Ребенок пишет как попало

Во взаимосвязи почерка и успеваемости по школьным предметам помогла разобраться заместитель директора по учебной работе в начальных классах ГУО «Гимназия №4 г. Витебска» Наталья Каличёнок.

Preschool-McKinney-TX1

– Влияет ли плохой почерк на успеваемость школьника?

– Ответ на данный вопрос не может быть однозначным. Заставляя ребенка писать красиво, мы забываем, что каллиграфия – это особый вид изобразительного искусства. Иметь идеальный почерк дано не каждому. Но для начала нужно понять, что, собственно, вас беспокоит – просто некрасиво написанные слова или многочисленные помарки, ошибки, перепутанные буквы?

С одной стороны, если вы переживаете исключительно из-за красоты, то беда не так велика. Самое главное – чтобы слова нормально читались и в тексте не было грамматических ошибок. С другой стороны, некрасивый почерк действительно может стать причиной неуспеваемости многих детей. В начальной школе отметки снижают в зависимости от количества исправлений в соответствии с нормами аттестации. Затем пропадает мотивация учиться, потому что почерк не получается изменить.

Кроме того, ребенок, который некрасиво и неаккуратно пишет, часто делает это медленнее других, потому что у него быстрее устает рука. В итоге не успевает все написать на контрольных и получает плохие отметки. В результате даже самый умный ребенок может превратиться в двоечника.

– Можно ли исправить почерк, например, в подростковом возрасте? Если да, то что для этого следует делать?

– Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.

Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.

Причина №3. Плохо развита мелкая моторика рук.

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.

Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.

Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга. Почерк дисграфика – не просто ужас, а ужас-ужас! Кривые строчки и корявые буквы – еще полбеды.

Слова могут быть написаны в зеркальном отражении, буквы перепутаны или пропущены, расстояние между словами неравномерное, большое количество ошибок, помарок и исправлений. Но при этом дислектики и дисграфики зачастую оказываются гораздо умнее других детей.

Многие специалисты считают, что если люди, успешно сочетающие работу обоих полушарий мозга, имеют двухмерное зрение, то восприятие дислектиков и дисграфиков трехмерное. Но, обладая этим уникальным качеством, они в большинстве случаев не умеют им пользоваться. Вообще из них вырастают либо гении (например, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен были дисграфиками), либо не уверенные в собственных силах люди.

Дисграфия – серьезная проблема, мешающая нормальной учебе и напрямую связанная с особенностями работы мозга. Поэтому внимательным родителям и педагогам необходимо своевременно показать ребенка и его тетрадь специалистам – логопеду, психологу.

– Есть ли какие-то методики или упражнения для улучшения почерка?

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка, достаточно много. Различные техники рисования, штриховка, рисование фигуры по точкам, лепка, игра с мелкими деталями (конструктор, плетение, вязание) и т. д.

Письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение, поэтому возьмите за правило покупать ее непременно с ребенком. Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу. Дома удобнее тренироваться карандашом, фломастером, гелевой ручкой. Учащихся 5 – 7-х классов вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро, как перьевая ручка.

Если ваше чадо неправильно соединяет и пишет определенные элементы, стоит обратить внимание именно на их отработку. Пользуйтесь калькой. Кладите кальку поверх страницы. Ребенку нужно обвести образец, написать еще два раза, а потом уберите кальку, и пусть он перепишет все в чистовик. Таким образом, рука привыкает выводить красивые буквы, а ваш ученик не сильно устает.

Еще можно использовать «зебру» – разлинованный лист бумаги (с наклонными линиями, расположенными с одинаковым интервалом друг от друга), который дети подкладывают под страницу тетрадки и по линиям выводят буквы: это поможет соблюдать одинаковый размер и наклон, улучшит каллиграфию.

Время, которое вы выделяете для работы по улучшению почерка, и количество тренировочных упражнений должны быть дозированными. Не перегружайте дочь или сына. Не стоит ожидать от ребенка положительных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты. Проверяя работу, старайтесь обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот – как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

В более старшем возрасте исправить положение дел поможет частое переписывание текстов в медленном темпе, объем которых нужно увеличивать по мере исправления неправильно или просто некрасиво написанных букв. Для переписывания выберите произведения любимых авторов-прозаиков.

Нудные тренировки превратятся в увлекательное занятие, если начать вести свой дневник или постоянно записывать интересные мысли, не забывая о красивом почерке.

Алеся Гришман.

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Дисграфия у ребенка

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Диагностика дисграфии

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не могу сказать что «разделалась» с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, «подтягивать», тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик… На основе своего опыта( я- просто мама, не специалист, опыт — только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

2012-10-09, Лариса111

Веду ДНЕВНИК, записываю свои умные мысли, из интернета «вылавливаю» умные мысли и идеи на тему «КАК бороться с дисграфией и дислексией у ребенка», обдумываю наши успехи и поражения в этой борьбе. Если интересно, почитайте. [ссылка-1]

2013-03-11, Лариса111

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД «Литера», «ГНОМ И Д» и др.
«Юным умникам и умницам» О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) — тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

2012-10-09, Лариса111

Лариса, добрый вечер! Меня, как маму мальчика 10 лет тоже очень интересует эта тема! Много сложностей в учебе, бежит, спешит, забывает.
Не могу пройти по Вашим ссылкам!
Поделитесь пожалуйста информацией по почте kochnova@mail.ru
Заранее благодарна и признательна!

2022-10-12, Татьяна Кор

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

2013-08-31, nina777

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать — это развивает зрительную память.

2012-10-08, EsmeraldaL

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Диагноз«дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. Их малыш серьезно болен? Это лечится? Как помочь ребенку с дислексией?

«Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.

Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.

Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».

Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П», “Д–Т», “К–Г», “С–З», “Ж–Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З» и “Э», “Р» и “Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш» или “крючок» в букве “Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым» (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Вот некоторые примеры текстов при дисграфии: 2-3 кл)

В чище леса поют чижи. Солнышко пичою, липа светет. Куст шуршит, серый зайки дрожит. Зацвели черемуха. Лариса идет одедать. Журка был сабавный жирвиш. Закачались от ветра нешные цветы. Бевачка щеткай тищит плащ. Малчик сибит вкровате. С веты стаят в вазе.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает…», – их называют “мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга “отвечает» за письмо и чтение?

Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С» и “З» открываются влево; “Ч» и “Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок». Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О» напоминает обруч, “Ж» – жука, “С» – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

26.01.2023

Постоянная грязь в тетради, исправление ошибок, зачёркивание букв и целых слов – типичная ситуация при выполнении письменных работ у современных детей. Почему у школьников крайне небрежный и неаккуратный почерк, почему они допускают очень много помарок в тетради? Давайте разбираться.

Причины неаккуратного почерка

Ребёнок пишет так, как себя чувствует! Многие современные дети страдают от эмоционального неблагополучия, что отчётливо проявляется в почерке.

Тесная связь между почерком и эмоциональным состоянием человека, который выполняет письменную деятельность, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом. А значит, они несут на себе отпечаток всех психических процессов, которые в нём протекают.

Почему в тетрадях школьников грязь и исправления?

Внешне ребёнок может казаться вполне спокойным и никак не проявлять своё психоэмоциональное неблагополучие. Однако качество почерка, наличие исправлений и грязи в тетради говорят сами за себя. Потому что это верный признак внутренней тревоги, нервозности, наличия каких-то других психоэмоциональных проблем.

Как понять по почерку, что у ребёнка есть проблемы в эмоциональном состоянии? 

Обратите внимание на следующие моменты:

  • прыгающие буквы и строчки, которые часто выходят за пределы строки;
  • буквы разного размера;
  • частый обвод букв;
  • исправления, резкие и частые перечёркивания написанного;
  • неразборчивый почерк, который просто невозможно прочитать;
  • грязь и помарки в тетради.

Как показывает опыт консультирования Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе и анализ школьных трудностей у детей, основная причина неустойчивого психоэмоционального состояния – это детско-родительские отношения.

Да! Чаще всего родители сами провоцируют эмоциональное неблагополучие своих детей. Почему так происходит и что делать – ответы в отдельном материале.

Но у детей постоянная грязь в тетрадях не только из-за проблем психоэмоционального характера. Есть ещё ряд других существенных факторов, которые снижают качество почерка.

Моторная неловкость

Под этим термином понимается неточность выполнения целенаправленных движений. Другими словами, ребёнок не может взять под контроль своё тело и управлять своими движениями.

На письме моторная неловкость проявляется как диспраксия письма – это нарушение сферы произвольных движений, несмотря на отсутствие каких-либо патологий мышечного тонуса, параличей и других отклонений. Ребёнок из-за моторной неловкости часто даже не может нормально держать ручку, поэтому вполне естественно, что и почерк у него будет неаккуратным и неразборчивым.

Причина грязи в тетради - моторная неловкость

Важно понимать именно родителям, что моторная неловкость появляется у детей прежде всего из-за проблем в работе нервной системы. То есть опять же мы возвращаемся к теме психоэмоционального неблагополучия ребёнка.

Личностные особенности

Многие родители, да и учителя считают, что у ребёнка грязь в тетради и неаккуратный почерк, потому что он ленится и не старается. Но в действительности такие ситуации, скорее, исключение, чем правило.

У детей неразборчивый почерк и постоянные исправления в тетради не потому, что они ленятся, а потому что они просто не могут нормально писать.

Отсутствие силы воли как причина грязи в тетради

И причинами этого могут быть не только моторные трудности, но и низкий уровень развития:

  • силы воли;
  • концентрации внимания;
  • навыков распределения и переключения внимания;
  • зрительно-моторной координации, когда ребёнок просто не видит, что пишет его рука;
  • ответственности, самодисциплины и самоконтроля;
  • выносливости к монотонной нагрузке.

Процесс письма – это произвольная психическая деятельность

И чтобы почерк был разборчивый, а в тетради не было грязи и исправлений, нужно постоянно преодолевать естественные физиологические трудности, которые сопровождают сам акт письма. Поэтому без волевых усилий, высокого уровня концентрации внимания, выносливости к монотонным действиям, навыка переключаемости сделать это просто невозможно!

Дополнительным фактором, который отрицательно сказывается на качестве почерка, является слабое развитие у детей лучезапястного сустава.

Из-за этого почерк теряет плавность, становится резким и неразборчивым. Вполне вероятно, что ребёнку даже больно писать, так как слабая подвижность запястья не позволяет кисти нормально двигаться по листу бумаги. Естественно, что в таком случае ребёнок не будет задумываться о красоте почерка – ему бы просто быстрее написать, чтобы рука перестала болеть.

Как помочь ребёнку?

Первое, что нужно сделать, – понять истинные причины не только проблем с почерком, но и в целом с эмоциональным отношением ребёнка к учёбе. То есть необходимо узнать и оценить текущее его функциональное состояние, понять, что ему мешает учиться.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для этого есть онлайн-диагностика, которая точно покажет:

  • текущее психологическое состояние ребёнка, в том числе подсознательные причины, почему он не старается и не прикладывает усилия;
  • функциональную доминацию в работе полушарий мозга. Потому что у многих современных школьников именно выраженная рассогласованность в работе полушарий мозга является причиной трудностей в учёбе, в том числе и проблем с почерком.

Онлайн-диагностика предполагает и анализ школьных письменных работ ребёнка с целью выяснения причин грязи в тетради, исправлений, неровного и неаккуратного почерка.

Онлайн-диагностика - ключ к решению проблем с почерком

По итогу консультации родителям предоставляются рекомендации по улучшению детско-родительских отношений, обучению и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Также даются пояснения, какие упражнения нужно делать ребёнку для решения его проблем и от каких видов деятельности желательно отказаться, чтобы быстро исправить ситуацию с учёбой.

Что можно делать самостоятельно?

Но даже без прохождения онлайн-диагностики родители могут самостоятельно начать оказывать помощь своему ребёнку для решения его проблем с обучением, в том числе почерком.

Метод Татьяны Гогуадзе: грязь в тетради уходит за 14 дней

Для этого нужно:

  • изменить свой родительский подходы к воспитанию и обучению ребёнка. Иначе улучшить его психоэмоциональное состояние вряд ли получится, а значит, проблемы с почерком будут сохраняться;
  • регулярно выполнять упражнения, которые одновременно помогают решить психоэмоциональные проблемы, обеспечивают правильную стимуляцию работы мозга и укрепляют физическое тело ребёнка. О пользе и видах психофизических упражнений более подробно написано здесь;
  • развивать подвижность лучезапястного сустава. Для этого рекомендуется выполнять графокоррекцию, использовать специальные массажёры для коррекции почерка, которые укрепляют кисти рук и снимают мышечный тонус.

Решение проблем с почерком, в том числе его улучшение и избавление от грязи в тетради, возможно в любом возрасте. Даже у старшеклассников для коррекции почерка требуется всего 10-14 дней!

Зависимость от гаджетов и качество почерка

Основные техники и упражнения для самостоятельной коррекции почерка вы можете освоить благодаря мини-практикуму «Исправление почерка без прописей», который разработан Татьяной Гогуадзе и рекомендован школьникам всех возрастов.

Ребёнок пишет так, как он себя чувствует

Сегодня именно родителям важно осознать, что неаккуратный почерк, грязь в тетради – это проблемы, которые обязательно нужно решать, ведь они во многом связаны с психоэмоциональной нестабильностью ребёнка. Потому что если их не решать, то психическое здоровье ребёнка будет только ухудшаться, а вместе с ним появляться и всё новые трудности, в том числе в обучении. Рекомендуем начать с онлайн-диагностики.

Раньше навыки письма формировались в начальной школе, сейчас – с пяти-шести лет. Если к третьему классу ребенок до сих пор не овладел письменной речью, диагностируется дисграфия. Мы выясним, что это такое, почему возникает и как помочь малышу справиться с этим нарушением.

Что такое дисграфия

Этим термином обозначают расстройство навыков письма, обусловленное недостаточной сформированностью высших психических функций. Ребенку трудно соотнести звуки устной речи с начертанием букв.

Нередко одновременно с дисграфией диагностируется дислексия – нарушение способностей к приобретению навыков чтения.

Проблемы с письмом – это не вина малыша, хотя взрослые из-за недостатка информации списывают это на лень или баловство. Причина всегда кроется в неврологических отклонениях, следовательно, не зависит от воли пациента.

Дисграфия может проявиться в любом возрасте. Разница – в том, врожденная она или приобретенная. В первом случае у человека от рождения нарушены навыки чтения, и их нужно формировать буквально с нуля. Во втором такие навыки в детстве достаточно развились, но после поражения головного мозга были утрачены.

Классификация

Логопеды-дефектологи и неврологи предлагают различные классификации. Чаще всего формы дисграфии выделяют на основе характера и природы ошибок, которые делает ребенок или взрослый:

  • Артикулярно-акустическая. За неправильным написанием стоит неправильное произношение.
  • Оптическая. Вызвана расстройством зрительного восприятия начертания букв.
  • Базирующаяся на нарушениях фонемного распознавания. Больной не может распознать буквы на слух.
  • Связанная с нарушением функция языкового анализа. Пациент не различает, где заканчивается одно слово и начинается другое.
  • Аграмматическая. Связана с недостаточным владением лексическими конструкциями (согласованием падежей, спряжений).

Нередко при обследовании выявляются признаки сразу нескольких форм. Такую дисграфию определяют как смешанную.

Стадии развития

Расстройство навыков письменной речи не всегда проявляется в полной мере. Сначала близкие замечают незначительные ошибки, потом они становятся все более существенными. На первой стадии человек заменяет буквы, сходными по звучанию (глухие – звонкими и наоборот), пропускает мягкие знаки. Нарушение легко спутать с недостатком орфографических знаний.

На средней стадии отклонения становятся более очевидными:

  • подменяемые буквы более ощутимо отличаются друг от друга по звучанию;
  • больной пропускает отдельные буквы, которые невозможно не услышать;
  • некоторые слова сливаются воедино.

На последней стадии замена букв логически не объяснима. Нарушается их порядок, появляются лишние гласные, опускаются служебные части речи.

Причины дисграфии

Такие отклонения, как дисграфия и дислексия, не являются результатом низкого интеллекта. Известны случаи, когда взрослые, имеющие подобные нарушения, добивались успеха в разных областях.

Основными причинами неовладения письменной речью в младшем школьном возрасте являются:

  • внутриутробные инфекции;
  • родовые травмы;
  • кислородное голодание;
  • соматические заболевания, повлекшие неоднородность развития мозговых центров;
  • неравномерное развитие психических функций.

Дисграфия и дислексия у взрослых обычно провоцируются очаговым поражением речевых зон. Оно, в свою очередь, вызывается черепно-мозговыми травмами, хирургическими вмешательствами, перенесенными инсультами, опухолевыми процессами.

Единственная причина, напрямую не связанная не неврологическими отклонениями – это билингвизм. Ребенок путается в двух различных языковых системах и подменяет элементы. Такая дисграфия чаще всего бывает смешанной.

Причины, связанные с вовлечением анализаторов в процесс письма

Другой подход к обоснованию природы нарушения навыков письма основан на выявлении дисфункций задействованных анализаторов. Повлиять могут следующие группы:

  • Зрительно-пространственные. Человек не способен правильно воспринимать образы букв. Это заметно по плохому почерку, не связанному с нарушением моторики, и отсутствию минимальных навыков рисования.
  • Акустические. Нарушен процесс переработки слухоречевой речи. Дополнительный признак – неразличение интонаций.
  • Моторные. Функционирование нервной системы не синхронизировано с двигательной активностью. Человек пишет медленно, неразборчиво, не способен быстро постукивать пальцами.

Встречается также регуляторная дисграфия. В этом случае действия человека становятся инертными, не соответствующими заданной программе. Ему сложно провести серию движений по написанию фрагмента текста.

Симптомы

Симптомы различаются в зависимости от формы нарушения. Каждой из них присущи особые виды ошибок.

Форма дисграфии

Ошибки-симптомы

Артикулярно-акустическая

невыговаривание отдельных звуков;

замена их более простыми на письме;

пропуск букв, обозначающих труднопроизносимые звуки.

Оптическая

пропуск целых букв или их отдельных элементов;

зеркальное начертание;

невозможность визуально определить количество букв.

Базирующаяся на нарушениях фонемного распознавания

письмо по услышанному;

неразличение звонких и глухих, твердых и мягких согласных;

отсутствие мягких знаков.

Связанная с нарушением функция языкового анализа

раздельное написание частей слова;

слитное написание нескольких слов;

добавление лишних букв;

многократное повторение слогов.

Аграмматическая

трудности со словообразованием;

неправильное употребление падежей и спряжений;

трудности с подбором окончаний слов.

Диагностика

Первичная диагностика у детей проводится школьным логопедом, который, в свою очередь, получает сигнал от учителей или родителей. Его задача – оценить, как протекают фонематические процессы:

  • различаются ли звуки на слух;
  • восприимчив ли ребенок к близким по звучанию словам;
  • воспринимаются ли им последовательности звуков;
  • способен ли он подсчитать количество звуков в слове;
  • имеются ли у него звуковые образы слов.

Обязательно нужно посетить окулиста и отоларинголога. Они помогут разграничить расстройства восприятия от нарушений зрения и слуха.

Окончательный диагноз ставит невролог. Он выясняет, какого рода отклонения послужили причинами дисграфии, и предлагает подходящую схему их коррекции.

Лечение

Дисграфия у детей школьного возраста непосредственному лечению не поддается. Исходные причины устранить невозможно. Однако коррекция симптомов вполне реальна. Программы занятий составляет логопед или нейропсихолог. Они могут дополняться:

  • Медикаментозной поддержкой. Ноотропные препараты стимулируют мозговую активность, в частности улучшают память и активизируют пораженные речевые зоны.
  • Физиотерапией. Транскраниальная микрополяризация помогает наладить взаимодействие между участками мозга, участвующими в речевой деятельности.
  • Остеопатическим лечением. Эффективно при оптической дисграфии, вызванной родовой травмой.

У взрослых причины расстройства навыков письма отличаются. Поэтому коррекция проводится в рамках общей программы реабилитации. Конкретные методы зависят от особенностей поражения мозга.

Упражнения для коррекции

Известно много инструментов для отработки нарушенных навыков письма в условиях поражения мозга. Для каждой формы дисграфии есть свои программы. Отдельно разрабатываются схемы для случаев, когда она сочетается с дислексией.

 Упражнения могут быть направлены на:

  • фонемное распознавание звуков, слогов, слов;
  • узнавание сходных элементов букв;
  • поиск различий в начертании букв;
  • постановку правильного произношения звуков;
  • отработку навыков языкового анализа и синтеза;
  • развитие связности речи.

Если проблемы оптического характера, занятия в большей степени ориентированы на формирование зрительного восприятия слов, букв и их элементов, если акустического – на восприятие и распознавание звуков. В случае, когда затруднения в начертании букв вызвано нарушением мелкомоторной координации, полезны упражнения на ее развитие.

Как помочь ребенку с дисграфией адаптироваться в школе

В младшем школьном возрасте трудности с письмом вызывают у ребенка значительное психическое напряжение. Учителей необходимо предупредить об этой особенности во избежание усиления давления.

Для облегчения процесса обучения стоит разработать индивидуальный образовательный маршрут, который может предполагать:

  • увеличение времени на выполнение письменных заданий;
  • разбивку больших текстов на несколько маленьких;
  • отсутствие строгих требований к почерку;
  • возможность давать ответы устно.

Если школьник занимается по общей программе, ему понадобятся некоторые послабления. Таковым может стать разрешение не записывать материал урока полностью. Родителям на этот случай придется купить диктофон, чтобы ребенок не отставал.

Профилактика

Никто не застрахован от родовой травмы или кислородного голодания. Однако степень развитости высших психических функций ребенка во многом зависит от стараний родителей. Первые меры принимаются задолго до того, как малыш начнет писать:

  • развитие мелкой моторики;
  • тренировки памяти и внимания;
  • отработка навыков пространственного мышления;
  • расширение словарного запаса.

Крайне важно общение. Гаджеты не заменят малышу живого разговора. Совместное времяпрепровождение за словесными играми, чтением или интересными историями лучше всего способствует формированию речевых навыков.

Внимательные родители замечают отклонения на начальной стадии. Не стоит откладывать посещение логопеда. Чем раньше начнется коррекция, тем больше у малыша шансов приспособиться к своим особенностям и научиться писать. В этом помогут книги О.В. Чистяковой, О.И. Азовой, Е.В. Мазановой и других специалистов.

Часто родителей волнует: почему у ребенка трудности с написанием цифр или букв, почему почерк плохой, буквы прыгают по строчкам и т.п.
В последние дни так сложилось, что несколько очень разных людей заводили такие разговоры. И так как я начала писать, соберу тут все

Итак, вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности с написанием отдельных букв, букв в словах, цифр. Я сейчас не говорю про ситуацию, когда ребенок переворачивает буквы или заменяет одни буквы другими, пишет предлоги вместе со словом, разделяет слово на дикие части, не видит конца предложения и т.п. Нет, сейчас я говорю ровно о том, что написано все криво-косо в тетрадке.
В чем могут быть причины

— мелкая моторика не очень развита, спазмы мышц, травмы кисти и т.п.
Как ни странно, такое случается достаточно часто. Если спазм не очень сильный, мы его почти не замечаем пока ребенок маленький. Ну, подумаешь, неаккуратно рисует, долго застегивает пуговицы, не любит молнии и т.п. Как правило, до значительной нагрузки по письму, все это кажется случайным. Но если проблема существует, то как только ребенок начнет писать регулярно, у него могут появиться боль в руке, слабость, подрагивания и т.п. А может просто не получаться то, что нужно.
Чаще всего педагоги говорят: плохо пишет — надо больше писать. Так вот, в таком случае это категорически противопоказано!
Неразвитую или неправильную моторику руки не надо нагружать большим объемом письма, а наоборот, постоянно делать перерывы, трясти руками, массировать, гладить и т.п. Только короткие нагрузки.
При этом начинаем тренировать разные (подчеркну — разные) виды мелкомоторных движений, активностей и т.п. Вышивка, бисер, конструктор, рисунок, лепка, шнуровки, вязание, квиллинг, макраме и т.п. Все, что нравится ребенку, что привлекает, радует и доставляет позитив, хотя и через некоторые трудности. Не задираем сложность сразу сильно вверх. Не надо никуда торопиться. И все очень маленькими порциями. Может быть вашему ребенку помогут кинезиотейпы, специальные повязки, эластичный бинт и т.п. Но решать это надо с врачами, с тем, кто может оценить состояние руки.

— проблемы со зрительным восприятием, ориентацией на плоскости
То есть ребенок не соотносит, где должны быть элементы, расположение друг относительно друга, относительно строки, клетки и т.п. Чаще всего тут буквы то расползаться, то подпрыгивать, хвостики и палочки будут смещаться в разные места и т.п.
По этому поводу есть система упражнений для развития и коррекции, это прямая задача нейропсихологчиской коррекции. Есть готовые пособия, которые курсы и методики работы над такими трудностями.

Сюда же можно отнести проблемы с «масштабом». Когда дети только начинают писать, их буквы и цифры огромного размера, чуть ли не одна буква на лист А4. И происходит это как раз потому, что ребенок пока не очень умеет перенести образ, который есть у него в голове, на лист. Именно поэтому, когда дети учатся писать, хорошо бы их не ограничивать, давать писать так, как удобно конкретному ребенку. И чем больше он будет совершенствоваться в этом навыке, тем меньше и аккуратнее будут становиться его знаки. И только тогда, когда буквы уменьшатся до 1 сантиметра (примерно), мы предложим ему писать в крупных клетках, покажем строчку, покажем, как ориентировать свою букву или цифру на строке, от стенок клетки. И только потом, когда это станет легко, отработано, перейдем на строчки! Да, да, да, строка появится позже. А уж наклоны тем более. Сложность должна нарастать очень постепенно, по мере освоения навыка ребенком. И вот только потом, когда мы увидим, что ребенок справляется, у него получается писать так, начнем усложнять задачу: уменьшать клетки, убирать наклоны и т.п.

— проблемы с управлением и контролем
Это происходит так: ребенок знает, как надо, его руки в принципе могут так сделать, и время от времени все получается красиво, но, как только ребенок чуть отвлекся, устал, задумался над тем как и что писать, где писать, и тут же он начинает писать криво — косо — не пойми что. То есть, ребенок недостаточно отслеживает процесс написания. Это тоже из области нейропсихологической коррекции, но понадобятся совсем другие упражнения. Они тоже все известны, понятны, их легко найти, ими многие владеют.

— еще одна возможная причина — плохо сформированы образы букв
То есть узнать букву ребенок может, он хорошо называет: вот это А, это 5. Но когда ему надо самому воспроизвести, испытывает сложности: где там палочка? куда хвостик?
Если проблема в этом, мы возвращаемся к началу, к буквам и цифрам. И не в прописях пишем, а на большой доске, на колючках нитками, обводим шершавые буквы, берем подвижный алфавит Монтессори и т.п. Существует громадное количество способов и пособий, которые помогают лучше запомнить образ буквы-цифры. Я сама очень люблю шершавые буквы, а потом колючий планшет, писала про него и показывала https://kosha-ann.livejournal.com/1608477.html

— важнейшая причина — отсутствие мотивации
То есть, у ребенка все прекрасно с навыками, он может писать красиво, ровно, аккуратно, но при этом у него нет никакой причины так делать, прикладывать усилия, чтобы было хорошо. Для него это не является ценностью, ему это не нужно. И тут стоит всерьез задуматься, что делать.
Есть простой вариант: принять, как данность, смириться, что ребенок пишет как-то, и, может быть, потом, когда обстоятельства как-то изменятся, он тоже что-то поменяет. Например, мой собственный муж пролетел на международной олимпиаде по физике, потому что не смог прочесть, что сам записал во время измерений. Было очень обидно, но урок пошел на пользу — он стал контролировать то, как пишет.

Можно пробовать «перевербовать» ребенка в свою веру: увлечь красотой букв, каллиграфией и т.п.
Можно продавливать и манипулировать, так чаще всего делают в школе. Хорошо написал — вот тебе награда: наклейка, оценка, похвала. Плохо написал — вот тебе наказание: плохая оценка, грустная наклейка или ее отсутствие, будешь писать 10 раз, будешь писать пока не напишешь красиво. Скажу коротко, лично я — против таких методов.

Хорошая новость в том, что небольшие трудности, связанные с зрением, моторикой и контролем, с возрастом чаще всего компенсируются сами, если нет какой-то реальной серьезной первопричины. Обычно это происходит к 10-12 годам. Ребенок вдруг начинает писать лучше, чище, аккуратнее. Понятно, что не у всех так случается. Поэтому, если вы замечаете, что какие-то такие «штуки» проглядывают у ребенка, он младше 10 лет, можно начать заниматься этим прямо сейчас. В данном вопросе, конечно, лучше не ждать «рассосется или нет», а начать помогать как только это стало понятно. А еще лучше, начинать обучение ребенка письму и чтению сразу с учетом всех этих нюансов, никуда не торопясь.

Здорово, если вы найдете нейропсихолога, который знает — умеет — может, и у ребенка появятся специальные занятия. Можно попробовать самим. Это — отнюдь не высшая математика, готовые упражнения, задания и комплексы есть, опубликованы в книжках-тетрадках-пособиях и ими можно пользоваться. Главное — дать время ребенку освоить то, что пока не идет. И если совсем ничего не получается — не бояться обратиться за персональной помощью. Чаще всего, все это вполне легко решается.

Всем терпения и удачи
#быть_родителем #нейропсихология

Нейропсихология: плохой почерк у ребенка – причины

Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?

К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьёзным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

Почему у ребенка плохой почерк?

Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:

  • серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
  • ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
  • у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
  • правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
  • во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

  • если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
  • если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
  • обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
  • отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

Читайте также: Пять способов научить ребенка писать грамотно без ошибок

Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?

1. Приучите ребенка держать спину

Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.

2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

3. Копируйте и переписывайте

Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.

Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.

Дата публикации: 05.12.2018. Последнее изменение: 14.07.2022.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ребенок пишет как курица лапой что делать
  • Ребенок пишет буквы зеркально как исправить
  • Ребенок опоздает как пишется
  • Ребенок непоседа как пишется
  • Ребенок неопрятен как пишется