Ребенок пишет буквы зеркально как исправить

Содержание

  1. Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки
  2. Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции
  3. Письменные упражнения
  4. Выводы

Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.

Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки

Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.

Ребенок пытается правильно написать цифру

Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.

Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:

  • Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
  • Недоразвитость пространственно-временных представлений — еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.

Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.

Маленький ребенок пишет буквы зеркально левой рукой

Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.

Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

Ребенок пишет зеркально цифры и буквы

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Мальчик учится писать буквы

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Мальчик пишет цифру 3 зеркально

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Выводы

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.

Консультация учителя-логопеда для родителей.

Если ребенок пишет зеркально (буквы и цифры)

Что такое зеркальное письмо?

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

Причины возникновения зеркального письма/написания.

Причина таких отклонений – ведущее полушарие ребенка. Как правило, до семилетнего возраста более активно правое полушарие мозга. В этом случае сканирование пространства происходит справа налево, отчего и происходит путаница. К моменту начала школьного периода обычно у детей левое полушарие выходит на первый план, при котором сканирование пространства становится как полагается, слева направо. Так что, если вашему ребенку еще нет семи лет, не стоит заранее беспокоиться за его стремление переворачивать буквы. Мягко исправляйте его, обращая внимание, что будет правильнее, если он напишет буквы по-другому.

Но если у ребенка такое письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры:

— Для начала можно обратиться к психологу: возможно причина зеркального письма вашего малыша в ведущем правом полушарии головного мозга. В таком случае не стоит слишком беспокоиться, можно помочь ребенку справиться с этой проблемой.

— Затем стоит обратиться к логопеду. Бывает, что причина зеркального письма является признаком дисграфии — нарушение письменной речи ребенка.

— Если у ребенка одновременно с неправильным письмом замечены нарушения речи или работы опорно-двигательного аппарата, придется проконсультироваться у невропатолога. Возможно, понадобится пройти курс медикаментозного лечения, которое может назначить только специалист.

Чаще всего зеркальное письмо свойственно истинным левшам или детям, которые родились левшами, но сразу были приучены или переучены все делать правой рукой. То есть родившись левшами — сейчас являются правшами. Взрослые могли даже и не знать, что ребенок — левша от рождения!

 Левшество— это характеристика мозга, с которой ребенок уже родился.

 Зеркальное письмо свойственно также детям с недостаточным развитием пространственно-временных представлений .

 В возрасте 5-7 лет наличие зеркальности проявляется особенно отчетливо, потому что ребенок начинает много писать, готовясь к школе.

 Взрослые должны знать, что развитие пространственно-временных представлений- залог будущего грамотного письма, математических успехов и вклад в развитие высших психических функций!

 Работа над зеркальностью должна быть комплексная и систематическая. Это не решается за один день или за один месяц. Добивайтесь уменьшения частоты неправильного написания. Возможно, полностью избавиться от зеркальности до школы не получится. Не отчаивайтесь, продолжайте работу в школьный период.

 Специалисты считают, что в силу особенностей развития мозга ребенок имеет право путать лево-право до 6-7 лет!

Как можно корректировать привычку к зеркальному письму?

Начните с того, что определитесь, какие именно буквы и цифры ребенок пишет зеркально. В русском языке есть буквы и цифры, которые невозможно написать зеркально (например, А, О, Н, П, М, цифры 8, 0).

Работайте последовательно! Не хватайтесь сразу за все буквы и цифры! Например, несколько дней отрабатывайте одну-две буквы (из тех, которые пишутся зеркально).

 Повесьте правильный графический образ буквы и цифры над столом (вертикальное восприятие), приклейте на самом столе (горизонтальное восприятие), прикрепите на полу (восприятие сверху-вниз).

 Проговаривайте, из чего состоит буква (цифра): сколько палочек, какие они — длинные, короткие, сколько кружочков, куда смотрит кружочек, где он расположен — вверху, внизу.

 Распечатайте из интернета или купите прописи цифр, букв (желательно крупный формат и где есть стрелочки как писать).

 Перед тем как начать писать — пусть ребенок пальцем напишет букву или цифру на столе. А еще лучше — если и проговорит графический образ.

 И пусть ребенок при Вас (!) медленно (!) обводит буквы. Контролируйте движения! Останавливайте неправильные. Берите его руку в свою и обводите вместе. После того как обвел минимум 10 букв по точкам еще столько же напишет сам!

Имейте ввиду, что почти все палочки пишутся сверху-вниз. Чаще все дети с зеркальным письмом рисуют палочки снизу вверх.

Избегайте упражнений на выбор правильно написанной буквы! Их часто можно встретить в пособиях. Эти задания хороши для детей, не имеющих проблемы с зеркальностью.

 Перед глазами у Вашего ребенка должен быть только один(!) правильно написанный вариант буквы или цифры. Иначе правильный образ так и не закрепится в сознании.

 На начальном этапе не произносите мало говорящие слова «право-лево».

 Пусть ребенок продолжительное время (от нескольких недель до нескольких месяцев) носит на левой руке «браслетик», который будет для него ориентиром: где браслет — там лево. Браслетом может быть резиночка, цепочка, часы. Но снимать его нельзя ни ночью, ни днем.

Определите некий постоянный ориентир для ребенка дома. Например, в его комнате. Ориентируйтесь примерно так: если ты сидишь за столом, то там где окно — там лево, значит с другой стороны — право. Повторяйте это часто. Рано или поздно это усваивается.

 Иногда дети, сидя в другом месте, представляют себя дома за столом и вспоминают, где право, где лево, куда они писали палочку, кружочек.

 Несколько дней лепите букву (цифру) из пластилина, мягкой проволоки, конструируйте из счетных палочек, макарон, веревочек, веточек, рисуйте на песке, манке.

— нарисуйте букву на бумаге и пусть ребенок обведет ее клеем-карандашом. Сразу после этого можно приклеить гречку и ощупывать пальцем объемную букву (цифру).

— рисуйте на спине ребенка пальцем эту букву, а ребенок пусть рисует ее на Вашей спине(как вариант — на ладони, на столе)

— купите мягкие пазлы с буквами (цифрами) и вытащите из него сами буквы (цифры). Они очень удобны для ощупывания с закрытыми глазами. Здесь включаются другие каналы восприятия.

— попробуйте изобразить изучаемую букву с помощью рук, ног, дополнительных атрибутов.

 Не забывайте, что работа должна быть комплексной.

 Поэтому вторым направлением должно стать ориентирование в пространстве и во времени: что видишь впереди, кто остался сзади; что растет справа, слева, между, позади; что раньше, позже; что произошло перед тем как…, а после того как…; кто за кем идет; что находится немного ближе или чуть дальше и т.п.?

 Работайте над графическим образом — реконструируйте буквы (превращайте одну букву в другую, дорисовывайте палочки до букв и т.п.), пусть ребенок ищет буквы среди картинок, зачеркнутых-перечеркнутых-запутанных букв. Эти упражнения («найди букву») есть в Интернете или сами нарисуйте.

Учите искать букву в обычной жизни! На подъезде, в лифте, в заголовках, рекламе, номерах машины и т.д.

 Ориентирование на плоскости — копирование простых рисунков, копирование точек, рисование с поворотом (нарисовать картинку, как будто она легла спать).

   Работайте над листом — где верх листа, где низ?

Показывайте сами — откуда начинать писать, читать.

Пусть ребенок пальцем показывает направление текста (слева-направо), где текст начинается, где заканчивается, откуда надо читать и писать, если строчка закончилась.

Использованные источники:

  1. https://mother-and-baby.ru/zerkalnoe-pismo.html
  2. http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/09/blog-post.html
  3. http://razvitie.mya5.ru/poleznaya-informaciya/esli-rebenok-pishet-zerkalno/

Формирование навыков письма является одним из этапов успешного развития детей и подготовки к школе. И если ребёнок пишет зеркально в 6-7 лет, ему нужно помочь. В процессе письменной и устной речи задействовано много органов и механизмов: это и зрение, и слух, и двигательная и мозговая активность. Выпадение одного или нескольких звеньев сопровождается дисграфией (это научное название процесса, когда происходит частичное нарушение процесса письма у детей или взрослых).

Проявляется нарушение в устойчивой форме искажения письменной речи со специфическими ошибками — ребенок пишет в зеркальном отражении многие буквы, а также и цифры. Мы приведём по тексту статьи несколько заданий, которые помогут научить ребёнка не писать зеркальные буквы и цифры.

Задание: обведи правильно написанные символы

Содержание

  1. Дисграфия — причины и признаки
  2. Классификация дисграфии
  3. Осложнения
  4. Диагностика
  5. Методы коррекции зеркальных букв у детей
  6. Профилактика
  7. Практические методы профилактики дисграфии
  8. Видео «Как исправить у ребёнка зеркальные буквы?»

Дисграфия — причины и признаки

Развитие патологии могут спровоцировать как органические нарушения, так и социально-психологические факторы. Основными причинами, почему ребенок пишет в зеркальном отражении цифры и буквы, когда ему 6 лет или 7, является нарушение работы речевой, слуховой, зрительной или двигательной области коры головного мозга.

Проблемы с письменными работами могут встречаться не только у детей, но и у взрослых после перенесенной травмы головы или инсульта.

Органические причины дисграфии у детей:

  • заболевания, перенесенные матерью в период беременности;
  • ранний и поздний токсикоз;
  • родовые травмы новорожденного, асфиксия;
  • соматические заболевания;
  • травмы головы;
  • менингит.

Дисграфия может быть также наследственной патологией.

Социально-психологические факторы:

  • неправильная речь окружения ребенка — косноязычие, специфический диалект;
  • искажение обращенной речи, сюсюканье сопровождается заменой звуков;
  • недостаток речевого общения;
  • мультинациональность семьи, изучение с раннего детства двух и более языков;
  • невнимательность к речевому развитию ребенка, игнорирование ошибок в формировании звукового ряда и построения предложений;
  • педагогическая запущенность — несоответствие речи и когнитивных факторов возрастным нормам развития;
  • ранее обучение чтению и письму при полной психологической и физиологической неготовности ребенка.

Классификация дисграфии

Мальчик или девочка в 6 лет зеркалит буквы, делает нетипичные повторяющиеся ошибки в письме ввиду фонетико-фонематичного нарушения. Общее недоразвитие речи приводит к сложностям овладения графическими навыками, требует коррекционной работы со стороны логопеда. Специалисты выделяют несколько форм дисграфии:

  1. Акустическая — связана с фонемным нарушением. Ребенок может путать в словах близкие по звучанию гласные, пары твердых и мягких согласных, звонких и глухих, шипящие и свистящие. Например, пришел — прифол, черешня — чегешня, портфель — портфел. При этом произносит слова правильно, слух полностью сохранен.
  2. Оптическая — ребенок пишет в зеркальном отражении, добавляет или отнимает палочки, завитки. Диагностируется ко второму классу, когда дети знакомы со всеми буквами, у большинства сформированы навыки их написания. Часто наблюдается у тех, кто пишет левой рукой, или у тех, кого переучили с левши в правшу.
  3. Аграмматическая — связана с несовершенством лексико-грамматическими навыками. В письме отражается несовершенство устной речи, детям с таким нарушением сложно употреблять слова в правильной форме множественного числа, применять роды, предлоги. Например, мама зашел в комнату, ухи слона, пирог под столе. Может наблюдаться в двуязычных семьях, а также, если ребенок с раннего возраста изучает несколько языков.
  4. Артикуляторно-акустическая — проблемы с письмом вызваны ошибками в устной речи. При нечетком произношении определенных звуков ребенок как говорит, так и пишет. Например, он не произносит звук л, значит, может написать вместо лодка — водка, ложка — вошка. Наблюдаются проблемы с восприятием и синтезом речи. Сложно выполнить упражнение на звукобуквенный анализ, придумывать слова на заданную букву, различать понятия слог, предложение, абзац, текст. В письменных работах ребенок может добавлять или терять буквы и слоги.

Осложнения

Важную роль в успешной коррекции расстройства играет ранняя диагностика. При отсутствии своевременного вмешательства оптическая дисграфия, когда ребенок пишет в зеркальном отражении может негативно повлиять на развитие ребенка, процесс обучения и социализации.

При легкой форме патологии, не отягощенной сопутствующими психическими и неврологическими заболеваниями, а также не сопровождающейся снижением интеллекта, достаточно систематичных занятий с коррекционным психологом и логопедом.

При синдроме дефицита внимания, гиперактивности, нарушении интеллекта и поведенческих расстройств требуется комплексная работа специалистов и родителей.

Важно! Если ребенок ко второму классу не научился читать и не освоил письмо, необходима консультация детского психиатра.

Последствия дисграфии:

  • проблемы с усвоением школьной программы;
  • низкая самооценка;
  • буллинг со стороны сверстников;
  • депрессивное состояние.

Может влиять и на развитие природных способностей, значительно сужая список профессиональной деятельности.

Внимание! Дисграфию можно преодолеть и после совершеннолетия, достигнув положительных результатов. Не существует сроков, ограничивающих возрастные рамки, успех зависит от систематичности коррекционных занятий, желания освоить навыки речи и письма.

Диагностика

Самостоятельно родители редко могут определить наличие патологии, проблемы с письмом обычно выявляются в начальной школе. Сегодня благодаря подготовительным курсам и занятиям в дошкольных учреждениях можно на ранних сроках выявить дисграфию, а значит начать программу коррекции до поступления в первый класс. Если ребенок в 6 лет зеркалит буквы, это повод обратиться к логопеду.

Насторожить родителей и педагогов также должны следующие особенности письменных работ — однотипные, специфические ошибки, неправильное изменение слов по родам, числам, падежам, нарушение слитного и раздельного написания слов.

Оценку соответствия речи возрастным нормам проводит логопед. Анализируется состояние фонематических процессов, звукопроизношение, грамотность устной речи, словарного запаса. Важным этапом является комплексная диагностика у ряда специалистов для выявления возможных патологий систем и органов:

  • слуха;
  • зрения;
  • центральной нервной системы.

В ходе обследования определяется ведущая рука, дисграфия чаще диагностируется у левшей. Помимо консультации окулиста, отоларинголога, невролога, при сопутствующем проблемном поведении, дефиците внимания, гиперактивности возможно потребуется обследование у детского психиатра.

Методы коррекции зеркальных букв у детей

Для решения проблем дисграфии используется системный подход, при выборе программы коррекции учитывается форма нарушения, а также индивидуальные особенности ребенка, сопутствующие заболевания. Логопед работает над развитием и связностью устной речи. Уделяется внимание также пространственному воображению, памяти, мышлению. На базе успешного освоения устной речи формируются навыки письма.

Важно! При наличии сопутствующих осложнений, помимо занятий у логопеда, возможно потребуется медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж.

Упражнения против зеркальных букв для занятий дома:

  1. Лабиринт: ребенок ведет сплошную линию от начала лабиринта до конца. Начинать лучше с коротких отрезков, постепенно удлиняя путь. Для усложнения можно проводить линии двумя руками одновременно, помогает синхронизировать работу обоих полушарий мозга.
  2. При зеркальном написании букв у детей эффективны упражнения по коррекции, направленные на совершенствование визуального и тактильного запоминания. Для составления изображения отдельных букв или слогов используются различные материалы — бусины, камешки, пластилин, каштаны.
  3. Запомнить графическое обозначение буквы легче, выбрав любимый вид деятельности ребенка. Например, играя с конструктором, можно использовать Лего, кубики, магниты, механизмы-крючки. Чем больше вариаций, тем успешным будет результат обучения.
  4. Если ребенок пишет зеркально, можно искать «проблемные» буквы в повседневных ситуациях. В магазине читать вывески с названиями продуктов и составом, по дороге домой обращать внимание на названия улиц. Дети легче усваивают информацию в быту, главное систематически подходить к домашнему обучению.
  5. Легко адаптировать игру «Крокодил», ребенок вытаскивает карточку с буквой и пытается ее изобразить с помощью собственного тела и подручных предметов, остальные участники угадывают загаданное.
  6. Игра в мяч поможет расширить словарный запас, а также улучшит концентрацию внимания. Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает его транскрипцию, бросая мяч на каждый произнесенный звук. Или придумывает максимальное количество слов на загаданную букву.
  7. Если проблема в правильном употреблении предлогов, множественного и единственного числа, можно поиграть в выполнение инструкций. Ребенок пишет взрослому «поставь чашку на стол», если он сформулировал предложение правильно, взрослый выполняет задание, нет, ждет следующего хода.
  8. Эффективны при коррекции дисграфии всевозможные игры в слова. Упражнение можно выполнять в любое время, привлекая всех членов семьи. Список заданий не ограничен — придумывать слова на последнюю букву, или продолжить ряд на первый или последний слог — каша, карикатура, кастрюля.
  9. Развивает пространственное воображение и словарный запас упражнение «банка». Взрослый задает букву, а ребенок перечисляет все слова, которые начинаются на эту букву, и могут поместиться в условную банку.

В домашней коррекции дисграфии стоит максимально использовать игровые формы занятий, отложить тетрадь и ручку, встать из-за стола. Применение различных техник позволит привить любовь к обучению. На практике показать ребенку, что чтение и письмо могут стать основой интересного времяпрепровождения.

Профилактика

Основными мерами по профилактике проблем с освоением письма является совершенствование когнитивных функций — памяти, внимания, устной речи, мышления. Начинать разговаривать с ребенком нужно еще во время беременности для его нормального психоневрологического развития. После рождения, помимо режимных моментов, младенца должна окружать речь в неискаженном виде.

По мере роста ребенка, формирования когнитивных способностей, адаптируется и дальнейшее обучение. Озвучиваются все явления в его поле зрения, после объясняется природа возникновения в доступной для понимания форме.

Выявление логопедом несоответствия нормам речевого развития в дошкольном возрасте не является окончательным приговором, а служит руководством к действию. Помимо занятий по коррекции произношения звуков и постановке фраз, необходимо уделять время развитию памяти, визуального и аудио внимания, увеличению словарного запаса, мелкой и крупной моторике.

Практические методы профилактики дисграфии

  • рисование разными инструментами — красками, карандашами, мелом, песком;
  • лепка из пластилина и глины;
  • настольные игры, направленные на развитие памяти и концентрации внимания — лото, домино, мемори, дабл, уно;
  • пространственное воображение развивают различные конструкторы;
  • чтение и обсуждение прочитанного материала совершенствует речь и аналитическое мышление;
  • подвижные игры и физкультура не менее важны при формировании навыков письма.

Для нормального развития нервной системы и когнитивных способностей имеет значение режим дня. Отсутствие развивающих занятий, как и загруженность, не соответствующая возрастным нормам, негативно сказывается на формировании навыков письма. При составлении ежедневного графика учитываются индивидуальные особенности характера и темперамента. Универсальным вариантом считается планирование коррекционных занятий в первой половине дня, вечером лучше посвятить время более спокойным видам деятельности — прогулкам на свежем воздухе, настольным играм, паззлам.

Очень важна поддержка со стороны родителей, не стоит ожидать молниеносных результатов. В зависимости от степени дисграфии и индивидуальных особенностей коррекционная программа может длиться от нескольких месяцев, до нескольких лет. Не стоит ругать ребенка, ставить ему в пример сверстников или других членов семьи, которые более успешно усвоили письмо. Одобрение и похвала родителей позволит сформировать здоровую самооценку, а также мотивирует на выполнение коррекционных заданий.

Видео «Как исправить у ребёнка зеркальные буквы?»

зеркальное-письмо

Зеркальное письмо или зеркальный почерк – феномен, при котором человек пишет справа налево. Что делать, если ребенку удобней писать не так, как принято в кириллице, и сами буквы выглядят так, будто написаны в зеркальном отражении? Если вы заметили подобное нарушение письма у своего ребенка, помогите ему справиться с этой проблемой. В этой статье мы ответим на такие вопросы: что такое зеркальное письмо, причины развития этого нарушения, и как можно помочь малышу научиться писать правильно.

Что такое зеркальное письмо?

Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо», так как многие записи этого уникального человека были написаны в зеркальном отражении. На протяжении веков многие хотели найти ответ на вопрос, почему же да Винчи сделал свои записи, используя именно зеркальный почерк?

Существуют три основные теории:

  • Гений скрывал свои записи, таким образом, зашифровывая информацию.
  • Предполагают, что ученый был левша, и ему было гораздо удобней и быстрее писать буквы зеркальным способом.
  • Возможно, основной причиной выбора столь странного письма Леонардо было свойственное ему стремление к оригинальности, такой стиль мог подчеркивать его индивидуальность.

На самом деле такое явление, как зеркальное письмо — не редкость. У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит в начале обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни.

«Почерк Леонардо»: что делать, если ребёнок пишет зеркально

Многие родители дошкольников сталкиваются с такой проблемой: ребенок начинает писать, но делает это зеркально. И возникает масса вопросов: это норма? Или срочно к специалистам? Наш блогер, психолог Елена Каштанова, рассказывает, что такое зеркальное письмо и нужно ли сразу бить тревогу.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Зеркальное написание букв и слов часто еще называют «почерком Леонардо», потому что многое, написанное Леонардо да Винчи, было сделано именно зеркально. В быту родители чаще просто говорят — «он зеркалит», когда дошкольник пишет в зеркальном отражение.

Что такое зеркальное написание букв

Это означает, что ребенок пишет некоторые буквы (или цифры), повернутыми в другую сторону или вверх ногами. Например, печатные R и Я, С и ꓛ, (право-лево). Письменные: т

и
ш
(отражение по вертикали).

Нормально ли это

«До семи лет — абсолютно нормально», — рассказывает логопед Людмила Поплавская, один из авторов программы «Зазеркалье» для 1-2 классов, направленных на улучшение пространственных представлений.

Маленькие дети нередко путают буквы, когда читают и пишут. Но если дети старше 7 лет допускают частые ошибки в написании букв, отображая их зеркально, это может говорить о проблемах с чтением или письмом. При этом зеркальное написание букв не обязательно

свидетельствует о том, что у ребенка дислексия или дисграфия.

Как помочь ребёнку, который пишет буквы зеркально

Зеркально перевёрнутые буквы — это нарушение письма, которое чаще обнаруживается только в школе, в первом классе, когда ребёнок начинает много писать. Примечательно, что такие дети не обязательно не умеют читать. Однако часто это и проблема чтения.

В настоящее время зеркально перевёрнутые буквы и цифры у школьников – очень распространённое явление во всём мире.
И это не болезнь, это временное отставание в созревании отдельных участков мозга ребёнка.
Мировой авторитет, советский нейрофизиолог А. Р. Лурия доказал, что зеркально перевёрнутые буквы связаны с нарушением деятельности определенного отдела головного мозга, отвечающего за процесс письма.

Причины нарушения деятельности этого отдела могут быть разные (травма, незрелость в данный момент некоторых участков мозга, наследственность), но в итоге ваш ребёнок выглядит вопиюще безграмотным!

Новое понимание проявления зеркальности

В первую очередь зеркальность проявляется у детей-левшей или у переученных левшей, а также у амбидекстров (то есть «двуруких»).

[Тест на амбидекстрию здесь и пусть ваш ребёнок пальцем показывает, в какую сторону крутится тень девушки ].

Именно у этих малышей чаще могут возникнуть различные трудности при формирования навыка письма: специфические ошибки, плохой почерк, зеркальность, дрожание руки и т. д.

Первая причина написания зеркально перевёрнутых букв и цифр – нарушения восприятия объёмных 3D пространств. В правом или левом поле зрения в пространстве открывается «окно», внутри которого пространство зеркально перевёрнуто. Когда туда попадает буква или цифра – ребёнок, не замечая этого, пишет её зеркально [Подробнее об этом здесь: Дети с синдромом дефицита внимания: особенности восприятия 3D-пространств].

Раннее обучение письму – вторая причина зеркальности. Соответствующие отделы головного мозга созревают к семи, а иногда и к девяти годам. «Незрелый» же ребёнок будет воспринимать букву не как символ, обозначающий определенный звук, а как рисунок. И ему будет всё равно, в какую сторону писать буквы «К», «С», «Э», «Я», или цифры «4», «6», «9». Такие дети часто теряют строку, или пытаются писать зеркально справа налево.

То есть, именно нарушения зрительно-пространственных представлений влияет на проявление зеркальности.

Решение же проблемы — это помощь в ускорении созревания зрительно-пространственного восприятия у вашего ребёнка.

Коррекция восприятия 3D пространств у таких детей позволяет устойчиво восстановить и нормализовать процесс чтения и письма. А у большинства детей становится более упорядоченным и корректным и поведение.

Запишитесь на диагностику и коррекцию здесь

Развитие пространственного мышления

Прежде чем решать, как научить ребенка писать буквы в правильном положении, необходимо убедиться, что это действительно необходимо.

Читайте также: Ожог у ребенка — что делать? Первая помощь

Консультация детского психолога и невролога во многом прояснит ситуацию. Но и родителям не нужно терять чувство меры – паниковать из-за того, что трех- или четырехлетний малыш написал букву в зеркальном отражении не стоит. В этом возрасте дети только пробуют силу своих рук, приноравливаются к стилю написания, пытаются сдвинуть руку в нужном направлении. Из-за множества задач, которые необходимо решать одновременно, ребенок может не обратить внимания, что он написал букву неправильно.

Разумеется, не стоит ограничивать малыша в желании что-то написать, не обязательно с самого начала акцентировать внимание на зеркальное написание. Лучше всего добавить в распорядок время для дополнительных занятий, которые помогут ребенку развить несовершенные функции.

Коррекция зеркального написания

Первое что необходимо сделать, это дать возможность ребенку копировать текст с правильно написанного. Так он гораздо проще и быстрее привыкнет к правильному наклону букв и цифр и перестанет зеркалить их во время письма. Причем стоит сказать о том, что в этом важны такие факторы как написание букв в определенном месте странице, если ребенок начинает писать, отступив от края страницы, ему будет проще. Также очень важно провести подготовительную работу, эта работа поможет развить у малыша правильное ориентирование в пространстве.

Как ни странно, но правильность написания букв зависит от четкого понимания ребенком, где лево, где право. Стоит научить ребенка быстро и четко указывать на правую руку, правое ухо, правую ногу, и соответственно на левые части тела.

Что делать, если вы столкнулись с такой проблемой: «Ребенок зеркалит буквы или цифры при письме»?

  • Для коррекции зеркального письма используете такие виды работ как воспроизведение ребенком эталонов, карточек на которых изображена буква или цифра правильно написанная.
  • Поставьте на каждой строчке или клеточке точку, в которой должен быть верх буквы. Объясните ребенку на примере, как он должен вывести букву, чтобы та попала на точку.
  • Используйте игры с моделированием. Идеально подходят палочки. Предложите ребенку составить буквы из палочек. Кроме того, что это поможет малышу правильно писать, такая игра разовьет моторику, что также положительно скажется на нем впоследствии.
  • Посмотрите на то, что написано ребенком, выделите те буквы, которые он зеркалит и начните работу именно с этих элементов.

Ребенок пишет зеркально что делать

Как видно из вышеописанного скорректировать написание ребенка не сложно, главное в этом уделить внимание проблемы и самое главное делать все вовремя. Чем раньше вы начнете исправлять зеркальное написание, тем будет проще малышу сделать выводы и начать выводить каждую букву так, как следует.

Чаще всего в зеркальном или перевернутом изображении пишут дошкольники или первоклассники в самом начале обучения в школе. Это может быть связано с тем, что у ребенка не достаточно четко сложился образ буквы в ее печатном или прописном виде или образ цифры. И в этом случае достаточно будет простых упражнений, которые помогут ребенку четко запомнить, как пишутся буквы и цифры, а точнее в какую сторону «смотрит» буква.

Если же вы столкнулись с устоявшейся привычкой зеркального или перевернутого написания букв или цифр у ребенка к возрасту 7-8 лет, то необходимо провести диагностику и понять причины такого написания. Чем раньше вы займетесь устранением этой проблемы, тем быстрее получите результат.

И наоборот, если не помогать ребенку справится с зеркальным написанием букв или цифр, то высока вероятность возникновения других более серьезных проблем с письменной речью у ребенка.

Итак, если с проблемой перевернутого или зеркального написания букв или цифр ваш ребенок столкнулся на первом этапе обучения чтению и письму, то помочь ему можно простыми играми и упражнениями.

Во первых, во время чтения или письма всегда обращайте внимание ребенка на связь звука и графического изображения буквы. И для этого лучше всего подойдут карточки, на которых буквы изображены с помощью соответствующего образа. Например, дети часто забывают в какую сторону пишутся буквы «З» и «Е». Нарисуйте вместе и рассмотрите, например, такие картинки.

Во время игрой с карточкой обращайте внимание ребенка на то, в какую сторону «смотрит» буква относительно направления всей строки. Кстати на этом этапе уже важно, чтобы ребенок ориентировался в направлениях «право», «лево», «правая рука» «левая рука».

Например, совместите карточку с любым текстом детской книги и вместе с ребенком проговорите: «Смотри, зайка прискакал и смотрит на буковки. В какую сторону смотрит зайка? Правильно навстречу буковкам. А буковка «З» отвернулась, и не хочет знакомиться. Наверное, она стесняется».

А буковка «Е» где у нас спряталась? Да! Ель её прикрыла веточками. Буковка «Е» приветливая, повернулась лапками ко всем буковкам, и хочет обниматься!».

А если вы покажите букву «Ё» в образе такого веселого ежа я яблочками на колючках, то ребенок не забудет ставить точки-яблочки.

Важно при переходе от изучения печатных букв к прописным, как можно больше показывать ребенку карточки и изображения соответствующих букв. При этом обращайте внимание ребенка на похожие элементы. Используйте парные карточки. Например, дайте ребенку карточку с печатной буквой «А» и попросите найти среди вашего набора карточек соответствующую прописную букву. А для того, чтобы ребенку было интересно поиграйте в рыбалку.

На маленьких кусочках бумаги напишите прописные и печатные буквы и прикрепите к ним обычные металлические канцелярские скрепки. Удочкой из игры «рыбалка» ребенок пусть вылавливает «рыбок» по вашему заданию.

Коррекция «зеркального письма» у дошкольников

Коррекция «зеркального письма» у дошкольников

Зеркальное письмо — то есть, справа налево для большинства европейских народов — связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

• недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу;

• недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза;

• недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме; плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и дифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

Работу по предупреждению «зеркального» письма необходимо вести по этапам:

1 этап подготовительный-развитие ориентировки в пространстве, на себе и на листе бумаги:

  • дифференциация правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?)
  • ориентировка в собственном теле (покажи правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку)

2 этап – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны.

Необходимо объяснить ребенку, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева.

После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких упражнений:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
  • сопровождение пальчиком по букве;
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой;
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

3 этап – усвоение понятий: «вверх», «вниз», «право», «влево».

Упражнения для усвоения этих понятий:

  • выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.

4 заключительный этап — письменные упражнения.

  • письмо букв под диктовку.
  • письму слогов, а затем и слов с этими буквами.

Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю. Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

А еще для обучения математике используется – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении.

Проблема «зеркального» письма требует пристального внимания. А, помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

причины зеркального письма

«Мой ребенок пишет зеркально. Подскажите, что с этим делать? Можно ли исправить зеркальное письмо, не обращаясь к специалистам?», – наболевший вопрос родителей, столкнувшихся с проблемой оптической дисграфии у своих детей.

Исправить можно. Но для начала нужно разобраться в причинах возникновения этого нарушения, а затем уже принимать меры.

Зеркальное письмо и причины его возникновения у детей

Прежде чем рассказать о причинах оптической дисграфии, остановимся на возрасте. Сколько вашему ребенку сейчас лет? Если от 5 до 7, то причин для паники нет. Дело в том, что у детей дошкольного возраста еще формируются психические функции, отвечающие за чтение и письмо. У дошкольников ведущим является правое полушарие мозга, поэтому чаще они воспринимают пространство справа налево, и поэтому при чтении и письме возникает путаница.

Все что вы можете сейчас делать – просто показывать ребенку, как писать правильно. А когда он пойдет в первый класс и его мозг созреет, все начнет получаться само собой.

Но, а если ваш ребенок уже учится в школе и ему более 7 лет, то, скорее всего, зеркальное письмо – уже устоявшееся нарушение и нужно срочно принимать меры.

Давайте разбираться в причинах.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении?

как научить ребенка писать правильно

Как правило, дисграфия чаще встречается у детей с дислексией. Это нарушение, которое влияет на способность ребенка к обучению чтению. Как можно выявить дислексию рассказываем в статье: Почему ребенок не может научиться читать? Симптомы, причины и коррекция дислексии у детей. Лучше прочтите сразу, чтобы прояснить для себя многие вопросы, потом возвращайтесь к этому материалу.

Чаще всего «зеркалят» левши. Зеркальное письмо у левши – это, по сути, отражение действий правой руки. При этом сам ребенок без труда читает свою написанную «абракадабру» и недоумевает, почему ее не понимают другие.

Следующая причина зеркального письма – плохо развитый фонематический слух, который отвечает за успех ребенка в обучении чтению и письму. Этой теме у нас также посвящена целая статья: Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо. Игры и упражнения для развития фонематического слуха. Читайте и применяйте советы на практике.

Как понять, что дело в фонематическом слухе? Выполните с ребенком простое упражнение. Отойдите от него на метр и проверьте, как он различает звуки на слух. Используйте слоги с парными согласными: жа-ша, ба-па, га-ка. Если ребенок отвечает правильно, то ищите другую причину.

Еще специалисты отмечают такие причины, как недостаточная сформированность буквенного гнозиса и зрительного анализа и синтеза. Проще говоря, ребенок искаженно воспринимает и воспроизводит буквы и их элементы. В этом случае нужно работать над тренировкой зрительно-пространственного представления.

Но главное, какова бы ни была причина зеркального письма у вашего ребенка, над этим нужно начинать работать быстрее и делать это каждый день, пока не будет улучшения.

Как научиться писать правильно?

Лайфхаки и упражнения для коррекции зеркального письма

Разделяем лево и право

Начинайте коррекцию зеркального письма с тренировки ориентации в пространстве. Ребенок должен четко чувствовать и понимать, где у него левая рука, а где правая и уметь правильно показывать что с какой стороны от него находится.

коррекция зеркального письма

Если ребенку с ходу сложно понять, где право и лево, нарисуйте красным фломастером галочку на правой руке, а зеленым – на левой руке. Для девочек можно использовать лак для ногтей и накрасить по одному ногтю на каждой руке разными лаками.

Благодаря данному упражнению ребенок вскоре привыкает, где какая сторона и ему становится легче ориентироваться.

Далее усложняйте задачу. Начинайте спрашивать ребенка, с какой стороны относительно него находятся предметы. Сначала тренируйтесь дома, а потом и на улице.

Когда закрепление восприятия предметов по сторонам относительно ребенка прошло успешно, приступайте к следующему этапу. Возьмите книгу и ручку. Положите на стол. Спросите ребенка, с какой стороны относительно книги находится ручка. Затем поменяйте предметы местами и спросите снова.

Занимайтесь каждый день, пока навык «лево-право» не станет автоматическим.

Учимся дорисовывать недостающие элементы

Для этих занятий купите раскраски, где необходимо самостоятельно дорисовывать недостающие элементы. Важно, чтобы в процессе рисования ребенок вел линию куда нужно, а не вверх, вниз или вбок. Помогайте своей рукой, если у него не получается.

Это упражнение тренирует зрительно-пространственное восприятие, благодаря чему ребенку становится легче писать.

Палец-ручка

Для упражнения подойдет букварь с прописным алфавитом и пропись. Желательно, чтобы буквы были большого размера. Положите перед ребенком книгу и попросите его несколько раз провести пальцем по букве. Особое внимание уделяйте тем буквам, которые ребенок пишет зеркально. Затем возьмите пропись и скажите, чтобы ребенок правильно дорисовал букву. В конце упражнения он должен написать букву сам.

Это занятие помогает отработать и закрепить правильное написание букв.

Составляем буквы из палочек

Вам понадобятся пластиковые палочки для счета или спички. Предложите ребенку собрать из палочек букву и трансформировать ее в другую букву. Например, из буквы «Т» можно сделать «Г». Также можно собрать несколько букв, состоящих из одинакового количества палочек, например трех (И, А, П, Н).

Это упражнение помогает освоить написание печатных букв, благодаря чему ребенку легче перестраиваться на прописные.

Обводим прописные буквы

Тут вам нужно будет сделать несколько ксерокопий прописного алфавита. Возьмите одну копию и попросите ребенка обвести несколько букв. Затем, чтобы был эффект, так же как и в упражнении «Палец-ручка», попросите ребенка написать отработанные буквы самостоятельно. Чем больше раз ребенок будет обводить одну букву, тем быстрее научится писать ее правильно.

зеркальное письмо

Постепенно отрабатывайте весь алфавит и вскоре увидите положительные результаты.

Шпаргалка под обложку

Возьмите прописной алфавит и обведите разными цветами буквы, которые смотрят влево (З, У, Ч, Я) и буквы, у которых есть «хвостики» (Ц, Щ). Также выделите буквы, которые вызывают у ребенка больше затруднений. Распишите внизу, что и каким цветом вы выделили и положите ребенку под обложку тетради или прописи.

Шпаргалка, которая всегда перед глазами поможет ему допускать меньше ошибок при письме.

Если вы все же чувствуете, что не справляетесь, и ребенок продолжает зеркально писать, тогда лучше обратитесь к специалистам. Может вашему ребенку понадобится слаженная работа учителя, логопеда и невролога. Главное, не пускайте проблему на самотек, и все будет хорошо. На всех наших курсах используются упражнения, которые направлены на коррекцию данных проблем. Записаться на пробное бесплатное занятие можно здесь.

Успехов вам и приятного обучения!

Читайте также:

Один неверный шаг и можно навсегда отбить желание учиться!

RUСБУКА — скачай, распечатай, играй

6 причин обучать ребенка в онлайн-школе

Представьте себе ситуацию: вы открываете прописи своего первоклассника и видите каракули, которые невозможно разобрать. И только навыки шифровальщика помогут понять: все буквы написаны так, будто отражены в зеркале. Первая эмоция — удивление, а за ней — шок. Что происходит? Примерно это чувствуют родители, которые столкнулись с проблемой зеркального почерка у своих детей. 

В нашей статье мы расскажем о причинах этого явления, а также дадим советы, что делать, если ребенок пишет цифры зеркально.

Феномен «почерка Леонардо»

Зеркальное письмо — это написание цифр в обратном порядке: справа налево. При этом каждая буква отражена зеркально. Почему же его называют «почерком Леонардо»?

Дело в том, что итальянский художник, скульптор и изобретатель Леонардо да Винчи пытался зашифровать свои дневники и описания изобретений. Опасаясь воровства своих идей, он отзеркаливал каждую букву на бумаге. Поэтому бегло прочитать текст неподготовленному человеку было сложно. Но есть и другая теория, согласно которой, Леонардо был левшой и ему было удобно так писать. 

Феномен зеркального почерка можно наблюдать у детей, которые только осваивают написание букв и цифр — в 4-5 лет.

Если понаблюдать за малышом, который пытается что-то написать, можно отметить его «двурукость» — он одинаково хорошо управляется и правой, и левой рукой. Ребенок пишет в зеркальном отображении совершенно легко и естественно, не прилагая усилий. Считается, что это необходимый и естественный этап формирования почерка. 

У взрослых же людей зеркальное написание может быть следствием органических патологий головного мозга. Шизофрения, очаговые изменения в коре мозга, эпилепсия, психические расстройства — заболевания, при которых человек, у которого не было раньше проблем с почерком, вдруг начинает писать зеркально.

 Ребенок пишет буквы зеркально

Почему ребенок пишет буквы зеркально

В возрасте до 7 лет у детей более активно правое полушарие. Окружающее пространство они осматривают справа налево, и, соответственно, изображают на бумаге символы в том же порядке. Поэтому если 4-5-летний ребенок пишет справа налево, не стоит паниковать. Это явление временное. Когда он пойдет в школу или на подготовительные курсы, всё изменится. В процессе обучения повышается активность левого полушария мозга. Соответственно, дети начинают писать правильно.

Но бывают случаи, когда в 7-9 лет ситуация не меняется, и ребенок по-прежнему пишет цифры зеркально. Этому всегда есть причины:

  • он левша. Леворуким людям более удобно (и логично) писать в обратном порядке. Также им легче нумеровать строчки снизу вверх и как минимум цифры писать «наизнанку»;
  • у него оптическая дисграфия. Это логопедический диагноз, который свидетельствует о нарушении восприятия письменной речи. Ребенок изображает слова так, как ему удобно;
  • у него слабо развито пространственное мышление. Это несложно проверить: если в 4-5 лет ребенок путает лево и право, неуместно использует предлоги в устной речи, то у него нарушено представление о размерах, формах. Он просто не замечает особенности (схожесть и отличия) букв;
  • его слишком рано начали учить писать. Крайне неприятный побочный эффект раннего развития детей. Навык расценивать буквы, как графические обозначения, приобретается к 6-7 годам. До этого момента ребенок воспринимает их как картинки;
  • у него присутствуют неврологические отклонения: задержка речи, патологии опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром;
  • он пока не готов к зрительному анализу и синтезу — важным навыкам, которые помогают запомнить начертание букв, а после узнавать их (суть процесса чтения).

Также читайте: Гиперактивные дети: секреты и правила воспитания

Что делать, если ребенок пишет зеркально

Для начала — не паниковать и ни в коем случае не ругать малыша. Он совершенно не виноват, что видит и понимает письмо по-своему. 

На всякий случай посетите невролога. В ходе осмотра он либо исключит органические патологии мозга и нервной системы, либо направит на детальную диагностику. По ее результатам вы сможете определить степень нарушения и совместно со специалистами составите план действий. 

Если серьезных проблем нет, ваш следующий шаг — посетить логопеда-дефектолога, который специализируется на дисграфии. Но помощь логопеда — это работа с вами, родителями, а не вместо вас. Поэтому домашние занятия по исправлению «почерка Леонардо» не просто желательны, а необходимы.

Узнайте как лучше понять потребности ребёнка и дать ему всё что нужно для правильного развития и эмоционального здоровья  — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

Бесплатный онлайн интенсив

от 0
до 11 лет

ТРИ ДНЯ

КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Зарегистрироваться

Коррекционные методики

Сосредоточьтесь на развитии пространственного мышления. Возможно, ваш ребенок пишет зеркально цифры и буквы, потому что постоянно путает, где правая сторона, а где левая. 

Займитесь тренировкой: возьмите малыша за правую руку со словами «Я беру тебя за правую руку» и спросите, где левая. Он покажет на свободную руку. Через несколько минут проделайте то же самое. Так ребенок безошибочно научится различать правую и левую конечности. То же самое проделайте с глазами, стороной тела, ногой.

Развитие пространственного мышления

Безошибочное определение места расположения объектов в окружающем пространстве — залог правильного письма. Тренировать их несложно. Встаньте с ребенком на пороге комнаты и опишите, где находятся предметы. Например, шкаф справа от окна. Кровать слева от комода. Потом спросите: «Стул находится справа от… чего?». Дальше усложните вопрос: «Где лежит мяч?». Ребенок должен сам определить место расположения мяча по отношению к любому другому предмету. Если это удалось, значит, вы достигли прогресса в развитии пространственного мышления.

Осваиваем буквы и цифры

Если ранее вы уже учили ребенка читать и писать, придется начать все сначала. Но немного изменить подход. Очень хорошо помогают трафареты — предложите ребенку начертить с их помощью какое-то слово. Или выложить из кубиков. Казалось бы, это шаг назад, ведь малыш уже хорошо знает, как пишутся буквенные символы. Но ваша задача исправить зеркальное написание, поэтому играйте с буквами уже с учетом этой задачи.

К примеру, напишите букву «м» на листке и попросите ребенка написать букву «а» справа от вашей. Потом повторите оба действия — получится слово «мама». Так вы наглядно продемонстрируете, что формирование слов происходит слева направо. Можете сделать то же самое в обратном порядке. Выйдет «амам» — непонятное и несуществующее сочетание букв. Это поможет ребенку уяснить, что для того, чтобы его письмо было понятным, нужно делать это правильно. 

Поиск симметрии

Начните обучение с симметричных букв и цифр, которые выглядят точно так же при прямом или зеркальном начертании (А, О, Н, М, цифры 0 и 8). 

Переходите к более сложным буквам — тем, которые чаще других пишут неправильно (З, У, Ч, Я). Чтобы ребенок хорошо запомнил, в какую сторону должны «смотреть» эти буквы, используйте ассоциации. Например, это «вредины», которые не смотрят на другие буквы в слове, а всегда отворачиваются в другую сторону. 

Самая сложная задача — буквы Б, В, Г, Р и остальные. Их нужно просто выучить (зазубрить). Но и тут есть хитрость. Разложите каждую букву на элементы и для каждой из них назначьте ассоциацию: Б — это бублик с крышей, В — это снеговик и так далее. 

_________

Фантазируйте, придумывайте самые оригинальные ассоциации и творческие задания, чтобы ваш ребенок выучил правильное начертание букв и исправил свой зеркальный почерк. Комплексный подход (домашние занятия + логопед) поможет вам вскоре решить эту проблему.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины, что делать? Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: советы, упражнения

пп

Почему ребенок, первоклассник пишет цифры и буквы зеркально.

Содержание статьи

  • Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины
  • Как исправить зеркальное написание у детей: советы
  • Видео: Дисграфия у детей и песочная терапия
  • Видео: Дисграфия. Причины и следствия
  • Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения
  • Видео: Дисграфия: проблемы при чтении

Из статьи вы узнаете, является ли проблемой написание ребенком буквенных и цифровых символов зеркально, стоит ли беспокоиться и как исправлять ситуацию.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины

Что является причиной появления зеркального письма у детей? Изучение этого феномена проводится с учетом специальных выборок: зеркальное написание рассматривается как дисграфия, также выделяется феномен правшей с «пишущей» правой рукой.

  • Зеркальный почерк (буквы и цифры пишутся справа налево) наблюдается при низком уровне развития пространственного мышления относительно собственного тела.

Записи в дневнике Леонардо да Винчи

Записи в дневнике Леонардо да Винчи

  • Дети с выраженным зеркальным почерком допускают ошибки при определении сторон: где правая, а где – левая, не могут указать, где какая рука или нога.
  • Восприятие визуального ряда и его обобщение формируется в недостаточной степени.
  • Среди причин «почерка Леонардо» специалисты выделяют и слишком быстрое освоение техники письма печатными символами.
  • Связь между буквенным символом и его значением дети могут не улавливать или усваивают взаимосвязь в недостаточной степени.

Дисграфия наблюдается у детей нчальной школы

Дисграфия наблюдается у детей начальной школы

Леонардо да Винчи в многочисленных дневниках писал зеркально, о чем свидетельствуют последние исследования. В честь гения этот феномен и обрел название «почерк Леонардо». Такой способ написания наблюдается у детишек с типичным развитием.

Дети, у которых наблюдается дисграфия, отличаются особым восприятием 3D объемного изображения (трехмерного) – когда правое или левое поля центрального или периферического зрения фиксируют пространство в искаженном варианте.

  • «Окно дефекта» включает ближнее 3D изображение, а именно расстояние до 30-40 см. Оказываясь в этом участке, картинка отображается словно в обратной перспективе.
  • Здесь изображение зеркально перевернуто.

Зеркальное письмо у детей

Зеркальное письмо у детей

  • Ребенку, у которого наблюдается феномен зеркального письма, ничего не остается, как писать графические символы, попавшие на участок «окна дефекта» так, как он их видит, а именно – перевернутыми зеркально.
  • Дисграфия может наблюдаться и у детей без выраженного нарушения восприятия 3D объемного пространства. Это может быть нарушение восприятия изображения на коротком расстоянии. Что касается дальнего расстояния, то здесь нарушения восприятия могут и не наблюдаться.

Локализацию обратной перспективы можно сравнить со своеобразным «окном». В этом участке и кроется дефект ближнего 3D пространства, который именуется в научной среде «пространством Лобачевского».

Дисграфия у детей

Дисграфия у детей

Символы и цифры, попадая в пространство Лобачевского, оказываются зеркально перевернутыми как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. Зеркальный почерк наблюдается при попадании в процессе письма буквы или цифры в зону дефекта. Ребенок просто воспринимает изображение «как видит».

  • Наличие подобных механизмов, способствующих возникновению дисграфии на физиологическом уровне у ребенка, – критерий диагностический.

Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой - одна из причин дисграфии

Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой — одна из причин дисграфии

  • Обнаруживаются они как изменение восприятия, и являются маркерами эффективности работы по психофизиологическому или нейропсихологическому корректированию.
  • Ребенок с выраженным патогномоничным явлением, переписывая с книги или журнала текст, допускает немного зеркальных ошибок. Однако, пытаясь писать по памяти, он «переворачивает» буквенные и цифровые символы зеркально.
  • Феномен зеркального почерка проявляется на этапе освоения навыка письма вместе с другими ошибками на фоне нормального развития ребенка.

У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени

У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени

В чем же кроются причины того, что ребенок зеркалит (пишет зеркально)?

  • Как одна из причин — психологические факторы.
    Влияние оказывают право — и леворукость, половая принадлежность.
  • Написанные раннее тексты также могут стать причиной возникновения зеркального написания. Страница, с которой ребенок начал писать текст, место на странице приводят к возникновению «почерка Леонардо».

аа

Пример зеркального почерка у ребенка

Среди факторов оптической дисграфии можно назвать следующие:

  • Анализ зрительных образов и пространства формируется в недостаточной степени (у ребенка нарушено понимание формы, размеров окружающих предметов, то, какое место они занимают относительно других вещей и относительно друг друга).
  • Зрительный анализ и синтез не дает цельной пространственной картинки.
  • Видимые образы букв не диференциируются.
    Не в полной мере формируется буквенный гносис – зрительное восприятие и узнавание буквенных и цифровых значений.

Какие дети находятся в зоне риска возникновения зеркального письма?

  • Обнаруживается «почерк Леонардо» у детей 6-7 лет в процессе освоения письменных навыков.
  • Дети дошкольного возраста, которые не усвоили в достаточной степени информацию о величине и форме окружающих вещей.
  • Дети, которые с трудом определяют пространственное расположение вещей.
  • Дети начальных классов, допускающие ошибки при употреблении предлогов для обозначения места локализации (расположения) предметов в пространстве, или не знающие значения этих предлогов.
  • Дети, у которых рабочая рука – левая, но «переученные» писать правой рукой. Такие ученики воспроизводят строчки, направленные справа налево, буквы и цифры у них направлены снизу вверх.

вв

Обнаруживается зеркальное написание у детей 6-7 лет

Как исправить зеркальное написание у детей: советы

Как вовремя выявить предпосылки возникновения «почерка Леонардо»?

  • Расположить перед ребенком две ручки или палочки: одну проставить перед собой вертикально. Другая рука ставится справа под прямым углом к первой.
  • Предложить ребенку повторить ваши действия с другими палочками. Он может приложить вторую ручку или палочку к вертикально расположенной «зеркально» — слева.
  • Подобное происходит при переносе на бумагу объемного изображения, простых форм, фигур. Ребенок копирует увиденный образец, но переносит его на бумагу в зеркальном отражении.
  • Если зеркальный почерк проявляется частично, то это свидетельствует о несистематичном, случайном проявлении феномена. Речь идет о написании в зеркальном отражении отдельных букв.

ппе

Феномен дисграфии у детей

Потому исправлять «почерк Леонардо», который имеет место в случае написания некоторых букв – не имеет смысла. Нужно избавляться от проблемы в целом.

Советы по устранению зеркального написания:

  • Перед началом работы по исправлению зеркального почерка необходимо провести подготовительный этап. Цель предварительной работы – обучение ребенка навыку ориентировки в пространстве, относительно себя, на листе бумаги.
  • Ребенку нужно усвоить, где правая, а где – левая стороны, знать, с какой стороны находится определенная часть тела.
  • После приобретения устойчивого навыка по распознаванию правой и левой сторон, можно переходить к следующему этапу: развитию навыка безошибочно ориентироваться в собственном теле. Предлагать ребенку показать свое левое ухо, правую руку, правую ногу, левую щеку.
  • Учитывая правую и левую стороны, ребенок должен научиться ориентироваться в окружающем пространстве. Задачей взрослого на этом этапе будет объяснение места расположения предметов относительно его тела, относительно других предметов: например, то, что ближе к правой руке находится справа, предметы по левую руку находятся слева.
  • Такие же упражнения проводятся относительно расположения тетради по отношению к журналу, книге. После усвоения особенностей пространственного расположения вещей, ребенок поймет, справа или слева от вертикальной палочки нужно проводить черту, и с какой стороны в букве «ю» писать овал.

Причины возникновения дисграфии

Причины возникновения дисграфии

Видео: Дисграфия у детей и песочная терапия

Видео: Дисграфия. Причины и следствия

Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения

 Упражнения для коррекции «зеркального» письма:

  • Подготовить карточки, трафареты, кубики для воспроизведения ребенком букв-эталонов.
  • В процессе письма предложить ребенку проводить пальчиком по букве, по строчке письма.
  • Предложить ребенку обвести букву пальчиком в воздухе, сопровождая взглядом и проговаривая.
  • Писать графические диктанты: тире, точка, клетка вниз, две клетки вверх, четыре клетки вправо, клетка вверх, две клетки вправо).
  • Развивать способность запоминать зрительные образы.
    Повторять различные движения, воспроизводить рядоговорение (месяцы, дни недели).
  • Развивать мелкую моторику рук, применяя такие техники как массаж, самомассаж пальцев, пальчиковые игры, лепка пластилином, обводка, штрихование картинок.
  • Предложить ребенку смоделировать буквы из палочек, из элементов других букв: буква «Н» может трансформироваться в букву «П», путем перемещения одной палочки. Назвать или показать буквы, которые состоят из трех элементов (Ж, И, Ы, Я), или из двух (У, Ч, Т). Реконструировать букву из нескольких элементов – овала, полуовала, длинной или короткой палочки.

Видео: Дисграфия: проблемы при чтении

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ребенок опоздает как пишется
  • Ребенок непоседа как пишется
  • Ребенок неопрятен как пишется
  • Ребенок неласковый как пишется
  • Ребенок нездоров как пишется