Редполитика как пишется

Знакомая ситуация: копирайтеры то и дело спрашивают, как правильно пишутся названия ваших услуг. Авторов в штате стало так много, что вам надоело каждый раз снова объяснять, как и что вы пишете в блоге, а потом ещё раз, но уже про рассылки.

Если от этого абзаца у вас началась лёгкая мигрень, поздравляем: вам, скорее всего, пора разработать редполитику. И ничего страшного, что вы не СМИ! Редполитика нужна всем, кто более-менее постоянно пишет тексты.

В этой статье я расскажу, как редполитика работает и как её создать.

Что такое редполитика?

Редполитика — принятый в компании свод правил, который помогает писать и оформлять тексты для разных каналов. Её часто путают с брендбуком и нагружают ненужными для неё вопросами: например, о чём писать в рассылках или как общаться с аудиторией. Давайте разберём разницу.

Брендбук — это «путеводитель по бренду». В нём описываются миссия и ценности компании, целевые аудитории, айдентика и так далее. В брендбук также входят tone of voice и коммуникативная стратегия, с которыми редполитику тоже иногда путают.

Tone of voice (тон голоса) — индивидуальный стиль общения бренда, основанный на его философии и характере, а также на особенностях ЦА и господствующих трендах.

Коммуникативная стратегия — сценарии общения и поведения бренда на разных площадках и реагирования в разных ситуациях.

Проще говоря, редполитика регламентирует оформление текстов, которые вы пишете в соответствии с ToV и коммуникативной стратегией.

Зачем нужна редполитика?

Мне нравится сравнивать редполитику со списком покупок. Представьте, что вы собрались в «Ашан» закупаться на месяц. Можно поехать без списка и просто ходить между стеллажами и по ходу дела вспоминать, какие продукты нужны. Да, едой вы себя обеспечите и с голоду не умрёте. Но при этом потратите кучу времени, что-то нужное обязательно забудете, а что-то купите зря. Куда приятнее идти по списку — особенно если он разбит на разделы.

С редполитикой так же: без неё тексты у вас будут, но качество их оформления будет «плавать». А с ней процесс подготовки будет более осмысленным и чётким.

Эта аналогия особенно актуальна, если для вашего бизнеса тексты — не основной профиль, а один из инструментов продвижения (например, корпоративный блог или рассылки). Вам может казаться, что редполитика вам ни к чему: вы же не СМИ. Между тем она экономит время занятых в проекте людей: с ней проще понять сложившиеся правила и поддерживать единообразное оформление.

Кто использует редполитику?

Редполитику разные специалисты используют по-разному. Например, вот как это происходит у нас в EMAILMATRIX. Новый автор с помощью редполитики знакомится со сложившейся практикой, чтобы сориентироваться, как нужно писать. Редактор и корректор проверяют готовые материалы на соответствие требованиям. А менеджеры пользуются редполитикой клиента как справочником, чтобы быстро найти нужное правило, если у заказчика возник вопрос.

Наиболее активный пользователь редполитик (и нашей, и клиентских), конечно, я — корректор. Я слежу за соответствием готовых текстов формальным правилам: и глобальным (русского языка и русской типографики), и локальным (порой с исключениями из глобальных), принятым у каждого клиента. Заказчиков у нас много, нюансы разнятся, поэтому я периодически заглядываю в гайды, чтобы освежить в памяти договорённости или что-то обновить.

Какой должна быть редполитика?

Редакционные политики компаний можно условно разделить на два типа: «гайд» и «справочник».

Если клиент приходит к нам в агентство без редполитики, мы сразу составляем мини-гайд по основным вопросам, из-за которых в интернетах ломают копья: «вы» и «Вы», кавычки, склонение названий и так далее. В дальнейшем мы его расширяем, если сталкиваемся со спорной ситуацией, чтобы в следующий раз заново не обсуждать тот же вопрос.

Редакционная политика же нашего агентства — другого типа, это «справочник». В ней я не просто собираю принципы «как надо и как не надо», но ещё и объясняю, почему мы договорились делать именно так.

пример редполитики

Что касается объёма, редполитика необязательно должна быть громадной. Её размер и глубина проработки зависят от специфики публикаций. Редполитика EMAILMATRIX, например, начиналась с десятка страниц и за несколько лет выросла до двадцати.

Но самое важное — редполитика должна быть полезной. Не нужно садиться и писать её, «чтобы было», или с нуля сразу делать «как у Т—Ж», пытаясь предусмотреть все возможные нюансы. Лучше зафиксируйте несколько очевидных (но потенциально спорных) вещей — пусть это будет всего несколько пунктов — и затем постепенно дополняйте этот список. А уже потом можно будет разбивать его на разделы и думать о структуре.

Конечно, если у вашей компании уже вышло много материалов и есть на что опереться, анализируя принятые де-факто стандарты и рассогласованность в некоторых пунктах, тогда можно изначально сделать документ более подробным.

Не столь важно, какого размера будет редполитика. Важно, чтобы её было легко найти, трудно потерять и невозможно забыть чтобы в ней было легко ориентироваться и чтобы ей вообще следовали.

Кто должен готовить редполитику?

По-хорошему, готовить редполитику должен сотрудник компании, плотно работающий с её текстами. Тот, кто потом эту политику своими руками будет использовать и по ходу дела обновлять, — то есть штатный редактор.

Если же вы решили обратиться в агентство, не думайте, что эту задачу можно полностью отдать на аутсорс. Профи со стороны будет делать это не в одиночку, а в тесном сотрудничестве с представителем вашего бренда (иначе — никак): сначала он расспросит вас, что за тексты, для кого, какие каналы и в чём тонкости, и только потом сделает под вас шаблон, наполнит его и отдаст готовый документ.

Важный момент: чтобы редполитика была рабочей, её надо постоянно актуализировать, сторонний разработчик этого сделать для вас не сможет (если, конечно, не будет постоянно вести вас как клиента). Этим должен заниматься ответственный человек в вашей компании. Как актуализировать редполитику, я расскажу чуть ниже.

Как написать редполитику?

На самом деле самостоятельно составить редполитику не так уж сложно. Это просто, как раз, два, три… и четыре.

Раз! Создайте скелет

Для начала определите область применения — на какие ваши материалы будет распространяться редполитика. Например:

  • — внешние коммуникации: блог и рассылки (емейл-, СМС-…);
  • — тексты отдела маркетинга: коммерческие предложения, презентации;
  • — деловая переписка…

Затем опишите особенности ЦА и характер вашей компании, сформулируйте голос и тональность бренда, чтобы ваш автор понимал, к кому и с какой позиции он обращается от лица бренда.

После этого зафиксируйте все решения относительно текстов, которые вы уже приняли в компании:

  • — пресловутое «вы/Вы»;
  • — правильное написание названий компании и продуктов: латиница или кириллица, в кавычках или без, где ставятся заглавные, а где строчные; нужно ли их склонять;
  • «запрещённые» слова (например, «выгода» вместо слова «скидка», «не задаём риторические вопросы», «не используем громкие эпитеты вроде „супер-мега-хит-люкс-вип-элит“»);
  • заимствованные слова, написание которых в русском языке ещё толком не закрепилось: кешбэк/кэшбэк/cashback, кол/колл/call-центр;
  • — какие-то слова, которые в вашей сфере пишутся вопреки правилам. Скажем, слово «ритейл» пришло в язык и закрепилось так, как произносится: «ритейл». И в этой сфере его используют именно так, хотя в словари оно вошло как «ретейл»;
  • — использование буквы Ё;
  • оформление номеров телефонов: разделять числа дефисами, длинными тире или пробелами? Можно и так и сяк, но по-хорошему нужно выбрать для себя один способ и везде ему следовать.

Два! Наполняйте деталями

Как я уже говорила, редполитика — это проверочный гайд или локальный справочник, где вы фиксируете все правила и ссылки, которые помогают вам в работе над текстами.

Скажу сразу: не превращайте редполитику в учебник русского! Грамматика — это формальный строй языка, одна из высших категорий, поэтому ей по умолчанию должны подчиняться все тексты. Многие авторы забывают закрывать запятой обособленные обороты или путают «-тся» и «-ться», но это материал явно не для редполитики.

Вместо этого в неё можно добавить полезные ссылки, чтобы, во-первых, пользователи сами понимали, откуда какое правило берётся, а во-вторых, могли обосновать своё решение клиенту, если возникнут вопросы.

  • Ссылки на электронные справочники: к вашим услугам Лопатин, Розенталь, Мильчин и другие приятные люди.
  • Ссылки на сервисы: например, «Орфограммка», «Главред» и «Типограф», чтобы менеджеры и авторы могли улучшить тексты без участия корректора.
  • Ссылки на пояснительные записки: например, я составила памятку о том, почему не нужно писать «вы» с заглавной. Одно время это был просто суперживотрепещущий вопрос, и чтобы не объяснять каждый раз новому клиенту заново, я сделала специальный док.
  • Ссылки на страницы с объяснением правил. Это больше «личная корректорская» история: менеджеры вряд ли будут так углубляться, но они часто задают вопросы, как и почему нужно писать, чтобы передать пояснение сомневающемуся клиенту. Поэтому я сохранила полезные ссылки, чтобы были под рукой.

А в некоторых случаях я прямо в самом тексте редполитики коротко объясняю, почему так, а не иначе: я убеждена, что человек запоминает информацию лучше, если усваивает логику, а не голый факт.

Три! Актуализируйте

Периодически просматривайте документ и обновляйте его, структурируйте накопившийся материал. Нашу редполитику я обновляю сравнительно редко, примерно пару раз в год. А вот заглядываю в неё гораздо чаще.

Например, я почему-то долго не могла запомнить, как ставятся значки сносок в сочетании со знаками препинания — а они часто встречаются в письмах. Добавила эти правила в редполитику и заглядывала туда каждый раз, как встречала сноску. В итоге запомнила! Но правило оставила*.

Да, открываю профессиональный секрет: корректоры не держат все-все правила в голове.

А когда мы писали статью о нашей дизайнерке-иллюстраторке, я добавила раздел о феминитивах. Чтобы сформулировать принцип, согласно которому мы впредь будем использовать их в своих публикациях.

пример редполитики

Ещё в нашей редполитике есть раздел «Глоссарий», в котором со временем сформировался подраздел «Стоп-слова». Там я собираю слова, которые «любят» использовать неправильно (например, «авитаминоз», «нелицеприятный» или «экспертиза»).

пример редполитики

И четыре! Откройте доступ

Сделайте документ доступным для всех авторов, которые пишут для вас, и обяжите следовать ему. Например, у нас ссылка на клиентский текстовый гайд добавляется к описанию каждой задачи для копирайтера, а ссылка на нашу редполитику закреплена в «шапке» копирайтерского чата в корпоративном мессенджере.

Что делать, когда редполитика готова?

Не надо питать иллюзий, что менеджеры или копирайтеры с первого раза усвоят все изложенные в редполитике тонкости и никогда не будут делать ошибок в сокращениях или кавычках. Нет, в одночасье этого не произойдёт. Одна из задач «хранителя редполитики» — напоминать о ней и деликатно тыкать носом в нужные разделы. Чтобы у пользователей выработался рефлекс искать ответы на вопросы самостоятельно.

Напоследок вернёмся к метафоре про список покупок: она отражает и важность использования редполитики. Если вы составили список покупок, но не смотрите в него, придя в магазин, толку от него — ноль. Если вы делаете покупки для себя (то есть пишете все тексты сами), поход в магазин без списка (то есть работа без редполитики) даст плоды, но успех зависит от вашей памяти и общей системности мышления: вы хорошо знаете, что вам нужно приготовить, поэтому с меньшей вероятностью забудете нужные ингредиенты.

А вот если закупаться для вас едет другой человек, то всё меняется. А если несколько человек? А если каждый раз разные? Сами понимаете 🙂

Дьявол в деталях — эта попсовая фраза касается в том числе и текстов от лица компании. Вы можете слать красивые и грамотные письма, но какой-нибудь сноб обязательно заметит, что у вас мелькают то «онлайн», то «он-лайн». И это испортит впечатление.

Привести тексты к единообразию поможет редполитика. Кому-то это кажется задротством, но в таких мелочах и проявляется профессионализм. Классно, когда во всех текстах вы пишите «емейл», а не «имейл».

Год назад мы сделали редполитику для себя, а совсем недавно для одного из наших клиентов — строительного магазина. Это был наш первый раз «не для себя». Делимся, какие сделали выводы.

Прежде чем писать, пообщайтесь с клиентом

Обсудите с клиентом, что бы он хотел добавить в редполитику. Понятно, что в этой команде именно вы — профессионал и защитник русского языка, но у заказчика могут быть свои соображения на этот счёт.

Клиент попросил нас расписать, что такое не пошлый, логичный и понятный текст без провокаций. Также он заинтересовался, с какой буквы писать слово «вы» — со строчной или заглавной, какие кавычки использовать и нужна ли Ё в рассылке.

Каким должен быть текст

Подход EmailSoldiers к написанию статей

Вдохновитесь чужими редполитиками

Мы начали с того, что перечитали свою редполитику, а дальше пошли за вдохновением к коллегам. У Максима Ильяхова есть целая подборка годных редполитик.

Например, правила Тинькофф Журнала занимают 49 страниц и описывают всё в деталях — начиная от идеи издания и заканчивая общением внутри редакции. Но нужно понимать, что такой объём уместен для крупного СМИ, а для рассылок интернет-магазина — это очевидный перебор. Пусть у вас будет документ на несколько страниц, зато сотрудники смогут запомнить все правила и пользоваться ими каждый день без подсказок.

Правила для нашего клиента заняли всего пять страниц и там нет ни слова об общении в компании.

У компании должен быть свой голос

Не стоит целиком копировать чужие правила — отталкивайтесь от того, что беспокоит вас или вашего клиента. В редполитике The New York Times есть целая глава о верном употреблении арабских имён. Вряд ли она пригодится для интернет-магазина детских игрушек.

Мы основывались на своей редполитике, но вырезали большую часть информации. Потому что вопрос «Как написать статью в блог» актуален для нас, но не для нашего клиента.

Как написать статью в блог

Зато взяли правила, касающиеся качества текстов: не использовать модальные глаголы и пассивный залог, не плодить «гусеничек» из существительных и т.д.

Несколько правил для красивого текста

Что есть в мире текстов, кроме инфостиля

Ведите от общего к частному

Структура редполитики напоминает воронку — её следует начинать с общих понятий и сводить к мелочам. Мы начали с общих требований к тексту и голосу компании, а после перешли к конкретным словам.

Когда прописывали голос, воспользовались методом MailChimp — сравнили его с тем, чем он не является. Получилось так:

  • уверенный, но не дерзкий;
  • умный, но не скучный;
  • экспертный, но не занудный;
  • лёгкий, но не глупый.

У каждого своё представление, что такое красивый или без провокаций текст, поэтому мы обсудили этот вопрос с клиентом и добавили его видение в редполитику.

Без провокаций

Добавьте жизненные примеры

Чтобы сделать правила понятными, мы снабдили их примерами. В редполитике Email Soldiers они выглядят так:

Примеры из жизни

Для клиента в качестве примеров мы использовали реальные предложения из прошлых писем компании.

предложения из писем

Полезно почитатьКак брать интервью для блога

Толкайте редполитику в массы

Мало составить редполитику, гораздо важнее, чтобы сотрудники компании пользовались ей каждый день. Соблюдайте правила, когда общаетесь с клиентами. Следите за коллегами — если они пишут неправильно, лишайте их обеда 🙂

В Email Soldiers этим занимаются редакторы — ругают коллег за ошибки. Ревностнее всех к ошибкам относится редактор блога Надя, особенно, когда речь заходит о Ё. Она даже получила на новогоднем корпоративе официальное звание адвоката этой буквы.

Толкайте редполитику в массы

Дополняйте редполитику

Редполитика — это практически живое существо, которое надо периодически обновлять. Не надо придумывать искусственно, что бы такое добавить — правила появятся сами в процессе работы.

Дополняйте редполитику

Помните, что редполитика — это вишенка на торте. Она не улучшит автоматически ваши тексты, но сделает их опрятнее.

Ну и финальный чек-лист, как взяться за редполитику:

  1. Пообщайтесь с клиентом и выясните, что он хочет видеть в материале;
  2. Посмотрите чужие редполитики для вдохновения;
  3. Соберите правила и сделайте структуру — от общего к частному;
  4. Добавьте примеры из вашей области;
  5. Отправьте редполитику каждому сотруднику в компании;
  6. Дополняйте редполитику, когда возникают спорные вопросы;
  7. Каждый день показывайте коллегам пример, что пользоваться редполитикой — это классно!

Что такое редакционная политика

Это такой гибрид брендбука, технического задания и трудового договора. Задает редакционные стандарты, поясняет, какие тексты на вашем сайте считают хорошими и рассказывает, за что отвечает автор, а за что – редактор.

Можно обойтись и без редполитики, если на сайте всего один автор. Или два. Но когда авторов десятки и статьи льются сплошным потоком, редполитика поможет редактору контролировать их качество. Ну и проще уж один раз описать, чего вы собственно хотите, чем сто раз рассказывать это каждому автору лично.

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Интересно и эффективно

Подробнее

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Как правильно писать редполитику

Пишите о важном. Я ниже привела список вопросов, чтобы вам было проще. Смело выкидывайте любые вопросы, если вашему изданию они не подходят и добавляйте свои, если я чего-то не учла. Редполитика

Когда увлекся и написал в редполитике все-все-все

Я не знаю, какого размера должна быть правильная редполитика. У блога «Текстерры» – это маленькая статья. У «Тинькофф-журнала» – огромный многостраничный документ. Истина где-то посередине. Чем длиннее редполитика, тем меньше шансов, что ее дочитают до конца и запомнят. Чем она короче, тем чаще редактору придется повторять банальные истины. Так что решайте сами.

Об издании

Для новых авторов это очень важный раздел. Без понимания, что у вас за издание, на кого оно рассчитано и какие цели преследует, автор не в состоянии написать хорошую статью. Опустить его можно, только если авторов вы набираете из числа своих читателей (как это происходит в блоге «Текстерры», например).

1. О чем пишем? Например, блог «Текстерры» – это журнал об интернет-маркетинге и всем, что с ним связано.

2. Зачем? Цели издания могут быть самые разные: дать читателям максимум полезной информации по теме, повеселить их и т. д. У каждой рубрики может быть собственная цель.

3. Рубрики. Это могут быть новости, аналитика, мнения, авторские колонки, кейсы, развлекательный раздел и т. д. Расскажите, какого рода материалы печатаются в каждом из них, приведите примеры.

4. Манера общения. Есть ли у вас требования к манере общения авторов с читателем? Или вы считаете, что каждый автор должен писать в той манере, которая ему больше нравится? Например: мы пишем вежливо и корректно, с максимальным уважением к читателю статьи. Или: мы пишем эмоционально, так, будто общаемся с читателем в соцсети. Или: мы пишем вежливо и уважительно, но в каждом абзаце обязательно должно быть матерное слово.

Автор и редакция

5. Как с вами связаться? Куда и как писать?

6. Темы. Кто предлагает тему? Редакция или сам автор?

7. Если автор, то какого рода темы интересны редакции. Например: новости, аналитика, интервью, кейсы и т. д.

8. Чего нельзя. Если вы принципиально не публикуете статьи о котиках, напишите об этом.

9. План статьи. Нужно ли присылать план или от автора сразу ждут готовый текст?

10. Дедлайн. Сколько времени дается на выполнение? Есть ли другие причины для сдвижения сроков, кроме смерти автора?

11. Какого размера должна быть статья?

12. Заголовок. Кто его придумывает? Если автор, то может ли редакция изменить его без разрешения?

13. Редактирование. Может ли редакция отредактировать что-нибудь, кроме грамматических ошибок без разрешения автора? Или статью вернут на доработку? Например: мы можем отредактировать грамматические ошибки и поменять подзаголовки, чтобы текст лучше читался. Но смысловой части текста редакция не касается.

14. Ссылки. Можно ли поставить ссылку на сторонние сайты?

15. Когда будет публикация?

Они хотят трэша – зачем же интернет-автору сохранять порядочность?

Они хотят трэша – зачем же интернет-автору сохранять порядочность?

Деньги и пиар

16. Кто кому платит за публикацию? Вы автору, автор вам или публикации бесплатны для обеих сторон?

17. Имя. Может ли автор поставить свое имя под статьей? Или все публикации идут от лица редакции?

18. Пиар. Можно ли публиковаться за пиар? Как насчет упоминаний своего продукта и ссылок на свой сайт?

19. Кстати, если публикуете за пиар, приведите статистику своего сайта, чтобы потенциальные авторы лучше вдохновлялись.

Реклама

20. Вы публикуете заказные статьи?

21. Если да, куда с ними обратиться.

22. Кстати, вы можете сами их написать? Или рекламодатель должен предоставить вам свой текст?

Источники

Актуально для образовательных порталов и общественно-политических изданий.

23. Ссылки. Нужно ли обязательно давать ссылки на источники после каждого факта или спорного утверждения?

24. Первоисточник. Нужно ли автору докапываться до первоисточника информации или сойдет и вторичный источник?

25. Достоверность. Должен ли источник обязательно быть достоверным или сойдут и слухи, сплетни, разговоры?

Этика

26. Должен ли автор на себе испробовать то, о чем пишет?

27. Требуется ли объективность и беспристрастный обзор явления со всех сторон? Или можно писать полурекламные статьи, которые объявляют какой-нибудь продукт решением всех проблем пользователя?

28. Что делать, если в статье нашли фактическую ошибку после публикации? Варианты: оставить, как есть; поправить, но ничего об этом не говорить; поправить, извиниться перед читателями и вынести извинения в отдельную плашку.

Язык

А про это обязательно писать? Нет. Но упоминание некоторых простых правил здорово облегчает работу редактора.

29. Сленг? Можно или нельзя?

30. Может ли автор позволить себе эмоциональные высказывания?

31. Я или мы? Автор пишет от собственного имени или от лица редакции?

32. Точки над «ё». Ставим или нет? Хватит смеяться. Знаете, сколько копий по этому поводу было сломано?

33. Слово «вы», кстати, пишется с маленькой буквы. Всегда. Не усложняйте.

34. Списки бывают нумерованные и маркированные. А пункты могут начинаться с большой и маленькой буквы. И перед списком может стоять точка или двоеточие. И все это регулируется сложными правилами, которые можно посмотреть в эпохальном труде Аркадия Мильчина «Справочник издателя и автора». Но коротко: после двоеточия пункты начинаются с маленькой буквы и заканчиваются точкой с запятой, а после точки – с большой и заканчиваются точкой.

35. Имя и фамилия. Да-да, именно в таком порядке. Упомяните, что на вашем сайте не должно быть Петровых Анн и Пупкиных Иванов. Только Анна Петрова и Иван Пупкин.

36. Кавычки должны быть елочкой: «». Кавычки внутри кавычек: „ “ или » «.

37. Тире должно быть таким: –. Если хотите, можете ввести использование всех видов тире – короткого, среднего и длинного, регламентировав, в каком случае должно применяться каждое из них.

38. После заголовка и подписей к картинкам точка не ставится.

39. Нет. Это не все. Но дальше уже читайте «Ководство» Артемия Лебедева про типографику или «Справочник издателя и автора» Аркадия Мильчина, про то же самое, но для педантов.

Иллюстрации

40. Кто их подбирает? Автор или дизайнер?

41. Какого размера и разрешения должны быть иллюстрации?

42. Нужно ли обязательно ставить ссылку на источник иллюстрации?

43. Активную ссылку?

44. А скриншоты? Нужна ли ссылка на сайт, с которого автор их сделал?

45. Нужны ли на скриншотах поясняющие стрелочки и квадратики?

46. Если нужны, то кто занимается их установкой: автор или дизайнер?

47. Гифки. Используем или нет?

48. Осмысленные собственноручно созданные гифки, разъясняющие этапы процесса, или бессмысленные и беспощадные котики?

49. Кстати, обычные картинки должны быть осмысленными или можно просто красивые?

Примеры

50. Если хотите статьи как на «Текстерре», скажите об этом честно. Это эффективнее, чем пытаться красочно их описать в редполитике.

51. Если на вашем сайте есть идеальный текст, дайте на него ссылку.

Структура статьи

52. Требования к заголовку. Тут никаких вариантов. Хороший заголовок должен быть кратким, емким и привлекающим внимание.

53. Не врать! Заголовок обязательно должен соответствовать содержанию статьи.

54. Кстати, не забудьте привести примеры крутых заголовков.

55. Подзаголовок – это поясняющая строчка после основного заголовка. Скажите, если он должен быть в статье.

56. Лид. Это первый абзац текста. Кратко передает содержание текста и объясняет, зачем читателю тратить на него свое время. В лиде особенно важно избавиться от воды, длиннот и стоп-слов, столь любимых копирайтерами.

57. Разделы. Длинная статья не должна быть монолитным куском. Ее нужно обязательно делить подзаголовками на логические куски.

58. Списки. Я их уже упоминала. Вы тоже упомяните, что в тексте неплохо бы иметь списки – это улучшает читаемость.

59. Выводы. Будем писать выводы в конце?

Почему копирайтеры не любят Ильяхова

Почему копирайтеры не любят Ильяхова

Примеры редакционной политики

Если не хотите писать редполитику сами с нуля, пользуйтесь образцами.

«Догма» газеты «Ведомости» – много и хорошо написано об этике.

Редполитика агентства IT-Agency – краткий и очень полезный справочник по расстановке знаков препинания, строчным и прописным буквам и всем тем мелочам, которые замечают читатели, но в упор не видят авторы. Они даже не поленились написать, как должен правильно выглядеть смайлик.

Статья «Станьте нашим автором» на «Текстерре» – лаконичные правила публикации в блоге и инструкции для новых авторов.

Редстандарты «Тиньков-Журнала» – убедительная попытка объять необъятное. Максим Ильяхов, автор документа, пытается описать действительно все аспекты отношений автора и редакции. Не рекомендую так делать. Почему? Потому что какой смысл так распинаться, если вашу редполитику никто даже до конца не дочитает? И тем более не выучит.

И это все?

Ага, как же. Не надейтесь. Редполитика – это всего лишь текст. Даже если вы перечислите все-все нюансы работы вашего журнала, редполитика не обретет силу, если никто не будет следить за ее исполнением. И вот это уже задача редактора. Никто не говорил, что будет легко.

Ну и помните, что ни один документ не заменит человеческое отношение.

В блоге мы уже рассказывали, как компании запустить блог. Хотим углубиться в тему и остановиться на более точечном моменте — редполитике или своде правил по работе в блоге. Многие клиенты, которые заходят к нам на контент-маркетинг, не хотят тратить ресурсы на создание редполитики. Зря. Она выполняет сразу несколько функций, которые влияют на успешность блога:

  1. Обобщает цели и задачи блога. Главное — сформулировать цели конкретно, а не по принципу «у всех есть и нам нужно». Например, увеличить спрос и продажи на товары офлайн, сформировать экспертный образ бренда или повысить LTV и лояльность аудитории.
  2. Организует работу команды редакторов. Редполитика убивает двух зайцев — дает редакторам быструю справку, а вам — возможность не тратить время на однотипные правки.
  3. Помогает выработать единый стиль материалов. В блоге будут те правила, которые вы считаете подходящими для своей аудитории.

Редполитика будет полезна не только для развития блога компании, но и для создания любого другого текстового контента на сайте или в социальных сетях: карточек в интернет-магазинах, лендингов, постов или email-рассылок.

Структура редполитики может быть примерно одинаковой у всех компаний. Сложность в том, что каждому конкретному бизнесу нужно учесть свои тонкости, чтобы создать рабочую и эффективную редполитику. В статье обсудим, что точно должно быть отражено в редполитике и какие задачи решает каждый ее пункт.

Целевая аудитория

Правильное определение и описание аудитории — главное лидогенерирующее свойство редполитики. Если вы неправильно определите ЦА, ваши авторы и редакторы не смогут понять, как писать так, чтобы материалы эффективно работали на вашем проекте. Поэтому нельзя описывать аудиторию по принципу «Мужчины и женщины от 18 до 60 лет» — такая информация никак не поможет вам в продвижении.

Чтобы собрать портрет ЦА, при анализе целевой аудитории учитывайте:

  • Бриф: узнайте у клиента, для каких пользователей нужно писать (новых или лояльных), какие потребности и проблемы есть у аудитории, как пользователи воспринимают бренд.
  • Отзывы: изучите сайты-отзовики, обращения в горячую линию клиента, сообщения на форумах.
  • Соцсети: проанализируйте, в каких соцсетях пользователи более активны, на какой тип контента лучше откликаются (например, гайды заходят плохо, а короткие советы — хорошо).
  • Запросы: посмотрите запросы пользователей в поиске или по Wordstat.
  • Системы аналитики: отследите поведение пользователей на сайте (по каким ключам пользователи приходят на сайт, на какие страницы заходят, до какого этапа доходят при регистрации и другое).
  • Информацию от менеджеров по продажам, продавцов, операторов.

После того, как вы собрали достаточно информации, определите и сформируйте группы и подгруппы ЦА. К примеру, недавно мы создавали редполитику для интернет-магазина, специализирующегося на продаже и производстве рабочей одежды и одежды для активного отдыха. В целевой аудитории выделили несколько крупных сегментов. Разберемся на примере одного из них:

  1. Выделяем сегмент «Физические лица».
  2. Определяем, что для всего этого сегмента будем писать о ценах, качестве и функциональности одежды.
  3. Разбиваем сегмент на подсегменты: туристы, рыболовы и охотники.
  4. Для каждого из них будем выпускать свои подборки статей и товаров.

У каждого из таких сегментов и подсегментов есть собственные приоритеты, барьеры и потребности, которые обязательно нужно учесть, чтобы правильно подойти к созданию контента.

Цели и задачи контента

Этот пункт поможет вам подобрать лучшие методы для реализации проекта. Так вы будете стремиться к конкретным, измеримым результатам и поймете, какие теории нужно протестировать в первую очередь. Неправильно определенные цели и задачи (например, «продать товар сразу») подтягивают за собой перерасход бюджета, неэффективную стратегию и срывы дедлайнов. Рано или поздно это приводит к провалу проекта. Мы на проектах ставим цели поэтапно, учитывая ресурсы клиента. К примеру, если у него есть база контактов, то первой нашей целью будет прогреть ее, чтобы в дальнейшем это привело к продажам.

Обычно мы сталкиваемся с двумя ситуациями.

Клиент сам заходит на ведение блога. В этом случае наша первоначальная задача — выяснить, зачем ему это нужно. Если клиент не может сформулировать ответ сам, помогаем ему, опираясь на наш опыт.

Мы предлагаем клиенту развивать блог. Делаем так, когда уже продвигаем клиента по нескольким каналам и видим, что блог будет хорошим дополнительным генератором лидов. В этом случае мы самостоятельно обозначаем цели и задачи.

После того, как вы сформулируете цели, вынесите в редполитику KPI, по которым можно отследить, достигаете вы своих целей или нет. Это может быть:

  • Количество заявок. Поможет вам оценить и вовлеченность пользователя, и площадку, на которой вы размещаете ссылку.
  • Доскролл статьи. Чем больше процент доскролла, тем волеченнее читатель и, следовательно, полезнее материал.
  • Просмотр видео. Если вы планируете дополнять статьи с помощью видео, то настройте триггер на начало просмотра видео и по достижению определенного процента.
  • Количество лайков, комментариев, репостов.

Организация работы

Этот пункт в редполитике позволяет авторам грамотно распределить задачи по времени и структурировать хаотичный процесс написания текстов. А еще это помогает уже с первого этапа понять, будет ли статья полезной, а значит популярной у читателей, или тему нужно докрутить.

  1. Составляем тезисы.
  2. Пишем черновик.
  3. Редактируем.

Сначала, чтобы определить, в чем состоят идея, польза и содержание материала, автор набрасывает тезисы — краткие главные мысли будущего текста. Это не вопросы и не кейсы, а утвердительные предложения, по сути составляющие скелет будущей публикации. В своей редполитике мы приводим подробный пример, как выглядят готовые тезисы для статьи:

Далее мы описали в редполитике требования к работе над черновиком и чистовиком. Составляли их, ориентируясь на якорные вопросы, — приведем пару примеров.

Будет полезно расписать и такие базовые процессы, как оформление внутренних документов, чтобы вам не пришлось гадать, какая задача скрывается за названием «Статья email-маркетинг 1».

Форматы публикаций

Если вы развиваете не только блог, но и дополнительные каналы — email или соцсети — нужно выбрать несколько форматов для размещения материалов. Огромный лонгрид может успешно отработать в блоге, но не подойдет для визуальных соцсетей, телеграм-каналов или писем. Вы не сможете сделать грамотную дистрибуцию, пренебрегая адаптацией контента, а значит, упустите клиентов, которые привыкли использовать такие платформы. Выберите лучшие варианты контента для каждого канала — это повысит вовлеченность пользователей. А редполитика поможет вам не потеряться среди разнообразия форматов.

Если ваш бизнес по большей части зависит от соцсетей, то стоит создать отдельную редполитику для дополнительных платформ. В остальных случаях работа на таких площадках может быть просто одним из пунктов действующей редполитики — общая тональность, стиль бренда и техтребования не слишком меняются от канала к каналу.

Например, наш клиент — интернет-магазин спецодежды, размещал в своем блоге большие статьи и новости. Когда компания решила зайти к нам на email-маркетинг, стало очевидно — форматы из блога не подойдут для писем. Тогда мы вынесли в редполитику отдельный пункт по контенту для email. Сначала определили главные признаки контента, которые мы хотим видеть:

  • легкий для восприятия формат;
  • возможности для интеграции товаров в письма;
  • захват внимания пользователей.

Это позволило нам остановиться на нескольких подходящий форматах — подборках, дайджестах и гайдах — и успешно использовать их постоянно.

Требования к материалам

Разработайте собственный ряд правил, по которым вы можете определить, насколько качественной получилась статья и нуждается ли она в доработке.

Это поможет новеньким авторам быстро понять, что от них требуют, а редакторам — не тратить время на общие объяснения. По требованиям можно сразу оценить подход нового автора к работе — если 9 из 10 правил не выполнены, не стоит продолжать сотрудничество. Так сэкономите время редакторам и деньги директорам — вам не нужно будет оплачивать несколько работ автора, чтобы понять его компетенцию.

А еще благодаря требованиям:

  • опытные авторы смогут себя перепроверять и повышать качество статей;
  • вам будет проще анализировать, что нужно поменять, если материалы перестанут приносить лиды.

При подготовке можете ориентироваться на некоторые из наших критериев.

Акцент на подходе компании. Рассказывайте о своих фишках и проектах, а не переписывайте теорию из интернета — так пользователи поймут, зачем обращаться именно к вам.

Уважительность. Не самоутверждайтесь за счет читателей, клиентов и конкурентов. Докажите, что вы лучше с помощью кейсов и принципов работы.

Конкретика. Подтвердите статью пруфами или примерами из своего опыта. Старайтесь добиваться однозначной трактовки всех размытых понятий. Например, абзац слева не пройдет по этому критерию, потому что мы не знаем, что означает фраза «недорогой контакт с пользователем». Насколько недорогой? Чем это можно подтвердить? Такой пример легко исправить простым уточнением.

Техтребования

В этот пункт вы можете записать общеизвестные правила, в которых ваши редакторы и авторы часто ошибаются. Это поможет избежать мелких ошибок, отнимающих время у специалистов. Сюда может войти, например, список всего того, что нужно удалить из текста при редактуре: канцеляризмы, усилители, паразиты времени и другой словесный мусор. А еще — принятое в вашей компании написание буквы ё, правила подбора и размещения иллюстраций и словарь терминов. О последнем подробнее.

В словарь терминов входят все слова или фразы, которые вызывают в редакции споры и разночтения. Определитесь с вариантом написания и добавьте единственно верную форму для вашего блога в редполитику. Это поможет вам сформировать однородный блог и улучшить визуальное восприятие текста статей.

Стилистика

Редполитика исключит все «я так вижу» и «я считаю, что это слово пишется так, а не иначе» от авторов. В вашем блоге будут те правила, которые вы считаете важными, уместными, а главное, подходящими для своей аудитории. Например, вы знаете, что вас читают консерваторы, которые вряд ли оценят англицизмы вроде «инсайт», «колл» или «факап» в статье. Один из наших клиентов, сервис по ведению бухгалтерии для предпринимателей, был как раз таким случаем. Ориентируясь на ЦА, мы отдельно вынесли положение об англицизмах в редполитику.

Это всего один небольшой пример, но из множества таких параграфов и складывается тон и стиль, которые бренд будет использовать при общении с клиентами.

Полезные инструменты

Начинающим авторам в вашей компании будет удобно иметь под рукой нужные инструменты для подготовки качественного материала. Это могут быть:

  • сервисы: Главред, Орфограммка,Text.ru, therules.ru;
  • расширения: Docs to Markdown, Grammar and Spell, Checker, Image Extractor;
  • образцы: статьи, на которые вы ориентируетесь при создании контента;
  • внутренние документы: философия бренда, брендбук, правила хранения.

И напоследок — помните, что каждый проект требует собственных рекомендаций и индивидуального подхода. Так что, если вы не хотите тратить время на изучение всех тонкостей подготовки редполитики, обратитесь к нам — мы знаем, что вам подойдет и какие нюансы нужно учесть.

В блоге Кинетики мы рассказываем о своих процессах, делимся опытом, инсайтами и шаблонами внутренних инструментов

Статья написана в рамках статейного конкурса Serpstat и SEOnews

Условия конкурса

Вы редактор? Контент-менеджер? Или просто работаете над своим сайтом? Тогда наверняка вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда над контентом трудится команда авторов, а по итогу получается все равно писец. Беленький такой. Прям посреди редакции. А если не приходилось — пляшите победный танец, ибо вы везунчик.

По своему опыту хочу сказать, что далеко не всегда от копирайтеров вообще получается добиться нужного результата. Почему так? Конечно, половина зависит от самого автора: если человек «нулячий», сферу не понимает или включает режим «я художник, я так вижу», то перевоспитать или вырастить из него спеца — процесс сложный и неактуальный. А вот если все дело в неправильной постановке задачи, тогда решить вопрос можно малой кровью — созданием редполитики.

Редакционная политика — это НЕ инструкция по написанию хорошей статьи, где подробно разжеваны тонкости журналистики или копирайтинга. Это свод устоев и правил редакции, рабочий стандарт, пособие для преодоления трудностей и выхода из неоднозначных ситуаций, с которыми автор сталкивается в процессе написания. И уже из этого вытекает польза, которую редполитика может принести сайту.

Зачем нужна редполитика

Редполитика выполняет 4 задачи:

1. Систематизирует внутренний опыт редакции.

2. Стандартизирует материалы, формирует тот самый узнаваемый стиль сайта.

3. Не оставляет авторам возможности ошибиться и оправдывать это авторским видением, помогает писать сильные тексты.

4. Упрощает работу редактору, контент-менеджеру, корректору сайта — всем ответственным за выпуск контента.

Редакционная политика — не сухой свод законов, а реальные примеры из практики авторов, которые помогают справиться с подводными камнями, сделать крутой текст, точно соответствующий концепту ресурса.

Для редактора или контент-менеджера редполитика будет важным рабочим инструментом: она упростит работу и позволит сразу задать определенный стандарт, которому должен следовать автор. Если рассматривать ее со стороны контент-маркетинга, то это не менее важный документ, чем контент-стратегия. Если контент-стратегия задает направление, то редполитика помогает придерживаться этого направления и не отклоняться от курса.

Сила редполитики в практичности: она не только объясняет правила, но и помогает их применять, — Людмила Сарычева.

Редполитика.jpg

Кому нужна редполитика?

На самом деле, хочется ответить «всем», но это не вполне корректно. Не каждый маркетолог, контент-менеджер, редактор сумеет грамотно внедрить новый профстандарт в среду авторов. Все завязано на целях редакции и результатах, которые она хочет получить. Перед тем как браться за задачу, задайте себе два вопроса:

1. Какую цель вы преследуете, планируя создать редполитику?

2. К каким результатам хотите прийти?

Четкого ответа на эти вопросы нет? Значит, потребность в редполитике пока не сформирована. Если ответ абстрактен, в духе «чтобы писать лучше», важно задать себе следующий вопрос: как редполитика на текущем этапе поможет вам писать лучше? И тут кроется основной подвох.

Если концепция сайта/издания не сформирована четко, что часто встречается на начальных этапах работы, редакционная политика будет в принципе бессмысленна, см. подзаголовок «Зачем нужна редполитика». Ее цель — четкий регламент порядков редакции, организация единого формата с единым концептом, единой задачей и «единости» в целом. Пока издание не сформировало собственные принципы и цели работы, редполитика ничем не может помочь, так как ей практически нечего регламентировать.

В то же время ничто не мешает сделать «демоверсию» редполитики, своего рода общую инструкцию работы со спорными моментами. Позже ее можно будет трансформировать в полноценную редполитику, когда формат издания будет окончательно сформирован.

Общая рабочая инструкция для авторов в агентстве копирайтинга Hands with Pens.jpg

Общая рабочая инструкция для авторов в агентстве копирайтинга Hands with Pens

Крупные издания в какой-то момент сводят свои внутренние правила в книги. Правила разных издательств часто противоречат друг другу — это нормально. Главное, чтобы внутри издания соблюдались единые правила, — заметки с курса Ильяхова из блога Всеволода Устинова.

Структура редполитики

Это нормально, если редполитика начинается с одной страницы вордовского файла, где в пяти абзацах написано буквально «пишите нормально, пожалуйста». Сначала возле этого «пишите нормально» появится пара примечаний о том, что такое нормально; потом — как это нормально сделать. Появятся примеры и еще спорные моменты, и еще. Со временем придет пора структурировать массив материалов: скорее всего, вам захочется сделать это уже на второй-третьей странице сплошного текстового полотна про профстандарты.

В структурированной редполитике проще найти нужный ответ, систематизировать свои знания и не проглядеть что-то важное.

Примечание: в начале файла имеет смысл сделать структуру с перелинковкой на пункты разделов, если вы не хотите замучить авторов необходимостью скролить десятки страниц.

Структура с перелинковкой в редстандартах Тинькофф-журнала.jpg

Структура с перелинковкой в редстандартах Тинькофф-журнала

Что должно быть в редполитике в целом

В редполитике отображают все спорные, сложные моменты, с которыми сталкиваются авторы в процессе работы. Редакторская политика должна относиться к реальности вашего сайта: если у вас кулинарный портал, нет смысла «на будущее» указывать правила написания азиатских и арабских имен, как это сделано в большей части редполитики The New York Times.

Важно, чтобы редакционная политика была ориентирована на конкретное издание, портал, блог. Она не может быть универсальной. В Догме — редполитике Ведомостей, — самый большой раздел посвящен работе с источниками. Если вы ведете информационно-полезный, а не новостной сайт, половина разделов Догмы вам не пригодится. В Тинькофф-журнале 18 страниц занимает раздел «Темы». Если ваши авторы работают по редакторскому плану, а не предлагают свои темы для статей, у вас его не будет. В методичке BBC один из самых крупных разделов — «Вред и правонарушения», что актуально для журналистов и не актуально для авторов, к примеру, Лайфхакера.

Не гонитесь за красивой формой и не пытайтесь сделать одинаковые по объемам разделы, внося в свой файл чужие стандарты. Они бессмысленны и только отвлекут автора при изучении. Все что не применимо практически в вашем издании — лишнее. Его надо выкинуть.

Важно! Приведенные ниже разделы — это пример из собственного опыта. Ваша редполитика может иметь совершенно другую структуру, содержать другие разделы или не содержать что-либо из указанных ниже. Помните про индивидуальность создания редполитики.

Раздел 1. Идеология и цель

Сначала важно указать принципы, не касающиеся «технической стороны вопроса»: о чем допустимо и недопустимо писать, каков концепт издания, что вы хотите доносить людям, какие темы табуированы. На информационно-полезных сайтах типа Моих Советов и Лайфхакера к этому пункту в 90% случаев относится политика, религия — это конфликтные темы, а если вы пишете для широкой аудитории (в примерах это все СНГ), то без скандалов не обойтись.

Для новостных порталов это правило не работает, однако даже Daily Nation в своей редакционной политике указывает:

Wording should be temperate and non-inflammatory

Формулировки должны быть сдержанными и неподстрекательскими.

А также:

Journalists working for the Group are expected to subordinate their individual political or religious views and to remain apolitical and neutral on religious matters in the course of discharging their official duties so as not to allow their political or religious affiliations or views to influence their editorial judgment.

От журналистов Nation Media Group ожидается, что их личные политические и религиозные взгляды будут отодвинуты на второй план, а сам журналист сможет оставаться аполитичным и нейтральным относительно религии в ходе выполнения служебных обязанностей, чтобы не допустить влияния политических и религиозных убеждений и взглядов на их редакторские суждения.

Тут же выделяется целевая аудитория; люди, для которых вы пишете. Кто они, почему (зачем) они читаю ваш сайт? Чем они занимаются и интересуются, если это влияет на контент, то сколько им лет, откуда они? Все эти вопросы важно осветить — сократит риск необходимости еще одной доработки.

Раздел «Идея журнала», пункт «Для кого пишем» в редстандартах Тинькофф-журнала.jpg

Раздел «Идея журнала», пункт «Для кого пишем» в редстандартах Тинькофф-журнала

Настроение и стиль издания тоже указываются. Если ресурс сатирический, там нужна совершенно особая атмосфера текста. В духе, когда у вас издание по типу еженедельника Charlie Hebdo, автор четко должен понимать, что материал в стиле Медузы туда не подойдет. Если вы ведете сайт с полезными статьями для мам, материалы не должны содержать напоминать те же новости Ведомостей. И по аналогии.

Раздел 2. Сайт и рубрики

На сайте с несколькими рубриками важно описать специфику каждой, чтобы автор понимал, чем формат статей в раздел «Новости науки» отличается от рецептов в «Кулинарные эксперименты». Если для каждого раздела присущ свой формат (к примеру, для «Игр» только фичеры, для «Бизнеса» только кейсы), то этот раздел редполитики — место, где все подобные нюансы важно отобразить.

ВAIC News Editorial Policy это реализовано очень просто: после названия вида новости идет блок «Цель и контент», где описывается назначение и особенности материала для рубрики. Потом блок «Процедура» с порядком работы над контентом: как утверждается тема, собирается материал, какие правки может внести редактор и так далее. Последний блок — «Длина», тут указан минимальный и максимальный размер статьи.

Раздел «Контент» в редакционной политике The American Institute for Conservation of Historic & Artistic Works.png

Раздел «Контент» в редакционной политике The American Institute for Conservation of Historic & Artistic Works

Сюда же можно вписать технические возможности сайта: какие публикации/элементы статьи возможно разместить, а какие нет.

Раздел 3. Темы и идеи статей

Примечание: раздел актуален только для тех сайтов, которые принимают авторские темы.

Если в первом блоке вы базово рассказали про контент, то здесь важно предметно рассмотреть выбор идеи и ее конвертацию в приличный материал в итоге. Как придумать идею, как понять, что она хороша, как сделать из нее тему статьи — все сюда.

К примеру:

Вы придумали крутую идею. Теперь еще раз просмотрите Раздел 1 редполитики. Эта идея не касается табу, не нарушает принципы издания? Если «да», измените идею так, чтобы стало «нет». После этого оцените, насколько эта тема актуальна в целом, как ее можно раскрыть, насколько она узкая. Если надо — сузьте. К примеру:

Не «100 способов продвижения сайта», а «100 способов продвижения при помощи SEO, не считая текстов с ключами».

Не «Как правильно воспитывать и обучать ребенка», а «Какие книги помогут в воспитании ребенка-билингва в русско-итальянской семье».

Список интересных вам тем можно собирать в отдельный файл + кратко описывать общий курс сайта: куда мы пишем, а куда даже не смотрим. Так, к примеру, реализован этот раздел у MadCats.

Раздел «Условия публикации» на сайте MadCats.png

Раздел «Условия публикации» на сайте MadCats

Раздел 4. Структура статьи

Любой материал должен быть структурированным, иначе получится что-то в духе: «Я настолько нелогичен, что конь стул 28».

В этот раздел редполитики важно вписать обязательные структурные элемент и их особенности. К ним относятся: заголовки, подзаголовки, абзацы, списки. Оформление линков, подбор фото/видео, правила создания скринов также имеет смысл указывать в этом блоке.

Пример структуры статьи:

1. Три заголовка.

2. Вступление: о чем статья, кому полезна, зачем ее читать.

3. Подзаголовок Н2.

4. Блок текста, при необходимости дополнительные подзаголовки Н3-Н4, списки.

5. При необходимости несколько таких блоков.

6. Итог. Резюмировать статью, написать призыв к действию (лайкнуть, поделиться, добавить в закладки — одно целевое действие на выбор).

Все пункты можно развернуть и описать более подробно, как это сделано в редполитике Тинькофф-журнала:

Раздел «Структура», пункт «Вложенная структура» в редстандартах Тинькофф-журнала.jpg

Раздел «Структура», пункт «Вложенная структура» в редстандартах Тинькофф-журнала

Раздел 5. Слова и предложения

По моим наблюдениям, этот раздел часто получается самым объемным, так как здесь сосредотачиваются все спорные филологические моменты. И именно этот раздел чаще всего дополняется.

Здесь уместно указывать все «трудные слова»:

1. Правила написания аббревиатур: SIM-карта или симкарта? Аида, АИДА или AIDA?

2. Англицизмы и другие заимствованные слова: офлайн, оффлайн или offline? Мастхэв или маст-хэв?

3. Терминология. Допустима или нет? Если «да», то дефиниция или определение?

4. Профессиональный жаргон: батник или командный файл с расширением .bat? Жаба или JavaScript?

5. Сленг и просторечия: тупить или медленно соображать? Кинуть/кидануть или обмануть?

6. Буква «ё»: емкость или ёмкость? Объем или объём?

7. Обращение к читателю: ты, вы или Вы?

Для многих сайтов актуально указывать, как правильно писать названия брендов или компаний (Нью-Йорк Таймс, «The New York Times», The New York Times), сайтов (Яндекс или Yandex), а также отдельных вещей типа Айфон/iPhone, Google/Гугл/Гугль. Выделите (это важно и обязательно!), как правильно писать название вашей компании/сайта: с кавычками или без, латиницей или кириллицей, с заглавной или прописной буквы.

Как использовать редполитику…

…чтобы не оказалось, что ее создание было лишней тратой времени

Когда автор приносит статью, которая не соответствует редакционной политике, у вас есть полное право вернуть ее на доработку. Редполитика — это должностная инструкция автора. Если текст не соответствует ей, автор не выполнил свою работу. Возвращайте авторам материалы, если они не соответствуют вашим правилам.

Редакционная политика — это библия на прикроватном столике каждого человека в редакции. Каждый копирайтер и журналист, контент-менеджер, редактор, корректор и все-все-все, кто работает над текстовым контентом на сайте должны четко это понимать. В противном случае разработка редполитики действительно будет провальным действием, на которое были затрачены ресурсы, а вот пользы по итогу ноль.

Из этого вытекает очень важный пункт:

Редполитику важно не только создать, но и привить ее использование каждому сотруднику.

Ответственным за это может быть и редактор, и контент-менеджер. Сваливать работу на стороннего специалиста или руководителя не имеет смысла: первый не поймет важность ситуации, второй хочет получить результат, оставляя процесс на усмотрение рабочей группы. Поэтому прежде чем браться за создание редакционной политики, подумайте, каким образом вы будете ее насаждать и какие меры принимать, если авторы будут игнорировать прописанные профстандарты.

Как использовать редполитику.png

FAQ

Q: Кто должен делать редполитику?

А: Созданием должен заниматься человек, который отвечает в издании за качество готового контента, чаще всего это редактор. Он видит, с какими ошибками сталкиваются авторы, у него больше всего возможностей; именно редактор может совместить понимание процесса с видением результата.

Q: Как заполнять разделы?

А: Несколько раз замечаете одни и те же ошибки или отличающиеся версии слов у разных авторов? Внесите спорный момент в раздел и сообщите всем сопричастным про апдейт.

Q: Кто отвечает и следит за контролем?

А: Оптимальный вариант, когда это делает тот же человек, который разрабатывал редполитику, если он ушел — его преемник на той же должности.

Q: Почему можно и почему нельзя копировать чужую?

А: Можно — если вам важно прописать общий стандарт сразу, с первого дня работы сайта. Нельзя — если вы работаете уже некоторое время: в этом случае чужая редполитика может идти вразрез с уже имеющимися стандартами работы. Плюс, она будет оторвана от реальности редакции из-за специфики разных изданий — и разных редполитик.

Q: Когда работа над редполитикой заканчивается? (спойлер: никогда)

А: Каждая новая статья, новый формат подачи контента, новый топик и тренд — все они будут приносить новые спорные моменты, которые важно фиксировать в редполитике. Поэтому пока сайт живет и наполняется контентом, редполитика будет требовать дополнений.

Q: Я до этого нигде не сталкивался с редполитикой. Ее вообще кто-то делает, кроме пары указанных выше сайтов?

A: Делают, другой вопрос, что издания не публикуют внутренние стандарты редакции на главной странице. Редполитику Ведомостей, к примеру, можно найти на сторонних ресурсах, а на методичку ВВС я впервые наткнулась случайно, перейдя с главной сайта на About Us, потом в раздел Editorial guidelines, а уже потом на саму страницу Guidelines.

Плюс редполитика — не всегда редполитика. Часто ее собирают как условия публикации — так, к примеру, сделала Нетология с разделом «Условия публикации», который вмещает, по сути, стандартное наполнение редакционной политики.

Q: Окей, а коммерческая выгода от этого будет? Какую пользу изданию принесет редполитика?

А: Наличие редполитики прямо не влияет на коммерческую сторону вопроса. Косвенно тем не менее она все же может повлиять на успешность и доходность за счет улучшения качества материалов, стандартизации и создания единого стиля издания. Все это даст читателям хороший контент; хороший контент, в свою очередь, влияет на читаемость; читаемость — на популярность; популярность дает больше шансов привлечь инвесторов или увеличить доход другими способами (к примеру, рекламой).

Однако в сфере контент-менеджмента важно понимать, что просто писать хорошие материалы недостаточно. Их важно продвигать, популяризировать ресурс, делать его известным, а не ждать, пока известность сама свалиться с неба. Поэтому чисто ради коммерческого успеха нет смысла заморачиваться с редполитикой — это не сработает. А вот создать внутреннюю культуру — да, это реально. И это огромный плюс, который никогда нельзя скидывать со счетов.

Сильный контент не получится создать без вкладывания в него массы сил. Сделайте регламентированные профстандарты одним из инструментов в контент-маркетинге и создавайте крутые материалы для развития проектов и сайтов!

« Назад

20.03.2018 23:59

Подготовка контента для карьерной странички, блога компании или раздела в интранете требует определенного умения. Если на вас возложена эта задача, то вы должны регулярно создавать качественные материалы, тестировать и выбирать форматы и эффективные каналы распространения. Вам нужно готовить статьи, которые будут интересны и полезны целевой аудитории: сотрудникам, соискателям, потенциальным кандидатам или клиентам компании.

Основа регулярности и качества – структурированный подход. Поэтому, если над контентным проектом работают больше двух авторов, если вы имеете четкое представление о том, какими должны быть статьи, то настала пора задуматься о составлении редакционной политики.

Редполитика

Какая польза от редполитики

Редполитика – это свод правил, руководство по подготовке контента для корпоративной редакции. Она содержит требования к тематике статей, стилистике, оформлению, вплоть до правил написания аббревиатур, и верстке текста.

Основная задача такого документа – унифицировать процесс подготовки текстов и других видов контента. Авторы с его помощью избавятся от повторяющихся ошибок, а у ресурса появится единый стиль и вид. Редполитика содержит ответы на многие вопросы и помогает новым авторам быстро подключаться к работе, а ответственному за проект меньше редактировать и ругаться с исполнителями.

С помощью редполитики структурируют накопленный опыт, документ постоянно совершенствуют в соответствии с изменениями курса. Не бывает шаблонных редполитик, их пишут под конкретный проект и дополняют полученными в процессе работы знаниями.

Когда не нужно писать редакционную политику

Описывать требования к контенту не нужно, если:

  • Вы только недавно приступили к работе над корпоративным контентом. Редполитика – это результат, описание накопленного опыта. С нее не нужно начинать работу. Когда набьете шишки и ясно поймете, к чему стремитесь, тогда и составляйте.

  • Вы в одиночку отвечаете за контент или у вас лишь один автор. В этом случае проще общаться с ним без бюрократии.

  • Вы не выработали четкой стратегии, не знаете, какие статьи нужны вашей аудитории, о чем писать в корпоративном паблике в Facebook или какие рассылки слать соискателям.

  • Вы создаете контент нерегулярно.
     

баннер_контент_hr_2   
 

Как составить редполитику: от большего к меньшему

Для редакционной политики важна структура, она помогает не запутаться в информации, учесть большую часть ошибок в работе над контентом, помнить о требованиях.

Начать можно с общей информации, постепенно переходя к частностям. Например, грубо структура политики для контентной страницы в интранете может выглядеть так:

  1. Общие данные: кто мы? Информация о ресурсе, в чем его польза для читателей. Кто целевая аудитория, описание, особенности. Основополагающие принципы работы, для чего этот проект.

  2. Какой контент готовит редакция: виды, тематика. Полезное действие, что он должен давать читателям.

  3. Как нужно и не нужно писать. Что допустимо, а что – нет.

  4. Названия, аббревиатуры и оформление типографических символов (кавычки, тире и т.д.).

  5. Работа с изображениями.

  6. Оформление, верстка.

  7. Порядок взаимодействия сотрудников редакции.

Составлять редакционную политику должен руководитель контентного проекта, главный редактор.

Примеры редакционных политик медиаресурсов

Работа с HR-контентом имеет свою специфику, однако не сильно отличается от работы с любыми другими материалами в СМИ в принципе. Поэтому при составлении редполитики корпоративной редакции можно воспользоваться наработками медиапроектов: посмотреть идеи, структуру и содержание. Редполитики некоторых изданий:

  • Модульбанк

  • Тинькофф-журнал

  • BBC

  • Редстандарты Ильи Бирмана

  • Интерфейс сервисов «Контура»

  • IT-Agency

  • Провайдер «Подряд»

  • Фабрика фактов

  • Застройщик «А101»

  • Документы сервисов Госуслуг: Платформа бренда, Электронные письма, Учебные статьи, Новости

  • Редполитика блога Texterra

Итак:

  • Редполитика – небольшой документ с описанием проекта и важными требованиями к авторам контента. Если в редполитике будет два десятка страниц, сотрудники корпоративной редакции его просто не прочитают.

  • Задача редполитики – унифицировать работу с контентом.

  • Редполитика должна постоянно дополняться. В нее нужно вносить распространенные повторяющиеся ошибки, использовать опыт, накопленный в процессе работы.

  • Редполитика должна обладать четкой структурой.

  • Не начинайте работу над контентным проектом с редполитики. Она должна стать логическим продолжением вашей работы.

  • Не составляйте ее, пока четко не определите стратегию и критерии для контента.

  • Редполитика не нужна, если вы делаете контент нерегулярно или над проектом работают лишь двое.

  • Составлять редполитику лучше от общего к частному: начните с целей и полезности проекта, закончите вопросами оформления и взаимодействия сотрудников.

  • Для редполитики не существует шаблонов, ее составляют индивидуально для каждого проекта. Однако подсмотреть идеи можно в редполитиках крупных медиаресурсов.

Автор: Иван Ильин


Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!

Копирование и любая переработка материалов с сайта neohr.ru запрещены


сотрудники создают редполитику для сайта и решают, зачем она нужна

Понятие редакционной политики приходит из журналистики. Не совсем понятно, зачем она нужна в блоге о поисковой оптимизации и продвижении. Но именно эта страница на вашем сайте может задать качественный импульс в ранжировании. 

Редакционная политика — это свод принципов, определяющих подход к созданию контента. Здесь и далее мы оптимизируем все определения так, чтобы вы сразу могли понимать, как это относится к сайту.

Редполитика создается ответственным за онлайн-медиа человеком: часто владельцем или главным редактором. Помимо основных правил по работе с информацией, документ определяет нравственные нормы, которые разделяют все сотрудники: редакторы, дизайнеры, авторы.

Что определяет редакционная политика:

  • задачи вашего сайта и пути их выполнения
  • тематику и специфику направления
  • принципы проверки и выбора источников информации
  • принципы проверки достоверности данных
  • принципы выбора актуальных тем 
  • правила форматирования, оформления и подачи материала
  • список недопустимых методов создания материалов
  • список недопустимых тем

Редполитика также может содержать кодекс корпоративной этики, где прежде всего имеется в виду правдивость, точность и объективность информации. 

Пока что слишком сложно и непонятно. Давайте конкретнее рассмотрим, что может сделать редполитика для сайта:

  • задать правила написания контента для авторов
  • оптимизировать задачи редактора по выбору и распределению тем
  • выработать единый стандарт оформления публикаций
  • поднять качество контента
  • оптимизировать весь цикл от выбора идеи до публикации и распространения контента
  • определить четкий список критериев хорошего/плохого текста, тем самым сделать оценку труда авторов более объективной и конкретной (текст плохой/не подходит, потому что….)
  • упростить контроль выполнения задач
  • повысить доверие со стороны читателей, партнеров, рекламодателей
  • повысить авторитетность сайта для поисковых систем

Какой должна быть хорошая редполитика

Простой и понятной

Ее будут читать авторы, оптимизаторы, маркетологи — все те, с кем вы будете сотрудничать, возможно, даже ваши клиенты. Поэтому лучше обойтись без сложных терминов. 

Лаконичной

Чем длиннее документ, тем он скучнее и тем меньше шансов, что его осилят до конца. В то же время редполитика должна быть достаточной, чтобы объяснить все этапы работы с текстом.

Конкретной

После прочтения редакционной политики у автора, клиента, оптимизатора не должно оставаться вопросов. А в памяти должен отложиться четкий список хорошо и плохо, можно и нельзя.

Зачем вам редакционная политика на сайте

В последней редакции Инструкций по оценке качества сайтов Google указывает, что у качественного новостного или информационного ресурса должна быть утвержденная редакционная политика. 

High E-A-T news sources typically have published established editorial policies and robust review processes.  (pp 3.2)

Мы не знаем точно, как учитывается наличие такой страницы в ранжировании сайтов, но Google четко указывает, что у новостных сайтов с высоким уровнем E-A-T (компетентности, авторитетности и доверия) имеется редакционная политика.

Если вы хотите повысить авторитетность своего сайта, показать клиентам и партнерам серьезность подхода к работе, то редполитика вам нужна. 

Редполитика также может повысить доверие читателей к вашему сайту, если вам удастся просто и доступно объяснить принципы отбора и проверки материалов, тем самым доказать, что вам стоит доверять. 

Редполитика может стать тем самым главным отличием от конкурентов в выдаче, особенно в направлении новостных изданий, где выделить основные отличительные критерии качества весьма сложно.

Как создать редакционную политику

Не существует единых стандартов создания редакционной политики. Мы не станем умничать и давать рекомендации, как написать крутую редполитику. Ведь у нас у самих такой страницы еще нет. Но мы покажем вам несколько примеров известных онлайн-медиа. Возможно, вы найдете среди них то, что близко вам по духу и форме, и создадите собственную по образу и подобию.

  • Тинькофф-Журнал
  • Лайфхакер
  • IT-Agency
  • Фабрика Фактов
  • BBC
  • The Washington Post

А у вас есть редакционная политика? Поделитесь с нами в комментариях, что думаете об этом и может ли такая страница на сайте повлиять на его ранжирование.

Остаемся на связи,

команда Миралинкс

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Регби или рэгби как правильно пишется
  • Редми не закрывайте область динамика пишет как убрать
  • Регата как пишется
  • Редкоиспользуемый как пишется слитно или раздельно
  • Рег знак трактора как пишется