Псково печерский монастырь как пишется

Ответ на вопрос.
Псково-Печерский и Киево-Печерская. Произношение с Ё неправильно. Такие вещи проверяются не общими рассуждениями, а консультацией у топонимистов.

Название образовано от древнерусского, оно же церковнословянское, — печера (пещера), Менять его нет нужды. Многочисленные топонимы типа «Печора» того же происхождения, но там закреплена более современная фонетика.

Произношение Ё в «Печера, печерский» ошибочно ещё и потому, что для передачи такого произношения использовалось бы орфографическое О. Довод не абсолютный, но как дополнительный вполне годится.

Что же касается обсуждений перехода Е->Ё вообще, тем более в плане взаимоотношения русского и церковнославянского языков, то это дебри непролазные.

Достаточно здесь сказать, что топонимы (а данные названия вполне относятся к топонимам) обычно сохраняют исторические названия гораздо дольше, чем имена (включая несобственные), их породившие.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на территории Псковской области считается одним из крупнейших в России. Его история начинается со второй половины XV века, и с тех пор он ни разу не закрывался. Долгое время обитель находилась в приграничном положении, вследствие чего подвергалась нападкам неприятелей, однако заступничество Божией Матери благодаря усердным молитвам перед ее образами «Успение» и «Умиление» не раз спасали монастырь и его жителей.

Не миновали обитель и разрушительные последствия в ходе боев во время Великой Отечественной войны, но силами братии удалось восстановить ее, по сей день она развивается и украшается. Псково-Печерский монастырь — место притяжения паломников, многие мечтают посетить его храмы, пещеры и поклониться местным святыням. Большой интерес обитель вызывает и у путешественников, желающих ознакомиться с ее богатой историей, оценить красоту архитектурного ансамбля и насладиться особенной умиротворяющей атмосферой этого места.

Псково-Печерский монастырь на google-панораме:

Расписание богослужений Псково-Печерского монастыря

Расписание служб по будним дням:

  • 7:00 — утреннее богослужение
  • 18:00 — вечерняя служба.

Также в определенные дни проводится таинство Соборования.

Расписание богослужений в выходные дни:

  • 6:30 — исповедь
  • 6:40 — часы
  • 7:00 — ранняя Божественная литургия
  • 9:30 — исповедь
  • 9:40 — часы
  • 10:00 — поздняя Божественная литургия
  • 18:00 — вечернее богослужение.

Отцы Псково-Печерского монастыря

Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.

Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).

В настоящее время священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря является митрополит Тихон (Шевкунов).

Посещение для паломников

Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.

Экскурсии в Псково-Печерский монастырь

При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.

Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.

Архитектурный ансамбль монастыря

Архитектурный ансамбль монастыря, © Shish_ka

Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.

Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.

Гостиницы при Псково-Печерском монастыре

Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.

Никольский храм

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.

Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.

Святые врата

Иконы

Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.

Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.

Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.

Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.

Михайловский собор

Храмы

Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армии из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.

На территории монастыря находятся следующие церкви:

  • Успенский пещерный храм
  • Сретенский храм
  • Покровский храм
  • Михайловский собор
  • Лазаревский храм
  • Никольский храм
  • Благовещенский храм
  • Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.

История

Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».

В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.

В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.

Звонница Никольского храма

Как доехать до Псково-Печерского монастыря

В обитель приезжают паломники из разных городов, однако чаще всего здесь можно встретить путешественников из расположенных рядом Пскова и Санкт-Петербурга, также много паломнических поездок совершается из Москвы. Добраться до обители можно как в рамках организованной паломнической поездки, так и самостоятельно.

Как доехать из Пскова

Удобно добираться до Псково-Печерского монастыря на машине, расстояние от Пскова до него составляет около 50 км.

Как добраться до монастыря из Пскова на машине

Есть возможность доехать и на автобусе, рейсы осуществляют 2 перевозчика — ООО «Нива» и «Псковпассажиравтотранс», с расписанием и стоимостью билетов можно ознакомиться на их сайтах.

Еще один вариант — поездка на скоростном поезде «Ласточка».

Также можно доехать до монастыря на такси или, воспользовавшись сервисом поиска попутчиков, к примеру, BlaBlaCar.

Как доехать из Москвы

Напрямую до монастыря можно добраться на машине, для этого необходимо преодолеть расстояние примерно в 750 км.

Как доехать из Москвы до Псково-Печерского монастыря на машине

На общественном транспорте добраться из столицы можно через Псков, самый быстрый способ — на самолете, время в пути составляет чуть менее 1,5 часов. С расписанием рейсов можно ознакомиться на сайте авиакомпании.

Другой вариант — поездка на поезде, основная часть поездов отходит от Ленинградского вокзала.

Также можно доехать до Пскова на автобусе, ежедневно в этом направлении осуществляется несколько рейсов.

Как доехать из Санкт-Петербурга

Многие паломники предпочитают добираться до обители на машине, расстояние составляет около 350 км.

Как добраться из Санкт-Петербурга до монастыря на машине

До Печор можно доехать быстро и с комфортом по железной дороге — на «Ласточке», поезд довезет до места примерно за 4 часа.

Также есть прямое автобусное сообщение с Печорами, перевозками, к примеру, занимается компания «VIKING», отправление осуществляется от станции метро «Парк Победы». Ориентировочное время в пути — 5 часов.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, видео:

Отзывы с FOURSQUARE

.

Alex

июнь 2021

Всё без исключения, всем советую…)))

.

M.

ноябрь 2020

Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей. Год основая — 1473!!! Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался!

StranNick

февраль 2020

Удивительно прекрасное место! Яркое сочетание духовного исторического наследия, сохранения практики живой веры и потрясающей архитектуры и ухоженности внутренней территории! Тут даже подснежники есть!

Валерия

июнь 2019

Потрясающее место, очень сильное

.

Nikitos

февраль 2019

Святое место, очень люблю этот монастырь, стараюсь ездить каждый год.

.

Lidia

июнь 2018

Место силы! Великолепный Православный монастырь с невероятно красивыми храмами и территорией монастыря

Смотреть отзывы наtripadvisor

Куда сходить и что посмотреть в Печорах

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Pskov-Pechory Monastery or The Pskovo-Pechersky Dormition Monastery or Pskovo-Pechersky Monastery (Russian: Пско́во-Печ́ерский Успе́нский монасты́рь, Estonian: Petseri klooster) is a Russian Orthodox male monastery, located in Pechory, Pskov Oblast in Russia, just a few kilometers from the Estonian border. Pskov-Caves Monastery is one of the few Russian monasteries that have never been closed at any point in their existence, including during World War II and the Soviet regime. The monastery has been an important spiritual centre for the Seto people.

History[edit]

The monastery was founded in the mid-15th century, when the first hermits settled in local caves. The first cave Church of the Dormition of the Theotokos (церковь Успения Богородицы) was built in 1473 (its modern facade was constructed in the 18th century).

After the monastery had been destroyed by the Livonian feudals, it was rebuilt by a Pskovian dyak Mikhail Munekhin-Misyur in 1519. A posad (settlement) was built next to the monastery, which would later grow into a town. In 1550s-1560s, Pskovo-Pechorsky Monastery and its posad were surrounded by a wall with towers (eventually, these fortifications were rebuilt in 1701).

The monastery became an important outpost for defending the western border of Russia. In 1581–1582, it withstood the siege laid by Stefan Batory’s army. In 1611–1616, the monastery repelled the attack of the Polish army led by Jan Karol Chodkiewicz and Aleksander Józef Lisowski and Swedish army led by Gustav II Adolf.

As a fortification Pskovo-Pechersky Monastery lost its importance after the Great Northern War of 1700–1721. In 1920–1944, Pskovo-Pechorsky Monastery belonged to Estonia. The monastery was one of the few acting male monasteries in the USSR, having been saved from destruction by Pechory being Estonian territory before World War II. In Soviet times, famous Russian mystic Sampson Sievers briefly lived and served in the monastery.

Since the fall of the Soviet Union the monastery has flourished. Currently the monastic community numbers over 90 who through their pastoral labors live the tradition of asceticism and eldership as witnessed recently by the Archimandrite John (Krestiankin). In 2013 the monastery marked the 540th anniversary of its existence.

In 2011 a book by one of its former inhabitants Archimandrite Tikhon (Shevkunov) Everyday Saints and Other Stories,[1][non-primary source needed] reflecting the Monastery’s life, appeared. Over a million copies were printed and over 3 million digital copies sold worldwide by 2012.[2] In 2012 its English translation won a first prize at New York’s Read Russia 2012 Festival.[3] Its translator Julian Henry Lowenfeld was baptized into the Orthodox faith that same year, on Holy Saturday, in Moscow’s Sretensky Monastery, where Archimandrite Tikhon was hegumen at the time.[4]

References[edit]

  1. ^ «Everyday Saints».
  2. ^ ««Everyday Saints and Other Stories», Russia’s Number One Bestselling Book, Released in English This October». PR Newswire (Press release). Retrieved November 5, 2015.
  3. ^ ««Everyday Saints and Other Stories», Russia’s Number One Bestselling Book, Released in English This October». www.pravoslavie.ru. Retrieved November 4, 2015.
  4. ^ Антон Поспелов. «Главное — передать мурашки!» // Православие.Ru.

External links[edit]

  • Official site of Pskov-Caves Monastery(in Russian, English, German, and French)
  • The Holy Dormition Pskov-Pechory Monastery (in English)
  • Pskov-Pechory Dormition Monastery Photo gallery
  • Photo gallery
  • The Pskovo-Pechersky Monastery During the Livonian War (1558-1582)
  • Savignac, David (trans). The Pskov 3rd Chronicle.

Coordinates: 57°48′35″N 27°36′55″E / 57.80972°N 27.61528°E

From Wikipedia, the free encyclopedia

Pskov-Pechory Monastery or The Pskovo-Pechersky Dormition Monastery or Pskovo-Pechersky Monastery (Russian: Пско́во-Печ́ерский Успе́нский монасты́рь, Estonian: Petseri klooster) is a Russian Orthodox male monastery, located in Pechory, Pskov Oblast in Russia, just a few kilometers from the Estonian border. Pskov-Caves Monastery is one of the few Russian monasteries that have never been closed at any point in their existence, including during World War II and the Soviet regime. The monastery has been an important spiritual centre for the Seto people.

History[edit]

The monastery was founded in the mid-15th century, when the first hermits settled in local caves. The first cave Church of the Dormition of the Theotokos (церковь Успения Богородицы) was built in 1473 (its modern facade was constructed in the 18th century).

After the monastery had been destroyed by the Livonian feudals, it was rebuilt by a Pskovian dyak Mikhail Munekhin-Misyur in 1519. A posad (settlement) was built next to the monastery, which would later grow into a town. In 1550s-1560s, Pskovo-Pechorsky Monastery and its posad were surrounded by a wall with towers (eventually, these fortifications were rebuilt in 1701).

The monastery became an important outpost for defending the western border of Russia. In 1581–1582, it withstood the siege laid by Stefan Batory’s army. In 1611–1616, the monastery repelled the attack of the Polish army led by Jan Karol Chodkiewicz and Aleksander Józef Lisowski and Swedish army led by Gustav II Adolf.

As a fortification Pskovo-Pechersky Monastery lost its importance after the Great Northern War of 1700–1721. In 1920–1944, Pskovo-Pechorsky Monastery belonged to Estonia. The monastery was one of the few acting male monasteries in the USSR, having been saved from destruction by Pechory being Estonian territory before World War II. In Soviet times, famous Russian mystic Sampson Sievers briefly lived and served in the monastery.

Since the fall of the Soviet Union the monastery has flourished. Currently the monastic community numbers over 90 who through their pastoral labors live the tradition of asceticism and eldership as witnessed recently by the Archimandrite John (Krestiankin). In 2013 the monastery marked the 540th anniversary of its existence.

In 2011 a book by one of its former inhabitants Archimandrite Tikhon (Shevkunov) Everyday Saints and Other Stories,[1][non-primary source needed] reflecting the Monastery’s life, appeared. Over a million copies were printed and over 3 million digital copies sold worldwide by 2012.[2] In 2012 its English translation won a first prize at New York’s Read Russia 2012 Festival.[3] Its translator Julian Henry Lowenfeld was baptized into the Orthodox faith that same year, on Holy Saturday, in Moscow’s Sretensky Monastery, where Archimandrite Tikhon was hegumen at the time.[4]

References[edit]

  1. ^ «Everyday Saints».
  2. ^ ««Everyday Saints and Other Stories», Russia’s Number One Bestselling Book, Released in English This October». PR Newswire (Press release). Retrieved November 5, 2015.
  3. ^ ««Everyday Saints and Other Stories», Russia’s Number One Bestselling Book, Released in English This October». www.pravoslavie.ru. Retrieved November 4, 2015.
  4. ^ Антон Поспелов. «Главное — передать мурашки!» // Православие.Ru.

External links[edit]

  • Official site of Pskov-Caves Monastery(in Russian, English, German, and French)
  • The Holy Dormition Pskov-Pechory Monastery (in English)
  • Pskov-Pechory Dormition Monastery Photo gallery
  • Photo gallery
  • The Pskovo-Pechersky Monastery During the Livonian War (1558-1582)
  • Savignac, David (trans). The Pskov 3rd Chronicle.

Coordinates: 57°48′35″N 27°36′55″E / 57.80972°N 27.61528°E

Пско́во-Печо́рский монасты́рь

(Псково-Печерский, Успенский), мужской, в г. Печоры Псковской области, в России. Основан в середине XV в. в пещерах. В XVI—XVII вв. один из центров обороны западной границы Русского государства. Действующий мужской монастырь. Крепостная стена с 9 башнями (1553—65), пещерная Успенская (1473), Благовещенская (1514), надвратная Никольская (1565) церкви, 2-ярусная звонница (XVI—XVII вв.).

* * *

ПСКОВО-ПЕЧОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ПСКО́ВО-ПЕЧО́РСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Псково-Печерский, полн. Успенский Псково-Печорский монастырь), православный мужской монастырь в городе Печоры (см. ПЕЧОРЫ) Псковской области; возник в середине 15 века, когда в местных пещерах начали селиться первые монахи-пустынники. В 1473 году здесь была построена пещерная церковь Успения Богородицы (современный фасад 18 века). После разгрома монастыря ливонскими рыцарями он был возобновлен псковским дьяком М.Г. Мунехиным (1519). Возле монастыря возник посад, превратившийся позднее в город. В 1550—1560-х годах монастырь вместе с посадом был обнесен крепостной стеной с башнями и в 16—17 веках играл роль оборонительного форпоста на западной границе России. В 1581—1582 годах монастырь выдержал осаду войск Стефана Батория, а в 1611—1616 годах — польских отрядов Я. Ходкевича и А. Лисовского и шведских войск короля Густава II Адольфа. Крепостные укрепления перестроены в 1701 году. После Северной войны (1700—1721) монастырь утратил военное значение. В 1920—1940 годах Печоры входили в состав Эстонии. В монастыре сохранились крепостная стена с девятью башнями из камня-плитняка (1553—1565; реставрированы в 1960-х годах), пещерная церковь Успения (1473), Благовещенская церковь (1541, фасады обеих 18—19 веков); надвратная Никольская церковь (1565), двухъярусная звонница псковского типа (16—17 века), пещеры длиной около 200 м, которые являются монастырским кладбищем.

Псково-Печорский монастырь расположен в живописной котловине с карстовыми пещерами. По преданию обитель была основана священником Иоанном из Юрьева (ныне Тарту) и несколькими отшельниками. Предполагают, что отшельники пришли из киевских пещер; сохранилось имя их духовного руководителя — Марк. Имя преподобного Марка возглавляет собор Псково-Печорских святых. Начиная с жены Иоанна, Вассы, на протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов и просто жителей печорского посада не предаются земле, а хоронятся в склепах друг на друга. В пещерах проделаны шесть длинных подземных галерей. Среди захороненных здесь — представители старинных русских дворянских родов: Пушкиных, Назимовых, Бутурлиных, здесь покоятся родственники М.И. Кутузова, поэта А.Н. Плещеева, композитора М.П. Мусоргского.

Преемник Иоанна иеромонах Мисаил поставил возвышенности (на горе) деревянную церковь Антония и Феодосия Киево-Печорских, там же были срублены кельи насельников. Вскоре монастырь на горе (так называемый Ветхий) был сожжен рыцарями Ливонского ордена. В 1520-х годах, при игумене Дорофее монастырь был перенесен к подножию горы, Успенская церковь расширена, устроен пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия, построена церковь во имя Сорока севастийских мучеников, начато сооружение монастырской звонницы. Активную помощь монастырю оказал дьяк Мисюрь Мунехин, оценивший стратегическое значение Печор. Мисюрь Мунехин оказывал покровительство будущему игумену монастыря преподобномученику Корнилию, при котором обитель процветала: возросло количество иноков, работали иконописная, плотницкая, керамическая мастерские, была собрана библиотека. Здесь велась Третья Псковская летопись, из Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иваном IV Грозным.

Игумен Корнилий пытался распространить православие среди чуди (эстов), — им были основаны храмы на юге Эстляндии, определены туда священники. При Корнилии, по указанию Ивана Грозного вокруг монастыря была сооружена мощная каменная стена с девятью башнями и тремя воротами, в монастыре построена каменная Благовещенская церковь, надвратная Никольская церковь, соединенная с боевой башней. В крепости был размещен гарнизон стрельцов.

Стены Печорской крепости идут по склону глубокого оврага, огибая лощину, на дне которой протекает ручей Каменец. Общая длина стен 726 метров, их толщина 2 метра. Крепостные сооружения состоят из девяти башен. Монастырь выдерживал осады отрядов армии Стефана Батория (в Ливонскую войну), польского гетмана Ходкевича (в Смутное время), шведских королей Густава II Адольфа и Карла XII.

В монастыре хранятся три почитаемые святыни — чудотворные иконы Богоматери — Успения в житии, которая выносится крестным ходом каждый год в престольный праздник; Умиления и Одигитрии Псково-Печорских. Икона Успения хранится в пещерном Успенском храме, а Умиления и Одигитрии — в Михайловском соборе. Для хранения даров и вкладов в монастырь в конце 17 века была построена каменная Ризница, где ныне находится монастырская библиотека. В 18 веке стена оврага была облицована фасадом Успенской церкви, возведенном в стиле барокко. Увенчанный многоярусными куполами, расписанный фресками, он представляет собой лишь стену: сама церковь находится в пещере. На нижней площадке монастыря находятся больничная церковь святого Лазаря, церковь во имя Сретения Господня, Братский корпус и двухэтажная Трапезная. На верхней площадке привлекают внимание необычные здесь монументальные портики и золотой купол храма Михаила Архангела, построенного в 1827 году на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года. За куполами Успенской церкви на горе, среди монастырского сада расположена деревянная церковь Всех Псково-Печорских святых. Всего в монастыре одиннадцать церквей, три из которых — пещерные. В 1960-е годы в Псково-Печорский монастырь приехали из Нововалаамского монастыря в Финляндии старцы, не согласные с введением в Финской православной церкви нового календарного стиля. Среди псково-печорских монахов второй половины 20 века выделяется личность игумена Алипия (Воронова) — иконописца, писателя, участника Великой Отечественной войны, оставившего после себя коллекцию западноевропейской живописи. Много лет в монастыре провел знаток русской иконы, иконописец архимандрит Зинон.

Энциклопедический словарь.
2009.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 181500, Псковская обл., г. Печоры, ул. Международная, 5
  • Проезд: любым транспортом до г. Пскова, далее с автовокзала автобусом или маршрутным такси до г. Печоры
  • Официальный сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова.

Основание монастыря

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца «гласы поющих неизреченно и прекрасно» и ощутили благоухание «яко от множества фимиама».

Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя пещеры».

Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя “начального инока” преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона — непосредственный основатель обители.

Преемник преподобного Ионы иеромонах Мисаил возвел на горе келии и храм, но вскоре монастырь подвергся нападению лифляндцев. Деревянные постройки были сожжены, имущество разграблено. Когда же святотатцы стали бесчинствовать в Успенском храме монастыря, вышедший из алтарной части огонь изгнал их из обители. Тем временем из Изборска подоспел русский отряд, довершивший уничтожение лифляндцев.

Монастырь долго бедствовал после этого потрясения: набеги, хотя и менее дерзкие, продолжались. Иноземные завоеватели еще не раз пытались стереть обитель с лица земли, так как видели в ней прежде всего оплот Православия и русского влияния на близ живущее местное население балтийских племен (эстов и сету), а также организатора хозяйственной деятельности в крае и, наконец, русский военный опорный пункт.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сретенский храм и Ризница
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Сретенский храм и Ризница

Расцвет обители в XVI веке

Только через полвека, при игумене Дорофее, вновь поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы XVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере.

В 1521 году монастырь обрел чудотворную икону Успения Богоматери “в житии” (с житийными клеймами). Этот образ был написан иконописцем Алексеем Малым по заказу псковских “торговых людей” Василия и Феодора (Феодор позднее принял постриг с именем Феофил и скончался в обители).

В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину Каменца, келии были поставлены против Успенского храма.

К концу 20-х годов XVI века, при игумене Герасиме, упорядочилась внутренняя жизнь обители: игумен составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, учредил чин церковной службы по преданию древних монастырей, постановив, чтобы богослужение совершалось ежедневно в Успенском соборе. И сегодня свято хранит обитель древние традиции, соблюдая строгий общежительный устав.

Настоящий расцвет обители связан с именем ее игумена преподобномученика Корнилия.

Год от года возрастала известность монастыря. Молва о чудесных исцелениях, получаемых по особому заступлению Царицы Небесной не только православными, но и латинянами, привлекала множество богомольцев; некогда “убогое место” пополнялось драгоценными вкладами, обширными угодьями и вотчинами. Но приношения эти шли не только на нужды обители. Монастырские расходные книги сохранили сведения о материальной помощи, которую монахи постоянно оказывали беженцам во время многочисленных войн. За счет монастырской казны восстанавливались разрушенные захватчиками жилища в окрестных селениях, во время перемирий монастырь выкупал у неприятеля военнопленных. Все прочие монастыри псковской епархии, даже более древние: Мирожский (1156), Снетогорский (XIII в.), Велико-Пустынский, Спасо-Елеазаровский — уступали первенство Псково-Печерской обители, а игумены других монастырей теперь производились в его настоятели в знак повышения. Печерские же настоятели поставлялись в епископы.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Монастырская стена и Никольский храм

Оборонительное значение монастыря

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси.

Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу.

29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду.

5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.

Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”.

Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял.

В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

В начале XVII века монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах.

В 1701 году Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили 5 бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб.

В 1703 году, благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонной миссии Псково-Печерского монастыря.

В 1812 году Русской земле вновь угрожал завоеватель. Быстро продвигавшиеся наполеоновские войска заняли Полоцк. Угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление”, хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х.Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827).

Монастырь в XX веке

В XX веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древнии традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 года отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 года, чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.

Однако, события 1917-1919 годов не минули монастырь. Его новый наместник с 1920 года, а вскоре и настоятель, отец Иоанн (Булин), нашел обитель в упадке, с почти полностью уничтоженным хозяйством и малочисленной братией. Положение осложнялось тем, что в 1925 году от монастыря была частично отчуждена земля, которая сдавалась в аренду, а вырученные средства шли на нужды монастыря. Несмотря на все трудности, в 1926 году был начат ремонт храмов, братских келий, восстановление разрушенного водопровода. В 1927 году был закончен капитальный внутренний ремонт Михайловского собора и он был освещен электричеством, на малой звонице у Никольского храма был восстановлен нарушенный в 1918 году древний звон времен Бориса Годунова. Деньги на производимые работы поступали как от неизвестных жертвователей, так и от министерства народного образования. Большую сумму, 250 000 эстонских марок, на ремонт Успенского собора передал глава Эстонской республики И. Темант. Была приведена в порядок внутренняя монастырская жизнь. Богослужения в монастыре шли по рассписанию, составленому настоятелем, которое включало в себя росписи по неделям: кто и когда служит раннюю литургию, позднюю литургию, всенощное бдение, проповедует и т.д.

В 1926 году архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа Печорского, оставаясь при этом настоятелем обители. При нем монастырь активизировал свою религиозную деятельность. Были возобновлены крестные ходы как по традиционным маршрутам, проходящим по Эстонии и Латвии, так и по новым. Некоторые крестные ходы растягивались на много дней и проходили через многие населенные пункты, увеличилось число паломников и молящихся в монастыре. Приезжали из Америки, Германии, Швеции и других стран. В то же время положение монастыря в Эстонии осложнялось. Эстонские власти вмешивались в деятельность монастыря, у настоятеля, епископа Иоанна, неоднократно возникали разногласия с Синодом Эстонской Автономной Православной Церкви по проблеме собственности обители. В конце концов владыка Иоанн был вынужден уйти на покой в 1932 году.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы.

Монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: Таллиннскому Митрополиту Александру (Паулусу) и Экзарху Прибалтики Митрополиту Сергию (Воскресенскому).

В годы войны наместником монастыря был отец Павел (Горшков). Монастырь находился на оккупированной немцами территории но наместник сумел найти ту тонкую и умную линнию в отношениях с оккупационными властями, которая позволила сохранить братию, обитель и все ценности. Отцу Павлу удалось организовать помощь продуктами пленным красноармейцам лагерного пункта в Пскове, больным, инвалидам и престарелым в богадельне в Завеличье. Сохранились свидетельства о том, что под предлогом, что ему нужны рабочие в монастырь, игумен Павел освободил из немецкого лагеря более десятка военнопленных. Есть свидетельства, что в монастырских пещерах в войну укрывались совеские разведчики.

Тяжелым ударом для престарелого настоятеля был вывоз оккупантами из ризницы монастыря древних ценностей, якобы подальше от бомбежек, в другой православный монастырь под Ригой, на самом же деле в Германию. Воспрепятствовать этому о. Павел был бессилен. «Не нахожу себе места и покоя ни днем, ни ночью, — писал он главе печорской оккупационной администрации Беккингу. — Не хочу, чтобы после моей смерти монах-проводник по пещерам всем посетителям, показывая на мой гроб, говорил: «Здесь похоронен Павел Горшков, который отдал все сокровища монастыря, что хранила до него братия пятьсот лет». Почти так и случилось. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. После освобождения Печор он был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

В военные годы подверглись разрушениям Трапезная и Братский корпус, стена Михайловского собора. Другие храмы также пострадали от артиллерийских обстрелов.

Заботы по приведению в порядок монастырского хозяйства в послевоенные годы во многом пришлись на долю архимандрита Пимена, наместника обители с 1949 по 1954 гг., а впоследствии ставшего Патриархом Московским и всея Руси. Его труды были продолжены архимандритом Алипием — воином и художником (1959-1975). При нем в 1960 году была начата реставрация крепостных стен и башен (они с 1688 года после опустошительного пожара стояли непокрытыми, постепенно разрушаясь).

Старческое служение

Прославился монастырь и в мирные годы духовными подвигами своих насельников, по молитвам которых не оскудевает милость Божия к ищущим Небесного утешения у Печерских святынь. Во все время существования обители в ней не гас огонь старческого служения. Все, кто приходили за духовным утешением и советом, находили таковые в беседах с великими молитвенниками.

Одним из таких светильников веры православной был преподобный иеросхимонах Лазарь, подвизавшийся затворником в конце XVIII-начале XIX веков.

При посещении Печерской обители семьей Государя Николая II последний имел духовную беседу с подвизавшимся тогда в монастыре старцем Феодосием.

Более 60 лет служил Богу и людям иеросхимонах Симеон (Желнин), духовно окормлявший не только монастырскую братию, но и многочисленных мирян, паломников, приходивших к нему за духовным советом. О его жизни выпущена отдельная книга, в которой читатель найдет множество свидетельств о чудесной молитвенной помощи старца. 1 апреля 2003 иеросхимонах Симеон был прославлен в лике святых.

Схиархимандриты Агапий (Агапов), Пимен (Гавриленко) продолжили подвиг старческого служения в 60-е, 70-е гг.

После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.

С 1967 года в монастыре подвизался известный старец, подвижник нашего времени Иоанн (Крестьянкин) (+ 2006).

Монастырь в наши дни

Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 метров окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов.

Древнейший из них — Успенский собор ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня.

Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.).

Иконостас (3 четверть XVII в.) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иноностаса — это как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в ней помещается рака с мощами преподобномученика Корнилия.

В XVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской “судебной палаты”. В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.

Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: “Умиление” (список с иконы “Владимирской” Богоматери) и ”Одигитрия” (принесенная из Смоленска), с XVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая (“Никола Можайский” XVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы.

В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св.мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.

Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской Лавры (в стиле “украинского барокко”). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен.

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 году при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.

Напротив Успенского собора построен на рубеже XVIII — XIX веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании – монастырская лечебница.

На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор.

В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.

Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: “Богом зданные пещеры”. В нише, при входе в пещеры — гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых “улиц”, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5″С. Точного числа захоронений не установлено, т.к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды – ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.

Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов.

Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в XVI в. на месте старой деревянной (1523). Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов-проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1591) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.

К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале XVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а “годуновский” колокол отбивает часы.

Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы по благословению митрополита Иоанна (Разумова) наместником архимандритом Гавриилом (Стеблюченко) (1975-1988) были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.

Усердием следующего настоятеля (1988-1992) архимандрита Павла (Пономарева), вернулась в обитель монастырская библиотека, хранившаяся в Тарту, построены новые здания лечебницы, иконописно-реставрационной и швейной мастерских, в городе устроен Дом милосердия для одиноких пожилых людей, возвращены монастырю 100 га пахотной земли. Наместник архимандрит Роман (Жеребцов) продолжил реконструкцию монастырских построек, храмов, его заботами построен деревянный братский корпус и начато покрытие медью крепостных стен и башен.

В настоящее время продолжается благочестивая традиция по сохранению монастырского устава и благоустройству и украшению обители. Окончено строительство братского каменного корпуса у башни Нижних решеток с баней и прачечной, завершены работы по покрытию медью крепостных стен, ведется строительство хозяйственного комплекса, отреставрированы купола храмов, росписи на фасаде Успенского храма, проведена реставрация в Михайловском храме.
Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери “Умиление”, совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала XX века) в июле 2000 года чудотворная ((икона Божией Матери “Умиление” Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.

Монастырь продолжает катехизаторскую и издательскую деятельность. Еженедельно печорские школьники собираются на занятия Воскресной школы и иконописного класса. Многие из них поют в детско-юношеском хоре.

В Майском микрорайоне города Печоры совершаются богослужения в новопостроенном храме в честь Рождества Христова и свт. Тихона, патриарха Московского. При храме также работает воскресная школа, создан детский хор.

На берегу Псковского озера монастырь открыл Приозерный скит.

В 2000 году монастырю были переданы развалины Мальской обители для восстановления и строительства скита.

Игумены, настоятели, наместники

Игумены

  • Прп. Иона (1473 — 1480)
  • Селиван, иером.
  • Иона
  • Сергий
  • Симон
  • Дорофей
  • Герасим
  • Прмч. Корнилий (1529 — 20 февраля 1570)
  • Савва (1571 — 1572)
  • Сильвестр (1572)
  • Трифон (1572 — 1581)
  • Тихон (1581 — 1584)
  • Никон I (1584 — 1587)
  • Мелетий (1587 — 1593)
  • Иоаким (1593 — не позднее 1611)

Архимандриты

  • Иоаким (не позднее 1611 — 6 июля 1616)
  • Антоний I (1617 — 1621)
  • Иоасаф I (3 февраля 1621 — 1627)
  • Иов (1627 — 1634)
  • Порфирий (1634 — 1639)
  • Рафаил (1639 — 1643)
  • Макарий (июль 1643 — 4 ноября 1649)
  • Митрофан (1650 — 1656)
  • Зосима (1656 — 1663)
  • Герасим (1663 — 1669)
  • Паисий (1669 — 1682)
  • Иоасаф II (1682 — 1686)
  • Паисий II (1686 — 1699)
  • Корнилий II (1699)
  • Аарон (1706 — ?)
  • Феодосий (1711 — 1724)
  • Маркелл (1724 — 1726)
  • Филарет (1726 — 1729)
  • Вениамин (Сахновский) (1730 — 1731)
  • Кирилл (1731 — 1732)
  • Игнатий (1732 — 1745)
  • Геннадий (Андреевский) (1746 — 1753)
  • Иосиф (1753 — 1785)
  • Варлаам (1785 — 1792)
  • Петр (1792 — 1800)
  • Венедикт (1800 — 1835)
  • Антоний II (1835 — 1844)
  • Антоний (Шокотов) III (24 января 1845 — 1850)
  • Никон II (1850 — 1856)
  • Аполлос (Беляев) (26 октября 1856 — 1864)
  • Феогност, еп. (1864 — 1868)
  • Павел, еп. (1868 — 1882)
  • Нафанаил, еп. (1882 — 1885)
  • Павел (1885 — 1890)
  • Иннокентий (1890 — 1894)
  • Мефодий (Холмский) (1894 — 1906)
  • Никодим (Воскресенский) (26 апреля 1906 — 26 августа 1914)
  • Августин (Синайский) (1914 — 1917)
  • Сщмч. Александр (Петровский) (1917 — 1918)
  • Аркадий (Чанк) (1918 — 20 февраля 1920)
  • Иоанн (Булин) (октябрь 1920 — 1932)
  • Николай (Лейсман) (1932 — 1940)
  • Парфений (Шатинин) (1940 — 1941)
  • Павел (Горшков) (декабрь 1941 — 1944)
  • Агафон (Бубиц) (1944 — 1946)
  • Никон (Мико) (1946)
  • Нектарий (Григорьев) (1946 — 1947)
  • Владимир (Кобец) (1947 — 30 декабря 1949) еп. Порховский, Изборский
  • Пимен (Извеков) (кон. 1949 — кон. 1953)
  • Сергий (Гаврилов) (1954 — 1956)
  • Августин (Судоплатов) (13 июля 1956 — 1 октября 1959)
  • Алипий (Воронов) (28 июля — 3 сентября 1959, 6 октября 1959 — 12 марта 1975)
  • Гавриил (Стеблюченко) (7 апреля 1975 — 1988)
  • Павел (Пономарёв) (26 августа 1988 — март 1992)
  • Роман (Жеребцов) (1992 — 6 октября 1995)
    • Тихон (Секретарёв) (17 августа 1995 — ?) и/о
  • Тихон (Секретарёв) (? — 22 мая 2018)
    • Филарет (Кольцов) (22 мая 2018 — 14 июля 2018), старший
  • Тихон (Шевкунов) (14 июля 2018 — 1 августа 2021)
    • Иларион (Карандеев) (с 1 августа 2021) и/о

Использованные материалы

  • Материалы официального сайта монастыря
    • http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пряные травы как пишется
  • Псковичем как пишется
  • Пряные приправы как пишется
  • Псковичем или псковичом как правильно написать слово
  • Пряность для борща как пишется