Пурлипье как пишется

Июл 3rd
Урок 20. Battement tendu pour le pied или Double battement tendu.

Иногда в методике  классического танца можно встретить два, казалось бы, разных названия одного и того же элемента или движения.

Так и для элемента опускания пятки на пол с положения носком в пол в Battement tendu.

В книге по методике русской школы  классического танца (метод Вагановой) авторов В.С.Костровицкая-А.А.Писарев можно встретить это движение с названием Double battement tendu.

А в Азбуке классического танца авторов Н.П.Базарова-В.П.Мей практически это же движение имеет название Battement tendu pour le pied.

Отступление.

Сказать правду, мне пришлось быть ни один раз свидетельницей споров, доходящих до откровенной ругани, о «единственно правильном названии» или о «единственно правильном исполнении» движения.

Первое время и мне хотелось поспорить и доказать мою правду. Ведь меня так научили! Я даже об этом читала! Почему это должно быть неправильно?!

Но мне вспоминались слова моего педагога по классике, которая ни раз говорила:

«Если кто-то из коллег начнёт Вам доказывать, что Ваше исполнение движения неправильно — не спорьте! Пусть делает — как знает.

Если же это говорит хореограф-постановщик спектакля, в котором Вы участвуете в качестве балерины, то сделайте так, как он того требует!»

Споры подобного рода, о правильности и неправильности, часто слышались в коридорах училища между учениками двух разных преподавателей.

Иногда они затевались и самими преподавателями в учительской.

Для меня они не закончились и после окончания училища.

Как только находилась малейшая разница в выполнении движения, тут же находились «всезнайки», которые старались дать понять окружающим и всему миру в целом, что меня лично классическому танцу, вероятно, учили в сельском клубе. 

И это касалось не только меня лично, но и любого человека, который выполнял движение не так, как другой. А бывало, собиралось 3 или 4 человека и каждый хорошего уровня, но со своей правдой.

Однажды, в разговоре с одной из моих знакомых, которая закончила хореографическое отделение в Москве (не могу сказать, где именно), я хотела уточнить одно из движений классического танца.

Честно говоря, я сама не была рада, что затеяла это «уточнение».

Увидев взлетевшую на 45 градусов рабочую ногу, она не слышала больше моего вопроса, а с расширенными глазами и возмущённым тоном начала отчитывать меня за недопустимую высоту поднятой ноги в данном движении. 

Мне не хотелось спорить. Попытка объяснить, что наше обучение проходило на основе книги авторов  В.С.Костровицкая-А.А.Писарев , а не Н.П.Базарова-В.П.Мей, казалось, подлила масла в огонь.

Она говорила о том, что классика — это как закон! Она одна — для всех! Классика — она во всём мире классика! Их не может быть две или три! Она — одна!

Как я поняла позднее, она никогда и  не брала в руки книги этих авторов. Её правильность исполнения движений основывалась исключительно на том, что её учителя научили её именно так, как она и делала всё последующее время. Во многих движениях «её правильность» расходилась и с теми и с другими вышеупомянутыми авторами. 

Вот так я осознала существование многих «правд» в русской школе классического танца.

Представьте моё приятное удивление, когда я узнала о существовании и других мировых школ классического танца.

О них я узнала чуть раньше, чем моя знакомая. Мне очень жаль, что я не присутствовала при этом «открытии» с её стороны, когда она взяла группу учащихся после английской балерины. 

Поневоле скажешь: «Ребята, давайте жить дружно!»

Прекратите ненужные споры о правильности исполнения или названия.

Всё, что мы делаем, служит для развития корпуса и танцевальности.

Движения, которые даны в школе  классического танца служат исключительно для развития рук, ног и тела в целом, для их подготовки к тому, чтобы они могли выполнить любые требования хореографа.

Называйте их так или по другому, выполняйте их и так и по другому, главное, чтобы они выполняли свою задачу — развитие корпуса и танцевальности, со всеми необходимыми для этого стиля качествами .

Упражнения в классическом танце — это не цель, а лишь способ достижения цели. Сама цель —  в совершенстве владеть собственным телом. И если кто-нибудь  предложит новое, никому неизвестное до сих пор движение, которое позволит придти к главной цели быстрее и с большими результатами — я с удовольствием их приму!

Итак, Battement tendu pour le pied или Double battement tendu. 

1. Движение разучиваем лицом к палочке двумя руками за палочку из первой позиции.

2. Рабочая нога по принципу Battement tendu открывается в сторону на носок.

3. Сильным движением опускаем пятку на пол.

4. Таким же сильным движением отрываем пятку от пола, максимально натянув и выгнув подъём. Носок при этом касается пола.

5.  Вернуться в первую позицию по принципу Battement tendu.

Battement tendu pour le pied или Double battement tendu.

Движение может выполняться как во вторую позицию ног, так и в четвёртую.

По мере усвоения движения , на тот же музыкальный размер можно выполнять большее количество опусканий пятки на пол.

Battement tendu pour le pied с отрывом носка от пола.

1. Движение разучиваем лицом к палочке двумя руками за палочку из первой позиции.

2. Рабочая нога по принципу Battement tendu открывается в сторону на носок.

3. Закрепив положение рабочей ноги от паха, оторвать носок от пола, согнув ногу в голеностопном суставе. Часть рабочей ноги от паха до голеностопного сустава должна занимать прежнее положение относительно опорной ноги и пола.

4. Натянуть подъём стопы рабочей ноги, вернув ногу в прежнее положение носком в пол.

5.  Вернуться в первую позицию по принципу Battement tendu.

Battement tendu pour le pied

Движение выполняется в направлениях вперёд, в сторону и назад.

По мере усвоения движения , на тот же музыкальный размер можно выполнять большее количество движений сокращающих стопу.

Battement tendu jeté pour le pied 

1. Движение разучиваем лицом к палочке двумя руками за палочку из первой позиции.

2. Рабочая нога выполняет Battement tendu jeté на 25 градусов в сторону.

3. Закрепив часть ноги от паха до голеностопного сустава в положении на 25 градусов, сократить стопу рабочей ноги, согнув в голеностопном суставе.

4. Не меняя положения верхней части рабочей ноги , вытянуть подъём, разогнув ногу в голеностопном суставе.

5. Вернуть рабочую ногу в первую позицию по принципу Battement tendu jeté .

Battement tendu jeté  pour le pied

Движение выполняется во всех направлениях (вперёд, в сторону, назад).

По мере освоения движения, число сокращений рабочей стопы увеличивается.

Posted in Классический танец and tagged классический танец, урок by with no comments yet.

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».
Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.
Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские.
Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.
Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.
Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. Экзерсис у опоры или на середине: — это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикреплённый кронштейнами к стене) и на середине учебного зала и состоит из одних и тех же элементов.
Терминология разбита на группы:

  1. Exercise у станка и на середине зала.
  2. Положения, направления, позы, дополнительные движения.
  3. Прыжки.
  4. Вращения.

Exercise у станка и на середине зала.

PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
GRAND PLIE [гранд плие] — глубокое, полное «приседание».
BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола.
BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] — «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.
ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] — круг носком по полу круговое движение носком по полу.
BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] — «мягкое», «тающее»,  плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — «удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом.
PETIT BATTEMENT [пти батман] — «маленький удар» — поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
BATTERIE [батри] – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
BATTU [ботю] — «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
ROVD DE JAMBE EN L’AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.
ADAJIO [адажио] — медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание  вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше.
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной в нужное направление.
GRAND BATTEMENT [гранд батман] — «большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.
BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.

Положения, направления, позы, дополнительные движения.

A LA SECONDE [а ля сгон] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° .
ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки.
APLOMB [апломб] – устойчивость.
ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад  на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперед-назад.
BATTEMENT [батман] – размах, биение.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT RETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
COUPE [купе] — подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
DEGAJE [дегаже] — освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
DEMI [деми] – средний, небольшой.
DEMI ROND [деми ронд] — неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
DÉVELOPPE [девелопе] — «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
DOUBLE [дубль] — «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар.
ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад.
EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.
EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг.
EN DEHORS [ан деор] — круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты
EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый).
GRAND [гранд] – большой.
JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке.
PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции.
PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец.
PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад. 
PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей.
PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
PASSE [пассе] — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади.
PETIT [пти] – маленький.
PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PLIE [плие] – приседание.
PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы.
PORDEBRAS [пор де бра] — «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
POUNTE [пуанте] — «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
RELEVÉ [релеве] — «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы
RENVERSE [ранверсе] — от гл. «опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
Rond [ронд] – «круг, круглый»
SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию.
SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] — положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе.
TEMPS LIE [тан лие] — маленькое адажио,1 — полуприсед на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.
TOMBÉE [томбэ] – — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.

Прыжки.

ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
ASSEMBLE [ассамбле] — от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.
BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками.
CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
ЕМВОIТЕ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской.
GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND JETE [гранд жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».
JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок
JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок.
PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied. 
PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.
PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
PAS FAILLI [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.
SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок.
SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну.
SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением.
SOUBRESAUT  [субресо] –  большой прыжок с задержкой в воздухе.

Вращения.

FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
PIROUTTE [пируэт] — «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
TOUR [тур] – поворот. 
TOUR CHAINES [тур шене] — «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах.
TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе. 

A LA SECONDE

[а ля сгон]

второй (от II позиции ног) Положение, при котором  исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90° и выше

ALLONGE

[алонже]

удлиненный Положение удлиненной руки. ADAGIO

[адажио]

итал. — медленно, спокойно 1) Обозначение медленного темпа.

2) Танцевальная композиция преимущественно лирического характера.

3) Основная часть сложных классических танцевальных форм (pas de deux, grand pas, pas d’action и др.), исполняемая в медленном темпе

4) Комплекс движений в exercice, основанный на различных формах releves и developpes. Исполняется у балетного станка, и на середине зала.

ARRONDIE

[аронди]

округленный Положение округленной руки. ARABESQUE

[арабеск]

от итал. arabesco — арабский Поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол», на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска. ALLEGRO

[аллегро]

От итал.-радостный В уроке классического танца — заключительная часть упражнений на середине, состоящая из прыжков ASSEMBLE

[ассамбле]

собирать Прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении, и собиранием ног во время прыжка вместе. APLOMB

[апломб]

равновесие,

самоуверенность

1) Уверенная, свободная  манера исполнения.

2) Умение сохранять в равновесии все части тела.

ATTITUDE

[атитюд]

поза, положение Одна из основных поз  классического танца, главной особенность, которой — согнутое колено поднятой  назад ноги. BALANCÉ

[балансе]

раскачивать,

качаться, колебаться

Танцевальное движение, в котором переступания с ноги на ногу и чередующиеся demi — plie с подъемом на полу-пальцы, сопровождаются наклонами корпуса головы и рук из стороны в сторону, что создает впечатление мерного покачивания. BALLONNÉ

[баллонне]

раздутый, вздутый Прыжок на одной ноге или вскок на пальцы с продвижением  за работающей ногой, которая, вытягиваясь во время прыжка или вскока, снова возвращаете в положение sur le cou-de-pied в момент опускания опорной ноги в demi-plié. BALLOTTÉ

[баллотте]

качать, качаться Прыжок с продвижением вперед  или назад, во время которого вытянутые ноги задерживаются в V позиции, затем одна поднимается через sur le cou-de-pied и вытягивается соответственно продвижению (вперед и назад), другая опускается на пол в demi-plie. Корпус уклоняется от поднятой ноги. Затем движение исполняется в обратном направлении BALANCOIRE

[баленсуа]

качели Battement tendu jeté passé par terre или grand battement jeté passé par terre, выполняемые несколько раз подряд с работой корпуса: при броске работающей ноги вперёд корпус сильно отклоняется назад, при броске ноги назад — наклоняется вперёд. Во французской школе большие батманы balançoire называются grands battements en cloche (т.е. колокол). BATTEMENTS

[батман]

биения Группа движений работающей ноги от простейших (tendus) до сложных, многосоставных. BATTERIES

[батри]

бить Прыжковые движения, орнаментированные заносками, т.е. ударами одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в V позиции (до удара и после него ноги слегка раздвинуты в стороны) BALLON

[баллон]

или элевация

фр. ballon, от balle – шар

elevation — подъём, возвышение

Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролётом) и фиксацией в воздухе той или иной BRAS

[бра]

рука (от плеча до кисти) Французская анатомия BATTUS

[баттю]

от battre — бить Прыжковые движения, усложненные ударом, или несколькими ударами одной ноги о другую. Напр., échappe В., assemble В , jeté В и др. Battements В., ряд быстрых, коротких ударов носка работающей ноги по пятке опорной спереди или пятки работающей ноги — по щиколотке опорной сзади. При ударах, отличие от battements frappe колено действующей ноги не разгибается. Обычно battements В. исполняется  на efface вперед назад. BOURRÉE, pas de bourrée

[па де буре]

от bourrer -набивать,

пичкать

Мелкие танцевальные шаги, чеканные или слитные, исполняются с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом.

Другая версия перевода  BOURRÉE -деревяшка, подбрасываемая в костер при исполнении танца «Костра» в племени северной Франции

BRISÉ

[бризе]

ломаный, разбитый прыжок, во время исполнения которого, нога из V позиции сзади (спереди) выносится вперед (назад), давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную ногу и возвращается в прежнее положение. CABRIOLE

[кабриоль]

прыжок Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз. Исполняется во всех позах на 45° и 90°. CAMBRÉ

[камбрé]

от франц. гл. «cambrer» — изогнуть, выгнуть, перегнуть Лёгкий перегиб корпуса назад или в сторону. CHAÎNĖ

[шенé]

от франц. гл. «chainer» — измерять мерной цепью, лентой и франц. сущ. «chaine» — цепь Во время исполнения «chainé» происходит перенос центра тяжести с одной ноги на другую с поворотом корпуса и постепенным увеличением скорости движения тела вокруг своей оси с продвижением во всех направлениях, где одна нога, обгоняя другую, имитирует непрерывную цепочку. CHANGEMENT DE PIED

[шанжман де пье]

сhangement- перемена

pied- нога, стопа

Прыжок из V позиции в V с переменой ног в воздухе. Может исполняться на маленьком (petit de p.) и большом прыжке (grand Ch. de p.) и с поворотом в воздухе (tour en l’air). CHASSÉ, pas

[шассе]

франц., от сhasser — охотиться, гнаться за Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую, соединяясь в V позиции в верхней точке прыжка. Может быть самостоятельным движением, а также связующим pas для выполнения больших прыжков. CODA

[кода]

от лат. cauda—хвост 1) Заключительная часть многих танцевальных форм, преимущественно виртуозного характера, следующая за вариациями

2) Финал акта с участием всех персонажей, кордебалета, представляющий, как правило, общий танец

COUPÉ, pas coupe

[купе]

франц., от coup — толчок, удар Вспомогательное движение перед прыжком или другим pas (быстрая подмена одной ноги другой, дает толчок к исполнению следующего движения). COURU, pas couru

[па курю]

франц., от courir — бежать Вспомогательное движение — танцевальный бег. Используется для связи отдельных частей танца, как разбег перед прыжком (на пальцах — бег в не выворотном положении). CORPS DE BALLET

[кордебалет]

от corps – личный состав и ballet — балет Коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Кордебалет может использоваться как самостоятельно, в массовых танцах CROISE

[круазе]

скрещённый Одно из основных  положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Положение CROISE достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dedans. DÉGAGÉ

[дегаже]

извлеченный, высвобождён-ный Отведение ноги на нужную высоту по принципу battements tendus для последующего перехода на нее DEMI

[деми]

Полу-,

наполовину

Термин указывает исполнение только половины движения. Напр., D -plie— полуприседание; D -pointe — полупальцы; D -rond — 1/2 круга и др. DIVERTISS-MENT

[дивертисмент]

увеселение, развлечение 1) Вставные (балетные или вокальные) номера, исполняемые между актами спектакля или в конце его, часто составлявшие единое развлекательное представление, не связанное с сюжетом основного.

2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертного соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр).

DEMI-PLIE RELEVE

[деми-плие релеве]

от demi-plié—полусогнуты, relevé — поднятый Термин объединяет два движения в неразрывное целое, полуприседание и последующий подъем на полупальцы, пальцы. С этим важнейшим элементом танца связаны pirouettes, пальцевая техника и многие другие движения DESSUS-DESSOUS

[дессю дессу]

под-над, или сверху снизу Прыжок, во время исполнения, нога из V позиции сзади выносится вперед, давая направление прыжку, ударяет в воздухе опорную и приходит в sur le cou-de-pied вперед, и затем прыжок, где нога из cou-de-pied выносится назад и снова вперед в ер. croise (cou-de-pied назад). BATTEMENT DEVELOPPE

[батман девлоппе]

от développer- развитой, развернутый Вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной.

Обратное движение – envelope.

DOUBLE

[дубль]

двойной Термин указывает на двойное исполнение pas. Напр., в Double battement tendu после выдвижения ноги пятка опускается во II или IV позицию, затем снова отрывается от пола, как бы повторяя batttment tendu. ÉCARTÉE

[экарте]

от écarter — раздвигать Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, нога поднята в сторону (a la seconde), корпус отклонен от поднятой ноги, рука соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II, голова повернута в направлении этой ноги (Е. вперед) или от нее (Е. назад). ÉCHAPPÉ

[эшапе]

от échapper — ускользать, вырываться Движение состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из закрытой позиции(V) в открытую (II или IV) и обратно в закрытую. Исполняется на маленьком и большом прыжке — petit Е. и grand Е. , а также с заноской — Е. battu. По такому же принципу исполняется pas E. на пальцах — из закрытой позиции делается relevé на пальцы в открытую позицию и затем спуск с пальцев в исходную позицию. EFFACE

[эфасе]

от effacer — сглаживать Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения Положение efface достигается поворотом корпуса на 1/8 круга из V позиции en face в направлении en dehors. EMBOÎTE

[амбуате]

от emboîter le pas — идти следом 1) Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах или пальцах. Исполняются en tournant с каждым переходом по полкруга, без demi-plie

2) Прыжки Е. — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или назад на 45° (petit Е.) или 90° (grand Е.) с продвижением за носком поднятой ноги Е. en tournant с прыжком по схеме повторяет Е. на полупальцах и пальцах, но переход с ноги на ногу осуществляется после прыжка с поворотом на полкруга.

EN ARRIERE

[ан аррьер]

назад Термин, указывающий на то, что одна нога находится сзади другой, или на то, что танцовщик продвигается назад. EN DEDANS

[ан дедан]

внутрь 1) «Закрытое» положение ног: носки и колени сведены

2) Направление движения работающей ноги: назад — в сторону — вперед, т. е. внутрь, к опорной ноге

3) Вращение, направленное к опорной ноге, внутрь.

EN FACE

[анфас]

напротив, в лицо Фронтальное расположение фигуры исполнителя по отношению к зрительному залу, строго вертикально и без epaulement. EN DEHORS

[ан деор]

наружу 1) Основное положение ног, принятое в классическом танце, — развёрнутое, открытое

2) Направление движения работающей ноги по окружности вперед — в сторону — назад, т е. от опорной ноги.

3) Вращение, направленное от опорной ноги наружу.

EN L’AIR

[анлер]

в воздухе Обозначение pas, исполняемого в воздухе, в отличие от движения par terre — на земле. Например, rond de jambe en l’air, tour en l’air. EN  TOURNANT

[ан турнан]

в повороте

tournant -вращающий-ся

Обозначение поворота во время исполнения pas на полкруга, целый круг и т. д. Например, battement tendu en tournant ENCHAINE-MENT

[аншенман]

соединение, связь Ряд комбинированных движений и положений танцовщика (танцовщицы), составляющих танцевальную фразу. ENTRECHAT

[антраша]

от итал. intrecciato — переплётный, скрещённый Вертикальный прыжок с двух ног, во время которого ноги, разводясь несколько раз, быстро скрещиваются. Кол-во коротких линий, которые производят ноги при entrechat, определяет название прыжка: entrechat trois, entrechat quatre, entrechat cinq, entrechat six. Прыжок заканчивается при чётном счёте (entrechat royal quatre, six, huit) в V позицию, при нечётном (entrechat trois, cinq, sept) — на одну ногу, в то время как другая приводится sur le coude-pied. ENTREE

[антре]

вход 1) Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.

2) Первая часть развёрнутых классических танцевальных форм (pas de deux, pas de trois, grand pas, pas d’action и др.), часто выполняющая роль экспозиции.

BATTEMENT ENVELOPPE

[батман энвелоппе]

от enveloper-

завёртывать, заворачивать

Противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию. JETE ENTRELACE

[антреласе]

переплетный прыжок от entrelacer-переплетать, вплетать Вид перекидного jete- прыжка с одной ноги на другую, во время которого ноги забрасываются поочередно в воздух, как бы переплетаясь. Jete Entrelace

Возможно с заноской, а так же двойное(double) с приземлением в ARABESQUE или IV позицию

EPAULEMENT

[эпальман]

франц., от epaule — плечо Определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. EXERCICE

[экзерсис]

упражнение Первая часть урока классического танца — упражнения у станка и на середине зала, вырабатывающие профессиональные качества, необходимые для выполнения танцевальной техники: выворотность и силу мышц ног, правильную постановку корпуса, рук и головы, устойчивость, координацию движений. Из элементарных движений, составляющих exercice, слагаются разнообразные формы классического танца. FAILLI

[фалли]

от faillir — слабеть Прыжок с двух ног на одну, в котором сразу после приземления свободная нога плавно проводится через I и IV позиции и на неё переносится центр тяжести. Для failli характерна сложная координация движений корпуса, ног и головы. Прыжок начинается в epaulement croise, в воздухе происходит быстрый поворот тела в положении efface, a завершается прыжок в ep. croise с др. ноги. В момент прыжка руки и голова меняют положение и придают failli лёгкость и красоту. Failli может быть самостоятельным pas и служить подходом для больших прыжков (например, grand pas assemble, grand ras jete). FLIC FLAC

[Флик фляк]

шлёп-шлёп или хлоп-хлоп Движение, развивающее ловкость, поворотливость. Работающая нога, предварительно открытая в сторону, вперёд или назад, сгибаясь в колене на 45, лёгким прикосновением подушечки стопы проходит позади опорной стопы, приоткрывается на II позицию, затем таким же образом проходит впереди опорной стопы и открывается в сторону (вперёд или назад). Может начинаться из положения ноги, открытой на 90, и заканчиваться в большой позе. Исполняется en face и с поворотом. BATTEMENT FONDU

[батман фондю]

от fondre — таять Движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. определение мягкого, эластичного plie в различных движениях (battement fondu, sissonne fondue). FOUETTE

[фуете]

от fouetter — хлестать Термин обозначает ряд танцевальных pas, напоминающий движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе. Fouette на 45 — виртуозное вращение на пальцах: во время поворота работающая нога, замахиваясь за икру опорной, сгибается в колене, её носок сзади переводится вперёд, затем нога резко выпрямляется в сторону одновременно с опусканием опорной ноги на demi-plie. BATTEMENT FRAPPE

[батман фраппе]

от frapper — ударять Движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад. GARGOUILLA-DE

[гаргуйад]

от gargouiller — булькать Другое название — rond de jambe double, небольшой прыжок танцовщицы, во время которого исполняется rond de jambe en l’air (на 45) сначала одной ногой, затем другой. Исходная и заключительная позиция — V. Существуют разновидности en dehors и en dedans. В современном сценическом танце встречается редко. Используется для развития быстроты, ловкости и слитности движений. GLISSADE

[глиссад]

скольжение Маленький прыжок из V позиции с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу, с последующим скольжением носка другой ноги в V позицию. Исполняется слитно, не отрывая носков от пола (с переменой или без перемены ног). Используется как самостоятельное движение, как связка, объединяющая различных pas, a также может служить толчком для др. прыжков. GLISSE

[глиссе]

от glisser — скользить Шаг, при котором носок скользит по полу из V позиции в IV или переходит tombe на одну ногу в demi-plie. Используется как подход к pirouettes, к прыжкам. Glisse р. в arabesque, повторенное несколько раз, — одно из самых красивых и выразит, движений классического танца. GRAND

[гранд]

большой Обозначает максимально выраженную сущность движения. Например, grand plie — глубокое приседание; grand battement jete — бросок ноги на возможно большую высоту; grand fouette — самая развитая форма fouette; grand changement — большой прыжок. Grand pas — многочастная, сложная танцевльно-музыкальная форма и др. JAMB

[жамб]

нога Французский перевод русского слова JETE

[жете]

бросать Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

1) Battement tendu jete — отведение ноги вперёд, в сторону или назад с броском на высоту 45, grand battement tendu jete — броском ноги на 90 и выше.

2) Jete — прыжок с ноги на ногу. Группа прыжков jete многообразна по форме и широко используется в сценич. танце. Особенно выразительны и эффектны grand jete, jete entrelace, grand jete en tournant и др. Образование формы grand jete pas de chat в совр. балете вызвано героизацией танца.

LENT

[лян]

медленный Термин, определяющий медленное исполнение pas. Например, tour lent, releve lent. PAS

[па]

шаг 1) Обозначение одного из видов танц. шагов (pas de bourree, pas glisse, pas balance и др.).

2) Отдельное  выразительное движение, исполняемое в соответствии с правилами классического танца pas de chat, pas de poisson и др.).

3) Многочастная форма классического балета — grand pas, pas d’action, pas de deux, pas de trois.

PARTERRE пол 1) Rond de jambe parterre

2) Партерная разминка

PAS D’ACTION

[па д’аксьон]

действенный танец, от pas — шаг, танец и action — действие Сложная музыкально-танцевальная форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Постепенно складывалась форма pas d’action, состоящая из entree, представляющего всех участников, adagio солистов в сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и общей коды. PAS DE BASQUE

[па де баск]

шаг баска

Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции

Прыжок с ноги на ногу, выполняемый следующим образом: нога делает demi-rond носком по полу, на неё маленьким (партерным) прыжком переносится центр тяжести, другая нога через I позицию проводится вперёд и ноги соединяются в V позицию с проскальзыванием вперёд. Так же исполняются pas de basque назад. Grand pas de basque делается на большом прыжке с высоким броском ног. PAS DE CHAT

[па де ша]

шаг кошки

от pas -шаг ,

chat-кошка

Прыжковое движение, имитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается (может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд). Руки занимают самые различные положения. Разновидности pas de chat — petits (малые) и grands (большие). PAS DE CISEAUX

[па де сизо]

от ciseaux — ножницы Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочерёдно забрасываются высоко вперёд; на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них через I позицию резко проводится в arabesque PAS DE DEUX

[па де де]

PAS DE TROIS

[па де труа]

PAS QUATRE

[па де катр]

танец двоих,

троих,

четверых

Балетная форма. Начала складываться в 19 в., эпоху романтизма, и была связана с появлением новых сценических героев, раскрытие образов которых требовало более усложнённой техники. Одно из pas de deux такого типа сочинил Ж. Перро в балете «Жизель» (1841). Окончательно структура pas de deux — entree, adagio, вариация (соло) танцовщика, вариация (соло) танцовщицы и кода — сформировалась во 2-й пол. 19 в. PAS DE D’ENSEMBLE

[па д’ансамбль]

от ensemble — вместе Танец, исполняемый большой группой танцовщиков. Возможно участие солистов. В современной терминологии употребляется редко. PAS DE MARCH

[па марше]

от marcher — ходить Танц. шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки. PAS DE POISSON

[па де пуасон]

от poisson — рыба Прыжок с одной ноги на другую с поочерёдным броском ног назад. Исполняется на большом прыжке и с перегибом корпуса назад. Характерен сложной координацией движений корпуса, рук, головы. Поза танцовщика в воздухе с выгнутым телом и отведёнными назад ногами напоминает рыбу, выпрыгивающую из воды (отсюда назв.). Другое название — jete passe. PAS SOUBRESAUT

[па субресо]

от soubresaut — резкий скачок Прыжок с двух ног на две с большим отлётом из V позиции в V. Ноги в воздухе остаются в той же позиции, корпус сильно прогибается назад. PASSE

[пассе]

от passer- проходить Путь работающей ноги при переходе из одной позы в другую. Нога может проходить на уровне sur le cou-de-pied или у колена работающей ноги, а также через I позицию — passe par terre. PETIT

[пти]

маленький Термин, применяемый для обозначения малых движений. PIROUETTE

[пируэт]

поворот Старинный термин, обозначавший разновидность вращений. Сейчас употребляется только в мужском танце. В женском все виды вращений носят название tours. POUR LES PIED

[Пур ли пье]

pour -для

pied -стопа

Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок, затем стопа делает движение на себя и снова на носок — закрыть в V позицию. PLIE

[плие]

сгибать Приседание на двух или одной ноге:

a) grand plie — сгибание колена до предела, с отрывом пятки от пола;

б) demi plie — не отрывая пяток от пола.

PORT DE BRAS

[порт-де-бра]

от porter – носить

bras — рука

Правильное движение рук в основных позициях (arrondi или  allonge) с поворотом или наклоном головы, а также перегибом корпуса PREPARATION

[препрасьон]

Приготовление Подготовительные движения для исполнения battements, ronds de jambe, pirouettes, прыжков и др. сложных движений. POINTE

[пуант]

DEMI POINTE

[деми пуанте]

la pointe — кончик, наконечник — полупальцы Исполнение танцовщицей pas в специальной обуви – пуантах (касках) PIQUE

[пике]

укол Легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту RELEVE

[релеве]

от relever — поднимать 1) Подъём на полупальцы, пальцы)

2) Поднимание вытянутой ноги на 90 и выше в разл. направлениях и положениях классического танца.

BATTEMENT RELEVE LENT

[батман релеве лян]

relever — подъем

lent — медленно

Плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад. BATTEMENT RETIRE

[батман ретире]

retire-  удаление Перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади. RENVERSE

[ренверсе]

опрокинутый Сильный, резкий перегиб корпуса в большой позе, продолжающийся в pas de bourree en tournant, которое заканчивается выпрямлением корпуса. Имеется много видов — renverse en dehors, renverse en dedans. Исполняется на полупальцах, пальцах, с прыжком и в plie. REVOLTADE

[револьтад]

от итал. rivoltare – переворачивать Прыжок с перенесением ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преим. в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги вперёд на 90, через которую переносится по I позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90. Тело исполнителя во время взлёта принимает почти горизонтальное положение. Revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов. ROND DE JAMBE

[ронд де жамб]

круг ногой Круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans. Имеются разновидности: rond de jambe, выполняемый носком по полу (par terre), на высоте 45 и 90 (en l’air), a также с броском на 90 (grand rond de jambe jete). SAUTE

[соте]

от sauter — прыгать 1) Прыжок с двух ног на две с сохранением первоначальной позиции в воздухе и при приземлении.

2) Термин, указывающий, что движение должно быть исполнено с прыжком.

SAUTE DE BASQUE

[со де баск]

прыжок баска

Баски — народ, северной Испании и юго-западной Франции

Прыжок с ноги на ногу, с продвижением в сторону и поворотом в воздухе. Выполняется с поворотом тела en dedans на полкруга и одновременным броском ноги в сторону на 90, толчковая нога подводится носком к колену. Завершается полный поворот приземления на ногу, выполнявшую бросок. saut de basque делается на высоком прыжке, исполняется также с двумя оборотами в воздухе. Подходом, вспомогательным движением к нему служит шаг — coupe pas chassee. SIMPLE

[сэмпль]

простой Термин указывает, что из группы однотипных движений исполняется самый простой вариант. Например, pas de bourree simple SISSONNE

[сиссон]

имя собственное — не переводится Группа прыжковых движений с двух ног на одну, имеющая множество разновидностей. Sissonne исполняется на среднем и большом прыжке, на месте, с продвижением и с поворотом в воздухе (en tournant). Осн. виды sissonne: simple, fermee, ouverte, tombee, fondue, pas soubresaut. SISSONNE

SIMPLE

[Сисон сэмпль]

от simple-простой, не сложный V позиция, demi-plie, делается прыжок,во время которого ноги соединены вместе, колени и пальцы вытянуты. После прыжка опуститься на одну ногу в plié, другая sur le cou-de-pied,и закончить, сделав assemble. SISSONNE

TOMBEE

[Сисон томбэ]

От tombée — падение V позиция, demi-plie, прыжок с двух ног , проходящим движением правая  sur le cou-de-pied (или у колена, в зависимости grand или pettit  pas). Падение на plié на левую ногу, с одновременным  выниманием правой ноги на croise или efface, затем, как бы с запозданием, на plié (после большого прыжка можно завершить pas de bourre) SISSONNE

OUVERTE

[Сисон увёрт]

ouvertement — открытый Это pas  является развитием SISSONE SIMPLE, т.е. после прыжка из положения  sur le cou-de-pied нога открывается на 45° — в сторону, вперед или назад, (оставаясь в plié). SISSONNE

FERME

[Сисон фермэ]

от fermeture — закрытый Небольшой прыжок. V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на II позицию(45°). Когда толчковая нога приземляется, рабочая закрывается в V позицию (практически одновременно) SISSONNE

FONDU

[Сисон фондю]

растаявший, расплавленный V позиция, demi-plie, прыжок выполняется по направлению (вперед, назад или в сторону), рабочая нога открывается на 90° и мягко, чуть-чуть сдерживаясь, закрывается в  V позицию(характер FONDU) . SISSONNE

RENVERSEE

[Сисон ренверсе]

renversement — опрокидывание, переворачивание Сначала исполняется sissonne overte на attitude, а затем заканчивается renverse en dehors ( или en dedance). SISSONNE

SOUBRESAUT

[Сиссон субресо]

от soubresaut — толчок, вздрагивание Исполняется, как  sissonne overte,но при начале прыжка с Vпозиции обе ступни вместе, как это делается в soubresaut, причём корпус также вначале наклоняется вперед и во время полета сильно выгибается назад. SUIVI

[сюив’и]

последовательный, связный Pas de bourree suivi — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах в V позиции, которые способствуют плавному передвижению по сцене. SUR LE COU-DE-PIED

[сюр ле ку де-пье]

cou-de-pied- подъем ноги, щиколотка

Pied – нога

Sur — на

Положение вытянутой ступни работающей ноги на щиколотке опорной ноги (спереди или сзади+ основное). BATTEMENT TENDU

[батман тандю]

от tendu-тянуть, вытягивать Движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону BATTEMENT TENDU JETE

[батман тандю жете]

от jete -бросок Отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту 25°. TEMPS LEVE

[тан леве]

от lever — поднимать Вертикальный прыжок на одной ноге, в то время как вторая находится в положении sur le cou-de-pied или в др. позе. Обычно temps leve повторяется несколько раз. TEMPS LIE

[тан лие]

от lier — связываться, соединять Специальная комбинация движений  состоит из переходов с ноги на ногу скользящими шагами, которым соответствуют определенные port de bras. Кроме простейшей формы temps lie — par terre (внизу), существуют другие — усложнённые перегибами корпуса с подъёмом ноги на 90, турами (tours). TEMPS LEVE TOMBE

[томбе]

tomber — падать Перенесение центра тяжести с опорной ноги в demi-plie (на месте или с продвижением) на открытую ногу в одной из трёх направлений на 45 или 90. Другая нога принимает положение sur le cou-de-pied или вытянута носком в пол, на 45 и 90. Исполняется также с прыжком sis-sonne tombee, который является как самостоятельным, так и связующим, вспомогательным pas для др. прыжковых движений. TOUR

[тур]

оборот, поворот Оборот тела вокруг вертикальной оси на 360°. Тour по полу (pirouette) или в воздухе (tour en l’air) имеет множество разновидностей. Тour исполняется dehors и en dedans. Тour и pirouettes могут начинаться со II, IV, V позиций и заканчиваться в различных позах. В основном разделяются на малые и большие, первые с одной ногой в положении sur le cou-de-pied или passe, вторые в больших позах — attitude, arabesque, a la seconde. TOUR EN L’AIR

[тур ан лэр]

поворот в воздухе

en – в

l’air- воздух

Исполняется в основном в мужском танце. Представляет собой grand changement de pied  с поворотом. Исполняется и с двумя поворотами. Может заканчиваться в V позицию, в различные позы. TOUR LENT

[тур лян]

tour —  поворот

lent-медленный

Медленный поворот на одной ноге в больших позах arabesque, attitude, a la seconde, croisee и effacee вперёд, ecartee. Исполняется на целой стопе, на полупальцах и на demi-plie. Есть вариант tour lent, при котором первоначальная поза меняется на другую во время поворота. VARIATION

[вариация]

от лат. variatio — изменение Небольшой танец для одного или нескольких танцовщиков, обычно технически усложнённый. Вариации бывают мужские и женские, terre a terre и прыжковые. Первые построены на мелких, технически сложных движениях, вторые — на больших прыжковых. Как правило, вариация — часть pas de deux, pas de trois, grand pas, но возможны и как самостоятельные эпизоды. ЛИБРЕТТО итал. libretto, букв. — книжечка Изложение сюжета балета в программе спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие. Практикуется в музыкальных театрах с начала 17 в. Иногда неправомерно используется как синоним сценария.

Термины классического танца

Друзья! А давайте повторим термины классического танца? Готовы себя проверить? Со временем то, что не используется на практике забывается, поэтому стоит периодически делать вот такую интеллектуальную зарядку. А может кто-то из вас узнает и что-то новенькое!

Поехали!

Adajio [адажио] – Медленно, медленная часть танца.
Allegro [аллегро] – Прыжки.
Aplomb [апломб] – Устойчивость.
Arabesque [арабеск] – Ее называют позой полета, а название позы происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.
Assamble [ассамблее] – Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.
Attitude [аттитюд] – Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance [балансе] – Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne [па баллонэ] – Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.
Pas ballotte [па баллоттэ] – Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire [балансуар] – Качели. Применяется в grand battement jete.
Batterie [батри] – Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Pas de bourree [па де буррэ] – Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.
Brise [бризе] – Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Pas de basque [па де баск] – Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.
Battement [батман] – Размах, биение.
Battement tendu [батман тандю] – Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.
Battement fondu [батман фондю] – Мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe [батман фраппэ] – Движение с ударом, или ударное движение.
Frappe [фраппэ] – Бить.
Battement double frappe [батман дубль фраппэ] – Движение с двойным ударом.
Battement developpe [батман девлоппэ] – Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu [батман сотеню] – Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Cabriole [кабриоль] – Прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain [шен] – Цепочка.
Changement de pieds [шажман де пье] – Прыжок с переменой ног в воздухе.
Changement [шажман] – Смена.
Pas chasse [па шассэ] – Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas de chat [па де ша] – Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.
Le chat [ле ша] – Кошка.
Pas ciseaux [па сизо] – Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe [купэ] – Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.
Pas couru [па курю] – Пробежка по шестой позиции.
Croisee [краузэ] – Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degagee [дегаже] – Освобождать, отводить.
Developpee [девлоппэ] – Вынимание.
Dessus-dessous [десю-десу] – Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee [экартэ] – Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee [эфасэ] – Развернутое положение корпуса и ног.
Echappe [эшаппэ] – Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Pas emboite [па амбуатэ] – Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors [ан деор] – Наружу, из круга.
En dedans [ан дедан] – Внутрь, в круг.
En face [ан фас] – Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant [ан турнан] – Вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat [антраша] – Прыжок с заноской.
Fouette [фуэтэ] – Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Ferme [фермэ] – Закрывать.
Pas faille [па файи] – Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galloper [галоп] – Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.
Glissade [глиссад] – Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand [большой] – Большой.

Подпишитесь на нашу рассылку в Контакте и получите в ПОДАРОК запись семинара Анны Уфимцевой “Как работать с малышами. Вопросы и ответы” 

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ] – Перекидной прыжок.
Entrelacee [антрэлясэ] – Переплетать.
Jete [жэтэ] – Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete ferme [жэтэ фермэ] – Закрытый прыжок.
Jete passé [жэтэ пассэ] – Проходящий прыжок.
Lever [левэ] – Поднимать.
Pas [па] – Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d’achions [па д’аксион] – Действенный танец.
Pas de deux [па дэ дэ] – Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trios [па дэ труа] – Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre [па дэ катр] – Танец четырех исполнителей, классический квартет.
Passe [пассэ] – Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit [пти] – Маленький.
Petit battement [пти батман] – Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette [пируэт] – Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie [плие] – Приседание.
Demi-plie [деми плие] – Маленькое приседание.
Pointe [пуантэ] – Носок, пальцы.
Port de bras [пор де бра] – Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation [прэпарасион] – Приготовление, подготовка.
Releve [релевэ] – Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent [релевэ лян] – Медленный подъем ноги на 900.
Renverse [ранверсэ] – Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.
Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер] – Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.
Rond [ронд] – Круг.
Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер] – Круг ногой в воздухе.
Soute [сотэ] – Прыжок на месте по позициям.
Simple [семпль] – Простой, простое движение.
Sissonne [сисон] – Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee [сисон ферме] – Закрытый прыжок.
Sissonne ouverte [сисон уверт] – Прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple [сисон семпль] – Простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee [сисон томбе] – Прыжок с падением.
Saut de basque [со де баск] – Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu [сутеню] – Выдерживать, поддерживать, втягивать.
Sur le cou de pied [сюр лек у де пье] – Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.
Temps lie [тан лие] – Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.
Temps leve soutee [тан левэ сотэ] – Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.
Tire-bouchon [тир бушон] – Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.
Tour chainee [тур шенэ] – Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l’air [тур ан лэр] – Воздушный поворот, тур в воздухе.
Tour [тур] – Поворот.
Выворотность – Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
Координация – Соответствие и согласование всего тела.

Источник: Интернет

P.S. Хотите добавить что-нибудь еще? Пишите в комментариях!

Наталья Довбыш
руководитель проекта www.horeograf.com

Основные балетные термины

Пресс позишн (от англ. press position)— позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бёдер спереди или сбоку.

Пур ли пье (от фр. pour les pied; pour -для и pied -стопа) — движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок, затем стопа делает движение на себя и снова на носок — закрыть в V позицию.

Пуант (от фр. pointe; la pointe — кончик, наконечник, полупальцы) — положение стопы, когда танцовщик исполняя pas стоит на пальцах (в пуантах (касках)).

Пике (от фр. piqué — укол) — лёгкий «укол» кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъём ноги на заданную высоту.

Ранверсэ (от фр. renverse — опрокидывать, переворачивать) — резкое опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте. Исполняется как en dehors, так и en dedans. Можно встретить на пальцах, полупальцах, в прыжке..

Револьтад (revoltade, от итал. rivoltare – переворачивать) — прыжок с переносом ноги через ногу и поворотом в воздухе. Встречается преимущественно в мужском танце. Выполняется с поворотом тела en dehors и одновременным броском ноги вперёд на 90, через которую переносится по I позиции толчковая нога. Завершается прыжок приземлением на ногу, выполнявшую прыжок, другая нога поднимается назад на 90. Тело исполнителя во время взлёта принимает почти горизонтальное положение. Revoltade исполняется с поворотом en dedans. Подходом к revoltade служат sissonne tombee, pas failli, pas chasse, за которыми следует короткое pas coupe. Revoltade имеет несколько видов.

Реверанс (поклон) (от фр. révérence — глубокое почтение, уважение, благоговение) — жест приветствия. Танцоры практически всегда делают реверанс в конце своего выступления, чтобы показать благодарность и/или признать аплодисменты аудитории. Часто выполняются два реверанса подряд в разные стороны. В конце и/или в начале занятия в балетном классе традиционно ученицы также делают книксен или реверанс учителю и пианисту в знак приветствия или благодарности за преподанный урок. Женский реверанс отличается от мужского. Со временем реверанс был заменен книксеном: женщина чуть сгибает свои ноги в коленях и делает лёгкий кивок. Приседание в книксене не столь глубокое, как в реверансе, и выполняется быстро. Согласно викторианскому танцевальному этикету, женщина всегда делала книксен перед началом танца. Пример: reverence

Релиз (от англ. release) — расширение объёма тела, которое происходит на вдохе.

Ролл даун (от англ. roll down) — спиральный наклон вниз-вперёд, начиная от головы.

Ролл ап (от англ. roll up) — обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.

Релеве (от фр. releve) — подъём на полупальцы, пальцы. Пример: Releve

Смотрите другие статьи этого раздела:

  • Основные балетные термины
  • Основные вокальные термины
  • Основные музыкальные понятия
  • Основные музыкальные термины
  • Таблица тональностей

Комментарии:

14.03.2013 в 19:15 Галина высказался:

Очень удобно что можно сразу посмотреть видеопример. Спасибо. Продолжение будет?

14.03.2013 в 23:42 Светлана высказался:

Рада что Вам понравилось. Продолжение будет :)

04.05.2013 в 18:57 Галина высказался:

Спасибо за ваши труды, Светлана! Очень удобно.

07.06.2013 в 20:58 Мария высказался:

Действительно удобно и я нашла необходимую информацию, спасиб.

10.08.2013 в 15:04 Алтынай высказался:

Всё удобно, легко и интиресно.

16.11.2013 в 14:54 Наталия высказался:

Очень удобно, понятно! Спасибо за интересный собранный в одно материал!

17.12.2013 в 15:29 Толян высказался:

Всё очень понятно, удобно, как раз для доклада на музыку, на тему: термины балета

КЛАСССС

24.02.2014 в 14:09 Анна высказался:

Спасибо за подборку!!! Действительно, очень удобно, что все термины подкреплены видеопримерами))

14.03.2014 в 17:17 Ульяна высказался:

Мне очень понравилось. Я только начинаю и не могу пуаты найти в Могилёве блины.

05.04.2015 в 22:23 Марина высказался:

Спасибо большое. Аккуратно и удобно, ничего лишнего!

22.12.2015 в 17:08 Полина высказался:

Класс

22.12.2015 в 17:10 Полина высказался:

Очень помогло по домашнему заданию, спасибо.

16.04.2016 в 18:26 Дарина высказался:

Мне очень понравилось.

16.04.2016 в 18:30 Александра высказался:

Очень красиво, спасибо.

29.05.2016 в 13:29 Олеся высказался:

Светлана, а где круазе, эфасе, экарте и т. д.?

10.10.2016 в 20:18 Мария высказался:

Я очень люблю балет и все все термины копировала :))

16.12.2016 в 19:25 Анелина высказался:

по мне так очень многа написано и я говарю нет

02.04.2017 в 13:14 Евгения, преподаватель танцев высказался:

Рекомендую всем!!! Великолепно организованный и подобранный материал, удобный поиск. Краткие формулировки по существу. Отличное методическое пособие и не только. Огромная благодарность создателям сайта за труд и любовь к своему делу.

10.06.2017 в 21:18 Сусанна высказался:

Хорошая статья, но большая просьба перепроверить написание терминов на французском языке. Например не por de bra, а port de bras!!!

07.12.2018 в 00:09 Дмитрий высказался:

Что это за бред с андеор/андедан?… при чём тут поворот корпуса?..

16.12.2018 в 21:06 Тома высказался:

Слишком МНОГО НАПИСАНО

30.12.2018 в 23:18 Tomi Qiz высказался:

Тома, будте, пожалуйста, повежливее, а то люди, к примеру я, думают, что Вы просто тролль.

18.08.2019 в 18:21 Варвара высказался:

Информация оказалась очень полезна,спасибо!!!

14.03.2020 в 07:17 КИРИЛЛ высказался:

ЭТО ФИГНЯ НЕТУ ФОРТЕБРА ДЕРТУРНЕ И ДЕТУРНЕ

12.01.2021 в 10:11 Эльен высказался:

Адажио итальянское слово, adagio — медленно, спокойно.

19.01.2022 в 22:53 Светлана высказался:

Информация не точна, либо пунктуация не верна, например «4 вида arabesque: attitude, croisée, efface, ecarte, epaulement.». Да в балете 4 вида арабеска, но attitude, croisée, efface, ecarte, epaulement не являются арабесками. В данном случае, скорее всего должны быть ; (точка с запятой), а на : (двоеточие). Такие «ляпы» можно найти на многих страницах.

19.01.2022 в 22:55 Светлана высказался:

а так много информации полезной, не могу согласиться с Томой (комментарий выше), написано не много, а всё коротко.

23.06.2022 в 16:28 Екатерина высказался:

Вы знаете, в первую очередь хотелось бы выразить бесконечную благодарность авторам статьи за их совершенно альтруистическую позицию, по отношению к процессу популяризации и сохранению традиции и академических основ классического искусства танца, хореографии и балета. Как мне кажется, каждый рассматриваемый и изучаемый термин мог бы предполагать присутствие наглядного визуального примера, фотоизображения, иллюстрации или условной схематизированной видеозаписи открывающейся наподобие видео таблицы, с присутствием наглядных или учебно- методических, или общепозновательных примеров. Что как мне кажется могло бы в значительной степени улучшить процесс изучения материала а также создать наиболее яркое визуальное и образное впечатление о восхитительном мире танцевального искусства и творчества. Спасибо. Искусствовед Екатерина. 🕴️💃🕺🧑‍🤝‍🧑👯💐👏👏👏👏👏 Bravo!!!!!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пупырчатую кожуру как пишется
  • Пупсяш как пишется
  • Пумпоны или помпоны как правильно пишется
  • Пуншевый напиток как пишется правильно
  • Пулярка жареная как пишется