Ребенок пишет матерные слова как реагировать

Людмила, добрый день.

  Вряд ли Ваша 7-летняя дочь понимает значение слов, которые она написала. Вероятно, поэтому ей и не стыдно. Зато она знает, что слова — плохие.
  Использвание нецензурной лексики (или любых других непечатных слов) ребенком — один из вариантов проявления агрессии. По-другому Ваша девочка не может освободиться от внутреннего напряжения. А оно (напряжение), судя по всему, есть.
  За агрессией ребенка, как правило, скрываются какие-то страхи. И наказывать девочку Вашим молчанием — не слишком подходящий выход из ситуции. Нужно разобраться, что тревожит ребенка, помочь ей справиться с внутренним напряжением. Какая обстановка у Вас в семье? Какие отношения у Вас с дочерью? Не слишком ли Вы строги и требовательны к ней?
  Лучше всего Вам обратиться к детскому психологу. Пообщавшись с Вами и с девочкой, специалисту будет проще понять причину поведения ребенка и дать Вам рекомендации, как справиться с проблемой. 

Яровая Лариса Анатольевна, психолог Москва

Здравствуйте, Людмила

Думаю, Вам в этой ситуации стоит оставаться мамой. А не прокурором, судьей и не палачом. 

Попробуйте, прежде чем наказывать, понять, как так получилось, что ребенок не разделяет слова так называемые «цензурные» от «нецензурных», как получилось, что «эти плохие слова» стали нормой? Чья это ответственность? Ребенка 7 лет отроду? Получается как в анекдоте:-» Малыш, ты очень избалованный, буду тебя наказывать!» — «Очень интересно получается: баловала меня ты, а наказывать будешь меня?!»

Людмила

я села с ней поговорить

Очень интересный разговор: 

Людмила

.Я заставила ребенка позвонить маме той девочки

и:

Людмила

попросить извинения

Чего-то на разговор не тянет. Скорее, приговор без суда и следствия :-)

Я бы тоже не поняла: Писала записку не маме девочки, а самой девочке. Почему же должна извиняться перед мамой?…Тем более не понятно, «повергла ли в шок» эта злополучная записка саму девочку адресата? Если нет, то тем  более почему ваша девочка должна извиняться? Тут впору и той маме задуматься, чего она упустила…

Согласитесь, как трудно ребенку самостоятельно разобраться что можно и чего нельзя, что правильно, а что не очень. Тем более, что взрослые, говоря нельзя — и тут же сами себе позволяют.Но виноватым делают ребенка, повторившего то, что можно услышать везде… Обидно, нет?

Вот ваш ребенок и протестует против такой несправедливости: объясните, научите, а потом стыдите и виноватьте, а не наоборот!

Хотя стыд и вина — это не инструмент воспитания и научения, а инструмент подавления и управления. Для мамы, я думаю, не подходит. У мамы инструментом может быть любовь и разумность.

Ребенок должен быть уверен, что бы ни случилось, что бы не натворил, мама всегда поможет понять, исправить, пережить. Пусть вами движет не страх, не вина или стыд, пусть вами движет любовь. Этому надо учиться, это труд — быть мамой.

Удачи!

Ким Светлана Николаевна, психолог Шымкент

Ребенок пришел из детского сада и со смехом произносит грубое слово, во время ссоры дошкольник кричит вам: «Ненавижу!», а подросток обзывает одноклассников или даже ругается матом — что с этим делать? Семейные психологи Катерина Демина и Екатерина Сиванова рассказали «Правмиру», почему детей порой привлекают «плохие слова» и как реагировать, если вы их вдруг от них услышали.

С помощью «плохих» слов дети чаще всего выражают агрессию, иных способов сделать это у них мало, а также пытаются поразить взрослых, считает психолог Катерина Демина

Катерина Демина

— Сказал слово «пиписька» — и все прыгают, это же так круто. А если еще что-нибудь более неприличное сказал, то прыгают очень высоко. Это то, что лежит на поверхности. 

Глубже — дети все время проверяют границы, до какой степени им можно нарушать запреты. Табуированная лексика — максимальный вид запрета, и ребенок, говоря что-нибудь такое, каждый раз выясняет, что можно, а что нельзя. Это и про приближение к взрослости, потому что табуирована сексуальная тема. 

До каких-то пор он натыкается на родительский запрет — так говорить нельзя. Но он же эти слова услышал, значит, кому-то можно. Кому можно? Девочке говорят: «Что ты такое говоришь, ты же девочка». И она думает, что такое позволено мальчикам, и пытается стать как они, — заключает Катерина Демина.

Но стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (как уже упомянутая «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.

Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова

Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова. 

Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?» 

Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова.

— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.

— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».

Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя. 

«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»

— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально». То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас. Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.

Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».

— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни. Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним. 

Школьники: когда все вокруг дураки

Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина. 

— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.

Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова

Екатерина Сиванова

— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.

Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.

Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю? 

Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания.

Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.

Подростки: мат и грубые выражения

До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.

— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.

Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.

Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:

— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал. <…> Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться. 

Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.

— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».

Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.

Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях. 

Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

На каждом таком глоссарии нужно не только «18+» ставить, но и писать крупно «Злоупотребление матом может быть опасно для вашей репутации». Нужно быть очень тонко чувствующим человеком, чтобы к месту употреблять мат. Хоть это не и очень хорошо, но все мы знаем истории, когда одно  сказанное вовремя слово в корне меняло ситуацию к лучшему.

Тем не менее, одно ясно наверняка — «нехорошие слова» в детской речи недопустимы. Однако, наступает тот непрекрасный день, когда родители впервые слышат от чада брань. Что же делать? Своим мнением с корреспондентом «АиФ-Хабаровск» поделилась хабаровский психолог Елена Мальгрэм.

Попугайчики

Юлия Терентьева, «АиФ-Хабаровск»: Елена Витальевна, давайте сразу оговоримся, что о неразумных дошколятах не говорим, ведём речь о нецензурной лексике в устах подростков. То есть тех, кто уже осознает, что именно он произносит.

Елена Мальгрэм: Да, согласна, но напомню родителям: если малыш лет трёх-четырёх принёс с улицы или из детсада плохое слово, самое разумное не заметить ничего. Не будет реакции – слово не зафиксируется в памяти. Они же в этом возрасте как попугаи, повторяют за другими. Нужно очень спокойно сказать, что не понимаете ребёнка. «Повтори теми словами, которые я знаю». Ну, и конечно, азы: не бранитесь при детях.

В 4-6 лет дети используют плохие слова более осознанного. Чаще бранятся мальчики и девочки, страдающие от нехватки внимания со стороны взрослых. И с помощью мата дети заполняют этот пробел. Чаще бывает негативная реакция – редкий родитель будет хвалить ребёнка за знание бранных слов, но главная цель – стать центром внимания мамы или папы – достигнута.

«Я – взрослый, сейчас докажу»

Фото: Из личного архива

— Так почему подростки любят сыпать «словечками»?

— Что же касается подростков, тут несколько иная ситуация. — Дети в этом возрасте самоутверждаются. Они хотят быть взрослыми, сильными, независимыми, а нецензурная лексика, по их мнению, — отличный способ стать такими. Никакого отношения к эмоциям или бедному словарному запасу это не имеет, только к желанию самоутвердиться.

В подростковом периоде очень многие пробуют жизнь «на вкус», нарушают запреты, доказывают, что они крутые. И, поверьте, нецензурная лексика – не самое худшее по сравнению с алкоголем, табаком или запрещёнными веществами.

Пушкин, Есенин, другие поэты в этом возрасте писали матерные и не очень приличные стихи. Художники рисуют эротические картины. Потом все успокаиваются, взрослеют и понимают, как глупо доказывать окружающим свою «самость». То есть этот период нужно просто пережить. Конечно, нужно обязательно поговорить с подростком.

Но помните: спокойствие, только спокойствие! Обнаружив, что ваше 12-14-летнее чадо матерится, не хватайтесь за сердце со стоном «Паршивец!». Вежливо, но твёрдо потребуйте прекратить. Объясните, что вам неприятно слышать такие слова от своего ребёнка, подобная лексика неприемлема, она разрушает человека и, кстати, приравнивается к хулиганству. Можно рассказать историю возникновения мата.

— Я читала, что матерные слова раньше имели сакральный смысл, были связаны с различными обрядами.

— В дохристианской Руси слова, связанные с детородными органами, с половой системой действительно были словами-табу. Их употребляли только в определённых ситуациях.

Мнение эксперта на счет того, как быть родителям.

Есть теория, что после прихода пролетариата к власти в нашей стране после 1917 года, интеллигенция стала активно использовать ненормативную лексику для маскировки. В те времена любого могли расстрелять, заподозрив «благородное» происхождение. А что выдаёт воспитание и образование человека в первую очередь? Его речь. Такая своеобразная мимикрия.

Энергетический щит

— Хотя всё-таки в советское время мы крайне редко слышали обсценную лексику. Вылезли маты в 90-х годах, когда рухнул Советский Союз. Появились они и на сцене, зазвучали в песнях, по телевизору без «запикивания» показывали наших матерящихся звёзд. Одна Пугачева чего стоит!

— Получается, мат приходит в нашу речь в трудные или переходные периоды?

— Для русского человека он – своеобразный щит, защита от мира, поддержка. Недавно читала статью одного доктора филологических наук, где он говорит, что раз наш могучий, живой, постоянно изменяющийся язык оставляет маты, причём в первоначальном виде, значит, так надо. Конечно, я ни в коем случае не призываю использовать мат в быту. Мне также как и любому воспитанному, уважающему себя человеку, неприятно, когда я слышу грубые слова на улице, в общественном транспорте.

На вопросы отвечает психолог.

И при всё том, это наши, незаимствованные слова, идущие через тысячелетия без трансформации. Наверное, дело в большой эмоциональной нагрузке, которую они несут, закреплено в подсознании, генетической памяти.

— У меня даже кот лучше реагирует, когда, гхм, употребишь.

— Потому что есть эмоции, энергетика, а животные хорошо это чувствуют. У подростков, как я уже говорила, эмоциональная подоплёка отсутствует. Есть механическое подражание взрослым.

Моя дочь была в седьмом классе, когда у нас дома собрались её одноклассники и друзья. Я случайно подслушала их разговор. Как они матерились! Ужас! Причём девочки матерятся гораздо больше мальчиков. Вообще женщины чаще используют «плохую лексику», опять-таки в основе – желание самоутвердиться. Мы же больше не слабый пол.

Язык любви забыт

— Большую досаду вызывает, когда эту лексику используют для описания такого прекрасного чувства как любовь.

Фото: pixabay.com

— Так у нас в плане любовной риторики язык довольно обеднён. Нет красивых литературных слов для описания любви, в основном физиология, да ещё и грубая. Кстати, была на спектакле «Жизнеописания трубадуров», слушала и внезапно осознала, как мы многое утеряли. «Дама обещала рыцарю оказать ему любовную усладу в своём замке» — красиво же! Но мы так не говорим…

— В российской культуре почему-то не приживается такая красота. Хотя есть замечательные примеры, почитайте «Суламифь» Куприна, например.

Мы потеряли способность красиво описывать свои чувства, выражать восхищение, любовное томление. Никак не можем выйти из кризиса обеднённой культуры, пытаемся компенсировать его грубыми, жаргонными словечками.

Подводя черту под нашим разговором, рекомендую родителям для начала следить за культурой своей речи и помогать ребёнку увеличивать его лексикон. Читать книжки, наверное, очень тривиально, попробуйте чаще смотреть фильмы с хорошими диалогами. Попробуйте. Глядишь, и свой словарный запас пополните.

Смотрите также:

  • Воспитание, развитие, обучение. Как в век информатизации воспитать личность →
  • Дети с ранеными душами. Каждый воспитанник детского дома мечтает о семье →
  • Оранжевая надежда →

Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога

Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?

Почему дети матеряться

Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:

  • не учтены возрастные особенности;
  • невнимательность мам и пап к собственной речевой культуре;
  • общая педагогическая запущенность;
  • особенности формирования детской личности.

Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.

Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.

Вербальная самозащита

Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.

Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.

В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?

Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.

Родительская невнимательность

Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.

Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.

Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой.

Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.

Возрастная психология

Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:

  • В период активного расширения словарного запаса – 2–3 года – дети иногда повторяют бранные слова, и в этом нет проблемы. Доченька в платье принцессы не прекращает грязно ругаться при гостях, всех это веселит и забавляет – вот и привычка. Важно не поощрять эти эпизоды в присутствии малыша: не пересказывать как анекдот, не смеяться, не хвастаться перед знакомыми и т.д.
  • К возрасту первого социального бунта – 6–7 лет – редкий дошкольник остается незнаком с парой-тройкой ядреных ругательств. Отучение от грязных слов зависит от уровня сформированной внутренней культуры.
  • Экспрессивные поступки подростков, их демонстративность, неприкрытая агрессивность – тоже вариант нормы. Искоренить привычку «матюкаться», если она уже есть, можно постепенно по мере взросления, но никак не запретом.

Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.

Замечание педагога.

 Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.

про опыт

Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.

И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.

Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.



Ребенок матерится в возрасте 2-4 года

Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.

Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.

Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.

Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.

Я – сам, и я – как вы!

В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.

Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.

Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.

Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.

Дошкольный возраст

В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.

Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.

Речевой навык

Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.

Слова-связки

Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.

Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.

Манипуляции

Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.

Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?

В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.

«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.

Важно! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.

Прием 1.

Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.

Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.

Прием 2.

Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.

Школьный возраст

Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится.

Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.

Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.

Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.

Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».

На заметку! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть.

Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.

Подростковый возраст

Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:

  • директивные запреты;
  • гиперконтроль;
  • строгие наказания, ограничения, лишения;
  • ультиматумы;
  • скандалы.

Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.

Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.

Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?

Не допускайте ошибки

Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.

Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.

Педагогический климат

Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!

Будьте целеустремленными

В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.

Действуйте последовательно

Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»

Стыд – плохой помощник

не стыдите

Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.

Правильное порицание

Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.

Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:

  • Оптимально: «Ты, наверное, хотел сказать, что недоволен?»
  • Допустимо: «Мне не нравится, как нехорошо ты ругаешься; это не вызывает у меня чувства гордости за тебя».
  • Неприемлемо: «Ты грубый, бессовестный, гадкий раздолбай. Я тебя не таким воспитывала».

Пустые запреты не имеют смысла

Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.

Простые приемы на каждый день

Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.

  1. Не материтесь сами и запрещайте это гостям и родственникам.
  2. Не акцентируйте внимание на мате из уст маленького ребенка. Проигнорируйте.
  3. Не выясняйте отношения прилюдно. Обсудите нецензурный инцидент, когда останетесь одни.
  4. Не повышайте голос. Ваша ругань ничем не отличается от подросткового мата.
  5. Не применяйте шлепки. Избегайте ссор с детьми. Старайтесь не ссориться с родными.
  6. Не поддерживайте крутой имидж матерных слов, порицайте мат в чужой речи. Старайтесь объяснять свое мнение на примерах.
  7. Поддерживайте ребенка на любом возрастном этапе.
  8. Умейте реагировать спокойно. Делайте осторожные, но внятные замечания в соответствии с возрастом.
  9. Переключайте внимание на спорт, творческие занятия и общение в хорошей компании.
  10. Поговорите о жаргоне. Научите ребенка понимать специфическую лексику.
  11. Обсудите вопросы культуры человека в современном обществе. Поговорите о значении слов «образованность», «воспитанность», «речевой этикет».
  12. Посещайте выставки, смотрите хорошее кино, пробуждайте вкус и эмоциональный интеллект.
  13. Не отрицайте кумиров, поддерживайте увлечения, сотрудничайте каждый день.
  14. Поощряйте чтение книг, развивайте общую культуру, а не только речь. Отваживать нужно от молодежной субкультуры в целом, а не только от дурных словечек.
  15. Контролируйте общение тинейджеров и младших школьников в интернете и социальных сетях.
  16. Не откладывайте консультацию с педагогом или психологом, если не удается самостоятельно отучить ребенка от мата. Специалист даст персональные советы, которые помогут преодолеть проблему.

С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.

Делаем выводы

Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:

  1. приверженность общей культуре и ее требованиям;
  2. приемы в соответствии с возрастом детей.

Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.

В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.

С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_materitsya.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!


Понравился наш контент?
Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

09.12.2019 Автор: Психолог Павел Хорошутин

Матерное слово, произнесенное ребенком, — шок для родителей. Мама и папа наивно верили, что их хорошо воспитанный малыш ни за что не станет нецензурно выражаться — ни в компании сверстников, ни тем более в кругу родных. Но дети зачастую в матерной брани не видят ничего предосудительного — подумаешь, это всего лишь слова. Родителям важно донести до ребенка, что матерная речь — худший способ коммуникации с окружающими. Но сделать это порой крайне сложно, особенно в периоды возрастных кризисов у детей. Поговорим о том, как отучить ребенка ругаться матом. Какие действия со стороны родителей помогут ему освоить культурный стиль общения, забыв о нецензурной брани?

как отучить ребенка материться

Если ребенок начал материться, как правильно исправить ситуацию

В одной из российских школ среди старшеклассников был проведен интересный опрос с целью выявить, какое количество ребят матерится в школе. Негативное отношение к нецензурной лексике продемонстрировали только 54 % опрошенных. Остальные же подростки относятся к мату либо положительно, либо нейтрально. Когда детей попросили высказать свое мнение о нецензурной брани, звучали следующие мысли: «без этого не получается», «в определенном месте, в определенное время выражаться можно», «это помогает сокращать целое предложение до одного слова», «это помогает объяснить собеседнику то, чего он не понимает». [1]

Содержание:

  • Почему дети матерятся?
  • Юные матершинники: возрастные особенности привычки материться
  •  Что делать, если ребенок матерится в школе?
  • 5 типичных ошибок родителей в борьбе с детским матом
  • Что надо делать, если ребенок матерится: 7 рекомендаций психологов
  •  Что делать, если советы не помогают, и ребенок продолжает материться?

Почему дети матерятся?

дети матерятся почему

Мнение психолога почему матерятся дети

Первое, что приходит в голову взрослого человека, когда он слышит, как чужой ребенок матерится в садике или в школе — «куда смотрят родители» или «связался с дурной компанией». Это верно только отчасти. Среди юных матершинников есть дети и из вполне благополучных семей.

Научим ребенка чистой речи

Научим ребенка чистой речи

Так почему ребенок начинает питать особую любовь к матерной речи? Причины могут быть разными:

1. Попытка привлечь внимание

Как обычно реагируют мама и папа, когда услышат, что их малыш случайно/неслучайно выругался матом? Начинается настоящая паника. Нравоучения, иногда строгие наказания, долгие разговоры «по душам». Ребенок, обычно лишенный такого повышенного внимания со стороны родителей, понимает, что «плохие слова» делают маму и папу немного ближе. Пусть даже внимание носит негативный характер — ребенку все равно, ведь родители наконец-то хоть как-то реагируют на него. Скорее всего, ребенок будет изредка пользоваться этим способом, чтобы обратить на себя внимание. [2]

2. Попытка самоутвердиться

Агрессивная речь с матами для многих становится проявлением силы. Таким образом люди пытаются показать свою власть, унизить или доказать правоту. Дети тут не становятся исключением. Для них нецензурная брань — один из самых простых способов показать окружающим (обычно сверстникам) свою независимость и «крутость», пренебрежительное отношение к правилам.

Вот почему винить в непотребном поведении ребенка плохую компанию — большая ошибка. Друзья не учат его материться, как это иногда представляю себе родители. Он сам принимает решение «обогатить» свою речь парой-тройкой матов, чтобы выделиться среди приятелей.

3. Месть или обида

Что говорят многие взрослые, попадая в неприятную ситуацию? Сгоряча в голову лезут только матерные выражения. И дети тоже так поступают, они же копируют поведение родителей. У них нецензурная брань точно так же становится проявлением злости, боли, сильной обиды.

Вот почему многие подростки, остро реагируя на критику взрослых, в порыве агрессии неприлично выражаются даже при маме и папе. Это попытка посильнее задеть близких, отомстить им. Это не поддается контролю, что поделать, ведь даже ребенок 5 лет может материться в ответ своему обидчику в песочнице. [2]

4. Негативный пример взрослых

Некоторые люди никогда и ни при каких обстоятельствах не матерятся. Но есть и те, для кого нецензурная брань становится своеобразным стилем общения. Не важно, какое настроение у человека, — буквально через каждое слово встречается мат.

Если для кого-то из родителей нецензурная лексика — это норма, с большой долей вероятности ребенок будет копировать именно такой стиль общения. Возможно, он и понимает, что это плохо, но не видит положительного примера, так как в семье общаются именно на русском матерном.

Каковы бы ни были причины использования ребенком мата, проблема требует грамотного решения. Многие могут возразить, что не надо драматизировать, ничего ужасного в этом нет, мол ребенок сам потом поймет, что это плохо. Но психологи непреклонны — постепенно это может перерасти в привычку, от которой сложно избавиться. Считается, что обилие в лексиконе бранных слов снижает интеллект, порождает вседозволенность в поступках и повышает уровень агрессии. [1]

Юные матершинники: возрастные особенности привычки материться

Детская бранная речь

Что делать если ребенок матерится

«Я не знаю, что делать – мой ребенок начал материться. Митя учится во втором классе. С поведением проблем раньше не было. Но недавно меня вызвали в школу — оказывается, сын матерится «как сапожник». Обзывает одноклассников и шкодит вместе со своими друзьями, срывая уроки. Я была в шоке! Дома он примерный мальчик. Что с ним произошло — не знаю. Как и где он нахватался этих словечек? Мы с мужем нормально общаемся, не материмся.

Узнала, с кем общается мой сын. Оказалось, что обычные ребята из вполне благополучных семей. Непонятно, откуда такое желание вести себя настолько маргинально.

Я и говорила с Митей, и наказывала его. Толку никакого. Учитель все равно продолжает жаловаться. Стыдно до ужаса за поведение сына. Не знаю, как реагировать».

— Оксана, мама 8-летнего Мити

По мнению психологов, с проблемой мата сталкивается практически каждый ребенок. И это нормально. Но вопрос в другом — будет ли нецензурная брань лишь кратковременным проявлением возрастного кризиса или постепенно трансформируется в естественный стиль общения. И тут важно, чтобы родители попытались держать ситуацию под контролем, не позволив ему свернуть «не туда».

Опросы показывают, что девочки-подростки чаще выражают резко негативное отношение к матерным словам — более 70 % опрошенных отметили, что не приветствуют брань. А вот мальчики в этом вопросе более лояльны — только 26 % опрошенных выразили свое негативное отношение к нецензурной лексике, тогда как остальные даже приветствуют такое поведение. [1]

Действия и реакция взрослых в ответ на ругательства должны зависеть от возраста ребенка.

2-4 года

До 4 лет малыши матерятся неосознанно по принципу «услышал — повторил». Естественно, они не понимают ни смысла слов, ни того, насколько они неуместны в определенной ситуации. Детям еще только предстоит научиться видеть разницу между «хорошо» и «плохо».

Детский сад и игровая площадка у дома — вот основные места, где малыш «учится плохому». Но нельзя винить только сторонние обстоятельства. Порой сами родители, общаясь между собой, совершенно не следят за тем, что говорят. Это только кажется, что малыш ничего не услышал и не понял. Скорее всего, он уже запомнил ваше выражение, особенно если вы акцентировали внимание на том, что вообще так говорить нельзя. И теперь при случае он обязательно произнесет выученное вслух. [2]

5-7 лет

Дошкольнику, наверное, уже объяснили, что есть такие «нехорошие слова», которые произносить ни в коем случае нельзя. И тут вполне можно ожидать того, что мат для ребенка станет своеобразным бунтом против установленных взрослыми правил.

Значения бранных слов ребенок, конечно, еще не понимает. Но вполне улавливает те эмоции и посыл, что они несут. Поэтому можно ожидать, что ребенок будет материться вполне осознанно.

Что делать, если ребенок матерится в 7 лет? Родители чаще даже не догадываются, что их малыш с удовольствием практикует бранные слова. Ведь он, боясь наказания, только со сверстниками ведет себя таким образом. Тут в работу должны включиться воспитатели и учителя в школе, чтобы вовремя донести до родителей суть проблемы.

8-10 лет

К этому возрасту ребенок уже четко понимает, где и с кем можно ругаться, а где этого лучше не делать. Младшие школьники с удовольствием копируют поведение старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Они используют жаргон, чтобы влиться в коллектив сверстников.

Что делать, если ребенок в 9 лет матерится? Важно не упустить момент, когда еще не поздно донести до него, что нецензурная лексика — враг цивилизованного общения между людьми. И ни в одном приличном обществе его «крутость» не оценят, а скорее сочтут представителем низших слоев населения.

11-14 лет

Подростковый кризис — сложный период для ребенка. Он проявляется резким изменением поведения, в том числе и активным появлением матерных слов в речи.

Нецензурная брань для подростка — это выражение недовольства, попытка выделиться в коллективе сверстников и дать отпор «злым» родителям. Ребенок бунтует против всех и вся, доказывает, что он взрослый и самостоятельной. И маты, к сожалению, самый простой способ для подростка достичь желаемого.

Что делать, если ребенок старше 10 лет матерится? Подростковый период — тот самый момент, когда проще простого навсегда испортить отношения со своим ребенком. К проблеме мата взрослым стоит подходить максимально осторожно. Без скандалов, криков, угроз. Но и пускать все на самотек нельзя, иначе такое поведение ребенка грозит стать нормой. [3] Вы можете показать ребенку, как он выглядит со стороны, когда ругается, сняв на мобильный телефон. Тогда он сможет наглядно увидеть, что выглядит не круто, а скорее мерзко и смешно одновременно.

Что делать, если ребенок матерится в школе?

Как отучить ребенка ругаться матом

Как отучить ребенка ругаться матом

В школе ребенок получает знания. И это не всегда основы письма, чтения и математики. По мнению психологов, многие дети, которые раньше никогда не матерились, придя в первый класс, с большим удовольствием вставляют в свою речь бранные слова.

Мат в школе — это копирование поведения сверстников. В новом коллективе ребенку сложно, он пытается каким-то образом найти друзей, а еще лучше — стать «вожаком стаи». И если в конкретной компании кто-то материться, ваш школьник тоже попробует так делать. И вряд ли тут помогут разумные доводы родителей и наказания. [4]

Что делать родителям, если ребенок матерится в школе? Стоит поговорить с учителем и подробнее узнать о компании ребенка. Выясните, как они проводят время на переменах, в каких случаях матерятся. Когда маты — не единственное проявление плохого поведения в школе, в воспитательную работу включается школьный психолог. Единственно верное решение проблемы — спокойный диалог с ребенком. Он сам должен прийти к выводу, что мат — это не самое лучшее средство для коммуникации с окружающими. [4]

5 типичных ошибок родителей в борьбе с детским матом

дети матерятся с раннего возраста почему

дети матерятся с раннего возраста почему

Проблема детского мата совершенно точно требует решения. Но в ряде случаев родители перегибают палку.

Какие ошибки нельзя совершать, пытаясь «исправить» матерящегося малыша:

1. Делать из мухи слона

Отчитывая ребенка за мат, не стоит преувеличивать «ужасность» бранной речи. Это важно, поскольку многие взрослые ругают детей так, будто он совершил самое настоящее преступление. Важно донести мысль, что мат — это не «плохое поведение», а «некультурное поведение». Это совершенно разные понятия.

2. Ограждать ребенка от общения со сверстниками

Многие взрослые не находят никакого другого решения, кроме как запретить ребенку дружить с «плохими» ребятами. Это то, чего точно нельзя делать, если ребенок матерится. Ваши действия не сработают. Во-первых, в средней школе матерятся очень многие, а значит ему и вовсе придется переходить на домашнее обучение. А во-вторых, ребенок на ваши запреты отреагирует острой обидой и бунтом.

3. Запрещать мат «просто так»

Для взрослого совершенно понятна аксиома, что материться — это некультурно. Но для ребенка до 8 лет нравоучения взрослых — пустые слова. Поэтому упреки «не матерись, потому что я так сказала» работать точно не будут. Корректируя проблему, малышу нужно объяснить более понятно и доходчиво, почему бранные слова под запретом.

4. Стыдить ребенка прилюдно

Когда ребенок вдруг произносит бранное слово прилюдно, родителям хочется сквозь землю провалиться. Да, ситуация неприятная. Но это не повод прилюдно наказывать ребенка и стыдить его. Окружающие, скорее всего, скоро забудут об этой «оплошности», а вот ребенок то чувство стыда, что испытал, возможно, пронесет через всю жизнь. Лучшее решение — повременить с наказанием и воспитательную беседу провести уже дома.

5. Обобщать

Когда приходит время нравоучительной беседы и наказаний, многие родители перестают себя контролировать. Важно говорить именно о конкретном проступке ребенка, а не вспоминать его прошлые «грехи». Лучше воздержаться от слов «ты плохой/плохая, раз такое говоришь». Необходимо акцентировать внимание на том, что этот поступок малыша нехороший, а не он сам! А «глобальные» обвинения лишь пошатнут уверенность ребенка в себе.

Что надо делать, если ребенок матерится: 7 рекомендаций психологов

Причины почему ребенок начал материться

Причины почему ребенок начал материться

В борьбе с детским матом очень легко перейти ту грань, за которой воспитательная работа принесет больше вреда пользы, чем пользы. Обозначим полезные рекомендации, которые помогут взрослым взять ситуацию под контроль.

1.  Отнеситесь спокойно

Ребенок никого не ударил, не мучил кошку, не сломал дорогую технику. Он произнес неприличное слово. Так стоит ли на это реагировать настоящим эмоциональным ураганом?

Постарайтесь сохранять спокойствие и обойдитесь без строгих наказаний. Это особенно важно сделать, когда ребенок матерится в 3-4 года. В этом случае попробуйте поступить так – вообще никак не реагируйте, будто ничего не слышали. Как правило, малыш сразу забывает о непонятном для себя слове, раз родителям все равно. А когда мама и папа реагируют бурно — злятся или, наоборот, смеются — ребенок понимает, что эти «странные» слова привлекают внимание, и будет проявлять еще больший интерес к ним.

2. Поймите, почему ребенок ругается

Прежде чем что-то делать, важно понять, почему ребенок старше 8 лет матерится. Именно в этом возрасте дети уже понимают, зачем вообще нужны нецензурные слова. Может, ребенок выругался, потому что ему больно или обидно, скопировав таким образом ваше поведение в аналогичной ситуации? А еще дети подросткового возраста матерятся, прощупывая границы дозволенного.

Надо понять мотивы. Спокойно поговорите с ребенком, чтобы выяснить, что побудило его перейти от нормальной речи к бранной. Видя ваше участие, он наверняка расскажет о провоцирующем факторе. И тогда можно уже действовать — рассказывать о правильном поведении в общественных местах и дома.

3. Если нужно, объясняйте значение слов

Распространенная ситуация — ребенок приходит с улицы и спрашивает у родителей, что означает слово «из трех букв». От кого-то услышал, а теперь ему важно знать, что же это такое. Не поднимайте панику, малыш всего лишь пришел за помощью. Лучше родителям рассказать о значении слова, иначе это сделают сверстники (и скорее всего, информация не будет верной). Спокойно объясните. А потом, конечно, уточните, почему его лучше не использовать прилюдно.

Не только ребенок до 7 лет матерится, не зная даже значения произносимых слов. Многие подростки тоже особенно не вникают в смысл нецензурщины. Ребенок рассуждает следующим образом: «так говорят все, а значит и мне можно». [2]

4. Скажите о своих чувствах

Вместо того, чтобы обвинять ребенка за то, что он ругается, подберите другие слова. Пусть они выражают ваши чувства и эмоции по этому поводу. Подойдут такие варианты: «мне неприятно это слышать», «я не могу прийти в себя от того, как ты говоришь».

5. Научите ребенка грамотно выходить из конфликтов

Если мат в речи ребенка появляется только как проявление агрессии, злости или обиды, задача родителей — научить его выходить из конфликтных ситуаций. В данном случае ребенок просто не понимает, как ему вести себя. И самое очевидное для него — «обругать» обидчика.

Поговорите и покажите, что вы понимаете, что он чувствует. Как можно доступнее объясните, что матерные слова — не помощники в конфликтных ситуациях. Они только еще больше разжигают ссору. Расскажите на примерах, как лучше проявлять свои негативные эмоции к собеседнику или обидчику.

Если у ребенка уже вошло в привычку именно матами решать конфликты и выражать свои чувства, то работа предстоит нелегкая. Воспитательные беседы нужно будет проводить после каждого неприятного инцидента. Но родителям стоит запастись терпением. [2]

6. Уважайте личные границы ребенка

Тревожные родители, которые хотят держать под контролем жизнь ребенка, часто нарушают его личные границы. Распространенная ситуация — просмотр переписок в соцсетях. И для взрослых становится настоящим шоком, что матов в переписках больше, чем нормальных слов. А дальше — скандалы, упреки, угрозы, наказания.

Младшие школьники могут спокойно реагировать на нарушение личных границ, но вот подростки точно этого не потерпят! Конфликтов не избежать.

Научитесь уважать своего взрослеющего ребенка. Если он матерится только с друзьями, не нарушая при этом дисциплины в школе, важно в который раз призвать на помощь спокойствие. Попробуйте донести до бунтующего ребенка, что мат (даже в компании приятелей), это не «крутость», а скорее проявление скудости лексикона. Возможно, ребенок совсем скоро и сам поймет, что вряд ли стоит завоевывать «статус» в компании хулиганов. [3]

7. Показывайте положительный пример

Пример родителей — основа гармоничного взросления и развития ребенка. И этот пример должен быть положительным. Дети нематерящихся родителей с большой долей вероятности даже в «плохой» компании не переймут нецензурный стиль общения.

Чтобы ребенок старше 6 лет даже и не захотел материться, установите в семье четкие правила — дома не выражаться. И следите не только за ребенком, но и за собой! Правила для всех, а значит и взрослым не разрешено использовать нецензурщину. Исключений быть не должно. Если ребенок видит, что вы сами нарушаете правила, то решит, что и ему дозволено так себя вести.

Что делать, если советы не помогают, и ребенок продолжает материться?

ребенок ругается матом

Как понять причину ругани ребенка

В ряде случаев даже грамотная стратегия родителей по отучению детей от мата не срабатывает. Не помогают ни спокойные разговоры, ни положительный пример. Значит пора обратиться за помощью к психологу, пока ситуация полностью не вышла из-под контроля, и ребенок не забыл, как общаться в адекватным способом.

Около 45 % старшеклассников во время проведения исследований на вопрос о том, что для них мат, заявили, что это привычка. Т. е. нецензурная брань уже настолько вошла в лексикон детей, что они перестают контролировать то, что говорят. И неважно, где они находятся — в компании сверстников, на уроке в школе или дома с родителями. Такова неутешительная статистика.

Речь с матами — это нездоровая модель поведения. У ребенка уже стало вредной привычкой выражать свои эмоции и чувства именно посредством нецензурной лексики. Но проблемное поведение можно скорректировать. На это направлены методики поведенческой психологии.

Одно их новых направлений — курс 7Spsy, который поможет избавиться от матов в речи и перестать сквернословить. Это запатентованная методика, основанная на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского и др.

Научим ребенка чистой речи

Научим ребенка чистой речи

Пройдя тренинг, ребенок сможет скорректировать проблемное поведение. Он поймет, что маты — худший способ приобщиться к «крутой» компании сверстников. Нецензурная брань — не сближает, а наоборот, отталкивает культурных образованный людей. Усвоив позитивные установки, ребенку будет гораздо проще бороться с негативными эмоциями, которые часто становятся причиной вспышки агрессии и матерной брани. Он поймет, что из любого конфликта можно выходить более мирно, не задействуя оскорбления.

Психологический курс по технологии изменения поведения 7Spsy проходит в удобном дистанционном режиме. Он рассчитан на срок до 6 недель. При этом ребенок занимается сам, родителям потребуется только напоминать о занятиях с психологом. Все необходимые консультации и ответы на вопросы он получит по телефону, через e-mail или в онлайн-чатах.

Многие взрослые четко понимают, насколько неуместны бывают сказанные нецензурные слова. Но ребенок только учится коммуницировать с людьми. Важно, чтобы родные помогли ему «освоиться» в обществе. Потом ребенок обязательно поблагодарит вас, что вы привили ему навыки «нормального» общения без мата.

Источники:

1.   «Распространенность нецензурной лексики у школьников» (журнал «Ученые записки ЗабГГПУ, 2011 г), А. В Ковалева. (https://cyberleninka.ru/article/n/rasprostranyonnost-netsenzurnoy-leksiki-u-shkolnikov/viewer

2.   «Обойдемся без выражений!» (журнал «Здоровье детей», № 1, 2009 г), В. Анисимов.

3.   «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», 2003 г., Л. М. Семенюк.

4.   «По поводу мата в школе» (журнал «молодой ученый», № 37, 2018 г), И. С. Каргополов (https://moluch.ru/archive/223/52617/

    Вам может быть интересно

  • 05.08.2019 «Я так больше не могу!»: как унять душевную боль и жить счастливо?
  • 21.06.2019 Привычки, которые помогут зарабатывать больше
  • 11.11.2019 Битый час в чате: как побороть зависимость от интернет-общения
  • 03.06.2019 Уберите детей от экрана
  • 26.06.2019 Диета — не панацея: как навсегда избавиться от ожирения
  • 26.09.2019 Отказ от курения: какой путь предстоит пройти?
  • 24.07.2019 Интернет-зависимость: как вернуться из виртуального мира в реальный?
  • 21.05.2019 6 способов построить уважительные отношения в семье
  • 04.06.2019 Искусственный интеллект помогает подросткам избежать диабета
  • 07.03.2019 Купил, очнулся — банкрот. Как перестать решать все проблемы с помощью шопинга
  • 17.05.2018 Индуизм
  • 28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию

Находясь на данном сайте, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookie-файлы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ребенок пишет как слышит что это такое
  • Ребенок пишет как слышит какая дисграфия
  • Ребенок пишет как слышит как исправить
  • Ребенок пишет как попало
  • Ребенок пишет как курица лапой что делать