Прописные ноты как пишутся

Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.

что можно поиграть на фортепиано

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.

Звуковысотность

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

звукоряд, октавы

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:

нотоносец

Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:

низкие и высокие ноты

Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:

ноты первой октавы

О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

Длительности нот

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:

длительности нот

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.

длительности нот

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.

размеры

И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.

дробление в размерах

Громкость

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:

громкость звуков

Тембр

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.

Вверх

В основных моментах, связанных с образованием звука мы разобрались. Теперь пришло время поговорить о более конкретных вещах, а если более конкретно – о нотном письме. Сегодня будем вникать в суть того, как выглядит нотное письмо, как читать ноты и т.д.

Ноты, длительности и их обозначения

Собственно, первое, что нам нужно усвоить в вопросе записи нот, это факт того, что нотное письмо – устоявшаяся система записи звуков при помощи специальных знаков – нот. То есть, иных вариантов нет и быть не может. Сам нотный знак (нота) обозначается кружком, который может быть либо полностью черным, либо пустым.

музыкальная теория для чайников нотная запись

К кружочкам пририсовываются линии, вертикальные палочки (штили), а также хвосты и ребра. Все это придумано для компактности записи нот. Также к нотам пририсовывают горизонтальные линии, которые соединяют короткие по длительности ноты в группы.

Для того, чтобы понять, каким образом обозначается каждый конкретный звук, нужно посмотреть на нотный стан – пять параллельных полос, в которых записывают ноты. Линии отсчитываются снизу, а в начале нотного стана (каждой строки) ставится вертикальная черта. Точно такая же черта будет стоять и в конце строки, что логично.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Сами ноты записываются на линиях, а также между ними. Помимо основных линий, также применяются дополнительные короткие линии для отдельных (слишком низких или слишком высоких) нот. Дополнительные линии могут располагаться как под нотным станом, так и над ним. Вертикальные полосы приписываются к нотам с правой стороны, по направлению вверх или вниз. В зависимости от длительности звука, к штилям дорисовывают хвосты.

Длительность нот, как уже сказано в предыдущем абзаце, обозначается хвостами у штилей. Чем короче нота по своей длительности – тем больше хвостов имеется у ее обозначения. Разница в длительностях довольно проста: каждая последующая длительность звучит вдвое короче предыдущей. Помимо этого, каждая предыдущая длительность состоит из двух следующих длительностей.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Для упрощения понимания, стоит обратиться к математике. Представим, что целая нота – это единица. Дальнейшие ноты будут составлять половины (и прочие части) от целой ноты. То есть:

1 = 1/2 + 1/2 = 1/4 + 1/4 + 1/4 + 1/4 = 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 + 1/8 и т.д.

Аналогично можно принять целую ноту за цифру 4, если мы говорим о музыке, размер которой составляет 4/4.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключи

Все мы слышали о скрипичном ключе. Помимо него существуют и другие разновидности ключей: басовый, альтовый и т.д. Собственно, ключ нужен для того, чтобы человек, читающий ноты, имел представление того, какая высота звуков используется в рамках записанных нот. Каждый ключ можно сопоставить с октавами фортепиано. Другими словами, ключи нужны, чтобы избежать огромного количества добавленных линий во время записи музыки нотами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Ключ ставится в начале нотного стана и обозначает высоту определенного звука. Скрипичный ключ также именуется Ключ Соль – его “завитушка” своим центром указывает на расположение ноты Соль первой октавы на нотном стане, т.е. получается, что нота Соль располагается на второй линии.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Басовый ключ (или Ключ Фа) своей точкой обозначает высоту звука Фа малой октавы. Альтовый ключ отсылает нас к ноте До первой октавы, которая находится на третьей линии. Также применяется Теноровый ключ, который также отсылает нас к ноте До, но для него она будет находиться на четвертой линии. Альтовый и теноровый ключи применяются для небольшого количества инструментов – альта, тромбона и виолончели, фагота и снова тромбона, соответственно.

Гитаристы используют скрипичный ключ, бас-гитаристы – басовый ключ, клавишники – скрипичный и басовый ключ.

Знаки альтерации

Мы уже говорили об альтерации звуков в прошлых статьях. Для тех, кто не помнит, напоминаю вкратце: альтерация отвечает за изменение высоты звука на полтона выше или ниже. Альтерация – понижение или повышение основной ступени – обозначается диезами, бемолями, дубль-диезами и дубль-бемолями, а также знаком бекара, который отменяет действие предыдущих знаков.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Знаки альтерации ставятся перед нотами по мере надобности, а также ставятся при ключе (справа от него). Знаки альтерации около нот действуют в рамках одной ноты, а вот знаки у ключа действуют на протяжении всего произведения. То есть, если мы видим при ключе диез на одной из полосок, то все ноты в рамках музыкального произведения на этой линии будут диезами.

Дополнительные знаки, увеличивающие длительность

Кроме основных обозначений длительности нот (штилей, хвостов и т.д.) используются дополнительные знаки. К ним относятся: точка, две точки, лига и фермата.

Точка увеличивает действительную длительность ноты на ее половину, и ставится справа от головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Две точки увеличивают длительность на половину и еще четверть. Ставятся две точки аналогично одной точке – у головы ноты.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Лига – выгнутая линия, связывающая между собой две ноты, находящиеся рядом. Длительности нот могут быть совершенно разными, а продолжительность общего звучания конкретной ноты будет равна сумме залигованных нот. Лига может применяться как в конкретном такте, так и для переноса звучания ноты между тактами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Фермата – это знак в виде полукруга с точкой, который дает понять, что нота может звучать сколько угодно времени.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Паузы

Перерывы в звучании нот называются паузами.

музыкальная теория для чайников нотная запись

В эти моменты не звучит ничего, кроме тишины. Продолжительность пауз аналогична продолжительности нот – каждая пауза имеет собственное обозначение длительности, а система работы аналогична длительности нот.

музыкальная теория для чайников нотная запись

Обзор

Приложение «Score» (по русски: «Партитура») создаёт музыкальную нотацию и дополнительно воспроизводит её звучание (так называемое «аудио и миди-превью»).

Приведём простейший пример ввода файла программы «ЛилиПонд» (LilyPond),[1] использующей систему записи «LilyPond 2.4.»:

<score>{ a b c d } </score>

Проходя через нотную программу «ЛилиПонд», этот код генерирует музыкальную нотацию, например как «PostScript», или вики-страницу, использующую приложение «Score»:

{ a b c d }

Получаемые миди-файлы не учитывают некоторые особенности нотации, что делает их непригодными для демонстрации многих выразительных элементов музыки (темп, нюансы, слитность, тембры и т. п.).

Более сложный пример, записанный в формате «ЛилиПонд»:

<score vorbis="1" midi="1">
	 relative c' { 
		e16-.->a(b gis)a-.->c(d b)c-.->e(f dis)e-.->a(b a)
		gis(b e)e,(gis b)b,(e gis)gis,(b e)e,(gis? b e)
	}
</score>

этот график преобразуется в следующую нотацию:


	 relative c' { 
		e16-.->a(b gis)a-.->c(d b)c-.->e(f dis)e-.->a(b a)
		gis(b e)e,(gis b)b,(e gis)gis,(b e)e,(gis? b e)
	}

Музыкальная нотация

Чтобы воспроизвести музыкальную нотацию из уже опубликованных источников, не обязательно уметь сочинять музыку. Чтение элементарной нотной записи не так сложно, и если вы знаете, что означают символы, то нетрудно написать соответствующий код в форматах «ЛилиПонд» (LilyPond) или ABC.

Каждая нота в музыке состоит из частей числом от одной до трёх:

Части ноты в музыке: нотная головка, штиль и флажок. Нотная головка — овальная точка, штиль — вертикальная линия, соединенная с головкой с одной стороны, а флажок — короткая диагональная метка («хвостик») на противоположном от нотной головки конце штиля.

  1. Головка (по-английски Note head): Все ноты имеют головку, овальный значок, похожий на точку. Положение нотной головки показывает высоту звучания ноты. [При этом головки различаются по цвету и форме. Чёрные головки используются для более коротких нот: «четвертей», «восьмых», «шестнадцатых», «тридцать вторых» и т. д. «Белые головки» со штилем используются для половинных нот, белые чуть крупнее без штилей — для целых нот. Для более длинных нот используются белые прямоугольные головки без штилей.]
  2. Штиль (по-английски Stem): Большинство нот имеют штили, это вертикальные линии, соединённые с нотными головками. Несколько головок на одном штиле являются «аккордом».
  3. Флажок (по-английски Flag): Некоторые ноты имеют флажки, короткие диагональные «хвосты» на противоположном от нотной головки конце штиля. Флажки показывают продолжительность ноты. Две или несколько нот с флажками часто объединяются (группируются) под одним флажком, который называют «вязкой» или «ребром» (по-английски Beam).

Ноты записываются внутри «тактов» (по-английски «bar») на «нотных линейках» (или «нотоносце» — по-английски «staff» или «staves»). В начале нотоносца, обычно состоящего из пяти линеек, записывается «ключ». Такт — это раздел нотоносца, представляющий определённый отрезок времени, отмеченный в конце вертикальной линией, называемой тактовой чертой (по-английски «bar line»).

Важно знать, как записывать высоту и длительность нот. Каждая линия и каждый пробел между линиями соответствует определённой высоте звука. Звуки условно обозначаются первыми семью буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, G = ля, си, до, ре, ми, фа, соль, затем эти звуки повторяются октавой выше, а затем двумя и тремя октавами выше, и т. д.

Simple guide to musical notes in sheet music: treble and bass clefs shown with names of the notes.

На нотоносце со скрипичным ключом (см. первый пример этой диаграммы) нижняя линия соответствует ноте «ми» (по-английски: «E»). Пробел выше соответствует ноте «фа» (по-английски: «F»), следующая линия соответствует ноте «соль» (по-английски: «G»), и так далее до верхней линии, которая соответствует ноте «фа» (по-английски: «F») октавой выше. Чтобы запомнить ноты, находящиеся на линиях этого нотоносца, существует английская поговорка «Every Good Boy Deserves Favours» (буквально: «каждый хороший мальчик заслуживает поощрения»), а для нот между линейками достаточно запомнить: «FACE in the space» (буквально: «лицо в пространстве»).

На нотоносце с басовым ключом (см. второй пример этой диаграммы) нижняя линия соответствует ноте «соль» (по-английски: «G»). Пробел выше соответствует ноте «ля» (по-английски: «A»), следующая линия соответствует ноте «си» (по-английски: «B»), и так далее до верхней линии, которая соответствует ноте «ля» (по-английски: «A») октавой выше. Чтобы запомнить ноты, находящиеся на линиях этого нотоносца, существует английская поговорка «Good Boys Deserve Favours Always» (буквально: «хороший мальчик заслуживает поощрения всегда»), а для нот между линейками достаточно запомнить: «Any Cow Eats Grass» (буквально: «каждая корова ест траву»).

Длительности нот показаны в следующей таблице.

Основные музыкальные длительности / Basic music note values

Нота
Note
Пауза
Rest
Описание
Description
Русские
названия
Амер. названия
American name
Англ. названия
British name
Традиц. длит.
Traditional value
«ЛилиПонд» длит.
LilyPond duration
ABC длит.
ABC length
1-1 note semibreve.svg Whole rest.svg Большая белая нота без штиля
Hollow head, no stem
Целая Whole note Semibreve 4 1 1
Half note with upwards stem.svg Half rest.svg Белая нота со штилем
Hollow head, stem
Половинная Half note Minim 2 2 1/2
Quarter note with upwards stem.svg Crotchet rest alt plain-svg.svg или Crotchet rest plain-svg.svg Чёрная нота со штилем без флажка
Full head, stem, no flags
Четверть Quarter note Crotchet 1 4 1/4
8thNote.svg Eighth rest.svg С одним флажком
One flag
Восьмая Eighth note Quaver 1/2 8 1/8
Sixteenth note with upwards stem.svg 16th rest.svg С двойным флажком
Two flags
Шестнадцатая Sixteenth note Semiquaver 1/4 16 1/16
32nd note.svg 32nd rest.svg С тройным флажком
Three flags
Тридцать вторая Thirty-second note Demisemiquaver 1/8 32 1/32
For more information, see Note value on Wikipedia.

Для более сложных музыкальных символов см. статью в русской Википедии: Современная музыкальная нотация, а также на английском Wikisource List of musical symbols. Полезными могут быть также статьи на wikibooks: Music Theory, особенно, «How to read Music».

Основы работы с приложением «Score»

Приложение «Score» игнорирует дополнительные пробелы (ignores excess white space), что создаёт удобство при записывании музыки, так как это происходит при записывании компьютерного кода:

<score>relative c { b c d e f e b c b c d e }</score>

результат:

relative c { b  c  d e f e b c b c d e }

Однако в длинных пассажах это может создавать трудности для редактирования и проверки. Для разделения на такты могут быть добавлены вертикальные линии | (или «pipes»), например:

<score>relative c { b c d e | f e b c | b c d e }</score>

(результат такой же)

Это немного удобнее, потому что редактор, нашедший ошибку (например, в третьем такте), может с лёгкостью найти код, относящийся к этому такту.

Для ещё большего удобства можно записывать код в столбик, разбивая его на легко читаемые отрезки. Например:

<score>
  relative c {
    b c d e
    f e b c
    b c d e
  }
</score>

(результат такой же)

Выделение отступами частей текста наглядно показывает начало и конец, а также содержание того или иного раздела.

Шаблоны

Пропущенные нотными примеры (Missing score)

Страницы с пропущенными нотными примерами можно добавлять в категорию Тексты с пропущенными нотными примерами‎.

Нотация «ЛилиПонд» (LilyPond)

See also: Help:LilyPond

Основы нотации «ЛилиПонд» (LilyPond)

Все нотные примеры (или партитуры) должны начинаться и заканчиваться тэгами «score». Например: <score> ... </score>

При записи в «ЛилиПонд» «команды» («commands») начинаются с наклонной влево косой черты (backslash), а «выражения» («expressions»)[2] заключаются в фигурные скобки. Все обозначения должны содержаться в одном музыкальном «выражении». Команда, за которой следует «выражение», считается одним «музыкальным выражением» (musical expression).

Например: relative c и time 6/8 являются «командами»; relative c { ... } является «музыкальным выражением».

Так называемый «относительный режим» или «модус» («Relative mode») простейший способ записи в нотации «ЛилиПонд». В этом модусе предполагается, что ноты находятся на ближайшем по звуковысотности расстоянии от предыдущей ноты. Вместо этого может быть введена также абсолютная высота каждой ноты. Команда relative c вводит звуковысотный параметр, начинающийся с «Bass C» («Бэйс Си» — здесь обозначает «до» малой октавы).

Такой код, использующий «относительный режим» и «Bass C» («до» малой октавы), но без конкретных нот, выглядит следующим образом:

<score>
  relative c {

  }
</score>

Ноты можно добавлять соответствующими буквами с пробелами между ними. «ЛилиПонд» нечувствителен к пробелам, так что количество пробелов между элементами кода не имеет значения. Ноты можно разделять на разные строки, или объединять в единую строку, что никак не отражается на результате.

Любую ноту можно поднимать на октаву выше, добавляя после соответствующей буквы апостроф, а также поднимать на две или более октавы, добавляя два, три, четыре апострофа, и т. д. Подобным же образом можно опустить ноту на октаву, две или более, добавляя после буквы запятую или несколько запятых. Это также относится к обозначению высоты так называемого «относительного режима» («relative mode»):

«относительный режим»:

relative c' — «до» первой октавы (Middle C),

relative c'' — «до» второй октавы (Treble C),

relative c, — «до» большой октавы (Low C), и т. д.

Длительность нот определяется добавлением к букве соответствующих цифр (или числовых выражений): 1 2 4 8 16 и т. д. (т. е. «целая», «половинная», «четверть», «восьмая», «шестнадцатая» и т.д). Настройкой по умолчанию или «дефолтом» («default») является 4 («четверть»). Все последующие ноты будут повторять длительность предыдущей ноты, пока не будет определена новая длительность. Если нота поднимается или опускается на одну или несколько октав и одновременно меняется её длительность, то цифру следует помещать сразу после последнего апострофа или запятой.

For example:

<score vorbis="1">
  relative c'' {
    a b c d e f g a
    a, b c2 d e
  }
</score>


  relative c'' {
    a b c d e f g a
    a, b c2 d e
  }

Basic notation

a b c d e f g Буквы разделённые пробелами это ноты
Letters separated by space(s) are notes.
a a’ a, Апостроф поднимает ноту на октаву, запятая опускает ноту на октаву
Apostrophes raise the note by an octave, commas lower the note by an octave.
a1 a2 a4 a8 a16 номер после буквы указывает длительность ноты («дефолт» или настройка по умолчанию: 4 или «четверть»)
A number after a note indicates duration (4 is default).
| вертикальная линия | (или «pipe») создаёт тактовую черту, чего не требуется при заранее установленном тактовом размере
A pipe creates a bar line (this is not required).

Итак, попробуем на основе полученных нами первоначальных сведений записать мелодию «Чижика-пыжика». Составляем код:

<score vorbis="1">
  relative c' {
    e c e c f e d2
    g,4 g g a8 b c4 c c2
  }
</score>

И получаем следующий результат:


  relative c' {
    e c e c f e d2
    g,4 g g a8 b c4 c c2
  }

Добавление текстов

Вокальные тексты можно добавлять прямо в партитуру. Они включаются в отдельное «выражение» («expression») и имеют собственный код.

«Выражение» («expression») для вокального текста, которое добавляется между теми же тэгами score, записывается под «шапкой» addlyrics { ... }. Вся партитура будет выглядеть приблизительно так:

<score>
  relative c {

  }

  addlyrics {

  }
</score>

Слова вокального текста помещаются внутри «выражения» («expression»), которое следут после команды addlyrics (добавить текст). Каждый слог разделяется пробелом. «ЛилиПонд» автоматически соотнесёт каждый слог с каждой нотой.

Пример:

<score>
  relative c'' {
    a b c d
  }
  addlyrics {
    foo bar baz qux
  }
</score>


  relative c'' {
    a b c d
  }
  addlyrics {
    foo bar baz qux
  }

Теперь попробуем проделать то же с нашим «Чижиком-пыжиком». Составляем код:

<score vorbis="1">
  relative c' {
    e c e c f e d2
    g,4 g g a8 (b) c4 c c2
  }
  addlyrics {
    «Чи- жик, пы- жик, где ты был?»
    «На фон- тан- ке вод- ку пил!»
  }
</score>

И получаем следующий результат:


  relative c' {
    e c e c f e d2
    g,4 g g a8 (b) c4 c c2
  }
  addlyrics {
    «Чи- жик, пы- жик, где ты был?»
    «На фон- тан- ке __ вод- ку пил!»
  }

Соотнесение слогов и нот можно изменить при помощи кода, основанного на знаках подчёркивания «_» («underscores»).

Множество слогов под одной нотой получается благодаря соединению слогов знаками подчёркивания «_» («underscores»).

И наоборот: один слог, распеваемый на двух или нескольких нотах получается благодаря использованию знаков подчёркивания «_» («underscores») вместо следующей ноты (или нескольких следующих нот), который в противном случае относился бы к следующей ноте. Линия, удлинняющая слог, может быть добавлена двойным знаком подчёркивания «__» («a double underscore») с пробелами с обеих сторон.

Когда слово разбивается на слоги, это обозначается дефисом между слогами. Дефисы могут быть созданы двойным тире ( — — ) в тексте (с пробелами с обеих сторон).

Дополнительные сведения о нотации «ЛилиПонд» (LilyPond)

Термин
Term
Код
Code
Описание
Description
Пример
Example
Код примера
Example code
Ребро

Beam

a[ b] По умолчанию «рёбра» (или «вязки» — по англ. «beams») расставляются автоматически. Однако, чтобы контролировать процесс группировки нот в тактах или если автоматический режим отключён, рёбра могут расставляться вручную. Открытая квадратная скобка ставится после первой ноты, от которой протягивается ребро. Закрывающая квадратная скобка ставится после последней ноты на которой заканчивается ребро.

Beaming will be created automatically by the extension by default. To force this, however, or if automatic beaming has been deactivated, beaming can be indicated manually. An open square bracket should be placed after the first note to be beamed. A closing square bracket after the last note ends the beam.

{ relative c'' { b8[ d] d[ c b a] c b } }

<score>{ relative c'' { b8[ d] d[ c b a] c b } }</score>
Аккорд

Chord

<a b> Аккорды записываются так же, как и другие ноты. Однако все ноты в аккорде должны быть заключены в угловые скобки. Чтобы определить длительность звучания аккорда, нужно поместить соответствующий номер после закрывающей скобки.

Chords can be written much like other notes. However, all the notes in a chord should be wrapped in angle brackets. If setting the duraction, a single number should be placed after the closing bracket.

{ relative c'' { <g e> <g b d> <f a c e> <d f>8 <a' c> } }

<score>{ relative c'' { <g e> <g b d> <f a c e> <d f>8 <a' c> } }</score>
Пауза

Rest

r Так же как и нотные длительности, длина пауз записывается при помощи буквы r c с соответствующим числовым показателем: r1 r8 r16, r32, r64 и т. д.
На пустых тактах выставляется целая пауза с помощью заглавной буквы R.

Like notes, the duration of rests is set by a following number eg. r1 r8 r16 etc.
Full bar rests can be indicated with a capital R.

{ relative c'' { g b d r } }

<score>{ relative c'' { g b d r } }</score>
Лига

Slur

a( b) Означения «легато» (slurs) вводятся также, как и «рёбра», но для этого используются круглые скобки. Открывающая скобка ставится после ноты, от которой начинается лига, а закрывающая скобка после ноты, на которой лига кончается. Лиги не могут быть вложены (одна в другую), т. е. нельзя писать, например: ( c d f (c d f) ).

Slurred notes work in a similar way to beaming, but using round brackets (parentheses). An open bracket after a note begins the slur and a closing bracket after the final note ends the slur. Slurs cannot be nested.

{ relative c'' { g( b) d( f) } }

<score>{ relative c'' { g( b) d( f) } }</score>
Фразировочая лига

Slur (phrasing)

a( b) Обычные лиги (slurs) могут помещаться внутри более длинных фразировочных лиг. [Здесь в англ. версии текста эти лиги пропущены. Я добавил их. Д. С.]

Normal slurs can be used inside phrasing slurs.

{ relative c'' { g(( b) d( f)) } }

<score>{ relative c'' { g( b d f) } }</score>
Пробелы между нотами

Spacer

s Так же как ноты, можно добавлять пустые пробелы между нот при помощи буквы s с соответствующим числовым показателем: s1 s8 s16 и т. д.

Again, like notes, the duration of spaces is set by a following number, eg. s1 s8 s16, etc.

{ relative c'' { b4 s2 b4 } }

<score>{ relative c'' { b4 s2 b4 } }</score>
Связующая лига

Ties

a ~ b Связующие лиги (ties — то, что называют «слигованные» или «залигованные ноты») вводятся при помощи тильды ~ после первой из слигованных нот. (Nota Bene: Связующая лига похожа на знак «легато» но она отличается по своей функции и ставится только между нотами одинаковой высоты, и вторая из этих двух нот не повторяется, а длится).

Ties can be indicated with a tilde after the first note. (NB: Ties look similar to slurs but only occur with notes of the same pitch.)

{ relative c'' { b~ b d~ d} }

<score>{ relative c'' { b~ b d~ d} }</score>

Исходя из вышеизложенного, попробуем создать более сложный пример: И. С. Бах, тема Фуги № 1 из первого тома «Хорошо темперированного клавира»:

<score vorbis="1" midi="1">
         relative c'
    {  
  tempo "Andante" 4 = 60 
          r8 c8( d e f8. g32 f e8 a | d, g~ g16 a g f e f) e( d c d c b | a8 fis' g4~ g8 fis16 e fis8 d | g)
    }
</score>

Фуга I. (ХТК, I том)

И. С. Бах


         relative c'
{
  tempo "Andante" 4 = 60 
          r8 c8( d e f8. g32 f e8 a | d, g~ g16 a g f e f) e( d c d c b | a8 fis' g4~ g8 fis16 e fis8 d | g)
    }

Основные тональности

Тональности До мажор и натуральный ля минор (в ключе нет знаков)

(в гармоническом ля миноре при отсутствии знаков в ключе к ноте соль добавляется диез, в мелодическом миноре диез может добавляться также к ноте фа):

Диезные тональности

Тональности Соль мажор и натуральный ми минор (в ключе один диез: фа-диез)

(в гармоническом ми миноре при одном диезе в ключе к ноте ре добавляется диез, в мелодическом миноре диез может добавляться также к ноте до):

Тональности Ре мажор и си минор (в ключе два диеза: фа-диез и до-диез)

(в гармоническом си миноре при двух диезах в ключе к ноте ля добавляется диез, в мелодическом миноре диез может добавляться также к ноте соль):

Тональности Ля мажор и фа-диез минор (в ключе три диеза: фа-диез, до-диез и соль-диез)

(в гармоническом фа-диез миноре при трёх диезах в ключе к ноте ми добавляется диез, в мелодическом миноре диез может добавляться также к ноте ре):

Далее подобным образом:

В тональностях Ми мажор и до-диез минор в ключе добавляется ре-диез (4 диеза в ключе).

В тональностях Си мажор и соль-диез минор в ключе добавляется ля-диез (5 диезов в ключе).

В тональностях Фа-диез мажор и ре-диез минор в ключе добавляется ми-диез (6 диезов в ключе).

Бемольные тональности

Тональности Фа мажор и натуральный ре минор (в ключе один бемоль: си-бемоль)

(в гармоническом ре миноре при одном бемоле в ключе к ноте до добавляется диез, в мелодическом миноре к ноте си может добавляться бекар):

Тональности Си-бемоль мажор и натуральный соль минор (в ключе два бемоля: си-бемоль и ми-бемоль)

(в гармоническом соль миноре при двух бемолях в ключе к ноте фа добавляется диез, в мелодическом миноре к ноте ми также может добавляться бекар):

Далее подобным образом:

В тональностях Ми-бемоль мажор и до минор в ключе добавляется ля-бемоль (3 бемоля в ключе).

В тональностях Ля-бемоль мажор и фа минор в ключе добавляется ре-бемоль (4 бемоля в ключе).

В тональностях Ре-бемоль мажор и си-бемоль минор в ключе добавляется соль-бемоль (5 бемолей в ключе).

В тональностях Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор в ключе добавляется до-бемоль (6 бемолей в ключе).

Нотация ABC

См. иакже: ABC (нотация) Нотация ABC

Приложение «Score» также поддерживает нотацию «ABC», текстовый язык разметки, по концепции подобный языкам разметки HTML и TeX, предназначенный для разметки, форматирования и записи нот к музыкальным произведениям, где ноты кодируются своими буквенными обозначениями C D E F G A B (С = «До», D = «Ре», E = «Ми», F = «Фа», G = «Соль», A = «Ля» и B = «Си». Также в тексте программы существуют специальные управляющие последовательности для кодирования специальных символов (надстрочные знаки, тексты песен, акценты и т. д.), а также информационные поля, определяющие размер, темп, тональность, заголовок композиции и т. д. Первоначально программа была предназначена для одноголосной записи песен западного фольклора, хотя может быть использована также для записи более сложной музыки. Это проще, чем «ЛилиПонд», использует чуть меньший объём компьютерной памяти.

Вот пример натации ABC в вики-разметке:

<score lang="ABC" vorbis="1" midi="1">
X:173
L:1/4
M:6/4
K:Gm
Q:1/4=120
A|B2BB3/2c/2d|cAFFGA|BAGGAB|AGAD2A|
B2BB3/2c/2d|c3/2B/2Ac2d|B3/2A/2GAG^F|
G2AB3/2c/2d|B3/2A/2GA3/2G/2^F|(G3G2)|]
</score>

Это даёт следующий результат:


X:173
L:1/4
M:6/4
K:Gm
Q:1/4=120
A|B2BB3/2c/2d|cAFFGA|BAGGAB|AGAD2A|
B2BB3/2c/2d|c3/2B/2Ac2d|B3/2A/2GAG^F|
G2AB3/2c/2d|B3/2A/2GA3/2G/2^F|(G3G2)|]

Ноты

Высота звука (pitch) обычно записывается буквой. Но кодирование здесь не совсем такое, как в «ЛилиПонде». «До» первой октавы (middle C) записывается как прописное C. Ноты в первой октаве записываются прописными (большими) буквами: CDEFGAB, во второй — строчными (маленькими): cdefgab, третья — строчными со знаком апострофа (c’d’e’). Ноты в малой октаве записываются большими буквами с запятой (C,D,E,). Таким образом основной диапазон ABC-нотации охватывает 4 октавы, что может быть достаточно для записи любых мелодий.

Основной диапазон такой: C, D, E, F, G, A, B, C D E F G A B c d e f g a b c' d' e' f' g' a' b'

Однако диапазон ABC не этим ограничивается и, чтобы записать четвертую октаву, нужно к маленькой букве добавить два апострофа (cde), а для записи нот большой октавы — к большой букве добавить две запятые (C,,D,,E,,) и т. д.. Но на практике, для записи народных мелодий (folk tunes), достаточно и двух октав.

Длительность звука указывается дробью после высоты. Например, C1/2 — это половинная нота «до» первой октавы. Числитель 1 или знаменатель 2 может быть опущен, и таким образом одна и та же нота может быть представлена по-разному: C/2 или просто C/. Если нота введена без длительности, используется дефолт: длительность по умолчанию в шапке.

Паузы записываются как и ноты, только буквой z.

Заглавные строки

Музыка, записанная в нотации ABC начинается заглавной строки («header line») или «шапки» которая либо содержит некую информацию, либо влияет на отображение нотной партитуры. Каждая из этих строк начинается с заглавной буквы, за которой следует двоеточие и соответствующее значение.

Например, L — заглавная строка для указания длительности ноты. За этим следует указание базовой (default’ной) нотной длительности. В данном случае: четвертная нота («crotchet» или «quarter-length note»):

L:1/4
List of header lines

Header Use
B Книга Book
C Имя композитора Composer’s name
D Дискография Discography
H История History
K Тональность (Название ноты с добавлением строчной «m» если минор) Key (a single letter for the pitch, followed by a lower-case «m» if minor)
L Нотная длительность («дефолт») Default note length (given as a fraction, eg. 1/8 for a quaver)
M Метр (в виде муз. размера, напр. 4/4) Meter (appears like length but refers to the time signature, eg. 4/4)
N Комментарий Comment
O Место происхождения Origin
Q Темп (1/4=120 означает 120 четвертей в минуту) Tempo (1/4=120 indicates 120 quarter notes per minute)
T Название Title
R Ритм (вводится в виде текста) Rhythm (entered as text)
S Источник Source
X Номер секвенции Sequence number
Z Имя автора данной нотной траскрипции Transcription notes (who transcribed it)

Звучание

Позволяя участникам Викитеки использовать музыкальную нотацию, это нотное приложение даёт возможность прослушивать её в формате «миди» и «Ogg Vorbis». Чтобы это стало возможно, необходимо установить и активизировать в браузере «Javascript».

Изображение SVG, созданное нотным приложением, действует как ссылка на миди-файл. Помимо прочего, его можно загрузить, щелкнув правой кнопкой мыши по изображению и выбрав соответствующую опцию из всплывающего меню. Если включен «Ogg Vorbis», под генерируемым изображением создается модуль управления «javascript», который может передавать созданный файл; Которые можно воспроизводить и останавливать (и менять громкость) с помощью инструментов управления.

Чтобы включить миди, добавьте midi = «1» в открывающий тег партитуры. Чтобы включить «Ogg Vorbis», добавьте vorbis = «1» в открывающий тег партитуры. И то и другое может быть добавлено к одному и тому же тегу.

Пример:

<score midi="1" vorbis="1">  ...  </score>

Кроме того, файлы «Midi» и «Ogg Vorbis» могут быть переопределены (overridden). При включении, это нотное приложение обычно генерирует один или оба файла. С дополнительными атрибутами это нотное приложение вместо этого использовать файл «Midi» или «Ogg Vorbis», загруженный в Викитеку или в Викисклад.

Примеры:

<Score midi = "1" override_midi = "Example.midi"> ... </ score>
<Score vorbis = "1" override_ogg = "Example.ogg"> ... </ score>

Итак попробуем записать мелодию например «Во поле береза стояла» методом ABC нотации.

<score lang="ABC" vorbis="1" midi="1">
X:1
T:  Во поле берёза стояла
M:6/4
R:
K:Am
L:1/8
eeee d2 cc B2 A2|eege ddcc B2 A2| B3cd2 cc B2A2|BBBc ddcc  B2A2:|
</score>

В нотах получится:


X:1
T:  Во поле берёза стояла
M:6/4
R:
K:Am
L:1/8
eeee d2 cc B2 A2|eege ddcc B2 A2| B3cd2 cc B2A2|BBBc ddcc  B2A2:|

Нетрудно заметить, что если записать буквы слитно без пробелов, то штили нот тоже объединятся.

Тактовая черта вводится клавишей с зажатым Shift |

Ноты в Викитеке

  • Category:Musical scores — ноты в Центральной Викитеке

Внешние ссылки

LilyPond

  • «ЛилиПонд» домашняя страница (LilyPond homepage)
  • руководство к «ЛилиПонд» (LilyPond Manual)
    • Simple notation
    • Cheat Sheet
    • словарь «ЛилиПонд» (LilyPond Glossary)
    • Integrating text and music
  • «ЛилиПонд» вики (LilyPond wiki)
  • краткие сведения о «ЛилиПонд» (LilyPond Quick Guide)

ABC

  • ABD notation homepage
  • ABC tutorial by Steve Mansfield
  • ABC Primer by John Chambers
  1. Переводится на русский язык как «пруд с лилиями». GNU LilyPond — свободный нотный редактор, разработанный голландскими программистами и музыкантами: David Kastrup, Werner Lemberg, Han-Wen Nienhuys, Jan Nieuwenhuizen, Carl Sorensen, Janek Warchoł, et. al. (включая валторниста Хан-Вена Нинхуиса и скрипача Яна Ньюенхайзена) — и предназначенный для создания музыкальных партитур путём компиляции файла из текста, набранного особым образом (используется технология TeX).
  2. Слово «выражение» («expression»  — произносится «экспрешн») — специальный термин информатики, используемый в программировании.

Перевод-пересказ выполнен участником Dmitrismirnov (обсуждение) 14:35, 25 мая 2017 (UTC) Ответить[ответить]

Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы

ноты

Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.

Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?

Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.

В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:

  1. До
  2. Ре
  3. Ми
  4. Фа
  5. Соль
  6. Ля
  7. Си

Упражнение №1

Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.

Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.

  1. C – До
  2. D – Ре
  3. E – Ми
  4. F – Фа
  5. G – Соль
  6. A – Ля
  7. H – Си

клавиатура с нотами

Вот как они располагаются на клавиатуре.

Упражнение №2

Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.

Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:

Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:

  1. Субконтроктава;
  2. Контроктава;
  3. Большая;
  4. Малая;
  5. 1-ая;
  6. 2-ая;
  7. 3-ая;
  8. 4-ая;
  9. 5-ая.

К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.

октавы

Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.

Основы записи: из чего состоит музыкальный текст

Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.

 нотный стан

Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.  

Основные ключи

Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.

скрипичный ключ

Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.

басовый ключ

В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:

нотный стан

К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание. 

Расположение нотных знаков соответственно ключу.

Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:

ноты

  1. До располагается на первой добавочной линейке.
  2. Ре под первой линейкой.
  3. Ми на первой линии.
  4. Фа между 1 и 2.
  5. Соль на 2.
  6. Ля между 2 и 3.
  7. Си на 3.
  8. До2 между 3 и 4.

Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.

Пример №1.

 Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы.

Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:

  • До между 2 и 3.
  • Ре на 3.
  • Ми между 3 и 4.
  • Фа на 4
  • Соль между 4 и 5
  • Ля на 5
  • Си над 5.
  • До на первой верхней добавочной линии.

Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.

Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.

Пример №2.

При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)

Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.

Название ноты Скрипичный ключ Басовый ключ Расположение на клавиатуре
До (C)
 Ре  (D)
Ми (E)
Фа  (F)
Соль (G)
Ля  (A)
Си  (H)


Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.

Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.

Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.

При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.

Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли —    . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.

Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?

На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.

GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.

 

Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.

К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.

 

Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.

Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля. 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Урок 2. Нотная грамота

Нотная грамотаТеория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.

Цель урока: познакомиться с нотной грамотой «с нуля», получить представление о паузах и длительностях нот, их расположении на нотном стане и других связанных с этой темой понятиях.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

  • Кто придумал ноты
  • Расположение нот на нотном стане
  • Знаки альтерации
  • Ключи на нотном стане
  • Длительности нот
  • Паузы
  • Тест на проверку знаний

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Поскольку процесс формирования способов записи звуков развивался в разных странах параллельными курсами, возникли разные варианты нотаций. Так, в немецкой музыкальной традиции дополнительной ноте «си» присвоили букву Н, следующую за буквой G. Это связано с тем, что у немцев буква В была уже занята нотой «си-бемоль», которую располагали сразу за нотой «ля».

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Названия нот на нотном стане общий вид

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Названия нот на нотном стане подробно

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

Ноты субконтроктавы на нотном стане

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

Клавиатура фортепиано и нотный стан

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Как изобразить ноту до руками

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Нота до руки и нотный стан

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».

Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Знаки альтерации

Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.

В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:

Диезы

Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:

Бемоли

С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:

Диезы басовый ключ

Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:

Бемоли басовый ключ

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

Случайный бекар

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Ключевой бекар

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Знаки альтерации

Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Ключи

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1 Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2 Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3 Четвертная – тянется на «раз и».
4 Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5 Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Обозначения длительности нот

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Объединение нот

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Объединение нот внутри такта

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Длительности пауз

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.

1 Свойства звука3 Гармония в музыке →

big1393524956

Нотное письмо — общепринятая система записи звуков в виде специальных знаков (нот) на нотном стане.

Нотное письмо является универсальным языком общения музыкантов всего мира, помогает запечатлеть собственные сочинения и, конечно же, прикоснуться к культурному наследию многовековой музыкальной истории.

Как невозможно нарисовать картину без холста, так и нотное письмо невозможно без нотного стана.

Нотный стан

Нотный стан — представляет собой пять параллельных горизонтальных линий, на которые наносятся: ноты (1), паузы (2), знаки альтерации (3), ключи (4), размеры (5), такты (6) и т.д. Нотный стан может иметь по пять нижних (7) и верхних (8) добавочных линий.

Нотное письмо

Нота

Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Нотное письмо

Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.

Нотное письмо

Пауза

Пауза — специальное обозначение, на нотном стане, указывающее на отсутствие звучания инструмента. Подобно нотам пауза имеет свою продолжительность и знаки корректировки длительности. Пауза бывает: целая (длинною в такт), половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Нотное письмо

sam-pro-images

Звукоряд. Тон. Полутон

Прежде чем продолжить, внесем ясность в понятия: звукоряд, тон, полутон.

Помимо длительности, каждая нота в звукоряде имеет свое название и место (ступень). Расстояние между нотами определяется тоном или полутоном. Один звукоряд (октава) содержит 12 звуков (7 нот): До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Октава
До До# Ре Ре# Ми Фа Фа# Соль Соль# Ля Ля# Си
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Полутон
Тон    

Знаки альтерации

Альтерация — специальный знак, на нотном стане, указывающий на повышение или понижение звучания ноты на полутон (тон). Существует пять знаков альтерации: диез — повышение на полутон; дубль-диез — повышение на тон; бемоль — понижение на полутон; дубль-бемоль — понижение на тон; бекар — отмена знаков альтерации.

Нотное письмо

Ключ

Ключ — специальный знак, облегчающий чтение нот на нотном стане, указывающий на определенную ноту, от которой ведется отсчет других нотных знаков музыкального произведения. В нотном письме различают три основных ключа:скрипичныйСоль, басовыйФа, альтовыйДо.

Нотное письмо

sam-pro-images

Такт. Размер. Ритм. Темп. Динамические оттенки

Такт — область на нотном стане между двумя вертикальными линиями. Затакт — неполный такт, при этом последний такт так же может быть не полным.

Размер — количество сильных и слабых долей образующих такт. Доля бывает: сильная и слабая. Сильная доля — наиболее акцентируемая нота при игре. Слабая доля — менее акцентируемая нота соответственно.

Размеры подразделяются на простые и сложные. Простой размер: 2/4, 3/4, 4/4. Сложный размер, как правило, составной из двух одинаковых или разных простых размеров: 6/8 + 6/8 = 12/8.

Нотное письмо

Ноты, поделенные на такты с указанием размера, не могут передать настроение музыкального произведения без ритмического рисунка, темпа исполнения с его динамической окраской и динамического оттенка звучания. В нотном письме, учтен и этот момент.

Ритм — последовательность нот объединенных в ритмические группы на основе их длительности. Основными делениями являются: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты и т.д. Альтернативные виды деления: дуоль, квартоль, триоль, квинтоль, секстоль, септоль. При делении на несколько частей, полученные длительности занимают равномерное суммарное время звучания исходной ноты.

Нотное письмо

sam-pro-images

Темп — скорость исполнения музыкального произведения. Как правило, темпы делят на три группы: медленные,умеренные, быстрые.

Медленные темпы Умеренные темпы Быстрые темпы
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Largo Широко Andante Спокойно, не спеша Allegro Скоро
Lento Протяжно Andantino Чуть подвижнее, чем Andante Vivo Живо
Adagio Медленно Moderato Умеренно Vivace Живо
Grave Тяжело Sostenuto Сдержанно Presto Быстро
Allegretto Оживлённо Prestissimo Очень быстро
Allegro moderato Умеренно скоро

Динамические оттенки темпа — указывают на замедление или ускорение темпа игры.

Оттенки движения Динамические оттенки движения Другие обозначения
Итальянский Русский Итальянский Русский Итальянский Русский
Molto Очень Ritenuto Сдерживая a tempo в темпе
Assai Весьма Ritardando Запаздывая tempo primo вернуться в первоначальный темп
Con moto С подвижностью Allargando Расширяя tempo I первоначальный темп
Commodo Удобно Rallentando Замедляя I’istesso В том же темпе
Non troppo Не слишком Accelerando Ускоряя
Non tanto Не столь Animando Воодушевляя
Meno mosso Менее подвижно Stringendo Ускоряя
Più mosso Более подвижно Stretto Сжато
Sempre Всё время

Динамический оттенок — уровень громкости исполнения музыкального произведения или его части.

Постоянная громкость Изменение громкости Смена громкости
Итальянский Сокращение  Русский Итальянский Русский Итальянский Русский 
fortissimo ff Очень громко crescendo Усиливая più forte Более громко
forte f Громко poco a poco crescendo Мало-помалу усиливая meno forte Менее громко
mezzo forte mf Средняя громкость diminuendo Стихая sforzando (sf) Резкое ударение звуков
mezzo piano mp Средне-тихо poco a poco diminuendo Мало-помалу стихая
piano p Тихо smorzando Замирая
pianissimo pp Очень тихо morendo Замирая

sam-pro-images

Мелизмы

Мелизмы — вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды. К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.

Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.

Форшлаг бывает:

  • короткий — быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
  • длинный — исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.

Нотное письмо

sam-pro-images

Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.

Нотное письмо

Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.

Нотное письмо

Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.

Нотное письмо

sam-pro-images

Сокращенное нотное письмо

Сокращенное нотное письмо, упрощает чтение нот, особенно если используется большое число повторений одинаковых тактов с небольшими вариациями.

Реприза — повторение тактов. При этом если часть тактов изменяется, то используется вольта с цифрой, которая соответствует циклу повторения.

Нотное письмо

Нотное письмоSegno, специальная отметка, используемая с аббревиатурой Dal segno.

Нотное письмоCoda, окончание произведения, используется вместе с аббревиатурами D.S. и D.C.

Нотное письмоDa capo, указывает на переход в начало музыкального произведения, обычно используется с пояснением: al fine — до конца или al coda — до знака «кода».

Нотное письмоDal segno, переход к знаку «Segno«, так же используется: al fine — до конца, al coda — до знака «кода».

Нотное письмо

Нотное письмо— знак используется, если необходимо повторить один или несколько тактов.

Нотное письмо— знак применяют для повторения мелодической фигуры в такте.

Нотное письмоНотное письмо

Для повторения ноты или аккорда используется следующая запись:

Нотное письмо

sam-pro-images

Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:

Нотное письмо

Для удвоения ноты в октаву пишут цифру 8 — это значит, что к основной ноте необходимо добавить аналогичную ноту, звучащую на октаву выше:

Нотное письмо

Если необходимо играть ноты на октаву выше используется запись (8va —————¬), для игры на октаву ниже(8vb —————¬). Естественно исполняются только те ноты, над которыми проходит пунктирная линия. Если необходимо играть ноты на 2 октавы выше или ниже используется запись (15ma —-¬ или 15mb ——¬).

sam-pro-images

Приемы игры

Приемы игры — специальные методы исполнения нотной записи: легато, стаккато, арпеджио и глиссандо.

Легато — подразумевает под собой связное исполнение нотной записи, звучание нот согласовано и перетекает из одной в другую, обозначается специальной линией в виде дуги.

Нотное письмо

Стаккато — короткое отрывистое исполнение нот, указывается точкой над или под нотой. Стаккатиссимо — наиболее острое отрывистое исполнение нот, обозначается перевернутым треугольником.

Нотное письмо

Арпеджиато — быстрое исполнение нот аккорда снизу вверх или в обратном порядке, обозначается вертикальной волнистой линией.

Нотное письмо

Глиссандо, слайд — прием скольжения от одной ноты к другой.

Нотное письмо

Поделитесь статьей в соцсетях — поддержите проект!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прописные кавычки как правильно пишется
  • Прописные иероглифы как пишут китайцы
  • Прописные арабские буквы как пишутся
  • Прописная гамма как пишется буква
  • Прописи как пишется цифра 9