Ребенок пишет слова как слышится

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется… что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Дисграфия у ребенка

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки… скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при своевременном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Диагностика дисграфии

Коротко о главном: что такое дисграфия

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки… Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

ребенок пишет с ошибками

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в 2–3 года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Не могу сказать что «разделалась» с дисграфией на все 100%, но есть успехи. Буквы уже не путает. Ошибки обычно из-за спешки появляются, из-за невнимательности. Сейчас боремся за почерк, чтобы буквы писал быстро, но они при этом оставались понятными и более-менее аккуратными. И по другим предметам постоянно нужно дополнительно объяснять, «подтягивать», тренировать правописание, решение задач и примеров в столбик… На основе своего опыта( я- просто мама, не специалист, опыт — только мой сын с дисграфией и книги из интернета) написала статью, КАК мы с ней боролись, КАКИЕ упражнения делали. Кого-нибудь интересует?

2012-10-09, Лариса111

Веду ДНЕВНИК, записываю свои умные мысли, из интернета «вылавливаю» умные мысли и идеи на тему «КАК бороться с дисграфией и дислексией у ребенка», обдумываю наши успехи и поражения в этой борьбе. Если интересно, почитайте. [ссылка-1]

2013-03-11, Лариса111

Есть хорошие тетради и альбомы для коррекции дисграфии
ИД «Литера», «ГНОМ И Д» и др.
«Юным умникам и умницам» О.Холодова (Информатика, логика,математика- 1 класс) — тоже очень хорошие пособия тля тренировки орфографической зоркости, фонематического слуха (диктанты по методичке).

2012-10-09, Лариса111

Лариса, добрый вечер! Меня, как маму мальчика 10 лет тоже очень интересует эта тема! Много сложностей в учебе, бежит, спешит, забывает.
Не могу пройти по Вашим ссылкам!
Поделитесь пожалуйста информацией по почте kochnova@mail.ru
Заранее благодарна и признательна!

2022-10-12, Татьяна Кор

Хорошо! Все понятно!. Скажите, а в возрасте 10 лет можно ли исправить данные нарушения? Просто ответьте да, или нет. Не надо спрашивать и задавать вопросы, а почему раньше не занимались и что такое еще!!!

2013-08-31, nina777

Заниматься с учителем дополнительно, если ребенок в третьем классе, да и в пятом тоже. Дома побольше писать маленьких диктантов, и побольше читать — это развивает зрительную память.

2012-10-08, EsmeraldaL

Всего 14 отзывов Прочитать все отзывы.

Ученики начальных классов часто пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. В чём причины таких нарушений? Как их устранить? Об этом наш разговор с методистом по инклюзивному образованию управления образования района Натальей Галичевой.

— Наталья Михайловна, насколько серьёзна эта проблема?

— Нарушения речи, письма у детей называются дисграфией. Проблема эта очень серьёзная и должна стать важной темой для обсуждения среди родителей. Учёные до сих пор не выявили точные причины, из-за чего возникает дисграфия. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что основанием для развития проблем письменной речи является наследственность.
Дети принимают от родителей незрелость головного мозга в определённых отделах. Из-за этого происходит задержка в развитии некоторых функций. Здесь имеются в виду различные телесные заболевания. По этой причине возникает нарушение психоречевого развития, а также ребёнок теряет способность к чтению и письму. Коррекция дисграфии, дислексии у младших школьников должна быть направлена прежде всего на устранение причин появления заболевания.
Любые травмы или повреждения могут вызвать дисграфию. Причём поражение мозга могло случиться в результате патологий при беременности, асфиксии или воздействия инфекции.

— У каждого речевого или письменного нарушения свои причины?

— Конечно. Стоит отметить, что существует несколько видов дисграфии — акустический, моторный, оптический.
Акустическая форма появляется в результате нарушения развития речевого слуха. То есть ребёнок не способен правильно воспринимать звуки. Из-за этого страдает письмо, дети неосознанно меняют буквы в словах, потому что они так слышат. Похожие звуки смешиваются и часто путаются, например б-п, з-ж, с-ш и другие. Акустическая дисграфия оказывает влияние на мягкость согласных в письме (любит — лубит). Также ребёнок часто пропускает буквы.
Моторная проблема проявляется в виде неправильных движений руки во время письма. При этом ребёнок может выполнять другие действия. Нарушение сочетания зрительного и звукового образов обычно является причиной возникновения моторной формы дисграфии.
Оптический вид дисграфии проявляется в нарушении зрительных функций. Дети не могут правильно выводить буквы, что выражается в зеркальном написании, замене или смешивании различных элементов. В большинстве случаев происходит перестановка похожих букв (т-п). Проявлением этого нарушения является зеркальное письмо слева направо у левшей с определёнными нарушениями головного мозга. Оптическая дисграфия у младших школьников — важная проблема в современном мире. Нарушение зрения – нередкий случай. Поэтому необходимо уделить этому особое внимание.
Определив виды дисграфии (могут быть и смешанные формы) у младших школьников, можно найти правильные пути коррекции.

Ольга Силияна, с. Каратабан: 
— Наша дочь Арина не выговаривала букву «р», шепелявила. Чтобы исправить эти речевые нарушения, мы обратились к помощи логопеда. И хорошо, что сделали это вовремя — накануне перехода в подготовительную группу.
В результате трёхмесячных занятий (август, сентябрь, октябрь) Арина научилась произносить звуки правильно. Каких только упражнений не проводила с дочерью логопед! Мы и скороговорки говорили, и картинки раскрашивали, очень много занятий было посвящено разминке язычка. Логопед (а ею была Наталья Галичева) заставляла нас трудиться и трудиться! Давала много домашних заданий, которые мы старательно выполняли. И добились результата!
В сентябре прошлого года Арина пошла в первый класс. Трудно даже представить, сколько было бы проблем, не займись мы вовремя исправлением речевых нарушений. Это ведь сказывается на качестве письма, чтения. Я очень благодарна Наталье Михайловне и советую всем родителям внимательнее относиться к данной проблеме, обязательно обращаться к помощи специалистов, самим прилагать как можно больше усилий, чтобы научить ребёнка говорить правильно.

Больше пишем, говорим, анализируем

Наталья Галичева, методист по инклюзивному образованию: 
— Что следует делать родителям, дети которых страдают дисграфией? Как бороться с нарушениями письма и речи у младших школьников? Вот несколько советов.

Первые четыре шага
Устранение дисграфии у младших школьников осуществляется в четыре шага. Первый из них — диагностика, в ходе которой следует часто проводить различные диктанты для проверки существующего уровня грамматики. Полученные результаты нужно проанализировать и сделать первые выводы. На втором этапе необходимо уделить внимание развитию памяти, мышления, а также мелкой моторики. С этапа коррекции начинается непосредственное устранение существующих отклонений. Вся работа направлена на три аспекта: грамматический, лексический и фонетический. Цель — исправить нарушения, нормализовать процесс письма и чтения. И на последнем, четвёртом, этапе следует проверить все результаты, дать родителям последние рекомендации.

Способы коррекции
Предлагаю несколько действенных способов коррекции заболевания.
Первое упражнение называется «Модель слова». Ребёнку дают картинку, на которой нарисован предмет и схема слова. Задача школьника заключается в том, что нужно назвать предмет, а затем произнести все звуки слова по порядку. Затем каждый звук соотнести с буквой и написать всё слово.
В ходе способа Эббигауза школьник получает лист со словами, в которых пропущены буквы. Ему необходимо вставить недостающие буквы и переписать всё слово полностью.
Третье упражнение связано с анализом звуков и букв. Ребёнку дают картинку с изображением определённого предмета. Ему необходимо назвать эту вещь и написать слово. Затем поставить ударение, разделить по слогам и произнести их вслух. Каждый звук необходимо отделить и подчеркнуть соответствующим цветом. Затем нужно сравнить их количество с числом букв.
При четвёртом упражнении — исправление погрешностей — каждый ребёнок получает несколько слов с намеренно допущенными ошибками. Задача школьника — исправить это и переписать слова в правильном варианте.

пишет как слышит

копировать

17.05.2013 15:07

сыну 6.5 лет. в этом году в школу пойдет.Читает, пишет печатными буквами Часто когда смотрит мультфильм, записывает понравившиеся ему фразы.Причем пишет как слышит.Сегодня вот написал: «Обетатили не обитаимава острава: там залатой песок, лазурная море, тень трапичиских деревьев и очинь фкусные фрукты. Пирипады температур в начное время.Мидузы редка патплывают к берегу.. Что с этим делать? чтобы писал трОпические, мЕдузы и т.д.. В школу в этом году, боюсь так и будет писать..Это исправимо?

копировать

17.05.2013 16:08

Издеваетесь?

копировать

17.05.2013 16:17

нет.. с нами занимается логопед. говорит проблемы фонематического характера. надо к школе успеть устранить.

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:22

Ну как бы люди одиннадцать лет в школе учатся, чтобы грамотно писать) Вообще, завуалированное хвастовство очень даже раздражает, имейте в виду:)

копировать

17.05.2013 16:21

Всему этому ваш ребенок будет учиться на уроках русского языка лет эдак 11. Или вы думали что дети идут в школу абсолютно грамотно пишущие?

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:24

Вы похвастаться что ли? В 6,5 лет многие читать то не умеют, вообще никак. У Вас ребенок пишет такие длиннные фразы, сам.. отделяет слово от слова и вы еще хотите, чтобы он орфографию соблюдал?? Просто офигеть…. Откуда он знает в свои 6 лет как это все пишется?

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:29

мы занимаемся с логопедом-дефектлгом. Она считает что эта неграмотность от нарушений какихто там фонематических. И что в 6 лет уже должен знать что море оно лазурное а не лазурная

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 16:39

Да, вот это единственная ошибка, которая меня напрягла бы. Да и напрягает. Потому что мой сын тоже к «морю» женское окончание приделывает. Остальное — вот честно, я не верю, что логопед вам так сказала. Возможно, она имела с виду конкретно ошибку с окончанием. Это все, во-первых, ни разу не «безграмотность» и это не от логопедических нарушений ребенок пишет, как слышит. Он и должен так писать.

копировать

17.05.2013 16:43

пусть в сад идет ваш логопед, честно. Ребенок написал все просто отлично, не считая даже лазурная… но я бы, не зная орфогарафии, может так же написала бы, лазурная море лазурное море, мне слышится тоже лазурная море)) просто я знаю как надо писать правильно. Слишком высокие требования к шестилетке ИМХО. Моему 6 в августе, у нас только слоги начал соединять… Какое там письмо….. Буквы все знает… Но написать он не сможет вообще ничего. Я помню в 5 лет читала просто отлично и вообще была не дура и проблем с речью никаких не было. У меня сохранились такие книжечки-самоделки лет 6-7 мне было, я писала сама, так там все одним словом черте что короче))))) В конце первого класса я уже писала очень даже хорошо. А про что дефектолог я поняла… У меня сын в логосаду. Но это неприминимо к шестилетке, то что вы написали…. и тем более оно действительно так все и слышится.. ребенок слышит все нормально. Денег хочет дефектолог? Простите….

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 20:31

Писать-то дети раньше начинают, чем в 6 лет :-) Другое дело — КАК они пишут =)) у нас записки с 4 лет сохранились дочкины, я еще могу разобрать, что там написано, а посторонний человек — вряд-ли. Слова, например, она долго разделяла не пробелами, а вертикальной чертой. Так ей казалось нагляднее. А поправлять и объяснять понятные вещи ребенку никогда не рано. Например, кто корова через О пишется ;-) Дети, они быстро всё схватывают.

копировать

27.05.2013 23:42

ваш логопед просто зарабатывает деньги, чем сложнее диагноз поставит, тем больше заработает я живу в европе. у меня дочь тоже также писала фонетически. да и все дети которых я знаю тоже. НИКТО не ходил к логопеду. Нет тут такого врача. Точнее есть, но он лечит реальные отклонения. Начали заниматься в школе. Читать книги. Начали писать правильнее.

копировать

28.05.2013 04:20

Какие нафик нарушения фонематические, если ребёнок пишет чётко как слышит? Ваша логопед цену себе набивает. Тут высказали идею насчет отдыха в саду — я её поддерживаю 2 руками.

копировать

17.05.2013 16:30

В 6 лет дочкиных и я переживала. Тибя-миня-лублу» — постоянно, не смотря на поправки, а шедевр «чилавечькаф» до сих пор забыть не могу :) А в школе научилась, как ни странно… По русскому совершенно твердая «5» , уже 3 класс. Думаю, для дошкольника такие ошибки вполне естественны, а уж как дальше будет… Может как и у нас все само наладится?

копировать

17.05.2013 16:45

ТрОпические будет писать, когда выучит правило проверки безударных в корне, это второй класс, а мЕдузу выучит как словарное слово.

копировать

18.05.2013 00:06

У меня и во втором классе так написать может. О ужас! Пойду удавлюсь на ближайшем суку :)

копировать

18.05.2013 00:08

У моего было так же за год до школы. Думала, это какие же проблемы нас ждут с русским?! Сейчас 1 класс — в диктантах ни одной ошибки. Чудеса.. Наверно, им нужно дорасти. Поэтому сейчас не акцентируйте особо, но уже в школе держите руку на пульсе.

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 11:00

Вы жалуетесь или хвастаетесь? :)

копировать

18.05.2013 13:59

Некоторые, окончив школу, так пишут

копировать

18.05.2013 20:36

Для 6,5 лет нормально. Что словесники делать будут? Там же сплошные орфограммы.

копировать

19.05.2013 23:17

ндаааа,а на фига в школу отдавать. если вы хотите. чтобы ребёнок сейчас писал правильно? всё правильно у вас ребёнок пишет. заметьте, ударные гласные он пишет без ошибок. вот если бы он ударные писал неправильно, тогда бы надо было бить тревогу. а чтобы писать правильно безударные гласные, вспоминаем школу, нужно подобрать проверочное слово. а этому опять таки учат в школе.

копировать

21.05.2013 14:52

А интегралы он у Вас без ошибок решает?

Anonymous

Anonymous

копировать

27.05.2013 23:39

он вообще не обязан до школы писать, тем более без ошибок. нормально он пишет, фонетически. Будет ходить в школу, будет учиться писать правильно.

копировать

17.05.2013 16:35

Поправляйте, учите. Моя дочка-дошкольница,когда смс-ки шлет подружке, тоже иногда шедевры пишет,а потом смотрю прислушивается,запоминает, исправляет ошибки. Все впереди, мама!)

Anonymous

Anonymous

копировать

17.05.2013 20:27

Подсказывайте, объясняйте КАК правильно. и если не сложно — ПОЧЕМУ именно так правильно (когда осознаешь, проще запомнить). Постепенно запомнит.

копировать

17.05.2013 20:37

Пусть учит украинский, у нас как слышыца так и пишыца

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 20:32

Насчет слышыца и пишыца — это скорее в Бобруйск:) У нас тоже есть исключения.

копировать

17.05.2013 20:46

У моей дочки та же проблема, не знаю, чего и ожидать от учебы:( У старшей таких проблем не было, абсолютная грамотность, после нее это особенно жутко видеть. Успокаиваю себя, что хоть математика хорошо идет:)

копировать

18.05.2013 14:30

Развивайте музыкальный слух, очень сильно исправляет подобные ошибки. Не обязательно в музыкальной школе.

Anonymous

Anonymous

копировать

18.05.2013 17:08

Каким образом музыкальный слух тут поможет? :)

копировать

19.05.2013 09:04

все по возрасту, смутило только море:-) род не совпадает :-) над этим можно было б поработать, но он же наверно одновременно и смотрит и пишет. Тут и взрослый может ошибиться :-)

копировать

20.05.2013 08:37

Это называется орфографическое письмо, когда ребенок пишет так, как слышит. Абсолютно нормальное явление в начальном периоде обучения грамоте. Странно, что ваш логопед этого не знает. Но если уж считает, что есть проблемы с фонематикой, занимайтесь дальше. Хуже не будет. Со стороны взгляд на «писанину» вашего ребенка: цепкая слуховая память, развитая речь. Единственная грамматическая ошибка, как вам уже и написали, «ласковая море». Но и то не криминально ;)

логопед

логопед

копировать

21.05.2013 18:16

Все-таки это называется фонетическое письмо. Наперекор всей орфографии:)

Anonymous

Anonymous

копировать

20.05.2013 23:12

Все так пишут дошколята. У нас в саду как раз сейчас рисунки висят с подписями детскими. Ну просто абсолютно все так пишут, успокойтесь.

копировать

21.05.2013 11:46

У меня до школы писал вообще без гласных,сейчас первый класс напишет так же как ваш,логопед ставит фонетические нарушения.

Anonymous

Anonymous

копировать

22.05.2013 15:37

ну вы даете.Он же правила не учил, как он напишет-то по-другому?Пойдет в школу,выучит.Своей я кое-что говорила из правил до школы, но немного.

Anonymous

Anonymous

копировать

27.05.2013 15:12

Знаете мне 28лет и я безграмотна! Меня это преследует со школы, помню, когда со мной папа каждый вечер в 3-ем классе садилася и целенаправленно писал диктант небольшой на пол страницыдиктант, через 2 недели появились результаты вместо 2 — 3 на 3-4 стали диктанты, через месяц занятий все успокоились, и все началось с начала,как мне только не объясняли к кому не водили логопеды, индивидуальные занятия, все пустое. просто вот как по руски не могу писать так и другие языки мне не даюсть если со смной не сидять и не учат как когда то папа)) Видимо такая особенность психики. тут даже долгое чтение книг не помогает… Но в глубине души я надеюсь что ошибаюсь))

Все чаще сложности с успеваемостью по русскому языку в школе приходится решать логопеду, а не учителю. Это говорит о проблемах, которые наблюдаются в развитии устной речи современных детей. И отсюда трудности с изучением родного языка, сложности с чтением, неграмотное письмо. Есть несколько важных моментов, на которые необходимо обращать внимание перед поступлением в школу и непосредственно во время обучения: эти правила помогут вашему ребенку избежать трудностей при чтении и письме.

В наше время отмечается значительное снижение успеваемости школьников по русскому языку. И причин этому несколько: невысокое качество устной и письменной речи (в т.ч. в СМИ), плохой уровень подготовки детей перед школой, рост числа детей с речевыми патологиями, сокращение объема общения (дети больше времени тратят на гаджеты, а не на взаимодействие со сверстниками) и многое другое.
Недостатки в развитии устной речи сказываются на чтении и письме. Так, дети в школе не могут полноценно освоить орфографические правила, и, как следствие, пишут с ошибками. Читая сокращенные версии произведений, ученики либо формулируют неправильные выводы, либо вовсе не способны делать умозаключения, так как не улавливают логику произведения.

Провести диагностику и узнать причины нарушения письма и чтения у ребенка – большой шаг вперед. Это дает возможность понять, как помочь ребенку. Но в каждом случае методика лечения и профилактики будут совершенно разными: важно выбрать тот вариант который подойдет к вашей ситуации лучше всего.
Так, среди самых распространенных причин нарушения письма и чтения выделяют следующие:

  • Нарушение устной речи. Речевое развитие тесно связано с корректной работой психических функций. У детей с нарушениями устной речи нередко отмечается, например, недостаточный уровень произвольного внимания или неумение концентрироваться, что мешает ребенку сосредоточиться на чтении или письме.
  • Проблемы в развитии фонетико-фонематической (устное произношение – прим.ред.) стороны речи. Нарушения звукопроизношения часто сказываются на письме и чтении. Если у ребенка фонематический слух не полностью сформирован, малыш может испытывать сложности в различении звуков. А это значит, что ребенок произносит, а потом и записывает звуки неправильно.
  • Полностью не сформированы лексико-грамматические категории. При этом нарушается морфологическая структура слова: например, слово «котята» может быть написано как «котёнки». Или фразы и отдельные слова в предложении не согласованы между собой (в падеже, роде и т.п.), например, «достала из-за карман». Недостаточный лексический запас также приводит к неправильному употреблению слов. Например, ребенок не знает, что существует рабочий инструмент «коса». Но знает, что есть животное «коза». Отсюда может родиться такое предложение: «Дед наточил козу перед работой».
  • У ребенка не сформировано пространственное восприятие. Часто это приводит к зеркальному или искаженному написанию букв, цифр.
  • Не развит навык связного высказывания. В этом случае ученик не может составить связный письменный текст.

Если у ребенка отмечается одно из этих нарушений или сразу несколько, скорректировать эти моменты помогут специальные упражнения. Они будут полезны и для профилактики. В любом случае эти действия стимулируют успеваемость по русскому языку:

Неустойчивое внимание, слабая память.
Предложите ребенку задания типа «Рассмотри картинку. Ответь на вопросы». Во время изучения малышом картинки поинтересуйтесь у него: Что за место на картинке? Сколько животных нарисовано? Есть ли здесь люди? В какую сторону идет человек? Какого цвета его одежда? Сколько жирафов изображено? Кто рядом с жирафом? И т.д. После изучения картинки переверните ее и попросите ребенка подробно описать, что на ней нарисовано.
Есть ряд других полезных упражнений, которые стимулируют внимание ребенка и развитие памяти. Например, сложить из палочек букву «Л» (далее – превратить «Л» в «И», «И» в «Ш» и т.д.), предложить ребенку прочитать набор слов и попросить повторить, регулярно выполнять графические диктанты и др.

Устранение фонетико-фонематического недоразвития.
Попробуйте проанализировать, какие звуки ребенок произносит неправильно. При необходимости посетите логопеда. После коррекции звукопроизношения, важно провести работу по дифференциации похожих звуков. Например, если у ребенка был нарушен звук «Ш», после занятий с логопедом предложите ребенку задания типа: повтори «шесть пушистых кошек», подчеркни «Ш» синим карандашом и т.п.

Формирование лексико-грамматических категорий.
Попробуйте определить, какие грамматические категории ребенком еще не усвоены. Выпишите в тетрадь и начинайте прорабатывать эту категорию. Например, ребенок вместо «котята» говорит «котенки». Записываем в тетрадь: «котята – котенки». Предлагаем ребенку задание: «У утки один утенок, два утенка, три…, четыре…, пять…».
К этому необходимо постоянно расширять лексический запас ребенка, что удобно делать по темам. Например, тема «Овощи»: проговариваем названия всех овощей; сопоставляем названия с картинками овощей; отрабатываем все слова и выражения, которые могут применяться в контексте данной темы (например, огород, урожай, выкапывать картофель и т.п.).

Развитие пространственного восприятия.
Поиграйте с ребенком в игры: «Шашки», «Крестики-нолики», «Морской бой». Предложите нарисовать или скопировать пространственно-ориентированные геометрические фигуры. Выпишите в ряд буквы и (или) цифры. Часть букв будет написана правильно, другая – зеркально или искаженно. Предложите ребенку зачеркнуть «неправильные» буквы (цифры).

Развитие связной речи.
Предложите ребенку описать непосредственно наблюдаемое действие. Например, на прогулке попросите малыша рассказать, что он видит. Пусть рассказ будет как можно более полным. Дома составьте рассказ по серии картинок. Попросите ребенка разложить сюжетные карточки так, чтобы получилась логичная история, а после рассказать ее. Добивайтесь, чтобы предложения в рассказе были полные. Либо предложите ребенку составить историю по одной картинке.
Помимо этого, можно использовать и другие возможности, чтобы мотивировать малыша больше говорить и фантазировать. Так, чаще просите ребенка пересказать недавно просмотренный мультфильм или стимулируйте малыша сочинять собственные истории (например, про любимого домашнего питомца).

Занимайтесь речью ребенка систематически и последовательно. Успех обязательно придет. Помните, лучше скорректировать возможные нарушения речи малыша еще до школы. Не дожидайтесь, когда ошибки в разговоре перейдут на письмо. Ведь как говорим – так и пишем.

Статья «Пишем, как слышим»

Подготовила:

учитель-логопед

 МДОУ ЦРР «Кристаллик» —

детский сад № 30

 города Железногорска Курской области

Аносова Наталия Бейбулатовна

        Одна из основных задач взрослого, обучающего ребенка чтению и письму, помочь ему научиться  оперировать языковым знаком. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в овладении грамотой, чрезвычайно важно уметь анализировать. Если мы возьмем толковый словарь, то прочтем там, что анализ – это метод исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Ребенку важно научиться анализировать состав слова, потому что русское письмо относится к так называемому звукобуквенному письму. Основным элементом русского письма многие считают букву, которая в сочетании с другими буквами передает тот или иной звук речи или сочетания звуков. Чтобы научиться читать и писать, на самых начальных этапах ребенок должен усвоить алфавитные значения букв. Этому его в первую очередь и учат воспитатель в детском саду, мама, папа, бабушка, старшие братья и  сестры. Но для того, чтобы при чтении успешно складывать буквы в слова или передавать звучащее слово на письме, ребенок должен уметь вычленять минимальные звуковые единицы речи, т.е. звуки речи, фонемы, как их еще называют.

        На начальных этапах овладения грамотой и ребенка, и взрослого могут подстерегать некоторые сложности. Во-первых, взрослый, в отличие от ребенка не слышит слово, а как бы видит уже написанным. Несмотря на то, что русское письмо относят к звукобуквенному, главный его принцип – морфемный. Передавая на письме звучащую речь, мы должны ориентироваться не на звуковой состав слова, а на его морфемный состав, т.е. должны передавать не фонемы (звуки речи), а морфемы (значащие части слова: корни, приставки, суффиксы). Морфемный принцип письма требует единообразного написания значащих частей слов, а это не всегда соответствует их звучанию. Взрослые уже очень хорошо усвоили этот принцип и, как правило, не обращают внимания на то, как слово звучит.  

Например, одна мама с  удивлением рассказала, что ее дочь написала букву Ц в слове СМЕЯТЬСЯ. Девочка передает на письме последовательность звуков, а мама представляет себе это слово написанным. Очень многие взрослые не могут понять, почему дети с словах ЯМА, ЮБКА, ЁЛКА могут написать первой букву Й: ЙАМА, ЙУБКА, ЙОЛКА, тогда как эти слова именно с этого звука и начинаются.

        Во-вторых, старшие дошкольники уже научились произносить звуки, и в  отличие от малышей двух-трех лет, их не занимает эта сторона речи. Им гораздо интереснее семантика языка, значения слов и выражений. Подавляющее большинство вопросов о языке, детских рассуждений, догадок касается смысловой стороны речи. Поэтому, если не использовать игровые приемы в работе, детям после двух-трех упражнений, посвященных звуковому анализу слов, становится скучно.

        Не надо забывать также и о том, что письмо – выражение одних единиц речи (звуков) посредством других (букв), перекодирование «слышимой» речи в «видимую». Перекоординирование это осуществляется при помощи особых знаков. Знак – это какой-либо материально воспринимаемый объект. Поэтому очень важны для ребенка игра (именно ролевая или, как ее называют, символическая игра) и рисование.

        Подбирая или разрабатывая игры, будем помнить о главной цели: научить ребенка оперировать с языковым знаком. Поэтому надо стараться, чтобы в центре внимания ребенка была языковая единица: слово, слог или звук, может быть буква. Многие педагоги, обучающие детей грамоте,  используют в качестве приема загадывание загадок. Например, на занятии, посвященном звуку У, детям предлагается отгадать загадку об утке. Но когда ребенок разгадывает загадку, его внимание сосредоточено не на звуковом составе слова, а на описании утки. Это уводит от того предмета, который должен быть в центре внимания, усложняет структуру занятия.

        Для себя надо определить, что вы рассматриваете с детьми, какую единицу языка: звук или букву, и уже не смешивать эти два понятия. Иногда случается видеть, как детям предлагают выделить звук О в слове «оса» или «огурец». Дети там этого звука не слышат, да и не могут услышать, т.к. в литературном русском языке безударная позиция для звука О невозможна.

        Для того, чтобы сформировать какое-либо умение, а тем более навык, необходимо многократно повторять действие, и при этом, не потерять к нему интерес, можно только имея острую заинтересованность в этом действии. Такую заинтересованность мы приобретаем в игре, причем, в игре азартной. Это только взрослым кажется, что, если мы посадим на стол Петрушку, Мышку или Незнайку, дети смогут по многу раз выделять ударный слог в слове, не теряя внимания. Дети с большей охотой будут проделывать это действие, играя в лото. Детям показывают карточку с написанным слогом (а можно и со значком, изображающим звук), воспитатель его читает вслух, а ребята находят на больших карточках, лежащих перед ними, картинки с изображением слов, в звучании которых представленный слог (звук) будет ударным: телевизор – ВИ, (книга – И). Игра в домино поможет научиться выделять начальные звуки в словах. Парные картинки можно использовать для того, чтобы подбирать слова, начинающиеся на один звук, слова, оканчивающиеся на один звук, слова с одинаковым количеством слогов и т.п.

        Можно играть в магазин, где средством оплаты будут служить картонные кружочки с написанными на них буквами. На каждый такой кружочек ребенок сможет «купить» предмет, в названии которого есть звук или слог в заранее оговоренной позиции: в начале, в середине, перед гласным, перед согласным, в ударном слоге, в безударном слоге. Или на монетах может быть написана цифра, а дети оплачивают ими «покупки», в названии которых имеется нужное количество звуков.  (Тут важно помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласной, после ь и ъ знаков передают гласный звук и предшествующий им звук Й).

        Существует множество игр, которые можно использовать на занятиях по обучению детей грамоте. Эти игры помогут вам не только сделать занятие нескучным, но и развивать у детей интерес к письменной форме речи.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Диагноз«дислексия» вызывает чувство растерянности и страха у родителей. Их малыш серьезно болен? Это лечится? Как помочь ребенку с дислексией?

«Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники.

Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии.

Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».

Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое?

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П», “Д–Т», “К–Г», “С–З», “Ж–Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки.

Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З» и “Э», “Р» и “Ь» (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш» или “крючок» в букве “Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым» (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Вот некоторые примеры текстов при дисграфии: 2-3 кл)

В чище леса поют чижи. Солнышко пичою, липа светет. Куст шуршит, серый зайки дрожит. Зацвели черемуха. Лариса идет одедать. Журка был сабавный жирвиш. Закачались от ветра нешные цветы. Бевачка щеткай тищит плащ. Малчик сибит вкровате. С веты стаят в вазе.

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи). Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает…», – их называют “мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Какая область мозга “отвечает» за письмо и чтение?

Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С» и “З» открываются влево; “Ч» и “Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок». Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия?

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов.

Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О» напоминает обруч, “Ж» – жука, “С» – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать» отдельные звуки (буквы).

Часто необходимо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

В настоящее время одной из самых популярных методик борьбы с дислексией и дисграфией является методика Рональда Девиса

Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

  • На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле провели исследования работы мозга детей с дислексией. Нейропсихологи Вирджиния Бернингер и Тодд Ричардс возглавили команду исследователей, чьи исследования показали, что мозг детей с дислексией работает примерно в пять раз больше, чем мозг других детей при выполнении одного и того же лингвистического задания. Вы думаете, устали в конце учебного дня? Представьте, если ваш мозг будет работать в пять раз больше!

  • Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
  • Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
  • Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно.

Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия – это парциальное расстройство функции письма, обусловленное недостаточностью слухового восприятия. Появляется заменами либо смешением на письме букв, обозначающих фонетически схожие звуки: шипящие-свистящие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, аффрикаты и их составляющие. При этом звукопроизношение у ребенка правильное. Дисграфия диагностируется по результатам анализа письменных работ, исследования слуховой дифференциации фонем. Коррекционный маршрут предусматривает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу над фонемным анализом и синтезом.

Общие сведения

Акустическая дисграфия, как специфическое расстройство письма, связанное с недостаточностью речеслухового анализатора, была выделена в 1971 г. классиком советской логопедии О.А. Токаревой. В 1980-е г.г. профессор Р.И. Лалаева предложила собственную классификацию, в которой обозначила акустическую дисграфию термином «дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания». Согласно опубликованным исследованиям, ошибки на письме, обусловленные несформированными фонематическими процессами, встречаются у 10% младших школьников.

Акустическая дисграфия

Акустическая дисграфия

Причины

Акустическая дисграфия возникает по причине недостаточной сформированности фонематического восприятия к началу школьного обучения ребенка. В результате неразличения речевых звуков на слух, неспособности к звуковому анализу и синтезу на письме ученик принимает неверное решение о соотнесении фонемы с графемой («пишет так, как слышит»). Неправильное фонемное распознавание присуще детям с функциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией, взрослым с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

При обследовании детей, страдающих акустической дисграфией, выявляется ряд социальных и биологических факторов, которые могут рассматриваться в качестве предрасполагающих. В их числе:

  • неразборчивость, невнятность речи ребенка;
  • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов озвончения и смягчения;
  • нечеткость дикции окружающих взрослых;
  • дефицит речевых контактов;
  • билингвизм;
  • необоснованно раннее обучение грамоте (несформированность психологических и языковых предпосылок);
  • отягощенный медицинский анамнез (родовые травмы, асфиксия в родах, ЧМТ, болезненность ребенка), приводящий к минимальной дисфункции ЦНС.

Патогенез

Хорошо развитые слухо-произносительная дифференциация и фонематическое восприятие являются непременным условием овладения грамотой: чтением и письмом. Спонтанное фонематическое развитие завершается в норме к 5-6 годам. Ребенок умеет слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их место и последовательность. На этой основе в дальнейшем становится возможным овладение навыком письма.

Незаконченность процессов фонемного распознавания к началу обучения в школе, даже при отсутствии звукопроизносительных дефектов, сопровождается трудностями освоения письменной речи, создает предпосылки для развития акустической дисграфии. Во время операции письма ребенок не может произвести слуховой анализ слова, выделить акустические признаки фонемы, перевести ее в кинестетический образ (опора на проговаривание), принять решение о сопоставлении фонемы с соответствующей ей графемой. Если при этом также оказываются нарушенными моторные, оптические, регуляторные функции, то развивается смешанная дисграфия.

Классификация

В зависимости от того, какая именно операция фонемного распознавания нарушается в процессе письма, в логопедии выделяют следующие подвиды акустической дисграфии:

  • акустическая – происходит неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
  • кинестетическая – трудности фонемного распознавания связаны с недостаточным кинестетическим контролем процесса письма;
  • фонематическая – ученик принимает неправильное решение о выборе той или иной фонемы.

Симптомы акустической дисграфии

Проявления дисграфии на основе нарушенного фонемного распознавания становятся заметны в начальной школе, однако предпосылки можно обнаружить еще в дошкольном детстве. Дети путают звуки речи, нечетко произносят слова, с трудом заучивают стихи и песни. У них снижена работоспособность и концентрация, отмечается частая переключаемость внимания.

На письме школьники с акустической дисграфией допускают замены и смешения букв, близких в фонетическом плане:

  • глухих и звонких согласных («корка» − горка);
  • мягких и твердых согласных («писмо» − письмо);
  • свистящих и шипящих («пушиштый» − пушистый);
  • сонорных («пелевал» − перевал);
  • аффрикат и составляющих их компонентов («щасто» − часто);
  • лабиализованных (губных) гласных («бабучка» − бабочка).

Также отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, ошибочное обозначение мягкости согласных мягким знаком или йотированными гласными («зельный» или «зельоный» −зеленый). При тяжелых формах дисграфии смешиваются фонемы, которые обозначают непохожие по своим акустическим характеристикам звуки. Звукопроизношение при этом, как правило, не нарушено, однако иногда у ребенка имеются неточные речевые кинестезии.

Осложнения

Основным следствием акустической дисграфии служит школьная неуспеваемость по родному языку, литературному чтению, нередко – математике. Плохие отметки, низкие баллы за итоговую аттестацию по окончании начальной школы, угроза оставления ребенка на второй год – все это снижает мотивацию к учебе, формирует нежелание посещать школу или отдельные предметы, рождает конфликтность в отношениях с преподавателями и одноклассниками. Ситуации неуспеха и неверия в себя создают почву для последующего развития у ребенка тревожности, заниженной самооценки, депрессивного состояния.

Диагностика

Обычно родители или педагог обращаются к логопеду с жалобами на стойкие однотипные ошибки, которые ребенок допускает на письме. В ходе анализа рабочих тетрадей специалист замечает типичные для акустической дисграфии проблемы: замены/смешения букв по фонетическому сходству, перестановки, пропуски букв. Для подтверждения диагностической гипотезы логопед проводит обследование устной речи:

  1. Оценка звукопроизношения. Учащиеся с акустической дисграфией звуки произносят верно, но у них может быть нечеткая дикция, неточность переключения артикуляционных поз. Анатомические дефекты речевого аппарата отсутствуют.
  2. Исследование фонематических процессов. В большей степени оказываются несформированными слуховая дифференциация, операции анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем. Ребенок не способен правильно повторить слоговые цепочки с оппозиционными звуками, отобрать картинки с нужным звуком, определить место звука в слове, показать предметы, обозначаемые словами-паронимами.
  3. Обследование других сторон речи. Проводится проверка состояния слоговой структуры слова, лексико-грамматических категорий речи. Исследуется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, выявляется фонематическая дислексия.

Из методов медицинской диагностики может быть рекомендована аудиометрия, т. к. при недостатках фонемного распознавания всегда необходимо исключать тугоухость. Инструментальное неврологическое обследование по показаниям включает электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, церебральную КТ или МРТ.

Коррекция акустической дисграфии

Коррекционный маршрут при дисграфии, обусловленной несформированностью фонемного распознавания, строится с учетом нарушенных речевых звеньев. В ходе занятий решаются задачи:

  • формирования фонематического восприятия;
  • уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
  • овладение звуко-буквенным анализом и синтезом;
  • соотнесение фонемы с ее графическим эквивалентом – графемой.

Работа над звуками ведется в следующей последовательности: сначала уточняются артикуляционные и акустические аспекты гласных, потом согласных (свистя­щих, шипящих, аффрикат, соноров), затем – оппозиционных звуков (мягких/твердых, звонких/глухих). Только после этого переходят к самостоятельному письму – списыванию текстов, написанию слуховых диктантов, сочинений, изложений.

Кроме совершенствования речевых функций работают над развитием ВПФ – памяти, мышления, внимания. Полезно включать в структуру занятий элементы фонетической и логопедической ритмики, двигательно-речевые физминутки. Интерес к занятиям повышает использование интерактивных игр, ИКТ.

Прогноз и профилактика

Устранение акустический дисграфии – длительный и кропотливый процесс. Он может быть успешен только при целенаправленных, систематических занятиях, обоюдных усилиях со стороны логопеда и ученика. Прогноз тем благоприятнее, чем раньше в начальном звене школы выявлена дисграфия и начата ее коррекция. В противном случае ученик с акустической дисграфией неизбежно попадет в категорию слабоуспевающих.

Профилактику акустической дисграфии необходимо вести с дошкольного детства. Она включает плановые осмотры дошкольников логопедом, целенаправленное развитие фонематических процессов при их нарушении, подготовку к школе. Взрослым следует внимательно относиться к своей и детской речи, постараться минимизировать неблагоприятные воздействия на ЦНС ребенка на всех этапах его развития.

Литература

1. Проблема акустической дисграфии у младших школьников/ Жулина Е.В., Смольянинова С.Г.// Проблемы современного педагогического образования. – 2018.

2. Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией/ Константинова Е. А., Федько Ю. И.// Царскосельские чтения. – 2017.

3. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников/ Лалаева Р.И., Венедиктова Л.Р. — 2001.

4. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме/ Белоус Е.Н. — 2011.

Код МКБ-10

F81.1

Акустическая дисграфия — лечение в Москве

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ребенок пишет правой рукой как левша
  • Ребенок пишет носом как исправить
  • Ребенок пишет матерные слова как реагировать
  • Ребенок пишет как слышит что это такое
  • Ребенок пишет как слышит какая дисграфия