Ректор московской консерватории как пишется

Координаты: 55°45′23.03″ с. ш. 37°36′15.22″ в. д. / 55.756397° с. ш. 37.604228° в. д. (G)

Московская государственная Консерватория имени П. И. Чайковского
(МГК)
Год основания 1866
Ректор А. С. Соколов
Расположение Москва
Юридический адрес 125009, Москва, ул. Большая Никитская, 13
Сайт http://www.mosconsv.ru

Московская консерватория в 40-е годы

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (МГК) — высшее музыкальное учебное заведение в Москве, вторая по времени основания консерватория России (1866). Наряду с Петербургской консерваторией является одним из ведущих музыкальных вузов страны.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Выдающиеся выпускники
  • 3 Выдающиеся педагоги
  • 4 Директора и ректоры консерватории
  • 5 Учебная структура консерватории
  • 6 Ссылки
  • 7 См. также

История

Николай Рубинштейн создал Московскую консерваторию в 1866 г. на базе организованных им же в 1860 году совместно с В. А. Кологривовым Музыкальных классов Московского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО). С самого начала и до 1881 года он оставался директором Консерватории, профессором фортепианного класса и дирижёром ученического оркестра. В дальнейшем должность директора Консерватории занимали: С. И. Танеев (1885—1889), В. И. Сафонов (1889—1905), М. М. Ипполитов-Иванов (1906—1922).

Финансирование Консерватории осуществлялось за счет доходов ИРМО от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет, затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины.

Здание, включающее учебные помещения и концертные залы, было перестроено из дома графа М. С. Воронцова в 1895—1901 гг. архитектором В. П. Загорским и скульптором А. А. Аладьиным. В 1932—1933 трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко.

Выдающиеся выпускники

За время существования консерватории из её стен вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в вузе.

См. Категория:Выпускники Московской консерватории

Выдающиеся педагоги

См. Категория:Преподаватели Московской консерватории

Директора и ректоры консерватории

Годы Ректор
1866—1881 Рубинштейн, Николай Григорьевич
1881—1883 Губерт, Николай Альбертович
1883—1885 Альбрехт, Карл Карлович
1885—1889 Танеев, Сергей Иванович
1889—1906 Сафонов, Василий Ильич
1906—1922 Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович
1922—1924 Гольденвейзер, Александр Борисович
1924—1929 Игумнов, Константин Николаевич
1929—1931 Пшибышевский, Болеслав Станиславович
1932—1934 Шацкий, Станислав Теофилович
1935—1937 Нейгауз, Генрих Густавович
1937—1939 Шацкая, Валентина Николаевна
1939—1942 Гольденвейзер, Александр Борисович
1942—1948 Шебалин, Виссарион Яковлевич
1948—1974 Свешников, Александр Васильевич
1974—1990 Куликов, Борис Иванович
1991—2000 Овчинников, Михаил Алексеевич
2001—2004 Соколов, Александр Сергеевич
2004—2005 Суханов, Владимир Владимирович
2005―2009 Алиханов, Тигран Абрамович
c 2009 Соколов, Александр Сергеевич

Учебная структура консерватории

В настоящее время в Консерватории действуют следующие факультеты ([1]):

  • вокальный
  • дирижерский
  • историко-теоретический
  • композиторский
  • оркестровый
  • фортепианный
  • исторического и современного исполнительского искусства

В состав Консерватории также входят аспирантура и ассистентура-стажировка, проблемная научно-исследовательская лаборатория, Музей имени Н. Г. Рубинштейна, оперная студия и сектор педагогической практики с вечерней музыкальной школой-десятилеткой, нотные и книжные фонды, консерваторская научная библиотека имени С. И. Танеева и другие учебные и научные структуры.

Сейчас в Консерватории функционирует Информационно-вычислительный центр, электронная лаборатория звукозаписи.

Коллектив Консерватории сейчас насчитывает около 500 преподавателей, 1500 студентов и аспирантов, 500 технических и административных сотрудников.

Ссылки

  • Официальный сайт Московской консерватории
  • Сетевой лейбл Московской консерватории «fragilité»
  • Неофициальный сетевой портал Московской консерватории, заброшен

См. также

  • Музыкальные вузы России

Wikimedia Foundation.
2010.

Соколов, Александр

Ректор Московской государственной консерватории

Ректор Московской государственной консерватории имени Чайковского с июня 2009 года (ранее занимал этот пост в 2000-2004 годах). Бывший министр культуры и массовых коммуникаций РФ (2004-2008). В 1992-2000 годах был проректором по научно-учебной работе Московской государственной консерватории. Доктор искусствоведения, профессор, глава кафедры теории музыки консерватории. Член жюри ведущих международных музыкальных конкурсов, специалист в области музыки ХХ века.

Александр Сергеевич Соколов родился 8 августа 1949 года в Ленинграде. В 1964-1967 годах учился в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных по классу скрипки. В 1967 году поступил на историко-теоретический факультет Московской государственной консерватории имени Чайковского, который с отличием окончил в 1973 году. В 1974-1979 годах учился в аспирантуре консерватории. В 1980 году защитил диссертацию на соискание научной степени кандидата искусствоведения. С 1972 года преподавал музыкально-теоретические дисциплины в училище имени Гнесиных, с 1979 года — в Московской консерватории. Совмещал научно-педагогическую деятельность с административной и партийной работой. В 1992 году защитил докторскую диссертацию. В том же году стал проректором консерватории по научно-учебной работе, а в следующем году — профессором. В 1996 году возглавил кафедру теории музыки. Занимался вопросами современной музыкальная культуры и анализом музыки ХХ века.

25 октября 2000 года министр культуры Михаил Швыдкой назначил Соколова исполняющим обязанности ректора консерватории. 7 марта 2001 года по результатам голосования в консерватории Соколов стал ее ректором. Процедура назначения и избрания Соколова ректором, в связи с рядом связанных с ней скандальных эпизодов, активно обсуждалась в СМИ. Во-первых, Соколов, будучи относительно малоизвестным теоретиком-музыковедом, стал ректором консерватории несмотря на то, что на этот пост претендовали такие заслуженные музыканты, как Юрий Башмет, Александр Чайковский и Николай Петров. Во-вторых, предыдущий ректор Михаил Овчинников был уволен Швыдким за нарушение финансово-хозяйственной дисциплины и безуспешно пытался вернуться на рабочее место через суд.

9 марта 2004 года Соколов был назначен министром культуры и массовых коммуникаций в правительстве Михаила Фрадкова. Занимавший пост министра культуры Швыдкой стал руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии (Роскультура), подчиненного Минкультуры. По словам Соколова, на новый пост он был назначен «совершенно неожиданно». Став министром, он не отказался от научно-педагогической деятельности: остался руководителем кафедры теории музыки, продолжал читать лекции.

Наблюдатели отмечали, что на посту министра Соколов не обладал той полнотой власти, которая была у его предшественника. По итогам административной реформы Министерство культуры должно было заниматься лишь выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием, управление же финансовыми потоками перешло к Роскультуре Швыдкого и Роспечати Михаила Сеславинского. Защитой культурных ценностей стала заниматься Росохранкультура под руководством бывшего чекиста и коммерсанта Бориса Боярскова. Таким образом, Соколов, в условиях предусмотренного реформой разграничения ответственности, не имел возможности контролировать руководителей ведомств, формально ему подчиненных.

25 июня 2005 года Соколов в эфире телеканала ТВЦ обвинил подведомственное ему агентство под руководством Швыдкого в коррупции. В ответ на это заявление экс-министр подал на действующего министра в суд. 30 июля Соколов сообщил, что сказанное им в телеэфире не соответствует действительности, а 5 сентября Швыдкой отозвал свой иск.

На посту министра Соколов выступал против реституции (возврата) культурных ценностей Германии и ее бывшим союзникам в годы Второй мировой войны. В частности, это касалось так называемой балдинской коллекции, незаконно вывезенной из Германии в СССР капитаном Виктором Балдиным в 1945 году. Подготовку возврата этого собрания готовил Швыдкой. В 1999 Конституционный суд РФ подтвердил незаконность вывоза коллекции Балдиным. Несмотря на это, в феврале 2005 года Соколов отказался возвращать собрание, а в сентябре 2006 года подтвердил свою позицию. Однако, отмечали СМИ, при Соколове в 2006 году Венгрии за компенсацию в размере 950 тысяч долларов были возвращены книги из библиотеки Шарошпатакского реформатского колледжа.

12 сентября 2007 года правительство Фрадкова ушло в отставку, и Соколов временно продолжал исполнять свои обязанности. Позднее в том же месяце он получил свой прежний портфель в кабинете нового премьер-министра Виктора Зубкова.

Также в сентябре 2007 года Соколов возглавил московский региональный список кандидатов партии «Справедливая Россия» для участия в выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва. «Справедливая Россия» на выборах в декабре 2007 года успешно преодолела избирательный барьер, а Соколов, как и ожидалось, от депутатского мандата отказался.

В марте 2008 года на президентских выборах победил первый вице-премьер Дмитрий Медведев. 7 мая 2008 года он вступил в должность президента России, после чего правительство сложило свои полномочия. В тот же день новый президент страны подписал указ «О сложении полномочий правительством РФ», поручив членам кабинета, в том числе и Соколову, продолжать действовать впредь до формирования нового правительства России. 8 мая 2008 года на заседании Госдумы Путин был утвержден премьером. 12 мая 2008 года Путин произвел назначения в правительство РФ. Министром культуры вместо Соколова стал посол РФ во Франции Александр Авдеев, министром связи и массовых коммуникаций — глава протокола президента Игорь Щеголев.

В феврале 2009 года Соколов вновь вернулся в Московскую государственную консерваторию имени Чайковского — он был назначен исполняющим обязанности ректора. В июне того же года на общем собрании ее сотрудников консерватории он был избран ректором МГК.

Соколов является автором книг по теории музыки, входит в число постоянных членов жюри ведущих международных музыкальных конкурсов. Соколов женат, у него двое детей.

Полная версия справки (34 кб.)

Александр Соколов родился 8 августа 1949 года в городе Санкт-Петербург. Воспитывался в доме деда, писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. С 1964 по 1967 года учился в средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных, играл на скрипке-альте. Затем, в течение года проходил обучение на теоретическом отделении Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, окончив его экстерном.

Трудовой путь Соколова начался в 1972 году учителем музыкально-теоретических дисциплин в Государственном музыкальном училище имени Гнесиных. Преподавал в училище до 1979 года. Позднее получил научные звания доцента, затем профессора.

С 1968 по 1973 Соколов являлся студентом теоретико-композиторского факультета Московской консерватории. Позднее поступил в аспирантуру Московской консерватории, учился по программе «Музыкальное искусство». В числе консерваторских педагогов: Виктор Петрович Бобровский, Ирэна Владимировна Лаврентьева, Евгений Владимирович Назайкинский. Впоследствии получил ученую степень доктора искусствоведения.

Должность секретаря партийного бюро Московской консерватории занимал с 1983 по 1988 года. Через четыре года стал проректором по научной работе. Занимал должность до 2001 года.

С 1996 года заведует кафедрой теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. С 2000 по 2001 года исполнял обязанности Ректора консерватории. Затем, до 2004 года занимал должность Ректора.

Указом Президента РФ 9 марта 2004 года избран Министром культуры и массовых коммуникаций России. Принимал активное участие в работе различных межведомственных координационных и совещательных органов в области культуры и искусства.

Александра Сергеевича вновь назначили Ректором Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в 2009 году. Позднее являлся Председателем Диссертационного совета. По его инициативе ввели новые программы обучения для аспирантов оркестрового, дирижерско-хорового факультетов, специально ориентированные на проблематику современной музыки, создал новые творческие коллективы.

На протяжении многих лет Соколов ведет музыкально-критическую, просветительскую и организаторскую работу в качестве члена Союза композиторов и Музыкального фонда России. Является Почетным доктором крупнейших университетов Европы и Азии, членом Российских и международных академий. Принимает участие в работе экспертных советов и благотворительных фондов, выступает с докладами на научных симпозиумах и конференциях, участвует в жюри и организационных комитетах международных музыкальных конкурсов. Состоит в экспертном совете образовательного центра «Сириус» в городе Сочи, Краснодарский край.

Автор книг: «Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества», переведенная на испанский язык «Composición musical en el siglo XX. Dialéctica de la creación»; «Музыка вокруг нас»; «Введение в музыкальную композицию XX века»; «Теория современной композиции».

Александр Сергеевич удостоен званий Заслуженный деятель искусств РФ, Заслуженный деятель культуры Республики Бурятия. Награжден памятной медалью «100 лет со дня рождения великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии М.А. Шолохова»; орденами Среднего креста со звездой Венгерской Республики, преподобного Сергия Радонежского II степени, «За возрождение России. XXI век», Святителя Иннокентия II степени, «За заслуги перед Хакасией», орденом Почета.

Соколов является Лауреатом: Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства; международной общественной премии «Почетный меценат и Благотворитель Мира — 2005 года»; конкурса «Персона года»; международной общественной премии Андрея Первозванного «За веру и верность». Почетный член Академии художеств РФ. Кавалер ордена Stella D’Italia и золотой и серебряной звезды ордена Восходящего солнца. Его труд отмечен грамотой Президента России и знаком «Ректор года».

17.01.2018

Московская государственная консерватория имени Петра Ильича Чайковского
(МГК им. Петра Ильича Чайковского)
Moscow 05-2017 img41 Conservatory.jpg
Год основания 1866 год
Ректор Александр Сергеевич Соколов, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения
Студенты 526[1]
Расположение Москва,  Россия
Метро Арбатско-Покровская линия Арбатская
Филёвская линия Арбатская; также
Сокольническая линия Библиотека имени Ленина
Филёвская линия Александровский сад
Сокольническая линия Охотный Ряд
Таганско-Краснопресненская линия Пушкинская
Замоскворецкая линия Тверская
Юридический адрес 125009, Москва, улица Большая Никитская, 13
Сайт mosconsv.ru
Награды Орден Ленина — 1946 Орден Ленина — 1966
Commons-logo.svg Изображения по теме на Викискладе

Московская государственная консерватория имени Петра Ильича Чайковского — высшее музыкальное учебное заведение в Москве, один из ведущих музыкальных вузов России и мира.

Содержание

  • 1 Исторический очерк
    • 1.1 Предыстория
    • 1.2 Учреждение консерватории
    • 1.3 Консерватория
  • 2 Залы
  • 3 Выдающиеся выпускники
  • 4 Выдающиеся педагоги
  • 5 Директора и ректоры консерватории
  • 6 Структура консерватории
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

Исторический очерк[править | править код]

Предыстория[править | править код]

В 1766 году будущий участок Консерватории купила княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810), впоследствии — президент Академии наук и Российской академии. Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Его автором был В. И. Баженов, проект которого корректировала сама хозяйка. В конце жизни она проводила здесь зимы.

В 1810 году здание унаследовал племянник, граф Михаил Семёнович Воронцов, будущий герой войны, участник Бородинского сражения, затем губернатор Новороссии и Бессарабии, наместник Кавказа. Он сдавал дом в аренду. В 1812 году дом горел, восстановлен к 1824 году[2].

Учреждение консерватории[править | править код]

Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц, капельмейстер Большого театра, но идея не нашла поддержки. Спустя 11 лет, в 1830 году, ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции».

Значительно позже, в 1860 году, Н. Г. Рубинштейн, совместно с В. А. Кологривовым, организовал в Москве музыкальные классы Московского отделения Императорского русского музыкального общества. Соучредителем Рубинштейна был князь Николай Петрович Трубецкой, председатель московского отделения Русского музыкального общества (1863—1876). Первоначально занятия музыкальных классов проходили на квартире Н. Г. Рубинштейна (жившего на Садовой улице, в доме Волоцкого). Прежде всего были организованы занятия по хоровому пению (К. К. Альбрехт) и элементарной теории музыки (Э. Л. Лангер, затем — Н. Г. Рубинштейн и Н. Д. Кашкин); с осени 1863 года, когда большинство классов переехало по новому адресу местожительства Н. Г. Рубинштейна (Мясной переулок, дом Буркина), стали преподаваться сольное пение (Б. О. Вальзек[3] и А. Р. Осберг) и игра на различных инструментах: скрипка (К. А. Кламрот и В. В. Безекирский), фортепиано (Н. Г. Рубинштейн, Э. Л. Лангер и Н. Д. Кашкин), виолончель (К. Ф. Эзер), флейта (Ф. Ф. Бюхнер), труба (Ф. Б. Рихтер). В 1864 году численность учеников превысила двести человек, и РМО арендовало дом Воейковой на Моховой улице, где разместилась и квартира Рубинштейна. В 1866 году появились преподаватели Л. Ф. Минкус (скрипка), Ю. Венявский и А. Доор (фортепиано), П. И. Чайковский (элементарная теория музыки)[4].

В 1862 году была создана консерватория в Санкт-Петербурге, и возникла потребность в высшем музыкальном учебном заведении в Москве. Уже в отчёте Русского музыкального общества за 1863/1864 год упоминался концерт, организованный «в пользу имеющей открыться в Москве консерватории»[5].

Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н. Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой.

Консерватория[править | править код]

Здание Московской консерватории, 1901 год

Здание Московской консерватории в 1940-е годы

Высочайшее соизволение на открытие московской консерватории, по ходатайству Августейшей Покровительницы Общества, Великой Княгини Елены Павловны, последовало 24 декабря 1865 года. Директором её в феврале 1866 года был утверждён Н. Г. Рубинштейн. Инспектором консерватории был назначен К. К. Альбрехт. Ко дню открытия консерватории был арендован дом на углу Воздвиженки и проезда Арбатских ворот, в доме баронессы Черкасовой. Дом не сохранился. В 1941 году во время воздушного налёта на Москву это здание было разрушено бомбой [6]. В 1871 году Московская консерватория арендовала дом Дашковой, а в 1878 году купила его за 185 тысяч рублей.

Финансирование Консерватории осуществлялось за счёт доходов Русского музыкального общества от концертной деятельности, а также городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение. Курс обучения в Консерватории до 1879 года занимал шесть лет[7], затем был увеличен до девяти лет. Он охватывал как музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), так и общеобразовательные дисциплины. До 1917 года обучение было платным.

В первые годы существования консерватории уровень требований для поступающих в неё был по необходимости очень низкий, только учившиеся раньше в классах музыкального Общества имели некоторую теоретическую подготовку, все остальные должны были начинать теорию музыки с элементарного курса, в который зачислялись все поступающие в консерватории без различия степени их подготовки по игре на каком-либо инструменте, главным образом, конечно, на фортепиано. В первом 1866/1867 учебном году в профессорских (старших) классах было 38 учеников на фортепиано; в младших классах (классах адъюнктов) было 43. В мае 1867 года состоялись общие экзамены, на основании которых учащиеся были распределены по курсам[8].

В первые годы деятельности в консерватории преподавали профессора: фортепиано — Н. Г. Рубинштейн, Ю. Веневский, К. Ф. Вильшау (адъюнкт), А Доор, К. Э. Вебер (адъюнкт), А. И. Дюбюк, А. К. Зандер (адъюнкт), К. Клиндворт (с 1868), Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер (адъюнкт), Л. Ф. Лангер (с 1869), Н. С. Зверев (занятия в младших фортепианных классах с 1870); сольное пение — А. Д. Александрова-Кочетова, Б. О. Вальзек, В. Н. Кашперов, А. Р. Осберг, Дж. Гальвани (с 1869); скрипка — Ф. Лауб, Л. Ф. Минкус, И. В. Гржимали (с 1869 — адъюнкт, с 1874 — профессор), Г. Шрадик (адъюнкт); виолончель — Б. Косман, В. Фитценхаген (с 1870); контрабас — Г. Ф. Шпекин; флейта — Ф. Ф. Бюхнер; гобой — Э. Ф. Медер; кларнет — В. Гут; валторна — М. Бартольд, труба — Ф. Б. Рихтер, фагот — К. Ф. Эзер; история и теория церковного пения в России — Д. В. Разумовский; музыкально-теоретические предметы — К. К. Альбрехт, Н. А. Губерт, Н. Д. Кашкин, Э. Л. Лангер, Г. А. Ларош, А. С. Размадзе; элементарная теория музыки и гармония — П. И. Чайковский (с 1870 — инструментовка и свободное сочинение)[5].

В 1899 году был приглашён итальянский певец, композитор и педагог У. А. Мазетти, который поднял сольное пение на высочайший уровень, творчески объединив всё лучшее итальянской и русской школы.

Арендованное для консерватории здание очень скоро, из-за постоянно возраставшего количества учащихся, стало недостаточным, и летом 1877 года дом князя М. С. Воронцова на Никитской улице был окончательно приобретён в собственность Московского отделения Русского музыкального общества. Это здание в течение пятнадцати лет удовлетворяло учебные потребности консерватории, но к концу этого периода снова стало тесно, поскольку число учащихся значительно возросло (в 1868—1869 учебном году было 184 учащихся, а в 1893—1894 году — уже 430). Кроме того, стала ощущаться потребность в собственном концертном зале. Однако старое здание было заложено в Московском городском кредитном обществе, и был рассмотрен целый ряд предложений относительно покупки под постройку различных земельных участков в Москве. 27 ноября 1893 года было решено строить консерваторию по проекту академика архитектуры В. П. Загорского на месте дома князя Воронцова. В 1894 году, после перевода консерватории во временное наёмное помещение в доме князя Голицына на Волхонке, началась разборка старого здания, и 27 июня 1895 года была совершена торжественная закладка нового здания консерватории. В 1898 году консерватория уже начала свои занятия в новых классных помещениях, а 25 октября того же года был освящён и открыт Малый зал. Работы по устройству и отделке Большого зала были закончены только к 1901 году, и 7 апреля 1901 года состоялось торжественное открытие зала[9][10].

В 1932—1933 годах трёхэтажное здание было надстроено по проекту И. Е. Бондаренко. В 1983 году к консерватории присоединено здание Синодального училища церковного пения (бывший Дом Колычевых, в стиле классицизма, возведённый в конце XVIII века неизвестным архитектором школы М. Ф. Казакова; с 1925 года здесь размещался юридический факультет МГУ), получившее статус третьего учебного корпуса консерватории.

В годы советской власти для подготовки детей рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927—1933) и Музыкальный рабочий факультет (1929—1935). Для приёма представителей союзных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. В 1931—1932 годах, решая «задачу пролетаризации», Наркомпрос принял решение о переименовании Московской консерватории в «Высшую музыкальную школу имени Феликса Кона»; в эти годы предпринимались попытки упростить учебные планы, «привести их в согласие с марксистским методом»; в конце 1932 года прежнее название и академический профиль учреждения были восстановлены[11].

В 1935 году на базе Военно-капельмейстерской кафедры консерватории в соответствии с приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР и Народного Комиссара просвещения РСФСР № 183 от 28 ноября 1935 года был создан Военно-дирижёрский факультет[12]. На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов. В 2000-х годах этот факультет был переведён из подчинения МГК им. П. И. Чайковского в подчинение Академии Генштаба ВС России, а затем — Военного университета Минобороны РФ.

7 мая 1940 года указом Президиума Верховного Совета СССР Московской консерватории присвоено имя П. И. Чайковского и учреждены стипендии имени П. И. Чайковского для особо одарённых студентов композиторского факультета.

В 1954 году перед Большим залом консерватории был открыт памятник П. И. Чайковскому.

18 марта 1958 года в консерватории состоялось открытие Первого Международного конкурса имени П. И. Чайковского. До 2015 года в годы проведения данного конкурса учебные планы консерватории урезались на один месяц для комфортной подготовки участников и членов жюри: если основная волна летней сессии в обычные годы проходила в период с 20-х чисел мая до конца июня, то в годы конкурса — с конца апреля до 31 мая.

Залы[править | править код]

  • Большой зал
  • Малый зал
  • Рахманиновский зал (построен в 1890 году)
  • Конференц-зал
  • Концертный зал имени Н. Я. Мясковского
  • Овальный и Выставочный залы в музее им. Н. Г. Рубинштейна

Выдающиеся выпускники[править | править код]

Доски с портретами участников Великой Отечественной войны — сотрудников и студентов консерватории. По состоянию на май 2018 года доски перемещены на стену холла 2 этажа 1 корпуса консерватории

За время существования консерватории из её стен вышли выдающиеся музыканты и исполнители, многие из которых позже стали преподавать в вузе.

См. Выпускники Московской консерватории

Выдающиеся педагоги[править | править код]

Двое из ныне работающих преподавателей Московской консерватории также зарегистрированы в русской Википедии.
См. Преподаватели Московской консерватории

Директора и ректоры консерватории[править | править код]

После реставрации первого этажа первого учебного корпуса консерватории в коридоре, соединяющем кабинеты деканатов факультетов, проректора по учебной работе и ректорат с лифтовым холлом, была размещена галерея портретов всех директоров и ректоров консерватории, начиная с Николая Григорьевича Рубинштейна и до наших дней.

№ пп Годы Ректор
1 1866—1881 Рубинштейн, Николай Григорьевич
2 1881—1883 Губерт, Николай Альбертович
3 1883—1885 Альбрехт, Карл Карлович
4 1885—1889 Танеев, Сергей Иванович
5 1889—1906 Сафонов, Василий Ильич
6 1906—1922 Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович
7 1922—1924 Гольденвейзер, Александр Борисович
8 1924—1929 Игумнов, Константин Николаевич
9 1929—1932 Пшибышевский, Болеслав Станиславович
10 1932—1934 Шацкий, Станислав Теофилович
11 1935—1937 Нейгауз, Генрих Густавович
12 1937—1939 Шацкая, Валентина Николаевна
13 1939—1942 Гольденвейзер, Александр Борисович
14 1942—1948 Шебалин, Виссарион Яковлевич
15 1948—1974 Свешников, Александр Васильевич
16 1974—1990 Куликов, Борис Иванович
17 1991—2000 Овчинников, Михаил Алексеевич
18 2001—2004 Соколов, Александр Сергеевич
19 2004—2005 Суханов, Владимир Владимирович
20 2005―2009 Алиханов, Тигран Абрамович
21 c 2009 Соколов, Александр Сергеевич

Структура консерватории[править | править код]

В настоящее время в Консерватории действуют следующие факультеты[13]:

  • вокальный
  • дирижерский (кафедры хорового и оперно-симфонического дирижирования)
  • историко-теоретический
  • композиторский
  • оркестровый
  • фортепианный
  • исторического и современного исполнительского искусства[14]
  • ряд межфакультетских кафедр

В состав Консерватории входят:

  • Научно-музыкальная библиотека имени С. И. Танеева (одна из крупнейших музыкальных библиотек РФ, в данный момент функционирует не полностью)
  • Лаборатория звукозаписи («фонотека», с 1947)
  • Научно-издательский центр «Московская консерватория»
  • Музей имени Н. Г. Рубинштейна
  • оперная студия
  • аспирантура и ассистентура-стажировка (аккредитация частично приостановлена)
  • Учебно-методический центр практик с вечерней музыкальной школой-десятилеткой
  • Информационно-вычислительный центр

Научные подразделения (институты) консерватории:

  • Проблемная научно-исследовательская лаборатория
  • Научно-исследовательский центр церковной музыки
  • Научный центр народной музыки им. К. В. Квитки
  • Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания
  • Научно-творческий центр современной музыки

Коллектив Консерватории сейчас насчитывает около 500 преподавателей, 1500 студентов и аспирантов, 500 технических и административных сотрудников.

См. также[править | править код]

  • Музыкальные вузы России
  • Центральная музыкальная школа при Московской консерватории (ЦМШ)
  • Академическое музыкальное училище при Московской консерватории
  • Российская академия музыки имени Гнесиных

Примечания[править | править код]

  1. Э. Консерватории в России // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 2. — С. 662–664.
  2. Московская консерватория.
  3. Берта Вальзек родилась в Кёльне, получила артистическое образование в Париже и там же на сцене большой оперы дебютировала с большим успехом, но вскоре оставила сцену и переселилась в Москву.
  4. Создание Московской консерватории.
  5. 1 2 Николай Рубинштейн и его время. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012. — 120 с.
  6. А.А. Васькин. От снесенного Военторга до сгоревшего Манежа. М., 2009. С. 167.
  7. Полный курс пения составлял пять лет.
  8. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории
  9. Очерк постройки нового здания Московской консерватории
  10. Николай II выделил для окончания строительства Большого зала консерватории 100 тысяч рублей по ходатайству своего дяди, Константина Константиновича, который написал ему: «…было бы великим счастьем для Русского музыкального общества, если бы в память дней, проведенных Вами в древней столице, была оказана щедрая милость Московской консерватории; дело в том, что постройка её нового здания на Б. Никитской близится к окончанию и не хватает 120000 р. на отделку большой концертной залы. Сумма эта так велика, что я не решаюсь просить об её отпуске из Государственного казначейства…»
  11. Власова Е. С. Конская школа // Российский музыкант. — 2009. — № 8 (1273).
  12. Открытие военно-дирижерского факультета
  13. {title} (недоступная ссылка). Проверено 13 сентября 2008. Архивировано 15 сентября 2008 года.
  14. В стадии реорганизации

Литература[править | править код]

  • Московская консерватория 1866—1966. М., 1966.
  • Московская консерватория от истоков до наших дней 1866—2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007.
  • Московская консерватория от истоков до наших дней 1866—2003. — М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 744 c. — ISBN 5-89826-232-6
  • Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том I. М., 2016.
  • Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том II. М., 2016.

Ссылки[править | править код]

commons: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского на Викискладе
  • Официальный сайт Московской консерватории
  • Московская консерватория на рубеже веков.
  • Официальный сайт Научной музыкальной библиотеки им. С. И. Танеева
  • Обсуждение накануне 150-летия Московской консерватории

September 14 2021, 14:01

Categories:

  • Музыка
  • История
  • Cancel

СУДЬБА РЕКТОРА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Василий Ильич Сафонов, пианист, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель.

Родился 25 января 1852. Юношеские годы будущего музыканта прошли в Санкт-Петербурге. В 1880 Сафонов окончил Петербургскую консерваторию с малой золотой медалью и стал её преподавателем. Сочетая обширную гастрольную деятельность с педагогической, завоевал репутацию одного из самых авторитетных профессоров Петербургской консерватории.

По приглашению П. И. Чайковского с 1885 начал работать в Московской консерватории, что вызвало протест соратников Сафонова по Петербургской консерватории. В результате настойчивых уговоров П.И. Чайковского и С.И. Танеева согласился стать директором Московской консерватории (1889).

«…Московская Консерватория была бы польщена, если бы Вы соблаговолили поступить в состав профессуры по фортепьянному классу… В лице Вас Московская Консерватория сочла бы большим благополучием приобрести отличного преподавателя и притом природного русского», — из письма П.И. Чайковского В.И. Сафонову от 10.07.1885.

Назначение на пост директора было встречено в консерватории неоднозначно. Сафонов навел порядок в оркестровых и хоровых классах, которые в результате достигли высокого профессионального уровня.

В 1906 году Сафонов был вынужден покинуть Россию. В 1906-09 гг. руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Под его управлением в США впервые прозвучали многие сочинения русских композиторов. Кроме того, в те же годы в Нью-Йорке Сафонов возглавлял Национальную консерваторию Америки.

С 1909 г. (покинув США) до 1916 г. Сафонов активно гастролировал, дирижировал оркестрами Берлинским филармоническим, Лондонским симфоническим, Венским филармоническим, миланского театра Ла Скала и др.

С 1917 жил в Кисловодске в доме, унаследованном от отца. Близость его дочери Анны (1893 — 1975) с адмиралом Колчаком вызвала враждебное отношение советской власти. Согласно её воспоминаниям, в последние месяцы жизни Сафонова большевики глумились над ним и его семьей, выводя их неоднократно якобы на расстрел, но всякий раз в последний момент отменяли казнь. В один из таких пыточных дней (в феврале 1918 г.) Сафонов скоропостижно скончался от сердечного удара.

В настоящее время филармония, симфонический оркестр и концертный зал в Кисловодске носят имя Василия Ильича Сафонова.

Анна Васильевна Тимирёва (урождённая Сафонова, во втором замужестве Книпер; 1893—1975) — русская художница и поэтесса, дочь дирижёра и пианиста В. И. Сафонова; с 1911 года замужем за морским офицером, затем контр-адмиралом С. Н. Тимирёвым, с которым развелась в конце 1918 года; до января 1920 года фактически была женой адмирала А. В. Колчака.

7 раз была арестована: в 1920-м (вместе с Колчаком), 21-м, 22-м, 25-м, 35-м, 38-м, 49-м. В тюрьмах, лагерях, ссылках и местах проживания под административным надзором в общей сложности провела 39 лет.
Источник: https://pkzsk.info/krepka-kak-smert-lyubov/

Московская консерватория — одно из самых авторитетных музыкальных учебных заведений России и мира.

Московская консерватория была открыта 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1866 года. Ее учредителем стало Русское музыкальное общество (РМО), основанное в 1859 году в Петербурге и в Москве. Первым директором Московской консерватории стал руководитель Московского отделения РМО пианист и композитор Николай Рубинштейн.

В числе преподавателей были выпускник Петербургской консерватории будущий выдающийся композитор Петр Чайковский, чешский виртуоз Фердинанд Лауб, композитор Людвиг Минкус, написавший вскоре музыку к балету «Дон-Кихот», а также певица Большого театра Александра Александрова-Кочетова.

Николай Рубинштейн был директором консерватории, профессором фортепианного класса и дирижером ученического оркестра вплоть до своей кончины в 1881 году. Большое значение в годы становления консерватории имела деятельность на посту директора в 1885-1889 годах композитора Сергея Танеева, дирижера Василия Сафонова (1889-1905), позднее — Михаила Ипполитова-Иванова (1906-1922). Финансирование консерватории осуществлялось за счет доходов РМО от концертной деятельности, ежегодных городских и правительственных субсидий, пожертвований частных лиц и платы за обучение (наиболее способные ученики от нее освобождались). Курс обучения в консерватории (до 1879 года — шестилетний, затем девятилетний) включал не только музыкальные классы (инструментальные, вокальный, оркестровый, хоровой, оперный, теоретические), но и общеобразовательные, так называемые научные. В консерватории получали образование учащиеся разных возрастов и степени подготовки.

Первоначально консерватория располагалась в доме баронессы Черкасовой на улице Воздвиженке (не сохранился), с 1871 года — в доме Воронцова на Большой Никитской улице. В 1894-1901 годах на его месте по проекту архитектора Василия Загорского были построены новое здание и концертный зал (Большой зал).

В 1932-1933 годах трехэтажное здание консерватории было надстроено по проекту Бондаренко, а в 1983 году к консерватории было присоединено здание Синодального училища церковного пения, построенное в стиле классицизма в конце XVIII века.

Переломным моментом в истории Московской консерватории стал декрет Совнаркома от 12 июля 1918 года, согласно которому Московская консерватория получила права высшего учебного заведения.

7 мая 1940 года Московской консерватории было присвоено имя Петра Чайковского. В 1954 году перед главным корпусом был открыт памятник композитору работы Веры Мухиной.

В декабре 1946 года Московская консерватория была удостоена высшей награды СССР — ордена Ленина.

В 1966 году в связи со своим столетием она была награждена вторым орденом Ленина.

В 2003 году приказом министерства образования России Московской консерватории был присвоен статус университета.

Среди выпускников Московской государственной консерватории — композиторы Сергей Танеев, Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Арам Хачатурян, пианисты Константин Игумнов, Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, скрипачи Давид Ойстрах, Леонид Коган, виолончелисты Анатолий Брандуков, Григорий Пятигорский, Мстислав Ростропович, вокалисты Антонина Нежданова, Сергей Лемешев. Многие из них сами преподавали впоследствии в консерватории. Среди профессоров консерватории — пианист и композитор Феликс Блуменфельд, композитор Николай Мясковский, пианист Генрих Нейгауз.

В настоящее время Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского реализует следующие уровни образования: бакалавриат; специалитет; аспирантура; ассистентура-стажировка. На всех уровнях образования обучение проходит по очной форме.

Основные образовательные программы: «Искусство концертного исполнительства», «Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором», «Музыкально-театральное искусство», «Музыковедение», «Композиция».

Ректор Московской консерватории — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, доктор искусствоведения, профессор Александр Соколов.

Консерватория — один из главных организаторов проводимых в Москве музыкальных фестивалей и исполнительских конкурсов, в том числе Международного конкурса имени П.И. Чайковского, который проводится с 1958 года.

Славу Московской консерватории приносят и ее музыкальные коллективы, такие как Концертный симфонический оркестр, Симфонический и Камерный оркестры, Оперный театр и Оперная мастерская, Хор и Камерный хор Московской консерватории, ансамбль солистов «Студия новой музыки», ансамбль «О-Нацу» и др.

Консерватории принадлежат лучшие в архитектурном и акустическом отношении московские филармонические залы — Большой (1737 мест), Малый (436 мест) и Рахманиновский (252 места), а также Концертный зал имени Н.Я. Мясковского (64 места).

В Овальном зале первого амфитеатра Большого зала консерватории располагается Музей имени Н.Г. Рубинштейна.

Здание Московской государственной консерватории указом президента РФ от 18 декабря 1991 года относено к особо ценным объектам национального наследия.

В последнее время в корпусах Московской консерватории была проведена капитальная реконструкция. В 2011 году после продолжительной работы, открылся Большой зал, восстановлен его первоначальный вид и уникальная акустика. В ходе реставрации был восстановлен витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной войны. В 2013 году был отремонтирован второй учебный корпус (Концертный зал имени Н.Я. Мясковского). В 2015 году открылся Малый зал, где кроме внешнего вида восстановлено аллегорическое панно Николая Егорьева (ранее скрытое под многими слоями побелки). В 2016 году завершается реставрация Рахманиновского зала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Александр Соколов
Александр Соколов

Александр Соколов 8 августа 2019 года отмечает 70-летие.

Ректор Московской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств, обладатель орденов и премий, в его послужном списке есть и должность министра культуры. Но работу в правительстве он называет «временным поручением», убежденный, что только музыка навсегда.

Александр Соколов спешит в консерваторию. Для Музея имени Рубинштейна ректор привез новый экспонат.

Он рассказал:

«У нас здесь недавно была китаянка. Ей 85 лет. Она закончила Московскую консерваторию. У нее был очень сложный жизненный путь, время Китайской культурной революции. Но тем не менее она сохранила, как реликвию, ключ для настройки фортепиано, сохранила, потому что он был подарен ей профессором Александром Федоровичем Гедике и фактически стал для нее ключом к сердцу Москвы, консерватории».

С консерваторией у Александра Соколова связаны 50 лет жизни. В 68-м поступил на теоретико-композиторский факультет, диплом с отличием, аспирантура, защита кандидатской и докторской диссертаций. По дороге в кабинет ректор проходит мимо портретов своих предшественников.

«Следом за портретом основателя консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна (это копия портрета, которая висит в Третьяковской галерее) выстроились портреты тех, кто, чередуясь, руководил Московской консерваторией с XIX века по сегодняшний день. Мой портрет ‒ здесь две временные даты: 2001-2004 и потом с 2009-го»,

‒ говорит Александр Соколов.

Перерыв ‒ это служба в Министерстве культуры. Соколов вспоминает:

«Даже, когда я был министром культуры, то я все равно читал лекции в консерватории, у меня были дипломники, я заведовал кафедрой теории музыки, и я был даже председателем диссертационного совета. Надо сказать, это не мешало министерской работе, более того, это создавало возможность общения и извлечения пользы из такого контрапункта».

В числе задач, которые приходилось в разные годы решать, ‒ ремонт и реставрация Московской консерватории. Восстановлен первоначальный вид и уникальная акустика Большого зала, отремонтированы учебный корпус, Малый и Рахманиновский залы. В разгаре ‒ строительство студенческого комплекса. К сентябрю 2021 года должно быть готово общежитие, а дальше в планах ‒ оперный театр консерватории. Как здание будет выглядеть ‒ видно на этом макете.

«Это будет совершенно отдельное здание, оно будет похоже на “Геликон-оперу”. У нас есть лимит ‒ этаж в центре Москвы, поэтому это будет заглубленное помещение зала со всей машинерией, аксессуарами»,

‒ уточнил Александр Соколов.

По инициативе Соколова в Московской консерватории введены новые программы обучения, ориентированные на проблематику современной музыки, появились новые творческие коллективы.

«У нас появилась, по-моему, первая в России электронная студия, она также находится в помещении Большого зала консерватории, где после реставрации возникли новые возможности для размещения новых структур»,

‒ объяснил ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Среди достопримечательностей Московской консерватории ‒ мраморные доски с именами лучших воспитанников с 1875 до 1949 года. При Александре Соколове в 2016-м летопись продолжили. Новые имена теперь появляются каждый год. В сентябре будут вписаны имена тех выпускников, кто, как и ректор Александр Соколов, прослужил в консерватории не менее полувека.

Лидия Алешина, Новости культуры


Кстати:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ремонт нерентабелен как пишется
  • Рекс как пишется на русском
  • Ремонт невозможен как пишется
  • Рекс или рэкс как правильно пишется
  • Ремонт не рентабелен как пишется