Рифмованная проза как пишется

Содержание:

  1. Структура рифмованной прозы
  2. Происхождение
  3. Пример рифмованной прозы:
  4. Рифмованная проза и раёшный стих
  5. Рифмованная проза в русской литературе
  6. Отличие рифмованной прозы от ритмической прозы
  7. Современное значение

Рифмованная проза

Рифмованная проза

Рифмованная проза это форма и жанр литературы, сочетающие в себе стихотворные и прозаические признаки; художественный рифмованный текст, который не содержит внутреннего ритма.

Структура рифмованной прозы

«Рифмованная проза» – своеобразная литературная форма, используемая преимущественно в поэзии. «Рифмованная» – потому что треть или половина слов в тексте рифмованные. «Проза» – поскольку рифмы не разделяют текст на стихотворные строки, не выделяют ни синтаксических, ни ритмических пауз, а возникают внезапно и непредсказуемо – как украшение, а не структура.

В рифмованной прозе текст не содержит внутренний ритм, но разделяется на отрезки, связанные смежной рифмой. При совпадении рифмованных отрезков текста с синтаксическими паузами рифмованная проза близка к поэтической форме; если расположение рифм и границы отрезков выполнены в произвольном порядке, то текст склоняется к прозе.

В литературе нет однозначного научного обоснования термина «рифмованная проза», что обусловлено наличием в форме как стихотворных, так и прозаических признаков. В соответствии с мнениями исследователей рифмованная проза может квалифицироваться как:

  • вид художественной прозы;
  • вид стиха;
  • смешанный вид;

Происхождение

Древнегреческий оратор Горгий

Древнегреческий оратор Горгий

Рифмованная проза известна с античности. Древние сказители использовали рифмованную прозу, поскольку такая форма текста способствовала его запоминанию. Рифма в прозе Древней Греции начала применяться еще с V в. до н. э., со времен знаменитого философа и оратора Горгия. Практика использования рифм в прозаических текстах была заимствована латинской литературой, где форма получила развитие в поздний античный период.
В эпоху Средневековья рифмованная проза применялась для создания документов и хроник.

Традиции внедрения рифмы в прозаические сочинения следовали французские писатели XX века. К примеру, Ромен Роллан применил рифмованную прозу в повести «Кола Брюньон» (1911 г.)

Пример рифмованной прозы:

«…старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом, уже не первой молодости, полвека стукнуло, но крепкий, зубы здоровые, глаз свежий, как шпинат, и волос сидит плотно, хотя и седоват».
(Р. Роллан, «Кола Брюньон»; перев. М. Лозинского).

Рифмованная проза и раёшный стих

В русской литературе рифмованной прозе соответствует раёшный стих (раёк) – народный стих со смежной рифмовкой, произвольным количеством слогов и ударений. Такая связь указывает на подражание русских писателей фольклорным поэтическим формам. Классический пример раёшного стиха – «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина.

Рифмованная проза в русской литературе

В русской литературе основателем рифмованной прозы является советский поэт С. И. Кирсанов, который ввел эту форму путём применения разных стихотворных размеров в своих сочинениях.

С. И. Кирсанов открыл новую систему стихосложения, сочетающую в себе элементы, характерные для стиха и прозы. Яркие образцы рифмованной прозы С. И. Кирсанова вошли в цикл произведений поэта «Высокий раёк», поэмы «Александр Матросов», «Сказание про царя Макса-Емельяна» и др.

Отличие рифмованной прозы от ритмической прозы

К рифмованной прозе близка ритмическая проза, но эти виды прозы не стоит смешивать, поскольку они не тождественны. Ритмическая проза чрезвычайно близка к форме стиха, она основана на усиленном внутреннем ритме, тем самым отличаясь от рифмованной прозы, в которой этот ритм отсутствует.

Современное значение

Рифмованная проза употребляется писателями многих стран. Сочетание рифмы с прозой со временем стало отличительным стилем письма, своеобразным литературным жанром. В современных литературных традициях пределы поэзии широки (свободный стих, прозаическая поэзия), поэтому некоторые произведения относят как к прозе, так и к поэзии.

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА

РИФМО́ВАННАЯ ПРО́ЗА, текст, лишенный внутреннего ритма, но распадающийся на отрезки, завершаемые рифмами. Когда границы отрезков совпадают с синтаксическими паузами, а рифмовка — парная, то Р. п. тождественна с раёшным стихом; когда границы и расположение рифм произвольны, то Р. п. звучит более прихотливо и не ощущается как стих («Высокий раёк» С. И. Кирсанова).

М. Л. Гаспаров.

Литературный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
.
1987.

Смотреть что такое «РИФМОВАННАЯ ПРОЗА» в других словарях:

  • Рифмованная проза — Рифмованная проза  художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами… …   Википедия

  • рифмованная проза — художественный прозаический текст, использующий рифмы. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Прочие ассоциативные связи: проза, раешный стих, ритмическая проза (не путать!) Пример: Во первых, я имею себя, это лучшее из всего, у… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Рифмованная проза —         Античной художеств, прозе со времен Горгия известна рифма, выражавшаяся в созвучии клаузул следующих друг за другом колонов (гомеотелевт). Вслед за греч. образцами Р. п. развилась и в лат. литературе, особенно в позднеантичный период. Для …   Словарь античности

  • проза рифмованная — см. рифмованная проза …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Ритмическая проза — Не смешивать со стихотворением в прозе. Ритмическая проза (нем. rhythmische Prosa, англ. rhythmic prose, итал. prosa ritmica) 1) в широком смысле  культовая, риторическая (преимущественно ораторская) или поэтическая проза, в которой… …   Википедия

  • ритмическая проза — фонетически организованная проза; переходная форма, еще далекая от симметричности стиха, но отличающаяся повышенной ритмичностью по сравнению с обычным прозаическим текстом. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные средства Прочие… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Кирсанов, Семён Исаакович — Семён Кирсанов Кирсанов Семён Исаакович Фото Александра Родченко, 19 …   Википедия

  • Д’Актиль — Анатолий Д’Актиль (3 июня 1890 1942) русский и советский поэт песенник, драматург, юморист и переводчик. «Д’Актиль» это псевдоним, настоящее имя Анатолий Адольфович Френкель (до перехода из иудаизма в католичество (1909) Носон Нохим Абрамович… …   Википедия

  • Д’Актиль — Анатолий Д’Актиль (3 июня 1890 1942) русский и советский поэт песенник, драматург, юморист и переводчик. «Д’Актиль» это псевдоним, настоящее имя Анатолий Адольфович Френкель (до перехода из иудаизма в католичество (1909) Носон Нохим Абрамович… …   Википедия

  • Носон-Ноахим Абрамович Френкель — Анатолий Д’Актиль (3 июня 1890 1942) русский и советский поэт песенник, драматург, юморист и переводчик. «Д’Актиль» это псевдоним, настоящее имя Анатолий Адольфович Френкель (до перехода из иудаизма в католичество (1909) Носон Нохим Абрамович… …   Википедия

Как правильно пишется словосочетание «рифмованная проза»

  • Как правильно пишется слово «рифмованный»
  • Как правильно пишется слово «проза»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: окклюзия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рифмованный»

Ассоциации к слову «проза»

Синонимы к словосочетанию «рифмованная проза»

Предложения со словосочетанием «рифмованная проза»

  • И всё это облечено в жанр рифмованной прозы для лучшего запоминания…
  • Позднее жанр «Семи наставлений» стал называться рифмованной прозой.
  • Одни труды представляют собой сухое перечисление фактов, другие написаны помпезной рифмованной прозой.
  • (все предложения)

Значение словосочетания «рифмованная проза»

  • Рифмованная проза — художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами (при парной рифмовке) — это раёшный стих, который «был очень чётко расчленён на строчки, подчёркнутые синтаксисом и размеченные рифмами» (Михаил Гаспаров). Рифмованная проза — это произвольное расположение отрезков и рифм, делающее форму текста своеобразной. (Википедия)

    Все значения словосочетания РИФМОВАННАЯ ПРОЗА

Афоризмы русских писателей со словом «рифмованный»

  • Он <Фет> пел, как в сумраке ночей
    Поет влюбленный соловей.
    Он гимны пел родной природе;
    Он изливал всю душу ей
    В строках рифмованных мелодий.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

Иду дальше. Вижу — инициалы. Знакомые до дрожи. Знакомые данному функционалу. Знакомые многим до боли. Автор — и режиссёр, и — в главной роли. Знакомы мне, и таким же, как я, поэмбуковским обормотикам. До зубной боли знакомо, и до коликов внизу животика… (Не рифмованная проза, не?) Эх!

Бабинов Олег , сегодня в 4:36

«Рифмованная проза, к сожалению. Я знаю, это очень, к сожалению, модно. :(»

Ах, как жаль, как жаль… Олег два(!) раза подряд сожалеет. Не легло ему… И понимает, что модно, и ничего поделать не может — НЕТ!

А нам — да! И заходит, и читаем, и любим, и восхищаемся… В конце своего послания — Олег даже грустно улыбнулся… И мысленно похлопал по плечу автора…

А ведь корни рифмованной прозы уходят глубоко в … античность. А я думаю, где я его видела!? Да вот же! Одно лицо — ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ОРАТОР ГОРГИЙ!!! И наш, современный, поэмбуковский ОРГИЙ!

Рифмованная проза это форма и жанр литературы, сочетающие в себе стихотворные и прозаические признаки; художественный рифмованный текст, который не содержит внутреннего ритма.

«Рифмованная проза» – своеобразная литературная форма, используемая преимущественно в поэзии. «Рифмованная» – потому что треть или половина слов в тексте рифмованные. «Проза» – поскольку рифмы не разделяют текст на стихотворные строки, не выделяют ни синтаксических, ни ритмических пауз, а возникают внезапно и непредсказуемо – как украшение, а не структура. В рифмованной прозе текст не содержит внутренний ритм, но разделяется на отрезки, связанные смежной рифмой. При совпадении рифмованных отрезков текста с синтаксическими паузами рифмованная проза близка к поэтической форме; если расположение рифм и границы отрезков выполнены в произвольном порядке, то текст склоняется к прозе. В литературе нет однозначного научного обоснования термина «рифмованная проза», что обусловлено наличием в форме как стихотворных, так и прозаических признаков. В соответствии с мнениями исследователей рифмованная проза может квалифицироваться как: вид художественной прозы; вид стиха; смешанный вид;

Происхождение

Рифмованная проза известна с античности. Древние сказители использовали рифмованную прозу, поскольку такая форма текста способствовала его запоминанию. Рифма в прозе Древней Греции начала применяться еще с V в. до н. э., со времен знаменитого философа и оратора Горгия. Практика использования рифм в прозаических текстах была заимствована латинской литературой, где форма получила развитие в поздний античный период. В эпоху Средневековья рифмованная проза применялась для создания документов и хроник. Традиции внедрения рифмы в прозаические сочинения следовали французские писатели XX века. К примеру, Ромен Роллан применил рифмованную прозу в повести «Кола Брюньон» (1911 г.)

Пример рифмованной прозы:

«…старый воробей, бургундских кровей, обширный духом и брюхом, уже не первой молодости, полвека стукнуло, но крепкий, зубы здоровые, глаз свежий, как шпинат, и волос сидит плотно, хотя и седоват». (Р. Роллан, «Кола Брюньон»; перев. М. Лозинского).

From Wikipedia, the free encyclopedia

Rhymed prose is a literary form and literary genre, written in unmetrical rhymes. This form has been known in many different cultures. In some cases the rhymed prose is a distinctive, well-defined style of writing. In modern literary traditions the boundaries of poetry are very broad (free verse, prose poetry, etc.), and some works may be described both as prose and poetry.

Arabic culture and influences[edit]

In classic Arabic literature the rhymed prose is called saj’.[1] An elaborate Arabic kind of rhymed prose is maqama. It influenced other cultures of the Muslim world, such as Persian (as exemplified by Saadi’s Gulestan) and Turkish (tr:Seci).[2]

Maqama also influenced the medieval Hebrew literature, a significant amount of which was produced by Jews of the Muslim world. It influenced the style of Yehuda Alharizi, Ibn Zabara, Ibn Hasdai (Abraham ben Samuel ha-Levi ibn Hasdai), Ibn Sahula, Jacob ben Eleazer. The corresponding works were called maqamat or mahbarot (mahberot, e.g., Mahbarot Emmanuel, by Immanuel the Roman).

Arabic rhymed prose was used not only for entertainment or eulogy.

Chinese culture[edit]

A Chinese form of elaborate rhymed prose called fu developed as the major literary form particularly associated with the Han dynasty (206 BCE – 220 CE). Generally, the fu type of rhymed prose describes an object, feeling, or other particular subject, using an exhaustive catalog of details and associated vocabulary, and characteristically used both rhyme and prose, variable line lengths, alliteration, onomatopoeia, and some parallelism. Topics of fu rhymed prose could vary from the exalted to the everyday: it was sometimes used to eloquently glorify the emperors; but, other topics of well-known fu included encyclopedic catalogs of minerals, types of pasta, and the species of plants a poet might expect to encounter during an exile due to political disfavor. The style of the National Anthem of the Republic of China follows that of a four-character poem (四言詩), also called a four-character rhymed prose (四言韻文), which first appeared during the Zhou Dynasty. The fu literary form was at first classed with poetry, but later bibliographies classified fu at the head of prose works.[3]

Indian culture[edit]

Rhymed prose was common in early Khariboli[which?] Hindi texts, such as Premsagar (Prem Sagur) by Lallu Lal[4] and Naasiketopaakhyan by Sadal Mishra, in early 19th century but gradually fell into disuse.[5] The paper traces possible origins of the Hindi rhyming prose in Islamic and Sanskrit literature.

European cultures[edit]

Rhymed prose was a characteristic feature of the Divine Office until the end of the 12th century. A type of the «rhymed office» were offices in rhymed prose, i.e., in irregular rhythm. Later it was gradually replaced by rhythmical office.[6] They were popular in France and Germany, and a number of prominent composers of rhymed offices are known.

A kind of jesting rhymed prose in Russian culture is known as rayok.

Rhymed prose is present in many books for small children.

References[edit]

  1. ^ «Rhymed prose»
  2. ^ Belge, Murat. Osmanlı’da Kurumlar ve Kültür. ISBN 975-8998-03-X.
  3. ^ Wilhelm, Hellmut (1967 [1957]). «The Scholar’s Frustration: Notes on a Type of Fu«, in Chinese Thought and Institutions, John K. Fairbank, editor. Chicago and London: University of Chicago Press, page 310.
  4. ^ Prem Sagur, English translation online
  5. ^ «Shyama-Svapna: Rhyming prose in a nineteenth-century Hindi novel» Archived 2007-05-03 at the Wayback Machine, paper by Robert van de Walle at the 18th European Conference for Modern South Asian Studies (2004)
  6. ^ «Rhythmical Office»

From Wikipedia, the free encyclopedia

Rhymed prose is a literary form and literary genre, written in unmetrical rhymes. This form has been known in many different cultures. In some cases the rhymed prose is a distinctive, well-defined style of writing. In modern literary traditions the boundaries of poetry are very broad (free verse, prose poetry, etc.), and some works may be described both as prose and poetry.

Arabic culture and influences[edit]

In classic Arabic literature the rhymed prose is called saj’.[1] An elaborate Arabic kind of rhymed prose is maqama. It influenced other cultures of the Muslim world, such as Persian (as exemplified by Saadi’s Gulestan) and Turkish (tr:Seci).[2]

Maqama also influenced the medieval Hebrew literature, a significant amount of which was produced by Jews of the Muslim world. It influenced the style of Yehuda Alharizi, Ibn Zabara, Ibn Hasdai (Abraham ben Samuel ha-Levi ibn Hasdai), Ibn Sahula, Jacob ben Eleazer. The corresponding works were called maqamat or mahbarot (mahberot, e.g., Mahbarot Emmanuel, by Immanuel the Roman).

Arabic rhymed prose was used not only for entertainment or eulogy.

Chinese culture[edit]

A Chinese form of elaborate rhymed prose called fu developed as the major literary form particularly associated with the Han dynasty (206 BCE – 220 CE). Generally, the fu type of rhymed prose describes an object, feeling, or other particular subject, using an exhaustive catalog of details and associated vocabulary, and characteristically used both rhyme and prose, variable line lengths, alliteration, onomatopoeia, and some parallelism. Topics of fu rhymed prose could vary from the exalted to the everyday: it was sometimes used to eloquently glorify the emperors; but, other topics of well-known fu included encyclopedic catalogs of minerals, types of pasta, and the species of plants a poet might expect to encounter during an exile due to political disfavor. The style of the National Anthem of the Republic of China follows that of a four-character poem (四言詩), also called a four-character rhymed prose (四言韻文), which first appeared during the Zhou Dynasty. The fu literary form was at first classed with poetry, but later bibliographies classified fu at the head of prose works.[3]

Indian culture[edit]

Rhymed prose was common in early Khariboli[which?] Hindi texts, such as Premsagar (Prem Sagur) by Lallu Lal[4] and Naasiketopaakhyan by Sadal Mishra, in early 19th century but gradually fell into disuse.[5] The paper traces possible origins of the Hindi rhyming prose in Islamic and Sanskrit literature.

European cultures[edit]

Rhymed prose was a characteristic feature of the Divine Office until the end of the 12th century. A type of the «rhymed office» were offices in rhymed prose, i.e., in irregular rhythm. Later it was gradually replaced by rhythmical office.[6] They were popular in France and Germany, and a number of prominent composers of rhymed offices are known.

A kind of jesting rhymed prose in Russian culture is known as rayok.

Rhymed prose is present in many books for small children.

References[edit]

  1. ^ «Rhymed prose»
  2. ^ Belge, Murat. Osmanlı’da Kurumlar ve Kültür. ISBN 975-8998-03-X.
  3. ^ Wilhelm, Hellmut (1967 [1957]). «The Scholar’s Frustration: Notes on a Type of Fu«, in Chinese Thought and Institutions, John K. Fairbank, editor. Chicago and London: University of Chicago Press, page 310.
  4. ^ Prem Sagur, English translation online
  5. ^ «Shyama-Svapna: Rhyming prose in a nineteenth-century Hindi novel» Archived 2007-05-03 at the Wayback Machine, paper by Robert van de Walle at the 18th European Conference for Modern South Asian Studies (2004)
  6. ^ «Rhythmical Office»

Рифмованная проза — художественный текст, который лишён внутреннего ритма (чередование ударных и безударных слогов не упорядочено), однако содержит в себе рифмы. Если завершающиеся рифмами отрезки в целом совпадают с синтаксическими паузами (при парной рифмовке) — это раёшный стих[1], который «был очень чётко расчленён на строчки, подчёркнутые синтаксисом и размеченные рифмами» (Михаил Гаспаров)[2]. Рифмованная проза — это произвольное расположение отрезков и рифм, делающее форму текста своеобразной[1].

В древнегреческой прозе рифма начала использоваться со времён Горгия. Затем рифмованная проза появилась и в латинской литературе, особенно развившись во времена поздней античности. Её часто использовали в средневековых документах и хрониках[3], а также в мусульманских (арабских, персидских) проповедях и письмах[4].

Создателем рифмованной прозы в русской литературе считается Семён Кирсанов[1]. Пример рифмованной прозы:

Проза становится в позу и говорит: — Я стихи! — Хи-хи, — ухмыляются рифмы. — Хи-хи! А мы совсем не стихи! — Проза откидывает прядь, заворачивается в плащ, морщит бровь для серьеза, а рифмы хихикают: — Ты не стихи, ты проза!

Семён Кирсанов. Поэма поэтов[1]

См. также

  • Ритмическая проза
  • Садж (жанр)

Примечания

  1. 1 2 3 4 понятие Рифмованная проза — www.surbor.su: Литературная энциклопедия. Дата обращения: 28 декабря 2011. Архивировано из оригинала 30 июня 2013 года.
  2. Гаспаров М. Л. Семён Кирсанов, знаменосец советского формализма // Стихотворения и поэмы / Семён Кирсанов ; сост., подгот. текста и примеч. Э. М. Шнейдермана. — Санкт-Петербург: Акад. проект, 2006. — С. 15—16. — 799 с. — (Новая библиотека поэта). — ISBN 5-7331-0323-X.
  3. Рифмованная проза // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва, О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев, Т. В. Васильева, М. Л. Гаспаров и др. — М.: Прогресс, 1989. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9.
  4. Мец, Адам. Мусульманский Ренессанс = Die Renaissance des Islâms / Пер. с нем., предисл., библиогр. и указ. Д. Е. Бертельса. — М.: ВиМ, 1996. — 536 с. — ISBN 5-87839-004-3.

Литература

  • Рифмованная проза // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 881. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.


Эта страница в последний раз была отредактирована 18 июля 2022 в 13:29.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите и эти статьи:

  • Рифмач как пишется
  • Римская цифра ноль как пишется правильно
  • Родители отпустят как пишется
  • Рифленые или рефленые как правильно пишется
  • Римская цифра девять как пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии