требования, функциональность для пользователя и предлагает решения, с помощью которых можно достичь результата.

По словам экспертов, не бывает продакта с идеальным набором компетенций. Есть те, кто успешно запускает продукты, и те, кто хорош в их масштабировании. Но главная компетенция всех продактов — создавать и доставлять ценность до клиента и помогать бизнесу на этом зарабатывать.

Для этого менеджеры по проекту должны быстро принимать решения и хорошо разбираться в инструментах для аналитики, исследований и экспериментов.

Некоторые компании пытаются создавать продукты в распределенных командах, в которых роль продакта брал на себя человек без соответствующих компетенций. Он может в общих чертах знать, что важно проводить исследования или что нужно как можно быстрее тестировать MVP, но все равно получается долго и не то, что нужно рынку.

Роман СимуковРоман СимуковРуководитель образовательного направления в humex

Продакт-менеджер необязательно должен быть крутым специалистом в технической сфере. Он отвечает за то, какой опыт получит пользователь, сможет ли он решить задачи благодаря продукту. Для этого продакт должен ставить ИТ-команде понятные задачи, а какие технологии применять, разработчики определят сами.

Продакт-менеджер отвечает за быстрый вывод продукта на рынок и его развитие. Это необязательно должно быть ИТ-решение, потому что продукт в целом — это ценностное предложение, которое решает ключевые проблемы и задачи аудитории и бизнеса.

Продуктом могут быть образовательные офлайн-активности, бизнес-клуб, иммерсивный театр, кофейня и даже магазин. Там, где форма и содержание продукта могут трансформироваться под меняющиеся потребности пользователя и вызовы рынка, где нужно управлять пользовательским опытом и метриками, всегда найдется место для продуктового менеджера.

Роман СимуковРоман СимуковРуководитель образовательного направления в humex

Продакт-менеджер: востребованность на рынке

На осень 2022 года в России открыто более 2,5 тыс. вакансий для продакт-менеджеров. [1] Уровень зарплаты зависит от навыков специалиста и компании. Большинство предложений для Москвы стартуют от 100 тыс. руб. в месяц. Несколько фирм готовы платить продактам 400 тыс. руб. [2] [3] В США средняя зарплата менеджеров по продукту — $102 тыс. в год. [4]

Мнение, что продакт-менеджеры нужны только в ИТ-проектах, ошибочно. Специалист может работать в любой сфере, все зависит от продукта: для одного это CRM-система, для другого — методология обучения, для третьего — товар. В разных отраслях специалисты имеют разные зоны ответственности и разный набор задач.

Сегодня современная компания вряд ли может обойтись без продакт-менеджера. В самом начале запуска компании их роль всегда исполняют основатели, которые формируют видение продукта, траекторию его развития.

Но с каждым годом пользователи становятся более требовательными, продукты усложняются, и здесь без продакт-менеджера уже не обойтись. Каждый этап и элемент взаимодействия пользователя с продуктом должен быть максимально проработан. Основатели этим уже не занимаются, а другие участники компании не обладают должными компетенциями.

Роман РыбкинРоман РыбкинДиректор по проектам GeekBrains

Кадр из сериала «Силиконовая долина»

Как стать продакт-менеджером

В российских вузах для освоения навыков продакт-менеджера подходит 52 программы подготовки: менеджмент, управление персоналом, информационные системы. [5] Также азы специальности можно освоить на онлайн-курсах.

Продакту может пригодиться как техническое, так и бизнес-образование. Один из самых успешных продакт-менеджеров 2022-го Карлос Гонсалес де Вильяумброзия получил степень бакалавра компьютерных наук в Мадриде, степень бакалавра инженерии управления в Саламанке и сертификат в области глобального управления бизнесом и маркетинга в Беркли. [6]

Дальнейший карьерный путь будет зависеть от компании и продукта, которым вы хотите заниматься. Образование — лишь первая ступенька для получения должности продакт-менеджера.

После окончания вуза или курсов вам вряд ли доверят управление продуктом. До этого нужно дорасти, то есть устроиться на работу в компанию, которая вам нравится, и несколько лет проработать на должности, связанной с продвижением, разработкой или управлением продуктом. [7] Работодатели отдают предпочтение кандидатам с опытом работы в области статистики, связей с общественностью, маркетинга и менеджмента. [8]

Новые знания можно получить с помощью следующих полезных ресурсов:

  • Блог SVPG Insights. Постоянные авторы и приглашенные блогеры публикуют статьи и разборы кейсов.
  • 10 выступлений TED для продакт-менеджеров. Выступления лидеров индустрии.
  • Блог Amplitude. Материалы с рабочими советами для продактов от сотрудников платформы цифровой аналитики.
  • Блог Pendo. Статьи о запуске новых продуктов, командной работе и трендах в сфере.
  • Подкаст Should We. Продакт-менеджер компании Quip Дайана Кимбалл Берлин и коучер лидеров Лиза Санчес рассуждают о продуктивности, выгорании и рабочих задачах.

Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается, как им стать

профессии будущегоIT-индустрияменеджментобучение с нуляонлайн-курсы

Главная картинка статьи Кто такой продакт-менеджер и чем он занимается, как им стать

Designed by senivpetro/freepik

Product-менеджер — это специалист, который отвечает за выпуск новых продуктов. Здесь подразумеваются любые товары или услуги, выпускаемые на рынок.

Менеджеры по продукту могут работать в любой отрасли — от фармацевтики до телекоммуникации, но чаще всего их связывают с IT-индустрией.

Чем занимаются продакт-менеджеры

Кто такие продакт менеджеры

Designed by marymarkevich/freepik

Должность появилась сравнительно недавно, поэтому бывает проблематично понять, в чем сфера обязанностей продакт-менеджера — слишком уж разные задачи ставят перед ним работодатели. У этой путаницы есть объективные причины. Во-первых, многое диктует рынок, во-вторых, сам продукт или услуга, предлагаемые компанией. Поэтому часто продакт-менеджеры занимаются продвижением и позиционированием товара на рынке вместо того, чтобы создавать новый.

Если взять IT-отрасль, то выяснится, что product manager — это должность, объединяющая в себе маркетинг, аналитику бизнес-процессов и отчасти программирование.

Обязанности продакт-менеджера

Итак, основное направление работы продакт-менеджера — выпустить на рынок новый продукт. Причем такой, который гарантированно будет пользоваться спросом у аудитории.

Конкретные обязанности продакт-менеджера, конечно же, зависят от компании. Но в общих чертах их можно разбить на пять категорий:

  1. Анализ аудитории и рынка (customer development). На этом этапе product-менеджер должен определить, какую ценность для клиентов будет нести будущий продукт, какова рыночная конъюнктура, что выпускают конкуренты и т.д.;

  2. Планирование. Специалист формулирует перед исполнителями общие задачи, а затем составляет «дорожную карту», то есть конкретный план с конечным результатом и сроками;

  3. Налаживание коммуникаций и обратной связи на всех уровнях. Над проектом обычно трудится множество специалистов, причем нередко на фрилансе. Тут product-менеджер должен добиться, чтобы коллектив работал согласованно, задачи выполнялись в срок и с требуемым результатом;

  4. Работа с подрядчиками. Как было сказано выше, далеко не все сотрудники работают в штате: есть фрилансеры, есть подрядчики и субподрядчики, с которыми нужно договариваться отдельно. Но для начала ещё на этапе планирования нужно определить, какие ресурсы и специалистов нужно привлечь;

  5. Ведение документации по проекту. Продакт-менеджер составляет и ведет нужные документы на всех этапах создания продукта.

Какие качества нужны продакт-менеджеру

Читатель уже, наверное, догадался, что перед нами исключительно руководящая должность: либо начальник отдела, либо куратор какого-то направления. И должность не просто руководящая, а творческая.

Продакт-менеджер в первую очередь должен видеть идею — продукт/услугу, в котором действительно будет нуждаться клиент, за который будет готов платить деньги и которого нет ни у одного конкурента (по крайней мере не в таком качестве). Для этого продакт-менеджер должен быть в некотором роде визионером.

Качества хорошего продакт-менеджера:

  1. Стратегическое мышление, умение видеть конечный результат;

  2. Навыки планирования и управления задачами;

  3. Навыки управления коллективом;

  4. Детальное знание рынка, а также создаваемого и продвигаемого продукта;

  5. Умение находить общий язык с сотрудниками, подрядчиками;

  6. Умение управлять рисками;

  7. Навыки ведения экономических расчетов и бухгалтерии (затраты на производство, рекламу, продвижение и т.д.).

Где выучиться на продакт-менеджера

Учиться на продакт менеджера

Designed by freepik

Как уже понятно, product-менеджментом можно заниматься только при наличии соответствующего опыта. К примеру, если речь об IT-отрасли, то нужно быть довольно сильным разработчиком с навыками team lead. Управленческие навыки и знание рынка — ключевое на данной позиции.

То тем не менее есть возможность выучиться (или по крайней мере добрать недостающих качеств) на курсах по product management. Они проходят как в очной форме, так и онлайн.

Чему на них обычно учат:

  1. Методики анализа аудитории;

  2. Разработка стратегии монетизации продукта;

  3. Agile (подход к разработке программного обеспечения и управления командой);

  4. Инструменты анализа и разработки продукта.

Наиболее полезны такие курсы будут тем, кто уже имеет за плечами какой-либо опыт в IT, но не имеет практических навыков управления коллективом.

Сколько зарабатывают продакт-менеджеры, уровень зарплаты в 2022 году

Учитывая, что руководящая должность — это всегда штучный товар, вакансий по этой позиции предостаточно.

Какую зарплату обычно предлагают соискателям? На hh.ru можно наткнуться на массу предложений, и в среднем уровень зарплаты не опускается ниже 150 тысяч рублей. Однако почти везде можно наткнуться на обязательное условие: опыт работы не менее 3—6 лет.

Помощники продакт-менеджеров без опыта могут рассчитывать на 45–60 тысяч рублей, но и здесь обычно требуются навыки продвижения товара, управления ассортиментом, организаторские способности и т.д.

Плюсы и минусы профессии продакт-менеджера

Плюсы:

  • Востребованная руководящая должность;

  • Возможность саморазвития и повышения квалификации;

  • Высокая зарплата.

Минусы:

  • Большая ответственность;

  • Широкий разброс в обязанностях (зависит от компании);

  • Требуются управленческие качества.

Популярность специальности product manager за последние 3 года выросла в несколько раз. Мы видим много объявлений о поиске менеджера продукта, курсов по по подготовке специалистов, кейсов и т.п. Но далеко не все знают, кто это такой, какие задачи выполняет и за что отвечает, некоторые и вовсе путают продакт-менеджера с генеральным директором.

В этой статье подробно рассмотрим специальность продакта, поговорим об обязанностях и зоне ответственности. Если вы планируете пойти учиться на менеджера продукта, но еще сомневаетесь, информация из материала поможет принять окончательное решение.

Кто такой продакт-менеджер

Должность продакт-менеджера появилась не так давно, поэтому статьи и разные специалисты дают разные определения. Но во всех есть одно целое: product manager — человек в компании, который отвечает за создание и выход на рынок нового продукта.

Неразбериху в понятиях создает и то, что все организации трактуют продакта по-разному. В этом можно убедиться, если посмотреть актуальные вакансии на любом сайте по поиску работы. Например, одна компания выдвигает такие требования, другая — такие.

Можно подумать, что фирмы сами не до конца понимают, кого ищут. Но дело в другом: перечень обязанностей и зона ответственности продакт-менеджера не может быть одинаковой везде, потому что компании создают разные продукты. Это зависит от сферы деятельности и поставленных целей.

Если просмотреть сотни вакансий и провести глубокий анализ, становится понятно, что product manager — специалист, работающий на стыке бизнеса, маркетинга и программирования. Он на всех этапах контролирует работу над новым продуктом, взаимодействует с инвесторами и пользователями и продолжает развивать свое детище после окончания технической реализации.

Это не простая, но очень перспективная профессия. Если вы заинтересованы в ее получении, то должны быть готовы к постоянному всестороннему развитию в зависимости от появления новых задач. Продакт-менеджер — это не только управленец, но еще немного программист, маркетолог, дизайнер и т.п.

Какую роль выполняет продакт-менеджер

Рассмотрим роль продакт-менеджера более подробно. Основная задача — управление всеми процессами по разработке нового продукта. Сюда относятся принятие или отклонение идей, обеспечение технической реализации, формирование подробной отчетности для дальнейшего анализа и улучшения бизнес-процессов.

Полный перечень обязанностей зависит от конкретной компании. Изучая очередную вакансию, на этот блок обращайте внимание в первую очередь. Например, одна фирма доверяет своему продакту и передает ему полномочия по генерации новых идей. Другая организация самостоятельно создает стратегию развития, включая в нее разработку необходимых продуктов, а менеджеру остается контроль реализации.

Также важно отличать продакт от проджекта. Первый разбивает создание нового продукта на несколько этапов (проектов), второй (обычно их несколько) контролирует выполнение каждого этапа в установленные сроки в рамках имеющихся ресурсов. Условно: продакт создает стратегию и нанимает помощников (менеджеров проектов), которые отчитываются перед ним по каждому этапу работы.

Пока происходит реализация каждого этапа, продакт взаимодействует со всеми вовлеченными в работу специалистами, проводит анализ рынка, определяет целевую аудиторию, проводит тестирования и т.п.

Следовательно, роль продакта в компании — генерирование идей, создание стратегии развития, набор команды специалистов для дальнейшей реализации, планирование и контроль выполнения поставленных задач.

Какими навыками должен обладать менеджер продукта

Квалифицированный продакт обладает навыками, которые помогают выполнять поставленные задачи.

Стратегическое мышление

Один из ключевых скиллов product manager, который применяется для генерации идей и создания стратегии развития.

Задача любого продукта — создать выгоду и ценность для клиентов. Поэтому менеджер анализирует аудиторию, рыночные условия и конкуренцию, создает «картинку» идеи и презентует команде (руководству). Причем анализирование не останавливается после окончания реализации, оно делается постоянно.

Например, сделана платформа для формирования отчетных документов малого бизнеса (накладные, акты). Все работает, все хорошо. Без анализа потребностей рано или поздно система «затухнет» и станет невостребованной. Но благодаря постоянному изучению рынка продакт-менеджер определяет новые тенденции и «боли» клиентов. Вводится новый функционал, потребитель доволен, система продолжает нести ему выгоду и ценность.

Планирование

Без грамотного планирования, распределения задач по времени, формирования общей дорожный карты достигнуть поставленных целей невозможно. Поэтому менеджер продукта должен уметь не только придумывать идеи, но и планировать их реализацию в мельчайших деталях.

Построение коммуникаций

Продакт-менеджер регулярно взаимодействует и общается с десятками специалистов, вовлеченных в работу: программисты, дизайнеры, маркетологи и т.п. Важно уметь грамотно общаться с любым человеком в соответствии с его характером и темпераментом и доносить свои мысли.

А так как проект — совокупность взаимосвязанных элементов, созданием которых занимаются разные специалисты, для получения хорошего результата важна стабильная коммуникация между ними. Менеджер должен уметь ее налаживать.

Дорожная карта — хороший способ создания коммуникаций между разными отделами. Если она проработана детально, сотрудники компании будут знать, с кем взаимодействовать на той или иной стадии разработки.

Ведение документации

Создание продуктов не обходится без ведения документации. Продакт, как руководитель, должен уметь ориентироваться в ней и составлять новую. Чаще всего, product manager сталкивается со следующими типами документов:

  • предпроектная — описание идеи, круг обязанностей, техническое задание;
  • проектная — план выполнения работ, технический контроль, график;
  • рабочая / исполнительная — подробное описание продукта, отчеты о выполненных работах, чертежи, графики, дополнительные планы, отдельные задачи;
  • итоговая — отчет о проделанной работе, руководство по эксплуатации и прочее;
  • бухгалтерская (редко).

Работа с подрядчиками

Часто для реализации задуманного необходимо приобретение дополнительных материалов, заключение сотрудничества с новыми специалистами, приобретение инструментов, разработок и т.п. Для быстрого получения ресурсов по минимальной стоимости нужно уметь работать с подрядчиками, вести переговоры, договариваться о дополнительных условиях и т.п.

Остальные навыки продакта зависят от сферы деятельности. Например, если он работает в студии по созданию приложений, должен уметь создавать прототипы приложений для тестирования идей. Это снижает нагрузку на разработчиков.

Какие обязанности выполняет продакт-менеджер

Рассмотрим обязанности, выполняемые менеджером продукта. Как уже говорилось ранее, основная задача — разработка новых продуктов, соответствующих трендам и потребностям пользователей. Другие обязанности:

  • сбор информации;
  • формирование практических выводов;
  • выведение требований к продукту;
  • создание рабочего плана, распределение ролей между персоналом;
  • продвижение и реализация продукта.

Зона ответственности продакт-менеджера:

  • проведение рыночных исследований, анализ рынка для определения основных потребностей клиентов;
  • реализация продуктовых линеек, тестирование новых идей;
  • проведение конкурентного анализа, сравнение аналогичных продуктов по многочисленным характеристикам;
  • проработка маркетинговых коммуникаций;
  • взаимодействие с директором по продажам для создания стратегии продаж;
  • работа с клиентами и отделом продаж для оценки результатов реализации;
  • формирование долгосрочных и краткосрочных прогнозов продаж, предоставление аналитики руководству;
  • вывод новых продуктов на рынок, анализ рентабельности (ROI);
  • создание маркетинговой стратегии совместно с маркетологами;
  • ценообразование на основе исследования рынка, производственных затрат и ожидаемого спроса;
  • составление графика и определение эксплуатационных требований;
  • управление командой: обучение кадров, планирование, контроль и оценка выполнения задач;
  • самообучение, посещение семинаров и других образовательных мероприятий (например, курсы повышения квалификации).

Рассмотрим простенький пример. Руководство поставило задачу: создать информационное приложение на самых востребованных мобильных платформах для любителей футбола. Продакт разделит работу на несколько этапов:

  1. Анализ рынка мобильных платформ, определение самых востребованных.
  2. Анализ рынка информационных приложений для любителей футбола, определение первоначальной концепции.
  3. Планирование основных этапов разработки в соответствии с первоначальной концепцией.
  4. Сбор команды, определение проджект-менеджеров на каждый этап.
  5. Выбор способов монетизации (получения прибыли) продукта, создание маркетинговой стратегии.
  6. Контроль и оценка выполненной работы.
  7. Выход на рынок, запуск рекламной кампании приложения.

Пример максимально упрощен для общего понимания, как проходит работа продакта. После выхода на рынок он продолжает работать, постоянно анализирует, генерирует идеи по улучшению текущего продукта для привлечения новых пользователей.

Как оценивается эффективность работы продакт-менеджера

Работу продакта оценивают по нескольким критериям, которые разделены на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние критерии — то, насколько продакту удалось организовать взаимодействие внутри команды и насколько каждый специалист имеет доступ к необходимой информации. Если это сделано на хорошем уровне, все члены команды довольны, значит, внутренняя эффективность работы высокая.

Количественной оценки по факторам этой группы нет, тут все субъективно. Но если в коллективе хорошая атмосфера, все настроены на работу и достижение целей, значит, со своими обязанностями менеджер продукта справляется.

К внешним факторам относят многочисленные метрики продукта на рынке (перечень определяется в каждом конкретном случае): финансовые результаты, удовлетворенность клиентов и т.п.

KPI

Есть несколько KPI, по которым оценивают эффективность работы продакт-менеджеров. В разных компаниях свои наборы, как правило, они уточняются при найме на работу или запуске нового продукта:

  • Количество покупок и новых пользователей по отношению к текущей аудитории. Метрики показывают популярность продукта, над которым работает менеджер и его команда.
  • Маржинальность. Фактический объем продаж сравнивают с плановыми показателями.
  • Активные пользователи. Оценивают, сколько людей ежедневно используют продукт.
  • Customer Retention Rate (CRR). Коэффициент удержания новых пользователей, ведь важен не только прирост, но и количество оставшихся людей.
  • ROI. Показатель рентабельности доходов по отношению к рекламным расходам. Показывает, окупились вложенные средства или нет (показатель должен быть больше 100%).

Некоторые компании дополнительно оценивают эффективность работы продакт-менеджера по срокам разработки, успешности запуска пилотной версии продукта и т.п.

Рынок профессии

В начале статьи говорили о популярности профессии и ее востребованности. Рассмотрим некоторые статистические данные:

  • в 2020 году чуть меньше полутора тысяч компаний ищут менеджеров продукта (по данным hh.ru);
  • максимально предлагаемая зарплата в Москве — 600 000 рублей в месяц.

Регулярно появляются новые технологические компании, спрос на продакт-менеджеров растет, количество вакансий и средняя зарплата увеличиваются. Поэтому получение новой квалификации сегодня — актуально.

Таким образом, product manager — специалист, занимающийся созданием новых идей и контролем их реализации. Для успешной работы нужно иметь стратегическое мышление, навыки планирования и построения надежных коммуникаций внутри и за пределами команды.

Ещё больше о том, как стать продакт-менеджером, вы можете узнать на нашем годовом курсе «Профессия: Продакт» 👉 Узнать подробности!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Проделанный путь как пишется
  • Продуваемый как пишется
  • Проделанная работа как пишется правильно
  • Продублировать как пишется правильно слово
  • Продезинформировали как пишется