Раба божья или божия как пишется

Перейти к содержимому

  • Справочник
  • Как правильно?
  • БожИя или БожЬя?

С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления.

Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях:

  • Божия Матерь
  • Божия благодать
  • Божия помощь верующим

Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях:

  • божья тварь
  • божья коровка
  • птичка божья

То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий: 

  • муж. р., род. п.: Божьего и Божия,
  • муж. р., дат. п.: Божьему и Божию,
  • ср. р.: Божье и Божие,
  • мн. ч. Божьи и Божии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как правильно пишется словосочетание «раба божья»

  • Как правильно пишется слово «раб»
  • Как правильно пишется слово «божий»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: эмпирия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «раб»

Ассоциации к слову «божий»

Синонимы к словосочетанию «раба божья»

Предложения со словосочетанием «раба божья»

  • Покажется патрулям, что он поддельный, и могут пристрелить раба божьего тут же, на месте, без долгих разговоров.
  • Но зачем было убивать раба божьего?..
  • А посильнее разжечь загоревшееся пламя войны – этому верные рабы божьи неплохо обучены.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «раба божья»

  • Тогда меня, раба божьего, исключили из гимназии…
  • Иннокентий. Вон у тебя, раба божья, сколько серебряных денег-то!
  • Повернувшись опять к аналою, священник с трудом поймал маленькое кольцо Кити и, потребовав руку Левина, надел на первый сустав его пальца. «Обручается раб Божий Константин рабе Божией Екатерине». И, надев большое кольцо на розовый, маленький, жалкий своею слабостью палец Кити, священник проговорил то же.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение словосочетания «раб божий»

  • Раб божий — первонач. о христианине как о подчиненном во всем богу, а потом (теперь устар.) в шутливых выражениях вообще о человеке. Надели рабу божьему на ноги колодки, посадили в темную, да на другой день к допросу. Салтыков-Щедрин. См. также раб. (Толковый словарь Ушакова)

    Все значения словосочетания РАБ БОЖИЙ

Афоризмы русских писателей со словом «раб»

  • Мой дом, мой отчий, лучших сказок няня.
    Святыня, счастье, звук — из всех желанный,
    Заря и полночь, я твой раб, Россия!
  • Тот любит смерть, кто прожил жизнь, горя.
    Не утаил себя, как раб лукавый…
  • Мой верный друг! мой враг коварный!
    Мой царь! мой раб! родной язык!
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Распечатать

Как правильно?

«Свято-» в названиях храмов и монастырей

Присоединение через знак дефиса к основным традиционным наименованиям монастырей и церквей слова «Свято-» не рекомендуется.

В настоящее время наиболее устойчивым и общеупотребительным словосочетанием такого рода является название – Свято-Троицкая Сергиева лавра (наряду с Троице-Сергиевой лаврой). Хотя это название вошло в употребление только в XX столетии, в данном случае оно оправдано, поскольку происходит от устойчивого термина Святая Троица.

Слово «Свято-» в названии храма или обители оправдано и в том случае, когда они освящены в честь Святого Духа.

Во всех остальных случаях присоединение слова «Свято-» к названию монастыря или храма излишне (см. подробнее: Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М., 2007. С. 99–100).


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

АллилуЙя или аллилуИя?

По рекомендации орфографических словарей, правильное написание – аллилуйя.

Боговдохновенная или Богодухновенная

Верны оба варианта (например, Боговдохновенная Книга (Библия)), но вариант Богодухновенная (Книга), по мнению специалистов Издательства Московской Патриархии, предпочтительнее.

БожИя или БожЬя?

С точки зрения русского языка, правильно и так и так. Разница между прилагательными «божия» и «божья» только в стилистической принадлежности и сфере употребления.

Слово «Божия» относится к высокому книжному стилю и употребляется преимущественно в церковных текстах и словосочетаниях:

Божия Матерь

Божия благодать

Божия помощь верующим

Слово «божья» относится к общелитературной лексике, характеризует предметы и явления более приземленные, чаще встречается в устойчивых сочетаниях:

божья тварь

божья коровка

птичка божья

То же различие справедливо для некоторых других форм прилагательного Божий:

муж. р., род. п.: Божьего и Божия,

муж. р., дат. п.: Божьему и Божию,

ср. р.: Божье и Божие,

мн. ч. Божьи и Божии

ДЬякон или дИакон?

Оба варианта верны. В церковных текстах традиционно используется более древнее написание: диакон, иеродиакон, протодиакон, в светских – написание через «ь».

Диа́кон – низший духовный сан, помощник священника при совершении церковной службы.

ИгуменЬя или игуменИя?

Существует традиция написания одного из наименований Матери Божией – Небесная Игумения – с прописной оба слова, при этом в слове Игумения сохранять окончание -ия.

В случае употребления этого слова по отношению к настоятельнице монастыря слово пишется со строчной буквы с окончанием -ья: игуменья.


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Книга пророка ИсаИи или книга пророка ИсаЙи?

Согласно рекомендациям Издательства Московской Патриархии, правильно писать Книга пророка Исаии.

НаперСный или наперСТный крест?

Правильно наперсный, от церковнославянского слова перси – грудь, т. е. нагрудный крест.

Основные принципы церковной орфографии

Написание строчных и прописных букв в изданиях церковной тематики на русском языке, а также в церковнославянских богослужебных текстах, издаваемых в русской транслитерации, – проблема не новая. До недавнего времени почти в каждом православном издательстве имелись словарики для внутреннего употребления, однако, как нетрудно догадаться, в разных словариках были реализованы разные принципы решения указанной проблемы.

Каждый издатель подходил к этому вопросу, в лучшем случае опираясь на орфографические и синтаксические правила русского языка, используя пособия для корректоров и редакторов. Но, учитывая специфику издаваемых текстов, литературные работники вносили поправки и дополнения, которые порой не соответствовали общепринятым нормам русского языка. В советский период церковная лексика, как правило, почти не попадала в словари и тем более не упоминалась в пособиях по редактированию и стилистике. Поэтому редакторы на свой страх и риск обращались за образцом к изданиям, выпущенным до революции в России или за рубежом в XX веке. Но во всех этих книгах также не было единых правил для издания подобных текстов.

Важный шаг в этом направлении – настоящие правила. Основные принципы, согласно которым была разработана «церковная орфография», сводятся к следующим:

– Правописание в текстах церковной тематики в общем и целом не должно противоречить общепринятым в настоящее время орфографическим нормам русского литературного языка.

Отступления в текстах церковной тематики от общепринятых норм должны быть немногочисленными, четко мотивированными и, по возможности, системными – во избежание размывания проверенных временем правил. Кроме того, следует учитывать, что данные правила будут применяться не только в издательской практике, но и в процессе обучения в средних и высших церковных учебных заведениях, – и это обучение, разумеется, не должно быть сопряжено с заучиванием десятков нелогично сформулированных правил и сотен исключений.

– В русском языке все слова, находящиеся в середине или в конце предложения (за исключением имен собственных) пишутся по умолчанию со строчной буквы. Написание прописной буквы – особый случай, который всякий раз требует специального описания и весомого обоснования.

Текст не должен быть перегружен прописными буквами, иначе возникают проблемы с его зрительным восприятием, а сами прописные буквы стремительно девальвируются в сознании читателя. Сказанное касается как светских, так и церковных текстов.

– Осознавая, что никакие руководства и справочники не могут вместить в себя всё многообразие реальных случаев словоупотребления, следует признать допустимым и нормальным наличие вариантов в написании различных слов, словосочетаний и терминов в зависимости от жанра текста, предполагаемой аудитории, индивидуальных авторских предпочтений. При этом необходимо воздержаться от сколько-нибудь жесткой регламентации написания строчных и прописных букв в художественных текстах: в произведениях подобного рода язык является не только средством, но и целью. Не следует ограничивать свободу авторского замысла.


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Патриаршего или патриаршЬего?

Верно без мягкого знака: патриаршего, патриаршему. А также: патриаршие (Патриаршие пруды).

Прилагательное патриарший в начальной форме выглядит как притяжательное прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?» и оканчивающееся на -ий (-jeго), ср.: лисий – лисьего, пастуший – пастушьего, черепаший – черепашьего, птичий – птичьего, человечий – человечьего, монаший – монашьего, помещичий – помещичьего, скомороший – скоморошьего и т. д. Такие слова склоняются по особому (местоименному) склонению, в них пишется разделительный мягкий знак.

Однако слова монарший и патриарший склоняются не по местоименному, а по адъективному склонению, то есть как прилагательные хороший (хорошего), святейший (святейшего), усопший (усопшего), больший (большего), августейший (августейшего) и т. п. В таких словах разделительный мягкий знак не пишется.

По этой причине правильно: патриаршее (не патриаршье) благословение, патриаршая (не патриаршья) ризница,Патриаршие (не Патриаршьи) пруды. И, соответственно: монаршее, монаршая, монаршие.

«Русская грамматика» (под ред. Н. Ю. Шведовой, М., 1980) указывает: «Притяжательные прилагательные орлий (устар.), отчий, монарший и патриарший, основа которых оканчивается на группу согласных (-ий – флексия им. п. ед. ч. муж. р.), изменяются по мягкой разновидности адъективного склонения. Образование от притяжат. прил.
монарший, патриарший падежных форм по типу притяжат. прил. соболий, пастуший, волчий для современного языка ненормативно». При этом «у писателей XIX в. встречается образование форм косвенных падежей притяжательных прилагательных женского рода с шипящей согласной перед
j
(казачья, разбойничья) по образцу изменения местоимен. прил. наш, ваш (см. ниже) без
j
в конце основы: Ты не издохнешь от удара Казачей сабли (Пушк.); Не для разбойничей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба старика (Пушк.); Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, – Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век (Некр.) (для современного языка нормативны формы казачьей, разбойничьей, вражьей)».

Итак, различается написание слов:
монашьего – патриаршего; монашье – патриаршее; монашья – патриаршая; монашьи – патриаршие
.


Источник: Грамота.РУ

Православие или православие?

В значении «христианская конфессия» правильно писать православие. В значении Православная Церковь слово православие пишется с прописной буквы – например: История Православия в России.


Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

Причастие или причастие?

Слово Причастие в значении таинства Евхаристии пишется с прописной. Слова причастие и причащение в значении действия, принятия Святых Христовых Таин пишется со строчной.

ПромыСЕЛ или ПромыСЛ Божий?

В значении «провидение» правильно писать Промысл Божий.

Светские vs. церковные орфографические рекомендации

Рекомендации Издательства Московской Патриархии Рекомендации Грамота.РУ и некоторых светских словарей
церковь святой мученицы Татианы церковь Святой Мученицы Татьяны
икона великомученика Георгия Победоносца икона Великомученика Георгия Победоносца
Русская Православная Церковь Русская православная церковь
Русская Православная Церковь Заграницей Русская православная церковь за границей
Вселенский Собор Вселенский собор
Священный Синод Священный синод
Послание к Римлянам Послание к римлянам

СвятОЙ водОЙ или святОЮ водОЮ?

Оба варианта окончаний корректны и используются. Более распространенным является вариант с окончанием -ой.


Источник: Грамота.РУ

Святых Христовых ТаИн или Святых Христовых ТаЙн?

Правильно – Святых Христовых Таин.

Служба УспениЯ Богородицы или служба УспениЮ Богородицы?

Правильно указывать название праздника в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы.

Тропарь преподобнОГО СергИЯ или тропарь преподобнОМУ СергИЮ?

В названии молитвословий имя святого указывается в дательном падеже: тропарь преподобному Сергию.

ЧерНое море или ЧерМНое море?

Правильно Чермное (Красное) море.

Комментарии для сайта Cackle

Просклонять словосочетание раба божья по падежам

Введите слово для склонения

Ниже представлены результаты склонения словосочетания раба божья по всем падежам и числам.

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный раба божья рабы божьи
Родительный рабы божьей раб божьих
Дательный рабе божьей рабам божьим
Винительный рабу божью раб божьих
Творительный рабой божьей рабами божьими
Предложный рабе божьей рабах божьих

Склонение слова «божий»

божий — имя прилагательное, мужской род.

Полная форма

Падеж Единственное числоЕд.ч. Множественное числоМн.ч.
Мужской родМ.р. Женский родЖ.р. Средний родС.р.
ИменительныйИм. какой? какая? какое? какие?
божий божия, божья божие, божье божии, божьи
РодительныйРод. какого? какой? какого? каких?
божиего, божьего божией, божьей божиего, божьего божиих, божьих
ДательныйДат. какому? какой? какому? каким?
божиему, божьему божией, божьей божиему, божьему божиим, божьим
Винительный
(одушевленное)
Вин.
одуш.
какого? какую? какого? каких?
божиего, божьего божию, божью божие, божье божиих, божьих
Винительный
(неодушевленное)
Вин.
неодуш.
какой? какую? какое? какие?
божий божию, божью божие, божье божии, божьи
ТворительныйТв. каким? какой? каким? какими?
божиим, божьим божией, божьей, божиею, божьею божиим, божьим божиими, божьими
ПредложныйПред. о каком? о какой? о каком? о каких?
божием, божьем божией, божьей божием, божьем божиих, божьих

Краткая форма

Прилагательное божий не имеет краткой формы.

Превосходная степень

Прилагательное божий не имеет превосходной степени.

Сравнительная степень

Прилагательное божий не имеет сравнительной степени.

Русский[править]

Тип и синтаксические свойства сочетания[править]

раб Бо́жий

Устойчивое сочетание (термин). Используется в качестве именной группы.

Эквивалент женского рода — раба Божья.

Произношение[править]

  • МФА: [ˈrab ˈboʐɨɪ̯]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. церк., религ. в христианстве выражение, обозначающее человека как существо, созданное Богом и находящегося в полной Его власти ◆ Игумен накрыл его эпитрахилью. ― Очищается раб Божий Максим! ― сказал он, ― отпускаются ему грехи его вольные и невольные! А. К. Толстой, «Князь Серебряный», 1842—1862 г. [НКРЯ] ◆ Все оставшееся до визита время упрашивала Творца посодействовать рабе Божьей Надежде. Варвара Синицына, «Муза и генерал», 2002 г. [НКРЯ] ◆ Очистил раб Божий Михаил душу свою и вас всех, весь род свой и племя от Божия гнева избавил… П. И. Мельников-Печерский, «В лесах. Книга вторая», 1871-1874 гг. [НКРЯ]
  2. ирон., шутл. человек вообще ◆ И сейчас разденут раба божьего до нитки: ступай и начинай маяться сызнова. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Незавершенные замыслы и наброски», 1869–1872 гг. [НКРЯ] ◆ Конечно, не дозвониться: нашего раба Божия на премию выдвинули… А. Г. Найман, «Жизнь и смерть поэта Шварца», 2001 г. // «Октябрь» [НКРЯ]

Синонимы[править]

  1. ?

Антонимы[править]

  1. ?

Гиперонимы[править]

  1. ?

Гипонимы[править]

  1. ?

Этимология[править]

Перевод[править]

Список переводов
  • Башкирскийba: бәндә

Библиография[править]

Раба Божья

Раба Божья

Разг. Устар. Женщина как существо, созданное Богом. Верш. 6, 15.

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп.
.
2007.

Смотреть что такое «Раба Божья» в других словарях:

  • РАБА — Божья. Разг. Устар. Женщина как существо, созданное Богом. Верш. 6, 15 …   Большой словарь русских поговорок

  • Екатерина Сиенская — У этого термина существуют и другие значения, см. Святая Екатерина (значения). Екатерина Сиенская Caterina da Siena …   Википедия

  • Катерина Сиенская — Екатерина Сиенская оригинальное имя Caterina da Siena имя в миру Катерина Бенинкаса …   Википедия

  • ХАЙРЕЛХОДА — Добрая, благодетельная раба божья. Татарские, тюркские, мусульманские женские имена. Словарь терминов …   Словарь личных имен

  • ТЕЛЬ — жен., пск., вологод., симб. вещество, материя, тело, в физ. ·знач. все, доступное плотским чувствам, все вещественное, масса. Тель в лесе, в срубе, в бревне; тель плотная, дряблая. И пемза камень, да на воде плавает, в ней тели мало. В плоде, в… …   Толковый словарь Даля

  • 21 января — ← январь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс             1 2 3 4 5 …   Википедия

  • женщина — ▲ человек ↑ женский, пол (организма) < > мужчина женщина особа женского пола. женский. дама. дамочка. дамский. прост: баба. бабенка. бабий. бабский. тетка. разг: тетя. тетенька. матрона. салопница. поповна. раба божья (устар). она. ваша… …   Идеографический словарь русского языка

  • подроужиѥ — ПОДРОУЖИ|Ѥ (57), ˫А с. Супруг, один из супругов: Мънога же лѣ(т). дарѹи б҃ъ… самомѹ емѹ. и… Θеофанѣ. и чѧдомъ ею и подрѹжиемъ чѧдъ ею. ЕвОстр 1056–1057, 294в (зап.); Слышахъ нѣкы˫а мирьскы˫а лѣнь живѹща. и гл҃авъша къ мънѣ. како можемъ съ… …   Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

  • ЕВАНГЕЛИЕ ФЕДОРА КОШКИ — Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. № 4/М. 8654) Оклад Евангелия Федора Кошки. Рубеж XIV и XV вв. (РГБ. Ф. 304. III. № 4/М. 8654) (РГБ. Ф. 304. III. № 4/М. 8654), иллюминированная рукопись, относится к типу… …   Православная энциклопедия

  • Адам — У этого термина существуют и другие значения, см. Адам (значения). Адам (ивр. אָדָם‎) …   Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пятьдесят девять как пишется правильно
  • Пятьсот пятьдесят рублей как пишется правильно
  • Раба божьего как пишется или
  • Пятьдесят две тысячи рублей как пишется
  • Пятьсот пятьдесят пять как пишется