Перейти к контенту
Содержание
- Как правильно пишется
- Какое правило применяется
- Примеры предложений
- Как неправильно писать
Вы уверены, что правильно пишете это сложное слово? Дефис, скорее всего, не забываете ставить, а вот какое написание вы выберете: “референс-лист” или “референц-лист”? Если до конца не уверены. читайте нижеследующий материал.
Как правильно пишется
Корректно писать с буквой С на конце и обязательно через дефис. Слово заимствовано из английского: reference — ссылка, справка, пояснение.
Какое правило применяется
Это словарное слово, и его написание следует запомнить. Кто знает английский язык, тем немного проще, они вспомнят, от какого слова оно произошло.
Примеры предложений
- Референс-лист — относительно новое понятие в маркетинге и представляет собой краткий перечень особенностей и заслуг компании, который позволяет партнерам быстро оценить возможности.
- Чтобы правильно составить референс-лист, нужно иметь исходные данные о компании, о заключенных ею контрактах и успехах, а также иную информацию.
Проверь себя: «Вылаживать» или «выкладывать» как пишется?
Как неправильно писать
Некорректно писать через Ц: референц-лист.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
- Просмотрели: 2 353
Если вы все еще сомневаетесь, как пишется слово «Референс-лист» или «референц-лист» , то знайте — правильное написание слова:
Корректно писать с буквой С на конце и обязательно через дефис. Слово заимствовано из английского: reference — ссылка, справка, пояснение.
Kak-Pishetsya.info
Правописание слов и ударений
© Kak-Pishetsya.info 2021. Узнайте как правильно пишутся слова в русском языке, куда ставить ударения в слове, проверочное слово, разбор слова по составу, перенос слов, значение слов
В России применение референс-листа в презентациях и на сайтах компаний только начинает набирать популярность. Поэтому отсутствует единое представление о правильной реализации документа.
Если ориентироваться на запад, где референс применяют много лет, — это список реализованных компанией проектов (проведенных мероприятия, поставленного оборудования и т.п., зависит от сферы деятельности).
Не путайте понятие со списком доступных товаров, поставщиков, прайс-листом и другой информацией об организации. И не поддавайтесь на неправильное написание, возникшее из-за кальки с английским языком. Правильно — «референс-лист». Неправильно — «референт-лист», «референц-лист» и другие всевозможные формулировки.
Как оформить и какую информацию добавить
Стандартов и требований по оформление референс-листа нет. Главное, чтобы он решал главную задачу — давал потенциальному клиенту информацию о реализованных проектах и деятельности компании. Важно найти «золотую середину» — не перегружать документ ненужными данными и при этом дать не слишком мало сведений.
Мы в работах указываем следующую информацию:
- краткое описание проделанной работы (например, «устройство временных дорог» или «обогрев стрелочных переводов на ст. Москва-Пассажирская»);
- адрес реализации проекта;
- выполняемая функция (например, подрядчик, генподрядчик, поставщик сырья и т.п.);
- количество специалистов, участвовавших в работе;
- наименование компании-заказчика;
- бюджет проекта (стоимость сделки);
- сроки реализации.
Почему так важно найти «золотую середину»? Если дать много информации, внимание потенциального клиента рассеется, он так и не получит искомых сведений и уйдет к конкуренту. Если дать мало данных, возникнут дополнительные вопросы. Конечно, клиент не станет тратить собственное время на поиски ответов, поэтому уйдет в другую фирму.
Референс-лист до обращения к нам |
Референс-лист после обращения к нам |
Помимо содержания, поработайте над графическим оформлением. Простая таблица (как на изображении слева) со списком реализованных проектов — неудачный вариант. Внимание рассеивается, потенциальному клиенту не за что «зацепиться». Референс-лист должен читаться по диагонали.
Частый вопрос: информацию о скольких проектах выносить в документ?
Посмотреть всю работу
Мы рекомендуем не ограничиваться и давать сведения обо всех. У каждой компании есть несколько самых крупных сделок/объектов/поставок и т.п. Чтобы заострить на них внимание потенциального клиента, выносите их отдельно, например, перед референс-листом.
Мы обычно выделяем 5-10 листов (по одному на каждый проект) и красочно с качественными фотографиями демонстрируем результаты организаций (пример). Помните, графическая информация воспринимается читателем лучше и быстрее, чем текстовая.
Если значимых проектов много, поместите на одну страницу по 2-4 объекта (пример с 2 слайдами, пример с 4 слайдами). Хотя мы не рекомендуем делать больше двух, иначе внимание читателя рассеивается и он перестает точно воспринимать информацию.
После значимых проектов дается таблица с основной информацией по остальным (как на изображении выше). Если вам интересно, как выглядит референс-лист с выделением значимых проектов, можете посмотреть примеры наших работ.
Как добиться максимальной эффективности от референс-листа
Посмотреть всю работу
Референс-лист без сопутствующей информации малоэффективен. Потенциальный клиент узнает о реализованных проектах, но об основных возможностях компании, ее истории — нет. Поэтому документ обычно подают совместно с общей презентацией, а точнее как дополнение к ней. Мы помещаем его в конец для усиления положительного впечатления читателя об организации.
Убедитесь в этом сами на примере презентации для известного во всем мире генподрядчика в области промышленного строительства CBMI Construction Co., Ltd. Сначала посмотрите референс-лист строительной компании (в самом низу страницы).
Референс-лист даже отдельно выглядит эффектно, не правда ли? Но если рассматривать его отдельно от презентации не до конца понятно, чем именно занимается компания. Строит цементные заводы? Или вообще все что угодно? Оставив потенциального клиента наедине с этими вопросами, вероятность совершения им целевого действия стремительно снижается. Поэтому для повышения эффектности референс-листа подавайте его вместе с общей презентацией.
Что делать, если нет хороших фото реализованных проектов
Посмотреть всю работу
Как вы уже поняли, графическая составляющая референса очень важна. Да, красиво оформленная таблица с реализованными проектами — здорово, но наглядная демонстрация крупнейших работ произведет на потенциального клиента большее впечатление.
Но что делать, если проекты заканчивали, когда о референсе еще не задумывались? Или просто не успели/забыли/не смогли сделать качественные снимки? Вариантов два: поехать самостоятельно и сделать хорошие фотографии или воспользоваться нашей дополнительной услугой — профессиональный фотограф на выезде.
Он самостоятельно посетит объекты по указанным адресам и подготовит графику для создания эффективного референс-листа. Без качественных снимков произвести впечатление на потенциального клиента сложно. А если сделаете «спустя рукава» и добавите фотографии низкого качества, только навредите и отпугнете читателя.
Какому бизнесу нужен референс-лист
Чаще всего референс-лист заказывают строительные компании и промышленные организации, портфолио которых насчитывает десятки или даже сотни выполненных работ.
Но это не значит, что малый бизнес не получит от reference пользы. Наоборот, многие предприниматели и некрупные организации, работающие на рынках стандартных товаров, не знают и даже не задумываются о референс-листе. И чем раньше вы его сделаете, тем быстрее получите неценовое преимущество, позволяющее привлечь больше клиентов.
Что делать с референс-листом после составления
Референс-лист составлен, что дальше? Подготовка документа — половина успеха, вторая зависит от правильного использования:
- отдайте документ отделу продаж, чтобы они прикладывали его к письмам, отправляемым потенциальным заказчикам;
- дополните референсом пакет документов, используемый в торгах и тендерах;
- добавьте в основную презентацию о компании;
- распечатайте несколько буклетов для посетителей конференций и выставок. Возможно, после ознакомления они сразу захотят стать вашими постоянными клиентами;
- на официальном сайте организации создайте страницу с примерами работ и разместите референс-лист. Это повысит вовлеченность посетителей и увеличит конверсию в клиентов.
Это лишь несколько вариантов, все ограничивается воображением и возможностями. Если у вас есть крутые идеи по использованию референса, обязательно расскажите про них в комментариях.
Какую пользу приносит референс-лист
Хороший референс-лист — неценовое преимущество над конкурентами. Если перед заказчиком лежит две презентации — одна с reference, а другая без — скорее всего, он сделает выбор в пользу первой компании, так как сразу увидит примеры успешных работ.
Референс-лист приносит много пользы:
- Наглядная демонстрация результатов повышает шансы на выигрыш в тендерах и торгах. Как следствие, вы получаете больше клиентов и выгодных контрактов.
- Повышается эффективность работы отдела продаж, так как презентация компании с референс-листом «захватывает» больше внимания потенциального клиента и подталкивает его на совершение целевого действия.
- Размещение референс-листа на сайте повышает вовлеченность пользователей, что положительно сказывается на поисковом продвижении. Позиции в выдаче вырастут и приведут больше новых клиентов.
Качественный референс-лист способствует привлечению новых заказчиков и, как следствие, увеличивает прибыль компании.
Примеры реализации документа. Полезные ссылки.
- Для воодушевления посмотрите примеры наших работ.
- У нас много реализованных презентаций + референс-листов для строительных компаний.
- Есть отдельный раздел с выполненными проектами для промышленных организаций.
Но лучший вариант — обратиться за разработкой презентации о компании и референс-листа к профессионалам «Твой Бренд». За более 7 лет работы мы разработали на заказ свыше 130 подобных проектов.
«Референс-лист» или «референц-лист» как пишется правильно?
Вы уверены, что правильно пишете это сложное слово? Дефис, скорее всего, не забываете ставить, а вот какое написание вы выберете: “референс-лист” или “референц-лист”? Если до конца не уверены. читайте нижеследующий материал.
Как правильно пишется
Корректно писать с буквой С на конце и обязательно через дефис. Слово заимствовано из английского: reference — ссылка, справка, пояснение.
Какое правило применяется
Это словарное слово, и его написание следует запомнить. Кто знает английский язык, тем немного проще, они вспомнят, от какого слова оно произошло.
Примеры предложений
- Референс-лист — относительно новое понятие в маркетинге и представляет собой краткий перечень особенностей и заслуг компании, который позволяет партнерам быстро оценить возможности.
- Чтобы правильно составить референс-лист, нужно иметь исходные данные о компании, о заключенных ею контрактах и успехах, а также иную информацию.
Проверь себя: «Вылаживать» или «выкладывать» как пишется?
Как неправильно писать
Некорректно писать через Ц: референц-лист.
Предыдущая
Русский язык«Вылаживать» или «выкладывать» как пишется правильно?
Следующая
Русский язык«К сведенью» или «к сведению» как пишется? Есть простое правило!
Референс-лист – относительно новое понятие в российском маркетинге. Это документ, который в наглядной форме отражает деятельность компании. Составив референс-лист вашей организации, вы сможете найти больше партнеров и клиентов, увеличить прибыль вашего бизнеса.
Что такое референс-лист организации
В переводе с английского «reference» означает «ссылка» или «справка». В западном маркетинге референс-листом называется полный список сделок, в которых компания принимала участие. В российских реалиях у этого термина разные толкования. Референс-листом могут называть список клиентов, либо список товаров и услуг, которые предоставляет организация.
Мы расскажем о составлении классического референс-листа, содержащего список завершенных сделок. Этот документ служит объемной визиткой компании. Он помогает составить целостное впечатление о работе организации, деловой репутации компании. Наличие референс-листа на сайте будет вашим неценовым преимуществом перед конкурентами.
Варианты названия «референт-лист» и «референц-лист» являются неправильными. Они возникли из-за звуковой кальки с английского языка. Называйте документ правильно, чтобы не испортить впечатление с первой строчки.
Для чего нужно составлять референс-лист
Изучение грамотно составленного референс-листа дает ответы на следующие вопросы:
- Сколько лет компания существует на рынке?
- На каких отраслях специализируется?
- Какие товары и услуги предлагает организация?
- Какие производственные возможности фирмы?
- Сколько крупных сделок было совершено за последнее время?
- Есть ли у компании постоянные клиенты, сколько их от общего числа?
- Есть ли в списке клиентов известные компании, заслуживающие доверия?
В референс-листах принято указывать фотографии с завершенных проектов и контактные данные клиентов. Позвонив по указанным номерам, читатель получит подтверждение о совершенных сделках, услышит реальные отзывы заказчиков.
Кому нужен референс-лист
Существует заблуждение, что референс-лист нужен только компаниям, которые работают в сфере промышленности или строительства. Но это не так. Грамотно составленный документ поможет в продвижении любого бизнеса.
Референс-лист на корпоративном сайте не заменяет разделы «О компании», «Наши клиенты» и «Отзывы о работе». Эти страницы нужны, чтобы произвести первое впечатление на посетителей сайта. Если потенциальный клиент или партнер заинтересуется вашей работой, он может открыть референс-лист, чтобы узнать больше о возможностях компании.
Если вы продаете товары, а не оказываете услуги, можно не указывать информацию о мелких или розничных сделках. Иначе объем документа будет значительно увеличен. Тогда читатели могут не найти полезную информацию и составить неверное впечатление о компании. Указывайте крупные оптовые сделки и поставки товаров известным организациям.
Преимущества составления документа
Профессиональный референс-лист даст вам следующие преимущества перед конкурентами:
- повысится число уникальных посетителей вашего сайта;
- увеличится количество клиентов, которые обратятся в вашу компанию;
- вырастет число выгодных контрактов с крупными заказчиками;
- повысятся ваши шансы на выигрыш в тендерах и торгах;
- презентация вашей компании станет более информативной;
- повысится эффективность работы отдела продаж;
- улучшится репутация вашей компании на отраслевом рынке;
- увеличится прибыль вашей организации.
Используйте ваш референс-лист в сочетании с маркетинг-китом, мультимедийной презентацией, инфографикой и другими способами продвижения, чтобы достичь наилучшего результата.
Правила оформления референс-листа
Нет единого шаблона для составления референс-листа. Оформление этого документа зависит от специфики вашего бизнеса. В референс-листе укажите краткую информацию по сделкам:
- период выполнения работ (или дату продажи);
- перечень оказанных услуг или проданных товаров;
- отрасль завершенного проекта;
- реквизиты компании-заказчика;
- фактический адрес места выполнения работы;
- отзыв представителя компании-заказчика;
- контактные данные представителя заказчика;
- ссылки на фотографии выполненных работ (если есть).
Если компания специализируется на нескольких направлениях бизнеса, то референс-лист нужно разделить на главы по отраслям. Тогда читатель документа сможет быстрее найти полезную для себя информацию.
Некоторые маркетологи советуют указывать не только успешные сделки. По их мнению, сведения об 1–2 неудачах повысят доверие к компании. Такая презентация будет восприниматься как более правдивая. Информация об ошибках и методах исправления покажет, что вы готовы развиваться и ставите интересы клиентов на первое место.
Шаблон оформления
Приведем шаблон составления документа в виде таблицы. Так может выглядеть шапка референс-листа строительной компании:
Даты работы | Название компании заказчика | Юридический адрес заказчика | Краткое описание проекта | Адрес места выполнения работы | Фото проекта | Краткий отзыв заказчика | ФИО и контакты представителя заказчика |
А это шаблон для референс-листа тренингового центра:
Даты проведения тренинга | Название компании заказчика | Юридический адрес заказчика | Название тренинга | Адрес мероприятия | Фото с тренинга | Краткий отзыв о мероприятии | ФИО и контакты представителя заказчика |
Если вы оформляете документ в виде таблицы, не вставляйте в нее картинки. Используйте ссылки на полноформатные изображения. Так верстка таблицы не нарушится, а читатели смогут увидеть фотографии в хорошем качестве.
Советы по оформлению
- Не спешите с составлением документа. Соберите подробную информацию о прошедших сделках. Лучше выложить файл немного позже, чем опубликовать документ с ошибками.
- Оформите документ на фирменном бланке. Добавьте логотип компании, водяные знаки и колонтитулы, которые вы используете при деловой переписке.
- Сохраните готовый документ в популярном расширении. Подойдут форматы .doc; .docx; .xls; .pdf. При выборе других форматов есть вероятность, что файл будет открываться не у всех читателей.
- Защитите файл от копирования и редактирования. Некоторые компании с малым опытом работы могут использовать чужие проекты на своем сайте. Это случается редко, но стоит защитить информацию от неправомерного использования.
- Если у вас нет времени на составление референс-листа, закажите работу у специалистов. Большинство маркетинговых агентств оказывают данную услугу.
Печать бумажного документа
На основе референс-листа можно напечатать брошюру, буклет или журнал. Это наглядный способ донесения информации до клиентов. Красочную полиграфию можно использовать на выставках, в офисе продаж. Это эффективный инструмент для самопрезентации компании.
Обязательно проиллюстрируйте документ качественными фотографиями. Тогда читатели смогут оценить уровень вашей компании, даже не читая текст. Фотографии выполненных работ покажут специфику вашей деятельности и профессионализм сотрудников. На одну из первых страниц можно добавить карту выполненных объектов по регионам.
Закажите верстку буклета, брошюры или журнала у профессионального дизайнера. Правильно оформленная литература помогает читателю лучше воспринимать информацию. Для иллюстрации используйте также инфографику, которая покажет основные тенденции работы компании.
Красочная брошюра не является заменой таблицы, и наоборот. У документов разная целевая аудитория. Используйте варианты референс-листа для презентации компании. В таблице можно отразить масштаб деятельности фирмы. В брошюре можно не указывать информацию обо всех сделках, а проиллюстрировать главные моменты работы компании.
Как использовать готовый документ
Референс-лист организации применяется для различных целей:
- в отделе продаж компании для демонстрации потенциальным клиентам.
- при составлении презентации об истории и возможностях компании.
- как часть пакета документов, необходимых для участия в тендерах и торгах.
- на информационном стенде при участии в отраслевых выставках.
- на отраслевых конференциях, симпозиумах и других мероприятиях.
Обязательно разместите референс-лист на сайте компании, чтобы с ним мог ознакомиться любой желающий. Этот документ поможет вам создать репутацию надежного партнера, которому можно доверять.
Частые ошибки при составлении
Референс-лист не должен быть слишком коротким. В документе нужно указать информацию обо всех совершенных сделках. Потенциальные клиенты и партнеры не будут читать каждую строчку. Большой референс-лист покажет вашу организацию с лучшей стороны. Читатели увидят, что у вас крупная и надежная компания, а ваши товары или услуги востребованы на рынке.
Документ должен быть составлен лаконично и профессионально. В референс-листе вам не нужно подробно описывать каждую сделку. Укажите основные подробности по каждому контракту. Если у получателя документа останутся вопросы, предоставьте ему дополнительную информацию.
В референс-листе не должно быть грамматических, пунктуационных и фактических ошибок. Перед публикацией файла на сайте или отправкой документа на печать закажите вычитку у редактора. Постарайтесь не допускать фактических ошибок. Если читатели обнаружат в документе неверные номера или реквизиты клиентов, у них появятся сомнения в вашей честности.
Не забывайте обновлять документ. Вносить обновления в электронный файл можно раз в полгода или раз в год. Когда электронный референс-лист долго не обновляется, посетители сайта могут подумать, что компания прекратила работу или у нее наступили трудные времена. Переиздавать бумажную брошюру можно раз в 2–3 года, если не произойдет каких-то кардинальных изменений.
Подведем итоги
В референс-листе компании содержится краткая информация о совершенных сделках. Он должен быть лаконичным, но в то же время информативным. Документ помогает создать положительный образ организации, привлечь новых клиентов и партнеров.
Среди документов, находящихся в обороте современной организации, в любом случае должен быть референс-лист как источник, позволяющий продемонстрировать возможным партнерам бизнеса опыт компании и ее возможности. Для России этот термин только начинает вводиться, и еще не все маркетологи привыкли его использовать.
Сам термин еще не обрел постоянного значения, и различные материалы истолковывают его по-разному. Среди них: «список покупателей», «перечень проектов» и другие. Этот материал расскажет про референс, что это такое и где он применяется.
Содержание
- 1 Референс-лист в бизнесе
- 1.1 Польза
- 2 Правила оформления
- 2.1 Обязательное содержимое
- 3 Образец заполнения листа
Референс-лист в бизнесе
Референс — это перечень или документ, построенный по четкой структуре, которая включает типы заказов и заказчиков, территориальные и другие особенности. Он содержит отзывы заказчиков и контактные данные представителей фирм, способных подтвердить правдивость информации и ее актуальность, а также компетенцию компании в выполнении тех или иных видов работ.
Важно! Если список не содержит большинства вышеперечисленных характеристик и данных, то он не может называться референс-листом.
Основное преимущество референс или референц лист для предпринимателя в том смысле, что он объединяет многие разделы сайтов компании: «Наш опыт», «О нас», «Наши заказчики», «Наши работы», «Отзывы» и так далее. Выполняется это лишь в случае грамотного составления структурированного перечня со всеми полезными для будущих заказчиков данными.
Стоит заметить, что лист – это новый документ, показывающий неценовые преимущества компании по сравнению с конкурентами, а не новый ярлык для старых работ. Нельзя называть референсом список из десятка работ на половину страницы с кратким описанием дополнительной информации, так как это вводит заказчиков в заблуждение и напрочь отбивает желание сотрудничать, поскольку в голове появляется больше вопросов, чем выгодных и видимых преимуществ.
Важно! Подготовка такого рода документа не терпит спешки и требует некоторых временных затрат на обработку информации. Но окупится это лучше, чем простое описание клиентов по алфавиту, которое делается за минуту.
Польза
Правильно составленный и полный полезной информации референс-лист является одним из важнейших документов в пакете, которые подаются для участия в тендерах и торгах. Здесь, вместо разделов сайта, он заменяет отдельные одноименные документы.
Референс – своего рода объемная визитка, которая должна составляться любой уважающей себя организацией и выкладываться в открытый доступ официального сайта для определения неценовых преимуществ по сравнению с конкурентами. Отсутствие же документа способно отпугнуть даже неопытного заказчика, поскольку он не сможет рассмотреть примеры работ и оценить их качество.
Составление документов такого плана часто предполагает разного рода ошибки, которые включают не только орфографию и пунктуацию, ошибки в самом названии. Все дело в том, что название исходит от англоязычного термина. Многие задаются вопросом, как правильно пишется название этого документа: референс или референц.
Стоит обратиться к изначальному определению, пришедшему с Запада, где по-английски на латинице оно пишется как «reference» и в переводе означает «ссылка», «справка». Именно поэтому название читается как «референс», исходя из транскрипции англоязычного слова.
Специалисты считают, что лучше всего всегда использовать название «референс-лист», то есть с дефисом. Иногда встречается вариант «референт-лист», которое образовалось из-за созвучия с иностранным словом, имеющим совершенно иное значение.
Правила оформления
Как уже было сказано, делопроизводство современной России и предприниматели еще не сформировали точного определения понятия «референс-лист». В связи с этим практически все предприниматели оформляют его в свободном порядке, подходящем для их ниши и специфики деятельности.
Референс не должен ограничиваться не только парой-тройкой, но и десятком записей. Все достижения компании должны быть отражены в референсе. Все это поможет выставить компанию в лучшем свете. Скорость и оптимизированность листа напрямую влияет на выигрыш тендеров среди компаний или заинтересованность именно в услугах конкретного заказчика.
Важно! Референс-лист – залог успеха и постоянного притока новых клиентов. Размещая его на официальном ресурсе фирмы, можно быстро, без лишней информации и неосязаемых преимуществ познакомить людей со спецификой работы и оказываемыми услугами, не загружая «морем» текста. Все это напрямую влияет на повышение количества заказов и, как следствие, на прибыль.
Что касается фотографий в документе, то они обязательны. Это физически покажет работы и проекты, выполненные компанией без лишних слов, определит ее специфику и уровень успешности. Можно заказать оформление финального образца у профессионалов. Такое решение позволит полностью избавиться от стилистических, пунктуационных и орфографических ошибок, грамотно структурировать тест.
Мастер проведет анализ списка сделок на определенный интервал времени, фото и другие данные, соединив их воедино в документе.
Обязательное содержимое
В представлении людей это новое англоязычное понятие обозначает список или таблицу, состоящую из нескольких разделов, в которых указывается:
- Работы, которые сделала компания, реализованные продукты, оказанные услуги;
- Отрасль, в которой был совершен проект ;
- Географическое положение сделки или объекта;
- Краткое описание сделки и подписанного контракта;
- Контактные данные заказчика или его представителя.
Все данные должны полным образом описывать «картину» сделки, но при этом быть краткими и лаконично располагаться для удобства просмотра. Изучив документ, человек должен получить представление о работе компании и ее преимуществах.
Образец заполнения листа
Каждая компания может самостоятельно определить структуру и состав листа, поскольку нет четкой и установленной законодательством нормы по его оформлению. Искать в интернете документ и образец его заполнения чаще всего не требуется, поскольку любой грамотный маркетолог может составить его без труда. Если маркетолога нет, то можно заказать оформление у специалистов, которые соберут всю информацию.
Стоит помнить, что лучший внешний вид листа – буклет или каталог, презентабельно описывающий неценовые особенности работы. Несколько листов без оформления не произведут впечатления на заказчиков и будут тяжелее восприниматься. Сегодня людям нужна инфографика, представляющая информацию в графическом и доступном виде и содержащая краткие и интересные факты и демонстрационные фото, графики, диаграммы.
Таким образом было рассмотрено, что такое референс (референц). Его создание не самая простая задача, но грамотно составленный документ способен будет заменить собой множество других разделов и документов, предоставляющих информацию разрозненно и с большим количеством воды.
Содержание
- Что такое референс-лист
- Как составить референс-лист
- Плюсы наличия референс-листа
- Зачем нужен референс-лист
- Как пишется референс лист
- Как использовать референс-лист
- Заключение
В бизнесе бывают ситуации, когда две фирмы принимают решение о сотрудничестве. Для этого они изучают друг друга, анализируют работу, ресурсы и успешный опыт. Также, чтобы презентовать свою компанию в лучшем свете, каждая сторона составляет референс-лист. В нем отражается ключевая информация о бизнесе, контактные данные клиентов и зафиксированные на фотографиях результаты работы.
Расскажем, что такое референс-лист, какие преимущества он дает бизнесу. Также вы узнаете как его правильно составить и каким образом использовать.
Что такое референс-лист
Термин “reference list” пришел в русский из английского языка. «Reference» переводится как “справка”,”ссылка”.
В США и Европе референс-лист проектов — это перечисление всех сделок, в которых участвовала организация.
В российском бизнесе под референс листом могут понимать:
- список клиентов, с которыми сотрудничает компания и их контакты.
- список производящихся товаров (референс-лист поставок).
- список услуг, которые она предоставляет.
- документ, отражающий завершенные сделки с прикрепленными фотографиями и указанием данных заказчиков, чтобы партнеры могли проверить сведения (референс-лист объектов).
Например, швейная фабрика ищет в интернете, где можно купить станки. Но указанная информация может быть неполной или вовсе искаженной. На лендинге есть прайс-лист и указано, что фирма выполнила крупный заказ для известного бренда. Но не указано, что конкретно они делали и какого результата добились, а значит, нужно договариваться о встрече. Наличие референс листа избавляет от лишних звонков и переговоров и экономит время обеих сторон.
Например, частная школа английского языка открывает новый филиал и им нужны парты, стулья, доски, канцелярия и другие предметы для учебной деятельности. Они могут обзванивать производства или магазины, изучать и сравнивать их прайс-листы, а могут скачать референс-лист и узнать все нужные сведения из него.
Бизнес любой сферы выиграет от наличия референс-листа: производство, услуги, обслуживание, продажи, консалтинг и другие. Он облегчает участие предприятия в торгах и сделках, укрепляет имидж предприятия. Скачать референс-лист компании, как правило, можно на официальном сайте.
Как составить референс-лист
Стандартов составления референс-листа нет, но в каждом документе должны быть следующие сведения:
1. Описание проектов, закрытых сделок, выполненных заказов. Они наглядно демонстрируют опыт подрядчика и привлекают покупателей. Укажите:
- сроки выполнения заказа, так покупатель сможет оценить оперативность выполнения обязательств.
- географию сделки. Клиент поймет географический ареал работы.
- сферу сотрудничества. Читатель оценит области, в которых у подрядчика уже был опыт.
- список оказанных услуг или проданных товаров продемонстрирует самые популярные категории.
- адрес выполнения заказа, по которому можно удостоверится, как была выполнена работа.
- отзывы покажут отношения потребителей к итоговому результату и к самому процессу работы.
- контактные данные клиента, по которой можно проверить истинность указанной информации.
Разберите как можно больше примеров, акцентируясь на больших проектах. Расскажите о них в начале референса.
Например, ивент-агентство может указать вначале списка крупные международные форумы, которые она устраивала или свадьбу селебрити.
Также разместите карту, где отметьте города, с которыми вы сотрудничали. Это покажет масштаб вашей организации.
Например, по проектам архитектурной студии были построены детские сады, ресторан, спортивный комплекс и театр в разных городах страны.
2. Загруженные фотографии. Проиллюстрируйте лист хорошими фотографиями. Они подтвердят реальность достижений. А покупатели смогут оценить компанию, не читая документ. На каждую сделку добавьте 3-6 фотографий, размещая на отдельном листе по 2-3 примера.
Это могут быть построенные жилые дома, установленные детские площадки, изготовленная на заказ мебель, облицовка фасадов, ремонтные работы, полиграфия, снимки с мероприятий, детских праздников, форумов и ивентов.
Также снимки можно вынести в приложение в конце референса. Если нет фотографий сразу после сдачи проекта, сделайте их на текущий момент. Отлично, когда снимки сделаны профессиональным фотографом.
Можно указать ссылки на фотографии, например на сайте или в социальных сетях заказчика. Они продемонстрируют особенности работы предприятия и уровень специалистов. Например, художественная мастерская выполняет заказы по росписи стен и ее довольные клиенты с удовольствием делятся снимками на их фоне в соцсетях.
Плюсы наличия референс-листа
- Экономит время пользователя и помогает получить объективную информацию об исполнителе, которому не придется выискивать сведения по крупицам в интернете.
- Подрядчик демонстрирует и подтверждает опыт конкретными живыми примерами, что вызывает доверие со стороны потребителя.
- Достоверное и объективное представление. Документ содержит данные, которые можно проверить: адреса объектов, телефоны и другое. Открытость привлекает заказчиков, а значит увеличивает доход фирмы.
- Содержит актуальные сведения. Важно вовремя обновлять сведения о сделках и результатах в листе. Для этого руководителям нужно следить и анализировать метрики компании, чтобы предоставлять правильные цифры.
- Краткая подача материала. Документ содержит только самое важное, так у возможных покупателей не разбегутся глаза.
- Нет необходимости готовиться к переговорам, так как уже все отражено в документе. Референс-лист также добавляет информативности к презентации фирмы.
- Увеличивает продуктивность менеджеров по продажам, так как они используют его данные и демонстрируют потенциальным покупателям.
- Грамотный лист увеличивает количество переходов на сайт и повышает конверсию в заявки.
- А значит, увеличит объем сделок и доход организации.
- Повышает шансы на первенство в тендерах.
- Работает на репутацию. Когда документ составлен грамотно и красиво, а также отражает верные данные — компания зарабатывает себе имя в своей нише.
Зачем нужен референс-лист
Правильно написанный документ расскажет о:
- наличии постоянных заказчиков и их количестве. А постоянный клиент, значит довольный клиент.
- сфере деятельности предприятия.
- возможных производственных объемах, а значит можно оценить справится ли организация с заказом.
- какие товары она производит, а значит можно не звонить и не изучать ассортимент на сайте.
- какие услуги предлагает;
- сколько лет работает организация и зарекомендовала ли она себя на рынке;
- количество крупных проектов в недавнее время, а значит можно оценить работает ли фирма.
- сотрудничает ли фирма с известными брендами.
Как пишется референс лист
Теперь вы знаете как правильно составить референс лист компании, расскажем, как его написать:
- Документ должен быть кратким и лаконичным, содержать полные и достоверные данные, чтобы их можно было проверить.
- Выберите правильный объем. Документ должен быть не слишком коротким и не слишком длинным. Короткий референс-лист не сможет продемонстрировать имеющийся опыт, а длинный — не удобно изучать.
- Проверьте документ на наличие грамматических и орфографических ошибок и опечаток. Также не должно быть ошибок в указанных контактах и реквизитах. Иначе читатель может усомниться в вашей честности.
- Выберите простой стиль изложения, чтобы материал был понятен с первого взгляда, даже при первом ознакомлении с референс-листом.
- Оформите лист на бланке с логотипом компании в форматировании, принятом для деловой переписки.
- Референс-лист должен быть актуальным. Обновляйте его каждый раз, когда у вас появляются новый успешный опыт или меняются условия сотрудничества. Устаревшие сведения могут отпугнуть потенциальных покупателей. Они могут подумать, что организация больше не работает или у нее нет заказов.
- Для каждого направления деятельности уделите отдельные разделы в документе. Заказчикам будет легче разобраться в материалах.
- Задача референс-листа стимулировать к созданию коллаборации. Покажите себя с лучшей стороны, пропишите условия для сотрудничества и контактную информацию, по которой с вами можно связаться.
- Не пишите про небольшие розничные продажи, они не отражают значения вашей организации, а пользователям сложно найти полезные сведения и сформировать мнение о вас. Пропишите масштабные контракты и сотрудничество с известными компаниями.
- При сохранении выберите один из форматов: .doc; .docx; .xls; .pdf. Так файл точно откроется у всех читателей.
- Защитите файл от копирования, чтобы им не смог воспользоваться недобросовестный потребитель.
Как использовать референс-лист
1. Разместите документ на сайте. Так потенциальные клиенты и партнеры быстро получат о вас преставление и найдут контактные данные для связи. Можно предложить услуги на странице референса при помощи формы обратной связи.
2. Используйте его в отделе продаж, чтобы менеджеры демонстрировали его клиентам или использовали в телефонной презентации.
3. Задействуйте для создания цифровой презентации компании.
4. Применяйте, как одну из форм маркетингового продвижения, как часть презентации, коммерческого предложения или email рассылки потенциальным заказчикам.
5. Распечатайте референс-лист на бумаге, превратив его в красивую брошюру или газетный листок. Укажите самые главные и значимые для компании сделки, заказав профессиональную верстку у дизайнера. И используйте:
- на профессиональных выставках;
- в офисе в личных продажах;
- в документации на подачу тендера;
- на информационном выставочном стенде;
- на семинарах, конференциях и других корпоративных ивентах.
Рекламная листовка — это удобная форма донесения информации в наглядном виде до потенциальных заказчиков.
Заключение
Референс-лист стал использоваться в российском бизнесе не так давно. Это своеобразная визитная карточка компании, благодаря которой можно составить представление о деятельности организации и ее репутации. Он демонстрирует, чем занимается фирма и ее закрытие сделки, и помогает привлечь больше заказчиков и потенциальных партнеров.
Составление референс-листа компании достаточно ответственное занятие, так как влияет на репутацию и объем продаж фирмы. Качественно написанный документ выделит вас среди конкурентов и станет неоценимым преимуществом. Будьте лаконичны и укажите всю самую важную информацию.
Расхожее мнение, что референс-лист нужен только строительным и производственным предприятиям — устарело. Правильно написанный лист способствует продвижению в любой сфере и показывает, что вы — это партнер, которому можно доверять.
Также читайте: Как внедрять бизнес-инструменты