Расконцентрация внимания как пишется

КОНЦЕНТРИ́РОВАТЬ, —рую, —руешь; прич. страд. прош. концентри́рованный, —ван, -а, -о; несов., перех. 1. (сов. сконцентрировать). Собирать, скапливать в каком-л. месте всех, многих или всё, многое.

Все значения слова «концентрировать»

ВНИМА́НИЕ, -я, ср. 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком-л. объекте, направленность мысли на что-л. Направить внимание на что-л. Слушать со вниманием. Отвлечь внимание противника.

Все значения слова «внимание»

  • Вы убедитесь, что после пальминга, т. е. наложения ладоней на глаза, ваши мысли станут более чёткими и ясными, а способность концентрировать внимание улучшится.

  • Этот процесс требует от маленького человека умение концентрировать внимание, развитую моторику, память и многое другое.

  • Заряжать воду может каждый человек, никакими сверхспособностями для этого обладать не нужно, достаточно уметь концентрировать внимание.

  • (все предложения)
  • сосредоточение внимания
  • удерживать внимание
  • направлять внимание
  • направлять своё внимание
  • направление внимания
  • (ещё синонимы…)
  • внимательность
  • осмотрительность
  • внимательный
  • внимать
  • знак
  • (ещё ассоциации…)
  • концентрировать внимание
  • сконцентрировать силы
  • концентрировать энергию
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • особое внимание
  • внимание людей
  • центр внимания
  • внимание рассеивается
  • обратить внимание
  • (полная таблица сочетаемости…)
  • Разбор по составу слова «концентрировать»
  • Разбор по составу слова «внимание»
  • Как правильно пишется слово «концентрировать»
  • Как правильно пишется слово «внимание»

Нарушение концентрации внимания
причины, способы диагностики и лечения

Рассеянность внимания — нарушение способности концентрировать внимание на какой-либо задаче, теме разговора или предмете. При нарушении человек постоянно отвлекается на посторонние раздражители, не может заниматься одной задачей, проявляет забывчивость, опаздывает на работу, не может организовать рабочий график. Эти проблемы сопровождаются импульсивностью и другими проблемами эмоциональной сферы — постоянными сменами настроения, гиперактивностью, нервным возбуждением и постоянной усталостью.

Игнорировать перечисленные симптомы нельзя, длительное нарушение концентрации вредит здоровью и плохо сказывается на эмоционально-психологическом состоянии. Чтобы не допустить осложнений, важно своевременно обратиться к врачу и пройти лечение.

изображение

Причины нарушения концентрации внимания

Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых. Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • гипопрозексии, гиперпрозексии и парапрозексии;
  • эпилепсии.

Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.

Статью проверил

img

Дата публикации: 24 Марта 2021 года

Дата проверки: 21 Января 2023 года

Содержание статьи

Типы нарушения концентрации внимания

Врачи выделяют несколько разновидностей патологии, которые классифицируются в зависимости от проявлений, механизмов возникновения и возрастной группы, для которой они характерны.

Истинная рассеянность

При таком типе расстройства пациент полностью отвлекается от всего важного в окружающей среде, от своих дел и планов. Его внимание не сконцентрировано ни на одном объекте и долгое время блуждает. Состояние часто возникает после бессонницы, головной боли, длительной однообразной и скучной работы. В эту группу расстройств входит феномен дорожного гипноза, когда после долгого управления машиной в спокойном трафике человек впадает в полудрёму и не ощущает времени в дороге.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов. При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой. Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Что происходит при нарушении концентрации внимания

  • Вам сложно сфокусироваться на какой-либо задаче, вы постоянно отвлекаетесь на незначительные раздражители или переключаетесь на другие дела;
  • не можете сфокусироваться при чтении книги, во время разговора с другими людьми;
  • чрезмерно концентрируетесь на чем-то одном, например, во время чтения или просмотра фильма не замечаете ничего вокруг;
  • испытываете трудности с самоорганизацией, постоянно откладываете рабочие дела, опаздываете, плохо ориентируетесь во времени, часто теряете вещи;
  • страдаете от проблем в эмоциональной сфере, в том числе частых перемен настроения, нервного возбуждения, гиперактивности или чувства усталости, разбитости.

Методы диагностики

Чтобы диагностировать проблемы с концентрацией внимания, в клинике ЦМРТ проводят комплексную диагностику, в которой участвуют невролог, психолог, а при необходимости — психиатр. Врачи записывают жалобы пациента или родителей, если на приём приводят ребёнка, проводят опрос, тестирования и используют другие методы определения состояния пациента.

К какому врачу обратиться

Если вы не можете сконцентрироваться, постоянно отвлекаетесь и испытываете проблемы с самоорганизацией, запишитесь на приём к терапевту ЦМРТ. Врач проведёт первичный осмотр и для уточнения диагноза привлечёт других профильных специалистов — невролога, эндокринолога или психотерапевта.

Как лечить нарушение концентрации внимания

Единого эффективного лечения проблем с концентрацией и синдрома дефицита внимания не существует. Чтобы улучшить состояние ребёнка, в клинике ЦМРТ индивидуально подбирают врачебные и реабилитационные мероприятия, составляют рекомендации по нормализации режима дня и питания.

У взрослых проблему корректируют, в зависимости от причин её возникновения. Например, при тревожных и депрессивных расстройствах назначают препараты-антидепрессанты, при органических поражениях головного мозга — ноотропные лекарства.

Последствия

Если человек постоянно отвлекается, это негативно снижается на его способности к обучению и работоспособности. При невозможности сконцентрироваться на выполняемой задаче возникает раздражительность, ухудшается психо-эмоциональное состояние. При этом у части детей с расстройством внимания проблема проходит сама по себе или во взрослом возрасте человек приспосабливается к ней и не испытывает проблем.

Профилактика нарушений концентрации внимания

У детей.> Следите за распорядком дня ребёнка, приучите его ложиться спать и вставать в одно и то же время, организуйте дневной сон. По возможности запрещайте подвижные и эмоциональные игры перед сном. Добавьте в рацион ребёнка больше свежих овощей и фруктов, обратитесь к педиатру, который назначит витаминную добавку.

У взрослых.> Откажитесь от вредных привычек, нормализуйте режим дня, старайтесь придерживаться здорового образа жизни. По возможности избегайте стрессовых ситуаций и переутомлений на работе, регулярно устраивайте небольшие перерывы, занимайтесь релаксацией.


Статью проверил

img

Публикуем только проверенную информацию

Размещенные на сайте материалы написаны авторами с медицинским образованием и специалистами компании ЦМРТ

Подробнее

изображение

Понравилась статья?

Подпишитесь, чтобы не пропустить следующую и получить уникальный подарок от ЦМРТ.

Нажимая на кнопку, я принимаю соглашение на обработку моих данных.

Записаться в ЦМРТ

Нужна предварительная консультация? Оставьте свои данные, мы вам перезвоним и ответим на все
вопросы

изображение

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

 освоение ряда методов, приводящих к «раскрывающей медитации». Это состояние, при котором достигается наиболее полная чувствительность и открытость сознания всему происходящему внутри и вовне человека. Можно сказать, что сознание находится при этом в состоянии созерцания, когда наше внимание не направлено на что-то конкретно, а равномерно распределено между всеми органами чувств. В этом состоянии теряется ощущение границы, отделяющей наше внутреннее пространство от внешнего мира, за счет этого достигается переживание более глубокого, «внутреннего» понимания всего, что нас окружает и достигается эффект «кругового» восприятия, когда одинаково хорошо осознается все происходящее вокруг нас, независимо от направления.

Такое состояние сознания является основным, «рабочим» состоянием в различных традициях, например, в буддизме, суфизме, во «внутренних» стилях боевых искусств и т.д.

Для западного «объектно-ориентированного» мышления важность такого состояния сознания понимается с трудом. Гораздо понятнее кажутся методы, основанные на концентрации внимания, приводящие к достижению различных «сиддхи». Но именно созерцание приводит, со временем, к существенной трансформации личности, к освобождению от оков Эго и, в конечном счете, к просветлению.

Не нужно думать, что движение в этом направлении обязательно должно сопровождаться отказом от каких-то приятных, но «вредных» привычек, к потере индивидуальности. Наоборот, развитие состояния созерцания приводит к освобождению от тех или иных навязанных нам комплексов, к более глубокому пониманию событий и явлений, к большей внутренней энергии и более яркому переживанию жизни.

  • Освоение основ расслабления;
  • Техника концентрации внимания;
  • Введение в «состояние созерцания»
  • Упражнения, направленные на освоение состояния созерцания.

Базовые состояния сознания и работа с вниманием.

Деконцентрация (ДКВ) — это специфическое состояние сознания — Состояние Созерцания, когда наше внимание равномерно распределено по всем органам чувств, при этом мы всё осознаем и адекватно реагируем на любую ситуацию.

Рабочая поза: сидя, спина прямая, тело расслабленно, ноги желательно скрестить, голову не запрокидываем, подбородок чуть-чуть к себе, взгляд прямо перед собой.

Упражнение 1. «Успокоение Сознания» (5 минут)

Рабочая поза. Вдохнули, потянули руки вверх, выдохнули, руки опустили на колени. Сидим 5 минут с открытыми глазами. Не на чём не фиксируемся, просто расслабляем тело и сознание. Привыкаем держать спину прямо в рабочей позе.

 

Упражнение 2. Состояние «Я — Есть!» (10 минут)

Экспериментально было обнаружено, что сосредоточение на разных точках внутреннего пространства приводит к разным процессам в сознании. Так сосредоточение внимания на точке в центре груди приводит к контролю эмоционального состояния. Это упражнение формирует уверенную внутреннюю позицию. Мы как-бы заявляем своё присутствие во внешнем мире.

Рабочая поза. Сидим ровно, спокойно с закрытыми глазами. Сосредотачиваемся в центре груди, но без напряжения. Заявляем вслух несколько раз: «Я — Есть!» Физически ощущаем своё присутствие здесь и сейчас. Внимание собрано в центре груди. Затем заявляем несколько раз про себя: «Я — Есть!» Помещаем это утверждение себе в грудь. Сохраняем это пробуждённое пассивное состояние восприятия до конца упражнения.

Упражнение 3 Состояние «Я — Воля!» (10 минут)

Состояние собранности и самоконтроля соответствует хорошо выстроенному внутреннему образу «центрального энергетического канала», который начинается от промежности, идёт прямо вверх вдоль позвоночника (на 2-3 см от него внутрь тела) и выходит из макушки вертикально вверх на расстояние вытянутой руки от головы. Если не получается ощутить канал, просто вообразите, что у вас получается. Рабочая поза. Сидим ровно, спина прямая ноги перекрещены. Формируем и просматриваем «канал» снизу вверх. Заявляем вслух несколько раз: «Я — Воля!» Сохраняем ощущение «контакта» там где должен быть канал. Повторяем несколько раз про себя: «Я — Воля!» и помещаем это утверждение в центральный канал. Сохраняем и запоминаем это пробуждённое активное состояние восприятия.

Техники концентрации внимания (основы психонетики)

Буддисты считают, что сознание — это функция пространства, поэтому оно всепроникающее и всеобъемлющее. Наше внимание обычно распределено в пространстве. Оно буквально собрано там, куда мы смотрим. Нам необходимо наработать навык произвольной концентрации внимания в любой выбранной точке внешнего пространства.

Упражнение 1 «Остановка Внимания» (базовое упражнение)

Рисуем «чёрную точку» на листе бумаги. Помещаем лист на стену на уровне глаз. Просто смотрим на точку в течении 5 минут, но без внутреннего напряжения. Просто наблюдайте точку, без отвлечений. Держите сознание нормальным, не давайте возникать галлюцинациям, не выделяйте их из фона, игнорируйте их и они сами растворятся.

Упражнение 2 «Локализация внимания в пространстве во внешней среде»

2а). Рабочая поза, руки на коленях. На одной из рук соединяем указательный и большой пальцы. Сосредотачиваемся на точке контакта, на точке соприкосновения пальцев в течении 3 минут. Затем делаем тоже 3 минут с другой рукой. Важна внутренняя симметрия: если что-то делали с правой рукой, тоже делаем и с левой рукой.

2б) Рабочая поза, сосредотачиваемся на «точке контакта» указательного и большого пальцев и начинаем медленно равномерно двигать рукой «точку контакта» в пространстве перед собой. Двигаем плавно, без рывков, медленно и непрерывно, по произвольной траектории. Чем быстрее движется рука, тем легче отслеживать точку, поэтому делайте медленно. Глаза закрыты или расфокусированы. На точку контакта не смотреть, а только ощущать кинестетически. Затем тоже делаем с точкой контакта на другой руке. Сравните ваши ощущения от движения точки контакта на правой и левой руках. Упражнение нужно делать до тех пор пока ощущения на обоих руках не станут одинаковыми.

2в) Рабочая поза, сосредотачиваемся на кончике указательного пальца одной из рук и начинаем медленно плавно двигать указательный палец в пространстве перед собой. Аналогично делаем с другой рукой. Периодически проверяйте позу и лицо — не должно быть излишнего напряжения.

2г) Рабочая поза; руки на коленях; сосредотачиваемся одновременно на двух точках контакта на обоих руках, т.е. внимание или на обоих указательных пальцах, или на двух точках соприкосновения указательных и больших пальцев обоих рук. Двигаем медленно эти точки концентрации по произвольным траекториям в пространстве перед собой. Обязательно, на каком-то этапе, разведите руки максимально в стороны, за пределы личного пространства тела и сравните ощущения.

Разбор полётов — эффекты от практики:

1) Плавное перемещение точки концентрации вызывает лёгкий транс, который и есть наше искомое рабочее состояние сознание — Состояние ненапряжённого Созерцания. Мы его потом сделаем фоновым при взаимодействии с внешним миром.

2) Возникают ощущения «вязкости или упругости» окружающего пространства при движении точек контакта; возникает восприятие «светящегося следа» от движения точки контакта в пространстве; возникают ощущения «нитей и пружин» между двумя точками концентрации и т.д. и т.п. Не цепляйтесь за эти «глюки». Ваша задача — буквально выполнять инструкции упражнений, оставаясь расслабленными.

3) Если устали — отдыхайте. Делайте мини-зарядки на 2-3 минуты. Начинайте каждое упражнение с глубокого вдоха — потягивания вверх — глубокого выдоха.

Упражнение 3 «Виртуальная точка внимания»

3а) Рабочая поза; глаза закрыты; перед собой на уровне груди на расстоянии вытянутой руки формируем шарик внимания. Сначала можно поместить палец в эту точку. Как только ощущение контакта возникнет, руку надо убрать. Сосредотачиваемся на шарике несколько минут.

3б) Рабочая поза; глаза закрыты; медленно перемещаем сформированный шарик внимания по произвольной траектории. Обязательно заводим шарик за спину, чтобы глаза не могли его отследить. Следим за шариком вниманием, а не глазами. Возвращаем шарик в исходную точку и растворяем в пространстве.

Основная задача научится перемещать точку внимания в реальном физическом пространстве. Вы должны научится замечать неоднородности в окружающем пространстве. Так если ваша точка проходит через стакан воды, то вы должны почувствовать изменения в ощущениях.

Упражнение 4 «Две виртуальные точки внимания»

Рабочая поза; глаза закрыты; перед собой формируем шарика внимания слева и справа; затем двигаем их медленно по разным траекториям вокруг себя. Обязательно заводим левый шарик в право, а правый — в лево; сравниваем ощущения. Важно чтобы было два независимых несвязанных шарика внимания.

 

Упражнение 5 «Три виртуальные точки внимания»

Рабочая поза; глаза закрыты; формируем перед собой три шарика внимания (например, один — на уровне живота, другой — на уровне груди, третий — на уровне головы); затем двигаем их медленно по разным траекториям вокруг себя. Обязательно заводим один из шариков за спину, а остальные отводим далеко от тела; сравниваем ощущения. Сознание координируется и транслируется вовне на трёх уровнях: тело, энергетика и мышление; поэтому навык управления тремя независящими точками внимания очень важен.

Упражнение 6 «Управление несколькими виртуальными точками внимания»

Аналогично можно научится управлять четырьмя и больше виртуальными точками внимания, хотя они будут стремится образовывать связные структуры внимания. Можно также научится перемещать точки внимания не только в пространстве, но и во времени, но это уже для «крутых».

Упражнение 7 «Чистка Чакр»

Упражнение для диагностики и чистки энергетических центров. Рабочая поза; глаза закрыты; перед собой на уровне головы на расстоянии вытянутой руки формируем шарик внимания. Наблюдаем его, уплотняем его. Выделяем из него второй шарик внимания и медленно двигаем его по кругу вокруг головы по часовой стрелке, при этом не теряем ощущения первого шарика. Делаем несколько кругов, и затем растворяем оба шарика. Делаем это упражнение вокруг всех энергетических центров: шея, грудь, живот и т.д.

Разбор полётов:

1. Если что-то не получается, просто воображайте, что у вас получается. Сначала делайте как можете, а затем как надо. Не задавайтесь вопросами типа «где Я?», «кто Я?», «кто воспринимает?», «как это выглядит со стороны?» и т.д. Не важно откуда направлено внимание! Здесь важно только то на чём оно сосредоточено! Буквально следуйте инструкции, о лишнем не думайте. Добивайтесь полного успокоения ума. При возникновении трудностей, усиливайте состояние «Я — Воля!» и идите напролом.

2. Техника Безопасности. Практика ДКВ делает вас открытым и очень чувствительным. Необходимо уметь закрываться. Продвинутый практик просто уйдёт в более глубокое состояние сознания, которое за пределами эмоционального фона. Начинающие могут просто носить с собой деревянный карандаш. Если необходимо выключить состояние созерцания, достаточно просто его понюхать. Запах дерева очень хорошо концентрирует на себе и отключает периферическое внимание. Всякие «энергетические щиты» и «оболочки» не нужны, — это барьеры на пути вашего восприятия. Они требуют много энергии, а ломаются легко переходом на более глубокий уровень.

«Саммадхи» это ДКВ одновременно на трёх уровнях: ДКВ из центра головы + ДКВ из центра груди + ДКВ из центра живота. При этом возникают три взаимопроникающих пространства [внимания]. Это ведёт к очень устойчивой внутренней остановке деятельности ума. 

Рассеянность

Рассеянность – это органическое или функциональное снижение способности к совершению сосредоточенной целенаправленной деятельности. В узком смысле под рассеянностью понимают нарушение концентрации внимания. Она проявляется как забывчивость, невнимательность, несобранность. Может быть чертой характера, симптомом болезни или временным состоянием утомления. Диагностика рассеянности проводится методами патопсихологии: используются пробы для исследования аттентивно-мнестической сферы, работоспособности. В контексте симптоматического лечения проводится психокоррекция, БОС-тренинги, назначаются лекарственные препараты (ноотропы, антидепрессанты).

Общая характеристика

Основа рассеянности – нарушение способности концентрировать внимание на определенных действиях или объектах. В норме внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической активности. Эти свойства понимаются как умение человека углубиться в деятельность, отвлечься от посторонних сигналов. Противоположным состоянию сосредоточенности является рассеянность – неспособность удерживать концентрацию на выбранном объекте: на теме беседы, физической или умственной работе.

По механизму расстройства внимания выделяют несколько видов рассеянности. Истинная может ощущаться как сонливость или отупение, проявляется неясным и смутным восприятием, снижением интеллектуальных функций, бесцельной фиксацией взора в пустоту. Мнимая рассеянность возникает при интенсивной концентрации на каком-то одном объекте, невозможности распределения внимания на другие. Например, рассеянным выглядит ученый, постоянно обдумывающий новую теорию.

Ученическая форма рассеянности обусловлена чрезмерной переключаемостью и подвижностью мыслительных процессов. Такое расстройство характерно для детей, связано не с отсутствием концентрации, а с неспособностью удерживать ее длительное время. Причины старческой забывчивости – плохая переключаемость, недостаточная концентрация. Поэтому в беседе пожилые люди иногда «застревают» на одной теме: не развивают ее, долго рассуждают о несущественных деталях, не могут быстро начать разговор о другом.

Как виды рассеянности рассматриваются направленное, избирательное и мотивационно-обусловленное невнимание. Когда человек сознательно игнорирует определенные мысли, воспоминания, ощущения, речь идет о направленном невнимании. Так, женщина, недавно пережившая развод, может казаться рассеянной при обсуждении причины расставания. Привычное невнимание – игнорирование ежедневных повторяющихся сигналов: тиканья часов, лая собак, храпа. Понятие мотивационно-обусловленного невнимания введено З. Фрейдом. Оно подразумевает забывчивость при посещении определенных мест, случайной встрече некоторых людей.

Причины рассеянности

Субъективно рассеянность переживается как состояние смутности и расплывчатости сознания, недостаточной подвижности мыслительного процесса, необъяснимой забывчивости. Эмоционально-волевой компонент представлен неустойчивостью интереса, безразличием, отсутствием напряженности усилий, пассивностью. Причины рассеянности разнообразны – состояние усталости, монотония, физическое недомогание, некоторые болезни.

Физиологическая рассеянность

Большинство людей рассеянны не постоянно, а лишь в определенное время – после заболевания, к концу рабочего дня, при переживании неблагоприятных событий жизни. Их забывчивость, несобранность обусловлены физиологическими факторами, в основе которых лежит истощение ресурсов организма, естественные колебания гормонального фона. Восстановление прежней внимательности и работоспособности происходит сразу после устранения причины. Физиологической основой рассеянности может стать:

  • Недостаток сна. Недосып вследствие инсомнии или внешних причин является наиболее распространенной причиной невнимательности. Дефицит сна негативно сказывается на работе мозга, провоцирует замедление всех процессов – внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых актов. Невыспавшийся человек рассеян, заторможен, хуже выполняет привычные дела.
  • Усталость. Активность, целенаправленность интеллектуальной деятельности естественно снижается после периода нагрузок. Усталость, по сути, является истощением. Рассеянность, забывчивость появляются в результате долгой работы без перерывов на отдых.
  • Монотонная работа. Монотонией называется негативное психическое состояние, причиной которого становится однообразная деятельность и отсутствие перерывов для отдыха. Оно характеризуется понижением скорости психических процессов, ухудшением способности переключать внимание. Развивается задолго до истинного утомления.
  • Беременность, климакс. Периоды вынашивания ребенка и климакса сопровождаются гормональным дисбалансом. Избыток либо недостаток гормонов приводит к изменениям в функционировании мозга. Это отражается на эмоциональной сфере, работоспособности: женщины становятся впечатлительными, раздражительными, забывчивыми.
  • Период после болезни. Тяжелые заболевания истощают организм, выводят человека из привычной социальной среды. Поэтому после острого периода требуется некоторое время для восстановления сил, адаптации к нормальному распорядку дня и нагрузкам. Рассеянность и забывчивость обычно проходят в течение 1-2 недель, возвращение к прежнему уровню активности свидетельствует о полном выздоровлении.
  • Опьянение. Состояние опьянения (интоксикации) развивается вследствие приема алкоголя, наркотиков. Психоактивное действие веществ проявляется рассеянностью, замедлением реакции, нарушением координации движений. Легкое снижение концентрации в сочетании с повышенным настроением наблюдается на начальной стадии опьянения. По мере нарастания интоксикации формируются расстройства речи, утрачивается ориентировка в пространстве.

Психологические факторы рассеянности

Иногда рассеянность является результатом отношения человека к выполняемой деятельности, окружающим объектам. В интересных, личностно важных ситуациях люди становятся собранными, в малозначимых, неприятных – наоборот. Неспособность концентрировать и удерживать внимание связана с эмоционально-волевыми качествами, личными увлечениями и предпочтениями, общими правилами функционирования психики. Распространенные психологические причины рассеянности:

  • Увлеченность одним объектом. Состояние характерно для людей, сильно увлеченных каким-либо объектом – другим человеком, научными разработками, интересным хобби. Их внимание сужено, не распределяется на иные ситуации и людей, поэтому при попытке отвлечения возникает растерянность. Примеры таких людей – ученые, занимающиеся новыми исследованиями, художники в периоды творческого подъема.
  • Интенсивные отвлекающие факторы. Концентрация и устойчивость – функции произвольного внимания. Когда в ситуации присутствует много посторонних интенсивных стимулов – шум, яркий свет, голоса – происходит непроизвольное переключение. Внимание становится рассеянным между множеством объектов. Поэтому, например, многим сложно читать книгу во время поездки на общественном транспорте.
  • Ограниченность оперативной памяти. По данным экспериментальных психологических исследований, люди способны одновременно удерживать в сознании от 5 до 9 объектов (точное количество индивидуально). Когда информации больше, появляется забывчивость, поскольку наименее значимые стимулы перестают привлекать внимание.
  • Нежелание совершать деятельность. Состояние отмечается при выполнении задач, которые воспринимаются как неинтересные, кажутся бессмысленными или вызывают личную неприязнь. В подобных случаях человеку приходится прилагать большие волевые усилия, чтобы организовать собственную целенаправленную активность.
  • Особенности характера. Иногда у забывчивости и несобранности нет особой причины, эти качества являются частью характера. Людей описывают как мечтательных, своеобразных, творческих, иногда – инфантильных. Часто в основе этого лежит отсутствие потребности или опыта целенаправленной организованной деятельности.

Рассеянность как симптом болезни

Рассеянность не является специфическим проявлением какого-либо одного заболевания. При расстройствах невротического типа она в большей степени обусловлена изменением эмоционально-волевого и мотивационного компонента: больным трудно сконцентрироваться вследствие подавленности, отсутствия интереса к происходящему или сфокусированности на личной проблеме. У пациентов с неврологическими патологиями наблюдается снижение всех познавательных функций: памяти, интеллекта, мышления, внимания. Наиболее распространенные причины рассеянности:

  • Невротические расстройства. У людей с депрессией заторможены все познавательные процессы, отсутствует вовлеченность в окружающие события, снижена мотивация к деятельности, поэтому они выглядят забывчивыми, несобранными. При тревожных расстройствах больные чрезмерно сконцентрированы на беспокоящих их мыслях, неспособны фокусироваться на чем-то другом. В повседневных делах проявляют растерянность, часто ошибаются, медленно включаются в новую деятельность.
  • Шизофрения. При данном заболевании происходят биохимические изменения в головном мозге, которые проявляются изменением эмоций, личностных качеств, интеллектуальных процессов. Причины рассеянности пациентов на начальных этапах болезни – уменьшение потребности в общении, тяга к одиночеству. Больные подолгу пребывают в своих фантазиях и мыслях, а при общении с другими становятся растерянными. При длительном течении шизофренического процесса возникает нейрокогнитивный дефицит, рассеянность усиливается на фоне общего снижения интеллектуальных способностей.
  • Органические поражения мозга. Данная группа включает большое количество патологий, протекающих с дистрофическими изменениями нервной ткани, нарушением работы нейронов, гибелью нервных клеток. Примеры: черепно-мозговые травмы, болезнь Альцгеймера, сосудистые патологии, опухоли мозга. Для пациентов характерны трудности переключения с объекта на объект, снижение работоспособности, повышенная отвлекаемость на второстепенные малозначимые стимулы, забывчивость. По этой причине часто рассеянны люди пожилого и старческого возраста.
  • Эндокринные болезни. Эмоциональное состояние изменяется при нарушениях функций гипоталамо-гипофизарной системы, яичников, надпочечников, щитовидной железы. Характерно повышение раздражительности и плаксивости, появление депрессии, быстрая утомляемость. Причины рассеянности – избыток или недостаток гормонов, воздействующих на области головного мозга, которые отвечают за эмоции, самоконтроль, когнитивные процессы.
  • Синдром отмены медикаментов. Резкое прекращение приема некоторых лекарственных препаратов сопровождается развитием синдрома отмены – реакцией организма на недостаток поступавших ранее соединений с возобновлением симптомов болезни. Рассеянность становится сильнее после резкого прекращения терапии ноотропами, седативными средствами. Другие проявления – головная боль, головокружения, заторможенность, бессонница. Для предупреждения такого состояния препараты следует отменять постепенно.
  • Никотиновый абстинентный синдром. После отказа от курения на протяжении первых 2-5 суток происходит резкое понижение уровня сахара в крови. Этот процесс сопровождается различными недомоганиями, самые частые из которых – рассеянность, забывчивость, головокружения. Плохое самочувствие нередко становится причиной возвращения к табакокурению.

Обследование

Выявление нарушений внимания выполняется при диагностике психических патологий и неврологических заболеваний, а также в рамках медико-психологической экспертизы при устройстве на некоторые типы работ. Обследование проводят врачи-психиатры, клинические психологи, психотерапевты. Результаты позволяют диагностировать рассеянность, определить, чем вызвана забывчивость. Основными методами исследования являются:

  • Беседа. Признаки рассеянности обнаруживаются при первичном опросе пациента: он с трудом удерживает тему разговора, переспрашивает, часто отвлекается на волнующую его проблему (физическую боль, психотравмирующее событие, невротические переживания). В тяжелых случаях получение необходимой клинической информации в процессе опроса возможно только при организующей помощи врача, то есть при специальном удерживании внимания больного громким голосом, строгой интонацией, частым обращением по имени.
  • Наблюдение. Поведение пациентов отличается сниженной целенаправленностью. Они часто без причины отвлекаются на внешние второстепенные сигналы – шаги за дверью, шум за окном, разговоры других людей. Могут подолгу искать очки в сумке, забывают взять нужные врачу медицинские документы. Если приходят на прием без сопровождения родственника, блуждают в поисках нужного кабинета.
  • Пробы на внимание. Количественная оценка активности внимания производится при помощи специальных патопсихологических тестов. Распространенные методики: отыскивание чисел по таблицам Шульте, корректурная проба, прямое/обратное отсчитывание. По результатам определяется темп сенсомоторных реакций, переключаемость умственных процессов, колебания работоспособности, утомляемость. О рассеянности свидетельствует снижение концентрации и стойкости аттенционных функций.

Для определения причины состояния рассеянности у больных с симптомами невротических или иных психических расстройств проводится комплексное исследование познавательной сферы, эмоционально-личностных особенностей. Если жалобы пациента указывают на наличие эндокринного или неврологического заболевания, его направляют на консультацию к соответствующим специалистам.

Лечение

При физиологической рассеянности медицинское вмешательство не требуется, необходимы мероприятия, способные восстановить работоспособность – полноценный сон, чередование работы с отдыхом, уменьшение нагрузок в период беременности и реабилитации после тяжелого заболевания. Если отвлекаемость и забывчивость связаны с психологическими причинами, психическими или соматическими заболеваниями, наряду с основным лечением необходима специальная терапия. Применяются психокоррекционные методы, тренинг БОС, лекарственная терапия.

Психокоррекция направлена на повышение концентрации внимания

Психокоррекция направлена на повышение концентрации внимания

Психокоррекционные занятия

Занятия с психологом направлены на развитие произвольности мыслительной сферы. Используются упражнения, требующие концентрации, умения переключаться с одного объекта на другой, удерживать сразу несколько условий или задач. При выраженной рассеянности практикуется последовательный пересказ событий прошлого дня, поиск окружающих предметов с общим признаком (например, цветом). При умеренных и легких нарушениях тренировка происходит с помощью таблиц Шульте, черно-красных числовых таблиц, корректурной пробы.

БОС-тренинг

Аппаратный БОС-аутотренинг – метод обучения саморегуляции психических и физиологических функций, в ходе которого используется специальная компьютерная программа. Для повышения функций внимания эффективен ЭЭГ-БОС, фиксирующий биоэлектрическую активность мозга. Пациент способен управлять качеством картинки на мониторе, звуковым сопровождением, активностью персонажей игры, прилагая волевое усилие для поддержания активного внимания. При нарастании рассеянности качество обратной связи снижается.

Медикаментозная терапия

При рассеянности на основе эмоционального нарушения пациентам может быть назначено медикаментозное лечение (антидепрессанты, противотревожные препараты). Устранение симптомов депрессии, тревоги, страха нередко сопровождается восстановлением работоспособности и навыка концентрации, исчезновением забывчивости. Применение ноотропов может оказаться эффективным при органических поражениях мозга. Лекарства этой группы улучшают питание нервных тканей, усиливают приток кислорода к мозгу, благодаря чему происходит симуляция умственной деятельности, улучшается концентрация, память.

Организация времени, пространства

Бороться с рассеянностью помогает составление плана дня или какой-либо деятельности. Стоит продумать основные задачи, способы их выполнения, количество времени для работы и отдыха. Важно чтобы интеллектуальные нагрузки чередовались с физическими. Выполняя задачу, нужно приложить усилие и сконцентрироваться на основной деятельности. Для этого рекомендуется правильно подготовить рабочее место – убрать все лишние предметы, такие как телефон, журналы, декоративные элементы интерьера, то есть, заранее устранить все потенциальные причины отвлекаемости.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Расконспирация как пишется
  • Расконсервация или разконсервация как правильно пишется
  • Раскомплектовка как пишется правильно
  • Раскоммутировать как пишется
  • Раскаленный уголь как пишется