Как пишется слово?
Если вы хотите узнать, как правильно пишется какое-либо слово, необходимо узнать какой частью речи оно является. Затем найти правило русского языка. Давайте разбираться.
Правильно писать:
«РИФМОВАННЫЙ»
Другие формы слова «рифмованный»
Здесь мы приводим все возможные формы слова, склонение по падежам (если это возможно с точки зрения правил русского), единственное и множественное число слова рифмованный
Базовая форма слова РИФМОВАТЬ
Настоящее время
Лицо | Ед. число | Мн. число |
---|---|---|
1 | рифмую | рифмуем |
2 | рифмуешь | рифмуете |
3 | рифмует | рифмуют |
Прошедшее время
Ед. число | Мн. число | ||
---|---|---|---|
муж. | жен. | сред. | |
рифмовал | рифмовала | рифмовало | рифмовали |
Повелит. наклонение
Ед. число | Мн. число |
---|---|
рифмуй | рифмуйте |
Деепричаcтие
настоящее | прошедшее |
---|---|
рифмуя | рифмовавши |
Причастие — настоящее время, действительный залог
Ед. число | Мн. число | |||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | ||
Им. | рифмующий | рифмующая | рифмующее | рифмующие |
Род. | рифмующего | рифмующей | рифмующего | рифмующих |
Дат. | рифмующему | рифмующей | рифмующему | рифмующим |
Винит. одуш. |
рифмующего | рифмующую | рифмующее | рифмующих |
Винит. неодуш. |
рифмующий | рифмующую | рифмующее | рифмующие |
Тв. | рифмующим | рифмующей, рифмующею |
рифмующим | рифмующими |
Пред. | рифмующем | рифмующей | рифмующем | рифмующих |
Кр. прич. | — | — | — | — |
Причастие — настоящее время, страдательный залог
Ед. число | Мн. число | |||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | ||
Им. | рифмуемый | рифмуемая | рифмуемое | рифмуемые |
Род. | рифмуемого | рифмуемой | рифмуемого | рифмуемых |
Дат. | рифмуемому | рифмуемой | рифмуемому | рифмуемым |
Винит. одуш. |
рифмуемого | рифмуемую | рифмуемое | рифмуемых |
Винит. неодуш. |
рифмуемый | рифмуемую | рифмуемое | рифмуемые |
Тв. | рифмуемым | рифмуемой, рифмуемою |
рифмуемым | рифмуемыми |
Пред. | рифмуемом | рифмуемой | рифмуемом | рифмуемых |
Кр. прич. | рифмуем | рифмуема | рифмуемо | рифмуемы |
Причастие — прошедшее время, действительный залог
Ед. число | Мн. число | |||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | ||
Им. | рифмовавший | рифмовавшая | рифмовавшее | рифмовавшие |
Род. | рифмовавшего | рифмовавшей | рифмовавшего | рифмовавших |
Дат. | рифмовавшему | рифмовавшей | рифмовавшему | рифмовавшим |
Винит. одуш. |
рифмовавшего | рифмовавшую | рифмовавшее | рифмовавших |
Винит. неодуш. |
рифмовавший | рифмовавшую | рифмовавшее | рифмовавшие |
Тв. | рифмовавшим | рифмовавшей, рифмовавшею |
рифмовавшим | рифмовавшими |
Пред. | рифмовавшем | рифмовавшей | рифмовавшем | рифмовавших |
Кр. прич. | — | — | — | — |
Причастие — прошедшее время, страдательный залог
Ед. число | Мн. число | |||
---|---|---|---|---|
Муж. род | Жен. род | Средний род | ||
Им. | рифмованный | рифмованная | рифмованное | рифмованные |
Род. | рифмованного | рифмованной | рифмованного | рифмованных |
Дат. | рифмованному | рифмованной | рифмованному | рифмованным |
Винит. одуш. |
рифмованного | рифмованную | рифмованное | рифмованных |
Винит. неодуш. |
рифмованный | рифмованную | рифмованное | рифмованные |
Тв. | рифмованным | рифмованной, рифмованною |
рифмованным | рифмованными |
Пред. | рифмованном | рифмованной | рифмованном | рифмованных |
Кр. прич. | рифмован | рифмована | рифмовано | рифмованы |
Например
Трудно было признать эти рифмованные вирши стихами.
Один из каждой пары пишет на листе две рифмованные строчки.
И уверен, получили бы от тебя не только рифмованные ответы.
Что-то на них похожее, иногда рифмованное, иногда не очень.
Чередовал ходьбу с рифмованной установкой и без неё.
рифмованный прил.
Количество букв н в суффиксах прилагательных и причастий варьируется в зависимости от семантики суффикса и от контекста.
Н
НН
Правило
Пример
Правило
Пример
С одной буквой н пишутся прилагательные, не образованные от других частей речи
юный
синий
свиной
рьяный
С двумя буквами н пишутся прилагательные, образованные от существительного с основой на -н с помощью суффикса -н
лимонный (лимон+н)
машинный (машина+н)
С одной буквой н пишутся прилагательные с суффиксами -ин-, -ян-, -ан-
Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.
орлиный
кожаный
серебряный
С двумя буквами н пишутся прилагательные с суффиксами -енн- и -онн-
вещественный
лекционный
С одной буквой н пишутся прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -н- и -ен- и не имеющие при себе зависимых слов.
Исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный и т.д.
гружёные вагоны
жареные караси
вязаная кофта
С двумя буквами н пишутся страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- (могут иметь приставки и зависимые слова). Приставка не- не влияет на правописание н и нн: незваные гости, негружёные вагоны, неразгруженные вагоны.
разгруженные вагоны, гружённые углём вагоны
жареные в масле караси связанная кофта
С двумя буквами н пишутся прилагательные и причастия на -ованный, -еванный.
Исключения: кованый (ковать), жёваный (жевать)
рифмованный
дистиллированный
корчёванный
циклёванный
С двумя буквами н пишутся прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида (с приставками или без).
Исключения: смышлёный (юноша), названый (брат), посажёный (отец), приданое (существительное)
рассеянный человек
уверенный вид
данный случай
С одной буквой н пишутся краткие формы страдательных причастий
Задача решена.
Его интересы были ограничены узким кругом повседневности.
С двумя буквами н пишется краткая форма однокоренного прилагательного
Их взгляды были очень ограниченны. (Синонимы – узки, недалёки; можно поставить в творительном падеже: взгляды были ограниченными).
В кратких прилагательных н и нн пишутся в соответствии с полной формой
Травы зелены (зелёный)
Одна буква н пишется в слове ветреный
ветреный день
Две буквы н пишутся при наличии приставок
безветренный
подветренный
Одна буква н пишется в существительных, образованных при помощи суффиксов -ик- и -ица, пишется столько н, сколько их было в причастии или в отглагольном прилагательном.
Запомнить: труженик
путаница
(от путаный)
Две буквы н пишутся при наличии приставок
посланник (от посланный)
избранник народа (от избранный)
В наречиях на -о и -е пишется столько н, сколько их было в прилагательном.
бешено мчаться (бешеная езда)
ветрено (ветреный)
временно (временный)
обдуманно (обдуманный)
искренне
– Стихи очень короткие, – пояснила она. – Всего две рифмованные строки.
Можно за пять минут «накидать» сколько угодно рифмованных строк, но и выглядеть эта песня будет «на пять копеек»!
Кроме того, функционально значимым оказывается ритмический контраст трёх рифмованных строк с последней, нерифмованной, имеющей женское окончание и принципиально другой мелодический рисунок ударных гласных.
Поэтому я просто погладила его по щеке пораненным пальцем и беззвучно прошептала короткие рифмованные строки.
Сорвав травинку, юноша засунул её в зубы. Широко шагая, он закинул руки за затылок и ушёл в форт, бормоча сквозь зубы что-то, напоминающее рифмованные строки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова булыга (существительное):
– Салтыков-Щедрин говорил, что выдавать рифмованные строки – всё равно что ходить не по полу, а по верёвочке.
И стихи, так и не родившиеся, а лишь пробивающиеся на свет в виде рифмованных строк, незавершённых строф.
Этот периодический выплеск рифмованных строк помогал мне не сойти с ума.
Первые рифмованные строки сочинила в шестилетнем возрасте, а более серьёзно занялась стихосложением в 13 лет.
Открываю дневник, пишу какие-то рифмованные строки о том, что мне плохо, одиноко, что я готова идти за ним на край света, сидеть рядом день и ночь, если позволит.
Меня завораживает процесс перевода на русский язык равномерных рифмованных строк с аллитерациями.
Верно, стихи во всех перечисленных книгах пишут герои, однако их рифмованные строки отнесены к итоговому, «авторскому» смыслу романа непосредственно, напрямую, минуя особенности контекста эпохи его создания.
Мысли водили хороводы. И вдруг, впервые в жизни, они стали оформляться в нечто новое для меня. Неожиданно сами собой пошли рифмованные строки.
В этих рифмованных строках собраны разные воспоминания, мысли и чувства. Может они найдут отклик и в твоём сердце?
А я по волнам рифмованных строк уплываю в сказочную страну, в мир чувств души.
Скорей всего, это больше походило на притяжение и, к тому же, огромный интерес к его внутреннему миру, который был переполнен множеством нестандартных рифмованных строк, а те в свою очередь плавно перетекали в лабиринты замысловатой прозы.
А всё то множество юношеских рифмованных строк было посвящено любви!
Чуть ли не до самого рассвета рыцарь ублажал слух своей дамы рифмованными строками о горячей любви и пел ей нежные канцоны под аккомпанемент одного из своих воинов, умело владеющего не только мечом, но и лютней.
И вместо пения канцон и декламирования рифмованных строк про любовь доведётся ему теперь искать ближайший турнир, чтобы подраться всласть и злость немного выпустить, да и кошель наполнить.
Я только начала писать первые в своей жизни рифмованные строки, которые нигде не печатала и никому не давала читать.
Я рифмованные строки протеста.
Потом, перед самой смертью, он снова создал музей – книгу стихов разных поэтов о горах «Наши горы рифмованной строкой».
Слабо заметны в речах действующих лиц рифмованные строки… проще говоря, довольно те строки на рифму плохи.
Собственно, без него рифмованные строки дневника вряд ли состоялись бы…
И слушатели поддались очарованию и этой тёплой августовской ночи, напоенной ароматом созревших южных плодов и знойной степи, и тайне чарующих звуков, и магии рифмованных строк.
Нередко в рекламе используются рифмованные строки – из-за их лучшего запоминания в сравнении со строками не рифмованными.
И если стихи – не благословенные, то это просто рифмованные строки.
Он появляющиеся в сознании две-три рифмованные строки способен продолжить до завершения поэтического поиска в целостном произведении.
Вначале это были небольшие рифмованные строки, затем четверостишия.
Продолжая напевать рифмованные строки, она вызвала к жизни какие-то потусторонние силы.
Я учила их всегда с удовольствием, с помощью мамы запоминала наизусть рифмованные строки, рисовавшие в моём детском воображении яркие, выразительные образы, как на картине искусного художника.
Рифмованные строки пословицы произносимые вслух, по воздействию на человека схожи со сказкой, музыкой или живописью, обходя сознание человека которые прямиком воздействуют на его подсознание.
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными строками.
Я написал рифмованные строки меньше чем за пять минут и если меня попросят сочинить что-то ещё, я сделаю это так же быстро.
Вот низкий круглый столик, за которым он просиживал долгие часы в одиночестве, рождая в муках творчества рифмованные строки.
Но он знал, что в рифмованных строках устная информация живёт очень долго.
Именно настроение кроется за нестройными рифмованными строками.
Эти фразы мало похожи на язык «Зеркального вора», до сих пор бывшего единственной известной ему поэзией, если не считать нескольких рифмованных строк, которые выкрикивали кидалы на 42-й улице, завлекая падких на звучные цитаты студентов.
В жуткой тайне от всех, под покровом глухой непроглядной ночи, он иногда занимался тем, что записывал в блокнот рифмованные строки собственного сочинения.
Вернее, это было больше, чем обычные рифмованные строки.
Он даже дорисовал между рифмованными строками сумму поощрительной премии, но в последнюю минуту передумал.
Но мы не бесы, которых вы сами напридумывали, и не дьяволята, чтобы можно было уничтожить нас бормотанием рифмованных строк.
Смутно в голове его стали складываться ритмичные рифмованные строки, которые ему никогда не удавалось написать наяву.
Что же, в начале XX века между представителями литературных направлений проходили суды-диспуты, на которых поэты обвиняли друг друга в непонимании правильной поэзии, век спустя без всякого музыкального сопровождения ругаются авторы рифмованных строк.
Игрунка сочиняла потрясающие стихи, любила их декламировать, одновременно, правда, лазая по шведской стенке, катаясь с горки, или носясь по двору и ликующе выкрикивая рифмованные строки.
Весь день, под влиянием ночного видения, меня преследовали неизвестно откуда приходившие на ум рифмованные строки, которые я еле успевала записывать в блокнотик, лежавший в кармане халата.
Считается, что рифмованные строки лучше запоминаются и меньше искажаются при устной передаче от одного человека к другому.
Однако, бывает и такое, что моя мысль, каким-то образом, сама собой выстраивает рифмованные строки, и тогда я начинаю считать себя в полной мере поэтом.
На любой вопрос он отвечает сомнительной рифмованной строкой, явно не относящейся к делу.
Стройные ряды рифмованных строк в аккуратных блокнотиках или интернете.
Николаев А. И. Основы литературоведения:
учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011
Рифма и строфа не являются обязательными условиями стихотворной речи, есть много не рифмованных стихов
(так называемый «белый стих») и много стихотворных текстов, не оформленных строфически, то есть стихотворение может быть написано «сплошным текстом» или у него какие-то иные, не связанные со
строфикой принципы композиционного членения. Скажем, в баснях мораль часто отделяется графически от основного текста, но это не строфа.
В то же время рифма и строфа являются постоянными «спутниками» стиха. С античных времен, с русской
народной поэзии и до сего дня поэзия тесно связана со строфикой и рифмами.
Правда, современная западноевропейская и американская поэзия от строфики и рифмы отходит, предпочитая
нерифмованные верлибры, но этот процесс не следует абсолютизировать: во-первых, интересующая нас русская поэзия меньше подвержена этим тенденциям, а во-вторых, нет никаких оснований полагать, что
через какое-то время мощнейшая многовековая традиция строфики и рифмовки не возродится. Даже сегодня при общем
господстве верлибров у многих западноевропейских авторов встречаются рифмованные и строфически организованные стихи. В новейшей англоязычной поэзии утвердилось даже направление «новый формализм»
(термин появился в 1985 году), ставящее целью вернуть поэзии рифму и метрику. Сборники и антологии «новых формалистов» (антология Р. Ричмэна и др.), хотя и не
изменили ситуацию радикально, но во всяком случае ясно показали, что слухи о смерти классических форм стиха в западной поэзии оказались «сильно преувеличенными».
Русская поэзия, как уже говорилось, в этом смысле более консервативна, в ней строфически организованные и рифмованные стихи и
сегодня играют ведущую роль. Поэтому изучение рифмы и строфы – это не только дань уважения поэзии прошлых лет, но и погружение в мир современного стиха.
Рифма
Рифма – звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще всего – начиная с последнего ударного слога в
рифмуемых словах. До XVIII века такой повтор на Руси называли «краесогласием». Правда, в широком смысле слова рифма не обязательно «краесогласие», возможны и внутренние рифмы, то есть
фонетическая схожесть внутренних позиций в разных стихах. Но классическая рифма, действительно, тяготеет к концу стиха.
Рифма не просто фонетически облагораживает стих, делает его более музыкальным, но и подчеркивает вертикальные связи, в том
числе и смысловые. Рифмованные слова оказываются выделенными в своей связанности, между ними устанавливаются контакты. Чем устойчивее и привычнее рифма, тем эти связи ожидаемее и прочнее. Скажем,
забавная песенка Остапа Бендера из кинофильма «Двенадцать стульев» заканчивается фразой: «Там, где любовь, там всегда проливается кровь». Это, конечно, пародия, но пародируется именно
закрепленная бесконечным рифмованием связь слов «любовь – кровь».
Почувствовать эти связи можно и на примере «от противного». Если мы «обманем» читателя и вместо
ожидаемой фонетически и логически рифмы установим совсем другую связь, моментально возникнет иронический эффект. Вот, например, концовка стихотворения Саши Черного «Переутомление». Стихотворение
представляет собой монолог исписавшегося поэта, а заканчивается оно так:
Нет, не сдамся… Папа – мама,
Дратва – жатва, кровь – любовь,
Драма – рама – панорама,
Бровь – свекровь – морковь… носки!
Иронический эффект достигается именно потому, что автор нас «обманул» – установил связь между «любовью и носками» вместо
ожидаемым «любовь – вновь» или чем-то в этом роде.
Рифма при кажущейся очевидности – явление исторически изменчивое и зависящее от традиций культуры. Скажем, в английской
традиции ощущение рифмы возникнет при совпадении последних ударных гласных, в русской этого мало, нужен еще хотя бы один согласный («смотри – лови» не воспринимается рифмой, а «смотри – бери»
воспринимается).
Русскому читателю, владеющему английским, покажутся странными, например, некоторые рифмы П. Б. Шелли (Восстание Ислама.
Песнь восьмая):
……………………………Lo! Plague is free
To waste, Blight, Poison, Earthquake, Hail, and Snow,
Disease, and Want, and worse Necessity
Of hate and ill, and Pride, and Fear, and Tyranny…
(Послушай! Чума
Свободна убивать, и в мире тюрьмы, катастрофы,
Грады, снежные бури, невзгоды, неотвратимость
Ненависти, болезней, гордости, страха и тирании…)
Как видим, Шелли спокойно рифмует слова на «ри», «ти» и «ни». Русский поэт такие рифмы бы не воспринял.
Кроме того, для ощущения рифмы необходимо, чтобы рифмованные строки оказались в ожидаемых позициях. Если
позиция неожиданна для данной культуры, мы рифмы не почувствуем:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет. (М. Ю. Лермонтов)
В известном стихотворении Лермонтова рифмованы все строки, но читателю обычно кажется, что рифмованы только четные (2 и 4). Это
происходит потому, что рифмы 1 – 5 и 3 – 7 с переносом на другую строфу русскому сознанию непривычны, мы их просто не замечаем. Лермонтов пытался приблизиться к мелодике и аллитерациям оригинала
(стихотворение Гейне), в результате часть рифм «потерялись». Сравним другой перевод:
Незыблемо кедр одинокий стоит
На Севере диком, суровом,
На голой вершине, и чутко он спит
Под инистым снежным покровом.
И снится могучему кедру Она –
Прекрасная пальма Востока,
На знойном утесе, печали полна,
И так же, как он, одинока. (Перевод И. П. Павлова)
Как видим, никаких проблем с ощущением рифмы не возникает. Другое дело, что по силе воздействия лермонтовский шедевр
значительно превосходит текст Павлова.
Рифмы могут быть очень разными, классифицировать их можно по разным основаниям:
По характеру клаузулы различают,
соответственно, мужские, женские, дактилические и гипердактилические рифмы.
По принципу «точности – неточности» рифмы могут быть точными, приблизительными или контурными. Точная рифма предполагает полное совпадение концовок (например, «нашел – ушел»,
«заря – моря» и т. д.). Приблизительная рифма предполагает совпадение некоторых, но не всех звуков (например, «любовь – любой»). Контурная рифма –
это лишь отдаленное фонетическое сходство концовок строк, которое, однако, в контексте рифмованного стиха воспринимается как рифма. Например, у А. Вознесенского в поэме «Оза» читаем:
Противоположности свело.
Дай возьму всю боль твою и горечь.
У магнита я – печальный полюс,
Ты же светлый. Пусть тебе светло.
Слова «полюс» и «горечь» сами по себе не рифмуются, но в контексте стихотворения кажутся рифмой. Отдаленного фонетического
сходства «горечь – полюс» оказалось достаточно.
По фонетическим характеристикам звуков рифмы можно считать богатыми («врезываясь – трезвость») и бедными («дом – сом»).
По позиции рифмованных строк в строфе (как правило, четверостишии) различают рифмы парные (ААВВ), перекрестные (АВАВ) и опоясывающие, кольцевые (АВВА).
Кроме того, рифмы могут быть простыми («любовь – кровь») и составными (если хотя бы в одной
позиции рифма складывается из нескольких слов «в облака ты – плакаты»), стандартными и неожиданными и т. д. Есть много оснований для классификаций, описывать все
варианты в пределах нашего пособия не рационально, да и едва ли возможно.
Важнее понимать, что нет рифм «хороших и плохих». Рифма связана с целостной структурой и смыслом стихотворения. Иногда простая
стандартная рифма уместнее яркой и неожиданной, иногда – наоборот. Все зависит от художественной задачи и мастерства поэта.
Строфа
Строфа – это периодически повторяющаяся группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком.
Кроме того, строфа, как правило, представляет собой относительно законченный в смысловом отношении и композиционно фрагмент. Поскольку признаков, способных составить строфу, достаточно много
(число строк, размер, тип рифмовки и т. д.), то со времен античности известно огромное число строф. Перечислять и описывать их все в данном пособии физически невозможно – это резко и неоправданно увеличит объем книги. Сейчас нам важно принципиально понять,
что такое строфа, и иметь представление о самых популярных строфах европейской и русской поэзии. Значимость строфы в культуре определяется двумя факторами: с одной стороны, распространенность, с
другой – масштаб произведений, где эта строфа использована. Скажем, онегинская строфа не очень распространена, но ее известность объясняется масштабом и ролью для русской культуры самого романа «Евгений Онегин».
Как правило, минимальной единицей строфики считаются два стиха. В последние годы, правда,
все отчетливее проявляется жанр моностиха (одностишие)[1], который, будучи организованным в цикл, может пересекаться с вариантом
строфы. Таковы, например, известные циклы моностихов В. Вишневского, где границы жанра и строфы весьма условны.
Но если моностих как строфа представляет собой проблему, то двустишие признается всеми:
Гляжу, как безумный, на черную шаль,
И хладную душу терзает печаль.
Когда легковерен и молод я был,
Младую гречанку я страстно любил;
Прелестная дева ласкала меня,
Но скоро я дожил до черного дня… (А. С. Пушкин)
Из трехстиший наиболее известна в культуре терцина. Ей написано огромное число произведений,
в том числе знаменитая «Божественная комедия» Данте. Терцина – особая строфа, некоторыми специалистами она вообще за строфу не признается, поскольку она принципиально не замкнута и связана с
последующими строфами. Терцина – цепочка трехстиший, построенная по схеме АВА ВСВ СDC DED EFE и так далее. То есть внутри каждой терцины есть незарифмованная строка, которая для рифмовки требует
следующей строфы. Замыкается терцина двустишием или одностишием, зарифмованным со второй строкой последней терцины:
ABA BCB CDC DED ……… MNM NN
Наиболее популярной строфой является четверостишие. Этот вид строфы знаком любому
европейскому читателю. В русской традиции четверостишия часто подразделяют на четыре вида: со сплошной рифмовкой, с парной рифмовкой, с перекрестной рифмовкой и с кольцевой рифмовкой. Приводить
примеры четверостиший, думается, излишне, мы с ними знакомы с детства.
Пятистишияв европейской поэзии распространены меньше (в отличие, скажем, от японской), но встречаются довольно часто:
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья. (Ф. И. Тютчев)
Из шестистиший стоит отметить довольно популярную секстину. Эта строфа известна в Европе
давно, в строгом смысле этого термина (в терминологии М. Л. Гаспарова – «большая секстина») секстина построена довольно сложно: первая строфа «задает» группу рифм или слов, которые в разных
позициях встречаются в других строфах. Тогда в стихотворении должно быть шесть секстин. Полное описание здесь едва ли уместно. В обиходе секстиной стали называть практически любое шестистишие с
двойной рифмовкой (АВАВАВ, АВВАВА). Иногда секстиной называют строфу АВАВСС с тройной рифмовкой.
Семистишие (септима) – не очень
популярная строфа, известная, однако, каждому русскому читателю в связи со стихотворением Лермонтова «Бородино», вошедшим в «золотой фонд» русской поэтической культуры:
– Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Чрезвычайно популярны в европейской и русской литературе восьмистишия. Трудно сказать,
почему они гораздо популярнее септим, но это так. Особое значение имеет так называемая октава, по поводу которой А. С. Пушкин в игровой манере написал:
Четырехстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
Это начало поэмы «Домик в Коломне», написанной октавами, и здесь А. С. Пушкин демонстрирует прекрасное знание теории стиха.
Классическая октава писалась пятистопным ямбом (отсюда и первая строка), тройными созвучиями (ААА ВВВ) и тремя рифмами (А В С). Структура октавы, как прекрасно видно из пушкинских строк,
такова: АВАВАВСС.
Девятистишия(ноны) в русской поэзии менее популярны, хотя достаточно распространены, в том числе у М. Ю.
Лермонтова[2]. Зато они очень
популярны в английской поэзии, где, в основном, используется так называемая «спенсерова строфа». Ей написаны многие шедевры Байрона (в частности, «Паломничество Чайлд Гарольда») и Шелли (в
частности, знаменитая поэма «Восстание Ислама»).
Весьма популярны в европейской и русской литературе, особенно в русской литературе рубежа XVIII–XIX веков, одические
десятистишия (одическая строфа). Ее мы встретим, например, у Г. Р. Державина.
Более сложные строфы, за исключением сонета, встречаются относительно редко, хотя возможны. Так, признана тринадцатистрочная
строфа (рондель), пятнадцатистрочная (рондо), но в русской поэзии за исключением некоторых изысков (например, «Рондо» М. Кузмина) они мало распространены.
Иное дело классическая четырнадцатистрочная строфа сонет. Термин «сонет» можно понимать
двояко. С одной стороны, это популярнейший жанр лирики, связанный не только формой, но и настроением. С другой – это вид строфы, если речь идет о более сложных жанровых образованиях, прежде всего
о венке сонетов. Венок сонетов – изысканный и технически виртуозный жанр, ранее очень популярный, сейчас отошедший на второй план. Однако еще у поэтов Серебряного века венки
сонетов были весьма популярны, например, известен «Звездный венец» М. Волошина. Сегодня венки сонетов пишутся скорее ради технического совершенствования, чем для эмоционального
самовыражения. Классический венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов, в которых пятнадцатый является ключом. Можно сказать, что схема венка сонетов 14 + 1 сонет. Четырнадцать сонетов построены
так, что последняя строка одного сонета совпадает с первой строкой следующего. Например, последняя строка третьего сонета совпадает с первой строкой четвертого. Последняя строка четырнадцатого
сонета совпадает с первой строкой первого. Венок, таким образом, сплетен, круг замкнулся.
Ключевой пятнадцатый сонет состоит из первых строк четырнадцати сонетов венка. Таким образом, сложенные
вместе первые строки всех сонетов должны породить новый осмысленный текст.
Для русской поэзии имеет значение еще одна четырнадцатистрочная строфа – онегинская строфа.
«Евгений Онегин» технически написан сложно, строфы построены по одной схеме: четырехстопный ямб с типом рифмовки
АВАВССDDEFFEGG. То есть Пушкин «играет» всеми видами рифмовки, повторяя принцип построения из строфы в строфу.
[1] Подробнее см., напр.: Кузьмин Д. В. Жанр в русском моностихе // Жанрологический сборник. Выпуск 1., Елец, 2004, С. 100–106; Конюхова
Л. Н. Формально-содержательные модификации моностиха в русской литературе XX века. Дисс…. канд . филол. наук : 10.01.08. М., 2009.
[2] О традиции английских нон и ее преломлении у Лермонтова см.: Пейсахович М. Строфика Лермонтова // Творчество М. Ю. Лермонтова:
150 лет со дня рождения, 1814–1964. М., 1964. С. 417–491.
Что такое строфа
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».
Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.
Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.
Строфа — это…
Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.
Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.
Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.
Строфа и рифма
В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.
На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).
Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.
Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.
Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:
- ААББ – парная;
- АБАБ – перекрёстная;
- АББА – опоясывающая (кольцевая)
Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.
Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.
В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.
В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:
«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, —
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…»
Виды строф в мировой поэзии
Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:
- Античная строфика:
- по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
- по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
- Европейская строфика:
- по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
- по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
- Восточная строфика: газелла, касида, рубаи, хокку (хайку), танка и другие.
Три типа строфики не существуют изолировано.
К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).
Русская строфика
Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.
Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).
Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.
Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).
Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».
Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.
Заключение
Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.
Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.
рифмованный прил.
Количество букв н в суффиксах прилагательных и причастий варьируется в зависимости от семантики суффикса и от контекста.
Н
НН
Правило
Пример
Правило
Пример
С одной буквой н пишутся прилагательные, не образованные от других частей речи
юный
синий
свиной
рьяный
С двумя буквами н пишутся прилагательные, образованные от существительного с основой на -н с помощью суффикса -н
лимонный (лимон+н)
машинный (машина+н)
С одной буквой н пишутся прилагательные с суффиксами -ин-, -ян-, -ан-
Исключения: деревянный, оловянный, стеклянный.
орлиный
кожаный
серебряный
С двумя буквами н пишутся прилагательные с суффиксами -енн- и -онн-
вещественный
лекционный
С одной буквой н пишутся прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -н- и -ен- и не имеющие при себе зависимых слов.
Исключения: желанный, священный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный и т.д.
гружёные вагоны
жареные караси
вязаная кофта
С двумя буквами н пишутся страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- (могут иметь приставки и зависимые слова). Приставка не- не влияет на правописание н и нн: незваные гости, негружёные вагоны, неразгруженные вагоны.
разгруженные вагоны, гружённые углём вагоны
жареные в масле караси связанная кофта
С двумя буквами н пишутся прилагательные и причастия на -ованный, -еванный.
Исключения: кованый (ковать), жёваный (жевать)
рифмованный
дистиллированный
корчёванный
циклёванный
С двумя буквами н пишутся прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида (с приставками или без).
Исключения: смышлёный (юноша), названый (брат), посажёный (отец), приданое (существительное)
рассеянный человек
уверенный вид
данный случай
С одной буквой н пишутся краткие формы страдательных причастий
Задача решена.
Его интересы были ограничены узким кругом повседневности.
С двумя буквами н пишется краткая форма однокоренного прилагательного
Их взгляды были очень ограниченны. (Синонимы – узки, недалёки; можно поставить в творительном падеже: взгляды были ограниченными).
В кратких прилагательных н и нн пишутся в соответствии с полной формой
Травы зелены (зелёный)
Одна буква н пишется в слове ветреный
ветреный день
Две буквы н пишутся при наличии приставок
безветренный
подветренный
Одна буква н пишется в существительных, образованных при помощи суффиксов -ик- и -ица, пишется столько н, сколько их было в причастии или в отглагольном прилагательном.
Запомнить: труженик
путаница
(от путаный)
Две буквы н пишутся при наличии приставок
посланник (от посланный)
избранник народа (от избранный)
В наречиях на -о и -е пишется столько н, сколько их было в прилагательном.
бешено мчаться (бешеная езда)
ветрено (ветреный)
временно (временный)
обдуманно (обдуманный)
искренне
– Стихи очень короткие, – пояснила она. – Всего две рифмованные строки.
Можно за пять минут «накидать» сколько угодно рифмованных строк, но и выглядеть эта песня будет «на пять копеек»!
Кроме того, функционально значимым оказывается ритмический контраст трёх рифмованных строк с последней, нерифмованной, имеющей женское окончание и принципиально другой мелодический рисунок ударных гласных.
Поэтому я просто погладила его по щеке пораненным пальцем и беззвучно прошептала короткие рифмованные строки.
Сорвав травинку, юноша засунул её в зубы. Широко шагая, он закинул руки за затылок и ушёл в форт, бормоча сквозь зубы что-то, напоминающее рифмованные строки.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова булыга (существительное):
– Салтыков-Щедрин говорил, что выдавать рифмованные строки – всё равно что ходить не по полу, а по верёвочке.
И стихи, так и не родившиеся, а лишь пробивающиеся на свет в виде рифмованных строк, незавершённых строф.
Этот периодический выплеск рифмованных строк помогал мне не сойти с ума.
Первые рифмованные строки сочинила в шестилетнем возрасте, а более серьёзно занялась стихосложением в 13 лет.
Открываю дневник, пишу какие-то рифмованные строки о том, что мне плохо, одиноко, что я готова идти за ним на край света, сидеть рядом день и ночь, если позволит.
Меня завораживает процесс перевода на русский язык равномерных рифмованных строк с аллитерациями.
Верно, стихи во всех перечисленных книгах пишут герои, однако их рифмованные строки отнесены к итоговому, «авторскому» смыслу романа непосредственно, напрямую, минуя особенности контекста эпохи его создания.
Мысли водили хороводы. И вдруг, впервые в жизни, они стали оформляться в нечто новое для меня. Неожиданно сами собой пошли рифмованные строки.
В этих рифмованных строках собраны разные воспоминания, мысли и чувства. Может они найдут отклик и в твоём сердце?
А я по волнам рифмованных строк уплываю в сказочную страну, в мир чувств души.
Скорей всего, это больше походило на притяжение и, к тому же, огромный интерес к его внутреннему миру, который был переполнен множеством нестандартных рифмованных строк, а те в свою очередь плавно перетекали в лабиринты замысловатой прозы.
А всё то множество юношеских рифмованных строк было посвящено любви!
Чуть ли не до самого рассвета рыцарь ублажал слух своей дамы рифмованными строками о горячей любви и пел ей нежные канцоны под аккомпанемент одного из своих воинов, умело владеющего не только мечом, но и лютней.
И вместо пения канцон и декламирования рифмованных строк про любовь доведётся ему теперь искать ближайший турнир, чтобы подраться всласть и злость немного выпустить, да и кошель наполнить.
Я только начала писать первые в своей жизни рифмованные строки, которые нигде не печатала и никому не давала читать.
Я рифмованные строки протеста.
Потом, перед самой смертью, он снова создал музей – книгу стихов разных поэтов о горах «Наши горы рифмованной строкой».
Слабо заметны в речах действующих лиц рифмованные строки… проще говоря, довольно те строки на рифму плохи.
Собственно, без него рифмованные строки дневника вряд ли состоялись бы…
И слушатели поддались очарованию и этой тёплой августовской ночи, напоенной ароматом созревших южных плодов и знойной степи, и тайне чарующих звуков, и магии рифмованных строк.
Нередко в рекламе используются рифмованные строки – из-за их лучшего запоминания в сравнении со строками не рифмованными.
И если стихи – не благословенные, то это просто рифмованные строки.
Он появляющиеся в сознании две-три рифмованные строки способен продолжить до завершения поэтического поиска в целостном произведении.
Вначале это были небольшие рифмованные строки, затем четверостишия.
Продолжая напевать рифмованные строки, она вызвала к жизни какие-то потусторонние силы.
Я учила их всегда с удовольствием, с помощью мамы запоминала наизусть рифмованные строки, рисовавшие в моём детском воображении яркие, выразительные образы, как на картине искусного художника.
Рифмованные строки пословицы произносимые вслух, по воздействию на человека схожи со сказкой, музыкой или живописью, обходя сознание человека которые прямиком воздействуют на его подсознание.
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными строками.
Я написал рифмованные строки меньше чем за пять минут и если меня попросят сочинить что-то ещё, я сделаю это так же быстро.
Вот низкий круглый столик, за которым он просиживал долгие часы в одиночестве, рождая в муках творчества рифмованные строки.
Но он знал, что в рифмованных строках устная информация живёт очень долго.
Именно настроение кроется за нестройными рифмованными строками.
Эти фразы мало похожи на язык «Зеркального вора», до сих пор бывшего единственной известной ему поэзией, если не считать нескольких рифмованных строк, которые выкрикивали кидалы на 42-й улице, завлекая падких на звучные цитаты студентов.
В жуткой тайне от всех, под покровом глухой непроглядной ночи, он иногда занимался тем, что записывал в блокнот рифмованные строки собственного сочинения.
Вернее, это было больше, чем обычные рифмованные строки.
Он даже дорисовал между рифмованными строками сумму поощрительной премии, но в последнюю минуту передумал.
Но мы не бесы, которых вы сами напридумывали, и не дьяволята, чтобы можно было уничтожить нас бормотанием рифмованных строк.
Смутно в голове его стали складываться ритмичные рифмованные строки, которые ему никогда не удавалось написать наяву.
Что же, в начале XX века между представителями литературных направлений проходили суды-диспуты, на которых поэты обвиняли друг друга в непонимании правильной поэзии, век спустя без всякого музыкального сопровождения ругаются авторы рифмованных строк.
Игрунка сочиняла потрясающие стихи, любила их декламировать, одновременно, правда, лазая по шведской стенке, катаясь с горки, или носясь по двору и ликующе выкрикивая рифмованные строки.
Весь день, под влиянием ночного видения, меня преследовали неизвестно откуда приходившие на ум рифмованные строки, которые я еле успевала записывать в блокнотик, лежавший в кармане халата.
Считается, что рифмованные строки лучше запоминаются и меньше искажаются при устной передаче от одного человека к другому.
Однако, бывает и такое, что моя мысль, каким-то образом, сама собой выстраивает рифмованные строки, и тогда я начинаю считать себя в полной мере поэтом.
На любой вопрос он отвечает сомнительной рифмованной строкой, явно не относящейся к делу.
Стройные ряды рифмованных строк в аккуратных блокнотиках или интернете.
→
рифмованная — прилагательное, именительный п., жен. p., ед. ч.
→
рифмованная — прилагательное, именительный п., жен. p., ед. ч.
↳
рифмованная — причастие, именительный п., жен. p., прош. вр., страд, ед. ч.
Часть речи: инфинитив — рифмовать
Часть речи: прилагательное
Положительная степень:
Часть речи: глагол
Часть речи: деепричастие
Несовершенный вид | Совершенный вид |
---|---|
рифмуя |
Часть речи: причастие
Действительное причастие:
Страдательное причастие:
Часть речи: кр. причастие
Страдательное причастие:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
- KtoNaNovenkogo
- ЧаВо
- Вы здесь
9 декабря 2019
- Строфа — это…
- Связь с рифмой
- Виды строф в мировой поэзии
- Русская строфика
- Заключение
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».
Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.
Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | Подчиняется трем основным схемам:
Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника. |
Дольник | — (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — / |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Русская строфика
Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.
Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).
Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.
Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).
Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».
Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.
Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости | В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие | Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. | Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Строфа — это…
Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.
Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.
Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
- Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
- Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стансы
Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд».
Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
- Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
- Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.
Смешение видов: стансы и сонет
Данный вид представлен четырьмя строками с соответствующим стихотворным размером – четырехстопным ямбом.
Важно! Ямб – двусложный стихотворный размер, представляющий собой два слога, второй из которых является ударным. А четырехстопный ямб – это двусложный размер, который повторяется 4 раза, то есть имеет 4 стопы по 2 слога в каждой.
А.С. Пушкин – великий русский поэт, наследие которого столь обширно, что в его творчестве можно найти и примеры данного вида: «Стансы», «Во глубине сибирских руд…», «Брожу ли я».
Из интересных разновидностей также можно отметить сонет, включающий в себя 2 катрена и 2 терцета.
Отдельным особняком стоит шекспировский, или английский, сонет, включающий три катрена и дистих. Естественно, что его автор В. Шекспир сделал это намеренно, на свой лад меняя правила строфики.
Сколько строк насчитывает сонет? Как правило, 14. Сонеты написаны пятистопным ямбом и очень редко шестистопным.
Важно! Рифмы в сонетах могут меняться, если в катренах присутствует равнозначная рифмовка, а трехстишиях также две неодинаковые рифмы.
Сонет – это не только визитная карточка любовных стихотворений, но и связанных с творчеством и посвященных какому-либо лицу. Известным любителем сонетов также являлся А.С. Пушкин, который создал «Мадонну» и «Поэту».
Отдельный вид строфики: онегинская
Русская поэзия не мыслит себя без имени Александра Пушкина, поэтому особый вид строфической системы, введенный именно им в литературу получил имя онегинской строфы. Свое название данный термин ведет от фамилии главного героя романа в стихах «Евгений Онегин». Можно догадаться, что сам роман написан именно данной строфической конструкцией. Это сколько строк? Всего их, как и в сонете, четырнадцать, однако в отличие от последнего структура онегинской строфической системы крайне интересна:
- первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой,
- далее возникает новая рифма между 5 и 6 строками, потом седьмая и восьмая идут в рифму,
- далее идет рифма 9 и 12, а между ними рифмуется 10 и 11,
- завершается все это рифмовкой 13 и 14 стиха.
Эта структурная композиция сохраняется на протяжении всего романа, за исключением писем Татьяны и Онегина, а также песни девушек из третьей главы.
Это интересно! Как раскрывалась любовная лирика Пушкина: стихи, написанные в разные возрасты поэта
Как делятся строфические композиции?
Делятся они по принципу соединения рифм. Поэтому, отвечая на вопрос: «Что такое строфа в стихотворении?», нужно учитывать соединение рифмованных стихов с нерифмованными строками. Существуют также укороченные и удлиненные стихи, чередующиеся в стихотворениях с обычными.
В поэзии могут использоваться и удвоенные строфические композиции с «зеркальной», то есть обратной, рифмовкой.
Строфические повторы
Особым элементом в законах строфики становятся повторы. Чаще всего такие композиционные вставки можно встретить в песнях. В каких-то жанрах повтор называется рефреном, в каких-то проще – припевом – циклической композицией, которая повторяется через каждую группу стихов. Главной отличительной особенностью рефрена является закономерность данного повторения.
Это интересно! Краткий анализ стихотворения Узник Пушкина: история создания и главная идея
Многообразие строф в мировой поэзии
Лирика Древней Греции преподнесла нам элегию, горациеву, сапфическую и асклепиадову строфы, которые названы по имени их авторов: Горация, Асклепиада и первой древнегреческой поэтессы Сапфо.
Меньшую роль в образовании законов строфики играла восточная поэзия, представившая миру персидские катрены и турецкие газели. Страны Дальнего Востока также внесли свой вклад в поэзию мира посредством японских хокку.
А английские, французские и немецкие поэты подарили миру множество стихотворных форм:
- рондо,
- шекспировский сонет,
- октаву,
- триолет,
- терцину,
- септиму,
- нону.
Внимание! А как называется строфа из пяти стихотворных строчек? Довольно редкой в русском стихосложении она становится потому, что там присутствует последняя нерифмованная строчка, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Люблю я Кавказ». А строфа из пяти стихотворных строк называется квинтет, т. к. по латыни «квинта» означает «пять».
«Романс» строфической науки: александрийский стих
Особняком как в поэзии мира, так и в русской поэтической традиции стоит александрийский стих, который прибыл к нам из Франции и стал в 18 веке венцом русской героической поэмы. Александрийский стих состоит из некоторого количества двустиший с шестистопным ямбом. Хорошим примером будет являться стихотворение «Черная шаль» А. Пушкина.
Что такое строфа в стихотворении
Изучаем теорию поэзии строфы, рифмы
Онегинская строфа
Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).
Интернациональные строфы
До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.
В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.
Особенности песенных жанров
В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.
При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.
Общая характеристика
Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.
Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).
В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.
В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).
Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).
Что такое строфа?
Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.
Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.
Некоторые виды твердых форм строф в мировой поэзии
Огромное количество различных твердых форм строф накопила мировая поэзия. В античной, например, мы найдем богатство их разновидностей. Они неустанно разрабатывались позднее в лирике других европейских народов. Это такие виды строф, как элегический дистих, горациева, или алкеева, строфа, сапфическая большая и малая, асклепиадова, представленная несколькими видами, и другие. Неоднократно воспроизводилось большинство из них и в отечественном стихосложении, чаще всего неточно. В этом смысле гораздо меньшую роль сыграла восточная поэзия в русской. Из нее были предприняты недавно попытки заимствования нескольких форм (персидское четверостишие, газель). Богатое наследие романских народов в русской поэзии представлено некоторыми из «твердых форм», такими как рондо, сонет, октава, секстина, триолет, терцина и другие.